Гимнастика для глаз для детей. Комплексы детской гимнастики для глаз или секреты отличного зрения ребенка

Садыкова Ирина
Зрительная гимнастика в работе с детьми 5–7 лет

Зрительная гимнастика для глаз

Зрение - основной источник знаний о внешнем мире, поэтому глаза ребёнка заслуживают исключительного внимания и бережного отношения. Именно сегодня актуально говорить о тех перегрузках на орган зрения, которые испытывает ребёнок в результате обрушившейся на него информации, более 90 % которой поступает через зрительный канал связи . Сохранить зрение, научить ребёнка рационально им пользоваться - важнейшая задача родителей и педагогов.

Основными принципами зрительных гимнастик являются :

Индивидуальный подход с учётом возраста, состояния здоровья;

Регулярность проведения;

Постепенное увеличение нагрузок за счёт регулирования времени, скорости и сложности упражнений;

Сочетание с двигательной активностью;

Развитие интереса у ребёнка к этому виду упражнений.

Цели зрительной гимнастики :

Гимнастика для глаз способствует более быстрому восстановлению работоспособности , эффективному усвоению учебного материала, активизации, упражнению и восстановлению зрения.

Зрительная гимнастика направлена на улучшение и сохранение зрения, является профилактикой близорукости и дальнозоркости. «Волшебные» игры для глаз - это тренировка глазных мышц детей и успех здорового зрения в будущем.

Проводим с целью предупреждения нарастающего утомления, укрепления глазных мышц и снятия напряжения; благотворно влияет на работоспособность зрительного анализатора и всего организма.

Как проводим :

гимнастику включаем в занятия и режимные моменты;

гимнастику проводим в течение 2-3 минут;

Основной прием проведения – наглядный показ действий педагога;

Для фиксации взора используем сигнальные символы в соответствии с заданным сюжетом - птички, бабочки, собачка, лошадка, снежинки и др.

Демонстрацию предмета производим на уровне глаз детей;

Упражнения хорошо проводить под музыкальное сопровождение.

“Письмо носом”

Закрыть глаза и, используя нос как кисточку, рисовать им в воздухе.

Упражнение уменьшает напряжение,

даёт возможность для вибрации глаз.

«Далеко - близко» .

Поочередно смотреть на предмет, выбранный за окном и на предмет в группе.

«Весёлая неделька” для глаз

Понедельник

Всю неделю по - порядку,

Глазки делают зарядку.

В понедельник, как проснутся,

Глазки солнцу улыбнутся,

Вниз посмотрят на траву

И обратно в высоту.

Поднять глаза вверх; опустить их книзу, голова неподвижна; (снимает глазное напряжение) .

Во вторник часики глаза,

Водят взгляд туда – сюда,

Ходят влево, ходят вправо

Не устанут никогда.

Повернуть глаза в правую сторону, а затем в левую, голова неподвижна; (снимает глазное напряжение) .

В среду в жмурки мы играем,

Крепко глазки закрываем.

Раз, два, три, четыре, пять,

Будем глазки открывать.

Жмуримся и открываем

Так игру мы продолжаем.

По четвергам мы смотрим вдаль,

На это времени не жаль,

Что вблизи и что вдали

Глазки рассмотреть должны.

Смотреть прямо перед собой, поставить палец на расстояние 25-30 см. от глаз, перевести взор на кончик пальца и смотреть на него, опустить руку. (Укрепляет мышцы глаз и совершенствует их координации) .

В пятницу мы не зевали

Глаза по кругу побежали.

Остановка, и опять

В другую сторону бежать.

Поднять глаза вверх, вправо, вниз, влево и вверх; и обратно : влево, вниз, вправо и снова вверх; .

Хоть в субботу выходной,

Мы не ленимся с тобой.

Ищем взглядом уголки,

Чтобы бегали зрачки.

Посмотреть взглядом в верхний правый угол, затем нижний левый; перевести взгляд в верхний левый угол и нижний правый (совершенствует сложные движения глаз) .

Воскресенье

В воскресенье будем спать,

А потом пойдём гулять,

Чтобы глазки закалялись

Нужно воздухом дышать.

Закрыть веки, массировать их с помощью круговых движений пальцев : верхнее веко от носа к наружному краю глаз, нижнее веко от наружного края к носу, затем наоборот (расслабляет мышцы и улучшает кровообращение) .

Без гимнастики , друзья,

Нашим глазкам жить нельзя!

Упражнение «Часы»

Старший дошкольный возраст. Выполняется в положении стоя или сидя. Перед детьми на доске расположено большое панно.

Поднять глаза вверх, сделать ими круговое движение по часовой стрелке, от 1 до 12. затем, наоборот, от 12 до 1, т. е. против часовой стрелки. Повторить движения 5-6 раз. Вариант. Можно называть цифры в следующем порядке : 1, 3, 6, 9, 12. затем наоборот : 12, 9, 6, 3, 1.

«Постреляй глазами по цифрам» . Дети фиксируют взгляд на центре крута. Педагог называет какую-либо цифру, а дети находят ее глазами, и взгляд снова возвращается в центр.

Вариант упражнения со стихами.

«Часы»

Тик-так, тик-так! (Движения глазами)

Вот так, вот так! (вправо-влево.)

Тик-так, тик-так! (Движения глазами)

А теперь вверх-вниз.) еще вот так!

Тик-так, тик-так! (Движения глазами)

Делай с нами, (по часовой стрелке.)

делай так!

Тик-так, тик-так! (Движения глазами. Стрелки движутся по кругу против часовой стрелки.)

Упражнения со зрительными стимулами (предметами)

Па кончике указки прикрепляем яркий предмет (игрушка, бабочка, самолетик, шарик и т. д.) и предлагаем вместе с ним отправиться в путешествие : обращаем внимание детей на соблюдение следующего правила : работают глаза , голова неподвижна. Педагог перемещает указку в заданном направлении, сопровождая движения словами : «Посмотрели вверх-вниз, влево вправо, покружились» и т. д. Показ предмета осуществляется в медленном темпе, чтобы ребенок до конца проследил глазами его движение. Зрительный стимул (предмет) находится чуть выше уровня глаз впереди сидящих или стоящих детей. Он не должен сливаться по цвету с одеждой педагога и окружающей обстановкой. При выполнении упражнения поощряем старания и результаты детей. Упражнения можно сопровождать стихами.

«Бабочка»

Бабочки летели,

(Прослеживание глазами за бабочкой по кругу.)

Как они летели, (Вправо-влево.)

Все люди глядели.

Как они садились. (Вверх-вниз.)

Все люди дивились.

"Веселый смайлик"

Предлагаем детям занять удобную позу, сделать несколько раз вдох и продолжительный выдох, после чего зафиксировать взор на смайлике. Зрительный стимул находится в руках ребенка. Главная задача - не поворачивать голову, следить за движением смайлика. Вверх - вниз, влево - вправо, по кругу, далеко - близко и т. д. Можно использовать стихи.

Коррекционное игровое упражнение «Цветные дорожки»

Цель. Закреплять знания названий цветов paдуги и последовательности их расположения; упражнять в порядковом и обратном счете в пределах 10, в узнавании и назывании цифр; знакомить с четными и нечетными числами первого десятка и цифрами, обозначающими эти числа.

Ход упражнения

Жила-была прекрасная фея, которая любила играть с волшебным клубочком. Как-то раз клубочек укатился очень далеко. Давайте проследим глазами, куда же он покатился. (Педагог берет указку, на конце которой прикреплен красный клубочек, дети следят глазами за движением указки. По ходу выполнения упражнения педагог предлагает назвать цвет дорожек по направлению движения сверху вниз.) Докатился клубочек до сказочного замка остановился и покатился обратно. Клубочек катился от цифры к цифре, а мы их назовем. (Дети прослеживают глазами движение указки по цветным дорожкам от цифры к цифре снизу вверх, называя цифры по порядку. Аналогично выполняется задание со счетом в обратном порядке и прослеживанием глазами сверху вниз.) Прикатился клубочек к фее и опять решил поиграть, стал прыгать по разным цифрам. (Дети «стреляют» глазами, называя цифры, около которых остановился клубочек.)

Тренажер Базарного В. Ф. способствует улучшению координации движения глаз, развитию сложных движений. Снимает статическое напряжение с мышц глаз. Улучшает кровообращение.

Упражнение выполняется в следующем порядке :

Влево - вправо

Вверх - вниз

По часовой стрелке и против часовой стрелки

По восьмерке.

Игра "Штурман"

Детям предлагаем проследить глазами по указанному направлению за бабочкой, птичкой, лошадкой, собачкой.

Спасибо за внимание!

Берегите ваше зрение!

Развивающаяся у детей, является серьезной и распространенной проблемой современности. Поэтому гимнастика при близорукости для детей кране важна для улучшения зрения.

Высокая зрительная нагрузка в школе, огромное количество электронных устройств, доступных детям – все это заставляет зрительный аппарат малыша перенапрягаться, что может привести к развитию как , так и истинной близорукости. Однако регулярная и правильная глазная гимнастика способна существенно улучшить ситуацию, предупреждая появление миопии и останавливая ее прогресс.

Зрительная гимнастика – профилактическая мера, помогающая укрепить мышцы глаза у детей. Поскольку рост глазного яблока продолжается до самого совершеннолетия, многие виды вмешательств (например, лазерная коррекция зрения) в этот период невозможны. Следовательно, значительную роль в профилактике и лечении детской близорукости играют консервативные методы, среди которых зарядка для глаз.

Основная цель, которую преследует гимнастика для глаз при близорукости у детей – это тренировка и расслабление ресничной мышцы, отвечающей за аккомодацию. Так называется фокусировка глаза на предметах, которые расположены на различном расстоянии. Это позволяет снять спазм аккомодации, вызывающий так называемую ложную близорукость, которая проходит, когда мышца расслабляется.

Также гимнастика выполняет и ряд других важных функций:

  • улучшает кровоснабжение и питание в органах зрения;
  • тренирует способность фокусироваться на удаленных предметах;
  • снимает усталость и неприятные ощущения, связанные с ней.

Зарядка для глаз при близорукости гарантированно способствует улучшению зрения у детей, если она выполняется правильно и регулярно.

Упражнения для расслабления глаз: разминка

Перед тем, как выполнять упражнения для глаз при близорукости у детей и подростков, необходимо провести разминку. Такое занятие подготовит глаза к основному комплексу упражнений и сделает гимнастику более эффективной.

В качестве разминки используются следующие легкие упражнения:

  • Классическое офтальмологическое упражнение «пальминг», которое для малышей можно назвать более понятным словом «ладошки». Дети кладут обе руки сомкнутыми ладонями на закрытые веки, создавая полную темноту под ними, и мягко нажимают на глазные яблоки. Упражнение готовит глазные мышцы к основному комплексу гимнастики.

  • «Пишем носом»: упражнение направлено на расслабление не только глазных мышц, но и шеи, на активизацию кровотока, снабжающего органы зрения кислородом. Ребятам дается задание выписывать в воздухе буквы кончиком носа. Можно диктовать строчки из детских стихотворений.

На подготовку к основному комплексу отводится 5-15 минут, после чего можно делать гимнастику. Для улучшения зрения у ребенка разработаны различные упражнения, очень эффективные при близорукости.

Основной комплекс упражнений

Для восстановления зрения при близорукости в качестве важного компонента комплексного лечения применяется зарядка, специально разработанная для детей с учетом возрастных особенностей. Это щадящие упражнения с мягким воздействием на зрительный аппарат, помогающие предотвратить недуг или замедлить его развитие.

  1. «Красная точка»: дважды сделав глубокий вдох, затем постепенный выдох, дети должны представить, что у каждого между бровями нарисована яркая точка. Далее они должны постараться переместить на нее взгляд и удерживать там 3 секунды, после чего вернуть взгляд в изначальное положение. Затем нужно прикрыть глаза на 5-7 секунд. Рекомендуется три захода по 5 раз.
  2. «Нос»: теперь точку представляем на кончике носа. Вдохнув и плавно выдохнув, дети фокусируют взгляд на кончике носа на 3-5 секунд, затем расслабляются и закрывают веки на те же 5-7 секунд. Повторить три захода по 7 раз.
  3. «Туда-сюда»: не поворачивая голову, надо перемещать взгляд по воображаемым линиям: вправо вверх, вправо вниз, влево вверх, влево вниз. В каждой крайней точке взгляд останавливается на 5-10 секунд, затем переводится в следующую точку. Выполнятся по 5 раз в три захода.
  4. «Часики»: малыши без пауз водят глазами вправо-влево 20 раз, и так 5 заходов с перерывами на минутный отдых с закрытыми глазами.
  5. «Полукруг»: ребята должны глазами описывать полукруги сначала справа, затем слева, чередуя их. Движение глаза начинается в самой верхней точке, описывает полукруг и завершается в нижней точке. 10 повторов, три захода.
  6. «Даль»: выбирается точка за окном и вторая точка – перед ним или на самом стекле. Не двигая головой, нужно поочередно смотреть на обе точки 25 раз без перерыва.
  7. «Круги»: ребята выполняют круговое вращение глазами сначала по часовой стрелке, потом против часовой стрелки.

С помощью описанных тренировок для глаз при близорукости у детей можно замедлить развитие болезни или предотвратить ее появление.

Меры для усиления эффекта упражнений

Сам по себе комплекс упражнений для улучшения работает хорошо, но его эффект можно заметно усилить с помощью ряда важных мер. Для того чтобы гимнастика была более эффективной, необходимо соблюдать ряд правил, среди которых:

Все это обязательно усилит положительный эффект глазной гимнастики.

Особенности выполнения гимнастики по возрасту

Эффективная гимнастика для глаз подразумевает, что для разного возраста выполнение гимнастики будет иметь свои особенности. Для ребят дошкольного и младшего школьного возраста упражнения проводятся в игровой форме, количество повторов сокращается. Дети старшего возраста и подростки могут выполнять весь комплекс полноценно.

При миопии слабой степени гимнастика для глаз у детей может даже полностью восстановить зрение. Это возможно в случае ложной близорукости – спазма аккомодации, вызывающего симптомы близорукости. Гимнастика снимает спазм глазных мышц, возвращая ребенку способность хорошо видеть удаленные предметы. Такое лечение миопии действительно работает.

Дополнительно используйте веселую зарядку в картинках:

Гимнастика для глаз при близорукости – несложная и эффективная лечебно-профилактическая мера. Обучив ребенка несложным упражнениям, вы поможете ему сохранить здоровое зрение на долгие годы.

Каждый человек должен понимать, что зрение важно оберегать и сохранять. Упражнения для глаз помогут вам и вашему ребенку сохранить хорошее зрение. В статье представлен практический материал, который может быть интересен и полезен для проведения зрительной гимнастики, физминуток, динамических пауз.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Гимнастика для глаз

В процессе восприятия окружающего мира многое мы узнаем с помощью зрения: о форме, величине, цвете предметов, а также степень их удаленности относительно друг друга и их расположение в пространстве. Различные функции зрения помогают получить нам богатую информацию об окружающем мире. Двигательные функции, острота зрения, поле зрения, характер зрения, цветоразличение – основные функции глаза. Изменение зрительного восприятия является следствием нарушения любой из этих функций. Так, нарушение функции остроты зрения затрудняет узнавание предметов и изображений, а также снижает разрешающую способность глаза к полноте, точности и скорости восприятия информации. К смешению зеленого и красного цветов или невозможности различить один из трех цветов (синего, красного и зеленого) приводит нарушение функции цветоразличения. К трудностям в пространственной ориентировке приводят возникающие нарушения функции поля зрения. Искажение стереоскопического, пространственного восприятия окружающих предметов, снижение способности видеть двумя глазами одновременно и способность воспринимать рассматриваемый предмет как единое целое, является нарушением бинокулярного характера зрения. Косоглазие, являющееся нарушением глазодвигательной функции, приводит к отклонению от общей точки фиксации одного глаза.

Количество детей с различными нарушениями зрения, которые входят в группу риска, растет год от года. Даже при появлении незначительных неблагоприятных факторов возникают проблемы со зрением у детей, находящихся в группе риска по зрению, и число таких детей растет. Давно известно, что болезнь легче предотвратить, чем лечить. Поэтому коррегирующая и профилактическая работа с детьми выступает в ДОУ сегодня, как обязательный компонент образовательной деятельности. Для проведения профилактической и коррекционной работы с детьми педагогам требуется повышение уровня компетентности в данной виде деятельности. По профилактике переутомления глаз и коррекции нарушений зрения, зрительная гимнастика является одной из основных форм работы педагогов.

Профилактика нарушения зрения детей – основная цель гимнастики для глаз.

Основными задачами являются:

Укрепление глазных мышц и предупреждение их переутомления;

Улучшение кровоснабжения тканей глаза;

Снятие напряжения зрительного аппарата;

Укрепление мышцы век;

Общее оздоровление зрительного аппарата

К основным принципам гимнастики для глаз относятся:

Индивидуальный подход, учитывающий состояние здоровья детей и их возраст.

Регулярность проведения упражнений.

Постепенное увеличение нагрузок за счет регулирования времени, скорости и сложности упражнений, сочетающееся с двигательной активностью детей.

Поддержание и развитие заинтересованности у ребенка к данному виду упражнений. Специальных условий для проведения гимнастики не требуется, однако следует соблюдать следующие рекомендации:

Гимнастику проводить несколько раз в течении дня. В младшем дошкольном возрасте 2-3 минуты, в старшем увеличивается до 4-5 мин длительность ее проведения.

Гимнастику можно проводить в любой части занятия (в начале, середине или в конце) с учетом возрастного, зрительного и двигательного потенциала детей.

Зрительная гимнастика проводится по словесным указаниям педагога, с использованием стихов и потешек.

Используемый стихотворный текст педагог должен знать его наизусть. Стихотворный текст первоначально применяется короткий (до 4 строк), постепенно переходя к более сложным и длинным.

Педагогу рекомендуется учитывать при планировании принцип усложнения, отработав вначале простые движения глазами: зажмуривания, моргание, вверх-вниз, вправо-влево, круговые движения, выпячивание глаз, а затем использовать их в более сложном стихотворном тексте в различных сочетаниях.

Комплексы гимнастики делятся по возрастам так:

3-4 года – первые упражнения простые упражнения;

5-7 лет – расслабляющая гимнастика.

7 лет – к расслабляющим упражнениям можно добавить комплекс, направленный на укрепление глазных мышц.

Вот самые распространенные упражнения, включенные во все комплексы гимнастик для глаз:

«Бабочка машет крылышками», «Метелки» - моргание – происходит отдых, очищение и смывание глаз.

«Письмо носом» - снижает напряжение в области глаз.

«Зоркие глазки» - упражнение служит для профилактики нарушений зрения.

«Стрельба глазами» - упражнение служит для профилактики нарушений зрения.

Пальминг (от англ. «palm» - ладони): применяется для снятия напряжения с глаз, усталости.

Упражнение «Далеко – близко» .

Очень важно чтобы при выполнении упражнения голова была неподвижна (если не указано иначе). Дети во время проведения зрительной гимнастики не должны уставать.

Регулярно проводите с детьми гимнастику для глаз, превратив это в ежедневную увлекательную игру. В дошкольном возрасте игра является ведущей деятельностью ребенка. Как педагогическое явление - служит средством воспитания и коррекции методом обучения, формой организации деятельности. Поэтому, интересней всего для детей проходят гимнастики, в которых

Задания даются в стихотворной форме.

Используются заданий поиска предметов и картинок в различных местах группы. Необходимый картинный материал для создания зрительных образов можно найти в разнообразных книгах-раскрасках, интернете.

Применяются движения по определенным дорожкам, заданным в задании - глазки делают зарядку на «зрительном стадионе» (по методике В.Ф.Базарного).

Используются ИКТ.

Используются для тренировки глаз – стереокартинки. Эта гимнастика для глаз наиболее эффективна и интересна для детей. Картинки улучшают зрение и предупреждают обострение многих глазных заболеваний. Необходимо просто всматриваться в пестрое изображение и стараться различить картинку, которая проявляется в трехмерном пространстве

В задании требуется найти отличия на одинаковых изображениях. Это очень интересно, но главное – тренировка внимания и зрения.

Зрение детей является одной из самых больших драгоценностей, потеряв которую очень трудно вернуть. Поэтому зрение ребенка необходимо оберегать, и глазная гимнастика занимает одно из самых важных мест в работе по профилактике и коррекции. В нашем дошкольном образовательном учреждении решаются задачи, связанные с укреплением, сохранением здоровья и физического развития детей. Только комплексное воздействие на ребенка может дать успешную динамику его развития.

Методическая подборка «Гимнастика для глаз» в стихах

(по Шабановой П., Выгодской И.Г., Пеллингер ЕЛ., Успенской Л.П.)

"Отдыхалочка"

Мы играли, рисовали (выполняется действия, о которых идет речь)

Наши глазки так устали

Мы дадим им отдохнуть,

Их закроем на чуть - чуть.

А теперь их открываем

И немного поморгаем.

«Сова»

Совушка-сова, большая голова,

На суку сидит,

во все стороны глядит.

Вправо, влево, вверх и вниз,

Звери, птицы, эх, держись!

Часы

Тик-так, тик-так

Все часы идут вот так: тик-так, тик-так,

Налево раз, направо раз,

Мы тоже можем так,

Тик-так, тик-так.

Мы гимнастику для глаз

Выполняем каждый раз.

Вправо, влево, кругом, вниз,

Повторить ты не ленись.

Укрепляем мышцы глаза.

Видеть лучше будем сразу.

Стрекоза

Вот какая стрекоза, Соединить большой и указательный пальцы,

Как горошины глаза. поднести их к глазам

Влево - вправо, Соответственно смотреть глазами,

Вниз - вперед. не поворачивая головы.

Ну, совсем как вертолет!

Синички

Мы летаем высоко, Соответственно смотреть глазами,

Мы летаем низко, не поворачивая головы.

Мы летаем далеко,

Мы летаем близко.

Ночь"

Ночь. Темно на улице. (Выполняют действия, о которых идет речь)

Надо нам зажмурится.

Раз, два, три, четыре, пять

Можно глазки открывать.

Снова до пяти считаем,

Снова глазки закрываем.

Раз, два, три, четыре, пять

Открываем их опять. (повторить 3 - 4 раза)

Мы рисуем

Много ль надо нам, ребята,

Для умелых наших рук?

Нарисуем два квадрата, Рисуем указательным пальцем в воздухе и следим взглядом

А на них - огромный круг,

А потом еще кружочки,

Треугольный колпачок.

Вот и вышел очень-очень

Развеселый Чудачок!

Линии

На прямой дорожке - палка Рисуем по тексту в воздухе пальцем, следим за

На кривой дорожке - галка, ним глазами.

По наклонной едут сани,

По волнистой - кот с усами.

«Мой веселый, звонкий мяч»

Мой веселый, звонкий мяч,
Ты куда помчался вскачь?
Красный, синий, голубой,
Не угнаться за тобой.
Посмотреть влево- вправо, посмотреть вниз - вверх, к руговые движения глазами: налево – вверх – направо – вниз – вправо – вверх – влево - вниз . Зажмурить глаза, потом помигать 10 раз, Повторить 2 раза.

«Осень»

Осень по опушке краски разводила,

По листве тихонько кистью поводила.

Пожелтел орешник и зарделись клены,

В пурпуре осинки, только дуб зеленый.

Утешает осень: не жалейте лета,

Посмотрите – осень в золото одета!

Круговые движения глазами: налево – вверх – направо – вниз – вправо – вверх – влево - вниз

Посмотреть влево – вправо.

Посмотреть вверх – вниз.

Зажмурить глаза, потом поморгать 10 раз. (повторить 2 раза)

«Елка».

Вот стоит большая елка,

Вот такой высоты.

У нее большие ветки.

Вот такой ширины.

Есть на елке даже шишки,

А внизу – берлога мишки.

Зиму спит там косолапый

И сосет в берлоге лапу.

Выполняют движения глазами.

Посмотреть снизу вверх.

Посмотреть слева направо.

Посмотреть вверх.

Посмотреть вниз.

«Овощи»

Ослик ходит выбирает, Обвести глазами круг.

Что сначала съесть не знает.

Наверху созрела слива, посмотреть вверх

А внизу растет крапива, посмотреть вниз

Слева – свекла, справа – брюква, посмотреть влево - вправо

Слева – тыква, справа – клюква,

Снизу – свежая трава, посмотреть вниз

Сверху – сочная ботва. посмотреть вверх

Выбрать ничего не смог

И без сил на землю слег.

Зажмурить глаза, потом поморгать 10 раз, Повторить 2 раза.

Примеры упражнений для глаз

(метод Бейтса)

Общеукрепляющие упражнения для глаз

  1. Закрыть глаза. Поморгать сомкнутыми веками.
  2. Закрыть глаза, посмотреть вверх, влево, вниз, вправо и в обратном направлении.
  3. Открыть глаза и смотреть в одну точку, не моргая, 2-3 с, потом прикрыть веки и опять открыть.
  1. В течение 5 с смотреть обоими глазами на переносицу.
  2. Обоими глазами смотреть на кончик носа до появления легкой усталости.

Моргание

Принять любую устойчивую позу. Быстро сжимать и разжимать веки (моргать). Упражнение выполнять от 30 до 60 с. Затем расслабить глаза.

Это упражнение дает хороший отдых глазам, усиливает их кровообращение. Может выполняться в любое время.

Список используемой литературы:

  1. Демирчоглян Г.Г. Эффективные упражнения для зрения. – М.
  2. Нагаева Т.Н . Нарушения зрения у дошкольников: развитие пространственной ориентировки / Т. И. Нагаева. - Ростов н/Д: Феникс, 2008.
  3. Смирнова И. В. Восстановление и профилактика зрения у детей и взрослых. М., Центрполиграф, 2004

Последнее обновление статьи: 23.03.2018 г.

В современном мире, когда подвижные игры на свежем воздухе потеряли свою популярность, а компьютерные – приобрели, всё больше детей испытывают проблемы со зрением. Ограничение высоких нагрузок, сбалансированное питание, повышение двигательной активности и зарядка для глаз являются эффективными методами профилактики. Сокращение и расслабление мышц под воздействием специальных комплексов упражнений улучшают кровообращение в тканях глаза, позволяют уменьшить количество времени, направленное на адаптацию при изменении условий окружающей среды (переход из тёмного в светлое помещение, и наоборот), повышают выносливость организма при длительных нагрузках.

Врач-офтальмолог

Постоянное проведение тренировок способствует укреплению мышечного аппарата, что позволяет обеспечить профилактику возникновения аномалий рефракции, возникающих на фоне спазма аккомодации.

Основные этапы создания зрительной гимнастики

  1. В основе развития и становления метода лежат работы Уильяма Бейтса, который отметил положительное влияние комплексов упражнений для глаз на зрение. Он считал, что важно снять психологическое напряжение. Его методики основывались на пальминге, воспоминаниях и мысленном представлении объектов, необходимых для повторения.
  2. Для тренировок по методу Норбекова основным является комплекс, направленный на укрепление глазодвигательных и косых мышц, стимулирование аккомодации, разведение осей глаза с последующим расслаблением.
  3. Гимнастика, предложенная Ждановым, имеет два направления заданий. Так, упражнения для близоруких сочетают в себе стимулирование зрительного анализатора как вдали, так и вблизи. У дальнозорких все процессы тренировки происходят на рабочем расстоянии и вблизи.
  4. Комплексы профилактических и лечебных занятий, разработанных Аветисовым, направлены на улучшение кровообращения и циркуляции внутриглазной жидкости наряду с укреплением глазных мышц и работой над аккомодационным резервом.
  5. Достижение расслабления мышц при работе с помощью специальных непрозрачных экранов, с использованием более слабых очковых линз (для пациентов с очень низким зрением) или оправ без стекол и с чередованием работы глаз – уникальная методика Утехина, сочетающая основы плеоптики с новейшими технологическими приёмами.
  6. Розенблюм, Мац и Лохтина создали аккомодотренер для расслабления аккомодационных мышц.
  7. Маргарет Корбет предложила самостоятельно изменять фокусное расстояние посредством перемещения книги во время чтения либо частого изменения положения тела. Была сторонницей активной мимической зарядки (особенно для век и бровей).

Проводят гимнастику без спешки в спокойной обстановке под контролем родителей. Ребёнок должен быть расслаблен. В дальнейшем возможно самостоятельное выполнение комплекса, направленного на профилактику и восстановление зрительных функций.

Классическая инструментальная музыка лучше всего подходит в качестве музыки для зрительных упражнений.

Показания

Проведение упражнений для глаз показано:

  • детям с аномалиями рефракции (близорукость, дальнозоркость, астигматизм). Проводят не реже 4 раз в день, а в случае работы за компьютером или планшетом — через каждые 45-50 минут. В этой ситуации основной целью является не профилактика ухудшения зрения, а снижение зрительного напряжения, что активно используется в комплексном лечении таких пациентов, позволяя остановить прогрессирование заболевания;
  • при наследственной предрасположенности (когда один или оба родителя страдают проблемами со зрением) постоянное применение методик гимнастики позволяет уменьшить частоту возникновения спазма аккомодации, что, в свою очередь, обеспечивает отсутствие физиологической причины нарушения функции зрения;
  • при возникновении жалоб на усталость глаз или появление двоения после длительной нагрузки. Перед началом проведения упражнений для зрения в этом случае необходимо обратиться к врачу-офтальмологу для проведения обследований с целью раннего выявления глазной патологии;
  • детям с высокой зрительной нагрузкой, а также использующих для учёбы или игр компьютерную технику или мобильные телефоны, в сочетании с ограничением времени использования гаджетов и повышения двигательной активности посредством подвижных игр.

Противопоказания

Зарядка для глаз имеет и противопоказания к проведению:

  1. Упражнения запрещено проводить после операций на мышечном аппарате глаза вследствие нарушения функции оперированной мышцы и повышения тонуса мышцы — антагониста.
  2. В послеоперационном периоде у пациентов с отслойкой сетчатки гимнастика не проводится.
  3. При высоких степенях необходимо проконсультироваться с врачом-офтальмологом для подбора правильного комплекса заданий, не подвергающих угрозе осложнений.
  4. При угрозе перфорации роговицы упражнения проводить не следует.
  5. Пальминг (особый вид массажа глазных яблок, применяемый у взрослых) не рекомендуется проводить детям из-за высокого риска нанесения травматических повреждений.

Виды зрительной гимнастики

Существует великое множество упражнений для глаз, которые условно подразделяют на следующие виды:

  • выполнение тренировок под стихотворные формы (стишки, прибаутки, потешки) или без оных;
  • по наличию дополнительных материалов: с дополнительными предметами (яркие игрушки, ручки, шарики), с наличием демонстрационных плакатов и рисунков, без каких-либо дополнительных объектов.

  1. «Жмурки». Необходимо зажмуриться, посчитать до пяти, открыть глаза. Повторить 7 раз. Следует внимательно следить за выполнением, так как быстрое выполнение приводит к усталости мышц и не несёт никакого положительного эффекта.
  1. «Далеко-близко». Рекомендовано выполнять перед окном. Суть данного упражнения для глаз заключается в том, чтобы поочередно смотреть на близко расположенный объект с дальнейшим переводом взгляда на предмет, находящийся далеко. Для маленьких детей данный метод удобно проводить, стоя непосредственно у окна, так как можно выбрать максимально далеко расположенный объект наблюдения, а на стекло наклеить, например, картинку. Для детей старшего возраста можно усложнить задание, предложив посчитать какие-нибудь объекты определенного цвета или формы. На рассматривание каждой цели отводится до 10 секунд. Выполнить 7 раз.
  1. «Восьмёрочки». Пусть ребёнок мысленно представит цифру восемь, если малыш маленький, покажите, как она выглядит. Предложите взглядом нарисовать эту цифру. Внимательно следите за движением глаз. Для облегчения задания можно использовать рисунок со стрелочками. Поверните картинку так, чтобы получился знак «бесконечность» или восьмёрка на боку, предложите ребёнку нарисовать фигуру взглядом. Упражнение сделать 7 раз.
  1. «Крестики-нолики». С правого верхнего угла комнаты перемещаем взгляд на левый нижний угол, затем с левого верхнего – на правый нижний. Делаем круговое движение глазами. За выполнением этого упражнения внимательно следим, так как дети очень часто выполняют движения не глазами, а головой. Делаем пять крестиков, пять ноликов. Этот комплекс можно выполнять и с закрытыми глазами.
  1. «Часики». Представляем себе большой циферблат или используем изображение с нарисованными или, если нет возможности, пользуемся настоящими часами. Движение глаз совпадают с движением секундной стрелки. На каждой цифре останавливаемся на 1-2 секунды. Выполняем 5-6 раз.
  1. «Приближение». Исходное положение: рука максимально вытянута вперед, в руке ручка с ярким колпачком, к которому приковано наше внимание. Начинаем медленно передвигать предмет по направлению к кончику нашего носа, взгляд от кончика ни на что не переводим. Как только колпачок становится просто ярким пятном, движение прекращаем. Делаем 5 секунд перерыва, затем еще 5 таких приближений.
  1. «Лёгкий отдых». Прикрыть глаза, посчитать с закрытыми глазами до 15, открыть глаза. Повторить 6 раз.
  1. «Найди вещь». Лучше всего выполнять рядом с книжным шкафом или компьютерным столом. Родитель даёт задание найти взглядом какую-то вещь или книгу, и сказать, где она стоит.
  1. «Туда-сюда». Сделать 7 вертикальных движений глазами, чередуя с горизонтальными движениями. У маленьких деток с выполнением этого упражнения может помочь яркая игрушка или предмет, за которым следует следить, пока родитель его двигает.
  1. «Быстро-быстро». Интенсивно поморгать, считая до 5, сделать перерыв 1-2 секунды, затем выполнить ещё 5 раз.

Формируя комплекс зрительной гимнастики для ребёнка, следует помнить, что применение больше пяти упражнений утомительно, следовательно, качество выполнения будет хуже.


Основную часть информации из внешнего мира дети получают с помощью органа зрения, по этой причине столкнуться с нарушением в работе глаз могут даже дошкольники. Свести к минимуму риск развития офтальмологических заболеваний поможет простая гимнастика. Чтобы ребёнку было интересно, занятия должны проходить в игровой форме. Поскольку заставить малыша делать что-либо, если ему неинтересно практически нереально. Гимнастика для глаз для детей тренирует мышцы, отвечающие за движение органа зрения, и положительно сказывается на физическом и умственном развитии.

Отличительная особенность упражнений для малышей заключается в том, что она проходит в игровой манере и сопровождается стихами, песенками, поговорками. Это помогает заинтересовать кроху, он охотно занимается.

Зарядка для глаз для детей снимает напряжение с органа зрения, расслабляет мускулатуру и тренирует мышцы. Также гимнастика устраняет отёчность век, нормализует процесс поступления крови к глазному яблоку. Поэтому её могут выполнять и взрослые люди. Если заниматься на регулярной основе, результат заметен спустя месяц после начала тренировок.

Показания к выполнению гимнастики для глаз детям

Чтобы подобрать подходящий комплекс упражнений, посетите окулиста. Он проведет необходимую диагностику и на основе полученных результатов, выберет зарядку. Гимнастика для глаз детям рекомендуется в следующих случаях:

  • Генетическая предрасположенность к миопии, гиперметропии и астигматизму;
  • Малыш постоянно жалуется на сильную усталость органа зрения, которая возникает из-за перенапряжения глаз;
  • Наличие близорукости или дальнозоркости;
  • Если ребёнок много времени проводит за ПК или книгами;
  • При диагностировании серьезных патологий органа зрения.

Гимнастика для глаз в детских садах и яслях

В дошкольных учреждениях забота о здоровье ребёнка и профилактика офтальмологических недугов ложится на плечи воспитателя. Гимнастику выполняют все дети в группе:

  • Малыши усаживаются за столом, положив голову на руки. Во время упражнения голова остается неподвижной, глаза двигаются по вертикали и горизонтали. Для младшей группы длительность упражнений составляет три минуты, для детей постарше занятия увеличиваются до пяти минут. Зарядка проводится два раза в день;
  • Важно заранее подобрать комплекс упражнений. Для малышей в возрасте три года занятия должны сопровождаться веселыми играми и стихотворениями;
  • В некоторых случаях гимнастика подразумевает движение головы.
При проведении зарядки важно обращать внимание на возрастную категорию детей.

Двухлетний малыш не понимает, что такое «вращать глазами», поэтому необходимо применять различные предметы. Воспитатель медленно двигает их, а карапуз следит за перемещением объекта. В некоторых случаях можно разыграть целый спектакль, надев кукол на пальцы.

Гимнастика для детей дошкольного возраста

В этом случае используются простые и увлекательные упражнения, которые помогут выработать у малышей привычку регулярно выполнять зарядку. Гимнастика проходит в три шага:

  • Разминка;
  • Основная часть;
  • Заключение.

На первом этапе дети выполняют простые движения глазами в разные стороны. Затем закрывают орган зрения ладошками и считают до пяти. В дошкольном учреждении гимнастику проводит воспитатель, дома этим могут заниматься родители.

Основной этап зарядки состоит из нескольких упражнений:

  • Попросите детей посмотреть на кончик носа, затем он должны включить фантазию и представить, как он увеличивается, а после уменьшается в размерах. Главное условие маленькие «Буратино» не должны строить гримасы в процессе выполнения приёма;
  • Одно из самых любимых упражнений у дошкольников – «Рожицы». Детки изображают животных, строят мордочки, щурятся и т.п.;
  • Предложите малышам изобразить в воздухе глазами разнообразные геометрические фигуры.

В завершении гимнастики ребята рисуют с помощью носа. На доске закрепляют плакаты, изображающие животных, транспорт и иные предметы, с которыми знакомы малыши. Суть приёма – повторить рисунок глазками.

Упражнения для детей школьного возраста

Ребята постарше могут выполнять более сложную зарядку, направленную на укрепление глазодвигательной мускулатуры. Изменение комплекса приёмов связано с тем, что на орган зрения увеличивается нагрузка. Дети много времени проводят за книгами и компьютером не только в школе, но и дома.

  • В течение десяти секунд необходимо моргать в интенсивном режиме, это поможет снять напряжение с органа зрения;
  • Зажмурьте глаза и сосчитайте до пяти. Выполните три раза;
  • Вытяните правую руку, перемещайте её влево, затем в противоположную сторону, вверх и вниз. Голова остается неподвижной. Повторите трижды;
  • Двигайте глазами по кругу, нарисуйте в воздухе окружность. Три раза в левую сторону и столько же в правую.

Гимнастика в домашних условиях

Важно выявить нарушение в работе зрительного аппарата на раннем этапе. Обнаружить отклонения у ребенка можно простым способом. Попросите его присмотреть к определенному объекту. При отсутствии отклонений он сможет детально его описать. Не игнорируйте визиты к окулисту, доктор сможет обнаружить проблему на регулярном осмотре и подобрать оптимальную терапию.

В домашних условиях гимнастику выполняют шесть раз в течение дня, длительность зарядки от двух до трёх минут. Чтобы малыш с удовольствием занимался, необходимо его заинтересовать. Расскажите ему, как важно, чтобы глазки были здоровыми и хорошо видели.

Выполняйте упражнения утром, во время прогулки на улице и несколько раз на протяжении дня. Задействуйте в гимнастике кубики, карточки с картинками и т.д. Обязательно следите за гигиеной зрительного аппарата: не разрешайте долго и близко смотреть телевизор, проводить много времени за компьютером. Занятия, требующие напряжения глаз, необходимо чередовать с другой деятельностью, например, прогулка на свежем воздухе.

Детская гимнастика для глаз в стихах

Данные упражнения взрослые могут выполнять вместе с детьми. Зарядка достаточно проста, малыши должны повторять действия, которые озвучены в стихотворении.






Гимнастика для глаз для детей по Аветисову

Российский доктор разработал несколько эффективных методик для повышения остроты зрения. По словам Эдуарда Сергеевича, приступать к профилактике офтальмологических заболеваний необходимо с юного возраста. Он предлагает несколько простых упражнений, на которые стоит обратить внимание родителям, чьи дети страдают от миопии или много времени проводят за ПК.

Комплекс состоит из трёх блоков. Положительная динамика намечается спустя несколько дней, постепенно нагрузка повышается. Первый комплекс включает в себя следующие упражнения:

  • Закройте веки на три секунды, затем широко распахните глаза. Выполните от шести до восьми повторов;
  • На протяжении двадцати секунд моргайте, отдохните немного. Закройте веки и аккуратно помассируйте глазами подушечками пальцев;
  • Слегка надавите на глазное яблоко сквозь закрытые веки;
  • Указательными пальцами придавите область между бровями.

Для укрепления мускулатуры органа зрения используют второй комплекс упражнений:

  • Голова остается неподвижной, взор передвигается с пола на потолок. Повторите десять раз;
  • Опустите глаза с потолка на пол по диагонали;
  • Переместите взор по горизонтали;
  • Вращайте глаза по кругу сначала по часовой стрелке, затем против неё. Старайтесь фиксировать все предметы, попадающие в поле зрения.

Завершением гимнастики становится комплекс приёмов, направленных на улучшение аккомодации:

  • Вытяните руку, сфокусируйте на ней взор. Затем переведите взгляд на объект, расположенный на удалении;
  • Согните руку и прикоснитесь указательным пальцем к кончику носа. Медленно вытягивайте руку, при этом внимательно следите за движением пальца;
  • Приём перекликается с предыдущим упражнением. Только при отведении правой руки нужно закрыть левое око и наоборот;
  • На окне нарисуйте небольшую точку и сфокусируйте на ней взор, затем переведите его на предмет, расположенный на улице.

Артикуляционная гимнастика

Чтобы малыш мог без проблем описать объекты, расположенные вокруг него отдельное внимание нужно уделить артикуляционным упражнениям. Поскольку патологии речевого аппарата опасны не меньше, чем проблемы с органом зрения. Для ребенка в возрасте от трёх до четырёх лет гимнастику сопровождают стихами и сказками. Главное, чтобы малышу было интересно заниматься.

Высокой эффективностью отличаются статические приёмы:

  • «Улыбочка». Попросите ребёнка улыбнуться, не показывая при этом зубы и задержаться в таком положении на пять секунд;
  • «Хоботок». Нужно сложить губки в трубочку и по максимуму вытянуть вперед;
  • «Блинчик». Необходимо максимально расслабить мускулатуру языка, постараться уложить его на нижнюю губку и на десять секунд задержаться в такой позе.

Поскольку маленькие дети быстро устают за один раз рекомендовано выполнять не более трёх упражнений.

Эффективные приёмы для восстановления зрения

Офтальмологи выделяют ряд упражнений, направленных на устранение проблем с органом зрения. В тяжелых случаях рекомендовано выполнять ряд специфических приёмов.

«Ступенчатая гимнастика»

Основное предназначение методики – нормализовать работу аккомодационного аппарата. Главное преимущество упражнений в том, что в них задействованы все элементы органа зрения. Суть гимнастики заключается в переведении взора с ближних на дальние объекты. На каждом предмете необходимо сосредоточить взгляд на протяжении пяти секунд. Это требуется для активации аккомодации и восстановления ее функций.

Если имеются серьезные отклонения в работе глаз, то зарядку необходимо повторять после сильных зрительных нагрузок.

«Цифровая гимнастика»

Ребёнок прикрывает глаза ладошками, но не закрывает их. Главная задача – нарисовать оком цифры от одного до десяти. Затем повторить упражнение в обратном порядке. На выполнение приёма уходит не более двух минут.

«Точечная гимнастика»

Упражнение восстанавливает остроту зрения. Возьмите лист чистой бумаги, изобразите на нём десять точек на расстоянии пять миллиметров друг от друга. Если имеются отклонения в рефракции, дистанция увеличивается до семи миллиметров.

Плакат располагают на расстоянии тридцать пять сантиметров от глаз. Ребёнок должен не только их рассмотреть, но и сосчитать. Постепенно отодвигайте лист, зафиксируйте дистанцию, на которой малыш не смог разглядеть точки.

«Зрительная дуга»

Используется для восстановления остроты зрения у самых маленьких пациентов. Также приём направлен на избавление от компьютерного синдрома. Посадите кроху перед окном, попросите его сосредоточить взор на коленках. Затем ребенок должен сфокусировать взгляд на различных предметах, расположенных вокруг него. Манипуляция повторяется от двух до трех раз, глаза двигаются по дуге.

Заключение

Зрительная гимнастика для детей – это прекрасный метод для предотвращения развития офтальмологических заболеваний. Упражнения не занимают много времени, но для достижения максимального результата необходимо повторять их регулярно. Ни в коем случае не принуждайте малыша делать зарядку! В подобной ситуации она не принесет результата. Постарайтесь его заинтересовать, проведите занятие в игровой форме. Выбор комплекса упражнений стоит доверить офтальмологу.

Из видеоролика вы узнаете, как правильно выполнять семь самых эффективных приёмов для восстановления зрения.