Какие бывают заболевания у детей. Детские болезни

Инфекционные заболевания довольно многообразны, могут быть острыми и хроническими, безобидными и опасными, а есть такие, которыми болеют исключительно в детском возрасте. Возбудители болезней – вирусы или бактерии, попадая в благоприятную среду, начинают свою «подрывную деятельность». И здесь важно своевременно выявить заболевание и начать лечение. Переболев в детстве некоторыми инфекциями, иммунитет к ним остается на всю жизнь.

Какие именно инфекционные заболевания являются детскими.

Корь

Корь очень заразное заболевание, вирус которого, передвигаясь с потоком воздуха, быстро распространяется. Инкубационный период может длиться от недели до 20 дней. вначале похожи на простудные. Температура, сухой кашель, насморк, сильная головная боль, покраснение глаз. Примерно на 4 день заболевания ребенок покрывается сыпью, которая, начинаясь за ушками, моментально распространяется по всему телу.

Маленькие серые точечки есть даже в полости рта. Температура будет держаться до прекращения появления сыпи. С понижением температуры сыпь теряет цвет, ребенку становится лучше. Это заболевание дает «брешь» в иммунитете ребенка, увеличивая опасность других инфекций, таких как пневмония, бронхит, стоматит, отит.

Краснуха

Очень похожа на корь. Инкубационный период от двух до трех недель. Такие же красные высыпания, температура до 38 градусов, кашель, заложенный нос. Но при краснухе воспаляются и увеличиваются лимфатические узлы в области шеи и затылка. Ребенок переносит краснуху легче кори. По прошествие трех дней сыпь исчезает бесследно. Осложнений после краснухи нет.

Вирусный паротит (свинка)

Инфекция проникает через дыхательные пути. Инкубационный период от недели до 20 дней. Признаки – температура 38-39 градусов и головная боль. Места «атаки» паротита – центральная нервная система, слюнные железы, поджелудочная, а у мальчиков страдают и яички (в тяжелых случаях может привести в дальнейшем к бесплодию).

Ребенку с трудом даются жевательные рефлексы. Серьезным осложнением свинки может стать менингит. Важно не отказываться от вакцинации против вирусного паротита.

Скарлатина

Скарлатина – стрептококковая инфекция. Заразна с первого дня заболевания. Инкубационный период короткий, до одной недели. Рвота, боль в горле, температура – возникают внезапно. Появляется сыпь, с местами локализации на щеках, животе и в паховой области, подмышках. Возможны осложнения – отит, лимфаденит, нефрит.

Дифтерия

Причина заболевания – инфицирование дифтерийной палочкой, которая проникает через миндалины. От заражения до появления симптомов болезни проходит до 10 дней. От ангины отличается видом миндалин: при дифтерии они покрываются серой пленкой.

Начальная стадия заболевания характеризуется 40 градусной температурой. Ребенка мучают боли горла, головы, живота. Заболевание очень опасно, с угрозой жизни ребенка! Комбинированная прививка АКДС поставила это заболевание в разряд редких болезней.

Полиомиелит

Вирусная инфекция, предающаяся через грязь и воздух. Инкубационный период может длиться целый месяц, но в основном 10-12 дней. Симптомы схожи с любым другим инфекционным заболеванием, но главный признак – боли в конечностях. Может наступить паралич ног или рук, и даже туловища. Для предупреждения этого тяжелого заболевания детям делается прививка.

Ветряная оспа

Первое проявление болезни – сыпь, похожая на маленькие пузырьки. Заразится легко, как и проводить лечение. Практически нет человека, который ей не болел. Инкубационный период – две-три недели. Течение заболевания – легкое, без осложнений.

К инфекционным заболеваниям относят и острые кишечные инфекции, такие как дизентерия, сальмонеллез, вызванные патогенной микрофлорой. Общая картина заболевания выглядит так: высокая температура, боли в кишечнике, пенистый стул.

Кишечные инфекции

Вирусные кишечные инфекции — заболевания раннего возраста. К ним относятся ротавирусная, с признаками воспаления дыхательных путей и энтеровирусная (менингит, миокардит) инфекции. Лечение кишечных инфекций в первую очередь предусматривает восстановление микрофлоры.

Респираторные заболевания

Острые респираторные вирусные инфекции ( , ) поражают дыхательную систему ребенка, способствуя интоксикации организма с возможным присоединением осложнений бактериальной этиологии. Дети болеют ОРВИ часто, стойкого иммунитета к таким заболеваниям не существует. Но с возрастом респираторные заболевания становятся реже. На фоне ОРВИ тяжелее протекает любое хроническое заболевания имеющееся у ребенка.

Инфекционные заболевания у детей могут возникать на фоне ослабленного иммунитета. Поэтому рекомендуется поддерживать организм ребенка полезными витаминами и правильным питанием. В случае обнаружения одних из симптомов какого-либо заболевания необходимо начинать лечение.


Скарлатина - острое бактериальное заболевание, которому характерно появление только среди людей. Течение заболевания крайне тяжелое, инфекционная патология требует своевременного лечения. Возбудитель скарлатины - β-гемолитический стрептококк группы А, Streptococcus pyogenes....


Скарлатина - острое инфекционное заболевание, проявляющееся мелкоклеточной сыпью. Инфекция передается воздушно-капельным путем, у детей такая патология также передается контактно-бытовым способом посредством заражения предметов обихода. Признаки скарлатины у детей...


На самом деле прививки от скарлатины не существует. После перенесения заболевания у пострадавшего вырабатывается иммунитет к недугу, однако, есть вероятность рецидива. Прививка от скарлатины проводится еще в роддоме, она не именно от этой патологии, но вакцина, которую...


Скарлатина - заразное заболевание, быстро передающееся контактно-бытовым и воздушно-капельным путем. Инфекционная патология быстро поражает большое количество людей, у которых появляются признаки интоксикации, и другие симптомы свойственные этому недугу. Ранее...


Ветрянка - дерматологическое заболевание, проявляющееся в виде мелкой сыпи на коже. Каждый ребенок раз в жизни болеет этим недугом. Ветряная оспа проходит без осложнений, если прыщики не расчесывать. Передается болезнь воздушно-капельным путем. Кроме прыщиков, возможно...


Ветряную оспу безопасно переносят только дети, болеть во взрослом возрасте таким заболеванием нежелательно, оно может привести к летальному исходу. Прыщики на теле появляются у всех, но если их множество, стоит побеспокоиться о своем здоровье и сдать все необходимые...


Распространенная детская инфекция приносит немало неприятностей малышам, чтобы облегчить страдания крох используют разные средства для наружного применения. Обрел свою популярность Поксклин при ветрянке. Последнее время его часто назначают, гель является современным...

Инфекционные заболевания довольно многообразны, могут быть острыми и хроническими, безобидными и опасными, а есть такие, которыми болеют исключительно в детском возрасте. Возбудители болезней – вирусы или бактерии, попадая в благоприятную среду, начинают свою «подрывную деятельность». И здесь важно своевременно выявить заболевание и начать лечение. Переболев в детстве некоторыми инфекциями, иммунитет к ним остается на всю жизнь.

Какие именно инфекционные заболевания являются детскими.

Корь

Корь очень заразное заболевание, вирус которого, передвигаясь с потоком воздуха, быстро распространяется. Инкубационный период может длиться от недели до 20 дней. вначале похожи на простудные. Температура, сухой кашель, насморк, сильная головная боль, покраснение глаз. Примерно на 4 день заболевания ребенок покрывается сыпью, которая, начинаясь за ушками, моментально распространяется по всему телу.

Маленькие серые точечки есть даже в полости рта. Температура будет держаться до прекращения появления сыпи. С понижением температуры сыпь теряет цвет, ребенку становится лучше. Это заболевание дает «брешь» в иммунитете ребенка, увеличивая опасность других инфекций, таких как пневмония, бронхит, стоматит, отит.

Краснуха

Очень похожа на корь. Инкубационный период от двух до трех недель. Такие же красные высыпания, температура до 38 градусов, кашель, заложенный нос. Но при краснухе воспаляются и увеличиваются лимфатические узлы в области шеи и затылка. Ребенок переносит краснуху легче кори. По прошествие трех дней сыпь исчезает бесследно. Осложнений после краснухи нет.

Вирусный паротит (свинка)

Инфекция проникает через дыхательные пути. Инкубационный период от недели до 20 дней. Признаки – температура 38-39 градусов и головная боль. Места «атаки» паротита – центральная нервная система, слюнные железы, поджелудочная, а у мальчиков страдают и яички (в тяжелых случаях может привести в дальнейшем к бесплодию).

Ребенку с трудом даются жевательные рефлексы. Серьезным осложнением свинки может стать менингит. Важно не отказываться от вакцинации против вирусного паротита.

Скарлатина

Скарлатина – стрептококковая инфекция. Заразна с первого дня заболевания. Инкубационный период короткий, до одной недели. Рвота, боль в горле, температура – возникают внезапно. Появляется сыпь, с местами локализации на щеках, животе и в паховой области, подмышках. Возможны осложнения – отит, лимфаденит, нефрит.

Дифтерия

Причина заболевания – инфицирование дифтерийной палочкой, которая проникает через миндалины. От заражения до появления симптомов болезни проходит до 10 дней. От ангины отличается видом миндалин: при дифтерии они покрываются серой пленкой.

Начальная стадия заболевания характеризуется 40 градусной температурой. Ребенка мучают боли горла, головы, живота. Заболевание очень опасно, с угрозой жизни ребенка! Комбинированная прививка АКДС поставила это заболевание в разряд редких болезней.

Полиомиелит

Вирусная инфекция, предающаяся через грязь и воздух. Инкубационный период может длиться целый месяц, но в основном 10-12 дней. Симптомы схожи с любым другим инфекционным заболеванием, но главный признак – боли в конечностях. Может наступить паралич ног или рук, и даже туловища. Для предупреждения этого тяжелого заболевания детям делается прививка.

Ветряная оспа

Первое проявление болезни – сыпь, похожая на маленькие пузырьки. Заразится легко, как и проводить лечение. Практически нет человека, который ей не болел. Инкубационный период – две-три недели. Течение заболевания – легкое, без осложнений.

К инфекционным заболеваниям относят и острые кишечные инфекции, такие как дизентерия, сальмонеллез, вызванные патогенной микрофлорой. Общая картина заболевания выглядит так: высокая температура, боли в кишечнике, пенистый стул.

Кишечные инфекции

Вирусные кишечные инфекции — заболевания раннего возраста. К ним относятся ротавирусная, с признаками воспаления дыхательных путей и энтеровирусная (менингит, миокардит) инфекции. Лечение кишечных инфекций в первую очередь предусматривает восстановление микрофлоры.

Респираторные заболевания

Острые респираторные вирусные инфекции ( , ) поражают дыхательную систему ребенка, способствуя интоксикации организма с возможным присоединением осложнений бактериальной этиологии. Дети болеют ОРВИ часто, стойкого иммунитета к таким заболеваниям не существует. Но с возрастом респираторные заболевания становятся реже. На фоне ОРВИ тяжелее протекает любое хроническое заболевания имеющееся у ребенка.

Инфекционные заболевания у детей могут возникать на фоне ослабленного иммунитета. Поэтому рекомендуется поддерживать организм ребенка полезными витаминами и правильным питанием. В случае обнаружения одних из симптомов какого-либо заболевания необходимо начинать лечение.

Скарлатина - острое бактериальное заболевание, которому характерно появление только среди людей. Течение заболевания крайне тяжелое, инфекционная патология требует своевременного лечения. Возбудитель скарлатины - β-гемолитический стрептококк группы А, Streptococcus pyogenes....

Скарлатина - острое инфекционное заболевание, проявляющееся мелкоклеточной сыпью. Инфекция передается воздушно-капельным путем, у детей такая патология также передается контактно-бытовым способом посредством заражения предметов обихода. Признаки скарлатины у детей...

На самом деле прививки от скарлатины не существует. После перенесения заболевания у пострадавшего вырабатывается иммунитет к недугу, однако, есть вероятность рецидива. Прививка от скарлатины проводится еще в роддоме, она не именно от этой патологии, но вакцина, которую...

Скарлатина - заразное заболевание, быстро передающееся контактно-бытовым и воздушно-капельным путем. Инфекционная патология быстро поражает большое количество людей, у которых появляются признаки интоксикации, и другие симптомы свойственные этому недугу. Ранее...

Ветрянка - дерматологическое заболевание, проявляющееся в виде мелкой сыпи на коже. Каждый ребенок раз в жизни болеет этим недугом. Ветряная оспа проходит без осложнений, если прыщики не расчесывать. Передается болезнь воздушно-капельным путем. Кроме прыщиков, возможно...

Ветряную оспу безопасно переносят только дети, болеть во взрослом возрасте таким заболеванием нежелательно, оно может привести к летальному исходу. Прыщики на теле появляются у всех, но если их множество, стоит побеспокоиться о своем здоровье и сдать все необходимые...

Распространенная детская инфекция приносит немало неприятностей малышам, чтобы облегчить страдания крох используют разные средства для наружного применения. Обрел свою популярность Поксклин при ветрянке. Последнее время его часто назначают, гель является современным...

Детские болезни

группа заболеваний, встречающихся преимущественно или исключительно в детском возрасте и связанных с особенностями развития детского организма. Интенсивный рост и развитие ребёнка обусловливают анатомо-физиологические особенности его организма и своеобразие патологии. Даже заболевания, встречающиеся преимущественно у взрослых, имеют у детей своеобразное течение, которое также зависит от возраста ребёнка. В развитии ребёнка в медицинской практике различают два периода - внутриутробный и внеутробный, который, в свою очередь, условно делится на следующие периоды: новорождённости (первые 18-24 дня), грудного возраста (до 1 года), раннего детского возраста (от 1 до 3 лет), дошкольный (от 3 до 7 лет), младший школьный (от 7 до 12 лет), старший школьный (от 12 до 17 лет) и подростковый (15-17 лет). Для каждого возрастного периода характерны определённые группы заболеваний.

В период новорождённости (см. Новорождённый ребёнок) происходит приспособление организма к новым условиям жизни. Функциональные системы его организма находятся в состоянии неустойчивого равновесия, которое легко нарушается. В этом периоде выявляются изменения в организме ребёнка, связанные с нарушениями развития плода во внутриутробном периоде (внутриутробная асфиксия плода; заболевание матери: Листериоз , Токсоплазмоз , Краснуха , Грипп и др.; воздействие на её организм некоторых химических веществ, например алкоголя, лучистой энергии и др.). С первых дней после рождения проявляются пороки развития, недоношенность, последствия родовой травмы (внутричерепные кровоизлияния и др.), Гемолитическая болезнь новорождённых , а также некоторые Наследственные заболевания . Высокая чувствительность новорождённых к кокковой и вирусной инфекциям обусловливает частое возникновение у них гнойно-септических заболеваний кожи и пупка, острых вирусных и бактериальных заболеваний органов дыхания.

Быстрое нарастание массы тела ребёнка в грудном возрасте (см. Грудной ребёнок) и интенсивный обмен веществ определяют значительную потребность ребёнка в пище (на 1 кг массы тела ребёнка по калорийности в 2-2,5 раза больше, чем взрослому). Т. о., нагрузка на функционально-несовершенную пищеварительную систему ребёнка резко повышена, что обусловливает частое развитие у детей этого возраста желудочно-кишечных заболеваний (Диспепсия), а также заболеваний желудочно-кишечного тракта, вызываемых бактериями и вирусами (Дизентерия , колиэнтерит, вирусные поносы), и хронические расстройства питания (Дистрофия детская), особенно при нарушении его режима. Неправильное вскармливание, недостаточное пользование воздухом и солнцем могут привести к развитию Рахит а. В связи с большой потребностью ребёнка в кислороде повышена функциональная нагрузка на его органы дыхания (число дыханий в минуту и количество пропускаемого воздуха относительно больше, чем у взрослого), нежность и ранимость слизистых оболочек органов дыхания обусловливают их частые заболевания. В этом возрасте нередки воспаления лёгких (См. Воспаление лёгких) бактериального и вирусного происхождения. В раннем детском и дошкольном возрастах повышается заболеваемость острыми детскими инфекциями: Корь ю, Коклюш ем, ветряной оспой (См. Ветряная оспа), скарлатиной (См. Скарлатина), дифтерией (См. Дифтерия), а также Туберкулёз ом. Это объясняется снижением титра антител (см. Иммунитет), полученных ребёнком от матери, а также возрастающим контактом детей со сверстниками и окружающими. Учащаются заболевания, в развитии которых большую роль играет Аллергия (бронхиальная астма, ревматизм, экзема, нефрит и др.). У детей младшего школьного возраста наряду с острыми инфекционными заболеваниями наблюдаются расстройства внутренней секреции, учащается заболеваемость ревматизмом, болезнями сердца и нервной системы. В старшем школьном и подростковом возрастах в период полового созревания могут выявляться расстройства внутренней секреции, аномалии половой сферы. Чаще встречаются психоневрозы, ревматизм, расстройства сердечно-сосудистой системы, в частности сосудистые дистонии; возможны обострения туберкулёза.

Профилактика Д. б.: Антенатальная охрана плода , предупреждение родовых травм, тщательный уход за новорождёнными, правильный режим питания и закаливания, борьба с инфекционными заболеваниями (профилактические прививки против туберкулёза, оспы, дифтерии, кори и др.); обеспечение нормального физического развития (физкультура, спорт, закаливание организма с самого раннего возраста).

Лит.: Белоусов В. А., Учебник детских болезней, М., 1963; Тур А. Ф., Пропедевтика детских болезней, 5 изд., Л.,1967.

Р. Н. Рылеева, М. Я. Студеникин.


Большая советская энциклопедия. - М.: Советская энциклопедия . 1969-1978 .

Смотреть что такое "Детские болезни" в других словарях:

    ДЕТСКИЕ БОЛЕЗНИ - ДЕТСКИЕ БОЛЕЗНИ. Благодаря ряду анатомо физиол. особенностей детского организма, его фнкц. неустойчивости и ярко выраженной пластичности, возникновение, течение и исход Д. б. представляют часто настолько своеобразные черты, что вполне оправдывают …

    См. Педиатрия … Большой Энциклопедический словарь

    См. Педиатрия. * * * ДЕТСКИЕ БОЛЕЗНИ ДЕТСКИЕ БОЛЕЗНИ, см. Педиатрия (см. ПЕДИАТРИЯ) … Энциклопедический словарь

    См. Педиатрия … Естествознание. Энциклопедический словарь

    Болезнь процесс, возникающий в результате воздействия на организм вредоносного (чрезвычайного) раздражителя внешней или внутренней среды, характеризующийся понижением приспособляемости живого организма к внешней среде при одновременной… … Википедия

    ДЕТСКИЕ ПАРАЛИЧИ - ДЕТСКИЕ ПАРАЛИЧИ. Содержание: Церебральные параличи. Этиология................... 818 Патолог, анатомия и патогенез....... 816 Формы церебральных параличей...... 818 А. Случаи с преимущественным поражением пирамидных путей........ 818 Б. Случаи с … Большая медицинская энциклопедия

    Детские хосписы в России и мире - Хоспис является базовой структурой паллиативной медицины для оказания помощи тяжелобольным людям в терминальном состоянии (когда поражение органов носит необратимый характер), которым осталось жить скорее дни и месяцы, чем годы. Паллиативная… … Энциклопедия ньюсмейкеров

    ДЕТСКИЕ ИНФЕКЦИИ - группа ин фекц. болезней, встречающихся преим. у детей. Общий признак всех инфекц. болезней способность передаваться от заражённою организма к здоровому и при определённых условиях принимать массовое (эпидемическое) распространение. Источником… … Российская педагогическая энциклопедия

    Детские инфекции - группа болезней, встречающихся преимущественно у детей и способных передаваться от заражённого организма к здоровому и при определённых условиях принимать массовое (эпидемическое) распространение. Источником инфекции может быть не только… … Педагогический терминологический словарь

Настоящий сборник предназначен для широкого круга читателей. В нем рассказывается о наиболее распространенных острых инфекционных заболеваниях у детей. Наряду с такими детскими инфекциями, как корь, скарлатина, ветрянка и др., включены и болезни, которые в равной мере встречаются и у взрослых, но для детей представляют большую опасность. Это - грипп и эпидемический гепатит (болезнь Боткина), заболевания, привлекающие к себе особое внимание за последние годы.

Чем вызываются все эти болезни, как ими заражаются и какими мерами можно их предупредить - вот основное содержание данного раздела.

Раздел рассчитан на широкий круг читателей. В нем излагаются основные сведения о широко распространенных инфекционных болезнях у детей. Особое внимание уделено уходу за больными детьми в домашних условиях и профилактике инфекционных болезней.

Инфекционные болезни у детей

Другие заболевания и травмы встречающиеся у детей

Борьба с детскими заразными (инфекционными) заболеваниями была и остается одной из основных задач здравоохранения.

Особенно большое значение эта борьба приобретает в настоящее время в связи с постановлением, предусматривающим резкое снижение заболеваемости инфекционными болезнями и полную ликвидацию некоторых из них.

Разрешением этой задачи заняты многочисленные кадры медицинских работников, начиная с крупных ученых всех специальностей (микробиологи, инфекционисты, педиатры) и кончая медицинскими сестрами. Однако чтобы борьба эта была более успешной, родителя должны принять в ней самое активное участие. Без сознательной и активной помощи широких слоев населения многие профилактические мероприятия, т. е. мероприятия, способствующие предупреждению заболевания, становятся значительно менее эффективными. Но для того, чтобы оказать эту помощь, нужно знать основные признаки этих заболеваний, пути распространения и меры предупреждения их.

Настоящий раздел написан для ознакомления широких слоев читателей с наиболее распространенными детскими инфекционными болезнями и современными методами их предупреждения и лечения. К так называемым детским инфекциям относятся: дифтерия, скарлатина, корь, коклюш, ветряная оспа, краснуха, свинка, полиомиелит. Название «детские инфекции» получило широкое распространение, однако эти заболевания могут быть и у взрослых, но чаще ими страдают дети в возрасте от 1 года до 8 лет. Преимущественная заболеваемость этими инфекциями в детском возрасте объясняется легкостью и быстротой их распространения при большой возможности контакта (особенно в детских учреждениях, детских садах, яслях, школах).

Многие родители считают, что каждый ребенок неизбежно должен перенести детские инфекционные болезни, причем чем раньше он заболеет, тем легче перенесет заболевание. Это, конечно, неверно. Следует помнить, что почти всякое заболевание можно предотвратить и что каждая болезнь, в том числе и инфекционная, ослабляет организм ребенка и тормозит его развитие, иногда на долгое время. Чем моложе ребенок, тем больший вред приносит ему заболевание. Поэтому совместные усилия родителей и медицинских работников должны быть направлены на предупреждение возникновения инфекционных болезней, особенно в первые годы жизни ребенка.

Социально-экономическое значение детских инфекционных заболеваний также очень велико: они нарушают нормальную жизнь детских учреждений, карантины отрывают матерей от производства иногда на долгое время, что мешает работе производства, создает трудности в жизни семьи и ведет к большим затратам государственных средств.

Пропедевтика детских болезней

В третьем издании «Пропедевтики детских болезней» все основные разделы учения о здоровом ребенке, о его питании и уходе за ним заново пересмотрены и подверглись некоторой переработке с позиций основных идей физиологического учения И. П. Павлова. Во все главы внесены также дополнения и изменения в соответствии с новыми данными литературы и нашего собственного опыта.

Мы стремились дать студенту краткий учебник, который позволил бы ему не только с позиций творческого советского дарвинизма и физиологического учения И. П. Павлова усвоить основы учения о здоровом ребенке, но который заинтересовал бы его и помог полюбить свою будущую специальность - педиатрию. Нам хотелось, чтобы студент - будущий детский врач - понял всю громадную значимость знания возрастных особенностей здорового ребенка и решающее влияние на развитие детей и сопротивляемость их организма любым отрицательным воздействиям правильной организации факторов окружающей их среды, ухода за ними, их питания и воспитания.

На практических занятиях по курсу пропедевтики детских болезней студент должен приобрести правильные навыки объективного исследования ребенка, чтобы в будущей своей деятельности уметь улавливать даже незначительные уклонения от нормы, отмечаемые в начальных фазах заболеваний. Помочь студенту и в этом - также одна из задач учебника.

Детский врач в своей повседневной работе должен основное внимание уделять вопросам профилактики детских болезней и уже на студенческой скамье «приобрести вкус» к этой работе. Это - одна из основных задач правильного воспитания студента педиатрического факультета; учебник пропедевтики детских болезней должен помочь преподавателям в этой работе.

При изложении методики исследования детей и общей семиотики заболеваний детского возраста мы считали нужным останавливаться лишь на особенностях использования основных клинических методов оценки состояния здоровья детей различных возрастов. Теоретические обоснования этих методов излагаются дополнительно на практических занятиях и подробно описаны »в учебниках диагностики и пропедевтики внутренних болезней. Мы искренне благодарим всех товарищей, приславших нам свои критические замечания, и особенно признательны членам ученого совета Ленинградского государственного педиатрического медицинского института за все их ценные замечания и указания, сделанные ими при обсуждении второго издания нашего учебника.

Все критические замечания, которые будут сделаны нам и по поводу третьего издания «Пропедевтики детских болезней», будут приняты с искренней благодарностью.

Выпускаемый учебник - «Пропедевтика детских болезней» - предназначен для студентов педиатрических факультетов медицинских институтов. При составлении учебника был использован опыт преподавания пропедевтики детских болезней студентам Ленинградского государственного педиатрического медицинского института и были учтены замечания критики, сделанные в отношении глав, написанных для «Руководства по педиатрии» М. С. Маслова, А. Ф. Тура и М. Г. Данилевича (т. I, 1938). Эти главы, в значительной мере переработанные, положены в основу данного учебника.

Возможно, в нашем труде найдутся дефекты, поэтому все указания и замечания, которые будут сделаны руководителями кафедр, практическими врачами и самими учащимися, примем с благодарностью.

Четвертое издание, в появлении которого возникла необходимость уже через два месяца после выхода в свет третьего издания, выходит без всяких существенных изменений и дополнений и только исправлены случайно вкравшиеся ошибки и опечатки.

Содержание и задачи курса пропедевтики детских болезней

Первоначальное содержание педиатрии как одной из медицинских дисциплин значительно расширилось. Педиатрия давно уже перестала быть наукой только о лечении больных детей и в настоящее время рассматривается как учение о здоровом и больном ребенке. Это учение охватывает физиологию, диететику, гигиену, патологию и лечение ребенка от рождения и до наступления половой зрелости. Современная педиатрия уделяет особенно большое внимание вопросам профилактики заболеваний детей. Каждый детский врач в своей повседневной практической работе должен быть не только полноценным лечащим врачом, умеющим поставить точный диагноз и правильно лечить заболевшего ребенка, но он должен быть и хорошим врачом-профилактиком, отлично знающим диететику ребенка, умеющим организовать нужный уход и установить рациональный режим как для отдельного здорового ребенка любого возраста, так и для целого детского коллектива. Детский врач не должен быть в стороне и от вопросов воспитания детей. Все эти разнообразные стороны деятельности детского врача студент должен узнать и изучить главным образом при прохождении курса клинической педиатрии. Пропедевтика детских болезней является введением в педиатрическую клинику.

В курс пропедевтики детских болезней входят следующие четыре основных раздела: 1) анатомо-физиологические особенности детей, включая законы физического и нервно-психического развития ребенка; 2) методика объективного исследования детей, включая особенности собирания анамнеза; 3) общая семиотика заболеваний детского возраста; 4) диететика здорового ребенка с основными элементами технологии детской пищи.

Без четкого знания этих разделов совершенно немыслима профилактическая и лечебная работа педиатра. Правильная оценка данных обычных физических, лабораторных и других методов клинического исследования ребенка и понимание своеобразия патологии детей возможны лишь при условии достаточно глубоких знаний возрастных анатомо-физиологических особенностей растущего организма ребенка. Без знания законов физического и нервно-психического развития детей нельзя осуществить правильную организацию общественной и индивидуальной охраны, детства, нельзя, следовательно, обеспечить и профилактику детских заболеваний. Эти знания должны лежать в основе рационально поставленного физического воспитания детей.

Клиническое исследование детей требует значительного своеобразия врачебной техники, изучение которой также должно входить в курс пропедевтики детских болезней.

Краткие сведения по общей семиотике важнейших заболеваний детского возраста должны обеспечить студенту правильную ориентацию при прохождении курсов факультетской и госпитальной педиатрии.

В деятельности детского врача, как было указано выше, профилактическая и лечебная работы тесно и неразрывно связаны. Вот почему в курсе пропедевтики детских болезней большое внимание должно быть уделено диететике здорового ребенка и основам индивидуальной гигиены детей как основным элементам в повседневной профилактической работе каждого практического детского врача. Профилактическая сторона деятельности педиатров приобрела особое значение в Советском Союзе, так как у нас огромное большинство детей, начиная с самого раннего возраста, обслуживается профилактическими и лечебными детскими учреждениями, от правильной постановки дела в которых в значительной мере зависят их жизнь и здоровье.

Было бы большой ошибкой думать, что можно стать хорошим детским врачом без основательных знаний общих теоретических дисциплин (анатомии, гистологии, физиологии, патофизиологии и т. д.), изучаемых на младших курсах, и клинических дисциплин по различным разделам патологии взрослых, изучаемых на старших курсах. Детский врач только тогда правильно и уверенно ориентируется во всех теоретических и практических вопросах своей специальности, если он имеет хорошую общую врачебную подготовку по всем дисциплинам, входящим в программу высшей медицинской школы. Только при этом условии он будет четко понимать все особенности физиологии и патологии детей в различные возрастные периоды.

Надо особенно подчеркнуть, что каждый детский врач должен очень хорошо знать инфекционные заболевания детского возраста и должен отлично ориентироваться в вопросах общей и частной эпидемиологии.

Необходимость таких разносторонних знаний, несомненно, делает педиатрию трудной специальностью, но зато этот путь изучения обеспечивает в дальнейшем хорошему детскому врачу большой кругозор и исключительно интересные и плодотворные возможности практической и научной деятельности.

– группа инфекционных заболеваний различной этиологии, протекающих с преимущественным поражением пищеварительного тракта, токсической реакцией и обезвоживанием организма. У детей кишечная инфекция проявляется повышением температуры тела, вялостью, отсутствием аппетита, болями в животе, рвотой, диареей. Диагностика кишечной инфекции у детей основана на клинико-лабораторных данных (анамнезе, симптоматике, выделении возбудителя в испражнениях, обнаружении специфических антител в крови). При кишечной инфекции у детей назначаются антимикробные препараты, бактериофаги, энтеросорбенты; в период лечения важно соблюдение диеты и проведение регидратации.

Наиболее часто регистрируются спорадические случаи кишечной инфекции у детей, хотя при пищевом или водном пути инфицирования возможны групповые и даже эпидемические вспышки. Подъем заболеваемости некоторыми кишечными инфекциями у детей имеет сезонную зависимость: так, дизентерия чаще возникает летом и осенью, ротавирусная инфекция - зимой.

Распространенность кишечных инфекций среди детей обусловлена эпидемиологическими особенностями (высокой распространенностью и контагиозностью возбудителей, их высокой устойчивостью к факторам внешней среды), анатомо-физиологическими особенностями пищеварительной системы ребенка (низкой кислотностью желудочного сока), несовершенством защитных механизмов (низкой концентрацией IgA). Заболеваемости детей острой кишечной инфекцией способствует нарушение нормальной микробиоты кишечника, несоблюдение правил личной гигиены, плохие санитарно-гигиенические условия жизни.

Классификация

По клинико-этиологическому принципу среди кишечных инфекций, наиболее часто регистрируемых в детской популяции, выделяют шигеллез (дизентерию), сальмонеллез , коли-инфекцию (эшерихиозы), иерсиниоз , кампилобактериоз , криптоспоридиоз , ротавирусную инфекцию, стафилококковую кишечную инфекцию и др.

По тяжести и особенностям симптоматики течение кишечной инфекции у детей может быть типичным (легким, средней тяжести, тяжелым) и атипичным (стертым, гипертоксическим). Выраженность клиники оценивается по степени поражения ЖКТ, обезвоживания и интоксикации.

Характер местных проявлений при кишечной инфекции у детей зависит от поражения того или иного отдела ЖКТ, в связи с чем выделяют гастриты , энтериты , колиты , гастроэнтериты, гастроэнтероколиты, энтероколиты . Кроме локализованных форм, у грудных и ослабленных детей могут развиваться генерализованные формы инфекции с распространением возбудителя за пределы пищеварительного тракта.

В течении кишечной инфекции у детей выделяют острую (до 1,5 месяцев), затяжную (свыше 1,5 месяцев) и хроническую (свыше 5-6 месяцев) фазы.

Симптомы у детей

Дизентерия у детей

После непродолжительного инкубационного периода (1-7 суток) остро повышается температура (до 39-40° C), нарастает слабость и разбитость, снижается аппетит, возможна рвота. На фоне лихорадки отмечается головная боль, ознобы, иногда – бред, судороги , потеря сознания. Кишечная инфекция у детей сопровождается схваткообразными болями в животе с локализацией в левой подвздошной области, явлениями дистального колита (болезненностью и спазмом сигмовидной кишки, тенезмами с выпадением прямой кишки), симптомами сфинктерита. Частота дефекации может варьировать от 4-6 до 15-20 раз за сутки. При дизентерии стул жидкий, содержащий примеси мутной слизи и крови. При тяжелых формах дизентерии возможно развитие геморрагического синдрома, вплоть до кишечного кровотечения .

У детей раннего возраста при кишечной инфекции общая интоксикация преобладает над колитическим синдромом, чаще возникают нарушения гемодинамики, электролитного и белкового обмена. Наиболее легко у детей протекает кишечная инфекция, вызванная шигеллами Зоне; тяжелее - шигеллами Флекснера и Григорьеза-Шига.

Сальмонеллез у детей

Наиболее часто (в 90% случаев) развивается желудочно-кишечная форма сальмонеллеза, протекающая по типу гастрита, гастроэнтерита, гастроэнтероколита. Характерно подострое начало, фебрильный подъем температуры, адинамия, рвота, гепатоспленомегалия . Стул при сальмонеллезе жидкий, обильный, каловый, цвета «болотной тины», с примесями слизи и крови. Обычно данная форма кишечной инфекции заканчивается выздоровлением, однако у грудных детей возможен летальный исход вследствие тяжелого кишечного токсикоза.

Гриппоподобная (респираторная) форма кишечной инфекции встречается у 4-5% детей. При данной форме сальмонеллы обнаруживаются в посеве материала из зева. Ее течение характеризуется фебрильной температурой, головной болью, артралгией и миалгией, явлениями ринита , фарингита , конъюнктивита . Со стороны сердечно-сосудистой системы отмечаются тахикардия и артериальная гипотония .

На тифоподобную форму сальмонеллеза у детей приходится 2% клинических случаев. Она протекает с длительным периодом лихорадки (до 3-4-х недель), выраженной интоксикацией, нарушением функции сердечно-сосудистой системы (тахикардией, брадикардией).

Септическая форма кишечной инфекции обычно развивается у детей первых месяцев жизни, имеющих неблагоприятный преморбидный фон. На ее долю приходится около 2-3% случаев сальмонеллеза у детей. Заболевание протекает крайне тяжело, сопровождается септицемией или септикопиемией, нарушением всех видов обмена, развитием тяжелых осложнений (пневмонии , паренхиматозного гепатита , отоантрита , менингита , остеомиелита).

Эшерихиозы у детей

Данная группа кишечных инфекций у детей крайне обширна и включает коли-инфекци, вызываемые энтеропатогенными, энтеротоксигенными, энтероинвазивными, энтерогеморрагическими эшерихиями.

Кишечная инфекция у детей, вызванная эшерихиями, протекает с субфебрильной или фебрильной температурой, слабостью, вялостью, снижением аппетита, упорной рвотой или срыгиваниями, метеоризмом. Характерна водянистая диарея (обильный, брызжущий стул желтого цвета с примесью слизи), быстро приводящая к дегидратации и развитию эксикоза. При эшерихиозе, вызываемом энтерогеморрагическими эшерихиями, диарея носит кровавый характер.

Вследствие обезвоживания у ребенка возникает сухость кожи и слизистых оболочек, снижается тургор и эластичность тканей, западает большой родничок и глазные яблоки, снижается диурез по типу олигурии или анурии.

Ротавирусная инфекция у детей

Обычно протекает по типу острого гастроэнтерита или энтерита. Инкубационный период в среднем длится 1-3 дня. Все симптомы кишечной инфекции у детей разворачиваются в течение одних суток, при этом поражение ЖКТ сочетается с катаральными явлениями.

Респираторный синдром характеризуется гиперемией зева, ринитом, першением в горле, покашливанием. Одновременно с поражением носоглотки развиваются признаки гастроэнтерита: жидкий (водянистый, пенистый) стул с частотой дефекаций от 4-5 до 15 раз в сутки, рвотой, температурной реакцией, общей интоксикацией. Длительность течения кишечной инфекции у детей – 4-7 дней.

Стафилококковая кишечная инфекция у детей

Различают первичную стафилококковую кишечную инфекцию у детей, связанную с употреблением пищи, обсемененной стафилококком, и вторичную, обусловленную распространением возбудителя из других очагов.

Течение кишечной инфекции у детей характеризуется тяжелым эксикозом и токсикозом, рвотой, учащением стула до 10-15 раз в день. Стул жидкий, водянистый, зеленоватого цвета, с небольшой примесью слизи. При вторичной стафилококковой инфекции у детей кишечные симптомы развиваются на фоне ведущего заболевания: гнойного отита , пневмонии, стафилодермии, ангины и пр. В этом случае заболевание может принимать длительное волнообразное течение.

Диагностика

На основании осмотра, эпидемиологических и клинических данных педиатр (детский инфекционист) может лишь предположить вероятность кишечной инфекции у детей, однако этиологическая расшифровка возможна только на основании лабораторных данных.

Главную роль в подтверждении диагноза кишечной инфекции у детей играет бактериологическое исследование испражнений, которое следует проводить как можно ранее, до начала этиотропной терапии. При генерализованной форме кишечной инфекции у детей проводится посев крови на стерильность, бактериологическое исследование мочи, ликвора.

Определенную диагностическую ценность представляют серологические методы (РПГА, ИФА, РСК), позволяющие выявлять наличие Ат к возбудителю в крови больного с 5-х суток от начала болезни. Исследование копрограммы позволяет уточнить локализацию процесса в ЖКТ.

При кишечной инфекции у детей требуется исключить острый аппендицит , панкреатит, лактазную недостаточность, дискинезию желчевыводящих путей и др. патологию. С этой целью проводятся консультации детского хирурга и детского гастроэнтеролога .

Лечение кишечной инфекции у детей

Комплексное лечение кишечных инфекций у детей предполагает организацию лечебного питания; проведение оральной регидратации, этиотропной, патогенетической и симптоматической терапии.

Диета детей с кишечной инфекцией требует уменьшения объема питания, увеличения кратности кормлений, использования смесей, обогащенных защитными факторами, употребление протертой легкоусвояемой пищи. Важной составляющей терапии кишечных инфекций у детей является оральная регидратация глюкозо-солевыми растворами, обильное питье. Она проводится до прекращения потерь жидкости. При невозможности перорального питания и употребления жидкости назначается инфузионая терапия: внутривенно вводятся растворы глюкозы, Рингера, альбумина и др.

Этиотропная терапия кишечных инфекций у детей проводится антибиотиками и кишечными антисептиками (канамицин, гентамицин, полимиксин, фуразолидон, налидиксовая кислота), энтеросорбентами. Показан прием специфических бактериофагов и лактоглобулинов (сальмонеллезного, дизентерийного, колипротейного, клебсиеллезного и др.), а также иммуноглобулинов (антиротавирусного и др.). Патогенетическая терапия предполагает назначение ферментов, антигистаминных препаратов; симптоматическое лечение включает прием жаропонижающих, спазмолитиков. В период реконвалесценции необходима коррекция дисбактериоза, прием витаминов и адаптогенов.

Прогноз и профилактика

Раннее выявление и адекватная терапия обеспечивают полное выздоровление детей после кишечной инфекции. Иммунитет после ОКИ нестойкий. При тяжелых формах кишечной инфекции у детей возможно развитие гиповолемического шока , ДВС-синдрома , отека легких , острой почечной недостаточности, острой сердечной недостаточности , инфекционно-токсического шока.

В основе профилактики кишечных инфекций у детей – соблюдение санитарно-гигиенических норм: правильное хранение и термическая обработка продуктов, защита воды от загрязнения, изоляция больных, проведение дезинфекции игрушек и посуды в детских учреждениях, привитие детям навыков личной гигиены. При уходе за грудным ребенком мама не должна пренебрегать обработкой молочных желез перед кормлением, обработкой сосок и бутылочек, мытьем рук после пеленания и подмывания ребенка.

Дети, контактировавшие с больным кишечной инфекцией, подлежат бактериологическому обследованию и наблюдению в течение 7 дней.