Викторина великие немецкие изобретатели и х открытия. Изобретения немецких учёных, доставшиеся ссср после войны

"Немецкие изобретатели, учёные и исследователи" ("Deutsche Erfinder, Gelehrte und Forscher") ГАПОУ «Акбулакский политехнический техникум» преподаватель немецкого языка Шамилова А.Б.


Иоганн Гутенберг Johannes Gutenberg Иоганн Гутенберг (ок) создал свой собственный разборный печатный шрифт. Гениальное изобретение состояло в том, что он стал изготовлять металлические подвижные выпуклые буквы, вырезанные в обратном виде, из которых составлялись слова. Собирали их на деревянной раме и помещали в пресс. Затем их покрывали краской, сверху клали бумажный лист и с помощью пресса оттискивать их на бумаге. Так можно было напечатать тысячи экземпляров. В типографии Гутенберга были отпечатаны первые в Европе книги: Библия, грамматика, календарь В Германии Гутенбергу поставлены памятники в Майнце, Страсбурге и Франкфурте-на-Майне.Майнце Страсбурге Франкфурте-на-Майне




Рудольф Дизель Этот человек создал двигатель, завоевавший мир, двигатель, который сегодня знают все - железнодорожники, шоферы, моряки. Когда говорят "дизель", уже никто не воспринимает это слово как фамилию, только как машину. А ведь был такой человек.



Германия: Родина автомобилей Родиной автомобилестроения можно назвать Германию. Все началось с конкуренции двух немецких инженеров – Карла Бенца (Karl Benz) и Готлиба Даймлера (Gottlieb Daimler). Независимо друг от друга они изобрели автомобили с бензиновыми двигателями внутреннего сгорания и запатентовали их в 1886 году. Daimler Motoren Gesellschaft (DMG)


КАРЛ БЕНЦ Carl Benz Рожденный 26 ноября 1844 года Карл Бенц (Carl Benz) был сыном машиниста локомотива, так что тяга к технике у него, что называется, была в крови. Ранние годы детства он проводит в городке Карлсруэ. После окончания политехникума Карл поступает на работу на машиностроительный завод. В 28 лет Карл Бенц открыл собственную мастерскую в Мангейме. Здесь же Бенц сконструировал свой первый автомобиль.


У автомобиля Бенца были три металлических колеса. Он приводился в движение четырехтактным бензиновым двигателем. Автомобиль был закончен в 1885 году, а в 1887 году был представлен на Парижской выставке.1887 Первая слава пришла к нему в 1888 году, когда жена и двое сыновей тайком взяли автомобиль и отправились в путешествие от городка Мангейма до Пфорцхайма и обратно. Путь был неблизкий и поездка продолжалась пять дней. Завершилась она успешно. После этого дело начало стремительно развиваться. В 1888 году началась продажа автомобилей.1888


Готтлиб Даймлер Готтлиб Даймлер родился 17 марта 1834 года в Щорндорфе, небольшом городе подле Штутгарта. Немецкий авиаконструктор и промышленник. Создатель первого в мире четырехколесного автомобиля, основатель компании DMG. Осенью 1885 года работы над созданием первого двигателя Даймлера были завершены. За основу мотора конструкторы взяли двигатель Отто. В качестве топлива Даймлер выбрал не сырую нефть (как у Отто), а продукты ее перегонки. В ту эпоху нефть перерабатывалась в три продукта - смазочное масло, использовавшееся на железнодорожном транспорте и на пароходах, керосин, выпускавшийся как топливо для осветительных ламп, и бензин, производимый в небольших количествах в качестве средства очистки и продававшийся в аптеках. Даймлер выбрал бензин из- за его способности испаряться при низких температурах.


Первые автомобили Даймлера Первым автомобилем Даймлера является не четырехколесный экипаж, как можно было бы подумать, а «моторный велосипед» – двухколесный с бензиновым мотором. А вторая машина получилась четырехколесной можно сказать случайно. Супруга Даймлера вернула ему его подарок – конный фаэтон – и он оснастил его двигателем. В этом экипаже даже осталась трубка-кронштейн для кнута, который теперь использовали для того, чтобы отгонять собак.


Летом 1886 года Даймлер представил первую в мире моторную лодку, способную разогнаться до 11 км/ч. А всего через год предприятие Даймлера и Майбаха приступило к серийному выпуску лодочных моторов. Кроме того, в том же году компаньоны начали продавать лицензии на выпуск своих ДВС. Апофеозом становления предприятия Даймлера стала презентация первого в мире дирижабля, состоявшаяся 10 августа 1888 года. Оснащенный двигателем и пропеллером воздушный шар поднялся в небо над холмом Сеелберг близ Каннштата. Именно в этом месте за год до этого Даймлер и Майбах заложили первый камень в основание собственного завода, которое всего через пару лет принесло им всемирную известность (после презентации модернизированного варианта автомобиля на всемирной выставке в Париже), но...


Компания Daimler-Benz Готлиб Даймлер и Карл Бенц изобретали свои первые автомобили почти в одно время. При этом расстояние между их городами, где они жили, составляло всего 95 км, но при жизни они так и не познакомились. 28 июня 28 июня 1926 года компания Карла Бенца Benz & Cie. и DMG Даймлера объединились, образовав компанию Daimler-Benz, переименовав все свои автомобили в Mercedes Benz в честь самой лучшей модели DMG 35-сильной Mercedes 1902 года выпуска, и в честь Карла Бенца.1926 Даймлера Автомобиль Mercedes получил свое название по имени Мерседес Еллинек - дочери партнера Даймлера Эмиля Еллинека, одного из самых первых и известных автогонщиков конца XIX – начала XX веков. Мерседес Еллинек Эмиля Еллинека




Альберт Эйнштейн родился 14 марта 1879 года в городе Ульме на юге Германии, в небогатой еврейской семье. Его отец, Герман Эйнштейн был совладельцем маленького предприятия по производству перьевой набивки для матрасов и перин. Мать, Паулина Эйнштейн была из семьи состоятельного торговца кукурузой Юлиуса Дерцбахера.


Создал частную (1905) и общую () теории относительности. Автор квантовой теории света: ввел понятие фотона (1905), установил законы фотоэффекта, основной закон фотохимии (закон Эйнштейна) Предсказал (1917) индуцированное излучение Развил статистическую теорию броуновского движения С 1933 работал над проблемами космологии и единой теории поля


Научная деятельность. Эйнштейн автор более 300 научных работ по физике, а также около 150 книг и статей в области истории и философии науки, публицистики и др. Он разработал несколько значительных физических теорий: Специальная теория относительности (1905). закон взаимосвязи массы и энергии: E = mc 2. Общая теория относительности (). Квантовая теория фотоэффекта и теплоёмкость Награды и премии Нобелевская премия по физике (1921):«За заслуги перед теоретической физикой и особенно за объяснение закона фотоэлектрического эффекта». Медаль Копли. Медаль Планка.




Ге́нрих Ге́рман Ро́берт Кох (нем. Heinrich Hermann Robert Koch; 11 декабря 1843, Клаусталь- Целлерфельд 27 мая 1910, Баден-Баден) немецкий микробиолог. Открыл бациллу сибирской язвы, холерный вибрион и туберкулёзную палочку. За исследования туберкулёза награждён Нобелевской премией по физиологии и медицине в 1905 году.


Когда в 28 лет ему подарили микроскоп, он забросил медицинскую практику и стал заниматься исследованиями бактерий и инфекционных заболеваний. В этом ему помогали мыши, ставшие его пациентами. В ходе этих исследований ему удалось открыть возбудителя сибирской язвы, и доказать что именно он является причиной заболевания. Благодаря своему открытию Кох стал правительственным советником, опубликовал результаты своих исследований и приобрел известность. Но не все ученные были согласны с его доводами, среди его противников особо выделялся Пастер, до этого бывший лидером в данной области наук. Кох не сдавался и продолжал свои научные изыскания, его цель стало выявление возбудителя туберкулеза. Кропотливый труд, упорство и многие другие качества помогли ему добиться успеха в решение данной задачи, и он смог выявить возбудителя туберкулеза, что развенчало миф о наследственности данного заболевания.


Его труды и сегодня лежат в основе медицинской микробиологии. Его научные изыскания были прерваны решением германского правительства об отправке его в экспедицию. Целью данной экспедиции было нахождение источника заболевания холерой. И он снова добился успеха, найдя бактерию, которая становится причиной заболевания холерой. По его словам, большую трудность в его исследованиях составляло доказательство бактериального происхождения многих инфекционных заболеваний. Т.е. именно он определил, что бактерии являются не только спутниками инфекционных заболеваний, но, также являются и причиной его возникновения. Позже Кох был удостоен Нобелевской премии за открытие вещества, выявляющего такое заболевание как туберкулез его лечение. А сам возбудитель данного заболевания получил название, как палочка Коха. Исследования и научные труды Роберта Коха стали переломным моментом в области медицины, помогли сформировать достоверные знания о многих инфекционных заболеваниях.


Открытие рентгеновских лучей Рентгеновские лучи были открыты в 1895 г. немецким физиком Вильгельмом Рентгеном. Рентген умел наблюдать, умел замечать новое там, где многие ученые до него не обнаруживали ничего примечательного. Этот особый дар помог ему сделать замечательное открытие. В конце XIX века всеобщее внимание физиков привлек газовый разряд при малом давлении. При этих условиях в газоразрядной трубке создавались потоки очень быстрых электронов. В то время их называли катодными лучами. Природа этих лучей еще не была с достоверностью установлена. Известно было лишь, что эти лучи берут начало на катоде трубки. Занявшись исследованием катодных лучей, Рентген скоро заметил, что фотопластинка вблизи разрядной трубки оказывалась засвеченной даже в том случае, когда она была завернута в черную бумагу. После этого ему удалось наблюдать еще одно очень поразившее его явление. Бумажный экран, смоченный раствором платиносинеродистого бария, начинал светиться, если им обертывалась разрядная трубка. Причем когда Рентген держал руку между трубкой и экраном, то на экране были видны темные тени костей на фоне более светлых очертаний всей кисти руки.


Ученый понял, что при работе разрядной трубки возникает какое- то неизвестное ранее сильно проникающее излучение. Он назвал его Х-лучами. Впоследствии за этим излучением прочно укрепился термин «рентгеновские лучи». Рентген обнаружил, что новое излучение появлялось в том месте, где катодные лучи (потоки быстрых электронов) сталкивались со стеклянной стенкой трубки. В этом месте стекло светилось зеленоватым светом. Последующие опыты показали, что Х-лучи возникают при торможении быстрых электронов любым препятствием, в частности металлическими электродами.


Лучи, открытые Рентгеном, действовали на фотопластинку, вызывали ионизацию воздуха, но заметным образом не отражались от каких-либо веществ и не испытывали преломления. Электромагнитное поле не оказывало никакого влияния на направление их распространения.


Рентгеновские лучи нашли себе много очень важных практических применений. В медицине они применяются для постановки правильного диагноза заболевания, а также для лечения раковых заболеваний. Весьма обширны применения рентгеновских лучей в научных исследованиях. По дифракционной картине, даваемой рентгеновскими лучами при их прохождении сквозь кристаллы, удается установить порядок расположения атомов в пространстве - структуру кристаллов. Сделать это для неорганических кристаллических веществ оказалось не очень сложно. Но с помощью рентгеноструктурного анализа удается расшифровать строение сложнейших органических соединений, включая белки. В частности, была определена структура молекулы гемоглобина, содержащей десятки тысяч атомов. Применение рентгеновских лучей


В 1853 году предприниматель из Германии Леб (Лейб) (в США Штраусс сменил свое имя на «более американское» Ливай (Levi) Стросс (Strauss) отправился в американский город Сан- Франциско продавать различные товары, в том числе и парусину для палаток. Там ему сказали, что лучше бы он привёз штаны. Штраус заказал у портного штаны из парусины. Штаны были мгновенно раскуплены.США В 1853 году Стросс основал фирму «Levi Strauss & Co.». Вместо парусины штаны начали шить из более мягкой французской ткани.1853Levi Strauss & Co. 20 мая 20 мая 1873 года Стросс и его компаньон получили патент на штаны с металлическими заклёпками 1873 на карманах. Однако само слово «джинсы» появилось только в 60- х годах XX века.



В течение веков развивалась наука в Германии, создавались научные центры, открывались университеты. Немецкие ученые достигли великолепных результатов во всех сферах деятельности. Они внесли впечатляющий вклад также в совершенствование мировой цивилизации.

Трудно представить современный технологичный мир без автомобиля или радара, книги или глобуса и многих других величайших изобретений, которые стали важной ступенью на пути к познанию мира. Великие немецкие изобретатели внесли огромный вклад в развитие современной цивилизации, ибо без печатных книг не было бы и новейшей цифровой информации. Изобретатели - всегда впереди, они прокладывают дорогу техническому прогрессу, экономическому росту. Об этом мы рассказываем на страницах раздела о Великих немецких изобретателях. немецкий инженер, изобретатель автомобиля, пионер автомобилестроения. Из его фирмы позже образовалась Daimler - Benz AG. 25 ноября 1844 года - 4 апреля 1929 года. По окончании начальной школы в Карлсруэ Карл в 1853 году поступил в технический лицей (ныне гимназия Бисмарка), а затем - в политехнический университет. 9 июля 1864 года в возрасте 19 лет он закончил факультет технической механики университета Карлсруэ. Следующие семь лет он работал на различных предприятиях в Карлсруэ, Мангейме, Пфорцгейме и даже некоторое время в Вене. 1871 году совместно с Августом Риттером организовал механическую мастерскую в Мангейме. Вскоре Карл Бенц выкупил долю компаньона на деньги, полученные в долг от отца невесты, Берты Рингер. Карл и Берта обручились 20 июля 1872 года. У них было пятеро детей. В своей мастерской Карл Бенц приступил к созданию новых двигателей внутреннего сгорания. 31 декабря 1878 года он получил патент на двухтактный бензиновый двигатель. Вскоре Карл Бенц запатентовал все важные узлы и системы будущего автомобиля: акселератор, систему зажигания, работающую от батареи и свечу зажигания, карбюратор, сцепление, коробку передач и водяной радиатор охлаждения. У автомобиля Бенца были три металлических колеса. Он приводился в движение четырёхтактным бензиновым двигателем, размещённым между двух задних колес. Вращение передавалась с помощью цепной передачи на заднюю ось. Автомобиль был закончен в 1885 году и получил название « Motorwagen ». Он был запатентован в январе 1886 года, прошёл испытания на дорогах в том же году, а в 1887 году был представлен на Парижской выставке. В 1888 году началась продажа автомобилей. Вскоре был открыт филиал в Париже, где они раскупались лучше. В 1886 - 1893 годах было продано около 25 автомобилей типа « Motorwagen ». В 1894 году начал выпускаться автомобиль модели « Velo ». Автомобиль « Velo » участвовал в первых автомобильных гонках Париж - Руан. В 1895 году был создан первый грузовик, а также первые в истории автобусы. немецкий францисканский монах, живший в XIV веке и считающийся европейским изобретателем пороха. 10 июня 1832, Хольцхаузен, Таунус - 26 января 1891, Кёльн немецкий инженер и изобретатель - самоучка, известен в качестве изобретателя двигателя внутреннего сгорания. 17 апреля 1774 г. - 1833 г. изобретатель быстропечатной ротацитонной машины немецкий ювелир и изобретатель. В середине 1440 - х годов создал европейский способ книгопечатания подвижными литерами, распространившийся по всему миру. 1400, Майнц - 3 февраля 1468, Майнц

Германия знаменита своими революционными разработками - от автомобиля до аспирина. Именно здесь увидели свет и многие другие полезные предметы, которыми мы пользуемся сегодня.

  • Дырокол

  • 10 немецких изобретений, без которых не обойтись

    MP3

    10 немецких изобретений, без которых не обойтись

    Электродрель

    10 немецких изобретений, без которых не обойтись

    Фанта

    10 немецких изобретений, без которых не обойтись

    Фильтр для кофе

    10 немецких изобретений, без которых не обойтись

    Лейкопластырь

    10 немецких изобретений, без которых не обойтись

    Бандонеон

    10 немецких изобретений, без которых не обойтись

    Рождественская елка

    10 немецких изобретений, без которых не обойтись

    Шипованные бутсы

    10 немецких изобретений, без которых не обойтись

    Счетчик для такси


  • 10 немецких изобретений, без которых не обойтись

    Дырокол

    До изобретения электронных носителей информации он был незаменимым помощником делопроизводителя, но с появлением компьютеров практически исчез с конторских столов. Изобретателем механического устройства для пробивания отверстий в бумаге считается Фридрих Зённеккен из Бонна, который 14 ноября 1886 года первым подал заявку на получение патента.

  • 10 немецких изобретений, без которых не обойтись

    MP3

    Невидимый и вездесущий: один из самых распространенных форматов цифрового кодирования звуковой информации был разработан в начале 1980-х в институте имени Фраунгофера под руководством Карлхайнца Бранденбурга. С тех пор аудиоданные можно легко сжимать, сохранять, воспроизводить и передавать дальше. Это дало толчок к появлению файлообменных сервисов, таких как, например, Napster.

    10 немецких изобретений, без которых не обойтись

    Электродрель

    Этот незаменимый для ремонта дома инструмент входит в джентльменский набор каждого настоящего мужчины. Саму дрель изобрели в 1889 году в Австралии. Но именно немецкий предприниматель Вильгельм Эмиль Файн, основатель компании Fein, занимающейся и по сей день производством электрического оборудования, разработал в 1895 году переносную электродрель.

    10 немецких изобретений, без которых не обойтись

    Фанта

    Газированный напиток с апельсиновым вкусом придумали в 1940 году в Германии. Во время Второй мировой США ввели эмбарго на поставку многих товаров, в том числе и сиропа для производства кока-колы. Макс Кайт, глава подразделения Coca-Cola в Германии, не растерялся и создал новый продукт из доступных компонентов: яблочного жмыха и молочной сыворотки. Так что изначально вкус у фанты был другой.

    10 немецких изобретений, без которых не обойтись

    Фильтр для кофе

    Бумажный кофейный фильтр изобрела домохозяйка из Дрездена Мелитта Бенц. Недовольная горьким вкусом своего кофе, она попробовала пропускать напиток через свернутую воронкой промокашку из тетради своего сына. В 1908 году ею был получен патент, а затем основана компания по производству фильтров. До этого для задерживания кофейной гущи использовались металлические и керамические фильтры.

    10 немецких изобретений, без которых не обойтись

    Лейкопластырь

    Несмотря на прижившееся в русском языке английское название "скотч", придумал клейкую ленту немецкий предприниматель, фармацевт и философ по образованию Оскар Тропловиц. Затем, в 1901 году, он оптимизировал ее для медицинских целей и назвал "лейкопластырь". Он же, кстати, создал выдвижную гигиеническую губную помаду и крем Nivea.

    10 немецких изобретений, без которых не обойтись

    Бандонеон

    Без бандонеона аргентинское танго, возможно, и не стало бы наследием мировой культуры. Создателем этого музыкального инструмента с пронзительным звучанием считается учитель музыки из Крефельда Генрих Банд. Он переделывал концертины, улучшая их механику и увеличивая диапазон, и продавал их под названием "бандонеон" в своем магазине. В конце XIX века инструмент был завезен в Аргентину.

    10 немецких изобретений, без которых не обойтись

    Рождественская елка

    Еловые ветви украшали жилища германцев еще до принятия ими христианства: они должны были отгонять злых духов тьмы и холода. В средневековой Германии позолоченными яблоками и гирляндами из орехов украшали елки в домах богатых купцов и дворян поначалу лишь в протестантских областях. Обязательным атрибутом Рождества для всех христиан елка окончательно стала в XIX веке.

    10 немецких изобретений, без которых не обойтись

    Шипованные бутсы

    Современная шипованная спортивная обувь родилась в Баварии. Основатель марки Adidas Адольф Дасслер юношей работал в мастерской по пошиву обуви, которую открыли его родители. Изобретательный интеллектуал и заядлый футболист, он изобрел бутсы с шипами. В 1949 году Ади создал первые бутсы со съемными резиновыми шипами, в 1950 - бутсы для игры в футбол на снегу и на мерзлой земле.

    10 немецких изобретений, без которых не обойтись

    Счетчик для такси

    Изобретателем счетчика, который устанавливают в такси для автоматического подсчета платы за проезд, считается предприниматель Фридрих Вильгельм Густав Брун. Создан он был по заказу немецкого автоконструктора и промышленника, создателя первого в мире четырехколесного автомобиля Готлиба Даймлера.


Контекст

Священный огонь в Германии, или Шашлык made in Germany

Говорят, что слово "барбекю" произошло от испанско-мексиканского "barbocoa", что означает "священный огонь". Так или иначе, а для немцев это действительно святое дело. (01.07.2015)

Изобретательство имеет в Германии давние традиции. В конце XV века Иоганн Гутенберг из Майнца благодаря разработке движущихся букв совершил революцию в книгопечатании. К всемирно известным изобретателям относились в 19 веке, например, Вернер фон Сименс (принцип динамо-машины) и Готтлиб Даймлер, Карл Фридрих Бенц и Николаус Август Отто (двигатели) Карл Цейс (оптика) и Эрнст Аббе.

20 век также был богат немецкими изобретателями, идеи которых изменили мир технологий: Хуго Юнкерс (полностью металлические самолеты), Конрад Цузе (вычислительные машины с программным управлением) или Манфред фон Арденне (электронно-лучевая трубка). Уже на рубеже 20-го века имелся в Германии телефон, автомобиль, радиоприемник, рентгеновские аппараты, пластик, жидкие кристаллы и винил. Все это было немецкими открытиями, разработками и изобретениями.

И все же более 85 процентов населения работало в сельском хозяйстве. Немцы не заботились о путеводных результатах своих ученых и встречали технические достижения с подозрением. В 1835 году между Нюрнбергом и Фюртом первый паровоз на скорости 40 км/ч преодолел расстояние около шести километров, врачи опасались, что пассажиры из-за высокой скорости могут иметь проблемы со здоровьем. и независимо от него Карл Фридрих Бенц разработали в 1886 году первые бензиновые автомобили в мире. Однако в Германии они не были востребованы. Первые серийные автомобили были построены в 1890 году по лицензии Даймлера у французских производителей.

Этот факт дал толчок для развития собственного автомобилестроения: четыре года спустя начал производиться автомобиль Карла Бенца. Из Германии быстро распространялись новые импульсы в автомобилестроении. В 1902 году фирма Роберта Боша поставила на рынок высоковольтное зажигание от магнето для бензиновых двигателей. Этим были заложены основы современного автомобиля. В 1923 году поехал грузовик компании MAN, первый автомобиль с дизельным двигателем, изобретенным Рудольфом Дизелем еще в 1897 году.

Корни авиации тянутся из 19-го века. Здесь также решающие подготовительные работы провели немецкие инженеры. Отто Лилиенталь построил в 1877 году первые планеры и своей книгой «Полет птиц как основа искусства летать» в 1889 году заложил научные основы аэродинамики. В 1936 Генрихом Фокке был построен первый жизнеспособный вертолет в мире. Через несколько месяцев был представлен первый в мире самолет, предшественник современных реактивных самолетов.

У колыбели радиовещания стояло открытие Генрихом Герцем электромагнитных волн (1887) и колебательного контура, который был изобретен в 1898 году Карлом Фердинандом Брауном. Они оба способствовали быстрому международному развитию беспроводной связи и радиовещания. К духовным отцам телевидения относят Фердинанда Брауна. Он изобрел в 1897 году электронно-лучевую трубку, применяемую до сих пор в телевизорах и компьютерах. Отто фон Бронк еще в 1902 году получил патент на изобретение способа передачи цветного изображения. До сих пор лучшая в мире телевизионная система PAL разработана в 1961 году немцем Вальтером Брухом.

Первая цифровая вычислительная машина с программным управлением (компьютер) была представлена Конрадом Цузе. Современный век информационных технологий основан на пяти средствах массовой информации: фотографии, кино, связи, включая радио, телевидение и компьютер. В создании фундамента всех пяти участвовали немецкие ученые и техники.

Как раз к смене столетий немецким физиком Максом Планком была разработана квантовая теория. Он обнаружил, что элементарные частицы (кванты) ведут себя совершенно иначе, чем более крупные объекты. Один из самых известных людей в мире, Альберт Эйнштейн разработал свою специальную и общую теории относительности. Он показал, среди прочего, что масса может превращаться в энергию и наоборот, что длины, массы, скорости и другие физические величины не являются абсолютными, а воспринимаются по-разному наблюдателями в различных системах. До этого в физике не было ничего более значительного. И еще кое-что открыл Эйнштейн: не существует большей скорости, чем скорость света. Принципиально новыми в 20-м веке являются дисциплины ядерная физика и физика высоких энергий. Хотя ученые уже давно убедились в существовании атомов, только Эйнштейн смог доказать, что они действительно существуют. Так началась новая эра: эра атомной бомбы, но также и мирное использование ядерной энергии. Великая эпоха физики частиц началась после Второй мировой войны.

В 1964 году в Гамбурге был введен в эксплуатацию первый крупный электронный синхротрон. В Германии в Обществе по исследованию тяжелых ионов в Дармштадте в 1974 году были открыты сверхтяжелые химические элементы со 106 по 112. 20-й век был богат немецкими изобретателями, чьи идеи значительно изменили мир технологий.

Проиграв Вторую мировую, Германия вынуждена была не только выплатить репарации и расстаться с частью территорий, но и выдать союзникам все свои научные наработки. Победители конфисковали не менее 346 тысяч немецких патентов.

Грузите документы тоннами

Счет изъятой технической и научной документации велся не по количеству страниц, а… в тоннах. Наибольшее усердие проявили американцы: по официальным данным, ими было вывезено полторы тысячи тонн документов. Старались не отставать от них и англичане, и Советский Союз.

При этом, прежде чем на Европу опустился «железный занавес», а в риторику вошел термин «холодная война», американцы охотно делились добытыми документами и описанием немецких технологий. Специальная комиссия регулярно публиковала сборники немецких патентов, которые мог купить любой желающий: и американские частные компании, и советские торгпредства.

Охота за документами дополнялась масштабной вербовкой немецких научных кадров. Потенциал для этого и у СССР, и у США был, хоть и разный. Советские войска заняли большие немецкие и австрийские территории, где не только располагались множество промышленных и научно-исследовательских объектов, но и проживали ценные специалисты. У Штатов было другое преимущество: множество немцев мечтали уехать из растерзанной войной Европы за океан.

Американские спецслужбы провели две специальных операции – «Скрепки» (Paper clips) и «Сплошная облачность» (Overcast), в ходе которых частым гребнем прочесали немецкое научно-техническое сообщество. В результате к концу 1947-го на новую родину поехали жить 1800 инженеров и ученых и более 3700 членов их семей. Вернер фон Браун, впоследствии создававший американские ракеты, действительно был лишь верхушкой айсберга.

Факт: Президент США Гарри Трумэн приказал не брать в Штаты ученых-нацистов. Однако исполнители в спецслужбах, понимавшие, как на самом деле делаются дела, творчески переосмыслили это распоряжение. В результате вербовщикам было приказано отказывать в переселении ученым-антифашистам, если их знания бесполезны для американской промышленности, и не обращать внимания на «вынужденное сотрудничество» ценных кадров с нацистами.

Советский Союз старался не отставать от западных друзей, и тоже активно приглашал в гости немецких ученых. В результате более 2000 технических специалистов отправились знакомиться промышленностью восточного соседа-победителя. Однако, в отличие от США, абсолютное большинство из них вскоре вернулись на родину. Еще пять тысяч немецких инженеров работали на СССР, не покидая пределов фатерлянда.

ДЛЯ СПРАВКИ: На благо советской науки успели потрудиться:
доктор Петер Тиссен – директор института физической химии и электрохимии (Институт кайзера Вильгельма);
барон Манфред фон Арденне – крупнейший немецкий специалист в области ядерной физики, обладатель 600 изобретательских патентов, первооткрыватель метода газодиффузионного выделения изотопов урана. После войны его дважды наградят Сталинской премией;
известный химик Макс Фолльмер;
нобелевский лауреат физик Густав Герц;
оружейник Хуго Шмайссер,
директор научного отдела компании «Ауэр» Николаус Риль;
заместитель Вернера фон Брауна по вопросам радиоуправления и электротехники Гельмут Греттруп.

Оружие и технологии

К концу войны в Германии на различных стадиях разработки находилось 138 типов управляемых ракет. Наибольшую пользу СССР принесли захваченные образцы баллистической ракеты «Фау-2», созданной Вернером фон Брауном. Переработанная и избавленная от ряда «детских болезней» ракета получила название Р-1. Работами по доведению немецкого трофея до ума руководил будущий отец советской космонавтики – Сергей Королев.

Также советские специалисты активно изучали экспериментальные зенитные ракеты «Вассерфаль» и «Шметтерлинг». Впоследствии СССР приступил к выпуску своих зенитно-ракетных комплексов, которые .

В СССР были вывезены немецкие реактивные двигатели Jumo 004 и BMW 003. Их клоны получили название РД-10 и РД-20. Именно они поднимали в небо первые советские реактивные истребители МиГ-9.

Паротурбинный авиационный двигатель Гельмута Вальтера , работавший на перекиси водорода, оказался… прекрасной силовой установкой для советских высокоскоростных торпед. Переводили установку из одной стихии в другую немецкие специалисты, которыми руководил бывший подчиненный Вальтера Франц Статецки . В 50-е годы паротурбинными установками на перекиси водорода оснащались и подводные лодки 617-го проекта, а в торпедах они использовались до 2000-х годов.

Невозможно переоценить вклад немецких ученых в развитие советской ядерной программы. Вместе с фон Арденне в Страну Советов было вывезено оборудование из его личной лаборатории и берлинского Кайзеровского института. Несколькими эшелонами в Подмосковье доставили огромное количество реактивов, измерительных и вспомогательных приборов. Среди прочего немцы привезли центрифугу для газодиффузионной очистки изотопов урана, схемы исследовательского реактора и реактора-размножителя, а также 15 тонн очищенного урана.

Нельзя сказать, что до прибытия фон Арденне в СССР ничего не знали о ядерной физике. Работы в этом направлении велись с 1943 года. Однако немецкие наработки на годы, если не на десятилетия, ускорили создание советской ядерной бомбы.

Однако зенитные и баллистические ракеты, реактивные истребители, ядерные реакторы и многие другие виды вооружений, попавшие в СССР, были еще сырыми и требовали доработки. В некоторых случаях советским и немецким конструкторам приходилось по отдельным фрагментам восстанавливать очень сложные устройства и агрегаты, которые попали к американцам или были уничтожены перед капитуляцией Германии.

Если бы СССР не имел собственной научной школы и высокоразвитой промышленности, – никакие трофеи не помогли бы ему выйти на новый уровень научно-технического развития. Хрестоматийный пример – создание автомата Калашникова , АК-47. На первый взгляд он очень похож на штурмовую винтовку Stg-44, которую еще в 1942 году разработал Хуго Шмайссер.

В пользу версии о заимствовании говорит и тот факт, что на оружейный завод в Ижевске, где работал знаменитый советский конструктор, после войны было доставлено более полусотни Stg-44 и десять тысяч страниц технической документации. Более того: сам Хуго Шмайссер некоторое время жил в Ижевске.

Казалось бы: у немцев забрали штурмовую винтовку, доработали ее в их присутствии, а затем назначили русского изобретателем перспективного автомата. Однако на деле конструктивно АК-47 и Stg-44 довольно сильно отличаются друг от друга.

Сам Хуго Шмайссер никогда не заявлял о плагиате со стороны Калашникова. На вопросы о том, чем он занимался в Ижевске, конструктор отвечал, что «дал русским пару советов». Есть предположение, что они помогли советским коллегам освоить технологию холодной штамповки деталей, благодаря которой АК-47 можно было производить с минимальными трудозатратами.

Примерно то же произошло с более сложными образами немецкой оборонки: и ракеты, и реактивные самолеты требовали чрезвычайно больших доработок, а начавшаяся в годы «холодной войны» гонка вооружений очень быстро съела немецкий научно-технический задел в советском ВПК.