Расторможенность это повышенная эмоциональная возбудимость. Механизмы двигательной расторможенности и специфичные им виды коррекционной работы

ФАКТОРЫ РИСКА В ПСИХИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ ДОШКОЛЬНИКОВ

Прежде чем рассмотреть факторы риска в психическом развитии детей различных возрастов, осветим вопрос о том, как определить степень тяжести имеющегося у ребенка расстройства. М. Раттер предлагает сле­дующие критерии оценки возможного отклонения в любом поведении .

1. Нормативы, соответствующие возрастным особенностям и
половой принадлежности ребенка

Ряд особенностей поведения является нормальным только для детей определенного возраста. Так, мокрые пеленки младенцев и даже детей до 4–5 лет мало тревожат родителей, в то время как для десятилетнего ре­бенка подобные случаи рассматриваются как отклонение от нормы.

2. Длительность сохранения расстройства
У детей довольно часто отмечаются различные страхи, припадки,

другие расстройства. Однако случаи длительного (в течение месяцев или лет) сохранения этих состояний редки и, естественно, должны вызывать тревогу у взрослых.

3. Жизненные обстоятельства

Временные колебания в поведении и эмоциональном состоянии де­тей – явление обычное и нормальное, так как развитие никогда не происхо­дит гладко, а временный регресс встречается довольно часто. Однако все эти явления и колебания в одних условиях происходят чаще, чем в других, поэтому важно принимать во внимание обстоятельства жизни ребенка. Так, регрессом в поведении многие дети реагируют на появление младшего брата или сестры, а ростом тревожности – на перемену детского сада или груп­пы. Вообще, стресс усиливает имеющиеся у ребенка эмоциональные или поведенческие трудности.

4. Социокультурное окружение
Дифференциация нормального и аномального поведения не может быть

абсолютной. Поведение должно оцениваться с точки зрения норм его не­посредственной социокультурной среды. Культурные различия, существующие в обществе, значительно влияют на вариативность в целом нормаль­ного поведения.

5. Степень нарушения
Отдельные симптомы встречаются гораздо чаще, чем целый ряд

симптомов одновременно. Более пристального внимания требуют дети с множественными эмоциональными и поведенческими расстройствами, осо­бенно если они одновременно касаются разных сторон психической жизни.

6. Тип симптома
Одни симптомы бывают обусловлены неверным воспитанием ребенка,

другие – психическим расстройством. Так, привычка грызть ногти одина­ково часто встречается как у нормальных, так и у психически больных детей, поэтому сам по себе этот симптом, хотя и настораживает, но еще ни о чем не говорит. В то же время нарушение отношений со сверстниками значительно чаще бывает связано именно с психическим расстройством и поэтому требует более пристального внимания.


7. Тяжесть и частота симптомов
Умеренные, изредка возникающие трудности поведения для детей

более обычны, нежели серьезные, часто повторяющиеся расстройства. Очень важно выяснить частоту и длительность проявления неблагоприят­ных симптомов.

8. Изменение поведения
Анализиру я детское поведение, следу ет сравнивать его проявления

не только с теми чертами, которые характерны для детей вообще, но и с теми, которые являются обычными для данного ребенка. Следует отно­ситься внимательно к изменениям в поведении ребенка, которые трудно объяснить законами нормального развития и созревания.

9. Ситуационная специфичность симптома
Считается, что симптом, проявление которого не зависит от какой

бы то ни было ситуации, отражает более серьезное расстройство, чем сим­птом, возникающий только в определенной обстановке.

Таким образом, решая вопрос об отклонении поведения ребенка от нормы, следует принимать во внимание комбинацию всех вышеназванных критериев.

Рассмотрим наиболее часто встречающиеся трудности в поведении и развитии детей дошкольного возраста. Причинами нарушений психическо­го развития могу т быть особенности индивидных, в том числе нейродинами-ческих, свойств ребенка: нестабильность психических процессов, психомо­торная заторможенность или, наоборот, психомоторная расторможенность

Психомоторной расторможенностью называется психомоторное расстройство, при котором наблюдается усиленная или избыточная двига­тельная и речевая активность.

Это нейродинамическое расстройство обнаруживает себя преиму­щественно в гипервозбудимом поведении с характерными для такого пове­дения эмоциональной неустойчивостью, легкостью перехода от повышенной активности к пассивности и, наоборот, от полного бездействия к неупоря­доченной активности.

В основе гипердинамического синдрома могут лежать микрооргани­ческие поражения головного мозга, возникшие в результате осложнений беременности и родов, истощающих соматических заболеваний раннего возраста (тяжелый диатез, диспепсия), физических и психических травм. Никакая другая детская трудность не вызывает так много нареканий и жалоб родителей и воспитателей детских садов, как эта, весьма распрост­раненная в дошкольном возрасте.

Пик проявлений гипердинамического синдрома – 6–7 лет. В благо­приятных случаях к 14–15 годам его острота сглаживается, а первые его проявления можно заметить уже и младенчестве.

Гиперактивное поведение – это поведение детей, характеризу­ющееся повышенной потребностью в движении. При блокировке этой по­требности правилами поведения, т. е. в ситуациях, в которых требуется контролировать, произвольно регулировать свою двигательную активность, у ребенка нарастает мышечное напряжение, ухудшается внимание, падает работоспособность, наступает утомление. Возникающая вслед за этим эмоциональная разрядка является защитной физиологической реакцией орга­низма на чрезмерное перенапряжение и выражается в неконтролируемом двигательном беспокойстве, расторможенности, квалифицируемых как дис­циплинарные проступки.

Основные признаки гиперактивного ребенка – двигательная ак­тивность, импульсивность, отвлекаемость, невнимательность. Ребенок со­вершает беспокойные движения кистями и стопами; сидя на стуле, корчит­ся, извивается; легко отвлекается на посторонние стимулы; с трудом дожи­дается своей очереди во время игр, занятий, в других ситуациях; на вопросы часто отвечает не задумываясь, не выслушав до конца; с трудом сохраня­ет внимание при выполнении заданий или во время игр; часто переходит от одного незавершенного действия к другому; не может играть спокойно, часто вмешивается в игры и занятия других детей.

Гиперактивный ребенок начинает выполнять задание, не дослушав инструкцию до конца, но через некоторое время оказывается, что он не знает, что нужно делать. Тогда он либо продолжает бесцельные действия, либо назойливо переспрашивает, что и как делать. Несколько раз в ходе выполнения задания он меняет цель, а в некоторых случаях может вовсе забыть о ней. Во время работы часто отвлекается; не использует предло­женные средства, поэтому допускает много ошибок, которые не видит и не исправляет.

Ребенок с гиперактивным поведением постоянно находится в движе­нии независимо от того, чем он занимается. Каждый элемент движения у него быстрый и активный, но в целом много лишних, даже навязчивых дви­жений. Нередко дети с гиперактивным поведением отличаются недоста­точно четкой пространственной координацией движений. Ребенок как бы «не вписывается» в пространство (задевает предметы, натыкается на углы, простенки). Несмотря на то что у многих таких детей яркая мимика, под­вижные глаза, быстрая речь, они часто оказываются как бы вне ситуации (урока, игры, общения), а спустя некоторое время снова в нее «возвраща­ются». Результативность «брызжущей» активности при гиперактивном по­ведении не всегда высока, часто начатое не доводится до конца, ребенок перескакивает с одного дела на другое.

Ребенок с гиперактивным поведением импульсивен, и невозможно предсказать, что он сделает в следующий миг. Не знает этого и сам ребе­нок. Действует он, не задумываясь о последствиях, хотя плохого не замыш­ляет и сам искренне огорчается из-за происшествия, виновником которого становится. Такой ребенок легко переносит наказания, не держит зла, по­минутно ссорится со сверстниками и тут же мирится. Это самый шумный ребенок в детском коллективе.

Дети с гиперактивным поведением тру дно адаптируются к условиям детского сада, плохо входят в детский коллектив, часто имеют проблемы во взаимоотношениях со сверстниками. Дезадаптирующие особенности пове­дения таких детей свидетельствуют о недостаточно сформированных регу-ляторных механизмах психики, прежде всего самоконтроля как важнейшего условия и необходимого звена в становлении произвольного поведения.

Отвлекаемость внимания и двигательную расторможенность ребен­ка необходимо настойчиво и последовательно преодолевать с самых пер­вых лет его жизни. Следует четко разграничивать целенаправленную ак­тивность и бесцельную подвижность. Нельзя сдерживать физическую под­вижность такого ребенка, это противопоказано состоянию его нервной системы. Но его двигательну ю активность надо направлять и организовывать: если он бежит ку да-то, то пусть это будет выполнением какого-то поручения. Хорошую помощь могут оказать подвижные игры с правилами, спортив­ные занятия. Самое главное – подчинить его действия цели и приучить достигать ее.

В старшем дошкольном возрасте гипердинамичного ребенка начи­нают приучать к усидчивости. Когда он набегается и устанет, ему можно предложить заняться лепкой, рисованием, конструированием, причем нуж -но обязательно постараться сделать так, чтобы интерес к такому занятию побуждал ребенка довести начатое дело до конца. На первых порах требу­ется настойчивость взрослых, которые порой буквально физически удер­живают ребенка за столом, помогая ему закончить постройку или рисунок. Постепенно усидчивость станет для него привычной и, поступив в школу, он сможет усидеть за партой весь урок.

Если проявления гипердинамического синдрома не бу ду т преодолены, то, поступив в школу, гиперактивный ребенок столкнется с серьезными тру д -ностями. К сожалению, такого ребенка зачасту ю считают просто непослу ш -ным и невоспитанным и пытаются воздействовать на него строгими наказа­ниями в виде бесконечных запретов и ограничений. В результате ситуация только усугубляется, так как нервная система гипердинамичного ребенка просто не справляется с подобной нагрузкой и срыв следует за срывом. Осо­бенно сокрушительно проявления синдрома начинают сказываться прибли­зительно с 13 лет и старше, определяя судьбу уже взрослого человека.

Среди психомоторных нарушений большое место у детей раннего возраста занимает синдром психомоторной расторможенности. Наиболее часто он наблюдается при раннем органическом поражении мозга. Характер и степень его выраженности могут быть различными. Дети расторможены, постоянно находятся в движении, ломают предметы, рвут, царапают все, что попадается под руку. При утомлении и перед сном двигательное беспокойство обычно нарастает. Психомоторная расторможенность органического генеза нередко сопровождается склонностью к ритмическим стереотипам. У одних детей на фоне психомоторной расторможенности преобладает бедность спонтанной деятельности, у других - постоянная потребность к переменам действий.

Психомоторная расторможенность обычно сочетается с частой сменой настроения в сторону раздражительно-мрачного, с повышенной аффективной возбудимостью. Отмечаются также новышенная отвлекаемость, нарушение сна, ряд патологических привычек. Дети долго и упорно грызут ногти, сосут пальцы; иногда наблюдаются патологические влечения (элементы садизма, онанизм и т. д.).

Своеобразный синдром психомоторного возбуждения может проявляться и при психических заболеваниях у детей, в частности при шизофрении. Психомоторное возбуждение при шизофрении носит название кататонического. Это пустое, нелепое, немотивированное двигательное возбуждение, которое сопровождается вычурными стереотипными движениями рук, бессвязной речью, реакциями негативизма, эхолалиями (эхообразное повторение слышимых слов), эхопраксией (эхообразное повторение видимых движений). Ребенок в состоянии такого возбуждения обычно не реагирует на окружающую обстановку, совершает ряд импульсивных действий. Для шизофрении характерна смена подобного возбуждения более или менее продолжительными эпизодами застывания, ступора.

Состояние психомоторного возбуждения может быть эквивалентом судорожного припадка. В этих случаях психомоторное возбуждение возникает внезапно, приступообразно, на фоне угнетенного сознания, иногда сопровождается отдельными мышечными подергиваниями. После приступа ребенок не помнит о случившемся. В некоторых случаях, например при глубоких церебрастенических состояниях, имеет место синдром двигательной заторможенности.

Перцепторные расстройства - нарушение ощущений и восприятия. Многие симптомы и синдромы нервно-психических заболеваний у детей связаны с нарушением перцепции. Перцепторные расстройства могут отмечаться у детей с ранним органическим поражением мозга. Они особенно выражены при церебральных параличах, для которых характерны специфические сенсорные расстройства (зрительные, слуховые, кинестетические), а также нарушение совместной деятельности различных анализаторов. Это в свою очередь приводит к недоразвитию гностических функций, в частности, оптико-пространственного гнозиса. Дети раннего возраста с церебральным параличом испытывают затруднения в различении формы, величины предметов, их пространственного расположения. В дальнейшем могут выявляться более четкие пространственно-временные нарушения.

Перцепторные нарушения характерны также для детей с умственной отсталостью, при этом выраженность нарушений соответствует степени снижения интеллекта.
Симптомы перцепторных расстройств у детей раннего возраста могут проявляться в возникновении ложного восприятия (иллюзий и галлюцинаций).

Страхи и навязчивости

Возникновение различных страхов довольно характерно для детского возраста и пубертатного периода. Чаще всего это невротическая боязнь тем­ноты, одиночества, разлуки с родителями и близкими, повышение внимания К своему здоровью. В одних случаях эти страхи кратковременны (10-20 ми­нут), довольно редки и обычно обусловлены какими-либо эмоционально значимыми ситуациями. Они легко проходят после успокаивающей беседы, у ребенка появляется критическое отношение к ним. В других случаях стра­хи могут иметь форму коротких приступов, возникающих довольно часто и имеющих относительно длительный период времени (1-1,5 месяца). Причи­ной таких приступов бывают затянувшиеся травмирующие психику ребенка ситуации (тяжелая болезнь родных и близких, трудноразрешимый конфликт в школе или в семье и т.п.). Нередко приступ страха сопровождается непри­ятными телесными ощущениями («останавливается сердце», «не хватает воздуха», «ком в горле»), двигательной суетливостью, плаксивостью и раз­дражительностью. При своевременном выявлении и принятии адекватных мер страхи по­степенно проходят.

В противном случае они могут принять затяжное течение (от несколь­ких месяцев до года и более), и тогда даже лечебные мероприятия не всегда дают желаемые результаты. Страхи появляются в форме навязчивостей, навязчивых действий. Сре­ди навязчивостей преобладают страхи перед инфекцией и болезнью, боязнь острых предметов (особенно иголок), закрытых помещений, навязчивый страх речи у заикающихся. С возрастом возникает страх перед вызовом к доске или боязнь устных ответов, сопровождающихся неспособностью связ­но изложить материал при хорошей подготовленности. Нередко тревожно-навязчивое ожидание и страх приводят к неудаче при попытке выполнить даже привычное действие.

Навязчивые движения и действия также могут быть довольно разнооб­разными. В школьном и младшем школьном возрасте часто встречаются элементарные навязчивые тики (мигание, наморщивание лба и носа, подер­гивание плечами, шмыгание носом, хмыкание и т.п.). К навязчивым действи­ям близко примыкают вредные привычные действия (сосание пальцев, куса­ние ногтей, выщипывание волос и др.). Они не всегда носят навязчивый ха­рактер, и борьба с ними преимущественно сводится к применению мер пси­холого-педагогического воздействия.

У старших детей и подростков навязчивые страхи усложняются, а дей­ствия принимают вид болезненных защитных, порой довольно сложных ри­туалов. Навязчивый страх заразиться сопровождается частым мытьем рук, навязчивый страх получить плохую отметку приводит к целому ряду запре­тов (например, не ходить в кино или не смотреть телевизор по определенным дням, не садиться в автобус или трамвай, у которого в номере имеется опре­деленная цифра). Нередко у подростков появляются ритуалы (на контроль­ные работы и экзамены ходить в «счастливых» рубашках, носках и т.п.) и ритуальные предметы (тесьма на шее со «счастливой» безделушкой, «счаст­ливый» карандаш или ручка и т.п.). Возможны и навязчивые мысли, навяз­чивый счет (окон в домах, машин, встреченных на улице мужчин и женщин и др.), навязчивое повторение одних и тех же слов. Как правило, навязчиво­сти возникают на фоне различных тяжелых для ребенка переживаний, а так­же у детей, имеющих определенные черты характера: боязливость, тревож­ность, мнительность и т.д.

Дисморфобии

В более зрелом (подростковом) возрасте могут появляться иные страхи дисморфобии. Под этим понимается необоснованная убежденность в нали­чии у себя физического недостатка, неприятного для окружающих. Этот фе­номен встречается преимущественно у девочек.

Нередко подросток находит дефекты в лице (крупный или тонкий нос, горбинка, слишком полные губы, некрасивая форма ушей, наличие прыщей и угрей и т.п.). Иногда это недостатки в фигуре (небольшой или слишком высокий рост, полные бедра, узкие плечи, чрезмерная худоба или полнота, тонкие ноги и т.д.).

Мысли о своей воображаемой дефективности занимают центральное место в переживаниях подростка и определяют весь стереотип его поведе­ния. Он часами может рассматривать себя в зеркале, находя все новые и но­вые недостатки. Подросток начинает уединяться, чтобы не быть предметом обсуждений, сторонится компании сверстников. В школе старается сидеть на задней парте, быть ближе к стене, очень неохотно выходит отвечать к доске, на переменах также стремится уединиться. Иногда, чтобы прикрыть вообра­жаемый дефект в области лица, отращивает длинные волосы, носит рубашки с высоким воротником. На улице закрывает лицо надвинутой на глаза шап­кой или шарфом.

Мучительные мысли о своей некрасивости часто приводят подростка к врачу-косметологу с просьбой устранить физический дефект (укоротить нос, ликвидировать горбинку, «исправить» уши и т.п.). Эти школьники должны быть проконсультированы у психиатра.

Двигательная расторможенность

Двигательная расторможенность относится к наиболее распространен­ным нарушениям поведения в детском и раннем подростковом возрасте. Проявляется она в неусидчивости, обилии недостаточно целенаправленных движений. Буйная резвость, стремление бегать наперегонки, прыгать, зате­вать различные подвижные игры сочетаются у таких детей с повышенной отвлекаемостью, неспособностью длительно сконцентрировать внимание. Ребенок не может сосредоточиться на объяснениях учителя, легко отвлекает­ся при выполнении домашних заданий, в результате чего серьезно страдает его успеваемость.

Наряду с двигательной расторможенностью нередко встречается эмо­циональная неустойчивость, раздражительность, склонность к агрессивным действиям и конфликтам. Такие подростки, как правило, постоянные нару­шители дисциплины.

Двигательная расторможенность по мере взросления постепенно сгла­живается и может полностью исчезнуть в 15-16 лет.

Гипердинамический синдром, или синдром двигательной расторможенности , проявляется, в первую очередь, в виде чрезмерной двигательной подвижности, неусидчивости, суетливости.

При этом страдает так называемая тонкая моторика, движения у ребёнка не точные, размашистые, несколько угловатые. Очень часто нарушается координированность движений и их целенаправленность. Такие дети, как правило неумехи. Наряду с этим страдают навыки самообслуживания, им сложно самостоятельно совершать туалет, чистить зубы, умываться. Простая процедура утреннего умывания и чистки зубов запросто может превратиться в утреннее купание.

Гипердинамический синдром. У гиперактивного ребёнка неряшливое письмо с кляксами и корявые рисунки. Гипердинамический синдром у детей всегда сочетается с неустойчивым вниманием, несобранностью. Им характерна повышенная отвлекаемость при любых занятиях. Всё это часто сочетается с повышенной утомляемостью и ранним истощением. Синдром двигательной расторможенности характерен для детей дошкольного и раннего школьного возраста.

В детских садах гиперактивных детей называют непоседами. Они постоянно находятся в движении, как заводные бегают на площадке, меняют игрушки в игре с огромной скоростью, стараются одновременно поучаствовать в нескольких играх. Очень сложно привлечь внимание такого «увлечённого» ребёнка. Гиперактивного ребёнка очень сложно уложить днём отдыхать, а если это удаётся, то сон не продолжительный и ребёнок просыпается мокрым от пота. Для него характерна повышенная потливость. Часто на лбу и висках проступают сосуды, а под глазами можно заметить некоторую синеву.

Гиперактивные дети не сидят на месте, даже в начальной школе. Их внимание постоянно переключается с одного занятия на другое. Такие дети часто встают на уроках, ходят по классу. Им крайне сложно удержаться на одном месте, а уж тем более высидеть весь урок за партой. Для гиперактивного ребёнка характерна ситуация, при которой он попадает в разряд хулиганов с педагогической запущенностью именно из-за повышенной утомляемости и истощаемости. К концу урока такой ребёнок может буквально скакать за партой, часто меняя позу и привлекая внимание других детей.



К описанному поведению гиперактивных детей часто присоединяются другие «лишние» движения, когда движения повторяются по нескольку раз, по типу тиков.

Если Вы заметили у своего ребёнка поведение, подобное описанному, то не откладывайте визит к детскому психиатру. В большинстве случаев гиперактивность у детей можно убрать.

3.Основные принципы терапии психических расстройств у детей.

Понимание своеобразия клинической картины психических расстройств у детей, ее нетипичности, изменчивости, связанности с возрастными соматическими и психическими особенностями по­зволяет сформулировать общие принципы их лечения, но не мо­жет предопределить всю терапию - в полном объеме и до мель­чайших подробностей. Терапия всегда индивидуальна, она нахо­дится в зависимости от времени ее начала, эффективности, реакции личности ребенка как на болезнь, так и на само вмеша­тельство

Выбор терапии психосоматических расстройств у детей должен исходить из некоторых основополагающих принципов, задающих направление поиска наиболее подходящих методов и средств. Предлагают следующие принципы, которые вполне может исполь­зовать не только врач, но и специальный психолог при терапевти­ческих вмешательствах у детей и подростков с психическими рас­стройствами [Каган В. Е., 1996]

Принцип системности. Целесообразна комплексная, комбини­рованная терапия психических расстройств, т. е. необходимость соче-танного, одновременного, параллельного воздействия на биологиче­ский и психический компоненты заболевания. Анализ неудач пока­зывает, что они возникают при воздействии на отдельные структуры, не затрагивая то, что делает болезнь болезнью,- системные функцио­нальные связи. Например, при проведении гипнотерапии, при прин­ципиальной однотипности этого метода, уменьшающего тревож­ность, в работе с девочками уместнее их активизировать (например, «сердце бьется уверенно, ровно, сильно»), а в работе с мальчиками правильнее предпочесть соматическую релаксацию (например, «серд­це работает ровнее, спокойнее, меньше напоминает о себе»).

Принцип клиники терапии. Одно и то же заболевание у од­ного и того же ребенка на разных этапах лечения представляет разные стороны патогенетических механизмов. Примером может быть терапия невроза, когда успешное применение психотерапии фобий и других нарушений психогенного характера приводит к тому, что на первый план выступает резидуально-органическая неврозоподобная симптоматика, не поддававшаяся психотерапии, а требующая использования медикаментов. Принцип «клиники те­рапии» диктует не только тактику коррекции, но и определяет средства и методы этой тактики.

Принцип индивидуализации. Положение о том, что следует лечить не.болезнь, а больного, должно быть уточнено, необходи­мо лечить определенную болезнь у определенного больного. Принцип индивидуализации - один из основополагающих, но и самых трудных в реализации. Он в равной мере касается и выбора средств лекарственной терапии, и выбора путей и методов психо­логической коррекции, и психотерапии. Ребенок уникален как ин­дивид (организм) и как индивидуальность (личность), а тем бо­лее - как единство индивидного и индивидуального.

Принцип опосредованности. Ни одно средство лечения не свободно от эффектов психического опосредования. Можно выде­лить несколько его видов:

Опосредование собственными установками ребенка - стра­хом перед лечением, предрассудками о «постыдности» болезни и обращения за помощью;

Опосредование установками родителей, когда их мнения или чувства прямо сказываются на действии тех или иных тера­певтических воздействий;

Опосредование установками специалиста - эффекты ис­пользования тех или иных средств и методов зависят от отноше­ния к ним специалиста (врач или психолог, верящий в конкрет­ный метод терапии, получает у своих клиентов лучший эффект, чем специалист, сомневающийся в этом методе);

Опосредование внешними характеристиками медикаментов психотерапевтических методик) и способами их введения (осуще-твления) - инъекции воспринимают как сильнодействующее редство, а тот же препарат в таблетках - как более слабое. Гип-юз в специально оборудованной комнате воспринимается ребен-:ом как магическое исцеляющее средство, а рациональная терапия: обычном кабинете кажется рутинным разговором.

Принцип отношений. Любое лечение - не воздействие на іолезнь или больного, а процесс отношений специалиста и ребен-;а (и его семьи). В этой системе отношений есть осознаваемые и іессознательньїе цели, ожидания, мотивации всех участников ле-іебного процесса. При этом принципиально важно не сводить от­ношения исключительно к тому, что о них могут сказать психолог ^врач) и пациент - мотивация отношений слишком часто не осоз­наваема. Пациент может страстно желать исцеления, но бессозна­тельно отождествлять специалиста с нелюбимым родителем. Пси­холог (врач) может стремиться помочь пациенту, но иметь бессоз­нательные ассоциации ребенка с неким неприятным для себя лицом. И то и другое, а особенно сочетание такого переноса и контрпереноса, может по существу лишать отношения специалиста и пациента смысла.

Принцип среды. Среда (одушевленная и неодушевленная) включена в систему лечебных отношений и является их существен­ным элементом. Прежде всего это касается среды лечебного, кор-рекционного учреждения, санатория: эмоциональной атмосферы, уюта и удобств для персонала и для пациентов. К сожалению, без­ликая среда в учреждениях нередко диссонирует с духом терапии.

Принцип гуманизма. Терапия не может быть удовлетвори­тельной, если ее средства и методы игнорируют интересы лично­сти ребенка и ее развития. Никакая лечебная цель не оправдывает средств, посягающих на личностную уникальность ребенка, его право «быть самим собой», его чувство собственного достоинства и интимности - телесной и психологической.

Сформулированные принципы обретают действенную силу, ес­ли они реально воплощаются в деятельности всего персонала уч­реждений, где находится ребенок.

БИЛЕТ № 19

Каким образом, кто и на основании каких симптомов и результатов каких исследований ставит диагноз СДВГ (синдром дефицита внимания/гиперактивности)? Как отличить просто активного и непоседливого ребенка от гиперактивного? Каким образом понять, в каком случае в плохом и неуправляемом поведении ребенка виновата физиология - практически неуловимые изменения в работе головного мозга, а в каком - недостатки нашего воспитания и неправильное отношение к своему собственному ребенку? Как понять - он сходит с ума потому, что не может совладать с собой, или потому, что ему отчаянно не хватает нашей любви и в своем асоциальном поведении он видит единственный способ воззвать к нам: мама! папа! мне плохо, я одинок, помогите мне, любите меня!..

Г.Н. Монина в своей книге по работе с детьми, страдающими дефицитом внимания, дает следующее определение СДВГ - это «комплекс отклонений в развитии ребенка: невнимательность, отвлекаемость, импульсивность в социальном поведении и интеллектуальной деятельности, повышенная активность при нормальном уровне интеллектуального развития. Первые признаки гиперактивности могут наблюдаться в возрасте до 7 лет. Причинами возникновения гиперактивности могут быть органические поражения центральной нервной системы (нейроинфекции, интоксикации, черепно-мозговые травмы), генетические факторы, приводящие к дисфункции нейромедиаторных систем мозга и нарушениям регуляции активного внимания и тормозящего контроля».


Такие характеристики, как невнимательность, отвлекаемость, импульсивность, присущи любому ребенку, особенно если речь идет о единственном и слегка избалованном мамушками и бабушками чаде. Но основное отличие ребенка гиперактивного от обычного ребенка, которому скучно или дискомфортно или просто такое настроение сегодня, заключается в том, что гиперактивный ребенок такой всегда, везде и в любом окружении: и дома, и в школе, и с друзьями. Он просто не может быть иным. Это не его вина - такова конституция его психики. Он не в состоянии владеть и управлять ни своими эмоциями, ни как следует управлять своим телом (наблюдения свидетельствуют о том, что три четверти таких детей страдают диспраксией, попросту говоря - неуклюжестью). Его нельзя ругать за это. Применение жестких воспитательных мер только усугубит чувство собственной неполноценности, неуравновешенность и вспыльчивость, и без того присущие детям с СДВГ.


Несмотря на то что первые симптомы СДВГ могут проявляться уже с самого рождения ребенка (повышенный мышечный тонус, плохой сон, постоянное срыгивание большого количества пищи), проблемы с таким ребенком начинаются, как правило, в детском саду и становятся наиболее заметными в начальной школе. Это связано с тем, что, попадая в детский коллектив, ребенок вынужден подчиняться общим правилам, тихо себя вести, владеть своими эмоциями, концентрировать свое внимание на учебных занятиях, которые далеко не всегда бывают интересными. Плюс к этому добавляется стресс, связанный с изменением привычной обстановки и необходимостью контактировать с большим количеством людей, на что ребенок, страдающий СДВГ, просто не способен.

И если детский сад все-таки предполагает еще некоторую свободу в выборе активности, то начальная школа строго регламентирует как продолжительность и интенсивность, так и выбор видов деятельности. Учебная деятельность представляет собой большую трудность для детей, чья способность концентрировать свое внимание и управлять своим поведением нарушена.

Нарушения, позволяющие предположить наличие у ребенка гиперактивности, делятся на три группы: дефицит внимания, двигательная расторможенность и импульсивность.

Американские психологи П. Бейкер и М. Алворд предлагают следующую схему наблюдения за ребенком с целью выявления возможных признаков гиперактивности.

Дефицит активного внимания

1. Непоследователен, ему трудно долго удерживать внимание.

2. Не слушает, когда к нему обращаются.

3. С большим энтузиазмом берется за задание, но так и не заканчивает его.

4. Испытывает трудности в организации.

5. Часто теряет вещи.

6. Избегает скучных и требующих умственных усилий заданий.

7. Часто бывает забывчив.

Двигательная расторможенность

1. Постоянно ерзает.

2. Проявляет признаки беспокойства (барабанит пальцами, двигается в кресле, бегает, забирается куда-либо).

3. Спит намного меньше, чем другие дети, даже во младенчестве.

4. Очень говорлив.

Импульсивность

1. Начинает отвечать, не дослушав вопроса.

2. Не способен дождаться своей очереди, часто вмешивается, прерывает.

3. Плохо сосредоточивает внимание.

4. Не может дожидаться вознаграждения (если между действием и вознаграждением есть пауза).

5. Не может контролировать и регулировать свои действия. Поведение слабо управляемо правилами.

6. При выполнении заданий ведет себя по-разному и показывает очень разные результаты. (На некоторых занятиях ребенок спокоен, на других - нет, на одних уроках он успешен, на других - нет.)

Согласно П. Бейкеру и М. Алворду, если в возрасте до 7 лет постоянно (на протяжении более полугода) проявляются хотя бы шесть из перечисленных признаков, педагог может предположить, что ребенок, за которым он наблюдает, гиперактивен.

В России психологи традиционно выделяют следующие признаки, являющиеся симптомами наличия СДВГ у ребенка:

1. Беспокойные движения в кистях и стопах. Сидя на стуле, корчится, извивается.

2. Не может спокойно сидеть на месте, когда этого от него требуют.

3. Легко отвлекается на посторонние стимулы.

5. На вопросы часто отвечает не задумываясь, не выслушав их до конца.

6. При выполнении предложенных заданий испытывает сложности (не связанные с негативным поведением или недостаточностью понимания).

7. С трудом сохраняет внимание при выполнении заданий или во время игр.

8. Часто переходит от одного незавершенного действия к другому.

9. Не может играть тихо, спокойно.

10. Болтливый.

11. Часто мешает другим, пристает к окружающим (например, вмешивается в игры других детей).

12. Часто складывается впечатление, что ребенок не слушает обращенную к нему речь.

13. Часто теряет вещи, необходимые в детском саду, школе, дома, на улице.

14. Иногда совершает опасные действия, не задумываясь о последствиях, но приключений или острых ощущений специально не ищет (например, выбегает на улицу, не оглядываясь по сторонам).

Все эти признаки объединяются в те же самые три группы:

  • чрезмерная двигательная активность;
  • импульсивность;
  • отвлекаемость-невнимательность.

Несколько отличается только цифра необходимого наличия признаков. Российские специалисты считают диагноз правомерным, если у ребенка в течение шести месяцев наблюдают по меньшей мере восемь симптомов из вышеприведенного списка.

Наличие у ребенка данных признаков не является достаточным основанием для постановки диагноза. Это - лишь причина для проведения дополнительного обследования у соответствующих специалистов. К сожалению, практикующие психологи отмечают тот факт, что нередко ярлык «гиперактивность» приклеивается сотрудниками общеобразовательных учреждений любому неудобному ребенку и служит своего рода прикрытием для нежелания или отсутствия у педагога опыта или возможности должным образом организовывать работу с детьми.

Поэтому еще раз повторяем - ни педагог, ни родители, ни школьный психолог или психолог в детском саду не могут самостоятельно, без специальных диагностических исследований и консультаций с неврологом и психоневрологом поставить диагноз «гиперактивность». Поэтому если после проведения очередной серии тестов или просто после очередной выходки вашего чада педагог, психолог или администрация дошкольного учреждения или школы вызывают вас и «ставят» вашему ребенку диагноз «гиперактивность», то вы имеете все основания усомниться в их профессиональной компетенции. Максимум, что они могут сделать, - это посоветовать вам обратиться к специалисту. Причем нужно заметить, что данная консультация является делом абсолютно добровольным!

Другими словами, никто - ни директор или администрация школы, ни психолог, ни воспитатели или учителя, ни родители других детей - не имеют права требовать от вас обязательного прохождения медицинского освидетельствования или исследования. С другой стороны, ни психолог, ни учитель или воспитатель, ни директор школы или заведующий садика не имеют права сообщать другим детям или их родителям результаты психологических тестов или любых других медицинских исследований, проведенных в учебном учреждении, другим детям, их родителям, ни кому бы то ни было еще, кроме законных представителей несовершеннолетнего ребенка. Это - нарушение медицинской тайны.

В случае же, если психолог или классный руководитель в корректной форме информируют вас о наличии проблем с поведением и концентрацией внимания у вашего ребенка, идеально начать с подробной и доверительной консультации с хорошим педиатром, которому вы доверяете и который поможет вам разработать план дальнейших исследований, посоветует хорошего невролога и, в случае необходимости, психоневролога. И только после получения результатов диагностических исследований, по совокупности мнений нескольких врачей (как минимум - педиатр и невролог), ставится диагноз СДВГ.

Мы рассмотрели признаки, на основании которых специалисты дошкольного учреждения или школы могут заподозрить наличие у ребенка диагноза СДВГ. Однако как выглядит гиперактивный ребенок в быту, когда, видя такое поведение, родители могут сами решить, что им необходимо показать ребенка специалисту?

Прежде всего, необходимо разобраться с возрастными границами. Хотя на сегодняшний день не существует четкого понимания - когда и в каком возрасте можно с уверенностью ставить диагноз СДВГ, все-таки большинство специалистов сходятся на том, что можно выделить два периода, когда признаки данного заболевания наиболее ярко проявляются: это возраст с 5 (старшая группа детского сада) приблизительно до 12 лет и второй период - начиная с периода полового созревания, то есть примерно 14 лет.

Данные возрастные границы имеют свое психологическое обоснование - синдром дефицита внимания с гиперактивностью принято считать одним из так называемых пограничных состояний психики. То есть в обычном, спокойном состоянии это один из крайних вариантов нормы, однако достаточно малейшего «катализатора» для того, чтобы вывести психику из нормального состояния, и крайний вариант нормы превратился уже в некоторое отклонение. «Катализатором» для СДВГ является любая деятельность, требующая от ребенка повышенного внимания, концентрации на одном и том же виде работы, а также любые гормональные изменения, происходящие в организме ребенка.

Старшая группа детского сада - это уже фактически начало учебы в школе - здесь появляются и регулярные занятия, и домашние задания, и необходимость в течение определенного отрезка времени заниматься не всегда интересным делом, и умение сдержанно вести себя во время урока (20- 30 минут), умение ограничивать свою двигательную активность и соотносить свои желания с тем, что происходит в классе. Все это повышает нагрузку на способность концентрации внимания, недостаточно сформированную у ребенка с СДВГ.

Есть еще одна причина, по которой серьезные специалисты предпочитают ставить диагноз СДВГ не ранее пяти-шести лет, - одним из основных критериев синдрома дефицита внимания является наличие нарушений обучения, а установить их можно не ранее указанного возраста, когда ребенок психологически и физиологически должен быть готов к учебной деятельности.

Период же полового созревания характеризуется общей неустойчивостью характера ребенка, причиной которой является «гормональный бум», происходящий в организме ребенка. Поэтому неудивительно, что ребенок с СДВГ, и без того имеющий склонность к неустойчивому и непредсказуемому поведению, оказывается в более сложной ситуации, нежели его сверстники.

Тем не менее, несмотря на то что диагноз СДВГ редко ставится совсем маленьким детям, специалисты считают, что существует ряд признаков, позволяющий предположить склонность ребенка к данному заболеванию еще в самом раннем детском возрасте. По мнению некоторых специалистов, первые проявления данного синдрома совпадают с пиками психоречевого развития ребенка, то есть наиболее ярко проявляются в 1-2 года, 3 года и 6-7 лет.

Дети, склонные к СДВГ, часто еще в младенчестве имеют повышенный мышечный тонус, испытывают проблемы со сном, особенно с засыпанием, крайне чувствительны к любым раздражителям (свет, шум, наличие большого количества незнакомых людей, новая, непривычная ситуация или обстановка), во время бодрствования часто чрезмерно подвижны и возбуждены.

Уже в три-четыре года родители замечают, что их ребенок не способен долгое время сосредоточиться на каком-то одном виде деятельности: он не может дослушать до конца любимую сказку, долгое время играть с одной и той же игрушкой - только взяв в руки одну, он тут же ее бросает и хватается за следующую, его деятельность носит хаотический характер. (Чтобы у вас не возникало искушение поспешно записать свое чересчур активное чадо в ряды гиперактивных детей, считаю своим долгом еще раз напомнить, что все симптомы, о которых мы говорили и еще будем говорить, должны носить постоянный характер, то есть проявляться в течение долгого времени (не менее шести месяцев) и проявляться в ЛЮБОЙ ситуации, вне зависимости от настроения, расположения духа ребенка, наличия в зоне видимости бабушек и других личностей, перед которыми сам Бог велел покапризничать и показать свой характер во всей красе.)

С началом систематических занятий в старшей группе детского садика или в начальной школе родители могут заметить, что их ребенок крайне неусидчив, очень подвижен, не способен контролировать свою двигательную активность, сосредотачиваться на одной деятельности. Причем характерно, что поначалу такие дети искренно стараются сделать так, как их просят взрослые, но они просто не в состоянии выполнить их требования.

Необходимо отметить, что гиперактивность не подразумевает отставания в интеллектуальном развитии ребенка, то есть это значит, что наличие у вашего ребенка гиперактивности не означает обязательного отставания в умственном развитии. Наоборот, часто дети с СДВГ отличаются довольно высокими интеллектуальными способностями. Однако для умственной деятельности гиперактивного ребенка характерна цикличность. Дети могут продуктивно работать 5-10 минут, затем 3-7 минут мозг отдыхает, накапливая энергию для следующего цикла. В этот момент ребенок отвлекается, не реагирует на учителя. Затем умственная деятельность восстанавливается, и ребенок готов к работе в течение 5-15 минут.

Дети с СДВГ имеют «мерцающее» сознание, могут «впадать» и «выпадать» из него, особенно при отсутствии двигательной активности. Когда учитель требует, чтобы ученики сели прямо и не отвлекались, то для гиперактивного ребенка эти два требования вступают в явное противоречие. Когда гиперактивный ребенок думает, ему необходимо совершать какие-то движения - например, качаться на стуле, стучать карандашом по столу, что-то бормотать себе под нос. Если он перестает двигаться, то он как бы впадает в ступор и теряет способность думать. Неподвижность - неестественное состояние для гиперактивного ребенка, и ему требуется сосредоточить все свои умственные, психические и физические способности на том, чтобы сознательно оставаться спокойным. Ни о чем другом в этот момент он думать не в состоянии.

Кроме неусидчивости и неспособности сконцентрироваться такие дети могут страдать недостаточностью речевого развития, дислексией, отсутствием любознательности (вследствие невозможности испытывать сколь-либо длительный интерес к любому виду деятельности), неуклюжестью, недостаточной развитостью тонкой моторики (способности совершать мелкие точные движения), сниженным интересом к приобретению интеллектуальных знаний. Н.Н. Заваденко отмечает, что многие дети с диагнозом СДВГ имеют нарушения в развитии речи и трудности в формировании навыков чтения, письма и счета.

Все это делает неудивительным тот факт, что очень быстро такие дети абсолютно теряют интерес к обучению в школе, необходимость посещения занятий становится для них тяжкой обязанностью, они быстро приобретают славу хулиганов, в подростковом возрасте могут увлечься асоциальными видами деятельности, у них быстро вырабатывается пристрастие к различным вредным привычкам.

Таким детям трудно сходиться со своими сверстниками, поскольку в повседневном поведении им свойственны непоследовательность, импульсивность, непредсказуемость.

Никто никогда не может предсказать, что сделает гипердинамичный ребенок, прежде всего потому, что он сам этого не знает. Такой ребенок всегда действует спонтанно, словно под воздействием какого-то наития, и хотя он никогда сознательно не желает никому зла и не желает сделать какую-нибудь шалость или глупость, но чаще всего его поступки имеют разрушительные последствия, которые искренне огорчают самого виновника происшествия.

Такой ребенок почти никогда не обижается, когда его наказывают, в силу особенностей своего мышления он просто не способен долго концентрироваться ни на чем, на обидах - в том числе, поэтому он редко обижается, не помнит и не держит зла, даже если с кем-то ссорится, то тут же мирится и забывает о ссоре. Однако, несмотря на данные положительные черты характера, гипердинамичный ребенок часто бывает несдержанным, раздражительным, подвержен частой и кардинальной смене настроений, не умеет управлять своими действиями во время любой коллективной деятельности (например, во время игры или учебных занятий).

Импульсивность часто толкает ребенка на агрессивные или деструктивные поступки - в приступе гнева он может разорвать тетрадку обидевшего его соседа, сбросить на пол все его вещи, вытряхнуть на пол содержимое портфеля. Именно про таких детей сверстники говорят, что «он же бешеный».

Гипердинамичные дети редко становятся лидерами, но если уж это происходит, то компания, ведомая ими, находится в состоянии постоянной бури, шока и стресса.

Все это делает их если и не нежелательными членами детского коллектива, то весьма непростыми для жизни в обществе, осложняет взаимодействие со сверстниками в детском саду и школе, а дома - с родными, особенно - с братьями-сестрами и родителями (бабушки-тетушки, как правило, принимают своих внуков без всяких условий, такими, какие они есть, и все силы посвящают тому, чтобы нещадно баловать свое дитятко, «безжалостно воспитываемое родителями»).

Дети с диагнозом СДВГ склонны к состояниям эмоциональной напряженности, они очень остро переживают свои трудности и неудачи. Поэтому неудивительно, что у них «легко формируются и фиксируются негативная самооценка и враждебность ко всему связанному со школьным обучением, протестные реакции, неврозоподобные и психопатоподобные расстройства. Эти вторичные расстройства усугубляют картину, усиливают школьную дезадаптацию, ведут к формированию негативной «Я-концепции» ребенка.

Развитие вторичных нарушений в значительной степени зависит от среды, которая окружает его, определяется тем, насколько взрослые способны понять трудности, возникающие из-за болезненно повышенной активности и эмоциональной неуравновешенности ребенка, и создать условия для их коррекции в атмосфере доброжелательного внимания и поддержки».

Родителям также необходимо знать и помнить о такой особенности детей с СДВГ - как правило, у них существенно снижен болевой порог и они практически лишены чувства страха, что в совокупности с импульсивностью и неконтролируемостью поведения является опасным для здоровья и жизни не только самого ребенка, но и для детей, которых он может втянуть в непредсказуемые забавы.

Еще одной проблемой, кроме проблем, возникающих непосредственно с общением и организацией школьной деятельности, является проблема нервных тиков. Часто у детей с СДВГ появляются подергивания и тики.

Тик представляет собой внезапное, отрывистое, повторяющееся движение, охватывающее различные мышечные группы. Напоминает нормальное координированное движение, варьируется по интенсивности и отличается отсутствием ритмичности. Тик легко поддается имитации, всегда очень заметен, поэтому, как правило, детей, страдающих приступами тика, часто дразнят сверстники, повторяя нервные подергивания ребенка. Особенностью тика является то, что чем больше человек напрягает мышцы, чтобы не дать им двигаться, тем более интенсивным и продолжительным становится приступ тика.

Помочь ребенку в данном случае вы можете, действуя в двух направлениях:

  1. научить его простейшим приемам расслабления мышц - именно расслабление напряженной мышцы может иногда помочь и остановить тик;
  2. внушить ему то, что в его тике нет ничего страшного - это просто особенность его организма, и по возможности объяснить, что дразнят того человека, который реагирует ожидаемым образом - взрывается, лезет в драку или, наоборот, убегает или бросается в слезы.

Научите ребенка относиться к себе с чувством юмора - это непросто, но единственный способ пережить насмешки сверстников (а они обязательно будут, дети иногда бывают крайне жестоки) без ущерба своей психике - это научиться смеяться над собой вместе с другими. Смех - это единственная неожиданная реакция, которая, как правило, не доставляет радости тому, кто дразнится, поэтому дразнить человека, который сам же над собой и смеется, - неинтересно и скучно.

Кроме всех вышеперечисленных неприятностей, многие дети с СДВГ жалуются на частые головные боли (ноющие, давящие, сжимающие), сонливость, повышенную утомляемость. У некоторых наблюдается энурез (недержание мочи), причем не только ночью, но и днем.

Таким образом, вы видите, что для синдрома дефицита внимания с гиперактивностью характерны не только изменения в поведении ребенка, но и проблемы чисто физиологического характера, изменения в состоянии его физического здоровья.

Поэтому еще и еще раз подчеркиваем, что диагноз - СДВГ - может ставить только специалист, причем специалист, имеющий медицинское образование, а не окончивший по совместительству сразу несколько вузов, в том числе и один - психологический. Относитесь внимательно к тому, кто и какие диагнозы ставит вашему ребенку. Диагноз СДВГ, неправомерно поставленный, может стать причиной серьезных неприятностей в жизни вашего ребенка и своего рода «клеймом», от которого непросто будет избавиться.