Девиантное поведение подростков. Девиантное поведение - причины, формы, виды, коррекция и профилактика девиантного поведения у подростков

В 1897 году французский социолог Эмиль Дюркгейм опубликовал работу под названием «Самоубийство», основанную на статистке суицидов в нескольких европейских странах. В этом труде ученый выдвинул предположение, что самоубийство – не что иное, как продукт взаимодействия людей. Одним из факторов суицидального риска Дюркгейм называл «аномию» – состояние человека, ставшего жертвой разрушения общественных норм. Примерно тогда и началось изучение «отклоняющегося» поведения в рамках отдельного раздела социологии – девиантологии.

Что такое девиантное поведение?

Девиантное поведение рассматривается не только в социологии, но в медицине, криминологии и психологии. В социологии оно имеет также второе название – социальная девиация. Понятие неразрывно связано с определением социальной нормы, под которой обычно подразумевается степень допустимого в поступках людей, помогающая социальной системе находиться в равновесии.

Девиантным поведением чаще всего называют устойчивые формы отклонения индивида от традиционных социальных норм, что представляет реальную опасность как для самого индивида, так и для общественного благополучия. Соответственно, девиант – носитель девиации, человек, который определенным образом нарушает общепринятые устои. Подобные явления чаще всего сопровождаются социальной дезадаптацией личности.

Основные признаки:

  • поступки человека вызывают однозначно негативную оценку со стороны окружающих;
  • наносится вред самому индивиду и окружающим людям;
  • проявления имеют устойчивый характер.

Формы и примеры девиаций

Существует множество классификаций девиантного поведения. Одна из версий была предложена американским социологом Робертом Мертоном. Он выделял 4 возможных типа девиаций:

  • инновация, когда девиант согласен с целями общества, но отрицает основные пути их достижения (к примеру, воровство или создание «финансовых пирамид»);
  • ритуализм – противоположное явление, которое заключается в преувеличении способа достижения цели и отсутствием внимания к самой цели;
  • ретретизм – отказ от социально одобряемых сценариев и способов их реализации (например, аддиктивные пристрастия или бродяжничество);
  • бунт – отрицание общепринятых целей и способов и попытка подменить их другими (к этой группе можно условно отнести революционеров).

Венгерский социолог Ференц Патаки к традиционным видам девиаций относил преступную деятельность, алкоголизм, наркоманию, самоубийство. Им же был выделен также особый «преддевиантный синдром», который представляет собой комплекс определенных качеств личности, совокупность которых чаще всего приводит к устойчивым формам девиантного поведения. Среди них:

  • аффективный тип личности;
  • повышенный уровень агрессии;
  • неблагополучные отношения в семье;
  • случаи антисоциальных действий в раннем возрасте;
  • негативное отношение к учебе;
  • уровень интеллекта ниже среднего.

К вышеперечисленным формам девиаций стандартно относят и другие: клептоманию, сексуальные и пищевые нарушения, терроризм, проституцию, гомосексуализм и т.д.

Стоит отметить, что некоторые исследователи выделяли не только деструктивные виды девиантного поведения, но и социально-нейтральные и даже конструктивные формы. Например, Ю.А. Клейберг к нейтральным относил попрошайничество, к положительным – социальное творчество. Н.В. Майсак также причисляет некоторые формы творчества к конструктивным девиациям, а некоторые формы поведения – к социально одобряемым (в основном, в рамках определенной группы людей). К числу позитивных девиаций можно отнести гениальность, новаторство, аскетизм, героические поступки и т.д.

Причины и профилактика

Изначально девиаций причины пытались связать с генетической предрасположенностью, особенностями физиологии и психики индивида (например, умственная отсталость). Позднее, хотя физиологические и психологические предпосылки и не были отвергнуты полностью, ученые пришли к заключению, что девиации правильнее всего рассматривать с связи с общественными явлениями. В частности, основатель девиантологии Дюркгейм считал, что главной причиной отклонений являются социальные кризисы и возникающая в связи с ними аномия, которая побуждает человека либо использовать незаконные средства для осуществления целей, либо выбирать «бегство от реальности», либо поднимать бунт против устоев общества.

Девиантное поведение часто наблюдается у подростков, поскольку эта группа является наиболее нестабильной. Для переходного возраста характерна акцентуация – незначительное отклонение от норм, связанное с определенной чертой личности, что при неблагоприятном стечении обстоятельств может стать основой для девиантного поведения. Именно поэтому основные профилактические меры по предотвращению девиаций связаны с воспитанием детей и подростков, заботой о их материальном благополучии и досуге.

Девиантным поведение считается, если это противоречит общепринятым социальным нормам, законодательно установленным или сложившимся исторически в определённом обществе и периоде. Чтобы понять, что такое девиантное поведение, нужно дать определение социальной нормы. Под социальной нормой подразумеваются пределы допустимого как позволенного, с одной стороны, так и обязательного, с другой, в действиях человека или общности людей, гарантирующее сохранение структуры общества.

Отклонения от нормы можно условно разделить на позитивные и негативные. Под позитивными отклонениями понимаются поступки или деятельность, направленная на борьбу с изжившими себя общественными стандартами. Негативные отклонения от социальных норм характеризуются как деструктивные, приводящие к разрушительным последствиям.

Социология даёт определение девиантному поведению как асоциальному, представляющему социальную и физическую опасность для индивида в определённой социальной среде, к которой он принадлежит. Психиатрия называет девиацией действия, единичные поступки и высказывания, противоречащие нормам и производимые человеком в рамках психопатологии . Психология понимает под девиантным поведением отклонения от морально-этических и нравственных норм и социальных норм, а также причинение вреда себе или окружающим.

Причины

Около 40% людей, демонстрирующих признаки девиантного поведения, являются нарушителями общественного порядка и совершают противоправные действия , нанося ощутимый вред окружающим. У половины этих людей имеются отклонения психопатического порядка.

Дети младшего и подросткового возраста демонстрируют деликвентное поведение по причине недостатка внимания со стороны взрослых либо, наоборот, стремятся избежать гиперопеки, вырваться из-под надзора. Этим объясняются побеги из дома. Также девиантное поведение подростков может быть вызвано непониманием и разногласиями в контактах со сверстниками, насмешками с их стороны. В некоторых случаях дети просто испытывают непонятную скуку, ими движет желание сменить обстановку.

Причинами девиантного поведения у детей и подростков являются:

  • жизнь в неполной семье;
  • изъяны воспитания;
  • патологические изменения характера;
  • чрезмерно выраженные определённые черты характера.

Все эти причины также могут приводить к развитию раннего алкоголизма и наркомании. Психология считает, что причины, по которым дети и подростки пробуют алкоголь и наркотики, - это любопытство, желание освоиться в коллективе, а также стремление изменить сознание.

Формы и типы девиантного поведения

Девиантное поведение - это относительное, а не абсолютное понятие , так как поверяется исключительно нормами определённой общественной группы. Например, появившаяся на российских улицах женщина с обнажённой грудью, стопроцентно будет отправлена либо в опорный пункт полиции, либо прямиком в специализированное учреждение в поднадзорную палату. Тогда как в отдалённых районах Африки ни у кого удивления не вызовет. В более широком смысле можно говорить о следующих девиантных отклонениях: алкоголизм, пристрастие к наркотикам, проституция, криминальное поведение, суицид.

Можно выделить следующие типы девиации:

  • делинквентнотсь;
  • аддикция;
  • специфика характера;
  • психопатология.

Делинквентность - это крайние формы поведенческих отклонений, характеризующееся совершением уголовно наказуемых деяний. Причиной этого выступает психологическая незрелость. В отличие от криминальных наклонностей, поступки делинквентного подростка продиктованы желанием похулиганить на фоне некорректного воспитания, непослушания и отрицания авторитетов.

Аддиктивный тип поведения является одной из форм деструкции. Такие люди ищут выхода из реалий собственной жизни путём искусственного изменения сознания или сосредоточением на какой-либо деятельности. Такие проявления свойственны людям с заниженной самооценкой, болезненно зависимым от чего-либо. Их характеризует склонность обвинять других, постоянная, часто ненужная, ложь.

Отклонения в характере чаще всего сформированы неправильным воспитанием , излишним потаканием детским капризам. Эти люди склонны к доминированию, не терпят возражений, упрямы и обидчивы, у них психология ребёнка, инфантилизм.

Психопатологический тип выходит за рамки нормы и должен корректироваться медицинскими специалистами. Одним из подвидов этого типа является склонность к саморазрушению: приём наркотиков и алкоголя, суицидальные наклонности.

Формы девиантного поведения подростков

Одним из отклонений является гиперкинетическое расстройство поведения . В отсутствие диагностированных психических патологий, это вариант нормы. Причины девиантного поведения это определённые особенности характера. Гиперкинетические расстройства проявляются как невнимательность, несобранность, повышенную активность, чрезмерную возбудимость. Такие дети не могут сосредоточиться и довести до конца начатое дело. Их характеризует неадекватная негативная самооценка, а также неумение держать дистанцию с людьми старшего возраста.

Некоторые случаи проявлений девиантного поведения ограничены семейным кругом. В этих случаях никак нельзя говорить о психопатических отклонениях, так как подросток третирует исключительно родных. Девиации заключаются в воровстве, жестокости по отношению к домашним, агрессивным поведением.

Следующими характеристиками девиантного поведения являются социализированное и несоциализированное расстройства . В первом случае подростки демонстрируют неприятие и агрессию в отношении старших, но проявляют общительность в коллективе сверстников, состоят в какой-либо группе. Группа может состоять как из асоциальных личностей, так из детей, не проявляющих признаков девиации. Таким подросткам свойственно расстройства поведения и психоэмоциональной сферы на фоне депрессивных состояний. Нарушения проявляются как сильное немотивированное беспокойство, страх за свою жизнь и здоровье, утрата интереса к жизни, навязчивые страхи, обречённость.

Несоциализированные поведенческие расстройства также проявляются агрессией и антисоциальными действиями . Однако такие дети в группах не состоят и, как правило, чувствуют себя одинокими и непонятыми либо намеренно разрушают имеющиеся связи, не желают поддерживать отношения. Такие дети демонстрируют жестокость, не признают авторитеты, не соглашаются со старшими. По отношению к ровесникам подросток проявляет драчливость, немотивированную агрессию и гнев, никого не слушает. Может проявлять склонность к деструкции, разрушению, физическому насилию.

Одной из форм девиации подростков является делинквентное поведение . Оно характеризуется поступками против правил, но не ограниченными законодательно. Это может быть издевательство над младшими, вандализм, мелкие кражи и угоны, вымогательство, мелкое хулиганство.

Отдельно нужно сказать о девиациях в сексуальной сфере подростка. В период полового созревания сексуальные желания уже есть, а что делать подростку никто не объяснил. Тогда и возникают отклонения в интимном поведении . Оно может выражаться нездоровым интересом к своим и чужим половым органам, вуайеризмом, эксгибиционизмом. Повзрослев, подросток перестаёт проявлять признаки отклонений в поведении.

В некоторых случаях дурные наклонности успевают перерасти в привычки, которые остаются у взрослого человека или переходят в патологическую форму. Одним из видов девиаций в половой сфере считаются подростковые однополые связи. Часто такое поведение продиктовано ситуацией или условиями, в которых находится подросток.

Коррекция признаков девиантного поведения находится в ведении специалистов психологии, так как педагогических методов недостаточно. Количество случаев девиации у подростков возрастает, и это повод задуматься. Сейчас в нашем обществе проявления девиантного поведения являются острой социальной проблемой. Родители часто не уделяют достаточно времени воспитанию детей, да и просто общению с ними. Педагоги всё больше относятся к подросткам и их проблемам формально.

Для борьбы с ростом случаев девиантного поведения профилактика должна проводиться в двух направлениях . Во-первых, в рамках общей профилактики необходимо вовлекать детей в социальные процессы, протекающие в учебных заведениях, формировать сознание принадлежности к коллективу, ответственность. Во-вторых, профилактика состоит в выявлении подростков, нуждающихся в индивидуальном подходе, анализе психологии и причин отклонений, ведении коррекционной работы с таким ребёнком.

Девиантное поведение – действия, которые не соответствуют моральным и правовым нормам, установленным официально или просто сложившимся в данной социальной группе. Нарушение этих норм влечет за собой наказание, лечение, исправление или изоляцию.

Какие бывают виды девиантного поведения

Основными видами девиантного поведения являются алкоголизм и наркомания, преступность, сексуальные девиации. У девиантного поведения формы взаимосвязаны – при отклонении от нормы в одной из социальных областей значительно увеличивается вероятность не соответствующего стандартам поведения в другой.

Девиантное поведение может быть:
1. Докриминогенным; эти нарушения моральных норм и правил поведения в обществе уголовно наказуемыми не являются.
2. Криминогенным; так называют уголовно наказуемые действия.

Считается, что в нормальных социальных условиях девиантное поведение встречается довольно редко. Но при условиях социальной дезорганизации, при ослабевании нормативного контроля вероятность проявления девиации многократно возрастает. Среди таких ситуаций – стресс, резкие перемены в обществе, межгрупповые и внутригрупповые конфликты.

Девиантое поведение в обществе часто встречается в таких ситуациях, когда при общих целях средства для их достижения, одобряемые социально, доступны не всем. Девиантное поведение может проявиться у таких людей, для кого социализация происходит в среде, где считаются нормальными факторы, которые предрасполагают к такому поведению. Среди них – аморальность, насилие и так далее.

Почему девиантное поведение негативно отзывается на человеческой личности

Прямым результатом девиантного поведения становится дезадаптация – к нормальной полноценной жизни в обществе с таким поведением сложно приспособиться. Его результатом, как правило, является изоляция или наказание.

Девиантное поведение способно вызвать негативную оценку окружающих и приводит к значительному ухудшению отношений с семьей и близкими людьми. Личности человека при этом наносится огромный ущерб.

Причиной такого поведения становится чаще всего низкий уровень интеллекта, неправильное воспитание, неблагоприятная социальная среда. Ошибки в воспитании могут с большой вероятностью привести к формированию личности со склонностью к девиации.

Немалую роль способен сыграть опыт антисоциальных поступков, осуждаемых в обществе, которые человек совершает в юном возрасте. Это может быть умышленный обман, присвоение чужого имущества и даже прогулы в школе. У ребенка, подростка отклонения в поведении нередко связаны с протестом перед кажущимся ему несправедливым отношением взрослых – так может проявляться взросление, самоутверждение.

Далеко не все люди подчиняются правилам, принятым в обществе, следуют рамкам морали, этики и законов. Девиантное поведение личности определяется поступками людей, противоречащими установленным социальным нормам в определенном сообществе.

Слово «девиантное» английского происхождения, означает оно «отклонение». В конечном итоге, личностей с девиантными поступками ожидает общее порицание, изоляция, лечение либо наказание. Но почему люди, зная о последствиях, склонны демонстрировать поведенческие расстройства? Они больны?

Девианты - люди, чьи поступки противоречат принятым нормам поведения

Поведенческие реакции девиантного типа обладают сложной природой. Они формируются у человека под влиянием многочисленных и разнообразных факторов. Свою лепту вносят среда обитания, наследственность, воспитание, врожденные черты характера, сфера деятельности. Психологи выделяют две группы основных факторов, влияющих на развитие этого синдрома.

Биологические причины

Факторы биологического характера обусловлены существованием каких-либо особенностей человеческого организма (анатомических либо физических). При корректировке девиантности в данном случае требуется и некое медицинское вмешательство. Биологические причины подразделяются на следующие разновидности:

Генетические. Наследственные факторы, приводящие к возникновению девиантности, зарождаются у человека еще в процессе внутриутробного развития.


Что такое «девиантное поведение»

У ребенка очень велики шансы проявить себя впоследствии девиантной личностью в следующих случаях:

  • имеется отягощенная наследственность;
  • неполноценное, скудное питание будущей матери;
  • материнские заболевания нервно-психической этиологии;
  • беременная женщина принимала алкоголь, наркотики, курила;
  • перенесенные при беременности инфекционные болезни, черепно-мозговые травмы.

Психофизиологические . Эти причины связаны с внешним воздействием на человеческий организм стрессов, длительных конфликтов, серьезных психоэмоциональных нагрузок. Сюда входят и причины, вызывающие токсические и аллергические заболевания (неблагоприятная экология, работа на вредном производстве).


К чему приводит девиантность

Физиологические . В эту категорию медики относят какие-либо внешние признаки, негативно влияющие на формирование адекватной социальности у человека:

  • грубые дефекты речи;
  • внешняя непривлекательность (отталкивающая внешность);
  • яркие недостатки в конституции человека (косолапость, деформации).

Такие недостатки провоцируют негативное восприятие обществом самой личности, что провоцирует анормальные взаимоотношения с окружающими. Часто зачатки и признаки девиантного поведения физиологического характера проявляются уже с детства.

Психологические причины

Для зрелого формирования человека необходимы здоровые психологические условия. В зависимости от воздействия окружения у ребенка формируются два направления психического развития:

  1. Приобщение и уважение к окружающей социальной культуре.
  2. Отчуждение и неприятие социальной среды, где существует личность.

Если в детстве ребенок ощущает постоянную нехватку материнской любви, опеки – у него сформируется защитная реакция на враждебное общество . Как результат, развиваются различные невротические расстройства, комплекс неполноценности, эмоциональная лабильность (неустойчивость, скачки настроения).

Нередко развиваются и различные психические патологии, задержка развития, заболевания невротического спектра. Все это создает платформу для будущего девиантного поведенческого расстройства.


Причины девиантного поведения

Для подобных личностей характерно проявления примитивности мышления, инфантилизм, стремление к получению развлечений. Одновременно формируется и ярко выраженная эгоцентричная позиция. Появляется показная демонстрация пренебрежения к нормам поведения, криминальные склонности и отсутствие чувства ответственности за поступки.

Виды девиантного поведения

Поведенческие модели девиантов психологи условно подразделяют на три большие группы:

Дисциплинарные нарушения . Личность проявляет асоциальное и деструктивное поведение. То есть ведет себя в несоответствии с общепринятыми нормами. Сюда можно отнести постоянные нарушения дисциплины в школе, которые становятся нарочито показными, конфликт в семье между поколениями.

Ярким примером девиантности, рождающейся на конфликте поколений, становятся различные молодежные неформальные течения: панки, рокеры, хиппи.

Правонарушения и преступления . Такие формы проявления девиантного поведения называются «делинквентными».


Что такое «делинквентное поведение»

В социологии, рассматривая синдром девиантности, выделяют следующие виды преступлений:

  1. Против личности. Наиболее тяжкие виды девиантности: убийства, насилие, изнасилование, драки, телесные повреждения.
  2. Беловоротничковая. Девиантность такой формы присуща людям, занимаемым определенные посты и социальную значимость (политики, руководители, менеджеры крупного звена). Это неуплата налогов, взятки, злоупотребление служебным положением, шантаж, вымогательство, намеренный выпуск недоброкачественной продукции.
  3. Организованная. Девиантное поведение этого вида отличается «феодальным» характером. То есть личность, стоящая во главе организации, не контактирует с непосредственными исполнителями преступлений. Организованная девиантность связана с теневыми экономическими структурами: игорный бизнес, продажа оружия, наркотиков, организация притонов, борделей, кража в особо крупном размере, перепродажа краденного.
  4. Государственные. Девиантное поведение, из-за которого страдает безопасность определенного государства и ее гражданам. К таким проявлениям относят терроризм, шпионаж. В эту группу входят и преступления, совершаемые самим государством против народа: расовые и этнические преследования, депортация народов определенных национальностей.
  5. Безжертвенные. Еще одним видом преступлений, рассматриваемых в социологии, являются такие законодательные правонарушения, при которых невозможно определить жертву. Примеры девиантного поведения безжертвенной группы: занятия проституцией, аборты, самоубийства, порнография, наркомания, алкоголизм.

Психические заболевания, приводящие к преступлениям . Психически больные люди, склонные к неадекватным действиям и потенциально считающиеся опасными для общества, автоматически становятся девиантами . Таких больных в целях безопасности, определяют в специализированные изолированные учреждения лечебного типа.

Позитивная девиантность

Девиантное поведение – отличительная черта общества. Без девиантности не было бы нормального развития любого сообщества. Ведь мир состоит из людей, совершенно разных характеров, взглядов, привычек. Личность – глубоко индивидуальное создание и далеко не всегда действует по общепринятым нормам поведения.


Сравнение позитивного и негативного девиантного поведения

Девиация играет важную роль в развитии любого человеческого общества. При некоторых моментах девиантность играет роль положительную, неся некую функциональную нагрузку.

Что такое девиантное поведение и какую положительную роль оно приносит обществу:

  1. Наличие девиантов способствует более тесному сплочению людей разных социальных групп. Отдельным людям девиантное поведение помогает осознать собственную индивидуальность, адаптируя человека к внешним условиям.
  2. Девиантность проявляет существующие границы дозволенного в определенном обществе. Выявляется, до каких пределов общество способно терпеть негативных девиантов.
  3. Девиантные личности помогает выявить наличие имеющихся в обществе проблем (дефектов). Например, рост спекулянтов выявляет огрехи в экономической сфере страны, одновременно снимая проблему пополнения общества дефицитными товарами.
  4. Девианты способствуют развитию сообщества и в сфере правоохранения. Резкий рост нарушений в конкретной области указывает на существующую проблему этой сферы и помогает проводить некие меры (принятие законов, нормативных актов, улучшение проверочных структур).

Благодаря такому явлению, как девиантность, мир узнал великих гениев творческого и научного склада. Девиантным поведением отличались многие выдающиеся люди: Сальвадор Дали, Никола Тесла, Ван Гог, Джонатан Свифт, Эрнест Хемингуэй, Альберт Эйнштейн, Артур Шопенгауэр, Эдгар По, Роберт Шуман.

Симптомы девиантного поведения

Положительная девиантность отмечается у одаренных людей, обладающих гиперспособностями. А вот если в развитии и жизни человека присутствуют неблагоприятные факторы, приводящие к появлению асоциальной девиантности, у одаренной личности формируются различные нарушения в нервно-эмоциональном складе, невротические состояния и психиатрические заболевания .


Признаки девиантного поведения

Чтобы понять, что у человека (взрослого или ребенка) формируется девиантные рефлексы, обратите внимание на симптомы, которые сопутствуют данному синдрому. Перечислим их:

  • необычные хобби, увлечения;
  • быстрая смена приятелей, друзей;
  • врожденное импульсивное поведение;
  • повышенная агрессивность, упрямство;
  • попытки ухода из дома, конфликтность;
  • наличие комплексов и низкой самооценки;
  • склонность к различным фобиям, страхам;
  • неумение доводить начатое дело до конца;
  • сложность при адаптации личности в социуме;
  • растущие проблемы с успеваемостью в школе;
  • проблемы со сном, частые простуды (в детском возрасте);
  • проявление инфантилизма (незрелость в личностном развитии);
  • прирожденная рассеянность, нарушение концентрации и внимания;
  • слабая воля, несформированное представление об ответственности;
  • наличие невротических расстройств, проявления депрессивных состояний.

Девиантное поведение может проявляться как отдельными симптомами, так и большим набором присущих ему признаков. Каждый случай девиантности индивидуален.

Что делать с девиантом

Девиантность относится к самым стойким поведенческим проявлениям разумного общества. Проблема девиантов актуальна всегда. Корректируя поведение таких личностей, психологи разрабатывают целые комплексы различных мероприятий.

Профилактика

Специалисты различают три вида профилактических работ по раннему выявлению и устранению девиантного поведения:

  1. Первичная. Ориентирована на возраст детей и подростков. Ее целями становится воспитание у подрастающей личности таких качеств характера, как воля, усидчивость, целеустремленность, стрессоустойчивость.
  2. Вторичная. Работа с детьми, подростками, проживающими в неблагоприятной среде, с социально сложными условиями. Целью вторичной профилактики девиантности является изменение негативных условий жизни подрастающего поколения.
  3. Поздняя. Такая профилактика направляется на решение узкопрофильных задач в коррекции девиантного поведения в рамках предупреждения рецидивов и негативных последствий уже сформированных девиантов. Работа ведется с помощью приближенных к девиантам лиц, обладающих стойким социальным поведением.

Терапия девиантности

Коррекцией запущенных форм девиантных проявлений (игровая зависимость, алкоголизм, наркомания, клептомания) занимаются медики (психиатры и психотерапевты). Корректировка осуществляется одновременно с медицинским лечением в амбулаторных условиях.

Психотерапевтическая работа может проводиться как с одной личностью, так и в условиях коллективной группы.

Эффективными становятся тренинги по саморазвитию, умению управлять собой, занятия, направленные на борьбу с фобиями, низкой самооценкой и иными негативными установками . При работе с девиантом особое, очень важное условие занимает вспомогательная консультация с близкими человека. Поддержка со стороны родных, друзей помогает в работе психотерапевта и улучшает жизнь девиантной личности.

Остановимся теперь на анализе основных форм девиантного поведения. Для этого необходимо вернуться к вопросу о причинах отклоняющегося поведения.

Биологическое объяснение причин девиаций связывает их с физическими чертами (Ч. Ломброзо), строением тела (У. Шелдон), аномалиями половых хромосом. Сторонники психологического объяснения выводят девиации из чувств и эмоций людей, других психологических свойств личности, связывают девиантные поступки с психологическими отклонениями (З. Фрейд). Существует несколько направлений в социологическом объяснении причин социальных девиаций.

Э. Дюркгейм связывал девиантное поведение с наличием в обществе аномии – такого его состояния, когда отсутствует четкая регуляция поведения индивидов, когда старые нормы и ценности уже не соответствуют реальным отношениям, а новые еще не утвердились.

Т. Парсонс под аномией понимал недостаточную интеграцию индивида со стабильными институтами общества: государством, семьей. Реакцией на это состояние является ненадежность поведения.

Р. Мертон, используя понятие аномии, причиной отклоняющегося поведения считал несогласованность между целями, выдвигаемыми обществом, и средствами их достижения. Например, такая цель, как обогащение, не обеспеченная средствами ее достижения, порождает аномию.

Согласно теории социального конфликта, культурные образцы поведения являются отклоняющимися, если они основаны на нормах другой культуры.

Широкое хождение получили теории, объясняющие девиантное поведение следствием негативной социальной реакции, стигматизации (клеймения), «наклеивания» на лиц, чье поведение отклоняется от норм, ярлыка «девианта».

Сторонники концепции социализации считают, что девиантному поведению люди обучаются в процессе усвоения культуры определенных групп. Индивиды, социализация которых проходит в такой социальной среде, где преобладают и считаются нормальными ценности, располагающие к девиации, становятся носителями девиантного поведения.

В современной отечественной социологии большинство исследователей рассматривают в качестве источников девиантного поведения социальное неравенство. Возрастающая дифференциация российского общества определяет неодинаковое положение социальных слоев и групп в системе общественных отношений, в социальной структуре, обусловливает различия в реальных возможностях удовлетворения потребностей как витальных, так и социальных (в престиже, статусе, самоутверждении). Так, если до перестройки имущественная дифференциация населения составляла 1:4, то в 1997 г. – 1:15, 1999 – около 1:25. В СССР она колебалась в пределах 1:3 – 1:5. По данным 1999 г., в стране не было достаточного материального обеспечения у 77% населения, за чертой бедности находились 2/3 молодых людей. Из них едва сводили концы с концами 14%, заработанных денег хватало только на питание у 30% (4, с. 56).



К 2004 г. положение мало изменилось, а по ряду позиций ухудшилось. Такая ситуация вызывает социальную напряженность, порождает конфликты, протесты, принимающие форму девиантного поведения. Создается противоречивая обстановка: с одной стороны, происходит усиление социальной дифференциации и неравенства, способствующих общественному оздоровлению, с другой – идет становление новых механизмов развития девиации.

В условиях либерализации общества происходит перераспределение прав и ответственности с резким сужением функций государства и соответствующим расширением самостоятельности личности. Здесь действуют два аспекта рассогласованности, дающей мощные импульсы усилению девиантности: 1) отставание в развитии навыков самоконтроля личности от темпов расширения свободы выбора целей, решений, способов деятельности; 2) отставание реорганизации государственного контроля от стихийной самоорганизации и усиления девиантности.

Рыночные отношения, новые технологии несут с собой иное качество жизни, но одновременно и новые конфликты. Из-за стремления резко повысить свои доходы возникает соблазн, которого не было раньше: экспроприировать разбогатевшего соседа. И этот соблазн увеличивается по мере роста разрыва между теми, кто сумел, и теми, кто не сумел воспользоваться легальными возможностями обогащения.

Конкуренция во всех сферах жизни стимулирует прогресс, обеспечивающий достойное существование большинства людей. Но ценой этого прогресса является напряжение, которое не все выдерживают. Нужна хорошая профессиональная подготовка, высокий общекультурный уровень, наконец, здоровье. Носителями же девиантного поведения становятся прежде всего те, кто не отвечает этим требованиям – социальные аутсайдеры.

Перейдем теперь к рассмотрению конкретных форм девиантного поведения, к числу которых относятся устойчивые, слабые и случайные формы и аддиктивная форма отклоняющегося поведения.

Устойчивые формы девиантного поведения относительно стабильны в пространстве и времени, связаны непосредственно с субъектом поведения. Они носят цивилизационный характер. Их устранение связано с коренным изменением социально-экономических и политических условий жизни людей. Остановимся на каждой из форм более подробно.

Преступность . Это крайняя степень отклоняющегося поведения, называемого часто также делинквентным. В обществе действует тройной механизм социальной детерминации преступности: «во-первых, путем определенного социального формирования личности; во-вторых, дачи ей предписаний противоправного либо противоречивого характера; в-третьих, путем постановки личности в ситуации, вынуждающие и облегчающие выбор преступного варианта поведения» (8, с. 13).

В настоящее время преступность захлестнула страну, и все попытки властей справиться с ней пока не увенчались успехом. Особенностями криминогенной ситуации в России являются: а) высокий темп прироста преступлений, по которому мы опережаем развитые страны (1992 г. – 2,7 млн., 1995 г. – 2,8 млн., 1999 г. – 3,1 млн., в 2000 г. – 2,9 млн. Зарегистрированные преступления совершили 2% населения России, их латентность же колеблется от 4 до 7, т.е. реальное число преступлений за год в России составляет не менее 10-12 млн. (8, с. 97); б) более быстрые темпы роста подростковой преступности (в 2000 г. 10 % всего массива преступности составили несовершеннолетние преступники, преступления уже совершают дети 10-12 лет); в) рост организованной преступности и сращивание ее с властью в некоторых регионах; г) появление новых видов преступлений, которых почти не было раньше (хищений крупных денежных средств, рэкета, захватов заложников, похищений детей, заказных убийств, террористических актов, охоты за одинокими стариками и их квартирами и т.д.). С 1988 по 1997 г. произошли изменения в структуре преступности. Доля грабежей возросла почти в 1,5 раза, удельный вес разбойных нападений – более чем в 2 раза, мошенничества – более чем в 3 раза, незаконный оборот наркотиков – более чем в 8 раз. (14, с. 11-12). Социологический анализ показывает, что состав преступников мало коррелирует с социальной структурой.

Преступность как одна из форм социальной девиации – закономерное и неизбежное явление. Искоренить ее еще не удавалось ни в одной стране. Поэтому важно сосредоточиться на решении реальной задачи – снижении темпов прироста и удержания преступности под контролем на социально-терпимом уровне.

Алкоголизм . За последние годы в нашей стране резко усилилась алкоголизация населения. За 90-е годы ХХ в. темпы роста потребления алкоголя выросли с 10,4 литра на каждого жителя до 13 литров, т.е. увеличились на одну четверть. А рост общего потребления на 1 л. чистого алкоголя на душу населения приводит примерно к 10% ежегодного прироста убийств и тяжких преступлений (7, с. 70).

Особенно быстрыми темпами растет алкоголизм среди женщин. Женский алкоголизм ведет к тяжелым для общества последствиям: страдает здоровье самих женщин, благополучие семьи, рождаются больные, нежизнеспособные, умственно отсталые дети-уроды.

С алкоголизацией населения связано 90% случаев хулиганства, изнасилований при отягчающих обстоятельствах, 40% других преступлений. До 60% несчастных случаев со смертельным исходом связаны с употреблением алкоголя. С состоянием опьянения связано примерно 20% бытовых и 40-60% уличных травм, до 50% всех телесных повреждений. Половина случаев самоубийств происходит в состоянии опьянения. Ежегодно от алкоголизма в стране умирает 20 тыс. человек.

Велик ущерб народному хозяйству: употребление спиртных напитков в день, предшествующий выходу на работу, снижает производительность труда в среднем на 30% и более. С пьянством связано около 50% всех разводов. Последствиями пьянства и алкоголизма являются экономический, материальный ущерб от преступлений и несчастных случаев, издержки на лечение больных алкоголизмом, содержание правоохранительных органов. Огромен ущерб духовным и нравственным отношениям в обществе и семье. Так, группой учителей, изучавшей, как отражается потребление алкоголя родителями на успеваемость учеников, было установлено, что в 30% случаев причиной отставания школьников был алкоголизм родителей, а в 50% - их частые выпивки и вечеринки дома (6, с. 57).

Актуальна проблема подросткового пьянства и алкоголизма. Из-за употребления алкоголя подросток становится грубым, злобным даже по отношению к своим близким. Его эмоциональное развитие резко тормозится, появляется равнодушие, вялость, а вместе с тем рождается агрессивность, склонность к антиобщественным немотивированным поступкам. Негативное влияние на молодежь оказывает «пивной алкоголизм».

В борьбе с алкоголизмом существуют два направления. Первое – ограничение доступности спиртных напитков, вплоть до введения «сухого закона». Этот путь оказался неэффективным, и не только в нашей стране. Второе направление связано с улучшением социальных и экономических условий жизни, ростом общей культуры, формированием у населения безалкогольных стереотипов поведения.

Наркомания . Как и алкоголизм, она связана с нарушениями в выполнении социальных ролей индивидом, является важнейшим фактором социальной дезорганизации, самой серьезной угрозой функционированию общественного организма. Она разрушает накопленные человеческой культурой навыки деятельности и общения, выводит из строя механизмы взаимодействия между людьми, подрывает ту основу целесообразности и организации, без которой невозможно само существование общества.

В настоящее время в стране сложилась новая наркоситуация. Идет рост потребления наркотиков. Возрастает степень привыкания к проблеме, особенно в молодежной и студенческой среде, переход ее в ряд повседневных, привычных. Так в ходе социологического исследования, проведенного в мае 2001 г. в одном из вузов г. Екатеринбурга, 58% опрошенных студентов осудили наркоманию, 1/5 считали недопустимым для себя употребление наркотиков, а 16% отнеслись к этому феномену нейтрально, считая, что это – дело каждого (2, с. 151).

Фиксируются большие группы наркоманов там, где их раньше почти не было – в Якутии, Омской, Томской, Новосибирской и других областях. Если 15-20 лет назад наркоманами становились практически только взрослые, то сейчас эта девиация распространилась на детей и подростков, среди которых есть наркоманы в возрасте 9-10 лет.

Вовлечению детей и подростков в наркоманию способствуют стрессогенные социально - экономические условия. Все чаще потребление наркотиков выступает способом адаптации к сложной микросоциальной обстановке, решения личностных проблем, служит порой средством самоутверждения. В недалеком прошлом этому пороку предавались одиночки, теперь же молодежь образует различные группы с негативной направленностью, потребляет наркотики, алкоголь коллективно. Появилась и особая субкультура – «наркокультура», ценностями которой являются «тусовка», «веселье», «кайф», «девочки» и т.д.

Если раньше наркоманы отдавали предпочтение одному наркотику, то сегодня распространена полинаркомания – употребление и применение различных ядов с переходом от токсикоманических (слабых) к сильным препаратам.

Произошло качественное изменение ситуации. Раньше традиционно главными потребителями наркотиков считались студенты и учащиеся, а теперь, по данным социологических исследований, на первое место вышли представители новых слоев общества – кооператоры и предприниматели (32%). На втором – две противоположные группы: рабочие (20%) и безработные (23%); на третьем – учащиеся и студенты (11% и 15%); на четвертом – домохозяйки (11-14%). Таким образом, среди потребителей наркотиков преобладают представители тех социальных слоев, которые относительно более удовлетворены своим нынешним положением (12, с. 140-141).

Еще одна особенность – феминизация наркомании. Среди больных наркоманией большинство составляют мужчины – 83% в 2001 г. против 17% женщин. Однако уровень распространенности наркомании среди женщин быстро растет – за 10 лет он вырос в 14,4 раза; за 2000 г. – на 34,2%; за 2001 г. – на 19,9% (15, с. 71).

Самоубийство (суицид). Эта форма девиантного поведения пассивного типа является способом ухода от выполнения социальных ролей, от неразрешимых проблем, от самой жизни. Суицид относится к социальной патологии – наиболее серьезным случаям отклонения от общественных норм поведения, наносит существенный вред обществу и личности.

В условиях глубокого социально - экономического кризиса, охватившего нашу страну, социологи прогнозируют увеличение числа самоубийств и суицидального поведения. Показательны выводы Российского Федерального суицидологического центра об изменении мотивов самоубийств: если в 80-е годы они лежали в сфере семейных взаимоотношений, то в 90-е годы решающее значение приобрели такие факторы, как безработица, долговременные невыплаты заработной платы, хроническое безденежье, алкоголизм (10, с. 72).

Суицидальная активность происходит через определенные циклы. Весной и летом наблюдается пик, а осенью и зимой – спад. Количество самоубийств возрастает во вторник и снижается в среду-четверг. Конец недели более «опасен» для мужчин, суицидальное поведение которых чаще приводит к трагическому исходу. Соотношение между мужчинами и женщинами примерно 4:1 при удавшихся самоубийствах и 4:2 при попытках. Самоубийства совершаются чаще всего в возрасте после 55 и до 20 лет. Суицидальное поведение более распространено в городах среди одиноких людей и среди находящихся на крайних полюсах общественной иерархии.

Суицид связан с другими формами отклонений, прежде всего – пьянством. Судебной экспертизой установлено, что 68% мужчин и 31% женщин покончили с жизнью, находясь в состоянии алкогольного опьянения. На учете как хронические алкоголики состояли 12% совершивших самоубийств мужчин и 20% всех покушавшихся на свою жизнь (10, с. 38).

По соотношению числа самоубийств среди городского и сельского населения выделяется два типа – европейский и азиатский. При европейском типе поселения уровень самоубийств среди городского населения ниже, чем среди сельского (Россия, Грузия и республики европейской части бывшего СССР). Этот тип объясняется неблагоприятной социально-экономической обстановкой на селе, стагнацией деревенской жизни, оттоком работоспособных селян в города, старением населения.

При азиатском типе уровень городских самоубийств выше, чем в сельской местности (республики Средней Азии, Закавказья, кроме Грузии, Казахстан). В основе этого типа самоубийств – национальные и религиозные традиции, специфика межличностных отношений в многодетной семье, урбанизация неиндустриальных регионов и рост числа маргиналов. По этим же причинам среди городов по количеству самоубийств лидируют малые и средние.

Проституция . Эта форма социальной девиации опасна тем, что, как правило, тесно связана с другими формами девиантного поведения – преступностью, алкоголизмом, наркоманией, суицидом. Проституция, как и гомосексуализм, наркомания, является распространителем венерических болезней, СПИДа. Долгое время в нашем обществе проблема проституции считалась «отсутствующей». Обнародование факта ее существования вызвало у многих шок. Проведенные исследования выявили большую распространенность этой девиации, изменение социальной базы проституции.

Десятилетия назад на путь порока многих женщин приводили голод и нищета. В основном проститутки рекрутировались из числа лиц с низким уровнем образования, выходцев из деревни. Сегодня в числе проституток – учащиеся школ, ПТУ, техникумов, вузов. Главный мотив занятий проституцией уже не голод, а стремление к скорейшему материальному благополучию и «красивой жизни».

В общественном мнении нет однозначного отношения к этому явлению. Сторонники жестких методов осуждают проституцию и требуют от властей активной борьбы с ней с целью полного уничтожения. Вторая позиция заключается в примиренческом отношении к проституции на основании того, что этот порок ликвидировать нельзя и лучше всего не замечать наличие данного социального зла. Третья точка зрения характеризуется в целом позитивным отношением к проституции, выражается в призывах к ее полной легализации. При этом подчеркивается, что природу человека не изменить, а налоги от доходов сутенеров и проституток должны обязательно поступать в казну.

По отношению к проституции общество проводит определенную политику. Во-первых, прогибиционизм (запрет); во-вторых, регламентацию (регистрацию и медицинское наблюдение); в-третьих, аболиционизм (профилактическую, разъяснительную работу при отсутствии запретов и регистрации). Запреты оказались бессильны, репрессии в принципе малоэффективны. Регламентация не позволяет полностью решить эту проблему. Только экономические, социальные и духовные преобразования в обществе могут изменить ситуацию.

Все перечисленные выше формы девиантного поведения тесно взаимосвязаны. Эта взаимосвязь носит устойчивый характер. Происходит индукция нескольких форм девиаций, когда одно явление усиливает другое: алкоголизм способствует усилению хулиганства, наркомания ведет к корыстной преступности: может проявляться обратная зависимость – между алкоголизмом и наркотизацией населения, насильственной и корыстной преступностью, убийствами и самоубийствами.

Различные формы девиантного поведения соотносятся не как причина и следствие, а как рядоположенные общественные явления с едиными социальными причинами. Наконец, существует зависимость всех форм девиантного поведения от экономических, социальных, демографических, культурных и многих других факторов.

В социологии изучаются также слабые и случайные формы девиантного поведения. Они связаны с нарушением порядка взаимодействия между людьми. Это оплошности, ошибки, срывы обещаний, ложь, обман, грубость, умолчание, бездействие, халатность и др. В отличие от устойчивых форм девиантного поведения, слабые и случайные носят открытый, непроизвольный характер и приписываются не столько субъектам поведения, сколько ситуации, обусловившей дезорганизацию их поведения. Они фиксируются общественным мнением и корректируются непосредственно и ситуативно участниками взаимодействия посредством правил вежливости, сохранения достоинства личности, юмора, контроля над психологической агрессивностью. От этих форм следует отличать те, которые имеют индивидуальную природу и не приносят общественного вреда: странности, чудачества, эксцентричность…

В социологии девиантного поведения малоисследованной является проблема аддиктивных форм отклоняющегося поведения. Аддикция – пагубная страсть, склонность к чему-либо. Без понимания механизма возникновения и протекания этого явления трудно анализировать алкоголизм, наркоманию и некоторые другие формы девиантного поведения.

Суть аддиктивного поведения заключается в стремлении изменить свое психическое состояние посредством приема некоторых веществ или фиксацией внимания на отдельных предметах или видах деятельности. Это могут быть наркотики, алкоголь, табак, азартные и компьютерные игры, игры на сотовых телефонах во время работы или учебы, длительное прослушивание ритмической музыки, а также полное погружение в какой-либо вид деятельности с отказом от жизненно важных обязанностей человека (например – «работоголизм», фанатизм). Процесс употребления какого-либо вещества, привязанность к предмету или действию сопровождается развитием интенсивных эмоций и принимает такие размеры, что начинает управлять жизнью человека, лишает его воли, возможности противодействовать аддикции. Аддикция становится универсальным средством бегства от реальной жизни. Для самозащиты люди с аддиктивным типом поведения используют механизм, называемый в психологии «мышлением по желанию»: вопреки логике причинно-следственных связей они считают реальным лишь то, что соответствует их желаниям. В итоге нарушаются межличностные отношения, человек отчуждается от общества.

Разговор о формах девиантного поведения был бы неполным без рассмотрения некоторых особенностей отклоняющегося поведения подростков, составляющих особую группу риска, склонных совершать девиантные поступки. По данным ООН, около 30% всех молодых людей принимают участие в каких-либо противоправных действиях, а 5% совершают серьезные правонарушения.

Чаще всего девиантные поступки совершают беспризорные и безнадзорные дети, численность которых в РФ на 2002 г. по данным Совета Федерации составляла 3-4 млн. человек. Из них 77,2% курят, 64,2% пьют, 27% потребляют наркотики, 29,7% имеют опыт половой жизни. Среди семилетних курит каждый четвертый, среди 15-17 летних заядлых курильщиков уже 90%. Доля потребляющих алкоголь среди восьмилетних достигает почти трети, к 15 годам – 80%. В 12 лет 25% беспризорников пробовали наркотики, в16-17 лет их число увеличивается почти вдвое. Половую жизнь ведут в 14 лет 40% беспризорных, в 16 лет – более 70%. Многие участвовали в порнографических, видео – и фотосъемках, групповом сексе, занимались проституцией (1, с. 25).

Девиантное поведение подростков и учащихся не соответствует закономерностям «взрослого» отклоняющегося поведения. У старших оно чаще всего связано с наличием специфической системы ценностей, противостоящей официально одобряемым или общепризнанным нормам поведения. Поэтому анализ взрослой преступности опирается на теорию асоциальных субкультур. К несовершеннолетним такой подход правомерен не всегда. Часто бывает, что подросток, не отрицая самого факта содеянного, не признает свою вину или нарушает норму права, которую в принципе не отвергает. Иными словами, подросток стремится бессознательно как бы расширить в отношении себя действие смягчающих обстоятельств, оправдать свои поступки, внести в них элемент рациональности. Опросы подростков показывают, что большинство из них видят причину своего отклоняющегося поведения во внешних обстоятельствах; четвертая часть опрошенных убеждена, что в подобной ситуации каждый совершил бы подобное. Характерна также неадекватная оценка степени нанесенного вреда.

Кроме того, довольно часто используются методы «осуждения осуждающих» (а судьи кто?); отрицания наличия жертвы (сама виновата!); обращение к более важным обстоятельствам (не мог бросить товарищей, не имел права трусить) (1, с. 39-40). Значительная часть аморальных поступков, совершенных подростками, связана с их ориентацией на «групповые» нормы, которые вступают в противоречие с общесоциальными.

Среди несовершеннолетних правонарушителей в 1,5 раза увеличилась доля школьников, возрастает вероятность рецидивов: двое из трех подростков после возвращения из мест заключения вскоре вновь преступают закон. Среди подростков появляются новые виды преступности: рэкет, организованная преступность. Все большее распространение получают половая распущенность, детская проституция, извращения.

Есть свои особенности в поведении аномальных детей и подростков: резко ослаблен волевой момент, самоконтроль, поэтому они гораздо легче могут попасть под влияние различных антиобщественных элементов. Для умственно отсталых детей характерны, например, такие формы отклоняющегося поведения, как курение, недисциплинированность на уроках, драки, поджоги, бродяжничество, употребление алкоголя, воровство, хулиганство, хищения, жестокие поступки по отношению к животным и маленьким детям.

В основе всех отклонений подросткового поведения лежат недостатки семейного и школьного воспитания, неразвитость социально-культурных потребностей, бедность духовного мира, отчуждение. Отсюда вытекает важнейшая функция школы и системы образования – профилактика этих отклонений.