Критерии оценки здоровья населения. Как оценить состояние здоровья ребенка

Введение 3

Оценка состояния здоровья 4

Самооценка здоровья 7

Тесты самооценки здоровья 9

Заключение 15

Список Литературы 16

Введение

На необходимость количественной оценки физического здоровья впервые обратил внимание известный хирург, академик Н. М. Амосов. Он считает, что «уровень здоровья» - это интенсивность проявлений жизни в нормальных условиях среды, которая определяется тренированностью структурных элементов организма, а «количество здоровья» - это пределы изменений внешних условий, в которых еще продолжается жизнь. Непосредственно «количество здоровья» можно выразить в понятии «резервные мощности». По Н. М. Амосову, здоровье - это максимальная производительность органов при сохранении качественных пределов их функций.

Очевидно, уровень жизнеспособности организма, его физическое здоровье должны определяться количественно. Количественная характеристика индивидуального физического здоровья - составная часть науки об индивидуальном здоровье человека.

Помимо непосредственной количественной характеристики физического здоровья о нем можно судить и по физическому развитию (его характеристике), и по оценке физического состояния и физической работоспособности организма. Безусловно, эти показатели несут информацию о состоянии физического здоровья.

Все методические приемы оценки физического состояния раскрывают границы приспособительных реакций организма, но именно диапазон этих реакций характеризует здоровье. Поэтому для объективной оценки физического здоровья наиболее соответствуют методики балльной и процентной оценки состояния здоровья, в которые включены как морфологические, так и функциональные показатели и результаты нагрузочных тестов.

Оценка состояния здоровья

Оценка состояния здоровья – это диагностика, мониторинг состояния здоровья при помощи специального оборудования, анализов, проводимых специалистами. Для оценки здоровья используется от 15 (в поликлинике) до 26 (в стацио­наре) критериев. Исследуют массу тела, флюрографию грудной клетки, час­тоту сердцебиений, АД, спирометрию, гемоглобин, эритроциты, лейкоциты и т. д. Кроме того, оценивают:

□ проявление активности;

□ способность работать подолгу, не утомляясь;

□ регулярность и правильность физиологических функций;

□ удовлетворительное самочувствие;

□ отсутствие устойчивых ощущений напряжения;

□ достаточные адаптационные резервы.

Комплектование происходит по следующим критериям:

    Состояние здоровья.

    Уровень физического развития.

    Уровень двигательной подготовленности.

Состояние здоровья определяет врач. При оценке состояния здоровья учитывают всю совокупность морфологических и функциональных признаков и данных анамнеза, особое внимание уделяют особенностям опорно-двигательного аппарата и других органов, затрудняющим или препятствующим выполнению тех или иных физических упражнений.

К основной медицинской группе относятся учащиеся, не имеющие отклонения в состоянии здоровья, с хорошим уровнем физического развития и двигательной подготовленности (не ниже среднего).

К подготовительной медицинской группе относятся учащиеся, которые имеют незначительные отклонения в состоянии здоровья или не имеют их, но с недостаточным уровнем физического развития и двигательной подготовленности (ниже среднего).

К специальной медицинской группе относят учащихся, имеющих отклонения в состоянии здоровья и, как результат, низкий уровень физического развития и двигательной подготовленности.

С точки зрения социальной медицины, выделяют 3 уровня оценки здоровья:

    здоровье отдельного человека (индивидуума);

    здоровье малых социальных, этнических групп (семейное или групповое здоровье);

    здоровье всего населения (популяции), проживающего в городе, в селе, на определенной территории.

Для оценки здоровья на каждом из 3-х уровней используются различные шкалы, но следует подчеркнуть, что наиболее адекватные критерии для каждого уровня еще окончательно не обоснованы и порой трактуются по-разному, с учетом экономических, репродуктивных, сексуальных, воспитательных, медицинских и психологических критериев.

При оценке здоровья населения в санитарной статистике используются типовые медико-статистические показатели. I. Медико-демографические показатели.

А. Показатели естественного движения населения: смертность общая и возрастная; средняя продолжительность предстоящей жизни; рождаемость, плодовитость; естественный прирост населения.

Б. Показатели механического движения населения: миграция населения (эмиграция, иммиграция, сезонная, внутригородская миграция и др.).

II. Показатели заболеваемости и распространенности болезней (болезненности).

III. Показатели инвалидности и инвалидизации.

IV. Показатели физического развития населения.

Следует учесть, что функциональные возможности организма и его устойчивость к неблагоприятным факторам внешней среды в течение жизни существенно изменяются, поэтому можно говорить о состоянии здоровья, как о динамическом процессе, который может улучшаться или ухудшаться, т.е. об укреплении или ослаблении здоровья. Показатели здоровья индивидов характеризуют его уровень в обществе.

Валеологи в исследованиях разделяют физическую, психическую и социальную удовлетворенность при оценке качества здоровья

Исследования в области акмепсихологии и акмепсихотерапии показывают, что нереализованность человека в различных сферах деятельности вызывает психосоматические заболевания. Авторы утверждают, что самореализация личности необходима для здоровья человека.

При оценке физического состояния основными его компонентами выступают объективные и субъективные оценки. В большинстве случаев при оценке качества здоровья, а также определении его уровня авторы подразумевают физическое состояние человека. Так, ряд авторов для количественной оценки физического состояния используют адаптационно-приспособительную деятельность, устанавливая донозологический (доболезненный) диагноз в четырех вариантах: 1) физиологическое, 2) состояние напряжения, 3) адаптация, 4) паталогическое

Наиболее интересна энергетическая концепция профилактики хронических неинфекционных заболеваний. В основе этой концепции лежит биологическая закономерность существования некоего энергопотенциала биосистемы, выше которого у индивидов практически не регистрируются ни эндогенные факторы риска, ни хронические соматические заболевания. Этот порог количественно охарактеризован по показателям максимальной аэробной способности или производительности сердечно-сосудистой и дыхательной систем.

Систематизация данных, характеризующих психическое состояние, позволила выделить следующие компоненты:

    самочувствие,

    настроение,

    тревожность,

    удовлетворенность,

    эмоциональную устойчивость.

К компонентам социального состояния человека можно отнести готовность к изменению образа жизни и поведения, если это грозит здоровью, наличие сознания и воли, уважение к иным точкам зрения и результатам чужого труда. Данный перечень может быть продолжен, но точки отсчета формирования этих установок у каждого человека разные и зависят от многих факторов.

Наиболее важным фактором формирования социального состояния является самопознание и самоанализ личностью себя и своей деятельности.

Наш организм- это очень сложная система. Концентрация гемоглобина, уровень сахара, холестерина, кровяного давления…
Для того, чтобы оставаться здоровым человеком и хорошо себя чувствовать эти основные показатели здоровья требуют нашего постоянного контроля!
Это не займет много времени, а пользу окажет неоценимую. Даже, если исследования выявят небольшие отклонения от нормы, то будет возможность вовремя заняться профилактикой и предотвратить развитие недугов.

Мы все такие разные, а нужно нащупать какую-то основу, на которой можно было бы построить систему, которую можно было бы применить для каждого.
Ту опорную точку, из которой любой человек, проделав какой-то ряд мероприятий, мог бы разобраться, что в его организме не так, ну или всё так. Брать сразу весь организм за основу просто невозможно из-за сложности его функционирования. Но в нашем организме есть 12 взаимозависимых систем, каждая из которых, при нормальном функционировании, характеризуется неким количественным показателем, который прописан генетически, то есть дан нам природой. Эти показатели являются константами, то есть основные показатели состояния здоровья не меняются при условиях нормальной работы, а их изменение говорит о том, что в организме что-то не так и тут же ведет за собой сбой всех сопутствующих систем.

Человек- огромная самоорганизующаяся система, причем каждый человек уникален: у нас разная молекула ДНК, разная внешность, разное внутреннее содержание, разная энергетика, но как биологический вид что-то нас объединяет. И это те самые константы. То есть, основные показатели здоровья, какие-то из них количественные, а какие-то качественные. Всего их 12, и каждый из них характеризует какую-то определенную систему. Вот на них мы и можем опираться контролируя их и восстанавливая.

Итак, теперь данные констант:

  1. Артериальное давление.
    Идеальным АД, к которому необходимо стремиться, тренируясь для укрепления здоровья, является 110/70 мм рт. ст.; АД 120/80 также считается хорошим. Эти показатели АД желательно сохранять всю жизнь. Принятые нормы повышения АД (а также массы тела) в связи со старением организма следует считать неприемлемыми. Во всяком случае, эти нормы пригодны только для лиц, ведущих нездоровый образ жизни или нарушающих основные закономерности тренировки для укрепления здоровья. Лишь в этом случае показатели АД и массы тела с возрастом увеличиваются. Но такие отклонения нельзя принимать за нормальные. Обследования лиц старших возрастных групп, длительное время постоянно занимающихся циклическими физическими упражнениями, выявили, что показатели их АД лежат, как правило, в пределах 115-125/75-80 мм рт. ст.
  2. Число дыхательных движений . Должно быть равно 16 в 1 минуту. При беге 26, прилегли - 14, но в среднем - 16. Это ритм поглощения кислорода из воздуха.
  3. Частота сердечных сокращений (ЧСС) в покое. Этот показа­тель позволяет оценить работу сердца. При частом пульсе нетрени­рованное сердце совершает за 1 сутки 14 тыс. «лишних» сокращений и быстрее изнашивается. Чем реже ЧСС в покое, тем мощней сердечная мышца. В этом случае сердце работает в более экономичном режиме: за одно сокращение выбрасывается больший объём крови, а паузы для отдыха увеличиваются. 78 ударов в одну минуту. Этот показатель состояния организма- основа оптимальной скорости продвижения кислорода от легких к органам.
    Чем медленнее пульс – тем длиннее жизнь!
    Ели ваш пульс ниже 70 ударов в минуту – бвть вам долгожителем!
  4. Гемоглобин - 130 мг/л. Это показатель количества кислорода в нашем организме, также является основой хорошего состояния здоровья. Если гемоглобин падает, человек может жить некоторое время, но сразу увеличивается число сердечных сокращений, число дыхательных движений, разрушается артериальное давление, потому что отклонение любого из параметров ведет за собой разрушение всей гармонии.
  5. Билирубин - 21 мкмоль/л. Показатель токсичности крови по переработанному количеству мертвых эритроцитов. Каждый день у нас умирает 300 миллиардов эритроцитов и они должны быть расщеплены, выведены, переработаны и снова синтезированы. Количество билирубина говорит о том, как идет этот процесс.
  6. Моча . Каждый день должно выделяться полтора литра мочи, определенных качественных свойств: удельный вес 1020 и кислотностью 5.5. Если колеблется количество, качество и т. д. значит выделительная система почек работает со сбоями.
  7. Росто-весовой индекс. При оценке уровня здоровья вместо жизненного показателя можно использовать росто-весовой индекс,
    показатель которого также свидетельствует о жизнеспособности человека. Росто-весовой индекс определяется путём вычитания из роста (в см) массы тела (в кг). Любое изменение индекса в возрасте свыше 18-20 лет свидетельствует о начинающихся нарушениях в обменных процессах организма и о необходимости принятия срочных мер для стабилизации росто-весового индекса в оптимальных границах. Для расчёта нормальной массы тела недопустимо делать поправки на возраст (особенно после 30 лет), которые рекомендуются некоторыми авторами. Ориентирование на такую «исправленную» массу тела приводит к снижению уровня здоровья и к «нормальным болезням старости».
  8. Сахар крови - 5.5 млмоль/л. Этот показатель состояния организма определяет запас оперативной энергии на каждый день и безусловно является основой здорового организма. Из этого сахара печень образует гликоген, на котором человек работает.
  9. PH. Кислотно-щелочное равновесие крови - 7.43- жизнь в щелочной среде 7.1- смерть от острой сердечно-сосудистой недостаточности. 90 % продуктов, которые мы едим и пьём кислые. Ощелачивание идет за счет вытаскивания из организма н/з щелочных материалов. Идет забор кальция из костно-мышечной системы, калия, магния и натрия.
  10. Количество лейкоцитов - 4.5 тыс* 10 в девятой степени. Это показатель поддержания нашей индивидуальности. Этот показатель состояния здоровья- основа сохранения нашей индивидуальности. При таком значении все вирусы, грибы, бактерии будут уничтожены. Если количество лейкоцитов повышается, то нападение уже произошло и мы защищаемся. Если понижается, значит мы уже проигрываем эту войну, организм истощен и не в силах вырабатывать необходимое количество для защиты.
  11. Температура тела . Считается, что нормальная температура тела - это 36,6 0 С . Тем не менее, каждый орган человеческого организма имеет свою нормальную температуру. Температура печени - 39 0 С , у почек и желудка - немного ниже. Более того, разные участки поверхности кожи имеют тоже неодинаковую температуру: самая низкая температура наблюдается у ступней и ладоней - 24 -28 0 С , самая высокая - в подмышечной ямке - 36,3-36,9 0 С , температура в прямой кишке - 37,3-37,7 0 С , а температура в полости рта - 36,8-37,3 0 С .
  12. Холестерин. Менее 200мг/дл- нормальный уровень холестерина;
    200 - 239 мг/дл- максимально допустимое значение,
    240 мг/дл и выше- слишком высокий уровень холестерина в крови.
    Примечание: мг / дл = миллиграмм на децилитр - это единица измерения, используемая, чтобы описать, сколько вещества содержится в определённом объеме крови.

Теперь Вы знаете, что является основными показателями здоровья. Они измерены, зафиксированы, на них ориентируются врачи, но эти константы не для врачей, они для Вас. Вы сами должны их знать. Восстановить Вам 12 констант не сможет ни один врач. Это образ жизни, образ мысли, образ действий.

С точки зрения социальной медицины, выделяют 3 уровня оценки здоровья:

Здоровье отдельного человека (индивидуума);

Здоровье малых социальных, этнических групп (семейное или групповое здоровье);

Здоровье всего населения (популяции), проживающего в городе, в селе, на определенной территории.

Для оценки здоровья на каждом из 3-х уровней используются различные шкалы, но следует подчеркнуть, что наиболее адекватные критерии для каждого уровня еще окончательно не обоснованы и порой трактуются по-разному, с учетом экономических, репродуктивных, сексуальных, воспитательных, медицинских и психологических критериев.

При оценке здоровья населения в санитарной статистике используются типовые медико-статистические показатели.

I. Медико-демографические показатели.

А. Показатели естественного движения населения: смертность общая и возрастная; средняя продолжительность предстоящей жизни; рождаемость, плодовитость; естественный прирост населения.

Б. Показатели механического движения населения: миграция населения (эмиграция, иммиграция, сезонная, внутригородская миграция и др.).

II. Показатели заболеваемости и распространенности болезней (болезненности).

III. Показатели инвалидности и инвалидизации.

IV. Показатели физического развития населения.

Следует учесть, что функциональные возможности организма и его устойчивость к неблагоприятным факторам внешней среды в течение жизни существенно изменяются, поэтому можно говорить о состоянии здоровья, как о динамическом процессе, который может улучшаться или ухудшаться, т.е. об укреплении или ослаблении здоровья. Показатели здоровья индивидов характеризуют его уровень в обществе.

Известный хирург, пропагандист здорового образа жизни, академик Н.А. Амосов говорит: «Народ здоров, если здорово общество».

Утрачивая здоровье, человек начинает осознавать и чаще всего искать спасения в медикаментах, недооценивая силу воздействия на организм и эффективность таких факторов, как двигательная активность, рациональное питание, закаливание, полноценный сон, основы массажа и самомассажа и других факторов.

Эти и другие значимые факторы представляют собой неотъемлемые компоненты здорового образа жизни. Существует фраза, которая подтверждена жизнью: «...человек умирает не от определенной болезни, а от своего образа жизни».

Резюмируя данную лекцию, можно сказать, что основа здорового образа жизни, стиль жизни и жизненные мотивации каждого человека в конечном счете определяют его здоровье и социальное благополучие в течение всей жизни.

Еще по теме Оценка состояния здоровья:

  1. ФИЗИЧЕСКОЕ И НЕРВНО-ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА. КОМПЛЕКСНАЯ ОЦЕНКА СОСТОЯНИЯ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ. ОЦЕНКА ФУНКЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ СЕРДЕЧНО-СОСУДИСТОЙ СИСТЕМЫ У ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ
  2. Комплексная оценка состояния здоровья детей и подростков. Критерии и группы здоровья.
  3. Оценка общественного здоровья населения и анализ состояния здоровья
  4. Здоровье населения как интегральный критерий оценки состояния окружающей среды
  5. Способы оценки состояния нервной системы и уровня психического здоровья человека
  6. СОВРЕМЕННЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ЗДОРОВЬЕ И ЗДОРОВОМ ОБРАЗЕ ЖИЗНИ. ИССЛЕДОВАНИЕ И ОЦЕНКА ЗДОРОВЬЯ ЧЕЛОВЕКА И ЕГО НАРУШЕНИЙ

АНАЛИЗ ЗАБОЛЕВАЕМОСТИ НАСЕЛЕНИЯ

под ред. з.д.н. РФ, проф. В.С. Лучкевича

Учебно-методическое пособие

Санкт-Петербург


УДК 312.6001.8

Анализ заболеваемости населения : учебно-методическое пособие / под ред. В.С. Лучкевича. – СПб.: СЗГМУ им. И.И. Мечникова, 2015. – 47 с.

Авторский коллектив: В.С. Лучкевич, П.Н. Морозько, Г.М. Пивоварова, Н.И. Пустотин, В.П. Панов, И.Л. Самодова, А.Ю. Ломтев, Э.В. Миронченко, Е.А. Абумуслимова, Г.Н. Мариничева, Т.В. Самсонова, А.Ш. Каличава.

Рецензент: зав. кафедрой социальной гигиены, управления и экономики здравоохранения ГБОУ ВПО СЗГМУ им. И.И.Мечникова, доктор медицинских наук, профессор Филатов Владимир Николаевич

Учебно-методическое пособие посвящено методическим аспектам изучения, расчета и анализа показателей различных видов заболеваемости, необходимых для комплексной оценки здоровья отдельных групп и контингентов населения административной территории, для определения эффективности лечебно-профилактических, гигиенических и противоэпидемических мероприятий.

Учебно-методическое пособие содержит основы заболеваемости населения как важнейшего показателя общественного здоровья, критерия оценки качества и эффективности оздоровительной работы, объективного и чувствительного индикатора медико-социального благополучия. В учебно-методическом пособии отражены причины и факторы риска заболеваемости, определены последствия влияния болезни на состояние здоровья.



Учебно-методическое пособие предназначено для обучающихся по направлению подготовки (специальности) 060101 «Лечебное дело» и 060105 «Медико-профилактическое дело».

Утверждено

в качестве учебно-методического пособия методическим советом ГБОУ ВПО СЗГМУ им. И.И.Мечникова МЗ РФ


ТЕМА : Анализ заболеваемости населения.

КОНТИНГЕНТ УЧАЩИХСЯ – обучающиеся по направлению подготовки (специальности) 060101 «Лечебное дело» и 060105 «Медико-профилактическое дело».

ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ – 4 часа (в академических часах)

ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ: изучитьосновы медико-социального и клинико-статистического анализа заболеваемости различных групп населения и научиться использовать данные о состоянии здоровья для оценки эффективности лечебно-оздоровительных мероприятий, а также для обоснования организационных форм профилактических мероприятий.

В результате изучения темы студент должен знать:

1. Понятие здоровья населения. Критерии здоровья. Комплексную оценку здоровья населения.

2. Определение понятия заболеваемости, болезненности, патологической пораженности.

3. Виды заболеваемости. Методы и источники изучения заболеваемости.

4. Заболеваемость по данным обращаемости.

5. Заболеваемость по данным медицинских осмотров.

6. Заболеваемость, изучаемую на основе данных регистрации причин смерти.

7. Состояние, тенденции и прогноз изменения показателей здоровья различных групп населения с учетом влияния социально-экономических условий.

8. Заболеваемость по данным изучения причин инвалидности.

9. Основные понятия Международной статистической классификации болезней (МКБ).

В результате изучения темы студент должен уметь:

1. Уметь правильно регистрировать отдельные виды заболеваемости с определением единиц наблюдения для каждого вида заболеваемости.

2. Уметь анализировать данные сводных статистических форм (отчетов), оценивать уровень и структуру зарегистрированной заболеваемости.

3. Уметь оценивать заболеваемость по данным госпитализации стационарных больных.

4. Уметь анализировать данные о впервые выявленной патологии и накопленных хронических форм заболеваний по результатам комплексных медицинских осмотров.

5. Уметь рассчитывать и анализировать показатели заболеваемости (структуры, уровня, динамики), с построением графических изображений, выявлением взаимосвязей заболеваемости и факторов риска.


ЗДОРОВЬЕ

По определению Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ): «Здоровье – это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов».

В соответствии с Федеральным законом от 21. 11. 2011 г. N 323-ФЗ) Здоровье – состояние физического, психического и социального благополучия человека, при котором отсутствуют заболевания, а также расстройства функций органов и систем организма».

В медико-социальных исследованиях при оценке здоровья целесообразно выделять четыре уровня:

1. Здоровье отдельного человека – индивидуальное здоровье.

2. Здоровье социальных и этнических групп – групповое здоровье.

3. Здоровье населения административных территорий – региональное здоровье.

4. Здоровье популяции – общественное здоровье.

1. Отчисление валового национального продукта на здравоохранение.

2. Доступность первичной медико-социальной помощи.

3. Охват населения медицинской помощью.

4. Уровень иммунизации населения.

5. Степень обследования беременных женщин квалифицированными специалистами.

6. Состояние питания детей.

7. Уровень детской смертности.

8. Средняя продолжительность предстоящей жизни.

9. Гигиеническая грамотность населения.

Исходя из материалов ВОЗ, Минздрав РФ предлагает следующие определения здоровья.

Общественное здоровье – медико-социальный ресурс и потенциал общества, способствующий обеспечению национальной безопасности.

Здоровье населения – медико-демографическая и социальная категория, отражающая физическое, психическое, социальное благополучие людей, осуществляющих свою жизнедеятельность в рамках определенных социальных общностей.

Более полным является определение общественного здоровья, разработанное на семинаре заведующих кафедрами организационного профиля:

Общественное здоровье – это важнейший экономический и социальный потенциал страны, обусловленный воздействием различных факторов окружающей среды и образа жизни населения, позволяющий обеспечить оптимальный уровень качества и безопасность жизни людей.

Здоровье – это такое состояние, которое обеспечивает оптимальное взаимоотношение организма с окружающей средой и способствует активизации всех видов жизнедеятельности человека (трудовой, хозяйственной, бытовой, рекреационной, планирования семьи, медико-социальной и т.д.).

Критерии здоровья.

Основными критериями, характеризующими общественное здоровье, являются:

1. Медико-демографические (рождаемость, смертность, естественный прирост, младенческая смертность, частота рождения недоношенных детей, ожидаемая средняя продолжительность предстоящей жизни.

2. Заболеваемость (общая, инфекционная, с временной утратой трудоспособности, основными неэпидемическими заболеваниями, госпитализированная, по данным медицинских осмотров).

3. Первичная инвалидность.

4. Показатели физического развития.

5. Показатели психического здоровья.

Все критерии оцениваются в динамике.

Комплексная оценка здоровья населения.

При комплексной оценке состояния здоровья взрослых распределение на группы здоровья производится следующим образом.

Первая группа – здоровые лица (не болевшие в течение года или редко обращающиеся к врачу без потери трудоспособности).

Вторая группа – практически здоровые лица, с функциональными и некоторыми морфологическими изменениями или редко болевшие в течение года (единичные случаи острых заболеваний).

Третья группа – больные с длительно текущими хроническими заболеваниями (более четырех случаев и 40 дней нетрудоспособности в год).

Четвертая группа – больные с длительно текущими хроническими заболеваниями (компенсированное состояние).

Пятая группа – больные с частыми обострениями длительно текущих заболеваний.

Однако, разделение, как взрослых, так и детей на группы здоровья довольно условно.

Для оценки индивидуального здоровья используется ряд весьма условных показателей: ресурсы здоровья, потенциал здоровья и баланс здоровья.

47. Оценка состояния здоровья детей и подростков. Группы здоровья

Под понятием здоровья детей и подростков следует понимать состояние полного социально-биологического и психического благополучия, гармоничное, соответствующее возрасту физическое развитие, нормальный уровень функционирования всех органов и систем организма и отсутствие заболеваний.

Дети в зависимости от состояния здоровья могут быть отнесены к следующим группам здоровья.

I группа – здоровые дети, имеющие нормальное, соответствующее возрасту физическое и нервно-психическое развитие, без функциональных и морфо-функциональных отклонений.

II группа – дети, не страдающие хроническими заболеваниями, но имеющие функциональные или мор-фофункциональные отклонения, реконвалесценты, с общей задержкой физического развития без эндокринной патологии, а также дети с низким уровнем иммунорезистентности организма – часто (4 раза и более в год) или длительно (более 25 календарных дней по одному заболеванию) болеющие.

III группа – дети, страдающие хроническими заболеваниями в стадии ремиссии (компенсации).

IV группа – дети, страдающие хроническими заболеваниями в стадии субкомпенсации.

V группа – дети, страдающие хроническими заболеваниями в стадии декомпенсации, дети-инвалиды.

1) характеристики здоровья детской популяции, получения статистических срезов показателей здоровья и численности соответствующих групп здоровья;

2) сравнительного сопоставления групп детей в различных коллективах, образовательных учреждениях, разных территориях, во времени;

3) оценки эффективности профилактической и лечебной работ детских медицинских учреждений на основании перехода детей из одной группы здоровья в другую;

4) выявления и сравнения эффекта факторов риска, влияющих на здоровье детей и подростков;

5) определения потребности в специализированных службах и кадрах.

Основными группами статистических показателей, используемых для характеристики общественного здоровья контингента детей и подростков, являются следующие:

1) медико-демографические критерии;

2) физическое развитие;

3) распределение детей по группам здоровья;

4) заболеваемость;

5) данные об инвалидности.

Физическое развитие является интегральным показателем (индексом) санитарно-гигиенического благополучия детского населения. Различают 3 группы основных факторов, определяющих направленность и степень физического развития:

1) эндогенные факторы (наследственность, внутриутробные воздействия, недоношенность, врожденные пороки и пр.);

2) природно-климатические факторы среды обитания (климат, рельеф местности, а также атмосферные загрязнения и пр.);

3) социально-экономические и социально-гигиенические факторы.

Из книги Здоровье Вашей собаки автора Анатолий Баранов

Из книги Чайный гриб - природный целитель. Мифы и реальность автора Иван Павлович Неумывакин

Зависимость состояния здоровья от питания Прежде чем мы перейдем непосредственно к теме нашей книги, необходимо ознакомить читателей со строением желудочно-кишечного тракта и особенностями воздействия на него основных продуктов питания, так как эти сведения помогут

Из книги Порча?...А мы с ней поборемся! Исцеление без таблеток и лекарств автора Лариса Владимировна Алексеева

Для счастья и здоровья детей От всех бед и напастей защитит икона Божьей Матери Феодоровской (Костромской).К кому воззову, Владычице; к кому прибегну в печали моей; к кому привнесу слезы и воздыхания моя, аще не к Тебе, Царице Небесе и земли. Кто исторгнет мя из тины грехов и

Из книги Без очищения нет исцеления автора Геннадий Петрович Малахов

Особенности очистительного процесса в зависимости от индивидуальной конституции, возраста и состояния здоровья Все мы разные. Древние мудрецы определяют это различие различной комбинацией жизненных принципов – дош. При преобладании жизненного принципа «Слизи»

Из книги Общая гигиена автора Юрий Юрьевич Елисеев

47. Оценка состояния здоровья детей и подростков. Группы здоровья Под понятием здоровья детей и подростков следует понимать состояние полного социально-биологического и психического благополучия, гармоничное, соответствующее возрасту физическое развитие, нормальный

Из книги Поликлиническая педиатрия: конспект лекций автора Конспекты, шпаргалки, учебники «ЭКСМО»

48 Оценка состояние здоровья детского населения (продолжение) По данным ВОЗ, если свыше 80 % детей относятся ко II–III группам здоровья, это указывает на неблагополучие населения.Заболеваемость является одним из важнейших критериев, характеризующих здоровье детского

Из книги Общая гигиена: конспект лекций автора Юрий Юрьевич Елисеев

ЛЕКЦИЯ № 4. Группы риска нарушения состояния здоровья. Школы будущих родителей Беременные женщины группы повышенного риска по рождению детей с отклонениями в состоянии здоровья:1) беременные в возрасте до 20 лет и первородящие старше 30 лет;2) с массой тела менее 45 кг и

Из книги Новейшая книга фактов. Том 1 автора

ЛЕКЦИЯ № 13. Состояние здоровья детей и подростков Оценка состояния здоровья детей и подростков. Группы здоровья Состояние здоровья подрастающего поколения – важный показатель благополучия общества и государства, отражающий не только настоящую ситуацию, но и прогноз

Из книги Ходьба вместо лекарств автора Евгений Григорьевич Мильнер

Факторы, влияющие на состояние здоровья детей и подростков В процессе онтогенеза детский и подростковый период, от 0 до 17 лет, является чрезвычайно напряженным периодом морфофункциональных перестроек, что должно учитываться при оценке формирования здоровья.

Из книги Как безопасно родить в России автора Александр Владимирович Саверский

Из книги Новейшая книга фактов. Том 1. Астрономия и астрофизика. География и другие науки о Земле. Биология и медицина автора Анатолий Павлович Кондрашов

Субъективная оценка состояния здоровья Не менее важное значение для самоконтроля имеют и субъективные показатели состояния организма (сон, самочувствие, настроение, желание тренироваться). Крепкий сон, хорошее самочувствие и высокая работоспособность в течение дня,

Из книги Музыка и медицина. На примере немецкой романтики автора Антон Ноймайр

Глава 5 Право на охрану здоровья беременных женщин, женщин, имеющих детей в возрасте до трех лет, и их детей. Льготы и пособия по беременности и

Из книги Красота и здоровье женщины автора Владислав Геннадьевич Лифляндский

Из книги Краткий гид по долгой жизни автора Дэвид Агус

ПЕРВЫЕ НАРУШЕНИЯ СОСТОЯНИЯ ЗДОРОВЬЯ В суматохе музыкальной жизни в Готе впервые появились признаки расстройства здоровья, которые Карл Мария до этого не замечал. Уже в январе 1812 года он пожаловался в своем дневнике на сильные боли в груди, которые он принял, согласно

Из книги автора

Контроль состояния здоровья Здоровье – это состояние полного физического, душевного, социального благополучия. Чтобы сберечь его, человеку необходимо соблюдать правила здорового образа жизни, уделять внимание профилактике заболеваний и следить за своим

Из книги автора

Опросник текущего состояния здоровья * Этот вопрос, пожалуй, самый важный из всех, которые нужно себе задать. Вы можете себя прекрасно чувствовать сегодня, но что было вчера?** Ответьте на вопросы, когда будете отдыхать после физической нагрузки. * Если носки оставляют