Нетрадиционные методы реабилитации при неврологических заболеваниях. Неврологическая реабилитация

Многие заболевания нервной системы характеризуются затяжным, тяжелым течением, осложняются стойкими функциональными дефектами, которые приводят к ограничению или полной утрате трудоспособности. Развитие эффективной системы мероприятий, направленных на предупреждение инвалидности и восстановление социально-трудового статуса этих больных, является не только гуманной, но и экономически оправданной задачей. Внедрение в медицинскую практику реабилитационного направления определяет новый подход к восстановительному лечению больных и инвалидов. С этих позиций лечение различных заболеваний, восстановление функций отдельных органов являются звеньями в сложной системе мероприятий, которые прежде всего предусматривают лечебное воздействие на больного человека с индивидуальными личностными особенностями, занимающего определенное место в обществе, в семье, в трудовом коллективе. Заболевание (инвалидность) изменяет социальное положение больного и выдвигает перед ним новые проблемы - приспособление к дефекту, изменение профессии и др. Эти проблемы сопряжены со значительными трудностями для больного, содействие в преодолении которых является одной из важных задач реабилитационной медицины, требующих активного участия как медицинских работников, так и органов социального обеспечения. Таким образом, система восстановительных мероприятий должна предусматривать не только воздействие на дефектные функции, но и содействовать разрешению проблемы социального и трудового устройства больных.

Основные принципы реабилитации, отражающие главные аспекты этой сложной системы, сформулированы М. М. Кабановым (1969, 1973). Сущность этой системы сводится к четырем основным принципам:

  1. партнерству врача и больного;
  2. разносторонности усилий или комплексности;
  3. единству психосоциальных и биологических методов;
  4. ступенчатости (непрерывности) и индивидуализации лечебных воздействий.

Указанные принципы нашли свое воплощение в системе реабилитации психически больных. В восстановительном лечении неврологических больных, у которых чаще встречаются различные физические дефекты, основное внимание концентрируется на восстановлении нарушенных функций, при этом используются преимущественно методы биологического воздействия. Лишь за последние годы ставится вопрос о необходимости проведения более широкого плана реабилитационных мероприятий среди этого контингента больных.

Имеющийся у авторов опыт работы в реабилитационном неврологическом отделении позволяет считать, что только комплексное, последовательное применение дифференцированных методов лечения, предусматривающих воздействие на личность больного, с целью активизации его участия в восстановительных мероприятиях, широкое использование психосоциальных методов (психотерапии, трудотерапии, культуротерапии и др.) могут обеспечить полноценную социальную и трудовую реабилитацию.

В организации и осуществлении программы восстановительных мероприятий в условиях специализированного реабилитационного отделения большая роль отводится среднему медицинскому персоналу, слаженная и четкая работа которого во многом способствует повышению эффективности лечения больных. Медицинская сестра осуществляет систематическую помощь врачу в проведении психологической подготовки больных к активному восстановительному лечению, в создании психотерапевтической среды в отделении и организации лечебно-активирующих режимов. На обязанности медицинской сестры лежит наблюдение за выполнением последовательной системы реабилитационных мероприятий, помощь в их выполнении врачу и другим специалистам (методисту по лечебной физкультуре, трудотерапевту, психотерапевту). Медицинская сестра, работающая в реабилитационном отделении, должна быть не только хорошо осведомлена о задачах применяемых лечебных процедур и методик, но и сама владеть ими, чтобы иметь возможность контролировать выполнение заданий, осуществляемых больными самостоятельно. Большую роль для успешной работы также имеет создание дружеской атмосферы в отделении, установление контактов между больными и медицинским персоналом, а также с родственниками больных. На обязанности медицинской сестры лежит и патронажная помощь на дому, посещение больных, выписанных из восстановительного отделения.

Комплексность лечебно-восстановительных мероприятий требует участия в их осуществлении представителей многих специальностей, не только среди врачей, но и среднего медицинского персонала. Сюда относятся медицинские сестры, инструкторы по лечебной физкультуре, трудотерапии, массажисты, психологи. Поэтому руководство составлено с таким расчетом, чтобы изложенным материалом могли пользоваться в своей работе специалисты указанных профилей. Многопрофильность реабилитационных неврологических отделений выдвигает необходимость ознакомления среднего медицинского персонала с наиболее часто встречающимися формами неврологических заболеваний и их клиническими синдромами. Комплексность методов восстановительной терапии, наряду с дифференцированным подходом к выбору их сочетания, делает оправданным ознакомление с основными методами лечения, применяемыми при реабилитации неврологических больных. Наряду с такими специальными методами, как психотерапия, трудотерапия, освещаются методы лечебной физкультуры, массажа, физиотерапии и лекарственного лечения, наиболее часто используемые при реабилитации неврологических больных. Овладение описанными методиками позволяет применять их дифференцированно в составе реабилитационных комплексов при различных клинических синдромах. Подробное описание различных вариантов восстановительных комплексов помогает медицинскому персоналу в составлении и выполнении индивидуальных реабилитационных программ. При этом отмечаются те факторы, которые оказывают наибольшее влияние на эффективность реабилитации и которые следует учитывать при назначении восстановительных мероприятий.

Специальное внимание обращено на уход за больными в реабилитационном отделении и особенности лечебно-активирующих режимов, обеспечение которых составляет основу деятельности среднего медицинского персонала.

Выполнение комплексной программы восстановительных мероприятий с соблюдением основных принципов реабилитации позволяет добиться высокой эффективности лечения. По нашим данным в результате восстановительного лечения инвалидов с тяжелыми двигательными нарушениями после инсульта и черепно-мозговой травмы 35% вернулись к общественно-полезному труду, 65% смогли себя полностью или частично обслуживать, освободив членов семьи от ухода за ними. Эти показатели делают обнадеживающим дальнейшее развитие реабилитационной помощи для неврологических больных.

Совершенствование квалификации среднего медицинского персонала в этом аспекте будет содействовать повышению эффективности реабилитации.

В предложенном руководстве излагаются основные принципы реабилитации неврологических больных, содержание и формы восстановительных мероприятий в соответствии с этапами реабилитации. Дается характеристика основных клинических групп неврологических больных, подлежащих восстановительному лечению, и описываются его особенности в каждой отдельной группе. Рассматриваются формы ухода за больными в реабилитационном отделении, особенности режима. Излагается содержание основных методов восстановительного лечения, используемых в реабилитационном отделении.

При работе над книгой был использован клинический опыт авторов, накопленный при восстановительном лечении в специализированном отделении более 800 неврологических больных.

Учитывая, что организация реабилитационных неврологических отделений - проблема новая, опыт этой работы в литературе освещен крайне недостаточно, а руководств для среднего медицинского персонала по реабилитации неврологических больных до настоящего времени не имеется, авторы с благодарностью примут критические замечания и полезные рекомендации.

Демиденко Т. Д., Гольдблат Ю. В.

"Реабилитация при заболеваниях нервной системы" и другие

Интервью с заместителем директора центра Левинштейн Юлием Трегером - руководителем отделения неврологической реабилитации

Немного из истории центра

Здесь необходимо принципиально важное историческое отступление. С момента провозглашения государства в 1948 году Израиль был вынужден постоянно отражать агрессии и террористические атаки. Во время Шестидневной войны в 1967 году, а затем и в Войну Судного дня в 1973 году в реабилитационный центр "Левинштейн" поступали молоденькие - 18-20-летние солдаты, тяжелейше раненые в голову. Их восстановление стало делом всей жизни профессора Зеэва Гросауссера, основавшего в центре "Левинштейн" специализированное отделение по восстановлению больных с черепно-мозговой травмой.

Прежде - в 60-е годы ХХ века - таких пациентов переводили из обычных государственных больниц, в которых их оперировали, - в психиатрические. Однако после Шестидневной войны и особенно после Войны Судного дня израильские врачи постепенно удостоверились: даже если кажется, что больной находится в коме и ни на что не реагирует, нужно работать с ним так, будто он в сознании и вот-вот заговорит. Аналогичный подход начал применяться и по отношению к больным, перенесшим инсульт, в том числе и обширный.

В 1974 году профессор Зеэв Гросауссер и другие специалисты центра "Левинштейн" впервые приняли участие в европейской научной конференции по теме восстановления больных, перенесших черепно-мозговую травму. Съехавшиеся в Осло европейские светила были потрясены и даже шокированы, когда с трибуны конференции израильские врачи - в полный голос, на основании проведенных ими исследований - заявили: "Мы убеждены, что таких больных (особенно молодых) можно вернуть не просто к полноценной жизни, но и к обычной работе".

"А мы всегда считали, что критерием успешного восстановления такого пострадавшего является его способность добраться до ближайшего пивного бара", - возразили британские коллеги. Тем не менее, приведенная израильтянами статистика полностью подтвердила выводы дерзкого (по тем временам) исследования. Правда, добавили специалисты "Левинштейна", успех обеспечен той оперативностью, с которой врачи-реабилитологи начинают работать с больным. Иначе говоря - чем скорее вытащишь такого больного с больничной койки и усадишь в кресло, чем раньше он увидит над головой вместо белого больничного потолка голубое небо и услышит пение птиц - тем больше и шансов на восстановление.

Еще один немаловажный фактор - мотивация самого больного. Главная цель команды специалистов разного профиля, работающих с пациентом в центре "Левинштейн", - как можно скорее вывести перенесшего инсульт человека из естественного для него депрессивного состояния и заставить ЗАХОТЕТЬ жить нормальной полноценной жизнью. Сегодня общеизвестно, что в израильском медицинском центре "Левинштейн" накоплен выдающийся опыт восстановления больных, перенесших черепно-мозговую травму.

Практически теми же методами восстанавливают и больных с повреждениями нетравматической природы, то есть - перенесших инсульт, - подчеркивает доктор Юлий Трегер.

Несколько месяцев назад к центральному входу израильского реабилитационного центра "Левинштейн" в Раанане подъехала "скорая". Санитары вынесли на носилках беременную женщину 41-го года. Диагноз - тяжелейшая афазия после инсульта, паралич… Полное повреждение (де-факто - отсутствие) речи…

При внимательном рассмотрении выяснилось: женщина страдает практически всеми нарушениями, которые могут возникнуть после инсульта, - рассказывает доктор Юлий Трегер, заместитель директора израильского реабилитационного центра "Левинштейн", руководитель специализированного отделения неврологической реабилитации после нетравматических повреждений мозга.

Поначалу в депрессии была не столько пациентка, сколько врачи: нелегко видеть в таком состоянии женщину, которой осталось полтора месяца до родов. Вскоре, однако, выяснилось: хотя относительно молодая (41 год!) женщина и перенесла на последнем триместре беременности обширный инсульт, она полна воли к скорейшему выздоровлению.

Наша пациентка оказалась человеком неординарным, наделенным колоссальной силой воли, - говорит доктор Трегер. - На первом этапе - с ее же помощью - нам удалось поднять женщину на ноги. Так как одна сторона была полностью парализована, мы сделали ей "артоз" - специальное приспособление из пластмассы на ногу, с помощью которого она начала ходить, правда, опираясь на палку.

На этом этапе - после консилиума - специалисты центра выписали свою пациентку с тем, чтобы в обычной многопрофильной больнице ей сделали кесарево сечение.

Роды - пускай и посредством кесарева - прошли благополучно, - рассказывает Юлий Трегер. - В семье - в дополнение к трехлетнему сыну - появилась малютка-дочь. Сразу после кесарева пациентка вернулась к нам и провела в "Левинштейне" - в режиме полной госпитализации - еще пять месяцев.

Поражение головного мозга, а следовательно - и всех связанных с его деятельностью функций организма было крайне тяжелым. Процесс восстановления таких множественных, системных повреждений, при которых отсутствуют движения и речь, крайне сложен, но - не для профессионалов центра "Левинштейн".

Команда специалистов-реабилитологов

Беременной женщине, вовремя попавшей после обширного инсульта в реабилитационный центр "Левинштейн", крупно повезло: работать с ней начала сыгранная, проверенная, надежная команда во главе с доктором Юлием Трегером. Репатриант из России, в Израиле он 20 лет. Кандидат медицинских наук. В Израиле он прошел 5-летнюю резидентуру по реабилитологии, опытнейший врач. Юлий Трегер, подобно директору центра профессору Амираму Кацу, совмещает чисто организаторскую деятельность с активной практикой (термин "администрирование" в лексиконе руководителей "Левинштейна" отсутствует).

Остальными - но не менее важными "игроками" команды доктора Трегера являются медицинские сестры, врачи-физиотерапевты, трудотерапевты, спич-терапевты, психологи и социальные работники. Нет, это не оговорка: каждый пациент - это микрокосмос. Он не похож ни на какого другого. И чтобы терпеливо подыскать "золотой ключ" к мятущейся (после перенесенного инсульта) душе, члены команды просто обязаны получить о больном исчерпывающую информацию: прошлое, история семьи, профессия, увлечения, мироощущение…

Команда у нас действительно "сыгранная", - говорит доктор Трегер. - Сработались, понимаем друг друга с полуслова. К счастью, беременная женщина была доставлена в наш центр на самой ранней стадии - сразу после инсульта. В израильской практике, как известно, нет такого понятия, как "постельный режим". Напротив: весь накопленный в нашей стране опыт убедительно доказал, что такого больного необходимо как можно раньше вытащить из койки, а в США уже даже проводятся эксперименты, в рамках которых реабилитация начинается в первые 24 часа после инсульта.

В Израиле пациентов всех возрастов, перенесших инсульт, в том числе и обширный, выписывают из больницы на третий-четвертый день и тут же переводят в реабилитационный центр "Левинштейн". Не был нарушен этот принцип и в случае с беременной женщиной.

Как развивались события после рождения у нее дочери? - спрашиваю я.

А вот как: спустя пять месяцев наша пациентка уже свободно передвигалась (пускай и опираясь на палку) и полностью себя обслуживала: несмотря на односторонний паралич, она научилась самостоятельно умываться, одеваться, есть… - рассказывает доктор Трегер. - Был достигнут прогресс и с пониманием, но разговаривать она пока не могла. И тогда…

…На этом этапе пациентку выписали: ребенок маленький, ему нужна мама. Но амбулаторное лечение продолжалось. Вернулась женщина в клинику примерно через год.

Мы ее осмотрели и решили, что сейчас - самое время перейти к спич- и трудотерапии, - рассказывает доктор Трегер. - Повторно ее приняли уже не в специализированное отделение, а в дневной стационар.

Лекция №1

Тема: Организация неврологической службы в РФ


Система организации неврологической помощи населению основана на неразрывной связи больничных и внебольничных учреждений, преемственности и этапности лечения больных. Эта система включает неврологические отделения больниц и поликлиник, профильные санаторий неврологические бригады «скорой помощи». Поликлиническая помощь обеспечивается в неврологических кабинетах поликлиник, где проводят прием врач-невропатолог и медицинская сестра. В их обязанности входит лечебно-диагностическая работа в поликлинике и на дому, а также диспансерное наблюдение и плановые профилактические осмотры определенных групп больных и здорового населения. По показаниям больные направляются в стационар. Стационарная помощь оказывается в неврологических I отделениях многопрофильных больниц и больниц скорой медицинской помощи. Задачей стационара является полноценное обследование и комплексное лечение больных с различными заболеваниями нервной системы, а также оказание консультативной помощи в других отделениях. Неврологическая помощь сельскому населению осуществляется в несколько этапов. На первом этапе неврологическим больным оказывается неспециализированная медицинская помощь в пределах сельского врачебного участка, участковой больницы. Многим больным медицинскую помощь оказывает только фельдшер на фельдшерском пункте (45% сельских жителей, страдающих почечными болями, лечатся у фельдшеров). На втором этапе оказывается специализированная неврологическая помощь в центральной районой больнице.

Третьим этапом является областная (краевая, республиканская) больница, располагающая всеми видами специализированной и узкоспециализированной неврологической помощи. Скорая неврологическая помощь оказывается линейными бригадами «скорой помощи». Они же осуществляют транспортировку больных в стационар. К больным с наиболее тяжелыми формами остро развившейся неврологической патологии вызываются бригады интенсивной терапии.
В крупных городах функционируют специализированные неврологические бригады «скорой помощи». Эти бригады оснащены диагностическими средствами и специальной аппаратурой для интенсивной терапии, что позволяет оказывать экстренную помощь при ургентных неврологических заболеваниях на месте и во время транспортировки. Также для оказания экстренной помощи инсультным больным организованы палаты интенсивной терапии и специализированные нейрососудистые отделения. Реабилитация неврологических больных проводится в условиях поликлиники, куда направляются больные после выписки из стационара или по типу «стационара на дому» с определенной восстановительной программой под патронажем медицинской сестры, или в специализированных реабилитационных отделениях (центрах).
Наиболее эффективно лечение в реабилитационных центрах, в состав которых входят мощные физиотерапевтические отделения; отделения функциональной терапии с лечебными бассейнами, механотерапией, кинезотерапией; кабинеты бытовой реабилитации; отделения трудовой терапии; психологическая и логопедическая службы; кабинеты массажа и лечебной физкультуры. Диспансеризация неврологических больных проводится невропатологами поликлиник и медико-санитарных частей промышленных предприятий.Диспансеризация предполагает рациональный отбор больных, подлежащих диспансеризации, и динамическое наблюдение за ними; она интегрирует в себе лечебные и профилактические аспекты медицинской практики. На диспансерный учет берутся больные, перенесшие острые нарушения мозгового кровообращения, нейроинфекции, травмы черепа и позвоночника, после выписки "из стационара, а также больные с часто рецидивирующими заболеваниями периферической нервной системы и наследственно-дегенеративными нервными болезнями.

Лекция №2

Тема: Лабораторные и инструментальные методы исследования

Продолжительность лекции 2 часа
Рентгенография позвоночника (спондилография) используется для диагностики переломов, смещений опухолей, пороков развития позвонков, остеохондроза, поражения спинного мозга и корешков. Спондилография производится в прямой и боковой проекциях.

Миелография – метод, заключающийся во введении в спинно-мозговой канал рентгеноконтрастного вещества с последующим производством спондилограмм. На фоне введенного вещества хорошо контурируются опухоли спинного мозга, спайки оболочек спинного мозга (арахноидит), грыжи межпозвонковых дисков.

Рентгенография черепа (краниография ) производится в двух проекциях – в фас и профиль. Обращают внимание на размеры и контуры черепа, черепные швы, состояние родничков. С помощью краниограммы выявляют врожденные дефекты костей, пороки развития мозга, гидроцефалию, переломы, опухоли, признаки повышения внутричерепного давления. По показаниям производят прицельные снимки фрагментов черепа, например, турецкого седла при опухолях гипофизарной области.

Пневмоэнцефалография – метод рентгенологического исследования головного мозга, основанный на введении в спинно-мозговой канал воздуха. Воздух поднимется к головному мозгу, заполняет субарахноидальное пространство и желудочки мозга; в результате они становятся видимыми на рентгенограммах. Метод используется для диагностики последствий воспалительных заболеваний оболочек головного мозга, гидроцефалии, эпилепсии.

Ангиография – рентгенологический метод визуализации сосудистого русла головного мозга. В сонную артерию вводят рентгеноконтрастное вещество и через короткие интервалы времени производят серийные краниограммы. Получается четкое изображение распространения крови по сосудам головного мозга. Метод используют для диагностики гематомы, аневризмы (патологическое расширение сосуда с резким истончением его стенки), опухоли, абсцесса, кисты.

Реоэнцефалография – метод изучения показателей мозговой гемодинамики, основанный на измерении электрического сопротивления мозга переменному току высокой частоты. Дает информацию об эластичности и степени кровенаполнения мозговых сосудов. Используется для диагностики мигрени, дистонии, атеросклероза, гипертонической болезни.

Ультразвуковая допплерография сосудов головного мозга – метод исследования мозгового кровотока, основанный на эффекте Доплера – изменении параметров ультразвука при отражении от движущейся жидкости (крови). Позволяет измерять линейную скорость кровотока; используется для диагностики сосудистых заболеваний головного мозга.

Эхо-энцефалография – метод исследования головного мозга, основанный на способности ультразвука отражаться от границ раздела сред, обладающих различной акустической плотностью. Ультразвуковой луч подается с височно-теменной области, проходит через мозг, отражаясь от боковых желудочков и срединных структур, а затем воспринимается датчиком на противоположной стороне головы. Сигнал регистрируется на экране прибора в виде симметричных пиков. Этот метод выявляет смещение срединных структур мозга при опухоли, абсцессе, гематоме, а также расширение желудочков мозга вследствие повышения внутричерепного давления.

Электроэнцефалография – метод регистрации электрических потенциалов мозга с множества электродов, приложенных к поверхности головы. Это суммарная характеристика электрической активности мозга. В норме регистрируются ритмичные колебания правильной формы частотой 10 Гц с затылочно-теменных отведений (альфа-волны) и 20 Гц с лобно-височных отведений (бета-волны). При патологии головного мозга эти волны изменяются по частоте, амплитуде, форме, появляются медленные волны частотой 2 Гц (дельта-волны) и 5 Гц (тета-волны). Для выявления скрытой патологической активности используют функциональные нагрузки в виде вспышек света, форсированного дыхания, введения химических препаратов. Наиболее информативна электроэнцефалография для диагностики эпилепсии, опухоли и других очаговых поражений головного мозга. Электромиография – метод оценки состояния мышцы и нерва на основе регистрации и анализа мышечных биопотенциалов. Позволяет произвести дифференциальную диагностику болезней нерва (неврит), мышцы (миопатия), нарушения нервно-мышечной передачи (миастения), а также различных уровней поражения пирамидного пути (проводящие пути, передний рог, корешок, периферический нерв).

Компьютерная томография .Тонкий рентгеновский луч сканирует головной или спинной мозг под разными углами с шагом в 3 мм. Непоглощенная тканями часть луча регистрируется датчиками. После обработки результатов компьютером воссоздается пространственное соотношение тканей по их плотности, хорошо визуализируются эпидуральное пространство, вещество головного мозга, желудочки, а также различные патологические образования внутри черепа. Компьютерная томография используется для диагностики опухолей, кровоизлияний, рассеянного склероза, грыжи межпозвонковых дисков.

Магнитно-резонансная томография . Метод основан на том, что при облучении электромагнитным полем молекулы воды принимают направление поля. После снятия внешнего магнитного поля молекулы возвращаются в исходное состояние, при этом возникает магнитный сигнал, который улавливается специальными датчиками, обрабатывается компьютером и графически отображается на мониторе. Особенностью метода является возможность получать о головном мозге не только анатомические, но и физико-химические данные. Это позволяет более четко отличать здоровые ткани от поврежденных. Метод используется для диагностики ранних стадий опухолей головного мозга, рассеянного склероза, а также для анализа мозгового кровотока.

Исследование спинно-мозговой жидкости (ликвора ) широко применяется в невропатологии. Ликвор получают путем пункции: производят прокол между третьим и четвертым поясничными позвонками и берут из спинно-мозгового канала на исследование 3 мл жидкости. В норме она бесцветная, прозрачная. При менингите ликвор вытекает под повышенным давлением, при гнойном менингите он мутный. При кровоизлиянии в головной мозг или под его оболочки ликвор содержит примесь крови. В лаборатории ликвор центрифугируют, а осадок исследуют под микроскопом. В осадке определяют содержание белка и клеток. Число клеток повышено при менингите, количество белка – при опухоли. Характерные изменения ликвора отмечаются при туберкулезном менингите.

Лекция № 3

Саногенез и вопросы реабилитации неврологических больных

Продолжительность лекции 2 часа
Под медицинской реабилитацией подразумевается система государственных, социально-экономических, профессиональных, педагогических, психологических и других мероприятий, направленных на предупреждение развития патологических процессов, приводящих к временной или стойкой утрате трудоспособности, и на эффективное и раннее возвращение больных и инвалидов в общество и к общественно полезному труду. По определению комитета экспертов ВОЗ (1980) медицинская реабилитация это активный процесс, целью которого является достижение полного восстановления нарушенных вследствие заболевания или травмы функций, либо, если это нереально – оптимальная реализация физического, психического и социального потенциала инвалида, наиболее адекватная интеграция его в обществе (McLellan DL., 1997; Wade D.Б 1992). Реабилитация как самостоятельная отрасль медицины стала бурно развиваться после Второй мировой войны, при которой инвалидизация населения достигла небывалых размеров.

В нашей стране традиционно к основным заболеваниям нервной системы, нуждающимся в реабилитации, относили:

Инсульт,

Травматические повреждения головного и спинного мозга,

Периферические нейропатии,

Вертеброгенные неврологические синдромы,

Детский церебральный паралич.

Показания к реабилитации демиелинизирующих и дегенеративных заболеваний считались спорными. К настоящему времени определился основной список нозологических форм, при которых должна использоваться физическая реабилитация. К ним относятся:

Инсульт,

Травма головного и спинного мозга,

Повреждения периферических нервов,

Детский церебральный паралич,

Рассеянный склероз,

Болезнь Паркинсона,

Болезнь Гентингтона,

Заболевания двигательного нейрона (боковой амиотрофический склероз, прогрессирующий бульбарный паралич, прогрессивная мышечная атрофия),

Наследственные заболевания нервной системы (торзионная дистония, мозжечковые атаксии),

Полинейропатии,

Заболевания мышц,

Вертеброгенные неврологические синдромы.

Безусловно, цели и задачи физической нейрореабилитации для заболеваний, при которых имеется сформировавшийся неврологический дефект (как, например, инсульт, травмы головного и спинного мозга) и для прогрессирующих дегенеративных и наследственных заболеваний (болезнь Паркинсона, болезни двигательного нейрона и т.д.) различны.

Так, для первой группы заболеваний, к которым относят инсульт, травму головного и спинного мозга, периферические нейропатии и плексопатии, вертеброгенные корешковые и спинальные синдромы, детский церебральный паралич, основная цель реабилитации заключается в достижении полного восстановления нарушенных вследствие заболевания или травмы функций, либо, если это нереально, оптимальная реализация физического, психического и социального потенциала инвалида, наиболее адекватная интеграция его в общество, профилактика осложнений острого и восстановительного периодов, профилактика повторного заболевания (в основном это касается профилактики повторных инсультов).

Для больных второй группы заболеваний, к которым относят прогрессирующие дегенеративные и наследственные заболевания нервной системы, цель реабилитации заключается в уменьшении основных симптомов заболевания, профилактике и лечении осложнений, связанных со снижением двигательной активности, коррекции функциональных нарушений, приспособлении к имеющемуся неврологическому дефициту, повышении толерантности к физическим нагрузкам, улучшении качества жизни, увеличении социальной активности, замедлении (реже приостановлении) прогрессирования патологического процесса.

Одним из важных вопросов, который широко обсуждается в современной литературе, является вопрос оценки эффективности применения нейрореабилитации.

Для того, чтобы ответить на этот вопрос, прежде всего, необходимо правильно оценить уровень последствия болезни или травмы, с тем чтобы разработать адекватную реабилитационную программу.

Первый – это уровень неврологических повреждений (defect), таких как двигательные, чувствительные, тонические, психологические нарушения, которые выявляются в клинической картине заболевания больного.

Второй уровень - это нарушения функции (disability), к которым могут привести неврологические повреждения, например, нарушения ходьбы, самообслуживания.

Третий уровень последствий (handicap), включает нарушения бытовой и социальной активности, которые возникают в результате неврологических повреждений и нарушений функций.

Клинический опыт показывает, что в тех случаях, когда активен сам больной, активно участвуют в реабилитационном процессе его родные и близкие, восстановление нарушенных функций происходит быстрее и в более полном объеме. Это объясняется в значительной степени тем, что занятия кинезотерапией и бытовой реабилитацией, занятия по восстановлению речи происходят в достаточно ограниченном временном промежутке: 1 раз в день по 40-60 минут и обычно только в рабочие дни (т.е. 5 раз в неделю). Методисты ЛФК, логопеды, эрготерапевты дают задания «на дом» и от активности больного, его родных (или сиделок) во многом зависит качество их выполнения.

Необходимо, чтобы специалисты по кинезотерапии, бытовой реабилитации, восстановлению речи объясняли ухаживающим за больным лицам цель и методику занятий, разъясняли необходимость таких дополнительных занятий во вторую половину рабочего дня и в выходные дни.

Наряду с психотерапевтическими и медикаментозными мероприятиями большую роль в преодолении гипоактивности имеют родные и близкие больного. Кроме дополнительных занятий кинезотерапией и восстановлением речи уже на самых ранних этапах велика роль семьи в обучении навыкам самообслуживания (если они потеряны): принятию пищи, личной гигиене, пользованию туалетом, одевании. Вместе с тем, со стороны родных и близких нередко встречается неадекватная реакция по отношению к больному: в одних случаях наблюдается гиперопека, предупреждение каждого шага больного, что делает его пассивным, а не активным участником восстановительного процесса, снижает его самооценку, в других случаях можно встретить негативное пессимистическое отношение со стороны родных к возможностям реабилитации, что легко «усваивается» и самим больным.
Лекция № 4

Реабилитация - комплекс медицинских, психологических и социальных мероприятий, проводимых с целью максимально возможного восстановления или компенсации нарушенных или утраченных функций организма и социальной реадаптации боль­ных.

Реабилитации подлежат больные, перенесшие острые по­ражения центральной или периферической нервной системы (инсульт, черепно-мозговая и позвоночно-спинномозговая травма, энцефалит, синдром Гийена-Барре, травмы перифе­рических нервов и др.), а также больные с последствиями ост­рых заболеваний или прогрессирующими заболеваниями нервной системы (такими, например, как рассеянный скле­роз, болезнь Паркинсона или боковой амиотрофический скле­роз).

У больных с повреждением центральной и периферичес­кой нервной системы возможно самопроизвольное восстанов­ление функций, связанное с регенерацией, а также структур­ной или функциональной перестройкой нервной ткани. Воз­можности восстановления функций при повреждениях пери­ферической и центральной нервной системы различны. При поражениях периферической нервной системы даже в самых тяжелых случаях: при тетраплегии, выраженной дыхательной недостаточности, требующей длительного проведения искус­ственной вентиляции легких,- может произойти полное вос­становление функций. Это объясняется возможностью реге­нерации поврежденных периферических нервных волокон. В центральной нервной системе невозможна не только замена погибшей клетки на новую, что, например, происходит при повреждениях некоторых внутренних органов, но и регенера­ция поврежденного нервного волокна. Таким образом, восста­новление функций в центральной нервной системе осущест­вляется только за счет того, что соседние неповрежденные нейроны берут на себя функцию погибших. Это возможно путем установления новых связей с другими клетками. Ука­занный процесс начинается уже в первые дни после пораже­ния и в последующем продолжается в течение нескольких ме­сяцев, иногда лет.

Экспериментально и клинически установлено, что в усло­виях специальных тренировок нарушенных двигательных или нейропсихологических функций процесс их восстановления протекает быстрее и более полно.

В тех случаях, когда восстановление утраченных функций оказывается невозможным, больной в процессе реабилитации может приобрести новые навыки, восстановить самообслужи­вание и способность к общению с окружающими.

Степень восстановления зависит от возраста больного, ло­кализации, обширности, характера и давности повреждения, наличия когнитивных нарушений и мотивации больного, со­путствующих заболеваний. Эффективная реабилитация воз­можна при применении комплекса медикаментозных, физи­ческих и психологических воздействий и требует совместных усилий целой команды специалистов, включающей врачей-ре- абилитологов, логопедов, физиотерапевтов, психологов, меди­цинских сестер по реабилитации.

Основными принципами реабилитации являются:

Раннее начало;

Комплексное проведение всех видов восстановительной терапии, направленных на разные сферы функциониро­вания больного (психологическую, профессиональную, семейную, общественную, сферу досуга);

Этапность реабилитационных мероприятий с соблюдени­ем определенной последовательности в применении раз­личных элементов реабилитационного комплекса и по­степенным увеличением нагрузок;

Непрерывность и преемственность между отдельными этапами реабилитации;

Партнерство, т.е. привлечение больного к активному со­трудничеству с персоналом в процессе реабилитации с постоянным подкреплением его мотивации и поощрени­ем даже минимальных успехов;

Индивидуальный характер всех реабилитационных меро­приятий;

Осуществление реабилитации в коллективе больных;

Максимально широкое привлечение родственников и близких больному лиц.

Конечной целью реабилитационных мероприятий является возвращение к прежнему труду или иной общественно полезной трудовой деятельности, соответствующей функциональным воз­можностям больных. При невыполнимости этих задач реабили­тацию можно рассматривать как эффективную при восстановле­нии у инвалида способности к самообслуживанию.

Комплекс реабилитационных мероприятий зависит от ха­рактера неврологических нарушений у каждого конкретного больного.

Он может включать:

Лечебную физкультуру, тренирующую остаточные двига­тельные функции (особенно эффективны упражнения

при устранении действия гравитации, например, под водой или с помощью антигравитационных костюмов);

Речевую реабилитацию, проводимую логопедом;

Обучение различным методам общения с окружающими (у больных с нарушением речи);

Обучение выполнению повседневных бытовых процедур;

Нейропсихологическую коррекцию с развитием сохра­нившихся когнитивных способностей;

Психотерапию с использованием методов психологичес­кого воздействия, направленных на преодоление деп­рессии, тревоги, низкой самооценки и т.д.;

Медикаментозное лечение (ноотропные средства, пре­параты, снижающие мышечный тонус, легкие психости­муляторы, антиоксиданты, антагонисты кальция и др.);

Методы рефлексотерапии и физиотерапии;

Санаторно-курортное лечение;

Трудовую терапию;

Нейрохирургические вмешательства, направленные на стимуляцию активности или, наоборот, подавление па­тологической активности некоторых структур централь­ной нервной системы.

Частота реабилитационных занятий зависит от состояния пациента, условий, давности заболевания, ответной реакции больного. В стационаре их проводят ежедневно дважды в день, в амбулаторных условиях - 2-3 раза в неделю.

После острых поражений нервной системы реабилитаци­онные мероприятия наиболее эффективны в течение первых 6-12 мес после заболевания, когда они накладываются на процесс спонтанного восстановления функций. В этот период реабилитационная терапия должна быть непрерывной и осо­бенно активной. В последующем эффективность восстанови­тельного лечения снижается. Однако улучшение многих функ­ций, например речи, поддержания равновесия, совершенство­вание бытовых и профессиональных навыков может продол­жаться в течение нескольких лет (особенно после черепно­мозговой травмы). Использование специальных методов обу­чения и приспособлений для осуществления ежедневной бы­товой деятельности позволяет добиваться функционального улучшения даже на фоне прекращения восстановления утра­ченных неврологических функций.

Как уже отмечалось, реабилитация должна начинаться с первых дней заболевания. Больные с ясным сознанием, ста­бильной гемодинамикой должны присаживаться в кровати сразу после стабилизации неврологического дефекта, иногда уже в первые дни после инсульта или другого острого пораже­ния мозга. Больные, хорошо переносящие сидячее положение, вскоре могут пересаживаться в кресло; затем постепенно в

объеме их функциональных возможностей они учатся стоять, передвигаться в инвалидной коляске, ходить с помощью спе­циальных передвижных рам, бытовым видам активности (прием пищи, чистка зубов, бритье, одевание).

Для облегче­ния самостоятельного передвижения используются различные ортопедические приспособления - костыль с опорой на пред­плечье и кисть, трость с тройной опорой, рама на колесах и т.д. Важное внимание уделяют навыкам поддержания посту­ральной устойчивости. Часто используют специальные орто­педические приспособления для поддержания необходимой позы.

Важно соблюдать постепенность и последовательность ре­абилитационных мероприятий, тщательно контролировать общее состояние больного, артериальное давление, функции сердца. Благожелательное отношение и добросовестность ме­дицинского персонала, эмоциональная поддержка близких больного и его коллег являются важнейшими факторами, спо­собствующими успеху реабилитационных мер.

Эффективность реабилитации в значительной степени за­висит и от состояния когнитивных функций и эмоционально­го состояния больного. Наибольшие трудности возникают у больных с нарушениями речи, апраксией, низкой мотивацией, слабоумием. Известно, что при правополушарных поражениях (у больных с левосторонними гемипарезами) эффективность реабилитационных мер ниже, что во многом объясняется на­рушением осознания возникшего дефекта и синдромом игно­рирования противоположной половины пространства; это требует специальной нейропсихологической коррекции. По­степенное преодоление синдрома игнорирования в определен­ной степени зависит и от медицинской сестры, больного в по­стели следует расположить таким образом, чтобы, смотря те­левизор, беседуя с родственниками или соседями по палате, он мог видеть парализованные конечности. В то же время сле­дует учитывать, что излишнее применение препаратов, угнета­ющих нервную систему (например, транквилизаторов, нейро­лептиков, противоэпилептических средств), замедляет восста­новление функций.

Программа реабилитации включает три последовательных этапа: клинический, санаторный и адаптационный. Клини­ческий этап реабилитации начинают уже в отделении реани­мации или интенсивной терапии, продолжают в одном из от­делений больницы и завершают в организуемом при крупных стационарах специализированном реабилитационном отделе­нии, где возможно выполнение индивидуальных программ физических тренировок.

Внедрение в клиническую практику современных методов контроля за состоянием больного позволяет точно дозировать физическую нагрузку и обеспечивать ее безопасность. Особое значение на этом этапе приобретает психическая адаптация, направленная на укрепление мотивации больного к выздоров­лению и возвращению к трудовой деятельности. К моменту окончания клинического этапа желательно добиться восста­новления у больного способности к самообслуживанию, нор­мализации сна и функции пищеварения, нередко нарушенных в связи с длительной иммобилизацией.

Следующий этап реабилитации осуществляется в специа­лизированных отделениях местных загородных санаториев. Заключительный, адаптационный период реабилитации реа­лизуется в амбулаторных условиях врачом поликлиники или диспансера. На этом этапе реабилитация включает предупреж­дение прогрессирования основного заболевания и профилак­тику его возможных осложнений, сохранение работоспособ­ности реабилитируемого, проведение экспертизы трудоспо­собности. При этом возможны следующие варианты: полная реабилитация (восстановление на прежней работе); неполная реабилитация (рациональное трудоустройство с облегченными условиями труда); инвалидизация, требующая постоянного диспансерного наблюдения.

В амбулаторно-поликлинических учреждениях эти пробле­мы решают на базе отделения восстановительного лечения крупной городской поликлиники (район деятельности такого отделения определяется соответствующим органом здраво­охранения) или кабинета восстановительного лечения, кото­рые организуют в городской поликлинике.

В общий комплекс мероприятий на адаптационном этапе реабилитации по индивидуальным показаниям включают раз­личные виды лекарственной терапии, физиотерапии, лечеб­ной физкультуры и массажа, рефлексотерапии и трудовой те­рапии. При необходимости привлекают медицинского психо­лога, представителя системы социального обеспечения и дру­гих специалистов.

Помимо медицинской реабилитации, выделяют професси­ональную и социальную реабилитацию. Профессиональная реа­билитация может включать адаптацию на прежнем рабочем месте; реадаптацию на новом рабочем месте с измененными условиями труда, но на том же предприятии; реадаптацию на новом рабочем месте в условиях, близких к прежней профес­сиональной деятельности, но с пониженной физической на­грузкой; полную переквалификацию с работой на прежнем предприятии; полную переквалификацию в реабилитацион­ном центре с трудоустройством по новой специальности. Переквалификация создает условия для надомного труда или работы в особых цехах (отделах предприятий) с укороченным рабочим днем, индивидуальной нормой выработки и постоян­ным медицинским наблюдением. Вопрос о переобучении лиц, получивших инвалидность, решает медико-социальная экс­пертная комиссия; направление на переобучение выдает отдел социального обеспечения. Реабилитация лиц, утративших слух или зрение, осуществляется на базе учебно-производственных предприятий обществ глухих или слепых; для психически больных с этой целью используют лечебно-производственные мастерские.

Социальная реабилитация означает прежде всего гарантиро­ванные права больных на бесплатную медицинскую помощь, льготное получение лекарств и путевок в санаторий, мате­риальное обеспечение при частичной или полной утрате тру­доспособности, обязательное выполнение администрацией учреждений и предприятий предложенных медико-социаль­ной экспертной комиссией трудовых рекомендаций (связан­ных с продолжительностью рабочего дня, исключением рабо­ты в ночные смены, предоставлением дополнительного отпус­ка и т.д.). Наряду с этим социальная реабилитация включает в себя весь комплекс мер по восстановлению или компенсации нарушенных функций с помощью современных инженерно- технических методов, в том числе совершенствование различ­ных видов протезов при дефектах опорно-двигательного аппарата, проведение слухопротезирования, обеспечение ин­валидов специальными транспортными средствами, создание особых конструкций бытовых приборов и т.п. Социальную реабилитацию детей и подростков с врожденными или приоб­ретенными физическими дефектами проводят в специализи­рованных медицинских и воспитательных учреждениях (педа­гогическая реабилитация).

Поражение центральной нервной системы вследствие травм или заболеваний является одним из самых распространенных и самых тяжелых в общей картине нарушений здоровья человека. Поэтому реабилитация пациентов с неврологическими нарушениями занимает важное место в реабилитологии.

Неврологические нарушения, при которых показано реабилитационное лечение, включают в себя такие состояния как:

Основным принципом и отличительной особенностью неврологической реабилитации в Израиле является ее активный подход к пациенту. Согласно этой концепции, с каждым пациентом, имеющим неврологические нарушения, следует начинать восстановительные занятия сразу же, как только будет устранена непосредственная угроза его жизни. Больные, перенесшие инсульт, уже на третий-четвертый день переводятся в реабилитационный центр. Любые повреждения головного мозга, будь то последствия нейрохирургической операции или нарушения обмена веществ, тем успешнее можно устранить, чем раньше начать работу по восстановлению утраченных функций. Даже пребывание пациента в коме не является препятствием для начала его реабилитации. Это доказал богатый опыт израильских врачей, убедившихся, что скорость, с которой идет процесс реабилитации, прямо зависит от того, насколько рано он был начат. Принцип раннего начала оказался справедлив для всех видов неврологической реабилитации.

Казалось бы, чем можно заниматься с пациентом, находящимся в коме? В Израиле для таких людей разработаны специальные методики. Чем больше будет стимуляция двигательных, тактильных, речевых, слуховых и других зон в коре головного мозга, тем больше шансов на выход из состояния комы, тем быстрее это может произойти.

Но кома это все-таки самый тяжелый, крайний вариант. Намного чаще реабилитологам приходится иметь дело с пациентами, перенесшими инсульт. Полный или частичный паралич, нарушение речи и когнитивных функций, изменение психики – все это требует кропотливой и активной работы команды специалистов. Физиотерапевт отвечает за тренировку мускулатуры и разработку амплитуды движения в суставах, за возвращение способности ходить, самостоятельно или с помощью вспомогательных приспособлений, или за формирование навыков пользования инвалидной коляской.

Под руководством трудотерапевта пациент иногда заново учится писать или печатать на компьютере, развивает тонкую моторику: от умения держать ложку до вышивания крестиком, восстанавливает способность концентрировать внимание и т.д.

Занятия со СПИЧ-терапевтом по развитию речи, работа с психологом , необходимая для повышения мотивации к преодолению недуга и к нахождению своего места в изменившейся действительности, АРТ-терапия, ПЭТ-терапия , гидротерапия – одним словом, решительно все виды реабилитации показаны и применяются для восстановления и компенсации неврологических нарушений.

Совершенно особое место в неврологической реабилитации занимает снузилен или сенсорная реабилитация: специальная комната, в которой пациент имеет возможность получить раздражители для тех зон в коре головного мозга, которые повреждены. Слуховая, зрительная, тактильная чувствительность стимулируются мягко и эффективно. Такие занятия показаны самым разным категориям пациентов: после инсульта, после черепно-мозговых травм, при патологически повышенной активности некоторых участков центральной нервной системы и т.д.

Реабилитационная программа составляется индивидуально для каждого пациента и опирается, с одной стороны, на базовые протоколы и выверенный порядок лечебных мероприятий, а с другой - учитывает особенности каждого конкретного случая. Команда специалистов не боится пробовать и рисковать: это хорошо подготовленный риск, способный вывести пациента на новые рубежи, открыть те возможности, которые не всегда проявляются при классическом подходе. Ведь человеческий мозг это самый сложный и самый непредсказуемый орган. Природа заложила в нем богатые возможности как восстановления, так и компенсации нарушенных функций. Именно это и является целью неврологической реабилитации.