Права детей-инвалидов и их родителей: защита важных людей! Социальные права детей-инвалидов в рамках законодательной базы российской федерации

В редакцию приходит много писем с вопросами о правах инвалидов. "Сколько можно издеваться над инвалидами непенсионного возраста, у которых нет ноги? Каждый год мы должны приезжать и проходить комиссию в поликлинике и ВТЭКе", - спрашивает группа молодых инвалидов из Москвы. Николая Константиновича Жарова из Орехово-Зуева интересует, является ли он инвалидом по зрению из-за потери глаза после безуспешного лечения. Что делать, если отказывают в группе инвалидности? - звучит почти в каждом письме. Непосвященному человеку, особенно больному, трудно разбираться в хитросплетениях законов, тем более что постоянно появляются новые нормативные акты, которые отменяют или дополняют прежние. Поэтому мы попросили адвоката Любовь Васильевну САМОЙЛОВУ прокомментировать законодательство РФ о защите инвалидов.

ИНВАЛИД - это лицо, имеющее определенные нарушения функций организма и ограничения жизнедеятельности, у которого есть право на социальную помощь по Конституции РФ и законодательству РФ о правах инвалидов I, II, III групп инвалидности, детей категории "ребенок-инвалид", не достигших 18 лет. Законодательство о классификации и критериях установления группы инвалидности медико-социальными органами в России постоянно меняется при изменении названий госорганов, занимающихся этим вопросом. По старым законам утрата одного или половины органа, руки, глаза, неспособность организма выполнять в полном объеме положенные по законам природы функции рассматривалась органами ВТЭК (затем переименованными в МСЭ) как утрата жизненно важных функций человека, влекущая потерю трудоспособности. Восполнение оторванной ноги, удаленного при операции глаза или отрезанного желчного пузыря невозможно, за исключением удивительных единичных случаев, описанных в достижениях медицины. В эпоху недалекого прошлого ни у кого не вызывало сомнений, что не имеющий одной руки человек является инвалидом. Вопрос был только в том, какую категорию инвалидности присвоить: третью - рабочую или первую, вторую - нерабочие, от которых зависели суммы пенсий и льгот.

Реформа для реформаторов

РАНЬШЕ государство ограничивало возможность работать инвалидам I и II групп, а работающих инвалидов III группы лишало пенсии по инвалидности и инвалидных льгот. В последние годы инвалидное законодательство выровняло права инвалидов всех категорий. Теперь все они имеют право трудиться с сохранением пенсий по инвалидности, льготы при проезде в транспорте, оплате коммунальных услуг, покупке лекарств, субсидии на санаторно-курортное лечение.

Только наши инвалиды оживились, как на них обрушилась реформа 2004 г., предполагающая с 1 января 2005 г. замену льгот на приобретение лекарств, получение лечения, соответствующего по объему и качеству мировым стандартам, на российские рубли. Каждый регион, город, район как бог на душу положит учитывает своих инвалидов, неимущих и нуждающихся в льготах и дотациях граждан. И пока те в панике обсуждают: взять деньги, несопоставимые со стоимостью положенных льгот, либо дождаться льготной путевки, Правительство РФ весной - летом 2004 г. все старые госорганы здравоохранения и соцобеспечения ликвидировало, аппараты МЗ и Пенсионного фонда объединило в новое Министерство здравоохранения и социального развития. И теперь старые чиновники, получая немалые оклады, по-новому отфутболивают граждан, объясняя, что за долги прежнего Минздрава и Пенсионного фонда они не отвечают. Дабы не лукавили господа аппаратовцы Минздравсоцразвития, обращаю внимание налогоплательщиков, что на министра М. Ю. Зурабова регламентом работы Правительства РФ М. Е. Фрадкова возложен ВЕСЬ высший правительственный контроль и надзор за распределением лекарств между больными, квот на высокотехнологичное лечение, назначением и выплатой пенсий и пособий инвалидам. Проверка жалоб на неустановление либо непродление групп инвалидности - тоже обязанность ведомства М. Ю. Зурабова. Поскольку в Правительстве РФ министр М. Ю. Зурабов отвечает еще и за туризм и спорт, понятно, что ему заниматься только проблемами заболевших людей и инвалидов особо некогда. Надо чаще к нему обращаться со своими вопросами.

Чиновники, призванные отстаивать интересы налогоплательщиков, на деле защищают клановость и закрытость системы льгот, выдаваемых дозированно и избранным. Обжалование вышестоящим медико-социальным экспертам отказов нижестоящих медико-социальных экспертиз в установлении и продлении группы инвалидности чревато получением дополнительных заболеваний, инфарктов, инсультов, неврозов. Ответы-отписки чиновников, как правило, однотипны. Больной и инвалид у них сам во всем виноват - и в своей болезни, и в том, что зря отнимает время у работников органов здравоохранения и социальных служб. Подозрения в симуляции своих недостатков крайне оскорбительны и тягостны для человека-инвалида, просящего не подачку, а то, что положено по законам РФ. Не зря распространено мздоимство. Чтобы не подвергаться унижениям, а быстро и без оскорблений получить и группу, и пенсию, и льготы, люди дают взятки. Нет сил судиться за волокиту, радуются наши инвалиды, что им дали группу, и прощают чиновникам МСЭ все обиды. А зря потворствуют граждане экспертам МСЭ, не наказывают их рублем за их проделки - волокиту и профанацию. Это ведет к тому, что каждый новый инвалид проходит те же круги ада, что и предыдущий. Гораздо дешевле нанять одного адвоката на 10 человек и подать 10 исков, вместо того чтобы судиться в одиночку. При изобличении членов МСЭ с помощью независимых консультантов либо независимой медико-социальной экспертизы в суде те быстренько утихомириваются и выдают удостоверения инвалидов.

Есть и независимые

СОВЕТУЮ инвалидам, обиженным в региональных МСЭ, обращаться к независимым экспертам, имеющим лицензии на выдачу экспертных заключений по определению оснований для установления группы инвалидности. Таких экспертов немало. Их можно найти по реестрам выдачи лицензий на указанную экспертную деятельность, имеющихся в лицензионных органах, деятельность которых для гражданина не может быть засекречена. Сведения о наличии в нашей стране экспертов, лицензированных на производство проверок жалоб инвалидов о незаконном отказе в установлении группы инвалидности, не составляют государственную и военную тайну и должны выдаваться беспрепятственно органами, выдающими такие лицензии. Поиск экспертов возможен всеми законными способами - в экспертных учреждениях Минздравсоцразвития и Минобороны, проводящих независимые от органов здравоохранения экспертизы. Их специалисты выдадут экспертное заключение, проверят доводы инвалида о наличии оснований к установлению группы инвалидности.

Территориальная страховая медицина также обязана проводить проверку по жалобе застрахованного в данном регионе инвалида, поскольку неприсвоение группы инвалидности прямо ущемляет его права на льготное обеспечение лекарствами и способами лечения, путевками. В октябре 2004 г. распоряжением Правительства РФ образовано новое правление Федерального фонда обязательного медицинского страхования (ФФОМС) в лице опять же министра здравоохранения и соцразвития М. Ю. Зурабова, его заместителя В. И. Стародубова и присоединившихся к ним депутатов Госдумы и представителей иных структур. Так что обращаться по вопросу помощи и оплаты консультаций экспертов в случае незаконного отказа выдачи группы инвалидности можно теперь напрямую в новое правление ФФОМС. (Адрес: Москва, Рахмановский пер., 3, или: ул. Новослободская, 37, - к директору ФФОМС А. Таранову.)

Очень жаль, что такие известные юристы, как Генрих Падва, Генри Резник, Анатолий Кучерена, другие адвокаты, занятые на процессах известных олигархов, авторитетов и общественных деятелей, не занимаются защитой прав инвалидов. Ведь большие деньги можно получить и при правильно налаженной исковой работе в их защиту. Иски в суд госпошлиной не облагаются, зато выигрыш ущерба с юридических лиц можно поделить пополам с клиентом-инвалидом. Без опытного адвоката сложно судиться с государственными структурами. Дела данной категории отличаются волокитой в судах. Юристы противоположной стороны пользуются преимуществами госорганов перед жалобщиком, не сведущим в хитросплетениях наших социальных законов, меняющихся так часто, что в суде приходится изобличать самих чиновников в незнании нового законодательства и собственных приказов и инструкций. Но иногда помогает даже простая жалоба инвалида в письменной форме начальству местного органа медико-социальной экспертизы.

Мало написать - надо исполнить

В ЗАКЛЮЧЕНИЕ могу отметить как юрист, что, на мой взгляд, постановление Правительства РФ от 13 августа 1996 г. N 965 "О порядке признания граждан инвалидами" и утвержденные этим постановлением нормативные документы просто ненадлежащим образом исполняются и интерпретируются медико-социальными экспертизами. Например, не применяется перечень заболеваний, при которых группа инвалидности устанавливается без указания срока переосвидетельствования, утвержденный Минздравом СССР и ВЦСПС 1, 2 августа 1956 г. Согласно п. 28 Положения о признании лица инвалидом, "переосвидетельствование инвалидов I группы проводится один раз в 2 года, инвалидов II и III групп - один раз в год, а детей-инвалидов - один раз в срок, на который ребенку установлена категория "ребенок-инвалид". Инвалидность устанавливается до первого числа месяца, следующего за тем месяцем, на который назначено переосвидетельствование". В соответствии с п. 29 этого Положения "без указания срока переосвидетельствования инвалидность устанавливается мужчинам старше 60 лет и женщинам старше 55 лет, инвалидам с необратимыми анатомическими дефектами, другим инвалидам" - в соответствии с утверждаемыми критериями. Если независимые эксперты посчитают отсутствие органа и наличие фантомных болей или иных последствий необратимыми анатомическими дефектами, инвалиду надо требовать в судебном порядке по иску к МСЭ признания права на получение бессрочной группы инвалидности.

Лично мне в 15 лет в 1969 г. ВТЭК г. Домодедово установил бессрочную инвалидность III группы при потере одного пальца и травмы руки на заводе. Почти всю жизнь льготами по данной группе инвалидности я не пользовалась, начала пользоваться с 1998 г., когда III группу приравняли ко второй. Но при этом я не ходила на перекомиссии, сама себя избавила от морального унижения доказывать, что новый палец на руке не вырос и фантомные боли в отрезанном машиной пальце я чувствую до сих пор. Очень были удивлены работники пенсионного отдела администрации Советского района г. Орла, когда я встала у них на учет как бессрочный инвалид III группы, и мне поставили штамп в инвалидном удостоверении 1969 г. о том, что я могу ездить на поезде за полцены. Чем я и пользуюсь, пока не отобрали у меня эту льготу. Если бы я не работала и жила только на пенсию по инвалидности III группы, не исключаю, прошла бы издевательства переосвидетельствования по новейшим антисоциальным критериям, применяемым в ущемление ранее установленных Конституцией СССР и законов СССР прав инвалидов и льгот.

Инвалидность 1 группы: права инвалидов

Согласно закону «О социальной защите инвалидов в РФ» от 24.11.1995 № 181-ФЗ инвалидом признается лицо, имеющее определенные нарушения здоровья. Для таких граждан характерно наличие стойких расстройств функций организма, которые, как правило, вызваны заболеваниями или травмами, повлекшими ограничение жизнедеятельности и необходимость социальной защиты.

Право на социальную защиту

Инвалидность 1-й группы присваивается гражданам с самыми тяжелыми расстройствами здоровья. Основной целью признания лица инвалидом является обеспечение гражданина необходимой социальной помощью. Право на социальную защиту — это основное и неотъемлемое право каждого гражданина, получившего статус инвалида.

Социальная защита включает в себя некоторые государственные гарантии. Органы обязуются осуществлять поддержку ограниченного в жизнедеятельности лица путем обеспечения правовых, экономических и социальных мер.

Гражданам, получившим статус инвалида в установленном законом порядке, будут созданы условия для преодоления и компенсации ограничений.

Государственные органы осуществляют социальную поддержку инвалидов для того, чтобы приблизить их жизненные возможности к возможностям других граждан российского общества.

Иные неотъемлемые права

Кроме этого, каждый гражданин, признанный в законном порядке инвалидом, имеет право:

  1. На медицинскую помощь.
  2. Доступ к информации. Это право обеспечивается посредством создания аудио-литературы для инвалидов по зрению, издания книг, написанных специальными шрифтами для слабовидящих. Производится обеспечение городских библиотек учебно-методической и информационно-справочной литературой для инвалидов. Уполномоченные органы оказывают лицам с ограниченными возможностями помощь в получении услуг по сурдопереводу и тифлосурдопереводу. Граждан обеспечивают специализированной техникой и средствами для восприятия языка жестов при расстройствах слуха.
  3. Доступ к объектам социальной инфраструктуры. Государственные органы предпринимают меры по обеспечению инвалидов креслами-колясками и собаками-проводниками. Это дает гражданам возможность беспрепятственно получить доступ к жилым и общественным зданиям, местам отдыха, транспортным коммуникациям. Строительство и планировка сооружений осуществляются с учетом установки объектов, обеспечивающих доступ инвалидов к этим зданиям. На парковочных стоянках различных организаций предусматриваются места для инвалидов.
  4. Право на обеспечение жилой площадью. Государственные органы осуществляют работу по улучшению жилищных условий граждан, признанных инвалидами. Нуждающиеся граждане обеспечиваются жилыми помещениями. Они могут рассчитывать на снижение оплаты за жилье в соответствии с предоставляемыми льготами.
  5. Образование. Предусмотрен перечень заболеваний, которые позволяют гражданам проходить обучение на дому, а также созданы учреждения, в которых преподаются адаптированные программы общего образования.
  6. Трудовую занятость. При этом закон устанавливает для инвалидов 1-й группы сокращенную продолжительность рабочего времени. Период трудовой деятельности в неделю не должен составлять более 35 часов.
  7. Материальные пособия в виде всевозможных пенсий, пособий, страховых выплат, выплат в связи с возмещением вреда и иных компенсаций.
  8. Социально-бытовое обслуживание, которое предполагает предоставление медицинских и бытовых услуг. Они могут оказываться инвалиду по месту жительства или лечения. К видам такого обслуживания в соответствии с гл. 6 ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в РФ» от 28.12.2013 № 442-ФЗ можно отнести:
  • Обслуживание на дому, которое включает в себя:
    • Организацию питания, приобретение продуктов.
    • Помощь в покупке лекарств, медицинских изделий.
    • Помощь в покупке изделий первой необходимости.
    • Содействие при получении медицинской, юридической помощи.
    • Содействие в организации ритуальных услуг.
  • Полустационарные услуги при нахождении лица в отделении учреждения социального обслуживания.
  • Стационарные услуги, которые необходимы при нахождении гражданина в пансионате, доме-интернате.

Срочное социальное обслуживание, которое предполагает оказание содействия:

  • в разовом приобретении питания;
  • обеспечении предметами одежды;
  • обеспечении предметами первой необходимости;
  • единовременном оказании медицинской помощи;
  • получении временного жилья;
  • организации юридической помощи;
  • организации экстренной медико-психологической поддержки, а также
  • социально-консультативную помощь.
  • Создание общественных объединений, организуемых с целью защиты прав и интересов инвалидов.
  • Размер пенсии инвалидов

    В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 28.1 закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ инвалиды 1-й группы получают ежемесячные выплаты в размере 2 162 руб. Эта сумма подлежит индексации, следствием чего является ее ежегодное увеличение. В 2019 году ежемесячное пособие составляет 3782,94 руб.

    Кроме того, инвалид вправе получать страховую пенсию по инвалидности. Формула для ее расчета:

    СП = ПК x С + ФВ,

    где СП - страховая пенсия по инвалидности;
    ПК - сумма всех годовых пенсионных коэффициентов (баллов) гражданина;
    С - стоимость одного пенсионного балла по состоянию на день, с которого назначается пенсия;
    ФВ - фиксированная выплата.

    К ней добавляется фиксированная выплата. В 2019 году это 10 668 рублей 38 копеек для инвалидов 1-й группы, 5334 рубля 19 копеек для инвалидов 2-й группы, и 2667 рублей 09 копеек, для инвалидов 3-й группы.

    Льготы для инвалидов

    Социальные льготы

    Закон «О государственной социальной помощи» от 17.07.1999 № 178-ФЗ предусматривает перечень льгот для граждан, прошедших через процедуру признания инвалидом 1-й группы. Эти лица могут рассчитывать на такие социальные льготы, как:

    • Получение лекарственных препаратов и иных медицинских средств и изделий.
    • Получение при наличии медицинских показателей путевок на санаторно-курортное лечение для профилактики заболеваний, а также путевок в санаторно-курортные организации. Максимально возможное время пребывания инвалида на лечении зависит от вида его болезни или травмы. По общему правилу лечение длится до 18 дней. Если инвалид посещает учреждение в связи с заболеваниями или последствиями травм спинного и головного мозга, то срок лечения продлевается максимум до 42 дней.
    • Бесплатный проезд на пригородном железнодорожном транспорте.
    • Бесплатный проезд на междугородном транспорте, если инвалид следует к месту лечения или обратно.
    • Бесплатный проезд на пригородном и междугородном транспорте, а также путевка в санаторно-курортные организации безвозмездно предоставляется лицам, сопровождающим инвалидов 1-й группы.

    Налоговые льготы

    Инвалидам 1-й группы предоставляется ряд льгот по налогообложению. Чтобы подробно познакомиться со своими правами, гражданину потребуется изучить нормы налогового законодательства.

    Имущественный налог

    Объектами налогообложения в соответствии со ст. 407 НК РФ признаются объекты недвижимого имущества. Граждане, являющиеся собственниками такого имущества, вносят регулярные налоговые платежи. Законодатель освобождает инвалидов 1-й группы от обязанности по уплате имущественного налога в отношении отдельных видов имущества.

    Земельный налог

    Земельный налог в отношении инвалидов не отменяется, однако ч. 5 ст. 391 НК РФ позволяет им рассчитывать на уменьшение его стоимости. Так, согласно НК РФ граждане, признанные инвалидами 1-й и 2-й группы, имеют право на снижение налоговой базы по земельному налогу на размер, эквивалентный величине кадастровой стоимости 600 квадратных метров площади земельного участка.

    Социальная карта москвича

    Инвалиды 1-й группы, проживающие в столице, могут стать получателями социальной карточки москвича (). Такие пластиковые карты, на которые при желании можно переводить денежные средства, помогают инвалидам получать социальную помощь.

    Граждане, получившие статус инвалида 1-й группы и социальную карту москвича, имеют право на бесплатный проезд в общественном и железнодорожном транспорте, скидки при обслуживании в больницах, аптеках и магазинах.

    Критерии инвалидности

    В приказе Министерства труда и социальной защиты РФ от 17.12.2015 года № 1024н содержится исчерпывающий перечень критериев, позволяющих относить граждан к определенной группе инвалидности.

    Так, лица могут быть признаны инвалидами 1-й группы, если имеют нарушение здоровья, сопровождающееся значительно выраженным расстройством функций организма, что приводит к ограничению жизнедеятельности и вызывает необходимость его социальной защиты.

    Виды ограничений жизнедеятельности

    Среди основных ограничений, которые испытывают инвалиды 1-й группы, можно выделить:

    • Выраженное нарушение способности к самообслуживанию, то есть возможности осуществлять физиологические потребности, вести бытовую деятельность. При наличии таких расстройств человек не может себя обслуживать. Он полностью зависит от посторонней помощи.
    • Выраженное нарушение способности к передвижению, то есть возможности перемещаться, сохраняя равновесие. При таком расстройстве у инвалида 1-й группы отмечается полная неспособность к передвижению, он нуждается в регулярной помощи.
    • Выраженное нарушение способности к ориентации. Лицо страдает от дезориентации и нуждается в сторонней поддержке.
    • Выраженное нарушение способности к общению, которое предполагает полное отсутствие возможности общения.
    • Выраженное нарушение способности к контролю своего поведения, то есть неспособность инвалида контролировать себя. Такое состояние не поддается коррекции, что создает постоянную необходимость осуществлять надзор за больным.
    • Выраженное нарушение способности к обучению предполагает неспособность к любому виду и способу обучения.
    • Выраженное нарушение способности к трудовой деятельности означает, что человеку противопоказана трудовая деятельность или он не может ее осуществлять.

    Как получить статус инвалида

    В постановлении Правительства РФ от 20.02.2006 № 95 содержатся нормы, описывающие порядок получения гражданином статуса инвалида 1-й группы.

    Подготовка правоустанавливающей документации

    Подготовительные действия при оформлении инвалидности предполагают совершение визита к лечащему врачу гражданина. Специалист познакомит больного с условиями и процедурой получения статуса инвалида, расскажет, какие документы ему необходимо подготовить.

    Пакет документов, необходимых для признания инвалидности

    Среди основных документов, которые гражданину необходимо собрать, следует отметить:

    • Направление на экспертизу, которое составляется непосредственно лечащим врачом больного. В направлении доктор отражает сведения о состоянии здоровья, степени нарушения функций организма, компенсаторных возможностях и реабилитационных мерах, проведенных в отношении лица.
    • Заявление на прохождение медико-социальной экспертизы. Оно может быть заполнено самим гражданином, имеющим право на получение инвалидности, или его представителем.
    • Паспорт гражданина.
    • Справка о доходах.
    • Акт о производственной травме или профессиональном заболевании.
    • Амбулаторная карта, полученная в том лечебном учреждении, где наблюдается больной.
    • Характеристики с места работы или учебы.

    Условия признания инвалидности

    Законодательство содержит перечень условий, без соблюдения которых граждане не могут быть признаны инвалидами.

    Такие условия выдвигают определенные требования к состоянию гражданина, желающего оформить инвалидность, а именно:

    • Гражданин должен иметь нарушение здоровья и стойкое расстройство функций организма.
    • Лицо должно быть ограничено в жизнедеятельности в соответствии с перечнем критериев инвалидности.
    • Кандидат на получение инвалидности должен нуждаться в социальной помощи.

    Если соблюдено только одно из перечисленных условий, то гражданина нельзя признать инвалидом. Этот статус признается только за лицом, состояние которого подразумевает соблюдение всех указанных условий.

    Работа медицинской комиссии по проведению экспертизы

    Где проводится экспертиза

    Признание инвалидности происходит на основании результатов медико-социальной экспертизы.

    Собрав нужную документацию, гражданин отправляется в бюро, проводящее экспертизу по месту своего жительства.

    При невозможности гражданина к передвижению, как это происходит у инвалидов 1-й группы, экспертиза будет проводиться на дому у заявителя. Если гражданин находится на стационарном лечении, экспертиза будет проведена в этой медицинской организации.

    Кто участвует в освидетельствовании

    Проводить экспертизу должны врачи-специалисты, а также сотрудники бюро, которые специализируются на реабилитации граждан и социальной работе. Кроме этого, в число участников экспертной комиссии входит психолог.

    Цель проведения освидетельствования — это установление структуры и степени ограничения жизнедеятельности гражданина, а также уровня его реабилитационного потенциала.

    Сущность освидетельствования состоит:

    • в обследовании заявителя;
    • анализе предоставленной им правоустанавливающей документации;
    • изучении социально-бытовых условий жизни гражданина;
    • анализе психологического состояния лица;
    • изучении семейного положения и трудовых возможностей гражданина.

    Протокол медицинских специалистов

    В нормах приказа Минтруда России от 29.12.2015 № 1171н указано, что, проводя экспертизу, специалисты из бюро составляют протокол. Указанный приказ содержит в себе стандартную форму, по которой оформляется документ.

    Как правило, он содержит сведения, установленные в результате проведения освидетельствования заявителя и касающиеся:

    • даты получения заявления на участие в МСЭ;
    • даты и времени проведения осмотра;
    • сведений о кандидате на получение статуса инвалида 1-й группы;
    • семейного положения гражданина;
    • информации об образовании и трудовой деятельности лица;
    • данных о порядке проведения осмотра;
    • клинико-функциональных данных, полученных в ходе освидетельствования;
    • причин инвалидности;
    • заключения специалистов бюро;
    • сведения о проводимых мероприятиях по абилитации и реабилитации.

    Готовый протокол подписывается каждым из медицинских специалистов, проводивших экспертизу, а также руководителем экспертной организации.

    В документе должен фигурировать оттиск печати бюро, сотрудники которого проводили медико-социальную экспертизу.

    Акт медико-социальной экспертизы

    В акте медико-социальной экспертизы специалисты, проводившие освидетельствование, указывают принятое ими решение о признании гражданина инвалидом.

    Приказом Минтруда России от 13.04.2015 № 228н регламентируется форма акта, составленного в результате проведения медико-социальной экспертизы.

    В этом акте можно обнаружить такие важные сведения, как:

    • Данные о гражданине, имеющем право на получение инвалидности.
    • Решение, вынесенное по итогам экспертизы гражданина, которое включает:
      • характеристику вида и степени расстройств здоровья лица и ограничений его жизнедеятельности;
      • присужденную группу инвалидности или запись об отказе в ее присуждении.
    • Причины приобретения инвалидности гражданином.
    • Степень утраты гражданином трудоспособности.
    • Дату, на которую назначено переосвидетельствование.

    Составленный акт заверяется подписями специалистов и руководителя бюро. Акт проведения МСЭ хранится в бюро не менее 10 лет.

    Признание инвалидности

    Как принимается решение о признании инвалидности

    Результаты освидетельствования обсуждаются специалистами. Решение комиссии, проводившей медико-социальную экспертизу гражданина для установления инвалидности, принимается большинством голосов. В голосовании участвуют все специалисты, участвовавшие в освидетельствовании гражданина.

    Решение комиссии, проводившей экспертизу, объявляется гражданину или его представителю в присутствии специалистов, осуществлявших осмотр. При необходимости специалисты дают пояснения, касающиеся содержания принятого ими решения.

    Результаты присуждения инвалидности

    Если гражданину присвоили статус инвалида 1-й группы, то он должен помнить, что такой статус устанавливается на 2 года — до следующего переосвидетельствования.

    Гражданин, который был признан инвалидом, получит документ об инвалидности и индивидуальную программу по реабилитации.

    Сотрудники бюро, проводившего освидетельствование, отправят выписку о решении комиссии в пенсионные органы, начисляющие инвалиду выплаты.

    Данная выписка направляется в электронном виде или на бумажном носителе в течение 3-х дней с момента принятия решения о признании лица инвалидом.

    Отказ в признании инвалидности у освидетельствованного гражданина

    Граждане, которым отказали в признании инвалидности, могут обжаловать решение комиссии. Подача жалоб осуществляется в главное бюро в месячный срок.

    После получения жалобы главное бюро назначит новую экспертизу, по итогам которой будет вынесено окончательное решение по жалобе недовольного гражданина. Новая экспертиза будет проведена в срок не позднее 1-го месяца с момента поступления заявления гражданина.

    Решение главного бюро можно в течение 1-го месяца обжаловать в Федеральном бюро. Данный орган также установит дату нового освидетельствования лица в срок не позднее 1-го месяца с момента поступления заявления.

    Решения каждого из указанных бюро могут быть обжалованы гражданами или их законными представителями в судебном порядке.

    Так, граждане, состояние здоровья которых соответствует критериям, описанным в нормативных актах, могут подать заявление на проведение экспертизы для установления инвалидности. По результатам экспертизы медицинские специалисты вынесут решение о признании лица инвалидом 1-й группы.

    Самым значимым международным документом в области защиты прав лиц с ограниченными возможностями является Конвенция о правах инвалидов, принятая резолюцией 61/106 Генеральной Ассамблеи ООН от 13 декабря 2006 года. Конвенция - первый документ о правах человека в новом тысячелетии - должна принести концептуальные изменения в отношении к инвалидам, ибо она основывается на принципе замены соцобеспечения и благотворительности системой прав и свобод . Документ закрепляет социальный подход к инвалидности, каждая его статья направлена на защиту от дискриминации и на включение инвалидов в общество.

    Первоначально с идеей принятия Конвенции соглашались немногие, так как считалось, что существующих механизмов защиты прав человека для инвалидов вполне достаточно. Однако поддержка общественных организаций и мониторинг соблюдения прав человека в отношении инвалидов способствовал признанию необходимости разработки отдельного документа о правах инвалидов. Конвенция вступила в силу 3 мая 2008 г., после ратификации 20-й страной. 5 августа 2008 г. Президент Дмитрий Медведев подписал Распоряжение «О подписании Конвенции о правах инвалидов» .

    Конституция РФ (п. 4 ст. 15) декларирует примат международного права, и российское законодательство в соответствующей области должно опираться на подписанные Россией международные договора и иные международные акты, содержащие общепризнанные принципы и нормы международного права . Перечислим кратко основные международные документы и соответствующие их статьи и разделы, которые можно условно считать необходимым минимумом такого рода в сфере, касающейся прав и жизненного устройства детей-инвалидов: они формируют правовую позицию международного сообщества по этим вопросам -- позицию, к которой законодательно присоединилась современная Россия. К этим документам относятся:

    1. Декларация прав ребенка (провозглашена резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН от 20 ноября 1959 г.): Принципы 5, 7,10;

    2. Конвенция о борьбе с дискриминацией в области образования (принята Генеральной Ассамблеей ООН 14 декабря 1960 г.; ратифицирована Указом Президиума Верховного Совета СССР от 2 июля 1962 г.): статья 1.1, пп. a), d); статья 3, пп. a), d); статья 4, п. с); статья 9;

    5. Конвенция о правах ребенка от 20 ноября 1989 г. (ратифицирована Постановлением Верховного Совета СССР от 13 июня 1990 г.): статья 2, п. 1; статья 23, пп. 1-3; статья 28, пп. 1 а), 2; статья 29, п. 1 а), d), п. 2; статья 31, пп. 1, 2; статья 39;

    6. Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей от 30 сентября 1990 года: Задачи, п. 11; Обязательства, пп. 6-7;

    7. Стандартные правила обеспечения равных возможностей для инвалидов, приняты генеральной Ассамблеей ООН 20 декабря 1993 г. (резолюция 48/96): Введение, ст. 23; Правило 2. Медицинское обслуживание, п. 5; Правило 3. Реабилитация, пп. 2-3; Правило 6. Образование, абзац 1, пп. 1, 2, 4-6, 8; Правило 9. Семейная жизнь и свобода личности, п. 1; Правило 15. Законодательство, п. 2.

    С 1992 г. на федеральном уровне было принято более 3000 нормативных правовых актов (законы, указы Президента, постановления Правительства, приказы министерств), направленных на защиту интересов детей-инвалидов. Важные положения содержатся, после Конституции, в Семейном кодексе, «Основах законодательства РФ об охране здоровья граждан» (определившие доступность и порядок оказания медицинской помощи) , законах «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» , «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» (регламентирующий, в частности, выплату социальных пособий, льготы на оплату жилья и коммунальных услуг и т. д. семьям, воспитывающим ребенка-инвалида) , «Об основах социального обслуживания населения в РФ» и др.

    В соответствии с Семейным кодексом Российской Федерации родители имеют право и обязаны воспитывать своих детей, несут за это ответственность и имеют преимущественное право на воспитание своих детей перед всеми другими лицами. Дети, оставшиеся без попечения родителей, подлежат передаче на воспитание в семью (на усыновление (удочерение), под опеку (попечительство) или в приемную семью) , а при отсутствии такой возможности -- в учреждение для детей-сирот или детей, оставшихся без попечения родителей; таким образом законодатель декларирует приоритет семейных форм воспитания любого ребенка.

    Детям, находящимся на полном государственном попечении в воспитательных учреждениях, лечебных учреждениях и учреждениях социальной защиты населения и других аналогичных учреждениях, опекуны (попечители) не назначаются. Выполнение их обязанностей возлагается на администрации этих учреждений. Такие дети имеют право на содержание, воспитание, образование, всестороннее развитие, уважение их человеческого достоинства, обеспечение их интересов.

    Государство возлагает на опекуна (попечителя) ребенка обязанность воспитывать ребенка, находящегося под опекой (попечительством), заботиться о его здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии. Опекун (попечитель) обязан обеспечить получение ребенком основного общего образования. К сожалению, законодательством не предусмотрено никакого ограничения числа подопечных детей у одного опекуна (см. раздел «Изменение положения детей в психоневрологических интернатах»).

    Качество жизни в семье государство поддерживает системой социальных льгот. Так, например, в соответствии с законодательством, дети-инвалиды, их родители, опекуны, попечители и социальные работники, осуществляющие уход за детьми-инвалидами, пользуются правом бесплатного проезда на всех видах транспорта общего пользования городского и пригородного сообщения, кроме такси. Инвалидам предоставляется 50-процентная скидка со стоимости проезда на междугородных линиях воздушного, железнодорожного, речного и автомобильного транспорта с 1 октября по 15 мая и один раз (проезд туда и обратно) в другое время года. Ребенку-инвалиду и сопровождающему предоставляется право бесплатного проезда один раз в год к месту лечения и обратно. Дети-инвалиды, достигшие пятилетнего возраста и страдающие нарушением функций опорно-двигательного аппарата, обеспечиваются автотранспортными средствами бесплатно или на льготных условиях с правом управления этими транспортными средствами взрослыми членами семьи. Родителям компенсируются расходы, связанные с эксплуатацией специальных автотранспортных средств; по их желанию вместо получения автотранспортного средства предоставляется ежегодная денежная компенсация транспортных расходов. Существует также ряд льгот и дополнительных прав для таких семей в сфере жилищного законодательства. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления вправе устанавливать инвалидам дополнительные льготы.

    Особое значение для семьи детей-инвалидов имеют законы «О социальной защите инвалидов в РФ» и «Об образовании», впервые в отечественной практике создавшие юридическую основу и определившие механизмы для интеграции детей с нарушенным развитием в общество. В этих правовых актах государство закрепило свою обязанность обеспечить детей-инвалидов необходимыми им образованием и реабилитацией. Причем оно готово выполнить это обязательство двумя способами.

    1. В «натуральной» форме -- непосредственным предоставлением необходимых реабилитационно-образовательных услуг в государственных учреждениях.

    2. В денежной форме (компенсация) -- если в данном регионе необходимые услуги государством еще не оказываются или если родители нашли более качественные услуги вне рамок государственной системы реабилитации и образования и оплатили их сами.

    Таким образом, закон, имея в виду дефицит необходимых услуг для некоторых категорий детей в государственном секторе, обеспечивает право семьи на выбор способа получения услуг. Подобное законодательство, с одной стороны, призвано способствовать росту и развитию реабилитационно-образовательной инфраструктуры, а с другой -- дает возможность родителям находить выход из положения, пока инфраструктура еще не создана. Столь либеральная правовая модель свидетельствует о высокой степени понимания ситуации законодателем и осознания своей ответственности за тех членов общества, которые нуждаются в максимальной помощи и особой заботе государства. Более того, законодатель с уважением относится к семье, предоставляя ей возможность проявить ответственность и самостоятельность в поиске и выборе услуг, приносящих наибольшую пользу ребенку. Приняв основополагающие в этой области законы, государство задало определенные рамки для конструктивного взаимодействия органов социальной защиты и образования с семьей, чтобы обеспечить особому ребенку воспитание, образование, необходимую реабилитацию, профессиональную подготовку -- все, что вкладывается в понятие «нормальная жизнь».

    Статьей 18 названного закона установлены требования к воспитанию и обучению детей-инвалидов в образовательных учреждениях, а также на дому. При невозможности осуществлять воспитание и обучение детей-инвалидов в общих или специальных дошкольных и общеобразовательных учреждениях органы управления образованием и образовательные учреждения обеспечивают с согласия родителей обучение детей-инвалидов по полной общеобразовательной или индивидуальной программе на дому . Порядок зачисления ребенка-инвалида в образовательное учреждение прямо законом не оговорен, в связи с чем оно осуществляется в общем порядке, установленном законодательством Российской Федерации для приема граждан в образовательные учреждения.

    Статьей 17 этого же закона определено, что инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации. Жилые помещения предоставляются инвалидам, семьям, имеющим детей-инвалидов, с учетом состояния здоровья и других заслуживающих внимания обстоятельств .

    Аналогичным образом для семей, имеющих детей-инвалидов, законодательством предусмотрены льготы по оплате жилья и коммунальных услуг. Предоставление вышеуказанных льгот носит заявительный характер, то есть предусматривает самостоятельное обращение граждан по данному вопросу в органы местного самоуправления по месту их жительства.

    Согласно Конституции, Россия является социальным государством, «политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека» .

    Очевидно, что для ребенка-инвалида основным фактором, определяющим его дальнейшую жизнь, является возможность реализации его социального потенциала. Реабилитация в значительной мере является необходимым условием для образования и дальнейшей социализации, поскольку она обеспечивает возможность развития ребенка в семье и за ее пределами, а также определяет границы его будущей самостоятельности.

    В соответствии с законом № 195-ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» созданные в России социальные службы «оказывают помощь в профессиональной, социальной, психологической реабилитации инвалидам, лицам с ограниченными возможностями, несовершеннолетним правонарушителям, другим гражданам, попавшим в трудную жизненную ситуацию и нуждающимся в реабилитационных услугах» .

    Организация и осуществление реабилитации ребенка-инвалида, а также возмещение семье затрат на реабилитационные мероприятия базируется на механизме составления и выполнения индивидуальной программы реабилитации (ИПР), понятие, содержание и назначение которой определяется статьей 11 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в РФ» от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ как «комплекс оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающий в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных или утраченных функций организма, восстановление, компенсацию способностей инвалида к выполнению определенных видов деятельности» .

    Составление ИПР -- установленный законом универсальный механизм определения комплекса реабилитационных услуг, необходимых инвалиду. Служба медико-социальной экспертизы (МСЭ), на которую государство возложило эту обязанность , в лице соответствующих бюро (БМСЭ) обязана в месячный срок с момента установления инвалидности (или очередного переосвидетельствования) оформить инвалиду карту ИПР. В карту ИПР должны быть внесены все мероприятия медицинской, социальной и профессиональной реабилитации, которые жизненно необходимы инвалиду для максимального развития его способностей и реализации возможностей и которые имеют конечной целью наиболее полную интеграцию инвалида в обществе. Таким образом, в соответствии с законом ИПР является своеобразным «реабилитационным паспортом» инвалида, куда вносятся все реабилитационные мероприятия, необходимые ребенку, и определяется их исполнитель (организация или частное лицо). Если включенные в ИПР реабилитационные услуги уже получены и оплачены инвалидом, либо заключен договор на их оказание и выставлен счет, закон предусматривает непосредственное оформление и получение компенсации.

    Однако Правительством РФ до сих пор так и не принята Федеральная базовая программа реабилитации -- гарантированный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств и услуг, предоставляемых инвалиду бесплатно за счет средств бюджета, и соответственно, не определен объем гарантированных государством реабилитационных мероприятий. Таким образом, в России на сегодняшний день гарантируется реализация всех включаемых в ИПР реабилитационных мероприятий, и оплата их за счет средств инвалида должна возмещаться государством.

    В понятие «социальное государство» входит также гарантированное конституционное право каждого ребенка на бесплатное образование. Тем самым, государство, как и в случае реабилитации, приняло на себя обязательства любым способом обеспечить права детей-инвалидов на образование: либо непосредственным предоставлением необходимых образовательных услуг в системе государственных учреждений (в «натуральном» виде), либо компенсацией семье затрат на услуги, полученные вне рамок государственной системы образования (в денежном виде). И то, и другое представляет собой выполнение обязательств государства обеспечить инвалиду образование за счет целевых бюджетных средств .

    В настоящее время крайне остро стоит проблема реализация права на образование детей с ограниченными возможностями здоровья. Право на образование - важнейшее социально-культурное право человека, закрепленное и гарантированное, прежде всего, Конституцией РФ, а также иными нормативными правовыми актами. Реализация права на образование является предпосылкой успешной социализации человека. Получение качественного образования - гарантия дальнейшего трудоустройства, участия в политической жизни общества, реализации личных, экономических и иных прав.

    В статье 43 Конституции РФ закреплено, что каждый имеет право на образование. Гарантируется общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях. Каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии. Основное общее образование обязательно. Родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования. Российская Федерация устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты, поддерживает различные формы образования и самообразования .

    В соответствии со ст. 18 Закона «О социальной защите инвалидов в РФ» образовательные учреждения, органы социальной защиты населения, учреждения связи, информации, физической культуры и спорта обеспечивают непрерывность воспитания и образования, социально-бытовую адаптацию детей-инвалидов. Более того, при невозможности воспитания и обучения детей-инвалидов в общих или специальных дошкольных и общеобразовательных учреждениях государство обязалось обеспечить их обучение по полной общеобразовательной или индивидуальной программе на дому . Правительство РФ установило размеры компенсаций затрат родителей при обучении детей-инвалидов на дому или в негосударственных образовательных учреждениях в рамках, определяемых государственными и местными нормативами финансирования затрат на обучение и воспитание в государственных или муниципальных образовательных учреждениях различных видов, где обучаются различные категории детей (с нарушениями и без них). Норма похожего содержания включена и в Закон РФ «Об образовании» , она дает право на оформление «семейного» образования и аналогичной компенсации для любого ребенка школьного возраста, не обучающегося в государственном образовательном учреждении, вне зависимости от того, где и каким образом родители осуществляют его обучение.

    В Законе РФ «Об образовании» от 10 июля 1992 г. № 3266-1 говорится: государство создает гражданам с ограниченными возможностями здоровья, то есть имеющим недостатки в физическом и (или) психическом развитии, условия для получения ими образования, коррекции нарушений развития и социальной адаптации на основе специальных педагогических подходов .

    Под образованием в Законе РФ «Об образовании» понимается целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов). Специальное образование - это дошкольное, общее и профессиональное образование, для получения которого лицам с ограниченными возможностями здоровья создаются специальные условия для получения образования.

    В настоящее время обучение лиц с ограниченными возможностями здоровья, имеющих особые образовательные потребности, производится в специализированных коррекционных образовательных учреждениях, либо в рамках общеобразовательной школы, как правило, в специальных коррекционных классах или, в качестве эксперимента, интегрировано в обычных классах. Система специализированных коррекционных образовательных учреждений включает в себя дошкольные образовательные учреждения компенсирующего вида, специальные (коррекционные) образовательные учреждения для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья.

    В Письме Министерства образования и науки РФ от 18 апреля 2008 г. № АФ-150/06 «О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами» развитие интегрированного образования рассматривается как одно из наиболее важных и перспективных направлений совершенствования системы образования детей с ограниченными возможностями здоровья. Организация обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательных учреждениях общего типа, расположенных, как правило, по месту жительства ребенка и его родителей, позволяет избежать помещения детей на длительный срок в интернатное учреждение, создать условия для их проживания и воспитания в семье, обеспечить их постоянное общение с нормально развивающимися детьми и, таким образом, способствует эффективному решению проблем их социальной адаптации и интеграции в общество .

    Следует отметить, что в вышеупомянутом Письме Министерства образования и науки РФ рассматриваются, по сути, вопросы организации инклюзивного образования, хотя употребляется термин «интегрированное обучение». Понятие «интегрированное обучение» уже по значению, чем «инклюзивное образование». «Интеграция означает приведение в соответствие потребностей детей с психическими и физическими нарушениями с системой образования, остающейся в целом неизменной: массовые школы не приспособлены для детей инвалидов (причем ученики с инвалидностью, посещая массовую школу, не обязательно учатся в тех же классах, что и все остальные дети). Инклюзия - это наиболее современный термин, который толкуется следующим образом: это реформирование школ и перепланировка учебных помещений таким образом, чтобы они отвечали нуждам и потребностям всех без исключения детей» .

    В условиях становления социального государства и формирования гражданского общества в Российской Федерации наиболее перспективной формой образования для лиц с ограниченными возможностями является именно инклюзивное образование. Инклюзия становится «новым кодовым знаком для обозначения стремления к преодолению неравенства, обретения свободы и нового качества жизни»; «понятие инклюзии по содержанию означает демократическую акцию включения индивида или группы в более широкое сообщество с целью приобщения к определенному действию или культурному процессу. Это относится к включению лиц с ограниченными возможностями здоровья в общий поток образовательного процесса, помощь в преодолении географических неудобств и экономических различий» .

    Инклюзивное образование предполагает обучение детей с особыми образовательными потребностями в рамках общеобразовательной школы без какой-либо их дискриминации, обеспечение равного отношения ко всем обучающимся, обучение детей с ограниченными возможностями по стандартам, предусмотренным для учеников с обычными образовательными возможностями, вместо создания упрощенных стандартов обучения, что имеет место в настоящее время. «Принцип инклюзивного образования означает, что: 1) все дети должны быть включены в образовательную и социальную жизнь школы по месту жительства; 2) инклюзия означает включение кого-либо с самого начала, а не интеграцию, которая означает возвращение кого-либо назад; 3) задача инклюзивной школы - построить систему, удовлетворяющую потребности каждого; 4) в инклюзивных школах все дети, а не только дети с инвалидностью, обеспечиваются такой поддержкой, которая позволяет им быть успешным, ощущать безопасность и уместность» .

    С точки зрения права, «инклюзивное (включающее) образование можно рассматривать как систему мероприятий (механизмов), обеспечивающих реализацию права детей с ограниченными возможностями на образование. Обучение детей с особыми образовательными потребностями в условиях обычной школы позволяет обеспечить действительное (а не формальное) равенство прав детей при получении образовательных услуг и в равной мере доступное образование для любых граждан независимо от их состояния здоровья и иных субъективных характеристик» .

    Таким образом, основные права детей-инвалидов определены Федеральным законом от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». Декларация российского государства как правового и социального требует определенных усилий по внедрению в российскую правовую систему гуманитарных ценностей, к которым уже пришло в настоящее время мировое сообщество.

    Закон предусматривает поддержку инвалидов в сфере труда, образования, социальной адаптации, так же предоставляется бесплатная медицинская помощь. Правила регламентируются внушительным количеством законов, постановлений и актов. Существуют дополнительные льготы, которые положены лежачему больному. Они устанавливаются властями субъектов федерации.

    Инвалидность 1 группы положена в следующих случаях

    • отсутствие самостоятельного обслуживания;
    • состояние, требующее помощи посторонних лиц;
    • плохая ориентация в пространстве и времени, ;
    • невозможность самостоятельно передвигаться.

    Инвалидами 1 группы становятся люди с нарушением работы опорно-двигательного аппарата, чаще это лежачие больные. Человек не может приготовить пищу, ухаживать за собой, передвигаться в помещении без помощи посторонних.

    Инвалидность присваивается медицинской социальной экспертизой (МСЭ). Статус льготника подтверждается раз в 2 года. Пожизненно группа положена при постоянной беспомощности, на основании медицинских справок и истории болезни.

    В этих случаях требуется, чтобы кто-то находился рядом и осуществлял уход. Часто этим человеком становится ближайший родственник. для инвалида 1 группы предоставляется соцзащитой в случаях:

    • потери родственников;
    • нежеланием близких ухаживать за лежачим больным;
    • отсутствием возможности присмотра по причинам командировок, помещением в места заключения.

    На что имеет право инвалид

    Задачи соцзащиты при обеспечении помощи направлены на максимальную реабилитацию, улучшение жизни лежачих больных, адаптацию в обществе.

    Что положено лежачему инвалиду:

    • дополнительные выплаты;
    • набор услуг от соцзащиты;
    • льготы на транспорт;
    • помощь в получении образования;
    • улучшение жилищных условий;
    • налоговые компенсации.

    Помимо пенсионного обеспечения государство предоставляет специальные льготы. Близкие и опекун должны знать, что положено инвалиду 1 группы лежачему больному в соответствии с федеральными и региональными нормативными актами.

    Перечень льгот:

    • обеспечение медикаментозными препаратами,
    • предоставление ежегодной путевки в профилакторий;
    • использование транспортных средств в городской черте на бесплатной основе (кроме такси и частных перевозчиков);
    • внеочередное поступление для получения образования после сдачи ЕГЭ;
    • протезирование зубов на бесплатной основе;
    • получение средств для реабилитации.

    Перечень услуг для инвалидов обширен. К сожалению, в реальности лежачий инвалид не всегда имеет возможность в полной мере воспользоваться положенными льготами для улучшения качества жизни. Не хватает работников соцзащиты, огромные очереди в , отсутствие и лекарственных средств в аптечных сетях, длительное ожидание реабилитационных средств, необходимых для передвижения и ориентации в пространстве.

    Денежные выплаты и компенсации

    Для граждан пенсионного возраста установлена выплата в размере 10481,34 руб. (сведения на март 2018 года). Лица вправе воспользоваться страховой частью трудовой пенсии или получать фиксированную выплату, указанную выше.

    Для инвалидов 1 группы положены специальные единые денежные выплаты (ЕДВ), в которые входит компенсация некоторых услуг:

    • Покупка медицинских препаратов и лечебного питания на сумму 833,79 руб.;
    • Отдых в профилактории – 129 руб.;
    • Междугородний проезд до места лечения – 119 руб.

    Общий размер социальных услуг составляет 1082,54 руб. Лежачий больной может отказаться от него и получить полную денежную компенсацию в размере 3651,75 руб. Выплаты нужно оформить в отделении Пенсионного фонда по месту проживания инвалида.

    Социальные услуги

    Лежачим больным государство предоставляет социальную помощь и моральную поддержку. Что положено инвалиду 1 группы лежачему больному от соцзащиты, устанавливает

    Перечень услуг положенных лежачим инвалидам:

    • Помощь в оплате коммунальных услуг и юридическое сопровождение при возникающих спорах;
    • Сопровождение для получения медицинского обслуживания;
    • Поддержание проживания пенсионера;
    • Предоставление сиделки от соцзащиты;
    • Помощь в организации похорон;
    • Помещение пенсионера на полный пансионат в ;
    • Доставка продуктов питания, медикаментов и средств первой необходимости работниками соцзащиты.

    Жилищные и налоговые льготы

    Больные с ограниченными возможностями вправе требовать улучшения условий проживания. Им положены специальные приспособления для передвижения. К примеру, для колясочников нужны специальные подъездные приспособления и поручни, чтобы беспрепятственно следовать к общедомовой двери. Проемы входов должны быть расширены.

    Для этого необходимо обратиться с заявлением в соцзащиту. Подать заявку в соцзащиту могут опекуны и доверенные лица от имени инвалида. Смена места проживания на более подходящее положена, если соцзащита не может обеспечить оборудование подъездного пути. Первая группа инвалидности дает право на получения земельного участка вне очереди.

    Другое

    Помимо вышеназванных, инвалиду 1 группы предоставляется ряд других льгот:

    Наименование услуг и налогов Льготы
    Оплата коммунальных услуг 50%
    Имущественный налог отмена
    Уплата госпошлины при купле-продаже недвижимости Уменьшение коэффициента в зависимости от региона
    Налог на доходы физических лиц Сокращение годовой суммы на 3000 руб
    Услуги нотариуса 50% от общей стоимости
    Имущественные иски Освобождение от госпошлины на иск до 1 млн. рублей.

    Примечание. Полное освобождение от транспортного налога устанавливают региональные органы. Некоторые субъекты предоставляют 50 % льготу при условии мощности двигателя автомобиля менее 150 л.с.

    Средства реабилитации

    Родственники льготников иногда не знают, какие средства реабилитации положены инвалиду 1 группы лежачему больному. В результате приобретают техническое оборудование для передвижения самостоятельно. На основании государство обеспечивает инвалидов специальными реабилитационными средствами за счет Федерального бюджета.

    Бесплатные приспособления, положенные инвалиду:

    • Изделия, помогающие при передвижении: поручни, костыли, опорные средства, кресла-коляски, ортезы;
    • Технические приспособления для самообслуживания;
    • Медицинские приборы для измерения давления, температуры;
    • Слуховые и голосовые аппараты;
    • Телевизоры и телефоны с текстовым выходом;
    • Впитывающее белье, ;
    • Специальная одежда и ортопедические принадлежности;
    • Собаки-поводыри с необходимым комплектом снаряжения.

    Близкие лежачих больных интересуются, положен ли инвалиду 1 группы. Государство обязано обеспечить пенсионера специальной обувью, ортопедическим матрасом и подушкой.

    Примечание. Основанием для бесплатной выдачи специальных приспособлений от соцзащиты служит индивидуальная программа реабилитации. Поэтому при оформлении инвалидности необходимо указать список лекарств, средств личной гигиены и необходимых приспособлений.

    Способы получения реабилитационных средств

    После оформления реабилитационной программы ее следует зарегистрировать в Фонде социального страхования (ФСС) и написать заявление о предоставлении реабилитационного средства. Уполномоченный орган должен провести торги и приобрести необходимое устройство.

    Можно купить реабилитационное оборудование самостоятельно. Для этого необходимо сделать письменный запрос о размере компенсации по конкретному виду средства. Она определяется на основании последней закупки. При покупке необходимого устройства нужно обязательно сохранить кассовый чек и всю сопровождающую документацию к нему. Далее следует обратиться в ФСС с просьбой о возмещение потраченной суммы, приложив бумаги, подтверждающие покупку.

    Оформление льгот инвалиду 1 группы

    Для получения государственной помощи и социальных льгот нужно направиться в отделение соцзащиты с комплектом документов. Интересы лежачих больных могут представлять их родственники или доверенные лица.

    Список документов, предъявляемых в соцзащиту:

    • Заявление
    • Оригинал и ксерокопия паспорта инвалида;
    • Справка из медучреждения о присвоения категории инвалидности;
    • Ксерокопия и оригинал трудовой книги;
    • Страховой полис;
    • Программа реабилитации.

    После получения документов в соцзащите о предоставлении льгот бумаги необходимо направить в соответствующие организации и налоговые органы. Заранее необходимо посетить банк для открытия расчетного счета или карты.

    Социализация инвалидов

    Чтобы обеспечить доступ к культурным объектам и социальной адаптации, государство разработало программу «Доступная среда». Ее цель заключается в создании пространства, где инвалиды будут чувствовать себя без заметных ограничений. В рамках программы положено обустройство специальных дорожек, подъемных устройств, поручней, используемых для проезда инвалидных кресел и каталок. Перекрестки дорог положено оснащать сигналами для безопасного передвижения.

    Промежуточные итоги показали, что часть запланированных задач соцзащитой выполняется. Устанавливают светофоры с звуковыми сигналами, магазины и центры оборудуют специальными подъемниками и пандусами. Однако и в этом случае некоторые объекты не соответствуют нормативам. Если посмотреть глазами инвалида, то «комфортная среда» доставляет массу сложностей, а иногда и вовсе не доступна. Не соблюдается укладка плитки, габариты заездов, угол подъема, отсутствуют поручни, тактильные стенды устанавливают в недоступных для слепых местах.

    Для инвалидов 1 группы разработаны различные реабилитационные программы, помощь соцзащиты, льготы и выплаты. Чтобы полностью использовать возможности, необходимо следить за изменениями в законодательстве и уточнять индивидуальные ставки для соответствующего региона в учреждениях социальной защиты.

    Какую помощь получают от государства дети-инвалиды и инвалиды детства

    Вам нужна по этому вопросу? и наши юристы свяжутся с вами в ближайшее время.

    Жилищные льготы

    Льготы на передвижение в общественном транспорте

    Инвалиды детства, а также сопровождающие их лица, получают право бесплатного использования общественного транспорта, курсирующего по городским и пригородным маршрутам.

    Детям-инвалидам государство предоставляет бесплатный проезд к месту лечения и реабилитации. Возможность бесплатного проезда существует и для родителей и социальных работников, но только когда их сопровождение требуется инвалиду 1 группы.

    Кроме этого, инвалиды детства 1 и 2 групп и дети-инвалиды получают скидку до 50% на поездку на воздушном, речном или железнодорожном транспорте в период с октября по май. Скидка предоставляется один раз в течение года в любом выбранном периоде.

    Чтобы получить льготы, необходимо при покупке билета предъявить пенсионное удостоверение. Для родственников в органах социальной опеки выдают специальную справку.

    Данная льгота не распространяется на такси.

    Сфера обучения и реабилитации

    Налоговые льготы

    Для родителей или опекунов ребенка-инвалида Налоговым кодексом предусмотрен ряд льгот:

    • Ежемесячный вычет НДФЛ из заработной платы родителей (в размере 3000 рублей на каждого родителя, или в размере 6000 рублей на родителя, воспитывающего ребенка в одиночку).
    • Иные вычеты, например, на оплату лечения.
    • Освобождение ребенка от налога на имущество.

    Дорогие читатели!

    Мы описываем типовые способы решения юридических вопросов, но каждый случай уникален и требует индивидуальной юридической помощи.

    Для оперативного решения вашей проблемы мы рекомендуем обратиться к квалифицированным юристам нашего сайта.