Гимнастика для глаз детям. Зачем нужна глазная зарядка детям? Витамины для глаз

Здравствуйте, уважаемые мамы, папы, бабушки и дедушки! Пожалуй, главной составляющей процесса развития ребёнка является накопление им разнообразной информации. А знаете ли вы, что 90% информации кроха получает при помощи зрения? Глаза - это бесценный и удивительный дар, поэтому важно с самого раннего возраста беречь их от негативных воздействий, укреплять глазные мышцы. Сегодня мы расскажем вам, какой должна быть зарядка для глаз для детей, чтобы малыш мог сохранить хорошее зрение на долгие годы.

Как защитить глаза ребёнка

Интенсивное развитие органов зрения приходится на первые десять лет жизни ребёнка. В этот период любые негативные факторы могут стать причиной ухудшения зрения или болезней глаз. Что же нужно делать? Вот некоторые рекомендации детских офтальмологов:

  • Не допускайте, чтобы малыш подолгу сидел перед экраном телевизора или компьютерным монитором.
  • Нельзя смотреть телевизор или играть в компьютерные игры в тёмной комнате: глаза вынуждены постоянно менять фокус, что приводит к их перенапряжению.
  • Малыш должен сидеть прямо перед экраном, а не сбоку от него.
  • Обращайте внимание на осанку карапуза за столом. Сидение «с кривой спиной» нарушает кровообращение головного мозга и может привести к ухудшению зрения.
  • Не разрешайте ребёнку читать или рассматривать картинки лёжа.
  • Рассказывайте малышу о том, что глаза необходимо беречь, ни в коем случае не допускать их травмирования.
  • Двигательная активность: подвижные игры, занятия физкультурой - помогает глазам лучше работать.
  • Регулярно посещайте с карапузом врача-офтальмолога, который проверит его зрение и при необходимости назначит курс витаминотерапии.
  • Старайтесь, чтобы питание малыша было полноценным. Весьма полезными для глаз являются следующие продукты: морковь, черника, творог, тыква, рыба и рыбий жир, различные фрукты.
  • Регулярно проводите с ребёнком зрительную гимнастику.

Зарядка для глаз в стихах

Основная цель зрительной зарядки - тренировка глазных мышц. Маленьким детям гораздо интереснее выполнять упражнения, если они проводятся в форме игры. Включите негромкую музыку и начните делать вместе с малышом зарядку для глаз в стихах.

Солнышко и тучки

Солнышко с тучками в прятки играло (посмотреть вверх),
Солнышко тучки-летучки считало (вправо-влево):
Серые тучки, чёрные тучки (вверх-вниз),
Лёгких - две штучки,
Тяжёлых - три штучки.
Тучки попрятались, тучек не стало (закрыть глаза ладонями) -
Солнце на небе вовсю засияло (широко открыть глазки).

Стрекоза

Вот какая стрекоза - как горошины глаза (пальцами сделать «очки»).
Влево, вправо, назад, вперёд (глазами смотреть вправо-влево) -
Ну, совсем как вертолёт (круговые движения глаз).
Мы летаем высоко (посмотреть вверх),
Мы летаем низко (посмотреть вниз),
Мы летаем далеко (посмотреть вдаль),
Мы летаем близко (посмотреть вниз).

Ослик

Ослик ходит, выбирает,
Что сначала съесть, не знает (обвести глазами круг).
Наверху созрела слива (посмотреть вверх),
А внизу растёт крапива (посмотреть вниз),
Слева - свёкла, справа - брюква (посмотреть влево-вправо),
Слева - тыква, справа - клюква (посмотреть влево-вправо),
Снизу - свежая трава (посмотреть вниз),
Сверху - сочная ботва (посмотреть вверх).
Выбрать ничего не смог
И без сил на землю лёг (зажмурить глаза, потом поморгать 10 раз, повторить 2 раза).

Осенние листочки

Ах, как листики летят,
Всеми красками горят (круговые движения глазами: налево, вверх, направо, вниз, вправо, вверх, влево, вниз).
Лист кленовый, лист резной (посмотреть влево-вправо),
Разноцветный, расписной (посмотреть вверх-вниз).
Шу-шу-шу, шу-шу-шу,
Как я листиком шуршу.
Но подул вдруг ветерок (круговые движения глазами: налево, вверх, направо, вниз, вправо, вверх, влево, вниз),
Закружился наш листок (посмотреть влево-вправо),
Полетел над головой (посмотреть вверх-вниз) -
Красный, жёлтый, золотой.
Шу-шу-шу, шу-шу-шу,
Как я листиком шуршу.
Под ногами у ребят (посмотреть вниз)
Листья весело шуршат (посмотреть вверх).
Будем мы сейчас гулять
И букеты собирать (посмотреть влево-вправо).
Шу-шу-шу, шу-шу-шу.
Как я листиком шуршу (закрыть глаза, погладить веки указательными пальцами).

Бабочка

Спал цветок (закрыть глаза, расслабиться)
И вдруг проснулся (помассировать веки, слегка надавливая на них по часовой стрелке и против неё),
Больше спать не захотел (поморгать глазами),
Встрепенулся, потянулся, (руки поднять вверх - вдох, посмотреть на руки, руки согнуты в стороны - выдох),
Взвился вверх и полетел (потрясти кистями, посмотреть вправо-влево).

Выполнять зрительную зарядку с малышом нужно регулярно, не менее двух раз в день. Длительность одного занятия не должна превышать 5 минут.

Вот ещё несколько стихотворений, в которых сразу упоминается, какие действия необходимо выполнять.

Раз - налево, два - направо,
Три - наверх, четыре - вниз.
А теперь глаза по кругу,
Чтобы лучше видеть мир.
Смотрим ближе, смотрим дальше,
Тренируя мышцы глаз.
Видеть скоро будем лучше
И острее в сотню раз.
Мы гимнастику для глаз
Выполняем каждый раз:
Вправо, влево, кругом и вниз -
Повторять ты не ленись!
Глазки вправо, глазки влево -
И по кругу проведём.
Быстро-быстро поморгаем
И немножечко потрём.
Посмотри на кончик носа
И в «межбровье» посмотри.
Круг, квадрат и треугольник
По три раза повтори.
Глазки закрываем,
Медленно вдыхаем.
А на выдохе опять
Глазки заставляй моргать.
А сейчас расслабились
И гулять отправились.

И ещё несколько упражнений

Раз в две–три недели меняйте упражнения, чтобы интерес карапуза к зрительной гимнастике не пропал. Купите большую куклу, у которой закрываются глаза и хорошо двигаются руки. Скажите ребёнку, что кукла Катя будет заниматься вместе с вами, пусть кроха сам показывает ей, какие упражнения нужно делать.

Посмотри на шарики

Прикрепите к потолку в двух углах комнаты яркие воздушные шарики. Малыш должен стоять или сидеть в центре.

Ребёнок должен сначала посмотреть внимательно на один шарик (секунд 10), затем сконцентрировать внимание на другом. При этом не разрешайте ему крутить головой, все движения должны делать только глаза. Повторите 5 раз, после чего предложите малышу закрыть глазки на несколько секунд и снова повторите упражнение.

Жмурим глазки

Это упражнение призвано расслабить мышцы, которые поддерживают глазное яблоко. Оно лёгкое, но очень эффективное, с ним справляются даже детки 2–3 лет.

На 10 секунд нужно сильно-сильно зажмурить глазки, а затем открыть их и расслабить. Повторить несколько раз.

Дальше - ближе

Во время прогулки остановитесь с малышом в каком-либо месте. Найдите два неподвижных объекта: один далёкий (например, высокое дерево), а другой - близкий (к примеру, цветок).

Попросите ребёнка посмотреть по очереди на дерево и на цветок, работая только глазами. Делайте это несколько раз.

Змейки и спиральки

Для этого упражнения вам понадобится дидактический материал. Возьмите несколько больших листов бумаги или картона и нарисуйте на каждом из них по одной фигуре. Это могут быть змейки, спирали, круги, ломаные линии и т.п. Главное условие: рисунок должен быть крупным и ярким.

Усадите кроху в центре комнаты, а на стену прикрепляйте по одному ваши плакаты. Малыш должен «пройти» глазками путь от начала рисунка до конца.

«Пишем» носом

Скажите карапузу: «Представь, что твой кончик носа - это ручка, которой можно писать или рисовать. Давай что-нибудь напишем!»

Можно «писать» разные буквы или цифры, которые малыш уже знает. Или «нарисовать» домик с дымом, дерево, а может, просто кружочек или квадратик.

В чём польза зрительной гимнастики?

Зрительная зарядка снимает напряжение с глаз ребёнка и тренирует глазные мускулы. Именно от них зависит, не будет ли у малыша проблем с глазами в школьные годы и в дальнейшей жизни. Кроме того, лёгкие и увлекательные упражнения помогают:

  • Успокоить нервную систему ребёнка, снять психическое напряжение.
  • Облегчить нагрузку на глазки, дать им расслабиться, отдохнуть.
  • Активизировать переработку информации, поступающей через органы зрения.
  • Предупредить, замедлить или остановить падение зрения или развитие глазных заболеваний у малыша.

Уважаемые мамы, папы, бабушки и дедушки! Напишите нам, какие упражнения зрительной зарядки больше всего понравились вашему малышу.

Мы ждём ваших писем и комментариев. До свидания!

Большое количество информации ребенок получает именно через органы зрения, именно поэтому даже у дошкольников могут возникать зрительные нарушения. Гимнастика для глаз для детей поможет избежать ухудшения зрения, которое сказывается на физическом и интеллектуальном развитии. Зарядка хорошо тренирует глазодвигательные мышцы.

Специально подобранные комплексы помогают успокоить нервную систему малыша, снять усталость и облегчить нагрузку. Зарядка для глаз для детей способна замедлить или даже вовсе остановить падение зрения. В итоге головному мозгу легче перерабатывать информацию, которую он получает из органов зрения.

В первые десять лет жизни происходит интенсивное развитие органов зрения. В этот период глаза уязвимы для негативного влияния различного рода факторов: компьютер, телевизор, инфекционные процессы, неблагоприятная экология и другое. Неудивительно, что в наш век технологий зрение ухудшается, именно поэтому глаза нуждаются в отдыхе и расслаблении.

Детская гимнастика для глаз очень проста. В некоторых случаях достаточно посчитать вместе с ребенком растущие на дереве плоды или проезжающие мимо машины. Для этого не нужно слишком много времени. Одна такая разминка может длиться от трех до пяти минут.

Разминка для глаз для детей показана уже с двух-трех лет. Специалисты рекомендуют проводить ежедневные упражнения и обращают внимание на тот факт, что зрение формируется до двенадцатилетнего возраста.

Цель зрительной тренировки

Упражнения для глаз для детей не только повышают остроту зрения, они способны снимать спазм глазодвигательных мышц, поддерживать общий тонус и снимать усталость. Более того, такая зарядка даже убирает мешки под глазами, обогащает глазное яблоко притоком крови. Специалисты утверждают, что если каждый день проводить упражнения для глаз утром и вечером, то уже через месяц вы ощутите результат.

Не забывайте о том, что любая двигательная активность поможет глазам вашего ребенка лучше работать. Поощряйте ребенка больше двигаться, бегать, прыгать, играть в подвижные игры. Немаловажно следить за осанкой ребенка. Неправильная посадка за столом может привести к нарушению кровоснабжения головного мозга, что в свою очередь влечет за собой проблемы со зрением. Также важно контролировать времяпрепровождение ребенка перед экраном телевизора или компьютера. Не допускайте, чтобы он подолгу, не отрываясь, пользовался гаджетами. Специалисты не рекомендуют смотреть телевизор в темной комнате. Из-за этого органы будут перенапрягаться, для того чтобы адаптироваться к свету.

Не стоит самоуверенно полагать, что если у вашего чада нет проблем со зрением, то и гимнастика ему не нужна. Зарядка применяется как в лечебных, так и в профилактических целях, она поможет предотвратить проблемы со зрением.

Комплекс упражнений для детей, которые ходят в детский сад, может проводиться в игровой манере

Комплекс упражнений

Рассмотрим ряд упражнений, которые снимают усталость с глаз и укрепляют мышцы органов зрения. Крайне важно создание спокойной атмосферы, не нужно заставлять ребенка делать эти упражнения, необходимо его заинтересовать. Не забывайте о регулярности. Один месяц можно делать один комплекс, а потом для разнообразия попробовать другие варианты.


Упражнения для детей с нарушением зрения подбираются офтальмологом

Выделим наиболее действенные методики:

  • голова ребенка должна быть зафиксирована. Для этого он должен положить подбородок на руки. Затем глазные яблоки следует поднять максимально вверх к потолку, а потом вниз. Необходимо сделать четыре подхода и немного отдохнуть. Далее делается аналогичное упражнение, только глаза направляются по горизонтальной оси в левую и правую стороны;
  • при косоглазии рекомендуется разводить зрачки в разные стороны, а затем сводить их к носу;
  • вместе с ребенком смотрите в окно и найдите рядом расположенный и отдаленный предмет. Задача ребенка попеременно фиксировать свой взгляд то на одном, то на другом предмете;
  • упражнение «Уголки» заключается в том, что ребенок попеременно смотрит в левый верхний угол комнаты, затем переводит взгляд в правый нижний угол. Далее он смотрит в правый верхний и левый нижний угол;
  • ребенок может закрыть глаза и аккуратными движениями их погладить. Необходимо объяснить, что надавливать на глазки не нужно;
  • для расслабления глаз в темной комнате следует закрыть глаза и попытаться представить темную или даже черную поверхность. Такое упражнение снимает возбуждение с сетчатки и расслабляет глазодвигательные мышцы;
  • упражнение «Воображаемая гимнастика» развивает восприятие и воображение, оно выполняется с закрытыми глазами. Ребенок должен сесть, успокоиться и представить приятную картину. Это может быть красивый остров с пальмами, чайками и глубоким океаном. Необходимо представить, что вы сидите на берегу и смотрите вдаль без очков. Мысленно переводите взгляд от одного предмета к другому.


Хорошо сочетать гимнастику в ДОУ с домашней зарядкой

Снять зрительное напряжение помогут и другие советы. Встаньте в ровное положение и поднимите плечи вверх, а затем отведите их максимально назад, после чего верните в исходное положение. Необходимо сделать десять таких повторений. Также можно усложнить это упражнение тем, что после отведения назад вы не возвращаетесь в исходное положение, а отводите плечи вперед.

Также можно положить подборок на грудную клетку, при этом расслабив шею, после чего голова запрокидывается максимально назад. Усложните это задание, делая его в сидячем положении. Сначала подбородок опускается на грудь, затем голову нужно отвести в сторону и запрокинуть назад.

Ребенок должен сесть прямо и максимально расслабиться. Далее он берет две ладошки и трет их одну о другую. Затем правую ладонь следует приложить к правому глазу и, соответственно, левая рука располагается возле левого глаза. Необходимо объяснить ребенку, что прижимать ладони к глазам сильно не нужно, пальминг не должен причинять никакого дискомфорта. Главным моментом является то, что между пальцами не должно быть щелочек, которые бы пропускали свет.

Во время пальминга шея и позвоночник должны находиться на одной прямой линии. Локти лучше поместить на стол. Это упражнение можно выполнять на перемене между уроками для снятия напряжения. Не стоит резко убирать ладони с глаз. Можно постепенно их приоткрывать, для того чтобы глаза привыкли к свету.


Пальминг можно проводить перед каждым комплексом упражнений

Упражнения для детей дошкольного возраста

Примерно с трехлетнего возраста органы зрения начинают испытывать значительные нагрузки, поэтому зарядка послужит хорошим профилактическим методом для предотвращения зрительных нарушений. Если ребенок носит очки, то во время зрительной тренировки необходимо надевать очки с более слабыми диоптриями.

Рассмотрим эффективный комплекс:

  1. из картона вырежьте два круга и прикрепите их к двум углам на потолке. Для того чтобы ребенок обратил на них внимание, можно использовать цветной картон. Суть задания заключается в том, что ребенок должен в течение десяти секунд зафиксировать взгляд на одном круге, а затем на другом. Все движения должны осуществляться глазными яблоками, следует объяснить ребенку, что головой крутить нельзя. Ребенок должен сделать пять подходов, после чего делается пятнадцатисекундный перерыв;
  2. для этого упражнения родителям следует заранее подготовиться. Понадобится яркий рисунок, это может быть змейка, спираль или шахматная доска. Крепится картинка на потолке. Задача ребенка – пройти весь путь от начала и до конца. Родители сами могут определять траекторию движения;
  3. для улучшения кровоснабжения и развития глазодвигательных мышц используется упражнение с маятником. Его рекомендуют выполнять детям, чьи родственники страдали косоглазием. Оно помогает синхронно фиксировать движущиеся предметы и является хорошей профилактикой косоглазия. В качестве маятника можно использовать пуговицы на нитке, шарик или бусинку. Родитель должен стать за спиной у ребенка и расположить маятник примерно на расстоянии 40 см. Его задача заключается в том, чтобы следить за движением маятника, при этом голова должна оставаться неподвижной. После этого ребенок должен посмотреть на отдаленные предметы за окном и постараться описать в деталях все, что он видит. Специалисты утверждают, что по мере улучшения остроты зрения ребенок начнет описывать все больше деталей;
  4. для улучшения зрения на близком расстоянии возьмите обычные наручные часы с крупным циферблатом. Ребенок должен сказать, сколько времени, когда часы расположены в 30–40 см от него, затем вы отходите на метр и в конце на полтора метра. После этого в таком же порядке приближаете часы к лицу ребенка.


Не нужно заставлять ребенка проводить зрительную тренировку, он должен ее делать с приятными эмоциями

Глазная тренировка для детей школьного возраста

Школьники испытывают колоссальные нагрузки, поэтому в этом возрасте нельзя пренебрегать важностью зрительной тренировки. После каждого упражнения необходимо закрывать глаза на несколько секунд. Все движения выполняются без усилий.

Рассмотрим быстрый комплекс для детей школьного возраста:

  1. это упражнение называют «скорой помощью», так как оно расслабляет глазодвигательные мышцы, улучшает остроту зрения и повышает четкость изображения. Очень важно правильно выполнять упражнение, а для этого вы должны в первую очередь сами освоить технику. Поставьте стул примерно в метре от стены. Лицо должно быть максимально расслабленным, а голова – неподвижной. Глазными яблоками необходимо прорисовать латинскую букву V. Для этого вы поднимаете глаза в правый верхний угол и опускаете их вниз. Далее на пять секунд глаза необходимо закрыть. Затем вы смотрите в левый верхний угол и опускаете их вниз;
  2. посмотрите на область между бровями и задержите взгляд на несколько секунд. Со временем задержку в верхнем положении можно постепенно увеличивать;
  3. это упражнение выполняется с открытыми глазами. Представьте перед собой циферблат и прорисовывайте глазным яблоком все цифры сначала по часовой, а затем против часовой стрелки;
  4. для расслабления мышц необходимо сильно зажмурить глаза, а затем открыть и расслабить;
  5. еще одно упражнение в форме игры поможет восстановить зрение и расслабить шею. Для этого ваш ребенок должен представить, что его нос – это речка или указка, и он должен им нарисовать цифру, букву или что-то еще, а окружающие будут угадывать.


С помощью зрительной гимнастики дети будут видеть гораздо лучше

Гимнастика для глаз по Аветисову

Эдyapд Cepгeeвич Aвeтиcoв – это авторитетный профессор медицины в области офтальмологии. Долгие годы он работал над вопросами улучшения зрения и доказал, что проблему гораздо легче предупредить, чем лечить. Тем более что офтальмологические заболевания имеют склонность к хронизации процесса.

Профессор считает, что заботиться о зрении необходимо еще с раннего детского возраста. Он разработал комплекс несложных упражнений, на которые особое внимание должны обратить родители, чьи дети страдают миопией и подолгу находятся перед компьютером.

Профессор заверяет, что положительную динамику можно заметить уже через несколько дней. Нагрузку следует постепенно увеличивать. Аветисов предложил три тренировочных комплекса.

Рассмотрим, что входит в первый комплекс:

  • сожмите веки на три секунды, после чего их следует разжать. Рекомендуется сделать по шесть-восемь таких подходов;
  • в течение двадцати секунд активно моргайте, после чего сделайте перерыв на несколько секунд. Помассируйте глаза через закрытые веки подушечками пальцев;
  • легонько придавите подушечками пальцев глазное яблоко;
  • указательными пальцами надавите на область между бровями.

Укрепить внутренние мышцы глаз поможет второй тренировочный комплекс:

  • переводите взгляд с пола на потолок, при этом не двигайте головой. Сделайте по десять подходов;
  • опускайте глазные яблоки с потолка на пол по диагональной оси;
  • перемещайте взгляд по горизонтальной оси;
  • вращайте глаза по кругу сначала в одном, затем в другом направлении. Старайтесь не упускать из поля зрения попадающие предметы.

Завершающий этап способствует не только укреплению зрения, но и совершенствованию аккомодации:

  • перемещайте взгляд с пальца вытянутой руки на отдаленный предмет;
  • согните руку в локте и поместите указательный палец к кончику носа. Постепенно выравнивайте руку, а глазами следите за ходом направления пальца;
  • упражнение аналогично предыдущему, только сейчас, если вы отводите правую руку, то закрываете левый глаз. Только правый глаз должен следить за указательным пальцем правой руки. Затем необходимо закрыть правый глаз;
  • нарисуйте на оконном стекле точку. Зафиксируйте взгляд сначала на нем, а затем на каком-нибудь уличном предмете.

Итак, зрительная гимнастика для детей – это хороший способ предотвратить многие офтальмологические нарушения, а также избавиться от уже имеющихся проблем. На проведение вышеупомянутых упражнений не нужно много времени. Главное, это хорошая организованность и сила воли. Ребенка важно заинтересовать, не нужно его принуждать делать зарядку. Если вы подумаете, как выполнить упражнения в форме игры, ваше чадо будет просить вас поиграть и заодно укрепит мышцы глаз. Прежде чем начинать гимнастику для глаз, отведите ребенка к офтальмологу и посоветуйтесь в отношении того, какой комплекс будет наиболее эффективен в вашем конкретном случае.

Бесспорно, из всех видов чувствительности зрение наиболее влияет на развитие личности во всех смыслах. Поэтому здоровье глаз нужно поддерживать с самого раннего возраста. Когда речь идет о гигиене зрения у детей, то ответственность за качество проведенных мероприятий, направленных на восстановление и укрепление зрительных способностей, ложится на плечи воспитателей дошкольных учебных заведений, учителей школ и в первую очередь родителей.

Одним из наиболее простых и действенных способов поддержать зрение у ребенка на должном уровне является зрительная гимнастика.


Причины заболеваний органов зрения

Зрение у детей может снижаться из-за воздействия разных факторов. Основные из них рассмотрены ниже.

Генетическая предрасположенность

Если у одного из родителей (или обоих) имеет место какая-либо офтальмологическая патология, то резко возрастает вероятность того, что у ребенка рано или поздно проявятся аналогичные проблемы. Поэтому не стоит ждать, когда у него начнет снижаться зрение. Следует посетить офтальмолога, чтобы предотвратить или выявить заболевания на ранней стадии.


Это в наш век смартфонов и гаджетов – одна из самых распространенных причин снижения зрения у детей. В течение всего дня детские глазки подвергаются воздействию телевизора, компьютера, планшета, смартфона и т. п.

Также причиной может стать чтение на чересчур близком расстоянии от книги, при плохом освещении или при длительном отсутствии перерыва. Конечно, в основе этой проблемы лежит халатность родителей, которые по легкомыслию позволяют ребенку бесконтрольно пользоваться гаджетами или часами просиживать перед телевизором.

Детским глазам необходимо отдыхать и лучше, чтобы чередование нагрузок и отдыха было внутри определенного режима дня. Зрительное переутомление на начальных этапах проявляется головной болью, головокружением, нарушением сна, болью и печением в глазах.

На эти симптомы необходимо своевременно обратить внимание и максимально ограничить ребенка от «общения» с компьютером, телевизором и другими подобными «игрушками».



Дефицит витаминов

Эта проблема также остро стоит среди большого числа школьников и детей более младшего возраста. Организация здорового детского питания имеет большое влияние на качество зрения и на здоровье в целом.

Ежедневный рацион ребенка должен в оптимальном количестве содержать все витамины и микроэлементы, необходимые для нормального развития детского организма. Если ребенок систематически с продуктами питания недополучает витамины группы A, B, D, а также цинк и железо, то со временем у него могут начаться проблемы со зрением.

Проблема эта сейчас довольно актуальна и связана в основном с тем, что у детей с самого раннего возраста, с попустительства родителей, формируется пристрастие к отнюдь не здоровой пище: разнообразному фастфуду, чипсам, кондитерским изыскам, сладким газированным напиткам и др. Естественно, такая еда не может содержать достаточного количества полезных веществ и витаминов, таких важных в детском возрасте.



Чтение в раннем возрасте

Немало пап и мам, которые всеми средствами стремятся привить своему чаду любовь к книгам в самом раннем возрасте, рассчитывая, что такая склонность малыша обязательно останется с ним на всю оставшуюся жизнь. Цель хорошая, но чаще бывает, что из-за этого ребенок приобретает стойкую зрительную дисфункцию.

Глаза детей раннего возраста (до 4-х лет) устроены так, что долгое чтение без перерыва очень быстро приводит к снижению зрения. В течение этого возрастного периода ребенок усваивает очень много информации, но она должна быть донесена до него в разных формах.

Максимальное время, которое ребенок в этом возрасте может потратить на чтение книги без ущерба для здоровья, составляет 15-20 минут в день.


Болезни

Патологии позвоночника, центральной нервной, эндокринной, иммунной и других систем. Как известно, в человеческом организме нет ни одной изолированной системы. Все влияет на все. Поэтому нередки случаи, когда снижение зрения связано с какой-либо органической патологией других органов.

Недостаточный уровень физической активности

Чтобы зрительная система нормально функционировала, необходимо, чтобы клетки и ткани регулярно насыщались достаточным количеством кислорода. Один из основных способов поддерживать уровень кислорода в тканях на достойном уровне – это сохранять физическую активность.

За последние годы уровень физических нагрузок у детей (особенно это касается городских жителей) в разы снизился. Это во многом связано с тем, что привычные подвижные игры не выдержали конкуренции с компьютером и телевизором.



Пренебрежение профилактикой

Когда жалобы ребенка, пускай, на первый взгляд, незначительные, остаются без должного внимания со стороны родителей, болезнь будет прогрессировать.

В большинстве подобных случаев за медицинской помощью обращаются тогда, когда зрение снижено в несколько раз. Поэтому важно при появлении первых симптомов нарушения зрительной функции у ребенка обращаться к офтальмологу.

Назначение гимнастики

Главная задача зрительной гимнастики – это укрепление глазных мышц. Как и любые другие мышцы в нашем организме, они могут ослабеть, что скажется на качестве зрения. Поэтому комплекс несложных упражнений направлен на предотвращение снижения остроты зрения.

Обычно впервые ребенок узнает о зрительной гимнастике, приходя в детский сад. Разработано множество разнообразных методик проведения физминутки для детей всех возрастов. Они в основном бывают в форме игры или в стихах.

Благодаря регулярному проведению зрительной гимнастики, у ребенка с ранних лет формируется осознание того, что зрение очень важно для человека и его нужно беречь.

При ответственном отношении родителей к здоровью своего чада, эти полезные навыки он сможет перенести и во взрослую жизнь.


С помощью зрительной гимнастики можно не только предотвратить развитие многочисленных глазных болезней, но и восстановить зрение. Благодаря упражнениям восстанавливается работоспособность зрительного аппарата, улучшается трофика близлежащих тканей.

Если для ребенка за время пребывания в детском саду стали привычными занятия зрительной гимнастикой, то велика вероятность того, что став школьником, он также серьезно будет относиться к гигиене зрения, благодаря чему сможет избежать многочисленных проблем со здоровьем.



Основные цели зрительной гимнастики:

  • улучшение не только зрительных, но и умственных способностей ребенка, благодаря тому, что с помощью ряда упражнений увеличивается скорость переработки зрительной информации;
  • обеспечение полноценного отдыха глаз;
  • профилактика глазных болезней;
  • восстановление зрительной функции у детей со сниженным зрением;
  • оказание успокаивающего действия на все отделы нервной системы.

Если следовать всем правилам проведения зрительной гимнастики, то положительный эффект наступит совсем скоро.


Основные аспекты методики

Заботливым родителям нужно знать, что у детей, появившихся на свет раньше положенного срока и у малышей с ослабленным иммунитетом риск развития миопии (близорукости) в разы возрастает. Также велика опасность возникновения этого недуга у детей с отягощенной наследственностью. В таких случаях с самого раннего возраста ребенка необходимо предпринимать профилактические меры для предотвращения развития данного заболевания.



Большую роль в поддержании зрения на нормальном уровне играет укрепление глазных мышц. В этом поможет регулярное проведение зрительной гимнастики. Всем известно, что маленькие дети – непоседы, поэтому зрительная гимнастика не должна представлять собой набор «сухих» правил.

Детям должно быть интересно, и они обязательно должны включиться в процесс, а также стараться выполнить все рекомендации в точности, иначе пользы от такой гимнастики не будет. Поэтому чаще в дошкольных учреждениях гимнастику для глаз проводят в форме игры.

Принцип полезного воздействия зрительных упражнений состоит в поочередном напряжении и расслаблении глазных мышц , что помогает им в дальнейшем справляться со все большей нагрузкой. Один из главных залогов успешной гимнастики – это систематичность, то есть положительный эффект от занятия подобными упражнениями будет очевиден лишь тогда, когда ребенок выполняет их регулярно.



Зрительная гимнастика для детей дошкольного возраста в среднем проводится 3 раза в день по 5 минут. Офтальмологами разработан комплекс стандартных упражнений для глаз, рекомендованный к выполнению в дошкольных учреждениях. Далее следует перечень некоторых из них:

  • На потолок крепятся большие разноцветные круги (из цветной бумаги или картона). В течение 8-10 секунд ребенок должен внимательно смотреть на каждый из них. Переходя взглядом с одного круга на другой, важно, чтобы ребенок двигал только глазами, а голова должна оставаться в неподвижном положении. Когда малыш закончил смотреть на круги, ему следует закрыть веки на 10-15 секунд. После чего повторить упражнение заново.
  • Ребенок старается что есть силы зажмурить веки на 5 секунд, потом резко их расслабить. В таком порядке следует повторить упражнение несколько раз.



  • Ребенок, не двигая головой, медленно поднимает глаза вверх-вниз, а потом вправо-влево. Для маленького ребенка лучше, чтобы он мог фиксировать свой взгляд на каком-нибудь объекте, который соответствует одной из крайних точек.


  • Нужно к стене или потолку прикрепить картинку со сложным узором. Ребенок должен, не перемещая головы, внимательно взглядом пройтись по всем линиям. После выполнения данного упражнения нужно сделать перерыв как минимум на 10 минут.


  • Ребенок поочередно фиксирует свой взгляд то на самом дальнем, то на самом ближнем объекте от него.

Это лишь несколько самых простых упражнений для укрепления глазных мышц. Для своего ребенка можно найти более широкий перечень методических рекомендаций, разработанных современными специалистами в области детской и подростковой офтальмологии.

Важно помнить, что даже самые интересные игровые упражнения при ежедневном выполнении (а ведь именно этого требует серьезный подход к проведению зрительной гимнастики) даже самому азартному ребенку могут наскучить. Тогда выполнять он их будет формально, без первичного усердия. Поэтому рекомендуется время от времени менять набор упражнений.

Вы можете найти множество упражнений для глаз в стихах - этим вы сможете еще больше увлечь своего малыша. Еще один способ избежать рутины – периодически менять обстановку , то есть заниматься гимнастикой не только дома или в детском саду, но и во время прогулки.

Обязательно поинтересуйтесь у воспитателя в детском саду, включена ли зрительная гимнастика в режим дня детей. Для дошкольных учреждений разработано несколько техник тренировки зрения:

  • с помощью настенных или потолочных тренажеров;
  • игровая гимнастика в форме игр, песен или стихов;
  • разглядывание схематических рисунков и таблиц;
  • использование стереоскопических картинок (изображение обязательно должно быть нанесено на бумагу, а не на электронный носитель, так как это может создать лишнее напряжение для глазных мышц).

Гимнастика

При миопии

Если вы заметили, что ваш ребенок с трудом различает объекты, которые находятся на достаточном расстоянии от него, то возможно у него миопия (близорукость). В таком случае ребенка незамедлительно нужно показать офтальмологу.

Причиной данного заболевания является снижение функциональной активности цилиарной мышцы, которая отвечает за степень натяжения хрусталика. Из-за этого искажается форма глазного яблока, принимая эллипсовидную форму, вследствие чего отраженные лучи фокусируются не на поверхности сетчатки, а немного впереди. Поэтому детально рассмотреть какой-либо объект ребенок может только с ближнего расстояния.

Исправляется подобное состояние с помощью постоянного ношения очков, аппаратным лечением , физиопроцедурами, ночными линзами, лекарственными препаратами (глазные капли, витаминные комплексы и т. п.), лазерной коррекцией.



Для этого случая разработан комплекс упражнений для глаз. Они просты в исполнении даже для самых маленьких детей, но при этом обладают выраженным терапевтическим эффектом:

  • Малыш начинает как можно быстрее моргать в течение минуты. После непродолжительного перерыва нужно повторить упражнение еще раз.
  • Ребенок должен сильно зажмуриться и оставаться в таком положении 5-7 секунд, после чего широко раскрыть глаза. Повторить упражнение 5 раз.
  • Медленно водить взглядом с потолка на пол и в обратном порядке. Повторить упражнение 3 раза.
  • Предложите ребенку растереть ладошки друг об друга, а потом, когда они нагреются, приложить их на несколько секунд к векам.
  • Малышу необходимо на несколько секунд зафиксировать взгляд на кончике носа. Потом закрыть глаза. В таком порядке упражнение повторить 5 раз.

В завершение гимнастики можно легкими круговыми движениями помассировать веки ребенку или предложите сделать это ему самому. Нагрузка обязательно должна быть посильной! Переутомление во время физминутки может дать обратный эффект, поэтому во время выполнения упражнений внимательно следите за состоянием ребенка.



При детской гиперметропии (дальнозоркости)

Детская дальнозоркость связана с тем, что световые лучи сосредотачиваются не на сетчатке, а за ее пределами. Из-за этого ребенок не может в точности рассмотреть объекты, которые находятся на близком расстоянии от него. Если ребенку возрастом младше восьми лет ставится диагноз – гиперметропия слабой или средней степени, это может быть вариантом физиологической нормы и быть связано с относительно малым размером глазного яблока и его слегка уплощенной формой. По мере взросления, детская зрительная система становится более совершенной и проблемы со зрением проходят сами собой.

Чтобы детская дальнозоркость не успела принять стойкую форму, следует регулярно заниматься с ребенком зрительной гимнастикой:

  • Сперва требуется как следует подготовить мышцы к зарядке. Для этого подходит следующее упражнение: малыш принимает горизонтальное положение, и двумя ладонями старается максимально плотно закрыть ими глаза (желательно, чтобы сквозь них вообще не проникал свет). Это простое упражнение поможет снять избыточное напряжение с глазных мышц.


В течение первых десяти лет жизни ребенка идет интенсивное развитие его органов зрения. В этот период глаза особенно подвержены негативному влиянию многочисленных факторов, таких как повышенные нагрузки (компьютер, чтение, телевизор), травмы, инфекции, неблагоприятная экология, и многих других.

Как же можно помочь формирующемуся детскому организму противостоять подобному влиянию внешней среды и предотвратить ухудшение зрения у малыша?

Регулярно проводите с ребенком гимнастику для глаз

Зрительная гимнастика - одна из эффективных профилактических мер. Как и любая другая профилактика, она требует регулярных занятий, и соблюдения всех предписанных правил. Упражнения для детских глазок следует выполнять в течение 7-8 минут до и после занятий или работы за компьютером. Упражнения для расслабления глаз будут даны ниже.

Пальминг

Сядьте прямо, расслабьтесь. Прикройте глаза таким образом: середина ладони правой руки должна находиться напротив правого глаза, то же самое с левой рукой. Ладони должны лежать мягко, не нужно с силой прижимать их к лицу. Пальцы рук могут перекрещиваться на лбу, могут располагаться рядом — как вам удобнее. Главное, чтобы не было "щелочек", пропускающих свет. Когда вы в этом удостоверились, опустите веки. В результате получается, что ваши глаза закрыты и, кроме того, прикрыты ладонями рук.
Теперь опустите локти на стол. Главное, чтобы шея и позвоночник находились почти на одной прямой линии. Проверьте, чтобы ваше тело не было напряжено, и руки, и спина, и шея должны быть расслаблены. Дыхание должно быть спокойным. Упражнение можно во время учебы, например, на переменах между уроками. Даже за 10-15 секунд глаза вашего ребенка успеют немного отдохнуть. Но, конечно, будет лучше, если он сделает упражнение дольше. После выполнения упражнения (особенно если вы выполняли его довольно долго) постепенно приоткройте ладони, дайте закрытым глазам немного привыкнуть к свету, и лишь затем их открывайте.

"Письмо носом"

Это упражнение направлено как на то, чтобы расслабить мышцы ваших глаз, так и на то, чтобы расслабить вашу шею. Напряжение в этой области нарушает правильное питание глаз (иначе говоря, замедляется процесс кровоснабжения).
Упражнение можно выполнять и лежа, и стоя, но лучше всего сидя. Расслабьтесь. Закройте глаза. Представьте, что кончик носа — это ручка, которой можно писать (или вообразите, что линию носа продолжает длинная указка-ручка, — все зависит от того, как вам удобнее, главное, чтобы вы и ваши глаза не напрягались). Теперь пишите (или рисуйте) в воздухе своей ручкой. Что именно, не важно. Напишите разные буквы, названия городов и стран, небольшое письмо любимому человеку. Нарисуйте домик с дымом из трубы (такой, как рисовали в детстве), просто кружочек или квадратик.

Основной комплекс упражнений для глаз

Перед выполнением комплекса сядьте в удобную позу (хорошо, если вы сможете сесть на пятки на гимнастическом коврике, но можно сесть и на стул). Выпрямите позвоночник.

Упражнение №1

Глубоко и медленно вдыхая (желательно, животом), посмотрите в межбровье, задержите глаза в этом положении на несколько секунд. Медленно выдыхая, верните глаза в исходное положение и закройте на несколько секунд. Со временем, постепенно (не раньше, чем через 2-3 недели), задержку в верхнем положении можно увеличить (через полгода до нескольких минут).

Упражнение №2

Глубоко вдыхая, посмотрите на кончик носа. Сделайте задержку на несколько секунд и, выдыхая, верните глаза в исходное положение. Закройте глаза на небольшое время.

Упражнение №3

На вдохе медленно поверните глаза вправо ("до упора", но без сильного напряжения). Не задерживаясь, на выдохе, верните глаза в исходное положение. Таким же образом поверните глаза влево.
Для начала выполняйте один цикл, затем два (через две-три недели), и, в конце концов, выполняйте три цикла. После выполнения упражнения закройте глаза на несколько секунд.

Упражнение №4

На вдохе посмотрите в правый верхний угол (приблизительно 45° от вертикали) и, не задерживаясь, верните глаза в исходное положение. На следующем вдохе посмотрите в нижний левый угол и на выходе верните глаза в исходное положение.
Для начала выполняйте один цикл, затем два (через две-три недели), и, в конце концов, выполняйте три цикла. После выполнения упражнения закройте глаза на несколько секунд. Повторить упражнения, начав с левого верхнего угла.

Упражнение №5

Вдыхая, опустить глаза вниз и затем медленно поворачивать их по часовой стрелке, остановившись в самой верхней точке (на 12-ти часах). Не задерживаясь, начать выдох и продолжить поворот глаз по часовой стрелке вниз (до 6 часов). Для начала достаточно одного круга, постепенно можно довести их количество до трех кругов (через две-три недели) При этом нужно, не задерживаясь после первого круга, сразу начать второй. Закрыть после выполнения упражнения, глаза на несколько секунд.
Затем сделать это упражнение, поворачивая глаза против часовой стрелки. В завершение комплекса нужно сделать пальминг (3-5 минут)

Упражнения для снятия зрительного напряжения:

  1. Встаньте свободно, руки вдоль тела. Поднимите плечи как можно выше. Держа их в этом положении, отведите назад, по возможности как можно дальше и верните в исходное положение. Делайте круговые движения и плечами достаточно быстро. Повторите упражнения 10 раз.
  2. То же, что и в упр.1, но в обратном направлении. Поднимите плечи как можно выше и отведите назад, затем переведите вперед, опустите, вернувшись в исходное положение. Повторите упражнение 10 раз.
  3. Опустите подбородок на грудь, шею расслабьте, затем поднимите голову и откиньте ее как можно дальше назад. Повторите упражнение 5-6 раз.
  4. В положении сидя. Опустите подбородок на грудь, затем плавно поверните голову налево, откиньте назад, вернитесь в исходное положение. Повторите упражнение 5-6 раз в одном направлении и 5-6 раз в другом.
  5. В положении сидя. Поверните голову как можно больше налево, вернитесь в исходное положение. Поверните голову как можно больше направо, вернитесь в исходное положение. Повторите повороты 5-6- раз в медленном темпе.

Повторяйте все упражнения регулярно, лучше по утрам!

Каждый человек должен понимать, что зрение важно оберегать и сохранять. Упражнения для глаз помогут вам и вашему ребенку сохранить хорошее зрение. В статье представлен практический материал, который может быть интересен и полезен для проведения зрительной гимнастики, физминуток, динамических пауз.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Гимнастика для глаз

В процессе восприятия окружающего мира многое мы узнаем с помощью зрения: о форме, величине, цвете предметов, а также степень их удаленности относительно друг друга и их расположение в пространстве. Различные функции зрения помогают получить нам богатую информацию об окружающем мире. Двигательные функции, острота зрения, поле зрения, характер зрения, цветоразличение – основные функции глаза. Изменение зрительного восприятия является следствием нарушения любой из этих функций. Так, нарушение функции остроты зрения затрудняет узнавание предметов и изображений, а также снижает разрешающую способность глаза к полноте, точности и скорости восприятия информации. К смешению зеленого и красного цветов или невозможности различить один из трех цветов (синего, красного и зеленого) приводит нарушение функции цветоразличения. К трудностям в пространственной ориентировке приводят возникающие нарушения функции поля зрения. Искажение стереоскопического, пространственного восприятия окружающих предметов, снижение способности видеть двумя глазами одновременно и способность воспринимать рассматриваемый предмет как единое целое, является нарушением бинокулярного характера зрения. Косоглазие, являющееся нарушением глазодвигательной функции, приводит к отклонению от общей точки фиксации одного глаза.

Количество детей с различными нарушениями зрения, которые входят в группу риска, растет год от года. Даже при появлении незначительных неблагоприятных факторов возникают проблемы со зрением у детей, находящихся в группе риска по зрению, и число таких детей растет. Давно известно, что болезнь легче предотвратить, чем лечить. Поэтому коррегирующая и профилактическая работа с детьми выступает в ДОУ сегодня, как обязательный компонент образовательной деятельности. Для проведения профилактической и коррекционной работы с детьми педагогам требуется повышение уровня компетентности в данной виде деятельности. По профилактике переутомления глаз и коррекции нарушений зрения, зрительная гимнастика является одной из основных форм работы педагогов.

Профилактика нарушения зрения детей – основная цель гимнастики для глаз.

Основными задачами являются:

Укрепление глазных мышц и предупреждение их переутомления;

Улучшение кровоснабжения тканей глаза;

Снятие напряжения зрительного аппарата;

Укрепление мышцы век;

Общее оздоровление зрительного аппарата

К основным принципам гимнастики для глаз относятся:

Индивидуальный подход, учитывающий состояние здоровья детей и их возраст.

Регулярность проведения упражнений.

Постепенное увеличение нагрузок за счет регулирования времени, скорости и сложности упражнений, сочетающееся с двигательной активностью детей.

Поддержание и развитие заинтересованности у ребенка к данному виду упражнений. Специальных условий для проведения гимнастики не требуется, однако следует соблюдать следующие рекомендации:

Гимнастику проводить несколько раз в течении дня. В младшем дошкольном возрасте 2-3 минуты, в старшем увеличивается до 4-5 мин длительность ее проведения.

Гимнастику можно проводить в любой части занятия (в начале, середине или в конце) с учетом возрастного, зрительного и двигательного потенциала детей.

Зрительная гимнастика проводится по словесным указаниям педагога, с использованием стихов и потешек.

Используемый стихотворный текст педагог должен знать его наизусть. Стихотворный текст первоначально применяется короткий (до 4 строк), постепенно переходя к более сложным и длинным.

Педагогу рекомендуется учитывать при планировании принцип усложнения, отработав вначале простые движения глазами: зажмуривания, моргание, вверх-вниз, вправо-влево, круговые движения, выпячивание глаз, а затем использовать их в более сложном стихотворном тексте в различных сочетаниях.

Комплексы гимнастики делятся по возрастам так:

3-4 года – первые упражнения простые упражнения;

5-7 лет – расслабляющая гимнастика.

7 лет – к расслабляющим упражнениям можно добавить комплекс, направленный на укрепление глазных мышц.

Вот самые распространенные упражнения, включенные во все комплексы гимнастик для глаз:

«Бабочка машет крылышками», «Метелки» - моргание – происходит отдых, очищение и смывание глаз.

«Письмо носом» - снижает напряжение в области глаз.

«Зоркие глазки» - упражнение служит для профилактики нарушений зрения.

«Стрельба глазами» - упражнение служит для профилактики нарушений зрения.

Пальминг (от англ. «palm» - ладони): применяется для снятия напряжения с глаз, усталости.

Упражнение «Далеко – близко» .

Очень важно чтобы при выполнении упражнения голова была неподвижна (если не указано иначе). Дети во время проведения зрительной гимнастики не должны уставать.

Регулярно проводите с детьми гимнастику для глаз, превратив это в ежедневную увлекательную игру. В дошкольном возрасте игра является ведущей деятельностью ребенка. Как педагогическое явление - служит средством воспитания и коррекции методом обучения, формой организации деятельности. Поэтому, интересней всего для детей проходят гимнастики, в которых

Задания даются в стихотворной форме.

Используются заданий поиска предметов и картинок в различных местах группы. Необходимый картинный материал для создания зрительных образов можно найти в разнообразных книгах-раскрасках, интернете.

Применяются движения по определенным дорожкам, заданным в задании - глазки делают зарядку на «зрительном стадионе» (по методике В.Ф.Базарного).

Используются ИКТ.

Используются для тренировки глаз – стереокартинки. Эта гимнастика для глаз наиболее эффективна и интересна для детей. Картинки улучшают зрение и предупреждают обострение многих глазных заболеваний. Необходимо просто всматриваться в пестрое изображение и стараться различить картинку, которая проявляется в трехмерном пространстве

В задании требуется найти отличия на одинаковых изображениях. Это очень интересно, но главное – тренировка внимания и зрения.

Зрение детей является одной из самых больших драгоценностей, потеряв которую очень трудно вернуть. Поэтому зрение ребенка необходимо оберегать, и глазная гимнастика занимает одно из самых важных мест в работе по профилактике и коррекции. В нашем дошкольном образовательном учреждении решаются задачи, связанные с укреплением, сохранением здоровья и физического развития детей. Только комплексное воздействие на ребенка может дать успешную динамику его развития.

Методическая подборка «Гимнастика для глаз» в стихах

(по Шабановой П., Выгодской И.Г., Пеллингер ЕЛ., Успенской Л.П.)

"Отдыхалочка"

Мы играли, рисовали (выполняется действия, о которых идет речь)

Наши глазки так устали

Мы дадим им отдохнуть,

Их закроем на чуть - чуть.

А теперь их открываем

И немного поморгаем.

«Сова»

Совушка-сова, большая голова,

На суку сидит,

во все стороны глядит.

Вправо, влево, вверх и вниз,

Звери, птицы, эх, держись!

Часы

Тик-так, тик-так

Все часы идут вот так: тик-так, тик-так,

Налево раз, направо раз,

Мы тоже можем так,

Тик-так, тик-так.

Мы гимнастику для глаз

Выполняем каждый раз.

Вправо, влево, кругом, вниз,

Повторить ты не ленись.

Укрепляем мышцы глаза.

Видеть лучше будем сразу.

Стрекоза

Вот какая стрекоза, Соединить большой и указательный пальцы,

Как горошины глаза. поднести их к глазам

Влево - вправо, Соответственно смотреть глазами,

Вниз - вперед. не поворачивая головы.

Ну, совсем как вертолет!

Синички

Мы летаем высоко, Соответственно смотреть глазами,

Мы летаем низко, не поворачивая головы.

Мы летаем далеко,

Мы летаем близко.

Ночь"

Ночь. Темно на улице. (Выполняют действия, о которых идет речь)

Надо нам зажмурится.

Раз, два, три, четыре, пять

Можно глазки открывать.

Снова до пяти считаем,

Снова глазки закрываем.

Раз, два, три, четыре, пять

Открываем их опять. (повторить 3 - 4 раза)

Мы рисуем

Много ль надо нам, ребята,

Для умелых наших рук?

Нарисуем два квадрата, Рисуем указательным пальцем в воздухе и следим взглядом

А на них - огромный круг,

А потом еще кружочки,

Треугольный колпачок.

Вот и вышел очень-очень

Развеселый Чудачок!

Линии

На прямой дорожке - палка Рисуем по тексту в воздухе пальцем, следим за

На кривой дорожке - галка, ним глазами.

По наклонной едут сани,

По волнистой - кот с усами.

«Мой веселый, звонкий мяч»

Мой веселый, звонкий мяч,
Ты куда помчался вскачь?
Красный, синий, голубой,
Не угнаться за тобой.
Посмотреть влево- вправо, посмотреть вниз - вверх, к руговые движения глазами: налево – вверх – направо – вниз – вправо – вверх – влево - вниз . Зажмурить глаза, потом помигать 10 раз, Повторить 2 раза.

«Осень»

Осень по опушке краски разводила,

По листве тихонько кистью поводила.

Пожелтел орешник и зарделись клены,

В пурпуре осинки, только дуб зеленый.

Утешает осень: не жалейте лета,

Посмотрите – осень в золото одета!

Круговые движения глазами: налево – вверх – направо – вниз – вправо – вверх – влево - вниз

Посмотреть влево – вправо.

Посмотреть вверх – вниз.

Зажмурить глаза, потом поморгать 10 раз. (повторить 2 раза)

«Елка».

Вот стоит большая елка,

Вот такой высоты.

У нее большие ветки.

Вот такой ширины.

Есть на елке даже шишки,

А внизу – берлога мишки.

Зиму спит там косолапый

И сосет в берлоге лапу.

Выполняют движения глазами.

Посмотреть снизу вверх.

Посмотреть слева направо.

Посмотреть вверх.

Посмотреть вниз.

«Овощи»

Ослик ходит выбирает, Обвести глазами круг.

Что сначала съесть не знает.

Наверху созрела слива, посмотреть вверх

А внизу растет крапива, посмотреть вниз

Слева – свекла, справа – брюква, посмотреть влево - вправо

Слева – тыква, справа – клюква,

Снизу – свежая трава, посмотреть вниз

Сверху – сочная ботва. посмотреть вверх

Выбрать ничего не смог

И без сил на землю слег.

Зажмурить глаза, потом поморгать 10 раз, Повторить 2 раза.

Примеры упражнений для глаз

(метод Бейтса)

Общеукрепляющие упражнения для глаз

  1. Закрыть глаза. Поморгать сомкнутыми веками.
  2. Закрыть глаза, посмотреть вверх, влево, вниз, вправо и в обратном направлении.
  3. Открыть глаза и смотреть в одну точку, не моргая, 2-3 с, потом прикрыть веки и опять открыть.
  1. В течение 5 с смотреть обоими глазами на переносицу.
  2. Обоими глазами смотреть на кончик носа до появления легкой усталости.

Моргание

Принять любую устойчивую позу. Быстро сжимать и разжимать веки (моргать). Упражнение выполнять от 30 до 60 с. Затем расслабить глаза.

Это упражнение дает хороший отдых глазам, усиливает их кровообращение. Может выполняться в любое время.

Список используемой литературы:

  1. Демирчоглян Г.Г. Эффективные упражнения для зрения. – М.
  2. Нагаева Т.Н . Нарушения зрения у дошкольников: развитие пространственной ориентировки / Т. И. Нагаева. - Ростов н/Д: Феникс, 2008.
  3. Смирнова И. В. Восстановление и профилактика зрения у детей и взрослых. М., Центрполиграф, 2004