Блок жизнь и судьба поэта. Творческий и жизненный путь блока александра александровича

Семья моей матери причастна к литературе и к науке. Дед мой, Андрей Николаевич Бекетов, ботаник, был ректором Петербургского университета в его лучшие годы (я и родился в "ректорском доме"). Петербургские Высшие женские курсы, называемые "Бестужевскими" (по имени К. Н. Бестужева-Рюмина), обязаны существованием своим главным образом моему деду.

Он принадлежал к тем идеалистам чистой воды, которых наше время уже почти не знает. Собственно, нам уже непонятны своеобразные и часто анекдотические рассказы о таких дворянах-шестидесятниках, как Салтыков-Щедрин или мой дед, об их отношении к императору Александру II, о собраниях Литературного фонда, о борелевских обедах, о хорошем французском и русском языке, об учащейся молодежи конца семидесятых годов. Вся эта эпоха русской истории отошла безвозвратно, пафос ее утрачен, и самый ритм показался бы нам чрезвычайно неторопливым.

В своем сельце Шахматове (Клинского уезда, Московской губернии) дед мой выходил к мужикам на крыльцо, потряхивая носовым платком; совершенно по той же причине, по которой И. С. Тургенев, разговаривая со своими крепостными, смущенно отколупывал кусочки краски с подъезда, обещая отдать все, что ни спросят, лишь бы отвязались.

Встречая знакомого мужика, дед мой брал его за плечо и начинал свою речь словами: "Eh bien, mon petit..." ["Ну, что, милый..." (франц.).].

Иногда на том разговор и кончался. Любимыми собеседниками были памятные мне отъявленные мошенники и плуты: старый Jacob Fidele [Яков Верный (франц.).], который разграбил у нас половину хозяйственной утвари, и разбойник Федор Куранов (по прозвищу Куран ), у которого было, говорят, на душе убийство; лицо у него было всегда сине-багровое – от водки, а иногда – в крови; он погиб в "кулачном бою". Оба были действительно люди умные и очень симпатичные; я, как и дед мой, любил их, и они оба до самой смерти своей чувствовали ко мне симпатию.

Однажды дед мой, видя, что мужик несет из лесу на плече березку, сказал ему: "Ты устал, дай я тебе помогу". При этом ему и в голову не пришло то очевидное обстоятельство что березка срублена в нашем лесу. Мои собственные воспоминания о деде – очень хорошие; мы часами бродили с ним по лугам, болотам и дебрям; иногда делали десятки верст, заблудившись в лесу; выкапывали с корнями травы и злаки для ботанической коллекции; при этом он называл растения и, определяя их, учил меня начаткам ботаники, так что я помню и теперь много ботанических названий. Помню, как мы радовались, когда нашли особенный цветок ранней грушовки, вида, не известного московской флоре, и мельчайший низкорослый папоротник; этот папоротник я до сих пор каждый год ищу на той самой горе, но так и не нахожу, - очевидно, он засеялся случайно и потом выродился.

Все это относится к глухим временам, которые наступили после событий 1 марта 1881 года. Дед мой продолжал читать курс ботаники в Петербургском университете до самой болезни своей; летом 1897 года его разбил паралич, он прожил еще пять лет без языка, его возили в кресле. Он скончался 1 июля 1902 года в Шахматове. Хоронить его привезли в Петербург; среди встречавших тело на станции был Дмитрий Иванович Менделеев.

Дмитрий Иванович играл очень большую роль в бекетовской семье. И дед и бабушка моя были с ним дружны. Менделеев и дед мой, вскоре после освобождения крестьян, ездили вместе в Московскую губернию и купили в Клинском уезде два имения – по соседству: менделеевское Боблово лежит в семи верстах от Шахматова, я был там в детстве, а в юности стал бывать там часто. Старшая дочь Дмитрия Ивановича Менделеева от второго брака – Любовь Дмитриевна – стала моей невестой. В 1903 году мы обвенчались с ней в церкви села Тараканова, которое находится между Шахматовым и Бобловым.

Жена деда, моя бабушка, Елизавета Григорьевна, – дочь известного путешественника и исследователя Средней Азии, Григория Силыча Корелина. Она всю жизнь – работала над компиляциями и переводами научных и художественных произведений; список ее трудов громаден; последние годы она делала до 200 печатных листов в год; она была очень начитана и владела несколькими языками; ее мировоззрение было удивительно живое и своеобразное, стиль – образный, язык – точный и смелый, обличавший казачью породу. Некоторые из ее многочисленных переводов остаются и до сих пор лучшими.

Переводные стихи ее печатались в "Современнике", под псевдонимом "Е. Б.", и в "Английских поэтах" Гербеля, без имени. Ею переведены многие сочинения Бокля, Брэма, Дарвина, Гексли, Мура (поэма "Лалла-Рук"), Бичер-Стоу, Гольдсмита, Стэнли, Теккерея, Диккенса, В. Скотта, Брэт Гарта, Жорж Занд, Бальзака, В. Гюго, Флобера, Мопассана, Руссо, Лесажа. Этот список авторов – далеко не полный. Оплата труда была всегда ничтожна. Теперь эти сотни тысяч томов разошлись в дешевых изданиях, а знакомый антикварными ценами знает, как дороги уже теперь хотя бы так называемые "144 тома" (изд. Г. Пантелеева), в которых помещены многие переводы Е. Г. Бекетовой и ее дочерей. Характерная страница в истории русского просвещения.

Отвлеченное и "утонченное" удавалось бабушке моей меньше, ее язык был слишком лапидарен , в нем было много бытового. Характер на редкость отчетливый соединялся в ней с мыслью ясной, как летние деревенские утра, в которые она до свету садилась работать. Долгие годы я помню смутно, как помнится все детское, ее голос, пяльцы, на которых с необыкновенной быстротой вырастают яркие шерстяные цветы, пестрые лоскутные одеяла, сшитые из никому не нужных и тщательно собираемых лоскутков, – и во всем этом – какое-то невозвратное здоровье и веселье, ушедшее с нею из нашей семьи. Она умела радоваться просто солнцу, просто хорошей погоде, даже в самые последние годы, когда ее мучили болезни и доктора, известные и неизвестные, проделывавшие над ней мучительные и бессмысленные эксперименты. Все это не убивало ее неукротимой жизненности.

Эта жизненность и живучесть проникала и в литературные вкусы; при всей тонкости художественного понимания она говорила, что "тайный советник Гёте написал вторую часть "Фауста", чтобы удивить глубокомысленных немцев". Также ненавидела она нравственные проповеди Толстого. Все это вязалось с пламенной романтикой, переходящей иногда в старинную сентиментальность. Она любила музыку и поэзию, писала мне полушутливые стихи, в которых звучали, однако, временами грустные ноты:

Так, бодрствуя в часы ночные
И внука юного любя,
Старуха-бабка не впервые
Слагала стансы для тебя.

Она мастерски читала вслух сцены Слепцова и Островского, пестрые рассказы Чехова. Одною из последних ее работ был перевод двух рассказов Чехова на французский язык (для"Revue des deux Mondes"). Чехов прислал ей милую благодарственную записку.

К сожалению, бабушка моя так и не написала своих воспоминаний. У меня хранится только короткий план ее записок; она знала лично многих наших писателей, встречалась с Гоголем, братьями Достоевскими, Ап. Григорьевым, Толстым, Полонским, Майковым. Я берегу тот экземпляр английского романа, который собственноручно дал ей для перевода Ф. М. Достоевский. Перевод этот печатался во "Времени".

Бабушка моя скончалась ровно через три месяца после деда – 1 октября 1902 года. От дедов унаследовали любовь к литературе и незапятнанное понятие о ее высоком значении их дочери – моя мать и ее две сестры. Все три переводили с иностранных языков. Известностью пользовалась старшая – Екатерина Андреевна (по мужу – Краснова). Ей принадлежат изданные уже после ее смерти (4 мая 1892 года) две самостоятельных книги "Рассказов" и "Стихотворений" (последняя книга удостоена почетного отзыва Академии наук). Оригинальная повесть ее "Не судьба" печаталась в "Вестнике Европы". Переводила она с французского (Монтескье, Бернарден де Сен-Пьер), испанского (Эспронседа, Бэкер, Перес Гальдос, статья о Пардо Басан), переделывала английские повести для детей (Стивенсон, Хаггарт; издано у Суворина в "Дешевой библиотеке").

Моя мать, Александра Андреевна (по второму мужу – Кублицкая-Пиоттух), переводила и переводит с французского – стихами и прозой (Бальзак, В. Гюго, Флобер, Зола, Мюссе, Эркман-Шатриан, Додэ, Боделэр, Верлэн, Ришпэн). В молодости писала стихи, но печатала – только детские.

Мария Андреевна Бекетова переводила и переводит с польского (Сенкевич и мн. др.), немецкого (Гофман), французского (Бальзак, Мюссе). Ей принадлежат популярные переделки (Жюль Верн, Сильвио Пеллико), биографии (Андерсен), монографии для народа (Голландия, История Англии и др.). "Кармозина" Мюссе была не так давно представлена в театре для рабочих в ее переводе.

В семье отца литература играла небольшую роль. Дед мой – лютеранин, потомок врача царя Алексея Михайловича, выходца из Мекленбурга (прародитель – лейб-хирург Иван Блок был при Павле I возведен в российское дворянство). Женат был мой дед на дочери новгородского губернатора – Ариадне Александровне Черкасовой.

Отец мой, Александр Львович Блок, был профессором Варшавского университета по кафедре государственного права; он скончался 1 декабря 1909 года. Специальная ученость далеко не исчерпывает его деятельности, равно как и его стремлений, может быть менее научных, чем художественных. Судьба его исполнена сложных противоречий, довольно необычна и мрачна. За всю жизнь свою он напечатал лишь две небольшие книги (не считая литографированных лекций) и последние двадцать лет трудился над сочинением, посвященным классификации наук. Выдающийся музыкант, знаток изящной литературы и тонкий стилист, – отец мой считал себя учеником Флобера. Последнее и было главной причиной того, что он написал так мало и не завершил главного труда жизни: свои непрестанно развивавшиеся идеи он не сумел вместить в те сжатые формы, которых искал; в этом искании сжатых форм было что-то судорожное и страшное, как во всем душевном и физическом облике его. Я встречался с ним мало, но помню его кровно.

Детство мое прошло в семье матери. Здесь именно любили и понимали слово; в семье господствовали, в общем, старинные понятия о литературных ценностях и идеалах. Говоря вульгарно, по-верлэновски, преобладание имела здесь еlоquence [красноречие (франц.).]; одной только матери моей свойственны были постоянный мятеж и беспокойство о новом, и мои стремления к musique [музыке – фр.] находили поддержку у нее. Впрочем, никто в семье меня никогда не преследовал, все только любили и баловали. Милой же старинной еlоquenсе обязан я до гроба тем, что литература началась для меня не с Верлэна и не с декадентства вообще. Первым вдохновителем моим был Жуковский. С раннего детства я помню постоянно набегавшие на меня лирические волны, еле связанные еще с чьим-либо именем. Запомнилось разве имя Полонского и первое впечатление от его строф:

Снится мне: я свеж и молод,
Я влюблен. Мечты кипят.
От зари роскошный холод
Проникает в сад.

Жизненных опытов" не было долго. Смутно помню я большие петербургские квартиры с массой людей, с няней, игрушками и елками – и благоуханную глушь нашей маленькой усадьбы. Лишь около 15 лет родились первые определенные мечтания о любви, и рядом – приступы отчаянья и иронии, которые нашли себе исход через много лет – в первом моем драматическом опыте "Балаганчик", лирические сцены). "Сочинять" я стал чуть ли не с пяти лет. Гораздо позже мы с двоюродными и троюродными братьями основали журнал "Вестник", в одном экземпляре; там я был редактором и деятельным сотрудником три года.

Серьезное писание началось, когда мне было около 18 лет. Года три-четыре я показывал свои писания только матери и тетке. Все это были – лирические стихи, и ко времени выхода первой моей книги "Стихов о Прекрасной Даме" их накопилось до 800, не считая отроческих. В книгу из них вошло лишь около 100. После я печатал и до сих пор печатаю кое-что из старого в журналах и газетах.

Семейные традиции и моя замкнутая жизнь способствовали тому, что ни строки так называемой "новой поэзии" я не знал до первых курсов университета. Здесь, в связи с острыми мистическими и романическими переживаниями, всем существом моим овладела поэзия Владимира Соловьева. До сих пор мистика, которой был насыщен воздух последних лет старого и первых лет нового века, была мне непонятна; меня тревожили знаки, которые я видел в природе, но все это я считал "субъективным" и бережно оберегал от всех. Внешним образом готовился я тогда в актеры, с упоением декламировал Майкова, Фета, Полонского, Апухтина, играл на любительских спектаклях, в доме моей будущей невесты, Гамлета, Чацкого, Скупого рыцаря и... водевили. Трезвые и здоровые люди, которые меня тогда окружали, кажется, уберегли меня тогда от заразы мистического шарлатанства, которое через несколько лет после того стало модным в некоторых литературных кругах. К счастию и к несчастью вместе, "мода" такая пришла, как всегда бывает, именно тогда, когда все внутренно определилось; когда стихии, бушевавшие под землей, хлынули наружу, нашлась толпа любителей легкой мистической наживы.

Впоследствии и я отдал дань этому новому кощунственному "веянью"; но все это уже выходит за пределы "автобиографии". Интересующихся могу отослать к стихам моим и к статье "О современном состоянии русского символизма" (журнал "Аполлон" 1910 года). Теперь же возвращусь назад.

От полного незнания и неумения сообщаться с миром со мною случился анекдот, о котором я вспоминаю с удовольствием и благодарностью: как-то в дождливый осенний день (если не ошибаюсь, 1900 года) отправился я со стихами к старинному знакомому нашей семьи, Виктору Петровичу Острогорскому, теперь покойному. Он редактировал тогда "Мир божий". Не говоря, кто меня к нему направил, я с волнением дал ему два маленьких стихотворения, внушенные Сирином, Алконостом и Гамаюном В. Васнецова. Пробежав стихи, он сказал: "Как вам не стыдно, молодой человек, заниматься этим, когда в университете бог знает что творится!" – и выпроводил меня со свирепым добродушием. Тогда это было обидно, а теперь вспоминать об этом приятнее, чем обо многих позднейших похвалах.

После этого случая я долго никуда не совался, пока в 1902 году меня не направили к В. Никольскому, редактировавшему тогда вместе с Репиным студенческий сборник. Уже через год после этого я стал печататься "серьезно". Первыми, кто обратил внимание на мои стихи со стороны, были Михаил Сергеевич и Ольга Михайловна Соловьевы (двоюродная сестра моей матери). Первые мои вещи появились в 1903 году в журнале "Новый путь" и, почти одновременно, в альманахе "Северные цветы".

Семнадцать лет моей жизни я прожил в казармах л.-гв. Гренадерского полка (когда мне было девять лет, мать моя вышла во второй раз замуж, за Ф. Ф. Кублицкого-Пиоттух, который служил в полку). Окончив курс в СПб. Введенской (ныне – императора Петра Великого) гимназии, я поступил на юридический факультет Петербургского университета довольно бессознательно, и только перейдя на третий курс, понял, что совершенно чужд юридической науке. В 1901 году, исключительно важном для меня и решившем мою судьбу, я перешел на филологический факультет, курс которого и прошел, сдав государственный экзамен весною 1906 года (по славяно-русскому отделению).

Университет не сыграл в моей жизни особенно важной роли, но высшее образование дало, во всяком случае, некоторую умственную дисциплину и известные навыки, которые очень помогают мне и в историко-литературных, и в собственных моих критических опытах, и даже в художественной работе (материалы для драмы "Роза и Крест"). С годами я оцениваю все более то, что дал мне университет в лице моих уважаемых профессоров – А. И. Соболевского, И. А. Шляпкина, С. Ф. Платонова, А. И. Введенского и Ф. Ф. Зелинского. Если мне удастся собрать книгу моих работ и статей, которые разбросаны в немалом количестве по разным изданиям, но нуждаются в сильной переработке, – долею научности, которая заключена в них, буду я обязан университету.

В сущности, только после окончания "университетского" курса началась моя "самостоятельная" жизнь. Продолжая писать лирические стихотворения, которые все, с 1897 года, можно рассматривать как дневник, я именно в год окончания курса в университете написал свои первые пьесы в драматической форме; главными темами моих статей (кроме чисто литературных) были и остались темы об "интеллигенции и народе", о театре и о русском символизме (не в смысле литературной школы только).

Каждый год моей сознательной жизни резко окрашен для меня своей особенной краской. Из событий, явлений и веяний, особенно сильно повлиявших на меня так или иначе, я должен упомянуть: встречу с Вл. Соловьевым, которого я видел только издали; знакомство с М. С. и О. М. Соловьевыми, 3. Н. и Д. С. Мережковскими и с А. Белым; события 1904 – 1905 года; знакомство с театральной средой, которое началось в театре покойной В. Ф. Комиссаржевской; крайнее падение литературных нравов и начало "фабричной" литературы, связанное с событиями 1905 года; знакомство с творениями покойного Августа Стриндберга (первоначально – через поэта Вл. Пяста); три заграничных путешествия: я был в Италии – северной (Венеция, Равенна, Милан) и средней (Флоренция, Пиза, Перуджия и много других городов и местечек Умбрии), во Франции (на севере Бретани, в Пиренеях – в окрестностях Биаррица; несколько раз жил в Париже), в Бельгии и Голландии; кроме того, мне приводилось почему-то каждые шесть лет моей жизни возвращаться в Bad Nauheim (Hessen-Nassau), с которым у меня связаны особенные воспоминания.

Этой весною (1915 года) мне пришлось бы возвращаться туда в четвертый раз; но в личную и низшую мистику моих поездок в Bad Nauheim вмешалась общая и высшая мистика войны.

(457 слов) Стык XIX и XX веков не обошёлся без знаменательного феномена. Им стал Александр Александрович Блок, эпохальный поэт, яркая звезда символизма.

Поэт был рождён в союзе Александра Львовича Блока и Александры Андреевны Бекетовой в 1880 году. Браку приват-доцента и дочери ректора не суждено было быть счастливым, даже рождение сына не поправило положение. Спустя девять лет родители Александра официально развелись.

Детские годы Блока проходили за границей и на окраинах Петербурга. Лето будущего поэта протекало в Подмосковье в имении деда.

Образование и творческий путь

Лучше всего юного Александра Блока можно охарактеризовать как человека, отличавшегося широтой знаний и увлечений. Уже в пять лет он стал слагать стихи. Введенская гимназия приняла мальчика сразу во второй класс.

Его литературный талант требовал воли, и четырнадцатилетний Блок создаёт домашний журнал «Вестник». Это была своего рода игра, которой были увлечены все члены семьи: мать, кузены, бабушка и дед. Александра манили театральные подмостки, но актёром стать ему не было суждено. В год совершеннолетия он закончил историко-филологический факультет.

Личная жизнь и «Прекрасная Дама»

В семнадцать лет юношу впервые поразила любовь. Но у этого чувства одна деталь: его избранница, Ксения Садовская, была ровесницей матери Блока. Этот роман изначально был обречён, но все же стал красной нитью в творчестве поэта.

Первое увлечение Александра шокировало мать, поэтому во многом она повлияла на его отношения с Любовью Менделеевой. Развязкой нового романа стал малоудачный брак. Благоговение Блока перед супругой сочеталось с изменами, он лишь восхищался ею, а физически близок не был, зато искал знакомства с девушками легкого поведения. Сама молодая женщина тоже не отставала от мужа. В конце концов, супруги примирились, и Любовь Менделеева стала той самой Прекрасной Дамой, которой поэт посвятил цикл стихов.

Творчество

Поскольку Александр был личностью нестандартной, его творческий гений примкнул к символизму. Повседневность, мистика, быт и фольклор – все уживалось в его творениях.

Александра Александровича волновали все стороны жизни: от размышлений о любви и красоте природы до острых социальных проблем. Особый оттенок его творчеству добавляла метафора. Блок проявил себя как замечательный поэт, драматург и публицист.

Отношение к революции

Александр Блок относился к числу людей, ожидавших от революции колоссальных перемен. Он верил, что происходящее должно сделать жизнь лучше, но перевороты любят кровь. «Детский» восторг поэта сменился осознанием и отвращением.

Мы описали это подробно на примере его поэмы «12». Это произведение — пятно на творчестве литератора. Поспешное принятие Октябрьской революции подтолкнуло Блока к её написанию. Интеллигенция единодушно осудила поэму, как и сам автор, но позднее, когда он просил перед смертью уничтожить все экземпляры книги.

Смерть

Многие факторы повлияли на состояние здоровья Блока. Он был истощён морально и физически. В связи с этим у Александра Александровича произошёл творческий застой. «Меня выпили» — описывал своё состояние поэт.

Он нуждался в поездке за границу, но ему отказали. Серьёзная сердечно-сосудистая болезнь в сопровождении с астмой и цингой, подкреплялась психическими расстройствами. Сердце литератора перестало биться 7 августа 1921 года.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Среди русской лирической поэзии стихи Александра Блока занимают особое, только ему принадлежащее, выдающееся место. Женственность, обаяние и красота, предчувствие счастья – вот основная идея его лирики. Любовь к женщине переплетается с любовью к Родине, России. Предчувствую Тебя. Года проходят мимо - Всё в облике одном предчувствую Тебя.

Краткая биография

Родился Александр 28 ноября 1880 года в интеллигентной петербургской семье. Его отец, Александр Львович Блок, - профессор Варшавского университета. Мать, Александра Андреевна, - дочь ректора Петербургского университета, профессионально занималась переводами. С раннего детства мальчик больше находился в доме деда, а все летние месяцы проводил в имении Бекетовых Шахматово, в Подмосковье. Первое увлечение юный Александр испытал в 1897 году к Садовской, находясь на курорте в Германии. Чувство первой любви обратилось замечательными стихами, которые вошли в первый поэтический цикл стихов Ante Lucem. Окончив Введенскую гимназию в Петербурге, Блок в 1898 году поступает сначала на юридический факультет петербургского университета, а позже переводится на историко-филологический и специализируется на славяно-русском отделении.

В 1903 году, 30 августа, состоялось венчание Александра Блока и Любови Менделеевой. Первые годы брака сопровождаются шероховатостями, размолвками и непониманием. Молодые супруги принадлежат к передовой, богемной, молодежи. Необходимость подчиняться требованиям, присущим той или иной группировке молодых литераторов, музыкантов, актеров, к которым принадлежат Александр Блок и Любовь Менделеева, неоднократно ставит их семейный союз на грань разрыва. Вся эта нестабильность и нечистоплотность личной жизни отрицательно скажутся на здоровье поэта. Они существенно сократят его земной путь, хотя в истории русской культуры имя Любови Дмитриевны навсегда останется как прообраз Прекрасной Дамы, которой великий поэт посвятил одних из лучших в русской поэзии цикл стихов о любви.

Творчество Блока

Еще учась в университете, Блок начинает публиковать свои произведения в журналах и газетах символистов. После окончания он ведет критический отдел в журнале "Золотое Руно”. Постоянно вращается в самой передовой литературно-театральной среде. Среди его друзей А.Белый, З.Гиппиус, С.Городецкий, В.Комиссаржевская, В.Мейерхольд. Увлекается театром и пишет пьесу "Балаганчик”, которую ставит В.Мейерхольд.

И две революции существенно повлияли не только на мировоззрение Блока-гражданина, но и Блока-поэта. Он недвусмысленно заявляет, что русская интеллигенция "может и обязана” работать с большевиками. В январе 1918 года он печатает в газете "Знамя труда” знаменитую поэму "Двенадцать”, а чуть позже, стихотворение "Скифы”. Стихотворение написано им почти за два дня, как отклик на требования немцев по Брест-Литовскому миру. Мощь, сила этого стихотворения - это пример гражданской позиции, усиленной талантом и личным отношением поэта к понятию Россия и Родина. Поэт и гражданин Своим отношением к новому миру и новой власти, Блок провел черту между собой и оппозиционными литераторами. Гиппиус, Мережковский, Сологуб, Вяч. Иванов, Ахматова, Пришвин и др. резко осудили его. Но поэт и сам после ареста ВЧК в 1919 году и пребывания на допросах в течение всего двух дней, очевидно, понял свою ошибку. Недаром в его дневнике появилась запись о том, что под игом насилия человеческая совесть умолкает.

В 1921 году на вечере, посвященном памяти , Александр Львович открыто высказался о попытках новой черни закрыть рот истинной культуре и лишить художника свободы. Это выступление и стихотворение Пушкинскому дому, можно считать его художественным завещанием. Нравственная депрессия, душевная пустота усиливают заболевание сердца в апреле 1921 года, а в августе 1921 года Блока не стало.

Александр Александрович Блок - замечательный русский писатель, творивший на границе 19-20 веков. Родился 16 ноября 1880 года в интеллигентной семье профессора и писательницы в Санкт-Петербурге. В 1898 году успешно окончил Введенскую гимназию, а затем и Петербургский университет. Получил два образования: юридическое и историко-филологическое.

Блеснуть писательским талантом юному Саше довелось еще в пятилетнем возрасте: тогда он написал свои первые стихи. Вообще, стоит отметить, что юноша рос разносторонним: увлекался не только наукой, но и актерским мастерством и посещал курсы сценического искусства.

В 1897 году на отдыхе с семьей Блок впервые влюбился. Эти пылкие юношеские чувства глубоко остались в памяти писателя и оставили неизгладимый след на всем его последующем творчестве. В 1903 году женой Александра стала дочь профессора Менделеева, которую он буквально отбил у не менее известного поклонника - поэта Андрея Белого. Любимой женщине с символическим именем Любовь он посвятил сборник «Стихи о прекрасной даме». Он был отмечен обществом «Академия» и принят в ряды его членов. В этом же 1903 году Блок дебютировал в литературных кругах, объявив себя писателем-символистом. Постепенно он обзаводится новыми знакомствами в этой сфере и сближается с Д. Мережковским, З. Гиппиус и В. Брюсовым.

Далеко не тайна, что помимо жены Блок был влюблен не единожды. Он испытывал огромную страсть и непреодолимую тягу к нескольким женщинам, которые впоследствии также оставили след в его поэтическом творчестве. Это была Любовь Дельмас, а позже Н. Волохова

Уже тогда Блок проявлял себя как ярко выраженный писатель-символист. Его раннему творчеству присущи многогранности символов и знаков в описании событий и образов. Основные темы и мотивы того периода - любовные переживания и красота природы. В более поздний период творчества Блока все более интересовали социальные проблемы и переживания народа, относящегося к низшим слоям населения. Сюда можно отнести его поэму «Роза и крест» от 1912 года и цикл «Возмездие», вышедший в 1913 году. Одним из самых поэтичных и успешных циклов критиками был признан сборник «Ямбы» 1914 года, в состав которого входил всем известный стих « Ночь, улица, фонарь, аптека».

Решающим моментом, поделившим творческий путь писателя на «до» и «после», является стихотворение «Фабрика», увидевшее свет в 1903 году. А годы с 1906 по 1908 можно отметить как самые успешные в творчестве писателя. Тогда он испытал небывалый подъем и снискал успех и признание окружения. К этому периоду относятся сборники «Нечаянная радость», «Земля в снегу», «Снежная маска», «Песня судьбы» и «Лирические драмы». После 1908 года прослеживается явное отделение Блока от стана символистов. Дальнейший его путь стал самостоятельным и не похожим на его раннее творчество. Его сборник «Итальянские стихи», написанные в процессе путешествия по одноименной стране, были приняты публикой и критиками с огромным восторгом и признаны лучшим произведением об Италии, когда-либо написанным отечественным автором.

Кроме публицистики и остросоциальной литературы Блок увлекался написанием произведений для детской и юношеской аудитории. В 1913 году он издает сразу два собрания детских стихов «Сказки» и «Круглый год». В 1916 году Блок поехал на фронт, где и узнал о том, что царской власти больше нет. Позже во время службы в Чрезвычайной комиссии, которая расследовала преступления самодержавного строя перед народом, Блок открыл для себя всю правду о самодержавном строе и назвал его «помойкой». На основе сделанных им выводов и материалов, полученных в результате допросов, была написана документальная работа «Последние дни императорской власти».

Особенно тяжелый период жизни писателя пришелся на годы великой революции. В отличие от других соотечественников, Блок не эмигрировал, а остался в Петрограде, и зарабатывал на жизнь, трудясь в издательстве. Множество статей, а также знаменитая поэма «Двенадцать» посвящена тем тяжелым годам в жизни писателя. Тогда он творил с особенным рвением, осознав в себе неистовую гражданскую ответственность и патриотизм. Он восхвалял великий подвиг народа, который каждый день находит в себе силы жить, несмотря на тяжелый быт и нищету. Он активно участвовал в митингах и демонстрациях, занимал активную социальную позицию.

Перед самой смертью Блок был ослаблен и постоянно болел. Его знакомые, в том числе Максим Горький, усиленно просили правительство выделить путевку писателю, чтобы тот смог укрепить свое здоровье и съездить на отдых. Однако, все старания были тщетны и в протест Блок прекратил лечиться с помощью медикаментов и, объявил голодовку и предал праху все последние рукописи.

В бедности и разрухе провел писатель последние дни своей жизни и умер от сердечного приступа, настигшего его 7 августа 1921 года.

Фото 1903 года
неизвестен

Александр Александрович Блок родился в 1880 году, 16 ноября в Санкт-Петербурге. Его родители - Александр Львович и Александра Андреевна, считались семьей высокой культуры.
После рождения сына, семейная пара вместе не проживала - мать Александра Александровича порвала отношения с мужем и после их не возобновляла. В 1889 году она смогла получить официальное разрешение на расторжение брака, и после второй раз вышла замуж за офицера гвардии Кублицкого-Пиоттуха. Фамилию сына, было принято решение, оставить неизменной.
Тогда Александру Блоку было отроду 9 лет, и они с матерью и отчимом поселились в его квартиру на окраине Санкт-Петербурга, около живописного берега Большой Невки.
Образование Александра Александровича начинается в 1889 году, когда его отдали сразу во 2 класс гимназии в Ведене, где он получал знания вплоть до 1898 года. После гимназии, Александр Блок поступает в Петербургский университет, где получает последовательно два диплома – первый с юридического факультета, и второй диплом историко-филологического направления.
Ректором университета, в котором обучался Александр Александрович, был его дедушка Бекетов.
Первые стихотворения из-под пера Блока были найдены еще в его пятилетнем возрасте. Но, тогда писательская деятельность была для него под запретов. Желание окунуться в творчество поглощало его день за днем, и шестнадцатилетним юнцом Блок начинает активно заниматься мастерством актерства, стремительно желая покорить большую сцену.
Год 1903 стал для Блока годом личной жизни. Он берет в супруги дочь популярного ученого Дмитрия Менделеева - Любовь Дмитриевну. Его близкий друг – А. Белый, был так же влюблен в Любовь, и из-за свадьбы они поругались на всю жизнь.
Минуя год для семьи, 1904 год становится годом творчества А. Блока. Блок впервые печатает свои произведения в маленьком сборнике под названием «Стихи о прекрасной даме».
Через пять лет Блок совместно с супругой уезжают в отпуск по городам Италии, а так же Германии, а его творчество переходит в руки общества «Академия».
Его ранние, детские и юношеские произведения появлялись в стиле символизма. Далее, взрослея и меняя мировоззрение, Блок начал отражать в своих стихотворениях и поэмах социальное положение крестьян и простого народа. Ему пришлось пережить трагическую человеческую роль, которая и была описана в произведении «Роза и крест», после данного периода жизни, его творчество становится более возмездным. Самое популярное произведение Александра – «Ночь, улица, фонарь, аптека». Его сборники не были обделены детской поэзией.
Годы революции Александр Блок решил никуда не уезжать, и начал карьеру в одном из издательств Петрограда. События революционных лет также нашли свое отражение в творчестве Блока.
Несколько лет жизни перед смертью, Блок Александр Александрович довольно часто и сильно болел. На его запрос по выезду из государства для ходатайства с лечением в больнице, политическое бюро ЦКРКП(б) ответило однозначным отказом. Письмо с таким решением сильно ударило по его здоровью и настрою, и Александр полностью отказался от лекарственных препаратов и пищи, уничтожил все записки, а так же записи. Последний год Александр находился в бреду, и просил уничтожить его поэму революционного характера "Двенадцать".
Последним, что видел Александр Александрович Блок, был Петроград. Там, 7 августа 1921 года он скончался из-за сердечного приступа.