Переутомление: симптомы и лечение. Травяной чай из розы, липы и мелиссы. В чем проявляется умственное утомление, его стадии

Экология здоровья: Церебрастения или церебрастенический синдром - состояние нервной системы, характеризующееся повышенной утомляемостью, снижением работоспособности, нарушением внимания. Иначе говоря, церебрастения в дословном переводе - истощение головного мозга.

Церебрастения или церебрастенический синдром - состояние нервной системы, характеризующееся повышенной утомляемостью, снижением работоспособности, нарушением внимания.

Иначе говоря, церебрастения в дословном переводе - истощение головного мозга. Нервная система человека устроена так, что израсходованные при активной деятельности запасы пополняются во время сна и отдыха. При церебрастении этот процесс сильно замедлен, и мозг «не успевает отдохнуть», следствием чего и являются патологические симптомы нервного истощения.

Болезнь может проявиться в любом возрасте, но все же чаще этот синдром диагностируется у детей, особенно у подростков. Возникновение и обострение связано с повышенными нагрузками и частыми стрессовыми ситуациями.

Основные причины церебрастенического синдрома следует искать в периоде внутриутробного развития и в процессе родов. Это и недостаток поступления кислорода и питательных веществ от матери к плоду, прием большого количества лекарств во время беременности, различные инфекции, родовые травмы и органические повреждения головного мозга малыша. У взрослых патология может развиться после перенесенной черепно-мозговой травмы, инсульта, оперативных вмешательств под общим наркозом с длительным пребыванием в условиях гипоксии, тяжелых болезней.

Симптомы церебрастении

В зависимости от преобладающих клинических проявлений выделяют следующие виды церебрастенического синдрома:

1. Астеногипердинамический:

  • суетливость;
  • раздражение по любому поводу;
  • агрессия (может доходить даже до применения физической силы);
  • непоседливость;
  • двигательная активность.

2. Астеноадинамический или атеноапатический:

  • постоянная сонливость, даже после нормального по продолжительности ночного сна;
  • заторможенность;
  • безучастность;
  • безразличие ко всему происходящему вокруг;
  • лень;
  • малоподвижность;
  • бездеятельность.

3. Астенодистимический или смешанный вариант, который сочетает в себе признаки других видов. При этом характерны частые смены настроения, быстрый переход от апатии к агрессии, плаксивость. Общие симптомы:

  • головная боль;
  • головокружение;
  • тошнота, рвота;
  • нарушения со стороны желудка и кишечника (запоры, беспричинная диарея);
  • вегетативные проявления: тремор век, потливость кожных покровов;
  • плохая переносимость жары, перепадов атмосферного давления.

Церебрастения имеет свои периоды обострений и ремиссий, во время которых симптомы могут либо вообще исчезать, либо присутствовать на минимальном уровне. У части больных ремиссий как таковых не наблюдается, и они чувствуют симптомы истощения нервной системы постоянно. Обострения четко связаны с наличием провоцирующих факторов - изменение привычного распорядка дня, недосыпание, стрессы, повышенные умственные и физические нагрузки, вредные привычки.

Лечение церебрастении

Поскольку полностью устранить непосредственную причину церебрастении практически невозможно, нужно стремиться минимизировать последствия произошедшей мозговой катастрофы путем повышения устойчивости нервных клеток и пополнения их энергетических запасов.

Для этого применяются:

  • ноотропы и нейропротекторы (энцефабол, ноофен, актовегин);
  • сосудистые (винпоцетин, сермион);
  • витаминные комплексы (мильгамма, компливит).

В зависимости от наличия тех или иных проявлений назначают симптоматическую терапию - анальгетики, успокаивающие, психостимуляторы, противорвотные. Но никакие лекарства не помогут, если человек не устранит факторы, которые вызывают обострение церебрастенического синдрома.

Для предотвращения этих факторов необходимо:

  • вести здоровый образ жизни;
  • делать перерывы во время работы;
  • полноценный ночной сон;
  • отказ от курения, алкоголя, крепкого чая и кофе;
  • почаще прогуливаться на свежем воздухе;
  • чередовать умственный труд с физическим.

Прогноз на будущее и инвалидность

Прогноз при церебрастении в основном благоприятный. У большинства детей при правильно подобранной терапии и соблюдении режима труда и отдыха, по мере взросления проявления становятся все менее и менее выраженными и могут исчезнуть вообще.

При серьезных повреждениях головного мозга или при неправильном лечении высока вероятность развития тяжелой психической патологии. В этом случае может быть назначена инвалидность I, II либо III группы в зависимости от выраженности симптомов и способности заниматься трудовой деятельностью.

Это Вам будет интересно:

Сам по себе диагноз церебрастения не является основанием для освобождения от воинской службы. Здесь имеет значение причина, вызвавшая болезнь и присутствующие на данный момент физические и психические проявления. Если, например, была тяжелая черепно-мозговая либо родовая травма, есть изменения при проведенных обследованиях (МРТ головного мозга, тестирование у психиатра), вопрос о годности к службе решается индивидуально. опубликовано

Организм человека – это не машина, которая может работать беспрерывно и с одной и той же отдачей. Каждый из нас нуждается в отдыхе, и его отсутствие чревато серьезными неприятностями для нашего здоровья. При этом крайне важно учитывать, что отдых должен соответствовать интенсивности нагрузок, и происходить он должен не время от времени, а систематически на основе режима дня. Но давайте попробуем разобраться, чем же чревато для человека постоянное переутомление? Что собой представляет истощение физических ресурсов и истощение умственных ресурсов организма человека, и как с ними бороться?

Умственное истощение

Человеческая умственная деятельность вполне сопоставима с работой серьезного процессора, который предназначен для анализа и обработки огромного количества информационных данных.

Истощение умственных ресурсов организма человека наступает из-за того, что наш мозг обладает определенным пределом производительности, превысить который он не в силах. Если человек будет постоянно обрабатывать мозгами определенный «вал» поступающей информации, пытаться увеличить скорость ее обработки, это приведет к сбою в работе системы.

Организм может по-разному реагировать на умственное истощение. В определенных случаях перегрузки приводят к существенному снижению активности мышления, что со временем дополняется возникновением апатии, депрессивных состояний и уныния. Также организм может «закипеть», что приведет к стрессовому выбросу энергии на самого себя либо на окружающих. Каждый из этих вариантов является деструктивным и вредит нормальной деятельности органов и систем.

В том случае, если мозг подвергается серьезным нагрузкам в течение продолжительного времени, он просто отказывается нормально работать. И для восстановления ему нужен не один месяц.

Как пример умственного истощения можно привести ежедневный умственный труд до поздней ночи. Отсутствие нормального ночного сна усугубляет проявления умственного истощения и негативно отражается на деятельности нервной системы. Если вы не ложитесь спать до одиннадцати часов и бодрствуете вплоть до часа ночи, вы очень скоро столкнетесь с чувством слабости, вялости, тяжести и разбитости. А более продолжительная бессонница может привести к появлению раздражительности и чрезмерной агрессивности, «срывах настроения» на окружающих.

Известный отечественный ученый Сергей Савельев пришел к выводу, что при продолжительной беспрерывной интенсивной работе мозга организм истощается настолько, что может наступить летальный исход. И только хороший сон, чередование времени труда и отдыха, и здоровый образ жизни в целом могут предотвратить эмоциональное умственное истощение.

Но в том случае, если такое состояние уже развилось, лучшим решением будет уйти в отпуск и потратить время и силы на полноценное восстановление. В особенно тяжелых случаях лучше не медлить, и обращаться за докторской помощью – к невропатологу или хотя бы к терапевту.

Физическое истощение

Под термином «физическое истощение» доктора в большей части случаев подразумевают так называемый астенический невроз, который сопровождается появлением многих психических и соматических симптомов. Такой недуг развивается в большей части случаев у людей, которые подолгу находятся в длительном психическом напряжении или вынуждены заниматься физическим трудом в условиях нехватки времени для отдыха. В большей части случаев от такой проблемы страдает молодежь и люди среднего возраста, однако известны случаи диагностики данного истощения у детей и пожилых людей.

Эмоциональное физическое истощение организма человека может проявляться самыми разными симптомами. Так психические проявления чаще всего включают в себя возникновение нетерпеливости, чрезмерной раздражительности, снижения самооценки, плаксивости, нарушений сна, а также чрезмерной умственной утомляемости и существенного снижения работоспособности.

Что касается соматических симптомов, то они проявляются рядом астенических явлений. Больные жалуются на очень быструю утомляемость, они теряют способность заниматься физической работой. Кроме того их могут беспокоить болезненные ощущения непонятного происхождения, среди которых могут быть головные боли, боли в животе и мышцах. Проводимые исследования никак не позволяют определить причины их появления.

Терапия физического истощения должна начинаться с коррекции фактора, вызвавшего его развитие. Пациентам следует внимательно пересмотреть особенности своего режима труда и особенно отдыха, уделять внимание релаксации и обучиться правильной технике реагирования на трудности.

Крайне важно научиться правильно отдыхать, спать достаточное количество времени, не перетруждаться. На пользу могут пойти занятия определенными видами физической нагрузки, к примеру, плаванием или йогой.

В определенных случаях справиться с физическим истощением помогут седативные составы, к примеру, настойка валерианы или пустырника, Глицин либо Ново-пассит. Такие средства устранят тревожность. Также часто показан прием адаптогенов, общеукрепляющих и тонизирующих составов, разных поливитаминных комплексов.

При подозрении на развитие физического или умственного истощения, настоятельно рекомендуется изменить свой образ жизни, и отказаться от сверхнагрузок в пользу своего здоровья.


Умственная работоспособность и факторы, ее определяющие

Учеба студента - это характерный пример современного умственного труда, к которому принято относить работы, связанные с приемом и переработкой информации и требующие, преимущественно, напряжения сенсорного аппарата, памяти, активизации процессов мышления, эмоциональной сферы. Характерной особенностью данного вида труда является сильное возбуждение головного мозга в сравнительно небольшой области нервных центров, что обуславливает их быстрое утомление, напряжение в органах чувств и в то же время ограничение двигательной активности.

Культура умственного труда - это такая его организация, которая надежно обеспечивает максимальную эффективность любых интеллектуальных усилий при минимальной затрате нервной и физической энергии.

Освоение знаний, умений и навыков на этапе высшего образования требует от студента проявления таких его высших психических функций, как внимание, память, мышление, скорость переработки информации и т.п. В связи с этим интенсивная умственная работа особенно остро отражается на состоянии центральной нервной системы и на протекании психических процессов. Интенсивность процесса обмена веществ в мозге значительно повышена, он потребляет до 20 % кислорода, поступающего во внутреннюю среду организма. Для нормального осуществления своих функций мозг должен иметь хорошее стабильное кровоснабжение.

Однако, длительное пребывание в положении сидя, отрицательные эмоции, напряженная работа в условиях дефицита времени, нервно-психическое напряжение снижают эффективность кровообращения в головном мозге. При отрицательных эмоциях в крови увеличивается количество адреналина, за счет увеличения ацетилхолина, принимающего участие в передаче нервного напряжения в центральной нервной системе, что приводит к сужению сосудов, питающих сердце и головной мозг. Под влиянием адреналина учащается ритм сердца, что связано с большим расходом энергии, при этом доставка к органам питательных веществ и кислорода ограничивается.

Одной из неблагоприятных сторон умственной деятельности является снижение двигательной активности. В условиях ограничения двигательной активности изменения сердечной деятельности, возникающее под влиянием напряженного интеллектуального труда, сохраняются дольше, чем в условиях нормальной двигательной активности.

При длительной умственной работе из-за ограничения движений и наклонного положения головы затрудняется отток венозной крови из головного мозга что вызывает головную боль и снижение работоспособности.

Как показывают исследования, напряженная умственная работа сопровождается непроизвольным сокращением и напряжением скелетных мышц, не имеющих прямое отношение к выполнению умственной работы.

Умственная работоспособность во многом зависит от общей физической работоспособности всего организма и душевного благополучия. Она зависит от состояния психофизических качеств студентов, таких как: общая выносливость, эмоциональная устойчивость, быстрота мыслительной деятельности, способность к переключению и распределению, концентрации и устойчивости внимания.

Умственный труд немыслим без напряженной работы мозга. Работа мозга невозможна без тренировки мышления, а тренировка мышления идет через определенную степень утомления. Не утомляясь, нельзя достичь повышения умственной работоспособности. Усидчивость в работе, способность длительное время удерживать внимание на исследуемом объекте, длительная мобилизация памяти - это определенная выносливость в умственном труде. Она развивается через волевое принуждение себя работать над заданием, несмотря на усталость.

К факторам, определяющим умственную работоспособность студентов можно отнести следующие:

Состояние здоровья, уровень физического развития и физической подготовленности;

Общая и специальная эрудиция;

Личностные качества: твердость характера, воля, усидчивость;

Уровень развития высших психических функций: внимания, памяти, мышления, скорости переработки информации;

Ведение здорового образа жизни, соблюдение режима дня, труда и отдыха, питания, двигательной активности;

Настроение, самочувствие, интерес к деятельности.
Умственная работоспособность непостоянна, она изменяется на протяжении рабочего дня. В начале она низкая (период вырабатывания), затем поднимается и какое-то время удерживается на высоком уровне (период устойчивой работоспособности), после чего снижается (период некомпенсированного утомления). Умственная работоспособность человека в значительной мере зависит от времени суток. Суточный физиологический ритм функциональных систем организма определяет повышенную интенсивность деятельности органов и систем в дневное время и пониженную - в ночное время. Умственная работоспособность изменяется в течение недели. На понедельник приходится стадия врабатывания, на вторник, среду и четверг - высокая работоспособность, а развивающееся утомление приходится на пятницу и субботу. Именно поэтому в воскресенье следует больше внимания уделять активному отдыху, занятиям физическими упражнениями.

Многочисленными исследованиями доказано, что занятия физическими упражнениями оказывают эффективное влияние на факторы повышения работоспособности и противодействуют преждевременному наступлению утомления. В течение учебного дня целесообразно использовать физкультурные паузы, т.е. выполнять физические упражнения в перерывах между занятиями.

Механизмы возникновения и признаки умственного утомления

Утомление - это физиологическое состояние организма, проявляющееся во временном снижении работоспособности в результате проведенной работы. Это своего рода диспропорция между расходованием и восстановлением энергетических веществ.

Состояние утомления проявляется в замедлении процесса утомления связано с ощущением усталости. Утомление служит естественным сигналом возможного истощения организма и одновременно предохранительным биологическим механизмом, защищающим его от перенапряжения. Вместе с тем утомление является также и стимулятором, мобилизующим резервы организма и обеспечивающим рост функциональных возможностей организма.

Утомление бывает острым и хроническим, т.е. может проявляться в короткий промежуток времени и носить длительный характер; общим и локальным, т.е. характеризующим изменение функций организма в целом или какой-то в отдельности (определенной группы мышц, какого-либо анализатора и т.п.). Различают две фазы развития утомления: компенсированную (за счет подключения энергетических резервов организма) и некомпенсированную (когда резервные возможности организма исчерпываются и работа продолжается за счет силы воли).

К причинам, вызывающим умственное утомление студентов, можно отнести следующее.

Загруженность интеллектуальной сферы, высокая мобилизация высших процессов психической деятельности человека: внимания, памяти, мышления;

Нахождение длительное время в закрытых помещениях, в соблюдении определенной рабочей позы, в ограничении подвижности;

Высокие требования к самоорганизации и самоподготовке;

Ощущение недостатка времени;

Торопливая еда;

Условия проживания и межличностные отношения;

Анатомо-физиологические особенности организма, рост и развитие которого завершается в студенческие годы.

Степень развития утомления в процессе умственного труда можно определить по некоторым внешним признакам (таблица 8.1).

Таблица 8.1 - Внешние признаки утомления в процессе умственного труда студентов (по С.А. Косилову)

Объект наблюдения

Утомление

Незначительное Значительное Резкое
Внимание Редкие отвлечения Рассеянное, частые отвлечения Ослабленное; реакции на новые раздражители (словесные указания) отсутствуют
Поза Непостоянная, потягивания ног и выпрямление туловища Частая смена поз, повороты головы в разные стороны, облокачивание, поддержание головы руками Стремление положить голову на стол, вытянуться, откинуться на спинку стула
Движения Точные Неуверенные, замедленные Суетливые движения рук и пальцев (ухудшение подчерка)

К ним относятся бледность кожных покровов и слизистой оболочки, особенно заметная на лице, расслабленность и вялость движений, сгорбленность позы или «развалка» в позе сидя, неуверенность и нерешительность в действиях, повышенный тремор (дрожание) конечностей и др.

В учебной работе утомление проявляется в замедленном темпе выполнения учебных заданий, в увеличении количества ошибок, в росте числа отвлечений от дела.

Внешние психофизические симптомы поведения при утомлении проявляются в виде общей заторможенности и угнетенности.

Умственное утомление в подавляющем случаев дает картину угрюмости, отчужденности и флегматичности.

Таблица 8.2 - Краткая характеристика степеней переутомления (по К.К. Платонову)

Симптом

Степень переутомления

I- начинающееся

II - легкое III - выраженное IV - тяжелое
Снижение ра-ботоспособности Заметное Выраженное Резкое
Проявление ранее отсутствовавшей усталости при умственной нагрузке

При усиленной нагрузке

При обычной нагрузке При облегченной нагрузке Без видимой нагрузки
Компенсация понижения работоспособности волевым путем

Не требуется

Полностью Не полностью Незначительно
Эмоциональные сдвиги Временное снижение интереса к работе Временами неустойчивость настроения Раздражительность Угнетение, резкая раздражительность
Расстройства сна

Трудно засыпать и просыпаться

Труднее засыпать, просыпаться Сонливость днем Бессонница
Снижение умственной работоспособности Трудно сосредоточиться Временами забывчивость Заметное ослабление внимания и памяти
Вегетативные сдвиги

Временами тяжесть в голове

Часто тяжесть в голове Временами головные боли, снижение аппетита Частые головные боли, потеря апптетита
Профилактические мероприятия

Упорядочение отдыха, физическая культура

Отдых, физическая культура Организованный отдых, предоставление отпуска Лечение

Систематическое выполнение работы на фоне недовосстановления, чрезмерное нервно-психическое напряжение могут привести к состоянию переутомления, которое характеризуется резким развитием тормозных процессов, что приводит к неодолимому чувству усталости. Оно сопровождается чувством усталости до начала работы, отсутствием интереса к ней, апатией, повышенной раздражительностью, снижением аппетита, головокружением и головными болями (таблица 8.2).

Наблюдаются также и объективные признаки, как снижение веса, расстройства пищеварения, повышения сухожильных рефлексов, потливости, пульса, артериального давления. При выраженной и тяжелой степени переутомления снижается сопротивляемость организма к простудным и инфекционным заболеваниям.

Умственное переутомление особенно опасно для психического здоровья человека, так как оно связано со способностью центральной нервной системы к длительной работе с перегрузками, что в конечном итоге может привести к запредельному торможению в ее корковых и подкорковых структурах.

Устранение и профилактика утомления возможны за счет оптимизации физической, умственной и эмоциональной активности организма. Необходимы активный отдых, переключение на другие виды деятельности, использование средств восстановления.

Физиологические процессы, обеспечивающие восстановление измененных при выполнении определенной работы функций организма, называются восстановительными. Во время выполнения работы преобладают ассимиляции, а восстановление энергетических ресурсов можем происходить даже с превышением исходного уровня (суперкомпенсация). Это явление имеет огромное значение для повышения тренированности организма, обеспечивая в конечном итоге повышение работоспособности.

Схематично процесс восстановления можно представить в виде трех взаимодополняющих процессов:

Устранение нарушений в системах нейрогуморального регулирования;

Выведение продуктов распада, образовавшихся в результате проведенной работы в тканях и клетках организма;

Выведение продуктов распада из внутренней среды организма.
Рациональное сочетание нагрузок и отдыха - необходимое условие сохранения и активизации восстановительных процессов. Дополнительными средствами восстановления могут быть: личная гигиена, сбалансированное питание, массаж и самомассаж, баня или сауна, применение биологически активных веществ (витаминов).

Средства физической культуры в регулировании работоспособности

Различают отдых пассивный и активный, связанный с двигательной деятельности. Активный отдых является основой организации отдыха в сфере умственной деятельности. Значение активного отдыха для восстановления работоспособности впервые было установлено русским физиологом И.М. Сеченовым (1829-1905), который показал, что явно выраженное ускорение восстановления работоспособности утомленной конечности происходит не при ее пассивном отдыхе, а при работе в период отдыха другой конечностью.

К «малым формам» физической культуры в режиме учебного труда студентов относятся: утренняя гигиеническая гимнастика, физкультурная пауза, физкультминутки, микропаузы активного отдыха.

Утренняя гигиеническая гимнастика включается в распорядок дня в утренние часы после пробуждения от сна. В комплексы необходимо включать упражнения на все группы мышц, упражнения на гибкость и дыхательные упражнения. Не рекомендуется выполнять упражнения статического характера, со значительными отягощениями, на выносилось. Ежедневный комплекс утренней гигиенической гимнастики, дополненный водными процедурами - эффективное средство закаливания организма, поддержания работоспособности.

Систематическое выполнение зарядки улучшает кровообращение, укрепляет сердечно-сосудистую, дыхательную и нервную системы, способствует более продуктивной деятельности коры головного мозга.

Физкультурная пауза проводится для снижения утомления в процессе умственной деятельности. Она состоит из 5-7 упражнений и проводится от 5 до 10 минут в период начинающегося утомления.

Студентам предлагается следующий комплекс физкультурной паузы:

1-е упражнение - потягивание. Темп медленный. 5-6 раз.

2-е упражнение - наклоны назад и повороты туловища. Темп средний. 3-4 раза.

3-е упражнение - наклоны вперед. Темп средний. 6-10 раз.

4-е упражнение - пружинистые приседания. Темп средний. 6-8 раз.

5-е упражнение - наклоны в стороны. Темп средний. 6-8 раз.

6-е упражнение - маховые движения. Темп средний. 4-6 раз.

7-е упражнение - на координацию движений. Темп средний. 6-8 раз.

Физкультминутка состоит из 2-3 упражнений, выполняемых в течение 1 -2 минут. Физкультурные минутки могут быть общего и локального воздействия, они применяются в течение учебного дня по мере необходимости в активном отдыхе (до 5 раз и более).

Примером физкультминутки для студентов может служить следующий комплекс (В.Н. Носарь):

1-е упражнение - потягивание.

2-е упражнение - приседания, выпады или прыжки.

3-е упражнение - на координацию движений.

Микропаузы активного отдыха являются самой короткой формой физической культуры в режиме учебного труда студентов, длительность, которой 20-30 секунд. В микропаузах используются мышечные напряжения динамического, а чаще изометрического (без движения) характера, расслабление мышц, движения головой, глазами, дыхательные упражнения, ходьба. Они применяются многократно, по мере необходимости, индивидуально.



Утомлением называется такое состояние организма, при котором снижается эффективность трудовой деятельности. Такие изменения носят временный характер.

Физическое и умственное утомление. Признаки

Первым признаком утомления считается снижение уровня производительности труда. А именно, если работа связана с физическим трудом, у человека, который переутомился, повышается давление, учащается дыхание, сердечный ритм. Также ему требуется больше энергии для совершения одного действия.

Если человек занимается то при переутомлении у него замедляется реакция, тормозятся умственные процессы и наблюдается раскоординированность движений. Также падает уровень внимания и запоминания информации. Сам человек характеризует такое состояние как усталость.

Усталость

На нее списывается невозможность выполнения той или иной работы. Следует понимать, что усталость - это состояние организма, вызванное определенными биологическими процессами. Существует несколько теорий в науке разных ученых о причинах возникновения утомляемости. Одни считают, что это биологический процесс центральной нервной системы, а другие - коры головного мозга.

Утомление

Какие причины утомления? Данное состояние может возникнуть после выполнения какой-либо работы, в конце рабочего дня. Это нормальный физиологический процесс организма. Тяжелая работа приводит к утомляемости. Важно, чтобы после трудовой деятельности человек имел возможность отдохнуть, чтобы он смог восстановить силы.

После отдыха потраченные ресурсы организма восстанавливаются. Тогда человек снова готов трудиться. В случае если полноценный отдых не получился, организм не справляется с поставленными задачами. Тогда и наступает переутомление.

Если организм человека отдохнул, его работоспособность будет повышаться. Это своего рода тренировка. А вот если не было уделено достаточно времени отдыху, то возникнет состояние утомления организма. При этом человек не может выполнять свою работу. Также появляется чувство апатии и раздражения.

Утомление и переутомление. Последствия

Не стоит относиться к переутомлению несерьезно. На самом деле последствия могут быть очень плачевными. Вследствие утомления могут возникнуть заболевания сердца, желудка и произойти снижение иммунитета. Процесс восстановления может быть довольно долгим, так как потребуется потратить определенное время на отдых, восстановление сил и в некоторых случаях пройти курс лечения.

Переутомляемость оказывает такое воздействие на организм, как появление хронических заболеваний, расстройство эмоционального фона человека, злоупотребление алкоголем и сигаретами, легкими наркотическими веществами, например мариуханой. На разлад семейных отношений влияет переутомление. Это прежде всего связано с раздражительностью и равнодушием. Также у человека в таком состоянии налаживать какие-либо отношения. Поэтому супругу, который заметил признаки утомляемости у своего партнера, рекомендуется проявить терпение, дать ему время на отдых и релаксацию. Можно организовать какую-нибудь поездку. Смена обстановки всегда благоприятно влияет на настроение человека. Хотя бывают исключения. Здесь важно учитывать индивидуальные особенности человека.

Профилактика

Какая должна быть профилактика утомления? Не стоит доводить свой организм до Лучше принять необходимые меры и не допускать переутомление. Это улучшит ситуацию. Существуют определенные методы, соблюдая которые можно поддерживать свой организм в здоровом состоянии. Профилактика утомления лучше, чем дальнейшее лечение.

Профилактические меры

1. Прежде всего необходим отдых. Причем учеными доказано, что активный отдых намного лучше восстанавливает ресурсы человеческого организма. Это не значит, что нужно ограничивать себя во сне. Сон также является важной составляющей полноценного отдыха. Под активным отдыхом подразумеваются занятия спортом. Во-первых, спорт улучшает кровообращение. Это положительно воздействует на работу нервной системы. Во-вторых, постоянные физические нагрузки формируют выносливого человека. Общеизвестно, что активный образ жизни повышает тонус организма и укрепляет иммунитет.
2. Постепенное углубление в работу. Не нужно бросаться в новое дело с головой. Все хорошо в меру. Лучше, если нагрузка будет увеличиваться постепенно. Этот факт касается как умственного, так и физического труда.
3. Рекомендуется делать паузы в работе. Обычно в рабочее время существует регламент, когда можно попить чай и сделать перерыв на обед. Не стоит в сидеть в офисе или на предприятии, особенно если у вас тяжелая работа. Лучше полноценно пообедать и, если есть возможность, прогуляться по улице.
4. Человек должен с удовольствием идти на работу. Если в коллективе присутствует негативная обстановка, то быстрее наступит нервное утомление. Также неблагоприятная среда может вызвать стресс или спровоцировать нервный срыв.

Виды

Сейчас рассмотрим виды утомления. Есть их несколько. Умственное переутомление считается более опасным, чем физическое. Прежде всего это связано с тем, что человек не сразу понимает, что он устал. Тяжелая работа, связанная с физическими нагрузками, сразу даст о себе знать. Часто чувствуется недомогание. Иногда человек ощущает мышечное утомление.

Одним из средств борьбы с переутомлением является нагрузка. Как поступают спортсмены, чтобы достичь определенного результата? Они тренируются. При этом они ощущают боли в мышцах. Но для достижения результата им надо потратить много физических сил, сформировать волевые качества и быть нацеленными на результат. Так же следует поступать с умственной деятельностью человека. Для того чтобы избавиться от утомляемости мозга, необходимо тренироваться, давать себе нагрузки. Чем больше будет их, тем лучше будет результат. Можно сделать вывод, что все виды утомления лечатся утомлением. Но оно обязательно должно быть дозированным. Также не стоит забывать про отдых.

Утомление и переутомление. Способы лечения

Если все-таки замечены (как правило, это плохой сон и раздражительность), то необходимо заняться лечением организма, так как при запускании данного процесса могут развиться хронические заболевания.

1. Одним из методов лечения переутомления является принятие ванн. Ванны можно принимать дома. Они могут быть как пресными, так и с различными добавками. Ванны оказывают расслабляющий эффект на организм. Температура должна быть 36-38 градусов, постепенно воду можно подогревать. Находиться в ванной необходимо 15-20 минут. После лучше надеть теплый халат. Курс приема ванн состоит из 10 процедур, которые следует делать ежедневно. Помимо пресных рекомендуют принимать хвойные и соляные ванны. Хвоя или соль растворяются в воде в желаемых пропорциях. После можно принимать ванну.
2. Чай с молоком и медом является отличным способом лечения от переутомления. Конечно, одним чаем излечиться не получится, но в комплексе с другими мерами по выздоровлению он окажет благоприятное воздействие на человека.
3. Мята также поспособствует выздоровлению.
4. Одним из продуктов, который помогает справиться с усталостью, является селедка. В ней содержится фосфор, который благоприятно влияет на деятельность головного мозга и улучшает работоспособность.
5. Зеленый лук также является продуктом, который позволяет справиться с утомляемостью.
6. Помимо принятия ванн для тела отличным способом борьбы с утомляемостью является ванна для ног. Можно принимать горячие, а можно делать контрастные. Продолжительность принятия ванны составляет 10 минут. Такие процедуры хорошо расслабляют человека, лучше их делать перед сном.

Работоспособность. человека, влияющие на его трудоспособность

Сейчас мы поговорим про работоспособность и утомление. Следует сказать, что биологические ритмы у каждого человека свои. Существуют одинаковые биоритмы. Но, как правило, они расходятся в той или иной степени, так как происходят под воздействием различных факторов.

Биоритмы человека зависят от его наследственности, времени года, температуры и солнца. Поэтому по независящим от человека причинам в один день у него может быть хорошее настроение и высокая результативность на работе, а в другой день у него нет никаких сил на осуществление задуманного.

Интересным является тот факт, что эмоциональный фон и качаются, как маятник. Например, если сегодня человек на подъеме, то через какое-то время он будет в упадке с такой же амплитудой. Важно помнить об этом и не впадать в угнетенное состояние, когда наступает данный период. Необходимо знать, что за упадком будет подъем. Зная о таком положении дел, рекомендуется спланировать работу таким образом, чтобы в периоды усталости осуществлять какую-либо деятельность, которая не требует больших затрат энергии.

Часы активности

Выявлены наиболее работоспособные часы у людей. Это период с 8 до 13 и с 16 до 19 вечера. В остальное время работоспособность снижена. Также следует отметить, что встречаются исключения и кому-то комфортнее работать в другие временные отрезки.

Биоритмы человека играют важную роль в его работоспособности. Так, например, смена часовых поясов приводит к нарушению биоритма. И необходимо потратить определенный отрезок времени для того, чтобы организм наладил свой ритм. Обычно это происходит через 10-14 дней.

Рекомендации, которые помогут улучшить работоспособность, а также снизить риск возникновения переутомления

Прежде всего, необходимо давать организму отдыхать. Переделать все запланированные дела невозможно. Поэтому следует давать себе время на отдых не только после работы, но также и во время рабочего дня.

Во-первых, необходимо приучить себя соблюдать режим дня. Это значит, что надо просыпаться утром, завтракать, только затем приступать к труду. Во время работы также необходимо делать перерывы, для того чтобы попить или перекусить. Обязательно стоит выделить себе время для обеда. После рабочего дня рекомендуется дать организму время на отдых. Затем можно сходить в бассейн или прогуляться. Не стоит поздно ложиться, так как сон является важной составляющей здорового образа жизни.

Необходимо завести себе привычку переключаться. Например, сходить на выставку или посетить какое-нибудь мероприятие. Также можно осуществить небольшую поездку.

Если на работе человек чувствует, что не успевает или не справляется с задуманным объемом работ, в этом нет ничего страшного. В таком случае следует снизить планку и работать в более низком темпе. Затем, когда силы накопятся, можно осуществить задуманное.

Необходимо пить воду. Особенно тем, кто занимается физическим трудом или тренировками. Когда организм тратит много энергии, выделяется жидкость, которую нужно восполнять. Поэтому важно пить как можно больше воды.

Поддержка организма в период повышенной нагрузки

При планировании своего рабочего дня нужно прислушиваться к своему организму. И организовывать деятельность следует в соответствии с собственными возможностями. Не стоит равняться на других людей. Индивидуальные особенности у каждого свои. Существует также ряд мер, которые могут поддержать работу организма в период повышенной умственной и физической нагрузки. Прежде всего, это прием витаминов и употребление чаев с травами. Хорошим способом релаксации и расслабления станет массаж, ароматерапия и цветотерапия. Также рекомендуется проводить время с животными. Если дома нет питомцев, то можно сходить в зоопарк, дельфинарий или цирк. Поход в дельфинарий способен зарядить положительной энергетикой каждого человека. Обязательно нужно заниматься спортом или лечебной физкультурой.

Сон и питание

На работоспособность влияет качество и количество сна. Данный фактор является очень важным. Сонное состояние в течение рабочего дня отрицательным образом сказывается на работоспособности человека. Взрослому человеку необходимо спать 8-9 часов. Врачи рекомендуют ложиться спать до полуночи.

Правильное питание также необходимо для обеспечения высокой работоспособности человека. Важно, чтобы оно содержало в себе достаточное количество полезных микроэлементов и витаминов.

Заключение

Теперь вам известны виды утомления, причины их возникновения. Также мы рассмотрели симптомы данного недуга. В статье мы дали много полезных рекомендаций, которые помогут вам избежать переутомления, а также улучшить состояние, если вы уже подвергли свой организм очень большим нагрузкам.

Переутомление – состояние, с которым сегодня часто сталкиваются не только взрослые, но и дети. Оно характеризуется пониженной активностью, сонливостью, нарушением внимания и раздражительностью. Причём многие люди считают, что переутомление – несерьёзная проблема, и что достаточно хорошо отоспаться, чтобы оно прошло. На самом же деле избавиться от такого нарушения невозможно длительным сном. Все наоборот - постоянное желание спать и неспособность восстановить силы после сна – это основные симптомы переутомления.

Ещё каких-то 10 лет назад переутомление встречалось только у взрослых, но сегодня такое нарушение очень часто можно встретить у ребёнка, особенно у такого, которого с самого раннего детства родители стремятся всячески развивать, стремясь сделать из него «гения».

Причины

Из всего вышесказанного становится понятно, что переутомление – это реакция нервной системы на психические, умственные или физические раздражители. Конечно же, оно не может развиться, если такое воздействие имеет кратковременный характер, но при длительном воздействии переутомление возникает в 90% случаев. То есть несоответствие периодов труда и отдыха, независимо от того, какой именно деятельностью занимается человек, приводит к переутомлению.

Постоянное беспокойство и нахождение в состоянии также приводит к переутомлению, которое при этом носит эмоциональный или психологический характер.

Неблагоприятная атмосфера в семье – причина такого расстройства, как переутомление у взрослого или ребёнка, поскольку в такой ситуации нарушается баланс между позитивными и негативными эмоциями, что неблагоприятно влияет на здоровье.

Кроме того, причинами этого нарушения могут быть:

  • неудовлетворённость отношениями, работой, зарплатой и т. д.;
  • неблагоприятные бытовые условия;
  • неправильное питание, при котором организм недополучает витаминов и микроэлементов;
  • негативное видение событий и ситуаций в жизни.

У ребёнка переутомление может возникнуть:

  • из-за чрезмерной нагрузки в дошкольном учреждении или школе;
  • из-за посещения большого количества кружков и секций;
  • из-за несбалансированного питания;
  • из-за неспособности родителей организовать правильный распорядок для своего малыша с рациональным чередованием периодов активности и отдыха.

У совсем маленького ребёнка грудного возраста тоже изредка диагностируется переутомление организма. Причины такого расстройства могут заключаться в неспособности матери создать гармоничные условия для бодрствования и отдыха малыша. А ещё симптомы нарушения часто проявляются у подростков, что связано с гормональной перестройкой организма.

Симптомы

У ребёнка и взрослого симптомы переутомления могут быть различными. К тому же признаки переутомления различаются в зависимости от вида нарушения – физическое, психическое, эмоциональное или умственное. Но есть и общие симптомы, среди которых:

  • сонливость (взрослый или ребёнок постоянно хочет спать, но при этом сон не добавляет бодрости);
  • раздражительность;
  • заторможенность реакций;
  • неспособность сосредоточиться на выполнении определённых задач или действий.

Признаками того, что у взрослых физическое переутомление, являются:

  • боли в мышцах;
  • беспокойный сон или возникновение бессонницы;
  • боли в области глаз, жжение;
  • апатичность, или, наоборот, раздражённость;
  • боли в области сердца;
  • нарушение аппетита и часто снижение массы тела.

У ребёнка симптомы того, что у него физическое переутомление, проявляются в нежелании играть со своими сверстниками, отказе от активных игр и неспособности сосредоточиться на решении простых задач. Кроме того, у ребёнка отмечается плаксивость, он становится капризным, раздражительным. Обычно, когда ребёнок в таком состоянии, родители считают, что ему следует отоспаться и все пройдёт. На самом же деле, сон у ребёнка с таким нарушением, как переутомление, не приносит облегчения, как и у взрослого человека с таким же диагнозом.

Умственное переутомление характеризуется головными болями, покраснением белков глаз, скачками артериального давления. Также человек жалуется на бессонницу, кожа его лица становится сероватой, под глазами появляются синяки или «мешки». Такие же признаки умственного переутомления присущи детям.

Кроме того при умственном и эмоциональном переутомлении у человека могут возникать и дополнительные симптомы:

  • бессонница;
  • частые и ;
  • потливость в ночное время;
  • ухудшение памяти и внимания;
  • повышение или понижение температуры тела.

Если говорить про детей, то сильное переутомление у них выражается специфической симптоматикой, которая обычно не присуща взрослым. Хотя, конечно же, как уже отмечалось выше, есть и классические симптомы. У ребёнка с таким нарушением может отсутствовать реакция на окружающие раздражители, тогда как в норме дети с радостью познают новое и являются весьма активными.

Кроме того, у ребёнка с переутомлением организма может отмечаться суета – он начинает писать нечётко, двигает руками и ногами без причины, постоянно норовит сменить позу. Беспричинные страхи тоже являются симптомом умственного и эмоционального переутомления у ребёнка, поэтому родители должны обращать внимание на любые несвойственные малышу проявления, чтобы исключить вероятность развития такого нарушения, как переутомление организма. Нарушение у детей выражается и неврологической симптоматикой. В частности, малыш может строить гримасы, передразнивать взрослых людей, кривляться перед зеркалом или перед окружающими.

Диагностика

Лечение переутомления организма проводит врач-невропатолог, невролог и психотерапевт. При этом поставить правильный диагноз врач может на основании опроса взрослого человека или родителей ребёнка.

Также важно исключить вероятность развития у человека неврологических патологий, а при наличии высокой температуры – исключить вероятность воспалительного процесса в организме.

Лечение

Лечение нарушения у детей и взрослых будет различным, хотя есть и общие мероприятия, которые применяют в терапии расстройства у всех пациентов. Основное лечение заключается в нормализации образа жизни:

  • правильном питании;
  • чередовании периодов активности и отдыха;
  • физической активности и прогулках на природе;
  • приёме витаминных препаратов.

Таблетки при переутомлении назначаются лишь в тяжёлых случаях взрослым пациентам, когда у них развились симптомы выраженной депрессии или невроза. При этом таблетки должен подбирать врач, с учётом симптоматики нарушения и состояния здоровья пациента – самолечение может вызвать негативные последствия.

Хороший эффект оказывает массаж, который выполняется специалистами в условиях медицинского учреждения. Физиотерапевтические процедуры позволяют снизить симптомы переутомления, и вернуть человеку бодрость и хорошее настроение. В частности, это такие процедуры, как:

  • хвойная ванна;
  • кислородная ванна;
  • душ Шарко;
  • контрастный душ.

Несмотря на то что при таком нарушении человек ощущает слабость и нежелание двигаться, очень важно ввести в свой рацион физические нагрузки. Они способствуют выработке гормона счастья, улучшают тонус мышц и дают заряд энергии.

Конечно же, лечение этого нарушения невозможно без коррекции образа жизни. В частности чтобы снизить симптомы переутомления, избавиться от усталости глаз, головных болей и других проявлений, человеку следует отказаться от работы за компьютером и от просмотра телепередач и больше времени проводить на свежем воздухе.

Также следует взять отпуск (или несколько выходных) на работе, и посвятить свободное время исключительно отдыху – активному и пассивному, с чередованием.

Лечение нарушения у ребёнка может потребовать отказа от посещения определённых секций и кружков – родителям следует оставить лишь те занятия, которые вызывают у малыша наибольший энтузиазм, освободив ему свободное время для игр и простого отдыха.