Как правильно называется инвалид-колясочник. Инвалиды – это люди с ограниченными возможностями

Чувствовать себя здоровым и быть здоровым - совершенно разные вещи
доктор Джарвик, 31 июня

Поговорим о терминологии?

Во времена Владимира Даля смысл, вкладываемый в слово «инвалид», был полон нескрываемого благородства и достоинства. В переводе с французского оно означало отслужившего, заслуженного воина, неспособного к службе из-за увечья, ран, старости. Теперь, говоря «инвалид», мы имеем в виду «калека, слабый, нетрудоспособный». Однако такое предвзятое отношение легко разрушается, когда мы слышим словосочетание «работающий инвалид» (Анна МОИСЕЕВА, Большая Волга)

На страницах проекта очень хочется обсудить ТЕРМИНОЛОГИЮ. Ну не нравится мне российское слово ИНВАЛИД. Мне ближе точки зрения, высказанные в тексте "Специального доклада Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации" и в интервью руководителя Центра активной реабилитации инвалидов-колясочников "Преодоление" . Согласно определению Всемирной организации здравоохранения здоровье - это состояние полного физического, психического и социального благополучия человека - то есть определяется по сути мироощущением самого человека.

Региональная общественная организация инвалидов "Перспектива" недавно выпустила брошюру "Инвалиды - язык и этикет " , специально предназначенную для журналистов, а также брошюру "Особенности различных видов инвалидности ", Этическая озадаченность (Ирина ЛУКЬЯНОВА, "Иностранец", 21 ноября 2000, №43)

Если вы хотите дополнить этот путеводитель своими впечатлениями и предложениями - с удовольствием рассмотрю все ваши предложения. Присылайте их по почте и заходите на наш форум!

Особенности при обращении с людьми, передвигающемся с помощью инвалидной коляски

Помните что инвалидная коляска - неприкосновенное пространство человека. Не облокачивайтесь на нее, не толкайте, не кладите на нее ноги без разрешения. Начать катить коляску без разрешения - то же самое, что схватить и понести человека без разрешения.
- Всегда спрашивайте, нужна ли помощь, прежде чем оказать ее. Предлагайте помощь, если нужно открыть тяжелую дверь или пройти по ковру с длинным ворсом.
- Если ваше предложение о помощи принято, спросит что нужно делать, и четко следуйте инструкциям.
- Если вам разрешили передвигать коляску, сначала катите ее медленно. Коляска быстро набирает скорость, и неожиданный толчок может привести к потере равновесия.
- Всегда лично убеждайтесь в доступности мест, где запланированы мероприятия. Заранее поинтересуйтесь, какие могут возникнуть проблемы или барьеры, и как их могут устранить.
- Не надо хлопать человека, находящегося в инвалидной коляске, по спине или по плечу.
- Если возможно расположитесь так, чтобы ваши лица были на одном уровне. Избегайте положения, при котором вашему собеседнику нужно запрокидывать голову.
- Если существует архитектурные барьеры, предупредите о них, чтобы человек заранее имел возможность принимать решения.
- Не думайте, что необходимость пользоваться инвалидной коляской - это трагедия. Это способ свободного передвижения. Есть люди, пользующиеся инвалидной коляской, которые не утратили способности ходить и могут передвигаться с помощью костылей, трости, и т.п. коляски они используют для того, чтобы экономить силы и быстрее передвигаться.

см. также обсуждение близких тем на Российских сайтах:

15,10,2003г. Ульяновск. Психологи издадут этический кодекс для работающих с инвалидами
Скоро в Ульяновске появится этический кодекс для тех, кто занимается с инвалидами. Он подготовлен психологами управления реабилитации инвалидов. В нем рассказывается, о чем можно говорить с больным, как себя вести с человеком в коляске или с психическими отклонениями. Тираж брошюры всего 50 экземпляров. Создатели собираются снабдить ими комитеты социальной защиты и кафедры вузов.
Regions.ru

disability.ru -

"Инвалид" в переводе с латыни - "не представляющий ценности" . В цивилизованном мире для обозначения инвалидов вместо таких ярлыков подбирают политкорректные термины. В английском поочередно сгинули несколько слов, означающих "ущербный"; наиболее корректным считается disabled (ограниченный в возможностях), но его пытается теснить неудобовразумительное physically challenged. Последнее буквально означает "физически озадаченный" - то есть решающий задачи, поставленные собственным организмом

Существуют некоторые правила хорошего тона при общении в интернете (называется все это словом нетикет) ...

Памятка человеку и инвалиду ... , Здоровые должны жить со здоровыми ... ,

"Поздравляю вас с тем, что вы - инвалиды !" - Примерно такие слова мы слышим со сцен филармоний и городских домов культуры, где в этот весёлый денёк собираются завсегдатаи почесать языками о том, как они, расшибаются в лепёшку, заботясь о благосостоянии инвалидов...

Есть у нас такие организации- Дома-интернаты для инвалидов и престарелых. Если разобраться кощунственное и циничное название. Конечно, государство- бедное. Пусть престарелые заботятся об инвалидах. Но все же о названии...

Терминология

Язык влияет на поведение и отношение к другим. Слова из повседневной речи могут обижать, вешать ярлыки и дискриминировать. Это особенно важно, когда речь идет об определенных сообществах: людях с инвалидностью, детях без опеки родителей или людях с ВИЧ.

Материал написан в партнерстве с Коалицией за равенство, которая борется с дискриминацией и продвигает соблюдение прав человека в Кыргызстане.

Как стоит обращаться к людям с инвалидностью?

Именно это выражение - «люди с инвалидностью» - самое нейтральное и приемлемое. Если сомневаетесь в корректности ваших слов - спросите, как лучше обратиться. Например, слово «инвалид» допустимо в использовании, но обижает некоторых людей.

Пользователи коляски считают, что такие слова, как «колясочник» и «спинальник» корректны, а самое распространенное словосочетание «люди с ограниченными возможностями здоровья» использовать нежелательно.

Это обусловлено тем, что человека с инвалидностью часто ограничивает именно инфраструктура, а не его особенности.

«Человек с ограниченными возможностями здоровья - это не совсем правильно, ведь мы говорим о том, что инвалидность не всегда связана только с физическим здоровьем», - говорит гражданская активистка Укей Мураталиева.

Такого же мнения придерживается активист Аскар Турдугулов. Он считает, что некоторым людям могут не понравиться даже такие нейтральные слова, как «инвалид» или «человек с инвалидностью».

«Человек, в особенности получивший инвалидность при жизни, а не от рождения, всё равно внутри себя остаётся прежним. Поэтому он не любит лишний раз слышать слово “инвалид” в свой адрес. Много наблюдал такого в окружении», - говорит Турдугулов.

Дарья Удалова / сайт

Активисты отмечают, что не лишним будет уточнить и гендер человека. Например, женщина с инвалидностью или мальчик с инвалидностью.

Распространенная ошибка - говорить с позиции жалости и использовать такие слова, как «жертва». Человек с инвалидностью не нуждается в жалости и часто не одобряет такого отношения к себе.

Другой грубый промах - это говорить о людях, не имеющих инвалидности, как о «нормальных». Само понятие «нормальности» у людей разное, и не существует единой нормы для всех.

Правильно

Человек с инвалидностью

Мужчина / женщина/ ребёнок с инвалидностью

Пользователь коляски; Человек на коляске

Неправильно

Человек с ограниченными возможностями

Прикованный к коляске;
Жертва инвалидности

Нормальные люди; Обычные люди

Спорно

Колясочник; спинальник

Как правильно называть людей с различными особенностями?

Здесь действует правило, которое в английском языке называют «People first language». Идея в том, что сначала вы говорите о самом человеке, и только потом о его особенностях. Например, девушка с синдромом Дауна.

Но лучше всего познакомиться с человеком и обратиться по имени.

Распространенные слова «даун», «аутист» и «эпилептик» некорректны. Они акцентируют и ставят на первое место особенность, вместо самого человека. А еще такие слова воспринимаются как оскорбления.

Если в контексте разговора важно упомянуть такое отличие, лучше обойтись нейтральным выражением, например, «человек с эпилепсией». На тему слова «аутист» в мире до сих пор идут споры. Одни просят использовать выражение «человек с аутизмом», другие - термин «человек-аутист».

Первые считают, что сначала нужно выделить самого человека, ведь аутизм - это всего лишь особенность. Их оппоненты говорят, что аутизм во многом определяет их как личность.

Дарья Удалова / сайт

Неправильно говорить, что человек «болеет» или «страдает» аутизмом, синдромом Дауна или ДЦП, хотя вышеперечисленное есть в списке Международной классификации болезней.

Такие слова вызывают жалость и сочувствие к «страдающим», но это распространенная ошибка: люди с особенностями развития хотят равного отношения к себе.

Некоторые специалисты считают некорректным акцентировать внимание на заболевании.

«Нельзя говорить, что это недуг, и нельзя говорить - “люди, страдающие синдромом Дауна”. Потому что эти люди не страдают от такого состояния. Они рождаются с этим и не знают каково быть другими», - говорит Виктория Токтосунова, директор фонда «Луч добра».

«Нельзя говорить “даун” - по сути, это фамилия ученого, открывшего этот синдром, и вы называете человека чужой фамилией», - говорит она.

Правильно

Человек с синдромом Дауна

Женщина с аутизмом

Мужчина с эпилепсией

Люди с особенностями развития

Живет с эпилепсией / аутизмом

Живет с синдромом Дауна

Дети с синдромом Дауна

Неправильно

Эпилептик

Больные, неполноценные

Страдает от эпилепсии / от аутизма

Мучается от болезни Дауна

Даунята, даунёнок

А как обращаться к людям с ВИЧ/СПИД?

Для начала разберёмся: ВИЧ - это вирус иммунодефицита человека, СПИД - синдром приобретенного иммунодефицита, самая поздняя стадия ВИЧ.

Самая приемлемая формулировка - «люди, живущие с ВИЧ». Такое определение рекомендуется и Объединенной программой ООН по ВИЧ/СПИДу (ЮНЭЙДС).

Дарья Удалова / сайт

По словам Чынары Бакировой, директора ассоциации «АнтиСПИД», ВИЧ-инфицированный - это медицинский термин, указывающий на наличие вируса иммунодефицита.

При этом, Бакирова отметила, что лучший вариант - обращаться к человеку просто по имени.

«Если говорить о снижении дискриминации, то лучше вообще не упоминать наличие вируса, не напоминать человеку и не акцентировать на этом внимание», - говорит она.

Правильно

Человек с ВИЧ-позитивным статусом

Люди, живущие с ВИЧ

Обратиться по имени

Неправильно

Больные ВИЧ;

Зараженные СПИДом

Вичовый / Спидозник

Спорно

ВИЧ-инфицированный

Как говорить о детях, у которых нет родителей?

В общении с детьми, главное - учитывать их мнение, считает представитель ассоциации по защите прав детей Мирлан Медетов. По его словам, не стоит акцентировать внимание на том, что ребенок лишился родителей.

«Если вы будете обращаться к ребенку и все время говорить “сирота” - это скорее не дискриминирует человека, а ненадлежащее отношение к нему. Такие слова могут обидеть и расстроить», - объясняет он.

Дарья Удалова / сайт

Лира Джураева, директор Общественного Фонда «SOS Детские Деревни Кыргызстана» рассказала, что термин «сироты» не используют в их организации. Этому есть свои причины - в момент, когда ребенок попадает к ним, он «перестаёт быть сиротой и обретает семью».

Джураева считает, что наиболее корректный вариант - «ребёнок, лишившийся родительской опеки», именно опеки, а не родителей. По ее словам, в Кыргызстане множество социальных сирот, у которых жив один из родителей, который не может позаботиться о своем ребенке. Причины этому разные - финансовые проблемы, алкогольная/наркотическая зависимость, социальная незрелость.

Джураева пояснила, что слово «сирота» имеет негативный оттенок и порождает стереотипы, которые сегодня очень сильны.

С ней согласна и Назгуль Турдубекова, руководитель фонда «Лига защитников прав ребёнка», который 10 лет продвигает права и свободы детей.

«Если в разговорной речи, напрямую или мимоходом, сказать слово “сирота” - это неэтично в отношении ребенка. Но такая терминология используется в госорганах. Например, в Нацстаткоме, в статистике так и пишут - “условное количество процентов детей-сирот”», - говорит она.

Турдубекова считает, что если журналист ссылается на Нацстатком, то допустимо использовать слово «сирота». Но лучшее обращение к такому ребёнку - просто по имени, без акцента на то, что он остался без родителей.

«Если мы посмотрим на историю русского государства, а потом и советского, то ценность человека стояла на самом последнем месте, а это соответственно отражается и на языке», - считает профессор.

Дарья Удалова / сайт

Другой филолог Мамед Тагаев добавил, что в русском языке существуют циклы, в течение которых смысл слова может меняться. Профессор считает, что даже такое слово, как «калека», изначально было нейтральным, а с течением времени стало оскорбительным. Тогда на замену ему пришло иностранное слово «инвалид».

«Но и слово “инвалид” с течением времени в сознании людей начинает вбирать тот же уничижительно-оскорбительный смысл», - рассказывает Тагаев.

Активистка Сыйнат Султаналиева считает, тема политкорректного обращения стала активно подниматься только в недавнее время. По ее мнению, в этом помогает культурный обмен.

«Я бы посчитала это следствием все большей открытости граждан нашей страны глобальным процессам через программы обучения, стажировки, знакомства и дружбу с людьми из других стран. Мы учимся по-другому смотреть на вопросы, которые раньше казались непоколебимыми», - говорит Султаналиева.

Три года назад в стране стартовала программа «Доступная среда», призванная создать максимально комфортные условия жизни для инвалидов. И условия эти, пусть и не так быстро, как хотелось бы, все же создаются, говорят в Минтруде. О том, что еще осталось сделать, чтобы окружающая среда стала для инвалидов действительно безбарьерной, и почему одними только пандусами и тактильной плиткой здесь никак не обойтись, корреспонденту «МК» рассказал директор департамента по делам инвалидов Минтруда России Григорий Лекарев.

Григорий Григорьевич, что изменилось в жизни инвалидов с тех пор, когда в 2011 году была утверждена госпрограмма «Доступная среда»?

В первую очередь, начало меняться отношение к людям с инвалидностью. Так говорят сами инвалиды. Мы каждый год проводим социологические замеры - нам крайне важно знать, как сами инвалиды оценивают изменение отношения их родственников, соседей, сослуживцев к человеку с инвалидностью. Раньше этот показатель был не очень высоким, а теперь количество людей, которые дружелюбно относятся к инвалидам, составило 41% от опрошенных. Это люди, которые с точки зрения самих инвалидов не только понимают их проблемы, но и своими силами стараются помочь в преодолении барьеров. Пожалуй, это самый важный результат госпрограммы.

- То есть по подсчетам Минтруда России люди стали отзывчивее к нуждам инвалидов?

Это не только наше мнение. Независимые исследования, результаты которых обсуждались Общественной палатой, подтвердили, что за последние два - три года (это как раз срок реализации программы «Доступная среда») произошел качественный сдвиг в отношении общества к проблемам инвалидов.

- Понятие «проблемы» инвалидов звучит несколько размыто…

Это системные исследования, которые проводятся специалистами по множеству совершенно конкретных параметров. Я напомню, что «Доступная среда» - программа двухэтапная. Первый этап был методическим, а второй, который идет сейчас, - это практическая реализация мероприятий. Именно сейчас люди видят, что действительно изменяются пешеходные переходы, пусть и не везде появляются правильно организованные пандусы, дети-инвалиды начинают ходить в адаптированные школы и реально приспосабливаются к окружающей среде. Люди эти изменения ощущают и начинают переосмыслять свое отношение к проблемам инвалидов.

Для некоторых инвалидов просто выйти из дома - это уже приключение из разряда экстремальных. Окружающая среда по отношению к ним зачастую агрессивна. Какие меры в рамках «Доступной среды» предпринимаются и что еще запланировано сделать для того, чтобы окружающая среда стала дружественной к людям с ограниченными возможностями здоровья?

Каждое запланированное мероприятие мы согласовываем с представителями общественных организаций инвалидов. С их помощью мы корректируем наш курс. Сначала мы вместе разрабатывали программу: заложили принципы, идеологию. И теперь, на этапе реализации программы, мы не теряем контакт с организациями инвалидов. Ведь никто лучше не знает, что нужно инвалиду, чем он сам. К сожалению, одномоментно, все здания приспособить под нужды людей с ограниченными возможностями здоровья невозможно, поэтому с участием общественных организаций инвалидов выбираются в первую очередь наиболее востребованные инвалидами объекты. Это могут быть вокзалы, аптеки, музеи и др. Обследованные и приспособленные для инвалидов объекты отражаются на карте доступности объектов и услуг для инвалидов.

- А где инвалиду можно ознакомиться с этими картами доступности?

Карты доступности размещаются в свободном доступе на интернет-портале «Жить вместе», созданном в рамках программы «Доступная среда». Помимо карт, на нем можно найти другую важную информацию для людей с инвалидностью.

- Расскажите о принципах, на которых базируется госпрограмма.

Мы исходили из того, что критерии доступности нужно формировать во всех сферах жизни. Но в реальности сделать это одномоментно оказалось невозможным. Поэтому предусмотрены определенные этапы: что и в какой последовательности мы делаем. Кроме того, у людей в отношении инвалидов сформировался упрощенный образ. При слове «инвалид» все сразу представляют себе инвалида-колясочника. А на самом деле безбарьерная среда должна охватывать все формы инвалидности. Это и колясочники, и «опорники», то есть те, кто колясками не пользуются, но испытывают затруднения в процессе передвижения. К тому же в нашей стране большое количество инвалидов по зрению и слуху. Для всех этих людей нужны специфические приспособления. Поэтому главный принцип, сформированный программой - это подход, учитывающий все многообразие сфер жизни и проблем людей с ограничениями по здоровью.

- А в регионах такой комплексный подход обязателен?

Да. Это одно из условий программы. Если регион участвует в «Доступной среде», он не может ограничиться только установкой пандусов или закупкой низкопольного общественного транспорта. Все элементы должны быть реализованы в комплексе. Это меры в области образования, здравоохранения, связи и информации, транспорта. Минтруд эти мероприятия софинансирует после согласования с общественными организациями инвалидов. То есть деньги из бюджета идут только на то, в чем инвалиды действительно нуждаются.

- Расскажите подробнее о мерах, реализуемых в сфере транспорта.

В первую очередь это закупка низкопольного транспорта. Также необходимо приспособить аэропорты, вокзалы, для нужд людей с ограниченными возможностями здоровья. Но здесь важно не замыкаться только на архитектурных решениях. Пандус - да, необходим, но помимо этого инвалид должен получить услугу на том уровне, который будет для него наиболее комфортным. Например, проход к стойке информации или кассе на вокзале должен быть такой ширины, чтобы колясочник смог спокойно проехать. А сама стойка информации должна быть на низком уровне, а также оборудована тактильными указателями, громкоговорителями и микрофонами. Кроме того, инвалиду необходимо предоставить сопровождающего. Это даже не вопрос инфраструктуры. Это уже вопрос организации бизнеса.

- Ну а как можно адаптировать метро для инвалидов?

Московское метро адаптировать очень сложно. Столичная подземка строилась в разные эпохи, у нее очень сложная архитектура. Кроме того, есть станции глубокого залегания. Туда крайне сложно подвести необходимую для инвалидов инфраструктуру. А вот у Татарстана есть положительный опыт дооборудования метрополитена: в казанском метро были установлены специальные лифты для инвалидов, нанесена тактильная разметка, проведены другие мероприятия по организации доступной среды на данном виде транспорта.

- В сфере культуры и образования, наверное, министерство тоже проводит масштабные мероприятия?

Конечно. Опять же, нельзя все сводить к архитектурной адаптации. Необходима специальная подготовка экскурсоводов для этой особой аудитории. Кроме того, экспонаты тоже нужно приспосабливать. Мы поддерживаем запись специальных аудиогидов, формирование 3D-моделей картин и скульптур. С их помощью слепые могут ознакомиться с произведениями искусства тактильно. Кроме того, повсеместно начинают использоваться рельефно-тактильные указатели со шрифтом Брайля. В сфере связи и информации основная мера - это скрытые субтитры. Многие не знают этого, но на каждом пульте управления современным телевизором есть кнопка, с помощью которой можно вызвать бегущую строку - субтитры. Кстати, такие же бегущие строки начинают использовать театры. Здесь важно соблюсти принцип универсального дизайна, чтобы строка с текстом не мешала тем, кто в ней не нуждается.

- А есть ли какие-нибудь новые, пока еще не испробованные на практике разработки?

Да. Заканчивается разработка нового аппаратно-программного комплекса. Он позволит в онлайн режиме переводить русскую речь в бегущую строку. Это станет большим подспорьем для тех случаев, когда телепрограмма или новостной выпуск транслируется, что называется, с колес.

Сфера образования - это отдельная проблема. Что сделать, чтобы ребенок-инвалид мог ходить в обычную школу и при этом не рисковал получить как минимум психологическую травму?

Очень важен инклюзивный подход. Необходимо специально готовить педагогов, закупать оборудование, позволяющее инвалидам осваивать школьные программы наравне со сверстниками, но с учетом их особых потребностей. Например, детям с ДЦП трудно использовать обычные компьютерные клавиатуры, а слабовидящих нужно обеспечить специальными мониторами. Комплекс мер действительно очень обширный. Но самое главное, люди должны понимать, что это не какая-то разовая дополнительная льгота, а системное решение в определенной сфере.

Вопрос, которым, наверное, хоть раз задавался каждый. Как правильнее называть инвалида, чтобы не обидеть его? Все-таки инвалидом или «лицом с ограниченными возможностями»?

Сами инвалиды настаивают на том, чтобы их называли именно инвалидами. В этом слове нет дискриминации. А если говорить об «ограниченных возможностях», то необходимо добавлять «здоровья». Ведь инвалид не может использовать лишь какую-то физическую функцию. Его возможности, как и любого другого человека, все равно безграничны. И лучшее тому доказательство - наши герои-паралимпийцы.

На прошлой неделе в Ельцин Центре прошел воркшоп «Взаимодействия с людьми с инвалидностью. Язык и этикет». Его лектором стала Татьяна Хижнякова, директор по развитию группы компаний «Ньютон» и вице-президент ассоциации «Особые люди» и мама ребенком с аутизмом, участником проекта #ЗАживое. IMC побывал на встрече и составил шпаргалку, как правильно говорить и писать о людях с инвалидностью.

Инклюзивное образование - один из самых важных образовательных трендов в России последнего времени. Начиная с 2016 года родители особых детей могут самостоятельно принимать решения о том, в какую школу отдавать своего ребенка: до этого дети с инвалидностью обучались исключительно в коррекционных школах. Сейчас они входят в общеобразовательное пространство, и любая школа должна принять у себя ребенка с особенностями физического или ментального развития.

Возможно, в ближайшие пару лет мы познакомимся с новым поколениям особых людей. Если раньше такие дети, подростки и молодые люди сидели по домам, никто о них толком ничего не знал, и не считал нужным воспринимать их всерьез, то сейчас ситуация изменилась. Они ходят в театры, посещают различные центры, музеи, стремятся к общению и много путешествуют.

У таких людей есть свой круг общения, есть или будут семьи, они работают и живут в информационном пространстве. Вряд ли им понравится, если их, уже взрослых людей, будут называть «инвалидами», «людьми с дефектами».

Тем не менее в нашей повседневной речи, осознанно или нет, проскальзывают выражения типа «нормальный»/«ненормальный». Их используют даже чиновники, сами не понимая того, насколько уместно применения того или иного термина. И может ли это кого-то задеть.

В школе существует неопределенная психологическая неподготовленность к принятию таких учеников, именно по этому в последнее время об этом так много говорится и пишется. Очень важно понимать, что есть целый спектр некорректных фраз, которые лучше не использовать. В одном случае вы просто ограничитесь охлаждением отношений с конкретным человеком, но есть вероятность того, что может произойти громкий скандал.

Что значит термин «инвалид», как его лучше использовать и стоит ли его использовать вообще?

К сожалению, в статье ФЗ «О социальной защите инвалидов» есть такое определение: «Инвалид - лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты». Получается, что в статье Федерального Закона человек с инвалидностью рассматривается как больной, недееспособный, несамостоятельный и нуждающийся в защите.

Тогда как в «Конвенции о правах инвалидов» мы видим совсем другое определение: «Инвалидность — эволюционирующее понятие, инвалидность является результатом взаимодействия, которое происходит между имеющими нарушения здоровья людьми и средовыми барьерами и которое мешает их полному и эффективному участию в жизни общества наравне с другими».

Таким образом, если в первом определении мы говорим о медицинских аспектах и практически сразу навешиваем на человека ярлыки (человек имеет инвалидность, значит, он не может петь, танцевать, читать и ходить в музеи), то во втором речь идет непосредственно об отношении окружающих и тем психологическим барьерам, которые мешают им свободно общаться с особыми людьми.

Отсюда простой вывод: инвалидность — вовсе не медицинское, а социальное понятие и одна из форм неравенства, которая формируется обществом.

И что с этим делать?

Чтобы не испортить жизнь окружающим, придерживайтесь двух четких принципов:

1. Используйте слова и понятия, которые не создают стереотипы и не навешивают на других ярлыки.

2. Не используйте такие слова и понятия, которые эти стереотипы создают.

А теперь давайте определимся с понятиями и их нюансами.

«Человек с инвалидностью» - распространенное и допустимое понятие. Оно принято в обществе и определяет людей с какими-либо особенностями физического или ментального развития. В официальных документах и нормативных актах принят термин «инвалид», но его крайне не рекомендуется использовать в речи или текстах. Тем не менее, «инвалид» - это не ругательство, а официальный термин. Но вместе него лучше говорить «человек с инвалидностью», пусть даже это займет у вас на секунду больше времени.

«Человек с ограниченными возможностями» также стало распространенным понятием, но в последнее время вокруг него проходит очень много споров. Его хотят заменить на словосочетание «человек с особыми потребностями». В отличие от первого, оно не ограничивает человека в выборе деятельности, а, наоборот, предлагает ему варианты.

Кроме этого, правильнее говорить «человек с инвалидностью» или «человек без инвалидности», а не «нормальный» и «здоровый» - не правильно. Вместо них в специальных кругах стали использоваться термины «нормотипичный» и «нейротипичный» (если мы говорим об особенностях психиатрического спектра). Они созданы для того, чтобы не сравнивать человека с особенностями развития и человека без таких особенностей. Например, неправильно говорить «В этой школе обучаются здоровые дети и дети с аутизмом». Правильно будет так: «В этой школе обучаются дети с аутизмом и нормотипичные дети».

А в разговоре о тех, кто использует инвалидные коляски, правильно будет использовать фразы типа «человек, использующий инвалидную коляску», «человек, передвигающийся на коляске», «человек на коляске», «человек на кресле-коляске». Неправильно - «прикованный к инвалидной коляске», «колясочник», «парализованный», «человек на кресле-каталке».

Почему нужно именно так, а не иначе?

Однажды группе молодых людей с разными видами инвалидностью предложили пройти тест о том, какие чувства у них вызывают те или иные выражения. По мнению всех опрошенных, фраза «прикованный к коляске» ассоциировалось у них с обреченностью. Слова «паралитик», «неполноценный», «безрукий», «одноногий» и так далее — вызывают сочувствие и жалость. Слова «калека» и «даун» вызывают брезгливость и отвращение и нежелание общаться с человеком, на которого эти ярлыки навешиваются. «Псих», «слабоумный», «ненормальный» ассоциируются с непредсказуемостью и опасностью.

Таким образом, используя те или иные фразы и выражения, пусть даже неосознанно, мы сами создаем барьеры и стереотипы для тех людей, которые, по сути, совсем невинны.

Сейчас каждое слово, брошенное в разговоре, имеет свои последствия, поэтому нужно стремиться к правильности нашей речи, к аккуратности употреблению тех или иных слов

10 основных правил этикета от людей с инвалидностью

Созданием данных правил занимается общественная организация «Перспектива». В ней занято много работников с инвалидностью, поэтому почти что все правила написаны непосредственно теми, кто каждый день сталкивается с трудностями коммуникации с обществом.

1. В разговоре с человеком с инвалидностью обращайтесь непосредственно к нему, а не к сопровождающему или переводчику с жестового языка.

2. Разговаривая с человеком, испытывающим трудности в общении, слушайте его внимательно, будьте терпеливы и ждите, пока он сам не закончит фразу.

3. При общении со слабовидящим или незрячим человеком называйте себя и тех людей, которые пришли с вами. В общей беседе называйте того, к кому обращаетесь.

4. Не кидайтесь на помощь человеку, если вас об этом не попросили. Это одна из самых распространенных ошибок, допускаемая при общении с людьми с особыми потребностями и их родственниками. Если вы действительно хотите помочь, спросите, нужна ли помощь и какая. Взрослый человек, долгое время живущий со своими особенностями, скорее всего, уже научился с ними справляться, а когда вы кидаетесь ему помогать, то наводите на мысль о беспомощности и ущербности.

5. При знакомстве с человеком с инвалидностью вполне естественно пожать ему руку. При необходимости левую, а не правую.

6. Инвалидная коляска, костыли, белая кость, собака-проводник или планшет у невербального человека в руках - часть личного пространства и имущества людей с инвалидностью. Попросить погладить или покормить собаку, поиграть на планшете, помахать тростью - недопустимо.

7. Разговаривая с человеком на инвалидной коляске можно расположиться чуть ниже - ему будет комфортней, если ваши глаза будут находиться на одном уровне. В противном случае человеку придется напрягать шею, запрокидывая голову, или смотреть на вас снизу вверх, что также неудобно и неприятно.

8. Не смущайтесь, если вы сказали незрячему человеку «увидимся», а слабослышащему «вы слышали об этом…». Не стоит прерывать беседу или пытаться извиниться - это обычные словесные конструкции, не фиксируйтесь на этих оговорках, не подчеркивайте: «Ах, вы же не можете слышать/видеть».

9. Чтобы привлечь внимание неслышащего человека, помашите ему рукой или похлопайте по плечу, кричать не надо. Скорее всего, вы не знаете, как у него настроен слуховой аппарат и каковы особенности нарушения слуха.

10. Обращайтесь к детям и подросткам с инвалидностью по имени, а к взрослым — по имени-отчеству, то есть точно так же, как к людям без инвалидности.

Если вам нужно выступать перед публикой, где есть люди с инвалидностью, то помните:

1. Не употребляйте слов, которые могут быть кому-то обидны, даже если они кажутся нейтральными, а их замены — громоздкими. Потратьте несколько секунд, зато потом вы сумеете избежать ненужных последствий.

2. Заранее просчитайте аудиторию, чтобы понимать, к кому вы обращаетесь. Например, при выступлении перед родителями особых детей необходимо быть несколько более внимательными и мягкими, потому что это более чувствительная аудитория и зачастую они даже более уязвимы, чем их особенные дети.

3. Учитывайте, что физические и ментальные особенности могут быть неочевидны. Если вы не замечаете у своей аудитории каких-то видимых отличий, лучше спросите у организаторов о пришедших, чтобы не попасть в неприятное положение.

4. Если вы допустили ошибку, то не игнорируйте ее. Не смущайтесь, остановитесь, извинитесь за некорректное высказывание. Не нужно надеяться на то, что никто не заметит вашей оплошности. Также примите во внимание, что увидеть или прочесть ваше выступление способно большее количество людей. И даже если ваша прямая аудитория не заметила ошибки, то в записи ее могут считать, а вы получите достаточно длинный и неприятный информационный «хвост».

Интервью с заслуженным врачем Украины, заместителем директора Украинского центра спортивной медицины Ничипоруком Владимиром Ивановичем.

Люди с ограниченными возможностями, как вы относитесь к такому термину?

Я считаю, что это определение, совсем не корректное. Возможно тут имеется ввиду какое-нибудь физическое ограничение. Я знаю много людей с физическими ограничениями, однако они могут дать форы многим здоровым людям. У каждого есть свои ограничения, я, к примеру, не политик, не олимпийский чемпион, поэтому необходимо говорить именно так: Физические ограничения. Опять таки акцент именно на физических. Пример паралимпийских спортсменов демонстрирует нам, что всегда есть возможность компенсировать недостаточную работу организма одних органов другими. В этом случае вообще вопрос про ограничения снимается.

Владимир Иванович, как вы считаете, как правильно можно было бы правильно подать эту проблему людей с ограниченными возможностями?

Во-первых, необходимо очень аккуратно использовать эту терминологию, "временные физические ограничения", "временная невозможность" исполнять какие-нибудь движения. И когда человек по психологии ставит себе цель достичь какого-то результата, то он и добивается этого. Я знаю некоторых инвалидов у которых нет рук, так они ногами научились вышивать, рисовать, писать рассказы, и рисуют или пишут лучше чем к примеру я. Всё таки надо менять подход к этой проблеме именно лучший термин это - "временные физические ограничения". И если человек ставит перед собой цель победить эти ограничения, то он обязательно этого достигнет.

А вот проблема Реабилитации, при помощи каких-то игровых видов спорта. Тенниса (большого) к примеру, как вы относитесь к этому?

Я отношусь очень позитивно потому что, во-первых, если человек имеет какую то болезнь, диагноз, и он хочет достичь победы над болезнью, то он обязательно этого достигнет, потому что в организме человека есть функция поддержки, один орган поддерживает другой, одна конечность поддерживает другую, и когда человек работает с желанием, которое идёт, так сказать "изнутри", от души, а не исполняет какое-нибудь указание, (или работает из "под палки" - ред.) то это очень позитивно влияет на результат.

Какие у вас примеры роботы с больными ДЦП (Детским Церебральным Параличем)?

Приведу один яркий пример, один юноша, очень любил играть на ударных инструментах, однако это его увлечение не приветствовалось, однако я понял, что человек в чём то себя ищет, я его поддержал, и сказал что необходимо тренироваться, так сказать "упоительно" - максимально много времени уделяя этому, и этот юноша ответил мне, что когда он играет час и больше то его движения становятся свободными, и он забывает про свою болезнь, и нормально играет на барабанах - вписывается в мелодию, в ноты, все выходит чудесно. Я знаю многих ограниченных этой болезнью людей и им внушили что им не можно прыгать, бегать, плавать. Да, столько страха в них поселили - что они уже сами начали боятся. И когда у меня была такая возможность я говорил наоборот - бегай, прыгай, плавай, ну не сильно глубоко, техника безопасности должна быть, это не оговаривается. Однако "позволь себе это", отпусти себя - и когда человек сам в себе снимает страх, то он более становится свободным, и это как раз и даёт возможность компенсации.

Что бы вы посоветовали по поводу физической подготовки для проекта Федерации Тенниса Украины “Реабилитация при помощи Тенниса” - заниматься на тренажерах или что то другое?

Нет, я не думаю, что тренажёры существенно могут помочь таким людям, наоборот игровые виды спорта позитивно эмоциональные, и теннис безусловно один из них - тут всё время меняется ситуация, потому это не какая то постоянная монотонна робота, и когда человек находится в позитивном состоянии, то у неё выделяются специальные биохимические вещества-эндорфины, которые укрепляют иммунную систему, и повышают жизненный тонус.

Я бы посоветовал для физподготовки лиц с последствиями ДЦП заниматься восточными оздоровительными системами, которые имеют направленность не на развитие мышечной системы, а скорее на управление этими мышцами организма, которые есть на это время. То есть основное внимание должно быть сосредоточенно на координацию движений, на более тонкое ощущение своего организма. Эти системы позитивно влияют на психику, на нервную систему, они более результативны чем робота на любом тренажёре.

А как вы относитесь к идее что на начальной стадии реабилитации ДЦП необходимо восстановить позвоночник (например хиропрактикой - ред.), а потом заниматься на велотренажёрах?

Я считаю это ошибкой, не каких “потом”, необходимо работать с человеком одновременно, на всех уровнях - начиная с малых нагрузок и в времени, и по силе, постепенно увеличивая частоту занятий на протяжении дня. Не допускать перенапряжения, однако за счёт частоты занятий, будет очень хороший тренировочный эффект.

А какие есть возможности в социуме и природе людей, которые не хотят быть инвалидами, а хотят быть полезными в обществе?

Я думаю таких возможностей очень много, вот например организация “Ассоциация Развития Тенниса Киевской Области - АРТКО”, это один из методов, и если почитать их статут, то можно отметить что вопрос там ставится гораздо шире чем развитие тенниса, а это и движение за здоровый способ жизни, и духовное развитие человека. Это всё можно реализовать в этой общественной организации.

Спасибо за полезное интервью, вам Владимир Иванович, и надеемся что "Украинский центр спортивной медицины", который находиться в Киеве на Тарасовской 6, пригодится не только спортсменам, а и людям которые хотят победить свою болезнь, или диагноз.
Можно ли называть "инвалида" - инвалидом? часть вторая

Интервью с заслуженным врачем Украины, заместителем директора Украинского центра спортивной медицины Ничипоруком Владимиром Ивановичем.

Владимир Иванович,я знаю,что вы много лет изучаете и практикуете восточные оздоровительные системы. Можно ли эти системы полностью или частично использовать лицам с ограниченными возможностями?
Дело в том что восточные оздоровительные системы как правило,все базируются на принципе йоги.Йога-это очень древняя система,она насчитывает до десяти тысяч лет,а может и более.Дело в том что самые ранние литературные памятники уже имели упоминания о йоге.
Есть много разновидностей йоги- есть йога, которая занимается психо-физическим здоровьем и совершенствованием,есть йога которая занимается совершенствованием творчества,или труда,или науки,есть по разным приложениям.К спорту ближе всего подходит хатха-йога,которая состоит из двух частей.Это всевозможные позы, и комплекс дыхательных упражнений,или так называемая " пронаяма" .Позы,и физические упражнения,я бы сравнил с нотами, вот если взять музыкальный лад в нём семь тонов.Но в руках мастера,композитора,эти семь тонов, слагают похоронный марш,но в руках того же мастера могут слагать свадебный марш.Так и физические упражнения-если их построить в одном порядке-они отнимут энергию у человека,на этом принципе построена вся западная физическая культура,Смысл которой потратить психофизическую энергию человека.Восточные системы - построены абсолютно иначе.Их смысл и их цели заключаются в том что бы накопить энергию,создать запас прочности организма,сбалансировать и накопить энергию.В этом вся их сущность.Конечно, если неграмотно использовать восточные оздоровительные системы,то можно и навредить здоровью,и психике и чему угодно.По этому, очень важно что бы человек который реккомендует что -нибудь из восточных оздоровительных систем, был достаточно компетентен,имел большой практический опыт.Учитывая, что действие ассан или других систем упражнений (тайдзы,цигун,зыонг-шинь) многопланово воздействует на внутренние органы, и на более тонкие структуры-эндокринную и нервную системы,психику.У йогов задействованны в этом плане энергетические центры- чакры,Семь наиболее важных чакр,которые обеспечивают практически всю жизнедеятельность человека.Поэтому с помощью обычных физических упражнений,которые применяются в западной физической культуре, на чакры повлиять практически не возможно,А вот восточные технологии,оказывают влияние на чакры.Энергетика чакр в первую очередь управляет работой эндокринной,нервной и сердечно-сосудистой системы,и всего организма в целом,особенно на психоэмоциональную сферу.
-Вы имеете ввиду биоэнергетику?
Биоэнергетику?Да, конечно,энергия многоплановая,от очень тонких вибраций и уровней, и до низкочастотных вибраций и уровней.В данном случае имеется ввиду,энергетика обеспечивающая живые и тонкие структуры.Умело применяя такие технологии,можно существенно помочь человеку с ограниченными возможностями,и человеку без ограничений.
-Временными ограниченными возможностями?
Да,конечно Ведь кто такой есть человек с ограниченными возможностями?-Это человек,который не умеет и потому не может что то сделать.Ему необходимо начать осознанно учится,постигать.И тогда "ограниченные " исчезнут и проявятся "возможности".По мере обучения и тренировки "возможности" расширяются...

Какое значение имеет психологический тренинг,автотренинг для человека с проблемами опорно-двигательного аппарата,а не скажем просто спортсмена-профессионала?

Аутогенная тренировка,один из маленьких фрагментов восточных оздоровительных систем.Потому авторы (Щульц и другие),которые разрабатывали модели аутогенной тренировки, прежде всего изучили систему йоги, и потом уже для "западного человека" отобрали самое необходимое,и быстродействующее-почти безвредные формулы,которые действительно очень,очень хорошо помогают.В принципе основная суть аутогенной тренировки, состоит в том, что бы человек поверил в свои возможности.Что он сам может,управлять собой в многих ситуациях, в очень многих вариантах жизнедеетельности-он может собой управлять, так же просто как и во время утренней гигиенической зарядки.Аутотренинги позволяют или очень быстро мобилизовать свои возможности,или снять напряжение и быстро подойти к восстановлению сил.И то,и другое, можно с помощью,аутогенной тренировки.Поэтому не важно будет ли человек с временными ограниченными возможностями использовать автотренинг,или без таких ограничений. В любом случае польза будет очень очень большая.Но,опять же, очень желательно,получить первые уроки от человека,который хорошо владеет этими методами,и подскажет,поможет получить определенный опыт уже с первых занятий,и потом целесообразно,по необходмости использовать освоенное.
-И действительно перед людьми с временными ограниченными возможностями фактически стоит проблема психологического барьера.
Я думаю что тут виноваты не только эти люди, у которых имеются временные ограниченные возможности,виновато в какой то степени и окружение.Потому что этим людям официальные государственные органы выдают специальные документы где записано,что у них "ограниченные возможности", и это звучит как приговор.Если человек соглашается с этим(приспосабливается-прим.ред) до конца, и еще в какой то степени спекулирует своей инвалидностью, тогда он действительно станет человеком с ограниченными возможностями,постоянно ограниченными возможностями. Но если он внутренне не согласится- у него есть много шансов улучшить свои возможности, восстановить некоторые функции или компенсировать их за счет других возможностей.Ну например:человек который слабо видит или совсем потерял зрение,может начать "Видеть " кожей,но для этого он должен тренироваться.У йогов есть специальная чакра,которая как бы ведает духовным зрением.У некоторых людей это может быть развито.Мы знаем из литературы,что есть люди которых называют люди-рентгены,Они видят внутренние органы,без всякой аппаратуры,и это происходит не засчёт обычных глаз,а за счёт внутренних возможностей.Вообще возможности человека колоссальны,Они потенциально заложенные в каждом из нас.Самое главное что бы человек начал их развивать.Это есть у каждого- у одного одни возможности,у кого то другие.У меня был пациент,который по травме поясничного отдела позвоночника в 50 лет получил 1-ю группу инвалидности.После года занятий по составленной программе на основе йоги,человек выздоровел.И невропатолог, при диспансерном обследовании,поставил ему диагноз:Здоров.
Иногда человеку по судьбе,дается какая то физическая проблема,что бы он поднялся в духе и победил эту проблему. Мы знаем очень много людей которые,лишены определённых возможностей, проблемы с верхними конечностями и нижними, а сколько случаев,когда молодые люди лишаются рук полностью,и путём усердных тренировок,они учатся делать всё ногами -и шьют, вышивают и готовят обед,чистят картошку,стирают и убирают,и даже рисуют.В это трудно поверить,но это факт.Это доказывает если человек очень,очень захотел что то сделать- он это сделает.Могу привести пример из спортивной практики.
Когда была зимняя олимпиада в Нагано в 1998 году,в Японии,поехали 50 сборников Украины.Из "здоровой сборной" привезли аж одну серебрянную медаль. А поехало 10 сборников-инвалидов с Украины, и вот эта десятка привезла в Украину, 12 медалей,в том числе золотых,серебрянных,бронзовых.Так если сравнивать 50 здоровых спортсменов и одну медаль, и десять "как бы инвалидов" и 12 медалей разница коллосальная.Так кого надо назвать инвалидом?По делам их судите их.Термин "инвалид" состоит из двух корней, "валид"по латыни могущий, "инвалид" не могущий.Но если инвалиды смогли завоевать золото и серебро-так они "могущие".А здоровый спортсмен,который не смог завоевать награды, он то и есть "не могущий".Он не дееспособный,раз он не смог показать результаты.По этому самое главное-это внутренняя установка,психологическая установка и философская.Я должен поставить себе задачу и я ее добьюсь.Такой очень простой пример.Психологи подсчитали-что маленький ребенок,когда учиться ходить, делает около 10 000 попыток начать ходить.То есть пытается-падает,встает-падает,и так десять тысяч раз.Кто из наших,людей делает 10000 попыток,что бы научиться рисовать или еще что то делать?Очень мало вероятно,что бы кто то это так делал.А ребенок это делает- и поэтому он ходит.По этому самое главное -иметь идею,настойчивость.И еще один нюанс, если я хочу прыгать 2 метра в высоту,то планку надо ставить,хотя бы на 2,20.Тогда рано или поздно я прыгну.А если я хочу прыгнуть на 2 и буду ставить планку на 2 метра,то скорее всего я ее не перепрыгну.Задачи всегда надо ставить более сложные.Потому что жизненные обстоятельства.помехи, снижают возможности,поэтому мобилизация должна быть на более высоком уровне.Тогда и необходимый уровень сам прийдет.Дух человека,его воля,сильное желание крайняя необходимость могут изменить физический недостаток.Главное-дух и упорные тренировки!Ежедневно,ежегодно,ежеминутно. ..Необходимо заменить у себе в голове установку "инвалид,недостаток" на "Я научусь,я обязательно справлюсь, я достигну!..."
-В большом теннисе,например, очень сложен переход от юниорского тенниса к взрослому,и наблюдаются проблемы идентичные с проблемами людей с опорно-двигательным аппаратом.А именно травмы связанные с неровнамерным развитием мускулатуры,более сильна бьющая рука,правая или левая начинаются проблемы с травмами, с позвоночником.Как добится гормоничного развития мускулатуры,что бы избежать подобных проблем в будущем?

На мой взгляд врача,у которого философия и мышление более восточное,чем западное.Я бы сказал -на первом плане должна быть очень грамотная постановка вопроса общего развития.Особенно в спорте,общеразвивающей физической культуры,а потом уже спортивная специализация.Вот когда так будет поставлен вопрос, переход от детского в юношеский, из юношеского во взрослый спорт, будет почти не заметным. И организм будет развиваться более менее равномерно.Конечно бывают моменты когда,вдруг подросток резко вырос,на 7 - 10 сантиметров,а некоторые органы не успели за ним,и тогда временно возникает боль дискомфорт.Когда это знает тренер,и знает врач,то на некоторое время нужно снизить нагрузки.Спортсмену нужно давать только обще-развивающие упражнения,что бы "как говориться" поиграл, и так пройдёт неделя,три,может быть месяц.Органы, которые отстали,за это время адаптируются,как бы наверстают упущенное,и тогда, когда все сбалансируется,можно постепенно, грамотно повышать нагрузки.Восточные оздоровительные системы, не ставят задачу соревнования,не ставят задачу выигрывать.Они ставят задачу грамотно развивать все органы, системы и функции.Поэтому еще раз повторяю- на первом месте должна быть общеразвивающаяя физическая,точнее сказать психо-физическая культура,а потом уже профессиональная,специальная подготовка.Но база должна быть стандартная, для всех видов спорта,для всех видов деятельности.
-Полезен ли бег лицам с проблемами опорно-двигательного аппарата?ведь он может скажем,нагружать одну половину тела более здоровую,а другую-травмировать,и какой комплекс беговых упражнений вы бы порекомендовали?например при парапарезах,гемипарезах,или тетрапарезах,имеется ввиду детский церебральный паралич.

Этот вопрос очень объёмный,обширный,и он пожалуй больше, требует не теоретических ответов,а скорее практических занятий.Потому что нужно показывать как бежать.Если вернуться к началу вопроса.То требуется всего несколько упражнений которые,родились вместе с человеком,это ходьба,бег,это дыхание,и лазание по деревьям,и скалам.Позднее появилось плавание.Поэтому эти четыре вида физиологических упражнений,наиболее древних-они показаны всем.Но опять же ходьбой можно загнать человека,и ходьбой можно поднять человека.Тоже самое бегом- можно и перегрузить,истощить сердечно-сосудистую систему,и тогда будут проблемы,по сердцу, кровообращению.Или скажем истощить другие органы и системы,и тогда все равно будет накапливаться утомление,не будет расти результат.То есть все стараются,спортсмен,тренеры стараются,страна ждёт результатов- а его нет.Почему?Потому что спортсмена просто загнали.У него уже не утомление,а переутомление.Его нужно забирать от тренера,отдавать только специалистам,врачам,психологам,и заниматься его восстановлением.А на это могут уйти иногда и месяцы,а может быть и больше.Опять же,мы привыкли бегать,при появлении мотива "надо", надо давай беги,готов ты,не готов,ли, учитель, скажем на уроке физкультуры,говорит вот надо сдавать зачёт,показывать нормативы,вперед!
А еще и припугнет если не сдашь нормативы- будет по два балла,да вы еще лентяи,на говорит всяких не хороших слов-резким тоном.И поэтому мы имеем случаи смертей школьников на уроках физкультуры.Не потому что школьник пробежал большую дистанцию.Например утром с собачкой,на перегонки он пробегает в 2-3 раза больше,и все нормально.потому что там же эмоциональная окраска,другая совершенно.А здесь и элемент страха,и элемент не подготовленности, какой то требовательности,и педогогическая грубость, всё приводит к тому что бег дает не радость,не накапливает энергию как мы говорили,а наооброт забирает.
-Получается что нормативы прошлых лет совсем не соответствуют сегодняшним реалиям?
Нормативы это другой вопрос.Мы говорим о том насколько бег полезен-он очень полезен.Но для бега,должна быть внутреняя мотивация,то есть для любых занятий физической культурой, спортом, вообще каким-то творчеством,необходима мотивация.
-Ну бегать можно и дома,если погода не позваляет?
Здесь мы говорим о беге с элементами закаливания,обычно там где морозы и снега,то человек зимой тоже бегает,в основном на лыжах.Бег на лыжах,это кстати очень хороший бег,ходьба на лыжах,это не просто катания на горку,с горки, можно ходить на очень длинные дистанции,и ходить,и бегать.То есть и на лыжах может быть ходьба и бег.В какой то мере и на коньках,может быть ходьба и бег.Можно просто кататься медленно,а можно и с большой скоростью.Это все разновидности бега и ходьбы.Да,можно бегать и на месте,можно и при помощи технических средств-беговой дорожки,где можно любую скорость установить,какую нужно,и даже менять угол крутизны подьема или спуска.Возможности коллосальные.Поэтому,я однозначно за то что бы спортсмены любых видов спорта,бегали.Но что бы у них была внутренняя мотивация,помимо того что тренер сказал бег на 10 километров,спортсмен тупо пробежал,быстро,но тупо.То есть он не наблюдал за собой,не исследовал как организм реагирует,на сколько бег сегодня,легче чем вчера.Или наооборот бег сегодня тяжелее чем вчера. С чем это связанно, с полной луной,новой луной,или с повышенной влажностью,или с повышенной сухостью.Здесь очень много факторов влияет на бег,по этому спортсмен должен наблюдать за собой,вести обязательно дневник самоконтроля.И записывать все ньюансы - и как он спал,и какие сновидения были,или не было сновидений.Это все надо отмечать.Когда за несколько лет будет проведена такая работа,и проанализированна самим спортсменом,или вместе с тренером,с врачем,с психологом,тогда выявятся определенные закономерности,характерные именно для этого человека.Для самоконтроля -это очень,очень важно.А если мы спросим-многие ли спортсмены ведут дневники самоконтроля-думаю что не многие,даже знаменитые спортсмены,не все ведут.А самоконтроль надо вести систематически.
-А как ваше мнение,насчет физподготовки для лиц с проблемами опорно-двигательного аппарата.Можно ли им заменять беговые упражнения на занятия на велотренажерах,или езду на велосипеде?
Конечно,да,еще раз говорю,что тут опять же должна присутствовать мотивация.Одно дело что,я как врач или как тренер,даю задачу,человеку или спортсмену,другое дело,что спортсмен сам ставит перед собой задачу.Потому что когда он выполняет задание тренера,то он чаще всего и делает его для тренера как-бы одолжение,а когда он выполняет своё задание,то он в итоге получает результаты которые хотел сам получить.Вобщем то и велотренажер хорошо,и беговая дорожка хорошо.
-Именно для лиц с поражением опорно-двигательного аппарата,Детского Церебрального Паралича?
Конечно,дело в том что в моей практике был такой случай.Мальчишка с ДЦП.Родители напуганы,всё время "нельзя","запрещаю","прыгать нельзя","бегать нельзя", "может навредить" ,и вот на какое то время,этот мальчишка оказался со мной.Ни каких родителей рядом не было.Мы шли на речку,луг огромный,и я его спрашиваю:-
ты хочешь побегать?Он говорит, да,а разве можно?Я говорю,можно!Нужно! И как он начал носиться по этому лугу.Он прыгал,и абсолютно,как бы, исчезли вся спастика,и подобные проявления.Потому что те положительные эмоции,что ему можно- перекрыли всё.Но если бы увидели родители наверное испугались, начали кричать,что нельзя, передали бы этот страх ребёнку.И тогда могут появится новые блоки,и спастика может усилится,Очень часто взрослые,своим детям усиливают своим страхом-страх ребёнка.
-Страх упасть,страх травмироваться?
Да,
-Стать инвалидом,больше чем есть.Вот основная проблема ДЦП,которую мы коснулись фактически в предидущем вопросе,Повышенный тонус,спастика,как все таки можно бороться с этим и как добиться расслабления мышц,и автотренинг тут должен присутствовать?
Иногда,бывает так:что мы своим желанием расслабить мышцу, её напрягаем,и желанием напрячь,мы её расслабляем.То есть иногда,даже обычный человек,у которого нормальны все функции,у него не получается сразу расслабиться.Это две стороны одного процесса.Как два конца у палки,так и здесь.И потому надо использовать,и то и другое.Просто человеку с проблемами повышенным тонусом в мышцах,необходимо больше времени,что бы достичь расслабления.Это примерно так как в спорте.Возьмём два спортсмена,которые пришли в футбол,один талантливый,ну сразу видно,а другой немножко,под вопросом.И талантливый очень быстро,начинает чувствовать себя звездой,а звезде тренироваться много не надо,работать над собой не надо,так звезда думает.И очень скоро эта звезда исчезает с небосклона.А тот кто знает что он не талантлив,начинает много-много работать- и в итоге оказывается звездой, и надолго.Потому что он научился работать,в два-три раза больше чем работает обычный человек.И тогда он достигает результата.Так во всём.
-И в частности в борьбе с подобным диагнозом как Детский Церебральный Паралич?
Ну мне не нравиться слово борьба,я бы сказал взаимодействие.Как и спастику нужно изучать,не игнорировать, а пытаться научится релаксации.Это два процесса одного и того же-две стороны.
-И в заключении нашей беседы вопрос,как вы относитесь к методике восстановления позвоночника,к мануальной терапии,для лиц с ДЦП?
Конечно, же, позвоночник,как бы ось,это коллектор,распредилитель, и энергии,и нервов,и всей регуляции двигательной активности человека, и по этому если есть какие то смещения,или деформации,то в первую очередь,нужно изучить этот вопрос.Сделать все необходимые исследования,снимки,и посмотреть что там фактически происходит, и тогда уже поступать согласно возможностям.Если там какие то смещения,изза не правильной позы,или после травмы,то в принципе их достаточно легко можно компенсировать,иными словами устранить.А если там смещения- изза деформации позвонка,одна сторона короче,другая длиннее,и позвонок имеет клиновидную форму,то тут уже не устранить.Здесь уже нужно думать как укрепить этот сегмент.И ни какая мануальная терапия,здесь уже вообщем то не нужна.Здесь нужен массаж,лечебная гимнастика для укрепления позвоночного сегмента.Ну как бы сделать его менее подвижным.Когда там будет крепкий мышечный корсет, то вообщем,позвоночник начнет функционировать,более, или менее нормально.По крайней мере можно будет выполнять, много разной физической работы,и заниматься спортом в том числе.Потому что когда молодой организм растёт быстро,и мышцы неуспевают набирать силу,тонус,и связки расслабляются,возникает как бы разболтанность,отсутствие тонуса,сустав может стать не стабильным,более подвижным,чем он должен быть в норме.Это может быть временное явление,а может быть этого ребёнка,просто нужно покормить -мясными продуктами,желеобразные продукты,холодцы,уха из речной рыбы, укрепляют сухожилия,хрящи,и если у ребёнка,в пище этих продуктов мало,могут возникать проблемы - сколиозы может быть и и другие нарушения опорно-двигательного аппарата.Поэтому очень важно,растущий организм,так кормить, что бы строительный материал для хрящей,для костной системы поступал в организм.С другой стороны-должны быть правильные нагрузки,правильная поза, ребенок не должен сидеть в одной позе,часами,к примеру за компьютером.Он должен быть подвижен и динамичен,тогда он будет развиваться.А скажем,когда он садиться на одну ногу,а другая где то там переброшена,и изогнут позвоночник,и так ежедневно часами,косточки начинают принимать соответствующую форму.Потом когда он встанет и пойдёт- у него таз отойдёт в одну сторону,плечо - в другую,и сразу видно что фигура перекошена.Потом вырастает-покупает костюм или брюки.И жалуется:что у вас за брюки одна штанина длиннее,другая короче.Они ровные,но у него просто одна нога короче,а другая длиннее.Просто он на одной ноге сидел,не давал ей возможности расти,развилась одна,вторая соответственно не выросла.Простой пример.Поэтому ребенок должен быть динамичным.
-Современная тенденция компьютеризации детей,увлечение компьютерными играми,наносит вред молодому поколению?и нынешнее поколение получается слабее чем 20 лет назад?
Как то я подсчитал,сколько времени,двигается ребенок,который проживает в городской местности,всё его движение-кухня,комната,туалет,встал,прошел,сел и сидит.Вышел из дома,прошел десяток метров,сел в транспорт,поехал,как правило,сидя,пришёл в школу-прошел там ещё несколько метров.Опять сел.И сидит там по 45 минут.Как минимум, а то и по полтора,на перерыв не выходит.Таже ситуация при возвращении домой.То есть в итоге из 24 часов-максимум полтора часа-два часа двигательной активности.А то сидит,и лежит,иногда стоит.Для ростущего организма-1,5 часа двигательной активности,это очень мало.Это выраженная гипокинезия.Движение формирует и функцию,движение стимулирует развитие системы органов и всего организма.Поэтому ребёнок должен лазить по деревьям, должен прыгать, должен носить какие то тяжести,он должен меряться силой,не перегружать,но многое должен испытать.Тогда он будет динамически развит.
Все действующие сегодня нормативы, были расчитанны на тех детей которые лазили по деревьям,носили воду,дрова рубили и так далее.Сейчас дети другие их нужно изучать,и под этих детей разрабатывать нормативы.Но,увы!Новое поколение учёными до сих пор не изучено!
-Подключенное к интернету?
Да,к интернету подключенное,не отработанны нормативы,для этих людей,которые абсолютно другие чем те в прошлом.По этому они и умирают на уроках физкультуры и на спортивных соревнованиях.То есть необходимо их изучить сначала.Это совершенно новый тип,новый вид человека.И изучив предлагать соответствующую нормативную базу,оздоровительные и тренировочные системы и технологии.
На мой взгляд о выполнении нормативов надо забыть.Потому что с каждым ребёнком надо работать индивидуально.Индивидуально развивать-ребенка,подростка,да и взрослого человека. У каждого свой стандарт,свой норматив.
-Спасибо вам, Владимир Иванович за полезное интервью!И надеемся что "Украинский центр спортивной медицины", который находиться в Киеве на Тарасовской 6, пригодится не только спортсменам, а и людям которые хотят победить свою болезнь, или диагноз,улучшить свои возможности.

Жалко-Титаренко Владимир