Кто проверяет слух у детей. Причины нарушений слуха. Профессиональная проверка слуха

Миф

Точное тестирование слуха можно провести только когда ребенку исполнится 5-6 месяцев.

Факт

Современные технологии позволяет проводить точную оценку слуха у детей, уже через несколько часов после рождения. В некоторых государствах мира детей и мам не выписывают из больницы без подобного тестирования.

Зачем проверять слух ребенка?

У ребенка с незамеченной потерей слуха не сможет правильно развиваться речь, языковые навыки и познавательные способности (формирование знаний, мышления, и суждений), необходимые для обучения. Дети с не выявленной потерей слуха, в возрасте 2 или 3 лет, могут страдать от постоянных нарушений речи и отставать в остальных навыках, присущих их сверстникам.

Раннее выявление нарушений слуха позволяет начать лечение своевременно и скорректировать проблемы, связанные с потерей слуха. Таким образом, речь и языковые способности у ребенка будут развиваться не хуже, чем у его сверстников.

Потеря слуха может варьироваться от легкой тугоухости до полной глухоты. Многие люди думают, что человек либо слышит, либо глух. Нередко так же происходит с детьми, когда он или она реагирует на звуки и голоса, родители считают, что со слухом у ребенка все в порядке. Тем не менее, есть много тонких градаций между нормальным слухом и глухотой, и потому частичную потерю слуха ребенка не всегда можно определить без специального тестирования.

Например, очень часто у ребенка с умеренной потерей слуха речь и языковые навыки развиваются нормально, без видимых отклонений, однако при этом он или она не слышит половины того, что говорится. Ребенок в такой ситуации явно оказывается в невыгодном для себя положении относительно процесса обучения.

Дополнительным стрессом для ребенка с нарушением слуха может быть то, что он или она не понимает, почему, казалось бы, простой материал дается с трудом.

Степень потери слуха часто определяет, какое влияние это окажет на всю жизнь ребенка. Тем не менее, при раннем выявлении и своевременном лечении, последствия данного дефекта могут быть уменьшены.

Каковы причины, факторы риска и признаки потери слуха у детей?

Есть ряд факторов риска потери слуха у детей, а также ряд причин, по которым следует провести проверку слуха вашего ребенка.


Общие признаки необходимости проведения проверки слуха:

· задержка в развитии речи и языковых навыков
· частые или рецидивирующие инфекции уха
· семейный анамнез потери слуха (потеря слуха может наследоваться)
· синдромы, связанные с потерей слуха (например, синдром Дауна, синдром Алпорта и синдром Крузона)
· инфекционные заболевания, приводящие к потере слуха (например, менингит, корь и цитомегаловирус [ЦМВ-инфекции])
· медицинские процедуры и лекарства, которые могут вызвать потерю слуха, в том числе антибиотики и некоторые агенты химиотерапии
· плохая успеваемость в школе
· низкий вес при рождении (менее 2 фунтов) и / или преждевременное рождение
· вспомогательная вентиляция легких (проводимая в течение более 10 дней после рождения)
· низкие показатели по шкале Апгар
· желтуха после рождения
· болезни матери во время беременности (например, краснуха)
· гидроцефалия

Некоторые родители начинают подозревать, что их ребенок плохо слышит, когда ребенок не отзывается на свое имя или переспрашивает слова, фразы и предложения. Другим знаком того, что ребенок плохо слышит, может быть отсутствие реакции на звуки внешней среды.

В среднем, только половина всех детей с диагнозом «потеря слуха» на самом деле полностью теряют слух. Это происходит тогда, когда причина потери слуха не определена вовремя. Поэтому, во многих штатах в США ввели универсальное тестирование слуха. Все новорожденные дети проходят такую проверку перед выпиской из больницы.

Какой специалист проверяет слух ребенка?

Специалист, который проверяет слух, называется отоларинголог. Отоларингологов обучают диагностическим методикам проверки слуха и слуховой реабилитацией детей и взрослых. Однако тестирование слуха у детей требует специального оборудования и специальных навыков, поэтому не все отоларингологи могут проверять слух у детей. Когда ребенка отправляют на такое тестирование, следует удостовериться, что врач имеет подходящую специализацию и оборудование, чтобы проводить тест. Детские аудиологи специализируются на работе с младенцами и детьми младшего дошкольного возраста.

Может ли любой маленький ребенок пройти слуховой тест?

Ребенок любого возраста может пройти проверку слуха. Тип теста зависит от возраста ребенка и уровня его развития. Некоторые слуховые тесты не требуют поведенческой реакции ребенка, в то время как другие тесты, проводимые в виде игры, рассчитаны на интерес ребенка. Самое главное – правильно подобрать индивидуальный тест для каждого ребенка.

Как тестируют слух у младенцев или маленьких детей, которые не могу следовать специальным инструкциям?

И послушные и беспокойные малыши, а также дети младшего дошкольного возраста (от 5 месяцев до 2 с половиной лет) часто тестируются при использовании метода, аудиометрии подкрепленной визуально. Во время такого теста, ребенок сидит на коленях у врача в центре комнаты.

Колонки располагаются справа и слева от ребенка. Под колонками в темных коробках подвешиваются игрушки, которые могут анимироваться в ходе тестирования. Ребенок должен поворачивать голову в ту сторону, откуда исходит звук, если ребенок правильно поворачивает голову, коробка подсвечивается, а игрушки начинают двигаться. Так поощряется участие ребенка в процессе тестирования. Во время теста определяется самый тихий звук, который слышит ребенок. Дети (и взрослые) автоматически поворачиваются лицом в ту сторону, откуда идет новый звук, поэтому этот тест является эффективным для детей в возрасте от 5 месяцев. Этот метод также может быть использован с маленькими наушниками, которые позволяют проверить слух в каждом ухе отдельно. Ниже изображена схема установки для VRA тестирования (аудиометрия, подкрепленная визуально).

Однако для VRA теста существуют некоторые ограничения. Для точности теста, ребенок должен активно участвовать в процессе и быть заинтересованным в нем. Кроме того, если для тестирования слуха используются только колонки, невозможно различать порог восприятия звуков для одного уха. Разве что подавать звук в одно ухо, в то время как второе изолировать от звуков (например, с помощью наушников). Чтобы проверить оба уха, вместе с VRA тестированием часто проводится отоакустическая эмиссия (OAE). (OAE тестирование описывается ниже в данной статье).

Дети 3-5 лет, которые могут выполнять более сложные задания проходят проверку слуха с помощью теста игровой аудиометрии. Например, ребенок держит брусок возле щеки, а когда слышит звук, кладет брусок на специальную доску.

Проверка порога восприятия речи может быть дополнена использованием картинок, например, ребенок указывает на ту картинку, которую аудиолог называет. В процессе тестирования врач говорит все тише и тише, таким образом, определяется порог восприятия речи. В этом тесте от ребенка требуется активное участие. Преимущество этого формата в том, что результаты, получаемые в ходе такого исследования не менее детальные, чем результаты тестирования взрослых.

Как проводится проверка слуха у детей, которые не могут сотрудничать?

Некоторые дети не могут сотрудничать во время проверки слуха, из-за возраста или задержки развития (например, дети с умственной отсталостью) В настоящее время существуют два разных метода, позволяющих осуществить проверку слуха у детей, которые не могут сотрудничать. Один из этих методов называется оценка ответов ствола мозга на слуховые раздражения (ABR) и заключается в измерении электрической активности головного мозга в ответ на звуковые сигналы. Это метод проверяет целостность слуховой системы по направлению от уха к мозгу. Во время теста к голове ребенка прикрепляются четыре или пять электродов, после чего различные звуки передаются ребенку через небольшие наушники. Электрическая активность, вырабатываемая нервом, записывается посредством электродов и передается на экран компьютера. Аудиолог контролирует громкость каждого звука и определяет самый тихий звук, который ребенок слышит.

Для ABR тестирования существует ограничение – ребенок должен вести себя тихо и спокойно. Любое движение мышц, в том числе моргание, может помешать проведению теста; Поэтому, дети обычно тестируются в спящем состоянии. Дети в возрасте до 3 месяцев, могут быть проверены в процессе естественного сна. Детям старше 3-х месяцев, как правило, дают седативное средство (под наблюдением врача), обеспечивающее час принудительного сна. Общепринятым седативным средством, использующимся в таких случаях, является хлоралгидрат.

Второй тип тестирования слуха называется отоакустическая эмиссия (ОАЕ). Этот тест может быть проведен в качестве дополнения к ABR, или в качестве начального тестирования слуха. Отоакустический тест представляет собой акустический ответ, который является отражением нормального функционирования слухового рецептора. Это чрезвычайно слабые звуковые колебания, генерируемые улиткой, которые могут быть зарегистрированы в наружном слуховом проходе при помощи высокочувствительного микрофона. В ходе испытания, в ухо ребенка помещается небольшой зонд, который содержит микрофон и динамик.

Во время исследования ребенок сидит или лежит неподвижно, звуки генерируются в зонде и регистрируются ответы, которые вернулись из улитки. После того как улитка обработает сигнал, электрический импульс направляется в ствол мозга, но, кроме того, есть второй, отдельный звук, который не передается по нерву, а возвращается в ушной канал ребенка. Этот "побочный звук" является отоакустической эмиссией. Эмиссия записывается с помощью зонда и представляется графически на экране компьютера.

Аудиолог может определить какие звуки дали ответ/эмиссию и установить силу ответов. Если эмиссия наблюдается на звуках критичных для восприятия речи, значит ребенок «прошел» тестирование слуха. Как дополнение к ABR, OAE помогает либо подтвердить нормальный слух, либо зафиксировать отклонения. OAE проверяет работоспособность органа слуха, а именно, - позволяет диагностировать функцию улитки внутреннего уха, но не проверяет другие органы слуха. Поэтому OAE часто совмещается с ABR или с поведенческим тестом, оценивающим реакцию ребенка на звуки.

Результаты исследований ABR и OAE могут предсказать, развитие слуха ребенка, определить степень тугоухости, а также помочь при принятии решений относительно лечения.

Существуют ли какие-либо дополнительные анализы при педиатрической оценке слуха?

Тимпанограмма
– это объективный метод подтверждения нарушения способности барабанной перепонки и косточек среднего уха передавать волны звукового давления.

Причины нарушения:

Жидкость за барабанной перепонкой
отверстие или перфорация барабанной перепонки, или
жесткость барабанной перепонки или косточек среднего уха (например, отосклероз).

Тимпанограмма выполняется с помощью зонда, который плотно вставляется в ухо, создавая вакуум. Звуковые колебания вызывают изменения давления, воздействуя на барабанную перепонку. Таким образом, определяется суммарная жесткость, создаваемая напряжением барабанной перепонки и других структур уха. Это быстрое, безболезненное и объективное тестирование (хотя иногда дети плачут, пока им в ушки вставляют зонд).

Когда громкий звук поступает в здоровое ухо, барабанная перепонка сокращается - это своего рода встроенный механизм защиты (хотя не очень эффективный). Такое сокращение барабанной перепонки называют акустическим рефлексом. Отсутствие этого рефлекса также подтверждает наличие проблемы среднего уха и может помочь определить или подтвердить диагноз. Акустические рефлексы проверяются, как правило, одновременно с тимпанограммой.

Очень часто педиатры выполняют такую проверку в отделениях во время скрининг-теста, чтобы диагностировать инфекции уха или выпоты (жидкость в пространстве среднего уха).

Что происходит после того, как ребенку диагностировали потерю слуха? Какое лечение назначается в таком случае?

После диагностирования потери слуха, прежде всего, следует определить причины, вызвавшие это отклонение. Во многих случаях, потеря слуха может быть вызвана инфекцией уха. В этой ситуации, педиатр назначают антибиотики для лечения инфекции. Если инфекция стойкая, и потеря слуха все еще наблюдается после лечения инфекции, то ребенка должны направить к врачу, который специализируется на болезнях уха и слуховой системы (отоларингологу или ЛОРу). Отоларинголог назначит дополнительные тестирования слуха, а в некоторых ситуациях, может рекомендовать дополнительные радикальные меры лечения, такие как хирургия. Если потеря слуха является стойкой или связанна с нервом или проблемами внутреннего уха, отоларинголог часто рекомендуют обратиться к сурдологу для подбора слухового аппарата и назначения реабилитационной терапии.

Какие самые современные способы тестирования слуха ребенка?

Один из новейших тестов, использующихся для проверки слуха, называется «ответ на постоянный модулированный тон» (ASSR). Это тест используется в сочетании с ABR. Тест проводится, когда ребенок спит, или находится в состоянии покоя. В это время производится регистрация вызванных акустических ответов мозга на постоянные модулированные тоны. Генераторы для этого теста обычно очень похожи на ABR. Одним из преимуществ теста является то, что ASSR проверяет слух ребенка на конкретные частоты, что позволяет отоларингологу прогнозировать уровень слуха для широкого диапазона звуков с повышенной точностью. Кроме того, ASSR тест не занимает много времени и имеет более широкий диапазон уровней громкости, чем ABR, что позволяет установить разграничения между серьезными и легкими проблемами со слухом. Следует отметить, однако, что сложно провести разграничение между незначительной потерей слуха и нормальным слухом, поэтому существует вероятность неправильного диагноза для детей с незначительной потерей слуха.

Определение потери слуха у ребенка

Слух можно проверить у ребенка любого возраста.
Есть несколько факторов риска, связанных с потерей слуха, в том числе инфекции уха, недоношенность, болезни и синдромы.
Раннее выявление нарушений слуха позволит предпринять эффективные меры, благодаря которым дети не будут отставать от своих сверстников по развитию речи и другим навыкам.
ABR (ответы ствола мозга на слуховые раздражения) и OAE (вызванная ото-акустическая эмиссия) - эффективные тесты для проверки слуха младенцев и детей младшего дошкольного возраста, которые не могут дать обратную связь при традиционных методах оценки слуха.
Аудиометрия, подкрепленная визуально и игровая аудиометрия - это два поведенческих метода тестирования, используемые для тестирования детей, которые могут дать обратную связь.
Проверка среднего уха – тестирование, которое должны проходить все дети, у которых проверяют слух.

Если тугоухость обнаружена, ребенка должны отправить на консультацию к отоларингологу (ЛОРу), чтобы определить причину потери слуха. Дальнейшие рекомендации могут быть сделаны ЛОРом.

В статье разберемся, как проверить слух у детей.

С появлением в семье ребенка следует больше времени уделять его здоровью, в том числе и состоянию органов слуха. Разнообразные инфекции способны спровоцировать серьезные последствия. Наиболее распространенными осложнениями принято считать нарушение речи, неспособность к социализации в окружающем мире, тугоухость.

Чем раньше проблемы с ушами будут замечены родителями, тем быстрее удастся выявить и устранить причины воспаления, предотвратить вероятные осложнения. Для обнаружения нарушений важно периодически проводить у детей с самого рождения проверку слуха.

Чем чревато нарушение слуха?

Достоверно известно, что даже незначительные нарушения слуха способны приводить к серьезным отклонениям в процессе развития ребенка. Нарушения в строении органа слуха могут обладать временным характером. В подобных ситуациях оснований для переживания родителей нет.

Но запущенные состояния требуют помощи, вплоть до проведения хирургических вмешательств. Важно понимать, что последствия таких нарушений могут приобрести необратимый характер, вплоть до полной потери слуха.

Проверка слуха у новорожденных проводится в роддомах.

В более зрелом возрасте

Не исключены ситуации, когда нарушения появляются в более взрослом возрасте. Двух-трехлетний ребенок уже умеет разговаривать, но нарушение слуха может спровоцировать потерю речи. В таких ситуациях необходимо обращаться за специализированной помощью педагогов и врачей для сохранения способности общаться.

Именно поэтому необходимо тщательно следить за процессом развития ребенка, контролировать его слух и при выявлении малейших отклонений обращаться за помощью специалистов. Тесты на слух довольно просты.

Слух у ребенка может снижаться по причине наследственных патологических состояний и в результате некоторых заболеваний, среди которых простуда, грипп, отит, скарлатина, корь, свинка. Также не исключено снижение остроты слуха вследствие длительного использования антибиотических препаратов.

Как проверить слух у детей? Первоначально проверку можно осуществить дома. Но полное обследование у врача все же следует организовать в первые месяцы после рождения ребенка. Как правило, проводит ее отоларинголог в поликлинике.

человека: схема

Ухо является парным органом, отвечающим за восприятие звуков, контроль равновесия и ориентацию в пространстве. Локализуется в височной области черепной коробки, имеется вывод - наружные ушные раковины.

Ухо устроено следующим образом:

  • Внешнее ухо - эта часть слуховой системы, сюда входит ушная раковина и наружный слуховой проход.
  • Среднее ухо состоит из четырех частей - барабанная перепонка и слуховые косточки (молоточек, наковальня, стремя).
  • Внутреннее ухо. Главная его составляющая - лабиринт, который является сложной конструкцией по форме и выполняемым функциям.

При взаимодействии всех отделов осуществляется передача звуковых волн, преобразованных в нейронный импульс и поступающих в мозг человеку.

Схема строения уха человека представлена ниже.

Причины нарушений слуха

Все у малышей можно условно подразделить на три разновидности:

  1. Сенсоневральная форма.
  2. Кондуктивная.
  3. Смешанная (кондуктивно-нейросенсорная).

Все они могут носить как патологический характер, так и быть приобретенными. Локализоваться могут одновременно в обоих ушах, но, как правило, затрагивают только одно ухо.

Кондуктивные нарушения развиваются вследствие травматизации уха или заболевания. Кроме того, кондуктивная тугоухость может появляться в результате аномалий развития среднего, наружного уха.

К кондуктивным нарушениям относятся также отиты любой разновидности, воспалительные процессы в глотке, носу, появление серных пробок, попадание в ухо инородных предметов. Как правило, нарушения такой формы с легкостью поддаются терапии.

К сенсоневральным нарушениям принято относить нарушения в строении среднего, внутреннего уха. Возникает подобная проблема вследствие травматизации среднего уха, недоношенности малыша, других дородовых заболеваний. В связи с этим сенсоневральные нарушения часто возникают из-за предрасположенности наследственного характера.

Следует обращать внимание на здоровье ребенка, если во время беременности у матери возникали следующие болезни:

  1. Паротит.
  2. Менингит.
  3. Воспаления вирусной природы, к примеру, краснуха, простуда, грипп.

Подобные нарушения способны спровоцировать и длительные курсы терапии антибиотическими препаратами.

К сожалению, терапия такого вида тугоухости (МКБ 10 - H90.3) занимает продолжительное время, период реабилитации затягивается. При этом в максимальном количестве случаев терапия оказывается нерезультативной. в таком состоянии является практически невозможным.

Смешанные нарушения развиваются в результате воздействия нескольких факторов одновременно. Терапия таких нарушений предполагает использование специальных медикаментозных средств и ношение специализированных звукоусилителей.

Методы проверки слуха рассмотрим ниже.

Предпосылки возникновения нарушений слуха

Следует обращать внимание на здоровье органов слуха, если ребенок в возрасте до года не пугается и не вздрагивает от громких звуков. Также признаками нарушения служат следующие факты:

  1. Ребенок не реагирует на чужую речь.
  2. Ребенок не поворачивается на голос родителей.
  3. Ребенок во время сна не реагирует на громкие звуки.
  4. Не поворачивает голову на звук, исходящий сзади.
  5. Не обращает внимания на игрушки, издающие звуки.
  6. К годовалому возрасту не понимает значения некоторых простых слов.
  7. Ребенок не начинает издавать новые звуки.

Признаки нарушений слуха у детей 1-3 лет несколько иные:

  1. Ребенок 1-2 лет не имеет связной речи.
  2. Происходит заметное нарушение в процессе формирования звукооборотов.
  3. Ребенок не воспринимает речь, часто переспрашивает.
  4. Ребенок не понимает речи человека, находящегося в другой комнате.
  5. Ребенок больше внимания обращает не на речь, а на мимику.

Проверка в домашних условиях

Итак, в домашних условиях? Определить его состояние могут несколько простых методик. Для этого потребуются издающие громкие звуки игрушки: гармошки, дудки, погремушки. Необходимо встать от ребенка на расстоянии 6 метров и издавать игрушками звуки. Малыш в первые секунды должен замирать, а затем поворачивать глаза или голову в сторону, откуда исходит звук.

Закрепить эффект можно следующим образом: издавать звуки попеременно в зоне видимости ребенка и за его спиной.

Имеется и другой тест на слух, который носит название «гороховая проба». Для проведения его понадобится три пустых непрозрачных бутылочки. В первую и вторую следует засыпать крупу (гречку, горох), третью - оставить пустой.

После этого родителю следует сесть на коротком расстоянии перед малышом и взять одну наполненную и пустую емкость. Затем следует начать трясти баночками на тридцатисантиметровом расстоянии от ребенка. Спустя минуту баночки необходимо поменять местами. Второй родитель при этом внимательно наблюдает за реакциями ребенка - он должен поворачивать голову в сторону, откуда исходит звук. Реакция малыша позволит с легкостью определить, слышит он звук или нет.

Такую методику для проверки слуха можно использовать только у детей старше 4 месяцев.

Проверка слуха у ребенка от 3 лет

Как проверить слух у детей, должен знать каждый родитель. У детей трехлетнего возраста проверить слух можно при помощи обыкновенной речи. Следует встать от ребенка на шестиметровом расстоянии. Смотреть на проверяющего ребенок при этом не должен, поэтому лучше поставить его боком, прикрыв второе ухо рукой или турундой.

Начинать говорить слова следует шепотом. Если ребенок произнесенного не разбирает, проверяющий начинает подходить ближе. С целью проверки способности слышать высококонтрастные звуки необходимо отойти от ребенка на расстояние 15 метров. Говорить слова необходимо четко и громко, ребенок должен, при этом, повторять их.

Слова, которые произносит проверяющий, должны быть понятны ребенку.

Важно понимать, что степень тугоухости тем выше, чем меньше расстояние, на котором ребенок не может разобрать и повторить слова. При обнаружении такого отклонения необходимо проконсультироваться с врачом.

Как проверить слух у детей на аппарате?

Проверка на аппарате

Если обнаружены малейшие воспаления в ухе или болезненность, следует отвести ребенка на осмотр к педиатру, который определит необходимость консультации отоларинголога или сурдолога.

Проверить слух у ребенка на аппарате можно по нескольким направлениям. Если отмечена острая или частичная следует использовать следующие методики.

  1. Самым маленьким пациентам осматривают наружный слуховой проход и используют физиологические методы.
  2. Осмотр, основанный на рефлекторных проявлениях. Он предполагает анализ безусловных рефлексов, возникающих в ответ на звуки: реакция мимики, глаз, вздрагивание, сокращение мышц.
  3. Осмотр на предмет рефлексов, возникающих в ответ на действия.
  4. Анализ регистрирующих звуковые волны.
  5. Методики, опирающиеся на телесные ощущения.
  6. Устное обследование.

Аудиометрия

Тем не менее, наиболее распространенным способом анализа остроты слуха является процедура аудиометрии. Она позволяет получить графические результаты исследования, наглядно указывающие на вид патологии и степень ее развития. Проводят аудиометрию с использованием специализированного оборудования - аудиометра.

Заключается процедура в том, что ребенок, слыша звуки различной частоты и интенсивности, сигнализирует посредством кнопки о своем восприятии.

Аудиометрия бывает двух видов - электронная и речевая. Разница между ними существенная. Электронная аудиометрия фиксирует тип нарушения и его степень, речевая аудиометрия, в свою очередь, может лишь свидетельствовать о наличии какого-либо нарушения, не предоставляя возможности получить информацию о степени запущенности заболевания.

Заключение

Таким образом, при обнаружении первых симптомов нарушения слуха у маленького ребенка, важно как можно скорее обратиться за помощью специалиста, который определит причину нарушения и порекомендует эффективную терапию. Лечение тугоухости (МКБ 10 - H90.3) начинать следует своевременно, так как слух и способность разговаривать напрямую влияют на степень социализации ребенка и его дальнейшее развитие. Ни в коем случае не следует оставлять проблемы со слухом без какого-либо внимания. Ведь серьезные осложнения со слухом у ребенка может спровоцировать даже перенесенный беременной матерью грипп.

Каждая молодая мама должна вовремя вместе с врачом уметь обнаружить проблемы с ушами у своего малыша. Чем раньше будут выявлены нарушения слуха у ребенка, тем больше у него шансов получить своевременное лечение и вырасти здоровым.

Группы риска по слуху

Врачами-отоларингологами замечено, что больше рискуют появиться на свет с нарушениями слуха дети, которые:

  • родились недоношенными (ранее 38 недели беременности);
  • имеют врожденные аномалии развития костей черепа;
  • мало весили при рождении (менее 2,5 кг);
  • страдали внутриутробными инфекциями, полученными от матери (токсоплазмоз, цитомегаловирус, краснуха);
  • имеют отягощенную по тугоухости наследственность;
  • лечились от какого-либо заболевания препаратами, негативно сказывающимися на ушах (некоторые виды антибиотиков).

Расстройства звуковосприятия бывают как врожденными, так и приобретенными. С учетом области повреждения слухового анализатора выделяют нарушения следующих видов:

  1. Нейросенсорные. Они возникают после перенесенных внутриутробно инфекций или токсикоза беременности у матери. Либо передаются по наследству.
  2. Тугоухость кондуктивного характера. К такой патологии относятся ушные заболевания, травмы наружного и среднего отделов органа слуха. Эти нарушения хорошо поддаются лечению либо корригируются усилителями звука.
  3. Смешанные. Представляют собой сочетание предыдущих типов патологий слуха.

Что указывает на возможные проблемы со слухом у ребенка?

Хотя то, как слышит грдничок, проверяется врачом несколько раз в течение первого года жизни, мама должна внимательно наблюдать за реакцией ребенка на окружающие звуки, которые делятся на 2 вида:

  1. Высокочастотные. Это пение птиц, звонкий голос, шелест листьев.
  2. Низкочастотные. К ним относятся: стук, мужской голос, шум машин, удары погремушки.

Тяжелые нарушения слуха, когда малыш родился совсем глухим, легко выявляются при обследовании в роддоме. С небольшими отклонениями дело обстоит труднее. Такие дети хорошо воспринимают низкочастотные звуки, но совсем не реагируют на высокочастотные. При проверке слуха у новорожденных с начальными степенями патологии нередко медики получают ложноотрицательные ответы, т. е. отклонения в слуховом восприятии не обнаруживаются, хотя они присутствуют.

Иногда родители тоже долго не подозревают, что у их крохи есть проблемы со слухом. Однако нужно знать, что хорошо слышащий ребенок:

  • в 1-4 месяца не может спать в шумной комнате, плачет, пугается и вздрагивает от громких резких звуков;
  • в 5-6 месяцев отвечает на ласковую речь, обращенную к нему, улыбкой, лепетанием, гулением;
  • в 7-8 месяцев по просьбе указывает пальчиком на предмет, знает свое имя, пытается самостоятельно произносить звуки;
  • в возрасте 9-10 месяцев произносит первые слова – «мама», «баба», «папа»;
  • в 12-18 месяцев начинает разговаривать простыми фразами.

Если вы заметили, что сверстники вашего малыша обходят его по каким-либо показателям, следует насторожиться: возможно, он плохо слышит.

В возрасте до 1 года

Развитие слухового восприятия начинается со дня появления ребенка на свет. Одни звуки новорожденный слышит, другие пока нет. Это происходит по причине незрелости некоторых областей головного мозга и невосприимчивости их к отдельным звукам.

На третьем-четвертом месяце жизни у грудничка уже вырабатывается реакция на окружающие звуки. Двухмесячный младенец поворачивает голову на знакомый голос и прислушивается, а от внезапного резкого шума вздрагивает. К полугоду диапазон воспринимаемых ребенком звуков расширяется.

Слух у младенца развивается в течение первого года жизни постепенно. С каждым месяцем нервная система ребенка становится все более совершенной. Его уши начинают правильно воспринимать внешние сигналы и передавать полученную информацию в мозг. Грудничок реагирует на звуки соответственно: услышав родной мамин голос или детскую песенку, он выражает положительные эмоции, радость. В ответ на громкие неприятные звуки он, наоборот, сжимается и плачет.

В возрасте старше 1 года

Если ребенку уже исполнился год, его слух можно проверить следующим образом:

  1. Положите вместе несколько любимых игрушек малыша (кукла, мяч, мишка, слоник и т. д.).
  2. Сидя около ребенка, шепотом предложите ему принести вам, например, слоника.
  3. Когда он выполнит задание, отойдите на несколько шагов дальше от крохи и попросите его принести куклу.
  4. Если ребенок никак не реагирует на просьбу, то повторите ее громче, переходя с шепота на голос.
  5. По реакциям малыша определите, с какого расстояния он слышит произнесенную шепотом речь.

С детьми 2-3 лет можно поиграть в игру, которая требует от них знания частей тела животного или человека. Постепенно удаляясь от малыша, шепотом просите его показать, где у мишки носик, у собачки хвостик, у куклы глазки и т. п. При нарушении слуха ребенок не будет реагировать на сказанные ему слова и просьбы.

В норме дети в 1-3 года должны услышать слова, сказанные голосом разговорной громкости с расстояния 5-6 м. При этом нужно быть уверенными, что словарный запас вашего крохи позволяет ему понять, о чем речь.

Слух ребенка 3-5 лет можно оценить по его реакции на шепот с расстояния в шесть метров.

Как проверяют слух у новорожденного в роддоме?

Врожденные нарушения слуха имеют широкую палитру выраженности – от слабой тугоухости до полной глухоты. Впервые врач-сурдолог проверяет слух новорожденного еще в родильном доме. С этой целью через 3 дня после появления на свет младенец проходит 2 обследования:

  1. Отоакустическую эмиссию (ОАЭ). При этом в наружный слуховой проход новорожденного вводится тонкий зонд, который собирает информацию о реакции внутреннего уха на звуки. Процедура длится 5 минут и не причиняет дискомфорта малышу.
  2. Оценку слухового потенциала клеток мозга. Прибор проверки слуха новорожденных состоит из 4-5 электродов, укрепляемых на головке малыша, и наушников, в которые подаются звуки различной интенсивности. При помощи записывающего устройства в течение 10-15 минут фиксируются сигналы, подаваемые мозговыми клетками в ответ на звуковые раздражители.

Родителям нужно знать, что эти методы не способны определить слабые степени тугоухости у ребенка. И если даже новорожденный оба теста прошел, то это не дает 100%-ной гарантии, что он обладает нормальным слухом.

Рефлекс Моро

Присутствие у ребенка врожденного рефлекса Моро – свидетельство того, что младенец слышит. Для этого нужно искусственно вызвать у него легкий испуг, который безвреден для психического здоровья малыша.

Чтобы самостоятельно выявить это явление:

  1. Положите новорожденного на стол.
  2. Аккуратно выпрямите его конечности.
  3. На расстоянии 20-30 см от его правого, затем левого уха хлопните в ладоши.

Слышащий ребенок реагирует на громкие звуки растопыриванием пальчиков или вскидыванием ручек. Этот рефлекс врожденный. Он проходит к 3-4 месяцу и проявляется в виде защитной реакции организма при испуге или приближении опасности. Если же у новорожденного нет рефлекса Моро, то это может быть признаком тугоухости или родовой травмы шеи, либо головы.

Метод Калмыковой

Метод Калмыковой позволяет с помощью баночек с сухой крупой проверить слух ребенка первых месяцев жизни. Способ проведения:

  1. Заполните 3 пластмассовые баночки на 1/3 горохом, манкой и гречкой. При тряске каждая крупа будет издавать свой звук.
  2. Возьмите все баночки в руки и сядьте позади малыша. Он не должен вас видеть.
  3. Пусть ваш помощник займет чем-нибудь внимание ребенка. А вы в это время потрясите около каждого его уха посудой с манкой. Этот материал издает при движении звуки высокой частоты. Если ребенок поворачивает голову в сторону источника звука, дальше можете не продолжать: со слухом у него полный порядок.
  4. Если же малыш не реагирует на баночку с манкой, потрясите сосудом с гречкой.
  5. Затем используйте горох.

На первом месяце жизни нормой считается, если малютка будет поворачиваться хотя бы к баночке с горохом: этот продукт издает при тряске самые громкие звуки. Шум от всех 3 круп здоровый ребенок начинает воспринимать к 5 месяцам.

Как проверить слух у ребенка в домашних условиях

В качестве аппарата для проверки слуха детей в домашних условиях можно использовать игрушки – музыкальные инструменты, погремушки или вышеупомянутые баночки с крупой. Издавать звуки для малыша могут сами родители: разговаривая с ним или хлопая в ладоши.

На видео советы доктора:

Новорожденный до 1 года

Здоровый младенец первого-второго месяца жизни при громких звуках вздрагивает и просыпается. На третьем-четвертом месяце можно наблюдать, как он, услышав обращенные к нему слова мамы, поворачивает головку в ее сторону и улыбается. В этом возрасте дети уже узнают голоса членов своей семьи. В ответ на звуковой раздражитель грудничок, если не спит, перестает двигаться и широко открывает глазки.

Можно проверить слух новорожденного в домашних условиях, когда он плачет. Если в это время издать неожиданный звук (позвонить в колокольчик или подудеть в дудочку), малыш замолчит и замрет.

После 2 месяцев ребенок будет реагировать на погремушку. Можно постучать ею около каждого уха младенца. Он будет поворачивать личико в направлении источника звука.

Дождавшись, когда кроха заснет, негромко хлопните в ладоши или покашляйте. При этом спящий малыш с нормальным слухом делает сосательные движения ртом или вздыхает.

В возрасте от 1 до 3-х лет

Дети в возрасте от 1 до 3 лет реагируют на звуки так же, как и взрослые. Они хорошо слышат и понимают шепотом сказанные фразы с расстояния 6 м. После года малыши начинают разговаривать, и если ваш ребенок в 2 года еще не говорит, то стоит задуматься о проверке его слуха. Проблемы с речью – частое следствие тугоухости.

Малышу 3 лет можно проверить слух таким образом:

  1. Приготовьте 3 игрушки, издающие различные звуки. Подойдут дудочка, колокольчик и барабан.
  2. Возьмите еще 3 игрушки, например, машинку, мишку и лисичку.
  3. Покажите ребенку, что под игру дудочки мишка танцует, а когда звук умолкает, он садится.
  4. Под звук барабана машинка ездит, а в тишине останавливается.
  5. Когда звонит колокольчик, лисичка ест, а когда он стихает – спит.
  6. Отойдите на расстояние 6 м от ребенка и издайте звуки звучащими игрушками, а малыш пусть изобразит, кто под какую музыку, что сделает.
  7. Затем предложите малышу поменяться с вами ролями.

Так вы поймете, какие звуки и как хорошо слышит ваш ребенок.

У детей от 3-х до 6 лет

Проверка слуха у дошкольника в 4 года и старше должна быть интересной для ребенка и выглядеть как игра. Например, можно дать ему книжку с крупными цветными картинками. Взрослый с расстояния 6 м шепотом называет какого-либо сказочного героя, а ребенок находит в книжке его изображение и показывает.

Для проверки слуха у детей 3-4 лет можно использовать разноцветные кубики. Взрослый с расстояния 6 м просит выбрать из груды кубиков, например, синий, и кинуть ему. Ребенку 5-6 лет уже можно дать кубики с буквами, и пусть он показывает названную взрослым букву на игрушке.

У школьников

Проверка слуха у младших школьников производится с помощью сказанных шепотом слов из подобранных врачами нижеследующих списков.

Высокочастотные:

  • шишка;
  • Саша;
  • чайка;
  • зайчик;
  • птичка;
  • шашка;
  • часы;
  • жесть;
  • спичка;
  • чижик;
  • сеть.

Низкочастотные:

  • мыло;
  • море;
  • урок;
  • волк;
  • окно;
  • номер;
  • Вова;
  • город;
  • рыба.

Самый точный способ проверки слуха

Лучшие методики диагностики фонематического слуха ребенка использует врач-сурдолог совместно с отоларингологом поликлиники (детским лором). Второй специалист проверит состояние наружного, среднего и внутреннего уха, а первый – проведет слуховую аудиометрию с аудиограммой. При этой процедуре ребенку надевают наушники, а перед глазами у него появляется видеоизображение. В возрасте от 6 месяцев до 2 лет по реакции малыша врач определяет, слышит ли кроха. Ребенка 3-6 лет просят нажать кнопку, когда он услышит звук.

Когда следует обратиться к врачу?

Показать малыша сурдологу нужно, если:

  • новорожденный не вздрагивает от резких звуков;
  • грудничок не поворачивает голову в сторону источника звука;
  • годовалый не произносит хотя бы отдельные короткие слова;
  • двухлетний не разговаривает.

Независимо от возраста, нужно обратиться к врачу, если ребенок раньше слышал, но теперь перестал. Если малыш постоянно переспрашивает и не понимает окружающих, разговаривает чрезмерно громко. Жалобы на боль или шум в ухе – повод для немедленного визита к отоларингологу.

Простые и доступные методики проверки слуха в домашних условиях у детей младенческого и раннего возраста

Зачем проверять слух у ребенка

Даже небольшое снижение слуха ребенка может негативно сказаться на развитии речи. Нарушения слуха могут быть как временными, так и стойкими. При тяжелых нарушениях слуха без специальной помощи малыш не сможет овладеть речью, так как не слышит взрослого и себя и не может подражать речи. Бывают случаи, что ребенок теряет слух когда уже научился говорить (например, в 2, 5 – 3 года). В этом случае малыш также может потерять речь, если ему своевременно не будет оказана специальная помощь педагога для сохранения имеющейся речи. Обучением детей с нарушениями слуха занимаются сурдопедагоги.

Слух может снижаться в результате наследственных заболеваний, инфекционных болезней (свинка, корь, скарлатина), отитов, тяжелого гриппа, после лечения с применением антибиотиков. Проверку слуха делает врач – отоларинголог (лор) в детской поликлинике.

Проверку слуха малыша нужно сделать уже в первые же месяцы его жизни. Так как от срока начала обнаружения проблемы и своевременной педагогической помощи зависит, насколько хорошо будет развиваться ребенок.

Первоначальную проверку слуха можно сделать дома. Из этой статьи Вы узнаете простые и доступные методики определения слуха у самых маленьких детей, которые можно использовать для домашнего обследования слуха ребенка. Эти методики также могут использовать воспитатели детских садов чтобы уточнить причины проблем ребенка — узнать, слышит ли их ребенок или у него наблюдаются проблемы поведения и речи, потому что он плохо слышит. Если обнаруживаются проблемы — то ребенка нужно обязательно показать врачу — лору.

Развитие слуха у младенца: что нужно знать о развитии слуха ребенка первого года жизни

В первые две – три недели жизни слышащий ребенок вздрагивает от громких звуков.

В первые три месяца жизни малыша Вы можете увидеть, как в ответ на звук у него появляется слуховое сосредоточение (широко открыл глаза, прекратил движения, повернулся в сторону мамы). Такое замирание ребенка в ответ на голос появляется обычно в возрасте двух – трех недель.

Это проще всего проверить во время крика ребенка. Если ребенок кричал, а в это время Вы подали неожиданно длительный звуковой сигнал недалеко от ребенка (например, позвонили в колокольчик), то он замирает, перестает двигаться и замолкает.

В 1-3 месяца хорошо слышащий ребенок оживляется в ответ на голос мамы.

В один месяц малыш поворачивается в ответ на звук голоса позади его.

В три – шесть месяцев младенец также в ответ на звук широко открывает глаза, поворачивается в сторону звука.

С 4 месяцев ребенок может сначала посмотреть глазами в сторону звука, а затем уже повернуть голову в эту сторону. У недоношенных детей эта реакций появляется позже. Впервые такая реакция наблюдается на голос мамы. Также с 4 месяцев малыш поворачивает голову в сторону звучащей игрушки.

Слышащий ребенок в 3-6 месяцев не любит резких звуков, вздрагивает от них (например, если кто-то вдруг позвонил в квартиру), широко открывает глаза и замирает. Может закричать в ответ на резкий звук или заплакать.

Показателем хорошего развития слуха также является гуление и лепет. В возрасте примерно 4-5 месяцев и старше гуление у здорового ребенка постепенно перерастает в лепет. В ответ на появление близкого взрослого малыш интенсивно лепечет. В возрасте 8-10 месяцев лепет развивается и в нем постоянно появляются новые слоги и звуки (если взрослый разговаривает с ребенком, поддерживая его лепет). У плохо слышающего ребенка лепет появляется, но далее не развивается, так как он не может подражать взрослому.

С шести месяцев ребенок может найти источник звука (голос, колокольчик, музыкальную игрушку), находящуюся справа, слева, сзади от него (если он не видит источника звука и ориентируется только по слуху). У недоношенных детей или детей с проблемами слуха этого не происходит и они остаются на уровне младенца возраста 3-6 месяцев. То есть реагируют широким открытием глаз, замирают, кричат. Но не могут найти источник звука. Они научатся этому чуть позже.

Это очень важно: до четырех – четырех с половиной месяцев развитие глухого или плохо слышающего ребенка ничем не отличается от развития слышащего малыша! Все дети – даже глухие – гулят! И дальше все дети — и глухие дети в том числе — переходят от гуления к лепету. Но с этого момента у плохо слышащего ребенка начинается отставание в развитии. И эти отличия резко нарастают с каждым месяцем.

Если же нарушение слуха было обнаружено сразу же и малышу оказали медицинскую помощь и подобрали индивидуальный слуховой аппарат, а также проводят с ним дома упражнения, рекомендованные сурдопедагогами, то отставания в развитии такого малыша не будет! Гуление у него плавно переходит в лепет, лепет развивается как у обычного ребенка. И ребенок овладевает речью естественным образом. Ребенок слышит речь, понимает, начинает говорить как и «обычные» слышащие его сверстники. А к трем годам уже вовсю рассказывает, задает вопросы- словом, он обычный малыш! Чего не скажешь о глухих и слабо слышающих детях, которые были без помощи до трех лет и поэтому в три года они «немые», то есть не говорят вообще! Хотя имеют отличный потенциал умственного и речевого развития.

Поэтому очень важно вовремя оказать помощь малышу. Если ее не могут оказать в Вашем городе, то всегда можно обратиться в областной центр или в клинику крупного города. Так как именно срок начала помощи слабослышающему ребенку – это самый важный фактор. Гораздо труднее начинать в три года помогать ребенку овладеть речью, когда время уже упущено и он целых три года ничего не слышал!

И еще один важный момент – в случае проблем со слухом у ребенка обычно родители думают прежде всего о враче. Но чтобы помочь ребенку стать полноценным человеком такому малышу очень нужен прежде всего сурдопедагог! Именно сурдопедагог научит Вас развивать Вашего плохослышащего малыша, научит обучающим упражнениям для него, проконсультирует Вас, как лучше общаться дома с Вашим малышом с учетом его особенности, проведет занятия и покажет Вам нужные Вашему ребенку игры и обучит Вас правильно их проводить дома. Именно развивающие занятия с сурдопедагогом – это залог нормального развития ребенка. Просто операция (сейчас делают операции, которые помогают глухим детям начать слышать) без коррекционных занятий с малышом не может полноценнно помочь ребенку овладеть речью. В случае же содружества семьи и сурдопедагога с врачом удается добиться того, что плохо слышащий ребенок будет полноценно говорить и общаться и жить обычной полноценной жизнью.

Ниже в этой статье Вы найдете:

Часть 1 — методика проверки слуха у ребенка первого года жизни в домашних условиях

Часть 2 — методика проверки слуха у ребенка второго — третьего года жизни.

Часть 1. Как проверить слух младенца (ребенка первого года жизни) дома

Дома можно проверить слух малышей (даже в возрасте первых месяцев жизни) с помощью метода гороховых проб . Этот метод был предложен Институтом раннего вмешательства Санкт- Петербурга. Метод могут использовать педагоги и родители малышей.

Как сделать материалы для проверки слуха ребенка первого года жизни.

Возьмите четыре одинаковых пластмассовых баночки из-под киндер- сюрприза или старой фотопленки.

Баночки нужно заполнить так:

Баночка №1. Заполняем на одну треть нелущеным горохом.

Баночка №2. Заполняем на одну треть гречкой – ядрицей.

Баночка №3. Заполняем на одну треть манкой.

Баночка №4. Остается пустой.

Почему именно этот наполнитель используется для проверки слуха и нельзя его менять в данной методике:

— сотрясение гороха создает звук интенсивностью 70-80 дБ,

— сотрясение гречки создает звук интенсивностью 50-60 дБ,

— сотрясение манки создает звук интенсивностью 30-40 дБ.

Если Вы будете использовать баночки неоднократно для проверки слуха ребенк а в течение первого года жизни, то меняйте наполнители через три месяца . Например, если Вы провели гороховую пробу в трехмесячном возрасте Вашего малыша и хотите ее повторить в шестимесячном возрасте –то поменяйте наполнители в баночках.

Методика проверки слуха ребенка первого года жизни дома

Проверку слуха проводит мама малыша с еще одним близким взрослым. Нужно проводить проверку слуха тогда, когда ребенок хорошо себя чувствует, сытый, здоровый. Лучше это делать за час до кормления или через час после кормления.

Нужно положить малыша на столик или посадить на руки близкого хорошо знакомого его взрослого (например, бабушки, которая часто ухаживает за ребенком или папы малыша). Этого взрослого – Вашего ассистента нужно предупредить, чтобы он не двигался в момент подачи Вами звуков.

Начните ласково разговаривать с ребенком, привлекая его внимание к себе.

Теперь возьмите в правую руку баночку №3 (манка), а в левую – баночку №4 (пустая). Потрясите баночками рядом с ушками малыша на расстоянии 20-30 см от его ушек. Движения Ваших рук должны быть одинаковыми и симметричными. Затем поменяйте баночки местами – возьмите в левую руку баночку №3 (манка), а в правую – баночку №4 (пустая баночка).

Наблюдайте за Вашим малышом – реагирует ли он на звучание баночки с манкой? Широко открывает глаза, замирает или наоборот движения стали вдруг намного активнее, моргает, ищет источник звука, поворачивает глаза или голову в сторону источника звука?

Если никаких реакций на баночку №3 у ребенка нет, то берем баночку №2 (гречка) и начинаем проверку слуха с этой баночкой.

Если нет реакции и на баночку с гречкой, то берем баночку с горохом (баночка №1) и проверяем слух ребенка с ее помощью.

Почему нужна именно эта последовательность использования баночек при проверке слуха малыша и ее нельзя изменять. Дело в том, что ребенок достаточно быстро перестает реагировать на звуки, которые он слышит. Поэтому мы начинаем обследование слуха с самой «тихой» баночки и только в последнюю очередь берем самую «громкую» баночку. Если ребенок явно реагирует на баночку с манкой, то другие баночки можно и не предъявлять.

Чтобы более точно оценить результаты проверки слуха нужно учесть два важных нюанса:

— От звука до реакции ребенка на него может пройти до трех – пяти секунд. Новый звук можно подавать только тогда, когда полностью стихнет реакция на предыдущий звук.

— Желательно каждый раз перед новым звуком ласково уложить голову малыша на затылок (если он повернул головку в сторону предыдущего звука).

Как интерпретировать результаты проверки слуха с помощью «гороховой пробы»:

До 4 месяцев ребенок реагирует на баночки с гречкой и горохом, и не реагирует на звучание баночки с манкой. Это нормально!

— При нормальном слухе у ребенка старше 4 месяцев есть явные ориентировочные реакции на звучание всех трех баночек (манка, гречка, горох). Он поворачивает голову или глаза в сторону источника звука.

При нарушении слуха ребенок до 4 месяцев или вообще не реагирует на звучание баночек с горохом и гречкой, или то реагирует, то не реагирует.

— После 4 месяцев при нарушении слуха ребенок не может определить источник звука. Или не реагирует на звучание даже одной из баночек.

Реакции ребенка первого года жизни на звук, который он слышит

Ниже дан список наиболее информативных для нас безусловно – рефлекторных реакций младенцев на звуки (если есть такие реакции или одна из этих реакций на звук в «гороховой пробе» –значит, малыш этот звук слышит):

— мигание век,

— вздрагивание всего тела,

— замирание (застывание) ребенка,

— движение ручек и ножек, разведение рук и ног в стороны,

— поворот головы к источнику звука или, наоборот, он него (в случае резкого звука),

— нахмуривание бровей, зажмуривание глаз,

— сосательные движения,

— изменение ритма дыхания,

— широкое открывание глаз.

Обратите внимание: Если каждый раз ребенок поворачивает голову в одну и ту же сторону, независимо от того, в какой руке находится звучащая баночка, то это может быть признаком односторонней потери слуха. Такому малышу нужно аудиологическое обследование.

Можно ли проводить гороховую пробу с ребенком после года? Нет. Ребенок после года уже не будет так реагировать на шум баночки, поэтому тест будет не информативный.

Упражнения для развития слуха и слухового сосредоточения для детей первого года жизни по месяцам даны в рубрике сайта

Часть 2. Как проверить слух ребенка с года до трех лет (в раннем возрасте)

Ребенок раннего возраста может реагировать на звуки также как и взрослый и хорошо воспринимает и понимает шепот с расстояния в шесть метров.

Если ребенок в полтора – два года практически не говорит или говорит очень плохо, то в первую очередь специалисты проверяют слух малыша. Так как нарушения слуха – очень частая причина проблем с речью ребенка.

Дома мы можем проверить слух ребенка раннего возраста с помощью специально построенного разговора с ним. Методика разработана в Институте коррекционной педагогики РАО.

Первый способ проверки слуха у ребенка 1- 2 лет

Поставьте перед ребенком хорошо известные ему игрушки, названия которых он хорошо знает. Уберите со стола с этими игрушками всё лишнее чтобы ничего не мешало и не отвлекало Вашего малыша. Попросите «дай куклу», «покажи мячик», «где собачка? Где у собачки хвостик?» «где у куклы ротик, глазки,носик» и т.д.

Сначала просьбы и вопросы к малышу задавайте, стоя рядом с малышом и говоря четким шепотом. Потом отойдите на расстояние 6 метров. Сначала просите четким шепотом. Если ребенок не слышит – то погромче (разговорная громкость голоса).

Если малыш не смог выполнить Вашу просьбу, то подойдите к нему и повторите ее на небольшом расстоянии от малыша разговорным голосом. Потом снова отойдите подальше и повторите эту же просьбу шепотом (Это делается для того, чтобы убедиться, что малыш понимает содержание просьбы).

Как интерпретировать результаты проверки слуха этим методом:

Нормально слышащий малыш выполнит Ваши просьбы, данные ему шепотом с расстояния в шесть метров . Если же он не слышит Вашего шепота, а выполняет просьбы, только когда Вы говорите голосом разговорной громкости с расстояния в шесть метров – то лучше перепроверить слух малыша у специалистов.

Дети раннего возраста очень непосредственные и подвижные и не умеют еще управлять своим поведением. Поэтому не всегда удается проверить их слух этим методом. Некоторые малыши просто не хотят слушать и показывать картинки и возникает ложное впечатление, что у ребенка плохой слух. А на самом деле, возможно, он просто не хотел выполнять задания – ему было неинтересно. Что же делать? Нам поможет второй способ проверки слуха у детей раннего возраста.

Как проверить слух ребенка в возрасте 1-2 года: второй способ

Для проверки слуха ребенка Вам понадобится помощник. Это может быть папа, бабушка, дедушка, старшая сестра или брат малыша — то есть близкий ему, очень хорошо знакомый человек.

Мама берет малыша на ручки и садится вместе с ним за большой «взрослый» стол. На столе должны быть игрушки (пирамидка, вкладыши, кубики, ведерки и так далее).Игрушки должны быть интересными ребенку, но при этом хорошо знакомыми. То есть он должен быть увлечен ими, но не до такой степени, чтобы ничего не замечать вокруг. Новую игрушку для обследования слуха брать нежелательно, так как малыш может так увлечься ей, что просто не обращать внимания на звуки (вспомните себя, когда Вы чем-то очень сильно увлечены, Вы тоже не всегда слышите что говорят вокруг Вас).

Малыш, сидя у Вас на ручках, играет на столе с игрушками. Ваш помощник встает за спиной малыша на расстоянии 6 метров от него и зовет шепотом малыша по имени. Если ребенок не отреагировал – то уменьшите это расстояние. Снова помощник зовет малыша шепотом. Если и сейчас нет реакции – пусть он позовет ребенка голосом разговорной громкости.

После этого мама с малышом продолжают играть с игрушками, а помощник мамы отходит то слева от малыша на расстояние 6 метров, то справа от малыша на расстояние 6 метров (чередуем эти положения в случайном последовательности). И подает звуковые сигналы от самого тихого к самому громкому.

Список звуковых сигналов для проверки слуха:

— музыкальная игрушка- шарманка (высокочастотное звучание),

— музыкальная игрушка — дудка (среднечастотное звучание),

— барабан (низкочастотное звучание),

— непривычные звучания (шуршание целлофанового пакета, стук гречки, гороха).

Советы по проведению обследования слуха детей раннего возраста этим методом:

— Интервалы между звуковыми сигналами делайте не менее тридцати секунд.

— Реакцией ребенка на сигнал считаются: поворот глаз или головы в сторону источника звука.

— Когда ребенок поворачивается на звук, то ему в поощрение показывается яркая картинка или игрушка.

— Если ребенок не реагирует на звук, то ассистент сокращает расстояние до ребенка и потихоньку приближается к малышу, пока он явно не отреагирует на звук. Потом нужно будет еще раз перепроверить реакцию на данный звук с исходного расстояния в шесть метров.

Играем и проверяем слух ребенка раннего возраста.

Эту же методику можно провести как игру с ребенком. Вот как это делается. Сначала играем в те игрушки, которые будут участвовать в проверке слуха малыша:

— Шарманка. Демонстрируем ребенку, как играет шарманка и как под звуки шарманки танцует кукла. А когда шарманка замолкает, то кукла прячется за ширму (ширмой может быть большая коробка). Зовем с ребенком куклу, и она снова танцует под шарманку.

— Дудка. Под звуки дудки ездит машинка, а когда дудка замолкает, то машина заезжает в гараж и останавливается. Предложите ребенку подудеть — позвать машинку и покажите, как под этот звук снова стала ездить машина. И как она остановилась, когда дудка замолчала.

— Барабан (негромкий стук). По стук барабана прыгает игрушечный зайка. Когда барабан замолкает – зайка прячется. Поиграйте с ребенком с зайкой аналогично игре с куклой и шарманкой.

После этого предложите малышу послушать, кого сейчас позовут. С расстояния 6 метров за спиной ребенка Ваш помощник играет на шарманке. Ребенок повернется на этот звук, а Ваш помощник покажет ему в ответ куклу. Также пробуем звук барабана и звук дудки. Отреагирует ли малыш? Если да — то показываем ему машинку/ зайчика.

Потом даем в руки ребенку куклу (ляля), собачку (ав-ав) и птичку (пипипи). Играем с игрушками и снова предлагаем отгадать, кто его зовет. Ваш помощник берет эти три игрушки и встает на расстоянии 6 метров от ребенка то слева, то справа от него. Он говорит четким шепотом: «Ав-ав». Если ребенок повернулся на звук, то ему показывают собачку. Также демонстрируют другие два звукоподражания.

Для того чтобы малыш отреагировал на звуки, лучше сначала дать ему поиграть с этими игрушками, попробовать их звуки, привыкнуть к ним. И только потом проводить обследование слуха.

Интерпретация результатов обследования слуха вторым способом.

При нормальном слухе ребенок реагирует на звуки, которые подаются с расстояния в шесть метров. Также он может показать хорошо знакомые ему игрушки, название которых было произнесено ему шепотом с расстояния в шесть метров.

Если же ребенок реагирует только на 1-2 звука из всего списка с расстояния в шесть метров, то лучше проверить слух ребенка у специалиста.

Желаю Вам и Вашим деткам здоровья и радостного развития! Надеюсь, что эта статья будет полезна Вам и буду рада Вашим комментариям.

До новых встреч на «Родной тропинке».

Еще о развитии ребенка раннего возраста на нашем сайте:

Как подбирать матрешку по возрасту ребенка, как играть, стихи для игр с матрешками.

Из бумаги, картона, ткани. Как сделать и как заниматься с ребенком по книжке.

Получите НОВЫЙ БЕСПЛАТНЫЙ АУДИОКУРС С ИГРОВЫМ ПРИЛОЖЕНИЕМ

"Развитие речи от 0 до 7 лет: что важно знать и что делать. Шпаргалка для родителей"

Кликните на или на обложку курса ниже для бесплатной подписки

Нормальный слух очень важен для гармоничного развития ребенка. Даже его незначительное снижение приводит к серьезным последствиям – нарушениям речи, плохому пониманию окружающих, психологическому дискомфорту, трудностям социализации. Родители и другие члены семьи первыми обращают внимание на возможные проблемы со слухом ребенка. Чем раньше они обнаружены и установлена степень утраты слуховой функции, тем быстрее можно принять меры – провести медикаментозное или хирургическое лечение, приступить к реабилитационным мероприятиям.

Важно с самого рождения внимательно наблюдать за тем, насколько хорошо слышит малыш и при малейшем подозрении на нарушение слуха немедленно обращаться к врачу.

Слух у ребенка следует обязательно проверять в следующих случаях:

  • при поступлении в образовательное учреждение;
  • при отставании в речевом развитии;
  • после перенесенных тяжелых и длительных заболеваний, отитов, гриппа, кори, паротита, после лечения антибиотиками с ототоксическим действием;
  • при направлении на ПМПК в связи с подозрением на отставание в развитии.

Формы и причины нарушений слуха

Все нарушения слуха в зависимости от локализации процесса в слуховом анализаторе делятся на три формы: кондуктивные, сенсоневральные (нейросенсорные) и смешанные. Они могут иметь наследственный, врожденный или приобретенный характер. Процесс нарушений может быть односторонним или двусторонним.

  • Кондуктивные формы возникают в результате заболеваний, повреждений, врожденных аномалий развития наружного и среднего уха – звукопроводящей системы. Их могут вызывать отиты, воспалительные процессы в носоглотке, серные пробки, попадание инородного тела в слуховой проход, механические травмы барабанной перепонки. Они хорошо поддаются лечению, после которого в большинстве случаев слух полностью восстанавливается.
  • Сенсоневральные (нейросенсорные) формы возникают в результате поражения структур внутреннего уха и центральных отделов слухового анализатора – звуковоспринимающей системы. Они могут стать последствием родовых травм, асфиксии, недоношенности, гемолитической болезни новорожденных, сепсиса. Данная форма нарушений во многом определяется и наследственной предрасположенностью. Кроме того причиной их возникновения могут стать:
  1. вирусные инфекции матери в период беременности – краснуха, корь, грипп;
  2. детские инфекционные заболевания – корь, скарлатина, грипп, токсоплазмоз, цитомегаловирус, менингит, паротит;
  3. применение ототоксичных антибиотиков и препаратов;

При сенсоневральной тугоухости и глухоте восстановление или улучшение слуха практически невозможно. Таким детям требуется слухопротезирование, специальные коррекционные занятия по развитию слухового восприятия. Компенсировать потерю слуха можно при помощи кохлеарной имплантации, но помочь она может далеко не в каждом случае.

  • Смешанные формы тугоухости возникают в результате сочетания патологий звукопроводящей и звуковоспринимающей систем слухового анализатора. В этом случае частично улучшить слух поможет медикаментозное лечение, но без специальной педагогической помощи и использования звукоусиливающей аппаратуры оно будет малоэффективным.

Что указывает на возможные проблемы со слухом у ребенка

В возрасте до 1 года

  • На 2-3 недели жизни он не вздрагивает при громких звуках, не замирает на голос;
  • В 1-3 месяца малыш не оживляется при голосе матери и не поворачивается на звук голоса позади;
  • Во время сна нет реакции на резкие громкие звуки;
  • В возрасте от 4-х месяцев ребенок не поворачивает голову в сторону голоса, звучащей игрушки;
  • В 4-6 месяцев гуление постепенно затухает, не переходя в лепет;
  • В 9-10 месяцев малыш неправильно реагирует на несложные инструкции, не понимает значения многих простых слов;
  • С 8-10 месяцев у него не появляются новые звуки, устойчивые звукосочетания, простые слова.

В возрасте старше 1 года

  • До 3-х лет отсутствует фразовая речь или значительно нарушен процесс ее формирования;
  • Ребенок плохо понимает обращенную речь, постоянно переспрашивает;
  • Не отвечает на вопросы и не реагирует на слова, если говорящий человек находится вне поля зрения;
  • При разговоре внимательно смотрит на лицо и губы говорящего, следит за мимикой;
  • При просмотре телевизора или прослушивании музыки постоянно прибавляет громкость;
  • Плохо различает речь по телефону, часто перекладывает трубку от одного уха к другому.

Способы проверки слуха в домашних условиях

В возрасте 1-3 года

При помощи ориентировочной реакции на звучащие игрушки: погремушку, барабан, дудку, гармошку. Реакция может проявляться в виде замирания, активизации движений, поворота головы или глаз в сторону источника звука. Звук подается одним взрослым за спиной ребенка, с разных сторон вне поля зрения, на разном расстоянии. Другой взрослый внимательно наблюдает за поведением малыша.

Кроме того можно провести так называемую «гороховую пробу»: в 3 небольшие одинаковые баночки из-под киндер-сюрпризов, фотопленки или лекарства насыпать на 1/3 объема гороха, гречки и манки, одну такую же баночку оставить пустой. Взрослый берет в правую руку баночку с крупой, а в левую – пустую, садится перед лицом ребенка и начинает симметрично трясти ими на расстоянии 20-30 см около ушек. Затем баночки меняются местами, а взрослый наблюдает, переводит ли ребенок взгляд на звучащую. Точно также используются емкости с остальными крупами. По реакции ребенка легко определить, слышит ли он звуки или нет. Но малыши до 4-х месяцев на звук от манки не реагируют.

У детей старше 3-х лет

У детей, которые уже научились хорошо разговаривать, проверить состояние слуха дома можно речью. Слова произносятся взрослым шепотом с расстояния от 6-ти метров. Ребенок сначала стоит правым боком к говорящему, левое ухо при этом закрыто ваткой. Если он не слышит слов, расстояние постепенно сокращают. После чего ребенка поворачивают левым боком к говорящему, закрывая правое ушко ваткой. Та же процедура повторяется голосом разговорной громкости с расстояния от 20-ти метров. Если ребенок не может правильно повторить слова – дистанцию постепенно уменьшают. Можно использовать следующий набор слов:

мама мальчик

дом лампа

стол часы

дедушка сапоги

парта муха

Используемые слова должны соответствовать возрастному развитию ребенка. Чем меньше расстояние, на котором ребенок слышит и правильно повторяет все произносимые взрослым слова, тем больше у него снижение слуха. В этом случае необходимо незамедлительно обратиться за консультацией и помощью в медицинское учреждение.

Медицинское исследование слуховой функции у детей


При любом подозрении на снижение слуха сначала следует обратиться к участковому педиатру, который в зависимости от ситуации может направить на консультацию к детскому отоларингологу или сурдологу. Врач-сурдолог занимается диагностикой и лечением нарушений слуха, проводит аудиометрическое исследование слуховой функции на базе детской поликлиники или сурдологического центра. Для обследования детей и определения порогов снижения слуха применяются следующие виды методов:

  • Объективные (физиологические) методы — позволяют получить результат объективно, независимо от сопутствующих обстоятельств. Они применяются для самых маленьких детей.
  • Безусловно-рефлекторные основаны на проявлении безусловно-ориентировочных рефлексов (мышечные сокращения, реакции глаз, дыхательные и сердечно-сосудистые рефлексы, мимические реакции) в ответ на звуковое раздражение;
  • Условно-рефлекторные основаны на проявлении рефлекса в ответ на какое-либо действие, совершаемое в одно время с подачей звука;
  • Анализ слуховых вызванных потенциалов основан на регистрации электрических сигналов в отделах слухового анализатора, возникающих в ответ на звуковые сигналы различной интенсивности.
  • Субъективные (психоакустические) методы основаны на оценке ощущений человека, возникающих при предъявлении звуковых стимулов. Они применяются для детей старшего возраста.
  • Обследование с помощью шепотной и разговорной речи. Ребенку на различном расстоянии предъявляют список слов с разной акустической характеристикой, соответствующих его возрастному развитию.
  • Пороговая тональная аудиометрия — наиболее распространенный метод исследования слуха, который проводится при помощи специальной электроакустической аппаратуры – аудиометра. Она заключается в определении на различных частотах минимальной интенсивности звукового сигнала, при котором возникает ощущение звука. Полученные данные отображаются в виде графика – аудиограммы.
  • Речевая аудиометрия применяется для определения величины потери слуха на речь. Через аудиометр испытуемому подается набор слов, записанных на магнитофон, а врач отмечает число правильно воспроизведенных.