Как проверить слышит ребенок или. Ошибки при проведении проб. Методы проверки слуха

Когда у женщины рождается ребенок, она с трепетом пересчитывает его пальчики на ногах и руках, рассматривает строение его тела. Она уже любит своего малыша, но с осторожностью наблюдает – все ли у него нормально, здоров ли ребенок. В первые месяцы жизни очень важно показать кроху ортопеду, невропатологу и другим специалистам. Не потому, что у него что-то болит, а для проверки состояния его здоровья. Ведь различные отклонения и патологии в раннем возрасте лечить намного проще.

Очень важно проверить и слух малыша. Если у крохи проблемы с ушками, это может отразиться на его дальнейшем развитии, а именно затормозит его. Ведь огромное количество информации мы получаем при помощи слуха.

Слух ребенка можно проверять практически сразу после рождения. На самом деле, ребенок слышит, когда еще находится в утробе матери. Примерно с 15-16 недели слух крохи развивается, он прекрасно ощущает, что рядом мама, папа и посторонние люди с незнакомыми голосами. Больше всего ребенок привыкает к стуку маминого сердца.

Как проверяют слух у новорожденного в роддоме

Сложность проверки слуха малыша заключается в том, что ребенок не может ответить, слышит он или нет. Для этого на второй или третий день после рождения слух крохи проверяют прямо в роддоме. Это делает врач-неонатолог. Для этой цели существует специальная процедура — отоакустическая эмиссия. Во время нее малышу в ушко помещают тоненький зонд, который собирает информацию о волосковых клетках, работающих при передаче звука. Процедура абсолютно безболезненная, малыши переносят ее с легкостью. Однако такой прибор не может с точностью доказать, что ребенок слышит, ведь в слуховой цепочке много звеньев. Зонд проверяет только способность улавливать посторонние звуки.

Рефлекс Моро

У ребенка есть множество врожденных рефлексов, присутствие которых может говорить о нормальном его развитии. Рефлекс Моро проверяется следующим образом. Ребенка нужно положить на ровную поверхность, распрямить его ножки и ручки. Рядом с ним, на расстоянии 15-20 см от его головы нужно хлопнуть в ладоши – то с одной стороны, то с другой. Вместо этого можно слегка стукнуть по столу, на котором лежит малыш. После этих действий ребенок растопыривает пальчики, вскидывает полусогнутые в локтях ручки. Этот врожденный рефлекс ответственен за испуг и защиту организма при опасности. Если у ребенка данного рефлекса нет, можно говорить о различных нарушенияхчастичной потере слуха, родовых травмах, травмах шейного отдела позвоночника, головного кровоизлияния.

Следует отметить, что данный рефлекс проходит к трем месяцам сам по себе. Вызывать легкий испуг у ребенка при помощи хлопка абсолютно безопасно для его неврологического здоровья. Однако будьте готовы к тому, что после такого эксперимента ребенок может быть капризным и плаксивым некоторое время.

Как правило, о проверке слуха задумываются родители, которые уже заметили некоторые нарушения у своего крохи. Ведь внимательность мамы и папы может рассказать гораздо больше, чем все обследования. Итак, как проверить слух у ребенка при помощи подручных средств.

Возьмите три баночки и насыпьте туда манку, горох и фасоль. Также вам понадобится погремушка. В процедуре должны участвовать два человека. Один – отвлекает малыша улыбкой, игрушками, танцами. Второй должен стоять сбоку и чуть сзади, чтобы не попадать в зону видимости ребенка. Начинать проверять слух нужно с самых тихих звуков. В данном случае это баночка с манкой. Потрясите предметом и проследите, услышал ли вас малыш. При этом в комнате не должно быть слишком громко, чтобы ребенок уловил звук, но и не слишком тихо, чтобы не нарушать условия эксперимента. Если кроха услышал звук с первого раза, будьте спокойны — он прекрасно слышит.

Если малыш не реагирует на звук, попробуйте баночку с горохом или фасолью. Если малыш не реагирует и на эти звуки, потрясите около его головы погремушкой. Но не забывайте, что визуально вас не должно быть видно. Ребенок должен реагировать на звук, а не на движение.

Если ребенок не слышит, повторите эксперимент через несколько минут, возможно, он был увлечен игрой, что не отреагировал на раздражающий звук. Если малыш не слышит погремушку и во второй раз, нужно как можно скорее показать его врачу-сурдологу. Своевременное вмешательство поможет вашему ребенку справиться с этой проблемой. Если ребенка с тугоухостью наблюдать и лечить в раннем возрасте, он сможет научиться слышать звуки. После трехлетнего возраста это сделать практически невозможно.

Когда следует обратиться к врачу

Есть несколько случаев, которые должно заставить вас показать ребенка сурдологу (специалисту по проблемам со слухом).

  1. Новорожденный ребенок не вздрагивает при хлопке в ладоши около него.
  2. Малыш в возрасте 3 месяца не реагирует на звуки, не поворачивает голову в ту сторону, откуда он доносится.
  3. В полгода ребенок не лопочет, не гулит, не произносит «Агу».
  4. Ребенок в год должен произнести хотя бы несколько слов, некоторые из которых могут быть простыми слогами.
  5. Если ребенок в два года не говорит отдельных слов – это повод обратиться к врачу. Возможно, это нарушения нервной или слуховой системы.
  6. Если малыш жалуется на боль или шум в ухе, если он перестал понимать или слышать окружающих, нужно обратиться к врачу вне зависимости от того, сколько лет ребенку.
  7. Иногда родители замечают, что малыш просит поставить мультик громче, постоянно переспрашивает, разговаривает громко без видимых на то причин. Это значит, что слух нарушен – нужна консультация врача.

Слух – это одно из важнейших органов чувств человека. Своевременная диагностика позволяет выявить проблему на раннем этапе ее развития. Следите за поведением своего ребенка, чтобы при необходимости дать ему возможность услышать прекрасные звуки этого мира.

Видео: зрение и слух ребенка

Проверка слуха у детей позволяет определить чувствительность слухового анализатора к звуковым волнам определенной интенсивности и частоты. Аудиометрическое обследование способствует выявлению патологий, сопровождающихся снижением качества восприятия звуковых сигналов и разговорной речи. Своевременное устранение нарушений ведет к восстановлению функций звуковоспринимающего или звукопроводящего отделов слухового анализатора.

Аудиометрия является одним из самых достоверных методов определения порога звуковой чувствительности у детей дошкольного и подросткового возраста. В зависимости от типа используемого оборудования и техники проведения акуметрии специалист определяет, в какой из частей органа слуха присутствуют нарушения. Таким образом удается установить факт развития тугоухости и степень снижения слуха.

Назначение аудиометрии

Для каких целей проводится у детей на аппарате? Первые аудиометрические исследования проводят уже через несколько дней после рождения. Своевременное выявление и устранение патологий препятствует возникновению трудностей на этапе развития речи. По утверждению педиатров, врожденная тугоухость ведет к нарушению речи и, соответственно, отставанию в развитии.

Важно! Если в анамнестических данных родителей есть отметки о наличии проблем со слухом, аудиометрическое обследование новорожденного желательно проводить не реже 1-2 раз в полгода.

Диагностирование нарушений и грамотное лечение позволяет скорректировать проблемы, связанные с развитием слуховой дисфункции. Если сбои в работе слухового анализатора были обусловлены кондуктивными причинами, полностью устранить патологии удается в 8 случаях из 10. Восстановление слуха способствует нормальному развитию речевых и языковых способностей у детей дошкольного возраста.

Общая информация

Чтобы проверить слух у ребенка, специалисты используют несколько методов обследования, выбор которых определяется возрастом пациента. Для определения минимального порога слышимости у детей дошкольного возраста применяют такие методы диагностики:

  • компьютерная аудиометрия – один из самых достоверных методов определения слуховой чувствительности, который используется для обследования новорожденных и взрослых;
  • поведенческая аудиометрия – применяется для определения порога слышимости у детей в возрасте от 5 до 36 месяцев;
  • игровая аудиометрия – рассчитана на проверку качества слухового восприятия у детей в возрасте от 3 до 5 лет.

Для обследования детей школьного возраста применяют «взрослые» методики, к числу которых относят речевую и тональную аудиометрию. При этом остроту слуха сурдологи определяют с помощью камертонов по методикам Швабаха, Ринне или Вебера.

Субъективная аудиометрия

Аудиометрические методы диагностики тугоухости разделяют на два типа: субъективные и объективные. К числу первых относятся акустические тесты, которые требуют обратной связи с испытуемым. Большую часть из них используют для исследования работоспособности органа слуха у детей сознательного возраста, которые могут ответить на вопрос, слышат они звук определенного тона или нет.

Как проверить слух у ребенка? К числу самых распространенных субъективных методов аудиометрического обследования относят:

  • рефлекторные – отслеживание реакции пациента на звуки различной интенсивности; используется для диагностики тугоухости у новорожденных на 2-3 неделе жизни;
  • игровые – определение степени слуховой чувствительности у детей в возрасте от 3 лет;
  • специалист просит испытуемого выполнить какое-то действие только после того, как он услышит определенный звук;
  • речевые – оценка порога слышимости речевого сигнала, воспроизводимого с различной интенсивностью;
  • тональные – проверка чувствительности звукопроводящей и звуковоспринимающей системы слухового анализатора в отношении звуков, воспроизводимых на разных частотах.

Результаты субъективных методов исследования слуховой чувствительности определяются наличием воспалений в слизистой носоглотки и органа слуха.

Объективная аудиометрия

Объективные способы оценки работоспособности слухового анализатора чаще применяются в обследовании детей в возрасте до 2 лет. Чтобы выявить патологии в развитии органа слуха специалисты используют следующие методы аудиометрии:

  • отоакустическая эмиссия – регистрация звуковых сигналов в наружном слуховом канале, генерируемых волосковыми клетками в ответ на звук, созданный аудиометром;
  • регистрация вызванных потенциалов – фиксация электрической активности мозга, возникающей при создании тестового сигнала, поступающего в орган слуха спящего новорожденного;
  • тимпанометрия – создание давления воздуха в наружном слуховом канале, которое позволяет определить степень подвижности слуховых косточек и ушной перепонки.

Объективные методы оценки костной и воздушной проводимости звуков позволяют определить, в каком из отделов слухового анализатора присутствуют нарушения.

Аудиограмма ребенка

Аудиограмма слуха для детей представляет собой двумерный график, на котором по вертикальной оси отмечены децибелы (дБ), а по горизонтальной – герцы (Гц). На нем изображены кривые, которые наглядно демонстрируют наличие отклонений в восприятии звуковых сигналов определенной интенсивности и частоты. Если точки кривых расположены в диапазоне от 0 до 25 дБ, это свидетельствует об отсутствии отклонений.

В возрасте до 5 месяцев минимальный порог слышимости новорожденного составляет примерно 50-60 дБ.

Однако следует учитывать, что на пороговую чувствительность слухового анализатора влияет возраст пациента. Не считается отклонением результат, при котором минимальное значение слышимости воздушно-проведенных сигналов составляет 15 дБ. На графике фиксируются только самые слабые звуковые колебания, которые может распознать пациент.

Самостоятельная проверка слуха

Чтобы убедиться в отсутствии кондуктивной и нейросенсорной специалисты рекомендуют проводить аудиологические обследования самостоятельно. При подозрении ухудшения слуха следует записаться на прием к отоларингологу, который проведет отоскопическое и аудиометрическое обследование пациента, в результате которого определит тип патологии и подходящий метод лечения.

Как проверить слух у ребенка в домашних условиях? Проще всего протестировать ребенка с помощью методов речевой аудиометрии. Для этого необходимо:

  • попросить испытуемого сесть на стул и повернуться к вам левым или правым ухом;
  • отойти на 6 м и шепотом, но четко произнести слова «мама», «спорт», «земля», «сапоги» и т.д.;
  • аналогичным образом проводят тестирование с расстояния 20 м, но при этом слова произносят достаточно громко.

Если ребенок может разобрать слов, расстояние между ним и говорящим нужно постепенно сокращать, требуя четкого воспроизведения слов. Чем меньше расстояние между испытуемым и вами, тем значительнее ухудшение слуха. При получении неудовлетворительных результатов тестирования нужно пройти обследование у врача.

Проверка слуха у детей позволяет определить чувствительность слухового анализатора к звуковым волнам определенной интенсивности и частоты. Аудиометрическое обследование способствует выявлению патологий, сопровождающихся снижением качества восприятия звуковых сигналов и разговорной речи. Своевременное устранение нарушений ведет к восстановлению функций звуковоспринимающего или звукопроводящего отделов слухового анализатора.

Аудиометрия является одним из самых достоверных методов определения порога звуковой чувствительности у детей дошкольного и подросткового возраста. В зависимости от типа используемого оборудования и техники проведения акуметрии специалист определяет, в какой из частей органа слуха присутствуют нарушения. Таким образом удается установить факт развития тугоухости и степень снижения слуха.

Назначение аудиометрии

Для каких целей проводится проверка слуха у детей на аппарате? Первые аудиометрические исследования проводят уже через несколько дней после рождения. Своевременное выявление и устранение патологий препятствует возникновению трудностей на этапе развития речи. По утверждению педиатров, врожденная тугоухость ведет к нарушению речи и, соответственно, отставанию в развитии.

Важно! Если в анамнестических данных родителей есть отметки о наличии проблем со слухом, аудиометрическое обследование новорожденного желательно проводить не реже 1-2 раз в полгода.

Диагностирование нарушений и грамотное лечение позволяет скорректировать проблемы, связанные с развитием слуховой дисфункции. Если сбои в работе слухового анализатора были обусловлены кондуктивными причинами, полностью устранить патологии удается в 8 случаях из 10. Восстановление слуха способствует нормальному развитию речевых и языковых способностей у детей дошкольного возраста.

Общая информация

Чтобы проверить слух у ребенка, специалисты используют несколько методов обследования, выбор которых определяется возрастом пациента. Для определения минимального порога слышимости у детей дошкольного возраста применяют такие методы диагностики:

  • компьютерная аудиометрия – один из самых достоверных методов определения слуховой чувствительности, который используется для обследования новорожденных и взрослых;
  • поведенческая аудиометрия – применяется для определения порога слышимости у детей в возрасте от 5 до 36 месяцев;
  • игровая аудиометрия – рассчитана на проверку качества слухового восприятия у детей в возрасте от 3 до 5 лет.

Для обследования детей школьного возраста применяют «взрослые» методики, к числу которых относят речевую и тональную аудиометрию. При этом остроту слуха сурдологи определяют с помощью камертонов по методикам Швабаха, Ринне или Вебера.

Субъективная аудиометрия

Аудиометрические методы диагностики тугоухости разделяют на два типа: субъективные и объективные. К числу первых относятся акустические тесты, которые требуют обратной связи с испытуемым. Большую часть из них используют для исследования работоспособности органа слуха у детей сознательного возраста, которые могут ответить на вопрос, слышат они звук определенного тона или нет.

Как проверить слух у ребенка? К числу самых распространенных субъективных методов аудиометрического обследования относят:

  • рефлекторные – отслеживание реакции пациента на звуки различной интенсивности; используется для диагностики тугоухости у новорожденных на 2-3 неделе жизни;
  • игровые – определение степени слуховой чувствительности у детей в возрасте от 3 лет;
  • специалист просит испытуемого выполнить какое-то действие только после того, как он услышит определенный звук;
  • речевые – оценка порога слышимости речевого сигнала, воспроизводимого с различной интенсивностью;
  • тональные – проверка чувствительности звукопроводящей и звуковоспринимающей системы слухового анализатора в отношении звуков, воспроизводимых на разных частотах.

Результаты субъективных методов исследования слуховой чувствительности определяются наличием воспалений в слизистой носоглотки и органа слуха.

Объективная аудиометрия

Объективные способы оценки работоспособности слухового анализатора чаще применяются в обследовании детей в возрасте до 2 лет. Чтобы выявить патологии в развитии органа слуха специалисты используют следующие методы аудиометрии:

  • отоакустическая эмиссия – регистрация звуковых сигналов в наружном слуховом канале, генерируемых волосковыми клетками в ответ на звук, созданный аудиометром;
  • регистрация вызванных потенциалов – фиксация электрической активности мозга, возникающей при создании тестового сигнала, поступающего в орган слуха спящего новорожденного;
  • тимпанометрия – создание давления воздуха в наружном слуховом канале, которое позволяет определить степень подвижности слуховых косточек и ушной перепонки.

Объективные методы оценки костной и воздушной проводимости звуков позволяют определить, в каком из отделов слухового анализатора присутствуют нарушения.

Аудиограмма ребенка

Аудиограмма слуха для детей представляет собой двумерный график, на котором по вертикальной оси отмечены децибелы (дБ), а по горизонтальной – герцы (Гц). На нем изображены кривые, которые наглядно демонстрируют наличие отклонений в восприятии звуковых сигналов определенной интенсивности и частоты. Если точки кривых расположены в диапазоне от 0 до 25 дБ, это свидетельствует об отсутствии отклонений.

В возрасте до 5 месяцев минимальный порог слышимости новорожденного составляет примерно 50-60 дБ.

Однако следует учитывать, что на пороговую чувствительность слухового анализатора влияет возраст пациента. Не считается отклонением результат, при котором минимальное значение слышимости воздушно-проведенных сигналов составляет 15 дБ. На графике фиксируются только самые слабые звуковые колебания, которые может распознать пациент.

Самостоятельная проверка слуха

Чтобы убедиться в отсутствии кондуктивной и нейросенсорной тугоухости у ребенка специалисты рекомендуют проводить аудиологические обследования самостоятельно. При подозрении ухудшения слуха следует записаться на прием к отоларингологу, который проведет отоскопическое и аудиометрическое обследование пациента, в результате которого определит тип патологии и подходящий метод лечения.

Как проверить слух у ребенка в домашних условиях? Проще всего протестировать ребенка с помощью методов речевой аудиометрии. Для этого необходимо:

  • попросить испытуемого сесть на стул и повернуться к вам левым или правым ухом;
  • отойти на 6 м и шепотом, но четко произнести слова «мама», «спорт», «земля», «сапоги» и т.д.;
  • аналогичным образом проводят тестирование с расстояния 20 м, но при этом слова произносят достаточно громко.

Если ребенок может разобрать слов, расстояние между ним и говорящим нужно постепенно сокращать, требуя четкого воспроизведения слов. Чем меньше расстояние между испытуемым и вами, тем значительнее ухудшение слуха. При получении неудовлетворительных результатов тестирования нужно пройти обследование у врача.

Сформированное слуховое восприятие — залог полноценного развития малыша. Молодые родители должны знать, как проверить слух у ребёнка в разные периоды и какие признаки его нарушения существуют. Помните: чем раньше обнаружены проблемы и начато лечение, тем благоприятнее исход.

Слуховой анализатор появляется у зародыша из слухового пузырька. К 12 неделям беременности у плода формируются три полукружных канала (органы равновесия во внутреннем ухе) и кортиев орган, ответственный за восприятие звуков. На 20 неделе слуховой нерв покрывается миелиновыми клетками, служащими изоляцией для нервных импульсов. В третьем триместре начинают созревание мозговые центры слуха, которые активно развиваются после рождения. Процесс формирования заканчивается к началу подросткового возраста.

Известно, что шестнадцатинедельный плод способен распознавать звуковые сигналы. Однако это не означает, что малыш различает звуки. Для него весь шум — единый поток разной громкости и тональности. Становление слуха проходит несколько этапов, знание которых поможет понять, как проверить слух ребёнка.

  • К третьей неделе после рождения ребёнок сосредотачивается на шуме, прислушивается. Родители замечают, что малыш, услышав громкий звук, прекратил двигаться на 5 — 7 секунд.
  • В два месяца младенец стремится найти источник звука, поворачивая голову.
  • К 4 месяцам ребёнок выделяет из потока шума отдельные звуки — мелодию, голос мамы или папы, звон игрушки — и поворачивает голову к источнику. До 5 месяцев малыш начинает реагировать на своё имя активным движением рук и ног, улыбкой, гулением.
  • В пять месяцев грудничок отличает голоса близких от голосов малознакомых людей.
  • С полугодовалого возраста начинает копировать услышанное. Активно возится со звонкими игрушками и другими предметами, извлекая из них звуки.
  • К 9 месяцам повторяет услышанные звуки, слоги и выполняет простые просьбы.
  • К году ребёнок произносит несложные слова.

Как видим, развитие слухового восприятия сопровождается определёнными реакциями, при отсутствии которых необходимо отвести малыша к отоларингологу (ЛОРу).

Проверка

Слух малыша проверяют в роддоме, при плановом посещении терапевта или по желанию родителей, если те заметили тревожные симптомы. Нарушение слухового восприятия бывает в форме ослабления (тугоухости) и полной потери (глухоты). Проверка фонематического и музыкального слуха происходит после года и имеет свои особенности.

В роддоме

Слух у большей части детей проверяют в роддоме, в первые сутки после рождения, двумя способами:

  • отоакустической эмиссией (ОАЭ) . В ухо ребёнка вводят зонд с микрофоном и динамиком, через который подаётся звуковой сигнал. Фиксируют реакцию улитки (части внутреннего уха) на звуки. Обследование проходит за 5 — 8 минут;
  • исследованием слуховых потенциалов ствола спинного мозга (КСВП, ССВП, ABR, BAER) . На голову ребёнка крепят 4 — 5 электродов, на уши надевают наушники, по которым передаются звуки разной громкости. С помощью специального аппарата определяют электрическую активность нервных волокон. Тест длится 5 — 15 минут.

В конце диагностики врач даёт одно из двух заключений.

  1. Прошёл . Скорее всего, у ребёнка нет расстройства слухового восприятия. Помните, что дети со слабым снижением слуха могут пройти проверку. К тому же нарушение может развиваться постепенно. Отведите малыша на повторное обследование спустя 2 — 3 месяца.
  2. Не прошёл . В этом случае назначают повторное исследование через 7 дней: есть вероятность, что амниотическая жидкость в ушном канале блокирует звук, или малыш капризничал во время тестирования. При подозрении на нарушение слуха проводят полную диагностику ABR с разными звуками, длящуюся 40 — 50 минут.

Методы, как проверить слух у новорождённого, не способны выявить нарушение со 100% вероятностью.

У младенцев и детей старше года

Если результат проверки (ОАЭ или ABR) отрицательный или родители подозревают нарушение слуха у малыша, следует обратиться к отоларингологу. ЛОР проверит состояние наружного и среднего уха. Затем подключится сурдолог — врач, специализирующийся на тугоухости.

  1. Опросит родителей и малыша (по возможности) о симптомах расстройства.
  2. Осмотрит уши.
  3. Проведёт аппаратную диагностику:
  • ОАЭ и ABR;
  • тимпанометрию. В ухе изменяют давление воздуха, фиксируя упругость барабанной перепонки;
  • аудиометрию со зрительным подкреплением. Подходит для детей от полугода до двух лет. Перед глазами ребёнка видеоизображение, звук передаётся через наушники. Врач наблюдает за реакцией малыша;
  • тест разборчивости речи. Ребёнка старше трёх лет просят повторить звуки, произнесённые с разной громкостью;
  • тональная аудиометрия (для старших дошкольников и младших школьников). На голову ребёнка надевают наушники и просят нажать на кнопку или поднять руку, когда он услышит звуки.

На основе полученных данных сурдолог ставит диагноз: здоров, есть тугоухость или глухота.

Для детей младше 5 — 6 лет не проводят аудиометрию, как для взрослых. Её заменяют комплексом объективных методов (описанных выше).

Симптомы нарушения

В группе риска находятся дети:

  • имеющие генетические нарушения (есть близкие родственники с расстройствами слухового восприятия);
  • рождённые после патологической беременности (мать перенесла инфекционные заболевания, употребляла алкоголь, медикаменты, курила);
  • недоношенные или с недостатком веса. Учтите, что для недоношенных детей разработаны отдельные нормы развития, поскольку они отстают в развитии в том числе и слуха. Врач поможет определить индивидуальные параметры;
  • пострадавшие в процессе родов (долгие роды, наложение щипцов и другое);
  • перенёсшие травмы или инфекционные заболевания после рождения (громкий шум, корь, менингит, паротит, воспаление ушей).

Симптомы расстройства таковы:

  • до 3 — 4 месяцев малыш не реагирует на громкие звуки замиранием или вздрагиванием, широким открыванием глаз;
  • к 4 — 5 месяцам не появляется гуление и лепет, поиск источника звука, реакции на своё имя;
  • к 8 — 12 месяцам ребёнок не произносит слоги и простые слова;
  • подходит близко к источнику шума, чтобы расслышать;
  • говорит громче, чем требуется.

Помните, что нарушение слуха у детей может возникнуть до или после рождения. Внимательно следите за развитием малыша, особенно входящего в группу риска.

Фонематический

Фонематический слух — возможность воспринимать человеческую речь и отличать её от других звуков. Способность формируется постепенно к двум годам. До 5 лет ребёнок допускает ошибки в разговоре, однако после речь становится «чистой», звуки произносятся правильно. Отведите малыша к логопеду, если есть грубые нарушения к 4 — 4,5 годам:

  • ошибки в произношении фонем л и р (например, говорит «игла» вместо «игра»);
  • заменяет или смешивает звуки (т — к, д — г и другое);
  • пропускает гласные/согласные, переставляет, проговаривает лишние буквы, смягчает согласные («садь» вместо «сад»);
  • заменяет схожие фонемы (з — с, ш — ж, к — г).

Фонематический слух нарушается из-за патологических процессов в коре головного мозга. Слуховое восприятие искажается. Ребёнок воспроизводит звуки такими, какими он их слышит. Поэтому появляются ошибки в звукопроизношении.

Музыкальный

Музыкальный слух подразумевает способность человека воспринимать, различать, запоминать и воспроизводить услышанную мелодию. Данное умение есть у 95% людей в той или иной степени, которая повышается в ходе тренировок (музыкальных занятий). Педагог проверяет слуховое восприятие по трём критериям:

  • чувство ритма . Учитель настукивает ритм (используют известные детские песни или произвольные ритмические рисунки). Ребёнок повторяет. Постепенно схема усложняется;
  • интонация . Напевается мелодия, которую малыш воспроизводит. Однако «чистота» голоса не связана с развитостью музыкального слуха;
  • музыкальная память . Ребёнок отворачивается от пианино. Педагог нажимает клавишу. Малыш прослушивает звук и запоминает его. Затем поворачивается к инструменту и нажимает на клавиши в поисках того же звука.

Слуховое восприятие начинает формирование в утробе матери и совершенствуется до подросткового возраста. Проверку слуха у детей проводят в роддоме или на плановом приёме терапевта в обязательном порядке. Если родители заметили ухудшение слуха у ребёнка, необходимо отвести его к ЛОРу или сурдологу.

Ежегодно рождается некоторое число детей с какими-либо нарушениями слуха. Хороший слух необходим для развития речи, поэтому крайне важно своевременное выявление тугоухости. В этой статье мы расскажем вам, как можно проверить слух у маленького ребенка.

У всех детей проверяют слух в первый год жизни. Традиционно между 7 и 9 месяцами патронажная сестра проводит тест с отвлечением внимания, часто это происходит в ходе стандартной оценки развития ребенка в возрасте 8 месяцев.

Тест с отвлечением внимания чтобы проверить слух

  1. Во время этого теста ребенок сидит на коленях у матери, а патронажная сестра сидит перед ними и привлекает внимание ребенка с помощью игрушки.
  2. Затем игрушку убирают, и вторая патронажная сестра производит шум, используя погремушку, колокольчик или собственный голос, стоя сбоку и позади ребенка вне поля его зрения.
  3. Малыш должен повернуться в сторону источника звука.
  4. Тест повторяется для проверки обоих ушей с использованием звуков разной громкости.

Если ребенок простужен или не склонен к сотрудничеству, тест проводят повторно через несколько недель.

Оценка слуха у ребенка от специалиста-аудиолога

На этом этапе в случае сомнений ребенка направляют на консультацию к аудиологу. С помощью отоскопа можно увидеть жидкость в ухе, а отличить проблемы со средним ухом от глухоты, связанной с поражением слухового нерва, позволяет такой прехтой прибор, как импедансный аудиометр.

Проверить слух у ребенка поможет неонатальный тест

Тест с отвлечением внимания в настоящее время постепенно вытесняется неонатальным скрининг-тестом, который позволяет оценить функцию внутреннего уха. Этот безболезненный тест занимает всего пару минут и проводится у новорожденного до выписки из больницы или в первые 3 месяца жизни.

  • Во время теста зонд, падающий потрескивающие звуки, помещается в ухо спящего младенца.
  • При нормальном функционировании уха улитка производит отраженный звук, который можно обнаружить и зарегистрировать.
  • Этот тест очень точно определяет нормальный слух.

Если сомнения все еще остаются, имеются более сложные способы, позволяющие измерить степень тугоухости.

Дети, которые прошли неонатальный скрининг-тест, обычно не нуждаются в проверке слуха с отвлечением внимания, проводимом в восьмимесячном возрасте. Однако проблемы со слухом могут возникнуть у ребенка и позднее. Поэтому, если родителей беспокоит какой-то симптом или при наличии таких факторов риска, как тугоухость или менингит в семейном анамнезе, этот тест все же рекомендуется провести.

Проверка слуха у ребенка

Проблемы со слухом обычно выявляются во время стандартного обследования в возрасте 8 месяцев. До этого времени некоторые родители не знают, что их ребенок страдает тугоухостью, поскольку он реагирует на визуальные раздражители - их лица, а не на голоса.

В каком возрасте проверяю слух у детей?

До недавнего времени можно было проверить слух у ребенка только начиная с шестимесячного возраста. К тому же слуховые аппараты устанавливали в среднем в 18 месяцев. Во многих случаях диагноз ставили, когда ребенку уже было больше 2 лет.

Новейшие технические достижения позволяют проверять слух у новорожденных. Благодаря этому появилась возможность, при необходимости, устанавливать слуховой аппарат ранее шестимесячного возраста, что существенно влияет на раннее развитие речи у слабослышащих детей.

К моменту оценки развития, проводимой в возрасте 6 недель, младенцы с нормальным слухом реагируют на внезапные громкие звуки, моргая или широко раскрывая глаза.

Реакция на звуки

Дети начинают поворачиваться в направлении источника громких звуков примерно с 3 месяцев. К 6 месяцам они реагируют на более тихие звуки, именно эта реакция формирует основу проверки слуха в 8 месяцев. В 9 месяцев малыши начинают издавать лепечущие звуки. Дети чуть старше должны реагировать на простые спокойные фразы и просьбы без визуальных подсказок.