Гигиеническая организация сна. Санитарно-эпидемиологические требования для дошкольных учреждений — Российская газета

100 р бонус за первый заказ

Выберите тип работы Дипломная работа Курсовая работа Реферат Магистерская диссертация Отчёт по практике Статья Доклад Рецензия Контрольная работа Монография Решение задач Бизнес-план Ответы на вопросы Творческая работа Эссе Чертёж Сочинения Перевод Презентации Набор текста Другое Повышение уникальности текста Кандидатская диссертация Лабораторная работа Помощь on-line

Узнать цену

Сон - это особая активность мозга, при которой у человека выключаются сознание и механизмы поддержания естественной позы, снижена чувствительность анализаторов. Сон представляет собой чередование различных функциональных состояний головного мозга, а не «отдыхом» для головного мозга, как считалось ранее. Во время сна перестраивается мозговая деятельность, которая необходима для переработки и консолидации информации, попавшей в период бодрствования, перевода ее с промежуточной в долговременную память.

Функции сна

  • обеспечивает отдых организма.
  • играет важную роль в процессах метаболизма. Во время медленного сна высвобождается гормон роста. Быстрый сон: восстановление пластичности нейронов, и обогащение их кислородом; биосинтез белков и РНК нейронов.
  • способствует переработке и хранению информации. Сон (особенно медленный) облегчает закрепление изученного материала, быстрый сон реализует подсознательные модели ожидаемых событий. Последнее обстоятельство может служить одной из причин феномена дежавю.
  • это приспособление организма к изменению освещённости (день-ночь).
  • восстанавливает иммунитет путём активизации T-лимфоцитов, борющимися с простудными и вирусными заболеваниями.

По своим физиологическим проявлениям сон неоднороден и имеет две разновидности: медленный (спокойный или ортодоксальный) и быстрый (активный или парадоксальный).

При медленном сне наступает уменьшение частоты дыхания и ритма сердцебиений, расслабление мышц и замедление движений глаз. По мере углубления медленного сна общее количество движений спящего становится минимальным. В это время его трудно разбудить. Медленный сон обычно занимает 75 - 80%.

При быстром сне физиологические функции, наоборот, активизируются: учащаются дыхание и ритм сердца, повышается двигательная активность спящего, движения глазных яблок становятся быстрыми (в связи с чем этот вид сна и получил название "быстрый"). Быстрые движения глаз свидетельствуют о том, что спящий в этот момент видит сновидения. И если его разбудить спустя 10 - 15 минут после окончания быстрых движений глаз, он расскажет об увиденном во сне. При пробуждении в период медленного сна человек, как правило, не помнит сновидений. Несмотря на относительно большую активизацию физиологических функций в быстром сне, мышцы тела в этот период бывают расслабленными, и разбудить спящего значительно труднее. Быстрый сон имеет важное значение для жизнедеятельности организма. Если человека искусственно лишить быстрого сна (будить в периоды появления быстрых движений глаз), то, несмотря на вполне достаточную общую продолжительность сна, через пять - семь дней у него наступают психические расстройства.

Сон должен иметь достаточную для возраста продолжительность и глубину . Более продолжительное время полагается спать детям с ослабленным здоровьем, выздоравливающим после острых инфекционных заболеваний, повышенной возбудимостью нервной системы, быстро утомляющимся детям. Перед сном следует исключить возбуждающие игры, усиленную умственную работу. Ужин должен быть легким, не позднее 2-1,5 часа до сна. Для сна благоприятны:

  • свежий, прохладный воздух в помещении (15-16)
  • постель должна быть не мягкой и не жесткой.
  • чистое, мягкое без складок и рубцов постельное белье
  • лежать лучше на правом боку или спине, что обеспечивает более свободное дыхание, не затрудняет работу сердца.

Следует приучать детей вставать и ложиться в одно и то же время. У ребенка довольно легко образуются условные рефлексы на обстановку сна. Условным раздражителем при этом является время отхода ко сну.

Детский сон поверхностный и чуткий. Они спят несколько раз в день.

У новорожденных сон занимает большую часть суток, а активированный сон, или сон с подергиваниями (аналог парадоксального сна взрослых), составляет большую часть сна. В первые месяцы после рождения быстро увеличивается время бодрствования, доля парадоксального сна снижается, а медленного увеличивается.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

НИЖЕГОРОДСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ

и м. К.Д. УШИНСКОГО

«СОН, КАК ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ ОРГАНИЗМА.

ТРЕБОВАНИЯ К ОРГАНИЗАЦИИ СНА ДЕТЕЙ»

г. Нижний Новгород 2012 г.

Сон, как функциональное состояние организма

Сон - это жизненно необходимое периодически наступающее функциональное состояние со специфическими поведенческими проявлениями в вегетативной и моторной сферах. Это состояние характеризуется значительной обездвиженностью и отключенностью от сенсорных воздействий внешнего мира и занимает у человека около одной трети жизни, сон организм дошкольный

Сон - жизненно важная потребность организма. Причём более важная, чем пища. Человек может обходиться без пищи около двух месяцев, а без сна он не проживёт более двух недель.

Так что же на самом деле представляет собой сон и от чего он возникает?

Сон очень близок к состоянию релаксации, но многие явления, наблюдаемые в состоянии релаксации, в состоянии сна более выражены.

Например, если в состоянии релаксации наблюдается снижение критичности, то во время сна у человека наблюдается угнетение осознаваемой психической активности.

Сон является необходимым состоянием в жизни человека. Он, так же как и состояние релаксации, обеспечивает восстановление физических и психических резервов человека. Нарушение сна всегда сопровождается негативными эмоциональными переживаниями и физическими ощущениями.

По мнению Аристотеля, сон есть реакция организма на сгущение, концентрацию теплоты в глубине тела.

Согласно современным исследованиям, сон представляет собой разлитое торможение коры больших полушарий, возникающее по мере расходования клетками своего биоэнергетического потенциала в течении периода бодрствования и снижение их возбудимости.

При этом в состоянии торможения, частичного функционального покоя нервные клетки не только полностью восстанавливают свой биоэнергетический уровень, но и обмениваются информацией, необходимой для предстоящей деятельности. Если объединить современную точку зрения о сне с Аристотелевской, то получается, что сон возникает в организме человека в результате развития деструктивных процессов.

Сон имеет две разновидности: медленный (спокойный) и быстрый (активный).

При медленном наступает уменьшение частоты дыхания и ритма сердцебиений, расслабление мышц и замедленное движение глаз. По мере углубления медленного сна общее количество движений спящего человека становиться минимальным. В это время его трудно разбудить. При пробуждении в период медленного сна человек, как правило, не помнит сновидений.

При быстром сне физиологические функции, наоборот, активизируются: учащается дыхание и ритм сердцебиений, повышается двигательная активность спящего, движения глазных яблок становятся быстрыми - это указывает на то, что спящий в этот момент видит сновидение.

Установлено, что активность нервных центров во время сна далеко не всегда минимальна.

В некоторые периоды ночного сна организм человека обнаруживает напряжение физиологических функций.

Проведена аналогия между мозгом и электронной вычислительной машиной.

Высказано предположение, что сон - это специальное тестовое состояние организма, во время которого производится тестирование, проверка работоспособности и настройка всех органов, и в первую очередь мозга.

Три периода сна ребенка

Первый из них соответствует первому месяцу жизни, когда новорожденный проводит во сне 16--20 ч: при этом еще нет определенного ритма чередования основных стадий С.

Второй период -- полифазический сон, в процессе которого ребенок, помимо длительного ночного сна, спит еще и днем. Так, ребенок в возрасте 5--9 мес. днем спит три раза, с 9 мес. до 1 1 / 2 лет -- 2 раза, а после 1 1 / 2 лет и до 4--5 лет -- 1 раз.

Третий период наступает после 5--6 лет, когда устанавливается монофазический тип сна -- в ночное время. Продолжительность ночного сна у детей дошкольного и младшего школьного возраста достигает 10--11 ч.

Особенностью сна у детей раннего возраста является преимущественная представленность фазы быстрого сна, который по своей феноменологии отличается от быстрого сна у детей более старшего возраста и взрослых.

По мере созревания физиологических систем мозга, связанных с регуляцией сна, доминирующее место нанимает фаза медленного сна. У детей нередко встречаются жалобы, обусловленные прежде всего эмоциональными, невротическими расстройствами. Отмечаются также ночные страхи и кошмары, нередко сочетающиеся с ночным недержанием мочи, что свидетельствует об эмоциональном неблагополучии ребенка.

Согласно концепции 3.Фрейда, сон -- это состояние, в котором человек прерывает сознательное взаимодействие с внешним миром во имя углубления в мир внутренний, при этом внешние раздражения блокируются. По мнению 3.Фрейда, биологической целью сна является отдых.

Функциональное значение отдельных стадий сна различно. В настоящее время сон в целом рассматривают как активное состояние, как фазу суточного (циркадианного) биоритма, выполняющую адаптивную функцию. Во сне происходит восстановление объемов кратковременной памяти, эмоционального равновесия, нарушенной системы психологических защит.

Во время медленного происходит организация информации, поступившей в период бодрствования с учетом степени ее значимости. Предполагают, что во время медленного происходит восстановление физической и умственной работоспособности, что сопровождается мышечной релаксацией и приятными переживаниями.

Требования к организации сна дете й в ДОУ

Во вновь строящихся и реконструируемых дошкольных организациях необходимо в составе групповых предусмотреть отдельные спальные помещения.

Спальни оборудуют стационарными кроватями.

Кровати для детей до 3 лет должны иметь: длину - 120 см; ширину - 60 см; высоту ограждения от пола - 95 см; ложе с переменной высотой от пола - на уровне 30 см и 50 см.

Следует предусматривать возможность уменьшения высоты бокового ограждения не менее чем на 15 см.

Длина стационарной кровати для детей 3 - 7 лет составляет 140 см, ширина - 60 см и высота - 30 см.

Кровати расставляют с соблюдением минимальных разрывов: между длинными сторонами кроватей - 0,65 м, от наружных стен - 0,6 м, от отопительных приборов - 0,2 м, между изголовьями двух кроватей - 0,3 м.

Во избежание травматизма детей стационарные двухъярусные кровати не используют.

Общая продолжительность суточного сна для детей дошкольного возраста - 12-12,5 часов, из которых 2,0-2,5 отводится дневному сну.

Для детей от 1 года до 1,5 лет дневной сон организуют дважды в первую и вторую половину дня общей продолжительностью до 3,5 часов. Оптимальным является организация дневного сна на воздухе (веранды).

Для детей от 1,5 до 3 лет дневной сон организуют однократно продолжительностью не менее 3 часов. Перед сном не рекомендуется проведение подвижных эмоциональных игр.

Детей с трудным засыпанием и чутким сном рекомендуется укладывать первыми и поднимать последними.

В разновозрастных группах более старших детей после сна поднимают раньше. Во время сна детей присутствие воспитателя (или его помощника) в спальне обязательно.

В существующих дошкольных организациях при отсутствии спален по проекту допускается организовывать дневной сон детей дошкольных групп в групповых на раскладных кроватях с жестким ложем или на трансформируемых (выдвижных, выкатных) одно - трехуровневых кроватях.

Новые типы кроватей должны быть безвредны для здоровья детей.

При использовании раскладных кроватей (раскладушек) в каждой групповой должно быть предусмотрено место для их хранения, а также для индивидуального хранения постельных принадлежностей и белья.

В существующих дошкольных образовательных организациях, при наличии спальных помещений по проекту, спальные помещения не допускается использовать не по назначению (в качестве групповых, кабинетов для дополнительного образования и других).

Дети обеспечиваются индивидуальными постельными принадлежностями, полотенцами, предметами личной гигиены. Следует иметь не менее 3 комплектов постельного белья и полотенец, 2 комплектов наматрасников из расчета на 1 ребенка.

В помещениях спален сквозное проветривание проводят до укладывания детей спать.

В холодное время года фрамуги, форточки закрывают за 10 минут до отхода ко сну детей; открывают во время сна с одной стороны и закрывают за 30 минут до подъема.

В теплое время года сон (дневной и ночной) организуют при открытых окнах (избегая сквозняка).

Для групп с пребыванием детей более 5 часов необходимо предусмотреть условия по организации питания с интервалом приема пищи 3 - 4 часа, сна и прогулок.

Возможна организация сна в помещениях групповых на детских кроватях с жестким ложем, в соответствии с требованиями настоящих санитарных правил.

Спальня - площадью из расчета не менее 1,8 кв. м на 1 ребенка в ясельных группах, не менее 2,0 кв. м на 1 ребенка в дошкольных группах, без учета расстояния от наружных стен при расстановке кроватей (расстановка кроватей регламентируется п. 6.14 настоящих санитарных правил);

Смену постельного белья, полотенец проводят по мере загрязнения, но не реже одного раза в неделю. Все белье маркируют.

Постельное белье, кроме наволочек, маркируют у ножного края. На каждого ребенка необходимо иметь три комплекта белья, включая полотенца для лица и ног, и две смены наматрасников. Чистое белье доставляют в мешках и хранят в шкафах.

Постельные принадлежности: матрацы, подушки, спальные мешки следует проветривать непосредственно в спальнях при открытых окнах во время каждой генеральной уборки, периодически выносить на воздух. Один раз в год постельные принадлежности подвергаются химической чистке или обработке в дезинфекционной камере.

Вывод:

Соблюдение данных требований СанПина способствует более быстрому засыпанию и глубокому дневному сну детей в ДОУ.

Сопровождающее сон состояние общего покоя имеет важное значение для организма, способствуя восстановлению функции, в первую очередь нервной системы. Нервная система также, как и другие органы и ткани, во время сна как бы вновь заряжаются энергией.

Вот почему после здорового и глубокого дневного сна любой ребенок испытывает ощущение свежести и бодрости.

Список литературы:

1. А. Маклаков, Функциональное состояние организма.

2. Демин Н.Н., Коган А.Б. и Моисеева Н.И. Нейрофизиология и нейрохимия сна

3. СанПиН 2.4.1.2660-10

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Функциональные системы организма. Внешние и внутренние раздражители организма человека, восприятие состояния внешней среды. Особенности организма человека, феномен синестезии, экстрасенсы-синестетики. Особенности темперамента при выборе профессии.

    реферат , добавлен 06.02.2013

    Научное исследование сущности сна - особого состояния сознания человека и животных, включающего в себя ряд стадий, закономерно повторяющихся в течение ночи. Физиологические механизмы сновидений. Гигиенические требования организации сна детей и подростков.

    курсовая работа , добавлен 15.11.2010

    Главные ошибки в структуре питания человека. Общие рекомендации по питанию для детей и взрослых. Питание детей в различном возрасте. Питание детей во время учебы и экзаменов. Формирование и воспитание рациональных пищевых привычек с раннего возраста.

    контрольная работа , добавлен 20.10.2013

    Общие закономерности онтогенеза и его периоды. Взаимоотношения материнского организма и плода. Роль наследственности и среды в онтогенезе. Тератогоенные факторы среды, влияние алкоголя на организм. Возрастные периоды организма и их характеристика.

    реферат , добавлен 17.06.2012

    Исследование строения, деятельности функциональных систем организма, особенности и принципы их организации. Теории изучения закономерностей развития организма ребенка и особенностей функционирования его физиологических систем на разных этапах онтогенеза.

    контрольная работа , добавлен 08.08.2009

    Медико-биологические исследования воздействия космофизических факторов среды на организм человека. Определение структурно-энергетических характеристик геомагнитного поля. Выявление степени индивидуальной чувствительности организма к действию вариаций ГМП.

    статья , добавлен 21.05.2015

    Закладка дыхательной системы у эмбриона человека. Анатомо-физиологические особенности органов дыхания у детей раннего возраста. Пальпация пациента при исследовании органов дыхания, перкуссия и аускультация легких. Оценка спирографических показателей.

    реферат , добавлен 26.06.2015

    Эндоэкологический "дефолт" клеток организма. Общая характеристика экосистемы, ее типы. Концепция эндоэкологической реабилитации. Экосистемы во внутренней организации индивидуума, их роль для организма. Эндоэкология и проблемы целостности живого организма.

    курсовая работа , добавлен 30.09.2012

    Возникновение геронтологии и ее проблемы на всем этапе развития. Особенности процесса старения человеческого организма. Способы продления физической жизни. Жизнь после смерти. Омоложение и восстановление организма. Взаимосвязь геронтологии и психологии.

    контрольная работа , добавлен 09.01.2008

    Основные химические элементы, отвечающие за жизнеспособность организма, характеристика, степень влияния. Участие элементов в реакциях организма, последствия их недостатка, избытка. Понятие и виды ядовитых для организма элементов. Химический состав крови.

Организация режима дня (сон, прогулка, питание)

Одно из ведущих мест в НЧДОУ принадлежит режиму дня. Под режимом принято понимать научно обоснованный распорядок жизни, предусматривающий рациональное распределение времени и последовательность различных видов деятельности и отдыха. Основные компоненты режима: дневной сон, бодрствование (игры, трудовая деятельность, занятия, совместная и самостоятельная деятельность), прием пищи, время прогулок.

При проведении режимных процессов мы придерживаемся следующих правил:

1. Полное и своевременное удовлетворение всех органических потребностей детей (во сне, питании).

2. Тщательный гигиенический уход, обеспечение чистоты тела, одежды, постели.

3. Привлечение детей к посильному участию в режимных процессах; поощрение самостоятельности и активности.

4. Формирование культурно-гигиенических навыков.

5. Эмоциональное общение в ходе выполнения режимных процессов.

6. Учет потребностей детей, индивидуальных особенностей каждого ребенка.

7. Спокойный и доброжелательный тон обращения, бережное отношение к ребенку, устранение долгих ожиданий, так как аппетит и сон малышей прямо зависят от состояния их нервной системы.

Основные принципы построения режима дня:

1. Режим дня выполняется на протяжении всего периода воспитания детей в дошкольном учреждении, сохраняя последовательность, постоянство и постепенность.

2. Соответствие правильности построения режима дня возрастным психофизиологическим особенностям дошкольника. Поэтому в НЧДОУ для каждой возрастной группы определен свой режим дня.

3. Организация режима дня проводится с учетом теплого и холодного периода года

Организация сна

При недостатке сна 1,5 ч в сутки выносливость нервных клеток у детей ослабевает, наступают снижение активности, вялость. Длительное недосыпание может привести к невротическим расстройствам. Поэтому общая продолжительность суточного сна для детей дошкольного возраста 12-12,5 часов, из которых 2,0-2,5 часа отводят дневному сну. Для детей от 2 до 3 лет – до 3-х часов.

При организации сна учитываются следующие правила:

1. В момент подготовки детей ко сну обстановка должна быть спокойной, шумные игры исключаются за 30 мин до сна.

2.Спальню перед сном проветривают со снижением температуры воздуха в помещении на 3-5 градусов.

3. Во время сна детей присутствие воспитателя (или его помощника) в спальне обязательно.

4. Не допускается хранение в спальне лекарства и дезинфицирующих растворов.

5. Необходимо правильно разбудить детей; дать возможность 5-10 минут полежать, но не задерживать их в постели, сделать «ленивую гимнастику».



Организация прогулки

Ежедневная продолжительность прогулки детей в ДОУ составляет около 4часов. Прогулку организуют 2 раза в день: в первую половину дня – до обеда и во вторую половину дня – перед уходом детей домой. При температуре воздуха ниже - 15°С и скорости ветра более 7 м/с продолжительность прогулки сокращается. Прогулка не проводится при температуре воздуха ниже - 15°С и скорости ветра более 15 м/с для детей до 4 лет, а для детей 5-7 лет - при температуре воздуха ниже - 20°С и скорости ветра более 15 м/с.

Прогулка состоит из следующих частей:

наблюдение,

подвижные игры,

труд на участке,

самостоятельную игровую деятельность детей,

индивидуальную работу с детьми по развитию физических качеств.

Чтобы дети не перегревались и не простужались, выход на прогулку организовывается подгруппами, а продолжительность регулируется индивидуально, в соответствии с возрастом и погодными условиями. Детей учат правильно одеваться, в определенной последовательности.

В зависимости от предыдущего занятия и погодных условий – изменяется и последовательность разных видов деятельности детей на прогулке. Так, если в холодное время дети находились на занятии, требующем больших умственных усилий, усидчивости, на прогулке необходимо вначале провести подвижные игры, пробежки, а затем перейти к наблюдениям. Если до прогулки было физкультурное или музыкальное занятие, то начинают с наблюдений, спокойных игр.

Организация питания

В НЧДОУ для детей организуется 4-х разовое питание, которое достаточно по калорийности, разнообразию, по набору продуктов, сбалансировано по содержанию отдельных пищевых веществ, рационально распределено в течение дня и подготовлено с соблюдением санитарных норм.

Такие продукты, как хлеб, крупы, молоко, мясо, сливочное и растительное масло, сахар, овощи включаются в меню ежедневно, а остальные продукты (творог,рыба, сыр, яйцо)-1,2 раза в неделю.Ежедневно дети получают соки, фрукты.Соблюдается питьевой режим.При составлении меню учитываются возрастные нормысуточной потребностив основных пищевых веществах. Меню составляется по технологическим картам, рекомендованным департаментом образования и согласованным с Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Свердловской области.Контроль за качеством питания (разнообразием), витаминизацией блюд, закладкой продуктов питания, кулинарной обработкой, выходом блюд, вкусовыми качествами пищи, санитарным состоянием пищеблока, правильностью хранения, соблюдением сроков реализации продуктов возлагается на старшую медицинскую сестру учреждения.

В НЧДОУ осуществляется работа с сотрудниками по повышению качества, организации питания, с родителями воспитанников в целях организации рационального питания в семье, с детьми, посещающими дошкольное образовательное учреждение по формированию представлений о правильном питании и способах сохранения здоровья. Для обеспечения преемственности питания родителей информируют об ассортименте питания ребенка, вывешивая ежедневное меню за время пребывания в НЧДОУ.

Выдача готовой пищи разрешается только после снятия пробы медицинским работником с обязательной отметкой вкусовых качеств, готовности блюд и соответствующей записи в бракеражном журнале готовых блюд. Вес порционных блюд соответствует выходу блюд, указанному в меню-раскладке.

Для каждой возрастной группы выделена столовая и чайная посуда, столовые приборы. Для персонала имеется отдельная столовая посуда, которая хранится в отдельном от детской посуды месте.

В процессе организации питания решаются задачи гигиены и правил питания:

мыть руки перед едой

класть пищу в рот небольшими кусочками и хорошо ее пережевывать

рот и руки вытирать бумажной салфеткой

после окончания еды полоскать рот

Для того чтобы дети осваивали нормы этикета, стол сервируют всеми необходимыми приборами: тарелкой, ножом (в старшей и подготовительной группах), вилкой, столовой и чайной ложками. На середину стола ставят бумажные салфетки, хлеб на блюдце.

В организации питании, начиная со средней группы, принимают участие дежурные воспитанники группы. Учитывается и уровень самостоятельности детей. Работа дежурных сочетается с работой каждого ребенка: дети сами могут убирать за собой тарелки, а салфетки собирают дежурные. Огромное значение в работе с детьми имеет пример взрослого. Исходя из этого, предъявляются высокие требования к культуре каждого сотрудника дошкольного учреждения.

  • §5. Строение, развитие и функциональное значение различных отделов нервной системы
  • §6. Вегетативная нервная система
  • Глава III Высшая нервная деятельность и ее возрастные особенности
  • §1. Условные и безусловные рефлексы
  • §2. Качественные особенности высшей нервной деятельности человека
  • §3. Типы высшей нервной деятельности
  • §4. Интегративная деятельность мозга и системная организация приспособительных поведенческих реакций
  • §5. Интегративные процессы в цнс как основа психических функций
  • Глава IV Возрастная физиология и гигиена анализаторов
  • §1. Общая характеристика сенсорных систем§2. Зрительный анализатор§3. Профилактика нарушений зрения у детей и подростков§4. Слуховой анализатор
  • §1. Общая характеристика сенсорных систем
  • §2. Зрительный анализатор
  • §3. Профилактика нарушений зрения у детей и подростков
  • §4. Слуховой анализатор
  • Глава V Гигиена учебно-воспитательного процесса в школе и пту
  • §1. Работоспособность детей и подростков
  • §2. Изменение работоспособности у учащихся в процессе учебной деятельности
  • §3. Гигиена письма и чтения
  • §4. Совершенствование условий обучения и воспитания учащихся пту
  • Глава VI Режим дня детей и подростков
  • §1. Гигиенические требования к режиму дня школьников
  • §2. Гигиена сна
  • §3. Режим групп (классов) и школ с продленным днем
  • §4. Режим дня воспитанников школ-интернатов
  • §5. Особенности организации режима дня в учреждениях санаторного типа
  • §6. Режим дня учащихся пту
  • §7. Режим дня в пионерском лагере
  • Глава VII Возрастная эндокринология. Общие закономерности деятельности эндокринной системы
  • §1. Эндокринная система§2. Половое созревание
  • §1. Эндокринная система
  • §2. Половое созревание
  • Глава VIII Возрастные особенности опорно-двигательного аппарата. Гигиенические требования к оборудованию школ и пту
  • §1. Общие сведения об опорно-двигательной системе
  • §2. Части скелета и их развитие
  • §3. Мышечная система
  • §4. Особенности реакций организма на физическую нагрузку в различные возрастные периоды
  • §5. Развитие двигательных навыков, совершенствование координации движений с возрастом
  • §6. Нарушения опорно-двигательного аппарата у детей и подростков
  • §7. Школьная мебель и ее использование
  • §8. Гигиенические требования к организации труда учащихся
  • Глава IX Возрастные особенности органов пищеварения. Обмен веществ и энергии. Гигиена питания
  • §1. Строение и функции органов пищеварения§2. Обмен веществ и энергии§3. Питание учащихся и гигиенические требования к его организации
  • §1. Строение и функции органов пищеварения
  • §2. Обмен веществ и энергии
  • §3. Питание учащихся и гигиенические требования к его организации
  • Глава X Возрастные особенности крови и кровообращения
  • §1. Кровь и ее значение
  • §2. Система кровообращения
  • §3. Движение крови по сосудам
  • §4. Регуляция кровообращения и ее возрастные особенности
  • §5. Возрастные особенности реакции сердечно-сосудистой системы на физическую нагрузку
  • Глава XI Возрастные особенности органов дыхания. Гигиенические требования к воздушной среде учебных помещений
  • §1. Строение и функция органов дыхания и их возрастные особенности§2. Регуляция дыхания и ее возрастные особенности
  • §1. Строение и функция органов дыхания и их возрастные особенности
  • §2. Регуляция дыхания и ее возрастные особенности
  • Глава XII Возрастные особенности органов выделения. Личная гигиена. Гигиена одежды и обуви
  • §1. Строение и функция почек§2. Строение и функция кожи§3. Гигиенические требования к детской одежде и обуви§4. Отморожения, ожоги. Профилактика и первая помощь
  • §1. Строение и функция почек
  • §2. Строение и функция кожи
  • §3. Гигиенические требования к детской одежде и обуви
  • §4. Отморожения, ожоги. Профилактика и первая помощь
  • Глава XIII Состояние здоровья детей и подростков
  • §1. Понятие о здоровье§2. Влияние состояния здоровья школьников на их работоспособность и освоение профессии§3. Инфекционные заболевания§4. Защита организма от инфекции
  • §1. Понятие о здоровье
  • §2. Влияние состояния здоровья школьников на их работоспособность и освоение профессии
  • §3. Инфекционные заболевания
  • §4. Защита организма от инфекции
  • Глава XIV Гигиена физического воспитания
  • §1. Задачи, формы и средства физического воспитания§2. Естественные факторы природы в системе физического воспитания§3. Гигиенические требования к местам занятий физкультурой и спортом
  • §1. Задачи, формы и средства физического воспитания
  • §2. Естественные факторы природы в системе физического воспитания
  • §3. Гигиенические требования к местам занятий физкультурой и спортом
  • Глава XV Гигиена трудового обучения и производительного труда учащихся
  • §1. Организация трудовой деятельности учащихся§2. Профессиональная ориентация учащихся
  • §1. Организация трудовой деятельности учащихся
  • §2. Профессиональная ориентация учащихся
  • Глава XVI Профилактика вредных привычек
  • §2. Гигиена сна

    Под гигиенически полноценным сном понимается сон, имею­щий достаточную для возраста продолжительность и глубину, с точно установленным временем отхода ко сну и пробуждения. Новорожденные дети спят 20-22 ч в сутки. С возрастом про­должительность сна у человека снижается (табл. 5).

    Таблица 5: Продолжительность сна детей и подростков (в ч)

    Сокращение продолжительности сна у детей на 2-4 ч и более резко отрицательно сказывается на функциональном состоянии мозга. Снижается работоспособность, сопротивляемость организ­ма различным инфекциям, быстрее наступает утомление. Потреб­ность детей в сне тем больше, чем младше ребенок. Вместе с тем потребность в сне зависит и от состояния здоровья, и от физиче­ского развития. Поэтому, устанавливая определенную продолжи­тельность сна, следует также учитывать и индивидуальные осо­бенности детей. Все дети с ослабленным здоровьем, выздоравливающие после острых инфекционных заболеваний, с туберкулезной интоксика­цией, повышенной возбудимостью нервной системы, быстро утом­ляющиеся должны спать более продолжительное время, чем здо­ровые. Для школьников с указанными отклонениями в состоянии здо­ровья по заключению врача предусматривается дневной сон не менее часа, желательно на открытом воздухе. Учащимся 6 лет необходим дневной двухчасовой сон. Дневной сон показан также практически здоровым младшим школьникам. Для полноценного отдыха организма крайне важно обеспечить не только необходимую продолжительность ночного сна, но и до­статочную его глубину. Неглубокий ночной сон, даже при доста­точной продолжительности, не обеспечивает хорошего отдыха ор­ганизму. Здоровым детям и подросткам глубокий сон можно обе­спечить выполнением определенных правил. Нужно приучать детей вставать и ложиться в одно и то же время. У ребенка легко образуются условные рефлексы на об­становку сна. Условным раздражителем становится время от­хода ко сну. Вид часов со стрелками, показывающими это время, уже способствует засыпанию. Условным раздражителем становит­ся весь комплекс процедур, входящих в вечерний туалет (умыва­ние, чистка зубов, мытье ног, раздевание). Перед сном следует исключить возбуждающие игры, усилен­ную умственную работу. Время после ужина должно протекать в спокойной обстановке, исключающей сильное возбуждение нерв­ной системы. Лучше всего перед сном на 20-30 мин выйти на прогулку. Ужин должен быть легким, не позднее 2-1,5 ч до сна. Шоколад, кофе и крепкий чай на ночь давать детям не ре­комендуется. Свежий, прохладный воздух в помещении, где спят дети, спо­собствует более быстрому засыпанию и глубокому сну. Лучшей температурой в спальной комнате является 15-16°С.

    §3. Режим групп (классов) и школ с продленным днем

    Определились три основные формы продленного пребывания учащихся в школе: группы (одновозрастные и разновозрастные), классы и школы. Группы продленного дня обеспечиваются помещением, отвечаю­щим гигиеническим требованиям, необходимой мебелью, пособия­ми для внеклассной работы (книги, настольные игры и т. д.). Школы с продленным днем, так же как и школы-интернаты, одно­временно с высоким уровнем общественного воспитания призваны содействовать хорошему физическому развитию и укреплению здоровья детей. Поэтому в таких школах особенно необходимо широко проводить оздоровительные мероприятия в отношении всех учащихся и особенно в отношении детей с ослабленным здоровь­ем. Режим дня организуется таким образом, что общешкольные помещения (столовая, актовый и гимнастический залы, веранды, кабинеты и лаборатории), а также пришкольный участок исполь­зуются поочередно разными классами. Это ни в какой мере не нарушает гигиенических требований, поскольку возрастные осо­бенности детей, в частности особенности высшей нервной дея­тельности, диктуют именно дифференцированное построение ре­жима дня в I, II-III, IV и V-VIIIклассах. Исходными для та­кого построения являются нормативы продолжительности учебных и неучебных занятий и отдыха учащихся младших и средних классов. В школах с продленным днем широко, во всех его элементах, должно быть поставлено физическое воспитание учащихся как одно из важнейших средств, содействующих росту, развитию и высокой работоспособности организма. Гимнастика до уроков, физкультурные паузы во время учеб­ных занятий, ежедневные дополнительные непродолжительные (20-25 мин) занятия физическими упражнениями в начальных классах, подвижные игры и спортивные развлечения на открытом воздухе в часы отдыха, работа спортивных секций и секций общей физической подготовки - все это должно найти свое место в ре­жиме школ с продленным днем. Все больше завоевывает себе место в учебном расписании часовая динамическая пауза или спортивный час после учебных занятий в группах продленного дня. Для детей 6 лет после вто­рого, а иногда третьего урока предусмотрено проведение дина­мической паузы - занятия продолжительностью не менее 40 мин. В это время с детьми проводятся подвижные игры и спортивные развлечения в любое время года на открытом воздухе под ру­ководством учителя. Динамическая пауза в дни, когда этому занятию в расписании предшествует урок физической культуры, проводится своеобразно: первые 25-30 мин дети самостоятельно играют и выполняют различные физические упражнения, а в тече­ние последних 10-15 мин организуется общая для всех ребят игра средней подвижности с учетом времени года и погодных условий. В режиме групп, классов и школ продленного дня предусмат­риваются также время и условия для творческой деятельности и эстетического воспитания учащихся, занятий музыкой, пением, хо­реографией, работы в различных технических кружках. В течение дня учащиеся I-II классов нуждаются не только в активном отдыхе, но и в сне. Дневной сон в течение 1-1,5 ч, проходящий в гигиенически полноценных условиях, обеспечивает восстановление работоспособности организма 7-10-летних детей в большей мере, чем активный отдых. После сна показатели ра­ботоспособности у детей оказываются на 26% выше, чем после отдыха без сна. Благодаря этому учащиеся затрачивают меньше времени на приготовление уроков. Для детей 6 лет в школе продленного дня также обязателен двухчасовой дневной сон. Таким образом, помимо учебных занятий с учителем и само­стоятельного выполнения учащимися заданий под контролем вос­питателя, а также общественно полезного труда, включающего и работы по самообслуживанию, в режиме школ с продленным днем важно не только предусмотреть, но и обеспечить для учащихся начальных классов дневной сон (1 ч), пребывание на воздухе [(3 -3,5 ч), состоящее из трех раздельных прогулок, творческую деятельность или свободное время (1-1,5 ч); для учащихся III-VIIIклассов 2-2,5-часовое пребывание на воздухе, 1,5-2-ча­совую творческую деятельность или свободное время. Примерное дифференцированное построение режима дня приведено в табли­це 6. В этой примерной схеме режима дня количество уроков, продолжительность самостоятельных учебных занятий, общест­венно полезного труда для каждой возрастной группы учащихся находятся в соответствии с гигиеническими рекомендациями. Пре­дусмотрено время для дневного сна учащихся I-II классов и де­тей с ослабленным здоровьем, выделены 2 ч для активного отдыха на открытом воздухе и творческой деятельности (табл. 6).

    Таблица 6: Примерная схема режима дня учащихся в школах продленного дня (в ч)

    Для детей 6 лет - учащихся первых классов, посещающих группу продленного дня, рекомендовано следующее построение режима:

    8.30-9.00 сбор детей, утренняя гимнастика 9.00-9.35 первый урок 9.35-9.55 первая перемена (горячий завтрак) 9.55-10.30 второй урок 10.30-10.50 вторая перемена 10.50-11.30 динамическая пауза (занятие подвижными играми, прогул­ка) 11.30-12.05 третий урок 12.05-12.25 третья перемена 12.25-13.00 четвертый урок (или прогулка) 13.00-13.30 обед 13.30-15.30 сон 15.30-15.45 уборка постелей, туалет 15.45-16.20 занятия по интересам, тихие игры 16.20-16.40 полдник 16.40-18.00 прогулка, подвижные игры на воздухе

    Особого внимания в школах с продленным днем требуют уча­щиеся с ослабленным здоровьем: с туберкулезной интоксикацией первой степени, реконвалесценты после тяжелых заболеваний, страдающие ревматизмом и находящиеся в межприступном периоде, с пониженным физическим развитием и содержанием гемо­глобина ниже нормы, высоковозбудимые и быстро утомляющиеся. Учащимся с ослабленным здоровьем рекомендуется ежедневно спать 1 -1,5 ч на свежем воздухе и гулять не менее 3-3,5 ч. Це­лесообразно обеспечить таких детей специальным питанием. Оздоровительный режим в течение 6-12 дней показан также учащимся, перенесшим кратковременные заболевания (ангина, грипп, острые респираторные заболевания).

    Бодрствование ребенка связано с активной деятельностью - возбуждением нервных клеток головного мозга, возникающим в основном под влиянием внешних раздражителей, поступающих в кору головного мозга через соответствующие рецепторы (глаз, ух кожа и т.д.). Центральная нервная система детей раннего и дошкольном возраста еще слаба и во время бодрствования легко утомляется. Для восстановления нормального состояния нервных клеток большое значение имеет правильно организованный и достаточно продолжительный сон. Во время сна в организме ребенка происходи жизненно важные процессы: накопление питательных веществ глиальных клетках, восстановление работоспособности проводящих систем, переход информации в долговременную память, «ремонт» белковых структур и пр. У человека все жизненно важные центры (дыхание, кровообращение) во время сна работают менее интенсивно, а центры, ведающие движениями тела, при нормальном сне заторможены и, следовательно, достаточно хорошо восстанавливают свою работоспособность.

    В настоящее время зарегистрирована высокая нейрогуморальная активность головного мозга в отдельные периоды сна на фоне усиленного кровообращения и обмена веществ. На основе записи электрической активности головного мозга (электроэнцефалограмма) в структуре сна принято различать 2 фазы. Одна из них включает в себя периоды медленных колебаний - медленный сон, а другая - периоды быстрых колебаний - быстрый сон. У детей в структуре сна на первом году жизни преобладает быстрый сон, а со второго года жизни - медленный. В течение ночного сна эти фазы несколько раз циклически меняются.

    Компоненты пищи и их назначение (белки, жиры, углеводы, витамины, минеральные вещества, вода).

    БЕЛКИ

    Белки (протеины) – это строительный материал для организма. Они представляют основу структурных элементов клетки и тканей. С белками связаны основные проявления жизни: обмен веществ, сокращения мышц, раздражимость нервов, способность к росту и размножению и даже высшая форма движения материи – мышление.

    Бесчисленное множество различных видов белков, с которыми мы встречаемся в животных и растительных организмах, построено всего лишь из 20 распространенных в природе аминокислот, сочетание которых в молекулах белка может обусловить их огромное разнообразие.

    Организм обладает лишь незначительными белковыми резервами, несмотря на то, что белки составляют ¼ часть человеческого тела. Единственным источником образования белков в организме являются аминокислоты белков пищи. Поэтому, белки совершенно незаменимы в питании человека.

    Равноценны ли для человеческого организма белки, содержащиеся в различных продуктах питания?

    Пищевая ценность белков различных видов зависит от их аминокислотного состава. Некоторые аминокислоты могут синтезироваться из углеродных и азотсодержащих предшественников в организме. Их присутствие в диете необязательно. Они называются заменимыми. Те же аминокислоты, которые обязательно должны поступать извне с пищей, называются незаменимыми. Несколько аминокислот, относят у условно незаменимым. С этой точки зрения огромное разнообразие белков, содержащихся в продуктах питания, неравноценны. Изучение аминокислотного состава различных продуктов показало, что белки животного происхождения больше соответствуют структуре человеческого тела. Аминокислотный состав белков яиц принят за идеальный, так как их усвоение организмом человека, приближается к 100%. Очень высока степень усвоения и других продуктов животного происхождения: молока (75-80%), мяса (70-75%), рыбы (70-80%) и т.д. Большинство растительных продуктов (особенно злаковые) содержат белки пониженной биологической ценности за счет недостатка незаменимых аминокислот. Благоприятным, поэтому, является сочетание растительных и молочных продуктов. Например, сочетание ломтя пшеничного хлеба со стаканом молока, делает их суммарную аминокислотную формулу значительно более благоприятной, чем при раздельном потреблении тех же продуктов.

    Важнейшие источники белка: мясо, рыба, яйца, сыр, молоко, хлеб, картофель, фасоль, соя, горох.

    ЖИРЫ

    Пищевые жиры являются подлинными концентратами энергии. При окислении в организме человека 1 г жира освобождается 9,3 ккал, т.е. в 2, 4 раза больше, чем при окислении углеводов и белков. Однако жиры используются организмом не только в энергетических, но и пластических целях. Содержащиеся в них жирные кислоты утилизируются при формировании клеточных и субклеточных мембран, регулирующих все стороны жизнедеятельности организма. Часть жирных кислот являются незаменимыми, т.е. они не могут быть синтезированы в организме и, следовательно, без регулярного их поступления с пищей невозможно поддержание нормального состояния организма. К незаменимым жирным кислотам относят линолевую и альфа-линоленовуюкислоты. Недостаток незаменимых жирных кислот в рационах питания приводит к задержке развития растущего организма, нарушениям структуры и функций клеточных мембран, сухости и воспалению кожных покровов, нарушению правильного протекания беременности и ряду других признаков расстройств здоровья. В природных продуктах наиболее распространена линолевая кислота. Много ее в подсолнечном, кукурузном, соевом, хлопковом маслах. Гораздо меньше, в оливковом масле.

    Если растительные масла долго хранятся, соприкасаясь с воздухом, в них могут накапливаться продукты окисления и полимеризации ненасыщенных жирных кислот, которые оказывают на организм выраженное отрицательное влияние. Весьма неблагоприятное действие на свойства растительных масел оказывает их длительное нагревание, например, прожаривание в одном и том же масле многих порций пирожков, пончиков, картофеля и других кулинарных изделий. Образующиеся при этом густые дегтеобразные продукты способны повреждать печень и даже вызывать развитие злокачественных опухолей.

    У многих большой интерес вызывает вопрос о якобы стимулирующем действии холестерина пищи на развитие атеросклеротического процесса. Холестерин содержится во многих пищевых продуктах животного происхождения и практически отсутствует в растительных. Однако, он не относится к незаменимым веществам пищи, так как легко синтезируется в организме из продуктов окисления углеводов и жиров. Содержание холестерина в крови и тканях зависит, главным образом, не от количества в пище, а от интенсивности процессов его синтезирования и распада в самом организме.

    УГЛЕВОДЫ

    Углеводы, синтезируемые из диоксида углерода и воды, представляют собой наиболее широко распространенные органические молекулы на земле. К углеводам относятся сахар и крахмал, являющиеся главными источниками энергии для человеческого тела. В молочных продуктах содержатся большие количества менее сладкого, молочного сахара – лактозы.

    Углеводы незаменимы из-за высокой потребности в энергии центральной нервной системы (т.е. головного мозга) млекопитающих. Мозг имеет ограниченную способность использовать неуглеводные источники энергии. У человека расчетная потребность мозга составляет 100 г глюкозы в день.

    Несмотря на то, что человек потребляет значительно больше углеводов, чем жиров и белков, их резервы в организме невелики. Это, означает, что снабжение ими организма должно быть регулярным. Потребности в углеводах в очень большой степени зависят от энергетических трат организма. У работников физического труда и спортсменов она значительно выше. В отличие от белков, и в известной степени, жиров, количество углеводов в рационах питания без вреда для здоровья может быть снижено.

    Важнейшие источники углеводов: хлеб, крупа гречневая, крупа манная, рис, сахар, картофель, арбуз, морковь, свекла, виноград, яблоки.

    Конфеты, пирожные, торты, варенье, мороженое и другие сладости являются наиболее привлекательными источниками углеводов и представляют несомненную опасность для полнеющих людей. Отличительной особенностью этих продуктов, число которых в последние десятилетия стремительно растет, является их высокая калорийность и низкое содержание незаменимых факторов питания.

    ВИТАМИНЫ

    Витамины не дают энергии, но совершенно необходимы в минимальных количествах для поддержания жизни. Витамины являются незаменимыми, т.к. не синтезируются или почти не синтезируются клетками организма. Их важнейшая биологическая роль, как правило, связана с тем, что они входят в состав биологических катализаторов – ферментов или гормонов, являющихся мощными регуляторами обменных процессов в организме. В настоящее время известно несколько десятков витаминов, но не все из них остро необходимы для жизнедеятельности человека.

    На основании физико-химических свойств витамины принято делить на: водорастворимые (витамин С, витамины группы В) и жирорастворимые витамины (Ф, Д, Е и К).

    Длительное отсутствие витаминов в питании приводит к характерным заболеваниям, получившим название авитаминозов, тяжелые формы которых в настоящее время почти не встречаются. Чаще имеют место гиповитаминозы, для которых характерно: повышенная утомляемость, слабость, апатия, снижение работоспособности, повышение восприимчивости в инфекциям. Летом и осенью пища богаче витаминами, чем зимой и весной.

    При усиленной физической и умственной работах, под влиянием неблагоприятных воздействий на организм, а также при таких физиологических состояниях, как беременность, кормление ребенка грудью, потребность в витаминах значительно возрастает.

    Хронический дефицит различных витаминов связан с сердечно-сосудистой патологией, раком, катарактой, артритами, заболеваниями нервной системы и фоточувствительностью. Очень молодые, очень старые, стрессированные и больные люди имеют наибольший риск витаминного дефицита. Полагают, что каждый витамин играет особую роль в развитии различных болезней. Заболевания печени ассоциируются с дефицитом жирорастворимых витаминов (витамины А, Д, К). До 90% витамина А храниться в печени. Витамин Д активируется в печени и селезенке.

    Важнейшие источники витамина А : рыбий жир, красная морковь, красный перец, яичный желток, говяжья печень, масло коровье, щавель, зеленый лук, красные помидоры.

    Важнейшие источники витамина В1, и В2 : хлеб, дрожжи, яйца, фасоль, мясо.

    Важнейшие источники витамина С : красный перец, лук зеленый, капуста, лимоны, смородина, шиповник (максимальное содержание витамина С, по сравнению с другими продуктами), шпинат.


    Похожая информация.