Развитие познавательной деятельности младшего школьника. Реферат: Формирование познавательной деятельности младших школьников

Министерство образования и науки Российской Федерации Лесосибирский педагогический институт филиал Красноярского Госуниверситета Кафедра психологии образования Левченко А.В. студент 3-го курса физико-математического факультета группы ф31 специальность физика Формирование познавательной деятельности младших школьников Курсовая работа Научный руководитель доцент Денисов Александр Иванович Лесосибирск 2004 г. Содержание Введение 3 Глава 1. Понятие и структура человеческой деятельности 5 Глава 2. Общая характеристика познавательных процессов 8-19 - Ощущения 8 - Восприятие 8 - Память.10 - Воображение 12 - Внимание13 - Мышление 16 Глава 3. Развитие познавательных процессов в младшем школьном возрасте.19-27 - Восприятие.19 - Память.20 - Внимание 22 - Воображение 23 - Мышление и речь 24 Заключение 28 Список использованной литературы.30 Введение Деятельность человека как сознательная активность формируется и развивается в связи с формированием и развитием его сознания.

Она же служит основой формирования и развития сознания, источником его содержания Деятельность всегда осуществляется в определенной системе отношений человека с другими людьми.

Она требует помощи и участия других людей, т.е. приобретает характер совместной деятельности. Е результаты оказывают определенное влияние на окружающий мир, на жизнь и судьбы других людей.

Поэтому в деятельности всегда находит сво выражение не только отношение человека к вещам, но и отношение его к другим людям. Возникновение и развитие различных видов деятельности у человека представляет собой сложный и длительный процесс. Активность ребнка только постепенно в ходе развития, под влиянием воспитания и обучения принимает формы сознательной целенаправленной деятельности. В познавательной деятельности человек изучает не только окружающий его мир, но и самого себя, процесс, протекающий в его психике и физике.

Особенно актуальна тема мыслительной деятельности, которая отвечает за умственное развитие человека. Поток информации, идущий на ребнка постоянно растет с развитием научно- технического прогресса, и чтобы получить наиболее обширные и глубокие знания, надо использовать наиболее эффективные методики преподавания научных знаний. А чтобы создать такую методику, необходимо изучить мыслительный процесс так, чтобы знать его слабые и сильные стороны, и выявить направления, по которым лучше развивать умственную деятельность человека.

А это лучше делать тогда, когда ребнок растт и формируется в личность, используя его задатки и интерес к окружающему миру. Цель анализ системы познавательной деятельности младшего школьника. Объект познавательная деятельность школьников. Предмет формирование познавательной деятельности младших школьников. Задачи 1. Изучение литературы по данной теме. 2. Раскрыть особенности строения и развития познавательной деятельности ребнка. Мышление школьников, несомненно, имеет ещ очень большие и недостаточно используемые резервы и возможности. Одна из задач психологии и педагогики до конца вскрыть эти резервы и на их основе сделать обучение более эффективным и творческим.

Понятие и структура человеческой деятельности

Деятельность человека носит продуктивный, творческий, созидательный ха... 2. Он может представлять собой реальный физический предмет, создаваемый ч... Например, действием, включнным в структуру познавательной деятельности... Характер операции зависит от условий выполнения действия, от имеющихся...

Общая характеристика познавательных процессов

У них более сильны кратковременный и оперативный виды памяти. Другие полагают, что внимание представляет собой вполне независимое пс... Сосредоточенность внимания иногда называют концентрацией, и эти поняти... Она состоит в способности рассредоточить внимание на значительном прос... Мышление это особого рода теоретическая и практическая деятельность, п...

Развитие познавательных процессов в младшем школьном возрасте

4 Мнемоническая деятельность младшего школьника, как и его учение в це... Однако это мешает им проникнуть в суть вещей событий, явлений, затрудн... классификацией, формируется аналитико-синтетический тип деятельности, ... Сама формулировка мысли в словесной форме обеспечивает лучшее понимани... Письменная принципиально новый вид речи, которым ребенок овладевает в...

Заключение

Заключение Мыслительная деятельность, как и любая другая деятельность, является цепочкой различных упорядоченных действий, в данном случае ими будут являться познавательные процессы и операции протекающие внутри этих процессов.

Например, как познавательный процесс, память, в котором заключатся такие операции как запоминание, воспроизведение, забывание и другие.

Мышление - это анализ, синтез, обобщение условий и требований решаемой задачи и способов е решения.4 Мыслительная деятельность - это тесная связь между чувственным познанием и рациональным познанием. Ребенок, пришедший в школу и уже с определенным объемом знаний, только в учебном процессе активно развивается и развивает свою познавательную деятельность. Но чтоб она была еще более эффективной и целенаправленной, это уже в основном зависит от учителя, как он сможет заинтересовать ученика и настроить его на учебную деятельность.

У детей первого класса, которые буквально отучились полгода, хорошо развиты познавательные процессы, особенно хорошо они ориентируются в окружающем мире, хорошо развито мышление и воображение, но такие основные познавательные процессы, которые сильно влияют на учебный процесс, усвоение материала как внимание и память только начинают развиваться. Формируясь в процессе учебной деятельности, как необходимые средства е выполнения, анализ, рефлексия и планирование становятся особыми мыслительными действиями, новое и более опосредованное отражение окружающей действительности.

По мере становления этих мыслительных действий у младших школьников принципиально иным образом развиваются и основные познавательные процессы восприятие, память, внимание, мышление. По сравнению с дошкольным возрастом качественно меняется содержание этих процессов и их форма. Мышление приобретает абстрактный и обобщенный характер.

Мышление опосредует развитие других психических функций, происходит интеллектуализация всех психических процессов, их осознание, произвольность, обобщенность. Восприятие приобретает характер организованного наблюдения, осуществляющегося по определенному плану. Интеллектуальный характер приобретает у младших школьников память. Ребенок не только вспоминает, но и начинает решать особые мнемические задачи на произвольное намеренное запоминание или воспроизведение требуемого материала.

В младшем школьном возрасте идет интенсивное формирование приемов запоминания. От наиболее простых приемов запоминания через повторение и воспроизведение ребнок переходит к группировке и осмыслению связей основных частей заучиваемого материала. Для запоминания используются схемы и модели. В этом возрасте формируется способность сосредотачивать внимание на требуемом учебном содержании. Внимание становится целенаправленным и произвольным, увеличивается его объм, возрастает способность распределять внимание между несколькими объектами.

Список использованной литературы

Список использованной литературы 1. Боголюбов Л.Н Лазебникова А.Ю. Человек и общество - МСовременный гуманитарный университет, 2000. 2. Боголюбов Л.Н. Методические рекомендации по курсу - Человек иобщество - М. Просвещение, 2001. 3. Венгер Л.А Мухина В.С. Психология Учеб. Пособие для учащихся пед. Училищ по спец. 2002 Дошк. воспитание и 2010 Воспитание в дошк. учреждениях М. Просвещение, 1988. 4. Гамезо М.В Петрова Е.А Орлова Л.М. Возрастная и педагогическая психология.

Учебное пособие для студентов всех специальностей педагогических вузов. М. Педагогическое общество России, 2003. 5. Словарь практического психолога Сост. С.Ю. Головин. Минск Харвей, 1998. 6. Гоноболин Ф.Н. Психология. Под ред. проф. Н.Ф. Добрынина. Учебное пособие для учащихся педучилищ. М. Просвещение, 1973. 7. Давыдов В.В. Возрастная и педагогическая психология, М.Просвещение 1973. 8. Зимняя И.А. Педагогическая психология.

Учебник для вузов. Издание второе, дополненное и переработанное. М. Издательская корпорация Логос, 1999. 9. Краткий психологический словарь. Сост. А.А. Карпенко Под ред. А.В. Петровского, М.П. Ярошевского. М. Политиздат, 1985. 10. Кулагина И.Ю. Возрастная психология развитие ребнка от рождения до 17 лет Учебное пособие. 3-е изд. М. Издательство УРАО, 1997. 11. Леви В.Л. Охота за мыслью - М. Молодая гвардия, 1967. 12. Люблинская А.А. Детская психология. Учебное пособие для студентов педагогических институтов.

М. Просвещение, 1971. 13. Менчинская Н.А. Проблемы учения и умственного развитияшкольника Избранные психологические труды - М Педагогика, -1989. 14. Немов Р.С.Психология. Т.1. Учебник для студентов высшихпедагогических учебных заведений М. Гуманитарный издательскийцентр ВЛАДОС, 2001-кн. З. Психодиагностика. 15. Немов Р.С.Психология. Т.2. Учебник для студентов высшихпедагогических учебных заведений М. Гуманитарный издательскийцентр ВЛАДОС, 2001-кн. З. Психодиагностика. 16. Немов Р.С. Психология.

Т.З. Учебник для студентов высшихпедагогических учебных заведений М Гуманитарный издательскийцентр ВЛАДОС, 2001-кн. З. Психодиагностика. 17. Петровский А.В. Психология, М. Издательский центр - Академия. 18. Петровский А.В. Общая психология - М. Просвещение, 1986. 19. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии СПб Питер, 2000. 20. Сапогова Е.Е. Психология развития человека Учебное пособие. М. Аспект Пресс, 2001. 21. Слободчиков В.И. Исаев Е.И. Основы психологической антропологии.

Психология развития человека Развитие субъективной реальности в онтогенезе Учебное пособие для вузов М. Школьная Пресса, 2000. 22. Столяренко Л. Д. Основы психологии. Ростов нД, издательство Феникс, 1996.

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным для Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Познават.деят-ть- процесс постижения индивидом окр.природы и соц.реальности. ПД направлена на достижение науч.понимания окруж.действительности, на учение.

ПД мл шк преимущественно присходит в пр.обуч-я. Познав-ая активность отражает опред-ый интерес мл шк к получению новых ЗУН, внутреннюю целеустремленность и постоянную потребность исп-ть разные способы действия к пополнению знаний, расширению кругозора. Познават.интересы складыв-ся постепенно, в течение длительного времени.

Познават активность:

1) воспроизводящая (ранее известное)

2) интерпретирующая (объяснение)

3) творческая (создает сам)

Активизация познават деят-ти:

1) принцип проблемности обучения

2) принцип взаимообучения

3) принцип адекватности учебно-познават деят-ти к характеру практич задачи

4) поисковый характер обучения

5) принцип самообучения

Познав. процессы -это основные формы психической деятельности, позволяющие быстро, глубоко и правильно ориентироваться в явлениях окружающей действительности. Развитие познавательных процессов в младшем школьном возрасте характеризуется тем, что из действий непроизвольных, совершающихся непреднамеренно в контексте игровой или практической деятельности, они превращаются в самостоятельные виды психической деятельности, имеющие свою цель, мотив и способы выполнения, факторы формирования произвольности процессов (Эльк.)

Восприятие -отражение в сознании человека предметов и явлений, при их непосредственном воздействии на органы чувств. Восприятие более дифференцированное. Младшие школьники замечают в предметах не существенное, а то, что ярко выделяется. При запоминании словесного материала дети лучше всего запоминают слова, обозначающие названия предметов, чем слова, обозначающие абстрактные понятия. Младший школьник не умеет в должной степени управлять своим В., не умеют самостоятельно анализировать тот или иной предмет, самостоятельно работать с нагл. пособиями. Восприятие времени: дети точно воспринимают отрезки времени, связанные с повседневным режимом дня, систематическим выполнением учебной работы. В восприятии пространства: в процессе обучения дети усваивают систематизированные знания о единицах измерения пространства, учатся точному словесному обозначению пространственных свойств и отношений предметов, получают практические Н. и У. ориентирования в пространстве. Способность к систематическому планомерному заучиванию учебного материла возрастает на протяжении всего младшего школьного возраста. Развитие восприятия не идет само собой, а идет ǁ с развитием мышления.

Мышление - процесс опосредованного и обобщенного отражения действительности. Успешность этого познавательного процесса обеспечивается самостоятельностью характерных приемов умственных действий. Виды: нагл-дейст.; нагл-обр; словесно-логич. Логические операции: анализ, синтез, классификация, сравнение, уст-е законом-ей. Основной вид мышления в младшем школьном возрасте - наглядно-образное; формируются виды понятийного мышления и мыслительных операций - анализ, синтез, сравнение, группировка, классификация, абстрагирование, которые необходимы для соответственной переработки теоретического содержания. С началом обучения в школе у детей развивается понятийное мышление, в процессе которого ребенок усваивает новые понятия, они прив-ся в сист.,чаще примен-ся умозакл-я. Мышление направлено на решение конкретных задач. Овлад-е знаниями становится особым видом деятельности ребенка. Перед ним стает задача-приобретение научных представлений и понятий, изучение законов развития природы и общества. Т.к. образное является основным, то наглядность имеет особую роль. Приемы активизации мышления: побуждение сравнивать, сопоставлять, обосновать, оценивать… Мышление развивается вместе с речью.


Речь -система, используемых человеком звуковых сигналов, письменных знаков и символов для представления, передачи, хранения информации (Немов РС). В мл школьном возрасте происходит перестройка отношений ребенка с людьми. Появляются 2 сферы соц отн-й: реб-дети, реб-учитель. Потребность в общении определяет развитие речи. Освоение речи превращается в речевую деят-ть. Речь опосредует и память и мышление.

Воображение - процесс создания нового. Образов на основе имеющ-ся: 1) учеб. деят-ть способст-ет актив. Разв-ию воображения; 2) форм-ся произв-сть воображ-я (развив-ся в условиях создания спец. деят-ти: соч-е рассказов, сказок, стихов); 3) разв-е воображ-я реб-ка дает нов. Возм-ти: позволяет выйти за пределы практич. Личного опыта, преодолевать нормативность соц. Пространства, активзирует разв-ие качеств Л-ти, стимулирует разв-е образно-знак. Систем; 4) воображение имеет эффект, когда ребенок может себе позволить быть в своей фантазии кем и каким хочет и иметь то, что хочет, с др. стороны, воображение может увести ребенка от реальности, создавая навязчивые образы.

Внимание – состояние психологической сосредоточенности на об-те. У младшего школьника внимание - активная сосредоточенность, направленность сознания на объекты, которые он воспринимает, представляет, о которых думает и говорит. Внимание является очень сложным познавательным процессом. По степени активности оно бывает непроизвольное и произвольное, а по объему - узкое и широкое. Известны следующие свойства: переключае-мость, распределяемость (концентрированное и распределенное); сила и устойчивость (сильное, слабое, устойчивое, неустойчивое). У младших школьников преобладает непроизвольное внимание. Яркие, красочные предметы, увлекательный рассказ вызывают непосредственный эмоциональный отклик. Произвольное внимание развито слабо. Это объясняется неразвитостью регулирующей функции второй сигнальной системы. Внимание детей характеризуется узостью, то есть они не в состоянии одновременно охватить большое количество предметов. Известные трудности представляет распределение внимания - длительное сосредоточение на различных объектах. Отсюда - и его неустойчивость. В результате повышенной впечатлительности дети легко перескакивают с одного объекта на другой. Внимание мл. шк-в рассредоточено: они не видят того, что легко рассм-ть, допускают грубые непростительные ошибки - пропуски перестановку букв и т.п. Ведущая роль в развитии внимания принадлежит учителю. Он должен постоянно использовать наглядность.

Память -процесс запоминания, хранения, воспроизведения чел-м разной инф-ии (Немов РС). В школе перед реб-м стает необх-ть запоминать произвольно. Непроизвольно запоминаются: матриал входящий в содерж-е осн.цели деят-ти; мат-ал вызывающий акт умств работы; мат-ал наиб.значимый, пережитый. Приемы запоминания: выделение смысловых ед.; составление плана; сравнение; классифик-я; опора на обратные связи; воспроизв-е(повтор). Младшим школьникам свойственно наглядно-образное и механическое запоминание. В их сознании легко запечатлеваются конкретные предметы, факты и события. Но у них недостаточно развита логическая память. Они не умеют разбивать материал на смысловые опорные пункты, пересказывать его своими словами. Этому надо их специально учить.

Рез-т познават деят-ти – переориентировка из объекта в субъект деят-ти (появл.осоз., актив.,отв-ть) по Давыдову ВВ. В течение всего обучения позноват-е проц-сы становятся произвольными. В уч. и восп. работе учитель предлагает такие упражнения, целью которых является развитие познавательные процессов. Учитывая, что они между собой связаны. Они не приоритетны, но у некоторых людей развито больше внимание, память и т.д. в ходе спец. работы. Если мы будем развивать словесно-логическое мышление, то это не значит, что другие виды исчезнут.

Активизация познавательной деятельности младших школьников принесет легкость и эффективность в их обучении. Это, несомненно, нужно детям для будущей самостоятельной жизни.

Активность мыслительной деятельности, непрестанный поиск нового, стремление к самостоятельности является отличительной чертой современного человека. Требование сегодняшней жизни – движение, самостоятельность, инициатива, креативность. Поэтому перед педагогами, психологами и родителями злободневным является развитие у детей познавательной способности и самостоятельности.

Дети младшего школьного возраста имеют огромные резервы для развития. Психологи утверждают, что, если учитель найдет наиболее эффективный способ донесения, то дети смогут освоить более сложный материал, чем он есть в школьной программе.

Важно обратить внимание на особенности и развитие познавательности у детей этого возраста. Чем интереснее учебная деятельность младшего школьника, тем больше его способности и возможности, делающие учебный процесс легким и эффективным. К моменту поступления в школу ребенок, как правило, готов к обучению. Физическое и психологическое развитие уже позволяет ребенку обучаться в школе.

Характеристика познавательных процессов

Восприятие. Это основа познавательной деятельности.

· Формирующееся сенсорное развитие (ощущения, восприятие, наглядные представления) повышает остроту зрения, цветоразличение, фонематический слух.

· Предметы воспринимаются легче, если школьник производит с ними практические действия. Эту особенность нужно учитывать в подаче нового материала.

· Младшие школьники видят в предметах не столько главный, сколько яркий признак. Эту наглядность можно удачно использовать при обучении. Учитель направляет сознание учеников на ту часть материала, которую считает главной.

К концу начального школьного периода восприятие становится глубоким и анализирующим, а деятельность младшего школьника уже опирается на интеллект.

Память. В начале обучения у первоклассников преимущественно механическое, непроизвольное запоминание. Со временем особенности памяти меняются:

· Постепенно память ребенка становится произвольной и сознательно регулируемой.

· Память лучше фиксирует наглядный материал, конкретные предметы, а не абстрактные.

· Требуется подключение всех видов анализаторов.

Воображение. На первых порах воображение ребенка творческое и произвольное, с опорой на конкретный предмет. Позже ребенок уже воспринимает предмет по названию, без зрительного образа. К концу начального школьного периода усиливается реализм воображения. Ребенок может создавать логически связанные картинки с реальными деталями, без выдумок.

Мышление. У младшего школьника мышление наглядно — образное, но в процессе обучения оно развивается и постепенно переходит к словесно – логическому. С первых дней школьного обучения мышление становится центром психического развития. По мере учебы появляется способность к выводам и рассуждению.

Развитие речи. Речь напрямую связана с мышлением.

· Время начального школьного обучения характеризуется увеличением словарного запаса

· Более точным становится значение слов

· Развивается умение слушать и слышать другого человека длительное время

· Вместо говорения про «себя» появляется речь вслух

Ученики младшего школьного возраста отличаются сильным желанием учиться и познавать новое. Главное – поддерживать его интересы.

Методы активизации познавательного развития младших школьников

К. Д. Ушинский воодушевляет учителей, что их главная задача – не просто излагать материал, а пробудить способности детей, привлечь их активное внимание.

Активизировать деятельность учащихся невозможно без пробуждения интереса к этой деятельности. Познавательный интерес должен стать мотивом обучения и стойкой чертой характера ученика. Педагогический опыт накопил богатый и ценный арсенал методов такого побуждающего обучения: словесные — наглядные — практические – репродуктивные – поисковые – индуктивные – дедуктивные — самостоятельная работа.

Педагогики – классики утверждают: «Смертельный грех учителя – быть скучным». Многие учителя ищут способы, «оживляющие» их уроки, привлекающие учеников к активной работе. Сохраняя основную форму урока, они придают ему оригинальные, нестандартные приемы, творчество и креативность, повышая этим интерес школьников к учебному процессу. Обычно на таких уроках дети увлечены, работоспособны, и, конечно же, результативность в классе возрастает. Надо заметить, что в организации таких уроков важна мера. Иначе дети могут больше сконцентрироваться на необычных способах, чем на материале.

Уровни познавательной активности:

Воспроизводящий. Учащиеся стремятся понять, запомнить, а потом воспроизвести знания. На этом уровне интерес к углублению знаний отсутствует.

Интерпретирующий. Учащиеся стремятся найти смысл в изучаемом материале, увидеть связь между явлениями, найти способы применения в разных условиях.

Творческий. Желание учащихся не только понять глубину и сущность явлений, их взаимосвязь, но найти новый способ для своей цели.

Для повышения активности учеников начальных классов целесообразно использовать следующие словесные методы:

Дискуссии. Дети должны учиться свободно, не боясь, высказывать свою точку зрения и уважать мнение (даже противоположное) одноклассников.

Самостоятельная работа. Ребята должны уметь анализировать, выделять из общего — главное, пользоваться разными источниками информации. Необходимо развивать устную речь.

Самостоятельная работа с дидактическим материалом. Это карточки для закрепления материала, практические задания, тесты и т. д.

Проблемное изложение. На уроке создаются проблемные ситуации. Ребята предлагают свои предложения по решению проблемы. Этот метод активизирует умственную деятельность, синтез и анализ, обобщение и сравнение, установление причинно – следственной связи.

Дидактическая игра

Можно сказать, что одним из самых ценных средств активного познания детей начального школьного звена является дидактическая игра. Активизируя психические процессы, она пробуждает живой интерес к учебе. Учебный материал становится увлекательным, создается рабочее настроение, радость и интерес. Процесс усвоения знаний облегчается. В. А. Сухомлинский оценил игру как искру, которая зажигает огонек любознательности и пытливости.

Для использования познавательных игр О. С. Газман выделил такие требования:

— игра должна основываться на уже имеющихся у ребенка знаниях. Задача с неизвестными для него вещами не вызовет ни интереса, ни желания ее решать

— слишком трудная задача может даже отпугнуть маленького школьника

— важно соблюдать принцип «от простого — к сложному»

— необходимо соблюдение возрастного принципа

Ценность дидактических игр определяется тем, насколько эффективно они помогают решить предметное задание. Дидактическая игра, имеющая познавательный характер, является переходным мостиком к серьезной умственной работе.

У познавательных игр есть возможность решения ряда задач по обучению и воспитанию:

Во-первых, они позволяют расширять объем получаемой информации в ходе обучения и стимулируют переход от любопытства к пытливости и любознательности.

Во-вторых, развивают интеллектуальные и творческие способности детей.

В-третьих, за счет игр снижаются физические и психические нагрузки.

В-четвертых, развивающие игры подготавливают сознание к встрече с новым.

Также, в дидактических играх нет обучения напрямую, и всегда есть позитивные эмоции. Дети очень любят игры, они практически никогда не устают обучаться, играя.

Важной частью игр являются правила, которые направляют игру и регулируют поведение детей.

Подвижные игры с дидактическими элементами подразделяются группы:

· Имитационные игры и упражнения с предметами

· Сюжетные игры с простыми правилами

· Драматизированные (игры по сюжету)

· Бессюжетные игры с правилами

· Спортивные игры

По характеру материала, используемого в дидактических играх, есть

— настольно-печатные (парные картинки, домино, лото, складные кубики и разрезанные картинки) ;

— с предметами, разными по величине, форме и цвету (мозаика, природные материалы: нанизывание, собирание целого из разных частей, выкладывание и т. д.) ;

— словесные игры, развивающие быстроту реакции, сообразительность и внимание, связанную речь.

Количество игр на протяжении урока должно быть разумным и целесообразным:

— игра в начале урока организовывает и заинтересовывает детей

— игра в середине урока нацеливает на усвоение темы

— в конце урока игра чаще носит характер поиска

На всех этих этапах развивающая игра должна включать разнообразные виды деятельности, увлекать и быть доступной.

Очень полезны на уроках физкультминутки, которые желательно проводить по теме урока.

Известно, чтобы максимально достичь воспитательную цель для детей, необходимо совместное, согласованное участие учителей и родителей. При каких условиях активизация детской умственной, познавательной деятельности будет эффективной? Обе стороны — и родители и учителя, должны быть едины таких понятиях:

— ребенок – ученик должен быть вовлечен в самостоятельный поиск новых знаний и решение задач проблемного характера;

— подростку нужно донести, что изучаемые предметы нужны, важны, а обучение — целесообразно;

— интерес к новому материалу неотрывен от уже известных для него базовых знаний.

— обучение должно быть не слишком трудным и не слишком легким; только тогда оно вызовет интерес;

— школьника стимулирует проверка и оценивание его работы (в школе и дома) . Оценка должна быть безопасной для психики ребенка: сначала отмечаются достоинства, затем говорится о недостатках; критика должна быть конструктивной (мягкая форма оценки, фраза «было бы лучше, если бы …») ; оценивать конкретный ответ, не переходя на личность ребенка и т. д.

— важная роль в активизации познавательного процесса принадлежит позитивной психологической атмосфере: принятие независимо от успеха, преобладающее поощрение, побуждение, понимание и поддержка. Приветливость (взгляд, улыбка, кивок…) , внимание являются мощным стимулом для малышей.

Практические советы:

Перегрузка делает работу скучной и нудной; необходимо больше разнообразия и возможности для выбора.

Больший акцент делать на личный пример, нежели на инструкции и правила. У много знающих родителей и учителей ребенок активен в поиске знаний.

Активность детей лучше всего стимулируется своевременной похвалой. Было бы хорошо продумать форму поощрения за особенные достижения в школе и дома.

Для успешного усвоения любого материала необходима организованность ребенка. Это особенно важно для родителей:

· Соблюдается ли домашний режим дня

· Готовятся ли школьные вещи заранее

· Проявляют ли родители интерес к занятиям ребенка в школе

· Опаздывает ли ребенок в школу (как часто)

· Знают ли родители, чем ребенок занимается после школы, сколько времени занимает выполнение домашнего задания, данного учителем

· Делится ли ребенок впечатлениями о проведенном дне в школе.

Детям важно видеть заинтересованность родителей их учебной деятельностью.

Поддержка интереса школьников в посещении библиотек, кружков, секций.

При необходимости — посещение психолога.

Развить у ребенка устойчивый интерес к учебе, знаниям, потребность в их постоянном поиске – это ключевая задача учителей и родителей. Этот аспект является главным в развитии личности современного поколения.

Задачи современного обучения заключаются не только в том, чтобы обеспечить усвоение школьниками программ, но и в том, чтобы продвинуть их в развитии. Особенное значение работа над развитием детей имеет в начальных классах являющейся фундаментом дальнейшего становления личности школьника.

Общеизвестно, что личность развивается только в процессе собственной деятельности.

Научить человека плавать можно только в воде, а научить ребенка действовать можно только в процессе деятельности. Вопрос о движущих силах развития ребенка решается в контексте понятия ведущей деятельности. В младшем школьном возрасте ведущей является учебная деятельность.

Что же представляет собой учение как деятельность? В психологии есть разные подходы к этому пониманию, мы излагали понимание целостной учебно-познавательной деятельности как оно представлено в работах В.В. Давыдова и Д.Б. Эльконина.

Для того, чтобы осмыслить категорию познавательной деятельности, нужно знать её конкретную структуру. В структуру учения входят те же компоненты, что и в любой деятельности: цель, мотив, действие, средство, результат, оценка.

Для ученика цели обучения трансформируются в мотивы учебной деятельности. Вот почему смыслообразующим началом деятельности учения являются его внутренние побуждения. Если мы не хотим, чтобы с первых лет обучения ребенок стал тяготиться школой, мы должны заботиться о пробуждении таких мотивов учения, которые бы лежали не “вне”, а в самом процессе обучения.

Цель в том, чтобы ребенок учился именно потому, что ему хочется учиться, чтобы он испытывал удовольствие от самого учения.

Учебная деятельность не дана ребенку с самого начала, её нужно построить. Как и всякая деятельность, учение выполняется на основе определенной процедуры. Анализ вариантов описания процедуры учения в разных концепциях дан в работах И.И. Ильясова, А.Б. Ительсона, Н. Ф. Талызиной и других авторов.

Деятельностная теория учения всегда ставила положение о включении усваиваемых действий в процессе учения во главу угла. Она представлена в деятельностной теории учения, известной под названием теории поэтапного формирования умственных действий, которая заложена трудами П.Я. Гальперина. В свете данной теории процесс усвоения рассматривает и Н.Ф. Талызина.

Ядром формирования познавательной деятельности выступает познавательный интерес. Проблема познавательного интереса в педагогике актуальна и популярна. Центральный вопрос, изучаемый нашей дидактикой – это вопрос о месте познавательного интереса в учебном процессе, его источниках и приемах стимуляции, о взаимообусловленности его как мотива учения со способами познавательной деятельности. Этой проблемой занималась Г. И. Щукина и др.

Учебный процесс должен протекать в условиях мотивированного включения школьника в познавательную деятельность, которая становится желаемой, приносящей удовлетворение от участия в ней. Ученик сам оперирует учебным содержанием и только в этом случае оно усваивается осознанно и прочно, а также идет процесс развития интеллекта ученика, формируется способность и самообучению, самоорганизации. К. Д. Ушинский определил это так: “Деятельность должна быть моя, увлекать меня, исходить из души моей”. Формированию познавательной деятельности и способствуют познавательные интересы учащихся, создающие и внешние и внутренние условия обучения.

Структура учебной мотивации связана с эмоциональной сферой. Поэтому очевидно, что познавательный интерес у ученика формируется только в том случае, когда учебная деятельность успешна. Итак, через повышение интереса к учебному материалу и через возбуждение желания учиться, через развитие потребности ученика заниматься познавательной деятельностью мы и формировали познавательный интерес.

Мы выдвинули следующую гипотезу: специально построенная система формирования познавательной деятельности младших школьников способствует развитию у детей всех структурных компонентов учебной деятельности.

Для реализации поставленных задач нами разработана специальная программа по формированию познавательного интереса по двум направлениям:

  • учебное
  • внеурочное.

Цель учебного направления на уроках через:

  • подбор занимательного материала;
  • правильную организацию формирования учебной деятельности, учитывая психологические особенности шестилеток;
  • формирование высокого уровня произвольности, умения планировать и контролировать собственные действия;
  • формирование активности и инициативности, самостоятельности в учебной работе;
  • умение оценивать правильность выполнения собственной работы, создавать предпосылку для формирования учебной деятельности и развития познавательного интереса.

Цель внеурочного направления:

  • путем проведения познавательных праздников;
  • занимательных часов по предметам;
  • факультативных занятий;
  • продолжать формировать познавательный интерес к учебной деятельности.

Одним из средств формирования познавательного интереса является занимательность.

Наиболее эффективным средством включения в процесс учения на уроке является игровая деятельность. В процессе игры учащиеся незаметно для себя выполняют различные упражнения.

Дети очень любят рифмованные строчки, лучше запоминают “правила в стихах”.

Например, каждый урок обучения грамоте мы начинаем с алфавитной песенки:

АБВГДЕЁ – постираем мы бельё,

ЖЗИЙКЛМ – апельсинку быстро съем,

НОПРСТУ - погуляем по мосту,

ФХЦЧШЩ – вот такая чаша,

ЪЫЬ – не запомнятся никак,

ЭЮЯ - вот такая моя семья.

Используем стихи на каждую букву алфавита

А - Вот два столба наискосок, а между ними поясок.

Для упражнения в скором и быстром, чистом произношении используем чистоговорки и скороговорки.

У нас есть коллекция скороговорок на каждую букву алфавита

Чистоговорки присутствуют на каждом уроке. Они повышают интерес к чтению, развивают творчество, познавательную активность, чувство рифмы и ритма.

Загадки дают благодатную почву для развития познавательных способностей детей. В работе используем книгу Елкиной “1000 загадок”. Кроме загадок в стихах используем загадки – шутки.

1. Как зовут девочку, у которой в руках красивая роза?

2. Каких зверей испугался в зоопарке Лева Зайцев? и т. д.

Игры “Доскажи словечко”

С целью формирования активности детей можно предложить самим придумать предложения с продолжением.

Следующий занимательный материал – это ребусы , кроссворды , головоломки , лабиринты – позволяет ребенку потренировать внимание, память, формировать саморегуляцию, контроль за своей деятельностью.

Кроме обычных кроссвордов используем кроссворды-тесты, где на вопрос дается три ответа: ребенок выбирает правильный и заполняет кроссворд.

Например: “Игрушки” (по стихотворениям А.Л. Барто).

Дети очень любят слушать сказки. На уроках, при ознакомлении с новым правилом для создания проблемной ситуации, развития внимания, наблюдательности, включаем в урок учебные сказки. Например, при изучении знаков <,>, используем сказку о жадном Петушке, который бегал от цифры к цифре и хотел съесть самую большую. Теперь дети никогда не перепутают, что открытый клювик – знак больше, всегда направлен к большему числу. (показать Петушка).

Приемы, которыми мы пользуемся для повышения интереса к учебному материалу:

1. Прием “Привлекательная цель”

Например, помоги Петушку выбраться из лабиринта чисел (а цель учителя - закрепление последовательности чисел первого десятка).

2. Прием “Удивляй”

Например, дети какой длины будет луч, чтобы на нем уместилось самое большое число? Назовите самое большое число.

3. Прием “Отсроченная отгадка”

В начале урока учитель задает загадку, а отгадка будет открыта на уроке, а может быть и на следующем. Например, перед чтением сказки Ш. Перро задать вопрос “Какой город славится “поющим” животным?”

4. Прием “Фантастическая добавка”

Дети любят фантазировать жить в мире фантазии, нужно дать им эту возможность и на уроке. Например: Мы попали на другую планету, где у инопланетян такие же буквы, но говорят они на непонятном для нас языке. Давайте расшифруем названия животных, которые там обитают.

5. Прием “Лови ошибку”

Главное научить не только мгновенно реагировать на ошибку (светофорчик, хлопок и т.д.), но и доказать почему ошибка и как её исправить. На уроках письмо обычно ошибается Незнайка или Буратино, которые неверно пишут буквы.

6. Прием “Свобода выбора”

7. Прием “Драматизации и театрализации”

В азбуке Н.М. Батеньковой много таких текстов, которые можно разыграть по ролям – потешки, сказки, диалоги. Или разыгрываем сценки на учебную тему, как в математике Н.Б. Истоминой диалоги Миши и Маши.

8. Прием “Да-нетка” - универсальная игра, которая учит слушать и слышать друг друга.

Таких приемов много, но не будем их перечислять.

Но далеко не все в учебном материале может быть для учащихся интересно. И тогда выступает ещё один источник познавательного интереса – сам процесс деятельности.

Нам нужно правильно организовать формирование учебной деятельности. В первом классе мы берем за основу игровой метод обучения и весь процесс формирования строим на игре.

Для того, чтобы игра стала методом, необходимо соблюдение ряда условий:

1. Учебная задача должна совпадать с игровой;

2. Наличие учебной задачи не должно “задавить” игровую задачу. Важно сохранить игровую ситуацию;

3. Одиночная игра не дает никакого эффекта обучения, поэтому должна быть построена система игр с постепенно усложняющейся учебной задачей.

Для успешного адаптирования к школе и полноценного включения в учебный процесс, преодоления страха перед школой, тревожности, необходимо развивать “комплекс произвольности” - умение контролировать себя, быть внимательным, способным на произвольные волевые и интеллектуальные усилия. Для этого, мы в течение первой четверти применяли программу игр для детей автора Н.В. Самоукиной. На уроке использовались 1 – 2 игры, они проводились на воздухе или в спортзале.

При проведении этих “уроков-игр” дети стали чувствовать себя намного увереннее и на основных уроках, у них ушла боязнь школы, стали преобладающими положительные эмоции, дети стали организованнее, лучше принимали учебную задачу. Данные игры с правилами – прекрасный способ развития произвольности поведения, формирования волевой и эмоциональной саморегуляции. Требования “к школьному” поведению должны вводится постепенно. Это мы делаем в форме стихотворных пожеланий. Например, для организации урока:

Я тетрадь свою открою
И наклонно положу,
Я от вас, друзья, не скрою,
Ручку правильно держу.
Сяду прямо, не согнусь,
За работу я примусь.

Самостоятельная работа – одно из важнейших средств для развития интереса. Но ребенку будет интересно, если он выполнит задания, поэтому вводим поуровневое обучение.

Следующая предпосылка учебной деятельности – умение планировать свои действия. Это умение более всего развивается на уроках труда, при различных видах конструирования. Важно учить детей самоконтролю. Этому помогают различные схемы, модели.

Нужно научить детей не бояться ошибок, а умело исправлять их. Хорошим средством для развития самоконтроля является комментирование.

Прием “Найди красивые…”

Например: Найди у себя самую красивую букву, а теперь самую некрасивую.

Познавательный интерес напрямую зависит от успешности школьного обучения. Он является реальной силой для преодоления отставания в учении. В первую очередь надо определить причины отставания. Они могут быть разнообразны, но в основном это недостаточная сформированность познавательных процессов. Поэтому учебные задания должны включать в себя всю систему познавательных операций, начиная с самых простейших действий, связанных с восприятием, запоминанием, припоминанием, осмыслением и заканчивая операциями логического и творческого мышления.

Мы использовали на уроках тщательно разработанную систему познавательных задач и ориентировали их на планомерное развитие и формирование устойчивого интереса и положительной мотивации учения. Для этого мы использовали пособие под редакцией Виноградовой Н.К. “Развиваем способности детей” 1 класс. Приведем пример, как на уроке математики, а затем обучения грамоте развиваем различные характеристики произвольного внимания и отрабатываем счет предметов, навык чтения.

1. Раскрась предметов столько, сколько написано под рисунком и т.д.

1. Развитие слуховой памяти игра “Учитель-ученик”. Работа в парах.

У детей карточки с набором слов. Первый читает медленно, задача второго найти закодированное слово, которое получается из первых букв каждого слова:

Сын облако кошка - СОК

Мама искра родина - МИР

2. Развитие ассоциативной памяти:

Прием “Шифровка”

Учитель читает слово, дети рисуют значки. Или учитель говорит слово, дети - определение.

Утро - туманное

Кукла - …………,

а затем подписывают к определениям исходные слова.

3. Задания на развитие пространственного мышления:

Посмотрите внимательно на рисунок и ответьте на вопросы:

  • Если поросенок пошел на одну клетку влево, сколько морковок он нашел?
  • Видите ли вы на картинке овощ, о котором говорят “Сто одежек и все без застежек”?
  • В какую сторону надо идти поросенку, чтобы найти огурец?

4. Задания на развитие логического мышления:

  • Рассказы с перепутанными предложениями
  • Составь картинку из частей
  • Распредели картинки по порядку.
  • Продолжи закономерность.

В основе всех приемов лежат действия детей: действия с фигурами, с предметами, со словами, с числами. Ведь не зря гласит китайская мудрость: “Я слышу – я забываю, Я вижу – я запоминаю, Я делаю - я понимаю”.

Мы применяем много игр с использованием детской продуктивной деятельности:

“Сложи букву, цифру” из палочек, вылепи из пластилина, сложи из ниток и т. д.

Познавательная деятельность ребенка не ограничивается лишь уроками, а продолжается в их внеурочной деятельности. В процессе организации внеклассной работы необходимо воспитывать общий интерес к знаниям. Научить ребенка удивляться и быть наблюдательными. Этому способствуют экскурсии. Тематика экскурсий:

  1. На природу.
  2. По родному селу.
  3. По главным объектам села.

Но обязательно перед проведением экскурсий замотивировать детей. Например, хотите узнать, где прячется осень? Или А вы знаете, как к нам в дом попадают газеты и журналы?

Следующий блок внеклассной работы - это часы общения. Они проводятся в форме праздника, игры, викторины, КВНа. Тематика:

  1. “Здравствуй, это – Я”
  2. “Моя любимая игрушка”
  3. Праздники “Мои первые в жизни каникулы”
  4. КВН – букварь
  5. “До свиданья, первый класс”
  6. Викторины “Кто хочет стать Знайкой”

В рамках декад по предметам в младших классах проводим “Интеллектуальную ярмарку”, занимательные часы по предметам.

С целью преодоления неуспешности в учении и дальнейшего развития познавательного интереса мы проводим факультативный курс “Уроки психологического развития”. Это авторская разработка кандидата педагогических наук Натальи Петровны Локаловой.

Особенности уроков:

1. Задания выполняются в игровой форме;

2. Осуществляется безотметочное оценивание;

3. Является средством личностного развития ребенка.

Эти уроки могут быть эффективны только при условии их систематического проведения: минимум 1 раз в неделю.

Задачи вводной части: создание положительного эмоционального фона.

Задания для основной части подбирались с учетом направленности на осуществление дифференциации познавательных структур.

Задача заключительной части - подведение итогов, обсуждение результатов работы и трудностей, которые возникали у детей.

В заключение хочется сказать, что мы постарались в нашей работе пронести мысль о том, что познавательная деятельность доступна для анализа: в ней всегда можно выделить конкретную систему действий. Учитель может управлять процессом учения. И это позволит ему повысить эффективность своей работы. Надеемся, что многие разделят нашу заботу по формированию положительных эмоций и познавательного интереса у первоклассников.

Постановка проблем, совместный поиск, игра и сказки – вот те средства, которые помогают открыть детское сердце, сделать пребывание на уроке радостным.

Экскурсии, часы общения, праздники, КВНы, викторины, факультативные занятия - все это помогает поддерживать и формировать интерес к учению.

Хотелось бы подчеркнуть, что формирование познавательной деятельности - не самоцель. Цель учителя - воспитать творческую личность, готовую свои познавательные возможности использовать на общее дело.

Учитель в процессе обучения опирается на веру во всеобщую талантливость детей, на известный с времен античности девиз “Учись обучая” и на психологическую парадигму “Успех рождает успех”.

«Развитие познавательной активности младших школьников в разных формах и методах обучения».

Учитель начальных классов

МБОУ СОШ им.Ш.Ч.Сат с.Чаа-Холь

Корбаа А.У.

Активизация познавательной деятельности учащихся - одна из актуальных проблем на современном этапе развития педагогической теории и практики. Развитие активности, самостоятельности, инициативности, творческого подхода к делу - это требования самой жизни, определяющие во многом то направление, в котором следует совершенствовать учебно-воспитательный процесс. Поиски путей развития активизации познавательной деятельности у младших школьников, развитие их познавательных способностей и самостоятельности - задача, которая стоит перед педагогами.

Психологические особенности младших школьников, их природная любознательность, отзывчивость, особая расположенность к усвоению нового, готовность воспринимать всё, что даёт учитель, создают благоприятные условия для развития познавательной активности. Школа занимает особое место в жизни ребенка и играет важную роль в судьбе каждого человека. Именно на школу ложится главный и чрезвычайно сложный труд - подготовить учащихся к самостоятельным шагам в меняющемся обществе, дать им необходимые знания о социуме и верные жизненные установки. Задача современного образования состоит в том, чтобы способствовать появлению нового типа человека, который чувствует себя «комфортно при переменах, которому нравятся перемены, который способен на то, чтобы уверенно и смело встретить совершенно не предвиденную ситуацию».

Развитие познавательной активности - это совершенствование методов, обеспечивающих активную и самостоятельную теоретическую и практическую деятельность школьников во всех звеньях учебного процесса. Эффективность того или иного метода определяется не только успешностью приобретения учащимися знаний и умений, но и развитием их познавательных способностей. Для развития учащихся я использую в своей работе разнообразные способы активизации процесса обучения. Прежде всего, это нестандартные формы организации урока. Интерес и радость должны быть основными переживаниями ребенка в школе и на уроках.

Очень хорошо об этом написал Ш.А. Амонашвили: «Каждый ребенок на уроке должен быть охвачен чувством ожидания чего-то интересного, захватывающего, нового. Он должен радоваться трудностям познания, чувствуя, что рядом есть педагог, который немедленно придет ему на помощь».

Урок был и остается основным звеном учебно-воспитательного процесса. Побудить учащихся к активизации, к самостоятельному «творчеству», к реализации скрытых возможностей каждого школьника позволяют нетрадиционные (нестандартные) формы организации урока.

На таких уроках - праздниках воплощаются в общем деле творчество учителя и творчество учащихся. Эти уроки не требуют изменения программы, а дают многое. Но положительный результат достигается только в том случае, если есть система в работе учителя, если побуждать ребят готовиться к этим урокам так, чтобы в финале они превзошли учителя.

Такие уроки дают возможность развивать тягу к знаниям, к образованию вообще. Кроме того, такие уроки воспитывают чувство коллективизма, сопереживание за товарища, ответственность, стремление не подвести, не отстать от одноклассников, учат работать с дополнительной литературой, развивают фантазию, воображение, помогают увидеть связь с другими учебными предметами. Такая работа приводит к развитию и саморазвитию ребёнка. Другим немаловажным фактором в развитии ребёнка является использование занимательного материала на уроках. В.А. Сухомлинский ратовал на то, чтобы чудесный мир природы, игры, музыки, сказки, который окружал ребенка до школы, не закрыли перед ними дверью класса. Ребенок только тогда искренне полюбит школу, класс, когда учитель сохранит для него те радости, которые он имел раньше. Таким образом, занимательный материал не перестает влиять не развитие ребенка и в учебном процессе школы.

Использование занимательного материала на уроках помогает активизировать учебный процесс, развивает познавательную активность, наблюдательность детей, внимание, память, мышление, снимет утомление у детей.

Форма занимательных упражнений может быть различной: ребус, кроссворд, чайнворд, викторины, загадки. Большой интерес на уроках природоведения вызывает прослушивание и разбор «подслушанных в природе разговоров» между растениями, насекомыми, птицами, зверями. Этот материал не только помогает в интересной форме знакомить учащихся с учебным материалом, но и воспитывать любовь ко всему живому, вызывает желание помогать растениям, животным, сохранять их. Использовать такой материал можно на разных этапах урока: во время проверки домашнего задания, при изучении нового материала, при его закреплении.

Одним из эффективных средств развития интереса к учебному предмету наряду с другими методами и приемами, является дидактическая игра.

Еще К. Д.Ушинский советовал: включать элементы занимательности, игровые моменты в серьезный учебный труд учащихся для того, чтобы процесс познания был более продуктивным. Универсальных приёмов формирования познавательных интересов у младших школьников в практике обучения и воспитания нет. Каждый творчески работающий учитель добивается этого, используя свои приёмы и методы. Возможны ли счастливые лица на скучных уроках? Конечно, нет. Как перехитрить маленьких учеников, не принуждая учиться? Работая учителем начальных классов, я пришла к выводу, что наиболее эффективными средствами включения ребёнка в процесс творчества на уроке являются: игровая деятельность, создание положительных эмоциональных ситуаций, работа в парах, проблемное обучение.

Игра для младших школьников - это частица их жизни. В игре ребёнок действует не по принуждению, а по внутреннему побуждению. Цель игры - сделать напряжённый, серьёзный труд занимательным и интересным для учащихся.

На начальном этапе формирования познавательных интересов, детей привлекают собственно игровые действия. Игра служит эмоциональным фоном, на котором разворачивается урок.

В процессе игры учащиеся незаметно для себя выполняют различные упражнения, где им приходится сравнивать множества, выполнять арифметические действия, тренироваться в устном счете, решать задачи. Игра ставит учащихся в условия поиска, пробуждает интерес к победе, они стремятся быть быстрыми, собранными, ловкими, находчивыми, четко выполнять задания, соблюдать правила игры.

В играх формируется активность и нравственные качества личности. Дети учатся оказывать помощь товарищам, считаться с интересами других, сдерживать свои желания. У детей развиваются чувство ответственности, коллективизма, воспитываются дисциплина, воля, характер. Включения в урок игровых моментов делают процесс обучения более интересным и занимательным, создает у детей бодрое рабочее настроение, облегчает преодоление трудностей в усвоении учебного материала, поддерживают и усиливают интерес детей к учебному предмету, к познанию ими окружающего мира. Приемы зрительной, слуховой, двигательной наглядности, занимательные и доступные детям вопросы, загадки, задачи - шутки, моменты неожиданности, соревнования способствуют активизации мыслительной деятельности. Игра формирует устойчивый интерес к учению и снимает напряжение, которое возникает в период адаптации ребенка к школьному режиму. Она отличается одним из средств формирования психологических образований, крайне необходимых для учебного процесса - мышления, внимания, памяти. Средства и способы активизации познавательной деятельности разнообразны. Их выбор зависит от характера учебного предмета, дидактической цели урока, подготовленности класса , от технических средств, которыми располагает учитель.

Развитие самостоятельности каждого человека является условием совершенствования культуры общества. Самостоятельность личности в обучении - одна из главных целей образования. Организация активной самостоятельной деятельности школьников, обеспечивает учащимся прочные знания и устойчивые умения.

Одним из способов эффективного развития познавательной активности является проектно-исследовательская деятельность, т. к. она способствует: развитию умения самовыражения, самопроявления, развитию речи, творческих способностей, развитию самостоятельности и ответственности, приобретению знаний, умений и навыков. Учитель в свою очередь занимает позицию консультанта, развивает самостоятельность мышления в ученике, поддерживает доброжелательный микроклимат. Предлагает различные, интересные темы проектов, вопросы, проблемы не навязывая свою точку зрения, предоставляя свободу выбора и в то же время, организуя работу, как отдельных учеников, так и всего класса. Особенно ценны воспитательные возможности групповых проектов, когда в процессе совместной деятельности появляется продукт.

Мало дать некую сумму знании, надо заинтересовать и научить детей использовать их на практике. Поэтому на уроках стараюсь создать условия для развития у учащихся познавательного интереса. Так, на уроках русского языка использую приём угадывания, как одно из средств, влияющих на развитие интереса к предмету, на примере проведения каллиграфической пятиминутки. Это позволяет вести работу по развитию орфографической зоркости. На уроках «Окружающего мира» для изучения нового материала, а также для проверки домашнего задания использую реферативную работу , которая расширяет кругозор учащихся и позволяет освоить механизм самостоятельного получения знаний. Особую значимость для формирования учебных умений младших школьников имеют исследовательские проекты. Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся (индивидуальную, парную, групповую), которую они выполняют в течение определённого времени. Непременным условием организации исследовательско - проектной работы является наличие заранее выработанных представлений о конечном продукте деятельности, этапов реализации проекта. На разных этапах проекта необходимо решать. исследовательские задачи, иначе проект отрывается от жизни и становится нереальным и неинтересным для детей.

Необходимо отметить, что перед детьми младшего школьного возраста, учитывая их психологические особенности, нельзя ставить слишком сложные задачи, требовать охватить одновременно несколько направлений деятельности. Следует включать в работу различный вспомогательный материал (памятки, инструкции, шаблоны), обращаться за помощью к родителям и учителям. Благодаря участию в исследовательской деятельности младшие школьники учатся взаимодействовать в группах, работать с мультимедийными источниками, ресурсами сети Интернет, оценивать проекты товарищей. Таким образом повышается познавательная активность учащихся.

Важнейшим фактором в развитии познавательной активности является самостоятельная работа

Использование самостоятельной работы на уроках, также служит средством активизации познавательной деятельности. Например: решение разноуровневых заданий, творческих и исследовательских самостоятельных работ на уроке математике. Для этого используют различные приемы и ситуации, в которых учащиеся: защищают свое мнение, приводя доказательства, задают вопросы, выясняя непонятное, помогают другим учащимся при затруднении, ищут несколько решений, осуществляют самопроверку, анализ действий.

Развитие самостоятельной деятельности учащихся приводит к тому, что ученик из слушателя преобразуется в активного участника, а учитель из носителя готовых знаний превращается в организатора познавательной, исследовательской деятельности своих учеников.

Активизация учебно-познавательной деятельности.

Развитие познавательной активно сти может осуществляться в разных формах учебной работы:

1 . Занимательные задачи.

Среди всех мотивов учебной деятельности самым действенным является познавательный интерес, возникающий в процессе учения. Он не только активизирует умственную деятельность, но и направляет ее к последующему решению различных задач. Устойчивый познавательный интерес формируется разными средствами. Одним из них является занимательность. Элементы занимательности вызывают у детей чувство удивления, живой интерес к процессу познания, помогают им освоить любой учебный материал. Занимательные задания можно включать в каждый этап урока.

] : 2 = 40

2. Познавательные вопросы.

Одним из путей активизации деятельности учащихся является и установление связи изучаемого материала с окружающей деятельностью.

3. Развивающие упражнения.

Развивающими называют такие упражнения, которые оказывают "существенное влияние как на общее психическое развитие детей, так и на развитие их специальных способностей"

4. Творческие задания.

Различные творческие задания дети выполняют с большим удовольствием. Их успешно можно применять на различных уроках. Дети могут выполнить следующие задания:

а) С. Аксаков так описывает осень: «... Осень, глубокая осень! Серое небо, низкие, тяжелые, влажные облака; голы и прозрачны становятся сады, рощи и леса...».

Представьте себе, что вам нужно нарисовать картину к этому тексту. Подумайте, какими красками вы нарисуете небо, облака, старые и молодые деревья, землю, лес в целом.

б) Придумайте стихотворение, используя следующую рифму: березы-мимозы.

Все приведенные примеры заданий способствуют развитию творческих способностей детей и их познавательной активности.

5. Использование в качестве поддержки изучаемого материала компьютерных технологий.

Испо льзование ИКТ на уроке позволяет в полной мере реализовать основные принципы активизации познавательной деятельности, сделать обучение интересным и разнообразным по форме.

Применение различных форм и методов обучения позволяе т уже на ранних этапах обучения обеспечить для большинства учеников переход от пассивного восприятия учебного материала к активному, осознанному овладению знаниями. Это дает возможность в полной мере реализовать принцип «учение с увлечением», и тогда любой предмет будет иметь равные шансы стать любимым детьми.