Создание безбарьерной среды в городе: успехи и неудачи. Безбарьерная среда пока состоит из одних барьеров

15 февраля 2019 , Инвалиды. Безбарьерная среда На площадке Российского инвестиционного форума в Сочи прошло заседание Совета при Правительстве Российской Федерации по вопросам попечительства в социальной сфере. Его участники обсудили проблемы медицинского сопровождения и социальной адаптации детей, страдающих сахарным диабетом.

6 февраля 2019 , Инвалиды. Безбарьерная среда Президент России подписал разработанный Правительством Федеральный закон об административной ответственности за нарушение порядка ведения федерального реестра инвалидов Федеральный закон от 6 февраля 2019 года №7-ФЗ. Проект федерального закона был внесён в Госдуму распоряжением Правительства от 8 октября 2018 года №2151-р. Федеральным законом устанавливается административная ответственность должностных лиц за нарушение порядка представления сведений в федеральный реестр инвалидов и их размещения в реестре. Повторное совершение такого правонарушения влечет за собой усиленную административную ответственность.

3 января 2019 , Старшее поколение Определены условия распределения финансовых средств на создание системы долговременного ухода за пожилыми людьми и инвалидами Определены порядок предоставления и распределения соответствующих финансовых ресурсов субъектам Федерации. В федеральном бюджете необходимые средства предусмотрены.

31 декабря 2018 , Инвалиды. Безбарьерная среда О внесении в Госдуму законопроекта об административной ответственности за уклонение от исполнения требований по обеспечению доступности для инвалидов объектов и услуг В целях приведения Кодекса об административных правонарушениях в соответствие с законодательством в сфере социальной защиты инвалидов законопроектом предлагается возложить на Ространснадзор, Роскомнадзор, Ростехнадзор, Росздравнадзор, Рособрнадзор полномочия по рассмотрению дел о правонарушениях, связанных с уклонением от исполнения требований по обеспечению условий для доступа инвалидов к объектам и услугам, а также по составлению соответствующих протоколов.

25 декабря 2018 , Инвалиды. Безбарьерная среда О распределении в 2019 году субсидий на государственную поддержку общероссийских общественных организаций инвалидов Распоряжение от 24 декабря 2017 года №2919-р. Субсидии в размере 1536,4 млн рублей предоставляются трём общероссийским общественным организациям инвалидов.

18 декабря 2018 , Инвалиды. Безбарьерная среда О повышении доступности телепрограмм для инвалидов по слуху Постановление от 14 декабря 2018 года №1562. Положение о лицензировании телевизионного и радиовещания дополнено новым лицензионным требованием. Теперь вещатели обязаны обеспечить доступность для инвалидов по слуху своих телеканалов в объёме не менее 5% объёма вещания в неделю (без учёта телепрограмм, телепередач, идущих в эфир без предварительной записи).

5 декабря 2018 , Государственные и муниципальные услуги О внесении в Госдуму законопроекта об упрощении порядка предоставления государственных и муниципальных услуг инвалидам Распоряжение от 4 декабря 2018 года №2678-р. Законопроектом предлагается исключить из законодательства в сфере оказания государственных и муниципальных услуг норму о необходимости предоставления инвалидами требуемых для получения услуги документов, подтверждающих их инвалидность, на бумажном носителе. Эти сведения будут запрашиваться органами и организациями, предоставляющими услуги, из федерального реестра инвалидов в рамках межведомственного взаимодействия. Цель законопроекта – упростить и ускорить предоставление госуслуг инвалидам.

21 ноября 2018 , Инвалиды. Безбарьерная среда Д.Медведев: «Шесть лет назад Россия присоединилась к Конвенции ООН о правах инвалидов. Внесены изменения в 40 федеральных и 750 региональных законов, которые призваны создать безбарьерную среду. Действует госпрограмма «Доступная среда». Более 50% объектов уже адаптированы под нужды инвалидов. В течение ближайших нескольких лет мы выделим ещё более 20 млрд на продолжение этой работы».

12 ноября 2018 , Инвалиды. Безбарьерная среда Участникам и гостям II Международных Парадельфийских игр II Международные Парадельфийские игры проходят в Ижевске с 11 по 17 ноября.

9 ноября 2018 , Инвалиды. Безбарьерная среда О совершенствовании правового регулирования в сфере трудоустройства инвалидов Постановление от 9 ноября 2018 года №1338. Установлен новый обязательный показатель оценки эффективности работы руководителей федеральных и муниципальных бюджетных, автономных и казённых учреждений: выполнение квоты по приёму на работу инвалидов. Это решение направлено на содействие занятости инвалидов, в том числе через активизацию работы руководителей учреждений по созданию или выделению рабочих мест для трудоустройства инвалидов.

9 ноября 2018 , Инвалиды. Безбарьерная среда Татьяна Голикова провела заседание Совета по вопросам попечительства в социальной сфере Участники заседания обсудили проблемы образования и комплексного сопровождения детей и взрослых с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью.

31 октября 2018 , Инвалиды. Безбарьерная среда Работникам и ветеранам Службы медико-социальной экспертизы 31 октября 2018 года Службе медико-социальной экспертизы исполняется 100 лет.

31 октября 2018 , Инвалиды. Безбарьерная среда Президент России подписал разработанный Правительством Федеральный закон, направленный на повышение доступности телепрограмм для инвалидов по слуху Федеральный закон от 30 октября 2018 года №380-ФЗ. Проект федерального закона был внесён в Госдуму распоряжением Правительства от 6 февраля 2018 года №167-р. Федеральным законом перечень лицензионных требований при осуществлении телевизионного вещания и радиовещания, определенный Законом Российской Федерации «О средствах массовой информации», дополняется новым лицензионным требованием в отношении лицензиатов – вещателей телеканалов. Новое лицензионное требование предусматривает обеспечение доступности для инвалидов по слуху продукции средства массовой информации в объеме не менее 5% объема вещания в неделю.

24 октября 2018 , Инвалиды. Безбарьерная среда Об утверждении перечня специализированных продуктов питания для детей-инвалидов на 2019 год Распоряжение от 22 октября 2018 года №2273-р. В перечень включены 75 специализированных продуктов для диетического лечебного питания детей-инвалидов, больных орфанными заболеваниями. В 2016 году такой перечень включал 54 продукта, в 2017 году – 69 продуктов, в 2018 году – 71 продукт.

10 октября 2018 , Инвалиды. Безбарьерная среда О внесении в Госдуму законопроекта об административной ответственности за нарушение порядка ведения федерального реестра инвалидов Распоряжение от 8 октября 2018 года №2151-р. Законопроект разработан во исполнение плана реализации Концепции создания, ведения и использования федеральной государственной информационной системы «Федеральный реестр инвалидов». Предлагается установить административную ответственность в виде штрафа за непредставление должностным лицом подлежащих включению в федеральный реестр инвалидов сведений, неразмещение или нарушение порядка и сроков размещения сведений, размещение сведений не в полном объёме, а также за размещение в реестре заведомо недостоверных сведений. С 1 января 2018 года информация из реестра используется в том числе при оказании госуслуг, и её отсутствие или искажение сведений приводит к невозможности предоставления госуслуг в сферах охраны здоровья, социального обеспечения, образования, жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и связи.

17 августа 2018 года исполняется 30 лет со дня образования Всероссийского общества инвалидов. 1

«Свободная Пресса » выясняла насколько комфортно сегодня инвалидам в столице Паралимпиады-2014.

Недавно в Сочи закончились . Фильм, надеюсь, мы скоро увидим на экранах. А я решил проверить, как действует программа «Сочи без барьеров», которая была осуществлена к Паралимпийским играм-2014. Ведь прошло всего два года…

Около этого зачехленного агрегата в самом центре Сочи я стоял достаточно долго. Ждал любого инвалида-колясочника, которому потребуется спуститься в подземный переход. Рядом продавались мороженое, цветы, всякие разные сувениры с паралимпийской символикой и игрушечные фигурки Лучика и Снежинки - симпатичных талисманов прошедших два года назад зимних Паралимпийских Игр…
Мимо проходили люди. Пристал к девушке:

Не поможете разобраться?

В чем?
- Да вот в инструкцию по спуску платформы с инвалидом в подземный переход?
Дамочка хихикнула:
- А что это так сложно?
- Почитаем…

Безбарьерная инструкция

Хором мы начали чтение. Не хочу приводить текст этого замечательного документа полностью, потому как вы все равно ни черта не поймете. Думаю, достаточно пары инструкционных фразочек убористым шрифтом. Например: «Для вызова и раскладывания платформы на нижней посадочной площадке вставить ключ в гнездо внешнего пульта…» И далее все в таком же техническом духе! Какой к чертовой бабушке «ключ» и где его искать?

Конечно, можно было и позвонить. Однако, безбарьерная среда, уверен, создавалась не для того, чтобы подъехав к поземному переходу инвалид начинал названивать по мобильному в какую-то экстренную службу и ждать пока придет «продвинутый пользователь» и начнет помогать человеку с ограниченными возможностями использовать возможности системы спуска в подземный переход, предназначенной сделать возможности инвалида не ограниченными. Сколько пройдет времени в ожидании «дежурного по спуску» - десять минут? Двадцать? Час? Во всяком случае о периоде ожидания прибытия помощи в инструкции ничего не сказано. Зато сам аппарат ярко и зримо демонстрирует заботу об инвалидах и для любой поверяющей комиссии сам его грандиозный вид говорит о том, что на создание доступной среды в Сочи никто не экономил. Я еще раз посмотрел на «зачехленное чудо» безбарьерной техники и по внешнему виду понял, что дермантиновое покрывало с него давненько не снимали. А исправен ли этот агрегат? На лифтах в домах хотя бы пишут время последних испытаний лифта. На этом спускаемом устройстве для инвалидов даты последней проверки я не обнаружил. И кто знает, как он работает спустя два постпаралимпийских года…

Поиски карты доступности

Ладно, с коварными техническими устройствами все понятно. Вернее, ничего не понятно. Но при подготовке к Паралимпиаде-2014 много говорили о создании в Сочи «Карты доступности». И такая карта была создана! Я обошел десяток киосков печатной продукции в поисках такого важного издания. В лучшем случае мне предлагали картографическое произведение с пиктограммными обозначениями автостоянок, где предусмотрены места для машин инвалидов. Доступной и понятной карты для передвижения по Сочи инвалидов не обнаружил. Видимо, все абсолютно уверены, что после события мирового паралимпийского масштаба в Сочи больше не приедет делегация Международных паралимпийцев и никто не станет проверять доступность Сочи для инвалидов. А как же Чемпионат мира по футболу-2018? Да и Всемирные хоровые игры у Сочи «на носу». На эти события тоже могут приехать люди с ограниченными возможностями. И почему, собственно, им не приехать?

Конечно, в период «подготовки и проведения» Паралимпийских Игр-2014 в Сочи сформировали безбарьерную среду. Кнопки для вызова продавца, например, понатыкали при всех мало-мальски заметных магазинчиках. Пробовал недавно нажать на парочку таких кнопочек. Ну вы меня понимаете: ждите ответа. Пришлось кричать!

Так что я был почти уверен: если в самом центре Сочи наглухо зачехлен аппарат для спуска инвалидов-колясочников в подземный переход через главную улицу города Сочи, то чуть дальше от центра картина будет намного печальней. Не ошибся! В паре автобусных остановок от центра Сочи, но все равно в очень посещаемом месте, где сверкает огнями огромный гипермаркет спуск в подземный переход смастерили под углом градусов 45 и уложили плиткой, по которой можно кататься с полным ощущением ледовой горки под ногами. На глаза попался и щиток уличного освещения, в который упиралась тактильная дорожка для слабовидящих. Только представьте, что случится, если этой дорожке поверит инвалид по зрению…

А я все продолжал изучать постпаралимпийское наследие безбарьерного Сочи. Спустя два года стало понятно, что за всем этим созданным с таким трудом наследием внимательно и «на постоянной основе» никто не следит. Никто не отвечает за исправную работу дорогущих подъемников в подземных переходах и за то, чтобы тактильные дорожки не приводили слабовидящих лоб в лоб в щиток уличного освещения. Даже звуковые сигналы с информированием инвалидов по зрению о том, что можно переходить дорогу теперь работают не везде. А ведь так хорошо правильно и грамотно все начиналось в этом благородном деле создания «Сочи без барьеров». Создать создали, а кто будет сохранять? А без этого получается, что барьеры не устранили, а сделали их еще больше.

Опыт надо беречь
Думаю, теперь самое время привести слова заместителя председателя комитета Госдумы России по физической культуре, спорту и делам молодежи, паралимпийца-колясочникаСергея Поддубного , сказанные после недавнего посещения Сочи: «Объективно и определенно могу сказать: сегодня Сочи самый безбарьерный город России, наиболее приспособленный для людей с ограниченными возможностями…»

Как бы я не натыкался на безбарьерные барьеры в постпаралимпийском Сочи, безусловно, депутат Поддубный лично проверял доступность города, стало быть знает, о чем говорит. Конечно, он прав, когда констатирует факт, что в создании безбарьерной среды Сочи стал флагманом перемен в отношении к инвалидам. Однако, спустя время приходится с печалью констатировать: безбарьерную среду в Сочи соорудили, но неизвестно кто возьмет на себя функцию по ее поддержанию в доступном для инвалидов состоянии? Какая мобильная служба примет в эксплуатацию весь «безбарьерный Сочи». Общества инвалидов? Волонтеры? Меценаты? Понятно, что решения по созданию безбарьерной России на основе сочинского опыта приняты на уровне правительства РФ, но не принято никаких обязывающих местные власти правительственных постановлений, где четко и однозначно было бы прописано, кто, как и на какие деньги обязан создавать безбарьерную среду (это пол дела), но главное: кто обязан содержать эту доступную среду в доступном для инвалидов состоянии. Сколько уж писано-переписано, как инвалидам-колясочникам приходиться пробивать себе выход на улицу из дома силами общественности и СМИ. Если уж в Сочи, где доступная среда была сформирована практически по команде первых лиц государства, тактильные дорожки упираются в щитки уличного освещения, а колеи спуска в поземный переход, порой, находятся в состоянии «ледяной горки» то, это не вина местной власти, а отсутствие у этой власти банального бюджета по сохранению доступной среды и за ней контроля.

Как все-таки это по-нашему! Сначала вбухать громадные деньги в социально-значимый государственный проект и не продумать механизма, чтобы этот проект не заглох через два года, после своего триумфа…

Наверное, самое время признаться и в том, что, создав безбарьерную среду в одном городе, сделав ее «опытным образцом» для всей страны следует идти дальше и продумать экономические и управленческие механизмы по обеспечению работоспособности такой среды по всей России. Понятно, что регулярно проверять состояние «доступности городов» для людей с ограниченными возможностями дело отнюдь не журналистов. Кто-то должен получить ответственное поручение и все свои усилия направить на то, чтобы доступная среда, созданная однажды, не становилась со временем недоступной для тех, ради кого она и была создана навсегда. И чтобы забота об инвалидах не превращалась просто в пустые слова.

Владимир Кильдеев

Принимая во внимание то обстоятельство, что почти 9% населения Татарстана – это граждане с ограниченными возможностями здоровья, одним из направлений стратегии социально-экономического развития Республики Татарстан является реабилитация и социальная интеграция инвалидов.
Необходимо создание средствами архитектуры, градостроительства, транспорта, информатизации и связи условий, обеспечивающих инвалидам равные со всеми гражданами возможности в пользовании объектами социальной инфраструктуры, получении образования, реализации творческого потенциала, активного участия в общественной жизни.
При новом проектировании и реконструкции общественных, жилых и промышленных зданий следует предусматривать для инвалидов и граждан других маломобильных групп населения условия жизнедеятельности, равные с остальными категориями населения.
Безбарьерная среда. Этот термин применяется к элементам окружающей среды, в которую могут свободно заходить, попадать и которую могут использовать люди с физическими, сенсорными или интеллектуальными нарушениями.
Проектные решения объектов, доступных для инвалидов, не должны ограничивать условия жизнедеятельности других групп населения, а также эффективность эксплуатации зданий.
Основные положения, обеспечивающие учет интересов инвалидов и других маломобильных групп населения, содержатся в строительных нормах и правилах СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения».

Общие требования к зданиям, сооружениям и их участкам

1.1 Пандусы

В здании должен быть как минимум один вход, приспособленный для маломобильных групп населения (далее – МГН), с поверхности земли и из каждого доступного для МГН подземного или надземного перехода, соединенного с этим зданием.

Участки пола на путях движения на расстоянии 0,6 м перед входами на пандусы должны иметь рифленую и/или контрастно окрашенную поверхность.
Максимальная высота одного подъема (марша) пандуса не должна превышать 0,8 м при уклоне не более 8%. При перепаде высот пола на путях движения 0,2 м и менее допускается увеличивать уклон пандуса до 10%. В исключительных случаях допускаются винтовые пандусы.
Вдоль обеих сторон всех лестниц и пандусов, а также у всех перепадов высот более 0,45 м необходимо устанавливать ограждения с поручнями. Поручни пандусов следует, как правило, располагать на высоте 0,7 и 0,9 м, у лестниц - на высоте 0,9 м, а в дошкольных учреждениях также и на высоте 0,5 м.

Ширина пандуса при одностороннем движении должна быть не менее 1 м, в остальных случаях – не менее 1,8 м.
Площадка на горизонтальном участке пандуса при прямом пути движения или на повороте должна быть не менее 1,5 м.
Следует предусматривать бортики высотой не менее 0,05 м по продольным краям маршей пандусов, а также вдоль кромки горизонтальных поверхностей при перепаде высот более 0,45 м для предотвращения соскальзывания трости или ноги, что важно не только для инвалидов с нарушениями опорно-двигательного аппарата, но также и для других категорий инвалидов, в том числе слабовидящих и слабослышащих.

Под маршем открытой лестницы, имеющими высоту менее 1,9 м, следует устанавливать барьеры, ограждения и т.п., чтобы предотвратить падения и последующие травмы, особенно инвалидов по зрению.
Участки пола на путях движения на расстоянии 0,6 м перед входами на лестницы должны иметь предупредительную рифленую и/или контрастно окрашенную поверхность.

Лестницы должны дублироваться пандусами, а при необходимости - другими средствами подъема.

Ширина выходов из помещений и коридоров на лестничную клетку должна быть не менее 0,9 м.
Ширина марша лестниц - не менее 1,35 м.
Ширина проступей лестниц - не менее 0,3 м,
Высота подъема ступеней - не более 0,15 м.
Уклоны лестниц должны быть - не более 1:2.

Ступени лестниц должны быть сплошными, ровными, без выступов и с шероховатой поверхностью. Ребро ступени должно иметь закругление радиусом не более 0,05 м. Боковые края ступеней, не примыкающие к стенам, должны иметь бортики высотой не менее 0,02 м.

Вдоль обеих сторон всех лестниц и пандусов, а также у всех перепадов высот более 0,45 м необходимо устанавливать ограждения с поручнями.


у лестниц - на высоте 0,9 м,
в дошкольных учреждениях также и на высоте 0,5 м.

Входная площадка, должна иметь: навес, водоотвод, а в зависимости от местных климатических условий – подогрев для того, чтобы вход был доступен для любой категории инвалидов
Прозрачные двери и ограждения следует выполнять из ударопрочного материала. На прозрачных полотнах дверей следует предусматривать яркую контрастную маркировку высотой не менее 0,1 м и шириной не менее 0,2 м, расположенную на уровне не ниже 1,2 м и не выше 1,5 м от поверхности пешеходного пути.

Поверхности покрытий входных площадок и тамбуров должны быть твердыми, не допускать скольжения при намокании и иметь поперечный уклон в пределах 1-2%.

Ширина дверных и открытых проемов в стене, выходов из помещений и из коридоров на лестничную клетку должна быть - не менее 0,9 м.

Дверные проемы не должны иметь порогов и перепадов высот пола. При необходимости устройства порогов их высота не должна превышать 0,025 м.
На путях движения МГН не допускается применять вращающиеся двери и турникеты.
На путях движения МГН рекомендуется применять двери на петлях одностороннего действия с фиксаторами в положениях "открыто" и "закрыто". Следует также применять двери, обеспечивающие задержку автоматического закрывания дверей продолжительностью не менее 5 с.
Участки пола на путях движения на расстоянии 0,6 м перед дверными проемами и входами на пандусы должны иметь рифленую и/или контрастно окрашенную поверхность для обеспечения доступа в здание слабовидящих и слабослышащих инвалидов.

  1. Здания следует оборудовать пассажирскими лифтами или подъемными платформами в случае размещения помещений, посещаемых инвалидами на креслах-колясках. Выбор способа подъема инвалидов и возможность дублирования этих способов подъема устанавливаются в проектном решении.

2. Параметры кабины лифта, предназначенного для пользования инвалидом на кресле-коляске (внутренние размеры):
ширина - не менее 1,1 м;
глубина - не менее 1,4 м.
Ширина дверного проема - не менее 0,9 м.

В остальных случаях размер дверного проема устанавливается в задании на проектирование по ГОСТ Р 51631.

Участки пола на путях движения на расстоянии 0,6 м перед дверными проемами и входами на лестницы и пандусы, а также перед поворотом коммуникационных путей должны иметь предупредительную рифленую и/или окрашенную поверхность, допускается предусматривать световые маячки.

В общественных уборных необходимо предусматривать не менее одной универсальной кабины, доступной для всех категорий граждан.
Универсальная кабина уборной общего пользования должна иметь размеры:
– ширина - не менее 1,65 м;
– глубина - не менее 1,8 м.

В кабине рядом с унитазом следует предусматривать пространство для размещения кресла-коляски, а также крючки для одежды, костылей и других принадлежностей.

В санитарно-гигиенических помещениях следует предусматривать установку поручней, штанг, поворотных или откидных сидений.

Рекомендуемая высота бордюров по краям пешеходных путей должна быть не менее 0,05 м.
Высота бортового камня в местах пересечения тротуаров с проезжей частью, а также перепад высот бордюров, бортовых камней вдоль эксплуатируемых газонов и озелененных площадок, примыкающих к путям пешеходного движения, не должны превышать 0,04 м.
Тактильные средства для инвалидов по зрению на покрытии пешеходных путей на участке следует размещать не менее чем за - 0,8 м до объекта информации, начала опасного участка, изменения направления движения, входа и т.п.

Для покрытий пешеходных дорожек, тротуаров и пандусов не допускается применение насыпных или крупноструктурных материалов.

Покрытие из бетонных плит должно быть ровным, а толщина швов между плитами - не более 0,015 м.

При устройстве съездов с тротуара около здания допускается увеличивать продольный уклон до 10% на протяжении не более 10 м.

При наличии на территории или участке подземных и надземных переходов их следует, как правило, оборудовать пандусами или подъемными устройствами, если нельзя организовать для МГН наземный проход.

Вход на территорию или участок следует оборудовать доступными для инвалидов элементами информации об объекте.

На открытых индивидуальных автостоянках около учреждений обслуживания следует выделять не менее 10% мест (но не менее одного места) для транспорта инвалидов. Эти места должны обозначаться знаками, принятыми в международной практике (ст.15 ФЗ №181-ФЗ).

Места для личного автотранспорта инвалидов желательно размещать вблизи входа, доступного для инвалидов, но не далее 50 м, а при жилых зданиях - не далее 100 м.

Ширина зоны для парковки автомобиля инвалида должна быть не менее 3,5 м.

Предприятия, учреждения и организации, осуществляющие транспортное обслуживание населения, обеспечивают оборудование специальными приспособлениями вокзалов, аэропортов и других объектов, позволяющими инвалидам беспрепятственно пользоваться их услугами. Организации осуществляющие транспортное обслуживание населения обеспечивают оборудование указанных средств специальными приспособлениями и устройствами в целях создания условий инвалидам для беспрепятственного пользования указанными средствами. (ст.15 ФЗ №181-ФЗ)

Обязательным условием доступности метро является наличие рельефной (тактильной) полосы перед лестничным, пандусным маршем (вверху и внизу) по всей длине, а также перед дверью, билетной кассой, перед средствами информации и телекоммуникациями и у выхода с эскалатора.
Ширина полосы - 0,5-о,6 м для пандусов, лестниц, перед средствами информации и телекоммуникациями,
0,3 м – перед дверью и билетной кассой.
Расстояние полосы до кромки крайней ступени лестницы - 0,8 м.
Рекомендованная ширина марша лестницы не менее 1,35 м.
Расстояние от тактильной полосы до кромки крайней ступени - 0,8 м.
Необходимо также наличие контрастной окраски верхней и нижней ступеней лестничного марша и пандуса.
Наличие бортиков по краям лестничного марша должно составлять не менее 2 см., если они не соприкасаются со стеной.

Входные двери в вагоне метро должны иметь ширину проема в свету не менее 90 см. Высота порога при входе в вагон с платформы должна составлять не более 2,5 см.

Посадочные платформы должны иметь в наличии тактильные шуц линии вдоль посадочного края платформы.

Обязательно наличие знака доступности для инвалидов-колясочников и контрастная предупреждающая маркировка на двери (ярко желтого или красного цвета), высота которого от уровня пола должна составлять120-150 см.
Обязательно также наличие специальных мест для инвалидов и указательных знаков для передвижения инвалидов-колясочников во всем метрополитене.

А – символ доступности для инвалидов
Б - символ доступности для людей с нарушением слуха
В - символ «Телекоммуникационные устройства для людей с нарушением слуха
1,2 - символ доступности для инвалидов
3 – место для инвалидов, пожилых с детьми
4 – эскалатор (подъемник)
5,6 – туалеты для инвалидов
7 – лифт для инвалидов
8 – пути эвакуации
9,10 – вход и выход из помещения
11 – направление движения, поворот
12 – информационный центр (справочная)

5.2 Аэропорты (зарубежный и отечественный опыт)

Аэропорт Франкфурт-на-Майне (FRA) имеет два терминала, которые связаны скоростными поездами, являются бесплатными и снабжены пандусами для инвалидных колясок. Между терминалами курсируют бесплатные автобусы с интервалом 10 минут.
Аэропорт имеет автоматические двери, адаптированные телефоны и туалеты для инвалидов.
В Международном аэропорту Дюссельдорф (DUS) есть номера для инвалидов и инвалидных колясок доступны для тех, кто просит об этом.
Международный аэропорт Гонконга полностью доступен для пассажиров-инвалидов. Существует множество туалетов, лифтов, наклонных плоскостей и эскалаторов вокруг аэропорта и в Центре Наземных транспортировок с приспособлениями для кресел-каталок. Парковочные места для машин, зарезервированные для водителей-инвалидов, доступны на четырех автостоянках.
Кресла-каталки предоставляются авиалиниями бесплатно; пассажиры должны информировать авиалинии предварительно перед поездкой.
Для облегчения передвижения инвалидов по зданию терминал аэропорта Внуково оборудован пандусами и специальными лифтами. В кабинах предусмотрены поручни, а кнопки вызова расположены на доступной для инвалидов-колясочников высоте. В лифтах также предусмотрено дублирование надписей шрифтом Брайля и голосовое объявление остановок. Всего в терминале «А» построено 78 лифтов, 61 эскалатор и 38 траволаторов. Кроме этого, на всей территории терминала реализована так называемая система «гладкий пол», позволяющая маломобильным пассажирам свободно перемещаться.
Информация о прибытии и отправлении рейсов в аэропорту не только отображается на табло, но и дублируется объявлениями по громкой связи. Незрячие пассажиры при всех передвижениях по терминалу сопровождаются сотрудниками Внуково.
Уфимский аэропорт обзавелся новой спецтехникой - амбулифтом. С помощью этой машины людям с ограниченными возможностями станет легче попасть в самолёт или покинуть его. В кабине подъемника могут находиться 2 инвалидных кресла и 2 сопровождающих человека. Амбулифт имеет так называемый сквозной коридор, чтобы не нужно было разворачиваться внутри кабины. Машина поднимается более чем на 5 метров и подходит практически ко всем типам самолетов.

Рис.1 Терминал для получения информации (удобен как для здоровых людей, так и для людей с ослабленным зрением)

Рис.2 Табло с контрастно выделенными названиями рейсов самолетов для слабовидящих инвалидов

Рис.3 Специальный лифт для лиц с ограниченными возможностями в аэропорту

Рис.4 Санитарно-гигиеническая комната, оборудованная специально для инвалидов

Рис. Указатель мест обслуживания инвалидов

5.3. Железнодорожные вокзалы

На российских железных дорогах курсирует более 100 вагонов со специальными купе, предназначенными для инвалидов. В таких купе предусмотрено всё, чтобы облегчить путешествие для людей, имеющих проблемы со здоровьем.
Вход в вагон поезда оборудован специальным подъемником, с помощью которого пассажир, не покидая инвалидной коляски, может попасть внутрь как с высокой, так и с низкой платформы.
Двухместное купе, предназначенное для инвалида и сопровождающего, шире стандартного. Чтобы инвалид мог без посторонней помощи пересесть в кресло, имеются специальные вспомогательные ремни. Спальная полка трансформируются в любое удобное больному пассажиру положение.
Для слепых и слабовидящих низко расположенные выключатели, розетки, кнопки вызова проводника снабжены табличками с рельефным текстом - для чтения «пальцами», и специальным звуковым устройством, сообщающим необходимую информацию. Автоматизированная система связи позволяет в экстренной ситуации вызвать проводника.
Туалет в таких вагонах также шире и больше по размерам, чем в обычных, в нем установлены дополнительные поручни. Туалет снабжен звуковым и световым табло - для пассажиров, имеющих проблемы со зрением или слухом.

Рис. Вход на вокзал

Рис. Касса для инвалидов с поручнями и пандусом на вокзале

Рис. Указатель расположения туалета для лиц с ограниченными возможностями

Рис. Таксофон для слабовидящих инвалидов

Рис. Подъемная платформа для доступа инвалидов в вагон поезда

Рис. Места для инвалидов в современных поездах

Рис. Специальные купе для инвалидов в вагонах поездов

Законодательные и нормативные документы Российской Федерации, обеспечивающие и регламентирующие создание доступной среды для инвалидов

«Конституция Российской Федерации» от 12.12.1993. Статья 27 закрепляет право человека на свободу передвижения.

Федеральный закон от 24.11.1995 года №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».

Статья 14 «Обеспечение свободного доступа инвалидов к информации». Государство гарантирует инвалиду право на получение необходимой информации.
Статья 15 «Обеспечение беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры».
Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям), а также для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации).
Планировка и застройка городов, других населенных пунктов, формирование жилых и рекреационных зон, разработка проектных решений на новое строительство и реконструкцию зданий, сооружений и их комплексов, а также разработка и производство транспортных средств общего пользования, средств связи и информации без приспособления указанных объектов для доступа к ним инвалидов и использования их инвалидами не допускаются.
На каждой стоянке (остановке) автотранспортных средств, в том числе около предприятий торговли, сферы услуг, медицинских, спортивных и культурно-зрелищных учреждений, выделяется не менее 10 процентов мест (но не менее одного места) для парковки специальных автотранспортных средств инвалидов, которые не должны занимать иные транспортные средства. Инвалиды пользуются местами для парковки специальных автотранспортных средств бесплатно.
Статья 16 «Ответственность за уклонение от исполнения требований к созданию условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам инженерной, транспортной и социальной инфраструктур»
Юридические и должностные лица за уклонение от исполнения предусмотренных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами требований к созданию условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, а также для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, средствами связи и информации несут административную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

«Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» от 30.12.1995 №195-ФЗ
Статья 5.43. «Нарушение требований законодательства, предусматривающих выделение на автомобильных стоянках (остановках) мест для специальных автотранспортных средств инвалидов»
Нарушение требований законодательства, предусматривающих выделение на автомобильных стоянках (остановках) мест для специальных автотранспортных средств инвалидов влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в установленном законодательством размере.
Статья 9.13. Уклонение от исполнения требований доступности для инвалидов объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктур
Уклонение от исполнения требований к обеспечению условий для доступа инвалидов к объектам инженерной, транспортной и социальной инфраструктур влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в установленном законодательством размере.
Статья 11.24. Организация транспортного обслуживания населения без создания условий доступности для инвалидов
Нарушение руководителем организации или иным должностным лицом, ответственным за организацию системы транспортного обслуживания населения и эксплуатацию транспортных средств, требований законодательства, предусматривающих включение в систему транспортного обслуживания населения транспортных средств, доступных для инвалидов влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в установленном законодательством размере.

«Градостроительный кодекс Российской Федерации» от 29.12.2004 №190-ФЗ
Статья 2. Основные принципы законодательства о градостроительной деятельности
Законодательство о градостроительной деятельности и изданные в соответствии с ним нормативные правовые акты основываются на следующих принципах:
-обеспечение инвалидам условий для беспрепятственного доступа к объектам социального и иного назначения;
-ответственность за нарушение законодательства о градостроительной деятельности;
-возмещение вреда, причиненного физическим, юридическим лицам в результате нарушений требований законодательства о градостроительной деятельности, в полном объеме.

Распоряжение Правительства Российской Федерации от 21.06.2010 № 1047-р «Перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений»:
П. 76. СНиП 35-01-2001 "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения". Разделы 3 (пункты 3.1 - 3.37, 3.39, 3.52 - 3.72), 4 (пункты 4.1 - 4.10, 4.12 - 4.21, 4.23 - 4.32).

Перечень нормативно-правовых документов, регламентирующих разработку проектной документации с обеспечением доступной среды для инвалидов.

СНиП 35-01-2001 "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения";
РДС 35-201-99 «Порядок реализации требований доступности для инвалидов к объектам социальной инфраструктуры»;
СП 35-101-2001 «Проектирование зданий и сооружений с учетом доступности для маломобильных групп населения»;
СП 35-102-2001 "Жилая среда с планировочными элементами, доступными инвалидам";
СП 35-103-2001 "Общественные здания и сооружения, доступные маломобильным посетителям";
СП 35-104-2001 "Здания и помещения с местами труда для инвалидов";
СНиП 31-06-2009 "Общественные здания и сооружения";
ГОСТ Р 51631-2008 «Лифты пассажирские. Технические требования доступности, включая доступность для инвалидов и других маломобильных групп населения»;
ГОСТ Р 51630-2000 «Платформы подъемные с вертикальным и наклонным перемещением для инвалидов. Технические требования доступности»;
ГОСТ Р 52131-2003 «Средства отображения информации знаковые для инвалидов»;
ГОСТ Р 51671-2000 «Средства связи и информации технические общего пользования, доступные для инвалидов. Классификация. Требования доступности и безопасности»;
ГОСТ Р 52875-2007 «Указатели тактильные наземные для инвалидов по зрению. Технические требования»;
ГОСТ 51261-99 «Устройства опорные стационарные реабилитационные. Типы и технические требования»

тия пола, лестниц, тротуаров, изменяющие звук шагов, различная фактура отдельных участков стен, звуковые сигналы, цветовые и светлотные контрасты (рис. 5, 6).

Рис. 5− 6

Для возможности проезда необходимы отсутствие порогов, достаточная ширина дверных проемов (рис. 7)

и транзитных путей между предметами мебели и оборудования, наличие специальных пандусов, подъемников, лифтов, телефонов-автоматов и т.п. (рис. 8–16).

Одновременно для физически ослабленных лиц безбарьерная среда − это наличие визуальных связей между отдельными зонами квартиры и между внутренней и наружной средой. Для этого устраиваются заниженные подоконники, позволяющие видеть внешний мир, остекляются дверные полотна, переплеты выводятся за границы оптимальной видимости.

Рис. 8− 16

За рубежом к осознанию проблем создания безбарьерной среды пришли после Второй мировой войны в связи с появлением большого количества людей с различными физическими и психическими нарушениями, в том числе и инвалидов. В начале 1950-х годов в Совете Европы начала работать комиссия, занимающаяся решением вопросов по созданию среды обитания, соответствующей потребностям людей с ограниченными возможностями. Ею было принято решение о проектировании и оборудовании зданий, легко доступных для инвалидов, опубликованное как норма № 20 Европейского Союза “Требования, обеспечивающие доступ инвалидов в здания”.

В конце 1950-х годов во многих развитых странах Западной Европы, в Северной Америке, Канаде и Австралии общественными организациями инвалидов были разработаны рекомендации для организаций, имеющих отношение к разработке норм проектирования окружающей среды и зданий с учетом доступности для инвалидов. В соответствии с этими рекомендациями начали появляться и, что очень важно, официально узакониваться нормы по проектированию безбарьерной среды.

Первые нормы по обеспечению требований инвалидов по доступности здания и возможности пользования различными его помещениями были разработаны в США в 1959–1961 годах. Этот документ стал основой для разработки норм в других странах мира и привлечения внимания к проблемам инвалидов в целом.

В 1960–1970-е годы нормы и стандарты, регламентирующие архитектурную деятельность и обеспечивающие требования инвалидов (прежде всего передвигающихся на креслах-колясках), появились в Дании (1960), Швейцарии (1963), Канаде (1965), Франции (1966), Великобритании (1967), Австралии, Бельгии и Нидерландах (1968), Финляндии и Швеции (1969), Германии (1972). Практически все разработанные в это время нормы касались вопросов проектирования и оборудования зданий, предназначенных для проживания инвалидов. В настоящее время они охватывают все объекты градостроительного, архитектурного и ландшафтного проектирования и учитывают требования не только инвалидов-колясочников, но и всех категорий физически ослабленных лиц.

были разработаны в конце 1980-х годов. На их основе был издан документ “Типовая инструкция по обеспечению передвижения инвалидов, пользующихся кресламиколясками, в проектах общественных зданий, планировки и застройки населенных мест”(1988), в котором впервые обобщены требования, обеспечивающие беспрепятственное передвижение инвалидов в местах общественного пользования. С 1994 года в России разрабатываются рекомендации по проектированию окружающей среды, зданий и сооружений с учетом потребностей инвалидов и других маломобильных групп населения, нормы и пособия по проектированию специализированных объектов для инвалидов и престарелых.

На архитектурном факультете БНТУ (БГПА) с 1990 года ведутся научноисследовательские работы, направленные на формирование архитектурно-простран- ственной среды, доступной для лиц с ограниченными возможностями . На основании проведенных исследований сформирован комплекс нормативов, позволяющих при архитектурно-планировочной организации жилых территорий и отдельных жилых, общественных, административных зданий и сооружений обеспечивать базовые требования к безбарьерной среде.

Литература

1. Пономарева Е.С. Интерьер гражданских зданий. Мн.: Выш. шк., 1991. 255 с.

2. Лазовская Н.А. Функциональнопространственная организация центров реабилитации инвалидов: Дис. … канд. архит.: 18.00.02. Мн., 2000.

3. Беларусь: среда для человека. Национальный отчет о человеческом развитии (региональный проект ПРООН RER/95/02C). Мн.: ООН/ПРООН, 1996. 216 с.

4. Хачатрянц К.К. Проблема создания городской среды, доступной для лиц

с ограниченными возможностями // Градостроительство и архитектура: актуальные проблемы: Сб. науч. тр./ БНТУ, АФ. Мн.: Тэхналогiя, 2002. С. 182–185.

Евгения Агранович-Пономарева, Людмила Агальцова, Наталья Лазовская

ДИЗАЙН АРХИТЕКТУРНОЙ СРЕДЫ ДЛЯ ЛЮДЕЙ СО СПЕЦИФИЧЕСКИМИ ТРЕБОВАНИЯМИ

Необходимость приспособить среду под специфические требования людей с ограниченными возможностями зачастую вызывает раздражение. Это и сетование на повышение стоимости строительства, усложнение проектных работ, на “ухудшение” эстетических качеств архитектурных объектов. И остается за гранью понимания тот факт, что помимо официально признанных инвалидами в группу людей со специфическими требованиями входят дети и состарившиеся родители, и практически здоровые люди, заболевшие или получившие травму. Общество обязано учитывать их требования, если оно считает себя цивилизованным.

Дизайн архитектурной среды предполагает комплекс мероприятий по обеспечению архитектурными средствами доступности, универсальности, экологической целесообразности среды человеческой деятельности.

Доступность среды - это не только снятие барьеров при передвижении по территории поселения, но и обеспечение доступа ко всем помещениям квартиры, элементам мебели и оборудования, беспрепятственность перемещений из квартиры и из дома наружу и обратно.

Под универсальностью среды понимается необходимость учета эргономических нормативов и типологических законов формирования среды, оптимальность светового и цветового режимов, техническое совершенство и красота мебели и оборудования, разнообразие тактильных ощущений, мир запахов и звуков.

Экологическая целесообразность среды включает комплекс условий для обеспечения физического здоровья и душевного равновесия:

учет первичных и вторичных антропометрических признаков, характерных для инвалидов различных нозологических групп;

формирование персональных пространств с учетом радиусов досягаемости и характеристик оптимального поля зрения;

стремление к использованию экологически чистых конструкционно-отделочных материалов. Человек стремится окружить себя природными материалами. Ему нужно видеть вокруг себя натуральное дерево и ткани из натуральных волокон, композиции из живых растений и камней. Контакт с природой физически ослабленного человека способствует лечебному процессу и становится терапевтическим средством. О том, какое влияние оказывают на человека природные цвета и их сочетания, свидетельствует цветотерапия. Лечение цветом было известно и широко использовалось в Древней Греции и Египте, Индии и Китае. Природные цвета трактуются как космическая жизненная энергия, способствующая гармонии и внутреннему равновесию живого организма. Построенные по законам природных гармоний цветовые группы могут возбуждать и успокаивать, вызывать ощущение прохлады или тепла, усиливать или приглушать шум, смягчать и усмирять боль;

влияние цветов неотделимо от влияния света, его интенсивности и спектрального состава. Это касается естественного света, плавно меняющегося на протяжении дня и стимулирующего биоритмы человека, и света искусственного;

учет психологических особенностей физически ослабленных лиц, для которых очень важно, чтобы среда жизнедеятельности была не только удобна в функциональном отношении, но и не отличалась по внешнему виду от среды для практически здоровых

людей, чтобы она формировалась по архитектурным законам в рамках существующего стилевого направления.

Информационная достаточность выступает как универсальное средство для оптимизации деятельности людей с ограниченными возможностями при помощи предупреждающих и стимулирующих знаков. Язык знаков складывается из цветовых схем, пиктограмм (рис. 1), тактильных раздражителей, звуков, запахов. Использование этих языков позволяет решить целый комплекс информационных задач: ориентировать, предупреждать об опасностях и препятствиях, помогать найти путь и запомнить маршрут, стимулировать и облегчать деятельность, снижать зрительное утомление, попеременно воздействуя на различные цветовоспринимающие окончания зрительного анализатора.

Рис. 1. Пиктограмма, обозначающая вход, доступный инвалидам

Каждый язык отличается своим способом кодирования. Цветовое кодирование позволяет решить следующие архитектурные задачи:

выделить входные узлы;

обозначить зоны: применив цвет для обозначения начала и конца лестничного марша или пандуса, части пола перед входом в лифт; покрасив в разные цвета одинаковые (похожие) помещения, расположенные на одном уровне; использовав цвет мебели и оборудования для выделения различных зон;

− наметить трассы движения людей: используя изменение цвета пола для выделения пути следования посетителей (рис. 2); нанеся на полу цветные линии со стрелками, обозначающими направление движения; применяя цвет для выделения направляющих поручней; используя цветные полосы на боковых стенах по основному пути движения; обозначив цветом направление открывания двери и положение ручки на ней; выделив дверные наличники и (или) дверные полотна;

Обозначить уровни.

Рис. 2. Сочетание цветовых полос на полу и скульптурной композиции, показывающее изменение направления движения

Тактильное кодирование построено на том, что пространство активно осваивается при помощи осязания. Фактура поверхности позволяет использовать ее в качестве ориентира для распознавания функциональных зон, изменение фактуры может предупредить о потенциальной опасности. Различные материалы покрытия полов, парапетов, бордюров, декоративных изгородей (рис. 3, 4), направляющих поручней помогают при движении. В местах, где имеются опасные зоны (перед переходами в зонах интенсивного движения автомобилей, возле транспортных зон посадки и высадки пассажиров, в начале и конце пандуса и лестничного марша, перед входами на лестничную клетку, перед дверью лифта, перед поворотом коммуникационных путей и т.п.), на покрытии земли или поверхности пола должны быть установлены тактильные индикаторы в виде выступающих полусфер, обозначающих “опасность”. В местах, где требуется обозначить направление движения, применяются тактильные индикаторы в виде продольных выступающих линий. Тактильные индикаторы названного типа могут изготовляться из резины, каменных или керамических плиток, нержавеющей стали, пропилена.

Рис. 3. Сочетание цветовых полос, бордюров, зеленой декоративной изгороди, показывающих направление движения

Рис. 4. Сочетание фактуры пола, живых цветов с характерным запахом, полихромной подвесной композиции для выделения зоны отдыха

В качестве тактильных маркеров могут с успехом использоваться элементы растительного мира. Слепые и люди с ослабленным зрением легко определяют различие в форме и размерах листьев (клен - рябина), фруктов и овощей (яблоки - тыква), цветов (колокольчик - ромашка), стеблей (тростник - злаковые); различие в характере поверхности листьев, стеблей, цветов (мягкий и пушистый фенхель, бархатистая и глянцевитая мать-и-мачеха).

Небольшие скульптурные композиции, элементы оборудования, мебель могут также использоваться как тактильные ориентиры, причем одна из задач архитекторадизайнера - свести к минимуму риск того, что пользователи могут прищемить пальцы конечностей, травмироваться.

Тактильные знаки, использующие выступающие буквы, шрифт Брайля (рис. 5, 6), пиктограммы необходимы для слепых людей, зрения которых достаточно лишь для того, чтобы определить нахождение знака. Первичные тактильные раздражители должны быть превращены в комплексные и окажутся более действенными, если: их цвет будет контрастировать с цветом поверхности, на которой они расположены; не будут отражать свет и бликовать; будут устанавливаться на удобной для восприятия высоте и в оптимальной зоне различения.

Важным средством обеспечения информационной достаточности среды выступает обоняние. Запах является сильным сенсорным ощущением, помогающим ориентироваться в пространстве, причем слепым и слабовидящим людям присущи острота обоняния и тонкое умение различать запахи. На этой особенности основывается активное использование в качестве ориентиров разнообразного ассортимента природных элементов, имеющих специфические, знакомые людям запахи - растений, воды в пруду,

скошенной травы, осенних листьев. Большое внимание следует уделять ароматическим растениям, запахи которых наполняют воздух и могут ощущаться без прикасания к растению (например, розы, жимолость, жасмин, сирень и т.п.); растениям, запахи которых ощущаются на близком расстоянии (фиалка, примула, нарцисс); активизированным запахам, которые распространяются в результате разминания частей растения (например, герань, кулинарные травы).

Рис. 5. Выделение цветом, размером и материалом панели кнопок вызова лифта

Рис. 6. Дублирование шрифтом Брайля и крупным размером кнопок на лифтовой панели

Звук оказывает на человека психологическое и физиологическое влияние. Натуральные звуки дождя, легкого ветерка, бегущей воды и певчих птиц могут успокаивать и создавать хорошее самочувствие. Для людей с ослабленным зрением звук является еще и составляющей ориентационной программы. “Звуковые изгороди”, активизируемые путем перемещения палочки вдоль вереницы длинных цилиндров, издают мелодичные звуки

и одновременно служат искусственным ограждением опасных зон. Скульптуры с подвижными частями, фонтаны с разнообразными звуками падающей, журчащей, капающей воды (рис.7, 8), звуковые маячки используются как ориентационные маркеры. Да и сам интерьер помещения может быть наполнен звуками, способствующими ориентации

и облегчающими самообслуживание.

Помимо сигналов, предупреждающих об опасности, человек реагирует на изменения акустических свойств помещения. Так, подвесные потолки и изменение высоты помещения приводят к акустическим изменениям в отдельных зонах квартиры, что способствует ориентации. Покрытие пола материалами с разной фактурой, в свою очередь, также способствует ориентации, так как изменяет звуки шагов, поэтому и не рекомендуется использовать единое покрытие пола от стены до стены.

Итак, сочетание света, цвета, фактуры, звуков превращает агрессивную внешнюю среду в среду щадящую, сочетающую утилитарное и духовное начало, помогающую выжить и сохранить человеческое достоинство в любой ситуации. В то же время среда для людей с ограниченными возможностями оптимальна также и для практически здоро-

вых людей. Поэтому приемы, о которых мы рассказывали в этой статье - акцентирование входов, выделение уровней, введение ориентационных знаков и ориентирующих доминант, встречаются практически в каждом архитектурном объекте.

Рис. 7. Комплексное воздействие звуков журчащей воды, цветовых пятен в виде гигантских бабочек и аромата живых цветов

Рис. 8. Комплексное воздействие звуков капающей воды, усиленного кессонным потолком, скульптурной композиции, аромата живых цветов декоративного бордюра

Сергей Козловский

В ОСНОВЕ ДОЛЖНА БЫТЬ КОНЦЕПЦИЯ

На современном этапе своего развития мировое сообщество наконец созрело до понимания того, что столетиями формируемая человечеством среда обитания некомфортна для значительной части населения. Важнейшие требования, предъявляемые к элементам этой среды, - удобство проживания и травмобезопасность - не выполняются в отношении инвалидов, малолетних детей, женщин с младенцами и беременных, пожилых людей, травмированных, которые и составляют большинство населения.

Значительная подвижка в этом направлении была сделана в развитых странах мира в период инициированного ЮНЕСКО десятилетия инвалидов (1983-1992 гг.). За это время были проведены необходимые исследования, разработаны и утверждены нормы по проектированию среды жизнедеятельности для лиц с ограниченными возможностями передвижения (маломобильных групп населения), а также осуществлены практические мероприятия по адаптации ее элементов.

Мы часто в последнее время слышим тезис о безбарьерной среде, но кому она нужна? Первое, что приходит на ум - маломобильным группам населения. Это верно, но лишь только на половину, на самом деле безбарьерная среда нужна всем жителям города и ниже я расскажу почему и покажу как это работает на примере Франции.


Для начала выдержка из СП 59.13330.2012: « К маломобильным группам населения здесь отнесены: инвалиды, люди с временным нарушением здоровья, беременные женщины, люди преклонного возраста, люди с детскими колясками и т.п…», это уже достаточно большая группа населения, но Йенс Визике из Ассоциации пассажиров Берлина, во время визита на наш вокзал, справедливо заметил, что мы все становимся маломобильными, когда у нас большой чемодан. Для всех этих людей город начинается с самого сложного - подъезда. В некоторых городах франции существуют отдельные программы переделки подъездов со ступеньками в безбарьерные.

Пандус для входа в не обязательно должен быть большим железным и с перилами, можно использовать такое аккуратное решени

К слову о людях с чемоданами, вот так выглядит вход в один из вокзалов Парижа. Нет никаких препятствий, бордюров и ступенек

Переход через дорогу не должен создавать никаких проблем, на этапе проектирования закладывается необходимая высота тротуара, проезжей части, трамвайных путей, что по сути не требует практически никаких дополнительных затрат.

Островки безопасности могут быть практически без бордюров, ограничением и защитой тут выступают столбики. Эти же столбики не дают автомобилистам заехать куда не нужно, очень полезная вещь, хотелось бы, чтобы у нас в городе их взяли на вооружение вместо заборов

Для борьбы с машинами, закрывающими пешеходные переходы, применяют выступающие бордюры, в кармане перед переходом спокойно паркуется автомобиль, но при этом не закрывает обзор и не мешает людям переходить через дорогу

Похожее решение применено у нас на ул.Щорса, рядом с рынком Мави, и это действительно работает!

Если вместо занижения тротуара поднять проезжую часть, то можно «убить двух зайцев» - убрать барьер для пешехода и создать его для машины, чтобы значительно повысить безопасность на переходе

Особенно хорошо таким образом поднимать проезжую часть на выездах из дворов и прилегающих территорий, автомобилист должен понимать, что это место, где ходят люди, а не дорога, и приоритет у людей

Иногда барьером может стать отсутствие инфраструктуры, особенно это касается людей с плохим зрением, для них тоже нужна инфраструктура, которая, впрочем, не требует больших затрат

Отдельная тема - доступ в общественный транспорт, он должен быть лёгким, удобным и быстрым

В общественном транспорте одна из ключевых функций безбарьерной среды - ускорение посадки и высадки. Именно поэтому платформы на трамвайных остановках находятся на том же уровне, что пол трамвая.

А на остановках автобусов не должно быть никаких карманов, потому что в таком случае автобус не может подъехать вплотную, пассажирам приходится выходить на проезжую часть, что крайне негативно сказывается, как на времени посадки, так и на безопасности

Безбарьерная среда нужна и тем, кто хочет быть мобильным не используя машину - велосипедстам

И не только им….

И конечно безбарьерная среда нужна простым людям, ведь это удобно, когда не нужно спотыкаться об бордюры

Это могут быть трамвайно-пешеходные улицы

Или просто небольшие комфортные улочки, где чувствуешь себя защищённым, но не ограниченным

Архитектор Ян Гейл в своей книге «Города для людей» обращает внимание, что люди предпочитают плавные и ровные подъемы, а не ступеньки, потому что это комфортно, такая среда не вызывает отторжения и желания уйти. Именно поэтому безбарьерная среда нужна для всех.

Отдельно хочу сказать про внеуличные (подземные и надземные) пешеходные переходы. Это один из самых серьёзных барьеров в городе не только для маломобильных групп населения, но и для молодых и здоровых. В первую очередь это, конечно, психологический барьер, ведь никому не хочется делать лишний крюк, спускаться куда-то и подниматься, к тому же в подземных переходах, из-за ограниченного пространства, отрезанного от улицы, повышенная криминогенная обстановка. По этим причинам во многих странах от такого типа переходов отказываются в пользу обычной наземной "зебры", даже если это широкая оживлённая дорога.

Вот такими нехитрыми способами можно сделать городскую среду значительно привлекательнее для людей, гораздо дружелюбнее и безопаснее. Надеюсь, что и в нашем городе в скором будущем произойдут значительные перемены в этой сфере.