Грамотное письмо: как воспитать отличника? Как научить первоклассника грамотно писать и читать. Методические приемы развития письменной и устной речи первоклассника. (В помощь логопедам, учителям и родителям)

Ошибки в речи трудно не заметить, в особенности в письме. Чтобы не стать предметом насмешек, важно научиться грамотному письму. Кому-то легко овладеть грамотностью, а кому-то трудно справиться с орфографией. Все ли зависит от самого ученика? Как научить ребенка писать красиво и грамотно? Должны ли этим заниматься родители или только учителя в школе?

Во взрослой жизни придется часто использовать письменную речь, поэтому ребенку следует научиться писать грамотно

Для чего надо красиво писать?

Нет никаких сомнений, что и в наши дни, несмотря на наличие высоких технологий, отличительной особенностью образованного человека является умение безошибочно говорить и писать. Дети по-прежнему получают в школе оценки. Вопрос заключается в другом – стоит ли красиво писать?

Бытует мнение, что в скором времени предпочтение будет отдаваться умению быстро печатать. Специалисты, напротив, уверены, что по красивому почерку судят не только о том, что ребенок аккуратный и усидчивый. Главным образом, это говорит о хорошем развитии мелкой моторики, благодаря которой и можно говорить о наличии хороших способностей к интеллектуальному развитию.

Развитие моторики рук

Важным моментом при обучении ребенка письму является тренировка рук. Для этого потребуется приложить немало усилий. К самому эффективному способу относится лепка. В магазинах для детей можно найти огромное разнообразие учебников для лепки. Кстати, для этих целей можно использовать обычную глину, либо пластилин.


Работа с пластилином улучшает мелкую моторику и развивает внимательность ребенка

Как правильно сидеть за столом?

Правильно сидеть за партой следует не только из-за удобства, но еще и потому, что от этого напрямую зависит работоспособность, продуктивность письма, а также качество каллиграфии. Правила положения за столом:

  • спину нужно держать прямо, упираясь при этом на спинку стула;
  • локти должны находиться на поверхности стола, в особенности локоть той руки, которой вы пишете;
  • грудь должна находиться от края стола на расстоянии детского кулака;
  • голову нужно немного наклонить вниз таким образом, чтобы поднятая к верху рука на локте с помощью кончиков пальцев могла коснуться глаз;
  • ноги надо поставить на пол, при этом коленки должны быть согнуты под углом 90⁰;
  • тетрадь необходимо положить под углом 45⁰ между верхним углом и краем стола, а нижний угол обращен в центр груди (он должен совпадать с краем стола напротив).

Первый этап обучения письму заключается в соблюдении гигиены детского труда. В этот период следует научить ребенка правильному положению за столом.

Правильное положение тела при письме способно минимизировать нагрузку на руку

Последовательность обучения

Список необходимых предметов для обучения русскому языку:

  • ручка, преимущественно гелевая, имеющая три грани, чтобы формировался необходимый захват;
  • пропись, чтобы научиться написанию отдельных букв, фраз и предложений;
  • тетрадь в косую линейку.

Обучение проходит в несколько этапов:

  1. Обводка. Рекомендуется пользоваться прописями, где буквы и слова нанесены пунктирными точками. Помимо букв в них можно найти разные палочки, закорючки, геометрические фигуры, узоры и картинки. Обычно с них и начинают учиться красиво писать. Когда малыш освоит рисование линий, овалов, закруглений, самое время начинать учиться писать буквы, цифры и слова. В процессе такой обводки пальцы малыша тренируются правильному написанию букв и их соединений. Дети с большим энтузиазмом занимаются по таким прописям. Им интересно смотреть, как точки становятся красивыми буквами. Через некоторое время малыш сможет самостоятельно красиво писать. Кроме этого, разрешается заниматься с ребенком графическими диктантами, используя тетрадку в клетку, при которых ребенка просят обвести две клетки вправо, две вниз и т. д.
  2. Закрепление навыков написания букв, слогов и слов, опираясь на образец. Нужно пользоваться прописями, где есть образец написания буквы (рекомендуем прочитать: ). Так ребенок всегда будет иметь возможность посмотреть, как правильно пишется та или иная буква. Важно помнить, что начинать учить ребенка писать новую букву следует лишь после того, как у него получается писать красиво предыдущую. У кого-то на это уходит 30 минут, а у кого-то и больше 7 дней. Дайте возможность малышу научиться красиво выводить буквы, уже после этого слоги и слова.
  3. Переписывание фраз и текстов целиком, пользуясь прописями 1-го 2-го вида. Такие действия направлены на подготовку к самостоятельной работе.
  4. Закрепление полученного опыта. Каждый день заставляйте ребенка переписывать по нескольку строчек из какого-либо рассказа, стиха, либо песни. Данный этап является заключительным и самым тяжелым в процессе обучения ребенка красивому письму.

Выработка красивого почерка требует в том числе и монотонной работы по переписыванию текста

Обучение письму в широкую линейку

Эта статья рассказывает о типовых способах решения Ваших вопросов, но каждый случай уникален! Если Вы хотите узнать у меня, как решить именно Вашу проблему - задайте свой вопрос. Это быстро и бесплатно !

Ваш вопрос:

Ваш вопрос направлен эксперту. Запомните эту страницу в соцсетях, чтобы следить за ответами эксперта в комментариях:

Писать в тетрадке с широкой линейкой довольно сложно для малыша, поскольку ему самому приходится определять ширину, высоту и наклон букв. При этом он сталкивается с такими проблемами:

  • чересчур большие буквы;
  • очень узкие буквы;
  • слишком маленькие буквы.

Советы по избежанию данных проблем:

  1. Перед тем как начать писать самостоятельно, ребенок должен в идеале освоить письмо в тетрадке в косую линию.
  2. Предоставьте чаду возможность тренироваться написанию букв и слов в тетради в косую линейку не в рабочей строке, а в пробельной. Ее размер схож со строкой в широкую линейку, однако благодаря косым линиям малыш сможет сделать нужный наклон.
  3. Можете изготовить тетрадь комбинированного типа, где будут чередоваться листы в косую и широкую линейку. К примеру, ребенок пишет букву в узкой строчке, а следом выполняет это задание в широкой строчке. Так у малыша будет возможность видеть образец правильного написания буквы.
  4. На первых порах посильную помощь для соблюдения необходимого наклона в тетрадке с широкими линиями может оказать листок-зебра, который необходимо подложить под рабочий листок.

Пока ребенок не начал уверенно писать, сформировать почерк поможет тетрадь в косую линию

Способы научить ребенка быстрому письму

Пятиминутка

Чтобы ребенок приобрел навыки быстрого письма, можно воспользоваться способом под названием «Пятиминутка», который носит игровой характер. Его суть состоит в том, чтобы ежедневно малыш в качестве тренировки переписывал по 5 предложений из любимой книги (рекомендуем прочитать: ). Выполнение задания длится всего около десяти минут, зато способ очень действенный.

Пишем по времени

Данный метод подойдет для детей, которые ответственно подходят к выполнению задания. В его основе лежит использование часов. Перед выполнением задания нужно спросить у малыша, за какое время он сможет сделать урок? К примеру, ему понадобится 20 минут. Около него надо поставить часы и наглядно объяснить, сколько времени есть в его распоряжении. При выполнении работы малыш будет смотреть на часы и знать, успеет ли он уложиться в отведенное время или нет. Таким образом со временем ребенок научиться быстрому письму.

Обучение в игровой форме

Чтобы процесс обучения для ребенка прошел легче и интереснее, можно подготовить собственный материал для дидактических игр. Например, подойдут задания с прописными шаблонами. Желаемого результата можно достичь благодаря следующим развивающим заданиям:

  • ребенок исполняет роль учителя: где я совершил ошибку?;

Чтобы ребенку было интереснее, можно порой доверять ему роль учителя
  • попробуй найти букву-близнеца;
  • отсутствуют отдельные элементы: попробуй угадать, какие буквы пропущены;
  • в слове пропущено несколько букв: попробуй угадать, что это за слово;
  • надо подобрать к образцу парный элемент.

Как справиться с дисграфией?

Как ни печально, но довольно часто встречаются школьники, пишущие с грамматическими ошибками и страдающие дисграфией. Из-за дисграфии ребенок получает в свой адрес обидные высказывания и беспочвенные упреки. Его проблема заключается в том, что он не умеет применять свои знания на практике.

Чтобы ребенок научился письму без ошибок за короткий промежуток времени, необходимо организовать комплексное обучение: в школе, дома, по возможности у логопеда. Если педагог имеет большой опыт за плечами или логопед является отличным специалистом, то им под силу справиться с дисграфией даже в средней школе.

Самостоятельно в домашних условиях также есть возможность хотя бы частично ее устранить.

Родителям, чьи дети совершают много ошибок при письме, следует придерживаться следующих советов:

  1. Позволяйте малышу больше гулять. Пребывание на свежем воздухе способствует насыщению мозга кислородом, повышению работоспособности, также ребенок сможет хорошо отдохнуть.
  2. Если малыш еще не ходит в школу, разрешайте ему играть, не загружайте слишком сильно его развивающими заданиями. В процессе игры ребенок приобретает навыки самоконтроля, дисциплины и соблюдения правил.
  3. Можно записать чадо в какой-либо спортивный или танцевальный кружок. Помимо вышеперечисленных навыков занятие спортом способствует еще и развитию координации, что благоприятно влияет на процесс обучения письму.
  4. Можно слегка помассировать малышу шею и затылок. Это поможет облегчить нагрузку на позвоночник, улучшить кровообращение и работу мозга.

Чтобы не зацикливать ребенка на одном виде деятельности, имеет смысл записать его в спортивную секцию

Что же необходимо сделать, чтобы ребенок научился грамотному письму? Если ваш малыш страдает дисграфией, стоит своевременно отреагировать, обратившись за помощью к специалисту, а также самостоятельно ежедневно проводить занятия. Если дисграфия является диагнозом, то вряд ли родители способны с ней справиться самостоятельно без помощи специалиста. Выяснить, насколько серьезными являются проблемы в письменной речи у малыша, можно по определенным признакам.

Признаки дисграфии

Детям, у которых наблюдается дисграфия, не нравится изучать русский язык. Тетради у них выглядят неаккуратно, почерк часто изменяется: либо очень некрасивый, либо вовсе невозможно разобрать, что написано. Если вовремя не принять меры, у малыша могут развиться комплексы, из-за чего он может испытывать затруднения в письме.

Тем не менее, с такой проблемой могут столкнуться умные, обладающие большим интеллектом дети. Они также способны растеряться при виде белого чистого листка и шариковой ручки:

  • кроха упорно старается выучить правила, но все равно совершает большое количество повторяющихся ошибок в тетради;
  • почерк совсем неряшливый: малыш может перепутать буквы, написать их в противоположную сторону, заменить или дописать лишнее;
  • на почерк может влиять настроение и самочувствие малыша;
  • при таких письменных нарушениях дисграфикам может хорошо даваться рисование.

Дисграфия у ребенка характеризуется не только плохим почерком, но и его зависимостью от эмоционального состояния

Не следует забывать о том, что на возникновении дисграфии может влиять как педагогическая запущенность, в которой виноваты только родители, так и генетическая предрасположенность. В обоих случаях школьник не виноват, поэтому необходимо оказать ему всевозможную помощь и ни в коем случае не ругать его и не упрекать.

Может быть, что малыш просто не испытывает интереса к учебе. В этом случае надо найти альтернативный вариант. Можно попытаться заменить обычный учебник на развлекательное пособие, к примеру, «Секреты орфографии» Граник Г., в котором к правилам прилагаются интересные задания для закрепления материала. Также можно правила представить в виде схем, либо выучить их, используя мнемонические символы. Организуйте небольшую игру в школу: понадобится доска маленького размера, мел, игрушечные тетради и дневники.

Работа над ошибками

Прежде чем научить малыша письму, нужно понять из чего состоит данный процесс, и какие качества мышления нуждаются в развитии:

  1. Память руки, основой которой является двигательная память. Если малыш напишет трудное слово много раз, то он запомнит его, и в дальнейшем уже автоматически будет писать его безошибочно.
  2. Недопустимо совершать ошибки. Школьнику достаточно один раз сделать в слове ошибку, чтобы это отложилось в памяти, и в другой раз он обязательно совершит ее в том же слове. Если кроха сомневается в правильном написании какого-либо слова, ему надо лучше обратиться за помощью.
  3. Развивать слух. Одним из основных факторов грамотности является умение различать звуки речи, давать им характеристику и сопоставлять с правилами.
  4. Проговаривать слово так, как оно пишется правильно. При этом будут задействованы разные виды памяти: слуховая, двигательная, орфографическая. Помимо этого, малыш приобретает навыки по принятию решений, что является хорошей тренировкой процессов мозга, ответственных за грамотное письмо. Пользоваться таким приемом можно даже на уроках, проговаривая слова шепотом.
  5. Комментарии к письму – очень эффективный способ обучению правильному письму. Его суть состоит в следующем: перед тем как что-то написать, ученик должен рассказать правило, которым он хочет воспользоваться. Данная методика поможет крохе приобрести и усовершенствовать орфографические навыки.

Развитие слуха крайне важно для воспроизведения письменной речи

Другие способы обучения грамотному письму

Чтобы малыш смог овладеть безошибочным письмом, можете самостоятельно придумать для него увлекательные и занимательные задания, при которых не потребуется сидеть за рабочим столом:

  1. Предложите малышу ежедневно по 5-10 минут читать по слогам, делая ударение на гласную букву и проговаривая так, как написано. Пусть сначала он читает медленно, а потом быстрее.
  2. Можете распечатать словарь орфографии и добавить к чтению небольшие фразы из 15-20 слов.
  3. Два раза в неделю устраивайте коротенькие диктанты из 4-6 слов. Пусть малыш сам проверит выполненную работу и поставит отметку.
  4. Крупными буквами можете распечатать несколько строк из какого-либо произведения. Пусть ребенок с помощью фломастера или красной пасты подчеркнет в тексте все буквы А, в следующий раз – Е и т. д. Каждый раз придумывайте разные задания, чтобы малышу по-прежнему было интересно играть. Во время таких занятий у ребенка тренируется внимание и усидчивость.
  5. В конце недели устройте крохе небольшое тестовое задание: немного почитать, переписать текст, проговаривая при этом труднопроизносимые слова по слогам 2-3 раза, проверить свою работу.

В настоящее время, помимо классики, можно найти современные учебники, специально написанные авторами с большим опытом обучения детей грамотности:

  • сборники Узоровой О.;
  • пособия по орфографии Ахременковой Л.;
  • учебник «Тексты для списывания 2 класс»;
  • пособие «Контрольное списывание 1 класс» Ушаковой О.;
  • дополнительные пособия Шкляровой Т.

Подготовка к написанию диктанта

Подготовку класса к выполнению работы учитель осуществляет заблаговременно, как правило, за несколько дней. При этом он оговаривает тему, которой будет посвящена работа. Постарайтесь добиться от малыша, чтобы он вам всегда говорил о предстоящей контрольной. Если он не помнит тему, можно догадаться самим, что она касается тех правил, которые были изучены в предыдущей главе. Однако иногда все же случаются диктанты, содержащие давно пройденные орфограммы, поэтому будет лучше, если вы уточните тему у учителя.

Подготовиться в домашней обстановке к написанию диктанта можно, выполнив следующие действия:

  • повторно изучить правила;
  • провести тренировку по их применению;
  • написать небольшой текст под диктовку, уложившись в определенный срок;
  • осуществить повтор слов из словаря;
  • сделать задания, схожие с теми, которые предстоит выполнить в школе;
  • проверить выполненную работу.

Желательно создать условия, приближенные к уроку – не подсказывать, ограничить время, на столе не должно лежать ничего лишнего. Если у малыша возникли трудности с каким-либо правилом, необходимо уделить ему больше внимания:

  • нужно убедиться, что чадо не забыло правило и понимает его;
  • пусть он попробует написать текст, комментируя при этом, почему написал именно такую букву, какое правило применил и т. д.

Для подготовки к диктанту желательно создать ребенку условия, приближенные к школьным

Не забывайте, что при проверке педагог будет ставить оценку не только за безошибочное написание, но и за то, насколько аккуратно выполнена работа. Именно поэтому важно, чтобы малыш мог исправлять недочеты корректно.

Как написать диктант на пятерку?

Чтобы получить за диктант высокую оценку, надо соблюдать определенные правила. При подготовке к написанию контрольной придерживайтесь следующих рекомендаций, которые дают педагоги, имеющие многолетний опыт за плечами:

  1. слушать надо внимательно, заострять внимание на знаках препинания;
  2. начинать работу лишь после того, как педагог прочтет предложение до конца;
  3. не торопись писать раньше времени, даже если думаешь, что все запомнил;
  4. при написании проговаривай про себя слова по слогам;
  5. не заглядывай в тетрадь к соседу;
  6. всегда делай проверку, когда педагог повторно читает, чтобы класс проверил;
  7. во время самостоятельной проверки внимательно читай все слова по слогам.

Врожденная грамотность

Под врожденной грамотностью понимается отличная зрительная память на слова. Как правило, это свойственно людям, нравнодушным к классической литературе, так как у них перед глазами регулярно находится образец грамотной письменной речи.

Анализируя жизнь человека в 21 веке, можно подумать, что грамотным быть вовсе не обязательно. Мир уже не такой, каким был раньше. Возникает вопрос: нужно ли сегодняшним детям быть грамотными, и как можно развить в детях любовь к языку?

Если бы у вас спросили, что означает слово «грамотность», что бы вы ответили? Это умение писать и читать? На самом деле слово «грамотность» более обширное само по себе и означает степень владения человеком чтения и письма на родном языке. Наивысшей степенью грамотности для человека считается знание не только своего языка, но и языков других стран мира.

Вспомните историю развития цивилизации. Не каждый родитель мог позволить обучить искусству чтения и письма своего ребенка или отдать его в школу. Грамотного населения было, к сожалению, не много. Но с каждым готом, желание узнавать свой язык, писать и читать книги появлялось у большего количества людей.

Теперь мы имеет грамотных образованных людей. Отдаем в школу и университет своих детей. Но можно ли прожить в современном мире без, например, грамотного написания и произношения слов или четко структурированных предложений?

Нужна ли грамотность?

Многие мамы в интернете жалуются на своих детей, ведь дети в свою очередь считают, что хорошо учиться в школе – не обязательно. На самом деле это обычная лень, которую вселяют некоторые преподаватели своим нежелание вести урок интересно и обсуждать важные для школьников темы и проблемы. От того, как преподаватель любит свою профессию и относится к детям, зависит многое. Например, дети лучше усваивают информацию, если ее подавать в виде игры, где каждый может почувствовать свою роль на жизненном, реальном примере.

Таких преподавателей, которые находятся не на своем месте, к сожалению, очень много. Но как сделать так, чтобы с самого детства ребенок хорошо воспринимал информацию и пытался запомнить ее?

Воспитание любви к языку и грамотности напрямую зависит от самих родителей.

Как научить ребенка любить язык?

Вы встречали когда-нибудь семьи, в которых дети и родители разговаривают на белорусском языке? Конечно, встречали, но согласитесь, это большая редкость. Такие родители с самого детства пытаются показать детям, что нужно любить Родину, язык и быть грамотным. Некоторые семьи пытаются с самого раннего возраста обучить детей русскому языку и английскому, а вот про белорусский особо не заботятся.

Не обязательно учить ребенка белорусскому языку, но постарайтесь сделать так, чтобы именно ваш малыш полюбил хотя бы русский язык, с удовольствием читал русские сказки и понимал, какой богатый язык он осваивает.

Этапы подготовки ребенка к правописанию

Привейте любовь к языку с самых малых лет. Играйте с вашим малышом в игры, которые развивают мышление. Показывайте картинки животных, называйте их своими именами, и пусть ребенок хотя бы визуально запоминает, как выглядит то или иное животное и, конечно же, как оно называется.

Сегодня каждая мама может купить развивающую игрушку для ребенка в любом магазине. Будь то конструктор или обычная машинка. Играя, ребенок больше схватывает слов, которые вы ему говорите в процессе игры.

Совсем маленьким детям, можно купить мольберт, на котором они будут рисовать мелом или фломастерами, и учиться писать. Лучше всего маленькие дети воспринимают магниты, поэтому для ребенка подойдут магнитики с различными буквами, которые в будущем, он обязательно будет складывать в слова.

Читайте как можно больше интересных сказок вместе с вашими детьми. Причем, если ребенок уже научился читать, пусть он постарается прочитать вам сказку, а потом перескажет то, о чем что увидел.

Маленькие дети, скорее всего, не понимают, о чем им рассказывают, они могут смотреть на картинки в книге и запоминать, что там нарисовано. Когда ребенок немного подрастет – читайте ему сказки самостоятельно, без использования аудио.

Ребенок подрос – учимся писать

Нужно ли учить ребенка писать буквы и слова в маленьком возрасте? Все, конечно, зависит от вас. Многие преподаватели считают, что лучше пусть учителя и воспитатели стараются научить детей писать красиво и правильно. Но, если вы все же решили сами научить малыша писать, начните с самого важного этапа – научите правильно сидеть и держать ручку .

Запомните, спина ребенка должна быть ровной. Научите малыша сидеть правильно и придерживаться такой позы, когда он занят рисованием или письмом.

Следующий немаловажный этап – научите ребенка правильно держать ручку или карандаш в руках. Проконтролируйте, чтобы ребенку было комфортно и через некоторое время у него не заболели руки.

Далее – научите ребенка координировать работу кистей, предплечья и рук во время письма. С таких простых занятий можно начинать обучение, ведь ребенок, в первую очередь, должен научиться правильно сидеть, держать ручку в руках и двигать ее во время правописания.

Когда ваш малыш научиться делать эти три вещи одновременно, не задумываясь – спокойно приступайте к изучению букв и цифр. Почему это так важно? Потому что если ребенок, сидит правильно, хорошо держит ручку в руках и координирует свои движения, то и почерк у него будет красивым и понятным.

Кроме того, с самого малого возраста следите за осанкой ребенка, ведь именно в таком возрасте вы можете исправить и проследить, чтобы ребенок не сгибался и не травмировал свою спину.

Не кричите на ребенка, если что-то делает так, помогите ему понять, что значит правильно, а что значит не правильно. Психологи также советуют, что лучше всего вместе с ребенком найти его комфортное положение тела, тогда вы будете делать меньше замечаний, и ребенку будет удобно, и он будет задумываться о том, что он пишет.

Как писать правильно?

Еще в 1879 году французское гигиеническое общество создало основные правила – залог успешного и красивого почерка. Ученые утверждали, что ребенок обязательно должен сидеть прямо, не опираясь локтями на стол, придерживать тетрадь левой рукой (если ребенок правша). В таком случае почерк будет красивым, а буквы будут под наклоном, благодаря такому расположению тетради и рук.

Теперь, когда ребенок научился сидеть правильно, приступим к возможным вариантам обучения грамотному письму.

Золотое правильно каждого родителя – постарайтесь как можно чаще проводить дома диктанты. Именно в них ребенок воспринимает слова на слух, а потом подкрепляет свои новые знания визуальным восприятием.

Ученые нашли еще несколько способов, которые помогут сделать любого ребенка грамотным. Знаменитый лингвист, Дмитрий Иванович Тихомиров, нашел самый подходящий способ обучать детей правильному письму. Он считал, что родители должны давать возможность ребенку читать слова так, как они их видят, то есть учить детей орфографическому чтению. Это значит, что любой текст состоит изпредложений, те — из слов, слова — из слогов, отдельных звуковых единиц слова. Чтобы ребенок научился читать слово целиков, он должен первоначально научиться произносить его по слогам. Когда ребенок научился читать слоги, он может произносить слово целиком. После того, как ребенок знает слова, постарайтесь вернуть его к слогам и научить писать те слова, которые он недавно произносил.

Через некоторое время, вы обязательно заметите, что ребенок не просто быстро схватывает новые слова, но и пишет их предельно грамотно.

Кроме того, педагоги считают, что прочитанные и написанные слова лучше всего читать вслух . Каждая ошибка будет резать ухо, ведь если буква не на своем месте, это сразу заметно.

Уделять чтению и правописанию по слогам лучше всего от 5 до 10 минут в день. Можете сами решить, когда и в какое время лучше всего делать это.

Полезным занятием также будет прочтение слов в орфографическом словаре . Преподаватели советуют читать и запоминать около 10-15 новых слов каждый день.

Закрепить грамотность, которую ваш ребенок будет приобретать с каждым днем, лучше всего чтением классической русской литературы. Тургенев, Толстой и Бунин дадут вашему ребенку больше слов в запас, многие из которых помогут ему ориентироваться в жизни и вырасти начитанным и интересным собеседником.

Уважаемые читатели! Как обстоят дела с грамотностью у ваших детей? Какие методы помогают вам вести борьбу с безграмотностью? Делитесь опытом в комментариях.

Грамотность бывает не только врожденной, но и приобретенной. Каждый человек в любом возрасте - хоть трехлетний малыш, хоть пенсионер - в состоянии научиться писать без ошибок. Причем сам процесс обучения можно сделать веселым и увлекательным!

Знаете ли вы, что такое импритинг? Если кто запамятовал, мы напомним: импритинг в переводе с английского - это первое запечатление. Или, упрощенно говоря: что вижу в первый момент, то и фиксирую. Например, новорожденные утята считают своей мамой первый, попавшийся им на глаза, движущийся объект. Чаще всего им, конечно, оказывается утка. Но может статься, что в этот момент перед ними пройдет человек, - тогда утята потянутся к нему. Даже чемодан они могут принять за «маму», если его покатать взад-вперед перед ними.

Все сказанное относится и к детям (но уже не утиным, а человеческим). Маму с чемоданом они, конечно, вряд ли перепутают. Однако если с самого начала научить кроху неправильно читать или писать, переучить потом становится весьма проблематичным. Ведь первое запечатление - самое сильное. Неслучайно, кстати, многие педагоги очень неохотно берутся обучать чтению ребенка, которого взрослые научили читать по-своему, опираясь лишь на собственный опыт и интуицию или новую «эксклюзивную» методику. Преподавателям проще учить ребенка с «чистого листа», чем исправлять ошибки родителей.

Однако не все так плачевно. Усвоив некоторые хитрости, можно добиться существенного прорыва и в чтении, и в письме.

Первая хитрость, которая поможет вашему ребенку добиться правильного письма, - читать так же, как и написано , буква в букву. Написано «молоко», так и читаем: мо-ло-ко (вытягивая губы трубочкой). А не ма-ло-ко. Не «каторый», а «который». Безусловно, со стороны такое чтение может показаться немного странным. Однако, приучив к нему ребенка, вы убьете не двух, а как минимум трех зайцев!

Во-первых , в сознании вашего чада не возникает путаницы между произношением и написанием. Во-вторых , процесс запоминания при этом происходит на уровне тела: развивается моторная артикуляционная память, правильно настраивается слух (произносится-то так же, как и написано!). В-третьих , если существует проблема диалекта (кто-то «акает», кто-то - «окает»), то после такого чтения все дети начинают разговаривать на «одном языке». Согласитесь, есть смысл попробовать, не так ли?

Следующий прием, который вам пригодится, - приучать ребенка списывать текст (с книги ли, с доски - не имеет значения) с... зажатым между зубами языком. Особенно это относится к тем детям, кто не обладает хорошей зрительной памятью. Зачем это надо? А вот зачем!

Дело в том, что некоторые люди просто НЕ В СОСТОЯНИИ грамотно переписать текст. Так называемые аудиалы (слухоориентированные люди) как слышат, так и пишут. Предположим, они прочитали: «собака». А затем, переписывая, диктуют себе: «сабака». Вот вам и ошибка. Другой тип людей - кинестетики - опираются на ощущения. И, например, вместо слова «слон» могут написать «стол». Такие странные ошибки объясняются тем, что при произношении звуков «т» и «л» язык упирается в одно и то же место, поэтому для кинестетика что «т», что «л» - все едино.

А вот если ребенок зажмет язык между зубами, он не сможет проговаривать про себя слова, и ВЫНУЖДЕН переключиться на зрительное восприятие. Конечно, это произойдет не мгновенно - чудеса бывают только в сказках, - поначалу он может делать ляпы, однако со временем ошибок станет все меньше и меньше. И, наконец, они исчезнут вовсе.

А можно попробовать поступить таким образом : пусть ребенок переписывает текст с зажатым между зубами языком, а потом проверяет написанное, отпустив язык «на волю». Получается двойная проверка!

Когда мы учим чадо читать, мы просим его: «Прочти вот здесь и вот здесь», указывая ему на строчку. Но ребенок часто не понимает, что он должен прочесть: слово, предложение или отдельные слоги. Вот тут-то на помощь нам придет обыкновенный фонарик (только небольшой по размеру, напоминающий ручку). С его помощью можно высветить отдельные буквы, слоги, слова или словосочетания, лишь изменив угол наклона. Нужно выделить слог или букву? Держите фонарик над ними строго вертикально. Требуется обозначить слово? Подсвечиваете его снизу и как бы немного сбоку.

Фонарик - простое, но удивительно эффективное изобретение, позволяющее управлять вниманием ребенка. А грамотность и внимательность, как вы понимаете, неразрывно связаны. Привыкнув к «подсвечивающему» чтению, у ребенка постепенно сформируется орфографическая зоркость и правильная зрительная картотека. А ведь именно это и необходимо для грамотного письма!

Знаете, почему многие люди делают ошибки именно в окончаниях? Просто когда они смотрят на слово, четче всего они видят начало, а концовка представляется довольно расплывчатой. Так уж устроен человеческий глаз, что поделаешь.

Однако его можно «обмануть». И поможет в этом прием «задом наперед» . Закрываете текст листом бумаги, оставляя незакрытым лишь последнее слово. И просите ребенка его прочесть, но не как обычно, а справа налево (не забывая при этом подсвечивать слово фонариком). Например, слово «высокая» читается так: я, ая, кая, окая, сокая и так далее. Затем по такому же принципу следующее слово, пока, наконец, не прочтете все предложение. Слишком долго? Да, наверное. Но зато в сознании ребенка происходит почти революционный сдвиг: включается зрительная память, идет проработка по звукам, исключается угадывание (ведь смысл слова появляется только в конце). А уж написание словарных слов вообще можно выучить назубок! Поэтому такой диктант «наоборот» считается очень эффективным. Чем чаще вы будете его практиковать, тем меньше ошибок при письме будет делать ваше чадо.

Все приемы, описанные выше, очень необычны, а значит, на «уроках грамотности» ребенку скучно не будет. Он воспримет их как веселую увлекательную игру, в которую можно играть вместе с папой или мамой. Поэтому начать заниматься можно прямо сейчас. Гарантируем: и вы, и ваше чадо останетесь довольны! А двойки по русскому языку останутся в прошлом...

Необходимо также отметить тот факт, что девочки обычно пишут грамотнее, чем мальчики. Объясняется это очень просто: у девочек речевые центры расположены в обоих полушариях, а у мальчиков - только в одном. Но если процесс обучения напоминает игру, ребенок раскрепощается, расслабляется и «грамотное» полушарие быстрее включается в работу.

Подправить хромающую грамотность никогда не поздно. Приемы, о которых вы прочитали в этой статье, пригодятся и взрослому человеку, и маленькому ребенку. Но не ждите мгновенных результатов: процесс обучения должен длиться не менее трех недель. Именно столько времени требуется мозгу, чтобы довести действие до автоматизма. Или, выражаясь научным языком, в течение этого периода вырастают новые связи между полушариями головного мозга.

Обучение в школе связано со многими сложностями. Наиболее актуальная из них - это грамотное письмо. Как научить ребёнка правильно писать без ошибок? Этим вопросом задаются обеспокоенные успеваемостью своего малыша мамы.

Как научить ребенка писать грамотно и без ошибок

Конечно, кто-то в принципе будет удивлён только одной постановкой вопроса. Есть школа, там пусть и учат. Но первая истина, с которой встречается родитель каждого ученика сегодня, что многое зависит от того, насколько обстоит подготовка и закрепление учебного материала дома. Существует несколько рекомендаций того, как научить ребёнка писать грамотно:

  1. Занимайтесь после уроков, проговаривая с ним слова, в которых он совершил ошибки в классной или домашней работе;
  2. Учите словарные слова, которые обычно даны в конце учебника;
  3. Стремитесь, чтобы ваш малыш много читал.
Давно доказано, что начитанные люди гораздо грамотнее пишут, чем те, кого никогда не увидишь с книжкой. Здесь работает зрительная память и человек автоматически пишет некоторые слова грамотно, не зная правил, но помня, какими видел их в книжке.

В решении вопроса, как научить ребёнка писать красиво и грамотно, помните, что все дети разные. Кто-то рождается с так называемой врождённой грамотностью. Это интуитивное чувство языка, но так повезло лишь единицам, когда остальные вынуждены учить правила и зубрить многочисленные исключения из них.

Стараясь справиться с тем, как научить ребенка грамотно писать во 2 классе (а также в 3-м, 4-м и других) не ругайте его за сделанные ошибки, лучше разберите их, выучите правильность написания, чтобы не повторить их вновь. В противном случае вы только сформируете комплекс неполноценности у маленького ученика, а как писать трудное для него слово, он может так и не понять.

8 сентября во всех странах отмечают Международный день грамотности. К сожалению, не все дети умеют грамотно писать даже в старших классах. Мы подготовили несколько советов, которые помогут обучиться грамотности.

Рукодвигательный фактор. Орфографические навыки всегда достигаются только при помощи специальных упражнений. Ребенок должен развивать ритмичные движения руки и делать это регулярно. С помощью частого письма ученик не только формирует красивый и аккуратный почерк, но и запоминает самые сложные слова. Здесь даже не понадобятся правила русского языка - школьник на подсознательном уровне хранит в памяти все слова, а потом уже автоматически записывает их.

Проговаривание слов. Орфографическое проговаривание слов также имеет большое значение для формирования грамотности. Такие приемы часто используют учителя русского языка. Вводить эту программу нужно с начала первого класса, и она даст неплохие результаты. Когда школьник читает предложения, он должен их повторить несколько раз, при этом слова должны проговариваться по слогам и очень четко. Многократное повторение одного и того же слова вслух помогает быстрее запомнить его. Эта методика больше всего подходит к словам с трудным написанием и произношением.

Комментирование. Такой способ позволяет не только фиксировать правильное написание слов, но и объяснить, почему в слове пишется та или другая буква. Это такое упражнение, которое включает в себя объясняющие рассуждения во время процесса записи слов и предложений. Комментирование поможет избежать грубых орфографических ошибок, приучает учеников применять при письме правила русского языка, способствует выработке грамотности. Кроме того, комментирование у школьников младших классов формирует внимание, мышление, речь и память.

Списывание текста из книг и учебников с зажатым между зубами языком. Это самый простой и в то же время необычный прием. Он подойдет детям, которые обладают плохой зрительной памятью. Вы удивитесь, но многие дети даже из учебника не могут переписать текст так, чтобы не сделать ошибок! Таких учеников называют аудиалами - они пишут так, как слышат или воспринимают на слух. Еще один тип детей - кинестетики. Они пишут, опираясь на свои домыслы и предположения. Очень часто путают буквы. Вместо слова «стол» они пишут «слон». Это происходит потому, что при произношении похожих слов язык упирается в одно и то же место, и дети начинают путаться. Когда язык зажат между зубами, человек не может проговаривать слова, поэтому автоматически переключается на зрительное восприятие. Правда, такая методика требует усидчивости и долгой практики.

Чтение литературы. Как ни странно, этот способ может быть самым действенным. При регулярном чтении у ребенка формируется четкое представление о прочитанном, а точнее, о прочитанных словах. Многие учителя младших классов специально задают много литературы не только на каникулах, но и среди учебного года. Дополнительное чтение откроет ребенку новые фразы и слова, обогатит его лексикон. Начинать нужно с малого - с книг для дошкольников, чтобы ученик смог запомнить, как пишут самые простые слова. Со временем нужно усложнять задачу и давать ребенку книги для более старшего возраста.