Российский деятель образования организатор высших женских курсов. Науки женское лицо. Высшие женские курсы

частные женские высшие учебные заведения университетского типа. Одними из первых в 1869 по инициативе И.И. Паульсона были открыты Аларчинские высшие женские курсы в Петербурге и Лубянские - в Москве, в 1872 - Высшие женские медицинские курсы при Медико-хирургической академии в Петербурге. С 1876 В.ж.к. создавались в соответствии с правительственным постановлением по инициативе и на средства общественности. В Петербурге действовало Общество для доставления средств высшим женским курсам (1878), во мн. городах открылись отделения Общества содействия женскому сельскохозяйственному образованию (1899). В 1878 созданы Бестужевские курсы в Петербурге, в 1879 - В.ж.к. в Киеве с двухгодичным, с 1881 - трехгодичным курсом обучения на физико-математическом и словесно-историческом отделениях. В 1879 по университетской программе реорганизованы курсы в Казани; к учебному заведению университетского типа эволюционировали историко-филологические курсы В.И. Герье и физико-математические Лубянские курсы в Москве. Участие курсисток в революционном и студенческом движениях вызвало правительственный указ 1886 о запрещении приема на все В.ж.к., большинство курсов было закрыто. В Петербурге в 1896 П.Ф. Лесгафтом организованы Курсы воспитательниц и руководительниц физического образования. В 1900 восстановлены курсы Герье. В 1905-10 возникли В.ж.к. в Киеве, Одессе, Казани, Харькове, Тифлисе, Новочеркасске, Варшаве, Томске. Параллельно создавались частные В.ж.к. по программе одного или двух университетских факультетов, например при женской гимназии М.А. Лохвицкой (1903), историко-литературные и юридические курсы Н.П. Раева, юридические - Е.И. Песковской (1906) в Петербурге; В.А. Полторацкой (1907, с 1910 юридические и историко-филологические) в Москве и др. Возникали курсы институтского типа: в 1904 Стебутовские сельскохозяйственные курсы, в 1906 Женские политехнические курсы, созданы по инициативе П.Н. Ариян (с 1915 женские Сельскохозяйственный и Политехнический институты). Несмотря на высокий уровень преподавания, права оканчивающих курсы были ограничены, включая право преподавания в школе; выпускницам не присваивалось никакого звания. Лишь в 1911 Законом "Об испытаниях лиц женского пола в знании курса учебных заведений и о порядке приобретения ими ученых степеней и звания учительниц" В.ж.к., программы которых могли быть признаны "равными университетским", получили статус вузов, и их выпускницы допускались к экзаменам в комиссиях "для лиц мужского пола". Это было актом признания юридического равноправия В.ж.к. с другими типами вузов. В 1912 в 19 В.ж.к., находившихся в ведении МНП, обучалось ок. 25 тыс. слушательниц, из них почти 15 тыс. в Москве и Петербурге. После Октябрьской революции 1917 В.ж.к. реорганизованы и вошли в состав единой системы высшей школы. См. также Педагогическое образование

20 сентября (2 октября) 1878 г. в Санкт-Петербурге в здании Александровской гимназии на Гороховой улице состоялось торжественное открытие первого высшего учебного заведения для женщин в России.

Их организаторами были известные общественные деятели А.П.Философова, Н.В.Стасова, О.А.Мордвинова, В.П.Тарновская, Н.А.Белозерская, Е.И.Конради, М.А.Менжинская, а также профессора С.-Петербургского университета А.Н.Бекетов, Д.И.Менделеев, И.М.Сеченов, А.М.Бутлеров, К.Н.Бестужев-Рюмин. Первым директором курсов стал историк К. Н. Бестужев-Рюмин, впоследствии это заведение стало называться в его честь.

На курсы записалось 814 человек (постоянные слушательницы и вольнослушательницы). Бестужевские курсы были частным учебным заведением, Министерство народного просвещения и Санкт-Петербургская Городская Дума выделяли лишь 3 тысячи рублей в год, в основном курсы содержались на средства Общества для доставления средств Высшим женским курсам.

В 1885 г. для Высших женских курсов на 10-й линии Васильевского Острова было построено собственное здание по проекту академика архитектуры А. Ф. Красовского при участии В. Р. Курзанова. В дальнейшем здание ВЖК стало разрастаться за счёт пристраивания к главному зданию флигелей и корпусов.

На курсах существовало три факультета: историко-филологический, физико-математический (первоначально разделённый на физико-математическое и специально-математическое отделения) и юридический (открыт в 1906 г.).

После революции 1905 г. курсы получили автономию. Совету профессоров было разрешено выбирать директора из своей среды. Был реорганизован и учебный процесс. На Бестужевских курсах была введена новая система, названная предметной, позволившая слушательницам выбирать по желанию лекционные курсы, а преподавателям - разнообразить и расширить систему практических занятий и курсов. В 1910 г. Государственный Совет признал Петербургские Высшие женские (Бестужевские) курсы высшим учебным заведением с объёмом преподавания, равным университету. Свидетельства об окончании ВЖК были приравнены к дипломам университета.

Бестужевские курсы просуществовали 40 лет, с 1878 по 1918 год, а в 1918-ом курсы, в качестве Третьего Петроградского университета, были соединены с Первым Петроградским университетом. Высшие женские курсы вошли в историю русского просвещения как единственное высшее женское учебное заведение, пережившее реформы 1880-х годов (остальные - с середины 1880-х годов были закрыты, и в начале ХХ столетия лишь некоторые из них смогли возродиться).

Бестужевские курсы в русской культуре - это уникальное явление. За 32 выпуска - (1882 г. до в 1916 г.) Высшие женские курсы окончило 6933 человека. Наибольшее количество получило образование на историко-филологическом факультете (4311 человек), физико-математический факультет окончило 2385 человек и юридический - 237. Основная часть выпускниц стали преподавателями в средней школе, многие стали сотрудницами библиотек и других просветительских учреждений. Бестужевские курсы воспитали немало выдающихся учёных, писательниц, деятелей общественного движения.

Бестужевские курсы вошли в историю русского просвещения как первое высшее женское учебное заведение университетского типа.

Одним из первых женских высших учебных заведений в Российской империи стали Бестужевские высшие женские курсы. Созданы они были в 1878 году, а своё существование прекратили в 1918 году. В общей сложности просуществовали они 40 лет, а окончили их почти 7 тыс. женщин. Учредителем и первым директором курсов стал историк и тайный советник Константин Николаевич Бестужев-Рюмин (1829-1897). Официально курсы назывались – Высшие женские курсы в Санкт-Петербурге. А неофициально их именовали «бестужевские». Открыли их для учениц 20 сентября 1978 года.

Данное событие стало завершающим штрихом долгой эпопеи, начавшейся в середине XIX века. Ещё в 1856 году император Александр II распорядился создать в губернских городах женские школы, соответствующие по уровню образования гимназиям. В 1858 году при Павловском институте в Санкт-Петербурге открылось Мариинское женское училище. В 1859 году таких училищ в столице насчитывалось уже 5. Появились они и в других городах империи.

Вопрос о высшем женском образовании получил широкое обсуждение в начале 60-х годов. В 1868 году 400 женщин, большинство которых относилось к высшим кругам, написали письмо ректору Санкт-Петербургского университета с просьбой создания специальных курсов или лекций для женщин. Было также подано прошение о создании соответствующих курсов министру народного просвещения. Результатом этого и стали Бестужевские высшие женские курсы. При этом надо отметить, что появился и ряд других аналогичных учебных заведений.

Обучение на курсах было платным. Брали туда женщин, окончивших гимназию и политически благонадёжных. Зачисление производилось по конкурсу аттестатов без вступительных экзаменов. Помимо денежных средств от учащихся, поступали финансовые вливания от Министерства народного просвещения. Также практиковались добровольные пожертвования. Всем финансированием заведовало специальное общество, избираемое на 3 года.

До 1881 года курсы были 3-годичными, а затем стали 4-годичными. Имелось 3 отделения: физико-математическое, специально-математическое и словесно-историческое. В 1906 году добавили юридическое отделение. Помимо лекций практиковались практические занятия. Для этого имелись лаборатории и специальные кабинеты. Преподавательский состав не был постоянным. Преподавателей приглашали на время из университета и иных высших учебных заведений столицы.

Учащиеся изучали богословие, историю педагогики, психологию, новую и древнюю философию, латинский, французский, немецкий, английский языки. Те, кто учился на физико-математическом отделении, получали знания по математике, физике, химии, физической географии. При этом слушательницам разрешалось менять отделения, но только при условии сдачи соответствующих экзаменов.

Надо отметить, что конец XIX века в Российской империи характеризовался революционными настроениями. В результате этого людей делили на благонадёжных и неблагонадёжных. Данная тенденция отразилась и на Бестужевских высших женских курсах. В 1886 году набор на курсы был прекращён из-за неблагонадёжности отдельных учениц. Только в 1889 году набор возобновился. Но при этом плату за обучение повысили, а для зачисления стали требовать письменное согласие родителей либо опекунов и справку о наличии достаточных финансовых средств.

В 1906 году ввели новую систему преподавания и обучения. Теперь слушательницы могли по собственному усмотрению выбирать лекционные курсы, а преподаватели получили возможность уделять больше времени практическим занятиям. Но, несмотря на то, что курсы существовали с 1878 года, только в 1910 году свидетельство об окончании стали приравнивать к диплому университета.

В 1914 году, когда началась Первая мировая война, финансовая ситуация высших женских курсов резко ухудшилась. Значительная часть собственности была отдана под доходные дома, чтобы хоть как-то свести концы с концами. В 1918 году курсы были закрыты и преобразованы в Третий Петроградский университет. В 1919 году он влился в состав единого Петроградского университета. Тот с 1991 года является Санкт-Петербургским государственным университетом.

Находились Бестужевские высшие женские курсы вначале в частном доме Боткиной на Сергиевской улице. В 1885 году было построено здание на 10-й линии Васильевского острова. В дальнейшем оно разрослось за счёт новых корпусов и общежитий. В 1909 году образовался единый комплекс построек. В 1914 году было построено ещё одно новое здание, но с началом войны его отдали под госпиталь.

Известными слушательницами курсов были: Любовь Дмитриевна Блок (жена поэта Блока), Надежда Константинова Крупская, Анна Ильинична Ульянова (сестра Ленина), советская писательница Ольга Дмитриевна Форш, русская революционерка Аполлинария Александровна Якубова, поэтесса Анна Дмитриевна Радлова и другие .

Первый зал Музея истории МПГУ посвящен истории первого в мире высшего специального учебного заведения для женщин – Московских высших женских курсов (МВЖК) профессора Владимира Ивановича Герье , давших импульс развития педагогическому образованию в России. Логика экспозиции музея основана на историко-хронологическом принципе, в связи с чем первому залу отводится роль не только сугубо информационная, но и формирующая образ самого учреждения – храма науки, развитие и процветание которого происходит за счет тесного сотрудничества зрелых ученых-педагогов и их молодых учеников.

Экспозиционное пространство зала включает витрины, стенды, диораму «Заседание Ученого совета МВЖК», копию картины Н.А. Ярошенко «Курсистка», рабочий стол учительницы начала ХХ в.

Первая витрина экспозиции иллюстрирует славное начало высшего женского образования в России и мире. В Европе полноценное высшее образование являлось прерогативой студентов-мужчин. Единственным исключением являлся Цюрихский университет в Швейцарии (см. фото 1), первой русской выпускницей которого стала Надежда Прокофьевна Суслова (см. фото 2). В России до 1872 г. женщина не имела право получать высшее образование.

На этом фоне фотография профессора В.И. Герье, помещенная в центре, призвана продемонстрировать величину и значимость этой личности для возникновения и развития Высших женских курсов в Москве. Комментируя фотографии и документы, относящиеся к началу работы МВЖК, экскурсовод знакомит посетителей с тем, как сам В.И. Герье понимал цели и задачи основанного им учреждения, с трудностями, которые ему пришлось преодолеть, реализуя свою идею. Открытие и развитие учебного заведения стало делом жизни Владимира Ивановича и его семьи. Супруга В.И. Герье (см. фото 3) стала одним из меценатов курсов; дочь Софья Владимировна обучалась на МВЖК.

Положение о Курсах, обложка которого помещена в экспозиции (см. фото 4), – результат долгого согласования и редактирования, участие в котором принял сам министр народного просвещения граф Д.А. Толстой. «Утверждаю, в виде опыта, на четыре года» , – такова была высокая резолюция, положившая начало новому для мирового опыта женскому высшему учебному заведению.

Церемония открытия МВЖК состоялась 1 ноября 1872 г. в здании Первой мужской гимназии на Волхонке, в парадной зале (см. фото 5). Курсы, существовавшие на частные пожертвования, не располагали средствами для покупки собственного здания, поэтому учреждение неоднократно переезжало, арендуя сначала помещения Политехнического музея (см. фото 6), позднее – дообщественного деятеля Всеволожского в Мерзляковском переулке (см. фото 7).

Фундаментальность образовательного процесса на Курсах обеспечивали профессора Императорского Московского университета (в наст. вр. МГУ им. М.В. Ломоносова). Фотографии плеяды блестящих профессоров и приват-доцентов Императорского Московского университета, известных ученых и педагогов, основателей собственных научных школ и направлений, позволяют представить ту интеллектуальную среду, в которую погрузились первые курсистки. Обратимся к некоторым из них. В центре экспозиции – фотография именитого историка Василия Осиповича Ключевского (см. фото 8), профессора Императорского Московского университета, подготовившего специальный лекционный курс для МВЖК. Читая свои лекции, изобилующие живыми, яркими образами исторических персонажей и событий, он словно разворачивал перед курсистками неоднозначное и самобытное историческое полотно со взлетами и падениями его героев, прославивших Отечество. С теплотой выпускницы МВЖК вспоминали лекции юного Владимира Сергеевича Соловьева (см. фото 9), начавшего свою педагогическую карьеру на Курсах. Сложность восприятия философских проблем нивелировалась образностью мышления и эмоциональностью лектора. Одним из первых практические занятия с курсистками стал проводить основатель курсов Владимир Иванович Герье, особое внимание уделявший формированию навыков самостоятельного научно-исследовательского поиска у своих учениц. За строгостью и требовательностью профессора скрывалось желание развить таланты курсисток, оценить знания, способствуя их преумножению. Курсы не имели профильной подготовки, однако анализ перечня читаемых дисциплин убеждает нас в том, что они носили историко-филологический профиль. Тем не менее дирекция Курсов ратовала за широкую образовательную базу студенток, которую обеспечивали профессора – специалисты в области астрономии, физики, статистики, химии и др. наук (см. фото 10–20).

Важной вехой в развитии МВЖК стало строительство в 1906–1913 гг. собственных корпусов на Девичьем Поле. Это место в начале ХХ в. представляло собой пустырь на окраине Москвы, о чем говорит панно, помещенное над входом в зал. Предоставленный Московской городской управой земельный участок был отведен под строительство Аудиторного и Физико-химического корпусов, Анатомического театра (см. фото 21–23). Архитектором Аудиторного корпуса, открытого в 1913 г., выступил академик архитектуры Сергей Иустинович Соловьев , спроектировавший здание в стиле неоклассицизма: величественные колонны, пастельные тона, монументальность. Сочетание классических традиций и достижений научно-технического прогресса позволило создать образ будущего храма науки. Так, стеклянную крышу («световой фонарь»), закрепленную целым комплексом металлических конструкций, спроектировал известный архитектор Владимир Григорьевич Шухов .
Курсистки принимали активное участие в революционном движении, выступая вместе со студентами Императорского Московского университета на митингах и демонстрациях. В 1886 г. профессору Герье было сообщено о необходимости закрытия Курсов, в 1888 г. состоялся последний выпуск. Долгих 12 лет преподаватели Курсов были вынуждены работать в частных лицеях и гимназиях, читать лекции при Обществе воспитательниц и учительниц. Только в 1900 г. В.И. Герье получил разрешение возобновить деятельность МВЖК. Работа Курсов началась в составе двух факультетов – историко-филологического и физико-математического. Позднее, в 1906 г., был открыт медицинский факультет. Срок обучения был увеличен с 3 до 4 лет.
Содержание второй витрины не ограничивается портретной галереей преподавателей МВЖК, ведь процесс обучения предполагает диалог, тесную взаимосвязь учителя и ученика. В связи с этим боковые сектора витрины посвящены двум первым выпускницам курсов – Елизавете Петровне Дурново-Эфрон и Анне Егоровне Серебряковой-Рещиковой . Обе девушки были близкими подругами, но судьбы их различны и, увы, печальны. Елизавета Петровна – мать семерых детей (среди которых супруг поэтессы Марины Цветаевой – Сергей Яковлевич Эфрон), была революционеркой, участницей группы «Черный передел». Дважды, скрываясь от полиции, она была вынуждена бежать за границу. В Париже она покончила с собой. Анна Егоровна 25 лет работала агентом Тайной полиции, о назначении ей персональной пенсии перед императором ходатайствовал сам П.А. Столыпин. С приходом к власти большевиков она была арестована, помещена в исправдом. К концу жизни ослепла, не получала поддержки близких, т.к. собственный сын подал заявление об отказе от матери. Скончалась Анна Егоровна в тюрьме. Это лишь малая часть трагической судьбы революционного прошлого Курсов и всей страны, в которой курсистки МВЖК сыграли не последнюю роль.


Педагогический состав курсов в начале ХХ в. пополнился новыми именами. В 1911 г. в результате попытки министра народного просвещения Л.А. Кассо ограничить автономию университетов ряд профессоров и приват-доцентов Императорского Московского университета покинули его стены и перешли на работу на МВЖК. Среди них был Николай Дмитриевич Зелинский – создатель первого в мировой истории угольного противогаза, спасшего в Первую мировую войну миллионы жизней русских солдат. Николай Дмитриевич одним из первых откликнулся на печальный итог битвы при Ипре – первой с применением химических газов. Мировая наука искала эффективный абсорбент, и русский ученый предложил простой и дешевый метод, позволявший нейтрализовать (абсорбировать) вредные испарения. На МВЖК начал свою работу Дарвиновский музей, основатель которого профессор Александр Федорович Котс вел практические занятия по анатомии животных и читал курс лекций по дарвинизму. Вскоре коллекция чучел животных и птиц, хранившаяся в скромной квартире ученого, переехала в Аудиторный корпус МВЖК. Постоянно увеличиваясь, она вскоре заняла весь третий этаж корпуса, в коридорах и аудиториях которого стояли витрины с чучелами. Курсистки разделяли страстное увлечение профессора, участвуя не только в препарировании, но и в изготовлении чучел. Фотографии А.Ф. Котса с супругой (его ученицей) и др. курсистками МВЖК представлены в витрине (см. фото 25–26). В 1913 г. А.Ф. Котс принял решение передать коллекцию МВЖК, решив, что столь богатое собрание не может принадлежать одному человеку. К тому времени она была перемещена в отдельное здание Музея (1907 г.), директором которого до конца своей жизни (1964 г.) был А.Ф. Котс. Тесные связи с Дарвиновским музеем наш Музей сохраняет и поныне. Примером взаимодействия двух коллективов стала выставка «Ровесники», проходившая в 2012 г. в Дарвиновском музее. Фотоотчет об этом событии представлен во временной экспозиции зала.
В 1905 г. Курсы оказались вовлеченными в вихрь революционных событий. Основатель МВЖК В.И. Герье, консерватор по убеждениям, стремившийся оградить своих учениц от революционных влияний, лишился поста директора, однако не оставил без своего внимания Курсы: для успешных в обучении курсисток им и его супругой была введена именная стипендия. Получив возможность самим выбирать директора, курсистки избрали Владимира Ивановича Вернадского – выдающегося отечественного кристаллографа и минеролога. Но он вскоре был избран помощником ректора Императорского Московского университета и поэтому оставил пост директора МВЖК. Состоялись новые выборы, в результате которых Курсы возглавил Сергей Алексеевич Чаплыгин (см. фото 24) – крупный ученый и хороший администратор, которому удалось улучшить учебно-научную и административно-хозяйственную часть МВЖК. Его исследования в дальнейшем послужат развитию отечественного самолетостроения. В 1929 г. он будет избран академиком АН СССР.

Состав профессоров МВЖК позволял обеспечивать высокий уровень преподавания, способствовал повышению авторитета Курсов и привлекал на них большой поток слушательниц. Работой МВЖК в тот период руководил Ученый совет во главе с ректором Императорского Московского университета академиком С.М. Соловьевым . Одно из заседаний Совета представлено на диораме, помещенной в центре экспозиции зала. На переднем плане выделяются фигуры С.М. Соловьева и директора Курсов С.А. Чаплыгина, ведущих оживленную беседу. Их окружают преподаватели, также вовлеченные в обсуждение перспективных научных исследований, насущных проблем работы МВЖК, учебы и поведения отдельных курсисток. Заседание проходит в Зале Ученого совета Аудиторного корпуса. Традиция сохраняется: в настоящее время заседания Ученого совета МПГУ проходят в этих стенах, хранящих память о событиях начала XX столетия.
Среди преподавателей МВЖК выделялась фигура профессора Ивана Владимировича Цветаева (см. фото 27) – крупного коллекционера и ценителя античной древности. Его коллекция положила начало собранию Музея изящных искусств (в наст. вр. – Музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина), основателем которого стал Иван Владимирович.

Вторая половина экспозиции позволяет персонифицировать историю МВЖК через учебу и быт его выпускниц. Перед посетителями зала – рабочий стол учительницы начала ХХ в. На нем можно увидеть печатную машинку, письменный прибор, записную книжку учительницы, учебные книги для подготовки к занятиям. Здесь же расположен в раскрытом виде выпускной альбом студенток медицинского факультета (1912 г.), в котором представлены фотографии выпускниц и преподавателей, а также фото из клиник МВЖК – детской, акушерской, хирургической, анатомического театра. Перелистывая альбом, посетители знакомятся с учебной деятельностью медицинского факультета МВЖК, его сотрудниками и выпускницами.

Рабочий стол невозможно представить без его обладательницы. Возможно, ею была выпускница Бестужевских женских курсов Анна Дитерихс , ставшая моделью для художника Н.А. Ярошенко при написании картины «Курсистка». Ее копия хранится в зале. Перед нами скромно одетая девушка, укрывшаяся темной шалью от непогоды. Обычное лицо с правильными чертами вряд ли бы привлекло посторонний взгляд, если бы не глаза. Одухотворенный, сосредоточенный и в то же время немного отрешенный взгляд девушки, спешащей на занятия и прижимающей охапку книжек, привлекает наше внимание. Перед нами образ курсистки – девушки, стремящейся не только к знаниям, истине, но и к справедливости в обществе. Глеб Успенский увидел в «Курсистке» «новый народившийся небывалый и светлый образ человеческий».

Учебная деятельность курсисток представлена на отдельном стенде. Особый раздел – поступление на Курсы. В соответствии с требованиями времени девушки сдавали не только аттестат, две фотографии, автобиографию и справку о состоянии здоровья, но и свидетельство генерал-губернатора о нравственном поведении и политической благонадежности (см. фото 28), разрешение старшего мужчины в семье или супруга (см. фото 29). Эти документы позволяют сформировать представление о дискриминации женщины, которая вынуждена была доказывать свое право на получение высшего образования.

Расписания учебных занятий, списки слушательниц, экзаменационные ведомости по различным предметам, индивидуальные экзаменационные листы, предметные книжки и студенческий билет начала ХХ в. – все эти неизменные атрибуты учебного процесса может увидеть посетитель. Фотографии читальни, курсисток на учебных занятиях, учебных клиник МВЖК, коллективные фото с преподавателями позволяют представить атмосферу, в которой учились и работали девушки.

В стеклянной витрине находятся приборы и медицинские инструменты, которыми пользовались во время занятий курсистки физико-химического и медицинского факультетов. Здесь же слайды для «волшебных фонарей», транслировавшиеся на белое полотно с помощью диапроектора (также представлен в экспозиции зала). Среди нанесенных на стекло изображений – шедевры русской живописи, зарисовки художников, а также пособия по ботанике и микробиологии (строение бактерий, клеток и пр.). Принципы иллюстративности и наглядности применялись и на занятиях по истории искусств, которые проводил упоминавшийся выше И.В. Цветаев. Посвятивший себя изучению мирового искусства, он стремился сформировать художественный вкус у своих учениц, демонстрируя им гравюры, зарисовки скульптурных композиций. Коллекция ученого представлена в витрине.

Следующий стенд посвящен быту и досугу курсисток. Занятия на Курсах продолжались с раннего утра до позднего вечера, питание организовано не было. В заключении врача, датированного 1904 г. (см. фото 30–31), констатировалось, что среди курсисток массово распространены желудочно-кишечные заболевания. Позднее были открыты чайная и столовая, сельный дом с организованным питанием и прачечными (см. фото 32). На стенде представлены фотографии интерьеров домашних комнат и комнат в сельных домах. Предъявив корешок свидетельства и две фотографии, курсистка могла получить билет III класса со скидкой для проезда из пригорода в Москву (см. фото 33).


Обучение продолжало оставаться платным, тем не менее среди курсисток из дворянства и купечества стали появляться девушки из семей средних чиновников. Для помощи нуждающимся студенткам было создано Общество взаимопомощи. Денежные средства изыскивались за счет продажи книг и открыток, печатавшихся в собственной типографии (образцы печатных изданий представлены в экспозиции).

Как уже говорилось, курсистки были активно вовлечены в революционное движение первых десятилетий ХХ в. Несмотря на надзирательниц, следивших за политической благонадежностью девушек (среди них госпожа В.М. Поццо, педантично исполнявшая свои обязанности, письмо к ней курсисток представлено на стенде), они регулярно задерживались полицейскими на студенческих демонстрациях и митингах. О политических убеждениях курсисток и их участии в революционных событиях свидетельствуют донесения полицейских, расположенные на стенде. Среди экспонатов – письмо В.И. Герье к отцу одной из курсисток, задержанных во время митинга в Манеже. Являясь консерватором по убеждениям, В.И. Герье постоянно вступал в конфликты со своими ученицами, пытаясь воспрепятствовать их революционным увлечениям. В 1903 г. директору Курсов была нанесена публичная пощечина курсисткой Свиридовой, обвинившей Владимира Ивановича в сотрудничестве с полицией. Она была задержана и доставлена в полицейский участок, однако В.И. Герье обратился с заявлением о прекращении ее преследования. Он писал: «Я считаю несовместимым… ни с моими личными убеждениями, ни с моей многолетней педагогической деятельностью в области женского образования привлечение к судебной ответственности девушки…» (полный текст прошения представлен на стенде).

Образ курсистки-революционерки типичен для того времени. Смысловое завершение он получает в галерее фотопортретов выпускниц МВЖК – деятельных участниц Революции 1917 г. Среди них – супруги известных большевиков, революционерки О.П. Ногина (см. фото 34) и Н.Н. Тиц-Скворцова (см. фото 35).

О признании важной роли МВЖК в революционных событиях 1917 г. свидетельствуют посещения курсов В.И. Лениным, Н.К. Крупской и Н.А. Семашко . В.И. Ленин трижды выступал в 9-й аудитории Аудиторного корпуса, которая стала носить его имя. Супруга вождя, известный советский педагог, поддерживала тесные связи с преподавательским коллективом Курсов, многократно их посещала.

Логическим завершением экспозиции становится фотогалерея выдающихся выпускниц МВЖК (ввиду ограниченности экспозиционного пространства помещено лишь несколько фотографий). Среди них: первая женщина – доктор геолого-минералогических наук В. Варсанофьева , супруга известного писателя, лауреата Нобелевской премии И.А. Бунина В. Муромцева ; супруга и муза известного художника М. Шагала Б. Розенфельд ; советская поэтесса М. Шагинян ; Н. Ладыгина-Котс – супруга упоминавшегося ранее А.Ф. Котса, зоопсихолог; О. Цубербиллер – одна из первых женщин-математиков; Е. Белоцерковская – заслуженный учитель школы.

В сентябре 1918 г. МВЖК решением СНК РСФСР (см. фото 36) были преобразованы в смешанное учебное заведение, получившее название 2-й МГУ. На стенде представлены фотографии, иллюстрирующие учебную деятельность и повседневную жизнь студентов и преподавателей Университета.

В 1919 г. вуз покинул С.А. Чаплыгин, возглавлявший МВЖК–2-й МГУ с 1905 г. Пост директора 2-го МГУ занял С.С. Наметкин (см. фото 37) – основатель нефтехимической науки, в дальнейшем академик АН СССР. В 1924 г. вуз возглавил А.П. Пинкевич (см. фото 38) – выдающийся отечественный педагог, организатор высшей педагогической школы в СССР.

Важнейшим событием в истории 2-го МГУ стало открытие педагогического факультета, определившее направление деятельности и дальнейшую судьбу Университета на долгие десятилетия. С окончанием гражданской войны ключевой в политике большевиков была борьба за ликвидацию безграмотности населения. В связи с этим было закономерным решение о подготовке квалифицированных учителей в системе университетского образования. Первый в стране педагогический факультет был организован на базе 2-го МГУ, в котором сохранились высококвалифицированные кадры, научно-педагогические традиции и неплохая материальная база. Основателем и его первым деканом стал известный педагог-психолог К.Н. Корнилов (см. фото 39).

Высокую планку, поднятую профессорско-педагогическим составом МВЖК, поддерживал и коллектив 2-го МГУ. Со студентами работали талантливые педагоги и ученые, научные достижения которых в дальнейшем обеспечили им высокие звания и общемировую известность: А.В. Шестаков (см. фото 40) – автор первого массового учебника по истории СССР для 3–4-х классов средней школы, доктор исторических наук, академик АН СССР, специалист по аграрной истории России; М.В. Нечкина (см. фото 41) – доктор исторических наук, академик АН СССР и АПН СССР, специалист по истории декабристов и революционного движения в России XIX в., В.П. Кащенко (см. фото 42) – именитый врач, дефектолог и педагог; Л.С. Выготский (см. фото 43) – известный отечественный психолог, основатель культурно-исторической школы в психологии.


Послушать выступление выдающегося русского философа Николая Александровича Бердяева в Главном корпусе МВЖК – 2-го МГУ в 20-х гг. XX в. – собиралось столько народа, что очередь желающих тянулась далеко за пределы корпуса.

Став в ходе своей истории признанным лидером в системе высшего педагогического образования, МПГУ внёс весомый вклад в развитие народного образования, науки и культуры. Традиции университета, слава его научных школ, качество и уровень образования его воспитанников закладывались такими корифеями, как Д.Н. Анучин, Ф.А. Бредихин, В.И. Вернадский, А.Н. Веселовский, П.Г. Виноградов, В.И. Герье, Ю.В. Готье, И.И. Жегалкин, Н.Д. Зелинский, Н.К. Кольцов, В.О. Ключевский, М.К. Любавский, М.А. Мензбир, Б.К. Млодзеевский, П.И. Новгородцев, Д.М. Петрушевский, А.Н. Реформатский, Н.И. Стороженко, С.М. Соловьёв, В.С. Соловьёв, П.Н. Сакулин, Н.С. Тихонравов, С.А. Чаплыгин, П.К. Штернберг, И.В. Цветаев, А.А. Эйхенвальд и др.

Лучшие традиции МВЖК – 2-го МГУ – МГПИ – МПГУ хранили, развивали и приумножали выдающиеся учёные В.Н. Бочкарёв, К.Н. Корнилов, Е.Н. Медынский, С.С. Намёткин, А.П. Пинкевич, В.И. Пичета, А.В. Шестаков и др.

Первый зал лишь приоткрывает завесу удивительной эпохи Курсов профессора В.И. Герье рубежа XIX – XX вв., дальнейшую историю развития МВЖК–МПГУ посетители смогут увидеть через экспонаты других залов Музея истории МПГУ.

Наряду со всеми этими преобразованиями мужских учебных заведений Толстой часто вмешивался и в дело заведования женскими учебными заведениями, которые тогда ему были, в сущности, неподведомственны: только что открытые тогда женские училища были подчинены ведомству императрицы Марии. Впрочем, вскоре в составе Министерства народного просвещения тоже были открыты женские училища первого и второго разряда, которые и были затем преобразованы Толстым в гимназии, так что, на первый взгляд, в этом отношении им предпринят был даже как будто бы прогрессивный шаг, так как курс этих женских гимназий был несколько приближен к курсу мужских учебных заведений. Однако в отношении программы, введенной в преподавание в женских училищах, Толстой даже в ведомстве императрицы Марии производил такое давление в сторону сокращения программы естествознания, что лицо, заведовавшее этими заведениями, – весьма выдающийся педагог Н. А. Вышнеградский, должно было в конце концов покинуть свой пост. Затем, отрицательное отношение к женскому образованию, в особенности высшему, резко проявилось у Толстого, как только возник вопрос о дальнейшем развитии женского образования и о допущении в какой-нибудь форме высшего образования для женщин. Такие попытки приобщения женщин к высшему образованию, в сущности, начались еще в начале 60-х годов самочинно. Женщины, хотя и в небольшом числе, самочинно проникли тогда в университеты, и вплоть до утверждения устава 1863 г. фактически в столичных, по крайней мере, университетах мы видим женщин-вольнослушательниц. Затем по проекту устава 1863 г. предположено было, в примечании к параграфу 100-му, допускать женщин, выдержавших особые испытания, наравне с мужчинами, в университеты. Но в комиссии, рассматривавшей этот устав, примечание это было отвергнуто. Поэтому даже Милютин не решился допустить женщин в подчиненную ему Военно-медицинскую академию. Тогда группа передовых женщин с Трубниковой, Стасовой и Философовой во главе предприняла ряд ходатайств об организации высшего образования для женщин. Сперва они подали просьбу ректору Петербургского университета об организации для них лекций профессорами университета в свободное от университетских занятий время. Ректор должен был обратиться за разрешением к министру, и Толстой тогда решительно отказал, указав, что для настоящего времени он не находит возможным допустить даже организацию частных лекций университетскими профессорами, и после долгих переговоров согласился на то, чтобы эти профессора стали читать публичные лекции для лиц обоего пола. В сущности, и на это он согласился лишь потому, что, ввиду невозможности получать университетское образование в России, в начале 70-х годов многие женщины стали для этого ездить в Швейцарию, где они легко подпадали, к неудовольствию правительства, под действие социалистической и анархической пропаганды. Поэтому именно с охранительной точки зрения представлялось желательным дать им хоть некоторую возможность получать высшее или специальное образование дома. Таким образом и возникли после многих хлопот Аларчинские курсы, главный контингент слушателей которых составляли все-таки женщины. С этих пор началось в Петербурге приобщение женщин к высшему образованию.

В Москве в 1870 г. уже были образованы такие же курсы специально для женщин, потому что здесь ректору Московского университета удалось этого добиться при содействии московского генерал-губернатора. Эти первые московские курсы, под названием Лубянских, получили характер естественного факультета. В 1871 г. по инициативе профессора Герье были образованы здесь и другие курсы, имевшие характер историко-филологического факультета. В Петербурге лишь в 1878 г. профессору Бестужеву-Рюмину удалось наконец устроить частные курсы для женщин с физико-математическим и историко-филологическим отделениями; эти курсы стали функционировать с зимы 1878–1879 гг., причем с большим трудом допущено было тогда же и образование особого общества для доставления средств этим курсам. Благодаря энергии этого общества и лиц, стоявших во главе дела, эти курсы развились в Высшие женские курсы, существующие в настоящее время .

Особую судьбу имело женское медицинское образование. Толстой не согласился разрешить открыть медицинские курсы для женщин в своем ведомстве, но тут на помощь этому делу пришел опять-таки военный министр Д. А. Милютин, и при его содействии, в специальном помещении, отведенном им при Николаевском госпитале, в 1872 г. открыты были высшие женские медицинские курсы. В 1881 г. военный министр Ванновский нашел, однако, их существование при военном госпитале неуместным, они были тогда закрыты, и только через несколько лет, в 1897 г., им удалось возобновиться в форме и ныне существующего женского медицинского института.