Нормы детского питания в детском саду. Здоровое питание в детском саду

Меню в детском саду составляется с учетом требований СанПина и сезонного наличия продуктов. Меню в детском саду на день и на неделю составляет заведующий ДОУ совместно с заведующей пищеблоком. Дети должны получать сбалансированное и разнообразное питание.

В дошкольных образовательных учреждениях (далее — ДОУ) детям предлагается полноценное и разнообразное питание. Примерное меню в детском саду учитывает возраст воспитанников, время года и состояние здоровья детей. Меню в ДОУ имеет некоторые особенности:

  • блюда повторяются не чаще, чем раз в 20 дней;
  • суточный рацион малышей возрастом до трех лет составляет 1540 ккал, детей старше трех лет — 1900;
  • рацион включает питательный завтрак, фруктовые соки и фрукты, второй завтрак, плотный обед и полдник;
  • на завтрак воспитанники должны получать четверть дневного рациона, около 15% занимает второй завтрак и полдник, а 45% рациона дети получают в обед.

Меню в детском саду на день

Институт питания РАМН разработал стандарты детского питания в ДОУ. Рацион составляется для каждой возрастной группы детей. За качеством продуктов следит СЭС, заведующая детским садом и пищеблоком. В российских детских садах бланк меню в детском саду на каждый день заполняет специалист по диетическому питанию, который отвечает за рацион малышей.

Медицинская сестра перед подачей еды должна производить витаминизацию третьих и первых блюд витамином С для детей до года положено 30 мг витамина, 1-6 лет — 40 мг, а детей старше 6 лет — 50 лет.

Ежедневно дети 2-5 лет должны получать следующие продукты (в граммах):

  • Каши или овощи - 180-200,
  • Кофе, чай, какао - 150,
  • Супы, бульоны - 150-200,
  • Блюда из мяса или рыбы - 60-70,
  • Компоты, кисели - 150,
  • Комбинированные гарниры - 100-150,
  • Фрукты, соки - 50-100,
  • Овощные или фруктовые салаты - 40-50,
  • Хлеб ржаной (на весь день) - 50,
  • Хлеб пшеничный (на весь день) - 110.

СОХРАНИТЕ ЭТО СЕБЕ, ЧТОБЫ НЕ ПОТЕРЯТЬ:

В журналах «Справочник руководителя дошкольного учреждения» и «Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения» опубликованы важные материалы для руководителей ДОУ:


Каждый день дети в саду кушают четыре раза: для них предусмотрен обед, полдник и два завтрака. В отдельных случаях допустимо трехразовое питание, если рацион составлен штатным диетологом и не предусматривает отклонение от нормы по калорийности. На детский стол попадают рыбные и мясные блюда, яйца, каши, молочная продукция, фрукты и овощи, выпечка, соки и горячие напитки. Воспитанники всегда могут попросить добавку непорционных блюд, если порция оказалась для них недостаточно большой.

Рацион может быть разработан и для ребенка с пищевой аллергией. Для этого родителям следует предоставить в ДОУ результаты тестов на аллергены, а после поставить в известность воспитателя или штатного диетолога, чтобы сотрудники детского сада знали, какие именно продукты нельзя есть ребенку. Составляя рацион для воспитанников, диетолог постарается исключить аллергены.

Чтобы подготовить ребенка к детсадовскому питанию, родителям следует:

  1. Поинтересоваться у воспитателя приблизительным меню в детском саду с рецептами, чтобы постепенно приучать малыша к подобной пище.
  2. Отказаться от продуктов, которые по вкусу и составу кардинально отличаются от еды в ДОУ.
  3. Не давать ребенку экзотические продукты, копченые, соленые, жирные и острые блюда, которых нет в приблизительном меню. Маме важно знать, что в детском саду блюда готовят с минимум жира, для приготовления чаще используют сливочное и растительное масла.
  4. Стоит разнообразить домашнее меню простыми блюдами, полностью исключив газированные напитки, майонез, кетчуп, сухари и чипсы.
  5. Важно следовать принципу 5-разового питания и дома, так ребенку будет проще привыкнуть к графику приемов пищи в ДОУ.
  6. Не стоит давать ребенку двойные порции еды, думая, что он недоедает в детском саду. Порции должны соответствовать возрасту, в противном случае можно спровоцировать ожирение или проблемы с желудочно-кишечным трактом.
  7. Если в семье не придерживаются режима питания , постепенно следует отучать ребенка от перекусов между приемами пищи.

Меню в детском саду на неделю

Дошкольное питание в детских садах, меню которого составляет медицинский работник, проходит обязательное утверждение у сотрудников Роспотребнадзора. В меню прописывается не только размер, но и консистенция порций (воспитанникам ясельных групп еда дается в пюрированном виде). Важно, чтобы блюда сочетались между собой. Так, если в обед дети получают борщ, овощной суп или рассольник, на второе у них должны быть овощи, овощной салат или гарнир из макаронных изделий или круп. Если же на горячее подан крупяной суп, в качестве гарнира рекомендованы овощные рагу и салаты. Чтобы повысить аппетит, перед обедом дети получают свежие или соленые овощи.

Меню в детском саду на неделю ясельная группа

Ясельная группа детского сада — это дети 1-2 и 2-3 лет. Малыши нуждаются в полноценном сбалансированном питании калорийностью от 1200 до 1500 Ккал в день. Меню ясельной группы в детском саду составляется на 10 дней медицинским работником, заверяется сотрудником Роспотребнадзора и подтверждается заведующей ДОУ. Рацион питания зависит от времени года и может быть летне-осенним и зимне-весенним.

Согласно нормам СанПин:

  • , находящихся в саду более 8 часов, должно быть четырех-пятиразовым.
  • Между завтраком и обедом должен быть промежуточный прием пищи, который включает свежие фрукты и напиток.
  • Если свежие овощи недоступны, их заменяют соками или быстрозамороженными фруктами и овощами.
  • Полдник может быть легким и уплотненным, если ужин не предусмотрен.

Примерное меню в детском саду ясельной группы на неделю составляется с учетом наличия сезонных овощей и фруктов. Несколько раз в неделю на детском столе должны быть яйца, творог и рыба, в ежедневное меню вносят масло, мясо, крупы и свежие овощи. Под строгим запретом для детей грибы, уксус, хрен, фляжное молоко, полуфабрикаты, копчености, мясо водоплавающих птиц, майонез, консервы.

Недельное меню для воспитанников ясельной группы

Самая большая проблема воспитанников детских садов, особенно тех, кто очень рано идет в садик или ясли, – это научиться обходиться без помощи родителей: самому одеваться, мыть руки и, самое главное, самостоятельно есть. По мнению воспитателей и врачей, это самая сложная задача для ребенка. В садике не станут особо уговаривать, постоянно кормить с ложки, петь песни и танцевать вокруг крохи: малышей много, и надо уследить за всеми, а это может оказаться непростым испытанием для ребенка. Всем детям предлагают одинаковую еду – ее надо уметь жевать, нужно уметь пить из чашки и пользоваться салфеткой. Это тоже нередко представляет сложность для «домашнего» ребенка.

Меню детского сада

Питание для детских садов разрабатывают медицинские работники, исходя из возрастной физиологии, таким образом, чтобы еда максимально покрывала потребность ребенка в питательных веществах, витаминах и минералах. Обычно это меню общее для всех воспитанников, начиная с полутора до 6–7 лет, отличаются только объемы порций в зависимости от возраста. Учитывая сезонные изменения, в питании детей летом и осенью максимально используются свежие фрукты и овощи, а в зимне-весенний сезон в рацион включаются витаминизированные продукты: соки, отвары трав и зимние фрукты – яблоки, груши зимних сортов, хурма.

Все приемы пищи разделены по калорийности на определенные физиологические объемы: при 4-разовом питании на завтрак приходится 15–20% калорийности, на обед – до 40%, на полдник – до 15–20%, на ужин (в некоторых детских садах) – до 20–30%.

Обычно на завтрак детям дают каши из различных видов круп на молоке, пудинги, омлеты, соки или компоты. В обед обязательными являются различные первые блюда, салаты, вторые блюда и напитки. Полдник представляет собой фруктовый десерт или выпечку с кефиром, молоком или другим напитком. Некоторые сады удлиненного пребывания допускают и наличие ужина – обычно это овощное, молочное или крупяное блюдо.

Обязательно строгое соблюдение в питании количества белка, как основного строительного материала для роста и развития малыша, никакие вегетарианские диеты в детском саду недопустимы. Детям обязательно дают животные белки – рыбу, мясо, яйца, молоко и молочные продукты. Из растительных белков используются бобовые, крупы, хлеб. Рацион детей не включает животные жиры и маргарин – источником жиров являются растительное и сливочное масло. Кроме того, малышам дают сливки и сметану. Ограничивают также количество сахара, заменяя его углеводами из крупяных, макаронных и хлебобулочных изделий. В меню детского сада существует список продуктов, которые запрещаются СЭС, кроме того, она же регулярно проводит проверки пищеблока и сотрудников детского учреждения.

Есть продукты, которые появляются на столе ребенка в детском саду ежедневно: это молоко, масло, сахар, овощи, хлеб, фрукты, мясо. Яйца обычно даются через день, творог – 2–3 раза в неделю, а рыба – 1–2 раза в неделю.
Все блюда готовятся непосредственно перед употреблением, их не хранят и не разогревают. В меню детского сада не допускаются повторы одинаковых блюд в один день, например макароны утром и вечером. Меню составляется на неделю вперед, при этом сотрудники детского сада по возможности стремятся избегать повторов блюд в течение недели. Кроме того, для стимуляции пищеварения детям в обязательном порядке в обед дают салаты из овощей или фруктов кислого вкуса, например из капусты с яблоком или моркови с яблоком.

Проблемы с аппетитом

Аппетит малыша в детском саду будет зависеть больше от усилий родителей, хотя и персонал садика тоже играет в этом определенную роль. Причин, по которым ребенок может отказаться от еды в детском саду, несколько.

Любые глобальные перемены – это стресс для организма, особенно если это малыш первых лет жизни. Появляется совершенно другая компания взрослых и детей, резко меняется круг общения, происходит контакт иммунной системы с незнакомыми веществами: обмен микрофлорой между детьми, новое окружение – другая мебель, игрушки, порошки для стирки и т.д. Меняется и отношение к ребенку: он уже не центр вселенной. Это приводит к нарушению в работе высших отделов нервной системы и выливается в проблемы с поведением, капризность, тревожность, нарушения сна и аппетита даже дома. Многие дети – консерваторы. Им очень трудно дается изменение привычных ритуалов: смена любимой тарелки и ложки может надолго отбить аппетит. Кроме того, малышам отводят четко регламентированное место за столом, не позволяя вольностей, а рядом с ними еще и сажают других детей, которые отвлекают внимание.

Самой большой ошибкой родителей и многих воспитателей являются попытки накормить ребенка любой ценой. Обычно в ход идут уговоры: «Съешь все – и дам конфетку» или угрозы: «Пока не съешь весь обед, из-за стола не выпустим». Однако таким образом можно добиться только полностью противоположного результата – усилить стресс и надолго лишить ребенка аппетита. Неверным вариантом будет и превращение процесса еды в игровое шоу или конкурс на «самую чистую тарелку» или «кто быстрее всех все съест». Еда не ради еды не принесет пользы – таким образом можно сформировать у не очень расторопного ребенка-флегматика комплекс неудачника. Тогда аппетит пропадет надолго.

Но решения у проблемы отсутствия аппетита есть, главное – набраться терпения. Малыш немного привыкнет к новому коллективу и начнет тянуться за другими детьми, подражать им, в том числе и в еде. Попросите воспитателей посадить ребенка к тем малышам, которые уже хорошо едят.

Также важно создание ритуала еды: крохе предлагается постоянная последовательность действий – мытье рук, усаживание за стол. Частой ошибкой родителей является поощрение избирательности в еде и ее культивирование у ребенка. Кроме того, нередко кроху с детства балуют различными деликатесами, он ест, когда хочет, где хочет и только то, что хочет. После того как ребенка приучили к такому режиму, будет очень сложно научить его есть обычную детсадовскую еду и сформировать режим дня. При поступлении в садик, конечно, возникает протест против «невкусной» пищи. Малыша начинают заставлять есть не то, к чему он привык.

И сложнее всего бывает тогда, когда в саду пытаются научить ребенка есть нормальные продукты, а вечером мамы и папы в виде «компенсации» опять предлагают ему излюбленные лакомства. Родителям надо категорически сказать «нет» подобным продуктам и запастись терпением, начав методично приучать кроху к здоровой пище, иначе он не будет полноценно есть в саду.

Еще одной важной причиной плохого аппетита является неумение есть самостоятельно. Иногда дети к моменту поступления в садик совершенно не умеют пользоваться ложкой и вилкой. А когда они оказываются рядом с более умелыми сверстниками, которые хорошо едят, у них возникают проблемы. Большой ошибкой родителей является просьба, чтобы воспитатели не оставили без внимания их кроху – накормили, помогли есть с ложки, показывали, как нужно делать. Это резко выделяет малыша из всех детей, он начинает думать, что все делает не так: все могут есть ложкой, а он – нет. Кроме того, воспитатель начинает заострять внимание самого ребенка и окружающих его детей на проблеме, и это может вылиться в полный отказ от еды.

Учимся есть самостоятельно

Врачами и психологами отмечается, что дети, которые к моменту поступления в садик умеют элементарно себя обслуживать: одеться, помыть руки или умыться, самостоятельно есть, – легче проходят адаптацию. Если малыш плохо управля-ется с приборами, в детском саду он обычно дольше всех сидит за столом, хуже ест и может не доедать всей порции, чтобы успеть за другими детьми. Кроме того, новички во время еды часто отвлекаются на происходящее вокруг, что тоже отражает-ся на аппетите.

До момента поступления в садик, конечно, надо научить малыша есть самостоятельно, пользоваться столовыми приборами и уметь вести себя за общим столом. Как минимум с 1,5–2 лет ребенок должен есть со всеми за общим столом, пользоваться вилкой, ложкой, пить из чашки. Хорошо формирует навыки общение со сверстниками по выходным, приглашайте на общие обеды малышей. Следите, чтобы кроха научился есть в течение получаса – именно такое время отводится в детских садах на прием пищи.

Соблюдаем режим

Самое верное решение – это постепенно и целенаправленно начинать подготовку малыша к детскому саду заранее, желательно за несколько месяцев. Нужно узнать расписание приемов пищи в саду и следовать ему дома, не отступая от него и не проводя за столом дольше чем полчаса.

Необходимо приблизить режим дня и питания малыша почти полностью к тому, который будет в детском саду. Обычно расписание приема пищи в детских учреждениях таково: завтрак – 8.30–9.00, обед – 12.00–12.30, полдник – 15.30–16.00, а ужинают дети уже дома, если это не садик длительного проживания. В последнем случае ужин обычно бывает в 19.00. Однако в вашем садике все может несколько отличаться от данных временных рамок, так что не поленитесь уточнить режим заранее. Кроме заданных приемов пищи для ребенка дома допустим легкий второй ужин – обычно это кисломолочные продукты. А некоторые дети завтракают дома, если родители отправляются на работу позже обычного времени.

Если ваш режим дня резко отличается от того, который существует в садике, необходимо перестраиваться плавно и постепенно, за несколько месяцев сдвигать режим в сторону детсадовского. Если резко сменить режим, это может обернуться для малыша большим стрессом, а также нарушением аппетита и даже сна. Как было сказано ранее, дети консервативны и сложно перестраиваются на новые условия.

Как же подстроиться под режим, выбранный детским садом? Это не сложно: начинайте постепенно, раз в несколько дней, сдвигать время приемов пищи на 7–15 минут, приближаясь к необходимому графику.

Минимальным интервалом для перестройки режима, чтобы он не отразился на крохе отрицательно, является срок в 2–3 месяца. Самое сильное испытание предстоит в детском саду тем детям, которые не придерживались дома вообще никакого режима: им придется привыкать к распорядку и учиться многое делать заново.

Меню – как в детском саду

Сделайте рацион малыша максимально приближенным к детсадовскому, включайте в него только полезные продукты. Поинтересуйтесь в садике меню-раскладкой на неделю и попробуйте составить похожий план питания. В рационе ребенка должны ежедневно быть хлеб, мясные и овощные блюда, фрукты, соки, компоты. Обязательно научите малыша есть каши, молочные продукты, овощные и мясные блюда и не предлагайте ему жареных, копченых, чрезмерно соленых и маринованных продуктов. Основные способы обработки – варка на пару и обычная, запекание, тушение с использованием растительного и сливочного масла. Добавляйте в пищу минимум специй, соли и сахара. Исключите соусы вроде майонеза и кетчупа. Основные детские блюда – это нежирные супы, компоты, кисели, запеканки, пудинги, каши и омлеты. В рацион обязательно надо включать свежую зелень, овощи и фрукты. Лучше всего с рождением малыша всей семьей перейти на более рациональное и правильное питание, чтобы не готовить для ребенка отдельно.

Если кроха категорически отказывается есть какой-либо продукт, попробуйте включить этот продукт в его любимое блюдо. Например, если малыш не любит вареный лук или кабачок – положите их небольшие кусочки очень мелко порубленными или даже протертыми в овощное рагу. Предлагайте ребенку нелюбимый продукт в небольших количествах, чтобы малыш привык к нему. Но если кроха все равно категорически протестует, лучше не настаивать, чтобы не выработать отрицательную реакцию в виде рвоты или других подобных проявлений.

Кроме того, надо знать оптимальные для ребенка объемы питания, не перекармливать малыша. Для детских садов объемы порций регламентируются, опираясь на возрастную физиологию, и делятся на периоды – до 3 лет объемы меньше, с 3 до 6–7 лет – больше. В среднем эти объемы рассчитываются исходя из общего суточного объема питания.

Мамы часто пытаются накормить малыша поплотнее, переживая, что ребенок не наестся. В рационе крохи допускаются калорийные перекусы, за счет чего основные приемы пищи меняют свои объемы. В детском саду таким малышам придется труднее: они привыкли к собственному ритму питания и могут отказываться есть в положенное время. Чтобы не было таких проблем, соблюдайте объемы порций и сокращайте перекусы между основными приемами пищи до минимума, тогда ребенку будет проще адаптироваться к питанию вне дома.

Тяжело в учении

Первые две недели в садике – самое сложное для малыша время. В этот период в жизни ребенка появляется коллектив, маму заменяют воспитательницы, меняется привычный ритм жизни. Это может отразиться негативно даже на отличном аппетите. А у малышей ранимых аппетит может пропасть на непродолжительное время. Некоторые дети даже дома после садика могут первое время есть меньше обычного – не расстраивайтесь, не заставляйте ребенка есть и не ругайте его. Ваша задача – помочь крохе пройти процесс адаптации и сохранить хороший аппетит.

Доктора советуют во время адаптации к детскому саду готовить ребенку дома пищу более калорийную, богатую витаминами и минералами, больше пить. В рацион следует ввести больше овощных салатов и свежих фруктов, соков, кисломолочных напитков, обогащенных полезной микрофлорой. Рекомендуется подобрать для ребенка витаминно-минеральный комплекс: это поможет крохе легче адаптироваться и положительно скажется на иммунитете.

Всегда узнавайте, чем детей кормили днем, и на ужин не повторяйте блюда.

В первые дни, возможно, лучше будет, если и завтракать ребенок будет дома – в этом случае надо будет предупредить воспитателей, что ребенка покормили: он будет просто сидеть за завтраком с малышами, привыкая к коллективу.

Поговорите с воспитателем, расскажите ему о привычках и особенностях ребенка. Первое время для новичка будет выработан щадящий режим, воспитатель или няня будут уделять особое внимание малышу за столом. Они помогут ему при необходимости, отметят, как и сколько он ел. Обязательно попросите их, чтобы малыша не заставляли есть насильно: это вызовет только негативную реакцию. Интересуйтесь у воспитателя, как ел ребенок в течение дня, а отправляясь с малышом из сада домой, обязательно подробно обсуждайте с ним все, что происходило за столом в садике – чем кормили, понравилось ему или нет, находите слова поддержки и одобрения, за промахи не ругайте, а за любые успехи в еде – хвалите.

Если ребенок болеет

Оптимально, конечно, чтобы в этом случае для малыша был выбран профильный садик с определенными особенностями питания. Но в условиях острой нехватки мест в детских учреждениях выбор есть не всегда.
В этом случае необходимо, чтобы в медицинской карте ребенка были отметки обо всех его болезнях или особенностях развития. Если малыш – аллергик, попросите врача четко указать в карте конкретные виды аллергенов – например, рыбу, яйца или сахар. Тогда для него будет выделен отдельный стол рядом с малышами, имеющими сходные проблемы, и некоторые блюда будут заменены на допустимые при данной болезни или аллергии. Попросите воспитателей строго следить за питанием ребенка, исключая потенциально опасные продукты, и научите малыша напоминать в детском саду о том, что у него особое питание.

Конечно, поступление в садик – это довольно серьезное испытание и для самого крохи, и для его родителей. А когда у малыша еще и страдает аппетит, это сильно расстраивает родителей. Они волнуются, что малыш недоедает, что он может похудеть. На самом же деле временное снижение аппетита – это не опасное состояние, оно обусловлено особенностями детского организма, и при правильном подходе очень скоро малыш начнет уплетать все, что дают в садике, за обе щеки.

Питание в детском саду: нормы и правила

Основа правильного питания в детских садах - это нормы, которые утверждены постановлением правительства РФ (Сан ПиН 2.4.1.2660-10). Причем для разных возрастных групп - нормы свои.
В нашем детском саду составлено примерное меню на 10 дней, с учётом рекомендуемых среднесуточных норм питания для двух возрастных категорий: для детей с 1-3 лет и для детей от 3 до 7 лет. Питание детей от 1 года до 3 лет и от 3 до 6 лет в целом различается лишь по количеству основных пищевых веществ, суточному объёму рациона и величине разовых порций.

Меню содержит информацию о количественном составе основных пищевых веществ и энергии по каждому блюду, приёму пищи, за каждый день и в целом за период его реализации. Так же соблюдено оптимальное соотношение пищевых веществ (белков, жиров, углеводов), которое составляет 1:1:4.Блюда в примерном меню составлены согласно сборника рецептур «Блюд и кулинарных изделий для питания детей в дошкольных организациях». Выпуск – 2011г.

Данный сборник является техническим документом для организации питания детей в детских образовательных, санаторно-курортных и лечебных учреждениях.
Ежедневно в меню включены: молоко(пастеризованное 3,2% жирности), кисломолочные продукты (кефир, снежок, йогурт, творог 9%, сметана 15% жирности), мясо (охлаждённое: говядина 1 категории, цыплёнок бройлер), картофель (в данный момент поставляет совхоз Сухоногово), овощи (до 1 января могут подаваться в свежем виде, с 01.01 – в варёном, тушёном видах), фрукты, соки (отечественного производства, подразделяются: для детей раннего возраста (с 1 -3 лет) и для детей дошкольного возраста с 3 и более лет) хлеб, крупы, сливочное масло (несолёное 72,5% жирности) и растительное масло (рафинированное), сахар, соль (йодированная). Остальные продукты: рыба (пикша, треска), сыр (костромской), яйцо (отборное, диетическое) и другие – 2-3 раза в пять дней.

В течение 10 дней дети в нашем детском учреждении получают все продукты в полном объёме в соответствии с установленными нормами.

Пищевые продукты, поступающие в детский сад , имеют документы, подтверждающие их происхождение, качество и безопасность.
К любому продукту, поставляемому в детский сад, прилагаются три обязательных документа: накладная, сертификат качества и ветеринарная справка. Кроме того, у фирм, которые развозят продукты, в обязательном порядке есть санитарные справки на машину, санитарная книжка для водителя и для людей, сопровождающих товар. Поставку продуктов обеспечивают только те фирмы, которые выиграли тендеры через Управление образования. С ними составляются контракты в основном на срок – три месяца.

В нашем детском саду все продукты хранятся на складах: для продуктов и овощей.

Особо скоропортящиеся пищевые продукты хранятся в холодильниках при температуре +2…+6С, которые обеспечиваются термометрами. Места хранения мяса, рыбы, и молочных продуктов строго разграничены. Все продукты хранятся в производственных упаковках. На которых указаны: производитель, дата выработки, срок годности, условия хранения данного продукта. Этикетки, упаковки от продуктов с указанием даты выработки хранятся у кладовщика два дня после выдачи продукта на пищеблок, для контроля.

Основным документом для приготовления пищи на пищеблоке являются меню-раскладка, при составлении которой руководствуемся:

    Технологическими картами (составленными на основании сборника рецептур указанного ранее);

    Примерным Десятидневным меню;

3)Наличием продуктов на складе.

Основным приемом пищи в детском саду является обед. Именно в это время малыш съедает максимальное количество мяса, рыбы и овощей. Первые блюда представлены борщами, бульонами, мясными, рыбными и вегетарианскими супами. На второе обычно дают мясные блюда (котлеты, биточки, гуляш, рагу). На гарнир желательно чаще использовать овощи. На третье - свежий сок, компот, напитки. На завтрак и ужин малыши получают молочные каши, блюда из творога, омлеты, овощные блюда. Каждый день детям дают кисломолочные продукты (кефир, снежок, йогурты, творог, сметана), обязательно раз в неделю - рыбу (рыбный день).
Питание должно быть сбалансированным. Ни в одном меню вы не встретите крупу (в виде каши) два раза в день. Если вы захотите ознакомиться с десятидневном меню - вы убедитесь, что одно и то же блюдо там не повторяется. Так и с другими продуктами. Меню в детском саду вывешивается в холле, чтобы родители могли в любое время с ним ознакомиться.

Согласно санитарным требованиям на пищеблоке есть отдельные зоны – для разделки сырых продуктов, мясной цех, горячий цех. Деревянные разделочные доски все с надписями: „для овощей”, „для мяса” и т.д. Разделочные ножи тоже имеют каждый своего „клиента”: мясо, хлеб, овощи, яйца… Последние, к примеру, перед приготовлением моют в специальной емкости и даже разбивают специальным ножом. По одной порции каждого блюда повара оставляют в холодильнике на двое суток (суточная проба). При любой проверке сразу можно удостовериться, что ели детки именно в этот день.

Питание детей в нашем детском саду организуется в помещении групповой.

Для мытья столовой посуды моечные оборудованы двухсекционными ваннами с подводкой к ним холодной и горячей воды. На случай отклонения горячего водоснабжения установлены резервные электроводонагреватели с жесткой разводкой воды к моечным ваннам.

Родителям на заметку

Питание ребенка в дошкольном учреждении и в семье должно сочетаться. С этой целью в каждой группе вывешивается меню (с подписью шеф-повара, старшей медсестрой и утверждённое заведующим детского сада). Пожалуйста, внимательно, изучайте его, если у вашего ребенка есть хронические заболевания и какие-либо противопоказания к определенным продуктам питания предупредите об этом медицинскую сестру и воспитателей группы.

До отправления ребенка в детский сад не кормите его, т.к. это нарушает режим питания, приводит к снижению аппетита. Если Вы приводите ребенка с 7.00-7.30, то дома можно дать сок и (или) какие - либо фрукты.

Особенности питания ребенка в период адаптации

Переход ребенка от домашнего воспитания к воспитанию в детском коллективе всегда сопровождается определенными психологическими трудностями, часто у детей в это время снижается аппетит, нарушается сон, иногда наблюдаются невротические реакции, снижается общая сопротивляемость к заболеваниям. Правильная организация питания в это время имеет большое значение и помогает ребенку скорее адаптироваться в коллективе.

Перед поступлением ребенка в детский сад максимально приблизьте режим питания и состав рациона к условиям детского сада. Приучить его к тем блюдам, которые чаще дают в дошкольном учреждении, особенно, если раньше он их никогда не получал.

В первые дни нельзя менять стереотип поведения ребенка, в том числе и привычки в питании. Первое время, если ребенок не ел самостоятельно, воспитатели обязательно будут его кормить и докармливать.

Если ребенок отказывается от пищи, ни в коем случае нельзя кормить его насильно. Это усиливает отрицательно отношение к детскому коллективу.

Для профилактики ОРЗ и ОРВИ следует проводить дополнительно витаминизацию рациона питания детей, используя широкий ассортимент имеющихся витаминизированным пищевых продуктов и напитков, а по необходимости (по заключению врача), также поливитаминных препаратов (витаминно-минеральных комплексов).

Нормы питания детей в дошкольных учреждениях (граммов в день на одного ребенка)

Количество продуктов, брутто

(в г,мл)

1 – 3 года

3 – 7 лет

Молоко

351

405

Творог

Сметана, не более 15%

8,1

Сыр, неострых сортов твёрдых и мягких

3,9

5,8

Мясо (говядина 1 категории)

50/61

55/68

Птица (1 категории)

24,3

Рыба

33,3

Колбасные изделия для пит-я дошк-ков

4,5

6,3

Яйцо куриное диетическое

0,45 шт.

0,55 шт.

Картофель: с 01.09 по 31.10

144

168,3

с 3110 по 31.12

155

180

с 31.12 по 28.02

166,5

194

с 29.02 по 01.09

180

210,6

Овощи, зелень

230,4

292,5

Фрукты (плоды) свежие

97,2

102,6

Фрукты (плоды) сухие

8,1

9,9

Соки фруктовые (овощные)

100

100

Напитки витаминизированные (готовый)

Хлеб ржаной

Хлеб пшеничный

Крупы (злаки), бобовые

Макароны (группы А)

7,2

10,8

Мука пшеничная (хлебопекарная)

22,5

26,1

Мука картофельная (крахмал)

2,7

2,7

Масло коровье сладкосливочное

23,4

Масло растительное

8,1

Кондитерские изделия

6,3

Чай, включая фиточай

0,45

0,54

Какао-порошок

0,45

0,54

Кофейный напиток злаковый (суррогатный) и т.ч. из цикория

0,9

1,08

Дрожжи хлебопекарные

0,36

0,45

Сахар

33,3

42,3

Соль пищевая поваренная

3,6

5,4

Анастасия Шашурина
Здоровое питание в детском саду

Здоровое питание в детском саду

В нашем детском саду № 52 «Ласточка» организовано всё таким образом, что бы дети получали здоровое питание . Для этого существуют специально разработанные методики приготовления пищи для детей. Продукты подбираются так, что бы они сбалансировано дополняли друг друга, и ребёнок за день получал необходимое для его возраста количество килокалорий, витаминов и микроэлементов. Составляя меню на неделю, в детском саду учитывают такой фактор, как разнообразие блюд. Это означает, что каждый день дети получают разные блюда. Каждый день меню детского сада вывешивается при входе в группу. Это делается для того, чтобы родители смогли прочитать меню того, что их ребёнок ел в течении дня и в соответствии с этим дополнить его рацион необходимой пищей в виде лёгкого и полезного ужина.

Питание дошкольника должно быть вкусным и полезным. Рациональное питание ребенка является основным средством для обеспечения отличного физического и умственного развития детей. Питание дошкольника должно быть калорийным и удовлетворять как ростовые, так и энергетические нужды. Это достигается включением в рацион должного количества белков, углеводов и жиров. Из-за дефицита белка может быть снижение работоспособности, переутомление и ухудшение успеваемости. Вот почему детям нужно каждый день есть блюда из рыбы или мяса, и не забывать о молочных продуктах. Не реже 2-3 раз в неделю нужно употреблять в пищу такие продукты, сыр, творог, сыр и яйца.

Меню в детском саду

Нормы питания в детском саду являются основой для составления меню в детском саду , в котором учитывается, сколько полезных витаминов и минералов должен получать ребенок во время завтрака, полдника, обеда и ужина. Педиатры рассчитали все в точности до грамма, чтобы малыш получал наиболее сбалансированное питание .

На завтрак чаще всего деткам предлагают молочные каши. Также к завтраку подают теплый напиток (кофейный напиток или чай) и бутерброд с сыром или маслом. Молочная каша может быть гречневая, рисовая, овсяная, манная. Новое меню в детских садах предполагает давать ребятам на обед обязательно супы, это может быть борщ, рассольник, гороховый суп, вермишелевый, гречневый, овощной. В качестве мясного блюда деткам дают тефтели и котлеты с гарниром (крупяные каши или картофельное пюре, рыбные блюда, приготовленные на пару. Обед должен обязательно включать в себя салат из овощей или свежие овощи. Полдник – молоко с пирожком или булочкой, вафлями или печеньями. На ужин ребенку могут предложить творожную запеканку, овощные или рыбные блюда, яичный омлет и т. д.

Правила поведения за столом для дошкольников

Каждая мама хочет вырастить воспитанного ребенка , чтобы он знал что можно, а чего нельзя, как правильно поступить в той или иной ситуации, чтобы кроме общего этикета, малыш знал правила поведения за столом : «Сиди ровно! Не болтай ногами! Правильно возьми вилку! Не разговаривай за столом!» - слышит малыш во время трапезы. Как научить кроху- дошкольника «застольному этикету» ? Какой он этикет питания дошкольников ? В первую очередь малыша не следует ругать за промахи и ошибки. Если карапуз не выполняет все правила поведения за столом для детей, то следует очень мягко, достаточно деликатно напомнить, что от него требуется в данной ситуации. Закрепить полученные знания можно во время игры, например, за «кукольным чаепитием» . Кроме этого поход в ресторан или кафе с родными и близкими будет хорошим стимулом для ребенка показать все приобретенные знания и навыки. Для того чтобы крохе были понятны ваши требования, можно показать ему картинки поведения за столом, огромное количество которых можно найти на тематических сайтах или в соответствующих книгах.

Основные правила поведения за столом выглядят следующим образом :

1) Осанка – сидеть необходимо прямо, не подпирая голову руками, не болтая ногами и не балуясь;

2) Правила приема пищи – кроха должен знать как правильно «орудовать» вилкой и ложкой, он должен усвоить, какие продукты берутся руками, а какие разрезаются ножом и так далее;

3) Аккуратность – кроха должен соблюдать это условие : не крошить, использовать по назначению салфетки и прочее;

4) Вежливость – после приема пищи малыш должен благодарить за приготовленный завтрак, обед, ужин. Выполняя все вышеперечисленные условия, кроха легко освоит основные правила питания дошкольника и поведения за столом, и вырастет воспитанным человеком .

В большинстве детских садов с 12-часовым графиком работы – трехразовое питание, когда дети получают завтрак, обед и полдник. Впрочем, могут быть и варианты, когда есть второй завтрак или ужин. В круглосуточных садиках дети едят четыре раза, а в санаторных группа – пять или шесть, в зависимости от направленности.
Если вы хотите составить детсадовское меню для своего ребенка, учтите, что блюда должны меняться – супы и каши каждый день должны быть разными.

Завтрак

На завтрак в детском саду обычно дается каша; манная, овсяная, гречневая, пшеничная, рисовая и т.д. Готовят ее обязательно на молоке. Могут быть исключения – например, в специализированных садиках для детей с аллергическими или желудочными заболеваниями каша может быть и на воде. Детям утром дают чай, какао или с молоком, а также кусочек булки с маслом. Помните, что натуральный кофе ребятишкам дошкольного возраста не рекомендуется.

Второй завтрак

Есть минимальный набор продуктов, которые ребенок должен получать каждый день. В этот набор обязательно входят фрукты или натуральный сок. Но режим питания в детских садах может быть разным. Фрукты и соки можно давать на второй завтрак, а если он не предусмотрен, то на основной завтрак или на полдник.

Обед

Обед в детском саду обычно состоит из четырех блюд. Начинается он с салата – из свежей капусты или моркови, помидор, огурцов и т.д. Изредка можно давать салат из вареной свеклы, но злоупотреблять этим не стоит. Затем подается суп или борщ. На второе – обязательно мясное или рыбное блюдо с гарниром. Это могут быть котлеты, гуляш, поджарка, кусочки жареной рыбы. На третье – компот из или свежих фруктов. К обеду подается хлеб, обычно черный. В старших группах детям предлагают на выбор черный и белый хлеб.
Рыба должна быть без костей.

Полдник

На полдник в садиках подают творог в разных вариантах – со сметаной, с изюмом, в виде сырников или запеканки. В садиках общеразвивающего вида с 12-часовым графиком работы несколько раз в неделю дается усиленный полдник, в который может входить, например, мясная запеканка. В некоторые дни детям можно предложить фруктовое пюре, сладкий плов, фруктовый суп или просто булочку с кофейным напитком, молоком или чаем.

Ужин

Если в садике предусмотрен ужин, дети получают кашу, творожную запеканку (если ее не было на полдник), картофельное пюре с добавками, а также чай, молоко или сок. В круглосуточных санаторных садиках детям примерно за час до сна дают йогурт, молоко или кефир.

Пример меню

Завтрак:
- каша манная;
- кофейный напиток;
- булка с маслом.

Второй завтрак;
- печенье;
- сок.

Обед;
- салат из свежей капусты;
- свекольник;
- рыба по-польски;
- компот из сухофруктов;
- хлеб.

Полдник:
- запеканка творожная;
- чай.