Прорезывание постоянных зубов у детей: сроки и порядок формирования корней. Физиологическое прорезывание временных и постоянных зубов
Формирование корня молочного зуба. В процессе формирования корня принято различать две стадии: I - несформированной верхушки и II - незакрытой верхушки. В I стадии стенки корня тонкие, идут параллельно друг другу. Канал широкий, у верхушки еще расширяется и переходит в ростковую зону, которая представлена в виде очага разрежения костной ткани, ограниченного по периферии четко выраженной кортикальной пластинкой. Во II стадии наблюдается незакрытие верхушки у корня, заканчивающего свое формирование. В этой стадии стенки канала сформированы, закруглены и сближаются у верхушки, у апикального отверстия канал сужается, ростковой зоны у верхушки нет. На месте ростковой зоны остается незначительное расширение периодонталь-ной щели, которая сохраняется около года после окончания формирования верхушки.
Анатомические особенности мо лочных зубов. В клинике имеют
значение следующие их особенности. В молочном прикусе насчитывается 20 зубов; премоляры отсутствуют. Зубы первого прорезывания имеют белый цвет, напоминающий снятое молоко. Форма коронок молочных зубов в общих чертах сходна с таковой постоянных зубов, но они значительно меньше, слой твердых тканей тоньше, зубная полость обширнее. Корневые каналы и апикальные отверстия широкие в период формирования и рассасывания. Граница перехода коронки в корень выражена резко. Более надежным признаком дифференциации считается выступообразное утолщение эмали (эмалевый валик) в области шейки и меньшая твердость молочных зубов. Кроме общих признаков, имеются индивидуальные особенности.
Резцы. У молочных зубов резцы более выпуклые, чем у постоянных. На небной поверхности отсутствуют борозды. Признаки угла четко выражены. Дистальный угол бокового резца верхней челюсти более закруглен , чем у центрального резца. Валик эмали на боковом резце у шейки менее выражен, чем у центрального. Корни центральных резцов верхней челюсти расширены, а их верхушки часто бывают изогнуты в губную сторону. Коронки центральных резцов нижней челюсти меньше. Корни их плоские, с бороздками на медиальных и латеральных сторонах.
Клыки. Коронка молочного клыка верхней челюсти, как правило, короче постоянного и имеет выпуклые поверхности. Характерно наличие на режущем крае острого зубца и на небной поверхности ярко выраженных бугорков. Коронка клыка нижней челюсти уже клыка верхней. Зубец сохраняется на нем более длительно. Корень клыка округлой формы с несколько изогнутой верхушкой.
Первые моляры. Коронка первого моляра верхней челюсти вытянута в
медиально-дистальном направлении, на жевательной поверхности имеются два бугра с выраженным щечно-медиальным бугром. Небная поверхность коронки более выпукла. На щечной поверхности зуба располагаются две борозды, создающие впечатление ребристой поверхности. Первый молочный моляр верхней челюсти имеет три широко расходящихся корня. Их верхушки как бы срезаны, верхушечные отверстия широкие. Коронка первого молочного моляра нижней челюсти вытянута в переднезаднем направлении. Четыре бугра на жевательной поверхности лучше выражены, чем у других зубов. Эмалевый валик в области шейки хорошо развит. Щечная поверхность разделена на две части: медиальную - широкую и дистальную - узкую. У первого молочного моляра нижней челюсти имеются два сильно расходящихся корня. Медиальный корень длиннее и шире дистального.
Вторые моляры. Для вторых молочных моляров верхней челюсти характерны косоугольная форма коронки и выраженная эмалевая складка, располагающаяся между переднеязычными и заднещечными бугорками, а также сращение зад-нещечного корня с небным и отсутствие признака корня. В первом молочном моляре верхней челюсти этот признак хорошо выражен. Вторые молочные моляры нижней челюсти по своей форме и строению похожи на первые постоянные моляры той же челюсти. На жевательной поверхности коронки обнаруживается 5 бугорков: 3 из них расположены по щечному краю, а 2 - по язычному. Наиболее выраженный бугор - переднещечный. Корни этих зубов по форме ничем не отличаются от постоянных, лишь больше расходятся в стороны.
Рассасывание корней молочных зубов (см. табл. 1.1). После 5 лет начинается смена молочного прикуса на постоянный. Этому пред-
Таблица 1.2. Сроки формирования и прорезывания постоянных зубов
поплазий эмали необходимо знать периоды внутричелюстного формирования зуба. Сроки и последовательность играют роль при распознавании адентий.
Большое практическое значение приобретает знание сроков периода роста корней и формирования пе-риодонта. Этими данными врач руководствуется, определяя показания к применению различных методов лечения пульпита, ортодон-тической аппаратуры и др. При анализе рентгенограмм постоянных зубов целесообразно в процессе формирования верхушечных отделов корня выделять две стадии: I - несформированной верхушки и II - незакрытой верхушки.
В I стадии длина корня достигает нормальной величины, стенки его расположены параллельно и в области верхушки корня представляются заостренными. Корневой канал широкий и заканчивается в области верхушки корня раструбом. Перио-
шествуют рост зачатков постоянных зубов и физиологическое рассасывание корней молочных зубов, которые выглядят укороченными, изъеденными. Рассасывание корней молочных зубов начинается с того корня, к которому ближе прилежит зачаток постоянного зуба. Зачатки постоянных зубов передней группы располагаются у язычной поверхности корня молочных зубов, причем зачаток клыка находится значительно дальше от альвеолярного края челюсти, чем резцы. Зачатки пре-моляров расположены между корнями молочных моляров: на нижней челюсти ближе к заднему корню, а на верхней - ближе к задне-щечному корню, поэтому в одноко-ренных молочных зубах рассасывание начинается с язычной поверхности корня, а затем охватывает корень со всех сторон. У молочных моляров рассасывание начинается с внутренней поверхности корней, т.е. с поверхности, обращенной к межкорневой перегородке, где расположен зачаток постоянного зуба. При рассасывании корней пульпа молочных зубов замещается грануляционной тканью, которая принимает участие в процессе рассасывания. При значительном замещении пульпы грануляционной тканью рассасывание идет дополнительно от центра. Заканчивается оно к моменту прорезывания постоянного зуба.
В норме процессы прорезывания и рассасывания полностью уравновешены, но иногда этот физиологический процесс сопровождается отклонениями. Наблюдается ускорение или замедление процесса резорбции. Ускорение рассасывания отмечается чаще всего в молочных зубах с мертвой пульпой , после хронической травмы, при наличии опухоли, в результате давления, оказываемого соседними зубами. Замедленная резорбция обнаруживается при отсутствии зачатков постоянных зубов.
Рассасывание корней молочных зубов необходимо учитывать при лечении пульпита, периодонтита, удалении зубов и ортодонтических вмешательствах. Лечение зубов с резорбированными корнями имеет свою специфику и отличается от методики обработки и пломбирования сформированных молочных зубов.
Сроки прорезывания постоянных зубов (табл. 1.2). Время прорезывания постоянных зубов, заменяющих молочные, при правильном развитии ребенка совпадает со временем выпадения молочных зубов. Обычно вслед за выпадением молочного зуба начинается прорезывание постоянного, часть режущего края или бугры которого видны после выпадения молочного зуба. Однако наблюдаются случаи некоторой задержки начала прорезывания постоянного зуба. Количество выпавших молочных зубов обычно незначительно превышает количество прорезавшихся постоянных. Прорезывание постоянных зубов начинается с первого моляра в 6-летнем возрасте. В это время на рентгенограмме можно увидеть 3 ряда зубов. Первый ряд включает молочные зубы, стоящие в дуге, иногда уже и первый постоянный моляр, во втором ряду располагаются зачатки постоянных зубов различных фаз развития, в третьем ряду стоят клыки верхней челюсти, локализующиеся под глазными орбитами, на нижней челюсти - непосредственно под кортикальным слоем нижнего края тела челюсти.
К 12-13 годам все молочные зубы заменяются постоянными. В прикусе остаются постоянные зубы с различной степенью формирования корней. Детскому стоматологу для решения вопросов, связанных с распознаванием заболевания, и выбора тактики лечения следует помнить основные периоды развития постоянных зубов. Так, при дифференциальной диагностике ги-
донтальная щель видна только по боковым стенкам корня, в области верхушки она не определяется. Компактная пластинка стенки лунки четко выражена на всем протяжении корня. Эта стадия наблюдается в возрасте 8 лет для центральных и боковых резцов верхней челюсти, в 6 лет - для центральных резцов нижней челюсти, в 7- 8 лет - для боковых резцов нижней челюсти и в 8 лет - для первых моляров нижней челюсти.
Во II стадии стенки корня зуба сформированы , однако в области верхушки корня они недостаточно сближены, в результате чего на рентгенограмме выявляется широкое апикальное отверстие. Корневой канал широкий, но его диаметр в области верхушки меньше, чем в области шейки. Периодонтальная щель хорошо выражена. В области верхушки щель более широкая, чем в остальных отделах. Компактная пластинка лунки на всем протяже-
нии корня четко выражена. Эта стадия наблюдается в возрасте 9- 13 лет для центральных резцов верхней челюсти, в 9-12 лет - для боковых ее резцов, в 7-11 лет - для центральных и в 8-11 лет - для боковых резцов нижней челюсти, а в 8-10 лет - для первых моляров нижней челюсти. После закрытия верхушки корня периодон-тальная щель около года продолжает оставаться расширенной, особенно в области верхушки корня.
Таким образом, окончание формирования корней постоянных зубов происходит в возрасте от 10 до 15 лет. Окончание формирования корней зубов определяется рентгенологически, когда на снимке не выявляется верхушечного отверстия и имеются четкие контуры перио-донта. Высшей дифференцировки зубочелюстной аппарат достигает к 15-18 годам. Следует помнить, что между постоянными зубами у детей и у взрослых имеются значительные различия как в анатомическом, так и в биологическом отношении. Анатомически у детей в постоянных зубах полость зуба и пульпа значительно больше по объему при соответственно меньшем количестве твердых тканей, поэтому сильные экзогенные раздражения представляют для пульпы большую опасность.
1.2.4. Особенности строения некоторых органов и систем
Нервная система. Основными функциями нервной системы - центральной, периферической, вегетативной, координируемыми корой головного мозга, являются регуляция всех физиологических процессов растущего организма и непрерывная адаптация его к меняющимся условиям внутренней и окружающей среды. Нервная система закладывается на самых ранних этапах эмбриональной стадии раз-
вития (2-3-я неделя), и в течение всего срока беременности отмечается ее интенсивное развитие. Ребенок рождается с большим по объему, но морфологически и функционально незрелым мозгом, дальнейшее совершенствование и диф-ференцировка которого происходят под воздействием внешней и внутренней среды до 20-25-летнего возраста.
Головной мозг. Размеры и масса мозга при рождении относительно велики - около 400 г, что составляет %, общей массы тела (у взрослого - у 40 ). К 20 годам он увеличивается в 4-5 раз. У новорожденного корковые клетки , нервные центры, стриарное тело, пирамидные пути развиты недостаточно. Серое и белое вещество плохо дифференцированы. Миелинизация отдельных клеток и проводящих путей заканчивается в разные сроки: внутричерепных нервов к 3-4 мес, черепных (за исключением блуждающего) - к I году, пирамидальных путей - к 2-3 годам.
Спинной мозг к моменту рождения имеет более законченное строение, к 2 годам он почти соответствует спинному мозгу взрослого и функционально более совершенен, чем головной.
Периферическая нервная система у новорожденного представлена редкими, недостаточно миелинизи-рованными и неравномерно распределенными пучками нервных волокон, миелинизация которых заканчивается на 2-4-м году жизни.
Вегетативная нервная система функционирует уже у новорожденного. К 3-4 годам устанавливается центральная регуляция деятельности органов дыхания и кровообращения. У детей раннего возраста физиологичной является симпати-котония, на 3-4-м году сменяющаяся ваготонией; затем устанавливается равновесие двух систем, а в пубертатном периоде нередко возникает вегетососудистая дисто-
ния на фоне гормональной перестройки.
К моменту рождения периферические отделы анализаторов - органы чувств - структурно сформированы, однако функционируют недостаточно в связи с незрелостью корковых центров.
Оценивая высшую нервную деятельность ребенка и соответствие развития ЦНС его возрасту, необходимо помнить следующее: I) дифференцировка нервных клеток, миелинизация проводящих путей и нервных стволов происходят в определенной последовательности; 2) образование условных рефлексов возможно лишь в результате многократного повторения раздражения и его подкрепления (в раннем детском возрасте - пищевая доминанта); 3) структурное совершенствование коры идет параллельно развитию функции, причем последняя при правильном воспитании (направленная выработка положительных и отрицательных условных связей) может опережать формирование морфологических субстратов и способствовать ему.
Клинически недостаточная сфор-мированность нервной системы проявляется в определенных закономерностях. Дети младшего возраста склонны к более резким, генерализованным реакциям в ответ на любое воздействие: инфекцию, интоксикацию, болевую и психическую травму. Местные специфические признаки заболевания часто бывают сглажены, и на первый план выступают общие симптомы: повышение температуры тела, рвота, понос. Ребенок раннего возраста с трудом определяет болезненный участок.
В раннем возрасте превалирует общесоматическая реакция на заболевание, которая снижает значимость местных проявлений в ЧЛО, что затрудняет своевременную постановку диагноза и задерживает оказание специализированной по-
мощи ребенку. Особенно важно об этом помнить при остро протекающих воспалительных заболеваниях ЧЛО у новорожденных и детей первых лет жизни.
У детей, подвергшихся грубым, не щадящим психику манипуляциям без адекватного обезболивания и выключения сознания (насильственное лечение и удаление зубов , удушье и возбуждение при вводном эфирном наркозе и др.), значительно чаще наблюдается нарушение психоэмоционального состояния на длительный период. В подготовке таких больных к лечению стоматологических заболеваний необходимо участие клинического психолога. Подобная реакция ребенка (как особенность функции ЦНС) является одним из важных факторов, расширяющих показания к проведению премедикационных мероприятий и абсолютных показаний к хирургическому и терапевтическому лечению, а также к выполнению многих стоматологических манипуляций под наркозом.
Сердечно-сосудистая система. Закладка сердца и крупных сосудов происходит на 3-й неделе эмбриональной фазы. Мозг и печень получают насыщенную кислородом кровь в большем объеме, а нижние конечности - в меньшем.
Сердце у новорожденного относительно большое, составляет приблизительно 0,8 % массы тела. Наиболее интенсивное увеличение массы и объема сердца отмечается в первые годы жизни и подростковом возрасте. Однако во все периоды детства увеличение объема сердца отстает от роста тела в целом. Кроме того, отделы сердца увеличиваются неравномерно: до 2 лет наиболее интенсивно увеличиваются предсердия, с 2 до 10 лет - все сердце, после 10 лет - преимущественно желудочки.
Коронарные сосуды до 2 лет распределяются по рассыпному типу, с 2 до 6 лет - по смешанному, после
w ji^i
--
nu влрослому, магистральному, типу. Увеличиваются просвет и толщина стенок (за счет интимы) основных сосудов, а периферические ветви редуцируются.
В первые 2 года жизни происходят интенсивный рост и дифферен-цировка миокарда: мышечные волокна утолщаются в 1,5 раза, к 10 годам гистологическая структура его аналогична таковой у взрослых. Иннервация сердца осуществляется через поверхностные и глубокие сплетения, образованные волокнами блуждающего нерва и шейных симпатических узлов. До 3-4 лет сердечная деятельность регулируется в основном симпатической нервной системой, что отчасти объясняет наличие у этих детей физиоло- г ической тахикардии в первые годы «изни.
У новорожденных сердечно-сосу-щстая система наиболее развита. Частота сердечных сокращений у [етей больше, чем у взрослых, а АД шже. Объем крови у детей колеб-[ется от 80 до 150 мл на 1 кг массы ела (у взрослых 60 мл/кг). Ско-юсть кровотока в младшем возрас-е также примерно в 2 раза выше, ем у взрослых, большая часть кро-и циркулирует в центральных со-удах внутренних органов, а пери->ерическое кровообращение сни-:ено, барорецепторы развиты пло-о. Дети очень чувствительны к ровопотере и ортостатическим наущениям. Потеря 50 мл крови у оворожденного соответствует по-:ре 600-1000 мл ее у взрослого, ледовательно, даже небольшая эовопотеря крови у ребенка млад-его возраста должна быть полно-ъю возмещена по объему и каче-ву.
Функции органов кровообраще-1Я - доставка кислорода и пита-льных веществ ко всем органам и аням; удаление и выведение угле-[слого газа и других продуктов об-:на осуществляются в тесном аимодействии с органами дыха-
ния, пищеварения и выделения при регулирующем влиянии ЦНС, вегетативной и эндокринной систем. Рост, структурное и функциональное совершенствование органов кровообращения продолжаются в течение всего периода детства и происходят неравномерно, при неодновременном созревании отдельных частей, а интенсивно текущие у ребенка процессы обмена предъявляют высокие требования к их деятельности.
Под процессом прорезывания зубов понимают сложный процесс их вертикального перемещения от места закладки и развития внутри челюстных костей до прорезывания коронки в зубном ряду.
Процесс прорезывания зубов начинается к моменту окончательного формирования коронки зуба и сопровождается дальнейшим его развитием, ростом и развитием челюстных костей.
К основным изменениям, протекающим в тканях, окружающих зуб по ходу его прорезывания относятся (В.Л. Быков, 1998 г.): развитие корня зуба; развитие периодонта; перестройка альвеолярной кости; изменения тканей, покрывающих зуб (рис. 76).
Развитие корня зуба связано с врастанием в мезенхиму зубного сосочка эпителиального корневого влагалища Гертвига. Его клетки определяют продукцию и развитие одонтобластов, вырабатывающих дентин корня. С редукцией гертвиговского влагалища клетки зубного мешочка подвергаются дифференцировке и продуцируют цемент поверх дентина корня.
Развитие периодонта выражается в росте его волокон, как со стороны цемента корня, так и со стороны альвеолы. Эти процессы становятся интенсивнее непосредственно перед прорезыванием зуба.
Перестройка альвеолярной кости сопровождается сложными процессами остеоаппозиции и остеорезорбции. Интенсивность перестройки альвеолярной кости разнообразна и зависит от многих факторов в том числе: локализации, групповой принадлежности зубов. При формировании корня зуба он достигает дна костной альвеолы и вызывает ее резорбцию в зоне сдавления. При этом в корне в месте контакта с альвеолой продолжаются интенсивные процессы костеобразования.
В многокорневых зубах отложение кости наиболее интенсивно происходит в области формирующейся межкорневой перегородки. В однокорневых зубах зоной усиленного отложения костной ткани является дно лунки с язычной поверхности.
Резорбция костной ткани по ходу прорезывания зуба обеспечивает локальное снижение прочностных свойств кости и ослабляет ее сопротивление.
Изменение тканей, покрывающих прорезывающийся зуб. При приближении зуба к слизистой оболочке полости рта происходят регрессивные изменения в соединительной ткани, отделяющей зуб от эпителия слизистой оболочки, этому способствует редуцированный эмалевый эпителий, покрывающий коронку зуба (рис. 76, 1).
Приближаясь к эпителию, выстилающему полость рта, редуцированный эмалевый эпителий сливается с ним (рис. 76, 3). Последний в центральных участках растягивается и прорывается (рис. 76, 4). Через образовавшееся отверстие коронка зуба прорезывается в полость рта (рис. 76, 5). При этом кровотечение отсутствует, так как коронка продвигается через канал, выстланный эпителием.
Прорезавшись в зубной ряд, коронка продолжает прорезываться с той же скоростью, пока зуб не установится в правильные окклюзионные соотношения с антагонистами и соседними зубами (рис. 76, 6).
Редуцированный эмалевый эпителий остается прикрепленным к эмали в той части, где коронка не прорезалась, он носит название первичного эпителия прикрепления. В дальнейшем он замещается вторичным эпителием прикрепления, который является частью десны.
В современной литературе выделяют четыре основные теории, объясняющие механизм прорезывания зубов (В.Л. Быков, 1998 г):
1. Теория роста корня зуба.
2. Повышение гидростатического давления в периапикальной зоне или пульпе зуба.
3. Перестройка костной ткани.
4. Тяга периодонта.
Прорезывание и смена временных зубов постоянными - сложный физиологический процесс. Признаками правильности прорезывания зубов является: последовательность, парность и симметричность.
Вначале прорезываются зубы на нижней, затем на верхней челюсти. Прорезывание зубов - показатель правильного развития ребенка, он тесно связан с общим состоянием его здоровья. Следует отметить, что процесс нормального прорезывания зубов индивидуален, поэтому лишь резкие отклонения от естественных принято считать аномалиями.
Начало прорезывания зубов временного прикуса относится к второму полугодию 1-го года жизни ребенка (табл. 4).
Таблица 4.
Средние сроки прорезывания временных зубов
Прорезывание зубов начинается с образования на десне плотных выбуханий, соответствующих будущим коронкам временных зубов.
На 6- 8 месяце жизни на поверхности десны появляются режущие края двух центральных резцов: сначала на нижней, затем на верхней челюсти.
К одному году в верхнем и нижнем зубном ряду ребенка должно прорезаться по 4 резца, т.е. 8 зубов в полости рта.
К 30 месяцам у ребенка сформирован временный прикус.
Развитие постоянных зубов в целом напоминает развитие временных зубов. Источником формирования закладок эмалевых органов постоянных зубов служит зубная пластинка.
Закладки, которые дадут начало постоянным замещающим зубам (резцы, клыки, премоляры) возникают вследствие усиленной пролиферации клеток зубной пластинки вблизи эмалевых органов временных зубов и ее разрастания в виде замещающей зубной пластинки. Они располагаются с язычной поверхности временных зубов.
У постоянных моляров временные предшественники отсутствуют, поэтому их называют дополнительными. Их начальное развитие отличается от развития постоянных замещающих зубов.
В ходе прорезывания постоянных замещающих зубов происходит разрушение и выпадение временных зубов, которое включает и прогрессивную резорбцию корней временных зубов и их альвеол (рис. 77).
Вследствие давления постоянного зуба на альвеолу временного зуба начинается дифференцировка остеокластов, которые активно включаются в процессы резорбции костной ткани.
Локализация зон физиологической резорбции корней временных зубов различна в зависимости от групповой принадлежности зуба: у однокорневых зубов она располагается в области верхушки зуба с язычной стороны, а у многокорневых зубов - в зоне бифрукации корней.
Сроки прорезывания постоянных зубов при правильном развитии ребенка совпадают со временем выпадения временных зубов (табл. 5).
Процесс выпадения временного зуба протекает синхронно с процессом прорезывания постоянного зуба.
Клинически после выпадения временного зуба обнаруживаются бугры или часть режущего края прорезывающихся постоянных зубов.
Прорезывание постоянных зубов начинается с первого постоянного моляра в 6 лет. Затем последовательно в возрасте 6 - 8 лет прорезываются центральные и боковые резцы.
В 9 - 10 лет прорезываются первые премоляры, за которыми, чаще всего, следуют клыки (10 - 11 лет) и вторые премоляры (11 - 12 лет).
В 12 - 13 лет прорезываются вторые постоянные моляры. Таким образом, к 12 - 13 годам все временные зубы заменяются постоянными. Окончательное формирование корней завершается к 15 годам.
У замещающих зубов имеется особая анатомическая структура, способствующая их прорезыванию - проводниковый канал, который содержит проводниковый тяж.
Закладка такого постоянного зуба размещается первоначально в общей костной альвеоле с его временным предшественником.
В дальнейшем она полностью окружается альвеолярной костью, за исключением небольшого канала, содержащего остатки зубной пластинки и соединительную ткань. Вместе эти структуры способствуют направленному движению постоянного зуба в ходе его прорезывания.
Таблица 5.
Сроки формирования и прорезывания постоянных зубов.
Ортодонтия
Под редакцией проф. В.И. Куцевляка
Прорезывание коренных зубов на месте выпавших предшественников является важным процессом для каждого человека, поскольку происходит только один раз в жизни. Если допустить разрушение зубной эмали на стадии образования, срок службы зуба будет небольшим. Чтобы избежать проблем при смене прикуса, родителям нужно следить за выпадением молочных и прорезыванием постоянных зубов у ребенка.
Последовательность прорезывания постоянных зубов у детей
Постоянные зубы, вырастающие у детей при смене прикуса, схожи по многим характеристикам с молочными единицами. Однако существуют несколько отличий, по которым их можно отличить друг от друга:
- размеры молочных зубов намного меньше, поскольку их образование начинается в раннем возрасте, когда челюсть еще развивается;
- эмаль постоянных единиц значительно тверже по причине высокой минерализации зубной ткани;
- коренные клыки, премоляры, моляры и резцы имеют природный желтоватый оттенок, в отличие от молочных, которые намного белее постоянных;
- толщина стенок постоянных зубов достаточно тонкая, что объясняется развитостью нервно-сосудистого пучка пульпы;
- коренных зубов больше по количеству, т.к. у малышей не растут "шестерки" и последующие единицы;
- зубная корневая система у подростков более развита, чем у детей в первые годы жизни.
У ребенка после 5-6 лет постепенно рассасываются корни молочных зубов, вследствие чего они начинают шататься. По мере роста челюсти расширяется расстояние между резцами, молярами и клыками, а затем происходит прорезывание коренных зубов. Новый зуб вырастает на месте выпавшего молочного предшественника или рядом, если тот только начинает шататься.
Формирование коренных зубов у детей дошкольного и школьного возраста происходит в следующей последовательности:
- первыми появляются моляры;
- вторыми вырастают верхние и нижние медиальные резцы;
- затем очередь переходит к фронтальным (боковым) резцам;
- следующими на месте своих предшественников прорезываются первые премоляры;
- далее происходит образование клыков;
- вторые премоляры появляются в подростковом возрасте;
- вслед за ними вырастают вторые моляры;
- зубы мудрости (третьи моляры) прорезываются, как правило, после совершеннолетия, но могут и не появиться вовсе.
Порядок и сроки
Смена молочных зубов у детей младшего возраста происходит по той же схеме, как они прорезывались у грудничков. У подростков растут моляры, которых не было до смены прикуса.
Информация о примерных сроках и порядке прорезывания коренных зубов отражена в таблице ниже. Постоянные единицы могут вырасти раньше или позже указанного срока, поскольку на их формирование оказывает влияние множество факторов. К ним относятся:
- скорость обмена веществ;
- наследственность;
- качество пищи и питьевой воды;
- рацион питания ребенка;
- экологическая обстановка в регионе проживания и др.
Порядок и возраст прорезывания постоянных зубов:
Названия зубов | Период формирования, лет |
Медиальные резцы верхней челюсти | 5-7 |
Медиальные резцы нижней челюсти | 5-7 |
Нижние фронтальные резцы | 8-10 |
Верхние фронтальные резцы | 8-10 |
Премоляры верхней челюсти | 9-13 |
Премоляры нижней челюсти | 9-13 |
Клыки | 12-14 |
Вторые верхние моляры | 14-16 |
Вторые нижние моляры | 14-16 |
Третьи моляры (зубы мудрости) | 16-25 |
В отличие от возраста прорезывания постоянных зубов, который может варьироваться под влиянием определенных факторов, последовательность их формирования должна соответствовать табличным данным. Если детские зубы после смены прикуса растут в неправильном порядке, это может быть связано с генетической предрасположенностью или патологическими причинами.
Отклонения от нормы
Чаще всего прорезывание коренных зубов у детей происходит по установленной схеме, однако в отдельных случаях возможны отклонения. Родителям необходимо следить за тем, как меняются зубные единицы у ребенка, чтобы знать, с какого момента процесс начал происходить неправильно. Особое внимание нужно уделить срокам формирования новых зубов и потере молочных.
Если зубы у ребенка начали выпадать до достижения им 5 лет, это может быть вызвано травмой или каким-либо стоматологическим заболеванием. К потере молочного зуба может также привести его намеренное расшатывание.
Отклонениями от нормы являются позднее формирование корней, а также задержка прорезывания постоянных зубов. Аномалия, при которой рост коренного зуба прекратился после появления в десне верхней части коронки, называется частичной ретенцией. Она может быть связана с длительным развитием или неправильным расположением корня. При полной ретенции коронка не показывается из десны.
К детским зубным аномалиям также относят адентию - отклонение, характеризующееся полным отсутствием корней. В этом случае образование постоянного зуба невозможно.
Если молочные единицы долго не выпадают, коренные могут расти вторым рядом (см. на фото). Такое нарушение приводит к развитию неправильного прикуса, что в дальнейшем негативным образом отразится на внешности.
При наличии признаков какого-либо отклонения при смене зубов у ребенка необходимо обратиться к специалисту для выявления причин, спровоцировавших развитие аномалии. В большинстве случаев это удается сделать после получения результатов рентгенологического исследования.
Возможные осложнения при отклонениях от нормы
Когда у ребенка меняются зубы, родителям следует проявить бдительность, чтобы не допустить развития осложнений. Наиболее распространенным последствием аномальной смены молочных зубов является адения. Она может быть вызвана наследственной предрасположенностью или патологическим процессом в организме плода при внутриутробном развитии. При отсутствии возможности повлиять на ситуацию проблема решается при помощи протезирования.
Если коренной зуб на месте выпавшего предшественника у ребенка долго не растет, соседние молочные единицы постепенно приближаются друг к другу, заполняя пустоту. Когда постоянный зуб начнет прорезываться, ему не хватит места для дальнейшего роста. Зубной ряд, сформировавшийся таким образом, будет иметь неэстетичный вид.
Если по каким-либо причинам у ребенка раньше времени выпал молочный зуб, не следует откладывать визит к стоматологу. Современные методы ортодонтии позволяют предотвратить смещение зубов и избежать дальнейшей коррекции приобретенного дефекта.
Одним из самых неприятных осложнений, возникающих при смене молочных зубов, являются болезненные ощущения. Они возникают вследствие кариозного или иного поражения зубной эмали, которая в период роста зубов имеет низкий показатель минерализации. Запущенный кариес может перейти в пульпит.
Нестерпимая боль может возникать у ребенка при развитии периодонтита, характеризующимся воспалением прикорневых тканей зуба. Основной причиной появления заболевания является инфицирование стрептококками или другими болезнетворными микроорганизмами. При отсутствии своевременного лечения острый периодонтит переходит в хроническую форму.
Когда прикус у малыша только начинает меняться и прорезываются первые коренные зубы, возрастает риск травмирования зубов. Повышенная активность детей в этот период сопровождается частыми попытками что-нибудь разгрызть, которые приводят к поломке первых и вторых моляров. Выпадение появившегося постоянного зуба без механического воздействия на него свидетельствует о проблемах со здоровьем у малыша.
РАЗВИТИЕ КОРНЯ ЗУБА. ОБРАЗОВАНИЕ ДЕНТИНА КОРНЯ, ЦЕМЕНТА, ПЕРИОДОНТА, ПУЛЬПЫ ЗУБАРАЗВИТИЕ КОРНЯ ЗУБА. ОБРАЗОВАНИЕ ДЕНТИНА КОРНЯ, ЦЕМЕНТА, ПЕРИОДОНТА, ПУЛЬПЫ ЗУБА
Эмалевый орган не только участвует в образовании эмали, но и играет важную роль в формировании корней будущих зубов. Развитие корней происходит позже, чем коронок, и по времени совпадает с прорезыванием зубов.
Структурой, определяющей развитие корня зуба, является шеечная (цервикальная) петля. Она состоит из 2 рядов клеток: внутреннего эпителия и наружного эпителия эмалевого органа (см. рис. 54, рис. 62). Шеечная петля растет, углубляясь в мезенхиму зубного мешочка и отодвигаясь от только что образованной коронки зуба.
Шеечная петля окружает ткани зубного сосочка и формирует эпителиальное корневое влагалище, отделяющее зубной сосочек от зубного мешочка.
При формировании корней в многокорневых зубах края гертвиговского эпителиального влагалища образуют выросты, которые растут навстречу друг другу и после слияния ограничивают область будущих корневых каналов. Таким образом, первоначально единое широкое отверстие подразделяется на 2 или 3 фрагмента.
Развитие дентина корня и цемента
Клетки зубного сосочка в результате индуцирующего влияния эпителиального влагалища дифференцируются в дентинобласты корня, продуцирующие дентин (рис. 63).
Затем эпителиальное влагалище распадается на отдельные фрагменты (эпителиальные остатки Малассе, встречающиеся в периодонте), и клетки внутреннего слоя зубного мешочка входят в контакт с дентином, дифференцируясь в цементобласты (рис. 64).
Эти крупные клетки кубической формы синтезируют белки матрикса цемента (прецемент, цементоид). Цементоид откладывается поверх дентина корня или поверх высокоминерализованного гиалинового слоя Хоупвелла Смита. (По некоторым данным, этот аморфный слой образуется эпителиальными клетками корневого влагалища до его распада.)
Минерализация цементоида происходит путем отложения в него кристаллов гидроксиапатита. При этом цементобласты смещаются на периферию либо замуровываются в нем, превращаясь в цементоциты (рис. 65).
Цемент, не содержащий замурованных в нем клеток, называют бесклеточным, или первичным.
Рис. 62. Образование шеечной петли в развивающемся зубе: 1 - наружный эпителий эмалевого органа; 2 - внутренний эпителий эмалевого органа; 3 - шеечная петля; 4 - зубной сосочек
Рис. 63. Формирование эпителиального (гертвиговского) корневого влагалища:
1 - эпителиальное гертвиговское корневое влагалище; 2 - одонтобласты корня зуба; 3 - зубной сосочек; 4 - зубной мешочек
Рис. 64. Образование эпителиальных остатков Малассе: 1 - фрагменты эпителиального гертвиговского влагалища (эпителиальные остатки Малассе)
Рис. 65. Развитие корня зуба. Образование цемента и периодонта: 1 - цементобласты; 2 - цемент; 3 - цементоциты; 4 - периодонт; 5 - островки Малассе; 6 - костные трабекулы
Цемент, содержащий расположенные в лакунах клетки, называют клеточным, или вторичным. Клеточный цемент располагается на верхушке и в области бифуркации корня. Матрикс клеточного цемента содержит внутренние (собственные) коллагеновые волокна, образованные цементобластами, и внешние (наружные), проникающие в него из периодонта. Сосудов в цементе нет. С возрастом слой цемента утолщается.
Развитие периодонта
Часть клеток зубного мешочка пролиферирует и дифференцируется в фибробласты, которые начинают образовывать коллагеновые волокна и основное вещество соединительной ткани периодонта (перицемента). Пучки коллагеновых волокон, с одной стороны, проникают между цементобластами и «впаиваются» в матрикс цемента, с другой - проникают в основное вещество строящейся альвеолярной кости. Возможно, образование волокон периодонта осуществляется из 2 источников: со стороны строящегося цемента и со стороны кости альвеолы. Толщина пучков волокон существенно возрастает после прорезывания зуба. Основные группы волокон периодонта формируются в определенной по-
следовательности. В течение жизни человека происходит перестройка периодонта в соответствии с условиями нагрузки.
Развитие пульпы зуба
Пульпа зуба развивается из зубного сосочка, образованного эктомезенхимой (см. рис. 52, 53). В сосочек врастают сосуды. Клетки периферического слоя сосочка превращаются в специфические для пульпы одонтобласты, а большая часть клеток мезенхимы дифференцируется в фибробласты (см. рис. 54, 55). Фибробласты секретируют компоненты межклеточного вещества соединительной ткани. В развивающейся пульпе накапливаются фибриллы, содержащие коллаген 1-го и 3-го типов, причем коллаген 3-го типа присутствует в необычно высокой концентрации. Фибриллы образуют волокнистые структуры. В соединительной ткани пульпы происходит разрастание сосудов, появляются макрофаги, нарастает гетероморфизм клеточных элементов. Первые нервные волокна обнаруживаются на 9-10-й неделе эмбриогенеза. Развитие сосудов сопровождается разрастанием нервных волокон и формированием их сетей (см. схему).
Нарушения развития зубов
Нарушения развития зубов могут наблюдаться на каждой стадии одонтогенеза. Воздействие повреждающих факторов в период закладки зубов, на стадии инициации, могут приводить к отсутствию отдельных или множества зубов - адонтии. Пациенты при этом нуждаются в имплантации зубов.
Очень чувствительны к повреждающим факторам энамелобласты. При эндокринных нарушениях, системных заболеваниях или воздействии радиации уменьшается количество образующейся эмали, наблюдается гипоплазия эмали. Если негативное воздействие приходится на период созревания эмали, нарушается ее минерализация (гипокальцификация эмали).
Несовершенный дентиногенез может носить наследственный характер. При этом заболевании структура эмали не изменена, но соединение ее с дентином непрочно, поэтому эмаль откалывается.
Известны и другие нарушения развития зубов.
Минерализация коронок боковых зубов начинается с верхушек бугров, а резцов - с режущего края, и на рентгенограмме они выглядят как точечные очаги обызвествления, их количество разное. Так, в резцах обычно отмечается наличие трех центров обызвествления, в клыках - четыре, в молярах и премолярах их столько, сколько бугорков на жевательной поверхности.
Минерализация распространяется вниз, к пришеечной области, и на боковых зубах различают стадию кольца, «колпачка» или «черепка».
Рис 6.1-4 Стадии минерализации фолликула постоянного моляра.
На резцах определяются контуры минерализованной коронки разной величины. У грудного ребенка на рентгенограммах челюстей определяется минерализация 1/6 части коронок центральных резцов, приблизительно 2/3 коронок латеральных резцов и иногда обызвествление в области верхушки клыка, заметно обызвествление в области бугорков временных моляров. Иногда видны участки обызвествления в области бугорков первого постоянного моляра и режущего края резца.
Отмечено, что у девочек прорезывание зубов происходит чуть раньше, чем у мальчиков. Однако встречаются индивидуальные отклонения от средних норм прорезывания. Даже колебания в границах 6 месяцев рассматриваются как норма. Рахит, хронические диспепсические нарушения, острые инфекции, эндокринные заболевания, нарушения питания, гиповитаминозы могут влиять на сроки минерализации и прорезывания зубов. В таких случаях рентгенологическое исследование позволяет определить наличие или отсутствие зачатков, оценить степень их формирования с учетом возраста.
Минерализация зубов постоянного прикуса начинается с первых моляров на 9 месяце внутриутробного развития. Сроки полной минерализации коронок и корней временных и постоянных зубов представлены в таблице 1.
Сроки минерализации коронок и корней временных и постоянных зубов
Рентгенологически различают 5 стадий развития корня зуба и периодонта:
I - стадия роста корня в длину;
II - стадия несформированной верхушки;
III - стадия незакрытой верхушки;
IV - стадия несформированного периодонта;
V - стадия полного завершения формирования корня и периодонта.
Рентгенологическая картина несформированной верхушки корня зуба и окружающих его тканей следующая: стенки корня параллельны, ширина их постепенно уменьшается, заканчиваясь остриями. Корневой канал имеет меньшую ширину в области, которая прилегает к полости зуба, и большую - у формирующегося апикального отверстия, что придает ему воронкообразный вид, или вид раструба. Периодонтальная щель имеет одинаковую ширину по всей длине корня, у верхушки корня она сливается с зоной роста; апикальное отверстие очень широкое.
На стадии незакрытой верхушки стенки корня отличаются большей толщиной стенок, у верхушки корня они сомкнуты не полностью. Поэтому на рентгенограмме четко видна проекция верхушечного отверстия, которое в зубах со сформированным корнем обычно не различают. Корневой канал широкий, но с меньшим диаметром в области верхушки, чем у шейки зуба. Периодонтальная щель становится различимой и в области верхушки корня, где она более широкая, чем вокруг других отделов корня. Более широкой периодонтальная щель остается еще некоторое время, и после того, как верхушка корня закончит свое развитие - произойдет ее закрытие.
Расширенная периодонтальная щель в области нижних постоянных центральных резцов наблюдается до 11 лет; в области латеральных резцов и первых моляров - до 11 лет; клыков - до 17 лет. В старшем возрасте периодонтальная щель имеет в норме равномерную ширину по всей длине, а апикальное отверстие не проецируется. Изменение ширины периодонтальной щели в сторону уменьшения или увеличения свидетельствует о наличии патологического процесса.
Рис 7.1 Рис 7.2 Рис 7.3.
Рис. 7.1-3 Стадии формирования корня зуба.
7.1 стадия несформированной верхушки (раструба);
7.2 стадия незакрытой верхушки;
7.3 стадия полного завершения формирования корня
В периоде сменного прикуса рентгенологически определяется смещение зачатков постоянных зубов к альвеолярному отростку после завершения процесса минерализации коронки. С момента окончания формирования коронки до полного прорезывания постоянных зубов проходит приблизительно 5 лет. Прорезыванию предшествует физиологическая резорбция корней временных зубов.
Наряду с резорбцией корней временных зубов в костной ткани челюстей происходят репаративные процессы; их сочетание обеспечивает наличие костной ткани вокруг резорбирующихся корней.
В зависимости от особенностей резорбции корней временных зубов
Т. Ф. Виноградова различает три вида резорбции:
Физиологическую, патологическую и идиопатическую. Физиологическая резорбция происходит в интактных зубах и зубах, которые лечили по поводу кариеса и пульпита, не осложненного периодонтитом. Патологическая резорбция происходит при периодонтитах, периоститах, остеомиелитах, кистах, при опухолевых процессах.
В зависимости от локализации выделяют три типа физиологической резорбции:
1.Равномерная резорбция всех корней.
2.Преобладает резорбция одного из корней, так называемый неравномерный тип резорбции. Чаще такой тип резорбции начинается с дистального корня нижних и дистального щечного корня верхних моляров. Неравномерная резорбция может наблюдаться и в однокорневых зубах.
3.Преобладает резорбция в области бифуркации с сохранением корней. Такой тип резорбции может привести к сообщению с коронковой частью пульпы.
В однокорневых зубах чаще отмечается равномерная резорбция, иногда неравномерная - преимущественно с язычной стороны корня в резцах и в медиальных отделах корня - в клыках.
8.1 8.2 8.3
Рис. Виды резорбции корней по Т.Ф.Виноградовой.
8.1. Равномерная резорбция всех корней 8.2. Резорбция одного из корней 8.3. Резорбция в области бифуркации
Физиологическая резорбция развивается неравномерно, однако захватывает всю поверхность корней. При этом внутренняя поверхность корней, расположенная ближе к зачатку постоянного зуба, резорбируется быстрее. На поздних стадиях физиологической резорбции в процессе принимает участие пульпа зуба, осуществляя резорбцию дентина со стороны полости зуба. Источником остеокластов при этом являются клетки пульпы.
Наряду с физиологической под влиянием ряда причин может развиваться патологическая резорбция корней (резорбция в результате хронического воспаления, идиопатическая резорбция , резорбция в результате новообразований).
Наиболее часто она возникает в результате хронического воспаления в периодонте временных зубов.
Патологическая резорбция корней временных зубов осуществляется многоядерными гигантскими клетками инородных тел (А. В. Русаков) и клетками воспалительного инфильтрата. Процессы костеобразования при этом минимальны и отстают от резорбции. В связи с этим при патологической резорбции ведущим рентгенологическим признаком является деструкция и отсутствие костной ткани между корнями временных зубов или вокруг них. Патологическая резорбция не подчиняется законам физиологической резорбции. Естественная ткань периодонта в этот период замещена грануляционной тканью воспалительного инфильтрата. Резорбция корня идет мелкими глубокими лакунами, которые заполнены клетками воспаления. В ткани воспалительного инфильтрата часто встречаются эпителиальные тяжи, которые захватывают большое пространство и могут прорастать всю толщу ткани и врастать в каналы корня. По мере прогрессирования патологического процесса корни временных зубов и фолликулы постоянных разобщаются, в то время как при физиологической резорбции они сближаются. При патологической резорбции может наступить рассасывание еще несформированных корней временных зубов, корней, отделенных от фолликула постоянного зуба и корней рядом стоящих зубов.
Процесс патологической резорбции может распространиться на фолликулы постоянных зубов, вызвать преждевременную резорбцию костной оболочки фолликула и прорезывание постоянного зуба.
На рентгенограммах в период сменного прикуса зубы и зачатки расположены в три ряда:
в зубной дуге - временные зубы; ниже - зачатки постоянных зубов, которые находятся на разных стадиях формирования; в третьем ряду - зачатки клыков (на верхней челюсти - под нижнеглазничным краем, а на нижней - над кортикальным слоем нижнего края челюсти).
Период постоянного прикуса. В возрасте 12 - 13 лет сменились все временные зубы и в зубном ряду находятся постоянные зубы с разной степенью формирования корней.
Рис.9.1-4 Периоды развития зубочелюстной системы ребенка.
Эмаль на рентгенограмме представлена в виде интенсивной линейной тени, которая окаймляет дентин коронки; она лучше видна на контактных поверхностях зубов. Дентин и цемент на рентгенограмме не дифференцируются.
Между корнем и кортикальной пластинкой альвеолы находится узкое щелевидное пространство - периодонтальная щель. Ее ширина составляет от 0,10 до 0,25 мм.
На рентгенограммах временные зубы отличаются от постоянных следующим:
1. Высота коронки и длина корней временных зубов меньше.
2. Толщина твердых тканей временных зубов меньше, чем постоянных.
3. Корни временных зубов короткие и менее массивные.
4. Во временных зубах полость зуба и корневые каналы, особенно в передних зубах, значительно шире.
5. Корни временных моляров отходят один от другого под большим углом, чем в постоянных.
6. Между корнями временных моляров расположены зачатки постоянных зубов.
Полость зуба на рентгенограмме определяется в виде разрежения с четкими контурами на фоне коронки зуба, а корневые каналы - в виде линейных разрежений с ровными и четкими замыкающими контурами.
Зубы в альвеолярном отростке отделены друг от друга межзубной перегородкой. В молочном зубном ряду вершины межальвеолярных перегородок имеют разные очертания. Вершина перегородки, расположенной между центральными резцами верхней челюсти, раздвоена, между резцами нижней челюсти раздвоение межальвеолярной перегородки встречается редко. В области других передних зубов вершины межальвеолярных перегородок чаще имеют округлые, реже - острые очертания.
В третьем периоде временного прикуса (редукции) в связи с появлением физиологических диастем и трем вершины перегородок уплощаются. В области молочных моляров вершины межальвеолярных перегородок всегда плоские. Вершины межальвеолярных перегородок проецируются всегда вблизи эмалево-цементной границы. Кортикальная пластинка перегородок выражена хорошо, но петлистость губчатого вещества нечеткая.
В сменном прикусе у прорезывающихся зубов на нижней челюсти вершины межальвеолярных перегородок как бы срезаны в сторону прорезывающегося зуба и располагаются на уровне эмалево-цементной границы или вблизи нее. При этом создается впечатление, что периодонтальная щель как бы расширена у шейки и коронки прорезывающегося зуба; компактная пластинка в верхнем отделе перегородки, на стороне, обращенной к прорезывающемуся зубу, шире. Рисунок губчатого вещества нечеткий.
С окончанием прорезывания зуба заканчивается формирование межальвеолярной перегородки и проявляются особенности ее строения. Это выражается в появлении четких очертаний вершин перегородок и рисунка губчатого вещества.
В передних зубах вершины межальвеолярных перегородок прорезавшихся зубов приобретают острые или округлые очертания с четко выраженной компактной пластинкой одинаковой ширины на всем протяжении. У большинства детей и подростков перегородка, расположенная между центральными резцами, кроме указанных выше двух форм, может иметь как бы раздвоенную вершину; протяженность раздвоения иногда достигает 2 мм. Плоские вершины с четкой компактной пластинкой между передними зубами встречаются в тех случаях, когда между ними имеются диастема или тремы. Вследствие дугообразной формы зубной дуги на рентгенограмме четко часто бывает видна только одна межальвеолярная перегородка. Поэтому для получения ее четкого изображения в области передних зубов необходимо направить пучок лучей на ту перегородку, которую необходимо увидеть.
В области премоляров и моляров вершины межальвеолярных перегородок плоские, реже округлые, а сами перегородки напоминают трапецию. Компактная пластинка проецируется в виде четкой и непрерывной светлой полоски по краю межальвеолярных перегородок. Эта линия выглядит более четкой и широкой до 13-летнего возраста.
Рисунок губчатого вещества межальвеолярных перегородок разный и зависит от возраста. В области передних зубов он чаще бывает крупнопетлистым, реже - мелкопетлистым; в области премоляров и моляров в большинстве случаев четко выражено укрупнение петель губчатого вещества в направлении от вершины межальвеолярной перегородки к верхушкам корней. Крупнопетлистый рисунок определяется реже, чем мелкопетлистый. Крупнопетлистый рисунок чаще встречается у детей до 11 лет, а у детей старшего возраста - реже.
Схемы описания рентгенограмм.
1).Общая оценка рентгенограмм:
а).ф.и.о. больного, возраст, дата исследования;
б).метод исследования (внутриротовая контактная рентгенограмма, ортопантомограмма и др.);
в).проекция исследования (прямая, правая или левая боковыеаксиальная);
г).область исследования при внутриротовых рентгенограммах(номер зуба);
2).Изучение зуба:
а).расположение (смещение и т.д.);
б).коронковая часть (размеры, форма, контуры, наличие кариозной полости, присутствие" пломбировочного материала и степень заполнения им кариозной полости, характер пломбы, ее нависание и т.д.);
в).корень (степень визуализации, степень резорбции);
г).полость зуба (сообщается ли с кариозной полостью, степень облитерации и заполнения пломбировочным материалом каналов корней;
д).периодонтальная щель (ширина в мм, равномерность, отсутствие на отдельных участках и т.д.).
3).Изучение окружающих зуб тканей:
а).компактная пластинка лунки (сохранена, разрушена, уплотнена, утолщена);
б).межзубные (межальвеолярные) перегородки (сохранены, степень снижения высоты, полное разрушение);
в).периапикальная область (отсутствие или наличие очагов деструкции в виде просветления, их количество, размеры, форма, контуры, структура, ободок затемнения, наличие очагов уплотнения в виде затемнений с той же характеристикой);
г).состояние кортикальных тканей челюстей (истончение или утолщение, выбухание, разрушение);
д).нижнечелюстной канал (степень визуализации, смещение и т.д.);
е).альвеолярные отростки (состояние контуров краевых отделов, костная структура, остеопороз, остеосклероз, секвестры и др.)-
4).Изучение височно-нижнечелюстного сустава:
а).суставная щель (сужена, расширена, неравномерная, степень визуализации);
б).соотношение суставных поверхностей (вывих, подвывих);
в).замыкательные пластинки эпифизов (склерозирование, истончение, исчезновение, кистовидные просветления и др.);
г).головка мыщелкового отростка (размеры, форма, контуры, подвижность, структура);
д).шейка мыщелкового отростка (изменение угла по отношению к головке, укорочение и т.д.);
е).суставной бугорок (уплощение, структура и др.);
5.Изучение мягких тканей (увеличение, уменьшение, дополнительные тени или просветления);
6.Заключение о характере патологического процесса. В сомнительных случаях следует дать рекомендации о дальнейшем алгоритме рентгенологических методов.
Тема занятия: Методики телерентгенографии.
1. Актуальность темы: Теоретические знания и практические умения по анализу телерентгенограмм основными методами Шварца и Доунса позволят проводить дифференциальную диагностику гнатических и зубоальвеолярных форм зубочелюстных аномалий.
На основе полученных знаний будет формироваться понимание врачебной тактики лечения тех или иных зубочелюстных аномалий, выбор лечения с удалением или без удаления постоянных зубов, необходимость применения дополнительных хирургических методов оптимизации ортодонтического лечения.
2. Учебные цели занятия: Обучить студентов методам анализа телерентгенограмм и на основе систематизации полученных знаний формулировать заключения для выработки дальнейшего плана лечебно-профилактических мероприятий устранения зубочелюстных аномалий.
3. Цели развития личности. Научить студентов и вежливому отношению к родителям и детям различных возрастов с аномалиями зубочелюстной системы.