Синдром навязчивых движений у детей. Синдром навязчивых движений у ребенка. Методы лечения навязчивых движений у детей

Дети - существа ранимые и впечатлительные, а потому нет ничего удивительного в том, что они более эмоционально переживают те или иные ситуации. Там, где взрослый переступит и забудет, ребенок будет еще долго переживать, снова и снова возвращаясь в непонятную или неприятную для него пережитую минуту. Поскольку маленькие дети не в состоянии словами выразить весь спектр своих эмоций, то они могут начать проявлять их на физическом уровне. И вот уже у ребенка появляется привычка щипать себя за ухо, часто моргать, кусать пальцы рук. Известный доктор Евгений Комаровский рассказывает о том, как относиться к таким странностям в поведении ребенка и можно ли это чем-то лечить. Синдром навязчивых движений у детей – это проблема, с которой сталкиваются многие.


Что это такое?

Синдром навязчивых движений у детей - это комплекс психоэмоциональных нарушений, которые возникают под воздействием эмоционального потрясения, сильного страха, испуга, стресса. Проявляется синдром серией немотивированных движений – однотипных либо переходящих в более сложные.

Чаще всего родители обращаются с жалобами на то, что их чадо вдруг начало:

  • грызть ногти и кожу вокруг ногтей;
  • скрежетать зубами;
  • мотать головой из стороны в сторону;
  • раскачиваться всем корпусом без видимой причины;
  • взмахивать или трясти руками;
  • щипать себя за уши, за руки, за щеки, подбородок, за нос;
  • обкусывать собственные губы;
  • моргать и жмуриться без причины;
  • выдергивать собственные волосы или постоянно накручивать их на палец.

Проявления синдрома могут быть и другими, но о заболевании можно говорить тогда, когда ребенок повторяет серию движений или одно движение часто, особенно в тех ситуациях, когда он начинает волноваться или чувствует себя неловко.



Факторы, которые могут запустить механизм возникновения синдрома навязчивых движений, многочисленны:

  • сильный стресс;
  • долгое нахождение в психологически неблагополучной обстановке;
  • тотальные ошибки в воспитании - попустительство или чрезмерная строгость;
  • дефицит внимания;
  • перемены в привычной жизни - переезд, смена детского сада , отъезд родителей и их долгое отсутствие.


Самому ребенку все эти проявления могут не причинять ровным счетом никаких неудобств – если, конечно, он не травмирует себя.

Примечательно, что синдром навязчивых движений признан медиками заболеванием, у него есть свой номер в Международной классификации болезней (МКБ-10), нарушение отнесено к невротическим, вызванным стрессовыми ситуациями, а также соматоформным. Однако у врачей не было и нет единого стандарта диагностики этой болезни. Иными словами, ребенку диагноз поставят только на основании жалоб родителей и описанных ими симптомов.

Стандарта лечения невроза навязчивых состояний также не существует - тут все зависит от конкретного врача-невролога, который может порекомендовать попить успокоительное и посетить психолога, а может прописать целую кучу лекарств, витаминов – и обязательно довольно дорогостоящий массаж (естественно, у своей знакомой массажистки).

Если непроизвольные движения чада вызваны определенной причиной, то с большой долей вероятности синдром пройдет сам, без какого-либо лечения. Просто ребенку требуется время на то, чтобы избавиться от переживаний. Однако он может быть и признаком более тревожных состояний.


Что делать родителям?

Невроз навязчивых движений и состояний, по словам Евгения Комаровского, является проявлением неадекватного поведения. Оно обязательно заставляет родителей обращаться за консультацией к врачу, поскольку очень сложно самостоятельно разобраться в том, что происходит - временное психологическое нарушение или стойкое психическое заболевание.

Евгений Комаровский при появлении неадекватных симптомов советует родителям хорошо подумать, а что предшествовало этому - были ли конфликты в семье, в детском коллективе, болел ли чем-то малыш, принимал ли при этом какие-либо медикаменты. Если принимал, то нет ли у этих таблеток или микстур побочных действий в виде нарушений со стороны центральной нервной системы.


Временному стрессовому синдрому всегда имеется объяснение, у него всегда есть причина.

А вот у психического заболевания причины чаще всего может не оказаться. Если ничего не менялось, не болело, никаких лекарств ребенок не принимал, у него не было температуры, он хорошо ел и спал, а наутро он мотает головой из стороны в сторону, морщится, моргает и жмурится, пытается спрятаться, убежать, трясет руками без перерыва уже битый час – это, безусловно, повод для обращения к детскому неврологу, а затем и к детскому психиатру.

Проблема заключается в том, говорит Комаровский, что родители стесняются обращаться к такому специалисту, как психиатр. Это большое заблуждение. Негативные установки в отношении докторов, которые помогают решить проблемы с поведением, нуждаются в скорейшем пересмотре.

Сын или дочка может дойти в своих нервных проявлениях до состояний, которые могут угрожать жизни и здоровью. Если появляется риск членовредительства, ребенок своими движениями способен причинить себе серьезный вред, Комаровский советует обязательно обратиться к специалисту, чтобы исключить наличие психиатрических нарушений и получить рекомендации по выходу из создавшегося положения.


Чего делать нельзя?

Не стоит акцентировать внимание на навязчивых движениях – и уж тем более пытаться запрещать ребенку их совершать. Он делает их неосознанно (или практически неосознанно), а потому запретить их в принципе невозможно, а вот усугубить эмоциональное нарушение запретами – легко. Лучше отвлечь ребенка, попросить его сделать что-то, помочь, куда-то вместе сходить.

Нельзя повышать голос и кричать на ребенка в тот момент, когда у него началась серия немотивированных движений, говорит Комаровский. Реакция родителей должна быть спокойной, адекватной, чтобы не испугать ребенка еще сильнее.

Лучше всего продолжать говорить с малышом тихим, спокойным голосом, короткими предложениями, не спорить с ним, ни в коем случае не оставлять его одного. Не стоит также смотреть малышу прямо в глаза.

Игнорировать проблему тоже нельзя, ведь ребенок очень нуждается с том, чтобы с ним поговорили, обсудили его проблему. В конце концов, у него эти новые «вредные» привычки тоже вызывают недоумение и испуг. Порой именно доверительно общение помогает избавиться от проблемы.


Лечение

С большой долей вероятности невролог, к которому придут на прием родители с жалобами на навязчивые движения у ребенка, назначит один или несколько седативных препаратов, препараты магния, а также витаминные комплексы. Он настоятельно порекомендует посетить массаж, ЛФК, бассейн и солевую спелеокамеру. Лечение встанет семейству в довольно круглую сумму (даже при самых приблизительных подсчетах).

Евгений Комаровский советует хорошо подумать, собираясь начать такое лечение. Если психиатр не нашел серьезных отклонений, то диагноз «синдром навязчивых движений» не должен становиться поводом для того, чтобы пичкать ребенка таблетками и уколами. Фармацевтические средства с огромной долей вероятности вообще никак не повлияют на процесс выздоровления.

Ритм современной жизни очень динамичен, а поток информации настолько бурный, что и взрослые, и дети часто пребывают в состоянии хронического стресса.

Детям приходится труднее – их психика еще не окрепла настолько, чтобы без последствий справиться с влиянием тревожащих отрицательных факторов.

Как средство защиты, возникает невроз навязчивых состояний у ребенка и невроз навязчивых движений, как одна из его составляющих. Другими проявлениями такого расстройства могут быть страхи и навязчивые мысли.

  • Вся информация на сайте носит ознакомительный характер и НЕ ЯВЛЯЕТСЯ руководством к действию!
  • Поставить ТОЧНЫЙ ДИАГНОЗ Вам может только ВРАЧ!
  • Убедительно просим Вас НЕ ЗАНИМАТЬСЯ самолечением, а записаться к специалисту !
  • Здоровья Вам и Вашим близким!

Невроз навязчивых движений, или обсессивно-компульсивное расстройство – систематическое непроизвольное выполнение человеком определенных действий.

Ребенок или взрослый воспринимает их добровольными, однако подобные движения производятся не по собственной воле, а как безотчетные защитные действия для ослабления внутренней тревоги при навязчивом состоянии.

Сложность в том, что тревожащие мысли при выполнении ритуальных навязчивых движений отступают ненадолго, чтобы потом вернуться с еще большей настойчивостью, провоцируя новые навязчивости.

Возникает замкнутый круг: человек с таким расстройством повторяет ставшие привычными движения снова и снова, при каждой ошибке, вызвавшей напряжение, и навязчивые состояния становятся все более частыми.

Причины

Лечение невроза навязчивых движений у детей невозможно без правильного определения причин расстройства, которые устанавливаются при тщательном обследовании ребенка.

Выделяют 3 основных группы факторов возникновения и развития неврозов навязчивых состояний у детей:

Биологические Наследственная склонность, патологии при внутриутробном развитии и в родах, перенесенные болезни, хроническое недосыпание, умственное или физическое перенапряжение.
Психологические
  • Недостаточная слаженность функций нервной системы, процессов торможения и возбуждения, особенности природного темперамента ребенка и соответствующий темп его деятельности. Попытки родителей «идти против природы» приводят к высокому психоэмоциональному напряжению у детей.
  • К примеру, ребенку-холерику противопоказаны множественные табу и ограничения, препятствующие двигательной активности, яркому и свободному проявлению чувств и эмоций. В условиях неоправданно жестких «рамок» его активность становится еще более бурной, «взрываясь» внешними проявлениями гиперактивности.
  • С ребенком-флегматиком проблему могут вызвать насильственные попытки ближайшего окружения ускорить темп его действий. Эффект при этом возникает противоположный ожидаемому – ребенок не только «тормозит» еще сильнее, но и становится зажатым, упрямым, замкнутым.
  • Ситуации, сопровождавшиеся сильным испугом, или любые другие обстоятельства, травмировавшие психику ребенка.
Социальные
  • нежеланность рождения, несоответствие пола ребенка ожиданиям родителей;
  • отсутствие или недостаточный объем эмоциональных связей с матерью, ее холодность, нестабильные проявления характера, быстрая смена настроений;
  • затрудненный контакт с отцом, который много работает или сознательно сдерживает эмоции;
  • раннее прерывание матерью декретного отпуска и выход на работу с перепоручением ухода за ребенком бабушке или няне;
  • стремление матери иметь ребенка, соответствующего всем ожиданиям общества, ее чрезмерная обеспокоенность о соблюдении социальных норм, жесткая принципиальность, требовательность в выполнении правил поведения и общения с окружающими, отсутствие гибкости;
  • трудности адаптации при начале посещения детсада, особенно в возрасте до 3 лет;
  • стрессы при переездах, перемене обстановки, привычного уклада и окружения – например, при продолжительной болезни и пребывании в больнице без матери, поездках на лето к деревенским родственникам или в оздоровительный, спортивный или языковой лагерь для детей;
  • конфликтные ситуации, ссоры в семье;
  • развод родителей.

Симптомы

Невроз навязчивых движений у детей дошкольного возраста и младших школьников может проявляться:

При эмоциональном перенапряжении
  • не проходящими в течение долгого времени тиками: двигательными – наморщивание кожи на лбу, частые моргания, подергивание одним или обоими плечами, повороты шеи, постукивание ладонью по столу, бедру или колену, притопывания, и респираторными – покашливание, втягивание носом воздуха, «хмыканье»;
  • машинально выполняемыми действиями – обгрызание ногтей и кожи вокруг них, покусывания пальцев, ковырянье в носу, посасывание воротничка или манжета, кручение пуговиц и других предметов, наматывание на палец пряди волос, выщипывание ресниц и бровей и тому подобные неприятные движения.
При фобиях – навязчивыми страхами
  • замкнутых пространств;
  • грязи и микробов;
  • воды;
  • высоты;
  • темноты;
  • предметов, которые могут поранить – острых, горячих.

У подростков при неврозе навязчивых состояний наблюдаются те же симптомы, но преобладают тики и навязчивые страхи – устных ответов в классе и публичных выступлений, общения с незнакомыми людьми, удушения пищей при еде, внезапных болезней и смерти и другие.

Возникает заболевание чаще всего у 5-9-летних детей.

Лечение невроза навязчивых движений у детей

Невротическое расстройство с навязчивыми движениями у детей достаточно легко корректируется, но проблема решается не одним назначением медикаментов, а комплексно – сочетанием лекарственной и поведенческой терапии. Цель лечения – уменьшение патологических проявлений или полное избавление от них.

При возникновении навязчивых движений у ребенка в первую очередь нужно получить консультацию детского невролога и психиатра.

Если расстройство возникло вследствие разбалансированности нервной системы, ее повышенной возбудимости, то в некоторых случаях потребуется использование фармакологических препаратов, а также средств народной медицины и гомеопатии.

Такое лечение должно быть краткосрочным: его основная цель – облегчение состояния ребенка в остром периоде болезни.

Базовыми методами в лечении неврозов навязчивых состояний являются психотерапевтические – поведенческая терапия, применяемая детскими психологами. Ее особенности:

  1. В основе лежит создание ситуаций, когда ребенок под контролем специалиста непосредственно сталкивается с чем-то пугающим, чтобы снять тревогу и отсрочить момент обострения заболевания.
  2. Для избавления от потребности в совершении навязчивых движений специалисты систематически и последовательно обучают ребенка с навязчивостями адекватному выражению эмоций, умению «гасить» внутреннюю тревогу, уместным способам проявления агрессии.
  3. Иногда дети с неврозом навязчивых состояний просто «не помнят», как в норме следует выполнять какое-либо действие. В этом случае полезно общение: наглядный пример ровесников, родителей, учителей помогает адекватно воспринимать ситуации и выбирать необходимые формы поведения.
  4. Обязательная составляющая психотерапевтической работы – взаимодействие с родителями для выявления и устранения источника тревожности у ребенка, оздоровления психологического климата в семье, коррекции методов воспитания. Совместные усилия специалистов и родителей успешно помогают детям преодолеть трудный период и полностью избавиться от симптомов заболевания.

Не следует перекладывать всю ответственность на профессионалов – родителям тоже нужно приложить усилия, чтобы быстрее справиться с навязчивостями у ребенка.

Важно также проинформировать об особенностях здоровья и возможных поведенческих проявлениях ребенка школьных учителей или воспитателей в садике, чтобы избежать негативных замечаний в его адрес и поддразниваний ровесников.

При появлении тревожных симптомов оттягивать с лечением нельзя – если невроз навязчивостей не вылечить вовремя, он переходит в хроническое состояние и корректируется гораздо сложнее.

Профилактика

Профилактические действия для избежания невротизации необходимо проводить и с детьми, вылечившимися от невроза, - для дальнейшего восстановления, и с абсолютно здоровыми – для предупреждения патологии.

Источником невроза у детей часто являются психологические травмы, которые потом теряются в глубинах подсознания и дети даже не помнят о них, но проблема остается и приводит к навязчивым состояниям.

Поэтому нужно с особой внимательностью отследить травмирующие факторы, и постараться не допускать их влияния на еще не сформировавшуюся детскую психику.

Чтобы научить ребенка без ущерба справляться со стрессом в сложных ситуациях, родителям нужно развивать и воспитывать его с рождения, прививая умения и навыки:

  • преодоления трудностей и опасностей;
  • выдержки и терпения;
  • настойчивости и трудолюбия.

Уже в раннем детстве малыша следует приучать к опрятности и аккуратности, выполнению гигиенических правил, систематическим занятиям физкультурой и спортом.

Психологические нюансы профилактики:

  1. Похвала – тонкий инструмент воспитания, необходимо использовать его взвешенно и адекватно достижениям ребенка. Недопустимы как чрезмерная восторженность, и, как следствие, постоянное ожидание ребенком восторгов от окружающих, неуверенность и обиды в случае отсутствия похвал, так и отсутствие реакции или принижение успехов ребенка.
  2. Нельзя постоянно дергать детей, напоминая об их недостатках, и требовать безупречного послушания – так ребенок станет ведомым, замкнутым и безынициативным, напряженно ожидающим подсказок и замечаний от взрослых.
  3. Запреты и ограничения следует использовать в случае реальной потребности в их введении и с обязательным объяснением ребенку причин и необходимости таких мер.
  4. Крайне важный момент – своевременное установление и поддержание близкого эмоционального контакта с ребенком, создание доверительных отношений с ним. Возможность в любое время обратиться к родителям с мучающим вопросом, от трудностей в выполнении домашнего задания до сложностей первой влюбленности, даст возможность разрешить его до возникновения глубоких проблем и не допустить продолжительного стресса и ушедших «вглубь» негативных эмоций.

Помните: первоосновой и залогом здоровой психики у детей является эмоциональное благополучие, доброжелательная обстановка и атмосфера в семье.

Навязчивые движения у детей, оформившиеся в полноценный синдром – это проявление невроза навязчивых состояний. Возникновение этих движений говорит о том, что у ребенка существует проблема, которую он не может озвучить. Чаще всего малыш не осознает корни своих переживаний и сам не может понять, что такое с ним происходит. Навязчивыми движениями ребенок может реагировать также на проблемы, имеющиеся у родителей. Бесполезно допытываться у малыша, почему и зачем он без конца повторяет одно и то же движение – он не знает ответа.

Появление навязчивых движений у детей – сигнал о том, что вся семья нуждается в коррекции. Ребенок, как самый младший и слабый член семьи, первым реагирует на семейное неблагополучие. Своевременное обращение к психиатру или психотерапевту поможет не только сохранить здоровье малыша, но и родителям лучше понять друг друга.

Описать все практически невозможно, у каждого малыша они имеют свои особенности. Невроз навязчивостей возникает в том случае, если потребности маленькой личности не могут быть удовлетворены. Движения отличаются однотипностью, повторяются каждую минуту. Выделяют 2 основных типа: тики и собственно навязчивые движения.

Тик – это неконтролируемое сознанием ритмичное сокращение мышц, чаще всего глазных. У малышей это проявляется бесконечным миганием, иногда быстрым зажмуриванием. Навязчивые движения бывают такими:

  • дергание головой;
  • «шмыганье» носом;
  • накручивание волос на палец;
  • кручение пуговиц;
  • щелканье пальцами;
  • поднятие плеч;
  • взмахивание рук;

Навязчивости могут быть более сложными: ритуалы при мытье рук, обход мебели с одной стороны, дутье на ладони, качание согнутой в колене ногой и т.п.

Навязчивости помогают малышу облегчить внутреннее напряжение, увлекают и отодвигают причину их возникновения на второй план.

Модная игрушка спиннер – не что иное, как удовлетворение потребности нервных детей и инфантильных подростков в стереотипных движениях, создающих иллюзию покоя.

Медикаментозное лечение

Лекарства при неврозе навязчивых движений у детей имеют вспомогательное значение. Они улучшают кровоснабжение,питание и обмен веществ в нервных клетках, успокаивают, удлиняют сон, но полностью проблему не решают. Медикаменты используются как временная мера для снятия внутреннего напряжения, уменьшения капризов и раздражительности.


Используются препараты таких групп:

Истинно психотропные препараты – Фенибут, Сонапакс, Сибазон, Тазепам – назначает только врач коротким курсом. Лекарства назначает психиатр или психотерапевт, учитывая общее соматическое состояние ребенка. Важен подбор возрастных безопасных дозировок, которые не помешают развитию малыша.

Немедикаментозное лечение

Каких-то определенных методов нелекарственного воздействия на навязчивые движения у детей нет. Можно использовать физиотерапевтические методы, снижающие общую возбудимость – электросон или воздействие на головной мозг слабого импульсного тока и другие подобные, но они принесут временный эффект.

В домашних условиях можно использовать ванны с отварами лекарственных трав – мяты, лаванды, мелиссы, добавлять морскую соль. Полезно все, что укрепляет нервную систему – богатая микроэлементами и витаминами свежая еда, прогулки на свежем воздухе, морские купания, солнечные ванны.

Правильное поведение родителей

Основа выздоровления, без которой невозможно сдвинуть ситуацию с мертвой точки. Есть несколько важных правил:

Как реагировать на навязчивые движения?

Точно так же, как на заикание – игнорировать всем поведением. Как справедливо говорит доктор Комаровский, при неврозе навязчивых движений у детей нет ни опухоли, ни воспаления, ни сосудистых проблем в нервной системе. Такой невроз – это психоэмоциональное расстройство, возникшее в ответ на травмирующую ситуацию. Это обратимое состояние, которое прекращается после того, как устранена его причина.

Когда у ребенка появились навязчивые движения, нужно сразу обращаться к психиатру или психотерапевту, а до того времени делать вид, что ничего особенного не происходит. Не стоит делать ребенку замечаний или одергивать, а тем более наказывать. Внимание родителей только закрепляет такие движения, делает их более желанными.

Можно попытаться отвлечь малыша – едой, игрой, прогулкой. Не следует обсуждать особенности малыша с подругами или родней, особенно в его присутствии. Все сказанное родителями откладывается в памяти и сознании малыша, такие разговоры только отодвинут выздоровление.

Психотерапия

Основной способ избавления от невроза навязчивых движений у ребенка. Психотерапевт подробно разбирает семейную ситуацию, обнаруживает все скрытые проблемы. Может вскрыться одна из проблем, приведшая к болезни ребенка:

  • жестокое обращение;
  • чрезмерно строгое воспитание;
  • педагогическая запущенность, когда малыш предоставлен сам себе и его развитием никто не занимается;
  • алкоголизм родителей;
  • психические отклонения у родителей и ближайших родственников;
  • психологические и моральные травмы;
  • испуг или эмоциональная перегрузка;
  • внутрисемейные конфликты;
  • неприятие родителями пола ребенка;
  • рождение малыша от нелюбимого человека;
  • переезд в другой город, район или дом;
  • неприятие ребенком мачехи или отчима;
  • неприятие рождения младших детей;
  • конфликт в детском коллективе.

Круг проблем, ведущих к развитию у детей невроза навязчивых движений, многообразен и определяется конкретной ситуацией. Психотерапевт в этом случае выступает в роли объективного зеркала, в котором каждый из участников семейных отношений может увидеть себя со стороны и получает возможность коррекции поведения и способа реагирования.

Методы детской психотерапии

Для лечения детских неврозов навязчивых движения чаще всего используется недирективная игровая психотерапия. После привыкания ребенка к врачу в общение вводится третий участник – игрушка, которая никак не может справиться со своими руками (глазами, пальцами, шеей, ногами). Имитируется то расстройство, которое беспокоит ребенка. В процессе игры малыш раскрывается и обозначает те проблемы, из-за которых появилась двигательная навязчивость.

Особенности детской психики – наивность и непосредственность – позволяют проецировать на игру наиболее болезненные моменты общения с родителями, другими взрослыми или сверстниками. Такой перенос проходит незаметно для ребенка, а врачу предоставляет обширную информацию о том, что же на самом деле происходит в душе у малыша.

Отличные результаты приносит семейная психотерапия, когда каждому члену семьи по отдельности разъясняются педагогические промахи и их последствия для здоровья ребенка. Психотерапевт в этом случае играет роль беспристрастного комментатора, тактично предлагая взрослым взглянуть на свои ошибки со стороны.

Школьникам приносят большую пользу адаптивные методики, преодолевающие проблемы и сложности коммуникации. Такие методики особенно важны при смене детского коллектива и для вывода ребенка с позиции жертвы.

Широко используется поведенческая терапия, которая помогает детям самоутверждаться, направляя естественные желания в социально приемлемое русло. Прекрасно помогает преодолеть различные страхи методика эмотивного воображения, когда ребенок становится на место любимого героя и в его образе справляется со всеми трудностями.

Общими усилиями семьи удается, как правило, вылечить невроз навязчивых движений у детей.

Наблюдая навязчивые движения у детей, родители часто пытаются одернуть малыша, отучить от «вредной привычки», не понимая, что проблема гораздо серьезнее, чем кажется на первый взгляд. Нередко речь идет о таком нарушении, как синдром навязчивых движений у детей, требующем вмешательства психолога и долгого терпеливого лечения.

Синдром навязчивых движений у детей

В последние годы лечить тики у ребенка и навязчивые движения приходится все чаще. Невропатологи и психологи уверены – причина кроется в возросшей нагрузке на организм и частых стрессовых ситуациях, которым, увы, нередко подвержены даже ребятишки. Итак, что можно отнести к провокаторам синдрома?

В первую очередь к ним относят:

  • кратковременную, но острую психологическую травму;
  • длительное подавленное состояние, особенно у ребятишек, растущих в условиях неблагополучной семьи;
  • попустительское либо, наоборот, диктаторское воспитание;
  • резкая перемена в жизни, например, переход в другой сад либо школу, развод родителей;
  • черепно-мозговая травма;
  • хронические патологии: порок сердца, ревматизм;
  • инфекционные заболевания: туберкулез.

Синдром повторяющихся движений следует отличать от таких патологий, как невроз или тики. В первом случае речь идет о нарушенном психоэмоциональном состоянии. Неврозы и тики вызываются невротическими дефектами, лечение которых требует медикаментозной терапии.

Клиническая картина

Как понять, что малыш подвержен синдрому? Прежде всего, следует учитывать, что психоэмоциональное расстройство способно проявляться на протяжении долгого времени. При этом характерные привычки могут приобретать более сложный характер.

Наиболее распространенные:

  • обкусывание ногтей;
  • сосание пальцев;
  • подтирание носа;
  • шмыганье носом;
  • кивание головой;
  • взмахи руками;
  • скрежетание зубами;
  • монотонное раскачивание;
  • накручивание волос на палец – чаще свойственно девочкам;
  • выдергивание волос;
  • поддергивание гениталий – распространенное движение у мальчиков.

Чаще всего подобное поведение, в отличии от тиков, не требует врачебного вмешательства и проходит по мере роста малыша. Однако в некоторых случаях обращение к психологу необходимо, так как продолжительный синдром может стать причиной травмирования либо тормозить активность детей.

Как выявить синдром навязчивых движений руками у детишек


К сожалению, диагностики, позволяющей точно определить подобное состояние, не существует. В большой мере все зависит от профессионализма врача и наблюдательности родителей.

Кроме того, присутствуют факторы, благодаря которым можно подозревать риск психоэмоционального нарушения.

Например, замечено, что лечение синдрома навязчивых движений у детей чаще требуется при замедленном интеллектуальном развитии. Наиболее часто синдрому подвержены мальчики, при это неважно, сколько им лет.

Тики и синдром Тауретта могут напоминать навязчивые движения. Однако уже к 2 годам обычно проявляются навязчивые движения, синдром Тауретта выявляют у ребенка 6-7 лет и лечить его нужно иначе. Также и с тиками – повторяющиеся движения усиливаются в период стрессов и становятся сложнее, при этом сам ребенок не испытывает дискомфорта. При тиках дискомфорт присутствует.

Как лечить навязчивые движения у детишек?

Если патология была диагностирована своевременно, вылечить «невроз» навязчивых движений у детей не представляет особой сложности. Чаще всего с малышом и его родителями работает психолог. Если патология прогрессирует, существует риск ее перехода в более тяжелые формы. В этом случае необходима коррекция медикаментозными препаратами, назначаемыми неврологом.

Нужно учитывать небольшой нюанс – даже если внешние проявления патологии исчезли, нельзя прекращать лечение. При любом стрессе синдром может вернуться, приобретая более тяжелый характер.

Если выявлен «невроз» навязчивых движений у малыша, лечение продолжается от полугода до нескольких лет. Поэтому родителям, желающим обеспечить нормальное психоэмоциональное состояние своего ребенка, следует набраться терпения. Одновременно с психологическими тренингами можно проводить и семейную терапию: использовать методы релаксации, физическую нагрузку, по разрешению врача – легкие седативные растительные отвары.

Тем не менее, не стоит заострять внимание на проблеме, так как чрезмерная опека часто ухудшает психоэмоциональный фон.

Начиная лечение «невроза» навязчивых движений у детей, следует выяснить причины. Невозможно создать в доме уютную психоэмоциональную обстановку, если родители находятся в конфронтации или совершенно не интересуются внутренним миром своего ребенка. Поэтому наряду с посещением детского психолога, нередко папе и маме приходится проходить сеансы семейной терапии.

Если малыш растет замкнутым, не стремится к общению со сверстниками, нужно выяснить в чем причина подобного поведения. Не исключено, что в жизни малыша присутствуют страхи, с которыми он не способен справиться самостоятельно. Также возможно присутствие перенапряжения, сильной усталости.

Постарайтесь при посторонних людях не кричать на своего ребенка и не делать ему замечаний. И ни в коем случае не извиняйтесь за его поведение. Оказывая подчеркнутое внимание его привычкам, родители способствуют закреплению синдрома, провоцируют дальнейшее использование малышом тех же методов.

Ребенок начал грызть ногти, совершать странные движения руками или головой, часто моргать или щуриться без причины. Все эти признаки могут являться проявлениями синдрома навязчивых движений. О том, что это такое и что с этим делать, мы расскажем в этом материале.



Что это такое

Невроз навязчивых движений является довольно распространенным именно в детском возрасте. Чаще всего монотонные повторяющиеся движения или серии таких движений появляются у детей дошкольного или младшего школьного возраста. Это не отдельная болезнь, а целый комплекс нарушений как на психическом, так и на эмоциональном уровнях. Движения, которые совершает ребенок, немотивированны, их очень сложно взять под контроль.

Медицина относит такое явление к проявлениям обессивно-компульсивного расстройства. Неврозы навязчивых состояний включены в классификацию болезней. Несмотря на это, детский синдром довольно мало изучен, и об истинных его причинах и механизмах можно только догадываться.


Чтобы не пугать родителей, сразу следует отметить, что психически больным ребенок с навязчивыми движениями не считается. Он не инвалид, не нуждается в изоляции и не представляет никакой опасности для окружающих. Единственный человек, которому он способен навредить, это - он сам. Да и то, только в тех случаях, когда навязчивые движения являются травмоопасными.

Чаще всего, по имеющейся на сегодняшний день педиатрической практике, родители идут к врачу с жалобами на то, что ребенок начал обкусывать себе губы, грызть ноги и кожу на руках, кусать сам себя за руки, вырывать у себя волосы или практически постоянно накручивать их на палец, взмахивать руками и трясти кистями, качаться корпусом из стороны в сторону. Примечательно, что малыш начинает повторять такие движения именно тогда, когда попадает в неудобную или некомфортную, с психологической точки зрения, ситуацию. Если он боится, если он растерян, огорчен, раздражен, обижен, он начинает компенсировать дискомфорт привычным и успокаивающим его движением или целой серией таковых.

Не всегда у проявлений синдрома имеются патологические неврологические или психиатрические причины. Ввиду малой изученности, порой бывает очень сложно установить, что стало «пусковым механизмом». Но этот диагноз, если его поставили ребенку, не является приговором и в большинстве случаев даже не требует классического лечения.


Причины возникновения

Считается, что основной причиной возникновения дурной привычки совершать навязчивые движения, является сильный стресс, глубокое эмоциональное потрясение, которое пережил ребенок. В силу того, что малыш не может словами выразить одолевающих его чувств, эмоции находят выход на физическом уровне. Такое расстройство обычно носит временный характер, и как только малыш оправится от переживаний, он сможет избавиться от ненужных ему движений и действий.

К психологическим причинам также относят:

  1. ошибки в воспитании малыша (строгость, физические наказания, попустительство и вседозволенность)
  2. тяжелый психологический климат в семье (развод родителей, скандалы и ссоры взрослых при ребенке, физическое насилие);
  3. резкая смена привычной среды обитания (внезапный переезд, переход в другую школу, другой детский сад, передача на воспитание бабушке и др.);
  4. конфликты ребенка с ровесниками.



К физическим причинам, которые могут привести к расстройству или способствуют его развитию при неблагоприятных внешних условиях относятся:

  • черепно-мозговые травмы в анамнезе;
  • неблагоприятная наследственность (имеются близкие родственники с психическими нарушениями, заболеваниями центральной нервной системы, а также злоупотребляющие алкоголем или наркотиками);
  • сопутствующие неврологические диагнозы (синдром гиперактивности);
  • врожденные психические заболевания (аутизм, шизофрения);
  • врожденные патологии головного мозга и ЦНС.

Иногда у детей наблюдается целый комплекс причин, который объединяет и физические, и психологические факторы, способствующие развитию состояния навязчивых движений. Установление истинной причины - задача невероятно сложная даже для опытного врача, но сделать это обязательно нужно, чтобы знать, в какой конкретно помощи нуждается ребенок. Часть причин легко решается доверительной беседой с малышом или посещением кабинета детского психолога, а часть придется лечить с применением медикаментов.


Симптомы

Синдром навязчивых движений имеет великое множество проявлений. Все зависит от личности ребенка, его характера, темперамента, особенностей физического развития, возраста. Наиболее часто в детском возрасте до шести лет встречаются тики. Они всегда носят физиологический характер, являются непроизвольными и часто проходят столь же внезапно, как и появились.



Навязчивые движения более сложного уровня лучше поддаются воздействию волевым усилием. Теоретически человек может запретить себе грызть ногти, но у ребенка с волей и мотивацией все обстоит не очень хорошо, а потому он просто не в состоянии справиться с такими движениями. Чаще всего синдром навязчивых движений проявляется тем, что ребенок грызет ногти, кожу вокруг них, с завидной регулярностью причмокивает или дергает губой, кусает губы, часто и нарочито моргает, постоянно покашливает или шмыгает носом. Иногда синдром проявляется более выраженно - раскачиванием корпуса вперед-назад или из стороны в сторону, трясением головой, неоправданным взмахиванием руками.

Все подобные движения не представляют ровным счетом никакой опасности, если они единичны или происходят редко.


Синдрому навязчивых состояний свойственна цикличность, регулярность, монотонность и постоянность повторений вполне определенных движений.

Часто родители пытаются просто пресекать такие проявления. При патологическом их происхождении ребенок не воспринимает критику и требования прекратить адекватно, движения усиливаются, а при настойчивости взрослых у малыша может начаться истерика.



Диагностика

Ни один в мире доктор при обращении к нему родителей с жалобами на навязчивые движения ребенка не сможет точно сказать, с чем связано такое поведение малыша. Потому маме и папе нужно очень внимательно присмотреться к чаду, проанализировать события последнего времени и только после этого отправляться на прием к врачу.


Начать диагностику лучше с посещения невролога. Этому специалисту родители должны будут подробно рассказать, в каких ситуациях и как часто повторяются серии движений, какой характер они носят, а также – не было ли у ребенка в последнее время стресса или потрясений.



Кроме того, следует записать на бумагу и принести врачу список всех лекарств, которые ребенок употреблял за последние пару месяцев. Некоторые медикаментозные средства могут оказывать такое действие на нервную систему.

Если после этого внятной причины не обозначится, доктор посоветует пройти МРТ головного мозга (чтобы исключить патологии мозга), а также нанести визит к детскому психиатру, который осмотрит ребенка на предмет психических отклонений. Полезно будет сдать анализы крови и мочи, которые помогут определить, нет ли в организме крохи какого-либо воспалительного процесса, а также нет ли у него дефицита витаминов и некоторых минералов (в частности, кальция). Их нехватка тоже может приводить к нарушениям нервной системы.

На этом доступный перечень диагностических мер заканчивается. В медицине на сегодняшний день нет единого стандарта оценки такого состояния, как невроз навязчивых движений, а потому ставить диагноз врачи будут, опираясь в основном на рассказы родителей.


Лечение

Если психиатр и невролог посчитали, что ребенок здоров, а анализы не показали никаких существенных отклонений от нормы, то родители могут не волноваться, и не спешить пичкать чадо таблетками и уколами. Тут требуется другой подход. Терапия будет заключаться в устранении всех травмирующих психику малыша явлений и событий.



С ребенком нужно общаться, разговаривать, гулять, вместе заниматься рисованием, просмотром фильмов, чтением. И обязательно все обсуждать.

Рано или поздно кроха обязательно сообщит о том, что его так взволновало, и родители смогут понять, из-за чего возникли навязчивые движения.


Ни в коем случае нельзя настоятельно пресекать попытки ребенка совершать движения, не стоит лишний раз заострять на них свое внимание и обращать внимание ребенка. Если движения ребенка представляют опасность для него самого (он кусает себя, царапает лицо), нужно обязательно посетить с ним занятия у детского психолога, а если понадобится, то и у психотерапевта. За малышом нужно более внимательно следить.


Медикаментозное и сопутствующее лечение при неврозе навязчивых движений назначается в основном тогда, когда врачи-специалисты находят обоснованные медицинские причины для появления расстройства.

В особо сложных случаях назначают препараты - антидепрессанты. Во всех остальных стараются обойтись более мягкими вариантами терапии.

Назначают мягкие успокоительные, желательно естественного или растительного происхождения, к которым относят «Глицин » и «Персен » , для улучшения мозгового кровоснабжения прописывают «Циннаризин » вместе с препаратом магния «Аспаркамом» . Для укрепления нервной системы назначают витамины группы В, в частности, препарат «Мильгамма » . В качестве успокоительного могут быть рекомендованы и фиточаи с седативным эффектом - на основе мяты, валерианы , душицы , пустырника. В домашних условиях можно будет делать ребенку успокаивающие лечебные ванны с лекарственными травами, правда, при условии, что доктор это одобрит, ведь такие процедуры довольно часто вызывают неадекватную реакцию у детей с предрасположенностью к аллергии.