Зарубежный опыт социально-правовой защиты инвалидов. Исследование вопроса: юридическая классификация инвалидов во франции

Случись вам путешествовать по Британии, вы непременно обратите внимание, как мало на ее городских дорогах подземных переходов.

Проблем с тем, как перейти улицу, между тем нет - все они буквально исполосованы «зебрами». А для водителей и пассажиров наземного транспорта - это ночной кошмар. Движение практически стоит, терпеливо ожидая, пока пешеход неторопливо пересекает улицу.

«Вы что, не в состоянии понастроить подземных переходов?» - не без упрека в голосе спросила я работника местного муниципалитета, пожаловавшего в мой дом с анкетой «Как жители района Вестминстер оценивают транспортные удобства Лондона». - «Мы очень даже в состоянии, - ответил чиновник. - Но зачем же осложнять и без того нелегкую жизнь инвалидам?»

Мне стало неловко. Об инвалидах, для которых наземный переход, очевидно, удобнее, я и в самом деле как-то не подумала. Между тем именно с думы о них и начинается на Альбионе практически любой проект, связанный с транспортом и градостроительством, сферой обслуживания и социальной помощью. В Британии сегодня насчитывается примерно 10 миллионов инвалидов - это шестая часть населения страны. И именно им уделяется в этой стране первоочередное внимание и забота.

Все британские городские автобусы оснащены платформами, по которым без труда в салон поднимаются инвалиды и мамаши с детскими колясками.

Отец подруги недавно перенес инсульт и теперь прикован к инвалидному креслу. Живут они в старинном двухэтажном доме с узкими крутыми лестницами. Спальня мистера Питера Фаррелла - на втором этаже. Стало быть, вниз он уже не спускается? Как бы не так. На моих глазах мистер Фаррелл лихо съезжает вниз на своем кресле с помощью специального подъемника.

Надо заметить, что инвалидные кресла модернизируются в Британии с невиданной скоростью. Так, два года назад инженер Майк Спиндл придумал уникальный «внедорожник» для инвалидов, который преодолевает самые сложные поверхности, да к тому же оборудован зонтиком. Запросы на это кресло приходят со всего мира.

Туалеты для инвалидов в Британии оборудованы массой новейших специальных приспособлений, помогающих ограниченным в мобильности людям. Эти специальные туалетные комнаты имеются в каждом мало-мальски крупном супермаркете, во всех местах общественного пользования и даже в служебных офисах. И это неудивительно: примерно 19 процентов всех работающих британцев имеют инвалидность. Еще 13 лет назад дискриминация при приеме инвалида на работу была в Британии фактически узаконена. Однако в 1995 году к этому закону была принята поправка, серьезно затруднившая работодателю отказ соискателю-инвалиду.

Ежегодно в Британии выплачивается пособий по инвалидности на сумму примерно 19 миллиардов фунтов стерлингов (34 миллиарда долларов). Инвалидов обеспечивают скидками на лекарства, на обслуживание у дантиста, приобретение кресел-колясок, слуховых аппаратов. Автомобильные парковки для инвалидов бесплатны. Что касается казенных домов для инвалидов, то они частично содержатся на средства бюджета местного муниципалитета, а остальное оплачивает сам инвалид. Оплачивает своей пенсией, которая вносится в счет его содержания. Из пенсии на личные нужды инвалиду оставляют при этом довольно скромную сумму - 19,6 фунта в неделю.

Однако если о щедрости материальной поддержки британского инвалида еще можно поспорить, то щедрость поддержки моральной - выше всяких похвал. Инвалид не рассматривается обществом как «сирый и убогий». Его активно принимают в игру на равных, поощряя преодолевать те барьеры, которые поставили перед ним природа, болезнь или несчастный случай. Неудивительно поэтому, что именно Британия заложила основы паралимпийского движения: к лондонской Олимпиаде-1948 были приурочены так называемые Stoke Mandeville Games (по названию известной клиники). В этих Играх впервые приняли участие спортсмены на инвалидных колясках. Вдохновителем таких соревнований стал врач сэр Людвиг Гутманн.

На Паралимпийских играх в Пекине команда Британии заняла второе место, выиграв 102 медали, из них 42 золотые. В 2005 году впервые в истории парусного спорта полностью парализованная женщина британка Хилари Листер пересекла Ла-Манш. Парусным шлюпом 33-летняя Хилари управляла с помощью электронной системы, которая реагирует на дыхание.

А два с половиной года назад британские инвалиды в очередной раз удивили мир. Прославленный своими исследованиями происхождения Вселенной физик-инвалид Стивен Хокинг совершил полет на специально сконструированном самолете, чтобы испытать состояние невесомости. С юности страдающий рассеянным склерозом и прикованный к инвалидному креслу, Стивен Хокинг намерен в самое ближайшее время сделать еще один беспримерный шаг - отправиться в космос. Дерзновенному ученому обещано место на туристическом корабле, который готовит в полет британский миллиардер Ричард Брэнсона.

Мини-автобус по срочному вызову.

18 лет назад в далеком 1990 году в США был принят поистине революционный закон об инвалидах, закрепивший, с одной стороны, их право быть полноценными членами гражданского общества, а с другой - обязанность государства активно содействовать реализации этого права.

В американском обществе использовать термин «инвалид» на сегодняшний день стало некорректно, и его заменили словосочетанием «человек с ограниченными возможностями». Кто-то может возразить: а какая собственно разница? А разница огромная: она заключается в самом подходе здоровых в физическом и умственном смысле других членов общества к своим ближним. Лица с ограниченными возможностями - это полноценные члены американского общества, нуждающиеся в большей поддержке. Невозможно даже представить ситуацию, чтобы на человека в инвалидном кресле кто-то показал пальцем или того хуже - стал подсмеиваться. Отношение к инвалидам нельзя охарактеризовать просто как сочувствие, оно гораздо глубже.

Государство вносит существенный вклад в облегчение жизни людей с ограниченными возможностями. Практически в каждом доме есть как минимум два вместительных лифта, позволяющих человеку в инвалидной коляске без лишних проблем спуститься до первого этажа. Если нет лифта - тоже не проблема. Везде есть ступенчатый спуск, однако всегда есть возможность выехать из здания на улицу по гладкому съезду. В соответствии с американскими стандартами на каждом перекрестке часть тротуара как бы спускается под асфальт, что позволяет инвалиду без лишних проблем перейти через дорогу. Абсолютно все городские автобусы (районные, городские, ближнего и дальнего следования) оснащены специальными устройствами по транспортировке инвалидов.

Часть станций нью-йоркского метрополитена оснащена лифтами, позволяющими добраться с улицы до платформы за несколько секунд. Во-первых, это правило распространяется на людей с ограниченными возможностями, а во-вторых - на всех остальных, включая пассажиров с детскими колясками. В вагоне метро для инвалидов также предусмотрены 12 специальных мест. Аналогичное обслуживание - и на железной дороге.

Мэрия Нью-Йорка для различного рода форс-мажорных поездок, например в клинику, готова предоставить специальные мини-автобусы, разработанные для людей с ограниченными возможностями. Для заказа специального такси достаточно обратиться в департамент транспорта по определенному и всем известному телефонному номеру. В случае невозможности предоставить собственный автомобиль обратившемуся закажут такси.

Кстати: У инвалидов в США есть возможность ежедневно получать питание с доставкой на дом. Кроме того, им выдают так называемые продуктовые карточки на покупку части продуктов по сниженным ценам.

Поможет внешний скелет.

В Израиле около 12 процентов населения в той или иной степени относятся к категории инвалидов.

В абсолютных цифрах речь идет о 800 тысячах человек. Причем у 600 тысяч зарегистрированы тяжелые формы инвалидности. Такой значительный процент людей с физическими недостатками объясняется непрекращающимся десятки лет военным противостоянием с соседними государствами и терактами.

Кроме того, в Израиле высок процент травмирования населения в дорожно-транспортных происшествиях. Нельзя не заметить, что среди взрослых инвалидов почти треть страдает душевными заболеваниями. Как и во всех цивилизованных странах, начиная с 40-летнего возраста, число женщин среди инвалидов превышает число мужчин. С возрастом эта тенденция усиливается и достигает пика к 75 годам.

В Израиле нет «групп инвалидностей». Но специальная комиссия устанавливает так называемый процент инвалидности, в зависимости от которого назначается сумма пособия. Такое пособие всегда выше минимальной пенсии (1920 шекелей, около 600 долларов), но по достижении инвалидами соответствующих возрастов они, как правило, уравниваются с пенсионерами и получают пенсии, которые нередко превышают размер различных видов пособий.

Исключение составляют военные инвалиды, статус которых не меняется. Кроме выделения значительных ежемесячных денежных средств министерство обороны для осуществления реабилитационных программ в большинстве городов страны открыло специальные медико-спортивные центры. Об успешной работе этих центров говорит то, что на Паралимпийских играх израильские спортсмены-инвалиды традиционно завоевывают немалое количество медалей.

Все военные инвалиды обеспечиваются бесплатными автомобилями со специальным управлением и при необходимости инвалидными колясками. Им ежегодно бесплатно предоставляются путевки в санатории как в израильские, так и зарубежные.

Инвалиды с тяжелыми нарушениями находятся на полном государственном обеспечении. К ним относятся лица с нарушениями двигательной, зрительной функции и хронические больные в тяжелой форме. Тяжелые инвалиды любого профиля могут обратиться в Институт национального страхования (ИНС) для получения специального пособия, состоящего не только из пособия по инвалидности, пакета скидок, но и денежных средств, выделяемых ИНС сиделкам.

Как и в любой другой стране, израильские инвалиды стремятся к социальной реабилитации. Практически все автобусы и вагоны поездов оборудованы средствами для подъема и спуска инвалидных колясок. Три года назад кнессет принял закон, по которому в стране переоборудуются все учебные заведения таким образом, чтобы в них могли учиться дети-инвалиды. На эти цели выделено 2,5 миллиарда шекелей. По мере выполнения этого плана дети с физическими ограничениями, которые сегодня вынуждены учиться в специальных учебных заведениях, будут переводиться в обычные школы.

Израильское законодательство стимулирует инвалидов к трудовой деятельности. Например, приобрести личное транспортное средство работающему инвалиду даже выгодно, ибо дотация на покупку в два раза выше, чем неработающему. Здесь понимают, что для инвалида устройство на работу - это выход в мир, социальная адаптация.

Но в любом случае жизнь в инвалидном кресле - тяжелый стресс для психики человека. На помощь пришла одна израильская компания, создавшая альтернативу инвалидной коляске - так называемый внешний скелет. Он представляет собой прибор для парализованных ног с электронным контролем. Надевая такое приспособление, инвалид может самостоятельно вставать, садиться, ходить и даже подниматься и спускаться по ступеням.

Станут доступны и замки Луары.

К справедливой фразе о том, что уровень цивилизованности того или иного общества прямо пропорционален тому, как в нем относятся к старикам, стоит добавить - и к инвалидам.

Всего во Франции, по статистическим данным, насчитывается около пяти миллионов людей с тем или иным отклонением от нормы. Из них около двух миллио нов, как здесь говорят, с ограниченной подвижностью.

Во Франции в этом отношении за последние 10-20 лет было сделано очень много. Достаточно прогуляться по парижским улицам и повнимательнее приглядеться к тому, как они оборудованы. Нет ни одного перехода, который не был бы устроен таким образом, чтобы инвалиды, передвигающиеся на колясках, не могли беспрепятственно перебраться на другую сторону. Люди с дефектами опорно-двигательного аппарата, которые получили в свое распоряжение от социальных служб автомобили, имеют право на бесплатную стоянку. Более того, повсюду для них созданы специальные парковочные места: они соответствующим образом обозначены на асфальте. Бывает, они пустуют, но не было случая, чтобы кто-то из парижан, несмотря на жуткую нехватку стоянок, отважился бы поставить машину на место, предназначенное для инвалида. Кстати, нарушителя, если такой найдется, ждут огромный штраф и всеобщее порицание.

Городские автобусы, а они наряду с метро являются основным видом общественного транспорта в Париже, на все сто процентов оборудованы широкими дверями с низким порогом, что позволяет колясочникам ими свободно пользоваться. Некоторые станции метро уже оборудованы лифтами, но таких пока десяток-другой.

С тем чтобы облегчить жизнь инвалидам, во Франции были приняты многочисленные законы, которые, признав за ними право на равные с остальными гражданами страны шансы, создали систему помощи. Каждый из них имеет право на государственную компенсацию, учитывающую их физический недостаток. Это и технические (к примеру, те же коляски), и денежные средства. Размер пенсии по инвалидности колеблется в пределах 630-700 евро в месяц. К этому следует добавить налоговые льготы, всяческие скидки, в том числе на телефон (минус 50 процентов). По всей стране в каждом департаменте созданы социальные структуры, которые занимаются исключительно делами инвалидов.

Более того, в законодательном порядке в 2005 году было закреплено право инвалидов на труд. По существующему сейчас положению все предприятия, на которых трудятся свыше 20 служащих, должны принимать на работу не менее шести процентов людей с ограниченными физическими возможностями. Таких предприя тий во Франции насчитывается 100 тысяч, и многие их них уже включились в эту программу.

Тот же закон трехлетней давности обязывает все строительные компании возводить сооружения как жилые, так и общественные таким образом, чтобы инвалиды имели к ним свободный доступ. Но что делать со строениями, воздвигнутыми 100 и более лет назад, когда на проблемы инвалидов закрывали глаза? К примеру, как дать инвалидам возможность посмотреть средневековые замки Луары, которые посещают ежегодно миллионы туристов? Их владельцам придется раскошелиться, ибо, если к 2019 году «инвалидные нормы» не будут соблюдены, их ждут немалые штрафы.

Азбука Брайля на кнопках лифта.

На вопрос, сколько в Испании инвалидов, здесь ответят, что их нет вообще. Нет не потому, что люди в этой стране не болеют или не попадают в аварии, а потому, что к согражданам, оказавшимся в беспомощном положении по состоянию здоровья, здесь считают недопустимым применять это слово.

Здесь есть «граждане с ограниченными возможностями», «лица, нуждающиеся в постороннем уходе», то есть люди, которых у нас называют инвалидами. К ним здесь относятся особенно внимательно. Причем внимание проявляют и государство, и общество, и обычные граждане.

На поддержку инвалидов нацелена, кажется, вся социальная система Испании, независимо от того, правые или левые партии приходят к власти.

В прошлом году, например, в стране вступил в действие закон о государственной поддержке нуждающихся в постороннем уходе. Согласно этому документу государство и местные органы власти берут на себя обязательства по уходу за такими своими гражданами поименно. Если они живут в семье, то ей, семье, выплачивается зарплата сиделки, чтобы человек не остался без ухода. Если человек живет один, к нему непременно прикрепляют специального социального работника. Все, что требуется для преодоления физических недостатков (инвалидные кресла, костыли, индивидуальные средства связи и так далее), приобретается за счет государственной медицинской страховки. Государство оплачивает все необходимые лекарства.

Но особенно заметно внимательное отношение к инвалидам вне дома, на улице. В Мадриде вы почти не найдете подземных переходов. Их не роют в городе, чтобы не затруднять передвижение тем, кому трудно ходить в силу физического недостатка или преклонного возраста.

Транспорт в Испании - еще один показатель уважительного отношения общества к инвалидам. Все автобусы оснащены специальными дверями и подъемными приспособлениями для пассажиров в колясках. В метро помимо эскалаторов действуют лифты, предназначенные для спуска и подъема граждан, которым трудно ходить.

К концу нынешнего года согласно недавнему распоряжению правительства все государственные и общественные учреждения и места массового обслуживания граждан должны быть оборудованы таким образом, чтобы ими без затруднений могли пользоваться люди с ограниченными физическими возможностями.

Практически все правительственные и общественные здания в стране уже оборудованы лифтами, приспособленными для инвалидов. Кнопки этажей - крупные, цифры на них не только хорошо видны, но и продублированы специальными выпуклостями азбуки Брайля для слабовидящих. В Испании уважительно относятся не только к инвалидам с физическими, но также и с умственными недостатками. Нередко, например, детей, страдающих синдромом Дауна, стараются включать в состав обычных школьных классов, чтобы интегрировать в общество и приучить других детей к внимательному и терпимому отношению.

МЕДИЦИНА Всемирная организация здравоохранения, тщательно проанализировав систему медицинского обслуживания 191 страны, отдала пальму первенства Франции. При этом учитывались такие критерии, как эффективность, доступность, соответствие нуждам населения. Именно во Франции самые лучшие больницы, самые компетентные медики, наисовременнейшее оборудование и, кроме того, ко всему этому имеют доступ представители всех слоев населения. Медицинское обслуживание во Франции платное.

Оплата медицинского обслуживания во Франции осуществляется через страховые компании, называемые "кассами". У каждого работающего француза снимается определенный процент заработной платы, чтобы в дальнейшем можно было оплатить медицинское обслуживание и возвратить стоимость лекарств. Даже получая пенсию, француз продолжает платить в "кассы". Если человек заболевает и нуждается в стационарном лечении, то 33 дня пребывания в больнице оплачивает "касса". Все остальное время больной должен оплатить из своего кармана. Если болезнь длится больше 60 дней, человек переводится в бесплатные больницы. Если это состояние продолжается 3 года, человек получает инвалидность. Во Франции существует две группы инвалидности: 1-я группа, когда человек не может обслуживать себя сам; 2-я - все остальные.
При каждой больнице имеется поликлиника для амбулаторных больных. Для официально признанных неимущих существуют бесплатные поликлиники .

Аптеки во Франции обозначаются зеленым крестом и надписью на французском языке. Время работы аптек везде разное, но большинство работает с 9.00 до 20.00. Список дежурных аптек вывешен на двери каждой аптеки.

ПЕНСИЯ

Во Франции одна из наиболее сложных систем пенсионного страхования в Европе. На пенсию французы в основном уходят в возрасте 60 лет (и мужчины, и женщины). Однако есть отдельные категории работников, для которых пенсионный возраст значительно ниже (например, шахтеры).
Французская пенсионная система основывается на двух фундаментальных принципах:
- Пенсионное накопительное страхование: пенсия в этом случае выплачивается из средств, откладываемых Вами на протяжении трудовой деятельности.
- Солидарность: пенсии выплачиваются старикам из отчислений ныне работающих.
Для лиц свободных профессий, ремесленников и мелких предпринимателей ежемесячные выплаты в пенсионный фонд составляют 16,35%. Большинство наемных работников платят столько же, но половину за них отчисляет работодатель.

Пенсия во Франции составляет 50% от средней зарплаты за последние 11 трудовых лет. Но существует такое понятие, как минимальная и максимальная государственная пенсия. На сегодня минимальная пенсия около 6,000 евро или 5,000 долларов в год, максимальная в два раза больше.

ПОСОБИЯ

Семейная политика заключается в том, чтобы помочь родителям успешно сочетать воспитание детей и работу. Поэтому значительные суммы, предоставляемые в качестве социальных пособий на малолетних детей , предназначены для того, чтобы либо уменьшить расходы семьи на няню, либо дать родителям возможность самим обеспечить присмотр за детьми.
Выплата пособия родителям на воспитание детей вне зависимости от наличия у них собственных средств назначается, если один из родителей, имеющий стаж работы не менее двух лет, решает прервать работу для воспитания детей в возрасте до 3 лет. На помощь семье для найма няни по уходу за детьми также выделяется помощь (до исполнения ребенку 6 лет). Существуют также ежемесячные выплаты в качестве пособия на ребенка дошкольного возраста для категории малоимущих. Существуют и другие специфические виды помощи, например, пособие к началу учебного года, выплачиваемое семьям с низким доходом, и семейная надбавка, выплачиваемая многодетным семьям с детьми старше 3 лет. Выплачивается также поощрительное пособие для женщин, желающих вернуться на работу. Оно также выплачивается не имеющим доходов женщинам, ищущим работу, в том числе получающим минимальные социальные пособия (пособие на трудоустройство, надбавка одинокому родителю, пособие вдовам), а также женщинам, получающим специальное пособие солидарности или пособие на трудоустройство. Кроме того, в случае возобновления работы временно сохраняется пособие по уходу за ребенком. Этот порядок предусматривает получение совокупно как пособия, так и дохода от трудовой деятельности в течение двух месяцев при возрасте ребенка от 18 до 30 месяцев и призван облегчить возвращение женщины на работу, сокращая время ее отсутствия на рынке труда.

Во Франции существуют законы, регулирующие рынок социального жилья , которое предоставляется на льготных условиях отдельным категориям граждан. Особое внимание уделяется предоставлению жилья и льгот при его приобретении молодым семьям, родителям-одиночкам и холостякам, а также обеспечению жильем престарелых и инвалидов. Социальное жилье во Франции предоставляется в форме аренды. Во Франции 45% таких квартиросъемщиков получают жилищные пособия . Семьям с низкими доходами выдаются субсидии на оплату арендуемого жилья . Во Франции существует закон, принятый в 1990 г., по которому ни один квартиросъемщик не может быть выселен, не получив финансовой помощи для погашения своей задолженности по квартплате. Суды, рассматривающие такие дела, могут продлевать сроки выселения до трех лет, если квартиросъемщик не может переселиться в приемлемое по цене и качеству жилье.

В 1982 году ООН призвала все государства и международные организации проводить различные мероприятия с целью интеграции инвалидов в жизнь общества. Франция постановлению ООН в отношении инвалидов следует. В России сегодня 13 миллионов инвалидов.


3 декабря во всем мире отмечается Международный день инвалидов. Праздником в привычном смысле слова его назвать трудно. И тем не менее, людям с недугами, которые можно квалицировать как инвалидность? в этот день уделяется больше внимания, чем обычно.

Международный день инвалидов был учрежден Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций в 1982 году. ООН призвала все государства и международные организации в этот день проводить различные мероприятия с целью интеграции инвалидов в жизнь общества. Франция постановлению ООН в отношении инвалидов следует. И относится это как к повседневной жизни инвалидов, так и к профессиональной.

Сначала надо установить, что такое инвалидность. Вот как определяют это понятие эксперты Всемирной организации здравоохранения. Инвалидность - это "ограниченность конкретного индивидуума, вытекающая из дефекта или инвалидности, которая препятствует или лишает его возможности выполнять роль, считающуюся для этого индивидуума нормальной в зависимости от возрастных, половых, социальных и культурных факторов".

Итак, во Франции к нуждам инвалидов относятся серьезно. Это касается как профессиональной жизни, так и быта. Инвалид не должен чувствовать себя ущемленным в профессиональном смысле. Во Франции существует закон, согласно которому инвалиду не должны отказывать при поступлении на работу. Газета "Паризьен" к Международному дню инвалидов проинтервьюировала нескольких человек. Одна из них- адвокат рассказала, что она - цитирую - "работает головой". Конечно, жаль, что ей приходится сидеть в кресле.

В Париже существуют специальные бюро по найму для инвалидов, и многие через них находят работу. Во всех общественных местах, в музеях существуют специальные подъемники для инвалидов. Установлены специальные платформы для инвалидных колясок в городском транспорте. Такая забота об инвалидах - не особенность Франции. На Западе к инвалидам не относятся как к людям ущербным, их считают полноценными членами общества.

В России, где также отмечается Международный день инвалидов - по словам уполномоченного по правам человека при правительстве Владимира Лукина - сегодня 13 миллионов инвалидов. Их число с каждым годом растет. В России инвалидами ежегодно признаются 3,5 миллиона человек. Цифра огромная. Причины специалисты называют разные: низкий уровень развития российских регионов, низкое качество здравоохранения, экологические проблемы, производственный травматизм, трамвы в ходе военных действий. Причин много. Ну, а что касается вопросов, связанных с соблюдением прав инвалидов, они - по словам Лукина - носят острый характер, положение инвалидов в России остается тяжелым.

Население Франции составляет немногим более 60 миллионов, в частности, в стране насчитывается 9,5 млн. инвалидов с теми или другими недостатками здоровья, из них свыше 1,8 млн. человек имеют статус инвалида. Часть из них работает на обычных предприятиях, а около 120 тыс. - на предприятиях с особыми условиями работы.

Во Франции любой гражданин, который имеет проблемы со здоровьем, которые приводят к неспособности в профессиональной деятельности, может воспользоваться правом на социальную защиту от государства. Такие мероприятия оказывают содействие социопрофессиональной интеграции инвалидов в общество и основаны на принципах общего права на труд и равенство доступа к получению работы.

Законом от 30 июня 1975 г. провозглашена национальная французская стратегия обучения и социально-профессиональной интеграции инвалидов в общество. В соответствии с этим законом и законом "О социальной модернизации" 2001 г. человек независимо от своего возраста или инвалидности имеет те же фундаментальные права, что и все другие. Эти законы, а также Закон о занятости инвалидов, который принят в 2005 году, направлены против дискриминации инвалидов при приеме их на работу и восприятии других видов человеческих отличий, которые следуют из имеющейся инвалидности. Указанными законами введена помощь для инвалидов и созданы правительственные и неправительственные структуры для предоставления таким лицам помощи в привлечении к обычной или ограниченной работе.

В каждом административном округе (во Франции их 96) существует Техническая комиссия направления и профессиональной ориентации (COTOREP). Эти окружные комиссии подчинены Главному управлению социального обеспечения Министерства здравоохранения и социального обеспечения. Любое лицо, которое хочет воспользоваться правом социальной защиты, должно обратиться в окружную комиссию по месту проживания.

COTOREP признает статус инвалида, оценивает нетрудоспособность соответственно принципам, которые действуют, высказывает позицию относительно профессиональной пригодности к работе с учетом имеющихся ограничений.

Во Франции существует три категории ограничений:

  • ограничение >80% - считается, что гражданин непригоден к обычной рабочей среде и может получить специальное ассигнование, названное ассигнованием для взрослых инвалидов;
  • ограничение 50-79% - гражданин имеет право на специальные мероприятия помощи органов социального обеспечения и не имеет права на специальное ассигнование для инвалидов;
  • ограничение <50% - гражданин считается способным находить работу в обычной среде без специальной помощи.

Во Франции существуют разные степени здоровья, и понятие «инвалид» воспринимается как «лицо со слегка сниженной способностью адаптации».

Для граждан - инвалидов младше 20 лет, которые учатся в школе, существует Специализированная комиссия по образованию, которая дает заключения относительно возможности нахождения в нормальной учебной среде, или с дополнительной учебной поддержкой или без такой. Такая комиссия есть в каждом округе, она зависит от местных структур Министерства образования.

Стандарты жизни развитых европейских стран предопределяют необходимость высокого, более качественного подхода к социальной защите инвалидов. В передовых странах обеспечивается трудоустройство половины из числа желающих работать инвалидов.

В Украине, как и в большинстве стран европейского сообщества, действует концепция квотирования государством определенного процента рабочих мест на предприятиях. Этот норматив составляет 4% для субъектов ведения хозяйства, на которых работают 8 и больше человек (для сравнения, в Италии и Испании - 2%, в Австрии - 4%, в Германии - 5%, в Франции - 6% на предприятиях с численностью 20 лиц). Одним из направлений трудоустройства людей с трудными физическими недостатками здоровья может стать развитие и распространение надомной формы труда и привлечение их к предпринимательской деятельности.

Французское общество имеет в своем распоряжении значительно большие, чем в Украине, финансовые ресурсы для предоставления разных видов помощи инвалидам, хотя численность признанных официально инвалидов (1,8 млн. человек) значительно меньше, чем в Украине. Принято, что однодневная зарплата всех нанимаемых работников раз в год пересчитывается в пользу инвалидов. Это - 2 млрд. евро. Около 13 млрд. евро идет на содержание медико-социальных учреждений для инвалидов.

Трудоустройством инвалидов на открытом рынке труда занимается государственная служба занятости (Поль Амплуа), которая в декабре 2008 года была реорганизована в результате объединения 2-х организаций: по выплате помощи и учету безработных. Сегодня служба занятости насчитывает 45 тыс. сотрудников на 2,4 млн. безработных Франции и 800 работников в центральном офисе. Таким образом, нагрузка на 1 работника в 3 раза меньше, чем в украинской службе занятости, хотя французы считают ее значительной.

Кроме этого во Франции есть центры занятости для инвалидов (Кап Амплуа), которые обеспечивают трудоустройство инвалидов на специализированные рабочие места. В целом во Франции 1400 специализированных учреждений для инвалидов, где занято 120 тыс. инвалидов. При этом МОТ признает отторжение людей с инвалидностью, наличие дискриминации. Уровень безработицы среди инвалидов - 19% - в 2,5 раза превышает уровень среди сдачи населения. Человеку могут отказать в приеме на работу, даже если он толстый или просто заикается. Поэтому, в соответствии с Законом, в Франции создан Высший орган борьбы с дискриминацией - высшая независимая административная структура в ранге суда.

Опыт Франции свидетельствует, что в Украине уполномоченным органам и организациям следует внедрять в жизнь идеологию равных возможностей, выделив и объединив наиболее успешные формы и методы, известные в мировой практике.

Наши слушатели, среди которых есть немало инвалидов по зрению и с ограниченной подвижностью, часто интересуются положением и правами инвалидов во Франции.

Как помогает инвалидам государство? Какие у нас имеются ассоциации? Как осуществляется юридическая помощь? Совсем недавно с такими вопросами ко мне обратился наш постоянный слушатель из Нижнего Новогорода Дмитрий Балыкин.


На самом деле, ответить не так просто из-за обилия информации и из-за того, что помощь инвалидам осуществляется на уровне государства, различных министерств, регионов, департаментов и коммун, а также ассоциациями. У всех имеются соответствующие интернет-сайты, однако, суммировать всю эту разнообразную информацию непросто.

Прежде всего, трудно дать даже определение инвалидности. Согласно оценке близких, семей, в которых имеется живущий дома инвалид, людей с физическим или умственным ущербом насчитывается примерно 3 200 000 человек, то есть около 5% французского населения. Тяжелая степерь инвалидности официально зарегистрирована у более 1 200 000 человек, но сюда не включены дица, которым более 60 лет. Живут в клиниках и специальных центрах более 360 000 человек, из которых примерно 220 000 детей. В то же время, далеко не все такие лица получают пособия по инвалидности. Среди взрослых пособия получают более 500 000 человек, и примерно 85 000 семей получают пособия на детей-инвалидов. Тем не менее, если считать разные типы помощи, то помощь получают почти 1,5 миллиона человек.

Где уатся дети с инвалидностью? Две трети из них учатся в обычных школах, но в большинстве своем – это особые классы в начальных классах и колледжах, которые либо состоят целиком из детей с различными дефектами, либо в каждом таком классе имеется несколько детей-инвалидов, и вдобавок к обычным учителям этим детям помогает дополнительный учитель-воспитатель. В 2005 году был принят специальный закон, по которому директор школы не имеет права отказать в приеме ребенку-инвалиду из его района. Однако, тяжелые случаи пороков развития также нередки. Около 85 000 детей-инвалидов получают образование в специальных учебно-лечебных заведениях, которые зависят не от министерства образования, а от министерства по социальным проблемам.

Ну а взрослые? Государство всячески борется против дискриминации в отношении инвалидов. Уже давно принято законодательство, по которому предприятия, имеющие более 20 штатных сотрудников, обязаны принимать на работу инвалидов, если, разумеется, эти инвалиды имеют соответствующую квалификацию. Для инвалидов установлена квота в 6% от общего числа рабочих мест. На практике, предприятия и службы, которые выполняют эту квоту, достаточно редки. Чтобы компенсировать недовыполнение нормы, каждое второе предприятие во Франции платит отчисления Ассоциации по управлению фондам с целью профессионального устрйства инвалидов (AGEFIPH) . Эта ассоциация была создана в соответствии с законом от 10 июля 1987 года о трудоустройстве инвалидов. Согласно статистике за 2007 год, AGEFIPH оказала помощь более чем 260 000 инвалидов. 83 000 инвалидов получили работу или сохранили рабочие места и 144 000 человек прошли различные курсы профессионального обучения. Существует и форма поощрения работодателя – та же инстанция выплачивает ему премию в размере 1600 евро за предоставление трудового контракта на срок не менее 12ти месяцев инвалиду.

Совсем недавно была создана новая государственная инстанция по борьбе с самыми разными формами дискриминации – и в том числе дискриминации в отношении инвалидов. Эта инстанция называется Высшая инстанция по борьбе против дискриминации и за равенство (HALDE). Эта инстанция оказывает помощь всем жертвам дискриминации, которую запрещает французское законодательство. Речь идет о дискриминации, основанной на расовом или этническом происхождении, на половых различиях и на инвалидности в таких областях, как трудоустройство, жилье, образование, и так далее. Кстати сказать, HALDE борется и за права иностранцев, которые на законных основаниях проживают во Франции. Недавно эта инстанция рекомендовала правительству отменить ограничения на прием на работу иностранцев, за исключением рабочих мест, связанных с национальной безопасностью. В настоящее время во Франции семь миллионов рабочих мест, то есть примерно треть от всех рабочих мест в стране, и в том числе все чиновничьи должности, закрыты для иностранцев.

Кроме этих инстанций, во Франции имеются сотни, если не тысячи ассоциаций национального и местного уровней, которые занимаются помозью инвалидам, в том числе специфические ассоциации для больных синдромом Дауна, для паралитиков и так далее. И все эти ассоциации оказывают инвалидам юридическую помощь, как правило, бесплатно.

Ну а теперь перейдем к другим вашим письмам, друзья. Игорь Фокин из Роги просит нас прислать ему несколько французских марок. К сожалению, мы их специально не собирали, но можем постараться. Наш старый и верный слушатель Николай Логинов нас просто приветствует. Взаимно.

А вот милое письмо от Сергея Рябухина из Волгограда. Он пишет: «Я неделю назад приехал из Парижа, теперь не могу просто так спать. Обязательно приснится или площадь Конкорд или Ассамблея или прогулка по Сене или кафешка... До Дома радио я не доехал на прогулочном речном трамвайчике, но сейчас пишу вам. ОЧЕНЬ ХОЧУ РАБОТАТЬ на радио в Париже. Пока могу и на расстоянии – история Волгограда. История Парижа – да,да! Сейчас я работаю на музыкальной радиостанции Европа-плюс. Помогите! На вас вся надежда. Я хочу переехать в Париж и сделать там карьеру радиоведущего».

Не хочется сбивать Ваш энтузиазм, Сергей, но думаю, что мы вряд ли сможем Вам помочь. Не знаю, рассказывала ли я об этом в Почтовом ящике, но пока нам предстоит не расширение штата, а сокращение. Наша дирекция собирается сократить пятую часть сотрудников РФИ, 206 человек, в том числе двоих из Русской службы. В ближайшие дни будут обнародованы предложения дирекции по добровольному уходу, и те, кто согласится уйти добровольно, получат неплохую денежную компенсацию. Однако, на практике это предложение привлекательно лишь для тех, кто должен в любом случае скоро выйти на пенсию или для молодых талантливых журналистов, которые могут быстро найти другую работу. Однако, для подавляющего большинства эти условия, скорее всего, окажутся неприемлемыми, после чего дирекция начнет увольнять. Как Вы понимаете, в ситуации общего экономического кризиса и в кризисной ситуации на нашем радио трудно думать о новых сотрудниках. Дай Бог нам пережить черные дни!

Упомяну еще о кратком письме нашего старинного слушателя из Литвы Римгаудаса Маузы и о письме нового слушателя из Владивостока Олега Галинского, которому нравится и наш сайт, и наши передачи. Олег спрашивает, высылаем ли мы карточки QSL . К сожалению, не высылаем.