Как развивать слуховое восприятие детей. Развитие слухового восприятия у детей с нарушениями слуха. Восприятие речевых звучаний

Одно из важнейших условий полноценного овладения речью – правильное слуховое восприятие окружающей действительности. И если с последним у ребенка возникают сложности, то это автоматически может сказаться на его умении говорить. Как этот вопрос раскрывается в логопедии? И как можно предотвратить появление такого отклонения — рассмотрим в данной публикации.

Общее недоразвитие речи: его физиология и проявления

Большое количество дефектов слухового восприятия образуется вкупе с общим недоразвитием речи (ОНР).


Основным признаком ОНР является нарушение функционирования всех элементов речевого аппарата

ОНР может сопровождаться отклонениями от нормы в звукопроизношении, грамматике, лексике, а также характеризоваться отсутствием связной речи .

В се это объясняется профильными специалистами проявлениями

  • неразвитости нейрофизиологических структур,
  • познавательных процессов,
  • нарушениями психомоторного,
  • эмоционального,
  • социокультурного развития ребенка.

Кроме того, дети, страдающие ОНР, обладают массой отклонений психологического, слухового и звукового восприятия, что связано с нарушенным кровообращением и неправильным функционированием полушарий мозга.

В частности, исследователи отмечают, что, как правило, при таких нарушениях уровень активности правого полушария не соответствует возрастными нормативам, и часто нервные импульсы левого полушария мозга у дошколят симметрично отражаются в противоположном.

Тем не менее, доказано!

Неполная развитость слухового восприятия влечет за собой недоразвитость речевого навыка, причём основополагающим компонентом выделяется фонематический элемент.

Три уровня общего недоразвития речи

Выделяют три уровня, которым соответствуют разные степени речевых осложнений .

I уровень

Характеризуется фонематической неопределённостью. Артикуляция неустойчива, слуховое распознание звуков вызывает трудности. Слоговосприятие и их воспроизведение в системе слова ограничено. Интонации неточные, ударения расставляются неверно.

II уровень

Звуковосприятие все еще недостаточно, но уже различаются некоторые дифференцируемые фонемы. При этом неверная структура слога и некорректная его звуконаполняемость мешает понятному произношению слов.

III уровень

Характеризуется наличием допустимо развёрнутой речевой функции с понятными фразами, но с присутствием в ней лексико-грамматического, а также фонетического недоразвития. Ребёнок воспринимает конкретные звуки, но если их отдельное произношение уже не вызывает трудностей, то их применение в лексической единице не всегда успешно.

Этапы формирования звуковосприятия с учетом ОНР

  1. П олное неумение дифференцировать звуки + ребенок не воспринимает обращенную к нему речь.
  2. Малыш способен различить акустически отличающиеся фонемы, однако не в состоянии дифференцировать похожие . Наличие проблем в говорении объясняет иное понимание и ощущение речи, нежели у взрослого человека.
  3. Дошкольник вычленяет звуки согласно их смыслоразличительным признакам . Кроме того, с объектом-предметом может сопоставляться как правильно, так и неправильно сказанное слово. Для данного этапа характерно сохранение косноязычия, однако все более явными становятся признаки корректного произношения.
  4. Навыки говорения ребенка практически соответствуют его возрастной норме . Однако фонематическое дифференцирование по-прежнему недостаточно уверенное. Это проявляется в процессе освоения и произнесения еще неизвестных ему слов.
  5. Происходит завершение процесса формирования фонематического восприятия : речь становится правильной. Главным показателем этого специалисты называют умение ребенка различать корректное произношение от некорректного.

Причиной проблем со слуховым восприятием в большинстве случаев называется неспособность ребенка дифференцировать звуки

В целом, специалисты придерживаются мнения, что недостаточное фонематическое восприятие может быть связано с неспособностью различать похожие по акустическим и артикуляционным признакам звуки . Дети активно взаимозаменяют их, а в результате само слово, его строение заметно искажаются.

Как развить слуховое восприятие у ребенка

По мнению профильных специалистов, помочь развить слух малышу поможет поддержание мелодичного окружения . Но во всем хороша мера, и не стоит перегибать палку, включая, к примеру, круглосуточно музыку.

Помните!

Самое благоприятное воздействие оказывают голоса родителей и ближайших родственников, а также классика и мелодичные композиции.

Кроме того, слуховое восприятие прекрасно развивают звуки природы : дождя, пения птиц, дуновения ветра и прочее.

Вообще, очень полезно научить ребенка слышать, что происходит вокруг него , и, пожалуй, нет ничего лучше, чем делать это в естественных условиях.

Не стоит исключать и практические упражнения , они помогают развить не только слух, но и аналитический склад ума, креативное мышление, навыки запоминания.


Первое, что нужно сделать – научить определять малыша, где находится источник производимого шума или звука . Этот навык он начинает постигать уже на третий месяц своей жизни. Чтобы помочь ему в этой задаче, приобретите погремушку, которая издает приятный звук. С ее помощью, можно закрепить новое умение вашего малыша и добиться развития его слухового внимания.

Еще одна важная рекомендация по теме развития слухового восприятия заключается в том, что родителям нужно больше разговаривать со своим ребенком . Слыша родную речь, голос мамы, в голове у него начинают складываться речевые алгоритмы. Чуть позже возникает понимание, каким образом соединяются звуки.

Не исключайте из своего инструментария и музыкальные игрушки , которые помогают развить не только слуховое восприятие, но и формируют музыкальный вкус.

Как помочь ребенку развить слух, какие игры будут эффективны – смотрите в видео:

Заключение

Среди дошкольников часто встречаются случаи, когда слуховое восприятие имеет нарушения. Важно знать: даже незначительные отклонения такого характера способны нанести серьёзный ущерб речевой практике ребёнка. Обнаружив первые признаки ОНР, следует своевременно обратиться к специалисту за помощью, пока отклонения не привели к более серьёзным формам патологии: алалии, ринолалии, дизартрии.

Россомахина Валентина Павловна
Развитие слухового восприятия у детей дошкольного возраста

Дошкольный возраст является периодом наиболее интенсивного развития речи , эффективность которого зависит от нормального функционирования и взаимодействия различных анализаторных систем. Слуховая система – одна из важнейших анализаторных систем. Посредством слухового восприятия обогащаются представления ребенка об окружающем мире. Познание предметов и явлений тесно связано с восприятием звука как свойства предметов. Развивающееся слуховое восприятие имеет решающее значение для возникновения и функционирования устной речи. В настоящее время наблюдается неуклонный рост количества детей с различными отклонениями в речевом развитии , что, несомненно, влияет на подготовку детей к школьному обучению, а в дальнейшем и на качество усвоения школьных программ.

Исследования отечественных ученых Р. Е. Левиной, Н. А. Никашиной, Л. Ф. Спировой и других показывают, что «недоразвитие фонематического восприятия , в будущем влечет за собой серьезные отклонения в формировании правильного звукопроизношения, а также письма и чтения (дислексия и дисграфия) ».

Известно, что ребенок обучается говорить со слуха . Он слышит речь взрослых и извлекает из нее то, что доступно его пониманию и произнесению. Поскольку слуховой анализатор человека имеет достаточно сложное строение, он обеспечивает разные уровни слухового восприятия . С самого рождения человека окружает множество звуков : шелест листьев, шум дождя, пение и щебетание птиц, лай собак, сигналы машин, музыка, речь людей и т. д. Все эти звуки воспринимаются ребёнком неосознанно, сливаясь с другими, более важными для него. Малыш пока не умеет различать эти звуки, порой просто не замечает их, не может сравнивать и оценивать их по громкости, силе, тембру. Умение не просто слышать, а прислушиваться, сосредотачиваться на звуке, выделять его характерные особенности - исключительно человеческая способность, благодаря которой происходит познание окружающей действительности. Слуховое восприятие начинается с акустического (слухового ) внимания и приводит к пониманию смысла речи через узнавание и анализ речевых звуков, дополняемых восприятием неречевых компонентов (мимики, жестов, позы) . Следовательно, акустико-перцептивное восприятие является основой для слухового восприятия , и эти процессы неразрывно связаны друг с другом.

Слуховой и речедвигательный анализаторы имеют большое значение для развития речи , становления второй сигнальной системы человека.

Умение сосредоточиться на звуке (акустическое (слуховое ) внимание) – важная способность человека, которую необходимо развивать . Она не возникает сама собой, даже если у ребенка острый слух от природы . Ее нужно развивать с первых лет жизни .

Слуховое восприятие - очень важная особенность человека, без него нельзя научиться слышать и понимать речь, а значит, правильно говорить. Слуховое восприятие начинается со слухового внимания – умение сосредотачиваться на звуке, определять его и соотносить с издающим его предметом, что и приводит к пониманию смысла речи через узнавание и анализ речевых звуков. Все звуки, которые человек воспринимает и анализирует , а затем воспроизводит , он запоминает благодаря слуховой памяти .

Для того, чтобы ребёнок научился правильно и чётко говорить, хорошо ориентировался в пространстве слуховое восприятие , внимание и память нужно целенаправленно развивать с раннего детства . Всем известно, что дети любят играть, поэтому лучше это делать в игровой форме поэтапно и в определённой последовательности.

Начинать следует с подготовительных игр, которые предполагают подготовку органов слуха ребёнка к восприятию правильного звука и к правильному артикуляционному укладу, необходимому для его воспроизведения . Поэтому на первом месте стоят игры по развитию слуха . Но слух бывает разный : биологический и речевой. Подбор игр идет в строгой последовательности : сначала для развития слухового внимания , т. е. умения различать неречевые звуки по их звукочастотным свойствам - 1этап. Затем для развития речевого слуха , т. е. умения ребенка различать голоса людей, понимать смысл фразы говорящего – 2 этап. И лишь только после этого, следует переходить к развитию фонематического слуха , т. е. умению слышать составные части слова - 3 этап.

Остановлюсь подробно на 1 и 2 этапах. Специально подобранные дидактические игры дают возможность действовать по звуковому сигналу, научиться различать многие объекты и предметы окружающей среды по характерным звукам и шумам, соотносить свои действия с сигналами и т. д., а значит - корректировать недостатки слухового восприятия .

1этап - начнём с восприятия неречевых звуков , которое идет от элементарной реакции на наличие или отсутствие звуков к их восприятию и различению , а затем к использованию в качестве осмысленного сигнала к действиям.

В обычной жизни все звуки могут восприниматься только на слух или с опорой на зрение – слухозрительно . Кроме того, уровень развития речевого слуха напрямую зависит от развития неречевого слуха детей , т. к. все характеристики неречевых звуков свойственны и для речевых.

Игры на восприятие звука должны дать представление о разных по характеру шумах : шуршании, скрипе, писке, бульканье, звоне, шелесте, стуке, шуме поезда, машин, о громком и тихом звуке, шепоте. В этих играх малыш учится различать «звучание» знакомых предметов, бытовых звуков (звонок телефона, звонок в дверь, бегущей из крана воды, тиканье часов, звук работающей стиральной машины, музыкальных инструментов (колокольчик, барабан, дудочка, металлофон и т. д., голоса животных, птиц. Цель игр : ознакомить малыша с особым миром звуков, сделать их привлекательными и значимыми, говорящими о чем-то важном. На начальном этапе для различения неречевых звуков требуется зрительно-двигательная опора. Это означает, что ребенок должен видеть предмет, который издает какой-то необычный звук, сам попробовать извлечь из него звук разными способами, то есть совершить определенные действия. Дополнительная чувственная опора становится не обязательной лишь тогда, когда у ребенка сформировался нужный слуховой образ .

2 этап - это игры для развития речевого слуха - умения ребенка различать голоса людей, понимать смысл фразы говорящего. Вслушиваясь в слова, играя с ними, ребенок формирует свой слух , улучшает дикцию, стараясь приблизить звучание своей речи к тому, что он слышит от окружающих. Хорошо развитый речевой слух - необходимое условие, обеспечивающее нормальное и своевременное усвоение звуков, правильное произношение слов, овладение речевой интонацией.

Организуя работу с детьми младшего возраста , необходимо учитывать следующее :

Занятия должны быть основаны на подражании взрослому (его движениям, словам, а не на объяснении; - необходимо наличие эмоционального контакта между взрослым и ребёнком; - в совместной деятельности ребёнка и взрослого должны одновременно присутствовать элементы игры и обучения; - следует многократно повторять материал, чтобы закрепить умения, знания, навыки; - содержание материала должно соответствовать опыту детей ; - уровень сложности материала должен быть адекватен возрасту , задания следует усложнять постепенно; - длительность занятия должна составлять от 5 до 15 минут; - необходимо закреплять усвоенные знания, постоянно используя их в разных ситуациях.

Возрастной особенностью детей 2-3 лет является то , что окружающую действительность они познают через собственный деятельный опыт. Поэтому хорошо иметь разные свистящие, гремящие, скрипящие, шуршащие и тому подобные предметы, каждый из которых имеет свой характерный «голос» . Занятия с этими звучащими предметами помогут открыть для детей хорошо известные предметы с совершенно новой стороны. Экспериментирование со звучащими предметами – особая форма проявления детской активности, которая : - стимулирует познавательное отношение к миру, в том числе и к миру звуков и звучанию разных предметов, расширяет способность к различению звучания разных предметов и дифференцированию звуков по высоте, интенсивности, развивает мелкую моторику кистей рук;

Формирует чувство ритма. Знакомить со звучащими игрушками можно постепенно. Желательно и делать их на глазах у детей . Ребята со временем с удовольствием и сами по мере сил примут участие в их изготовлении. Очень полезно совершенствовать в детях присущую им чуткость к восприятию интонации . Мы знаем, что человек может произнести одну и ту же фразу с разными интонациями : искреннее расположение, угроза, мольба, издёвка, полное равнодушие. Детей важно научить слушать не только собеседника, но и самих себя, научить выражать сочувствие, радость, огорчение – любые эмоции, так, чтобы это было понятно окружающим. Необходимо обращать внимание, какая звуковая среда окружает ребёнка. Если это голоса самих детей , то создаётся фон, вызывающий утомление нервной системы. Поэтому надо стараться, чтобы в помещении, где находится много детей , все говорили негромко, безусловно, следуя в этом положительному примеру взрослого. Если это голос самого взрослого, то он воспринимается детьми как значимый источник для малышей. Поэтому говорить надо ласково, мягко, негромко, неторопливо, отчётливо произнося все звуки, так как дети следят за артикуляцией взрослого и на этой основе формируется их собственное звукопроизнесение. Используйте разнообразные ласковые обращения и формы слов – это очень смягчает язык. Очень благоприятно действующие шумы – это пение птиц, а также журчание воды. Однако шум автодороги, работающих механизмов, гудение ламп дневного света – неблагоприятно действующие шумы, которые необходимо устранить или ослабить. Звучание магнитофона рекомендуется включать не более чем на 5мин. для младших, на 10 мин. для старших дошкольников при условии , что это не фон, а звуки, которые слушаются. Прекрасно влияет на детей звучание музыкального инструмента, если он настроен, отобранное произведение соответствует возрасту , понятно детям. Слушание музыки решает и задачу формирования вкуса и приобщения к миру музыкальной культуры.

Вместе с воспитателями в развитии слухового восприятия обязательно должны участвовать и родители. В нашем детском саду создана подборка проектов выходного дня, для родителей с детьми, по развитию неречевых звуков , таких как «Звучалки» (шум ветра, звон капели, скрип деревьев, бытовые шумы и т. п.) . С помощью этих проектов родители включаются в процесс развития слухового восприятия и разностороннего воспитания дошкольников .

Формирование акустико - перцептивного гнозиса у детей будет успешной при объединении усилий воспитателей и родителей .

Тесное и комплексное взаимодействие специалистов способно обеспечить детям не только полноценное речевое общение, но и, в конечном счете, подготовить их к успешному обучению в общеобразовательной школе, формирует предпосылки учебной деятельности и грамотности при обучению чтению и письму в дальнейшем.

Росссомахина Валентина Павловна, МБДОУ «Детский сад №71 «Незабудка» , тел. 89537009098, воспитатель .

Литература :

1. Ильина Н. М. Развитие ребенка с 1- го дня жизни до 6 лет. - СПб., 2001г.

3. Селиверстов В. И. «Игры в логопедической работе с детьми» (пособие для логопедов и воспитателей детсадов ) .

В ряде исследований показано, что первые годы жизни являются сензитивным периодом развития различных видов восприятия, в том числе и слухового (Л.А. Венгер, Л.Т. Журба, A.B. Запорожец, Е.М. Мастюкова и др.).

Развивающееся слуховое восприятие имеет решающее значение для возникновения и функционирования словесной речи.

Слуховые реакции в младенческом возрасте отражают активный процесс реализации языковой способности и приобретения слухового опыта.

Уже в течение первого месяца жизни происходит совершенствование слуховой системы и выявляется врожденная приспособленность слуха человека к восприятию речи. В первые месяцы жизни ребенок реагирует на голос матери, выделяя его среди других звуков и незнакомых голосов.

На 2-й неделе жизни появляется слуховое сосредоточение -- плачущий ребенок умолкает при сильном слуховом раздражителе и прислушивается.

Слуховые реакции ребенка совершенствуются с каждым месяцем жизни.

Слышащий ребенок в возрасте семи-восьми недель, а более отчетливо -- с 10--12-й недели поворачивает голову в сторону звукового раздражителя, реагируя, таким образом, как на звучание игрушек, так и на речь. Эта новая реакция на звуковые стимулы связана с возможностью локализации звука в пространстве.

В возрасте трех-шести месяцев ребенок определяет источник звука в пространстве, избирательно и дифференцированно реагирует на него. Способность к различению звуков получает дальнейшее развитие и распространяется на голос и элементы речи.

Возраст шести-девяти месяцев характеризуется интенсивным развитием интегративных и сенсорно-ситуационных связей. Важнейшим достижением этого возраста является ситуационное понимание обращенной речи, формирование готовности к подражанию речи, расширение диапазона звуковых и интонационных комплексов.

К девяти месяцам ребенок демонстрирует ситуационное понимание обращенной к нему речи, отвечая действиями на словесные инструкции и вопросы. Нормальный лепет, адекватные реакции ребенка на обращения окружающих являются признаком сохранности слуховой функции и развивающегося слухового восприятия речи.

Слуховое восприятие играет решающую роль в развитии лепета, а затем и в фонетической стороне речи, позволяя ребенку воспринимать звучащую речь окружающих и сличать с нею собственное звукопроизношение.

К концу первого года жизни ребенок различает слова и фразы по их ритмическому контуру и интонационной окраске, а к концу второго года и началу третьего малыш обладает способностью различать на слух все звуки речи.

В течение второго и третьего годов жизни ребенка в связи с формированием его речи происходит дальнейшее развитие слуховой функции, характеризующееся постепенным уточнением восприятия звукового состава речи.

Считается, что формирование фонематического слуха заканчивается к началу 3-го года жизни. Однако усвоение правильного произношения всех фонем ребенком происходит еще в течение нескольких лет.

Развитие речевого слуха продолжается и в последующие годы, в связи с усвоением значений слов, овладением грамматическими закономерностями, нормами формо- и словообразования .

Несмотря на то, что ребенок сравнительно рано начинает различать на слух основные типы фразовой интонации (просьба, побуждение, вопрос и др.), полное овладение всеми тонкостями интонационного выражения многообразных коммуникативных целей, тончайших оттенков мыслей и чувств продолжается и в школьные годы.

В дошкольном возрасте, в связи с разными видами деятельности, а также в процессе обучения происходит совершенствование других сторон слуховой функции: развивается музыкальный слух, повышается способность к различению природных и технических звуков.

Выводы к главе 1

Слуховое восприятие - одна из важнейших форм восприятия--представляет собою чрезвычайно сложный процесс, в результате которого возникают слуховые ощущения и их комплексы, объединяющиеся в слуховой образ.

Слуховое восприятие подразумевает под собой способность человека определять и различать разнообразные звуки окружающего мира с помощью их основных характеристик и определений. К этим характеристикам относят умения различать различные звуки по громкости, скорости, тембру и высоте звучания.

Развитие слухового восприятия идет по двум направлениям: с одной стороны, развивается восприятие речевых звуков, то есть формируется фонематический слух, а с другой стороны, развивается восприятие неречевых звуков, то есть шумов.

В младенчестве у ребенка формируются основы фонематического слуха, речевой слух. В раннем детстве интенсивно развивается слуховое восприятие. В этот период особенно интенсивно развивается фонематический слух. У детей младшего дошкольного возраста формирование слухового восприятия развивается и совершенствуется.

Татьяна Топоркова
Развитие слухового восприятия у детей дошкольного возраста

Экспериментирование со звучащими предметами - особая форма проявления детской активности, которая :

стимулирует познавательное отношение к миру, в том

числе и к миру звуков и звучанию разных предметов;

расширяет способность к различению звучания разных

предметов и дифференцированию звуков по высоте, интенсивности;

развивает мелкую моторику кистей рук;

формирует чувство ритма.

Возрастной особенностью детей двух-трех лет является то, что окружающую действительность они познают через собственный деятельный опыт. Поэтому хорошо, если у вас дома появляются различные свистящие, шумящие, гремящие, скрипящие, шуршащие и тому подобные предметы, каждый из которых имеет свой характерный «голос» :

Банки из-под кофе, чая, соков, наполненные горохом, косточками, камешками, щепочками, фантиками,песком, скрепками и пуговицами;

Шуршащие метелки из обрезков магнитофонной ленты, бумаги :

Погремушки из нанизанных на проволоку пуговиц пластмассовых и металлических косточек, бусин, колокольчиков;

Шуршащие при трении друг о друга еловые шишки,

оберточная бумага, шумящие морские раковины, стучащие

палочки разной толщины из дерева разных пород;

Сосуды с разным количеством воды (наподобие ксилофона) ;

Перевернутые детские формочки, кастрюли, ведра, по которым можно ударять;

Нитки и резинки, натянутые по принципу струны так,чтобы ребенок мог сам менять силу их натяжения;

Свистки и дудочки из глины и дерева.

Занятия с этими звучащими предметами помогут вам открыть для детей хорошо известные предметы с совершенно новой стороны. Знакомить со звучащими игрушками можно постепенно. Желательно и делать их на глазах у детей . Ребята со временем с удовольствием и сами по мере сил примут участие в их изготовлении.

Необходимо постоянно развивать слуховое восприятие детей :

В первую очередь слуховое внимание и память ;

Умение выделять различные качества звуков и сравнивать звуки.

Очень полезно совершенствовать в детях присущую им чуткость к восприятию интонации . Мы знаем, что человек может произнести одну и ту же фразу с разными интонациями. В словах, например, «прошу вас» могут звучать искреннее расположение, угроза, мольба, издевка или полное равнодушие. Известно, кстати, что женщины больше доверяют интонации, жесту, взгляду человека, чем тому, что он говорит. Мужчины, напротив, менее склонны обращать внимание на невербальный канал коммуникации.

Детей важно научить слушать не только собеседников, но и самих себя; научить выражать сочувствие, радость, огорчение - любые эмоции так, чтобы это было понятно окружающим.

Немало людей смогли бы обойтись без услуг психотерапевта в зрелом возрасте , если бы в детстве их научили понимать состояние других и выражать свое собственное.

Обратите внимание, какая звуковая среда окружает вашего ребёнка.

Если это голоса самих детей , то создаётся шумовой фон, вызывающий утомление нервной системы. Поэтому надо стараться, чтобы в помещении, где находится много детей , все говорили негромко, безусловно следуя в этом положительному примеру взрослого.

Если это голос самого взрослого, то он воспринимается детьми как значимый источник информации, его интонация мгновенно отражается на душевном состоянии малышей. Поэтому говорить надо ласково, мягко, негромко, неторопливо, отчетливо произнося все звуки, так как дети следят за артикуляцией взрослого и на этой основе формируется их собственное звукопроизнесение. Используйте разнообразные ласковые обращения и формы слов - это очень смягчает язык. Чаще напевайте, что хотите, тихонечко, про себя.

Очень благотворно действующие шумы – это пение птицы, а так же журчание воды. Однако шум автодороги, работающих механизмов, гудение ламп дневного света, аквариумных компрессоров – неблагоприятно действующие шумы, которые необходимо устранить или ослабить.

Звучание магнитофона рекомендуется включать не более чем на пять (для младших, десять минут (для старших дошкольников ) при условии, что это не фон, а звуки, которые вы вместе внимательно слушаете Прекрасно, влияет на детей звучание музыкального инструмента, если инструмент настроен, музицирующий владеем им, отобранное произведение соответствует данному моменту и понятно детям.

На улице по различным звукам и шумам также можно очень много узнать о мире. Водите детей не только смотреть - водите их слушать капель и журчание ручья, шелест листьев и скрип снега, пение птиц и колокольные перезвоны, благо они снова вошли в нашу жизнь. Эти звуки несут радость и здоровье вашим детям.

Слушание музыки решает в первую очередь задачу формирования у ребят эстетического вкуса и приобщения к миру музыкальной культуры. Прежде чем включить для детей музыку , которую вы хотите предложить детям, вам стоит :

Прослушать ряд музыкальных произведений и выбрать

из них те, которые нравятся вам и трогают лично вас. По

мните, что только ваше собственное чувство к данной конкретной музыке может пробудить интерес ребенка к звучащему;

ваше собственное отношение к его музыкальному стилю,

самому композитору и его произведениям было осознанным;

Постараться избавиться от привычки обсуждать и объяснять детям, какое содержание несет та или иная музыка и «о

чем хотел сказать композитор» в данном произведении; пусть

просто слушают музыку.

Общими критериями отбора музыкальных произведений в этом случае можно считать :

преобладание выразительности над изобразительностью;

четко выраженное настроение;

истинную эстетическую ценность композиции.

Слушать музыку желательно каждый день. Если вы любите петь, хорошо иногда самим исполнить детям любимую лирическую песню или романс.

Развитие слухового восприятия у детей дошкольного возраста формирует предпосылки учебной деятельности и грамотность при обучении чтению и письму в дальнейшем.