Презентация на тему: Презентация "Гигиена нервной системы в раннем и дошкольном возрасте". Гигиена нервной системы и отдельных органов нервная


Привычка - действие или система действий, к которым организм человека полностью адаптирован и которые стали естественным проявлением его жизнедеятельности.

У человека, впервые поступающего к определенного рода деятельности, происходит процесс адаптации к данной деятельности и условиям ее осуществления.

С точки зрения достигаемых результатов привычные действия могут быть полезными и вредными. Они еще бывают простыми и сложными. К сложным привычкам относятся: привычка ценить время, соблюдать четко распорядок дня, доводить начатое до конца. К простым привычкам относятся: привычка держать каждый необходимый предмет на своем месте, где его сразу можно найти и т.д.

Особенности действия на психику человека алкоголя и других наркотических веществ заключаются в следующем. В результате приема наркотического вещества возникает особое состояние психики - эйфория, для которого характерно приподнятое настроение, хорошее самочувствие, отключенность от тревог и забот, прилив ложной уверенности в себе, основанной на переоценке своих сил и возможностей.

Алкоголизм, как и любая другая наркомания (за исключением курения, которое вредно сказывается не столько на психике, сколько на состоянии различных органов и их систем), делает человека социально неполноценным, а нередко и опасным для общества, т.к. при этом заболевании полностью изменяется отношение человека, к окружающему, разрушается вся его потребностно-эмоциональная сфера, развивается слабохарактерность, недобросовестность, лживость, неспособность к умственным и физическим усилиям.

Особенностью алкоголизма является прогрессирование заболевания с усилением зависимости больного от приема наркотического вещества. Алкоголь оказывает на организм токсическое действие, поэтому первоначально прием алкоголя вызывает защитную реакцию организма: возникает тошнота, головокружение, головная боль и т.д.

Этиловый алкоголь (спирт) - продукт жизнедеятельности дрожжевых микроорганизмов, вырабатываемый ими в процессе брожения, - является наиболее известным и широко распространенным наркотическим веществом. Принятый внутрь, алкоголь быстро всасывается в желудке и тонком кишечнике и поступает в кровь.

Профилактика употребления алкоголя в подростково-юношеском возрасте может быть эффективной в случае, если в процессе воспитания у учащихся будут сформированы твердые антиалкогольные убеждения: о необходимости трезвого образа жизни и недопустимости даже эпизодического и в малых дозах употребления алкоголя, о безнравственности пьянства и алкоголизма.

Употребляющий алкоголь человек - субъективно и объективно плохой работник, т.к. он думает не столько о своих служебных обязанностях, сколько об очередном застолье: к нему сводятся все его мысли и разговоры, все его заботы, он не стремиться к повышению квалификации и достижению высоких показателей в труде. Пьющий человек наносит большой моральный вред обществу, являясь источником несчастных случаев в быту и на производстве, гибели людей, вызывая своими неосторожными или неумелыми действиями пожары, аварии, ДТП.

В жизнедеятельности любого существа наблюдается закономерное чередование периодов повышенной активности и покоя, связанное с необходимостью отдыха, пополнения запасов энергии.

Потребность во сне с возрастом снижается, неодинакова она и в зависимости от индивидуальных особенностей центральной нервной системы. Главное здесь - самочувствие: если человек неизменно встает после сна бодрым, настроенным на активную деятельность, по утрам не испытывает сонливости, значит, продолжительность сна для него достаточна. В среднем учащимся 6-8 лет надо спать 11ч в сутки, учащимся 10-12 лет надо спать 9-10ч, учащимся 13-14лет 9ч, учащимся 15-16 лет 8-9 ч.

Ложиться спать и вставать следует в одно и тоже время суток, т.к. благодаря этому вырабатывается условный рефлекс на время и засыпание.

Спать необходимо в хорошо проветренном помещении, зимой при открытой форточке, летом при открытом окне. Проветривание необходимо не только для очищения воздуха, но и для его охлаждения. Во время сна не следует закрываться с головой, поскольку дышать воздухом, насыщенным испарениями тела вредно.

Спать следует на правом боку: это создает наиболее благоприятные условия для работы сердца и органов пищеварения. Постель не должна быть слишком мягкой, а подушка жесткой и высокой.

Глубокому полноценному сну препятствуют внешние раздражители - свет, шум. Поэтому не следует спать при включенном радио, телевизоре.

Важным показателем здоровья является душевное равновесие, умение человека владеть собой и правильно строить отношения с окружающими, ровное, устойчивое настроение. По этим признакам можно судить, что человек здоров и физически.

Каковы основы психического здоровья ?

Первое: доброжелательное отношение к окружающим, культура общения.

Второе: умение в отношениях с окружающими ив делах отличать главное от второстепенного, важное от несущественного.

Третье: правильное соотношение переживаний и конкретных действий.



Психическое и физическое развитие детей взаимосвязаны. Поэтому гигиена нервной системы имеет существенное значение для гармонического развития детей. Для нормального функционирования нервной системы необходим пра­вильный круглосуточный режим школьных и внешкольных занятий, физических упражнений, пребывания на свежем воздухе, от­дыха и сна, а также режим учебного года, соответствующие воз­расту.

Гигиенически правильная организация режима должна пре­дупреждать наступление утомления и в особенности переутомле­ния. Неправильная его организация приводит к потере умствен­ной работоспособности. Основные принципы правильной органи­зации режима:
1.Нормирование продолжительности уроков и внеклассной ра­боты. Умственные занятия дошкольников должны продолжаться не более 15-20 мин. Общая учебная нагрузка, включая домаш­ние задания, не должна превышать для детей 7 лет - 5-5,5 ч, 10 лет - 6-6,5 ч а с 13-14 лет - 7-8 ч. Письменная работа детей 7 лет продолжается не больше 5 мин, 8-10 лет- 10 мин, 10-12 лет-15 мин, подростков 12-15 лет - 20 мин и юношей и девушек 15-18 лет - 25-30 мин. Нормы ежедневного пребы­вания на свежем воздухе: в 7 лет - не меньше 4 ч, 8-9 лет - 3,5 ч, 10-12 лет - 3 ч и 13-18 лет - 2 ч.
Динамический стереотип - учебные занятия по твердому рас­писанию, определенный, систематически повторяющийся режим дня, трудовые и физкультурные занятия в определенные часы об­легчают деятельность нервной системы и повышают умственную работоспособность.
2.Переключение с умственной работы на физическую - физи­ческие упражнения, игры, спортивные занятия. Активный отдых по механизму отрицательной индукции быстрее восстанавливает работоспособность утомленных нервных центров, чем пассивный. Игры на переменах и дозированные физические упражнения, проводимые на общеобразовательных уроках во вто­рой половине учебного дня в течение 3 мин, на фоне развившегося умственного утомления больше восстанавливают умственную рабо­тоспособность школьников, чем пассивный отдых той же продол­жительности. У младших школьников они больше уменьшают умственное утомление, чем у старших школьников.
Однако преимущество активного отдыха над пассивным обна­руживается не у всех взрослых и не у всех детей. В период поло­вого созревания, характеризующегося неустойчивостью функций нервной системы, у некоторых детей пассивный отдых после умст­венной работы восстанавливает работоспособность быстрее.
3.Положительные эмоции задерживают наступление умствен­ного утомления и повышают умственную работоспособность. При положительных эмоциях возбуждаются лобные доли больших по­лушарий, в которых расположены вегетативные центры, и подкор­ковые вегетативные центры. Эти центры осуществляют трофиче­ские влияния на нервную систему, рецепторы и скелетные мышцы, увеличивающие их работоспособность, а также изменяют функции внутренних органов (кровообращение, дыхание и др.), что повы­шает работоспособность всего организма.


При положительных эмоциях главная роль в повышении рабо­тоспособности принадлежит симпатической нервной системе, а также возбуждающим ее гормонам - адреналину, тироксину и др. В восстановлении работоспособности активно участвует и парасимпатическая нервная система.
Дети по сравнению со взрослыми отличаются повышенной эмо­циональностью. В покое функциональное состояние вегетативной нервной системы у дошкольников и младших школьников при­мерно одинаковое.
4.Исключительное значение для гигиены умственного труда имеют сознательное к нему отношение, понимание его важности, заинтересованность в нем. С возрастом увеличивается продолжи­тельность активного внимания. Средняя его продолжительность у здоровых детей равняется (мин): в 5-7 лет - .15; 7-10 лет - 20; 10-12 лет - 25; 12-15 лет - 30. В начале урока в течение первых 5-10 мин оно недостаточно.
Наступлению умственного утомления способствуют нарушения здоровья, гигиенических условий в помещении (недостаточное освещение, вентиляция и т. п.), гигиены преподавания.
Умственное утомление быстрее наступает при чрезмерном умственном напряжении, несоответствующей возрасту увеличен­ной его продолжительности, однообразии умственной деятельности во время урока, при механическом заучивании, отсутствии актив­ных методов преподавания (например, практических лаборатор­ных работ) и его наглядности. Признаками умственного утомления у детей являются двигательное беспокойство, а затем вялость и сонливость.
Потребление алкоголя и курение вызывают необратимые нару­шения функций нервной системы.
Умственная работоспособность может быть восстановлена рефлекторно, раздражением внешних рецепторов. Например, у де­тей 12-15 лет, обучающихся в школе-интернате, раздражение кожи лица холодом рефлекторно снимало умственное утомление, наступившее после 5-6 ч учебной работы в классе и создавало чувство бодрости и свежести.
Для всестороннего полного развития и нормального функцио­нирования нервная система детей и их организм в целом нуж­даются в умеренных умственных и физических упражнениях.

Нормальные гигиенические условия в школе и семье, отсутствие отрицательных эмоций, рациональные режим дня и питание, до­статочный сон, осмысленный интересный умственный и физический труд и нечрезмерные физические упражнения, соответствующие возрасту, способствуют умственному и физическому развитию де­тей и не вызывают утомления и усталости.

Нервная система n это совокупность специальных структур, объединяющая и координирующая деятельность всех органов и систем организма в постоянном взаимодействии с внешней средой.

Значение нервной системы n n Поддержание постоянства состава внутренней среды организма; Обеспечение согласованной работы всех органов и систем организма; Осуществление ориентации организма во внешней среде и приспособительные реакции на ее изменения; Составляет материальную основу психической деятельности: речь, мышление, социальное поведение.

Основные свойства нервной системы n n n Нервная система имеет ряд специфических свойств: – раздражимость. Нейроны, как и все живые клетки, обладают раздражимостью-способностью под влиянием факторов внешней и внутренней среды, так называемых раздражителей, переходить из состояния покоя в состояние активности. Естественным раздражителем нейрона является нервный импульс.

-возбудимость – способность быстро ответить на действие раздражителя возбуждением. n -торможение результатом которого является ослабление или подавление возбуждения. Торможение участвует в осуществлении любого рефлекторного акта. n

Рефлекс как основная форма нервной деятельности n Благодаря рефлекторной деятельности организм способен быстро реагировать на различные изменения внешней или внутренней среды.

n Нервная система – биологический субстрат его психики – интенсивно развивается на протяжении всего дошкольного детства. К моменту рождения ребенка по сравнению с другими органами и системами она наименее развита и дифференцирована.

n Более закончен по строению спинной мозг; головной мозг продолжает быстро расти и развиваться. У новорожденного масса мозга составляет 350 -400 г, но уже к к году она утраивается, а к шести годам близка к массе взрослого человека.

n Сензитивные периоды – это периоды оптимальных сроков развития определенных мозговых структур, формирования протекающих в них процессов и соответствующих свойств психики.

n Развитие нервной системы и психики ребенка зависит не только от биологической «программы» , заложенной генетически, но и от формирующего воздействия окружающей среды, прежде всего социальной.

n n Для нормального развития нервной системы детей и предупреждения переутомления огромное значение имеет правильная организация режима жизни детей. Правильный режим – это рациональное и четкое чередование различных видов деятельности и отдыха детей в течение суток.

n Режим жизни должен предусматривать достаточное время для (с учетом возрастных особенностей) для всех необходимых элементов жизнедеятельности ребенка (сон, прогулки, занятия и др.) и при этом на протяжении бодрствования предохранять его организм от чрезмерного утомления.

n Соблюдение режима дня приводит к возникновению у детей прочных условных связей, облегчающих переход от одной деятельности к другой. Организм ребенка в каждый отдельный отрезок времени как бы подготавливается к тому виду деятельности, который ему предстоит выполнить, и все процессы (усвоение пищи, пробуждение, засыпание и пр.) протекают быстрее и с меньшими затратами энергии.

n Правильный режим дисциплинирует детей, улучшает их аппетит, сон, работоспособность, способствует нормальному физическому развитию и укреплению здоровья.

n Важным фактором полноценного и своевременного развития нервной системы является рациональное питание, включающее все необходимые ей питательные вещества (белки, витамины, фосфолипиды, достаточное количество глюкозы – основного «энергоносителя» для нервных клеток.

n В последние годы накопилось много данных о важности для психического развития ребенка прежде всего «человеческого» фактора: контактов с близкими, значимыми взрослыми, понимания и принятия его индивидуальности со своими специфическими особенностями и потребностями. Без учета этого фактора нельзя говорить об условиях полноценного нервнопсихического развития, становлении ребенка как личности.

n n Главный психогигиенический фактор в воспитании детей – отношение к ним. При общении с ребенком, при организации его жизнедеятельности обязательно должны учитываться индивидуальные особенности (различный темперамент, темп развития, разный предел выносливости и работоспособности нервной системы). Они обусловливают разные ответные реакции на одинаковые требования к детям одного и того же возраста.

n Неправильным воспитательным подходом является обилие запрещений и частых требованиях остановить действия ребенка. Очень неблагоприятно также отсутствие единства воспитания. Причиной нарушения поведения может быть также недостаток общения со взрослыми.

n К весьма неблагоприятным факторам относятся отсутствие условий для активной деятельности, ограничение впечатлений. Недостаток информации приводит к снижению возбудимости и восприимчивости ребенка, плохой обучаемости, отставанию в развитии. Ограничение в движениях также нарушает его поведение и развитие.

Гигиена нервной системы n n n Это комплекс норм, условий и требований, которые мы должны осуществлять с тем, чтобы данная система функционировала оптимально. Она включает: 1. соблюдение всех правил психогигиены, 2. учет порога чувствительности рецепторов, 3. правильная регламентация физических нагрузок,

n n 4. учет влияний факторов внешней среды, 5. соблюдение режима дня, 6. закаливание, занятие физической культурой и спортом, 7. предупреждение факторов, отрицательно влияющих на здоровье (курение, употребление алкоголя, наркотиков).

Особенности и гигиена кожи n Соприкасаясь непосредственно с окружающей средой, кожа выполняет многообразные и очень важные функции: рецепторная, защитная, терморегулирующая, дыхательная и др.

n n Кожа ребенка ранима и чувствительна к неблагоприятным воздействиям, причем, чем младше ребенок, тем несовершеннее функции кожи. Особое значение имеет гигиена кожи детей первого года жизни, когда она особенно уязвима для самых разнообразных неблагоприятных воздействий.

Гигиена опорно-двигательного аппарата ребенка. n Укрепление опорно-двигательного аппарата способствует формированию у детей правильной осанки – привычного положения тела при сидении, стоянии, ходьбе, которое начинает формироваться с раннего детства. Нормальной, или правильной, считается осанка, которая характеризуется умеренными естественными изгибами позвоночника, расположенными параллельно и симметрично лопатками, развернутыми плечами, прямыми ногами и нормальными сводами стоп. Она наиболее благоприятна для функционирования как двигательного аппарата, так и всего организма.

n Появившиеся в детском возрасте отклонения в осанке могут в дальнейшем привести к образованию стойких деформаций костной системы. Чтобы избежать этого, следует с раннего возраста осуществлять профилактические мероприятия, способствующие правильному развитию опорнодвигательного аппарата.

Гигиена органов дыхания и голосового аппарата n Повышенный обмен веществ у детей обуславливает высокую потребность в кислороде, между тем особенности легких и грудной клетки во многом ограничивают глубину дыхания. Интенсивность газового обмена обеспечивается увеличением частоты дыхания.

Гигиена органов пищеварения в детском возрасте n Органы пищеварения ребенка, особенно раннего возраста, отличаются функциональной незрелостью и повышенной уязвимостью. В то же время интенсивность обмена веществ у детей требует высокой активности пищеварительных процессов.

Гигиена органов мочевыделения n Недостаточное соблюдение личной гигиены может легко привести к инфицированию мочевыводящих путей и развитию в них воспалительного процесса.

Гигиена зрения у детей n Предупреждение нарушений зрения начинается еще до рождения ребенка – забота о здоровье беременной женщины очень важна для правильного формирования зрительного анализатора.

Задачи урока

1. Развивающие

– формировать умения сравнивать, анализировать, делать выводы;

– формировать умения разрешать проблемы, дискутировать.

2. Образовательные

– продолжить ознакомление с понятиями «стресс» и «дистресс», их влиянием на здоровый образ жизни;

– познакомить учащихся с влиянием условий среды на нервную систему и высшую нервную деятельность;

– углубить знания о факторах, укрепляющих и ослабляющих здоровье;

– продолжить ознакомление учащихся с влиянием на физическое и умственное развитие курения, алкоголя, наркомании и токсикомании.

3. Воспитательные

– содействовать гигиеническому воспитанию (вопросы гигиены труда и отдыха; условия, влияющие на работоспособность организма; условия правильного общения); содействовать профилактике утомляемости, использовать специальные приемы поддержания работоспособности;

– показать значение стрессовых ситуаций в воспитании волевых качеств личности;

– содействовать формированию опыта практического использования установки на отрицательное отношение к курению, алкоголю, наркотикам;

– продолжить формирование и развитие нравственных качеств личности.

Тип урока : комбинированный, с элементами проблемного обучения.

Вид урока : с применением средств мультимедиа.

Формы урока : фронтальные (общеклассные); групповые; индивидуальные.

Методы

1. По источникам знаний: словесные, наглядные, практические.

2. По степени взаимодействия учителя и учащихся : изложение, эвристическая беседа, самостоятельная работа

3. По характеру познавательной деятельности: частично-поисковый

4. По принципу расчленения или соединения знаний : аналитический, сравнительный

Средства обучения :

1. Компьютер; мультимедийный проектор

2. Буклеты «Колокола тревоги» (на каждого ученика)

3. Памятка «Стресс и Дистресс» (на каждого ученика)

4. Памятка « Как жить в ладу с собой и миром!» (на каждого ученика)

Выставка проектных работ учащихся по темам:

– «Действие алкоголя на нервную систему человека»,

– «Курение и нервная система»,

– «Наркомания – опаснейший недуг»,

– «Стресс в нашей жизни»

План урока

1. Организационно-психологический момент

2. Актуализация знаний учащихся (эвристическая беседа)

3. Формирование новых понятий и способов действия.

4. Итоговое обобщение

5. Домашнее задание (дифференцированное)

6. Итог урока (выставление оценок, их аргументация).

Предварительная работа

1. Проектные работы

2. Анонимный тест

Перед уроком учащиеся делятся на группы 5-6 человек. Каждому ученику раздаются буклет и памятки, которые используются для работы на уроке, затем вкладываются в тетрадь.

ХОД УРОКА

Тема нашего урока «Гигиена нервной системы и высшей нервной деятельности» (просмотр слайда, затем учащиеся записывают тему в тетрадь)

Вопрос: что такое гигиена?

Гигиена – это наука о создании условий благоприятных для сохранения человеком здоровья, о правильной организации его труда и отдыха, о предупреждении болезни.

Из самого определения «гигиена» вытекает задача нашего урока:

Выяснить, как среда, отдельные её факторы и образ жизни влияют на нервную систему и высшую нервную деятельность, а значит и на здоровье всего организма.

Любое общество нуждается в физически и нравственно здоровых людях с большой продолжительностью жизни и высокой работоспособностью.

Вопрос: как вы понимаете, что такое здоровье?

Здоровье – это физическое, психическое и социальное благополучие, а не только отсутствие болезней и физических дефектов. (просмотр слайда, запись определения в тетрадь).

Учёные подсчитали, что на здоровье человека (просмотр слайда):

в 50% случаев оказывает влияние образ жизни,

в 20% - наследственность,

в 20% состояние окружающей среды и только

в 8,5% - здравоохранение.(4)

Оказывается, наше здоровье во многом зависит от нас самих, поэтому важно знать факторы, укрепляющие и ослабляющие здоровье.

Вопрос: какие факторы укрепляют и ослабляют здоровье?

Давайте проверим все ли факторы мы назвали? (просмотр слайда)

Факторы укрепляющие здоровье:

Факторы ослабляющие здоровье:

  • Нерегулярный отдых
  • Низкая двигательная активность
  • Нерегулярное питание
  • Умственное и эмоциональное перенапряжения, вызванные большим потоком информации в короткие промежутки времени
  • Конфликтные ситуации
  • Вредные привычки

Давайте рассмотрим, что оказывает отрицательное воздействие на нервную систему? В наше нестабильное время вы очень часто слышите о том, что большинство людей в стране находятся в стрессовом состоянии. Как вы понимаете, что такое «стресс», с чем у вас ассоциируется это понятие? (0бычно школьники ассоциируют это понятие с какими-то разрушающими факторами или болезненным состоянием).

Разбираем понятие «стресс» по Г.Селье (используем памятку).

Текст памятки

Проанализируй!!!

Дистресс – это длительное стрессовое состояние, приводящее к истощению нервной системы, что вызывает различного рода заболевания.

Неврозы – группа нервно-психических заболевания, связанных с нарушением функций нервной системы вследствие длительных психических переживаний, перенапряжения.

Признаки: раздражительность, колебания настроений, неуверенность в себе, навязчивые страхи, плохой сон.

Если невроз не лечить, то развивается психологический кризис, часто заканчивающийся бедой.

Стресс – это состояние напряжения у человека в условиях перестройки его деятельности на более высокий уровень, необходимый для успешного решения возникающих перед ним задач.

Оказывается, стресс играет и положительную роль. В жизни всегда возникают какие-то экстремальные ситуации, которые необходимо преодолевать. Не случайно Селье говорил, что полная свобода от стресса означает смерть. (4, 6, 8)

Давайте рассмотрим стадии стресса (просмотр слайда)

1 стадия – тревоги (мобилизация сил организма)

2 стадия – адаптации

Но если стресс не снимается - наступает

3 стадия – истощение – дистресс!!!

В жизни почти каждого человека случаются несчастья, но не у каждого хватает сил перенести горе, перестроить заново весь образ жизни, выпрямиться и продолжать жить, бороться и даже радоваться жизни. В подобных ситуациях у людей и возникают неврозы, психологические кризисы (беседуем по памятке) .

Именно в состоянии психологического кризиса человек пробует алкоголь, прибегает к использованию наркотиков, часто курит. Давайте рассмотрим ряд проблемных вопросов по стрессовым ситуациям и факторам риска. Работа в группах по рассмотрению следующих задач.

Текст памятки

Твой и наш враг!
Правда об алкоголе

Давление среды – сигареты!

Наркомания – путь в бездну!
«Пьянство - есть упражнение в безумии». (Пифагор)

Алкоголизм - серьезное заболевание, обусловленное пристрастием к употреблению спиртных напитков.

Последствия:

  • ослабляет память, сообразительность, волю;
  • происходит истощение нервных клеток в полушариях головного мозга, что приводит к инертности процессов возбуждения и торможения;
  • формируется зависимость;
  • нарушается эмоциональная сфера человека, мотивация его поступков, что приводит к неадекватному поведению, психическим срывам;
  • в запущенных случаях возникает острое психическое заболевание - белая горячка

Деградация личности!!!

«Употребление спиртных напитков - скотинит и зверит человека, ожесточает его, отвлекает от светлых мыслей…, а главное - необратимо стоит над человеческой волей и вообще искореняет всякую человечность». (Ф.М. Достоевский)

Жизнь без наркотиков

1. Только сам человек может сказать себе «Нет». Уже сейчас создай для себя внутреннюю установку, что ты никогда, ни при каких обстоятельствах, ни разу не попробуешь наркотик.
2. Если ты почувствовал, что интересы твоего окружения связаны с наркотиками,то, как можно быстрее, попытайся оторваться от этой компании.
3. Каким бы заманчивым не показалось предложение «словить кайф» - откажись Бесплатным бывает только сыр в мышеловке.
4. Если ты все же попробовал наркотик, помни, остановиться еще не поздно, иначе расплачиваться придется жизнью.
5. Если в беду попал твой друг, предложи ему свою помощь, но сам будь начеку, есть опасность присоединиться.

Экстренная помощь по телефону

  • Подростковый телефон доверия: 44-09-42
  • Телефон доверия для наркозависимых: 43-90-70
«Курильщик впускает в свои уста врага, который похищает мозг». (Английская народная пословица)

Каждая сигарета отнимает от 5 до 15 минут жизни!

Состав табачного дыма, поступающего в организм:

  • никотин,
  • угарный газ,
  • синильная кислота,
  • аммиак,
  • радиоактивные и другие вещества

Никотин сужает сосуды, приводит к ухудшению кровообращения головного мозга, вызывает зависимость.

Последствия:

  • головные боли;
  • ухудшение памяти;
  • утомляемость;
  • истощение нервной системы;
  • возникает нервозность, раздражительность, утрачивается работоспособность;
  • страдает психика.

Скажи себе: «Нет!»

Прекращать дурные привычки надо сразу. Занятия спортом укрепляют волю, делают человека бодрым, здоровым, отвлекают его от вредных наклонностей.

Человек с сильной волей никогда не начнет курить!

Наркомания – это болезненное влечение к веществам, обладающим наркотическими свойствами с целью привести себя в одурманенное состояние.

А что потом?

Наркотический ад!!!

Вы в плену у наркотика. Сначала наступает психическая зависимость, затем развивается физическая зависимость, когда организм приспосабливается работать только под действием наркотиков. Он постоянно требует новой и все большей дозы. Без нее наступает мучительное состояние – ломка. Это признаки тяжелой болезни, которая называется – наркомания.

Есть и другие вещества, которые также отравляюще действуют на мозг. Они называются – токсикантами (токсин-яд, отрава) и тоже вызывают зависимость. Название этой болезни – токсикомания.

Последствия:

  • повреждение тканей мозга;
  • нарушение сознания;
  • видения – галлюцинации;
  • нарастающее слабоумие;
  • полная утрата контроля за своими действиями.

И еще:

Наркомания и токсикомания – это всегда преступность!

Наркомания – это неизлечимо!

1 задание

О пагубном влиянии курения на центральную нервную систему и органы чувств убедительно сказал немецкий поэт И.Гёте: «От курения тупеешь, оно несовместимо с творческой работой». Эту точку зрения подтверждает другой великий служитель муз Оноре де Бальзак: «Табак… неизбежно ослабляет энергию». Правы ли были они, утверждая это? Обоснуйте свой ответ. (1 с. 295)

2 задание

Врач патологоанатом вскрывал труп человека, страдающего алкоголизмом. Исследуя его головной мозг, обнаружил, что среди нервной ткани было большое количество прослоек из волокнистой соединительной ткани. Чем это объяснить? К каким последствиям это приводит?

3 задание

Какая фаза наркомании описана в высказывании Ш.Бодлера: «Но завтра! Ужасное завтра! Расслабленные, утомленные органы, уставшие нервы, щекочущие приступы плача, невозможность отдаться систематической работе – всё это жестко доказывает вам, что вы играли в запрещённую игру»? Какие виды зависимости к наркотическому веществу сформировались у человека, переживающего данное состояние? (1 с. 302)

4 задание

Иногда на почве нервного расстройства или переутомления человек заболевал гипертонией или приобретал язву желудка, экзему.

Рисунок-схема 1

Используя рисунок-схему 1 «Влияние стресса на жизнедеятельность организма» ответьте на вопросы:

  • Как это объяснить?
  • Почему охрана нервной системы есть охрана всего организма?
    (При затруднении учащиеся могут использовать текст – подсказку, который направит их на правильный ход мыслей.)
Текст подсказки

В промежуточном мозге расположен участок, называемый гипоталамусом. В нем есть нервные клетки, которые вырабатывают нейрогормоны. Особенность этих клеток в том, что их аксоны образуют синапсы - в стенках кровеносных сосдов. И вещества, выделяемые синапсами, попадают в кровь. По кровеносным сосудам нейрогормоны с током крови попадают в центральную железу эндокринной системы - гипофиз. Он посылает свои гормоны другим железам, регулируя их работу так, что объединяются именно те органы, которые участвуют в данной функции организма

Надпочечные железы - надпочечники у человека - это парный компактный орган, в котором мозговой слой расположен внутри, а корковый снаружи. Корковый слой вырабатывает жизненно необходимые гормоны - кортикостероиды, способствующие приспособлению организма к вредным воздействиям, влияющим на белковый, углеводный и минеральный обмены веществ. Мозговой слой вырабатывает гормоны адреналин и норадреналин, которые расширяют коронарные сосуды сердца и повышают кровяное давление. Гормоны мозгового слоя надпочечников повышают также уровень сахара в крови.

5 задание

Проанализируйте выборку из таблицы 1 «Распространённость болезней среди основных возрастных групп РТ на 1 тысячу среднегодового постоянного населения соответствующего возраста». (13)

Дайте подробное обоснование Табл.1

Наименование
классов заболеваний

Всего

В том числе

Среди детей
(0-14 лет)
Среди подростков
(15-17)
Среди взрослых
(18 лет и старше)
Село Город Село Город Село Город Село Город
Психические расстройства 30,8 47,1 12,12 33,3 28,9 41,0 36,5 51,1
Болезни нервной системы и органов чувств 101,7 248,4 103,0 271,8 173,0 313,1 96,9 237,9

Обсуждение результатов работы групп. (При обсуждении 5 задания таблица проецируется на экран).

Из обсуждения видно, что организм человека – тонко сбалансированная система, где нет ничего лишнего, незначительного. Нервные перегрузки, курение, алкоголь, наркотики – не на пользу здоровью, самому ценному, что есть у человека.

А сейчас давайте подумаем над таким вопросом: «Почему нельзя бегать по школе, толкая друг друга?» (Заслушиваем ответы учащихся).

Нервная система объединяет и согласовывает работу всех других систем органов организма человека. И насколько хорошо она будет работать, зависит только от самого человека. Для здоровья очень важно правильно организовать свой отдых, питание, сон. Научные знания необходимы для занятий физической культурой и спортом. Каждому следует научиться беречь себя от болезней. Легче предупредить болезнь, чем её лечить.

Тест на закрепление

Выберите утверждения, знание которых помогает в формировании правильного образа жизни. (9)

1. У Оскара Уайльда есть афоризм: «Самый простой способ избегнуть соблазна – поддаться ему».

2. Табак в сигаретах является наркотиком.

3. Выписываемые врачами наркотические лекарства безопасны.

4. Алкоголь можно употреблять в качестве снотворного.

5. Небольшое стрессовое возбуждение мобилизует силы организма.

6. Можно стать алкоголиком, употребляя лишь пиво.

7. Пока человек не колется, он не наркоман.

8. Незаконное изготовление и распространение наркотических средств преследуется законом.

9. Люди, употребляющие наркотики, вредят не только себе.

10. «Пассивные» курильщики страдают больше.

Дешифратор: 2, 5, 6, 8, 9, 10.

Я думаю, что этот урок вас заинтересовал. Мы затронули многие проблемы, которые волнуют как взрослых, так и подростков. Будем ли мы здоровы?! Во многом зависит от нас самих.

Тест. Предрасположен ли ты к наркотикам?

1. К сожалению, табак, сигареты в нашей жизни очень распространены среди молодёжи, а ведь никотин «атакует» не только лёгкие, но и сердце, кровообращение. А как ты относишься к «голубому дымку» и к курильщикам?

a) Я полагаю, что курильщики отравляют любое помещение и превращают всех окружающих в пассивных курильщиков;

b) Каждый должен сам решать, где курить, всякие ограничения излишни;

c) Курить можно не везде.

2. Скоро экзамен. Все твои товарищи нервничают, волнение достигло наивысшего накала. Кто-то принёс успокаивающие таблетки и предлагает их тебе. Возьмёшь?

a) Да, я возьму таблетку, но только в том случае, если я уже совсем в «ауте»;

b) Нет, мне лень думать о том, где брать эту таблетку в следующий раз, когда её не предложат;

c) Нет, я не нуждаюсь в искусственном успокаивании.

3. На вечеринке по кругу идет сигарета «с травкой». Все твои друзья один за другим затягиваются, и вот настала твоя очередь. Как ты поступишь?

a) Я в любом случае хоть разок да попробую;

b) Нет, я не стану этого делать, лучше уйду с такой вечеринки;

c) Я сам не возьму сигарету, а над этими дураками вдоволь посмеюсь.

4. Собралась веселая компания, гости смеются, танцуют. Ты приходишь с опозданием, когда другие уже немного выпили. Как ты поведешь себя?

a) Выпью две-три рюмки, чтобы догнать других;

b) Терпеть не могу, когда в компании хорошее настроение зависит только от выпивки, я лучше побуду немного и уйду;

c) Мне безразлично, если другие пьют, у меня самого настроение хорошее и без того.

5. Некоторые говорят: «Наркотики вовсе не опасны, нужно лишь правильно общаться с ними». А ты тоже в это веришь?

a) Тот, кто так считает, обманывает самого себя;

b) Да, это соответствует действительности, за исключением особо сильных наркотиков.

6. Существует мнение, что «крутую» музыку и наркотики нельзя разделить. А ты как считаешь?

a) Можно делать прекрасную музыку, не прибегая к наркотикам;

b) Приняв наркотики вообще нельзя принимать музыку;

c) Все музыканты что-нибудь принимают.

7. Твой приятель настоятельно просит тебя срочно достать некоторую сумму в долг. Ты знаешь, что он регулярно принимает наркотики. Одолжишь ли ты ему денег?

c) Только в том случае, если буду знать, зачем они ему.

8. Ты ужасно влюбился! С твоей новой пассией вы проводите вечера вместе в её компании. Ты замечаешь, что все в этой компании, включая твою возлюбленную, не прочь пропустить рюмку-другую, а то и принять что-нибудь похлеще. Будешь ли ты чувствовать себя в своей тарелке?

a) Если там весело, почему бы и нет?

b) Не обязательно часто проводить время в компании;

c) Эта компания вредит моей любви.

Результаты теста

Поставь крестик возле того ответа, который тебе больше подходит. По таблице подсчитай число очков. Исходя из полученной суммы, авторы этого немецкого теста помогут тебе определить твой тип.

5 10

0-20 очков: ты ведешь себя так, словно проблем с наркотиками вообще не существует. Оказывается, ты не относишь к наркотическим веществам алкоголь и никотин. А ведь опасны не только героин или кокаин, обрати внимание, что большинство наркоманов – алкоголики. Задумайся ещё раз над своим отношением к наркотикам! Пожалуй, тебе стоило бы посоветоваться с тем, кому ты доверяешь, - с любимым учителем или с кем-то из родителей, со знакомым врачом.

25-30 очков: нельзя утверждать, что ты заядлый трезвенник. Время от времени ты не прочь пропустить рюмку, но считаешь, что тебе ничто не угрожает, что ты контролируешь ситуацию. Но следует быть начеку: под влиянием друзей ты можешь поддаться искушению и попробовать наркотики.

Тот, кто набрал 20-25 очков, относится к «группе риска», и ему нужно быть очень осторожным.

60-80 очков: наркотики никогда не станут для тебя серьезной проблемой. Но не впадай в другую крайность и не выступай по отношению к другим в роли проповедника морали.

Вопросы для домашнего задания

1. Как алкоголь влияет на работу головного мозга?

2. Почему употребление алкоголя особенно опасно в подростковом возрасте?

3. Какое влияние на организм оказывают наркотические вещества?

4. Какие психологические факторы могут стать причиной употребления наркотиков?

5. Какова взаимосвязь между курением, алкоголем и наркотиками?

6.* В романе «Накануне» И.С.Тургенева так описывается состояние Елены после смерти Инсарова: «Елена перешла в соседнюю комнату, прислонилась к стене и долго стояла как окаменелая» . Какие изменения основных нервных процессов могло вызвать данное состояние героини?

Используемая к уроку литература

1. Л.П. Анастасова, Д.П. Гольнева, Л.С. Короткова «Человек и окружающая среда», 9 кл., М., «Просвещение»,1997

2. « В блокнот учителя»// Биология в школе. 1987, № 5 с. 60

3. «Антиалкогольная пропаганда в школе (из опыта работы)» // Биология в школе.

1988, № 1 с. 60,67

4. А.В. Никитина «Из опыта преподавания урока по теме: Гигиена высшей нервной деятельности»// Биология в школе. 1990, № 3 с. 28-30

5. «Курение – фактор риска»// Биология в школе.1990 № 3 с.16

6. М.Г.Князева «Мост над пропастью»// Биология в школе.1993, № 7 с. 26-29

7. «Бездна: ещё раз о наркомании»// Биология в школе.1995, № 2 с. 5-8

8. Страница психолога. «Человек, обстоятельства и … стресс»// Биология в школе. 1999, с. 22-26

9. «Я и окружающий мир» // Биология в школе. 2000, №7 с.17

10. Рикк Брей «Как жить в ладу с собой и миром?» // Воспитание школьников,1993, № 4 с. 37

11. «Наркомания: знак беды»// Воспитание школьников. 1994, № 5 с. 34-38

12. Т.В. Орлова, Популярная психология. Психологические тесты для всех. Киев, ООО «Таир», 1996.

13. Ф.Н.Салахова, М.М.Желтухина, Р.З.Валиуллина «Регионализация курса «Биология.

Человек» в образовательных учреждениях Республики Татарстан», Казань, 2002.

14. А.Г.Хрипкова, Д.В.Колесов «Гигиена и здоровье», М., «Просвещение»,1984

15. В.Н.Ягодинский «Школьнику о вреде никотина и алкоголя» (книга для учащихся), М., «Просвещение»,1986

Для нормального развития нервной системы детей и подростков, и особенно её высшего отдела - коры больших полушарий, огромное значение имеет правильная организация режима дня, нормирование умственной нагрузки, правильно поставленное физическое воспитание, включающее осмысленный, интересный и не чрезмерный физический труд. Если дети в одни и те же часы начинают учиться в школе, готовить уроки дома, если они в одни и те же часы получают очередную пищу, ложатся спать, встают, если их суточный режим отличается регулярностью, - все процессы в организме протекают нормально и ритмично. В результате такого чёткого режима у детей и подростков вырабатываются своеобразные условные рефлексы, причём основным раздражителем является время. Так, при приближении часа, когда ребёнок обычно обедает, у него появляется ощущение аппетита, начинают выделяться пищеварительные соки и, таким образом, организм оказывается подготовленным к акту еды. Подобным же образом в привычный час отхода ко сну в коре больших полушарий особенно легко начинают иррадиировать процессы торможения, что как раз и является характерным для наступления сонного состояния. И в этом случае время является сигналом для отхода ко сну подобно тому, как звонок является сигналом к предстоящей учебной работе в классе.

Гигиена нервной системы детей и подростков неразрывно связана с гигиенической организацией всей учебно-воспитательной работы. Чрезмерное умственное перенапряжение детей и подростков может повлечь за собой переутомление нервной системы, выражающееся в быстрой утомляемости, плохом сне и даже бессоннице, головных болях, повышенной возбудимости и раздражительности, понижении уровня психических функций - памяти, внимания, восприятия и усвоения. Переутомление нервной системы у детей и подростков является одной из основных причин понижения сопротивляемости организма в отношении инфекции и других неблагоприятных факторов. Поэтому вопросы гигиены учебно-воспитательной работы и, в частности, гигиена преподавания имеют очень важное значение для нормального развития нервной системы детей и подростков.

Нормальное развитие нервной системы детей и подростков в значительной мере зависит от условий и влияний окружающей их среды. Эта среда должна быть такой, чтобы в ней были исключены моменты раздражающие и угнетающие нервную систему детей и подростков. Обстановка в школе и семье должна создавать у них бодрое состояние и жизнерадостное настроение, столь свойственные здоровым, нормально развивающимся детям. Чистота и порядок, всегда благожелательное и ровное обращение педагогов и родителей с детьми и подростками - всё это содействует бодрому состоянию нервной системы и нормальному её развитию.

Нервная система детей и подростков, как и все остальные системы и органы, нуждается для своего всестороннего и полного развития в упражнении (игры, упражнения в речи, в счёте, письме, рассматривании, осмысливании и т.п.). Однако эти упражнения должны быть умеренными, так как излишне частые и тем более слишком настойчивые напряжения приводят к чрезмерному возбуждению нервной системы детей, а это последнее неизменно влечёт за собой нервное переутомление. Переутомление же является одним из главных факторов, тормозящих и нередко извращающих развитие у детей и подростков нервной системы, особенно коры больших полушарий.

Для нормального развития нервной системы детей и подростков необходимо рациональное питание (потребление продуктов, содержащих фосфор, лецитины, витамины группы В и др.). Не менее существенно категорическое запрещение давать детям алкогольные напитки даже в умеренных дозах, так как алкоголь, действующий вредно на все органы, особенно вредное влияние оказывает на нервную ткань, вызывая вначале чрезмерное возбуждение нервной системы, а затем состояние упадка. При систематическом, хотя бы умеренном, употреблении алкогольных напитков может произойти перерождение нервных клеток и мозговых сосудов, что резко неблагоприятно отражается на психической деятельности и создаёт почву для развития различных нервных заболеваний.