Социальная медицина. Социальная медицина и социальное образование

Более ста лет прошло со времени первых лекций известного немецкого врача Альфреда Гротьяна на тему «Социальная медицина» (1902 г.). Значительное развитие социальная медицина получила в ХХ столетии. Однако и до настоящего времени вопрос содержания предмета социальной медицины остается предметом научных дискуссий.

По мнению ведущих социал-гигиенистов предметом изучения социальной медицины (социальной гигиены) является общественное здоровье: процессы его формирования, способы оценки, факторы, на него влияющие и др.

Широту и многообразие спектра проблем, рассматриваемых в рамках социальной медицины, обобщает академик Ю. П. Лисицын. По его мнению, нет проблем медицины, которая не имела бы социального характера. Милтон И. Ремер (Школа общественного здравоохранения Калифорнийского университета) рассматривает социальную медицину как расширенное понимание клинической медицины, полностью учитывающей социальные, психологические факторы, а также факторы окружающей среды, влияющие на отдельных пациентов.

В «Глоссарии терминов по медико-социальной помощи Европейского регионального бюро ВОЗ» (Копенгаген, 1976) зафиксировано, что в «качестве всеобъемлющего термина социальная медицина используется для обозначения:

1. Научных исследований социальных факторов, влияющих на здоровье и заболеваемость; такие исследования проводятся с помощью обследований, изучения случаев заболевания и статистических исследований;
2. Существующих взаимосвязей между медициной и обществом (медицинская социология), включая коллективную ответственность медицины перед обществом за консультирование по социальным проблемам, которые могут воздействовать на здоровье;
3. Социальной психологии и социальной психиатрии;
4. Учреждений социальной терапии — то есть служб социального страхования и социальных аспектов общественного здравоохранения, медицинской помощи и благосостояния».

Теория и практика отечественного здравоохранения, медицинских и смежных наук, равно как и зарубежных стран, вносит свои коррективы в такое определение. Вместе с тем, проведенный нами анализ показывает, что при существующих различных подходах к формулировке понятия «социальная медицина» сохраняют свое значение три обобщенных ключевых положения:

1. Социальная медицина изучает социальные факторы, влияющие на здоровье человека.
2. Социальная медицина использует формы и методы, направленные на сохранение, восстановление здоровья и предупреждение заболеваний.
3. Социальная медицина определяет ответственность и включает деятельность социальных работников по сохранению и укреплению здоровья населения.

Как известно «здоровье — это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и (или) физических дефектов» (ВОЗ,1948).
По мнению Ю. Растова категорию «социальное благополучие» следует рассматривать как такое состояние взаимодействия жизненных сил человека и социальных систем, которое обеспечивает конструктивность разрешения социальных конфликтов. Категория «социальное благополучие» с одной стороны, сопоставима с экономическим понятием «благосостояние», с другой, — благополучием в психологическом, педагогическом, этическом и иных аспектах.

Актуальность развития социальной медицины в последнее десятилетие во многом обусловлено ухудшением состояния здоровья населения. Вместе с тем становление и развитие в нашей стране системы профессионального образования в области социальной работы дает возможность активного привлечения к решению данной задачи специалистов социальной работы.
Нам представляется, что социальную работу, направленную на оказание медико-социальной помощи населению как важнейшей составляющей охраны здоровья, следует рассматривать как практическую компоненту социальной медицины.

Именно поэтому в соответствии с государственным образовательным стандартом по специальности «социальная работа» особую значимость в социальном образовании приобретает изучение учебной дисциплины «Основы социальной медицины».

Целью изучения дисциплины «Основы социальной медицины» является овладение будущими специалистами социальной работы знаниями факторов, влияющих на здоровье, а также способами сохранения и укрепления физического, психического и социального благополучия.

Достижению этой цели способствует решение в процессе изучения дисциплины следующих основных задач:

— понимание основных факторов, влияющих на здоровье человека;
— изучение организационно-правовых основ охраны здоровья и медико-социальной помощи;
— овладение технологиями сохранения и укрепления здоровья и предупреждения развития заболеваний;
— определение роли специалистов социальной работы в охране здоровья, включая оказание различных видов медико-социальной помощи.

Данную дисциплину мы рассматриваем как базовую при подготовке специалистов социальной работы для оказания медико-социальной помощи населению.
Нам представляется, что социальная работа по оказанию медикосоциальной помощи населению, определяемая нами как медикосоциальная работа, является важной практической компонентой социальной медицины. Именно поэтому в рамках профессиональной подготовки будущие специалисты социальной работы должны овладеть технологиями медико-социальной работы с населением. Этот вопрос, в частности, может быть решен посредством изучения специальной дисциплины «Содержание и методика социально-медицинской работы».

В рамках данной дисциплины будущие специалисты социальной работы знакомятся с концепцией медико-социальной работы, изучают вопросы ее организационного и нормативного правового обеспечения, а также технологии медико-социальной работы в учреждениях здравоохранения, образования, социального обслуживания населения, а также с отдельными группами лиц (страдающими зависимостью от психоактивных веществ, психическими расстройствами, онкологическими заболеваниями, ВИЧ-инфицированными, инвалидами, военнослужащими и др.)

Дальнейшая подготовка специалистов для выполнения медикосоциальной работы может продолжаться через дисциплины специализации.
Среди направлений специализации по социальной работе в сфере охраны здоровья УМО вузов России по образованию в области социальной работы рекомендованы следующие: социальная работа в здравоохранении; медико-социальная помощь людям пожилого возраста и инвалидам в условиях стационарных учреждений; медико-социальная работа с населением и др.

По последней из указанных специализаций с 1995 года ведется подготовка в Московском гуманитарном университете. Подготовка специалистов по данной специализации реализуется коллективом кафедры социальной медицины через следующие дисциплины: теория медикосоциальной работы; система охраны здоровья и здравоохранение; биомедицинская этика; медицинская психология; психотерапия; медикосоциальная работа в профилактике заболеваний; медико-социальная работа в планировании семьи; медико-социальная работа в охране ма
теринства и детства; медико-социальная работа в психиатрии; медикосоциальная работа в наркологии; медико-социальная работа в онкологии; медико-социальная работа в чрезвычайных ситуациях; медикосоциальная реабилитация инвалидов.

Не вызывает сомнения тот факт, что подготовка будущих специалистов в данной области должна включать и такие важные составляющие как практическая, а также научно-исследовательская компоненты.

Безусловно, дальнейшее расширение участия специалистов социальной работы в охране здоровья населения диктует время и во многом определяется потребностями учреждений здравоохранения, образования и социального обслуживания населения в специалистах социальной работы, имеющих соответствующую подготовку.

Совместная работа учебных заведений и практических учреждений по подготовке специалистов социальной работы, а также разработка нормативных правовых документов, закрепляющих участие таких специалистов в комплексном ведении лиц с различными заболеваниями, сегодня является весьма актуальной задачей и может составить предмет взаимовыгодного сотрудничества учебных заведений и практических учреждений.

Не вызывает сомнения и тот факт, что роль социальной медицины в социальном образовании сегодня как никогда актуальна. Вместе с тем вопросы подготовки будущих специалистов социальной работы для деятельности в сфере охраны здоровья требуют дальнейшего совершенствования.

ВВЕДЕНИЕ

Социальная медицина занимает одно из главных мест в подготовке социального работника в современном обществе. Она является самостоятельной дисциплиной, как в структуре медицинского знания, так и в системе социальной практики.

Предмет социальной медицины - общественное здоровье. Это сложное, внутреннее детерминированное и структурированное понятие. Оно включает в себя различные аспекты состояния общества и факторы, определяющие его форму и содержание. К предметам социальной медицины относится так же понятие здоровье общества.

Общественное здоровье имеет конкретный социально-медицинский смысл, обусловленный разными видами нарушения социальной структуры, например, психическими эпидемиями, криминальными толпами, суицидом, демографическими сдвигами в обществе, криминализации общественных отношений и т.д.

Здоровье общества - это прежде всего моральные и деонтологические оценки, с точки зрения социального врача, состояния общества в целом. Сюда же относится откровенное публичное жульничество вокруг здоровья общества в целом и отдельных его граждан.

В «Основах законодательства РФ об охране здоровья граждан» записано, что право граждан на охрану здоровья обеспечивается охраной окружающей природной среды, созданием благоприятных условий труда, быта, отдыха, воспитания и обучения граждан, производством и реализацией доброкачественных продуктов питания, а также предоставлением населению доступной медико-социальной помощи.

Итак, предметом социальной медицины являются общественное здоровье и здоровье общества, нетождественные понятия, отражающие общественные состояния и процессы в обществе с медицинской точки зрения.

Сложившаяся в России государственная система здравоохранения сформировалась в первые десятилетия XX столетия. Поэтому для того, чтобы понять происходящие в ней перемены, необходимо обратиться к истории создания и функционирования системы охраны здоровья в Советской России и СССР.

1. ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ СОЦИОЛОГИИ МЕДИЦИНЫ

Возникновение социологии медицины разные авторы относят к разным датам. Немецкий ученый М. Suss считает, что впервые социологический анализ места здравоохранения в обществе был проведен в работе известного автора трудов по политической экономии W. Petty "Политическая арифметика" (1690). Профессор К. Winter относит начало медицинской социологии к середине нашего века, а советские авторы И.В. Венгрова и Ю.А. Шилинис связывают начало социологии медицины с именем Мак-Интайра (1895).

Существует пять этапов становления социальной медицины это:

1. Ранний период (зарождение дисциплины) XVII - XIX вв.

2. Период формирования (начало XX века -до 1 мировой войны)

3. Период становления (20-е - 40-е гг. XX века, период между I и II мировыми войнами)

4. Период развития как самостоятельной дисциплины (50-80-е гг. XX века)

5. Современный период состояния науки (с 90-х гг. до настоящего времени).

Остановимся на двух последних.

  1. Период развития как самостоятельной дисциплины

Социология медицины рассматривалась многими учеными как часть социологии, как часть медицины, как наука "на стыке" социологии и медицины.

После долгих дискуссий специальность получила свое современное название "социология медицины".

На IV Всемирном социологическом конгрессе "Общество и социология" в Милане (Италия) в 1959 году была впервые организована секция социологии медицины, председателем которой стал член-корреспондент АН СССР И.И. Гращенков, представивший доклад "Здоровье и социальное благополучие".

По обобщенным материалам Всемирных конгрессов социологов (50-60-е гг. XX века) в области социологии медицины рассматривались следующие группы вопросов: роль факторов внешней среды в механизме возникновения, развития и исхода болезней (урбанизация, санитарно-технические условия на производстве, состояние профилактики); анализ причин заболеваний в различных социальных группах; оценка различных предупредительных мер; анализ деятельности лечебно-профилактических учреждений; роль общества в заболеваемости населения.

В отечественной науке в 50-60-е гг. на страницах периодических изданий, на заседаниях научных обществ, кафедрах проводились научные дискуссии по актуальным темам, имеющим отношение к социологии медицины: о социальных проблемах медицины; о роли и взаимодействии социального и биологического в медицине; о роли и месте социальной гигиены; критика буржуазной медицинской социологии и социальной гигиены; философские проблемы медицины; диалектический материализм и медицина; народное здоровье и социология, социологические проблемы современной медицины.

1.2 Современный период состояния науки

Толчком для быстрого развития социологии медицины послужила научно-техническая революция и связанное с ней изменение социальной и природной экологии существования человека. Стремительное проникновение научно-технического прогресса во все сферы общественной жизни, вовлечение в ее орбиту многомиллионных масс людей привело к коренному изменению образа жизни людей, их психологии, сложившихся стереотипов поведения, представлений о болезни и здоровье.

Принципиально важным этапом в развитии социологии медицины в России стало введение начиная с 2000 года в Номенклатуру специальностей научных работников соответствующего шифра и наименования дисциплины: 14.00.52.; "Социология медицины"; отрасли науки, по которой присуждается ученая степень - медицинские, социологические.

Это стало естественным итогом "десятилетия социологии" в здравоохранении. Так можно определить значительно возросшее в 90-е годы число социологических исследований по самым разнообразным проблемам медицины в целом и здравоохранения в частности.

Проводится работа по систематизации, совершенствованию методологического аппарата, подготовки кадров и планирования социологических исследований. Начата подготовка кадров на кафедре экономики и социологии здравоохранения в ММА им. И.М.Сеченова.

В настоящее время в компьютерной базе данных кафедры имеется библиографический список около 4000 наименований, отражающий все направления исследования в социологии медицины, как современной научной дисциплины.

Современная социология медицины - это наука о медицине как социальном институте, функционировании и развитии этого института через его составные элементы, изучающая социальные процессы, протекающие в данном институте.

Исходя из социологической концепции здоровья устава ВОЗ, которая определяет, что здоровье - это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезни и инвалидности, и при этом существенным условием здоровья является способность к гармонической жизни в постоянно изменяющемся окружении. Можно выделить факторы интеграции медицины и социологии, способствующие формированию социологии медицины в России как самостоятельной научной дисциплины: состояние социальной аномии в обществе в условиях возвращения к принципам рыночной экономики; потребность социологического осмысления роли и места системы охраны здоровья в жизни общества, использование социологических методов исследования в здравоохранении; изменение демографических процессов и структуры заболеваемости (постарение населения, естественная убыль, хронизация заболеваний и др.); потребность в использовании социологических подходов для изучения и лечения заболеваний.

2. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОЙ МЕДИЦИНЫ

Публичная медицина.

Имеет дело в основном с клиентами - юридическими лицами. Занимается проблемами здоровья трудовых коллективов, прогнозированием и социометрикой изменений психосоматических статусов и соответственно функционирования членов трудовых коллективов. Решает задачи защиты и сохранения общественного здоровья при различных рабочих ситуациях, а так же при изменениях статуса трудового коллектива. Публичная медицина прямо занимается предотвращением и погашением современных психических эпидемий, в какой бы сфере они не развивались - будь то политика, идеология, религия, псевдокультура.

Общественная медицина.

Основные причины, по которым обращаются люди к общественному врачу - проблемы и ситуации, которые возникли после перенесения человеком заболевания, личной трагедии, насилия, террора; для профилактики таковых путем изучения и постижения проблемы и ситуации, с которыми может столкнуться клиент. Общественный врач также помогает клиенту решать его любые проблемы и задачи, которые могут вызвать заболевания у него или его родственников.

Социологическая медицина.

Это направление возникло как самостоятельная ветвь социальной медицины в связи с научно-практическими достижениями прежде всего в области медицины, медицинской генетики, медицинской электронной технологии. С другой стороны социологическая медицина изучает и анализирует непонятные врачам и биологам явления, такие, например, как глобальное постарение населения и резкий рост численности страдающих болезнью Альцгеймера.

Военная социальная медицина.

Военная социальная медицина должна изучать:

а) моральное и психофизическое состояние всех и каждого, участвующих в походах, в боевых действиях, после боевых действий.

б) различные параметры оценок людей и местности, где происходили боевые действия.

Военная социальная медицина находиться в настоящее время в стадии становления и выработки методов исследования и помощи лицам, являющимся с точки зрения клинической медицины здоровыми, но с выраженным снижением качества жизни и адаптационным синдромом, проявляющимся физическими и психическими стигмами, а также стигмой мутации.

2.1 Препятствия в развитии

Со времен великих походов на иноверцев и завоеваний чужих земель всегда возникали такие страшные явления, как разруха, голод, человеческие жертвы, потеря крова, трудоспособности или трудовой востребованности и многое другое. Разруха касалась идеологии и нравственности. В таких условиях любая конкретная медицинская проблема оказывалась социально отягощенной. Самое страшное, что приносят войны и революции с собой - это разрушение социально-психологической защиты и населения в целом, и конкретных людей в частности.

Есть и отдаленные последствия, время проявления которых трудно или даже невозможно предсказать. Это социальные факторы, закрепляемые биологически, т.е. формирующие генофонд. Речь идет о вырождении или о мутации всего живого и растительного, как следствии социальных катаклизмов. Это лишь основные аспекты медико-социальных проблем, возникающих в результате революций и войн.

За период распада СССР многое, что произошло, не могло не отразиться на состоянии здоровья народа. Резко изменились в негативную сторону демографические показатели. Появились новые социальные контингенты сограждан - бомжи, мигранты, вынужденные переселенцы, беспризорные дети.

Отсюда вытекает, что построение нового здравоохранения в современной России должно начаться с организации институтов социальной медицины. Только таким путем можно исправить современное положение вещей, касающихся общественного здоровья в России.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Современное состояние в структуре социальных служб служит предпосылкой для создания новых форм и методов работы. Для успешного решения задач необходимо значительно расширить и улучшить систему реабилитации. Старые методы и формы организации лечебного процесса не удовлетворяют ни больных, ни их родственников, больные предпочитают лечиться в поликлиниках, стационарах либо в домашних условиях.

Недостаточность предоставляемых медико-социальных услуг накладывает отпечаток на эффективность всех реабилитационных мероприятий. Выявление основных противоречий между реально сложившийся практикой медико-социальной реабилитации и потребностями клиентов, является актуальной задачей на сегодняшний день, особенно для учреждений социальной защиты. Современные подходы к оказанию подобного вида социальной помощи различны и многообразны, и для предоставления эффективной медико-социальной реабилитации необходимо определить уровень удовлетворенности потребителей медико-социальных услуг.

Список литературы:

  1. Козлова Т.З. Социальное время пенсионеров/ТЗ Козлова//СОЦИС. - 2002. - № 6. -С.

2. Матвейчев О. Гражданское общество и государство. Модели взаимодействия // Логос. 2005. №3. С. 124.

3. Социальная медицина: Учеб. пособие для вузов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. - 254 с.

4. Решетников А. В. Методология исследований в социологии медицины. - М., 2000.- 238с.

В системе социальной работы в настоящее время все большее значение приобретает социальная медицина, которая тесно связана с медицинским направлением социальной работы.

Наука о закономерностях развития здоровья общества и здравоохранения. Социальная медицина (общественная гигиена) находится на стыке различных наук — медицины, гигиены, и др. Гигиена (от греч. здоровый) — наука, изучающая влияние разнообразных факторов окружающей среды (в том числе и производственной) на здоровье человека, его работоспособность, продолжительность жизни.

Социальная гигиена (медицина) изучает воздействие социальных условий на здоровье населения, а также влияние на здоровье людей социологических и экономических факторов. Социальная медицина, в отличие от медицины как науки, изучает здоровье не отдельных людей, а здоровье определенных социальных групп населения, здоровье общества в целом в связи с условиями жизни. Н. А. Семашко говорил: «Социальная гигиена — это наука о здоровье общества, о социальных проблемах медицины... основная задача социальной гигиены состоит в том, чтобы глубоко изучить влияние социальной среды на здоровье человека и разрабатывать эффективные меры по устранению вредных влияний среды».

До недавнего времени синонимом понятия «социальная медицина» являлось понятие «социальная гигиена». Существовало еще несколько названий: «социальная гигиена и организация здравоохранения», «медицинская социология», «профилактическая медицина», «общественное здравоохранение» и т. д.

Социальная медицина непосредственно связана с социальными процессами в обществе, медициной и здравоохранением; она занимает промежуточное положение между социологией и медициной. Поэтому социальная медицина изучает социальные проблемы в медицине и медицинские проблемы в других науках.

Главным направлением в социальной медицине является изучение социальных отношений в обществе, которые связаны с жизнедеятельностью человека, его образом жизни; социальных факторов, влияющих на здоровье. Это определяет разработку мер по охране здоровья населения и повышению уровня общественного здоровья.

Социальная медицина изучает проблемы здоровья населения, организацию, формы и методы медико-социальной помощи населению, социальную и экономическую роль здравоохранения в обществе, теорию и историю общественного здравоохранения, организационно-управленческие основы и принципы экономики планирования и финансирования медико-социальной помощи населению.

Объектом медицинского направления социальной работы являются люди, социально дезадаптированные, как правило, страдающие каким-либо хроническим заболеванием, имеющие физические недостатки или социально-значимые болезни.

Клиентами специалиста по социальной работе чаще всего являются инвалиды и престарелые, которые кроме социальных услуг нуждаются и в медицинских, но эти услуги особые и отличаются от той помощи, которую оказывают медицинские работники практического здравоохранения. Как правило, именно клиентам специалистов по социальной работе необходима социально-медицинская помощь.

Изучая влияние социальных факторов и условий на здоровье населения и его отдельных групп, социальная медицина обосновывает рекомендации по устранению и предупреждению вредного влияния социальных условий и факторов на здоровье людей, т. е. на научных достижениях социальной медицины базируются социальные меры здравоохранения.

Методы , которые применяются в социальной медицине, очень разнообразны: социологический (основанный на анкетировании и интервьюировании), экспертный (для исследования качества и результативности медицинской помощи), метод математической статистики (в том числе и метод моделирования), метод организационного эксперимента (создание учреждений с новыми формами медицинской помощи на определенных территориях) и т. д.

Краткий исторический очерк социальной медицины

Основы социальной медицины (общественной гигиены) возникли так же давно, как и личная гигиена.

Зачатки гигиенических навыков появились еще у первобытного человека: обустройство жилища, приготовление пищи, оказание примитивной взаимопомощи, захоронение умерших и т. д. По мере развития первобытного общества накапливались знания о явлениях природы, о болезнях, о мерах по оказанию помощи. Постепенно выделялся круг лиц, обладающих медицинскими и гигиеническими знаниями: шаманы, колдуны, знахари и пр., которые занимались лечением путем заклинаний, колдовства, использования средств народной медицины. В период матриархата забота о здоровье семьи перешла к женщинам, которые использовали в медицинских целях средства природы животного и растительного происхождения, различные лечебные манипуляции, родовспоможение и т. д.

С образованием племенных союзов их правители также уделяли внимание здоровью соплеменников: принимали санитарные меры, предохраняющие от эпидемий (чисто эмпирическим путем), содействовали обучению лекарей и т. п.

Археологические находки свидетельствуют о том, что в государствах Древнего мира (Египте, Месопотамии, Вавилоне, Индии, Китае) школы для лекарей использовались не только для оказания чисто медицинской помощи, но и для оказания помощи бедным, для санитарного надзора за состоянием рынков, колодцев, водопровода и т. д. Предпринимались попытки государства регламентировать деятельность медиков: гигиенические предписания содержались в законодательных актах, религиозных книгах (особенно их много в Талмуде и Коране). Одним из древнейших законодательных актов прошлого считается базальтовый столб с нанесенными на нем текстами законов царя Хаммурапи (XVIII в. до н. э.). Среди прочих на этом столбе есть законы о поощрении и наказании врачей за результаты лечения. Следует отметить, что при оценке медицинской помощи учитывалось материальное положение пациентов: за одну и ту же медицинскую помощь богатый пациент платил в несколько раз больше, чем бедный. И наоборот, в случае неудачного лечения богатого пациента наказание врача было более строгим — при неудачном лечении раба е врача взимали денежный штраф, а в случае неудачного лечения богатого отсекали руку.

В древнегреческих городах-государствах деятельность врачей также регламентировалась. В законах Ликурга (Спарта) говорится о регламентации работы врачей: например, специальные чиновники-эфоры должны были отбирать здоровых младенцев, а больных убивать. Эти чиновники также строго следили за соблюдением гигиенических правил, установленных в Спарте, в процессе подготовки воинов. Древние греки внесли свой вклад и в понимание здорового образа жизни и его значение для здоровья. Так, Гиппократ написал трактат «О воздухах, водах и местностях», в котором описывает влияние природных условий, обычаев и традиций на здоровье и болезни.

Законами Древнего Рима (Законами 12 таблиц) предусматривались меры санитарного характера: запрещение пользования водой из загрязненного источника, контроль за пищевыми продуктами на рынках, соблюдение правил захоронения, выполнение требований по устройству общественных бань и т. д. (за всем этим следили специальные чиновники-эдилы). Города обязывали нанимать и содержать так называемых «народных врачей», в обязанности которых входила охрана здоровья населения. Четко организованная медицинская служба была и в римской армии, причем врачи когорт, легионов, военных госпиталей не только занимались лечением раненых и больных, но и следили за санитарным состоянием армии, г. е. выполняли обязанности по охране здоровья воинов. Римские водопроводы и бани до сих пор свидетельствуют о высокой гигиенической культуре античности. Античные храмы также служили местом лечения. В Древней Греции лечебницы при храмах назывались асклейпеонами в честь бога врачевания Асклепия. Имена детей Асклепия — Гигея, Панацея — стали нарицательными (гигиена означает здоровый, панацея — несуществующее лекарство от всех болезней). Положение врача в Древнем мире было почетно. «Стоит многих воителей смелых один врачеватель искусный», — говорит великий Гомер в «Илиаде». Юлий Цезарь предоставлял римское гражданство всем, кто изучат медицину. Сложную проблему для древних государств представляли собой эпидемии и войны. Борьба с инфекционными заболеваниями способствовала развитию представлений о связи между условиями жизни и здоровьем. В Византии в городах также нанимали и содержали «народных врачей» до VIII-IX вв., а затем там стали открывать больницы для бедных.

В Средние века в связи с широким распространением заразных болезней были разработаны и законодательно оформлены противоэпидемические мероприятия: изоляция больных, карантин, сжигание вещей и жилищ заболевших, запрещение хоронить умерших в черте городов, надзор за водоисточниками, устройство лепрозориев и т. д. Но законодательные акты того времени носили местный характер, т. е. медицинское дело до XVI в. управлялось и регламентировалось не центральной государственной властью, а лишь местными светскими и религиозными властями. Во многом это было связано с историческими условиями того времени, в частности с феодальной раздробленностью враждующих между собой княжеств. Это приводило к тому, что в период эпидемий применяемые меры были малоэффективными из-за их разобщенности. Заметную роль в развитии общественной медицины сыграли взгляды ранних социалистов-утопистов (Томаса Мора, Томмазо Кампанеллы и др.), которые в своих трудах, излагая представления об идеальном обществе, большое внимание уделили режиму груда, гигиене, здоровому образу жизни, питанию и т. д.

Дальнейшее развитие социально-гигиенических взглядов связано с возникновением профессиональных заболеваний в период появления мануфактур. Именно тогда врачи обратили внимание на связь между характером труда и особенностями профессиональных заболеваний (в первую очередь у горняков и металлургов).

Основоположником учения о профессиональных болезнях был итальянский профессор клинической медицины Бернардино Рамаццини, создавший в 1700 г. труд «О болезнях ремесленников», в котором он описывал условия работы и соответствующие заболевания рабочих различных профессий.

Впервые вопрос об общественном здоровье был освещен в законе — Декларация прав человека и гражданина, принятом Учредительным собранием Франции во время Великой французской революции. Здоровье населения рассматривалось как . Этот подход к здравоохранению продиктовал и те реформы, которые были подготовлены комиссией под руководством знаменитого деятеля Французской революции, врача по образованию. Кабаниса (Марат и Робеспьер тоже были врачами). Эта комиссия подготовила также реформы медицинского образования, сделав его доступным для простых людей. Согласно этой реформе медицинские школы в Париже, Монпелье и других городах были преобразованы в школы здоровья, в которых были открыты кафедры гигиены (одна из них даже называлась кафедрой социальной гигиены).

Постепенно создавались условия для организации национальных систем и служб здравоохранения. Первая реформа, касающаяся медицинских учреждений всего государства, была проведена во Франции в 1822 г., когда при Министерстве внутренних дел был учрежден Высший медицинский совет, а в провинциях — соответствующие комитеты и комиссии. Эта структура медицинского управления стала прообразом аналогичных служб в других странах Европы: в Англии под влиянием общественного движения для сохранения рабочей силы в 1848 г. было учреждено Главное ведомство общественного здоровья и принят «Закон об общественном здоровье», организованы санитарные советы и т. д. Толчком к возникновению общественного движения послужила деятельность санитарных инспекторов: Эшли, Чедвика, Саймона (на их труды ссылались в своих работах К. Маркс и Ф. Энгельс), которые показали тяжелые условия труда рабочих.

В 1784 г. в Германии впервые В. Т. Pay ввел термин «медицинская полиция», включив в это понятие наблюдение за здоровьем населения, надзор за госпиталями и аптеками, предупреждение эпидемий, просвещение населения и т. д. Идея «медицинской полиции» в дальнейшем была развита прогрессивным венгерским врачом 3. П. Хусти. Наряду с «медицинской полицией» важную роль в развитии социальной гигиены сыграли меди- ко-топографические описания, получившие широкое распространение в конце XVIII — начале XIX в., которые были широко распространены во многих странах.

Особенное влияние на развитие социальной медицины в XIX в. оказали взгляды Ж. Гирсна, одного из социалистов-утопистов, который сформулировал понятие социальной медицины как объединение медицины и общественной деятельности.

В 60-х гг. XIX в. были созданы международные договоренности о мерах борьбы с инфекционными заболеваниями. В 1861 г. в Александрии был учрежден первый Международный карантинный совет, что явилось одним из первых мероприятий по охране общественного здоровья, носящего международный характер.

В Германии в 80-90-х гг. XIX в. были приняты законы по социальному страхованию, в которых предусматривалось финансирование из трех источников: прибыль предприятий, взносы трудящихся, средства госбюджета.

В Америке развитие социально-гигиенических идей шло с запозданием, что связано с притоком эмигрантов. Развитию социально-гигиенических идей в Америке способствовало учреждение в 1839 г. Американской статистической ассоциации. В 1851 г. врач из Нового Орлеана Дж. К. Саймоне на основании статистических данных впервые сделал попытку выяснить стоимость болезни и смерти в своем городе и снизить эту стоимость путем оздоровления условий жизни бедняков.

К концу XIX в. общественная гигиена (социальная медицина) сформировалась как наука, изучающая влияние социально-экономических факторов на здоровье различных групп населения. Во многих странах, в том числе и в России, стали создаваться научные общества по проблемам общественного здравоохранения, так как появились специалисты в области социальной медицины, занимающиеся и практикой, и научными исследованиями. Так, в 1905 г. в Германии было учреждено Общество социальной гигиены и медицинской статистики, которое занималось вопросами охраны здоровья детей, борьбы с туберкулезом и алкоголизмом и т. п.

В начале XX в. социальная гигиена окончательно оформилась как предмет преподавания в высших медицинских учебных заведениях. Первые курсы по социальной гигиене были организованы в Венском (1909) и Мюнхенском (1912) университетах. В течение первой четверти XX в. в нескольких городах Германии были открыты академии социальной гигиены. Одним из основоположников социальной гигиены был Альфред Гротьян, «врач-социалист», как он себя называл. Именно он в 1902 г. начал читать курс лекций но теме «Социальная медицина» в Берлинском университете. В своей книге «Социальная патология» он писал: «...задачей социальной гигиены является изучение всех сторон общественной жизни и социальной среды с точки зрения их влияния на человеческий организм и на основе этого изучения — поиск мероприятий, которые... не должны иметь всегда только чисто медицинский характер, но могут захватывать часто и область социальной политики или даже общей политики». Работы А. Гротьяна и его сподвижников получили широкое распространение в других странах. С 1919 г. во Франции в высших школах открылись курсы социальной гигиены, организовался первый во Франции Институт гигиены и социальной медицины. В Бельгии в 1930-е гг. социальная медицина входила в курс обучения менеджеров здравоохранения, а социальная гигиена — студентов высших медицинских школ. В Италии по социальной медицине были изданы руководства. Идеи социальной медицины получили широкое распространение и в Великобритании, когда в годы Второй мировой войны были организованы первые кафедры социальной медицины (в Оксфорде, Эдинбурге, Манчестере и других городах), а также Институт социальной медицины. В США первые научные работы о связи болезней с социально-экономическими условиями жизни людей появились в 1911 г. Выдающийся американский гигиенист Г. Сигерист в своих научных трудах утверждал, что медицина должна изменяться в сторону слияния лечебной и профилактической помощи, что врач нового поколения должен стать врачом социальным.

В последнее время в западных странах наблюдается тенденция к разделению социальной медицины как науки и предмета преподавания на две дисциплины: социальная медицина (готовит специалистов в области общественного здравоохранения, разрабатывающих меры по охране и восстановлению здоровья населения) и менеджмент в здравоохранении (готовит специалистов в области управления органами и учреждениями здравоохранения).

История отечественной медицины повторяет основные этапы развития социальной медицины в мире.

На протяжении многих веков главная роль в социальной помощи отводилась церкви. Так, киевский князь Владимир в 999 г. приказал духовенству заниматься общественным призрением. Монастыри содержали больницы, богадельни, детские приюты. Оказываемая монастырями помощь была бесплатной. Так продолжалось почти пять столетий (писцовые книги свидетельствуют о существовании богаделен почти во всех монастырях и при многих церквях).

Мысль о развитии государственной помощи обездоленным была впервые высказана Иваном Грозным на Стоглавом соборе (1551), когда он утверждал, что в каждом городе должны быть не только больницы, но и богадельни и приюты.

В 1620 г. учреждается Аптекарский приказ — высший административный орган, в ведении которого находилось медицинское и аптечное дело. Фактически произошло отделение медицины от религии, хотя еще долго медицина несла на себе печать религиозности: первые русские врачи, выпускники Московского университета, имели медицинское и духовное образование.

Большой вклад по формированию мер общественного призрения в определенную систему сделал Петр I. Указы Петра I охватывали почти все проблемы общественного призрения. Виды оказываемой помощи различались в зависимости от нужд. В 1712 г. Петр 1 требует повсеместного устройства госпиталей для «увечных и самых престарелых, не имеющих возможностей снискать пропитания трудами», вменяет в обязанность городским магистратам заботиться о предупреждении нищеты. При Петре I была создана целая сеть социальных заведений: смирительных домов, прядильных домов и т. д.

Начинания Петра I были продолжены Екатериной Второй. Так, в 1775 г. была основана государственная система общественного призрения. Законодательным актом, получившим название «Учреждения для управления губерний Всероссийской империи», на каждой самоуправляемой территории создавались особые административные органы — приказы общественного призрения, которым вверялись народное образование, здравоохранение, общественная благотворительность. Приказам надлежало «попечение и надзирание об учреждениях и прочном основании народных школ... сиротских домов... гоcпиталей или больниц... богаделен для мужского и женского пола убогих, увечных...».

Большой вклад в развитие социально-гигиенических взглядов внес М. В.Ломоносов в известном письме «О сохранении и размножении российского народа» (1761), в котором сделана попытка подхода к проблемам общественного здоровья и народонаселения с социально-гигиенических позиций. В этом же письме Ломоносов предложил меры по снижению заболеваемости и смертности населения, повышению рождаемости, улучшению медицинской помощи и санитарному просвещению.

Большой вклад в становление и развитие социальной медицины внес и первый профессор медицинского факультета Московского университета С. Г. Зыбелин. Он впервые в России поднял вопрос о влиянии социальных факторов на заболеваемость, рождаемость и смертность населения.

В диссертации воспитанника Московской госпитальной школы И.Л.Данилевского «О наилучшем медицинском управлении» высказывалась мысль, актуальная и сейчас: необходимость использования школ в качестве важнейшего этапа санитарного просвещения. В своей работе автор предложил преподавать в школе основы сохранения здоровья. В этой же работе И.Л.Данилевский доказывал, что искоренение причин болезней зависит не от врачей, а от государственной власти.

Идеи И.Л.Данилевского об ответственности государства за охрану здоровья населения соответствовали идее «медицинской полиции», предложенной И. П. Франком в работе «Система полной медицинской помощи».

Профессор медицинского факультета Московского университета Е. О. Мухин предлагал, чтобы «медицинская полиция» разрабатывала административные меры против вредных для здоровья влияний.

И. Ю. Велцин в книге «Начертание врачебного благоустройства, или О средствах, зависящих от правительства к сохранению народного здоровья» (1795) говорил о том, что через «медицинскую полицию» государство должно заботиться о здоровье населения с целью укрепления могущества государства. Этому были посвящены диссертация Н. Н. Рождественского «Рассуждения о мерах правительства к сохранению жизни и здравия народа» (1830), труд К. Гелинга «Опыт гражданской медицинской помощи, примененной к законам Российской империи» (1842) и др.

Выдающиеся русские врачи М. Я. Мудров, Е. Т. Белопольский внесли большой вклад в формирование военной гигиены как раздела медицинской помощи.

С конца XVIII в. в России началось преподавание основ медицинской помощи совместно с судебной медициной. В 1775 г. профессор медицины Ф. Ф. Керестурн выступил с актовой речью «О медицинской полиции и ее использовании в России». В начале XIX в. курс «медицинской полиции» был введен в Петербургской медико-хирургической академии. В 1845 г. было предложено выделить в особую кафедру общую государственную медицину, которая состояла бы из двух курсов: всенародная гигиена и всенародная медицина (1-й курс), врачебное законоположение и судебная медицина (2-й курс).

В России наряду с «медицинской полицией» в развитии социально-гигиенических взглядов сыграли роль медико-тоиографические описания, которые в XIX-XX вв. составлялись по результатам многочисленных экспедиций Академии наук. Сената, Вольного экономического общества. Как правило, эти описания проводились по специально разработанным анкетам, в которых были представлены сведения о санитарном состоянии населения, заболеваемости, о причинах болезней и их лечении и т. д.

С 1797 г. составление этих описаний вошло в обязанность уездных лекарей и инспекторов врачебных управ. Следовательно, с начала XIX в. в России проводилось исследование санитарного состояния населения.

В 1820 г. была издана монография Г. Л. Аттенгофера «Медико-топографическое описание Санкт-Петербурга, главного и столичного города Российской империи». В этой монографии приведены таблицы смертности с показателями на 1000 чел. В 1832 г. был издан труд экономиста-статистика В. П. Андросова «Статистическая записка о Москве», в которой представлен социально-гигиенический анализ показателей здоровья населения.

Следовательно, можно сделать вывод, что во второй четверти XIX в. санитарная статистика, перейдя от описаний к анализу, явилась основой социально-гигиенических исследований, т. е. к этому времени в России были заложены основы социальной медицины: во многих трудах ученых подчеркивалась зависимость общественного здоровья от социально-экономических факторов.

Дальнейшему формированию социальной медицины (гигиены) способствовала земская реформа 1864 г. Согласно основным положениям этой реформы на земство было возложено попечение о «народном здравии». Появилась первая в мире система медицинского обслуживания населения, действующая по участковому принципу. Центрами оказания бесплатной медицинской помощи на селе стали сельский врачебный участок, земская больница, амбулатория, фельдшерские и акушерские пункты, санитарные врачи, уездный и губернский санитарный совет и т. д. Деятельность земских врачей носила явно социально-гигиеническое направление. Об этом говорится в работе выдающегося деятеля земской медицины И. И. Моллесона «Земская медицина»: «...причиной всех недугов являются неурожаи, жилища, воздух и т. д.».

Деятельность земских врачей активно поддерживалась научными медицинскими обществами — Казанским, Московским и др. Один из деятелей Казанского общества врачей А. В. Петров был автором термина «общественная медицина». В 70-е гг. XX в. А. В. Петров определил задачи общественной медицины: «...врачи призываются на службу целому обществу, требуется излечить общественные болезни, поднять уровень общественного здоровья, повысить общественное благосостояние». На 4-м Съезде естествоиспытателей и врачей в 1873 г. открылось новое отделение секции научной медицины — статистико-гигиеническое. В это время углубленно изучается заболеваемость населения, здоровье рабочих промышленных предприятий (исследования Эрисмана, Доброславина и др.). Результаты этих исследований заложили основу общественной гигиены (социальной медицины) как науки. Отечественные гигиенисты практиковали социальный подход к здоровью населения, связывая задачи гигиены с общественным здоровьем и здравоохранением, т. е. в отличие от сани- тарно-технической направленности Запада они придавали гигиене общественную направленность. Так, Ф. Ф. Эрисман утверждал: «Лишите гигиену общественной направленности и вы... превратите ее в труп».

Профессор Московского университета Ф. Ф. Эрисман в 1884 г. возглавил созданную им на медицинском факультете кафедру гигиены. Именно Эрисман обосновал социально-гигисни- ческую направленность работ санитарного врача: санитарный врач должен способствовать устранению неблагоприятных жизненных условий. Ф. Ф. Эрисман доказал необходимость создания в интересах охраны здоровья рабочих промышленно-сани- тарного законодательства.

К концу XIX в. наряду со здоровьем промышленных и сельскохозяйственных рабочих внимание отечественных медиков привлекла смертность, в особенности детская. Эта проблема исследовалась многими земскими и санитарными врачами. Была разработана «подворная карта» для посемейных социально-гигиенических исследований. Эти исследования позволили установить зависимость здоровья от экономических условий.

Активное развитие социальной гигиены в России во второй половине XIX в. стало возможным благодаря разработкам методик сбора материала и анализу этого материала («Схемы построения земской санитарной статистики» П. И. Куркина или «Подворные карты» А. И. Шингарева).

Формирующаяся в России социальная гигиена как наука стала предметом преподавания. В Киевском университете еще в 1865 г. читался курс социальной гигиены. В 1906 г. в Киеве был введен самостоятельный курс «Основы социальной гигиены и общественной медицины». С 1908 г. курс «Социальная гигиена и общественная медицина» читался в Петербурге.

Таким образом, в начале XX в. в России сформировались основы социальной гигиены как науки и были заложены ее основы как предмета преподавания.

С 1920 г. центром социальной гигиены в России стал Институт социальной гигиены. Первый нарком здравоохранения Н.А.Семашко был социал-гигиенистом, его заместитель 3. П. Соловьев — известным деятелем общественной медицины.

В 1922 г. при участии Н. А. Семашко была организована кафедра социальной гигиены с клиникой профессиональных болезней в Первом Московском университете. Через год подобные кафедры были организованы и в других университетах. С 1922 г. стали издаваться первые учебники и учебные пособия по социальной гигиене (медицине), переводиться на русский язык научные труды зарубежных социал-гигиенистов. С 1922 по 1930 г. издавался журнал «Социальная гигиена».

Репрессии и ссылки 1930-х гг. нанесли развитию социальной гигиены серьезный урон, так как социальная гигиена была лишена в то время самого необходимого — информации, поскольку статистические исследования были закрыты. Несмотря на это усилиями отечественных ученых-гигиенистов социальная гигиена как наука продвигалась вперед, о чем свидетельствуют социально-гигиенические, медико-демографические и эпидемиологические исследования. Накануне Великой Отечественной войны кафедры социальной гигиены были переименованы в кафедры организации здравоохранения, что ограничило круг проблем предмета. В 1946 г. был создан Институт социальной гигиены и организации здравоохранения имени Н. А. Семашко, а в 1966 г. он был преобразован во Всесоюзный научно-исследовательский институт социальной гигиены и организации здравоохранения (сейчас НИИ социальной гигиены, экономики и управления здравоохранения имени Н. А. Семашко РАМН). В этом институте проводятся комплексные исследования по изучению обшей заболеваемости (по данным обращаемости), заболеваемости с временной утратой трудоспособности, госпитализации и посещаемости поликлиник населением. Эти исследования позволяют разработать нормативы лечебно-профилактической помощи населению в целом или отдельным группам.

В годы перестройки, политических и социально-экономических реформ направление социальной гигиены несколько изменилось. На первый план выходят вопросы управления в новых условиях хозяйствования, экономические и финансовые проблемы, медицинское страхование, правовое регулирование деятельности медицинских работников, защита прав пациентов и т. д. (Приложение 1).

Встал вопрос о соответствии названия кафедр новым социально-экономическим условиям. Решением Всесоюзного совещания заведующих кафедрами (Рязань, март 1991 г.) рекомендовалось переименовать кафедры социальной гигиены в кафедры социальной медицины и организации здравоохранения, т. е. отразилось более широкое понимание предмета, включающее в себя широкий круг проблем по охране здоровья населения и управлению децентрализованной системой здравоохранения в условиях перехода к рыночной экономике.

В настоящее время одной из главных задач является подготовка социал-гигиенистов и организаторов здравоохранения (менеджеров здравоохранения). Создана не только система подготовки менеджеров здравоохранения, но и менеджеров сестринского дела (сестер с высшим медицинским образованием).

Следовательно, социальная медицина и организация здравоохранения на рубеже XX-XXI вв. вновь находится в состоянии развития, когда совершенствуется содержание предмета, что, возможно, повлечет уточнение или изменение его названия.

Понятие социальной медицины

Основные понятия и задачи социальной медицины

Понятие социальной медицины

В системе социальной работы в настоящее время все большее значение приобретает социальная медицина, которая тесно связана с медицинским направлением социальной работы.

Социальная медицина – наука о закономерностях развития здоровья общества и здравоохранения. Социальная медицина изучает воздействие социальных условий на здоровье населения, а также влияние на здоровье людей социологических и экономических факторов. Социальная медицина, в отличие от медицины как науки, изучает здоровье не отдельных людей, а здоровье определенных социальных групп населения, здоровье общества в целом в связи с условиями жизни.

До недавнего времени синонимом понятия «социальная медицина» являлось понятие «социальная гигиена». Существовало еще несколько названий: «социальная гигиена и организация здравоохранения», «медицинская социология», «профилактическая медицина», «общественное здравоохранение».

Цель медико-социальной работы: сохранение и защита общественного здоровья, социальная защита больных людей и членов их семей.

Задачи медико-социальной работы:

1. Изучение критериев здоровья различных групп населения.

2. Изучение факторов, определяющих здоровье населения.

3. Определение социальных мер для укрепления общественного здоровья.

4. Разработка и реализация медико-социальных программ, направленных на укрепление общественного здоровья.

5. Разработка и реализация индивидуальных программ реабилитации больных и инвалидов.

Предметом социальной медицины является общественное здоровье.

Субъектами социальной медицины являются конкретные живые люди со всеми социальными атрибутами: положением в обществе, профессиональной занятостью, семейным положением, ценностной ориентацией. Поэтому социальный работник, занимаясь здоровьем человека, активно «вмешивается» в его дела, становится партнером своего клиента. Он отвечает не только за здоровье, но и за социальное благополучие своих подопечных.

Объектом изучения в социальной медицине являются факторы, определяющие здоровье общества в целом и конкретного человека, а также социально дезадаптированные люди, страдающие каким-либо хроническим заболеванием, имеющие физические недостатки или социально значимые болезни.

Клиентами социального работника чаще всего являются инвалиды, длительно и часто болеющие люди, престарелые люди, которые, кроме социальных, нуждаются и в медицинских услугах. Социальные услуги отличаются от той помощи, которую оказывают медицинские работники практического здравоохранения. Клиентам социальных работников необходима социально-медицинская помощь.

Социальная медицина находится на стыке различных наук – медицины, социологии, гигиены, естествознания, экологии, психологии и др. Социальная медицина связана с социальными процессами в обществе, медициной и здравоохранением; она занимает промежуточное положение между социологией и медициной. Поэтому главными направлениями в социальной медицине являются: 1) изучение социальных отношений в обществе, которые связаны с жизнедеятельностью человека, его образом жизни; 2) изучение социальных факторов, влияющих на здоровье населения.

Социальная медицина и клиническая медицина: взаимосвязь и взаимоотношения.

Социальная и клиническая медицина имеют дело со здоровьем людей и их болезнями, решают одни и те же задачи. В этом их общее. Но подходы к этим задачам и способы их решения разные. Клиническая медицина руководствуется проявлениями болезни (симптомами, синдромами болезни). Там, где заканчиваются возможности клинициста, там начинается работа социального медика. Социальный врач не занимается лечением больных , поэтому он имеет дело не с пациентами , а с клиентами . (Пациент – человек, страдающий от боли, больной. Клиент – человек, у которого есть проблемы, связанные с его здоровьем (перенесенным заболеванием, инвалидизацией), а также человек, который по состоянию здоровья (не болезни) находится в обременительной для него ситуации). Проблема, ситуация и здоровье – основные составляющие области интересов социальной медицины.

Основные методы, применяемые в социальной медицине:

Социологический (анкетирование и интервьюирование);

Экспертный (для исследования качества медицинской помощи);

Метод математической статистики (в том числе и моделирование);

Метод организационного эксперимента (создание учреждений с новыми формами медицинской помощи на определенных территориях);

Социальный врач может иметь базисным образованием и медицинское, и социальное. До недавнего времени синонимом понятия «социальная медицина» являлось понятие «социальная гигиена». Существовало еще несколько названий: «социальная гигиена и организация здравоохранения», «медицинская социология», «профилактическая медицина», «общественное здравоохранение» и т.д.

Клиентами специалиста по социальной работе чаще всего являются инвалиды и престарелые, которые кроме социальных услуг нуждаются и в медицинских, но эти услуги особые и отличаются от той помощи, которую оказывают медицинские работники практического здравоохранения. Как правило, именно клиентам специалистов по социальной работе необходима социально-медицинская помощь.

Социальная медицина находится на стыке связана самых различных наук – медицины, социологии, естествознания, экологии, гигиены, психологии, статистики, экономики и др. Социальная медицина связана с социальными процессами в обществе, медициной и здравоохранением, занимает промежуточное положение между социологией и медициной. Поэтому социальная медицина изучает социальные проблемы в медицине и медицинские проблемы в других науках. На научных достижениях социальной медицины базируются социальные меры здравоохранения, так как, изучая влияние социальных условий на здоровье населения, социальная медицина обосновывает рекомендации по устранению и предупреждению вредного влияния условий и факторов на здоровье людей.

Социальная медицина: основные понятия и категории. Взаимосвязь и взаимовлияние социальной и клинической медицины. Междисциплинарный характер социальной медицины.

Организация социально-медицинской помощи населению: системы здравоохранения в России. Всемирная организация здравоохранения и другие международные организации. Культура и здоровье; основные направления, формы и средства гигиенического воспитания.

Санитарно-эпидемиологическое благополучие населения: влияние факторов окружающей среды на здоровье человека, на здоровье работающих. Показатели здоровья, индивидуальное и общественное здоровье.

Образ жизни и здоровье, здоровый образ жизни, факторы риска заболеваний.

Классификация болезней, структура заболеваний. Технология социальной экспертизы и моделирования. Социально-медицинская просветительская деятельность. Общие принципы и социальные факторы реабилитации, профилактики, диагностики и лечения болезней. Социально-медицинские проблемы организации социальной работы. Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан. Роль Всемирной организации здравоохранения в охране здоровья населения.

Ответ:



Отправным пунктом для медико-социальной интерпретации здоровья является определение ВОЗ.

Здоровье – это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов.

Целью МСР является достижение максимально возможного уровня здоровья, функционирования и адаптации лиц с физическими или психическими отклонениями, а также социально-неблагополучных лиц.

Объектом МСР являются различные контингенты лиц, имеющие выраженные медицинские и социальные проблемы (инвалиды, лица пожилого возраста, дети-сироты, юные матери, больные СПИДом и т.д.).

Здоровье: его социальная и индивидуальная ценность.

Существует множество определений здоровья. В целом под здоровьем понимают такую форму жизнедеятельности человека, которая обеспечивает ему наиболее совершенную деятельность и адекватное состояние.

Здоровье – это существование человека допускающее наиболее полное его участие в различных видах общественной и трудовой деятельности.

По определению ВОЗ здоровье – состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов.

Основа здоровья многообразна, критерии здоровья индивидуальны, уровень зд-я обусловлен как субъективными, так и объективными моментами. Различают зд-е индивидуума и здоровье населения.

Зд-е инд-ма связано с большим количеством показателей жизнедеятельности с приспособительными возможностями человека; постоянство внутренней среды организма, обусловленное генетическими и приобретенными в течении жизни самосознанием человека, уровнем его развития, поведенческим настроением, образом жизни и его факторами.

Социально-обусловленные стрессовые реакции связанные с ростом безработицы, неустроенностью в жизни, приводят к росту пограничных состояний и заболеваний. Большую роль в сохранении высокого уровня индивидуального общественного здоровья играют: уровень развития общества, личности, образа жизни. Здоровье народа зависит от соц. среды и условий жизни, величины реальной зарплаты, продолжительности рабочего дня, условий труда, структуры питания, жилищных условий, развития здравоохранения, санитарных условий и др.

Исходя из сущности определения индивидуального здоровья, здоровье можно представить следующим образом: здоровье – динамическое состояние человека, которое определяется резервами механизмов самоорганизации его системы; устойчивостью к воздействию болезнетворных факторов и способностью компенсировать патологический процесс, характеризующийся энергетическим, пластическим и информационным обеспечением процессов самоорганизации, а также является основой проявления биологических и социальных функций.

Можно выделить несколько принципиальных подходов, используемых различными авторами для определения сущности здоровья:

1) здоровье как отсутствие болезней. В данном случае болезни рассматриваются как взаимоисключающие понятия, на практике такой подход используют медики;

2) здоровье как норма, когда к понятию сущности здоровья обращаются исходя из характеристики нормы. Здоровье как отсутствие естественных отклонений от нормы, основных жизненно важных показателей, однако само понятие «норма» остается предметом дискуссий;

3) здоровье как успешное приспособление. В основе определения лежат представления об адаптации. Переход от здоровья к болезни рассматривается в данном случае как процесс снижения адаптации организма к окружающим условиям, результат недостаточности адаптации организмов их истощения и срывов;

4) двухмерная модель здоровья – уровняла в правах соматическое (телесное) и психическое здоровье. Здоровье как удовлетворенность к достижению определенного возраста индивида качеством жизни, своим здоровьем, положением.

5) трехмерная модель здоровья оценивает зд-е на ряду с количественными проявлениями зд-я (продолжительность жизни, энергетический потенциал, адаптивные возможности) и качественные проявления зд-я (психологическая стрессоустойчивость, тревожность, удовлетворенность жизнью); присутствует поведенческая адаптация – как цель степени свободы поведения или свободы жизни.

Академик Лисицин Ю.П. дает следующее определение ОЖ – это определенный исторически обусловленный тип, вид жизнедеятельности или определенный способ деятельности в материальной, или нематериальной (духовной) сферах жизни людей, но не вообще деятельности, а совокупности ее черт.

Выделяют основные формы деятельности: трудовую, общественно-политическую, познавательную, воспитательную и др.

ОЖ как сложную динамически функциональную систему следует рассматривать с позиции системного подхода, т.е. изучать взаимодействие, взаимосвязи между различными явлениями без чего не возможно понять любой аспект ОЖ.

Нередко происходит смешение понятий ОЖ и условий жизни, к их числу относятся материальная, социально-политическая, духовно-нравственная культура и др. условия определяющие ОЖ.

Условия жизни – это материальные и нематериальные факторы, воздействующие на образ жизни. ОЖ – деятельность, активность людей, которая определенным образом реагирует на условия жизни, исполняет их.

ОЖ обобщает и включает в себя 4 категории:

1) экономическую (уровень жизни);

2) социологическую (качество жизни);

3) социально-психологическую (стиль жизни);

4) социально- экономическую (уклад жизни).

Уровень жизни характеризует размер и структуру материальных и духовных потребностей, т.е. количественную, поддающуюся измерениям сторону деятельности жизни (доходы, жилье, показатели здоровья).

Под укладом жизни понимается порядок общественной жизни, быта, культуры в рамках которого происходит повседневная жизнедеятельность людей. Стиль жизни относят к индивидуальным особенностям.

ЗОЖ – это концентрированное выражение, взаимосвязь объединяющая все, что способствует выполнению человеком профессиональных, общественных и бытовых функций в оптимальных для здоровья и развития условиях.

ЗОЖ – выражает определенную ориентировочную деятельность личности в направлении укрепления и развития индивидуального и общественного здоровья. Здоровье по сути должно быть потребностью человека, но удовлетворение этой потребности носит противоречивый характер. Исходя из изложенного, можно сделать вывод о важнейшей роли воспитания у каждого члена общества отношения к здоровью как к одной из главных ценностей общества, а также необходимости разработки и установок ЗОЖ, а также привитие его людям.

Болезнь – нарушение нормальной жизнедеятельности органов, обусловленное функциональными или морфологическими изменениями. Возникновение болезни связано с воздействием на организм вредных факторов внешней среды, с генетическими дефектами и т.д.

Болезнь – особая форма жизни, которая представляет структурные, функциональные или морфологические отклонения от нормы в организме, несоответствие его индивидуальным нормам и потребностям общества.

В международной классификации болезней, заболевания классифицируются по группам, соответствующих систем органов; по половому и возрастному признаку; по этиологии (травмы, отравления, опухоль); по путям передачи отдельных групп; особо опаснее инфекции.

Если заболевание – это болезнь отдельного человека, то заболеваемость является одним из важнейших показателей оценки здоровья населения.

Заболеваемость – показатели распространенности выявленных и зарегистрированных болезней в течении определенного календарного срока. Заболеваемость может характеризовать все население, отдельные возрастные группы, профессиональную и иную соц. группу. По мере изменения соц-х условий, суммируются и болезни человека. По словам Давыдова, условия и ОЖ человека явились фундаментальными предпосылками для развития болезней.

Уровень общей заболеваемости определяется влиянием различных факторов: возрастно-половой состав, место жительства (город, село), семейно-бытовые и экологические факторы, образ жизни, качество и доступность мед. помощи.

Атеросклероз, гипертония, инфаркт, ишемическая болезнь сердца, болезни связанные с поражением сердечно-сосудистой системы человека. Они представляют серьезную опасность для современного человека. В современном обществе так называемая проблема 3х «А» (алкоголизм, аборт, атеросклероз), приобретенная самим человеком в условиях цивилизации. Причины: нездоровый образ жизни, нарушенный режим питания, игнорирование физических нагрузок, злоупотребление алкоголем и курением, беспорядочные половые связи.

В настоящее время более 53% всех смертельных случаев приходится на поражение сердца и сосудов.

Система здравоохранения РФ. Эффективность здравоохранения.

Система организации здравоохранения:

· Гос. документы, определяющие основы организации здравоохранения:

Конституция РФ:

1. плановое развитие сети учреждений здравоохранения;

2. проведение широких оздоровительных и профилактических мероприятий;

3. создание на производстве и в быту надлежащих санитарно-гигиенических условий.

Основы законодательства РФ о здравоохранении.

Эффективность здравоохранения рассматривается в 3х аспектах: медицинском, социальном и экономическом.

Под медицинской эффективностью понимается достижение поставленных задач в области профилактики, диагностики и лечения заболеваний. Мед. эффективность может измеряться сопоставлением результата с приложенными усилиями и затратами. Мед. эффективность на примере оказания мед. помощи госпитализированным больным определяется качеством лечения, выражающаяся в улучшении состояния здоровья больного за период его пребывания на лечении.

Социальная эффективность измеряется такими показателями как увеличение продолжительности жизни, улучшение состояния здоровья, снижение заболеваемости и преждевременной смертности, сохранение трудоспособности.

Под экономической эффективностью понимается положительный вклад, который вносит здравоохранение путем улучшения здоровья населения в рост производительности труда, расширения производства, увеличения национального дохода. Определить экономическую эффективность здоровья значит найти качественные показатели между эффективным развитием страны и здоровьем людей.

В документах ВОЗ неоднократно указывается, что здоровье людей – качество социальное. Для оценки общественного здоровья ВОЗ рекомендует показатели: отчисление ВНП на здоровье, доступность первичной мед. помощи, охват населения мед. помощью; уровень иммунизации населения; степень обследования беременных квалифицированным персоналом; состояние питания детей, уровень детской смертности, гигиеническая грамотность населения.

По определению ВОЗ здоровье является состоянием полного физического, духовного и соц. благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов (двухмерная модель здоровья подходит).

Социально-медицинская работа как вид мультидисциплинарной профессиональной деятельности: основные понятия, объекты и предмет. Цель социально-медицинской работы, базовая модель. Концепция социально-медицинской работы в Российской Федерации. Базовая модель социально-медицинской работы. Нормативно-правовая база социально-медицинской работы.

Содержание и методика технологий социально-медицинской работы в центрах социального обслуживания, организациях и учреждениях образования, здравоохранения, армии, правоохранительных органов, с различными группами населения (с ВИЧ-инфицированными и больными СПИДом, пожилыми, инвалидами, женщинами, детьми и др.) Сравнительный анализ социально-медицинской работы в России и за рубежом.

Ответ:

Социальная медицина занимает одно из главных мест в подготовке СР-ка в современном обществе. Она является самостоятельной дисциплиной как в структуре мед. знания, так и системе соц. практики.

СМ – наука о закономерностях развития общественного здоровья и здравоохранения.

Предметом СМ является общественное здоровье. Это сложное внутренне детерминированное и структурированное понятие. Оно включает в себя личные аспекты состояния общества и факторы определяющие его форму и содержание (нарушение социальной структуры: девиантное поведение, суицид, демографические сдвиги в сторону старения, увеличение смертности и т.д.). К предмету СМ относится также понятие здоровья общества.

Общественное здоровье и здоровье общества – не тождественные понятия.

Здоровье общества – это прежде всего моральные и деонтологические оценки, с точки зрения социального врача, состояния общества в целом.

Медико-социальная работа – новый вид профессиональной деятельности медицинского, психологического и социально-правового характера, созданный на основе многих дисциплин, направленный на восстановление, сохранение и укрепление здоровья. Такая деятельность принципиально меняет комплексную помощь в сфере охраны здоровья, предусматривает осуществление систем социально-медицинских воздействий на разных этапах развития болезненных процессов и социальной дезадаптации, ведущих к тяжелым осложнениям, инвалидизации и летальному исходу.

МСР имеет не только выраженную реабилитационную, но и профилактическую направленность.

МСР как профессиональный вид деятельности формируется на стыке здравоохранения и СЗН, имеет много общего с деятельностью мед. работников. При этом МСР не претендует на выполнение лечебно-диагностических функций, но предусматривает тесное взаимодействие с мед. персоналом, также имеет четкое разграничение сфер ответственности.

СР-ки в различной степени участвуют в оказании медико-социальной помощи. МСП является частью МСР.

МСП населению включает – профилактическую, лечебно-диагностическую, реабилитационную, протезно-ортопедическую и зубопротезную помощь, а также меры социального характера по уходу за больными, нетрудоспособными, включая выплату пособий по временной нетрудоспособности.

Существенной составной частью МСП является медико-социальный патронаж – это деятельность медицинских, социальных и общественных организаций, осуществляемая с целью удовлетворения потребности населения в МСП. Цель медико-социального патронажа – СЗН при решении проблем медико-социального характера, доступность МСП для населения, осуществление непрерывного наблюдения за здоровьем соответствующего контингента лиц, помощь в осуществлении медико-социальной адаптации.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

О ЗДРАВООХРАНЕНИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Закон РФ от 28 июня 1991 г. N 1499-I "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации"

Система социальной работы в государственном здравоохранении включает профилактику, диагностику, лечение, сохранения здоровья и реабилитацию. Эта система действует на разных этапах, начиная от составления программ здравоохранения до работы в больницах общего типа или специализированных.

Существует два типа медико-социальной работы – патогенетический и профилактический.

Патогенетическая медико-социальная работа включает в себя мероприятия по организации медико-социальной помощи, проведение медико-социальной экспертизы, социальную работу в отдельных областях медицины и здравоохранения.

Профилактическая МСР подразумевает проведение мероприятий по предупреждению социально зависимых нарушений соматического, психического и репродуктивного здоровья, формированию здорового образа жизни, обеспечению социальной защиты прав граждан в вопросах охраны здоровья и др.

Медико-социальная работа, которую проводит социальный работник, - это реальное воплощение медико-социальной защиты населения. Она направлена на оказание конкретной помощи людям, в ней нуждающимся.

Для оказания полноценной медико-социальной помощи населению необходима трехуровневая система, предусматривающая работу специалистов с высшим, средним специальным образованием и, персонала, добровольно помогающего ухаживать за престарелыми, одинокими, инвалидами, тяжелыми хроническими больными. Комплексный подход к оказанию медико-социальной помощи предусматривает одновременное участие специалистов всех трех уровней.

в настоящее время разработана система государственных мер, призванных обеспечивать охрану их здоровья и социального положения.

Государственная поддержка беременных осуществляется с помощью федерального и местного семейного законодательства, государственных целевых программ, системы государственных институтов. Служба охраны материнства и детства, представлена развитой сетью детских и родовспомогательных стационарных и амбулаторно - поликлинических учреждений, санаториев, домов ребенка, научно - исследовательских центров и медицинских вузов с педиатрическими факультетами, которые сосредоточены на ключевых направлениях, обеспечивающих решение задач по рождению здоровых детей, предупреждение детской инвалидности, снижение младенческой, детской и материнской смертности, заболеваемости среди женского и детского населения, на основе стратегических направлений развития службы охраны материнства и детства.

В соответствии с "Основами законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан" разработаны документы по реализации гарантий государства по охране здоровья женщин и детей.

Осуществление медико-социальной реабилитации посредством Сети социальной поддержки людей с инвалидностью является инновационным подходом к решению комплексных проблем людей с инвалидностью, их полноценной социальной инклюзии.

Медико-социальная поддержка, оказываемая специалистами, ориентируется, прежде всего, на «социальные» показатели качества жизни клиентов, т.е. поддержка клиентов в достижении социально-значимых результатов для них, в соответствии с их потребностями.

В медико-социальной работе с пожилыми людьми используются разнообразные формы и методы. Это и социальное обслуживание на дому, и срочная социальная помощь, и адресная социальная защита и т.д. В этой системе функционируют различные учреждения, в частности центры медико-социального обслуживания, отделения дневного пребывания, стационарные учреждения и специальные жилые дома для пожилых людей.

Особенно важное значение для пожилых приобретает их медико-социальная реабилитация.

В большинстве стран Европы после второй мировой войны были созданы специальные структуры для осуществления социальной политики и программ социального обеспечения, поддержки различных социальных групп, в которых в настоящее время наряду с правоведами, психологами, медиками важное место занимают и социальные работники. Так, в Великобритании, к учреждениям, оказывающим медико-социальную помощь пожилым людям, относятся не только больницы, но и дома для престарелых, дома сестринского ухода государственного и частного секторов, дома для инвалидов, приюты общежития гостиничного типа для лиц с нарушением психики или инвалидов.

Социальные работники широко представлены в медицинских учреждениях США, по существу, во всех областях здравоохранения, включая медико-хирургическую, педиатрическую, акушерско-гинекологическую помощь, службу интенсивного лечения, реабилитации и неотложной помощи.

В странах Европы и Америки существуют дома квалифицированного сестринского ухода. Дома сестринского ухода становятся центрами универсальных услуг, включая не только удовлетворение социальных и бытовых нужд пожилых людей, но и достаточно квалифицированное медицинское обслуживание. Скандинавские страны достигли высокого уровня обеспечения нуждающихся в медико-социальном обслуживании с длительным уходом на общественные деньги. Вопросы медицинского и социального обслуживания в Швеции относятся к компетенции муниципальных и областных властей.

Традиционной для Германии областью социальных мер являются службы здоровья. В настоящее время такие службы имеют в своем распоряжении обширную систему социальной помощи и охраны здоровья, отвечающую сравнительно высокому стандарту.