Эмоциональное выгорание у медицинских работников. Синдром эмоционального выгорания. Профилактика психоэмоциональных нарушений

Обсуждая проблему широкого распространения психосоматических расстройств у больных, мы не можем обойти проблему развития психоэмоциональных расстройств у врачей и других медицинских работников. Профессиональная деятельность практикующих медработников, участвующих в лечении и реабилитации больных, предполагает эмоциональную насыщенность и высокий процент факторов, вызывающих стресс, который по прошествии лет переходит в хроническую форму, вызывая синдром эмоционального выгорания.
Синдром эмоционального выгорания (СЭВ) был впервые описан в 1974 году американским психологом Фрейденбергером для описания деморализации, разочарования и крайней усталости, которые он наблюдал у работников психиатрических учреждений. Разработанная им модель оказалась удобной для оценки этого состояния у медицинских работников - профессии с наибольшей склонностью к «выгоранию». Ведь их рабочий день - это постоянное теснейшее общение с людьми, к тому же больными, требующими неусыпной заботы, внимания, сострадания, сдержанности. Установлено, что одним из факторов синдрома «выгорания» является продолжительность стрессовой ситуации, ее хронический характер.
Основными симптомами СЭВ являются:
1) усталость, утомление, истощение после активной профессиональной деятельности;
2) психосоматические проблемы (колебания артериального давления, головные боли, заболевания пищеварительной и сердечно-сосудистой систем, неврологические расстройства, бессонница);
3) появление негативного отношения к пациентам (вместо имевшихся ранее позитивных взаимоотношений)
4) отрицательная настроенность к выполняемой деятельности;
5) агрессивные тенденции (гнев и раздражительность по отношению к коллегам и пациентам);
6) функциональное, негативное отношение к себе;
7) тревожные состояния, пессимистическая настроенность, депрессия, ощущение бессмысленности происходящих событий, чувство вины.

Психическое выгорание понимается как профессиональный кризис, связанный с работой в целом, а не только с межличностными взаимоотношениями в процессе ее. Выгорание можно приравнять к дистрессу (тревога, депрессия, враждебность, гнев) в его крайнем проявлении и к третьей стадии общего синдрома адаптации - стадии истощения.
Этот синдром включает в себя три основные составляющие: эмоциональную истощенность (чувство эмоциональной опустошенности и усталости, вызванное собственной работой), деперсонализацию (циничное, безразличное отношение к труду и объектам своего труда) и редукцию профессиональных (снижение личных) достижений (возникновение чувства некомпетентности в своей профессиональной сфере, осознание неуспеха в ней).
Более всего риску возникновения СЭВ подвержены лица, предъявляющие непомерно высокие требования к себе. Входящие в эту категорию личности ассоциируют свой труд с предназначением, миссией, поэтому у них стирается грань между работой и личной жизнью. В ходе исследований были выделены еще три типа людей, которым грозит СЭВ:
Первый тип – «педантичный», характеризуется добросовестностью, возведенной в абсолют; чрезмерной, болезненной аккуратностью, стремлением в любом деле добиться образцового порядка (пусть в ущерб себе).
Второй тип – «демонстративный», характеризуется стремлением первенствовать во всем, всегда быть на виду. Вместе с тем им свойственна высокая степень истощаемости при выполнении незаметной, рутинной работы, а переутомление проявляется излишней раздражительностью, гневливостью.
Третий тип – «эмотивный», характеризуется противоестественной чувствительностью и впечатлительностью. Их отзывчивость, склонность воспринимать чужую боль как собственную граничит с патологией, с саморазрушением, и все это при явной нехватке сил сопротивляться любым неблагоприятным обстоятельствам.
Синдром эмоционального выгорания включает в себя 3 стадии, каждая из которых состоит из 4-х симптомов:
1-я стадия – «Напряжение» - со следующими симптомами: неудовлетворенность собой;
«загнанность» в клетку»; переживание психотравмирующих ситуаций; тревожность и депрессия.
2-я стадия – «Резистенция» - со следующими симптомами: неадекватное, избирательное эмоциональное реагирование; эмоционально-нравственная дезориентация; расширение сферы экономии эмоций; редукция профессиональных обязанностей.
3-я стадия – «Истощение» - со следующими симптомами: эмоциональный дефицит; эмоциональная отстраненность; личностная отстраненность; психосоматические и психовегетативные нарушения.
На появление и степень выраженности СЭВ влияет множество факторов. Наиболее тесную связь с выгоранием имеет возраст и стаж работы в профессии. Установлено, что средний медицинский персонал психиатрических клиник «выгорает» через 1,5 года после начала работы, а социальные работники начинают испытывать данный симптом через 2-4 года. Склонность более молодых по возрасту работников к выгоранию объясняется эмоциональным шоком, который они испытывают при столкновении с реальной действительностью, часто не соответствующей их ожиданиям. Установлено, что у мужчин более высокие баллы по деперсонализации, а женщины в большей степени подвержены эмоциональному истощению. Работающая женщина испытывает более высокие рабочие перегрузки (по сравнению с мужчинами) из-за дополнительных домашних и семейных обязанностей, но женщины продуктивнее, чем мужчины, используют стратегии избегания стрессовых ситуаций.
Имеются исследования, свидетельствующие о наличии связи между семейным положением и выгоранием. В них отмечается более высокая степень предрасположенности к выгоранию лиц (особенно мужского пола), не состоящих в браке. Причем холостяки в большей степени предрасположены к выгоранию даже по сравнению с разведенными мужчинами.
У многих врачей нет никого, кроме супруги или супруга, с кем можно было бы поговорить о чем-нибудь личном. При этом они рискуют испортить личные взаимоотношения, внося профессиональные вопросы в дом и будучи не в состоянии выполнять другие обязанности. По материалам западных периодических изданий, число разводов в семьях врачей на 10-20% выше, чем в общей популяции. Браки, в которых муж и жена - медицинские работники, чаще бывают несчастливыми.
В настоящее время существует много исследований, документально подтверждающих широко распространенную не удовлетворенность профессией и чувство сожаления в связи с выбором медицинской карьеры. Повышенные нагрузки в деятельности, продолжительность рабочего дня, сверхурочная работа, хроническое напряжение стимулируют развитие выгорания. Перерывы в работе оказывают положительный эффект и снижают уровень выгорания, но этот эффект носит временный характер: уровень выгорания частично повышается через три дня после возвращения к работе и полностью восстанавливается через три недели. Врачи и медсестры испытывают более сильное выгорание по сравнению с обслуживающим персоналом больниц, причем наиболее высокий уровень наблюдается у медицинского персонала онкологических отделений.
При изучении эмоционального дистресса у врачей психолог Кing сделал поражающий вывод: «Врачи, работающие в медицинском учреждении, подвержены значительному личностному дистрессу, им трудно раскрыться перед кем-нибудь за пределами своей непосредственной семьи и круга друзей. Преобладающая особенность врачебной профессии - отрицать проблемы, связанные с личным здоровьем». Выгорание - не просто результат стресса, а следствие неуправляемого стресса. По словам Grainger: «Врачей много учат теории и практике медицины, но почти не учат тому, как заботиться о себе и справляться с неизбежными стрессами».
Естественно, что врачи каким-то образом пытаются сами найти выход из создавшегося положения. Имеет место, так называемое, бегство от сложившейся ситуации, в частности, применение психотропных средств (алкоголя, наркотиков) и, как крайний вариант, суицид. По данным западной статистики, число самоубийц среди врачей составляет от 28 до 40 на 100 тысяч. Количество врачей, сводящих счеты с жизнью, за один год в США сравнимо с одним-двумя выпусками среднего мединститута. Это факт. Особенно уязвимы врачи-женщины. Среди них число самоубийств в 4 раза больше, чем среди женщин вообще.
В США, Канаде, Франции помощь врачам оказывают неправительственные общества, ассоциации врачей. К примеру, совместными усилиями американской и канадской медицинских ассоциаций каждые два года проводится Международная конференция по здоровью врачей. Существуют проект «Возрождайся!» Американской коллегии врачей и Американского общества внутренней медицины и проекты ряда других организаций. Очень важно отметить, что предусматривается комплексная поддержка врача: социальная, психологическая, правовая - уже на этапе студенчества. На Западе абитуриенты вузов, где готовят врачей, психологов, социальных работников, педагогов и прочих специалистов, входящих в группу психологического риска, проходят тесты на определение склонности к эмоциональному выгоранию.

Предупреждение СЭВ

Говоря о профилактике выгорания у медиков, следует рекомендовать каждому из нас стать своим собственным высококвалифицированным специалистом по устранению стресса. Необходимо научиться переустанавливать приоритеты и думать об изменении образа жизни, внося перемены в нашу повседневную рутину. Принимая на себя ответственность за характер переживания стресса, вы начинаете обретать контроль над собой и при этом душевно переходите из положения жертвы к состоянию уцелевшего. Мы можем начать с того, чтобы снова зажечь в себе установку на то, что наша работа может и должна доставлять удовольствие и возрождать нас, развивать наши личные ресурсы.
Наиболее эффективными на Западе являются групповые формы работы: специальные занятия в группах профессионального и личностного роста, повышения коммуникативной компетентности (Балинтовский метод).
Чтобы избежать синдрома эмоционального выгорания:
старайтесь рассчитывать, обдуманно распределять все свои нагрузки;
учитесь переключаться с одного вида деятельности на другой;
проще относитесь к конфликтам на работе;
как ни странно это звучит - не пытайтесь всегда и во всем быть лучшими.
Необходимо помнить, что работа - всего лишь часть жизни. Знание того, что СЭВ фактически является не только и не столько вашей проблемой, сколько проблемой профессии, должно помочь адекватно отнестись к появлению его симптомов и своевременно попытаться внести коррективы в свою жизнь.

1

1 Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Омский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации

Данная статья посвящена вопросу синдрома эмоционального выгорания медицинских работников лечебных организаций. Коллективом авторов проведён анализ литературных данных по выбранной тематике. Были изучены вопросы истории данного феномена, выявление групп и факторов риска, причины возникновения данной патологии у специалистов здравоохранения, клинические проявления синдрома и профилактические мероприятия по предупреждению развития эмоционального выгорания у медицинских работников. Мероприятия по профилактике синдрома профессионального выгорания помогут психологам правильно организовать психологическую поддержку, осуществить психологическую коррекцию, направленную на устранение симптомов, причин профессионального выгорания сотрудников, помогающую гармонизации личности и межличностных отношений между сотрудниками. Мероприятия по профилактике – индивидуальные и групповые – помогут увидеть стрессоры, т.е. факторы, содействующие возникновению стрессовых ситуаций, правильно на них реагировать, научат методике преодоления симптомов выгорания.

синдром эмоционального выгорания

профессиональный стресс

медицинский персонал

1. Балахонов А.В., Белов В.Г., Пятибрат Е.Д., Пятибрат А.О. Эмоциональное выгорание у медицинских работников как предпосылка астенизации и психосоматической патологии // Вестник Санкт-Петербургского университета. – 2009. – Вып. 3. – С. 57-71.

2. Боева, А.В. и др. Синдром эмоционального выгорания у врачей психиатров / А.В. Боева, B.А. Руженков, У.С. Москвитина // Научные ведомости. Серия Медицина. Фармация. – 2013. – № 11 (154). – Вып. 22. – С. 6-12.

3. Большакова Т.В. Личностные детерминанты и организационные факторы возникновения психического выгорания у медицинских работников: автореф. … канд. психол. наук. – Ярославль, 2004. – 27 с.

4. Бодров В.А. Информационный стресс: учебное пособие для вузов / В.А. Бодров. – М.: ПЕР СЭ, 200. – 352 с.

5. Водопьянова Н.Е. Синдром выгорания: диагностика и профилактика [Текст] / Н.Е. Водопьянова, Е.С. Старченкова [и др.]. – 2-е изд. – СПб.: Питер, 2008. – 336 с. – (Практическая психология).

6. Грачева И.Е. Синдром эмоционального выгорания в условиях напряженного ролевого взаимодействия (на примере продавцов-консультантов) / И.Е. Грачева // Вестник Тюменского государственного университета. – 2009. – № 5. – С. 120-126.

7. Ермолаева Л.Е. и др. Гигиеническое и клиническое обоснование формирования синдрома эмоционального выгорания у стоматологов /Л.Е. Ермолаева, О.В. Мироненко, З.Н. Шенгелия, Л.А. Сопрун // Вестник военно-медицинской академии. – 2011. – № 4(36). – С. 140-142.

8. Засеева И.В., Татров А.С. Сравнительный анализ синдрома эмоционального выгорания у врачей и медицинских сестер отделения анестезиологии и реанимации в условиях региона // Фундаментальные исследования. – 2013. – № 6. – С. 184-188.

9. Ибраева А.Ш., Каусова Г.К. К вопросу синдрома эмоционального выгорания у медицинских работников скорой медицинской помощи // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2014. – № 9. – С.70-73.

10. Касимовская Н.А. Внедрение школ профессионального здоровья в методологию диспансеризации – одно из направлений сохранения здоровья медицинских работников // Общественное здоровье, управление здравоохранением и подготовка кадров: материалы Всерос. науч. конф., посвящ. 85-летию кафедры общественного здоровья и здравоохранения с курсом экономики им. И.М. Сеченова. – М., 2007. – С. 179-181.

11. Кобякова, О.С. Эмоциональное выгорание у врачей и медицинские ошибки. Есть ли связь? / О.С. Кобякова, И.А. Деев, Е.С. Куликов, И.Д. Пименов, К.В. Хомяков // Социальные аспекты здоровья населения. – 2016. – № 1 (47). – С. 1-14.

12. Леонова А.Б. Основные подходы к изучению профессионального стресса // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. – 2001. – № 11. – С. 2–16.

13. Огнерубов Н.А. Синдром эмоционального выгорания у врачей-терапевтов / Н.А. Огнерубов, М.А. Огнерубова// Вестник ТГУ. – 2015. – № 2(20). – С. 307-318.

14. Орел В.Е. Личностные детерминанты возникновения синдрома психического выгорания у медицинских работников /В.Е. Орел, Т.В. Большакова // Экология человека. – 2005. – № 3. – С. 40-43.

15. Орел В.Е. Синдром психического выгорания личности [Текст] / В. Е. Орел; Рос. акад. наук, Ин-т психологии. – М.: Ин-т психологии РАН, 2005. – 330 с.

16. Орел В.Е. Феномен «выгорания» в зарубежной психологии: эмпирические исследования и перспективы [Текст] / В.Е. Орел // Психологический журнал. – 2001. – Т. 22, № 1. – С. 90-101.

17. Петрова О.Н., Льдокова Г.М. Влияние профессиональной деятельности на стресс и эмоциональное выгорание у медицинских работников // Современные наукоемкие технологии. – 2013. – № 7. – С. 218-219.

18. Практическая психодиагностика. Методы и тесты. Учебное пособие. – Самара: Издательский Дом «Бахрах», 1998. – 672 с.

19. Профессиональная патология: национальное руководство / под ред. Н.Ф. Измерова. – М.: ГЭОТАР – Медиа, 2011. – 784 с.

20. Скугаревская М.М. Синдром эмоционального выгорания // Медицинские новости. – 2002. – № 7.

21. Таткина Е.Г. синдром эмоционального выгорания медицинских работников как объект психологического исследования / Е.Г. Таткина // Вестник Томского государственного педагогического университета. – 2009. – № 11. – С. 131-134.

22. Темиров Т.В. Психическое выгорание работников социальных профессий / Т.В. Темиров // Человеческий фактор: проблемы психологии и эргономики. – 2007. – № 3. – С.95-96.

23. Федак Б.С. Феноменология синдрома выгорания у медицинского персонала скорой помощи // Медицинская психология. – М., 2009. – Т.4, № 1 (13). – С.19-21.

24. Хетагурова А.К. Профессиональное выгорание // Сестринское дело. – 2004. – № 4-5. –C. 21-22.

25. Юрикова А.А. Исследование выраженности синдрома эмоционального выгорания психологов-практиков с различным стажем профессиональной деятельности // Психотерапия. – 2005. – № 1. – С. 39-40.

26. Яркина, О.С. Синдром эмоционального выгорания у врачей в контексте личностно-профессионального развития: симптомы и предпосылки / О.С. Яркина // Вестник ТГУ. – 2008. – № 3(59). – С. 304-311.

27. Barth A.R. Burnout bei Lehrern. Gottingen: Hogrefe, 1992. – 215 p.

28. Freidenberger Н.J. Staff burn-out // J. of Social Issues. 1974. V. 30. P. 159-165.

29. Klis M., Ronginska Т., Gaida W., Schaarschmidt U. Zdrowie psychiczne w zawodzie nauczycielskim // J. Zespo wypalenia zawodowego a cechy osobowosci nauczycieli. Zielona Gora; Potsdam, 1998. № 32. P. 53-58.

30. Kondo K. Burnout syndrome // Asian medical. 2001. № 34. P. 34-42.

31. Lazarus R.S., Folkman S. Transactional theory and research on emotions and coping // Eur. J. of Personality. 1987. V. 1. P. 141-169.

32. Maslach C. Burnout: a social psychological analysis // The burnout syndrome: current research, theory, interventions / еd. J.W. Jones. L., 1982. V. 11. № 78. P. 78-85.

33. Maslach C., Jackson S.E. The role of sex and family variables in burnout // Sex Roles. 1985. V. 12. P. 41-48.

34. Maslach C. Understanding burnout: Defi nitional issues in analyzing a complex phenomenon // Job Stress and Burnout. V. 9 / еds. W.S. Paine. Beverly Hills, 1982. P. 26-31.

35. Perlman B., Hartman E. A. «Burnout»: summary and future and research // J. Human relations. 1982. V. 14. № 5. P. 153-161.

36. Schaufeli W.B., Enzmann D. The Bumout companion for research and practice: A critical analysis of theory, assessment, research and interventions. Washington DC, 1999. 128 p.

37. Sidorov P.I. Burnout. Causes Symptoms Treatment and Prevention // Pedagogicheskaya tekhnika. 2013 (1):68-74.

38. Van Yperen N.W. Informational support, equity and bumout: The moderatin effect of self-effi cacy // J. of Occupat. Psychol. 2004. V. 71. № 1. P. 29-33. 4. Perlman B., Hartman.

Профессиональная деятельность занимает особое место в жизни каждого человека: она является смыслом жизни, в ней фокусируются все наши помыслы и цели . В процессе выполнения профессиональной деятельности происходит формирование личностных качеств, необходимых для той или иной специальности, то есть становление человека как специалиста . Формирование профессиональных качеств, необходимых для осуществления деятельности специалиста - долгий и кропотливый труд, зависящий от огромного количества факторов. Оно протекает в течение всей профессиональной жизни человека: начинается с момента выбора профессии, идет в период обучения и продолжается до прекращения выполнения человеком своих профессиональных обязанностей. Этот процесс зависит от изменчивости самой профессии в течение жизни (появление новых методов, технологий), требований общества к ней . Таким образом, любая профессиональная деятельность накладывает свой психологический отпечаток на личность человека, по-своему «деформируя» ее . Такая «деформация» может стать предпосылкой как для формирования профессионала высокого класса, так и для развития профессиональных деструкций. Профессиональные деструкции - это постепенно накопившиеся изменения сложившейся структуры деятельности и личности, негативно сказывающиеся на продуктивности труда и взаимодействии с другими участниками этого процесса, а также на развитии самой личности. Преодоление профессиональных деструкций сопровождается психической напряженностью, психологическим дискомфортом, кризисными явлениями. Одним из проявлений профессиональных деструкций личности является феномен эмоционального выгорания .

Цель: анализ проблемы влияния условий труда и стресса на медицинских работников, выявить сущность, предпосылки, симптомы и причины, приводящие к синдрому эмоционального выгорания, а также дать основные рекомендации по оптимизации условий труда, профилактике стресса и профессионального выгорания.

Впервые синдром эмоционального выгорания описал американский психиатр Х. Фрейденберг в 1974 году . Термин был введён с целью характеристики психологического состояния здоровых людей, чья профессиональная деятельность неразрывно связана с интенсивным и тесным общением с человеком , постоянным напряжением эмоциональной сферы . На сегодняшний день есть огромное количество теорий развития и формирования эмоционального выгорания. Разберем наиболее значимые из них.

Согласно теории Пайнса и Аронсона , выгорание - это состояние физического, эмоционального и когнитивного истощения, вызванного длительным пребыванием в эмоционально перегруженных ситуациях. Истощение является главной причиной (фактором), а остальные проявления дисгармонии переживаний и поведения считают следствием. Согласно этой модели, риск эмоционального выгорания угрожает не только представителям социальных профессий.

Синдром эмоционального выгорания, согласно мнениям Д. Дирендонка, В. Шауфели, X. Сиксма , сводится к двухмерной конструкции, состоящей из эмоционального истощения и деперсонализации. Первый компонент, получивший название «аффективного», относится к сфере жалоб на свое здоровье, физическое самочувствие, нервное напряжение, эмоциональное истощение. Второй - деперсонализация - проявляется в изменении отношений либо к окружающим, либо к себе. Он получил название «установочного».

Согласно модели Дж. Гринберга, профессиональное выгорание представляет собой пятиступенчатый прогрессирующий процесс, состоящий из следующих этапов:

  1. медовый месяц (удовольствие от работы есть, но в связи с продолжительными рабочими стрессами энергичность и чувство удовлетворения начинают уменьшаться);
  2. недостаток топлива (появляются первые признаки физиологических нарушений (проблемы со сном, усталость), снижается интерес к содержанию труда и/или к работе, может проявляться отстраненность от своих обязанностей);
  3. хронические симптомы (измождение, подверженность заболеваниям, раздражительность или чувство подавленности, ощущение постоянной нехватки времени);
  4. кризис (развитие хронических заболеваний, потеря работоспособности, неудовлетворенность качеством жизни);
  5. пробивание стены (дальнейшее развитие заболеваний).

В основе модели Б. Перлмана и Е. А. Хартмана лежит прогрессирующий процесс проявления трех видов реакций на профессиональные стрессы:

  1. физиологические реакции, ведущие к физическому истощению;
  2. аффективно-когнитивные реакции, ведущие к эмоциональному и мотивационному истощению, деморализации;
  3. поведенческие реакции, которые выражаются в дистанцировании от своих трудовых обязанностей и снижении продуктивности деятельности.

Самой популярной моделью эмоционального выгорания является теория Маслач и Джексон, которые систематизировали описанные характеристики данного синдрома и разработали опросник для его количественной оценки. Согласно модели К. Маслач и С. Джексон, «выгорание» представляет собой трехмерный конструкт, включающий в себя эмоциональное истощение, деперсонализацию и редукцию личных достижений . Под эмоциональным истощением понимается чувство эмоциональной опустошенности и усталости, вызванное собственной работой. Деперсонализация предполагает циничное отношение к труду и объектам своего труда. Наконец, редукция профессиональных достижений - возникновение у работников чувства некомпетентности в своей профессиональной сфере, осознание неуспеха в ней . На сегодняшний день интерес исследователей, практических психологов, врачей к вопросу эмоционального выгорания не угас, продолжаются исследования данного феномена и его распространение среди различных профессиональных групп. Наиболее часто эмоциональное выгорание выявляется у людей, чья деятельность связана с интенсивным общением, постоянным напряжением эмоциональной сферы: медицинские и социальные работники, педагоги, психологи, священники, сотрудники call-центров, спасатели, операторы телефонов доверия, продавцы, менеджеры, торговые представители . Трудовая деятельность этих профессиональных групп достаточно быстро приводит к изменениям эмоций, и зачастую эти изменения развиваются в негативную сторону: возникает ощущение истощенности или опустошенности, неспособность быстро восстановиться, появляется хроническая усталость, эмоциональная перегрузка. Все это является составляющими элементами синдрома эмоционального выгорания (СЭВ) . Более подробно рассмотрим данный феномен в профессиональной деятельности медицинских работников. Профессиональная деятельность работников здравоохранения по праву считается одной из самых сложных и ответственных видов деятельности человека. Она характеризуется значительной интеллектуальной нагрузкой, требует большого объема оперативной и долговременной памяти, наличия определенного уровня здоровья, содержит элементы творчества и тесно связана с ответственностью за здоровье и жизнь других людей, предполагает эмоциональную насыщенность, психофизическое напряжение и высокий процент факторов, вызывающих стресс . Безусловно, наличие и степень выраженности этих качеств обеспечивает уровень профессиональной эффективности труда , которая у медицинских работников должна быть высокой в течение все рабочей смены и на протяжении всей трудовой деятельности. Среди данной профессиональной группы в наибольшей степени синдрому эмоционального выгорания подвержены медицинские работники среднего звена. Это связано с условиями деятельности среднего медперсонала. Их рабочий день - это теснейшее общение с людьми, к тому же больными, требующими неусыпной заботы и внимания . Неся на себе «груз общения», медицинские работники среднего звена лечебно-профилактических учреждений вынуждены постоянно находиться в гнетущей атмосфере чужих отрицательных эмоций - служить то утешением для пациента, то мишенью для раздражения и агрессии . Все это достаточно быстро приводит к изменениям в эмоциональной сфере медицинского работника, и зачастую эти изменения развиваются в негативную сторону: истощение или опустошение, чувства усталости, которое не исчезает после отдыха . Выделяют три типа медицинских сестер, которым угрожает СЭВ: «педантичный», «демонстративный» и «эмотивный». Для медицинских сестер первого типа характерны такие черты, как добросовестность, чрезмерная болезненная аккуратность, стремление в любом деле добиться образцового порядка (даже в ущерб себе). «Демонстративный» тип медицинских сестер характеризуется стремлением первенствовать во всем, всегда быть на виду. Таким медицинским сестрам свойственна высокая степень истощенности при выполнении даже не замысловатой, рутинной работы. Наконец, третий, «эмотивный», тип медицинских сестер состоит из впечатлительных и чувствительных людей. Они очень отзывчивы, склонны воспринимать чужую боль как совою, что приводит к саморазрушению и, как следствие, к эмоциональному выгоранию . Доктора не в меньшей степени подвержены профессиональным стрессам, а, следовательно, и формированию синдрома эмоционального выгорания, чем медицинский персонал среднего звена. В первую очередь это связано с необходимостью единолично принимать решения. Данная особость профессии врача влечет за собой единоличную ответственность за здоровье и жизнь пациента . Интересен тот факт, что синдрому эмоционального выгорания подвержены не только специалисты с большим стажем работы, а также доктора, недавно пришедшие в здравоохранение. Это связано с разочарованием в выбранной профессии в виду несоответствия реальной действительности ожиданиям специалиста . Наблюдаются случаи, когда профессионал в своей области, еще недавно успешный и уверенный в своих силах и возможностях, внезапно «спотыкается» и теряет веру в себя, начинает сомневаться в своей профессиональной компетентности, чувствует себя совершенно беспомощным. Заниженная оценка своей деятельности, своих ресурсов и достижений еще больше усугубляет отрицательные тенденции в эмоциональной сфере человека, приводя его в состояние безысходности и депрессии. Так, талантливые врачи бросают свою работу, кардинально меняют жизнь . Но это лишь кажущийся выход из ситуации, который влечет за собой новые фобии - утраты социального статуса и положения, устоявшегося коллектива и т. д. . К группе повышенного риска по развитию эмоционального выгорания относятся медицинские работники, осуществляющие уход за онкологическими больными, пациентами с вторичными иммунодефицитами (ВИЧ и СПИД), работники реанимационных бригад - это связано с существенными эмоциональными нагрузками, хроническим стрессом . Выделяют 5 ключевых групп симптомов, характерных для СЭВ: физические, эмоциональные, поведенческие, интеллектуальное состояние и социальные симптомы. К физическим симптомам относят усталость, физическое утомление, истощение, нарушение сна (недостаточный сон, бессонница), повышение артериального давления, болезни сердечно-сосудистой системы и т.д. . Эмоциональные симптомы: эмоциональный дефицит, эмоциональная отстраненность, цинизм и черствость в работе и личной жизни, ощущение беспомощности и безнадежности, агрессивность, раздражительность, тревога, усиление иррационального беспокойства, неспособность сосредоточиться, депрессия, чувство вины, увеличение деперсонализации своей или других - люди становятся безликими, как манекены, преобладает чувство одиночества . Все это приводит к тому, что медицинский работник не может войти в положение своего пациента, сочувствовать, сопереживать, реагировать. Эти проявления усиливаются, приобретают устойчивый характер. Положительные эмоции появляются все реже, отрицательные - чаще. Грубость, раздражительность, обиды, резкость и капризы становятся неотъемлемыми в эмоциональной сфере . Поведенческие симптомы: рабочее время более 45 часов в неделю; во время работы появляется усталость и желание отдохнуть; безразличие к еде; малая физическая нагрузка; оправдание употребления табака, алкоголя, лекарств; несчастные случаи - падения, травмы, аварии и прочее; импульсивное эмоциональное поведение . Изменения интеллектуального состояния проявляются падением интереса к новым теориям и идеям в работе, к альтернативным подходам в решении проблем, скукой, тоской, апатией, падением вкуса и интереса к жизни; большим предпочтением стандартным шаблонам, рутине, нежели творческому подходу, цинизмом или безразличием к новшествам, малым участием или отказом от участия в развивающих экспериментах - тренингах, образовании; в формальном выполнении работы . И наконец, социальные симптомы: низкая социальная активность; падение интереса к досугу, увлечениям, социальные контакты ограничиваются работой, скудные отношения на работе и дома, ощущение изоляции, непонимания других и другими; ощущение недостатка поддержки со стороны семьи, друзей, коллег . Среди всех представленных симптомов можно выделить три ключевых, которые в полной мере характеризуют СЭВ: истощение, отстранённость и падение самооценки (ощущение утраты собственной эффективности). Формированию синдрома эмоционального выгорания предшествует активная трудовая деятельности, человек полностью поглощен выполнением своих профессиональных обязанностей, отказывается от потребностей, с ней не связанных, забывает о собственных нуждах. Следствием такого чрезмерного трудоголизма является появление первого признака СЭВ - истощение. Оно проявляется чувством перенапряжения и исчерпания эмоциональных и физических ресурсов, чувством усталости, не проходящем после ночного сна. Симптомы истощения могут уменьшаться или даже нивелироваться после отдыха, но возобновляться после возвращения в аналогичный темп трудовой деятельности. Личностная отстранённость проявляется изменением сострадания к пациенту, медицинские работники отстраняются от пациентов, воздвигают эмоциональные барьеры. Все это расценивается как попытка справиться со стрессовыми рабочими ситуациями. Крайняя степень проявления отстраненности выражается в отсутствии интереса у медицинского работника как к своей профессиональной деятельности в целом, так и к пациенту в частности. На данном этапе пациент воспринимается как неодушевленный предмет, его (пациента) присутствие часто неприятно для медицинского работника. Наконец в исходе эмоционального выгорания специалист не видит перспектив в своей дальнейшей профессиональной деятельности, утрачивается удовлетворенность работой, вера в свои профессиональные возможности (падение самооценки) .

Заключение. Таким образом, синдром эмоционального выгорания является недавно возникнувшей патологией, но в то же время весьма актуальной. Этот феномен в наибольшей степени характерен для медицинских работников и других профессиональных групп, чья деятельность связана с общением с людьми, длительным эмоциональным напряжением. Среди медицинских работников СЭВ в большей степени характерен для среднего медицинского персонала, поскольку именно они осуществляют непосредственное общение с людьми, к тому же больными. К группе повышенного риска по развитию эмоционального выгорания относятся медицинские работники, осуществляющие уход за онкологическими больными, пациентами с вторичными иммунодефицитами (ВИЧ и СПИД), работники реанимационных бригад. В процессе формирования СЭВ сменяют друг друга три клинических признака: истощение, отстранённость и падение самооценки, в исходе которых специалист не видит перспектив в своей дальнейшей профессиональной деятельности, утрачивается удовлетворенность работой, вера в свои профессиональные возможности (падение самооценки). Для предотвращения развития синдрома эмоционального выгорания у медицинских работников необходимо выполнять следующие требования:

  1. Соблюдать требования, изложенные в приказах и нормативных документах по охране труда и обеспечению профессиональной безопасности в учреждениях здравоохранения;
  2. Проводить изучение причин профессиональной заболеваемости медицинского персонала;
  3. Производить обучение медицинского персонала по вопросам профессиональной безопасности, психогигиены, методик релаксации в рамках конференций различного уровня и курсов повышения квалификации;
  4. Проводить мероприятия, направленные на оздоровление медицинского персонала: создание комнат отдыха, психологической разгрузки, формирование групп здоровья;
  5. Создание психологического комфорта в коллективе.

Концепция поведенческих профилактических мер, представленная в психологической литературе, фокусируется на первичной профилактике. Сюда относятся следующие мероприятия:

  • улучшение навыков борьбы со стрессом (дебрифинг (обсуждение) после критического события, физические упражнения, адекватный сон, регулярный отдых и др.);
  • обучение техникам релаксации (расслабления) - прогрессивная мышечная релаксация, аутогенная тренировка, самовнушение, медитация;
  • умение разделить с пациентом ответственность за результат, умение говорить «нет»;
  • хобби (спорт, культура, природа);
  • попытка поддержания стабильных партнерских, социальных отношений;
  • фрустрационная профилактика (уменьшение ложных ожиданий).

Сотрудников, впервые приступивших к работе, необходимо реалистически и адекватно ввести в курс дела. Если ожидания реалистичны, ситуация более предсказуема и лучше управляема. Еще на этапе обучения профессии желательно давать студентам такие навыки. Примером может служить проведение дебрифинга после критического события, который предполагает возможность выразить свои мысли, чувства, ассоциации, вызванные каким-либо серьезным происшествием. Данный метод широко используется за рубежом в правоохранительных органах. Через обсуждение после травматических воздействий (погони, стрельбы, смерти) профессионалы избавляются от затяжного чувства вины, неадекватных и неэффективных реакций и могут продолжить дежурство.

Проблема повышения эффективности профессиональной деятельности всегда являлась и является актуальной для любой медицинской организации. Мероприятия по профилактике синдрома профессионального выгорания помогут психологам правильно организовать психологическую поддержку, осуществить психологическую коррекцию, направленную на устранение симптомов, причин профессионального выгорания сотрудников, помогающую гармонизации личности и межличностных отношений между сотрудниками. Мероприятия по профилактике - индивидуальные и групповые - помогут увидеть стрессоры, т.е. факторы, содействующие возникновению стрессовых ситуаций, правильно на них реагировать, научат методике преодоления симптомов выгорания.

Библиографическая ссылка

Семенова Н.В., Вяльцин А.С., Авдеев Д.Б., Кузюкова А.В., Мартынова Т.С. ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ВЫГОРАНИЕ У МЕДИЦИНСКИХ РАБОТНИКОВ // Современные проблемы науки и образования. – 2017. – № 2.;
URL: http://сайт/ru/article/view?id=26209 (дата обращения: 01.02.2020).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

Синдром профессионального выгорания назвать заболеванием в прямом смысле этого слова нельзя. Это не болезнь, а изменение личностных и психологических характеристик человека под влиянием профессиональных стрессов. Изменение проявляется под воздействием необходимости постоянного общения с людьми и связанного с этим общением расхода эмоциональной энергии. Синдром сказывается в развитии эмоциональной холодности, равнодушия и последующей дегуманизации.

История термина

В медицину термин «синдром профессионального выгорания» (равнозначный термин — синдром эмоционального выгорания), вошел в 1974 году благодаря исследованию американского психиатра Фрейденберга. Его понятие «burnout» переводят как «эмоциональное сгорание», и оно непосредственно связано с профессиональной обстановкой.

Синдром формируется у людей, которые в силу своей профессии постоянно вынуждены контактировать с другими людьми, выслушивать их просьбы, жалобы, требования. Поэтому круг профессий, подверженных развитию эмоционального выгорания, установлен довольно четко:

  • медработники,
  • врачи,
  • педагоги,
  • психологи и психотерапевты,
  • социальные работники,
  • работники сферы услуг,
  • сотрудники правоохранительных органов.

Вывод прост: чем больше человек вынужден общаться, тем больше он вынужден откликаться на эмоциональное настроение своих собеседников. Такой отклик, будучи регулярным событием, может нанести психологическую травму. Естественной защитой от постоянных травмирующих событий становится притупление и блокировка эмоций. Последствия проявляются в общем состоянии бессилия, равнодушия к окружающим, осознанием своей профессиональной несостоятельности и личностной бесполезности. Конечная стадия – ощущение бесцельности своего существования.

Изучением синдрома эмоционального выгорания после Фрейденберга занимались американские психологи Кристина Маслак и Сьюзан Джексон. На территории бывшего Советского Союза теорией и разработкой практических методик выявления, лечения и профилактики синдрома в разное время занимались В.В. Бойко и Е.П. Ильин.

Факторы, влияющие на формирование синдрома

Эмоциональному выгоранию могут быть подвержены не только вышеперечисленные профессии, просто среди них процент носителей синдрома намного более высок. На эмоциональную деформацию влияет еще некоторый круг факторов. Обычно их делят на три группы:

  1. личностный фактор;
  2. ролевой фактор;
  3. организационный фактор.

Личностный фактор – это показатель склонности личности к острым эмоциональным реагированиям и переживаниям, и как следствие, к формированию отстраненности от переживаний, к холодности. Исследователи отмечают, что портрет такой личности составляют следующие характеристики:

  • Эмоциональная открытость, мягкость, вместе с тем – уязвимость.
  • Способность к острому сопереживанию.
  • Легкая возбудимость, то есть склонность бурно реагировать на чужие идеи, увлекаться ими до фанатизма. Недостаточная самодостаточность и самостоятельность личности.
  • Сильные переживания по поводу своих профессиональных неудач и неурядиц на работе.

Ролевой фактор – фактор, который формируется распределением на работе ролей и системы ответственности.

  • Ученые установили, что эмоциональному выгоранию больше подвержены те работники, которые несут непосредственную ответственность за свои действия и поступки. Эта ответственность тяготеет над личностью и не дает душевного спокойствия.
  • В ролевой фактор также входит недостаточная слаженность служебных обязанностей и функций. Система конкуренции тоже не способствует эмоциональной стабильности.

Организационный фактор – относится к системе организации труда в коллективе.

  • Если в коллективе нездоровая обстановка, а администрация не только не регулирует взаимоотношения между коллегами, но и навязывает свои принципы, которые сковывают свободное поведение на работе, эмоциональное выгорание сотрудников не заставит себя ждать.
  • Сюда также можно отнести большую занятость, которая несоизмерима с размером оплаты. У сотрудника теряется мотивация в целесообразности своего труда.
  • Профессиональному выгоранию способствует регулярная работа с «трудным» населением: скандальными родителями, неуправляемыми детьми, тяжелобольными пациентами, уголовными элементами и т.д.

СЭВ в среде медработников

Эмоциональное выгорание медицинских работников – это закономерное явление. Формирование синдрома в этой профессиональной среде – только дело времени. Почему? Работа в медицине предусматривает плотное общение с контингентом, требующим повышенного внимания и заботы. Особенно это касается специфических категорий больных: онкобольных, носителей СПИД, инвалидов, пациентов ожоговых и травматических центров, психически больных людей. Профессии медработников, где уровень выгорания довольно высок:

  • медицинские сестры;
  • врачи;
  • психиатры и психотерапевты;
  • сотрудники «тяжелых» отделений.

Необходимость вникать в положение каждого больного приводит к тому, что уже через полтора года стажа работы, медицинская сестра или начинающий врач чувствуют первые симптомы выгорания. После 3 лет признаки выгорания оказываются налицо. Среди них наиболее часто встречаются следующие проявления синдрома:

  1. Переутомление вследствие ненормированного рабочего дня и стрессовой обстановки.
  2. Появление сопутствующих заболеваний: головных болей, психозов, расстройства сна, разлады в работе сердца и пищеварительного тракта.
  3. Равнодушное отношение к пациентам, которое постепенно перерастает в откровенно негативное и циничное.
  4. Разочарование в своей профессии и недовольство собственными профессиональными достижениями. Чувство бессмысленности деятельности.
  5. Агрессивность, гневливость, раздраженность к себе и окружающим.

Ученые выяснили, что выгоранию среди медработников более всего подвержены женщины. Их эмоциональная открытость становится их уязвимым местом. Мужчины более отстраненно ведут себя, потому среди них процент носителей синдрома примерно в два раза ниже, чем среди женщин. Медицинские сестры – самый благоприятный контингент для развития эмоционального выгорания. Это связано и со спецификой их работы и профессиональной занятости, и с личностными качествами. Установлено, что в категорию риска попадают медицинские сестры трех личностных типов:

  1. Педанты. Для них характерна исключительная аккуратность, добросовестность, стремление к абсолютному порядку.
  2. Демонстраторы. Медицинские сестры с установкой на постоянное пребывание в центре событий, впереди всех, чтобы постоянно быть на виду.
  3. Чувствительные. Женщины с открытыми эмоциями, сопереживающие, принимающие все происходящее близко к сердцу. Такая чувствительность скоро приводит к саморазрушению.

Для носителей синдрома характерно перенесение всех отрицательных моментов своей профессиональной деятельности на личную жизнь. Статистика показывает, что эта тенденция приводит либо к одиночеству, либо разводам. Особо же страдают семьи, где и муж и жена работают в медицине.

Педагогическая деятельность и эмоциональное выгорание

Синдром эмоционального выгорания у педагогов так же распространен, как и среди медицинских работников. Ситуация, в которой он развивается, несколько иная, хотя рождена той же необходимостью постоянного напряжения в профессиональной деятельности.

Педагог, опять же – в силу своей профессии, — должен ставить перед собой определенные задачи и цели:

  • он — образец, достойный подражания;
  • воспитатель, учитель должен растить умственно и нравственно здоровое поколение;
  • поддерживать свой «идеальный образ» среди учеников и коллег.

Завышенные изначально требования, высокая степень ответственности на работе и расхождение ожидаемого и действительности зачастую приводят к эмоциональному выгоранию педагогов. Этому явно способствуют не соответствующий нагрузке уровень материального вознаграждения, не всегда ясные и рациональные установки руководства, иногда – очень далекие от дружеских отношения между коллегами и администрацией.

При исследованиях уровня подверженности синдрому среди педагогических работников установлено, что отсутствие эмоционального выгорания характерно только для молодых педагогов с небольшим стажем работы. Дальнейшая работа в этой профессии практически всегда связана с формированием синдрома. Проявляется он в разных стадиях, что зачастую связано и с личностными характеристиками человека, и с неблагополучием в частной жизни, и с возрастом.

1 стадия. Напряжение психологических защит личности. Выражается в легком разочаровании работой, отсутствии остроты переживаний, притуплении эмоциональной реакции.

2 стадия. Резистенция, сопротивление психологических защит. Ученики и окружающая среда начинают откровенно раздражать, появляется утомляемость от постоянно повторяющихся, рутинных событий. Формируется желание эмоционально отстраниться от происходящего, доходящее до настойчивой потребности в тишине и одиночестве. Рабочий стресс педагог нередко продолжает переживать дома: ему хочется, чтобы его никто не трогал, оставил в покое.

3 стадия. Истощение. Сил и психологических ресурсов на сочувствие и сопереживание уже нет. Окружение никаких эмоций, кроме отрицательных, не вызывает. Все это сопровождается целым шлейфом заболеваний сердечно-сосудистой и пищеварительной системы.

Эмоциональное выгорание педагогов становится настоящей угрозой для всей системы образования. Естественно, что со временем была разработана система выявления, профилактики и тренингов для борьбы с синдромом.

Методика борьбы с синдромом эмоционального выгорания

Изучение синдрома профессионального выгорания преследует цели не только выявления определенного рода неполадок в эмоциональной системе человека, но и поиски разрешения такой проблемы. На первом этапе – тестирование, которое покажет вам, страдаете вы синдромом, или нет. Если ответ положительный, тестирование выявит, на какой стадии эмоционального выгорания человек находится. Первый шаг на пути преодоления синдрома – его признание.

Далее, вы можете попытаться заняться самостоятельным от него избавлением, или обратиться к психологу, который вам поможет. Если выбран первый вариант, и с синдромом решено бороться самостоятельно, то главное, что следует принять во внимание – это мера во всем.

  1. Соблюдение баланса между своим «я» и чужими переживаниями. Не отказываться от сочувствия, но всегда осознавать, что это – вне вашего внутреннего пространства. Соблюдение дистанции – залог вашего психологического здоровья.
  2. Не забывайте и о физическом здоровье. Занятие спортом или утренней зарядкой не только позволит сохранить физическую форму, но и отвлечет от «самокопания». Хорошее настроение в результате окажет очень полезную услугу по преодолению своих проблем.
  3. Нацеленность на лучшее, оптимизм, уверенность в себе и своих возможностях тоже следует взращивать путем тренингов и занятий спортом.
  4. Рационализм. Действуйте, руководствуясь в своих поступках не эмоциями, а логикой. Пытайтесь анализировать последствия своих действий и корректируйте их таким образом.

Эмоциональное выгорание – это не выгорание умственных способностей. Человек – не только эмоции и чувства, это мощный разум. Не забывая, и даже напоминая себе об этом, вы сможете прийти в равновесие с самим собой, сберечь здоровье и способность радоваться жизни.

Хорошая профилактика эмоционального выгорания – это отпуск, возможность отдохнуть и выделить время для занятий, которые вам нравятся: прогулкам, чтению, музыке. Регулирование личного времени и пространства – важный шаг на пути к эмоциональному здоровью.

Профессия медицинского работника относится к сложным видам труда, требующего от субъекта разносторонней образованности, непрерывности процесса профессионализации, а также обладания личностными и профессиональными качествами.

Медицинский работник облечен доверием общества, поэтому внимание и гуманизм медицинского работника, его уважение к больному не должны определяться наигранной обходительностью и приторной слащавостью его слов, хорошими, но фальшивыми манерами. Он должен обладать чувством долга, ответственностью, эмпатийностью, неистовым терпением, наблюдательностью, интуицией, решительностью, оптимизмом и т.д.

Труд медицинских работников ответственен, требует выносливости, предполагает высокую и постоянную психо-эмоциональную нагрузку, а также необходимость принятия решений в экстремальных ситуациях. Сама профессиональная деятельность медицинских работников предполагает эмоциональную насыщенность и высокий процент факторов, вызывающих стресс. Эмоции, как правило, амбивалентны: удовлетворение по поводу успешно проведенной операции или лечения, чувство собственной значимости, сопричастности другим людям, одобрение и уважение коллег; но и сожаление, угнетение из-за неправильного диагноза или ошибки в лечении, зависть к преуспевающим коллегам, разочарование в профессии и т.п.

Существует классификация профессий по "критерию трудности и вредности" деятельности (по А.С. Шафрановой, 1925):

1. Профессии высшего типа - по признаку необходимости постоянной внеурочной работы над предметом и собой (просвещение, искусство, медицина).

2. Профессии среднего (ремесленного) типа - подразумевают работу только над предметом.

3. Профессии низшего типа - после обучения не требуют работы ни над собой, ни над предметом.

Естественным будет отнести профессию врача к профессиям высшего типа именно по необходимости постоянной рефлексии на содержание предмета своей деятельности.

В обязанности медицинских работников входит оказание медицинской помощи гражданам, а нередко такая помощь должна быть неотложной, оказываемой в ситуации сильнейшего стресса, переживаемого пациентом, оказавшимся в тяжелом состоянии. По ходу своей деятельности медицинские работники ведут учет состояния здоровья пациента, назначают ему необходимые медицинские средства, тем самым берут на себя ответственность за его дальнейшее состояние. На медицинского работника возлагается большая ответственность за жизнь и здоровье населения на вверенном ему участке, что, несомненно, вызывает у данной категории сотрудников повседневную подверженность стрессовым ситуациям и способно отразиться на его душевном здоровье.

Коммуникативная сторона деятельности медицинских работников имеет немаловажное значение, т.к. в ходе ее сотрудник учреждения здравоохранения должен оказать помощь пациенту, и часто такая помощь выступает не столько медицинской, сколько психологической. Медицинский работник обязан поддержать человека, оказавшегося в трудной ситуации, проявить заботу, внимание, эмпатию. Сталкиваясь с негативными эмоциями, медицинский работник невольно и непроизвольно вовлекается в них, в силу чего начинает и сам испытывать повышенное эмоциональное напряжение.

Труд большинства медицинских работников осуществляется в таких условиях, что на них воздействует комплекс неблагоприятных производственных факторов различной природы, нервно-эмоционального перенапряжения, высокой ответственности.

Врач на уровне эмоционального переживания постоянно имеет дело со смертью. Она может выступать для него в трех формах:

1) реальная (бесполезность реанимационных мероприятий, смерть на столе хирурга);

2) потенциальная (от результатов деятельности врача, от его профессионализма зависит здоровье, а, возможно, и жизнь человека);

3) фантомная (в виде ее могут выступать жалобы на состояние здоровья мнительного человека, страх и тревога хронического больного, взаимоотношения с родственниками тяжелобольных и даже представление о смерти в общественном сознании).

В каждом из этих случаев для врача существует проблема невключения своих чувств в ситуацию. Это далеко не всегда удается, потому что со всеми этими образованиями (реальной, потенциальной и фантомной смертью) ему просто необходимо строить отношения. Естественно, что только эмоционально зрелая, целостная личность в состоянии решать эти задачи и справляться с подобными трудностями.

К числу психологических стресс-факторов, эффект которых сказывается па медицинском персонале, относятся:

· большое количество контактов с больными людьми и их родственниками, постоянное соприкосновение с чужими проблемами и чужой болью, с негативными эмоциями, которые несут отрицательную энергию;

· повышенные требования к профессиональной компетентности врача и к служению другим, самоотдаче;

· ответственность за жизнь и здоровье других людей;

· производственная среда с новыми факторами социального риска, такими как преступность, наркомания, бездомность и др.

Анализ конкретных исследований синдрома психического выгорания показывает, что среди причин, вызывающих выгорание медиков, можно выделить общие и специфичные.

К общим причинам относятся:

· интенсивное общение с разными людьми, в том числе негативно настроенными;

· работа в меняющихся условиях, столкновение с непредсказуемыми обстоятельствами;

· особенности жизни в мегаполисах, в условиях навязанного общения и взаимодействия с большим количеством незнакомых людей в общественных местах, отсутствие времени и средств на специальные действия по улучшению собственного здоровья.

К специфичным причинам можно отнести:

· проблемы профессионального характера (карьерного роста) и условий труда (недостаточный уровень зп, состояние рабочих мест, отсутствие необходимого оборудования для качественного и успешного выполнения своей работы);

· невозможность оказать помощь больному в некоторых случаях;

· более высокая летальность, чем в большинстве других отделений;

· воздействие пациентов и их близких, стремящихся решить свои психологические проблемы за счет общения с врачом;

· тенденция последнего времени - угроза обращений родственников больных в случае летального исхода с юридическими претензиями, исками, жалобами.

Зачастую у сотрудников, подверженных длительному профессиональному стрессу, наблюдается внутренний когнитивный диссонанс: чем напряженней работает человек, тем активнее он избегает мыслей и чувств, связанных с внутренним "выгоранием". Развитию этого состояния способствуют определенные личностные особенности у медицинских работников - высокий уровень эмоциональной лабильности (нейротизма), высокий самоконтроль, особенно при выражении отрицательных эмоций со стремлением их подавить, рационализация мотивов своего поведения, склонность к повышенной тревоге и депрессивным реакциям, связанным с недостижимостью "внутреннего стандарта" и блокированием в себе негативных переживаний, ригидная личностная структура. Парадокс состоит в том, что способность медицинских работников отрицать свои негативные эмоции может свидетельствует о силе, но нередко это становится их слабостью.

Схема 1. Составляющие элементы синдрома профессионального выгорания

На схеме 1 представлены основные составляющие компоненты синдрома профессионального выгорания: эмоциональное истощение, деперсонализация, редукция профессиональных достижений.

Рассмотрим подробнее особенности профессиональной деятельности и индивидуальные характеристики профессионалов, работающих в бригадах скорой помощи.

"Выгоревшие" работники скорой помощи указывают на многочасовой характер работы, большое количество вызовов, недостаток оборудования и медикаментов, нечеткое планирование трудовой деятельности (нестабильный график работы). У медицинских работников скорой помощи повышенная ответственность за исполняемые ими функции и операции. Врачи и фельдшера работают "на износ" - ведь ответственность и самоконтроль очень велики. В результате возможно появление тревожности, депрессии, эмоциональной ригидности, эмоционального опустошения. Персонал скорой помощи постоянно имеет дело с психологически трудным контингентом (тяжелые и умирающие больные). Иногда возникают конфликтные случаи в системе "руководитель-подчиненный", чаще в системе "коллега-коллега", когда работающие в бригаде врач и фельдшер - люди с совершенно разными взглядами и позициями на определенные вещи.

Все перечисленное выше относится к внешним факторам (особенности профессиональной деятельности), вызывающим синдром "эмоционального выгорания".

К внутренним факторам (индивидуальные характеристики самих профессионалов) можно отнести: склонность к эмоциональной ригидности; интенсивную интериоризацию обстоятельств профессиональной деятельности.

Около 20 % молодых специалистов скорой помощи уходят в первые пять лет своего трудового стажа. Они или меняют профиль работы, или же вообще меняют профессию. Врачи и фельдшера спустя 5-7 лет приобретают энергосберегающие стратегии исполнения профессиональной деятельности. Причиной является истощение эмоционально-энергетических ресурсов и в связи с этим поиск способов их восстановления и сбережения. Действительно, бывает так, что в работе чередуются периоды интенсивной интериоризации и психологической защиты; возможны слабая мотивация эмоциональной отдачи в профессиональной деятельности, нравственные дефекты и дезориентация личности.

К основным симптомам "эмоционального выгорания" медицинских работников скорой помощи можно отнести (согласно проведенным клинико-психологическим беседам):

· усталость, утомление, истощение (после активной профессиональной деятельности);

· психосоматические проблемы (колебания артериального давления, головные боли, заболевания пищеварительной и сердечно-сосудистой систем, неврологические расстройства);

· бессонницу;

· негативное отношение к пациентам (после имевших место позитивных взаимоотношений);

· отрицательную настроенность к выполняемой деятельности (вместо присутствующего раньше "это дело на всю жизнь");

· стереотипизацию личностной установки, стандартизацию общения, деятельности, принятие готовых форм знания, сужение репертуара рабочих действий,

· ригидность мыслительных операций;

· агрессивные тенденции (гнев и раздражительность по отношению к коллегам и пациентам);

· функциональное, негативное отношение к себе;

· тревожные состояния;

· пессимистическую настроенность, депрессию, ощущение бессмысленности происходящих событий.

Одно из первых мест по риску возникновения выгорания занимает профессия медицинской сестры. Ее рабочий день - это теснейшее общение с людьми, в основном с больными, требующими неусыпной заботы и внимания.

По роду своей деятельности медсестры обязаны четко знать и применять полученные ими теоретические знания на практике, проводить санитарно-просветительную работу на участке, включающую пропаганду медицинских знаний, гигиеническое воспитание и обучение населения здоровому образу жизни, организовывать проведение амбулаторного приема врача (подготовку рабочего места, приборов, инструментария, подготовку индивидуальных карт амбулаторного больного, бланков, рецептов, проведение предварительного сбора анамнеза, предварительный осмотр больного), выполнять профилактические, лечебные, диагностические мероприятия, назначаемые врачом в поликлинике и в стационаре, ассистировать врачу при проведении амбулаторных операций и сложных манипуляций и т.д.

Медицинская сестра повседневно должна быть готова к оказанию неотложной помощи, тем самым она переживает стрессовые ситуации, связанные с выполнением ею профессиональной деятельности, что позволяет говорить о подверженности медсестер риску профессионального выгорания. Если рассматривать факторы риска социально-профессиональной природы медицинских сестер, то следует выделить длительное эмоциональное напряжение специалистов, связанное с ответственностью за жизнь и здоровье людей, их повседневную подверженность стрессу, столкновение с чужой болью, а в итоге, хроническую усталость, перенапряжения.

Постоянное столкновение с чужой болью, страданиями, проблемами, связанными с вопросами жизни и здоровья неизбежно ведут к огрублению, эмоциональной невосприимчивости, и как следствие, к профессиональному выгоранию медицинских сестер.

Существует тесная взаимосвязь между профессиональным "выгоранием" у медсестер и мотивацией деятельности. Выгорание может приводить к снижению профессиональной мотивации: напряженная работа постепенно превращается в бессодержательное занятие, появляется апатия и даже негативизм по отношению к рабочим обязанностям, которые сводятся к необходимому минимуму. Нередко "трудоголизм" и активная увлеченность своей профессиональной деятельностью у медсестер также способствуют развитию симптомов выгорания.

Выделяют три типа медицинских сестер, которым угрожает СЭВ:

1) "педантичный", характеризующийся добросовестностью, возведенной в абсолют, чрезмерной, болезненной аккуратностью, стремлением в любом деле добиться образцового порядка (даже в ущерб себе);

2) "демонстративный", стремящийся первенствовать во всем, всегда быть на виду. Этому типу свойственна высокая степень истощаемости при выполнении даже незаметной рутинной работы;

3) "эмотивный", состоящий из впечатлительных и чувствительный людей. Их отзывчивость, склонность воспринимать чужую боль как собственную граничит с патологией, с саморазрушением.

При обследовании медицинских сестер психиатрических отделений установлено, что синдром выгорания проявляется у них неадекватным реагированием на пациентов и своих коллег, отсутствием эмоциональной вовлеченности, утратой способности к сопереживанию пациентам, усталостью, ведущей к редукции профессиональных обязанностей и негативному влиянию работы на личную жизнь.

Формированию синдрома профессионального выгорания подвержены различные категории медицинских работников. Высок риск заболевания среди профессионалов, работающих в области психиатрии и психотерапии. Так, психиатры чаще, чем другие врачи, сообщают о заболевании синдромом выгорания на работе, депрессией или другими психическими расстройствами. Заметно, что обусловленным стрессами нарушениям здоровья подвержены, прежде всего, начинающие специалисты. У 76 % младших ординаторов обнаруживаются симптомы профессионального выгорания, такие как эмоциональное изнеможение или демотивация. Дело в том, что они часто имеют идеализированные представления о своей профессии и поэтому начало трудовой деятельности нередко связано для них с разочарованиями. Деятельность врача-психотерапевта является публичной, подразумевает необходимость работы с большим количеством людей и предполагает оказание услуг клиентам. Причем последние отличаются от лиц основной массы населения психической неуравновешенностью и девиантным поведением в той или иной форме. Среди психотерапевтов и психологов-консультантов подвержены синдромам эмоционального и, как следствие, профессионального выгорания, люди с низким уровнем профессиональной защищенности (отсутствие опыта практической работы, невозможность систематического повышения квалификации и пр.). Провоцировать синдром могут болезни, переживание тяжелого стресса, психологические травмы (развод, смерть близкого или пациента).

Сотрудники "тяжелых" отделений, прежде всего те, кто осуществляет уход за тяжелыми больными с онкологическими заболеваниями, ВИЧ/СПИДом, в ожоговых и реанимационных отделениях постоянно испытывают состояние хронического стресса в связи с негативными психическими переживаниями, интенсивными межличностными взаимодействиями, напряженностью и сложностью труда и пр. В результате постепенно формирующегося синдрома выгорания возникают психическая и физическая усталость, безразличие к работе, снижается качество оказания медицинской помощи, порождается негативное и даже циничное отношение к пациентам.

Таким образом, специфика профессиональной деятельности медицинских работников является предпосылкой к развитию СЭВ.

Термин «эмоциональное сгорание» введен американским психологом Х.Д. Фрейденбергером в 1974 г. для характеристики психологического состояния здоровых людей, находящихся в интенсивном и тесном общении с клиентами (пациентами) в эмоционально перегруженной атмосфере при оказании профессиональной помощи. Врачебная профессия требует от профессионала не только профессионального мастерства, но и большой эмоциональной самоотдачи.

В XVII в. голландский врач ван Туль-Пси предложил символическую эмблемуа медицинской деятельности - горящую свечу. «Светя другим, сгораю сам» - этот девиз предполагает высокое служение, самоотверженную отдачу всего себя профессии и другим людям, приложение всех своих физических и нравственных сил. Причем «сгорание» не значит опустошение, исчезновение сил. Они постоянно возобновляются при получении удовлетворения от своего дела, осознания своего места в профессии, при повышении мастерства и постоянном собственном личностном развитии. Но эмоциональное выгорание означает опустошение еще не до конца наполнившегося сосуда, бессилие при желании приложения усилий, исчезновение или деформацию эмоциональных переживаний, которые являются неотъемлемой частью жизни.

Структура профессиональной деятельности не остается постоянной. Ее содержание изменяется с личностным ростом специалиста. Развитие личности стимулирует преобразование профессиональной деятельности, наполнение ее новым смыслом через процесс персонализации (по А.Р. Фонареву).

Профессиональная позиция строится прежде всего на отношении профессионала к жизни - позитивном (жизнеутверждающем) или негативном (жизнеотрицающем), к себе и другим людям. Именно отношение к себе, умение ставить перед собой цели достижения определенного уровня профессионального и личностного совершенствования, нравственная зрелость личности позволяют не только успешно осуществлять профессиональную деятельность, но и избегать состояния «утраты себя», которое может быть вызвано психотравмирующим влиянием профессии.

На основании выделенных С.Л. Рубинштейном способов жизненного пути А.Р. Фонарев характеризует три модуса человеческого бытия, которые определяют, каким образом используются, проявляются различные индивидуальные особенности в процессе жизнедеятельности и к чему они приводят, развитию, стагнации или регрессу:

  • 1) модус служения - основное жизненное отношение - любовь к другим людям, что позволяет человеку выходить за пределы своих актуальных, наличных возможностей;
  • 2) модус социальных достижений - основное отношение к жизни - соперничество, что обусловливает повышенную тревожность, неуверенность в себе Часто это является препятствием для успешного становления профессионала;
  • 3) модус обладания - другой человек является только объектом, средством для достижения собственных целей, нравственные преграды отсутствуют, что делает истинный профессионализм просто невозможным.

Интересно, что модус обладания не является причиной эмоционального выгорания, потому что прежде, чем что-либо потерять или растратить, надо это иметь. Модус социальных достижений может являться причиной формирования синдрома эмоционального выгорания, когда личность не в состоянии осуществлять по- прежнему профессиональную деятельность (обнаруживает невозможность работать, руководствуясь принципами конкуренции, добиваясь повышения служебного положения или признания собственных заслуг в глазах окружающих).

Парадокс в том, что именно модус служения часто инициирует возникновение и развитие симптомов эмоционального выгорания. Почему это происходит? При модусе служения профессионал изначально обладает позицией жизнеутверждения, сам структурирует свою профессиональную позицию, руководствуясь принципами практической этики, «ибо только через идеальную представленность в других людях и других людей в себе и возможно развитие собственной личности, что позволяет не раствориться в них» . Возможно, влияние следующих социальных факторов оказывается одной из причин деформации профессионалов:

  • непризнание истинных заслуг врача;
  • ограничение его права на свободу выбора (стиля жизни, направления научного исследования и т.п.);
  • несоответствие нравственно-этических требований к профессии реальной ситуации на рабочем месте. Примером может служить обсуждаемая не так давно в средствах массовой информации вопиющая ситуация: в одной психиатрической клинике вспыхнула эпидемия тифа, потому что больным месяцами не меняли белье и не проводили лечебных и гигиенических процедур;
  • ограничение активности профессионала по овладению новыми знаниями, препятствие к внедрению новых технологий и прогрессивных методов (когда инициатива наказуема);
  • принижение социального статуса профессии (в том числе в материальном плане), ее значимости;
  • семейно-бытовые проблемы.

В этом случае врач испытывает разочарование вследствие несовпадения реальной профессиональной ситуации с идеальными представлениями о ней (иллюзии медицинских работников).

Э.Ф. Зеер и Э.Э. Сыманюк подробно описали кризисы профессионального становления личности, разделенные ими на нормативные (часто встречающиеся при переходе от одной стадии профессионализации к другой) и ненормативные (вызванные психотравмирующими факторами, случайными или неблагоприятными обстоятельствами). В характеристике каждого нормативного кризиса можно обнаружить симптомы эмоционального выгорания. Речь в данном случае идет не о наличии или отсутствии этих симптомов при каждом кризисе профессионализаций медицинских работников (ведь, безусловно, отдельные симптомы присутствуют постоянно). Значение имеет способность профессионала выходить из кризиса, искать продуктивные пути противостояния эмоциональному выгоранию, преодолевать дезадаптацию с помощью поиска нового смысла в деятельности.

Влияние специфики медицинской деятельности на появление симптомов эмоционального выгорания. Сама профессиональная деятельность медицинских работников предполагает эмоциональную насыщенность и высокий процент факторов, вызывающих стресс. Эмоции, как правило, амбивалентны: удовлетворение по поводу успешно проведенной операции или лечения, чувство собственной значимости, сопричастности другим людям, одобрение и уважение коллег, но и сожаление, угнетение из-за неправильного диагноза или ошибки в лечении, зависть к преуспевающим коллегам, разочарование в профессии.

Существует классификация профессий по «критерию трудности и вредности» деятельности (по А.С. Шафрановой):

  • профессии высшего типа - по признаку необходимости постоянной внеурочной работы над предметом и собой (просвещение, искусство, медицина);
  • профессии среднего (ремесленного) типа - подразумевают работу только над предметом;
  • профессии низшего типа - после обучения не требуют работы ни над собой, ни над предметом.

Естественным будет отнести профессию врача к профессиям высшего типа именно по необходимости постоянной рефлексии на содержание предмета своей деятельности. Но, кроме этого, можно выделить совершенно особую специфику врачебного труда.

Врач на уровне эмоционального переживания постоянно имеет дело со смертью. Она может выступать для него в трех формах:

  • 1) реальная - бесполезность реанимационных мероприятий, смерть на столе хирурга;
  • 2) потенциальная - когда от результатов деятельности врача, от его профессионализма зависит здоровье, а, возможно, жизнь человека). Смерть как угроза, как потенциальная возможность постоянно присутствует в деятельности врача, вызывая сильнейшее эмоциональное напряжение;
  • 3) фантомная - жалобы на состояние здоровья мнительного человека, страх и тревога хронического больного, взаимоотношения с родственниками тяжелобольных и даже представление о смерти в общественном сознании.

В каждом из этих случаев для врача существует проблема невключения своих чувств в ситуацию. Это далеко не всегда удается, потому что со всеми этими образованиями (реальной, потенциальной и фантомной смертью) ему просто необходимо строить отношения. Естественно, что только эмоционально зрелая, целостная личность в состоянии решать эти задачи и справляться с трудностями.

В возникновении синдрома эмоционального выгорания у врачей можно выделить следующие три фактора, играющие существенную роль в эмоциональном выгорании:

  • 1) социальный;
  • 2) личностный - «сгорают», как правило, не изначально равнодушные и безучастные к своей работе, и не те, кто в профессиональной деятельности реализуют модус социальных достижений или обладания, а наоборот, профессионалы, для которых деятельность изначально значима, сознательно выбрана, предполагает известное эмоциональное от ношение, ориентацию на других людей, т.е. реализующие модус служения. Сочувствующий, увлекающийся врач-идеалист, ориентированный на других, при недостаточной связи с реальностью, неумении оценивать критически неблагоприятные факторы, низкой устойчивости к стрессорам медицинских профессий (таким, как боль, страдания, болезнь и смерть) может стать носителем быстро прогрессирующего синдрома эмоционального выгорания. Но существует и противоположное мнение. По Е. Махер, «авторитаризм» и «низкая степень эмпатии» в сочетании с фанатичной преданностью делу («Я всю жизнь мечтал стать врачом») и реакцией на стресс, агрессивностью и апатией (унынием) при невозможности достичь в короткий срок желаемых результатов может инициировать возникновение симптомов эмоционального выгорания;
  • 3) среды (места работы) - огромное значение имеют взаимоотношение с коллегами в коллективе и то, создается или нет ситуация «движения рука об руку», активного совместного решения профессиональных задач в рамках гуманистического ценностного подхода. Коллектив (нередко включая администрацию) может снижать мотивацию деятельности своим общим негативным или равнодушным отношением к ней («Им все равно ничем не поможешь», «Зачем что-то объяснять этим олигофренам, если они ничего не понимают» и т.п.). Кроме того, условия работы могут не способствовать успешному осуществлению профессиональных задач: переполненные палаты, отсутствие медикаментов, общая низкая материально-техническая база, отсутствие у врача своего кабинета, где он мог бы сосредоточиться или расслабиться, частые ночные дежурства и отсутствие полноценного отдыха после них.

Обращение к проблеме эмоциональной дезадаптации профессионалов (вследствие непереносимых эмоциональных перегрузок) произошло в сфере психологии труда после появления в англоязычной литературе результатов исследования так называемого синдрома эмоционального сгорания как специального вида профессионального заболевания лиц, работающих в системе «человек - человек» (психологов, психиатров, учителей, священников и др.).

Т.В. Форманюк выделяет следующий вариант симптома комплекса эмоционального выгорания: чувство эмоционального истощения, изнеможения, дегуманизация, деперсонализация, тенденция развивать негативное отношение к клиентам, негативное самовос- приятие в профессиональном плане. Еще в 1982 г. Т.В. Форманюк в качестве ключевых признаков эмоционального сгорания выделила следующие:

  • индивидуальный предел, потолок возможностей нашего эмоционального «Я» противостоять истощению, противодействовать «сгоранию» самосохраняясь;
  • внутренний психологический опыт, включающий в себя чувства, установки, мотивы, ожидания;
  • негативный индивидуальный опыт, в котором сконцентрированы проблемы, дистресс, дискомфорт, дисфункции и их негативные последствия.

Основные симптомы эмоционального выгорания :

  • усталость, утомление, истощение (после активной профессиональной деятельности);
  • психосоматические проблемы (колебания артериального давления, головные боли, заболевания пищеварительной и сердечнососудистой систем, неврологические расстройства);
  • бессонница;
  • негативное отношение к пациентам (после имевших место позитивных взаимоотношений);
  • отрицательная настроенность к выполняемой деятельности (вместо присутствующего раньше «Это дело на всю жизнь»);
  • стереотипизация личностной установки, стандартизация общения, деятельности; принятие готовых форм знания, сужение репертуара рабочих действий, ригидность мыслительных операций;
  • агрессивные тенденции (гнев и раздражительностиность по отношению к коллегам и пациентам);
  • функциональное, негативное отношение к себе;
  • тревожные состояния;
  • пессимистическая настроенность, депрессия, ощущение бессмысленности происходящих событий;
  • чувство вины.

Содержание синдрома эмоционального выгорания тесно связано с содержанием СХУ. Эти два синдрома являются содержательными характеристиками профессиональной деформации и, несмотря на видимую схожесть симптомов, существуют значительные отличия. СХУ связан с изначальным принятием готовых форм знаний о мире, себе и других людях, фантомизацией врачебного сознания и приобретением функционального подхода к другому человеку (отношение как к объекту), а следовательно, к себе. Синдром эмоционального выгорания приобретают профессионалы, изначально обладающие большим творческим потенциалом, ориентированные на другого человека, фанатично преданные своему делу.

При синдроме эмоционального выгорания у профессионала наступает своеобразное исчезновение или деформация эмоциональных переживаний, которые являются неотъемлемой частью всей нашей жизни (Т.В. Форманюк, 1982 г.). Его симптомы во многом сходны с таковыми при хронической усталости и составляют основной каркас для возможностей последующей профессиональной деформации.

Человек начинает заметно ощущать утомление и истощение после активной профессиональной деятельности. Появляются психосоматические проблемы: колебание артериального давления, головные боли, симптомы со стороны пищеварительной и сердечнососудистой систем, бессонница. Следующий характерным признаком является возникновение негативного отношения к пациентам и отрицательная настроенность к выполняемой деятельности.

У врача исчезает тяга к совершенствованию в своей профессии, появляются тенденции к принятию готовых форм знания, действию по шаблону с сужением репертуара рабочих действий, ригидность мыслительных операций. Недовольство собой с чувством вины и тревожными состояниями, пессимистическая настроенность и депрессия часто проявляются вовне в виде агрессивных тенденций (гнев и раздражительность по отношению к коллегам и пациентам).

Основные профессиональные и личностные качества , необходимые для успешного осуществления профессиональной деятельности и личностного роста врача.

Авторитет врача. Профессионал с синдромом эмоционального выгорания неизбежно утрачивает свой авторитет как у пациентов, так и коллег. Авторитет связан прежде всего с профессионализмом и личным обаянием. Когда врач из-за равнодушия и негативного отношения к своей работе не в состоянии вдумчиво, внимательно выслушать жалобы пациента, допускает врачебные ошибки или проявляет агрессивность и раздражительность, он утрачивает доверие к себе как профессионалу и уважение своих пациентов и коллег.

Оптимизм врача. Пациент должен чувствовать здоровый оптимизм врача, а не основанный на желании поскорее закончить обследование («Что вы волнуетесь зря, все у вас нормально, можете идти»). И наоборот, под влиянием выгорания врач демонстрирует циничное, часто жестокое отношение, преувеличивая последствия, например несвоевременной явки в больницу (часто это происходит из-за желания «наказать» пациента за собственную эмоциональную несостоятельность).

Честность и правдивость. При тревоге, беспокойстве и неуверенности, вызванных синдромом эмоционального выгорания, врач утрачивает способность к правдивому и честному изложению информации о состоянии здоровья человека. Либо он излишне щадит психику больного человека, заставляя его пребывать в неизвестности, либо, наоборот, утрачивает необходимую меру в подаче диагностической или лечебной информации.

Слово врача. Слово оказывает огромное суггестивное влияние на любого человека, а тем более слово врача для его пациента. Профессионал с синдромом эмоционального выгорания, переживающий чувства бессмысленности, безнадежности и вины, неминуемо передаст эти чувства своим пациентам в слове, интонации, эмоциональной реакции.

Гуманизм врача обусловлен ценностным и целостным подходом к другому человеку. Врач, утративший содержание своей психической реальности, перестает обращаться к этому содержанию в других людях, обесценивая таким образом как себя, так и их.

  • Фонарев Л.Р. Формы становления личности в процессе ее профессионализации //Вопросы психологии. - 1997. - № 2.