О терапии творческим самовыражением. Терапия творческим самовыражением бурно Что такое арт-терапия в психологии

Все эти факты, наблюдения и закономерности послужили созданию одного из оригинальных направлений в современной психотерапии, получившему название «терапия творческим са­мовыражением». Его основатель - известный отечественный психиатр и психотерапевт Марк Евгеньевич Бурно, выпустивший по детальной разработке этого метода немало интересных работ.

М.Е, Бурно определяет свой метод как клинический, не пси­хоаналитический, психотерапевтический способ лечения людей с тягостными переживаниями своей неполноценности, страдаю­щими тревожными и депрессивными расстройствами. В основе метода лежат следующие две основные идеи:

Человек, страдающий каким-либо психопатологическим рас­стройством, в процессе творчества может лучше узнать и понять особенности своего характера. А, узнав свои силь­ные и слабые стороны, пациент может смягчить свое нега­тивное состояние, потому что наши недостатки - это про­должение наших достоинств.

Любое творчество высвобождает большое количество пози­тивной энергии, поэтому любое творчество целебно. Именно вследствие этого в психике происходят позитивные сдвиги. Занятия ТТС. практикуемые М.С. Бурно, проводятся в не­принужденной обстановке, при свечах, за чашкой чая, под мело­дичную классическую музыку. Пациенты в процессе групповых встреч сближаются друг с другом, часто становятся друзьями, поддерживающими друг друга.

На занятиях они слушают рассказы своих товарищей о самих себе, о художниках, скульпторах, писателях и музыкантах, пы­таясь вникнуть в особенности их характеров. Члены группы на живых примерах видят, как творческая деятельность помогала многим людям. Поэтому, глядя на них, они могут начать жить своей собственной творческой жизнью, которая может иметь раз­ные формы - от переписки с врачом до ведения дневников и при­думывания своих собственных рассказов и повестей.

Как отмечает М.Е. Бурно, метод ТТС особенно эффективен в лечении пациентов с различными дефензивными нарушениями и как профилактика нервной патологии у здоровых людей, испы­тывающих расстройства настроения дефензивного характера в рамках нормы.



Принятый в клинической психиатрии термин «дефензивный» (от лат. defensio - оборона, защита) по своему содержанию про­тивоположен термину «агрессивный» и подразумевает смешение пассивной оборонительности с ранимостью, сопровождаемое пе­реживанием чувства неполноценности.

Дефензивность обнаруживается как ведущее расстройство у многих больных неврозоподобной шизофренией, у психастенических и астенических психопатов, у дефензивных шизоидов, циклоидов, эпилептоидов, дефензивных истерических психопа­тов, у больных алкоголизмом и наркоманов склада. В Большом Городе таких людей - огромное количество.

Расстройства настроения подобного характера нередки и у здоровых людей, особенно у тех, кого относят к так называемым акцентуированным личностям. Всем таким пациентам ТТС помо­гает проникнуться целебным творческим вдохновением, научиться в нравственном самовыражении преодолевать трудности, не об­ращаясь при этом за смягчением душевной напряженности к ле­карствам, алкоголю или наркотикам.

Творчество в ТТС понимается широко - как выполнение любого общественно-полезного дела в соответствии со своими неповторимыми духовными особенностями. Поэтому творчество не может быть реакционным, безнравственным, оно всегда - созидание, несущее в себе позитивную индивидуальность автора.

Поскольку главный инструмент всякого творчества - прояв­ление живой духовной индивидуальности, то и больной, и здоро­вый человек познают в творчестве свою уникальность, становят­ся самими собой и освобождаются от тягостной неопределеннос­ти, которая всегда присутствует в расстройствах настроения.

Основной и специфический механизм терапии творческим са­мовыражением (объединяющей на едином основании лечение че­рез общение с музыкой, живописью, архитектурой, лечение со­зданием творческих произведений и т. д.) - это целебное ожив­ление духовной индивидуальности, подведение пациентов к возможности испытать творческое переживание - вдохновение.

Конкретные методики терапии творчеством по М.Е. Бурно включают в себя:

Терапия создания творческих произведений (рассказов, ри­сунков, фотографий и т. д.) с целью обнаружить во всем этом свою личностную особенность и сравнить свое творчество с особенностями творчества своих товарищей по группе;

Терапия творческим общением с природой (с поиском себя в природе через созвучие и несозвучие с определенными расте­ниями, насекомыми, ландшафтами и т. д.);

Терапия творческим общением с литературой, искусством, нау­кой (поиск созвучного в различных произведениях культуры);

Терапия творческим коллекционированием (собирание пред­метов, созвучных и несозвучных - для выяснения своих осо­бенностей);

Терапия проникновенно-творческим погружением в про­шлое (общение с дорогими душе предметами детства, с пор­третами предков, изучение истории своего народа, истории человечества - с целью отчетливее познать себя в созву­чии со всем этим, свои «корни», свою неслучайность в мире);

Терапия ведением дневника и записных книжек (разнооб­разные творческие записи обнаруживают, подчеркивают особенности их автора);

Терапия домашней перепиской с психотерапевтом (как воз­можность проявить личностную особенность в живой пере­писке);

Терапия творческими путешествиями - поиски себя в по­знании нового, незнакомого в путешествии;

Терапия творческим поиском одухотворенности в по­вседневном - увидеть необычное в обычном, возможность усмотреть и почувствовать окружающий мир лишь позна­вая обычное по-своему, личностно).

Все эти виды творческой активности способствуют обога­щению и развитию личности как пациента, так и здорового че­ловека. Главное - чтобы пациенты соблюдали и руководство­вались сами для себя тремя принципиальными положениями:

Познай характеры людей;

Найди среди них свой характер и присущие ему склонности и устремления;

Выбери для себя, сообразно своему характеру, путь в жиз­ни, род занятий и увлечений.

Нижеследующие музыкально-психотерапевтические фор­мулы нацеливают человека на поисковую активность и форми­руют необходимые установки на творчество. Они - плод кол­лективного творчества группы, занимавшейся музыкальной психотерапией.

Терапия творческим самовыражением, примененная в сфе­ре психологического воздействия на человека как с лечебны­ми, так и немедицинскими целями, неизменно обнаруживает способность помочь человеку познать и изучить себя при по­мощи творческой деятельности, сознательно и целенаправлен­но прояснить свою индивидуальность и значимость. Она помо­гает найти свое место в социуме, обрести себя в творчестве, способствует активному нахождению средств преодоления кризисных состояний и подниматься на новую ступень в своем развитии.

Личность, здоровье и творческая смелость

При всех прочих равных условиях творческий человек, как можно заключить из сказанного выше, более живуч и более здоров. Поэтому повышение творческого потенциала оказы­вается важным не только для профессионального роста, но и для хорошего самочувствия.

Чертами творческой личности, согласно американскому психологу К. Тэйлору, являются: стремление быть на передо­вых рубежах в своей области; независимость и самостоятель­ность суждений, стремление идти своей дорогой; склонность к риску; активность, любознательность, неутомимость в поис­ках; неудовлетворенность существующими традициями и ме­тодами и отсюда - стремление изменить существующее поло­жение дел; нестандартность мышления; дар общения; талант предвидения. (Гончаренко Н.В. Гений в искусстве и в науке. М., 1991). Другие исследователи указывают на такие черты творческой личности, как богатство фантазии и интуиции; спо­собность выходить за рамки обычных представлений и видеть предметы под необычным углом зрения; способность разре­шать тупиковые ситуации в тех случаях, когда они не имеют логического решения, оригинальным путем.

Человек творческий готов творить и создавать нечто для него интересное без всякого материального вознаграждения, ибо самая большая радость для него - это сам процесс твор­чества. И в конце концов от этого он выигрывает в смысле сво­его здоровья и радостного мироощущения. Этого не дано мало творческому человеку, ибо, как сказал Элберт Хаббард: «Кто делает не больше того, за что ему платят, никогда не получит больше того, что он получает».

Современные психологические исследования говорят о том, что жизненные установки, характерные для творческой лич­ности, можно воспитывать. Для этого в книге Стенберга Р. и Григоренко Е. «Учись думать творчески» приводятся следую­щие 12 стратегий. Для этой цели учитель должен:

Быть примером для подражания.

Поощрять сомнения, возникающие по отношению к обще­принятым предложениям и допущениям.

Разрешать делать ошибки.

Поощрять разумный риск.

Включать в программу обучения разделы, которые бы по­зволяли учащимся демонстрировать их творческие способности; проводить проверку усвоенного материала таким образом, чтобы у учащихся была возможность применить и продемонстрировать их творческий потенциал.

Поощрять умение находить, формулировать и переопреде­лять проблему.

Поощрять и вознаграждать творческие идеи и результаты творческой деятельности.

Предоставлять время для творческого мышления.

Поощрять терпимость к неопределенности и непонятности.

Подготовить к препятствиям, встречающимся на пути твор­ческой личности.

Стимулировать творческое развитие.

Найти соответствие между творческой личностью и средой. (Стенберг Р., Григоренко Е. «Учись думать творчески»

12 теоретически обоснованных стратегиий обучения твор­ческому мышлению. Основные современные концепции твор­чества и одаренности. М., 1997. С. 191-192.)

Американский психолог Торранс выявил у творческих людей такие личностные черты, как стремление к превос­ходству, к риску, к нарушению привычного порядка, тяго­тение к независимости, радикализм, напористость, упрям­ство, дерзание и смелость. Эти черты личности связаны с определенной долей агрессивности. Можно предположить, чтовоспитание в себе здоровой агрессивности, связанной с общей стеничностью и стремлением к позитивному само­утверждению - один из путей к здоровью. Одним из поло­жительных качеств агрессии является то, что она способ­на подавлять страхи и беспокойства, которые являются оп­ределяющими свойствами невротизированной личности.

Доминирование эмоции страха по мнению ряда исследо­вателей есть препятствие для формирования черт креатив­ности. Страх делает человека ригидным, предопределяет привязанность к традиционным формам, ограничивает стремление к самостоятельным поискам, в страхе люди лег­че поддаются внушению. При снятии чувства страха креа­тивные показатели резко повышаются. Поэтому при ис­пользовании методики брэйнсторминга, нацеленной на по­иск решения проблемной ситуации, категорически запрещается какая-либо критика вносимых предложений. Таким простым правилом работы значительно увеличива­ется шанс творческих находок.

Все эти факты, наблюдения и закономерности послужили созданию одного из оригинальных направлений в современной психотерапии, получившему название «терапия творческим самовыражением» (ТТС). Его основатель - известный отечественный психиатр и психотерапевт Марк Евгеньевич Бурно, выпустивший по детальной разработке этого метода немало интересных работ.

М.Е. Бурно определяет свой метод как клинический, не психоаналитический, психотерапевтический способ лечения людей с тягостными переживаниями своей неполноценности, страдающими тревожными и депрессивными расстройствами. В основе метода лежат следующие две основные идеи.

  • 1. Человек, страдающий каким-либо психопатологическим расстройством, в процессе творчества может лучше узнать и понять особенности своего характера. А узнав свои сильные и слабые стороны, пациент может смягчить свое негативное состояние, потому что наши недостатки - это продолжение наших достоинств.
  • 2. Любое творчество высвобождает большое количество позитивной энергии, поэтому любое творчество целебно. Именно вследствие этого в психике происходят позитивные сдвиги.

Расстройства настроения подобного характера

нередки и у здоровых людей, особенно у тех, кого относят к так называемым акцентуированным личностям. Всем таким пациентам ТТС помогает проникнуться целебным творческим вдохновением, научиться в нравственном самовыражении преодолевать трудности, не обращаясь при этом за смягчением душевной напряженности к лекарствам, алкоголю или наркотикам.

Творчество в ТТС понимается широко - как выполнение любого общественно-полезного дела в соответствии со своими неповторимыми духовными особенностями. Поэтому творчество не может быть реакционным, безнравственным, оно всегда - созидание, несущее в себе позитивную индивидуальность автора.

Поскольку главный инструмент всякого творчества - проявление живой духовной индивидуальности, то и больной, и здоровый человек познают в творчестве свою уникальность, становятся самими собой и освобождаются от тягостной неопределенности, которая всегда присутствует в расстройствах настроения.

Основной и специфический механизм терапии творческим самовыражением (объединяющей на едином основании лечение пациентов через общение их с музыкой, живописью, архитектурой, через создание собственных художественных произведений и т. д.) - это целебное оживление духовной индивидуальности, подведение пациентов к возможности испытать творческое переживание - вдохновение.

Конкретные методики терапии творчеством по М.Е. Бурно включают в себя:

  • 1) терапию созданием творческих произведений (рассказов, рисунков, фотографий и т. д.) с целью обнаружить во всем этом свою личностную особенность и сравнить свое творчество с особенностями творчества своих товарищей по группе;
  • 2) терапию творческим общением с природой (с поиском себя в природе через созвучие и несозвучие с определенными растениями, насекомыми, ландшафтами и т. д.);
  • 3) терапию творческим общением с литературой, искусством, наукой, (поиск созвучного в различных произведениях культуры);
  • 4) терапию творческим коллекционированием (собирание предметов, созвучных и несозвучных - для выяснения своих особенностей и таким образом);
  • 5) терапию проникновенно-творческим погружением в прошлое (общение с дорогими душе предметами детства, с портретами предков, изучение истории своего народа, истории человечества - с целью отчетливее познать себя в созвучии со всем этим, свои «корни», свою неслучайность в мире);
  • 6) терапию ведением дневника и записных книжек (разнообразные творческие записи обнаруживают, подчеркивают особенности их автора);
  • 7) терапию домашней перепиской с психотерапевтом (как возможность проявить личностную особенность в живой переписке);
  • 8) терапию творческими путешествиями - поиски себя в познании нового, незнакомого в путешествии;
  • 9) терапию творческим поиском одухотворенности в повседневном - увидеть необычное в обычном, возможность усмотреть и почувствовать окружающий мир лишь познавая обычное по-своему, лич- ностно).

Все эти виды творческой активности способствуют обогащению и развитию личности как пациента, так и здорового человека. Главное - чтобы пациенты соблюдали и руководствовались сами для себя тремя принципиальными положениями:

  • 1 - познай характеры людей;
  • 2 - найди среди них свой характер и присущие ему склонности и устремления;
  • 3 - выбери для себя, сообразно своему характеру путь в жизни, род занятий и увлечений.

Терапия творческим самовыражением, примененная в сфере психологического воздействия на человека как с лечебными, так и с немедицинскими целями, неизменно обнаруживает способность помочь человеку познать и изучить себя при помощи творческой деятельности, сознательно и целенаправленного прояснить свою индивидуальность и значимость. Она помогает найти свое место в социуме, обрести себя в творчестве, способствует активному нахождению средств преодоления кризисных состояний и поднятию на новую ступень в своем развитии.

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

Федеральное Государственное Автономное Образовательное Учреждение Высшего Профессионального Образования

Южный Федеральный Университет

Педагогический Институт

РЕФЕРАТ

на тему:

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА

ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ В УСЛОВИЯХ ШКОЛЫ-ИНТЕРНАТА

Выполнила
Руководитель -

Введение. 3

1. Психологические проблемы детей и подростков. 4

2. Организация игровой психокоррекции. 5

3. Техники творческого самовыражения для коррекционной работы с детьми подростками. 6

4. Психологическое сопровождение. 8

5. Психологическая поддержка в условиях школы-интерната. 10

Заключение. 14

Список использованной литературы.. 15

Введение

Современный период политических и социально-экономических преобразований в России отличают, прежде всего, сложившиеся негативные медико-демографические процессы, социальное расслоение общества, снижение качества жизни, множество нереализованных медико-социальных проблем детей, подростков, молодежи, семьи и др.

Этап планирования предусматривает:

Создание индивидуальной программы сопровождения ребенка;

Утверждение этой программы всеми специалистами, работающими с ребенком.

Следует отметить, что составление программы сопровождения возможно только после тщательного клинико-психологического и психолого-педагогического диагностирования ребенка.

На заключительном этапе происходит обсуждение со специалистами эффективности осуществления работы с рекомендациями по дальнейшей деятельности ребенка.

Итак, можно сказать, что социально-психологическое сопровождение - это:

1) один из видов социального "патронажа" как целостной и комплексной системы социальной поддержки и психологической помощи, осуществляется в рамках деятельности социально-психологических служб;

2) интегративная технология, суть которой состоит в создании условий для восстановления потенциала развития и саморазвития семьи и личности в результате эффективного выполнения отдельным человеком или всей семьей основных функций;

3) процесс особого вида бытовых отношений между тем, кто сопровождает, и тем, кто нуждается в помощи.

5. Психологическая поддержка в условиях школы-интерната для соматически ослабленных, тубинфицированных детей.

Важным звеном психологической помощи детям и подросткам с проблемами в развитии является психологическая поддержка.

Психологическая поддержка различается в зависимости от объекта, на который она направлена, и представлена ​​двумя главными направлениями: психологическая поддержка родителей и других родственников детей с нарушениями в развитии и психологическая поддержка собственно детей и подростков.

Психологическая поддержка родителей - система мероприятий, направленных:

На уменьшение эмоционального дискомфорта у родителей в связи с заболеванием ребенка;

Поддержание уверенности родителей в возможностях ребенка;

Формирование у родителей адекватного отношения к проблемам ребенка;

Поддержание адекватных родительско-детских отношений и стилей семейного воспитания.

Процесс реализации психологической поддержки родителей длительный и требует обязательного комплексного подхода, предусматривающего участие не только специалиста-психолога, но и всех других специалистов, сопровождающих ребенка: педагога-дефектолога, врача, логопеда , социального работника и др.. Но главную роль в этом процессе играет специальный психолог. Именно он разрабатывает конкретные мероприятия, направленные на психологическую поддержку родителей, воспитывающих ребенка с нарушениями в развитии, в зависимости от имеющихся проблем у ребенка и его семьи.

Основным психотехнические приемы психологической поддержки считается родительский семинар.

Главная задача родительского семинара заключается в расширении знаний родителей о психологических особенностях их детей, психологию воспитания и психологию семейных отношений. Кроме того, на семинарах увеличивается не только осведомленность родителей о ребенке, но и происходит изменение отношения родителей к проблеме ребенка и задач ее воспитания.

Психологическая поддержка родителей осуществляется не только в форме их группового взаимосвязи, но и в процессе индивидуальных бесед с психологом о проблемах семьи и ребенка.

Следовательно, психологическая поддержка - это важное звено в системе психологической помощи родителям детей с проблемами в развитии. Основной целью такой поддержки является повышение сенситивности родителей к проблеме ребенка, уменьшение эмоционального дискомфорта у родителей в связи с заболеванием ребенка, формирование у них адекватных представлений о потенциальных возможностях ребенка, оптимизацию их педагогического потенциала.

Важную роль в эффективности психологической поддержки родителей играет создание разнообразных форм группового взаимосвязи родителей и других членов семьи ребенка. Нужно, чтобы процесс психологической поддержки был непрерывным, комплексным и выдвигал требования к личности специалиста-психолога.

Следовательно, одним из важных звеньев в системе психологической помощи детям с проблемами в развитии является психологическая коррекция, основная цель которой - гармонизация личностного и интеллектуального потенциала ребенка, исправление нарушений в психическом развитии, профилактика возможных отклонений в развитии, что обусловлено как внутренней спецификой психического дизонто - генеза, так и внешними влияниями.

С целью эффективной психологической коррекции детей с проблемами в развитии важно учитывать сложную системно-структурную и онтогенетической модели их психического дизонтогенеза.

Именно это и позволяет разработать дифференциальные методы психокоррекционных воздействий с ориентацией на степень тяжести и специфическую структуру дефекта.

Особое значение в эффективности психологической коррекции имеет семья ребенка с проблемами в развитии, что требует обязательного включения в психокоррекционных комплекс семейной психокоррекции, направленной на гармонизацию семейных отношений и формирование адекватных стилей семейного воспитания.

Различные теоретические подходы к проблеме психологической коррекции, разработанные в зарубежной и отечественной психологии, способствуют развитию разнообразных психокоррекционных технологий. Следует заметить, что при разработке психокоррекционных технологий для детей и подростков с проблемами в развитии рекомендуется ориентироваться не на отдельные теоретические направления, а использовать различные способы психологических воздействий, основанные на многочисленных теоретических устремлениях. Разработки отдельных психокоррекционных технологий зависит от конкретных психокоррекционных задач, определяются степенью проявления проблем у ребенка и его родителей.

Заключение

Негативные социальные влияния отражаются на психическом состоянии детей и подростков, в том числе тех, для которых характерна высокая восприимчивость. Травмирующие ситуации в семье и школе вызывают негативные эмоции, переживания. А поэтому дети нуждаются в психологической поддержке, психокоррекционной и терапевтической помощи, испытывая трудности в самостоятельном преодолении психологических последствий травмирующих событий. Это особенно важно в условиях школы-интерната для соматически ослабленных, тубинфицированных детей.

Специфика времени, тенденции в психическом здоровье требуют в современных условиях интенсивного и эффективного решения проблем на государственном уровне, межведомственного подхода, повышения, в числе прочих, медико-психолого-педагогических знаний и навыков не только врачей, но и педагогов, социальных работников, других специалистов социальной сферы, при активном участии самого населения.

Список использованной литературы

1. Духновский сопровождение подростков в критических ситуациях: Учебное пособие. – Курган: Изд-во Курганского гос. ун-та, 2003. – 124с.

2. Калашник творческого самовыражения й арттерапии в психокоррекционной работе. Методическое пособие для практических психологов образования. - Одесса, 1999. - 53с.

3. Ковалёва поддержка детей и подростков с невротическими проявлениями [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://*****/articles/310803/

4. Лидерс тренинг с подростками. - М., 20с.

5. Медико-психологическая помощь детям и подросткам как проблема [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www. uzo. *****/files/public/889.pdf

6. Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения: Практическое пособие. В 4-х томах. Т. З. - М., 20с.

О ТЕРАПИИ ТВОРЧЕСКИМ САМОВЫРАЖЕНИЕМ

Терапия творческим самовыражением (ТТС) – психотерапевтический (психопрофилактический) метод, способный серьезно помочь прежде всего людям с тягостным переживанием своей неполноценности. Этим методом могут овладеть, как показала жизнь, не только врачи-психотерапевты, но и психотерапевты с не-врачебным образованием – овладеть по-своему, то есть со своими особенностями. Однако это возможно лишь тогда, когда психотерапевт, во-первых, способен искренне сочувствовать людям, переживающим свою неполноценность; во-вторых, испытывает живой интерес к духовной культуре и, в-третьих, стремится помочь человеку выразить себя целебно-творчески сообразно его природе.

В этом разделе изложены самые начала, элементы метода – даже, точнее, его аромат, который необходимо уловить для последующего более углубленного изучения ТТС по другим работам, к примеру, указанным в тексте, а также на специальных лекциях, семинарах и в психотерапевтической мастерской.

Терапия творческим самовыражением (ТТС)

Расскажу здесь о том, как могут помочь себе люди с разнообразными душевными трудностями, описанными в работе «Эмоционально-стрессовая психотерапия». Эти трудности есть расстройства настроения с нерешительностью, ранимостью, стеснительностью, тревожностью, страхами, навязчивостями, болезненными сомнениями, мнительностью, сверхценностями, ипохондриями и т. п.

Особые психотерапевтические приемы, описанные здесь, серьезно помогут в тех случаях, где указанные расстройства-трудности проникнуты переживанием своей неполноценности, своей слабости страдающим человеком, то есть он дефензивен в противовес агрессивному. При этом пока еще часто нет явной патологии, а значит, нет еще и необходимости лечиться у врача. Но необходимость эта может возникнуть, если внутренние болезнетворные причины или пагубные обстоятельства жизни продолжают свою работу и если душевной самопомощью не предупреждается становление патологического расстройства, болезни.

Нередко напряженные люди смягчают себя курением, вином, самовольно-беспорядочно принимают успокоительные или возбуждающие лекарства. Все это, приглушая напряженность, «поджигая» вялость, немало вредит организму.

Здесь речь пойдет о безопасно-мощных психотерапевтических приемах борьбы с расстройствами настроения, к которым возможно прибегнуть и не обращаясь к врачу. Это самопомощь культурными, духовными ценностями, творческим самовыражением.

Приемы традиционного элементарного самовнушения (которыми уже овладели с психопрофилактической пользой многие люди) давно вышли в жизнь, за стены медицинских учреждений, из специального психотерапевтического направления «Методы психотерапевтической тренировки (психической саморегуляции)» – так и приемы, о которых будет рассказано здесь, вышли из психотерапевтического направления «Терапия духовной культурой». Существо психотерапевтического механизма, лежащего в основе этого направления, есть творческое вдохновение, целебно просветляющее душу, смягчающее напряженность ощущением своих духовных особенностей, богатств, постижением смысла своей жизни. Психотерапевтическое воздействие такого рода В.Е. Рожнов (1985) называет «эмоционально-стрессовым» в широком смысле, в смысле «возвышающей» человека благотворной душевной взволнованности.

В выражении «эмоционально-стрессовое психотерапевтическое воздействие» может смутить слово «стресс». – Его не стоит бояться. Это только в житейских разговорах устоялось однобокое представление, будто стресс – вредоносный удар по человеку. Автор классического учения о стрессе Ганс Селье в своей книге «Стресс без дистресса» (М., 1979) сетует на эту однобокость: «В обиходной речи, когда говорят, что человек „испытывает стресс“, обычно имеют в виду чрезмерный стресс, или дистресс, подобно тому, как выражение „у него температура“ означает, что у него повышенная температура, то есть жар. Обычная же теплопродукция – неотъемлемое свойство жизни». Также и эмоциональный стресс – защитно-приспособительный подъем жизненных сил, вызванный эмоциональными воздействиями – может быть острым, «шумным» и внешне тихим в своей целебности и вредоносности.

Селье советует всякому человеку приобрести стойкий душевный подъем, насладительный стресс жизни. Он и сам прожил в этом состоянии долгую жизнь. Так нередко живут одухотворенные художники, артисты, ученые, влюбленные в растения садовники.

Эмоционально-стрессовое психотерапевтическое воздействие биологически основывается на благотворной лечебной работе эмоционального стресса. У разных людей по-разному, в зависимости от душевного и телесного склада и характера расстройств, формируется это целительное волнение-напряжение жизненных сил, и, стало быть, разными, иногда неожиданно найденными, тонко-поэтическими, способами приходится его вызывать.

Термин «стресс» вносит в понимание психотерапевтического дела биологический «подтекст», подчеркивает воздействие эмоционального напряжения на весь организм: работает биологическая ось Селье (гипоталамус – гипофиз – кора надпочечников) с выходом в кровь «лекарств организма», внутреннего «эликсира жизни». Без специального психотерапевтического вмешательства это происходит с человеком, который влюбленностью исцеляется от недуга; с обреченным на смерть больным, который не умирает, пока в состоянии эмоционально-стрессовой увлеченности не допишет свою книгу; с солдатом, храбро защищающим Родину в сырости и холоде болот без всяких простуд мирной жизни.

Отечественный терапевт А. И Яроцкий еще до возникновения классического учения о стрессе (50-е годы нашего века) писал, в сущности, об этом же в книге «Идеализм как физиологический фактор» (Юрьев, 1908) Он понимал тут под «идеализмом» не философское направление, а охваченность идеалами, душевную приподнятость, мощно усиливающую сопротивляемость организма в отношении физических болезней.

С давних пор целители применяли различные лечебные приемы, поднимающие душу и, значит, тонус жизни (например, лечение музыкой, театральными представлениями в античные времена).

В 1887 г. в Казани, в заседании Общества врачей выступил акушер-гинеколог И.М. Львов с речью: «Душевные волнения как причина болезней и как терапевтическое средство». Он говорил, что заболевший серьезной внутренней болезнью человек должен быть захвачен какими-то интересными, веселыми делами, занятиями, хорошо бы ему иметь «хорошенький домик», где он был бы окружен заботливым теплом близких, – и тогда он скорее поправится.

О терапии творческой взволнованностью немало сказано и в художественной литературе, и в письмах писателей. Так, Чехов писал Суворину (18 августа 1893 года), что отдал Черткову «Палату № 6», «потому что перед весной и весной (...) находился в таком настроении, что (...) было все равно». И дальше: «Если бы он стал просить все мои произведения, то я отдал бы, и если бы он пригласил меня на виселицу, то я пошел бы. Этакое безличное и безвольное состояние держит меня иногда по целым месяцам. Этим отчасти и объясняется весь строй моей жизни». От расстройств настроения Чехов спасался прежде всего творчеством, творя, высвечивая в рассказах, повестях, пьесах свою индивидуальность и отодвигая, устраняя таким образом «безличное и безвольное состояние». Жалуясь Суворину на множество непрошенных гостей в Мелихове (8 декабря 1893 года), Чехов тревожился: «А мне надо писать, писать и спешить на почтовых, так как для меня не писать значит жить в долг и хандрить».

Терапия творческим самовыражением (с осознанностью своей общественной пользы, с возникновением на этой базе стойкого светлого мироощущения) есть разработанный мною специальный сложный метод из области «Терапия духовной культурой». Существо метода – в лечебном доступном преподавании пациентам азбуки клинической психиатрии, характерологии, психотерапии, естествознания в процессе разнообразного творчества пациентов.

Метод предназначен для лечения пациентов с разнообразными душевными расстройствами, проникнутыми тягостным переживанием своей неполноценности .

Уясняя себе свои душевные, характерологические особенности в общении с творчеством больше или меньше созвучных ему по складу души, переживаниям известных творцов, товарищей по лечебной группе, в общении с собственными творческими произведениями, в творческом общении с природой, при проникновенно-творческом погружении в прошлое, страдающий человек, постигая эти свои особенности (характерологические, хронически-депрессивные, невротические и т. д.), старается найти свой путь, смысл вдохновенного целебного самовыражения, – под руководством психотерапевта и используя опыт талантливых, гениальных творцов (всегда страдающих и стихийно, каждый по-своему, лечащихся творчеством).

Когда человек совершает что-то творчески, то есть по-своему и во имя Добра (ибо творчество есть созидание – в противовес разрушению), то оживляется его душевная-духовная особенность-индивидуальность, отступает тягостная тревожно-депрессивная каша-неопределенность в душе, и все это неизменно сопровождается светлым подъемом (творческим вдохновением), в котором живут вместе и Любовь (в самом широком смысле, в том числе мягкое, доброжелательное отношение к людям с поиском хорошего, доброго вокруг), и Смысл (зачем я? куда иду? откуда? во имя чего живу?). Биологическая основа такого подъема есть эмоциональный стресс в понимании Селье (защитно-приспособительный выплеск в кровь собственных благотворных, поэтически, философски «пьянящих» лекарств).

Психотерапевтическая помощь такого рода может быть временной, эпизодической, но идеал терапии творческим самовыражением – воспитать в себе целебно-творческий стиль жизни и проникнуться им, то есть испытывать постоянно (обычно это возможно после нескольких лет лечебных занятий) более или менее выраженное творческое вдохновение.

Составные части ТТС – индивидуальные беседы с психотерапевтом, домашние задания, группы творческого самовыражения в уютной психотерапевтической гостиной (с чаем, музыкой, свечами, слайдами и т. п.), психотерапевтический театр (как особая группа творческого самовыражения исполнительским творчеством) Благодаря всему этому пациенты в течение 2-5 лет учатся выражать себя творчески (в том числе и в своем профессиональном деле), сообразно своим особенностям, для непосредственного добра людям, наполняясь богатствами духовной культуры, все подробнее и глубже высвечивая, подчеркивая для себя свои общественно-полезные особенности-способности, со светом в душе утверждаясь в «силе своей слабости».

I этап лечения:
1) самопознание («познай самого себя» – «nosce te ipsum» , лат.) – изучение собственных болезненных расстройств, своего характера; 2) познание других человеческих характеров («каждому свое» – «suum cuique» , лат.) – занятия по типологии характеров; изучение душевных расстройств.

II этап лечения:
продолжение познания себя и других в творческом самовыражении («обретает силы в движении» – «vires que acquiriteundo» , лат.), с осознанностью своей общественной пользы, с возникновением на этой базе стойкого светлого мироощущения – при помощи конкретных методик. Эти конкретные методики таковы: 1) терапия созданием творческих произведений; 2) творческим общением с природой; 3) творческим общением с литературой, искусством, наукой; 4) творческим коллекционированием; 5) проникновенно-творческим погружением в прошлое; 6) ведением дневника и записных книжек; 7) домашней перепиской с врачом; 8) творческими путешествиями; 9) творческим поиском одухотворенности в повседневном.

Я описал здесь кратко существо, содержание ТТС для того, чтобы всякому человеку легче было применять для самопомощи какие-то элементы, «крохи» этого сложного метода.

Итак, в чем же существо всякого (и в том числе целебного) творчества? В именно своем , индивидуальном, а значит, всегда новом, свежем взгляде на вещи, в самобытном отношении к ним.

Художественное отношение к жизни, в отличие от научного, обнаруживает не только особенность мышления-суждения, но и свое личностное, индивидуальное переживание по поводу каких-то событий, отношений с людьми, с природой. В этом смысле не только стихотворение или акварельный пейзаж, но и всякий творческий фотографический снимок или слайд есть автопортрет автора. Пришвин писал: «Пейзажем называется совокупность животных, растений, камней и всяких других составных частей природы, отнесенных к личности человека» (Пришвин М. Незабудки. – М.: Художественная литература, 1969, с. 84).

То есть выразить себя творчески – это выразить свое отношение, например, к природе, к строительству дома, выразить себя в работе учителя и ветеринара, плотника и коммерсанта; в письме знакомому, в очерке, в беседе с человеком, в записной книжке, в чтении чеховского рассказа. Творчество проясняет, очерчивает, строит и утверждает личность автора. Человек с расстройствами настроения, как уже отмечено, в процессе творчества обретает себя, свою определенность, выбираясь из душевной разлаженности, болезненной растерянности, тревоги-неопределенности.

Как полагает в своей книге «Мозг, психика, здоровье» (М., 1972) автор концепции вероятностного прогнозирования И.М. Фейгенберг – эмоциональная напряженность, тревога обусловлены не столько самой ситуацией опасности, сколько «неопределенностью дальнейшего развития событий», при которой человек, готовый к разнообразным действиям, «не знает еще, какие именно действия понадобятся ». Творческое состояние души вносит в смятенную, аморфную душу известную определенность (в том числе, если не прежде всего, определенность прогноза), практически выражающуюся хотя бы в осознании того, кто есть я, чего стою, что умею, что должен делать в жизни, и в какой ситуации что, вероятнее всего, буду чувствовать и как буду поступать.

Человек творящий невольно и постоянно ищет для своего творчества, для преломления в своей самобытности, материал всюду вокруг себя и в своих переживаниях тоже, даже в горе. И потому он защищен надежнее, нежели человек страдающий, но нетворческий .

Психотерапевт средствами своей души высвобождает в больном человеке целебные силы природы. Это весьма сложное дело, требующее специального образования, опыта, известных врожденных способностей. Врач профессионально знает, как именно (например, творческим самовыражением) помочь человеку в зависимости от особенностей его характера, клинической картины.

В уютной лечебной группе с чаем, музыкой, свечами пациент узнает о своих болезненных расстройствах и о том, как их возможно смягчать, узнает о разных человеческих характерах, общаясь с другими пациентами группы, вглядываясь в иные болезненные расстройства и характерологические структуры, в иные, так сказать, «стили жизни», изучая их вместе с психотерапевтом. Пациент в процессе серьезной (при всей ее внешней праздничности) работы учится понимать, чувствовать в этой камерной лаборатории жизни, кто чем силен и слаб, в чем «сила слабости» и даже тягостных симптомов, что есть для него истинные ценности, как с кем вести себя для обоюдного блага, как щадить ранимость людей, как рассмотреть в людях хорошее, как даже скверные желания, преобразив, направить к добру.

Познавая людей в живом общении и через предметы их творчества (слайды, рассказы и т. д.), узнаешь глубже себя самого со своими способностями,особенностями, недостатками, дабы ярче себя применить для общественной пользы, проникнуться светлым мироощущением. Таким образом, существо ТТС – это помочь глубинно понять себя, найти главное душевное дело свое, в котором целебно выразишься и возвысишься с пользой для людей вокруг, обретя смысл жизни.

Целебное оживление творческих способностей, сил человека, думается, есть самое жизненное и порою единственно серьезное, помогающее страдающему, медицинское вмешательство, хотя для несведущего человека это вроде бы совсем и не медицина. Воздействия такого рода бывают настолько сложны, что нередко производятся опытным психотерапевтом (во всяком случае, поначалу) интуитивно, но истинная интуиция – это ведь, в отличие от инстинкта, сгущенный опыт в своем деле, лишь поначалу не осознаваемый в каждый момент в своих деталях.

Психотерапевт, врачующий в подобном духе, по необходимости есть «научный художник». Холодными и горячими внушениями, самовнушениями, разъяснениями, наставлениями во многих случаях невозможно помочь пациенту понять и почувствовать, как и что ему делать для смягчения тягостной напряженности. В процессе терапии творческим самовыражением врач вынужден побуждать к творчеству пациентов, людей с душевными трудностями, в том числе и собственной творческой индивидуальностью, собственным творческим переживанием. Этим объясняется, быть может, необычная для других медицинских работ, но насущная здесь, научная художественность изложения, изображение лечебного переживания психотерапевта, в том числе в его психотерапевтических рассказах, пьесах.

Психотерапевтические приемы, подобные приемам ТТС, рассыпаны в психотерапевтическом мире под названиями: «эстетотерапия», «арттерапия» (терапия искусством, преимущественно изобразительным), «терапия занятостью», «терапия творчеством», «музыкотерапия», «библиотерапия» (терапия книгой), «ландшафтотерапия» и т. д. Многие психотерапевты заняты терапией духовной культурой, творчеством , но лишь немногие здесь работают в духе нашей отечественной традиционной медицины, то есть достаточно подробно, проникновенно отправляясь от клинической картины душевного страдания, личностного своеобразия пациентов, дабы лечебно способствовать самозащитным природным силам пациента, заложенным и в самой картине болезни.

Реалистический психотерапевт помогает себе и своим пациентам проникнуться убежденностью в том, что каждый человек (здоровый или больной) ограничен и одновременно силен своими особенностями, что для каждого – свое, лишь бы преобладало доброе, нравственное начало.

Мы не должны никому никогда прощать аморальность, цинизм, откровенное хамство, но должны быть сдержанно-снисходительны, по-доброму внимательны к человеческим слабостям, юношеской неопытности, неразвитым вкусам. Важно понимать, что и в большом, и в малом, особенно в наше время насыщенности мира смертоносным оружием, высшая ценность – это ценность нравственная. Она и должна быть точкой отсчета.

Духовно-радостно познать, прочувствовать, что человек, не согласный с тобой, не похожий на тебя, по-своему прав, и эта его правда может добром служить людям.

Итак, терапия творческим самовыражением серьезно сообразуется с особенностями клинической картины и характера страдающего человека. Не стану, однако, здесь входить в характерологические особенности, трудности людей. Это сделано выше, в специальном разделе . Здесь же будем отправляться, в попытках помочь себе «крохами» терапии творческим самовыражением, от тех душевных трудностей, расстройств, о которых уже рассказано, и из более или менее ясного философского представления дефензивных людей о силе своей слабости.

Не входя в характерологические подробности, отмечу две полярные характерологические структуры – авторитарную (авторитарно-агрессивную) и дефензивную (пассивно-оборонительную), свойственную так называемым «слабым» людям (с переживанием своей неполноценности). В этой «слабости» есть своя сила.

Об этом важно поговорить подробнее, поскольку терапия творческим самовыражением, в своем врачебно-квалифицированном виде (для больных людей) и в упрощенно-домашних, профилактических, формах (для здоровых с душевными трудностями), как отмечено выше, особенно помогает дефензивным («слабым»). «Слабым», дабы успешно лечиться или прибегнуть к психопрофилактической самопомощи, описанной здесь, в порядке целебного самопознания необходимо разобраться в своей «слабости».

Глубокая человеческая любовь к детям, родителям, к близким людям, к своему делу и другие формы истинной, духовной, любви имеют общее неотъемлемое свойство-способность – принести себя в жертву ради этой любви.

Это свойство имеет свой прообраз и в жизни животных. И в животном царстве, как известно, мать нередко не жалеет жизни, защищая, спасая своих детей. Но особенно нежной, ласковой, жертвенной заботой друг о друге отличаются животные меланхолического темперамента («слабого типа высшей нервной деятельности» – в павловской физиологической терминологии).

Например, меланхолические кошки и собаки к хозяевам своим привязываются крепче и теплее, нежели животные других темпераментов. Пугливый ласков, привязчив, и в этой незащищенности – своя попытка защиты.

Основная поведенческая реакция меланхолических («слабых») животных в опасности – это пассивно-оборонительная реакция, то есть стремление, поджав хвост, удалиться из неприятной ситуации, тогда как «сильные» животные ведут себя в опасности преимущественно агрессивно – нападают, оскалившись.

У «слабых» животных обычно плохо, медленно вырабатываются рефлексы, помогающие выжить. «Сильному» животному (холерическому, сангвиническому, даже флегматическому) достаточно бывает один раз увидеть со стороны, как хищник или человек поймал, убил животное того же вида, чтобы в другой раз, завидев врага, спасаться или нападать (так называемый «рефлекс зрителей»). Этот «рефлекс зрителей» вяло вырабатывается у меланхоликов, и они гибнут, вымирают иногда целыми видами.

Так погибли в XVIII веке морские коровы Стеллера. Эти крупные морские млекопитающие, длиною до шести метров, громадными стадами мирно паслись под водой у берегов, питаясь морской травой, не выходя на сушу, не уходя далеко от берега. К ним можно было подплывать на лодке, когда они паслись на мелком месте, втыкать в спину между ребрами крюк, привязанный к канату, и вытаскивать животное на берег. При этом, как заметили очевидцы, морские коровы были чрезвычайно друг к другу привязаны. Например, самец следовал за пойманной самкой к берегу, когда ее тянули канатом; старался с нежной беспомощностью освободить ее, хотя его при этом били с лодки; иногда на другой и на третий день сидел над ее мертвым телом.

Исчезли от своего несовершенства морские коровы и многие другие меланхолические животные. Но в процессе эволюции перешел и к человеку «спрятанный» в пассивно-оборонительном реагировании зачаток, прообраз самоотверженной привязанности, любви к ближнему. Особенно глубокой совестливостью и связанной с ней духовной, нравственно-размышляющей углубленностью, звучащей в обыденной жизни, в научном или художественном творчестве, отличаются люди именно меланхолического темперамента (например, Дарвин, Павлов, Чехов). Потому и сохраняется в мире пассивно-оборонительная «слабость»: за этой маской врожденной физической неуклюжести и непрактичности кроются тесно с нею связанные задатки весьма уважаемых людьми качеств, которые развиваются, расцветают в общественной жизни – обостренная нравственность, совестливость, деликатность, а порой способность к тонкому анализу, незаурядное духовное творчество.

«Слабый» Гамлет слаб в практической (в широком смысле) жизни, не способен, например, к решительной мести убийством (обычной для его современников и соотечественников), потому что это не его удел. Его врожденные способности в другом – в остроумно-ясном, философически-нравственном объяснении людям сложных тайн жизни и смерти. Глубинное, нравственно-аналитическое, ответственное отношение ко всему живому, к таинственно-восхитительному естественному круговороту жизни и смерти мешает ему просто и сразу убить убийцу своего отца. Очень важно, кстати, «слабому» человеку видеть, понимать в себе тень Гамлета – именно для того, чтобы быть решительнее, благородно «практичнее» в опасности, защищая добро от зла: невиновного от несправедливости, Родину от врага.

Название «арт-терапия» переводится с латинского как «лечение искусством». Это направление психотерапии сравнительно молодое, но стремительно развивающееся благодаря тому эффекту, который достигается в ходе лечения. У нее появляется множество видов и подвидов, открывающих широкие возможности для избавления от .

Что такое арт-терапия?

Изначально речь шла о рисуночной терапии, то есть лечении изобразительным искусством, но в дальнейшем появились и другие виды творчества – пение, танцы, актерская игра, лепка и другие, которые помогают человеку не только расслабиться и отвлечься от насущных дел, но и глубже познать себя, свое внутреннее «Я», избавившись таким образом от своих комплексов и противоречий, улучшив настроение, гармонизировав душевное состояние. Терапия искусством не имеет нежелательных побочных эффектов и не вызывает у человека сопротивления, ведь в этом деле важен сам процесс, а не результат.

Что такое арт-терапия в психологии?

Данное понятие ввел британский врач и художник Адриан Хилл, который работал с туберкулезными больными и заметил, что занятие рисованием помогает им бороться с недугом. Арт-терапия в психологии применялась и во времена Второй мировой войны по отношению к детям, освобожденным из концентрационных лагерей. Сегодня ее проводят как в форме индивидуальных, так и групповых занятий. Арт-терапией можно заняться, даже не выходя из дома, купив раскраску-антистресс, придуманную Джоанной Басфорд.

Цели арт-терапии

Проходя курс лечения искусством, клиент осуществляет самопознание, самовыражение и самоанализ, что позволяет гармонизировать его . Терапия творчеством преследует цель улучшить психологический и эмоциональный фон, снять напряжение, избавиться от страхов и фобий, агрессии, тревожности, апатии, депрессии, повысить жизненный тонус и настроение.

Кроме гармонизации психического состояния занятия психолога с элементами арт-терапии преследуют следующие задачи:

  1. Раскрыть человека, его таланты и способности.
  2. Ускорить выздоровление при многих заболеваниях.
  3. Наладить контакт между терапевтом и клиентом, установить между ними доверительные отношения.
  4. Помочь пациенту сконцентрироваться на внутренних переживаниях и научиться контролировать свои эмоции.
  5. Помочь человеку социально адаптироваться.
  6. Дать толчок к выражению своих чувств и мыслей, которые человек не может или не хочет выразить привычным способом.

В чем преимущества арт-терапии?

Арт-терапия воздействует на психику мягко, ненавязчиво, ведь сам процесс лечения подобен занятию хобби. Зачастую пациент находится в подавленном состоянии и наладить общение трудно, а возможности арт-терапии позволяют проявить свое «Я» через визуальное искусство. Методика такого лечения базируется на принципе, что содержания внутреннего «Я» пациента отражаются в зрительных образах в тот момент, когда он лепит, рисует, танцует или поет, в результате чего гармонизируется состояние психики.

Такое лечение не вызывает у клиента отторжения или неприятия, что очень важно для людей в состоянии стресса. Оно всегда добровольно и безопасно. В процессе проецирования внутренних переживаний на свое творение человек не осознает, что они бессознательно выходят наружу. Если рассматривать процесс с точки зрения психоанализа, то основным его механизмом является сублимация. Через художественные визуальные образы и объекты происходит взаимодействие бессознательного с сознанием, а терапевт помогает пациенту понять, что же хочет сказать ему его «бессознательное».

Виды арт-терапии

Данная методика вызывает все больший интерес, что создает предпосылки для расширения ее границ и появления все новых «инструментов» лечебного искусства. Методы арт терапии включают:

  • изотерапию – живопись и рисование;
  • цветотерапию - на человека воздействуют светом различных цветовых гамм;
  • музыкотерапию, которая заключается в прослушивании различных композиций;
  • песочную терапию – рисование песком;
  • видеотерапию - подразумевается просмотр видео, в котором у героя отображена такая же проблема;
  • игротерапию - в процессе игры формируются нужные психические функции;
  • библиотерапию - этот метод использует литературу для лечения словом;
  • сказкотерапию – сочинение сказок, анализ уже существующих произведений;
  • маскотерапию - применяется объемное изображение лица пациента, позволяющее направить его эмоции и переживания в нужное русло;
  • драматерапию, то есть драматизацию, разыгрывание какого-либо сюжета;
  • фототерапию – фотографирование, создание коллажей;
  • денс-терапию – занятие танцами;
  • арт-синтезтерапию - она объединяет в себе живопись, стихосложение, мульт-, цвето-, маско-, фототерапию и др.

Арт-терапия для женщин

При современном темпе жизни, когда люди регулярно подвергаются стрессу, терапия искусством помогает понять себя, свое место в жизни и найти способы осуществления своих желаний. Арт-терапия для взрослых предоставляет возможность усилить собственную энергию, обрести уверенность в себе и спокойствие. Посредством художественных визуальных образов создается картина собственной жизни – такая, какой человек хочет ее видеть.


Арт-терапия для пожилых людей

Направление лечения всегда выбирает специалист, учитывая сложность каждого вида творчества. И если подросткам больше подойдет игра в любительском театре или танцы, то арт-терапия для пожилых предусматривает выбор более спокойных и несложных техник, с которыми легко справиться, и для выполнения которых не нужны особые навыки. При работе с пожилыми очень важно сподвигнуть человека начать и не стремиться достичь какого-то конкретного результата. Это самый трудный этап, ведь многие люди в таком возрасте уже не верят в свои силы, к тому же считают, что для этого нужен особый талант.

Арт-терапия – упражнения

Существует масса приемов, позволяющих решить свои внутренние проблемы. Вот некоторые из них:

  1. При работе с ребенком попросить его нарисовать свой страх. Чтобы пугающее обернулось обратной стороной, его нужно сделать смешным и забавным. Например, пририсовать крокодилу бантик, а злой собаке розовые крылышки.
  2. Техники арт-терапии включают упражнение под названием «Каляки-маляки». Пациенту предлагается нарисовать бессмыслицу, а затем внимательно ее рассмотреть и выделить осмысленный образ, обвести его, дорисовать, а после описать рисунок.
  3. Приемы арт-терапии включают методику «коллаж». В контексте заданной темы клеить, лепить и рисовать на бумаге все, что угодно. Анализ проводится с учетом размера и положения элементов, цвета, сюжета, гармоничности и пр.

Книги по арт-терапии

Терапия творческим самовыражением освещается в следующих произведениях:

  1. «Техники телесно-ориентированной арт-терапии» А.И. Копытина . Практическое пособие, помогающее в работе с различными травмами и зависимостями.
  2. «Практика арт-терапии: подходы, диагностика, системы занятий» Л.Д. Лебедевой . Автор в простой и доступной форме приводит подробное описание техник лечения искусством, перечисляет все для этого необходимое, описывает диагностические методики.
  3. «Терапия творческим самовыражением» М.Е. Бурно . В книге приводится весь спектр лечебных методик, опирающихся на искусство и творчество.