Организация безбарьерной среды. Инвалиды. Безбарьерная среда. Обновленный СП «завис» на стадии подписания. Что это такое. Безбарьерная среда в школе

План Сергея Собянина сделать столицу благоустроенной для лиц с ограниченными возможностями пока выглядит невероятным. Да, уже было запущено 500 автобусов с низким подъемом, из 200 станций метро 27 были оборудованы лифтами для инвалидов, на улицах появилось несколько сотен дорожных знаков и десяток специальных светофоров. Были даже организованы особые паркинги, а администрация больших торговых центров теперь обеспечивает в своих зданиях всю необходимую для маломобильных граждан инфраструктуру. Но пока что все эти усилия – только капля в море.

Огромное количество пешеходных переходов, трамвайных остановок, станций метро не оборудованы необходимыми средствами для передвижения инвалидов. Полную реконструкцию Москвы на данный момент сделать просто невозможно – как минимум из-за проблем с пробками и круглосуточной переполненностью городского транспорта. И все же, факт остаётся фактом: сегодняшняя Москва – не лучший город для человека в коляске.

Давайте взглянем на примерный список необходимых элементов для свободного перемещения маломобильных граждан:

Во всех подъездах города должны быть специальные подъемники и пандусы.
Все светофоры должны иметь звуковые ориентиры.
Пешеходные переходы должны быть легкодоступными.
Все остановки общественного транспорта должны быть на одном уровне с автобусами, трамваями, маршрутками, троллейбусами.
Все парковки должны иметь хотя бы три парковочных зоны для инвалидов. А так же, если необходимо, лифт.
Лифты на всех станциях метро.

Таких пунктов ещё много, но давайте пока остановимся на этом. Одна из главных культурных улиц столицы – Остоженка. Она берет начало от Площади Пречистенских ворот и доходит до Крымской площади – и на всём её протяжении нет ни одного объекта, приспособленного для малоподвижного гражданина. Люди с ограниченными возможностями попросту не могут воспользоваться общегородскими благами этой улицы. На входе в рестораны на Остоженке высокие пороги и ступени, а высоты бордюрного камня не хватает для комфортной посадки в автобус.

Стоит обратить внимание и на трамвайные пути. Трамвай является самым опасным транспортом для инвалида или пенсионера. Исторические вагоны определённо обладают шармом старины и собирают вокруг себя сторонников оставить их в строю, но безнадёжно устарев, они должны уступить своё место более удобным, продуманным и практичным машинам, а сами перейти в распоряжение музея. Старые трамваи имеют три входных ступени, а это непреодолимое препятствие для большинства маломобильных граждан. По статистике PricewaterhouseCoopers Москва занимает 23 место в списке самых богатых городов мира, но при этом, видимо, не имеет возможности заказать определённое количество трамваев, чтобы не подвергать людей опасности. Трамваи нового поколения запущены только по трём маршрутам, а это катастрофически малый темп развития.

Транспортным департаментом города Москвы ещё в 2014 году был принят очередной проект программы «Транспорт Москвы без границ» и содержит он в себе пункты о мобильном и общем развитии транспортной системы столицы. Центр организации дорожного движения Москвы сообщает: « В городе Москве в настоящее время установлено 84 дорожных знака 8.15 «Слепые пешеходы», 224 знака 8.17 «Инвалиды», 7 знаков 8.18 «Кроме инвалидов». В 2014 году было установлено 200 дорожных знаков 8.17 «Инвалиды»*. Вместе с тем, в рамках пилотного проекта на 30 светофорах в Москве установили современное оборудование – звуко-вибрационные модули, которые помогут людям с инвалидностью по зрению и слуху переходить дорогу.»


План реконструкции Ленинского Проспекта

А вот ещё одно заявление Департамента труда и социальной защиты города Москвы от 2014 года: «Отметим, что в 2014 году для маломобильных граждан в Москве приспособят 512 автобусных остановок и 31 трамвайную платформу. Их оснастят плакатами с номерами маршрутов, поручнями и устройствами связи с диспетчером. На модернизацию всех остановок общественного транспорта потратят 350 миллионов рублей. Кроме того, 400 светофоров оснастят звуковым сопровождением. Также на трамвайных путях для малоподвижных людей построят посадочные платформы. Высота площадок будет совпадать с уровнем нижней ступени трамвая. Помимо этого в 2014 году столичные власти создадут электронную интерактивную карту с вакансиями для маломобильных людей, чтобы они могли подобрать место работы в своем районе ».

Можно ли считать приведённые цифры успехом? Определённо нет. На фоне города с населением в 12,3 млн. (только зарегистрированных граждан), цифры ЦОДД кажутся ничтожными. Что такое 30 светофоров и 300 оповещающих знаков за 2 года для пятой по счёту программы? К слову, в Москве проживает от 1.2 до 1.7 млн. людей с ограниченными возможностями. И это только те, кто получил специальное удостоверение. Сравнив цифры и графики населения можно сделать вывод, что это уже не просто проблема, а глобальная катастрофа в рамках столицы.

Что самое неприятное во всём этом, работа ведётся не для граждан города, а для тех, кто в этот город прибудет в 2018 году на ЧМ по футболу. Департаменты начинают работать только перед важными для престижа страны мероприятиями и всячески пытаются не упасть лицом в грязь перед мировой общественностью. Возможно это только совпадение, но все городские проекты рассчитаны сроком до июня 2018 года.

Подведём итоги. В сравнении с прошлыми десятилетиями, Москва изменилась до неузнаваемости, но несколько приспособленных для инвалидов музеев, три трамвайных маршрута, несколько десятков станций метро с лифтами и столько же светофоров в гигантском мегаполисе – это недостаточно. На сегодняшний день автомобиль и помощь родственников так и остаётся главными помощниками в передвижениях человека с ограниченными возможностями. Правда, нам остается надежда, что к 2018 году маломобильный горожанин все же сможет проехать своим ходом от одного конца Москвы в другой, не прикладывая для своего путешествия сверхусилий – и тогда с гордостью и уверенностью можно будет заявить: «Москва – город для всех».

Безбарьерная среда - комплекс мер для обеспечения доступ­ности и создания равных возможностей для лиц с особенностями психофизического развития во всех сферах жизни общества. Безбарьерная образовательная среда - доступная среда для детей-инвалидов, обеспечивающая доступ к образовательным ресурсам и совместный процесс их обучения в обычных школах. Она направлена на развитие инклюзивного образования, основная идея которого заключается в исключении любой дискриминации учеников и создании специальных условий для детей, имеющих особые образовательные потребности. Все дети, независимо от степени их совершенства и отличительных особенностей, достойны уважения и могут учиться. Работа по созданию комфортных условий обучения детей-инвалидов проводится для того, чтобы дети могли посещать обычные школы, а не специализированные коррекционные образовательные учреждения. Условия обеспечения безбарьерной образовательной среды. Для оптимального обеспечения учебного процесса д.б. создана безбарьерная среда как внутри здания, так и на прилегающей к нему территории: оборудование входных путей, путей перемещения внутри здания, создание комплексной информационной системы для ориентации и навигации в пространстве здания, оборудование санитарно-гигиенических помещений. Методика обучения в лиц с ограниченными возможностями здоровья предполагает использование социально-активных и рефлексивных методов обучения, технологий социокультурной реабилитации, создание комфортного психологического климата в коллективе. Должна быть обеспечена специальная материально – техническая база для детей с разными нарушениями (специальные пособия, оборудование). Должно быть обеспечено психолого – педагогическое сопровождение детей с нарушениями. Должна быть создана адаптированная коррекционно-развивающая среда обучения.

8. Понятие толерантности, виды толерантности и способы оценки уровня развития толерантности.

Толерантность - означает терпимость, которую человек выражает по отношению к поведению другого человека, его образу жизни, вере, ценностям, идеям. Толерантность призывает спокойно воспринимать любое действие, несовпадающее с нашими правилами, идеями и верой. Её можно сравнить с милосердием и снисхождением, так как некоторые составляющие этих терминов соприкасаются и имеют одно значение. Все виды толерантности по предмету проявления имеют два аспекта – поведенческий (деятельностный) и коммуникативный. В этом плане можно говорить о коммуникативной толерантности, – которая проявляется в общении - и поведенческой толерантности - в деятельности. Виды толерантности. Естественная (натуральная). Свойственна позиции маленького ребенка, не способного противопоставлять собственный жизненный опыт, свою личность, свое «Я» окружающей действительности. Природная любознательность, наивность и безграничное доверие к людям с одной стороны позволяет поддерживать видимость хороших и благожелательных отношений со стороны окружающих, с другой стороны способствует полному подавлению собственных желаний и качеств характера.Нравственная. Наиболее зрелая позиция по отношению к окружающим. Позволяет сохранить свой внутренний мир и свое «я», не осуждая и не пытаясь переделать окружающих в полном соответствии своего представления о степени «нормальности».Моральная. Этот вид толерантности характерен состоявшимся людям, привыкшим сдерживать свои эмоции, подавляя свое неприятие внутри.То есть проявление терпимости и доброжелательности только внешнее, показное, обусловленное воспитанием «держать свои мысли при себе» и расчетливостью («я вас вынужден терпеть, но…»).Этническая. Определяет способность человека продолжительно проявлять терпимость в общении и вынужденном совместном проживании к чужеродным и неприятным для него проявлениям незнакомой этнической культуры, образу жизни, чувствам, религиозным обрядам. В определении и анализе степени (уровня) терпимости человека к окружающим в психологии существует термин коммуникативной толерантности.Для характеристики личности человека анализируются следующие ее подвиды. Ситуативная: отношение исследуемого к конкретным людям, к примеру, по фразам «он меня бесит» (низкий уровень), «я не всегда его понимаю» (средний уровень) или «с ним легко и просто» (высокий уровень). Типологическая: отношение исследуемого к определенной категории, типу людей (по национальному признаку, политических взглядов, этнической принадлежности и т.д.). Профессиональная: отношение исследуемого к пациентам, клиентам, сотрудникам и другим людям, с которыми он вынужден поддерживать связи в силу своей профессиональной деятельности. Общая: суммарная коммуникативная толерантность на основе предыдущих критериев. Способы оценки уровня развития толерантности.1. Методика диагностики общей коммуникативной толерантности (В. В. Бойко). Оценивается уровень взаимодействия между другими людьми (предлагаются разного рода ситуации). Максимальное число баллов свидетельствует об абсолютной нетерпимости к окружающим, а ноль баллов - свидетельство терпимости ко всем типам партнеров во всех ситуациях. 2. Тест «Насколько вы терпимы?» (О. И. Тушканова). По результатам можно попасть в одну из трех групп: проходивший тест непреклонен и упрям; способен твердо отстаивать свои убеждения; твердость убеждений сочетается с гибкостью ума. 3. «Шкала ксенофобии» (модификация шкалы Богардуса). Ксенофобия - это болезненный, навязчивый страх перед незнакомыми лицами, ненависть, нетерпимость к чему-либо чужому, незнакомому, иностранному. Определяется уровень ксенофобии.

9. Понятия «интеллектуальная недостаточность» (в образовании), «умственная отсталость» (в медицине).

Олигофренопсихология – отрасль специальной психологии, изучающая закономерности психического развития и психологические особенности детей с интеллектуальной недостаточностью.В истории изучения людей с физическими и умственными нарушениями «слабоумные» люди были одним из первых объектов для описания и анализа, для определения возможностей социальной помощи, их обучения и воспитания. Это связано с тем, что отклонения в развитии и поведении этих людей слишком явные, они бросаются в глаза, эти люди ограничены в возможностях обслуживать себя и заботиться о себе, в социальной адаптации, в труде. В дальнейшем в науке и практике вместо терминов «слабоумие», «слабоумный» начали использовать термин «умственная отсталость». В настоящее время понятие умственной отсталости используется в медицине, а в педагогике и психологии, признано целесообразным использование термина «интеллектуальная недостаточность». Под умственной отсталостью понимают состояние задержанного или неполного развития психики, которое характеризуется проявляющейся в период созревания недостаточностью способностей, определяющих общий уровень интеллекта, то есть когнитивных, речевых, моторных и социальных способностей. Отсталость может наблюдаться в сочетании с любым другим психическим или соматическим расстройством или возникать без подобного сочетания. Вместе с тем лица с умственной отсталостью могут страдать любыми без исключения психическими расстройствами. Подходы к диагностике умственной отсталости.Психометрический. Оценка умственной отсталости производится на основании измерения коэффициента интеллекта (IQ). Нормальный IQ – 90 и выше. Интеллектуальная недостаточность (ИН) – IQ 70 и ниже. Дети с ЗПР – IQ 70-90. Подход Американской научной школы диагностики умственной отсталости. Используют понятие адаптивного поведения - эффективность, с которой индивид приспосабливается к естественным и социальным требованиям окружающего мира, что проявляется в степени его самостоятельности и соответствия требованиям личной и социальной ответственности. При ИН у человека наблюдается недостаточность адаптивного поведения и адаптивных навыков . 10 областей адаптивных навыков: коммуникация, самообслуживание, возможность жить в домашних условиях, социальные навыки, умение жить в микросреде, самонаправленность личность (умение делать выбор, планировать свои действия и т.п.), здоровье и безопасность, функциональная успеваемость (обучение), проведение досуга, работа. Умственную отсталость подразделяют на следующие виды: – умственная отсталость как результат врожденных или рано приобретенных поражений головного мозга, то есть умственная отсталость при олигофрении; – умственная отсталость как результат приобретенных поражений головного мозга после периода нормального развития ребенка, то есть умственная отсталость при деменции; – умственная отсталость как результат депривации, или педагогической запущенности ребенка, а также его развития вне условий человеческого общества.

Введение

Инвалидность вызывает ограничения в возможностях жизнедеятельности человека, обусловленные физическими, психологическими, культурными, законодательными и иными барьерами, препятствующие интеграции человека с инвалидностью в социум.

Социальным аспектом независимой жизни является право инвалида быть неотъемлемой частью общества, принимать участие в социальных, политических и экономических процессах, свобода доступа к жилым и общественным зданиям, транспорту, средствам коммуникации, труду, образованию и т.д. Чтобы инвалиды смогли на деле реализовать провозглашенные равные права на участие во всех аспектах жизни, необходима их всесторонняя поддержка.

В настоящее время реабилитация людей с ограниченными возможностями является не только актуальной проблемой для общества, но и приоритетным направлением государственной социальной политики нашего государства.

В принятой в 1993 году Конституции, статья 7 гласит «Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека», а это предполагает обязанность государства регулировать социальную сферу, не только провозглашать, но и обеспечивать широкий круг экономических, социальных и культурных прав. С одной стороны государство призвано создать условия, обеспечивающие достойную жизнь и свободное развитие человека, с другой стороны осуществлять поддержку слабо защищенных в социальном плане слоев населения, семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан.

Впервые беспрепятственный доступ инвалидов к объектам социальной инфраструктуры был законодательно закреплен в 1995 году Федеральным законом от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». Статья 15 «Обеспечение беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры» гласит «правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям исооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям), а также для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации)».

Однако, долгое время нормы, закрепленные в указанном законе, на деле оставались неработающими. Практика российского градостроительства, проектирования объектов, организации транспортного обслуживания практически не учитывала потребности людей с ограниченными возможностями.

В 2006 году была принята Конвенция Генеральной ассамблеи ООН о правах инвалидов. В рамках фундаментального вопроса о доступности статья 9 Конвенции предусматривает «чтобы наделить инвалидов возможностью вести независимый образ жизни и всесторонне участвовать во всех аспектах жизни, государства-участники принимают надлежащие меры для обеспечения инвалидам доступа наравне с другими к физическому окружению, к транспорту, к информации и связи, включая информационно-коммуникационные технологии и системы, а также к другим объектам и услугам, открытым или предоставляемым для населения, как в городских, так и в сельских районах. Эти меры, которые включают выявление и устранение препятствий и барьеров, мешающих доступности…».

Федеральным законом от 3 мая 2012 года № 46-ФЗ «О ратификации Конвенции о правах инвалидов» Российской Федерацией ратифицирована Конвенция о правах инвалидов от 13 декабря 2006 года, подписанная от имени Российской Федерации 24 сентября 2008 года. Конвенция отмечает значительный сдвиг в восприятии инвалидов обществом, с одной стороны, признается право инвалида самостоятельно принимать решения и быть ответственным за свою жизнь. С другой стороны, государства, ратифицирующие Конвенцию о правах инвалидов, обязаны разрабатывать минимальные стандарты доступности объектов общественного пользования и различных служб, а также принимать соответствующие меры по их применению.

В одном из своих выступлений в 2010 году на заседании Правительства РФ Владимир Владимирович Путин сказал «Долгие годы проблемы инвалидов замалчивались, как бы пытались эти проблемы вообще не замечать. Государство по факту ограничивалось выплатой пенсий или пособий. Многие инвалиды оказывались замкнуты в четырех стенах, отгорожены, по сути дела, от общества. Чтобы получить образование, сделать профессиональную карьеру, приходилось буквально пробивать многочисленные препоны. Естественно, это было под силу далеко не каждому». В выступлении было подчеркнуто, что «задача государства - кардинально изменить ситуацию к лучшему, создать людям все необходимые условия для активной, полноценной, достойной жизни, так, как это происходит в большом количестве стран с развитой экономикой. Для этого необходимо на деле снизить и, где реально возможно, полностью ликвидировать сохраняющиеся барьеры для инвалидов, убрать все то, что мешает людям пользоваться услугами транспорта, получать образование и медицинскую помощь, обращаться в государственные и муниципальные органы и, конечно, трудиться. Все эти проблемы призвана решать специальная государственная программа «Доступная среда на 2011-2015 годы»… Согласно программе, к 2015 году должны быть созданы условия для беспрепятственного доступа инвалидов к приоритетным объектам и услугам социальной инфраструктуры, транспорта, связи и информации, образования», - сказал глава правительства РФ, а ныне президент России В.В.Путин.

Всероссийское общество слепых активно участвовало в формировании данной программы. В своем выступлении на XXI съезде ВОС президент А.Я. Неумывакин сказал «Мы активно взаимодействовали при разработке государственной программы «Доступная среда на 2011-2015 годы» Нами были выработаны конкретные предложения: по включению мероприятий по поддержке общественных организаций инвалидов и их предприятий, по расширению перечня тифлосредств, обеспечению инвалидов путевками». В настоящее время ВОС активно участвует в реализации вышеназванной государственной программы.

Местная организация (МО) ВОС является основой Общества и структурным подразделением (филиалом) региональной организации (РО)ВОС, ведущим непосредственную работу по защите прав и интересов инвалидов по зрению, оказанию им содействия в социальной поддержке, реабилитации, обеспечении равных возможностей». Ежедневно тысячи инвалидов по зрению обращаются в МО ВОС. Поэтому создание условия доступности в местной организации и на путях следования к ней - одна из основных задач ее председателя.

Основные термины и понятия доступности

Доступная среда - это среда жизнедеятельности людей, дооборудованная с учетом потребностей, возникающих у инвалидов, и позволяющая им вести независимый образ жизни.

Беспрепятственный доступ инвалидов к объектам - этотакой доступ к любым объектам социальной инфраструктуры, когда инвалид в состоянии самостоятельно или с минимальной посторонней помощью осуществить перемещение до необходимого объекта, вход внутрь и свободное передвижение внутри него. При этом инвалид должен иметь возможность использовать данные объекты и отдельные помещения внутри них в соответствии с их функциональным назначением. Возможности использования инвалидом объекта и его частей не должны отличаться от возможностей использования этого объекта людьми, не имеющими инвалидности.

Беспрепятственное использование инвалида-ми объектов - это такое использование объектов социальной инфраструктуры, при котором инвалид самостоятельно или с минимальной посторонней помощью может использовать данные объекты и отдельные помещения внутри них в соответствии с их функциональным назначением. Возможности использования инвалидом объекта и его частей не должны отличаться от возможностей использования этого объекта людьми, не имеющими инвалидности.

Доступность реализации права/обязанности/гарантии - это возможность реализации инвалидами своих прав, выполнения обязанностей и получения гарантий в соответствии с законами Российской Федерации и международными правовыми нормами, наравне с гражданами, не имеющими инвалидности.

Приспособление объектов для использования инвалидами -это такое изменение всей территории объекта (реконструкция, переоборудование, дооснащение и т.д.), в результате которого инвалиды получают возможность использовать данный объект наравне с гражданами, не имеющими инвалидности, в соответствии с функциональным назначением этого объекта и его отдельных помещений.

Объекты, доступные для инвалидов, - это любые объекты социальной инфраструктуры (жилые, общественные и производственные здания, строения и сооружения, спортивные сооружения, места отдыха, культурно-зрелищные и другие учреждения, транспортные средства), оборудованные таким образом, что доступ в них и перемещение внутри инвалид может осуществлять либо самостоятельно, либо с минимальной посторонней помощью.

Устройства и средства, доступные для инвалидов - это устройства и средства бытового коммуникационного и другого назначения, оборудованные и оснащенные таким образом, что инвалиды могут пользоваться ими самостоятельно или с минимальной посторонней помощью.

Безбарьерная среда - это совокупность объектов социальной инфраструктуры, оборудованная таким образом, что инвалиды могут свободно перемещаться, осуществлять доступ в любые объекты и передвижение внутри них самостоятельно или с минимальной посторонней помощью.

Всесторонняя доступность среды для инвалидов на современном этапе является реализацией принципа интеграции (включения) инвалидов в жизнь общества. Среда жизнедеятельности любого человека включает в себя, по крайней мере, две составляющие. Это физическая, в основном пространственная среда человека, как биологического существа и среда социальная , как существа общественного.

В последнее время принято выделять отдельно информационную среду , которая включает в себя все информационные источники. Часто трудно провести чёткую границу между социальной и информационной средами, так как вторая во многом обслуживает и наполняет содержанием первую.

Доступность социальной среды предполагает наличие разнообразных контактов, участие в общественной жизни, доступ к развлечениям, возможность путешествовать и т. д. В некоторых случаях доступность социальной среды обеспечивается доступностью информационной среды: средств массовой информации, библиотек, современных информационных технологий (телефония, Интернет, Skype , электронная почта и т. д.).

Доступность пространственной среды для инвалидов по зрению условно можно подразделить на 2 составляющие:

Доступность микро-среды (пространство квартиры, дома, прилегающей к дому территории и т. д.);

Доступность макро-среды (городская инфраструктура и т. д.).

В первом случае сформировать условия доступности - задача инвалида по зрению и членов его семьи, возможно при этом получение консультаций председателя или реабилитированных членов МО ВОС.

Во втором случае при формировании условий доступности требуются общие усилия государственных исполнительных органов власти и Всероссийского общества слепых. Очень важно, чтобы представители МО ВОС входили в создаваемые в настоящее время Межведомственные комиссии по обследованию доступности для инвалидов социально-значимых объектов или другие органы контроля формирования доступной среды.

В соответствии с основными принципами доступности получение образования должно быть доступно для инвалидов по зрению. Получение среднего образования гарантировано государством инвалидам детства. В настоящее время созданы условия получения высшего профессионального образования по различным специальностям. Роль председателя МО ВОС заключается в оказании посильной помощи при выборе того или иного образовательного учреждения. Изучение возможностей приема инвалидов по зрению в Вузы, находящихся в данном регионе и тесный контакт с ними, расширят возможности для инвалидов по зрению - членов МО ВОС в вопросах получения ими высшего образования. В соответствии с Конституцией РФ каждому гражданину, в том числе и инвалиду, гарантировано право на труд. Роль председателя МО ВОС в содействии трудоустройству членов МО ВОС заключается во взаимодействии с местными службами занятости для получения информации об имеющихся вакансиях и возможностях получения профориентационных услуг, профессионального образования и повышения квалификации. Председатель МО ВОС должен активно работать с местными органами самоуправления. Социальное партнерство должно стать одним из направлений деятельности МО ВОС.

При формировании доступности одной из основных задач МО ВОС является создание условий расширения социальных контактов инвалидов по зрению. Для решения этой задачи председатель МО ВОС должен планировать и проводить мероприятия, способствующие их общению и сплочению:

Кружки по интересам;

Встречи в неформальной обстановке с инвалидами по зрению, имеющими активную жизненную позицию и опыт успешной самореализации и т. д.

С целью формирования толерантного отношения к инвалидам по зрению для участия в данных мероприятиях следует привлекать и людей без зрительной патологии, в том числе членов семей инвалидов по зрению, устанавливать контакты с другими местными организациями и общественными организациями инвалидов других нозологий с целью проведения совместных мероприятий.

Необходимо формировать доступность получения и передачи информации инвалидам по зрению. С момента изобретения рельефно-точечного шрифта Брайля в течение почти полутора столетий информация подготовленная таким образом была единственным источником для незрячих. С середины 20-го века стали появляться современные средства, позволяющие осуществлять запись и воспроизведение информации. Тем не менее, система Брайля не утратила своего основного предназначения. Только с помощью этой человек с патологией зрения может научиться грамотности. Задача местной организации заключается в пропаганде системы Брайля и оказании помощи при ее освоении. Желательно, чтобы существовал постоянно действующий кружок по обучению Брайлю. Чтение по системе Брайля создает одно из основных условий доступности инвалидов по зрению к получению информации, в том числе и с помощью современных информационных технологий (брайлевский дисплей и т. д.). Доступность к получению информации обеспечивается с помощью аудионосителей. В специализированных библиотеках для слепых значительная часть фондов состоит из аудиокниг в виде магнитофонной (аналоговой) или цифровой записи (обычно в формате mp 3). Для их прослушивания применяются специальные тифло- и обычные mp 3-плееры. Местные организации ВОС должны тесно сотрудничать с библиотеками, приглашать на свои мероприятия работников этих учреждений для предоставления информации инвалидам по зрению о предоставляемых услугах. До настоящего времени средства массовой информации (печатные издания, телевидение и т. д.) были недоступны для людей с проблемами зрения. Использование современных информационных технологий позволило частично разрушить данные барьеры: большинство печатных изданий публикуют основные материалы в Интернете. С помощью специального программного обеспечения незрячие пользователи самостоятельно получают эту информацию. Рекомендуется МО ВОС предоставлять доступ членам своей организации к сети Интернет. Создание компьютерного специального рабочего места в МО ВОС возможно при финансовой поддержке службы занятости, а бесплатное подключение к сети возможно благодаря обращению к провайдеру в данном регионе.


рис.1 рис. 2



рис. 3 рис. 4

Основные требования и практические рекомендации по обеспечению доступности МО ВОС для инвалидов по зрению

Вход в здание , где расположена местная организация ВОС, следует оборудовать доступными для инвалидов элементами информации об объекте. Входная площадка при входе должна иметь: навес, водоотвод, а в зависимости от местных климатических условий - подогрев. Идеальный во всех отношениях вход в здание - это вход на одном уровне с тротуаром без лестниц и пандусов. Поверхности покрытий входных площадок и тамбуров должны быть твердыми, не допускающими скольжения при намокании. Дренажные и водосборные решетки, устанавливаемые в полу тамбуров или входных площадок, должны устанавливаться заподлицо с поверхностью покрытия пола. Ширина просветов их ячеек не должна превышать 0,015 м. Предпочтительно применение решеток с ромбовидными или квадратными ячейками.

В соответствии с техническими требования Национального стандарта РФ указателей тактильных наземных для инвалидов по зрению (ГОСТ Р52875-2007), перед входными дверями устанавливают предупреждающие указатели тактильные дорожные (плиты) с конусообразной формой рифления длиной равной ширине входа (двери) на расстоянии 500 мм от него. Для этих целей рекомендуется применять бетонные тротуарные плиты размерами 300 х 300 мм или 500 х 500 мм, изготовленные по ГОСТ 17608-91.

Для обозначения выхода из здания рекомендуется устанавливать предупреждающие указатели тактильные напольные (керамические плиты, диэлектрические ковры) шириной 500 мм и длиной, равной ширине двери, выложенные на расстоянии 1500 мм до двери, с конусообразной формой рифления.

Если перед выходом из здания в качестве направляющего указателя тактильного напольного используется магистральная ковровая дорожка, в этом случае для обозначения выхода под магистральной дорожкой поперек нее дополнительно подкладывают полоску ковровой дорожки шириной 200 мм, выполняющую роль предупреждающего указателя тактильного напольного.

Глубина пространства для маневрирования перед дверью при открывании «от себя» должна быть не менее 1,2 м, а при открывании «к себе» - не менее 1,5 м. Глубина тамбуров и тамбур-шлюзов должна быть не менее 1,8 м, а в жилых зданиях - не менее 1,5 м при ширине не менее 2,2 м. Такая глубина необходима не только для маневрирования инвалидов по зрению, но и удобны для людей передвигающихся на креслах-колясках.

Пути движения внутри МО ВОС должны соответствовать нормативным требованиям к путям эвакуации людей из помещения. Рекомендуемая ширина пути движения (в коридорах, помещениях, галереях и т.п.) в чистоте должна быть не менее:

В одном направлении - 1,5 м,

При встречном движении - 1,8 м.

Ширину прохода в помещении с оборудованием и мебелью следует принимать не менее 1,2 м. Ширину коридора или перехода в другое здание следует принимать не менее 2,0 м. Отметим, что достаточная ширина проходов важна для незрячих людей, использующих в ориентировке трость.

Конструктивные элементы внутри зданий и устройства, размещаемые в габаритах путей движения на стенах и других вертикальных поверхностях, должны иметь закругленные края, а также не должны выступать более чем на 0,1 м на высоте от 0,7 до 2,0 м от уровня пола, чтобы люди с глубокими нарушениями зрения не получили травму.

Участки пола на путях движения на расстоянии 0,6 м (на улице - 0,8) перед дверными проемами и входами на лестницы и пандусы, а также перед поворотом коммуникационных путей должны иметь предупредительную рифленую и/или контрастно окрашенную поверхность (рис 47 и 48, указатели тактильные напольные), допускается предусматривать световые маячки.

В помещениях, доступных инвалидам по зрению, не допускается применять ворсовые ковры с толщиной покрытия (с учетом высоты ворса) - более 0,013 м. Ковровые покрытия на путях движения должны быть плотно закреплены, особенно на стыках полотен и по границе разнородных покрытий. Такие покрытия, кстати, могут служить тактильной направляющей для незрячих и слабовидящих.

Вход в помещение МО ВОС желательно оснастить звуковым маяком, который будет выполнять роль звукового ориентира для незрячих людей (рис.1, положение 1). Для этих целей можно использовать радиотрансляцию, при этом дальность звучания маяка приблизительно от 5 до 10 м.

Двери в здание и помещения на путях движения инвалидов по зрению не должны иметь порогов, а при необходимости их устройства высота порога не должна превышать 0,025 м. Дверной проём в чистоте - это фактическая ширина дверного проема при открытом на 90° дверном полотне, если дверь распашная, или полностью открытой двери, если дверь раздвижная, как в лифте.

Входные двери в здания и помещения, которыми могут пользоваться инвалиды, должны иметь ширину не менее 0,9 м.

В полотнах наружных дверей, доступных инвалидам, следует предусматривать смотровые панели, заполненные прозрачным и ударопрочным материалом, нижняя часть которых должна располагаться в пределах 0,3-0,9 м от уровня пола. Нижняя часть дверных полотен на высоту не менее 0,3 м от уровня пола должна быть защищена противоударной полосой.

Прозрачные двери и ограждения следует выполнять из ударопрочного материала. На прозрачных полотнах дверей следует предусматривать яркую контрастную маркировку, расположенную на уровне не ниже 1,2 м и не выше 1,5 м от поверхности пешеходного пути, прямоугольник (10х20 см) или круг (диаметр 15 см) желтого цвета (рис.1, положение 2).

На путях движения инвалидов по зрению не допускается применять вращающиеся двери и турникеты. Рекомендуется применять двери на петлях одностороннего действия с фиксаторами в положениях «Открыто» и «Закрыто», а также двери, обеспечивающие задержку автоматического закрывания дверей продолжительностью не менее 5 сек.

Дверные ручки, запоры, задвижки и другие приборы открывания и закрывания дверей должны иметь форму, позволяющую инвалиду по зрению самостоятельно их использовать и не требующую применения слишком больших усилий или значительных поворотов руки в запястье. Ручки дверей, расположенных в углу коридора или помещения, должны размещаться на расстоянии от боковой стены не менее 0,6 м.

Лестница - очень важный объект для инвалидов различных нозологий. Лестница включает в себя ступени и поручни. Ступени неотделимы от поручней. Как уже отмечалось, самый удобный вариант для всех - это отсутствие лестницы. Пологий уклон пешеходных дорожек или тротуаров до 5% не вызывает особых проблем для передвижения всех категорий населения. В местах перепада уровней, превышающего 4 см, между горизонтальными участками пешеходных путей или пола в зданиях и сооружениях следует предусматривать устройство пандусов и лестниц (СНиП 35-01), ширина марша лестниц должна быть не менее 1,35 м.

Ступени лестниц на путях движения инвалидов должны быть глухими, ровными, без выступов и с шероховатой поверхностью. Ребро ступени должно иметь закругление радиусом не более 5 см. Не рекомендуется использовать для передвижения инвалидов по зрению открытые ступени, в которых есть только горизонтальные проступи, но нет вертикальных подступенков. Такие ступени не являются глухими. Обычно так сваривают железные лестницы. Инвалидам подниматься по ним неудобно, так как нога, не встречая упора, «проскакивает» под ступеньки. Инвалиду по зрению приходится не просто поднимать ногу на ступеньку вверх, а прилагать дополнительные усилия, чтобы шаг за шагом вытаскивать ее из-под ступеней. К тому же из-за этого царапается и повреждается поверхность носка обуви. Рекомендуемая ширина проступей должна быть: для наружных лестниц - не менее 40 см, для внутренних лестниц в зданиях и сооружениях - не менее 30 см. Высота подъемов ступеней: для наружных лестниц - не более 12 см, для внутренних - не более 15 см. Все ступени в пределах марша и лестничной клетки, а также наружных лестниц должны быть одинаковой геометрии и размеров по ширине проступи и высоте подъема.

Для слабовидящих рекомендуется контрастная окраска ступеней - светлые проступи и темные подступенки. Это требование можно реализовать за счет подбора облицовочного материала соответствующих оттенков. На подходах к лестницам и препятствиям для инвалидов с недостатками зрения следует использовать яркую и контрастную предупреждающую окраску, а также предусматривать наземные и/или напольные тактильные указатели.

В соответствии с ГОСТ Р52875-2007 на первой и последней ступенях лестничного марша наносят сигнальные полосы желтого цвета материалом, образующим шероховатое, нескользкое покрытие (рис.2).На расстоянии 800 мм от кромки первой ступени лестницы необходимо использовать предупреждающий указатель тактильный наземный в виде полосы шириной 500 мм или 600 мм и длиной, равной ширине ступени. В этом случае используются указатели тактильные (плиты) с конусообразными рифами, предупреждающие инвалида по зрению о наличии препятствия (ступеней). С учетом потребностей инвалидов по зрению количество ступеней в лестничных маршах на пути следования должно быть одинаковым.

Поручни - важная составная часть лестницы. Лестничные поручни должны иметь с обеих сторон горизонтальные участки, выходящие за пределы длины лестничного марша вверху, как минимум, на 300 мм и внизу, как минимум, на 300 мм с прибавлением глубины одной ступени лестницы (рис. 3). В данном случае поручни являются направляющими ориентирами для людей с проблемами зрения. Рекомендуется использовать поручни круглого сечения диаметром не менее 30 мм (поручни для детей) и не более 50 мм (поручни для взрослых) или прямоугольного сечения толщиной от 25 до 30 мм. Форма и размеры поручней должны обеспечивать максимальное удобство для их захвата кистью руки. Неудобен как очень большой размер поручней, так и очень маленький. Лучше и безопаснее для захвата руки поручень округлого сечения. Рекомендуемый диаметр поручней для взрослых - 40 мм. Расстояние между поручнем и стеной в свету должно быть не менее 40-45 мм. Поручни должны быть надежно, прочно закреплены, не поворачиваться или смещаться относительно крепежной арматуры. Конструкция поручней должна исключать возможность травматизма людей. Концы поручней должны быть либо закруглены, либо прочно прикреплены к полу, стене или стойкам, а при парном их расположении - соединены между собой. Высота охватываемой поверхности поручня должна быть:

Для верхнего поручня - 900 мм (поручень для взрослых);

Для нижнего поручня - 700-750 мм (поручень инвалидов-колясочников и людей маленького роста).

Для удобства использования инвалидами по зрению поручни на изломе лестницы или в местах поворота и перехода с одного марша на другой не должны прерываться. Поручни двух соседних лестничных маршей должны быть непрерывно соединены между собой. Поручни устанавливаются с обеих сторон лестницы. На верхней или боковой, внешней по отношению к маршу, поверхности поручней перил должны предусматриваться рельефные обозначения этажей.

Если местная организация находится в здании, оборудованном лифтом, необходимо создать условия его доступности для инвалидов по зрению. Информация, размещённая в лифте, должна быть продублирована шрифтом Брайля и (или) голосовым сообщением объявления этажей.

Помещение МО ВОС должно быть оборудовано системой средств информации и сигнализации об опасности в визуальном, звуковом и тактильном виде. Члены МО ВОС должны быть ознакомлены с путями эвакуации и правила поведения в экстремальных ситуациях.

Санитарно-гигиенические помещения МО ВОС должны быть доступны для инвалидов по зрению. Информация о наличии и расположении туалетных комнат должны быть доведена до каждого члена местной организации.

На кабине туалета должен быть знак доступности (рис. 4). Дверь в туалете для инвалидов должна открываться наружу. Замок должен предусматривать возможность открывания двери снаружи в экстренном случае. Желательно туалет оборудовать кнопкой экстренного вызова.

В местной организации ВОС рекомендуется провести обследование помещения на предмет его доступности для инвалидов разных категорий с помощью Анкеты (приложение 1). Данную анкету можно использовать при проведении обследования любых зданий и сооружений, которые посещают инвалиды по зрению в вашем регионе.

Приложение 1



Проектирование безбарьерной среды жизнедеятельности для людей с ограниченными статодинамическими функциями в зданиях и сооружениях.

Общая информация

Одним их факторов, определяющих степень цивилизованности общества, является его отношение к людям, страдающим разного рода недугами. Статистическими исследованиями доказано, что людей, страдающих нарушениями опорно-двигательных функций, в мире примерно 10% от общего количества населения на планете.

Градостроительный кодекс Российской Федерации, Статья 17 гласит: “Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации создают условия для беспрепятственного доступа инвалидов (в том числе инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям), а также для беспрепятственного пользования воздушным, железнодорожным, автомобильным, водным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, средствами связи и информации.Градостроительное планирование и застройка городских и сельских поселений, разработка проектной документации для строительства, реконструкции зданий, строений и сооружений и их комплексов, объектов инженерной и транспортной инфраструктур без учета обеспечения условий для беспрепятственного доступа инвалидов к объектам инженерной, транспортной и социальной инфраструктур и использования таких объектов инвалидами не допускаются” Ряд компаний занимаются разработкой и производством средств реабилитационной и адаптационной оргтехники, которые позволяют решать социально-нравственные проблемы, связанные с интеграцией людей с нарушениями опорно-двигательных функций и малоподвижных групп населения в общество, и предоставляют им равные с другими членами общества условия при вступлении на рынок труда, образования и отдыха за счет создания безбарьерной среды жизнедеятельности.

Решение этих проблем требует участия всей здоровой части населения страны. Правовой основой для этого служат Постановления Правительства России, соответствующие законы, ГОСТы и другие нормативные документы. Но самым главным в этой работе является нравственный кодекс каждого участника этого процесса

В настоящее время в г. Москве, да и в стране в целом, создана необходимая правовая база, обеспечивающая людям с нарушениями опорно-двигательных функций, функций органов зрения и слуха комфортные условия их жизнедеятельности в социальной, транспортной и инженерной инфраструктурах городского хозяйства.

Известно, что все новые проекты зданий и сооружений, а также сооружения, подлежащие капитальному ремонту, должны предусматривать создание при их реализации безбарьерной среды.

Обеспечение создания безбарьерной среды во многом решается за счет использования адаптационной оргтехники такой как: устройства для санитарно-гигиенических мест, средства передвижения, кресла туалетные, поручни и другие средства оргтехники.

Одним из элементов в создании безбарьерной среды обитания являются подъемно-транспортные средства (ПТС). Это “мини-лифты” индивидуального пользования, рассчитанные на высоту подъема до 4-6 метров (вертикальные); ПТС наклонного перемещения с грузонесущим устройством в виде платформы, рассчитанные на высоту подъема до 30 метров, грузоподъемностью не более 225-300 кг или с грузонесущим устройством в виде кресла с грузоподъемностью 130 кг; мобильные автономные ПТС грузоподъемностью 130 кг.

Доступность зданий и сооружений

Обзор и анализ отечественной и зарубежной печати по реабилитации и адаптации людей, страдающих нарушениями статодинамических функций, позволяет сделать вывод, что для доступности зданий и сооружений возможно создание необходимых и достаточных условий для интегрированной полной, взаимосвязанной “безбарьерной среды жизнедеятельности” (БСЖ).

БСЖ может быть сформирована за счет:

  • использования пандусов и поручней во входных группах и внутри зданий;
  • оснащения жилых помещений адаптационной оргтехникой (кухни, жилые комнаты, санитарно-гигиенические места);
  • использование автономного мобильного ПТС как внутри помещений, так и во входных группах зданий и сооружений, а также в ландшафтной зоне, прилегающей к ним;
  • ПТС наклонного и вертикального перемещения.

Входная группа зданий.

Все здания и сооружения, которыми могут пользоваться люди с ограниченными возможностями, должны иметь не менее одного доступного для них входа, который при необходимости должен быть оборудован пандусом или другими устройствами (подъемными устройствами наклонного или вертикального перемещения), обеспечивающими возможность подъема граждан данной категории на уровень входа в здание, его первого этажа или лифтового холла.

Вход в здание на одном уровне с тротуаром без лестниц и пандусов – это идеальное решение проблемы беспрепятственного доступа при проектировании зданий и сооружений.

Двери в здания и помещения на путях движения человека в кресле-коляске не должны иметь порогов, либо их высота не должна превышать 0,025 м и, по возможности, иметь устройства автоматического открывания (закрывания).

Внутренние помещения.

Внутренние помещения должны быть оснащены:

  1. Набором опорных поручней в соответствии с действующими стандартами и строительными нормами и правилами.
  2. Адаптационными средствами оргтехники, включая санитарно-гигиенические места, жилые комнаты и кухни для безбарьерного доступа к ним людей с ограниченными опорно-двигательными функциями.

Гаражи и паркинги

На каждой стоянке автотранспортных средств (около жилых зданий, производственных предприятий, предприятий торговли и сферы услуг, медицинских, спортивных, культурно-зрелищных учреждений, предприятий) выделяется не менее 10 процентов оборудованных специальными знаками и разметкой мест для парковки специальных автотранспортных средств инвалидов, которые не должны занимать иные транспортные средства.

К местам парковки должен быть обеспечен беспрепятственный доступ, исключающий высокие бордюры, узкие проходы (проезды) и т.д.

Доступность прилегающих к зданиям и сооружениям садово-парковых, ландшафтных зон и скверов.

Для обеспечения безбарьерного доступа людей к различным социальным и культурным объектам (киноконцертный зал, спортивная площадка, бассейн, природоландшафтная зона и т.п.), в том числе и передвигающихся на креслах-колясках пути подхода (подъезда) должны быть оснащены противоскользящими покрытиями и противобуксовочными средствами.

Уклоны пешеходных дорожек и тротуаров не должны превышать: продольный – 5%, поперечный – 1-2%.

На сложном рельефе следует предусмотреть устройство серпантинных трасс с уклонами в пределах нормы, а также использование пандусов и различных подъемных устройств, как стационарных, так и мобильных.

В местах пересечения пешеходных путей с проезжей частью улиц и дорог должен быть предусмотрен пониженный бордюр достаточной ширины (не менее 900 мм) и с безопасной высотой бортовых камней (не менее 2,5 см).

Все лестницы на пути движения человека в кресле-коляске должны быть продублированы пандусами или подъемниками.

В жилых районах вдоль пешеходных дорожек и тротуаров, предназначенных для передвижения, следует предусматривать места отдыха со скамейками (не реже чем через 300м).

Универсальными для подобных случаев средствами могут являться мобильные автономные подъемники, использование которых для людей, двигающихся в креслах-колясках, практически, сводит на нет барьеры как в парковых и садовых зонах, так и в помещениях.

Просмотреть:
Скачать

  • МАШ XXI ВЕК
  • Средства реабилитационной техники: кресельные лестничные подъемники для инвалидов, подъемники наклонного и вертикального перемещения, мини-лифты и т.д.
  • Средства реабилитационной и адаптационной техники
  • Прайс-лист на продукцию компании "Маш XXI век"
  • Презентация «Оборудование для безбарьерного перемещения в среде жизнеобитания инвалидов всех категорий. Подъемно-транспортные средства. Средства адаптационной оргтехники»
  • Информационный бюллетень « Изделия адаптационной и реабилитационной техники для людей с нарушением опорно-двигательных функций, слуха и зрения»
  • Видео материалы «Применение оборудования для безбарьерного перемещения инвалидов-колясочников»

  • НЕЙРОН
  • Инвалидные платформы и лифты для инвалидов SERVELIFT. Фото
  • Инвалидные платформы и лифты для инвалидов SERVELIFT. SERVELIFT К100 inclined elevators
  • Инвалидные платформы и лифты для инвалидов SERVELIFT. SERVELIFT T60 platform stairlifts
  • Инвалидные платформы и лифты для инвалидов SERVELIFT. SERVELIFT T50 platform stairlifts
  • Инвалидные платформы и лифты для инвалидов SERVELIFT. SERVELIFT V10/V20 – технические характеристики
  • Инвалидные платформы и лифты для инвалидов SERVELIFT. SERVELIFT V40 vertical platformlift with open cabin
  • Инвалидные платформы и лифты для инвалидов SERVELIFT. Технические характеристики elevator K100
  • Инвалидные платформы и лифты для инвалидов SERVELIFT. Технические характеристики platform stairlift T50
  • Инвалидные платформы и лифты для инвалидов SERVELIFT. Технические характеристики vertical platform lift V10
  • Инвалидные платформы и лифты для инвалидов SERVELIFT. Технические характеристики vertical platform lift V20
  • Инвалидные платформы и лифты для инвалидов SERVELIFT. Технические характеристики vertical platform lift V40

  • Создание безбарьерной среды для инвалидов, является первостепенной задачей любого развитого общества, а также актуальным направлением социальной политики государства. Доступная среда - это комплекс, которые включают в себя оборудование различных городских объектов изделиями, которые помогут людям с ограниченными возможностями намного лучше ориентироваться в пространстве, свободнее перемещаться по улице или внутри зданий и легче приспосабливаться к независимой жизни.

    Доступная среда для инвалидов и других маломобильных граждан (ММГ) — это, прежде всего, сочетание требований и условий к городскому дизайну, инфраструктуре объектов и транспорта, которые позволяют инвалидам свободно передвигаться в пространстве и получать необходимую информацию для осуществления комфортной жизнедеятельности.

    Создание безбарьерной среды для инвалидов является первостепенной задачей любого развитого общества, а также актуальным направлением социальной политики государства.

    Доступная среда — это комплекс, которые включают в себя оборудование различных городских объектов изделиями, которые помогут людям с ограниченными возможностями намного лучше ориентироваться в пространстве, свободнее перемещаться по улице или внутри зданий и легче приспосабливаться к независимой жизни.

    Недостаточно только сделать пандус для колясочников. Необходимо оснастить объект всеми видами доступности для всех категорий: для слабовидящих и слепых, для слабослышащих и глухих, для людей с нарушениями опорно-двигательных функций и других маломобильных групп населения.

    Предлагаемое пособие предназначено для того, чтобы прояснить понятие «Доступной среды» и наглядно представить, что необходимо для обеспечения доступности окружающей среды для людей с различными видами инвалидности.

    Маломобильные группы населения (МГН) - это не только инвалиды-колясочники. В такой группе может оказаться фактически любой человек. В соответствии с нормативными документами к маломобильным группам населения относятся:


    - инвалиды с поражением опорно-двигательного аппарата
    (включая инвалидов, использующих кресла-коляски);
    - инвалиды с нарушением зрения;
    - инвалиды с нарушением слуха;
    - лица преклонного возраста (60 лет и старше);
    - временно нетрудоспособные;
    - беременные женщины;
    - люди с детскими колясками;
    - дети дошкольного возраста.

    К маломобильным группам населения, помимо инвалидов, относятся еще большое количество социальных групп. Хотя, все, что делается удобным для инвалидов, будет удобным и для всех остальных граждан, даже если они не имеют физических ограничений. Таких людей, по подсчетам Минстроя РФ, в стране около 60 миллионов.


    Существуют разные виды физических и сенсорных ограничений и, естественно, совершенно разные потребности в плане приспособления окружающей среды. Значительное изменение инфраструктуры требуется для полноценной жизни людей с серьезным нарушением опорно-двигательного аппарата, зрения и слуха.

    Когда мы говорим про доступную среду для инвалидов - опорников, то сразу возникает образ инвалида на коляске, и, конечно же, пандуса для него.

    То, как должны выглядеть новостройки, дворы, места общественного пользования, чтобы быть удобными для этих миллионов, диктуется строительными правилами.