Как научиться управлять собой. Как победить дурные привычки

Сиддхартха Гаутама (Siddhartha Gautama) был великим духовным наставником и основателем Буддизма в древней Индии. В большинстве Буддистских традиций он считается Верховным Буддой. В переводе слово «Будда» – означает «пробужденный» или «просвещенный».

Прочитайте его наставления в виде 10 уроков жизни:

1. Начинать с малого – это нормально. Кувшин наполняется постепенно, капля за каплей. Ральф Уолдо Эмерсон (Ralph Waldo Emerson) сказал: «Каждый мастер когда-то был любителем». Все мы начинаем с малого, не пренебрегайте малым.

Если вы последовательны и терпеливы, вы добьетесь успеха! Никто не может преуспеть всего за одну ночь: успех приходит к тем, кто готов начать с малого и усердно трудиться, пока не заполнится кувшин.

2. Мысли материальны. Все, что мы собой представляем – результат того, что мы думаем о себе. Если человек говорит или действует с дурными мыслями, его преследует боль. Если же человек говорит или действует с чистыми намерениями, за ним следует счастье, которое, как тень, никогда его не оставит». Будда говорил: «Наше сознание – это все. Вы становитесь тем, о чем думаете».

Джеймс Аллен говорил: «Человек – мозг». Чтобы правильно жить, вы должны заполнить свой мозг «правильными» мыслями. Ваше мышление определяет действия; ваши действия определяют результат. Правильное мышление даст все, что пожелаете; неправильное мышление - зло, которое в конце-концов разрушит вас. Если вы измените свое мышление, вы измените и свою жизнь. Будда говорил: «Все проступки возникают из-за разума. Если разум изменится, останутся ли проступки?»

3. Простить. Сдерживать гнев в себе, все равно, что схватить горячий уголь с намерением бросить его в кого-нибудь еще; сгорите именно вы. Когда вы освобождаете тех, кто заключен в тюрьме непрощения, вы освобождаете из этой тюрьмы сами себя. Вы никого не сможете подавлять, не подавляя и себя тоже. Учитесь прощать. Учитесь прощать быстрее.

4. Ваши поступки имеют значение. Сколько бы заповедей вы ни прочли, сколько бы вы не говорили, что буду они значить, если вы не будете им следовать? Говорят: «Слова ничего не стоят», и это так. Чтобы развиваться, вы должны действовать; чтобы быстро развиваться, действовать нужно каждый день.

Слава не упадет вам на голову! Слава для всех, но познать ее смогут только те, кто постоянно действует. Пословица гласит: «Бог дает каждой птице червя, но не бросает его в гнездо». Будда сказал: «Я не верю в судьбу, которая сваливается на людей, когда они действуют, но я верю в судьбу, которая сваливается на них, если они бездействуют».

5. Пытайтесь понять. Споря с настоящим мы испытываем гнев, мы перестали бороться за правду, мы начали бороться только за себя. Стивен Кови сказал: «Сперва попытайтесь понять, и лишь потом постарайтесь, чтобы поняли вас». Легко сказать, а трудно сделать; вы должны приложить все свои силы, чтобы понять точку зрения «другого» человека.

Когда вы чувствуете, что вас захлестывает гнев, уничтожьте его. Выслушайте других, поймите их точку зрения, и вы обретете спокойствие. Больше сосредоточьтесь на том, чтобы быть счастливым, чем быть правым.

6. Победите себя. Лучше победить себя, чем выиграть тысячи сражений. Тогда победа твоя. Ее у тебя не смогут отнять ни ангелы, ни демоны, ни рай и ни ад. Тот, кто победит себя, тот сильнее любого владыки. Для того, чтобы победить себя, нужно победить свой разум.

Вы должны контролировать свои мысли. Они не должны бушевать, как морские волны. Вы можете подумать: «Я не могу контролировать свои мысли. Мысль приходит, когда ей вздумается.» На это я отвечаю: вы не можете запретить птице пролетать над вами, но несомненно, вы можете помешать ей свить гнездо у вас на голове. Прогоните мысли, что не соответствуют жизненным принципам, по которым вы хотите жить. Будда сказал: «Не враг или недоброжелатель, а именно сознание человека заманивает его на кривую дорожку».

7. Живите в гармонии. Гармония приходит изнутри. Не ищите ее снаружи. Не ищите снаружи то, что может быть только в вашем сердце. Часто мы можем искать снаружи, только чтобы отвлечь себя от правдивой реальности. Правда в том, что гармонию можно найти только внутри себя. Гармония – это не новая работа, не новая машина или новый брак; гармония - это новые возможности и они начинаются с вас.

8. Будьте благодарны. Давайте встанем и поблагодарим за то, что если мы не учились много, то по крайней мере мы учились немного, а если мы не учились немного, то по крайней мере мы не заболели, если же мы заболели, то хотя бы не умерли. Поэтому будем благодарны.

Всегда найдется что-то, за что стоит поблагодарить. Не будьте настолько пессимистичны, что на минуту, даже в момент ссоры, вы не в состоянии осознать тысячи вещей, за которые стоит быть благодарным. Не все смогли проснуться сегодня утром; вчера некоторые уснули в последний раз. Всегда есть что-то, за что стоит поблагодарить, поймите это и поблагодарите. Благодарное сердце сделает вас великим!

9. Будьте верны тому, что знаете. Самый главный проступок - не быть верным тому, что знаешь наверняка. Мы знаем много, но не всегда делаем то, что знаем. Если вы потерпите неудачу, это случится не потому, что вы не знали как поступить; это произойдет из-за того, что вы не сделали того, что знали.

Поступайте так, как вы знаете. Не просто усваивайте информацию, а сосредоточьтесь на мыслях о том, кем вы хотите стать, пока у вас не появится острое желание это доказать.

10. Путешествуйте. Лучше путешествовать, чем прибыть на место. Жизнь - это путешествие! Я счастлив, доволен и удовлетворен сегодняшним днем. Я могу побывать в лучших местах и попробовать лучшие вина, но я путешествую. Не откладывайте свое счастье на неопределенное время, стремясь достичь цели, которая, как вы думаете, сможет сделать вас счастливым.Путешествуйте сегодня, наслаждайтесь путешествием.

Владимир ЛОТОВ, доктор физико-математических наук, г. Новосибирск

Цель сообщения - напомнить об одном очень важном положении, содержащемся в Учении Живой Этики. Об этом положении приходится вспоминать каждый раз, когда люди, изучающие Учение, начинают подвергать критике и осуждению действия других.

Итак, человек познакомился с Учением. Ему стало понятно, к чему следует стремиться, какие ценности являются действительными, а какие иллюзорными, какие качества нужно в себе воспитывать, и одновременно пришло понимание того, какие недостатки следует изживать. Конечно, отрицательные свойства наиболее выпукло вырисовываются у окружающих людей, заметить и согласиться с наличием недостатков в себе значительно труднее. И вот мы начинаем подвергать тщательному анализу действия других людей, и если они, по нашему мнению, не соответствуют положениям Учения, то мы устремляем на них огонь критики, разумеется, в соответствии с нашим пониманием Учения.

Возникает вопрос: а так ли глубоко мы сами усвоили основы Живой Этики? И с тем ли мы боремся?

В Гранях Агни Йоги читаем: «...Жизнь надо победить, мир надо победить не вовне себя, но внутри. Бороться с миром вовне, пытаясь всех и вся изменить и сделать по-своему, значит бороться с ветряными мельницами! Но, в себе победив эти волны и каждую встретив красиво и достойно в спокойствии полном, равновесие духа храня, и будет победой над миром. (...) Не на то Указую, что защищаться нельзя, защищаться от тьмы надо, а на то, что победа достигается путём преодоления в себе энергий окружающих сфер плотных. Но если внешне мир победить и добиться от него всего, что он может дать, заставив и обстоятельства, и людей себе подчиниться, но собою не овладев, нет в том от этой победы никакой пользы. Много их Знали, проведших свою жизнь во всей славе земной, но нищими ушедших в страну духа, ибо в духе победа над миром, но не во внешних делах» 1 .

«Было бы величайшей ошибкой, воздействуя на людей, стремиться подавить или поработить их волю. Но, себя побеждая, то есть поляризуя собственное сознание на должной волне, магнитно можно добиться и поляризации другого сознания в желаемом направлении. Если собеседник взволнован, собственное сознание поляризуется на волне спокойствия, если угнетён и безрадостен, - на волне радости, если вас подавляет, - на волне силы, и так без конца, вызывая в себе непоколебимое состояние духа, прямо противоположное тому, что следует преодолеть в другом человеке. Не его, не другого, не ближнего, а именно себя самого твёрдой и властной рукою поляризует и настраивает на должной волне знающий тайну победы. Не словами, не убеждениями погашаются сомнения в тех, кто за вами и вами идёт, но верой могучею, в собственном сердце горящей, в Близость Учителя Света. И так во всём. Если что-то вне нас неблагополучно, причину ищите внутри и, внутри её преодолевши, вовне победите неблагополучие это.
И заметьте, как отступают и растворяются в пространстве смутные тени, терзающие вас, когда внутреннее благополучие не нарушается. (...) Потому не нужно ни кричать, ни размахивать вовне руками, ни убеждать, ни волноваться, но, силы собрав и приведя их к повиновению, собственный свой микрокосм следует утвердить в состоянии должной готовности к действию в полном спокойствии и с сознанием сил духа. Жизнь даёт массу возможностей к тому, чтобы тернии её преодолевать, обуздывая и подчиняя воле своей собственный астрал. Астрал - главное препятствие и антагонист при поляризации собственного сознания. Надо научиться быстро и решительно настраивать всё своё существо на нужном ключе. Разыгрывая любую симфонию на арфе своего духа, заставляем и души другие звучать в унисон. Тот, кто, не управив собою, пытается управлять другими, обречён на провал. Ибо управление другими состоит не в управлении ими, но собою. Точка приложения силы рычага воздействия на людей переносится в свою собственную сущность. Точкой опоры рычага будет равновесие духа» 2 .

«Равновесие - щит мощный. Равновесие - сосредоточенная для действия сила. Равновесие - условие овладения огненной стихией. Равновесие - стрелою лук напряжённый. Его сохранить будет залогом победы. Что пользы весь мир победить, если не одержана победа над собой. Но если добыта она, всё внешнее с ней несравнимо» 3 .

Итак, нужно победить себя. Но сделать это непросто. «Если собою можно овладеть в чём-то, значит, можно во всём. Что же мешает? Что же противодействует? Что же постоянно и упорно борется внутри против решения духа? Всё тот же враг древний, астрал, привыкший к разнузданности, распущенности и не желающий никакого контроля. Дух хочет утвердить равновесие, спокойствие, собой овладенье, а враг древний не хочет. Его астральную волю надо сломить. Её надо подчинить воле духа, Воле Высшей. Воля и желание астрала выкристаллизованы в привычках и в привычной линии поведения. Старую колею придётся оставить. (...) Попытки астрала сломить решение воли, конечно, будут, но раб боится хозяина, а астрал - духа. Этой оболочке внутри надо положить предел, предел своеволию, предел непослушанию, предел бесконтрольному себя выявлению. И люди вокруг, и обстоятельства, и условия, и положительно все будут требовать и вызывать кривляния астрала, ужимки его, паяца активность, но если всею силою духа вынесено решение положить этому конец, справиться с ним всё же возможно. Стоит лишь только представить себе, к чему приведёт дальнейшее попустительство, разнузданность и своеволие этой неуёмной оболочки. На примере окружающих видите, как он владеет людьми, как заставляет их неистовствовать и бесноваться, как терзает их буйством своим. Большинство людей являются полными рабами астрала. Силы надо найти его обуздать, иначе он пресечёт путь дальнейший. А огни восхождения, огни духа превратит в огнь поядающий. Что бы то ни было, но собой владеть надо. Решение есть, надо выдержать до конца. Главное - не заражаться эмоциональным состоянием окружающих и тех, с кем приходится постоянно соприкасаться. Если их несдержанности и слабостям можно найти оправдание, то нет оправдания себе и снисхожденья и нет извинения ни одной маломалейшей вспышке астральной неуёмности. С малого можно начать, но начать решительно и бесповоротно. Стоит подумать о том, ради чего предаётся свой собственный дух, и о том, что это предательство своего Высшего "Я" во власть астрала недопустимо. (...) Жизнь, яро испытуя решения воли, много возможностей даёт с астралом бороться. Почему на смех отвечать смехом, на улыбку улыбкой, ведь за этим логически следует ответ на раздражение собеседника раздражением, на злобу - злобой, на страх - страхом и т.д. Зачем же быть жалкой марионеткой в посторонних и часто недобрых руках. Ведь это означает, что движениями собственной астральной оболочки управляет кто-то другой. Каждый раз, поддаваясь настроению собеседника, его смеху, улыбкам, слезам и всем прочим чувствам, отказывается человек от воли своей и подчиняется воле чужой. К чему же может привести такой упорный и постоянный отказ? Конечно, к тому, чтобы стать безвольной марионеткой в посторонних руках. Это и наблюдаете вокруг себя, когда одни живут только тем, чтобы вызвать в окружающих те или иные эмоции, а другие - чтобы им подчиниться и их переживать. Лучше плавать в своём собственном челне и без указания других. Свой путь означает независимость и свободу от чужих настроений, как хороших, так и плохих, как спокойных, так и беспокойных. Не всё ли равно, в каком виде проявляется рабство духа и зависимость его от состояния астральных оболочек окружающих его людей. Рабство есть рабство и позорно всегда. Тактика adversa покажет, до чего можно дойти, до какого унизительного состояния, если твёрдой рукой не пресечь своевольство паяца. Не нужен паяц на пути к Братству. Надо, надо, надо любою ценою себя обуздать. Себя не обуздавши, астрала в других не унять. Не унятый, будет терзать он сознание до тех пор, пока этому волей не будет положен предел. (...) Восстание духа против тирании астрала - это преддверье победы. Дух сам добровольно дал власть когда-то астралу, дух же её и возьмёт. Сам по себе астрал власти никакой не имеет, ибо ничто, оболочка, шелуха. Я дал, я и взял - так говорит себе дух, против астрала восставший» 4 .

Мы знаем, что если продолжительное время рука человека находится без движения (например, по причине травмы), то её мускулы атрофируются и рука теряет возможность функционировать. Так же и астрал начнёт снижать свою активность и атрофируется, если воля человека не позволит ему выявляться продолжительное время.

Вопрос в том, сможет ли воля подчинить себе астральные выявления. Волевым часто считают человека, который умеет подчинить себе других, подавив их волю. Однако в свете сказанного следует сместить акценты. Тот, кто сумел себя победить, свою лень, уныние и другие недостатки, кто может контролировать свои эмоции, - тот с бо" льшим основанием может считаться волевым человеком.

Такой человек внешне может быть совсем неприметен: сдержан, спокоен, прост в общении, но он может заставить себя выполнять свои каждодневные обязанности.

Победа над собой включает также изменение своего отношения к внешним явлениям, в том числе кармическим. «Не явления внешние определяют победу, но отношение к ним. Одно и то же явление, встреченное двумя сознаниями, одному может принести победу, другому - поражение. Повторяю, дело не в самом явлении, но в отношении к нему» 5 .

Точно так же «имеет значение не карма сама по себе, а отношение к ней человека. Тяжесть или лёгкость её обуславливаются не кармой, а отношением к ней, реакцией на неё со стороны несущего её. Сама карма далеко не всегда в руках её носителя, но реакция на те или иные кармические явления всецело зависит от него самого... (...) Одному и тому же явлению, идущему извне, можно радоваться или проливать из-за него слёзы, то есть уявить сознание в сфере полюсности чувства. Но правильным отношением со стороны того, кто овладел своей кармой, будет отсутствие всякой реакции, то есть бесстрастие. Ёлка одинакова и зимою и летом - ибо не реагирует никак на перемену погоды. Так же и победивший себя не реагирует никак на внешние явления кармы... (...) ...Внешнее явление часто не зависит от воли человека, особенно если оно уже совершилось, но реакция на него - в руках человека» 6 .

Определённое отношение человека к тем или иным событиям своей жизни сформировалось только потому, что он «бессознательно когда-то раньше или в данный момент решил относиться именно так. Ему и в голову не приходит мысль, что относиться можно к нему совершенно иначе и именно так, как прикажет воля. Близкий друг обманул и предал - как это хорошо, каким прекрасным уроком это послужит на будущее, как обострит зоркость и распознавание ликов, как полезен обман. Так рассуждает и мыслит тот, кто карму свою решил победить. Можно просто себе приказать относиться к любым явлениям жизни не так, как раньше, но совершенно наоборот или согласно указу воли. Сперва научается победитель управлять полюсами реакции своей на явления внешнего мира, избирая по воле любой, а потом уже, изъяв сознание из полюсов и утвердив его в центре, являть бесстрашие духа, то есть бесполюсное, лишённое двойственности, отношение к жизни. Радуясь сегодня одному, тем самым обрекаем себя на слёзы, когда наступает неизбежный момент утверждения противоположного полюса земной, временной, радости. Радость близости верного друга равна остроте горя при потере его или уходе его из жизни. (...) Утвердив волю неуявлением эмоций на полюсах и наложив на них серебряную узду духа, можно начать утверждать бесстрастие, то есть равновесие, уже не колеблемое волнами внешних явлений. Посмотрите на то, что вас отягощало вчера и притягивало сознание к полюсам, лишало равновесия духа. И сегодня сознание своё, удерживая его в центральной точке равновесия, не устремляйте ни к одному из полюсов. Если это трудно вначале, попытайтесь радоваться тому, что вчера огорчало, с тем, чтобы завтра не радоваться, не огорчаться» 7 .

Между тем следует подчеркнуть, что сдерживать астральные выявления радости нужно именно у себя самого и не стоит гасить радость у других людей. Предоставим каждому человеку самому разбираться со своими эмоциями. Омрачение духа близких людей недопустимо.

«Итак, победа сейчас является уже обязательством воли, иного решения нет. Задача текущего дня: реакции свои на волне внешних явлений утверждать волей, волей определять их характер и волею их пресекать, вызывая в сознании реализацию чувств, противоположных обычным и испытываемым ранее. Это будет первой ступенью к бесстрастию духа по равновесию и спокойствию» 8 .

«Если при всех обстоятельствах жизни, даже труднейших, сохранено равновесие и устремление - это уже победа. Думают, что надо победить обстоятельства и трудности, в то время как в действительности победить надо лишь самого себя. А тогда побеждаются и обстоятельства - радостно, легко и свободно» 9 .

Репродукция: С.Н. Рерих. КАНЧЕНДЖАНГА. ЦИТАДЕЛЬ. 1954

1 Грани Агни Йоги. 1958. 96.

2 Грани Агни Йоги. 1957. 168.

3 Грани Агни Йоги. 1959. 333.

4 Грани Агни Йоги. 1958. 65.

5 Там же. 96.

6 Там же. 300.

7 Там же.

8 Там же.

Корень наших бед — в наших дурных привычках. Привычки (или страсти) никогда не бывают пассивными. Они борются против нас, против нашего счастья и любви. Если мы не побеждаем дурные привычки, они побеждают нас.

Давайте внимательно понаблюдаем за собой. Мы увидим: мы и то, что мы делаем, — не одно и то же. Нам хочется дарить — а мы жадничаем. Нам хочется быть великодушными — а мы боимся. Нам хочется быть свободными — а мы зависимы. Нам хочется становиться сильнее и лучше — а мы себя разрушаем. Нам хочется прощать — а мы обижаемся. Нам хочется радоваться за других — а мы завидуем. Нам хочется любить — а мы ревнуем и ненавидим.

То, что нам хочется делать в наши лучшие минуты, — это и есть мы. Мы настоящие, мы в своей глубине — прекрасные, богоподобные существа. Слова о том, что душа каждого человека дороже целой Вселенной, не поэтическое преувеличение, а вполне объективный факт.

Как радостно и тепло общаться с добрым и светлым человеком! Как прекрасные лучшие произведения человеческого гения! Как удивительны подвиги тех, кто пожертвовал собой для других! Лучшие проявления человеческой души превосходят все, что доступно небесным телам, растительному и животному миру, Солнцу и времени.

В основе самых высоких проявлений человеческого духа — любовь. Чудо созидающей любви возвышает человека над природой. Любовь делает нас собой. В нашем естественном, нормальном состоянии мы любим. Мы любим всех людей, весь мир и Творца.

То, что мы не хотим делать, но делаем, — это дурные привычки или страсти. Сластолюбие, лень, зависть, жадность, скупость, недоверие, ложь, эгоизм, обиды, ненависть, злословие, злопамятность, зависимости от табака, наркотиков, игр, тщеславие и другие дурные привычки, частично унаследованные, частично приобретенные в течение жизни.

Во многих дурных привычках есть и что-то приятное или, по крайней мере, увлекательное. (Иначе бы мы так легко не поддавались им.) Но в конечном итоге каждая из привычек мешает нам быть тем, что мы есть, — любящими существами. Ведь понятно же, что любовь не может сочетаться с ненавистью, завистью, скупостью и так далее. Если вы думаете, что всех ненавидите, всем завидуете, для всех жалеете, и только вот этого или этих троих человек любите, это самообман. Ваше чувство — не любовь. Быть любящим — это способность всего человека целиком. Человек не может разделиться в себе и быть для одних любящим, а для других — злым.

Это легко заметить в жизни. Если у человека настоящая, полная любви семья, то у него, как правило, прекрасные, теплые отношения не только с женой, но и с детьми, и с родителями, и с друзьями, и с товарищами по работе. Потому что он любящий человек.

И наоборот — если не видно любви по отношению к родителям и друзьям, то и к жене (мужу) настоящей любви не будет. Потому что это раб дурных привычек, страстей. Да, Бог может послать искру влюбленности, но она скоро погаснет под колпаком дурных привычек, не разгорится в пламя настоящей любви.

Страсти, дурные привычки — это болезнь души. И, как всякая болезнь, с годами привычки усиливаются, и одна дурная привычка усиливает другую. Душа человека не может быть статичной — она постоянно движется, либо к добру, либо к злу.

Поэтому, чтобы стать собой настоящим, любящим человеком, способным созидать и радовать других, непременно нужно бороться со своими дурными привычками, побеждать страсти и не допускать появления новых злых привычек.

Если мы не победим привычки, они победят в нас все доброе. И сколько бы мы ни приобретали денег, славы, воспоминаний об удовольствиях и внешних успехах, все это нисколько нам не поможет. Просто потому, что это — не мы. Это вне нас, вне нашей личности. И когда мы умрем, мы это все потеряем.

Удел узников дурных привычек — искаженный взгляд на вещи, рабство, страдание. Именно это, помимо денег, раб привычки передает в наследство своим детям.

Всякий человек может победить свои дурные привычки. Миллионам людей в той или иной степени удалось это. Вот составляющие той методики, которую они применяли.

1. Признайте наличие у себя дурных привычек, страстей.

Прежде всего, перестаньте оправдывать себя в своих глазах — вы не себя защищаете таким образом, а свои привычки, свою болезнь. Ведь когда у вас что-то болит, вы не жалеете времени и средств на сдачу анализов, прохождение томографии и пр., чтобы поставить диагноз? Вы же не боитесь найти занозу под кожей, потому что знаете, что сможете вытащить ее, и станет легче. То же и здесь. Ищите слабости, ошибки и не бойтесь, когда найдете.

Учитесь называть проблемы, если они есть, своими именами. Не «я экономный», а «я скупой». Не «я застенчивый», а «я тщеславный». Не «я ранимая», а «я гордая». Не «я люблю» (Иру, Васю, пиво, кофе, компьютерные игры), а «я зависим».

2. Отделите себя от своих привычек.

Признайте, что привычка — это не ваше «неотъемлемое достояние», а внешняя сила, которая держит вас в рабстве. Не сочувствуйте своим привычкам и не жалейте о них. Ведь вы не жалеете занозу, которую вынимаете из себя?

3. Примите решение освободиться от рабства злым привычкам.

Без вашего твердого решения и горячего желания вам не справиться с такой масштабной задачей.

4. Приобретайте добрые привычки, противоположные злым.

Человек не может быть нейтральным. Не добрым, не злым, ни рыба, ни мясо. Поэтому вектор вашего движения должен стремиться не к какому-то нулю, к состоянию «никаковости». Чтобы вы победили, вектор должен стремиться к доброй привычке, которая противоположна злой. Например, из завистливого человека мы стараемся стать не равнодушным, а доброжелательным. Из эгоиста — добрым. Из обидчивого — кротким. Из унылого — радостным.

Разумеется, все эти качества приобретаются не актерской игрой, а усилиями над своими чувствами. Человеку дана сила направлять свои чувства к добру. Не думаю, что кто-то может усилием заставить себя завидовать и тщеславиться. А вот прощать, желать добра, сопереживать — подвластно нашей воле, нашему разуму.

О чем это говорит? О том, что все дурное прокрадывается в нас исподволь, путем мелкого обмана. А все хорошее естественно для нашего высшего «я», и этому высшему «я» даны инструменты для сохранения и очищения себя от внешних, наносных искажений.

Вы обижены? Скажите себе несколько раз: «Я от всей души прощаю тебя!» — и увидите, что обида уменьшилась.

Вы желаете добра человеку? Скажите себе несколько раз: «Я тебе завидую» — и посмотрите, появилась ли зависть.

Такой простой опыт, но он убедительно опровергает ложную идею о том, что зло и добро одинаково свойственны человеку.

5. Отсекайте дурные мысли.

В психологии есть такое понятие «навязчивая мысль» или «навязчивая идея». Это мысль, которая атакует наше сознание, влечет его к совершению определенных поступков, либо к душевному страданию, унынию, отчаянию. Например, такие известные «гениальные» мысли: «Меня никто не любит», «Другим повезло больше», «Жизнь не имеет смысла». Именно через эти ложные мысли происходит превращение нас в рабов определенных привычек.

Начинается атака на нас с ложной мысли, подходящей к текущей ситуации. Если человек соглашается с этой мыслью, принимает ее, плодом подобной мысли всегда бывают отрицательные эмоции — уныние, гнев, страх и др. Следующая степень нашего поражения в этом сражении — когда нас начинает атаковать уже целый рой навязчивых ложных мыслей. И по мере их принятия, мы все больше мучаемся от отрицательных эмоций. Эти эмоции требуют от нас закрепления нашего падения определенным действием. Например, от сластолюбца — съесть что-то вкусное, нарушив свои правила, от блудника — соблудить, от завистника — сказать что-то плохое о ком-то. Если мы это делаем — это следующая степень нашего падения…

Таким образом, постепенно в нас закрепляются злые привычки, страсти. И закрепляются они в нас настолько, что мы скованы ими как цепями, считаем их своей неотъемлемой частью, намереваемся мучаться от них всю жизнь.

Кто атакует нас этими мыслями в определенные моменты с таким потрясающим упорством?

Еще есть такая занятная вещь как «внутренний диалог». Может ли разделиться наше сознание на две точки зрения или мы ведем диалог с кем-то внешним?

«О, злая мысль! откуда вторглась ты, чтобы покрыть землю коварством?» (Сир. 37, 3).

Все эти вопросы подводят нас к пониманию того, что наше сознание подвержено воздействию мыслей, которые направляет нам кто-то извне.

Кто имеет такую возможность?

Сущности духовного мира, добрые и злые, которых в христианстве называют соответственно ангелами и бесами.

Вы еще не верите в существование невидимого мира, ангелов и бесов? Это не проблема, если вы не боитесь познавать мир. Попробуйте воспользоваться методом управления мыслями, который я излагаю здесь, а потом делайте выводы, работает ли он, и как он может работать, если все мысли рождаются и умирают внутри вас.

Управление мыслями — это важнейший инструмент управления привычками. Все наши поступки начинаются с мыслей. Если мы принимаем добрую мысль, мы в итоге можем совершить добрый поступок, злую мысль — дурной. Поэтому, чтобы научиться управлять собой, нужно научиться управлять мыслями.

Первый шаг к управлению мыслями — научиться отличать добрую мысль от злой. Основные признаки: добрая мысль несет мир душевный, покой, а на злую мысль наше «я» (которое, как мы помним, доброе и любящее по природе), откликается волнением и сомнениями.

Это проявляется даже в самых простых вещах. Все мы знаем: когда выбираем что-то в магазине, и принимаем решение легко, без волнений и сомнений, покупка оказывается удачной. Если мы долго сомневаемся, мучаемся в выборе, как правило, покупаем что-то не то.

Распознав злую мысль, мы отвергаем ее. Именно отвергаем, а не вступаем в спор. Потому что та сущность, с которой мы возьмемся спорить, далеко не глупа и предложит нам много лживых аргументов в пользу этой мысли, каждый из которых нам опять нужно будет опровергнуть, и враг никогда не устанет. Вместо одной навязчивой мысли мы получим несколько, и враждебная сущность, наш враг, будет гонять нас от одной мысли к другой по кругу, как белку в колесе.

Как же отвергнуть мысль, не споря с ней?

Здесь и наступает момент истины. Если невидимого мира нет, и все мысли — плод вашего собственного сознания, то очевидно, вы без особого труда должны справиться с ней. Ведь это ваша мысль, и она не обладает собственной волей, собственной силой. А вы ей силу давать не хотите. Попробуйте победить навязчивую мысль с такой строго материалистической позиции — и посмотрите, получается или нет.

Если не получится, попробуйте победить навязчивую мысль с учетом существования духовного мира. В этом случае мы получаем такое средство борьбы со злыми мыслями, приходящими извне, как молитва. Например: «Господи, помоги!», либо «Слава Богу за все!» Повторяем несколько раз так, чтобы молитва была не только на устах, но и в сердце, и чтобы в ней было чувство. Если нас атакует мысль, которая касается какого-либо человека (который вам интересен, либо, наоборот, неприятен), лучше всего помолиться о нем: «Господи, благослови его!» Тоже, разумеется, несколько раз: Бог слышит молитву только в том случае, если мы сами слышим ее.

Если вы были добросовестны, смотрите и сравнивайте — какое мировоззрение работает, а какое оказывается несостоятельным.

Объясню механизм духовного метода управления мыслями. Творцы добрых мыслей — ангелы, злых мыслей — бесы. Цель бесов — связать нас дурными привычками и таким образом сделать нас несчастными в этой жизни и в будущей. Наше мучение — их «кайф». Цель ангелов — помочь нам вернуться в естественное состояние любящего человека.

Бесы — это падшие ангелы, они обладают ангельской колоссальной силой и разумом, только обращают свои способности во зло. Поэтому человеку не под силу самому соперничать с бесами. Единственный способ для нас победить их — обратиться за помощью к Богу. Если бесов сравнить с бешеными собаками, которые неожиданно бросаются на нас на улице, то Бог — наш Отец, к которому мы прибегаем под защиту, и он отгоняет собак, да так, что они убегают с визгом.

Без силы Бога освободиться от рабства дурным привычкам практически невозможно. Потому что за ними стоит зло, которое обладает огромной силой. Цель сатаны — уничтожение любви, насаждение ненависти. И каждому из нас, верим мы в существование духовного мира или нет, приходится иметь дело с этой силой. Причем чем меньше мы в нее верим, тем легче она нас побеждает. Это как схватка двух бойцов, у одного из которых завязаны глаза.

Я понимаю, как трудно поверить в то, чего ты никогда не видел глазами и вряд ли увидишь в земной жизни. «Вряд ли», потому что, на самом деле, духовным зрением человек может видеть бесов. Известны и способы обострения духовного зрения: строгий длительный пост, химические препараты, наркотики. Также обращение к магии (начиная с заговоров и приворотов) или попытка самоубийства очень часто приводят к видению бесов. Их видят как некие темные фигуры, которые обычно приходят ночью, давят на грудь, душат, оставляя видимые следы на шее…

Найти свидетельства бытия бесов куда легче, чем свидетельства существования снежного человека или чудовища озера Лох-несс. Даже если не брать в расчет наркоманов, а только самоубийц и жертв магии, число видевших бесов (а порой и получивших физические свидетельства их присутствия, например, в виде следов удушения на шее) в одной только России исчисляется сотнями тысяч человек.

Но даже и без видения злых духов в жизни многих людей происходит осознание личностной формы зла. Мне известно несколько случаев, когда люди прибегали в своих трудностях к духовным средствам, получали освобождение от своей проблемы, после чего явственно ощущали (уж не знаю, каким органом чувств) досаду, ненависть злых духов. Одна моя знакомая, тогда еще нецерковная женщина, которой молитва помогла избавиться от страсти к бывшему любовнику, ощущала эту досаду проигравших бесов как их скрежетание зубами. (Понятно, что зубов у бесов нет, так же как и рогов с копытами, — при восприятии нами явлений иного мира происходит как бы «перевод» их качеств на язык доступных нам образов.)

6. Упали — вставайте.

В своих усилиях по преодолению дурных привычек будьте упорны и никогда не сдавайтесь. В один прыжок из клетки раба вы не выскочите, успех будет постепенным. Великие, святые люди отличались именно тем, что никогда не повторяли своих ошибок. Они учились с первого раза. Мы с вами обычно повторяем поступки, к которым тянут нас привычки. Мы зачастую вообще не идем по жизни, а стоя на месте, прыгаем на одних и тех же граблях.

После того как мы сдались привычке и снова совершили проступок, приходит мысль о том, что у нас ничего не получится, привычка победит. Если поддаться этой мысли, придет уныние и нежелание бороться. Это тоже не окончательное поражение, но зачем до этого доводить? Есть такое правило: «Упал — вставай». Сколько раз упадешь — столько и вставай, как бы часто ни падал.

То есть, едва поймали себя на том, что уступили привычке, тут же побеждайте ее, на какой стадии падения вы бы ни находились.

7. Прибегайте к таинствам Православной Церкви.

Каждый верующий, который мучался от какой-то страсти или нашествия навязчивых мыслей знает, как помогает в этом испытании молитва. Но знает, что еще сильнее, чем молитва, помогает церковное исповедание этой страсти с последующим за ним причащением. Таинство — это чудо! Ничего другого, столь же сильного в решении духовных проблем, у человечества нет.

Привожу несколько коротких рассказов «клиентов» наших проектов об их исповеди и причащении.

Татьяна. «Я вот дошла только через 4 месяца после осознания необходимости этого Таинства для своей души. Почему так долго шла? Я сейчас и не упомню всего, что мешало — то вопрос нерешенный, то на службу вечером и утром кажется — очень много времени, то пятое, то десятое... Неисчислимы вражеские уловки. Но настал момент, когда я поняла, что дальше тянуть нельзя. Иначе я сама себе буду лгать, обманывать свою совесть, что ни к чему хорошему не приведет. Было трудно, было страшно, незнакомо, непривычно. Но страшнее было свернуть с этого пути. И — появилась новая точка в отсчете своей жизни. Шла-шла, несла помои в ведре (простите), остановилась, вылила, пошла дальше. И легче стало, и светлее, и самой приятнее. И — тишина... ТИ-ШИ-НА в душе после Святого Причастия».

Елена. «Когда стояла в очереди на исповедь, молилась и издали поглядывала на то, как отец Алексей исповедует прихожан. Меня знобило, а руки были холодные, как лёд... Я смотрела и испытывала восторг и страх, наблюдая это таинство со стороны... Внимательность батюшки, как он прислушивается, как спрашивает... как задумчиво крестит человека, накинув на него епитрахиль... Потом, когда передо мной осталось человека два, к ознобу прибавились ручьи слёз, делящих лицо на три части. Я вся превратилась в слёзы, в одно большое солёное облако... это были самые прекрасные слёзы в моей жизни. Всхлипы сдерживать не смогла. Подошла я к батюшке в полуобморочном состоянии с лицом как из-под крана... Батюшка при исповеди был очень внимателен и дружески подбадривал меня, держа меня за мою мертвецки ледяную руку своей тёплой ладонью — он видел, как меня трясло. Многое пронеслось перед глазами за эту исповедь... Это действительно Дар Божий — когда ты можешь покаяться... Слов нет, чтобы описать все те чувства, которые были после и сейчас. Душа моя летает — она лёгкая, теперь уже без камней и цепей, которые я сама когда-то на неё одела. Вот, даже улыбка моя какая-то необъяснимо тихая и прозрачная...»

Ирина. «Я сегодня исповедалась и приняла причастие! Я очень рада. Накануне я исписала полтетрадки про свои грехи, правда, все равно писалось про мое сегодняшнее, многое из прошлого я не помню — давно раскаялась и потому забыла. Конечно, сказала на исповеди я не все, а обобщенно по всем заповедям. Но главное, это то, что я поняла и написала, правда? Работа над своим покаянием так много мне дала, я так много поняла о себе! Очень сложно было взяться за нее, ходила неделю, маялась, потом за вечер и полночи написала. А потом так сложно было пойти в церковь и совершить задуманное! казалось, я ведь уже все поняла, зачем? Затем, что Таинство дало этому силу! И теперь мне будет трудно, потому что я не смогу так просто совершить-помыслить то, что пообещала уже не делать! Но в то же самое время и легко, потому что, со мною — Бог!»

Катя. «Меня перед моей исповедью искушали бесы. Они вкладывали мне мысль: «Катя, да это всё ерунда. Ты сама себе хозяйка, это всё для дураков. Катя, ты устала на работе, ты училась, как ты могла всю ночь читать это правило, все эти молитвы, которые придумали люди? Отдохни, куда в выходной день так рано вставать?» И внушали они так заботливо, так внимательно, так понимающе. Моё сознание чуть-чуть не повелось на эту уловку. Но… Напротив меня стоит икона, которая находится со мной уже лет пятнадцать — с раннего детства. Это Владимирская икона Божией Матери. Когда в сердце моём гнев поселяется, или когда я предаюсь помыслам гадким, или после ссоры с близкими — она смотрит на меня. Её глаза наполнены скорбью за меня, она как будто плачет, и в то же время взгляд её строгий и обличающий. Она видит моё сердце, знает мысли мои. Рядом — икона Спасителя, Он уже в терновом венце, идёт на страдания за грехи наши. И за мои! Во мне просыпается совесть. А совесть в человеке — искорка божественного. И именно в тот момент, когда рано утром в воскресение меня одолевали помыслы, и на меня так скорбно смотрели Спаситель и Богородица; я немедленно вскочила с постели, поняв, что мысли эти вражеские. А враг, в отличие от Бога, не знает милости к человеку. Я судорожно собралась, прочитала молитвы, мне стало легче, и я пулей помчалась в храм…

Чем ближе я подъезжала к храму, тем гаже и омерзительнее ко мне приходили мысли. Но Бог помиловал меня, и дал сил в этот раз отстоять до конца. Народу было много, как всегда. Ведь служба поздняя — в 10.00. Ко мне опять приходят мысли, сначала понимающие и «добренькие», как будто психотерапевт напевает больному в кожаном кресле — «Уходи, ты устала. Это всё зря». Но я стояла и ждала очереди, повторяя про себя «Господи, помилуй». И вот подходит моя очередь. Тут враг показал себя «во всей красе». Теперь мысли приходили ко мне не тихие и усыпляющие, а громкие и дурные, мерзкие и гогочущие: «Дура, дура! Что ж ты делаешь? Дура, дура! Вон пшла отсюда, дура!» Тут я до конца поняла, что мысли это не мои, и что они моими быть не могут. В храме, как ни в каком другом месте, чувствуешь реальность духовного мира...

Когда священник принял мою исповедь, мне казалось, что у меня вырвали часть сердца. И это действительно было так. Моё сердце болеет, и из него вырезается на исповеди часть раковой опухоли злых и гадких дел. О, человек, если ты увидишь себя со стороны до конца, так же как видят тебя ангелы, ты просто задохнешься от вони, которая исходит из твоего сердца. Мне было плохо. Сердце изодрано в клочья. А кто виноват? Ты, ты. Ты сам выбрал этот мерзкий путь греха. Это твой выбор был, Катя, твой. Свободный выбор.

Как же излечиться от этого?

Я встала в очередь, в большую очередь таких же, как и я. Причастников в то воскресение было достаточно. Но в самый последний момент перед самим причастием, враг усилил свои вопли: «Вон! Вон! Недостойная! Вон!». Господь помогал мне, он дал мне руку, я шла. Я как инвалид, который плохо ходит, дала Ему руки, а Он вёл меня. И вот совершилось!

Наступила тишина. Эти мерзкие вопли прекратились. Утренние солнечные лучики падали на серебряные волосы священника, который меня причащал. Они падали на икону Спасителя, где Он держал книгу, а на страницах написано: «Возлюби ближнего своего как самого себя…» И эти лучи прошли тогда в моё больное сердце, и они залечили рану от вырванной опухоли. Какое счастье! Не сравнимо оно ни с чем. Не один момент в моей многогрешной жизни не был таким счастливым. Никакого эйнштейновского ума и никакой паскалевской логики не хватит, чтобы объяснить это таинство. На то оно и таинство. О том, что я чувствовала тогда, больше говорить не буду. Это должен каждый испытать сам. Скажу лишь, что когда я вернулась домой, лик Богородицы уже не был скорбен, глаза её выражали радость. А Спаситель в терновом венце тоже радовался. Они как будто улыбались без улыбки. Они со мной, они радовались и страдали вместе со мной! Они со мной всегда!»

8. Ведите «Дневник испытаний».

Как мы с вами уже говорили, привычка — это не что-то пассивное, недвижимо таящееся в глубине подсознания. Это то, что постоянно пытается взять над нами верх, во всякой удобной для нее ситуации стараясь диктовать нам свою волю, противоположную нашим подлинным интересам. Такие ситуации называются испытаниями (искушениями). Испытания, с одной стороны, являются самым верным показателем того, насколько успешна наша работа над собой. С другой стороны — именно в успешно проходимых нами испытаниях происходит важная часть работы по преодолению привычек. Этот как в любом единоборстве — нельзя стать мастером только за счет отработки базовой техники, без поединков. Поэтому к прохождению «поединков» с привычками следует относиться с большим интересом и полной отдачей.

Многие девушки ведут дневники, записывая туда всякие незначительные события и переживания. Но тот же дневник может приносить огромную пользу его владелице или владельцу, если сделать его «дневником испытаний». Испытания встречаются нам каждый день, не по одному разу. Записывайте каждый день, какое испытание вам встретилось, как вам удалось его победить, а если не удалось победить — почему не удалось, и какие выводы из этой неудачи вы делаете на будущее.

Такой внимательный, вдумчивый подход к борьбе с дурными привычками сделает вашу борьбу гораздо более успешной. И позволит вам также на макро-уровне наблюдать, как и куда происходит ваше человеческое развитие. Вы легко сможете увидеть негативные тенденции в своем движении и принять необходимые меры.

 ( Победишь.ру 121 голос : 4.28 из 5 )

Предыдущая беседа

Великий завоеватель древнего мира Александр Македонский на 28 году своей жизни покорил почти весь цивилизованный мир. Его достижения воистину велики и поражают воображение. Достиг ли он того, чего хотел? О, нет. Далеко нет. Вероятно, он не воплотил и тысячной доли задуманных дел. Он мечтал покорить Ойкумену (обитаемый мир). Похоже, что его мечты превышали возможности.

Величайший из римлян - Гай Юлий Цезарь, был назначен Сенатом пожизненным диктатором сильнейшей тогда империи мира. Добился ли он всего, чего хотел? Как вы понимаете, нет. Его достижения воспламеняли в его голове очередные замыслы еще более значительных предприятий. Только представьте себе: он готовился к войне с сильной Парфией (часть Персии к юго-востоку от Каспия), после покорения которой намеревался пройти через Гирканию (восточное побережье Каспийского моря) и Кавказ, обойти Понт (Черное море), вторгнуться в Скифию, затем напасть на соседние с Германией страны и на саму Германию и возвратиться в Италию, сомкнув круг римских владений, чтобы со всех сторон империя граничила с Океаном. Среди приготовлений к великому походу Цезарь задумал прорыть канал через коринфский перешеек, повернуть Тибр так, чтобы его воды впадали в море перед самым Римом, сделав, таким образом, более безопасным плавание для купцов. Также он собирался осушить множество болот Италии, чтобы предоставить плодородную землю десяткам тысяч людей, возвести плотину в море близ Рима и устроить надежные гавани, имеющие большое значение для судоходства. Судя по грандиозному размаху замыслов, жить Цезарь собирался не одну жизнь.

Я знаю немало людей, которые мечтают стать президентами России. Многие из них обучались у нас на курсах ораторского искусства и говорили мне об этой своей цели прямо, либо я догадывался об этом косвенно из их выступлений и разговоров. Думаю, среди ваших знакомых таковые тоже имеются. Уверяю вас, что в разных уголках нашей планеты живет немало мечтателей, которые вынашивают еще более дерзкие планы.

Человеческие желания беспредельны, мечты необозримы, планы грандиозны, а достижения ничтожно малы . У среднестатистического гражданина не менее амбициозные желания, чем у Александра Македонского, но почему-то не все становятся цезарями и президентами. Почему? Ответ на этот вопрос можно найти в рассуждениях (тогда еще юного и здоровьем слабого) Александра Суворова. Действительно, кому же, как не ему, непобедимому гениальному полководцу, было знать ответ на этот вопрос? Вот послушайте:

"Я же знаю, как стать сильным. Почему же я им не стал? Мне просто расхотелось заниматься гимнастическими упражнениями. Сильным стать хотелось, а делать что-то для этого не хотелось. Значит во мне два противника. И ленивый опять победил. А уж если я сам с собой справиться не могу, то куда мне еще с кем-то тягаться? Значит нужно побеждать самого себя. Пусть моя воля, а не лень будет законом. Если лень меня победит, то меня будут побеждать все. А если я ее буду побеждать, то мне уже никто страшен не будет" .

Эта первая и самая тяжелая победа разбудила в Суворове то, что стало основой всех его побед.

Наша первая победа - победа над самим собой. Прежде чем побеждать других, надо победить себя.

Пусть ваша воля, а не лень будет законом!

Управление собой, своим психоэмоциональным состоянием – это по истине целая наука, которой владеют 1 на 10 000 человек. Ведь даже те, кто управляют огромным государством, далеко не всегда достойно владеют собой.

Именно способности управления собой определяют: А) Состояние в котором человек живёт – это радость, покой, наслаждение или постоянный , негатив и В) Эффективность всех его решений и действий. Очевидно, что в состоянии негатива и стресса – ничего хорошего не построишь.

Что такое Управление собой?

Управление собой:

  • своим внутренним состоянием: мыслями, эмоциями, качествами, способностями, проблемами (внутренней энергией).
  • своими внешними проявлениям (): речь, жесты, манеры (поведение, др.).

Сюда же нужно отнести способность человека брать разные состояния и соответствующие им жизненные роли: вышестоящий, исполнитель, равный, друг, муж, воин, дипломат, учитель, ученик, творец, т.д.

Формула Управления Собой – (контроль внешних проявлений) + (контроль внутренних проявлений) + Взятие необходимых состояний и ролей (мастерство и свобода).

Суть управления собой. Состояние человека – определяет степень его счастья, эффективность всех его действий, влияния на других и на собственную судьбу. Состояние – это половина всех призов, которые человек получает в своей жизни (что он чувствует внутри – покой и радость или боль и страдания).

В идеале состояние должно быть сильным, неуязвимым, позитивным и светлым (радость, чистая совесть, др.). Такое состояние необходимо формировать работой над собой, обучением управлению, самоконтролю, самообладанию.

Составляющие идеального состояния и основы управления собой

1. Спокойствие и расслабление – способность гасить, выключать бунтующие в подсознании проблемы, убирать эмоциональные зажимы и физическое напряжение. Подробнее смотрите:

2. Сила и уверенность – внутренний стержень, основа всех позитивных и успешных ролей (воин, руководитель, дипломат, успешная личность), даёт неуязвимость, способность эффективно действовать и защищать себя. Читайте и прорабатывайте:

3. Доброжелательность и удовлетворённость – это радость в сердце и внутренний свет, доброта души человека. Внутренним светом также необходимо управлять. Одним словом это можно назвать – позитивом.

Отдельно необходимо развивать навык управления собой.

Основные проблемы угнетающие состояние и управление собой

  1. , когда вообще нет внутренних усилий, чтобы управлять своим состоянием, гасить негативные эмоции и т.д.
  2. Пофигизм , когда человеку всё равно в каком состоянии он живёт и делает дела. Это ведёт к слабым и негативным результатам по судьбе.

Данные проблемы убираются формирование мотивации, пониманием значения управления собой и тренировкой (постоянным усилиями).

Этапы обучения управлению собой

Этап 1. Обучение внешнему самоконтролю и гашению негатива.

На этом этапе необходимо освоить контроль своих внешних проявлений и научиться для начала внешне вести себя достойно: не срываться на других, контролировать свою речь, поведение, выражение лица, научиться держать внутренние проблемы в узде, чтобы они не вырывались из под контроля и не разрушали вашу жизнь.

То есть, на этом этапе у вас внутри может всё кипеть и бурлить, но внешне вы способные себя держать вполне достойно, даже так, чтобы никто не заметил, что у вас внутри буря.

  • Дополнительно читайте –

Этап 2. Обучение самообладанию.

Самообладание – это способность справляться со своими внутренними проблемами, чтобы они не мешали человеку здесь и сейчас. Например , вас обидели, поднялась, но вы способны загнать её в клетку, как дикого зверя, чтобы он не влиял на ваше состояние, общение, поведение в текущий момент времени. То есть, вы не убрали обиду полностью, но вы её выключили, лишили силы и власти, чтобы она не портила вам жизнь. А позже, когда придёт для этого время, вы способны эту обиду убрать полностью, выдворить её из своей души (читайте отдельно – ). Это касается любой проблемы – страха, злости, гнева, ненависти, раздражения, зависти, др. Самообладание предполагает, что вы не даёте проблемам ни капли власти на собой и держите их всех в ежовых рукавицах.

Самообладание предполагает способность управлять своим внутренним состоянием и, как минимум, достигать состояния покоя, чтобы проблемы сидели в клетках и не рвали вас изнутри на части.

Этап 3. Достижение свободы и мастерства перевоплощения – достижение власти над собой.

Когда человек научился гасить и выключать свои проблемы, снимать напряжение, вызывать состояние покоя и расслабления, далее можно учиться вызывать всевозможные сильные и высокие состояния и брать соответствующие роли. Учиться перевоплощаться. Это когда ты можешь быть разным, таким, каким необходимо в любой конкретной ситуации.

  • Когда нужно защитить себя и своих близких – ты бесстрашный воин.
  • Когда ты наедине с любимой – ты любящий и нежный муж.
  • Когда заключаешь сделку – ты бизнесмен, дипломат.
  • Когда на сцене – ты сильный оратор и актёр.
  • И т.д и т.п.

Третий этап даёт человеку радость свободы и могущества – когда нет внутренних ограничений, нет нерешаемых проблем, нет разрушающих состояние счастья негативных эмоций, а есть сила и способность быть кем угодно, а главное есть возможность жить в состоянии счастья.