Малая мозговая дисфункция симптомы. Минимальная мозговая дисфункция у детей, минимальная мозговая дисфункция лечение, лечение ммд у детей

ММД - минимальная мозговая дисфункция - нарушение в умственно-психической сфере у детей и взрослых. Это расстройство проявляется в неудовлетворительной способности к обучению, недоразвитых поведенческих навыках, неусидчивости во время учебы.

Данное отклонение имеет множество причин и может развиваться при наличии в анамнезе родовых травм, внутриутробной гипоксии, вирусных инфекциях матери при беременности. Не последнюю роль в развитии патологии играет воздействие токсичных веществ или радиоактивного излучения на плод. Мозговая дисфункция у взрослых также может иметь место.

Проявления ММД

Синдром минимальной мозговой дисфункции у детей проявляется как в умственных и поведенческих расстройствах, так и в нарушениях работы внутренних органов. При врожденной дисфункции могут быть нарушены хватательный, сосательный рефлексы, что затрудняет процесс кормления.

У новорожденных иногда отмечается склонность к плаксивости. Крики сопровождаются синюшностью кожных покровов. При этом возможно появление судорог по типу эпилептического припадка. Врач при осмотре и прослушивании отмечает учащение дыхательных движений, сердцебиения, потливость.

Во время кормления малыш часто срыгивает, что связано с нарушением функции сфинктера между пищеводом и желудком. Работа нижних отделов пищеварительного тракта также расстроена, что проявляется неустойчивостью стула.

Минимальная мозговая дисфункция, симптомы которой включают неврологические нарушения в виде судорог, а также сбой в работе внутренних органов, включают функциональные расстройства желудочно-кишечного тракта. Нарушение пищеварения у детей вторично ведет к усугублению синдрома двигательной гиперактивности. Кишечная микрофлора выделяет сигнальные молекулы, всасывающиеся в кровоток и оказывающие влияние на мозговую деятельность.

Такие дети поздно приучаются к горшку, в раннем дошкольном возрасте страдают энурезом вследствие нарушения в центре мозгового контроля позывов. Обучение ходьбе, речи замедленно. При поступлении в школу детям тяжело сконцентрироваться на учебе, в частности, процессах письма, чтения, арифметики. Поведенческие реакции у таких детей нарушены, просьбы педагогов и воспитателей, приглашения к играм игнорируются.

Такие дети испытывают затруднения в учебе из-за того, что им тяжело усидеть на одном месте. Синдром гиперактивности мешает обучению и концентрации внимания. В то же время у детей нарушена работа нейромедиаторов нервной системы - дофамина и норадреналина.

Минимальная мозговая дисфункция у детей характеризуется не столько интеллектуальными нарушениями, сколько дефицитом внимания. Ребенок с синдромом гиперактивности проявляет неряшливость в повседневной жизни, а также невнимательность к замечаниям учителей и родителей. Неврологические нарушения и неуклюжесть являются последствием мозговой гипоксии. У ребенка наблюдается повышенная тревожность вплоть до нарушения сна. Иногда отмечается синдром беспокойных ног, не дающий уснуть.

Диагностика и лечение ММД

Проводится исследование мозга и состояния сосудов ребенка при помощи:

  • реоэнцефалограммы;
  • ультразвукового исследования;
  • ПЭТ (при помощи позитронно-эмиссионного томографа).

Диагностикой двигательной гиперактивности и дефицита внимания занимаются совместно невропатологи и коррекционные педагоги. Минимальная мозговая дисфункция у детей, лечение которой включает определенные педагогические методики, требует индивидуального подхода.

Совет! Для гиперактивных детей необходимо подбирать подходящую для них форму физической нагрузки, которая будет компенсировать потребность ребенка в двигательной активности.

Такой способ траты энергии поможет детям с синдромом дефицита внимания лучше сосредотачиваться на умственной работе и процессах обучения. Занятия в спортивных секциях позволят проявить ребенку спортивный талант, а также улучшить координацию движений. Для детей с гиперактивностью и дефицитом внимания подходят циклические виды спорта (бег, плавание, лыжи). Необходимо учитывать пожелания самого ребенка.

Малая мозговая дисфункция у детей требует лечения у психолога, невропатолога. Иногда для коррекции двигательной гиперактивности используют для снижения действия возбуждающих аминокислот глютамата и аспарагината на мозг: Пантогам, Пикамилон.

Для улучшения успеваемости и коррекции гиперактивного поведения используются антидепрессанты и противотревожные средства. Улучшают сон растительные препараты: пустырник, мелисса. Для терапии энуреза применяют аналоги гормона вазопрессина (Адиуретин).

Минимальная мозговая дисфункция, лечение которой требует системного подхода, успешно поддается корректировке при помощи успокоительных препаратов, а также витаминотерапии. и судороги требуют назначения противосудорожных препаратов.

Заключение

Дети с ММД вполне могут обучаться наравне со здоровыми детьми при надлежащей коррекции судорожного синдрома, а также при поддержании гигиены труда и отдыха, защите от умственного переутомления.

Синдром ММД или, как еще его называют в МКБ-10, «гиперкинетические расстройства поведения» с кодом F-90, проявляется уже в раннем детстве. Минимальная мозговая дисфункция предполагает наличие расстройств неврологического характера, которые обнаруживаются в поведении и в психологических реакциях ребенка. Например, это могут быть нарушения речевой деятельности, плохая координация движений, гиперактивность, трудности в обучении.

В психологическом плане расстройства выражаются в эмоциональной лабильности (неустойчивости), повышенной отвлекаемости, рассеянности. Родителям нужно отнестись очень серьезно к проявлениям ММД, так как по последним медицинским данным такой диагноз имеют до 25% детей.

Выраженная гиперактивность ребенка может быть одним из признаков наличия ММД

Что является причинами возникновения ММД?

К причинам неврологических расстройств, вызывающих минимальную мозговую дисфункцию, относят различные факторы - например, специалисты отмечают, что на ребенка еще до рождения воздействуют:

  • наследственная предрасположенность;
  • патология беременности (недоношенность, угроза прерывания беременности, анемия, болезни и плохое питание будущей матери, гипоксия плода и пр.);
  • патология родов (скорые роды, слабая родовая деятельность, асфиксия новорожденного).

Кроме указанных факторов, появление дисфункции у детей могут провоцировать:

Дефицит внимания

Эта статья рассказывает о типовых способах решения Ваших вопросов, но каждый случай уникален! Если Вы хотите узнать у меня, как решить именно Вашу проблему - задайте свой вопрос. Это быстро и бесплатно !

Ваш вопрос:

Ваш вопрос направлен эксперту. Запомните эту страницу в соцсетях, чтобы следить за ответами эксперта в комментариях:

Родители, которые воспитывают дошколят, должны быть внимательны к поведенческим и психическим реакциям малыша, чтобы вовремя распознать неврологические расстройства.

Стоит учитывать, что внешне минимальная мозговая дисфункция может проявляться по-разному - это зависит от тяжести расстройств и особенностей психики ребенка. Важно не спутать нарушение с нормальными проявлениями детской активности или обычными нарушениями речи.

И все же определить наличие этого синдрома не так сложно. Специалисты классифицировали симптомы, которые проявляются при минимальной мозговой дисфункции. К их основным признакам относят дефицит внимания, импульсивность и гиперактивность детей.


Ребенок с дефицитом внимания часто переключается между разными занятиями, не готов слушать и выполнять указания и просьбы, испытывает сложности с запоминанием

Сущность проявляется в ярко выраженной невнимательности и имеет следующие характеристики:

  • малыш не реагирует на обращение, хотя слышит его;
  • не может долго сосредоточиться даже на интересном занятии (игре, чтении сказки, фильме);
  • старший дошкольник охотно начинает выполнять задание, но не заканчивает его;
  • при подготовке к обучению и во время самого обучения ребенок испытывает трудности, связанные в основном с организацией деятельности (игры, выполнения задания);
  • в любом возрасте не может сосредоточиться на занятиях, требующих внимательности и определенных умственных усилий, отвергает такие занятия;
  • для них характерна частая потеря вещей;
  • малышам сложно дается запоминание даже самых простейших текстов или стишков.

Гиперактивность, как симптом дисфункции

При минимальной мозговой дисфункции проявляется уже с младенчества следующими действиями:

  • малыш спит беспокойно или очень мало;
  • с раннего возраста дошкольник становится неусидчивым, находится в постоянном движении;
  • даже в спокойном состоянии он совершает бесцельные движения руками и ногами;
  • наблюдается неустойчивость при ходьбе, возможны частые падения;
  • ребенок постоянно задевает предметы, ударяется об углы;
  • характерно проявление беспокойства в различных ситуациях, особенно тревожащих его;
  • малыш может часто ломать вещи, игрушки;
  • плохо развита мелкая моторика, что в дальнейшем может проявиться в плохом почерке, быстром уставании руки при письме;
  • хотя наблюдаются минимальные нарушения в речи, часто ребенок очень говорлив, перебивает, вмешивается в разговоры взрослых;
  • при проблемах в артикуляции речи им трудно строить длинные предложения, поэтому есть сложности в пересказе текста.

Синдром импульсивности

Минимальная мозговая дисфункция при синдроме импульсивности характеризуется следующими проявлениями:

  • очень резко проявляется эмоциональная лабильность (смены настроения от приподнятого к депрессивному);
  • у детей могут возникать необоснованные вспышки гнева не только по отношению к окружающим, но и к себе;
  • дошкольник быстро отвечает на вопросы, не задумываясь, не дослушав инструкцию;
  • допускает деструктивное поведение во время занятий;
  • ребенок не умеет проигрывать, во время проигрыша может быть агрессивным, вступать в драки с другими детьми;
  • не может ждать отдаленного вознаграждения, требуя немедленной выдачи;
  • не подчиняется правилам (поведения, игры);
  • совершает опасные для себя и окружающих действия, хотя не понимает этого;
  • во время выполнения заданий у ребенка такое нестабильное поведение легко меняется от спокойного к агрессивному (злится, если задание не получается).

Каковы критерии диагностики синдрома ММД? Диагноз ставится при наличии не менее шести симптомов, которые наблюдаются на протяжении последних шести месяцев. Родителям нужно учитывать, что при обучении в школе дети испытывают большие сложности, но помнить, что значительную роль играет не уровень развития интеллектуальных способностей, а невозможность их реализовать.

Лечение детей с синдромом ММД

Родителям детей с синдромом ММД не надо отчаиваться или ждать, что все пройдет по мере взросления ребенка. Как правило, те из них, которые активно занимаются со своими детьми, выполняют все назначения специалистов, получают хорошие результаты. Главное, чтобы была проведена своевременная диагностика и назначено правильное лечение. По данным специалистов, 70% детей в результате активно проведенных лечебных мероприятий догоняют в развитии своих сверстников и своим поведением не отличаются от них.

При лечении ММД необходимо понимать, что оно должно проходить во взаимодействии специалиста, ребенка и окружающих его людей, чтобы создать положительную атмосферу вокруг него. Основными направлениями при лечении являются психолого-педагогическая коррекция, медикаментозное лечение, терпение и последовательность родителей.

Корректирующая программа лечебных мероприятий может быть построена следующим образом:

  1. Медикаментозные препараты назначаются только специалистом. Лекарства, курс, дозы ‒ все должно находиться под наблюдением врача.
  2. В психолого-педагогическую коррекцию должны входить занятия, игры, психогимнастические упражнения, учитывающие все проблемы детей с ММД. Система коррекции составляется специалистами (логопедом, психологом, педагогом) и проводится под их наблюдением. Задания должны быть направлены на концентрацию внимания, развитие мышления, памяти, мелкой моторики, иметь четкие инструкции с неоднократным повторением, ведь малышу трудно сосредотачиваться на словесных объяснениях. На первых порах лучше использовать наглядность - например, при выполнении графических диктантов карандашом показать начало работы. Также необходимо учитывать, что дошкольникам трудно сразу усваивать учебный материал, поэтому нужны повторения, возвращение к пройденному.
  3. Дети с ММД должны соблюдать четкий режим дня , который организуют и поддерживают окружающие взрослые. Они просто обязаны следить за тем, чтобы малыш просыпался, получал полноценное питание, ходил на прогулки, занимался играми, ложился спать в одно и то же время. Такое выполнение режима делает работу нервной системы синхронной, в то время, как отступления расшатывают нервные процессы.
  4. Скорректировать двигательную активность ребенка поможет физическая терапия, при которой рекомендуются посильные упражнения, спортивные игры, плавание, езда на велосипеде, катание на коньках.

Продуманная физическая активность - лучший способ для выхода накопившейся энергии малыша. Подойдут занятия спортом, групповые секции, плавание, велосипед, роликовые коньки

Воспитание в семье ребенка с ММД

  1. В семейной обстановке родители должны помнить, что их частая перемена настроения, семейные ссоры плохо отражаются на эмоциональном самочувствии малыша и могут усугубить течение мозгового расстройства, поэтому необходимо единство требований между родителями, адекватность и понятность действий, медлительная и доброжелательная речь. Родителям следует проявить внимательность при общении малыша с его сверстниками. Нужно поощрять дружбу с медлительным ребенком, чтобы убавить эмоциональные всплески.
  2. С этой же целью дети не должны находиться среди большого скопления людей, например, в массовых городских мероприятиях.
  3. Специалисты также советуют вместо заграничных поездок в жаркие страны организовать летний отдых в знакомом месте, например, на даче. Включать в детский досуг подвижные игры на воздухе, плавание в водоеме, прогулки в лесу, так как это успокаивает нервную систему.
  4. Для коррекции мелкой моторики, развития внимательности, памяти рекомендуется вместе с ребенком дома заниматься творчеством: рисовать, лепить, вырезать, клеить. Полезно читать сказки, в игровой форме заучивать стихи, слушать музыку, детские песенки.
  5. Психологи не рекомендуют в это время посещать секции, кружки до тех пор, пока не закончится лечение. Когда дошкольник начнет учиться, о диагнозе нужно сказать учителю, чтобы обеспечить ему индивидуальный подход.

Воспитывая ребенка с ММД, родители должны помнить, что справиться с проблемами в короткие сроки поможет комплексное лечение. Как считает известный доктор Комаровский, повлиять на детей, имеющих минимальную мозговую дисфункцию, можно собственным примером, терпением и правильным воспитанием. Так родители быстрее найдут подход к своему чаду.

Минимальная мозговая дисфункция диагностируется у детей дошкольного возраста в 22% случаев и в 5% у учеников младших классов. Неврологическое расстройство относится к легким формам церебральной мозговой патологии. Для минимальной мозговой дисфункции свойственно наличие слабовыраженных неврологических симптомов, которые проявляются в виде различных функциональных нарушений. Синдром считается обратимым явлением - в 30-50% случаев ребенок «перерастает» нарушение. Однако без своевременного лечения, симптомы ММД со временем становятся более выраженными, усугубляются и могут привести к развитию осложнений.


Причины развития минимальной мозговой дисфункции у детей

Минимальная мозговая дисфункция (ММД) относится к наиболее распространенным видам нервно-психических нарушений, которые развиваются в детском возрасте. С учетом 10 версии Международной статистической классификации болезней и проблем, связанных со здоровьем (МКБ), это явление относится к гиперкинетическим расстройствам поведения с кодом F90.

В современной педиатрии ММД считается последствием ранних повреждений различных участков головного мозга, которые проявляются возрастной незрелостью определенных высших психических функций и их неправильным формированием. В зависимости от тяжести проявлений, данный синдром принято классифицировать на субнормальный, активный, ригидный (медлительный), астеничный и реактивный тип.

К причинам развития ММД у детей относятся следующие факторы:


По каким симптомам можно заподозрить нарушение?

Эта статья рассказывает о типовых способах решения Ваших вопросов, но каждый случай уникален! Если Вы хотите узнать у меня, как решить именно Вашу проблему - задайте свой вопрос. Это быстро и бесплатно !

Ваш вопрос:

Ваш вопрос направлен эксперту. Запомните эту страницу в соцсетях, чтобы следить за ответами эксперта в комментариях:

Первые проявления синдрома могут появиться как после родов, так и в дошкольном или школьном возрасте малышей. В большинстве случаев симптомы этого вида мозговой дисфункции проявляются неожиданно. Зачастую клиническая картина на протяжении первого года жизни ребенка характеризуется минимальными неврологическими симптомами.

В возрасте от 1 года до 3 лет у малышей, которые страдают ММД, наблюдаются следующие отклонения:



У детей старше 3 лет ММД проявляется в виде неуклюжести, быстрой утомляемости, импульсивности и агрессивности в ответных реакциях. Также может наблюдаться непереносимость яркого света и громких звуков, проблемы с вестибулярным аппаратом. Ребенку может быть тяжело находиться в душных помещениях, он может плохо переносить жаркую погоду.

Дети с ММД зачастую очень плохо учатся в школе, у них проблемы с поведением. Кроме того, у таких малышей могут наблюдаться нарушения речевых навыков и моторики, а также нехарактерные для здорового ребенка невротические состояния.

Дети, которые страдают минимальной мозговой дисфункцией, часто переключаются с одного занятия на другое, не способны надолго увлечься каким-либо видом деятельности.

Такие малыши обладают повышенной раздражительностью, иногда переходящей в агрессию, слишком эмоциональны и легко возбудимы.

Для ММД характерны следующие общие симптомы:


Появление одного или нескольких перечисленных признаков совсем не означает, что малыш нуждается в лечении. Диагноз ставится только после тщательного обследования ребенка и выявления хотя бы 8 из указанных симптомов.

Диагноз ММД: как лечить ребенка?

Лечение ММД назначается исключительно после постановки точного диагноза. Диагностика включает следующие мероприятия:

  • сбор анамнеза;
  • проверка рефлекторных способностей и мелкой моторики;
  • позитронно-эмиссионная и магнитно-резонансная томография;
  • реоэнцефалография (РЭГ);
  • ультразвуковое исследование;
  • электроэнцефалография (ЭЭГ);
  • эхоэнцефалография (ЭхоЭГ);
  • нейросонография.

Врач приступает к разработке плана лечения исключительно после постановки диагноза. Устранение признаков ММД возможно только при комплексном подходе.

Наряду с медикаментозной терапией обязательно назначается курс физиотерапевтических процедур.

Медикаментозное лечение

Лекарственные средства назначают курсом, продолжительность применения зависит индивидуальных медицинских показаний. Чаще всего для симптоматического лечения ММД назначаются следующие медикаментозные препараты:

  • лекарства с седативными свойствами – таблетки «Диазепам», раствор для внутривенного или внутримышечного введения «Седуксен» и «Релиум»;
  • снотворные средства в таблетках – «Нитразепам», «Эуноктин», «Труксал»;
  • психостимуляторы – в основном используется «Метилфенидат»;
  • антидепрессанты или транквилизаторы – применяются в редких случаях, в основном препараты со слабовыраженным эффектом, например, «Тиоридазин» и «Амитриптилин».

Вместе с медикаментозной терапией для лечения детей используются различные витаминные комплексы, обязательно содержащие следующие витамины:


Врач должен назначать витаминные комплексы с учетом особенностей здоровья и возраста маленького пациента. Категорически запрещено самостоятельно принимать решение о том, чем лучше лечить ребенка - неправильно подобранные лекарства и дозировки могут серьезно усугубить проблему.

Курс физиотерапии

Достаточно часто избавиться от признаков нарушения можно и без применения медикаментозных препаратов. Однако ни в одном из случаев выздоровление невозможно без использования физиотерапевтических процедур. Продолжительность и методы физиотерапии зависят от каждого конкретного случая. В курс физиотерапии могут входить следующие процедуры:


По мнению известного педиатра Е.О. Комаровского, в лечении ММД обязательно должны участвовать родители малыша. Это поможет ему быстрее справиться с нервно-психическими нарушениями. От взрослых членов семьи требуется соблюдение определенных рекомендаций:

  • контроль приема ребенком назначенных лекарственных препаратов;
  • соблюдение режима дня;
  • организация дневного отдыха;
  • теплая атмосфера в семье;
  • постоянное общение с ребенком;
  • отстранение малыша (полное или частичное) от досуга за компьютером или у телевизора;
  • ежедневные физические занятия с ребенком;
  • работа с ребенком на мелкую моторику;
  • запрет на выяснение отношений в семье на глазах у ребенка.

Профилактические меры

Для того, чтобы предупредить это нервно-психическое нарушение, родителям нужно выполнять следующие правила:

  • на этапе вынашивания ребенка будущая мама должна правильно питаться и избегать стрессовых ситуаций;
  • будущей матери нужно отказаться от вредных привычек - курение, алкоголь и т.д.;
  • в семье нужно обеспечить благоприятную обстановку;
  • в присутствии ребенка нельзя ссориться и конфликтовать;
  • для развития способностей малышей, нужно регулярно заниматься с сыном или дочерью;
  • своевременное посещение педиатра для профилактического осмотра.

1.Что такое минимальная мозговая дисфункция (ММД)?

Во-первых, ММД связанна с последствием ранних повреждений головного мозга у детей. Безусловно, кто-то из родителей возможно достаточно осведомлен, что это такое, но наверняка среди читательниц есть такие мамы, которые мало знают о минимальной мозговой дисфункции и пока еще не задумывались к чему она приводит.

Звучит достаточно серьёзно, я согласна, но правда же говорят, что: «защищен тот, кто вооружен», в данном контексте защищен именно тот родитель, который знает, какая помощь нужна его ребенку, если невролог ставит минимальную мозговую дисфункцию. Давайте попробуем начать разбираться глубже в этой теме.

В 60-е годы широкое распространение получил термин «минимальная мозговая дисфункция» ММД . Минимальная мозговая дисфункция выражается в возрастной незрелости высших психических функций (внимания, памяти, мышления). ММД связано с трудностями в обучении, социальной адаптации, эмоциональными нарушениями, расстройствами поведения, не связанными с выраженными нарушениями интеллектуального развития. ММД у детей проявляется в виде нарушений психологического развития, сюда относятся: формирования навыков письма (дисграфия), чтения (дислексия), счета (дискалькулия), расстройств развития речи, расстройств развития двигательных функций (диспраксия); поведенческие и эмоциональные расстройства к ним относят: синдром дефицита внимания с гиперактивностью, нарушения поведения. ММД являются наиболее распространенной формой нервно-психических нарушений детского возраста, которые по статистике, к сожалению, встречаются у каждого третьего из наших детей.

2. Как проявляется ММД в различном возрасте.

Диагноз ММД неврологи обычно ставят уже в первые месяцы жизни ребенка, в этот период родителям следует обратить внимание на наличие повышенной возбудимости у ребенка, нарушения сна, немотивированный беспричинный плач, избыточную двигательную активность, повышение мышечного тонуса, тремор различных частей тела, покраснения или мраморность кожных покровов, усиленную потливость, трудности с кормлением и желудочно-кишечные нарушения.

В возрасте от 1 года до 3 лет у детей с ММД часто отмечается повышенная возбудимость, двигательное беспокойство, нарушения сна и аппетита, слабая прибавка массы тела, некоторое отставание в психоречевом и моторном развитии.

К 3 годам обращают на себя внимание повышенная утомляемость, моторная неловкость, отвлекаемость, двигательная гиперактивность, импульсивность, упрямство и негативизм. Нередко наблюдается задержка в формировании навыков опрятности (энурез, энкопрез). Симптомы ММД нарастают к началу посещения детского сада (в возрасте 3 лет) или школы (6-7 лет). Эта закономерность может быть связана с неспособностью центральной нервной системы (ЦНС) справляться с новыми требованиями, предъявляемыми к ребенку в условиях увеличения психических и физических нагрузок.

Максимальная выраженность проявлений ММД часто совпадает с критическими периодами психоречевого развития у детей. К первому периоду относят возраст 1-2 года, когда происходит интенсивное развитие корковых речевых зон и активное формирование навыков речи. Второй период приходиться на возраст 3 лет. На этом этапе у ребенка увеличивается запас используемых слов, совершенствуется фразовая речь, активно развиваются внимание и память. В это время у детей с ММД обнаруживаются задержка развития речи и нарушение артикуляции. Третий критический период относится к возрасту 6-7 лет и совпадает с началом становления навыков письменной речи (письмо, чтение). Для детей с ММД в этом возрасте характерны формирование школьной дезадаптации и проблемы поведения.

3. Как распознать ММД самостоятельно?

Можно говорить о том, что причины возникновения ММД разнообразны, это:

    патология беременности и родов (тяжелое течение беременности);

    токсикоз первой половины беременности, (особенно первого триместра);

    угроза выкидыша;

    это вредное воздействие на организм беременной женщины химических веществ, радиации, вибрации, инфекционных болезней, некоторых микробов и вирусов;

    это нарушение сроков беременности (ребенок рождается недоношенным или переношенным), затяжные роды со стимуляцией родовой деятельности, ускоренные, быстрые роды, недостаток кислорода (гипоксия) из-за сдавливания пуповины, асфиксия, обвитие пуповины вокруг шеи, кесарево сечение, родовые травмы;

    инфекционные, сердечнососудистые и эндокринные заболевания матери;

    несовместимость крови плода и матери по резус фактору;

    психические травмы матери во время беременности, стрессы, физическая нагрузка;

    ребенок до года перенес инфекционное заболевание, сопровождавшееся различного рода осложнениями, получил травму или перенес операцию.

Это всё говорит о том, что к сожалению, Ваш ребенок относится к группе риска!!!

4. Пути помощи ребенку с ММД.

Если Вы распознали у ребенка ММД, тогда понимаете, что он как никто другой нуждается во внимании специалистов и ранней медико-психолого-педагогической поддержке.

Какие прежде всего нужны ребенку специалисты:

    невролог;

  1. нейропсихолог;

    логопед-дефектолог;

    учитель-логопед

    Врачи, невролог и педиатр помогут подобрать Вашему ребенку адекватный курс медикаментозного лечения.

Логопед-дефектолог поможет развить Вашему ребенку познавательную и речевую сферы, подберет индивидуальную программу коррекции задержек психоречевого и психического развития, поможет детям с нарушениями интеллектуального развития.

Нейропсихолог проведет экспресс диагностику готовности дошкольника к школе, диагностику развития высших психических функций (внимания, памяти, мышления) и эмоционально-личностной сферы. Поможет понять причины школьной неуспеваемости ребенка и проведет коррекционные занятия, разработает индивидуальную программу коррекции познавательной сферы ребенка (развитие внимания, памяти, мышления), поможет понять причины плохого поведения ребенка и подобрать индивидуальную или групповую форму коррекции поведения и эмоционально-личностной сферы. Научит Вас новым способам реагирования на ребенка и общения с ним. Что даст Вам возможность лучше понимать своего ребенка, быть ближе к нему и эффективнее как родителю, а ребенку даст возможность стать успешным в обществе, зрелым и развитым.

Учитель-логопед подберет индивидуальную программу коррекции расстройств развития речи, поможет понять, в чем проблема речевого нарушения у ребенка, сформирует навыки письма, чтения и счета.

ЛОР выявит заболевания ЛОР-органов (ухо, горло, нос).

Что отличает ребенка, имеющего функциональные нарушения в работе мозга или (ММД, ЗПРР), от нормально развивающихся детей:

    Задержка и нарушение речевого развития.

    Проблемы обучения в школе.

    Быстрая умственная утомляемость и снижение умственной работоспособности (при этом общее физическое утомление может полностью отсутствовать).

    Резко сниженные возможности самоуправления и произвольной регуляции в любых видах деятельности.

    Нарушения в поведении от вялости, сонливости в одиночестве, до двигательной расторможенности, хаотичности, дезорганизации деятельности в многолюдной, шумной обстановке.

    Сложности в формировании произвольного внимания (неустойчивость, отвлекаемость, трудности концентрации, распределения и переключения внимания).

    Снижение объема оперативной памяти, внимания, мышления (ребенок может удерживать в уме и оперировать ограниченным объемом информации).

    Несформированность ориентации во времени и пространстве.

    Повышенная двигательная активность.

    Эмоционально-волевая неустойчивость (раздражительность, вспыльчивость, импульсивность, неумение контролировать свое поведение в игре и общении).

Уважаемые родители, если Ваш ребенок входит в «группу риска» и имеет неблагоприятный неврологический статус, ему необходима ранняя помощь, поддержка и профилактика отклонений в развитии, сочетающая психологическое, педагогическое и медикаментозное лечение. Вашему ребенку помогут такие специалисты как: невролог, логопед-дефектолог и психолог.

В наше время все эти проблемы преодолимы, при своевременном обращении родителей к специалистам и оказании совместной комплексной помощи Вашему ребенку. Способов оказания помощи сейчас достаточно, чтобы помочь Вашему ребенку гармонично расти и развивать свой потенциал.

Существуют различные психологические программы индивидуальной и групповой помощи детям с ММД, которые направлены на:

    снижение двигательной активности у детей во время учебного процесса;

    повышение коммуникативной компетентности ребенка в семье, в детском саду и школе.

    развитие навыков распределения внимания, двигательного контроля;

    обучение навыкам саморегуляции (умение владеть собой и конструктивно выражать свои эмоции);

    формирование навыков конструктивного общения со сверстниками;

    формирование умения контролировать импульсивность своих действий;

    узнавание своих сильных качеств и более эффективное их использование.

    формирование у родителей представления об особенностях детей, с проявлениями гиперактивности и синдромом дефицита внимания.

Каждый заботливый родитель в глубине души точно знает, что раннее обращение за квалифицированной помощью позволит предупредить и избежать многих проблем в развитии ребенка и предупредить трудности с которыми столкнется ребенок, учась в школе.

Я знаю, что любящие и тонко чувствующие своих детей родители, которых большинство, всегда думают о будущем своих детей и оказывают им своевременную поддержку, не откладывая решение важных вопросов как-нибудь на потом.

Диагноз ММД у ребенка ставит в тупик родителей. Звучит расшифровка довольно устрашающе – «минимальная мозговая дисфункция», самое радостное слово тут – «минимальная». Что делать, если у ребенка нашли малую дисфункцию мозга, чем это опасно и как вылечить чадо, мы расскажем в этой статье.

Что это такое?

В неврологии существует несколько дублирующих названий того, что прячется за аббревиатурой ММД – легкая детская энцефалопатия, синдром гиперактивности и недостатка внимания, малая мозговая дисфункция и т. д. Каким бы ни было название, суть за ним кроется примерно одна и та же – поведение и психоэмоциональные реакции малыша нарушены из-за некоторых «сбоев» в деятельности центральной нервной системы.


Минимальная мозговая дисфункция впервые попала во врачебные справочники в 1966 году, ранее ей не придавали значения. Сегодня ММД – одна из самых распространенных аномалий раннего возраста, ее признаки могут появиться уже в 2-3 года, но чаще к 4 годам. По статистике, минимальной мозговой дисфункцией страдает до 10% учеников начальных классов. В дошкольном возрасте ее можно обнаружить примерно у 25% детей, а особо «талантливый и въедливый» невролог может найти недуг и у 100% активных, подвижных и непослушных ребят.

Что происходит с ребенком при минимальной дисфункции ЦНС, понять не так просто. Если упростить, то определенные центральные нейроны погибают или испытывают проблемы с клеточным метаболизмом по причине негативных факторов внутреннего или внешнего характера.

В результате этого мозг ребенка работает с некоторыми аномалиями, не критичными для его жизни и здоровья, но отражающимися на поведении, реакциях, социальной адаптации, способности к обучению. Чаще всего ММД у детей проявляется в виде нарушения психоэмоциональной сферы, памяти, внимания, а также в повышенной двигательной активности.


У мальчиков ММД встречается в четыре раза чаще, чем у детей женского пола.

Причины

Основными причинами минимальной мозговой дисфункции считаются поражение участков коры мозга и аномалии развития центральной нервной системы малыша. Если же первые признаки ММД развились после того, как ребенку исполнилось 3-4 года и старше, причиной может служить недостаточное участие взрослых в воспитании и развитии чада.


Наиболее распространены внутриутробные причины. Это означает, что мозг малыша подвергался негативному воздействию еще в период нахождения крохи в материнской утробе. Чаще всего к минимальной дисфункции ЦНС у ребенка приводят инфекционные заболевания у матери в период беременности, прием ею медикаментов, не разрешенных для будущих мам. Возраст беременной старше 36 лет, а также наличие у нее хронических заболеваний повышают риск негативного воздействия на нервную систему малыша.


Неправильное питание, избыточная прибавка в весе, отеки (гестоз), а также угроза выкидыша тоже могут влиять на нейроны карапуза, тем более что нейронные связи во время беременности еще только формируются. С этой же точки зрения опасно и курение, и прием алкоголя в период вынашивания плода.

Нарушения в нервной системе могут возникнуть и в период родов из-за острой гипоксии, которую может испытать малыш в стремительных или затяжных родах, в течение длительного безводного периода, если плодный пузырь вскрылся (или был механически вскрыт), а после этого развилась слабость родовых сил. Считается, что и кесарево сечение является для ребенка стрессовым, поскольку он не проходит через родовые пути, а потому такой вид операций тоже относят к триггерам ММД. Довольно часто минимальная мозговая дисфункция развивается у детей с крупным весом при родах – от 4 килограммов и более.


После рождения ребенок может подвергаться действию токсинов, а также получить черепную травму, например, при ударе головой во время падения. Это тоже может вызвать нарушения в работе ЦНС. Довольно часто причиной болезни является перенесенный в раннем возрасте грипп и ОРВИ, если возникли нейроосложнения – менингит, менингоэнцефалит.


Симптомы и признаки

Проявиться признаки мозговой дисфункции могут в любом возрасте. При этом симптомы будут довольно характерны именно для определенной возрастной группы.

У детей до года обычно имеют место так называемые малые неврологические признаки – нарушения сна, частые сильные вздрагивания, разлитый гипертонус, клонические сокращения, дрожание подбородка, рук, ног, косоглазие, а также обильные срыгивания. Если малыш плачет, симптомы усиливаются и становятся более заметными. В спокойном состоянии их проявление может быть сглаженным.


Уже в полгода становится заметна задержка психического развития – ребенок мало реагирует на знакомые лица, не улыбается, не гулит, не проявляет большого интереса к ярким игрушкам. С 8-9 месяцев становится заметной задержка предметно-манипулятивной активности – у ребенка плохо получается брать предметы. У него не хватает терпения дотягиваться или доползать до них. Они быстро ему надоедают.

У детей до года ММД сопровождается повышенной возбудимостью и чувствительностью органов пищеварения. Отсюда сначала проблемы со срыгиваниями, а позднее – с чередованием диареи и запоров, которые могут сменять друг друга.


С года дети с минимальной мозговой дисфункцией проявляют повышенную моторную активность, они очень возбудимы, у них продолжают присутствовать проблемы с аппетитом – либо чадо постоянно ест, либо его совершенно невозможно накормить. Часто дети медленнее, чем сверстники, набирают вес. Большинству вплоть до трех лет свойственен беспокойный и тревожный сон, энурез, заторможенное и медленное развитие речи.

С трех лет малыши с ММД становятся более неуклюжими, но при этом они очень вспыльчивы и порой негативно настроены к критике и требованиям взрослых. Ребенок в этом возрасте обычно может довольно долгое время заниматься чем-то одним, дети с минимальными мозговыми нарушениями на это неспособны. Они постоянно меняют род деятельности, бросают недоделанное. Довольно часто эти ребята болезненно воспринимают громкие звуки, духоту и жару. Очень часто, по наблюдениям неврологов, именно малышей и подростков с ММД укачивает до рвоты при поездках в транспорте.


Но ярче всего ММД начинает проявляться тогда, когда ребенок попадает в компанию ровесников, а это обычно происходит в возрасте 3-4 лет. Проявляется повышенная чувствительность, истеричность, малыш производит огромное количество движений, его сложно успокоить и увлечь чем-то, например, занятием. В школе детям с таким диагнозом приходится тяжелее всего – им сложно научиться писать, читать, им очень трудно сидеть на уроке и соблюдать заведенную дисциплину в классе.


Диагностика

В возрасте до полутора лет проводят УЗИ головного мозга, остальным детям может быть назначено КТ, МРТ, ЭЭГ. Эти методы позволяют оценить структуру коры и подкоркового слоя головного мозга. Причину проявлений малой мозговой дисфункции установить удается не всегда. Невролог в отношении детей до трех лет выносит свое решение, основанное на результатах обследования рефлексов.

В старшем дошкольном и школьном возрасте проводится психодиагностика, используемые тесты – «тест Векслера», «тест Гордона», «Лурия-90».


Лечение

Терапия во всех случаях комбинированная – в нее входит прием медикаментов, физиотерапия, гимнастика и массаж, а также воспитательные и развивающие занятия с малышами или психологические занятия со школьниками. Особая миссия в вопросе терапии отводится семье, ведь большую часть времени ребенок проводит именно в ней. Рекомендуется разговаривать с ребенком спокойно, акцентировать внимание на успехах, а не на недостатках его поведения.

Родителям следует избавиться от слов «нельзя», «не смей», «кому говорят», «нет» и установить более доверительные и добрые отношения с чадом.

Ребенку с ММД нельзя долго смотреть телевизор или играть за компьютером. Ему обязательно нужен режим дня, чтобы вовремя отправляться ко сну и вставать. Прогулки на свежем воздухе и активные спортивные игры на улице приветствуются. Среди домашних спокойных игр лучше остановить выбор на тех, которые потребуют от малыша сосредоточенности и терпения – пазлы, мозаика, рисование.


В зависимости от конкретных симптомов могут быть рекомендованы седативные или снотворные средства, ноотропные препараты, транквилизаторы и антидепрессанты. Доктор Комаровский, к мнению которого прислушиваются миллионы мам всего мира, утверждает, что лекарства от ММД не существует, и большинство назначаемых неврологами препаратов назначаются совершенно неоправданно, ведь лечит ребенка не таблетка, а любовь и участие взрослых.


Прогнозы

Несмотря на ужасающее название, минимальная мозговая дисфункция далеко не так страшна. Так, около 50% детей с ММД успешно «перерастают» нарушение, к подростковому возрасту у них не обнаруживается отклонений. Лечить ММД тем не менее нужно. Если не брать в расчет медикаменты, то массаж, спорт, адекватное воспитание и развивающие занятия с ребенком дают очень хороший результат. Лишь у 2% детей патология сохраняется до взрослого возраста и не поддается коррекции. В будущем она создает немало проблем для человека в вопросах контактов, работы, межличностных отношений. Человеку с ММД трудно создать благополучную семью, сохранить в ней нормальные отношения.