Минимальная мозговая дисфункция лечение. ММД у детей: симптомы, лечение

Минимальная мозговая дисфункция у детей

Минимальная мозговая дисфункция у детей (ММД) – это наиболее легкие формы церебральной патологии, возникающие в следствии самых разнообразных причин, но имеющие однотипную выраженную симптоматику и проявляющиеся в функциональных нарушениях, обратимых и нормализуемых по мере роста и созревания мозга.

Это темп развития. Наиболее часто проявляется при гипердинамическом синдроме, меньше при гиподинамическом. Наиболее сильно ММД у детей проявляется в школьном возрасте.

Причины ММД

1. Пренатальные: заболевание краснухой мамы во время беременности, прием некоторых медикаментов, тяжелое течение беременности, особенно первой половины: токсикозы, угроза выкидыша, гипоксия (недостаток кислорода), преждевременные или переношенные роды, несовместимость крови матери и ребенка, повышенная температура тела, пищевые отравления матери.

2. Перинатальные: родовая травма.

3. Постнатальные: отравления, энцефалиты, менингиты, отравление угарным газом, болезни сердца.

4. Генетические: родители больных детей рассказывают, что у них в детстве наблюдались те же самые проявления. Так из 50 отцов, которые имели повышенную двигательную активность, были гиперактивны в детстве.

5. Биохимические нарушения в организме.

6. Нарушение созревания центральной нервной системы.

Признаки заболевания ММД у детей

1. Быстрая утомляемость и сниженная работоспособность, при этом общее физическое утомление может отсутствовать.

2. Резко снижены возможности самоуправления в любых видах деятельности.

3. Выраженные нарушения в деятельности ребенка при эмоциональной активации (успеть намного больше, эмоциональная стабильность/неустойчивость).

4. Нарушение зрительно-двигательной координации (ребенок не может сконцентрировать внимание на длительный период). Возникают трудности перехода информации из кратковременной в долговременную память. У малыша плохо развито образное мышление, в школе – абстрактное мышление. Мышление беспорядочное, в основном конкретное.

5. У ребенка выявляется сниженный словарный запас, скудность излагаемого, неточность в определении понятий и видов дифференциации, а также наблюдается нарушение речи – замедленность развития, неправильность, возможно легкое нарушение слуха.

Типы ММД

1. Астеничный – у ребенка наблюдается исключительно повышенная утомляемость (положил голову на стол, смотрит вдаль). Возможна концентрация внимания лишь на 15 минут. Сидит плохо. Внимание неустойчивое, нет распределения внимания. Сложно сделать два дела одновременно. Такому ребенку обязательно необходим дневной сон и отдых. Бедность образной сферы представлений. Характерна инертность и вялость, сильные эмоции малыша истощают.

2. Реактивный – ребенок выглядит исключительно деятельным, повышенная расторможенность, ему хочется дотронуться до каждого предмета. Дети такого типа могут быть агрессивными и конфликтными, бесчувственными. Чаще возникают конфликты с учителем. Ребенок быстро утомляется, память может быть в норме, но внимание не устойчивое. Реактивные дети могут обучаться. Во взрослой группе лучше себя ведут. К таким детям применяются успокаивающие лекарства.

3. Регидный – для такого ребенка характерна замедленная речь. Чаще всего, родители или взрослые начинают торопить малыша, что тормозит развитие речи еще больше. В школьном возрасте ребенку подолгу готовится к уроку, к занятию. Задача взрослого: не торопить! Должна быть спокойная обстановка. Память обычно в норме, а устойчивость внимания и концентрация средняя, низкая переключаемость внимания. При правильном подходе, к 5 – 7 классу у ребенка всё приходит в норму.

4. Активный – ребенок чаще включается в деятельность, утомление наступает на середине. Никакие упреки и контроль не могут изменить поведение ребенка. Таких детей считают неорганизованными, недисциплинированными. Взрослые пытаются привлечь ребенка в тренинги самоуправления, где такой ребенок быстро переутомляется. Интеллект не страдает. К 7 – 8 классу всё приходит в норму.

5. Субнормальный – повышена утомляемость. Ребенок может корректировать свою деятельность. Дети данного типа утомляются редко, но сами этого не замечают. Интеллект сохраняется в течении всего дня. Если не заниматься коррекцией внимания, то к 3 – 5 классу всё нормализуется.

Коррекционная работа с детьми, страдающими ММД

Необходимо не влиять на дефект, а обходить его и только тогда будет результат. Нужно работать на сохранные функции мозга, не корректировать внимание, память, образное и абстрактное мышление. Американский психолог Глен Доман говорит о том, что с такими детьми надо работать через сенсорное развитие и развитие творческого мышления.

1. Необходимо мягкое включение ребенка в школу, после 6 лет.

2. Четырехлетнее начальное образование.

3. Избегать переутомления детей в течении дня (уроки должны быть не более 30 минут).

4. Не оставляйте такого малыша в группе продленного дня.

5. В первом классе, как можно меньше писать.

6. Сначала обучать чтению, потом письму.

7. Чаще показывать и рассказывать.

8. Не следует спрашивать, чтобы дополнил.

9. Давать 2 – 3 минуты времени на ответ.

10. Длинное стихотворение учить небольшими порциями. При пересказе, нужно чтобы родители сначала сами пересказали.

11. Развитие интеллекта через сенсорное развитие (это развитие восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а так же запахе, вкусе и т.п.) и творческое мышление .

12. В начале дня должны быть математика и русский язык.


Для цитирования: Заваденко Н.Н., Суворинова Н.Ю., Овчинникова А.А., Румянцева М.В. Лечение минимальных мозговых дисфункций у детей: терапевтические возможности Инстенона // РМЖ. 2005. №12. С. 828

Минимальные мозговые дисфункции (ММД) у детей представляют собой наиболее распространенную форму нервно–психических нарушений в детском возрасте. По данным отечественных и зарубежных исследований, частота встречаемости ММД среди детей дошкольного и школьного возраста достигает 5–20% .
В настоящее время ММД рассматриваются, как последствия ранних локальных повреждений головного мозга, выражающиеся в возрастной незрелости отдельных высших психических функций и их дисгармоничном развитии. При ММД наблюдается задержка в темпах развития функциональных систем мозга, обеспечивающих такие сложные интегративные функции, как речь, внимание, память, восприятие и другие формы высшей психической деятельности. По общему интеллектуальному развитию дети с ММД находятся на уровне нормы, но при этом испытывают значительные трудности в школьном обучении и социальной адаптации. Вследствие очагового поражения, недоразвития или дисфункции тех или иных отделов коры больших полушарий мозга, ММД у детей проявляются в виде нарушений двигательного и речевого развития, формирования навыков письма (дисграфия), чтения (дислексия), счета (дискалькулия). По–видимому, наиболее распространенным вариантом ММД является синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ).
Термин «минимальная мозговая дисфункция» получил распространение в 1960–е годы, когда его начали использовать применительно к группе различных по этиологии и патогенезу состояний, сопровождающихся расстройствами поведения и трудностями обучения, не связанными с общим отставанием в интеллектуальном развитии. Применение нейропсихологических методов при изучении отмечавшихся у детей с ММД поведенческих, познавательных и речевых расстройств позволило установить определенную взаимосвязь между характером нарушений и локализацией очагового поражения ЦНС . Важное значение принадлежит исследованиям, в которых была подтверждена роль механизмов наследственности в возникновении ММД .
В связи с многообразием клинических проявлений, неоднородностью факторов, лежащих в основе этиологии и патогенеза ММД, для последнего пересмотра Международной классификации болезней МКБ–10 , рекомендованной Всемирной Организацией Здравоохранения (ВОЗ, 1994), были разработаны диагностические критерии для ряда состояний, ранее рассматривавшихся в рамках ММД (табл. 1). Таким образом, по мере научного изучения ММД все более отчетливо прослеживается тенденция к их разграничению на отдельные формы. Однако следует отметить то, что в клинической практике нередко приходится наблюдать у детей сочетание симптомов, которые относятся не к одной, а к нескольким диагностическим рубрикам для ММД по классификации МКБ–10.
Возрастная динамика
минимальных мозговых дисфункций
Изучение анамнеза показывает, что в раннем возрасте у многих детей с ММД обнаруживается синдром гипервозбудимости. Проявления гипервозбудимости возникают чаще в первые месяцы жизни, в 20% случаев они отставлены на более поздние сроки (старше 6–8 месяцев) . Несмотря на правильный режим и уход, достаточное количество пищи, дети беспокойны, у них отмечается беспричинный крик. Он сопровождается избыточной двигательной активностью, вегетативными реакциями в виде покраснения или мраморности кожных покровов, акроцианоза, усиленной потливости, тахикардии, учащения дыхания. Во время крика можно наблюдать повышение мышечного тонуса, тремор подбородка, рук, клонусы стоп и голеней, спонтанный рефлекс Моро. Также характерны нарушения сна (затрудненное длительное засыпание, частое спонтанное пробуждение, раннее пробуждение, вздрагивания), трудности с кормлением и желудочно–кишечные нарушения. Дети плохо берут грудь, беспокойны во время кормления. Наряду с нарушением сосания отмечается предрасположенность к срыгиванию, а при наличии функционального неврогенного пилороспазма – рвота. Склонность к жидкому стулу связана с повышенной возбудимостью кишечной стенки, приводящей к усилению перистальтики кишечника под влиянием даже незначительных раздражителей. Поносы нередко чередуются с запорами .
В возрасте от одного года до трех лет детей с ММД отличают повышенная возбудимость, двигательное беспокойство, нарушения сна и аппетита, слабая прибавка в массе тела, некоторое отставание в психоречевом и двигательном развитии. К трем годам обращают на себя внимание такие особенности, как моторная неловкость, повышенная утомляемость, отвлекаемость, двигательная гиперактивность, импульсивность, упрямство и негативизм. В младшем возрасте у них нередко наблюдаются задержка в формировании навыков опрятности (энурез, энкопрез).
Как правило, нарастание симптомов ММД приурочено к началу посещения детского сада (в возрасте 3–х лет) или школы (6–7 лет). Подобная закономерность может быть объяснена неспособностью ЦНС справляться с новыми требованиями, предъявляемыми ребенку в условиях увеличения психических и физических нагрузок. Увеличение нагрузок на ЦНС в этом возрасте могут приводить к нарушениям поведения в виде упрямства, непослушания, негативизма, а также к невротическим расстройствам, замедлению психоречевого развития.
Кроме того, максимальная выраженность проявлений ММД часто совпадает с критическими периодами психоречевого развития . К первому периоду относят возраст 1–2 года, когда происходит интенсивное развитие корковых речевых зон и активное формирование навыков речи. Второй период приходится на возраст 3–х лет. На этом этапе у ребенка увеличивается запас активно используемых слов, совершенствуется фразовая речь, активно развиваются внимание и память. В это время у многих детей с ММД обнаруживаются задержка развития речи и нарушения артикуляции. Третий критический период относится к возрасту 6–7 лет и совпадает с началом становления навыков письменной речи (письмо, чтение). Для детей с ММД этого возраста характерны формирование школьной дезадаптации и проблемы поведения. Значительные трудности психологического характера нередко обусловливают различные психосоматические нарушения, проявления вегетативно–сосудистой дистонии.
Таким образом, если в дошкольном возрасте среди детей с ММД преобладают гипервозбудимость, двигательная расторможенность или, наоборот, медлительность, а также моторная неловкость, рассеянность, отвлекаемость, непоседливость, повышенная утомляемость, особенности поведения (незрелость, инфантилизм, импульсивность), то у школьников на первый план выступают трудности в обучении и нарушения поведения. Детям с ММД свойственны слабая психоэмоциональная устойчивость при неудачах, неуверенность в себе, заниженная самооценка. Нередко у них также наблюдаются простые и социальные фобии, вспыльчивость, задиристость, оппозиционное и агрессивное поведение. В подростковом возрасте у ряда детей с ММД нарастают нарушения поведения, агрессивность, трудности во взаимоотношениях в семье и школе, ухудшается успеваемость, появляется тяга к употреблению алкоголя и наркотиков. Поэтому усилия специалистов должны быть направлены на своевременное выявление и коррекцию ММД.
Лечение ММД
Медикаментозная терапия занимает важное место в лечении ММД наряду с методами психолого–педагогической коррекции. Лекарственная терапия назначается по индивидуальным показаниям в тех случаях, когда нарушения когнитивных функций и проблемы поведения у ребенка с ММД выражены настолько, что не могут быть преодолены лишь с помощью психолого–педагогических мер. В настоящее время при лечении ММД находят применение различные группы препаратов, в том числе стимуляторы ЦНС (метилфенидат, декстроамфетамин, пемолин), ноотропные препараты (церебролизин, энцефабол и др.).
В клинических испытаниях показана высокая клиническая эффективность Инстенона в лечении энцефалопатий различного генеза и нарушений мозгового кровообращения. Поэтому в настоящее время основными показаниями к его назначению считаются ишемический инсульт, церебральные сосудистые кризы, последствия нарушений мозгового кровобращения, дисциркуляторная, посттравматическая, постгипоксическая энцефалопатии. Следует отметить, что приводимые показания относятся главным образом к психоневрологической патологии взрослого и пожилого возраста .
Между тем применение Инстенона имеет широкие перспективы в детской психоневрологии, и прежде всего при лечении ММД. Так, показана высокая эффективность Инстенона в лечении СДВГ и последствий закрытой черепно–мозговой травмы у детей .
Характеристика Инстенона
Инстенон – комбинированный нейрометаболический препарат, в состав которого входят три компонента: этамиван, гексобендин, этофилин. Этамиван оказывает выраженное активирующее действие на лимбико–ретикулярный комплекс. Расстройства функционального состояния лимбико–ретикулярного комплекса рассматриваются в качестве одного из механизмов в патогенезе ММД у детей. Этамиван улучшает интегративную деятельность головного мозга за счет повышения активности восходящего отдела ретикулярной формации. Активация ретикулярной формации ствола мозга служит при этом пусковым механизмом для поддержания адекватного функционирования нейронных комплексов коры и подкорково–стволовых структур, а также их взаимодействия.
Гексобендин повышает «энергетический статус» нервной клетки, увеличивает транспорт и потребление глюкозы и кислорода клетками мозга за счет анаэробного гликолиза и активизации пентозных циклов. Стимуляция анаэробного окисления дает энергетический субстрат для синтеза и обмена нейромедиаторов и активизации синаптической передачи. По современным представлениям важную роль в патогенезе ММД играет функциональная недостаточность ряда нейромедиаторных систем мозга. Кроме того, гексобендин поддерживает адекватную регуляцию церебрального кровотока.
Этофиллин активирует метаболизм миокарда с увеличением минутного объема сердца, что способствует улучшению перфузионного давления и микроциркуляции в нервной ткани. При этом системное артериальное давление существенно не меняется. Его активизирующее действие на ЦНС проявляется в стимуляции подкорковых образований, структур среднего мозга и ствола.
По данным литературы, аллергические реакции при назначении Инстенона встречаются крайне редко. Побочные действия встречаются в отдельных случаях, в основном при недоучете возможных противопоказаний (эпилептические синдромы, повышенное внутричерепное давление), а также при быстром внутривенном введении препарата.
Характеристика исследования
и группы больных
На клинических базах кафедры нервных болезней педиатрического факультета Российского государственного медицинского университета и кафедры нервных болезней и нейрохирургии Владивостокского государственного медицинского университета было проведено комплексное обследование 86 детей (73 мальчика и 13 девочек) в возрасте от 4 до 12 лет с различными формами ММД. Обследование и лечение детей с ММД проводились в амбулаторных условиях.
В ходе открытого контролированного исследования все пациенты были распределены на две группы:
1–я группа – 59 детей с ММД (50 мальчиков, 9 девочек), которым проводился курс лечения Инстеноном;
2–я группа (контрольная) – 27 детей с ММД (23 мальчика, 4 девочки), которым назначались низкие дозы поливитаминов.
Продолжительность курса лечения для всех пациентов составляла 1 месяц. При отборе пациентов в изучаемые группы использовались следующие критерии.
Критерии включения:
1. Дети с ММД в возрасте от 4 до 12 лет (мальчики и девочки).
2. Имеющаяся у пациента симптоматика соответствует диагностическим критериям для следующих состояний (по классификации МКБ–10, ВОЗ, Санкт–Петербург, 1994), рассматриваемых в рамках ММД:
F90.0 Синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ)
F80 Задержка речевого развития
F81 Расстройства развития школьных навыков:
– задержка формирования навыков чтения (дислексия),
– задержка формирования навыков письма (дисграфия),
– задержка формирования навыков счета (дискалькулия).
F82 Расстройства развития двигательных навыков (диспраксия).
3. Симптомы постоянно сохраняются на протяжении, как минимум, 6 месяцев в такой степени выраженности, которая свидетельствует о плохой адаптации ребенка.
4. Недостаточная адаптация проявляется в различных ситуациях и видах окружающей обстановки (дома и в школе или дошкольном учреждении), несмотря на соответствие уровня общего уровня интеллектуального развития ребенка нормальным возрастным показателям.
5. Согласие родителей и самого ребенка на участие в исследовании.
Критерии исключения из исследования:
1. Возраст детей менее 4 и старше 12 лет.
2. Наличие выраженных очаговых неврологических симптомов и/или признаков внутричерепной гипертензии.
3. Значительное снижение зрения и слуха.
4. Наличие в анамнезе тяжелых нейроинфекций (менингита, энцефалита), эпилептических приступов.
5. Присутствие симптомов хронических соматических заболеваний, анемии, эндокринных заболеваний (в частности, гипер– и гипотиреоза, сахарного диабета).
6. Психические нарушения, обусловленные умственной отсталостью, аутизмом, аффективными расстройствами, психопатией, шизофренией.
7. Сложности семейной обстановки, как основная причина имеющихся у ребенка нарушений поведения и трудностей обучения (конфликты между родителями, частые наказания, гиперопека и т.д.).
8. Применение на протяжении трех месяцев, предшествовавших настоящему исследованию, каких–либо психотропных препаратов (седативных, ноотропных, антидепрессантов и др.).
Дети с ММД были распределены на три возрастные группы: 4–6 лет, 7–9 лет, 10–12 лет (табл. 1). Основные клинические проявления ММД в обследованной группе детей представлены в таблице 2. Кроме того, в этой таблице дана характеристика патологических состояний, сопутствовавших ММД, среди пациентов различных возрастных групп. Как видно из представленных данных, у абсолютного большинства пациентов наблюдалось сочетание нескольких клинических вариантов ММД. Так, задержка речевого развития у детей 4–6 лет часто сопровождалась СДВГ. Среди детей 7–9 и 10–12 лет СДВГ, как правило, сочетался с трудностями школьного обучения (дисграфией, дислексией, дискалькулией). Часто у детей с ММД также обнаруживалась диспраксия развития (23–30% случаев) и нарушения поведения (21–24%).
Поскольку распределение детей с ММД по трем возрастным группам оказалось неравномерным, представленная частота встречаемости основных и сопутствующих клинических проявлений в этих группах лишь отчасти отражает возрастную динамику симптоматики ММД. Тем не менее при переходе от младшей группы детей к старшим можно проследить определенные закономерности в эволюции клинических проявлений ММД. Прежде всего, это касается СДВГ: среди детей 4–6 и 7–9 лет преобладала его сочетанная форма с гиперактивностью и нарушениями внимания, тогда как у детей 10–12 лет признаки гиперактивности были значительно менее выраженными и наблюдались гораздо реже, в связи с чем среди них чаще встречался вариант СДВГ с преобладанием нарушений внимания. В возрасте 4–6 лет характерным вариантом ММД была задержка речевого развития, у некоторых детей наблюдалось заикание, а после 7 лет на смену нарушениям устной речи приходили трудности формирования письменной речи в виде дислексии и дисграфии.
Довольно часто среди детей с ММД наблюдались такие сопутствующие нарушения, как энурез (как правило, первичный ночной, в отдельных случаях дневной или сочетанный дневной и ночной), энкопрез, головные боли, тревожное расстройство в виде простых и социальных фобий, навязчивости и тики. В связи с этим при оценке эффективности проводившегося лечения нами принималась во внимание динамика не только основных, но и сопутствующих клинических проявлений ММД.
Инстенон назначался в таблетированной форме перорально, 2 раза в день после завтрака и обеда; состав 1 таблетки: гексобендин – 20 мг, этамиван – 50 мг, этофиллин – 60 мг. Подбор дозы осуществлялся индивидуально в зависимости от возраста пациента с постепенным ее повышением по приведенной в таблице 3 схеме. Медленное наращивание дозы Инстенона рекомендовалось с целью снижения вероятности возникновения побочных эффектов препарата. При появлении побочных эффектов рекомендовалось вернуться к предыдущей дозе (при этом врач должен был сделать в соответствующей форме запись о характере побочных эффектов, дате их возникновения и применявшейся дозе препарата).
Детям с ММД, входящим в контрольную группу назначается раствор поливитаминов для приема внутрь в низкой дозе по 1 чайной ложке 1 раз в день утром.
Инстенон применялся в виде монотерапии, сопутствующая терапия не назначалась. Детям контрольной группы сопутствующая терапия также не рекомендовалась.
Накануне начала курса лечения (день 0) и в конце его (день 30) дети с ММД проходили комплексное обследование, включавшее:
1. Анкетирование родителей с помощью структурированного опросника.
2. Общий осмотр с детальным анализом жалоб и исследованием неврологического статуса.
3. Психологическое исследование: исследование сферы внимания, слухо–речевой и зрительной памяти (с применением различных модификаций методик, подобранных для трех возрастных групп).
Клинические и психологические методы: качественная и количественная оценка анализируемых показателей
1. Структурированный опросник предназначен для анкетирования родителей и позволяет подробно охарактеризовать общее состояние и поведение ребенка с ММД. Заполнение опросника предусматривает не только фиксацию тех или иных симптомов, но и условную оценку степени их выраженности в баллах. Данный подход не только позволяет дать количественную характеристику имеющихся расстройств наряду с качественной, но также дает возможность прослеживать динамику состояния. Опросник содержит перечень вопросов по 72 симптомам, которые могут наблюдаться при ММД. После того, как один или совместно оба родителя завершат заполнение таблицы, специалист анализирует полученные данные. Ответы оцениваются следующим образом: симптом отсутствует – 0 баллов, выражен мало – 1 балл, выражен значительно – 2 балла, выражен очень сильно – 3 балла. Все вопросы сгруппированы по специальным шкалам, которые включают перечень сочетающихся друг с другом симптомов. Оценки характеристик поведения по шкалам вычисляются путем суммирования оценок по отдельным симптомам с последующим делением полученной суммы на число полученных ответов. По результатам заполнения опросника для каждого пациента определялись оценки по следующим шкалам: церебрастенические симптомы; психосоматические нарушения; тревожность, страхи и навязчивости; двигательные нарушения; нарушения устной речи; внимание; эмоционально–волевые нарушения; нарушения поведения; агрессивность и реакции оппозиции; трудности школьного обучения (у детей от 7 лет); нарушения чтения и письма (у детей от 7 лет).
2. Общий и неврологический осмотр. Дополнительно к неврологическому осмотру, который проводился по общепринятой схеме, использовались основные задания из методики M.B. Denckla для исследования моторики и координаторной сферы. Эта методика состоит из двух разделов: пробы на ходьбу по линии, пробы на удерживание равновесия; задания на чередование движений конечностей. Качество выполнения оценивается по балльной системе, при этом учитывается число ошибок, наличие непроизвольных движений и синкинезий. Во втором разделе производится также оценка времени выполнения двадцати последовательных движений.
3. Психологическое исследование основывалось на оценке функций внимания и памяти. Особое место оценке функций внимания и памяти у детей с ММД отводилось не случайно. Внимание и память представляют собой сложные интегративные процессы, которые опираются на ряд структур мозга и широко представлены в различных отделах ЦНС. Именно это делает их весьма ранимыми и объясняет значительную распространенность нарушений внимания и памяти среди детей с ММД.
Исследование внимания. Внимание представляет собой самостоятельную целостную составляющую среди других когнитивных функций. Но вместе с тем, внимание – многомерное понятие, включающее в себя такие компоненты, как поддерживаемое внимание и избирательное внимание, торможение импульсивных действий, выбор необходимых реакций с контролем за их осуществлением. Испытуемым предлагался ряд заданий, предназначенных для оценки различных характеристик внимания: корректурная проба, субтест «кодирование» из методики исследования интеллекта у детей Д. Векслера и фрагмент теста Равена. Для трех возрастных групп были подобраны тесты различной сложности.
Следует отметить, что выполнение заданий во всех перечисленных методиках помимо внимания требует также участия других высших психических функций и когнитивных процессов, в частности памяти, зрительно–пространственного восприятия, пространственного (конструктивного) мышления, зрительно–моторной координации, и, следовательно, может рассматриваться и в качестве характеристики последних, что особенно важно при обследовании детей с различными вариантами ММД.
Исследование памяти. Для исследования памяти применялся адаптированный вариант нейропсихологической методики «Лурия–90» , позволяющей оценить состояние слухо–речевой и зрительной памяти у детей в условиях непосредственного и отсроченного воспроизведения. Исследование слухо–речевой памяти осуществлялось с помощью традиционных тестов на запоминание двух групп по три слова и группы из пяти слов в заданном порядке. Для исследования зрительной памяти использовались тесты на запоминание пяти букв и пяти фигур.
Оценка терапевтической
эффективности инстенона
Анализ эффективности Инстенона в исследуемых группах больных с ММД осуществлялся в два этапа: 1. Индивидуальная оценка эффективности терапии для каждого больного; 2. Статистическая обработка данных исследования. Статистический анализ динамики всех количественных характеристик в исследуемых группах больных с ММД до и после проведения лечения Инстеноном проводился с использованием непараметрического теста Вилкоксона для попарно связанных выборок.
В ходе индивидуальной оценки результатов лечения у каждого больного за критерии положительного эффекта принимались:
регресс жалоб, отмечавшихся при первом обследовании;
улучшение характеристик поведения по данным опросника для родителей и школьной успеваемости;
положительная динамика в неврологическом статусе по результатам исследования моторики и координаторной сферы по методике M.B. Denckla;
положительная динамика показателей психологического тестирования.
Полученные результаты
и их обсуждение
В группе детей, получивших курс Инстенона, результаты лечения оказались следующими (табл. 4): отчетливый положительный эффект был достигнут в 71% случаев, в остальных 29% существенная динамика в состоянии пациентов отсутствовала. В контрольной группе положительный эффект наблюдался лишь в 15% случаев, динамика отсутствовала – в 85%.
В таблице 5 характеризуется динамика общего состояния и поведения детей с ММД, получивших курс лечения Инстеноном, по данным анкетирования их родителей. Представленные результаты свидетельствуют о достоверном улучшении показателей по 8 из 11 анализировавшихся шкал. В то же время в контрольной группе детей с ММД не определялось существенной динамики оценок по всем 11 шкалам.
На фоне лечения Инстеноном у большинства обследованных детей отмечалось уменьшение выраженности церебрастенических симптомов: повышенной утомляемости, капризности, плаксивости, колебаний настроения, плохого аппетита, головных болей, нарушений сна в виде трудностей засыпания, беспокойного поверхностного сна с тревожными сновидениями. В ряде случаев это сопровождалось регрессом психосоматических нарушений: беспричинных болей в животе или в различных частях тела, энуреза, энкопреза, парасомний (ночных страхов, снохождения, сноговорения).
Одним из важных аспектов действия Инстенона явилась его эффективность в преодолении тревожности, страхов и навязчивостей у детей с ММД, в том числе боязни оставаться одному, боязни незнакомых людей, новых ситуаций, отказов посещать детский сад или школу из–за опасений неудач в обучении и общении, а также тиков и навязчивых действий (сосет пальцы, грызет ногти, кусает губы, ковыряет пальцем в носу, теребит волосы, одежду и т.д.).
При оценке родителями двигательных нарушений у детей с ММД было отмечено уменьшение неуклюжести, неловкости, плохой координации движений и трудностей мелкой моторики (плохо застегивает пуговицы, завязывает шнурки на ботинках, плохо рисует).
Улучшались характеристики внимания, нарушения которого до лечения обычно проявлялись в виде трудностей его концентрации при выполнении домашних и школьных заданий, во время игр, быстрой отвлекаемости, неспособности выполнять задания самостоятельно, доводить дело до конца, а также в том, что дети отвечали на вопросы не задумываясь, не выслушав их до конца, часто теряли свои вещи в детском саду (школе) или дома. Одновременно с этим у многих детей с ММД наблюдался регресс эмоционально–волевых нарушений (ребенок ведет себя несоответственно возрасту, как маленький, стеснителен, боится не понравиться окружающим, чрезмерно обидчив, не может постоять за себя, считает себя несчастным).
Особого внимания заслуживает уменьшение в группе детей с ММД, прошедших курс Инстенона, выраженности нарушений поведения (дразнится, поясничает, бывает неряшливым, неопрятным, шумным, непослушен дома, не слушает воспитателя или учителя, хулиганит в детском саду или в школе, обманывает взрослых) и проявлений агрессивности и реакций оппозиции (вспыльчив, поведение непредсказуемо, ссорится с детьми, угрожает им, дерется с детьми, дерзит и открыто не подчиняется взрослым, отказывается выполнять их просьбы, намеренно совершает поступки, раздражающие других людей, сознательно ломает и портит вещи, жестоко обращается с домашними животными).
Несмотря на то, что в группе детей, лечившихся Инстеноном, при анализе результатов анкетирования родителей не было установлено достоверной динамики оценок по шкалам «нарушения устной речи», «трудности школьного обучения», «нарушения чтения и письма», у некоторых пациентов к концу курса лечения улучшились речь (в подгруппе детей 4–6 лет) и школьная успеваемость (среди детей 7–12 лет). По–видимому, целесообразно проведение отдельных исследований, направленных на оценку влияния Инстенона на речевые функции у детей с задержками речевого развития, а также показатели чтения, письма и счета у детей с дислексией, дисграфией и дискалькулией с применением специальных методов тестирования.
При исследовании неврологического статуса у детей с ММД обычно не удается обнаружить характерной очаговой неврологической симптоматики. Но вместе с тем они выделяются своей моторной неловкостью, которой соответствует «мягкая» неврологическая симптоматика в виде дискоординации движений по типу элементов статико–локомоторной и динамической атаксии, дисдиадохокинеза, недостаточности мелкой моторики, наличия синкинезий. Как следует из данных, представленных в таблице 6, в группе детей, получивших лечение Инстеноном, при исследование моторики по методике M.B. Denckla было зарегистрировано достоверное улучшение балльных оценок как за выполнение проб на ходьбу и равновесие, так и в заданиях на чередование движений. Это свидетельствовало об уменьшении выраженности нарушений координации движений и праксиса.
При выполнении заданий на ходьбу и равновесие уменьшались число ошибок (отклонений от линии при ходьбе), выраженность пошатывания, использование вспомогательных установок рук. В пробах на чередование движений конечностей регистрировалось уменьшение гиперметрии, дизритмии, зеркальных движений, синкинезий. В контрольной группе не наблюдалось значимых изменений соответствующих балльных оценок, а следовательно, и улучшения двигательных функций.
Поскольку для детей с ММД характерно отставание от сверстников в скорости выполнения мелких движений конечностей, особое внимание уделялось оценке времени выполнения проб на 20 последовательных движений в правых и левых конечностях (постукивания носком стопы, хлопки по колену, удары указательным пальцем кисти о большой, последовательные удары 2–5 пальцев кисти о большой – всего 8 заданий). На 30–й день у детей с СДВГ, получивших лечение Инстеноном, наблюдалось достоверное уменьшение времени выполнения в 4 из 8 предлагавшихся заданий, тогда как в контрольной группе – лишь в одном задании.
Результаты исследования сферы внимания у детей с ММД до и после лечения приводятся в таблице 7. Поддерживаемое внимание (способность сохранять необходимую реакцию во время продолжительной и повторяющейся деятельности) оценивалось у обследованных нами пациентов с помощью корректурной пробы. Направленное внимание (способность реагировать на специфические стимулы дискретно, по–разному) исследовалось посредством субтеста «кодирование». Из представленных данных следует, что Инстенон оказывал выраженное положительное действие на показатели как поддерживаемого, так и направленного внимания у детей с ММД. В то же время прием поливитаминов практически не оказывал влияния на сферу внимания в контрольной группе пациентов.
При выполнении корректурной пробы учитывалось число допущенных ошибок (пропусков) в трех ее последовательных частях и общее число ошибок (рис. 1). После лечения Инстеноном число ошибок, допущенных детьми с ММД, значительно уменьшилось, тогда как в контрольной группе этот показатель достоверно не изменился. Представленные на рисунке 1 графики, демонстрирующие количество ошибок у детей с ММД в 1–й, 2–й и 3–й частях задания, можно рассматривать как своеобразные «кривые работоспособности», отражающие изменения концентрации внимания в трех его последовательных частях, равноценных по сложности. Терапия Инстеноном способствовала улучшению работоспособности у детей с ММД и ее сохранению на стабильном уровне при переходе от 1–й части корректурной пробы ко 2–й и 3–й, о чем свидетельствует выравнивание кривой вследствие исчезновения колебаний качества выполнения задания. В контрольной группе динамика показателей поддерживаемого внимания практически отсутствовала (две кривые на графике для Дня 0 и Дня 30 почти совпадают). Что касается времени выполнения корректурной пробы, то оно уменьшилось в обеих группах.
Важное значение при решении вопросов клинической диагностики ММД у детей имеет нейропсихологическое обследование, и прежде всего – оценка состояния слухо–речевой и зрительной памяти. Как показали нейропсихологические исследования, среди детей с ММД часто встречаются расстройства как слухо–речевой памяти, так и зрительной памяти .
На основании показанных результатов рассчитывались балльные оценки для ряда параметров памяти, а затем суммарные баллы для слухо–речевой и зрительной памяти. Для слухо–речевой памяти оценивались объем, тормозимость слуховых следов, прочность слуховых следов, воспроизведение порядка стимулов, воспроизведение звуковой структуры слов, регуляция и контроль, для зрительной памяти – объем, воспроизведение порядка зрительных стимулов, воспроизведение пространственной конфигурации, феномен зеркальных движений, прочность зрительных следов, регуляция и контроль зрительной памяти. Чем выше суммарные баллы, тем значительнее выраженность нарушений памяти и число допущенных испытуемыми ошибок.
Как видно из таблицы 8, на фоне лечения Инстеноном у детей с ММД достоверно улучшались характеристики слухо–речевой памяти, а показатели зрительной памяти оставались стабильными. С другой стороны, в контрольной группе обращает на себя внимание тенденция к ухудшению показателей как слухо–речевой, так и зрительной памяти при повторном обследовании. Таким образом, Инстенон оказывал значительное положительное действие на состояние слухо–речевой памяти у детей с ММД.
Побочные эффекты
Важно отметить то, что нежелательные побочные эффекты в группе обследованных детей с ММД на фоне лечения Инстеноном наблюдались редко, не были стойкими и значительно выраженными. Их возникновение относилось к 1–2 неделям лечения и требовало более медленного и постепенного наращивания дозы, либо они регрессировали самостоятельно без изменений дозы препарата. Часто они возникали при неточном соблюдении родителями схемы назначения с постепенным увеличением дозы, приемом препарата в утренние и дневные часы. Всего при лечении Инстеноном побочные эффекты были зафиксированы у 12 (20%) пациентов, у которых были отмечены появление возбудимости, раздражительности, плаксивости (8 человек), головные боли (4) или боли в животе (2) незначительной интенсивности, тошнота (2), сноговорение (1), преходящий кожный зуд (1). У 2 детей с ММД родители отмечали снижение аппетита после 1–й недели лечения и до конца курса Инстенона.
Выводы
На основании полученных результатов можно сделать вывод о том, что проведенное детям с различными вариантами ММД лечение Инстеноном в 71% случаев сопровождалось положительным эффектом, который проявлялся в улучшении характеристик поведения, а также показателей моторики, внимания и памяти, функций организации, программирования и контроля психической деятельности. При точном соблюдении схемы назначения Инстенона (постепенное увеличение дозы, назначение в утренние и дневные часы) риск возникновения нежелательных побочных эффектов минимален.
Учитывая основные механизмы генеза ММД, следует отметить, что применение Инстенона, как одного из наиболее эффективных препаратов ноотропного ряда, благотворно влияющего на недостаточно сформированные у пациентов с ММД высшие психические и двигательные функции, имеет особенно важное значение в детском возрасте, когда процессы морфофункционального развития ЦНС продолжаются, велики ее пластичность и резервные возможности.

Литература
1. Волкова Л.С., Лалаева Р.И., Мастюкова Е.М., Гриншпун Б.М. и др. Логопедия. Москва, 1995.– Т. 1.– 384 с.
2. Глезерман Т.Б. Мозговые дисфункции у детей. Москва, 1983, 239 с.
3. Журба Л.С., О.В.Тимонина, Т.Н.Строганова, И.Н.Посикера. Клинико–генетические, ультразвуковые и электроэнцефалографические исследования синдрома гипервозбудимости центральной нервной системы у детей раннего возраста. Москва, Министерство Здравоохранения РФ, 2001, 27 с.
4. Заваденко Н.Н. Как понять ребенка: дети с гиперактивностью и дефицитом внимания. Москва, 2000, 112 с.
5. Заваденко Н.Н., Суворинова Н.Ю., Григорьева Н.В. Гиперактивность с дефицитом внимания у детей: современные подходы к фармакотерапии. Психиатрия и психофармакотерапия, 2000, том 2, № 2, с. 59–62
6. Кемалов А.И., Заваденко Н.Н., Петрухин А.С. Применение Инстенона в ленчении последствий закрытой черепно–мозговой травмы у детей. Педиатрия и детская хируртгия Казахстана, 2000, № 3, с.52–56
7. Корсакова Н.К., Микадзе Ю.В., Балашова Е.Ю. Неуспевающие дети: нейропсихологическая диагностика трудностей в обучении младших школьников. Москва, 1997, 123 с.
8. Котов С.В., Исакова Е.В., Лобов М.А. и соавт. Комплексная терапия хронической ишемии мозга. Москва, 2001, 96 с.
9. Международная классификация болезней (10–й пересмотр). Классификация психических и поведенческих расстройств.– Санкт–Петербург, 1994.– 300 с.
10. Равич–Щербо И.В., Марютина Т.М., Григоренко Е.К. Психогенетика. Москва, 1999, 447 с.
11. Симерницкая Э.Г. Нейропсихологическая методика экспресс–диагностики «Лурия–90». Москва, 1991, 48 с.
12. Филимоненко Ю., Тимофеев В. Руководство к методике исследования интеллекта у детей Д.Векслера.– Санкт–Петербург, 1993.– 57 с.
13. Яхно Н.Н., Дамулин И.В., Захаров В.В. Дисциркуляторная энцефалопатия. Москва, 2001, 32 с.
14. Denckla M.B. Revised neurological examination for subtle signs. Psychopharm. Bull., 1985, Vol.21, p.773–789
15. Gaddes W.H., Edgell D. Learning disabilities and brain function. A neuropsychological approach. New York et al, 1994, 3rd ed., 594 p.


ММД характеризуется выраженным преобладанием функциональных изменений над органическими. Дети с данным синдромом очень гиперактивны, не могут сосредотачиваться, фиксировать свое внимание, постоянно отвлекаются и плохо адаптируются в незнакомой обстановке.

У ребенка с минимальной мозговой дисфункцией очень часто возникают большие трудности во время учебы, нередко выявляются нарушения восприятия, в том числе и собственного тела (например, ребенок не способен отличить части от целого, выделить фигуры на фоне, затруднено обучение письму и чтению). Для ММД характерны: повышенная импульсивность и чрезмерная возбудимость, низкий уровень самоконтроля, зачастую отмечается кусание ногтей, сосание пальцев, раскачивание головой и туловищем, трудности в общении со сверстниками и плохая ориентация в коллективе. Также возможно выявление неправильного произношения слов, снижение работоспособности к абстрактному мышлению, нарушения пространственного представления.

Во время внешнего осмотра с данным синдромом иногда выявляется ряд аномалий, например, деформация черепа, ушных раковин, неправильный рост зубов, гипертелоризм (аномалия развития костей черепа), высокое небо, синдактилии (полное или частичное сращение пальцев кисти или стопы). Иногда возможно обнаружение ряда признаков легкого органического поражения мозга: косоглазие, асимметричные носогубные складки, мышечная дистония, нарушения в координации движений.

Лечение

Лечение ММД необходимо начать как можно раньше, вовлекая в процесс не только ребенка, но и его окружение, чтобы создать спокойное и последовательное отношение к нему. Направленная двигательная активность, психолого-педагогическая коррекция, а также медикаментозное лечение – являются основными направлениями в терапии минимальной мозговой дисфункции.

Целью направленной двигательной активности служит тренировка координации и ловкости. Необходимо проводить спортивные занятия и игры, которые носят аэробную нагрузку, например длительный бег, лыжи, плавание или езда на велосипеде. Стоит избегать переутомления и видов спорта, при которых выражен эмоциональный компонент.

Психолого-педагогическая коррекция должна начинаться с обязательного соблюдения четкого режима дня ребенком, ограничением работы за и просмотром телевизора до 30-40 минут в день. Поддерживайте ребенка во всех его начинаниях и хвалите его в каждом случае, если он этого заслужил, подчеркивайте успехи. Поощряйте свое чадо за все виды деятельности, требующие концентрации внимания.

Лекарственные назначаются только в тех случаях, когда ММД не поддается только психолого-педагогической коррекции. В настоящее время применяют несколько групп при лечении минимальной мозговой дисфункции, это психостимуляторы, ноотропы, а также трициклические антидепрессанты. Самые эффективные: «Церебролизин», «Фенибут», «Пирацетам», «Семакс». Подбор лекарственных средств проводит лечащий врач с учетом индивидуальных особенностей ребенка.

В первые годы жизни дети требуют особого внимания: именно в этот период напоминают о себе разного рода . Обычно они вполне укладываются в «стандартный» список, в котором фигурируют ОРЗ, ветрянка и другие хвори. К сожалению, у порой диагностируют и более серьезные нарушения, которые требуют особого подхода. Рассмотрим одну из таких проблем, узнав, что такое минимальная мозговая дисфункция, как она проявляется у детей, и что нужно для эффективного лечения.

Краткая характеристика

Другие названия - гиперкинетический хронический мозговой синдром либо детская энцефалопатия в легкой форме.


Как проходит диагностика

Курс диагностики прямо зависит от возраста ребенка. Если для карапузов 1–1,5 лет от роду может оказаться информативной обычная проверка рефлексов, то после 5 лет она не дает результатов и ее заменяют психодиагностикой.

Окончательно установить диагноз помогают следующие пробы и осмотры:

  • электроэнцефалограмма (ЭЭГ);
  • нейросонография, которая проводится в возрасте до 1 года через младенческий родничок;
  • реоэнцефалограмма или «эхо». Ультразвук, проходя через все участки мозга, позволяет выявить изменения в его структуре;
  • компьютерная томограмма либо МРТ, определяющие объемы коры и целостность фронтальных частей мозга;
  • тесты по системе Векслера или Гордона. Эти задания дают полную картину психосоматического состояния ребенка.
Собираясь в поликлинику, для начала посетите педиатра, который выпишет направление на обследование либо отправит вас к невропатологу, неврологу или остеопату. Может потребоваться и визит к массажисту, который «прощупает» малыша (часто проблемы с кровоснабжением обнаруживаются именно такими специалистами).

Важно! МРТ назначаются только по необходимости - громкие звуки, издаваемые аппаратурой при обследовании, могут напугать ребенка.

Обязательный атрибут любой поликлиники - общий крови и мочи - в данном случае ощутимой пользы не даст. А вот рентген черепа может оказаться полезным (если до этого момента он не делался вообще).

Если все эти процедуры указывают, что у ребенка наблюдается именно ММД, не отчаивайтесь, ведь это излечимо, и от диагноза можно избавиться, не прибегая к сложным манипуляциям.


Диагноз ММД: лечение

В общих чертах схема лечения выглядит так: врачи, исходя из состояния ребенка, назначают препараты и дозировки и, по мере необходимости, физиотерапию.

Немало зависит и от родителей, которые должны не только проконтролировать прием лекарств, но и создать в семье благоприятную атмосферу.

Курс препаратов назначается для того, чтобы нейтрализовать отдельные симптомы. Он может отличаться для каждого конкретного случая, но в рецептах чаще всего встречаются:

  • седативные составы по типу «Диазепама», «Седуксена» или «Релиума»;
  • снотворные («Нитразепам», «Эуноктин», «Труксал»);
  • стимуляторы (главным образом «Метилфенидат»);
  • антидепрессанты либо транквилизаторы назначаются гораздо реже. Предпочтение отдают не особо сильным «Тиоридазину», «Амитриптилину» или их аналогам;
  • в качестве дополнения выступают витаминные комплексы и успокоительные препараты на основе растений. Их дозы и частота приема тоже назначаются лечащим врачом.

Знаете ли вы? Если группа крови у ребенка не совпадает с «материнской» или «отцовской» - это отнюдь не повод для ревности. Дело в том, что это число может оказаться…их суммой! К примеру, у пары с группами I и II вполне реально появление крохи с третьей группой.

Курс физиотерапии обычно сводится к таким процедурам:

  • массаж;
  • лечебная физкультура (комплекс ЛФК подбирают индивидуально);
  • гидрокинезотерапия для детей постарше. Это не что иное, как водная гимнастика, помогающая восстановить координацию;
  • если маленький пациент быстро идет на поправку, в программу включают элементы подвижных игр или бег (такие занятия окончательно закрепляют результат).


Лечение ММД у разных по возрасту детей будет успешным только при участии родителей. С их стороны требуется:

  • составление распорядка дня и контроля за его выполнением. Особое внимание уделяют подъему и отходу ко сну - эти действия во многом синхронизируют работу ЦНС;
  • обеспечение ребенку дневного сна, который очень нужен и без того слабенькой нервной системе;
  • общение с ребенком, заранее предупреждать его о приходе гостей или няни, поездке за город или походе в цирк. То есть, малыш должен знать о ближайших переменах, которые его ждут - резкая смена обстановки будет только во вред;
  • постепенное расширение круга общения. Но и здесь имеются нюансы. Гости - это отлично, но их приход не должен сказываться на графике дня. Что касается игр с ровесниками, то о них стоит на время забыть, предпочтя общение с уравновешенными детьми более старшего возраста;
  • как можно меньше времени проводить у компьютера или экрана. Делайте акцент на умеренную физическую активность;

Важно! «Грузить» таких детей гантелями или штангами нельзя. Вместо этого лучше предпочесть совместный бег или велопрогулки (если возраст не позволяет, можно просто активно махать руками и ногами).

  • уделить время на посещения бассейна или спортплощадки (если педиатр с неврологом дали на это «добро»). Идеально, чтобы такие занятия проходили в присутствии папы;
  • разрабатывать мелкую моторику, показывая упражнения и следя за их выполнением;
  • и, конечно же, контролировать свои эмоции. Выяснение отношений между родителями будет не лучшим фоном для лечения (дети тонко чувствуют любые неурядицы в семье, что тут же сказывается на их психике).
Еще раз напомним о недопустимости самолечения - для выздоровления нужна как минимум консультация врача.


Возможные осложнения

Они довольно редки, но это не означает, что на лечение можно смотреть сквозь пальцы. Недосмотр со стороны родителей или же врачебные «промахи» могут вылиться в серьезные последствия вроде:

  • вегето-сосудистой дистонии или усугубления проблем с кровотоком;
  • усложненной адаптации в обществе (ребенок становится нелюдимым);
  • в силу той же причины могут проявляться неуверенность в своих силах или стабильно наблюдаемый пессимизм;
  • передозировка стимуляторов способна вызывать агрессию;
  • неправильный баланс препаратов или же чрезмерные нагрузки только усиливают усталость, тем самым затрудняя освоение учебной программы.

Знаете ли вы? Каран Сингх попал в Книгу рекордов Гиннесса благодаря своему росту. Уже в 2 года этот мальчик дорос до 130 см (при весе в 42 кг). Во многом это «заслуга» мамы - у нее эта цифра составляет не менее впечатляющие 2,20 м.

К счастью, такие последствия на практике встречаются очень редко, и дети выздоравливают без осложнений.

Прогноз

Прогнозы довольно оптимистичны - до 50 % детей с таким диагнозом попросту «перерастают» этот недуг уже в подростковом или более зрелом возрасте. При этом медикаментозное лечение сводится к минимуму, а основной упор делается на физиотерапию и физкультуру.

Еще один частый вариант - болезнь «утихла», но отдельные признаки периодически проявляются. Это может выражаться в резкой смене настроения, неуверенности в своих силах или отсутствии контакта с другими людьми. Все это неприятно, но сотрудничество с врачами иди психологами поможет избавиться от подобных проблем.


«Остаточные» проблемы с психикой после лечения дисфункции - большая редкость (единичные случаи отмечаются только у взрослых людей, не брезгующих вредными привычками).

Не забываем и о профилактике.

Профилактика

В силу своей природы, ММД легче предупредить. Правда, это потребует усилий не только со стороны ребенка, но и матери (да-да, еще при беременности).

  • рациональный режим дня и приема пищи;
  • своевременное лечение патологий, которые со временем могут перерасти в более серьезные проблемы;
  • отказ от нездоровых привычек (в том числе и переедания);
  • умеренные физические нагрузки, включающие упражнения на координацию;
  • очень важна благожелательная атмосфера в семье.

Для полной уверенности в здоровье стоит периодически проходить медосмотры (это касается как будущих мам, так и уже родившихся детей).

Исключаются самолечение и разного рода народные рецепты - никаких «травок», только консультации специалистов.

Теперь вы знаете, что такое минимальная дисфункция мозга у детей. Надеемся, эти данные пригодятся нашим читателям разве что в ознакомительных целях, и такие проблемы обойдут стороной. Здоровья вашим семьям!

При диагнозе «дисфункция мозговая» наилучший эффект коррекции достигается после прохождения ряда процедур, среди которых:

  • мануальная терапия;
  • дифференцированная кинезотерапия;
  • массаж.

Формы ММД

Существует несколько типов минимальной мозговой дисфункции у детей. Среди них:

  1. Субнормальный тип. Дети, относящиеся к этой группе, практически ничем не отличаются от обычных школьников. Педагоги и родители воспринимают их, как абсолютно здоровых. Единственные проявления ММД в данном случае – недостаток внимания, плохая память. Ребенку сложно быстро переключаться, но он работоспособен в течение всего учебного дня. Хотя повышенная утомляемость также присутствует. Если такого ребенка не перегружать, к 3-5 классу работа его мозга полностью нормализуется.
  2. Активный тип. Дети с ММД активного типа неровно учатся. Сначала они включаются в деятельность, но быстро утомляются. Как правило, таких ребят ругают за лень, за неумение доводить начатое до конца. Но упреки не меняют ситуацию. Школьникам с активной мозговой дисфункцией нужно время от времени давать отдых, тогда они будут сохранять работоспособность в течение всего учебного дня. Если перестать упрекать и контролировать ребенка, работа его мозга постепенно нормализуется к 7-8 классу. При этом лечение может не потребоваться.
  3. Ригидный тип. Это сложный тип мозговой дисфункции. Он проявляется в виде замедленной речи, заторможенных действий и реакций. Родители и педагоги думают, что медлительность ребенка – итог его лени, стараются подгонять его, бороться с такими проявлениями. Но этого делать нельзя. Если дергать ребенка с ригидным ММД, он будет действовать еще медленнее или вообще впадет в ступор. Следует отметить, что у таких детей нормальный интеллект. Важно просто понимать суть проблемы и создавать оптимальные условия для обучения и развития ребенка. В этом случае симптомы дисфункции мозговой деятельности (ММД) окончательно пройдут к 6-7 классу.
  4. Астеничный тип. Главная проблема детей, страдающих таким типом минимальной мозговой дисфункции, это высокая утомляемость. У них слабая память, неразвито внимание. Что интересно, ребенок может совершенно не помнить правил по русскому языку, но отлично применять их на практике. Работоспособность ребенка с таким типом ММД проявляется на первом или втором уроке, к третьему уроку он обычно истощен, поэтому занимается посторонними делами. Ребята с трудом понимают информацию, представления, образы. Задача родителей – не перегружать такого ребенка, так как это может привести к его внутренним комплексам и неуспеваемости.