Что такое миопия у детей школьного возраста. Почему возникает и чем опасно. Что это такое


Близорукость у детей по праву считается одним из наиболее распространенных патологических состояний зрительной системы.

Надо сказать, что к 15-16-ти летнему возрасту данное заболевание обнаруживается у 25-30% детей. Детская близорукость чаще всего выявляется еще до подросткового периода, в котором происходит ее усиление.

Близорукость у годовалого ребенка и у детей до года

Вся суть недуга довольно проста. В здоровом органе зрения проекция получаемого изображения происходит непосредственно на сетчатку. Если же длина зрительного яблока увеличена либо в случае, когда световые лучи, проходя через глаз, преломляются чрезмерно, изображение попадает не на сетчатку, а перед ней. Результатом этого является видимая расплывчатость предмета.

Если же этот предмет приблизить к глазам, то проецируясь, как и положено, на сетчатку изображение воспринимается четко. То же самое происходит и при использовании отрицательных линз.

Данное заболевание чаще всего развивается в возрасте с 7 до 13 лет, когда становится особенно велика нагрузка на зрение. Однако вполне возможно обнаружить близорукость у детей до года.

Это так называемая врожденная миопия, к развитию которой склонны недоношенные, а также дети близоруких родителей. Такие малыши уже с первых месяцев жизни должны находиться под наблюдением окулиста.

Такая миопия, как правило, стабильна, но все же ее необходимо выявлять и корригировать как можно раньше, чтобы дать возможность глазу развиваться надлежащим образом. Кроме того, необходимо помнить, что близорукость у годовалого ребенка может осложниться косоглазием или , а своевременным лечением это можно предотвратить.

Миопия у детей дошкольного и школьного возраста

У детей дошкольного возраста близорукость почти всегда приобретенная, за исключением тех случаев, когда в более раннем возрасте не была выявлена врожденная форма болезни. Ведь совсем не редко детская миопия остается незамеченной: ребенок часто не в силах понять или не хочет замечать, что у него падает зрение, а родители зачастую не придают важности регулярной диспансеризации, при проведении которой как раз-таки и можно своевременно выявить заболевание.

У детей школьного возраста близорукость предстает одним из самых распространенных нарушений зрения. Причем у детей, только начинающих учебу эта болезнь встречается лишь в 3% случаев, а к моменту окончания школы уже целых 25%. Этот печальный факт медики связывают с растущей зрительной нагрузкой: ученики вынуждены проводить по многу часов за книгами и тетрадями, и это не считая телефонов, планшетов, компьютеров и т.д. При этом страдают не только предрасположенные к данному заболеванию в силу наследственных факторов, но также и здоровые дети.

Миопия у детей школьного возраста среди врачей-офтальмологов часто называется «школьной близорукостью».

Близорукость в детском возрасте: прогрессирующая миопия у детей

Описываемая болезнь может быть физиологической, а также патологической (этот вариант известен также как миопическая болезнь) и так называемой лентикулярной.

Физиологическая близорукость , возникающая, как правило, в период интенсивного роста, в свою очередь бывает осевой или рефракционной и обычно не приводит к инвалидности. Патологический вариант существует только в осевой форме, а лентикулярная миопия, часто встречающаяся при сахарном диабете или центральной катаракте – только в рефракционной.

Для патологической формы характерно упорное прогрессирование, при скором росте зрительного яблока в длину. Такая форма зачастую приводит к инвалидности.

По характеру развития близорукость также подразделяют на две разновидности: прогрессирующая миопия у детей, при которой снижение зрения носит постоянный характер (иногда даже на несколько диоптрий в течение года); и стационарная, о которой говорят тогда, когда нарушение зрения, остановившись на том или ином показателе больше не усугубляется.

Кроме этого, различают три степени данного заболевания: миопия незначительной (слабой) степени выраженности (при этом нарушения зрения не превышают 3 диоптрий), близорукость средней степени (с нарушением в пределах 3-6 диоптрий) и высокую степень недуга (более 6 диоптрий).

Ложная близорукость у детей и её лечение

Здесь же стоит упомянуть и о таком состоянии, как ложная близорукость у детей. Проявляется она обычно у школьников и обусловливается излишней напряженностью (спазмом) аккомодационной мышцы, которая в норме обеспечивает возможность четкого различения предметов вне зависимости от расстояния. При спазме этой мышцы понижается (и главным образом вдаль) острота зрения. Плюс если человек читает или пишет, то у него возникает боль в области глаз, в районе лба и висков, а также он достаточно быстро утомляется.

В отличие от истинной миопии лечение ложной близорукости у детей может привести к полному восстановлению зрения.

Причины врожденной миопии у детей

Говоря про причины близорукости у детей необходимо помнить, что данное заболевание может иметь наследственную природу, может быть приобретенной, а также может носить врожденный характер.

Наследственность дело не хитрое. Вполне понятным и логичным является тот факт, что предрасположенность к развитию миопии у тех детей, чьи родители (достаточно даже одного, а еще хуже, если оба) также страдают от указанного заболевания, значительно выше, чем у тех малышей, родители которых имеют здоровые органы зрения. Именно в таких случаях у детей обычно ставится диагноз наследственной близорукости.

Врожденная миопия у детей, как правило, выявляется на первом году жизни. Для такой формы болезни существуют предпосылки, заключающиеся в слабости и повышенной растяжимости склеры. Эти факторы способствуют неуклонному прогрессированию заболевания.

Помимо этого, такой вариант близорукости нередко диагностируется у недоношенных малышей, а также детей, имеющих врожденную патологию роговицы или хрусталика, страдающих врожденной формой повышенного внутриглазного давления или родившихся с синдромом Дауна, Марфана и т.д.

Что касается приобретенной формы недуга, то в данном случае причины миопии у детей обычно возникают и прогрессируют по мере обучения в школе. Врачи связывают данный факт с тем, что именно в школьные годы возрастает зрительная нагрузка. Кроме того, возникновение близорукости связывается с ранним обучением письму и чтению. Немаловажное значение имеет и несоблюдение гигиены зрения, а также бесконтрольное использование компьютера и/или просмотр телевизора. Болезнь может развиться из-за недостатка в пище микроэлементов и . Плюс ко всему стать причиной миопии может быстрый рост ребенка.

Развитие близорукости у детей могут спровоцировать травмы позвоночника, полученные при родах, такое патологическое состояние как рахит, а также такие как , или . Влияют на возникновения миопии и другие сопутствующие заболевания (например, или сахарный диабет и т.д.), плюс нарушения в опорно-двигательном аппарате (в частности, и ).

Симптомы детской близорукости

Прежде чем говорить о том, как вылечить близорукость у детей, необходимо рассмотреть основные ее проявления.

При близорукости видимое глазом изображение предметов фокусируется не на самой сетчатке, а перед ней. При этом те предметы, что расположены близко ребенок видит хорошо, а удаленные - хуже.

Однако дети не всегда понимают, что видят плохо, в силу чего не предъявляют жалоб и болезнь может определенное время оставаться незамеченной.

Одними из первых признаков миопии у детей являются следующие: при наблюдении за ребенком можно заметить, что он прищуривается и морщит лоб, часто моргает и растягивает наружные углы глаз. Дети с миопией, как правило, просматривают телевизор с более близкого расстояния, подносят игрушки близко к глазам, а также низко наклоняют голову при чтении или рисовании.

Если в школьном классе ребенок сидит за дальней партой, то вполне вероятно, что у него может понизиться успеваемость за счет того, что ему трудно разглядывать надписи на доске.

При миопии глаза у детей характерно появление также и таких жалоб как дискомфорт и резь в глазах, боль в голове, быстрое зрительное утомление.

Лечение детской близорукости

Наверное, каждого родителя, чадо которого столкнулось с проблемой миопии, интересует вопрос: если у ребенка близорукость, что делать? Действительно правильный ответ на этот вопрос – обратиться к врачу для подбора коррекции и терапии.

Лечение близорукости у детей находится в прямой зависимости от степени заболевания, его прогрессирования, а также наличия осложнений.

Сразу же необходимо отметить, что полностью вылечить данное заболевание у детей нельзя. Важнейшими задачами, выдвигаемыми на первый план при проведении терапии, в данном случае служит если неостановка, то хотя бы замедление прогрессирования болезни, а также коррекция зрения. Сюда же относится и предупреждение развития осложнений.

Особое внимание необходимо уделять прогрессирующей форме близорукости в детском возрасте. При ней допустимым является увеличение близорукости не более, чем на 0,5 диоптрий в год. От своевременности начала лечения в данном случае зависит количество шансов на сохранение зрения. Чем раньше начато лечение, тем и шансов соответственно больше.

В лечении миопии у детей все методики следует применять в комплексе. Это позволяет добиваться наилучшего результата.

Так с применением лекарственных средств, а в случае высокой степени или прогрессирования болезни с хирургическими методиками, сочетают физиотерапевтические способы борьбы с данным недугом, а также оптические упражнения.

Как лечить близорукость у детей: коррекция миопии слабой, средней и высокой степени у ребенка

Все начинается с того, что врач-офтальмолог производит подбор очков. Именно так и осуществляется коррекция близорукости у детей. По своей сути это не лечение, однако, при данном заболевании очки немного снижают его прогрессирование, за счёт того, что с их помощью уменьшается напряжение глаз. Исходя из этого при диагностировании врождённой формы миопии очки следует назначать как можно раньше.

Причем, для коррекции слабой и средней степени недуга нет необходимости постоянно носить очки, они назначаются лишь для дали. А если ребёнок вполне комфортно чувствует себя без очков, то заставлять его носить их совсем не нужно. Правда это касается главным образом слабой степени болезни.

Если же у ребенка миопия высокой степени или же он страдает прогрессирующей формой заболевания, то в таком случае рекомендуется постоянное ношение очков. Это приобретает особую важность, когда у детей появляется расходящееся косоглазие: позволяет предотвратить возникновение амблиопии.

Надо заметить, что при миопии необходимо проводить своевременную смену очков, ведь чрезмерное напряжение аккомодации только усиливает прогрессирование болезни.

Кроме очков детям постарше можно использовать контактные линзы. Их актуальность особенно велика в случае анизометропии – большой разницы рефракции между глазами (свыше 2 диоптрий).

Существует так называемый ортокератологический метод, суть которого состоит в использовании специальных линз, способных изменять форму роговицы, путем ее уплощения. Однако такой эффект сохраняется лишь в течение 1-2 суток, по пришествию которых форма роговицы восстанавливается.

При миопии слабой степени у детей также можно назначить «расслабляющие» очки. Их слабоположительные линзы способствуют расслаблению аккомодации. Помимо этого, в арсенале врачей имеются и специальные компьютерные программы, приводящие к расслаблению аккомодации. Такими программами можно пользоваться и в домашней обстановке.

Весьма неплохой эффект дают и тренировки ресничной мышцы, при которых осуществляется попеременное поднесение к глазу положительных и отрицательных линз.

Медиками разработаны также такие очки как лазер-вижн, несколько улучшающие зрение вдаль, примерно, как при прищуривании, но лечебного эффекта они не оказывают.

Как вылечить близорукость у детей: витамины и медикаменты

Лечение детской близорукости возможно и с использованием медикаментозных препаратов, назначаемых наряду с немедикаментозными методами терапии.

В случае, когда имеет место слабая степень болезни, целесообразно назначать комплексы из витаминов и минеральных веществ, особенно те, что содержат лютеин.

Надо сказать, что для детей витамины при близорукости имеют важное значение, т.к. предупреждают дальнейшее развитие болезни и появление осложнений.

Также возможно назначение трентала и препаратов кальция. А при дистрофии используют медикаменты, способствующие улучшению кровообращения в сетчатке. К таким лекарствам относится эмоксипин, викасол, дицинон и др.

При этом необходимо обратить внимание на то, что не следует назначать сосудорасширяющие препараты, если имеются кровоизлияния.

Если образуются патологические очаги, то применяются рассасывающие препараты (например, фибринолизин или лидаза).

Хирургическое лечение прогрессирующей близорукости у детей

При развитии осложнений, а также в качестве лечения прогрессирующей близорукости у детей, как правило, применяется такой метод хирургического лечения как склеропластика.

Показаниями для ее проведения служит не корригирующая и достаточно быстро усугубляющаяся (>1 диоптрий в год) миопия в условиях интенсивного увеличения переднезаднего размера зрительного яблока и отсутствии каких-либо осложнений со стороны глазного дна.

Суть данной операции заключается в улучшении кровоснабжения и в укреплении заднего полюса глаза, что необходимо для того чтобы предотвратить дальнейшее растяжение склеры.

Есть два пути выполнения данных целей: либо подшить к заднему полюсу глаза трансплантат, либо при помощи инъекции ввести за него жидкую измельченную ткань в виде взвеси. В качестве трансплантата может выступать склера, полученная у донора, а также такие материалы как коллаген или силикон. Однако такое вмешательство делает пациента здоровым, а всего лишь способствует уменьшению прогрессирования и улучшению кровоснабжения структур органа зрения.

При решении вопроса о том, как лечить близорукость у детей, не стоит также забывать и о возможностях лазерной хирургии, которая в наше время применяется достаточно широко.

Этот метод при данном заболевании особенно эффективен в качестве предупреждения появления разрывов и отслойки сетчатки в случае быстрого прогрессирования недуга. В ходе операции осуществляется своего рода «припаивание» сетчатки, которое производится как вокруг существующих разрывов, так и в тех местах, где она истончена.

Что делать при близорукости у ребенка: немедикаментозное лечение

Повествуя о том, как остановить близорукость у ребенка, стоит упомянуть и о немедикаментозном лечении.

Относительно любых видов миопии этот метод включает в себя сбалансирование питание, прогулки на свежем воздухе, соблюдение режима зрительной нагрузки и общеукрепляющего режима, занятия плаванием, а также глазные упражнения.

При миопии средней степени у детей, а также при высокой степени близорукости имеет смысл посещение специализированного детсада.

Для того чтобы как можно раньше обнаружить и предотвратить дальнейшее развитие миопии дети, находящиеся в группе риска по развитию данной болезни, должны подвергаться периодическим осмотрам у окулиста. А при уже развившейся близорукости необходимо посещать офтальмолога каждые полгода.

В качестве примера глазных упражнений приведем комплекс Аветисова, хорошо подходящий для тренировки ресничной мышцы, в том числе и в домашней обстановке. Этот комплекс включает в себя 5 упражнений. Первое представляет собой круговые движения глаз по часовой стрелке и против нее. Второе подразумевает совершение движений глаз вверх, вниз, в стороны, а также по диагонали. Третье упражнение заключается в лёгком надавливании пальцами рук на закрытые верхние веки. Четвертое состоит в сильном зажмуривании глаз.

Для выполнения пятого упражнения необходимо на стекло наклеить круглую метку (диаметром примерно 5 мм). Ребенок становится в 35 см от окна, на 1-2 сек. фиксирует свой взгляд на каком-либо предмете улицы (например, на дереве или доме), а затем переводит взгляд на метку (также на 1-2 сек.), после чего снова на предмет.

Такое упражнение нужно повторять не меньше 2 раз в день. Продолжительность от 3 мин. в начале курса до 7 мин. в конце. Периодичность курсов должна быть ежемесячной длительностью по 10-15 дней.

Как остановить близорукость у ребенка: профилактика миопии

Огромная роль в профилактике близорукости у детей принадлежит соблюдению гигиены зрения. Следует дозировать зрительные нагрузки, правильно организовывать рабочее места школьника, проводить предупреждение формирования патологических зрительных привычек.

Нужно приучать ребенка к «правильному чтению» начиная еще с раннего возраста: в частности, следить за тем, чтобы осанка была правильной, а расстояние от глаз до текста было не меньше 30 см. При этом высота стола, а также стула должна подходить под рост ребёнка. Кроме того, необходимо правильно и в должной мере освещать рабочее место.

Для того чтобы обеспечить правильное развитие зрения очень полезно высыпаться. Не менее важным фактором является также полноценное питание. Нужно часто бывать на свежем воздухе, и уделять должное внимание физическому воспитанию детей.

И, конечно же, в качестве профилактики миопии у детей следует не пренебрегать диспансеризацией.

Статья прочитана 29 650 раз(a).

Близорукость среди школьников встречается очень часто – считается, что около трети всех выпускников школ страдают подобным нарушением зрения. Среди врачей-офтальмологов даже существует отдельное понятие – «школьная близорукость». Подобная статистика понятна – нагрузка на глаза ребенка при поступлении его на учебу сильно увеличивается, причем речь идет не только о напряженных занятиях в школе, но и о выполнении домашних заданий после нее. В связи с этим крайне актуальным становится вопрос борьбы с близорукостью и методов предупреждения данного заболевания.

Механизм развития близорукости у школьников

Миопия (еще одно название близорукости) – проблема очень хорошо изученная, а поэтому информация о механизме ее развития доступна и распространена. Дети с такой патологией хорошо видят предметы, расположенные вблизи, а вот с далеко расположенными объектами возникают проблемы - отсутствует четкость изображения. Физиологически причина может крыться в двух состояниях оптической системы глаза:

  • глазное яблоко имеет удлиненную форму;
  • или роговица глаза наделена слишком сильной преломляющей способностью.

Из-за таких нарушений изображение фокусируется не на сетчатке, а перед ней, следовательно, сфокусироваться на предметах, расположенных вдали ребенку не удается.

Деформация формы глаза может быть как следствием генетической предрасположенности, так и чрезмерных зрительных нагрузок, что и имеет место во время обучения в школе .

Теоретически близорукость может появиться абсолютно в любом возрасте, но чаще всего это происходит именно в период с 7 до 14-ти лет. Причем стать жертвой сильной нагрузки рискуют не только дети с генетической предрасположенностью, но и полностью здоровые.

Причина миопии

Причины миопии в школьном возрасте предельно понятны: дети рано начинают проводить много времени за книгами и письмом, что для не полностью сформировавшейся зрительной системы большой стресс. Кроме этого реалии таковы, что школьники с ранних лет начинают пользоваться мобильными телефонами, часто и просто длительным нахождением перед мониторами разного рода (речь идет как о телевизорах, так и о времяпровождении в сети интернет).

Как же подобные нагрузки воздействуют на глаза? Глазная система в своем нормальном состоянии отлично воспринимает предметы, расположенные на определенном расстоянии, а вот для получения точной информации о близкорасположенных объектах глазу приходится напрягаться – использовать фокусирующий аппарат (хрусталик изменяет форму под деформацией глазных мышц). Вследствие продолжительных по времени и частных нагрузок мышцы попросту не могут расслабиться, приняв исходное положение, - такое явление носит название спазма аккомодации. Симптомы такого спазма аналогичны симптомам миопии, но это называют ложной близорукостью. К конкретным причинам данного состояния можно отнести:

  • плохое освещение рабочего места;
  • нарушения тонуса спинных и шейных мышц;
  • неправильный рацион питания;
  • значительная нагрузка на глаза из-за длительной фокусировки на близкорасположенных предметах;
  • нарушения в психологической сфере;
  • долгое воздействие яркого света;
  • неправильный распорядок дня и слишком долгое нахождение за компьютером;
  • пренебрежение соблюдением правил глазной гигиены.

Если своевременно не выявить ложную миопию у ребенка и не принять соответствующих мер, то глазу приходится подстраиваться под новые условия, что приводит к развитию анатомической истинной близорукости . Стоит обратить внимание на тот факт, что данный процесс практически никогда не стоит на месте – без лечения миопия постоянно прогрессирует.

Причины близорукости на фото

Неправильное питание
Фокусировка на близкорасположенных предметах
Психоэмоциональные нарушения Работа за компьютером Недостаточное освещение

Способы лечения миопии у детей

В чем же заключается лечение близорукости и возможно ли восстановить нормальное зрение у ребенка? – эти вопросы беспокоят любого родителя, у которого ребенок заболел миопией. Стоит сказать, что для устранения данной проблемы существует множество способов, которые в первую очередь направлены на остановку прогрессирования болезни и предотвращение возникновения серьезных осложнений. О восстановлении функций речь заходит уже потом, когда ситуация стабилизировалась.

При лечении близорукости у школьников нормальным темпом выздоровления считается не более 0,5 диоптрии за год. Самые распространенные рекомендации для пациентов с таким диагнозом – это носить прописанные очки, вести правильный образ жизни, соблюдать режим работы и отдыха и делать упражнения в рамках программы зрительной гимнастики.

Рассмотрим подробнее гимнастику для глаз – значение данного метода сложно переоценить. Правильно подобранные упражнения позволяют укрепить мышцы и контроль над ними, что помогает не только при лечении, но для профилактики близорукости. Специалистами разработано множество упражнений, в их числе:

  • в положении сидя необходимо неспеша переводить взгляд с потолка на пол, после – справа налево;
  • на протяжении 20-ти секунд необходимо быстро моргать;
  • круговые движения глазами при закрытых веках в разные направления – это и вышеперечисленные упражнения необходимы для тренировки внешних мышц;
  • для тренировки внутренних глазных мышц стоит воспользоваться методом «метка на стекле» - ребенок становится на расстоянии 30-ти сантиметров от стекла (окна), на котором прикреплена круглая метка диаметром в несколько миллиметров. За стеклом на более дальнем расстоянии располагается другой предмет. Задание ребенка – переводить глаз с точки на объект за стеклом, тем самым тренируя механизм фокусировки.

Также школьникам с миопией положена специальная лечебная физическая нагрузка – комплекс упражнений также назначается врачом в индивидуальном порядке.

На сегодняшний день также существует масса аппаратных способов устранения проблемы близорукости:


Программа лечения составляется на индивидуальной основе в зависимости от возраста, степени прогрессирования болезни и общего состояния здоровья (иногда назначается хирургическое вмешательство). Тщательный подход позволяет специалистам достичь максимально положительных результатов лечения.

Эффективная профилактика – залог хорошего зрения

Комплекс профилактических мероприятий полностью определяется возможными причинами возникновения близорукости у школьников. Так, первоочередной задачей родителей становится обеспечение снижения нагрузки на зрительную систему. Во время выполнения заданий на дому нужно обеспечить нормальные условия для работы – соответствующие росту ребенка стол и стул, правильное и не слишком яркое освещение, расстояние от глаз до объекта фокусировки (например, книги) не должно быть меньше 33-ех сантиметров. Очень важно объяснить ребенку, что во время чтения или письма нужно делать небольшие перерывы каждую четверть часа (иногда достаточно просто посмотреть вдаль, расфокусировав взгляд, или часто поморгать).

Также стоит контролировать время нахождения за компьютером или у телевизора.

Согласно рекомендациям врачей-офтальмологов, учащимся младших классов можно заниматься у монитора не более 15-ти минут в день, а детям в возрасте старше 10-ти лет – не более полутора часа, но с обязательными перерывами. С телевизором дело обстоит иначе. Так, при соблюдении расстояния до экрана в 2,5 метра, младшим школьникам можно разрешать проводить за просмотром до часа, с возрастом это время увеличивается до нескольких часов.

  • , обеспечение организма ребенка всеми необходимыми витаминами и минералами;
  • соблюдение режима дня, полноценный отдых;
  • периодические визиты к офтальмологу для проверки зрения;
  • прогулки на свежем воздухе.

Видео о причинах возникновения, лечении и профилактике детской близорукости

Лечение близорукости у детей школьного возраста очень важно, ведь именно в этот период это заболевание проявляется чаще всего. Развиться может как истинная, так и ложная близорукость. Причем в последнем случае можно при несоблюдении гигиены зрения пропустить момент ее перерождения в истинную. Чаще всего лечить ребенка начинают в семь – тринадцать лет, ведь именно с этого возраста у школьников резко вырастают нагрузки на органы зрения.

Как определить, что у ребенка миопия?

Даже при самой слабой степени заболевания будут проявляться определенные симптомы:

  1. Школьник будет жаловаться, что дальние предметы расплывчаты и нечетки.
  2. Станет постоянно прищуриваться, чтобы можно было лучше разглядеть их.
  3. Чтобы рассмотреть буквы или небольшие изображения, будет придвигаться вплотную к монитору или подносить книгу к глазам.
  4. Могут быть жалобы на песчинки в глазах, головные боли, спазмы, усталость.

При возникновении подобных симптомов следует отправиться на консультацию к офтальмологу и начать лечение. Наиболее важно распознать тот случай, если есть прогрессирующая миопия, когда падение зрения идет на полдиоптрии и более. Если при подобной патологии начать лечить ребенка вовремя, то очень много шансов сохранить и даже вернуть зоркость. Прежде чем лечить ребенка от близорукости, врач определит, до какой степени упало его зрение.

В зависимости от тяжести дисфункции различают три вида миопии:

  • слабой степени (падение до трех диоптрий);
  • средней степени (3–6 диоптрий);
  • тяжелой степени (свыше 6 диоптрий).

При последней степени истончается сетчатка и стенки сосудов, заболевание может привести к полной слепоте.

Но даже прогрессирующая болезнь лечится, и на серьезной стадии недуга современная медицина способна оказать помощь.

Детям школьного возраста часто ставится «ложная близорукость». Это значит, что потеря зрения временная и связана с излишним напряжением аккомодации зрительного аппарата во время учебы. Этот спазм снимают фармацевтическими средствами. Если вовремя начать, то ложную близорукость можно вылечить полностью. Если нет, то на ее фоне способна развиться истинная, прогрессирующая близорукость и привести к потере зрения. Профилактику миопии нужно начинать еще до того, как болезнь проявилась.

К профилактическим мерам относятся:

  • снижение нагрузок на зрительную систему у ребят возраста от 7 лет и старше;
  • правильное освещение в рабочей зоне (лампочка не менее 60 Вт);
  • расстояние от глаз до книги, тетрадки или монитора – не менее 35 см;
  • отдых каждые 45 минут напряженной зрительной работы;
  • запрет на чтение и просмотр передач в движущемся транспорте;
  • рациональное питание с достаточным количеством витаминов и ценных веществ (кальция, цинка, лютеина).

Если у ребенка близорукость серьезной степени, то ему противопоказаны многие физические нагрузки, и он может быть освобожден от уроков физкультуры.

При слабой миопии заниматься спортом можно, даже полезно, кроме сложных прыжков и акробатики.

Терапия консервативными методами

Лечить этот недуг у ребенка школьного возраста начинают после диагностики тяжести болезни и вычисления офтальмологом нужных мер. В большинстве случаев назначается консервативное лечение.

Оно включает в себя:

  • Корректирующие методики с применением очков либо контактных линз.
  • Упражнения для глаз, предполагающие тренировку зрительных мышц.
  • Аппаратное воздействие, включающее стимуляцию лазером.
  • Укрепляющие мероприятия: массаж шейно-воротниковой зоны, посильные спортивные занятия, четкий режим дня, правильное питание.
  • Народные средства (после консультации с лечащим врачом).

  • Медикаментозная терапия (витаминно-минеральные комплексы, глазные капли, другие прописанные офтальмологом средства).

Что касается фармацевтического лечения ребенка школьного возраста, то все зависит от причин возникновения недуга. Так, если миопия возникла вследствие дистрофических изменений в сетчатке, понадобятся средства, улучшающие кровообращение. Это могут быть «Эмоксипин», «Дицинон», «Викасол», иные. Если же есть кровоизлияния, то препараты, расширяющие сосуды, запрещены. Понадобятся рассасывающие средства, к примеру, «Фибринолизин», «Лидаза».

Коррекцией с помощью очков можно приостановить развитие недуга за счет снятия глазного напряжения. Для подростка подойдут и контактные линзы. Они лучше приспосабливаются к движению зрачка и полезны при разнице в зрении между глазами.

Вместе со школьником можно проводить гимнастику для глаз. Эти упражнения в игровой форме развлекут ребенка и помогут остановить развитие заболевания. Пользуется популярностью у родителей гимнастика по Аветисову, развивающая ресничную мышцу.

Ее можно делать всей семьей:

  • Круги и восьмерки. Их ребенок должен делать глазами, не двигая головой.
  • Движения глаз вправо-влево либо вверх-вниз.
  • Аккуратное давление на закрытый глаз подушечками пальцев.

  • Сильные зажмуривания и резкие открывания глаз.
  • Наблюдение за меткой, нарисованной на оконном стекле с периодическим переводом взгляда на предметы за окном.

Комплексов глазной гимнастики очень много, и вы обязательно найдете подходящий для своей семьи.

Вылечить близорукость в слабой форме помогут и народные средства. Их можно применять лишь после беседы с врачом.

Какие народные средства подойдут для детей школьного возраста:

  • Рябиново-крапивный отвар. Для его приготовления 20 г ягод и листьев рябины смешивают с травой крапивы (30 г). Смесь кипятят в двух стаканах воды 15 минут на слабом огне. Затем настаивают 60 минут, фильтруют. Этот напиток принимают перед каждой едой по полчашки.
  • Свежевыжатый морковный сок. Перед обедом неплохо выпивать такой напиток. Добавив в него немного оливкового или льняного масла для усвоения бета-каротина.
  • Примочки из листьев вишни. Лечение такими средствами, как капли, для младшего школьника всегда связано с капризами. Ошпаренные вишневые листья в качестве компресса на ночь не вызовут неприятных ощущений.

А этот вариант народного средства ребенок будет просить сам. Нужно смешать измельченные абрикосы и грецкие орехи (по 100 г) и добавить мед (пять больших ложек). Кушать его нужно понемногу каждое утро и вечер.

Аппаратное лечение миопии тоже очень эффективно. Это может быть магнитотерапия, электростимуляция, цветоимпульс, вакуумный массаж, компьютерные тренинги для улучшения зрения.

Ортокератологическая методика (ношение особых линз, изменяющих форму роговицы), расслабляющие очки и очки «лазер-вижн» также представляют собой аппаратное воздействие на аккомодацию и другие отделы глаза.

Аппаратное лечение близорукости включает в себя и лазерную стимуляцию, а также сочетание лазера с инфракрасным воздействием. Эти варианты восстановят функции аккомодационной мышцы.

Хирургическое и лазерное лечение

Оперативное вмешательство с применением лазера сейчас можно применить и для ребенка. Оно способно полностью вылечить близорукость.

Их может быть три вида: LASIK, Super LASIK (различается типом шаблонов) и фоторефракционная кератэктомия (предлагается при слабой степени близорукости, но которая уже прогрессирующая).

Лазерное воздействие помогает исправить роговицу, сделав ее более плоской, что изменит фокусировку зрительного аппарата и возвратит зрение навсегда.

Если болезнь добралась до тяжелой стадии или она быстро прогрессирующая, то может потребоваться хирургическое вмешательство.

Такие операции бывают нескольких видов:

Методика Как проводится Когда назначается
Укрепление склеры (склеропластика) В виде инъекции по укреплению склеры. При быстром прогрессировании миопии (свыше 6 диоптрий) и увеличении длины глазного яблока.
Как трансплантация полосок особого материала к задней стенке глаза.
Рефракционные методы Кератомилез – хирургическая операция снятия тонкого слоя роговицы. При серьезных патологиях различных отделов глаза.
Кератотомия – Замораживание тонкого слоя роговицы, а затем удаление его.
Кератофакия – вживление в роговицу импланта – аналога рассеивающей контактной линзы.
Экстракция хрусталика.

Чтобы избежать таких серьезных методик лечения и остановить близорукость на ранних стадиях, очень важно регулярное медицинское наблюдение детей и подростков. Здоровый школьник должен приходить на прием к офтальмологу раз в год, тот, у которого обнаружили глазные заболевания – раз в полгода.

Близорукость называют болезнью цивилизации. С приходом в нашу жизнь компьютеров и высоких технологий, оказывающих серьезную нагрузку на органы зрения, миопия значительно «помолодела», и все большему количеству детей офтальмологи ставят такой диагноз в самом раннем возрасте. Почему это происходит и можно ли вылечить близорукость у ребенка, мы расскажем в этой статье.


Что это такое

Близорукость - это аномальное изменение зрительной функции, при котором изображение, которое видит ребенок, фокусируется не на сетчатке непосредственно, как это должно быть в норме, а перед ней. Визуальные образы не достигают сетчатки по ряду причин - глазное яблоко слишком вытянуто в длину, лучи света преломляются более интенсивно. Независимо от первопричины, ребенок воспринимает мир несколько расплывчатым, ведь на саму сетчатку изображение не попадает. Вдали он видит хуже, чем вблизи.


Однако если ребенок подносит предмет ближе к глазам или пользуется отрицательными оптическими линзами, изображение начинает формироваться непосредственно на сетчатке, и предмет становится хорошо виден. Миопия может быть различной по классификации, но практически всегда она является заболеванием, в той или иной степени обусловленным генетически. Основные виды глазного недуга:

  • Врожденная близорукость. Встречается очень редко, она связана с патологиями развития зрительных анализаторов, которые произошли еще на стадии закладки органов внутриутробно.
  • Миопия высокой степени. При таком глазном недуге степень выраженности нарушений зрения находится на уровне выше 6,25 диоптрий.



  • Комбинационная миопия. Обычно это близорукость незначительной степени, но при ней обычного преломления лучей не происходит в силу того, что преломляющие способности глаза находятся в дисбалансе.
  • Спазматическая миопия. Это расстройство зрения называют также ложным или псевдоблизорукостью. Ребенок начинает видеть изображение расплывчатым из-за того, что ресничная мышца приходит в повышенный тонус.
  • Транзиторная близорукость. Такое состояние является одним из видов ложной миопии, возникает на фоне употребления определенных лекарственных средств, а также при сахарном диабете.
  • Ночная преходящая миопия. При таком расстройстве зрения малыш днем все видит абсолютно нормально, а с наступлением темноты рефракция нарушается.


  • Осевая близорукость. Это патология, при которой рефракция развивается из-за нарушения длины оси глаз в большую сторону.
  • Осложненная близорукость. При этом расстройстве зрительной функции в силу анатомических дефектов органов зрения происходит нарушение рефракции.
  • Прогрессирующая близорукость. При этой патологии степень расстройства зрения постоянно увеличивается, поскольку задний отдел глаза перерастягивается.
  • Оптическая миопия. Это расстройство зрения также называют рефракционным. При нем в самом глазу нет никаких нарушений, но имеются патологии в оптической системе глаза, при которой преломление лучей становится чрезмерным.


Несмотря на обилие видов патологии, в офтальмологии различают патологические и физиологические нарушения зрения. Так, физиологическими видами считают осевую и рефракционную близорукость, а патологическим нарушением - только осевую.

Физиологические проблемы обусловлены активным ростом глазного яблока, становлением и совершенствованием зрительной функции. Патологические проблемы без своевременного лечения могут привести ребенка к инвалидности.

Детская близорукость в большинстве случаев излечима. Но время и усилия, которые придется на это затратить, прямо пропорциональны степени заболевания. Всего в медицине различают три степени миопии:

  • близорукость слабой степени: потеря зрения до – 3 диоптрий;
  • средняя миопия: потеря зрения от - 3,25 диоптрий до – 6 диоптрий;
  • миопия высокой степени: потеря зрения более – 6 диоптрий.


Односторонней миопия бывает реже, чем двусторонней, когда проблемы рефракции касаются обоих глаз.

Возрастные особенности

Практически все новорожденные малыши имеют более короткое глазное яблоко, чем у взрослых, а потому врожденная дальнозоркость - это физиологическая норма. Глаз малыша растет, и эту дальнозоркость врачи часто называют «запасом дальнозоркости». Этот запас выражается в конкретных числовых значениях - от 3 до 3,5 диоптрий. Этот запас пригодится ребенку в период усиленного роста глазного яблока. Этот рост происходит в основном до 3 лет, а полное формирование структур зрительных анализаторов завершается приблизительно к младшему школьному возрасту - в возрасте 7-9 лет.


Запас дальнозоркости расходуется постепенно, по мере роста глаз, и в норме ребенок перестает быть дальнозорким к окончанию детского сада. Однако если у ребенка при рождении этот «запас», данный природой, недостаточен и составляет примерно 2,0-2,5 диоптрий, то врачи говорят о возможном риске развития миопии, так называемой угрозе близорукости.

Причины

Заболевание может быть унаследованным, если мама или папа, или оба родителя страдают от близорукости. Именно генетическую предрасположенность принято считать основной причиной развития отклонения. Необязательно, что при рождении у ребенка будет миопия, но она с огромной долей вероятности начнет давать о себе знать еще в дошкольном возрасте.


Если ничего не делать, не оказывать коррекции и помощи ребенку, близорукость будет прогрессировать, что однажды может стать причиной потери зрения. Следует понимать, что падение зрения всегда обусловлено не только генетическими факторами, но и факторами внешними. Неблагоприятными факторами считается избыточная нагрузка на органы зрения.

Такую нагрузку дают длительный просмотр телевизора, игры за компьютером, неправильная посадка за столом во время творчества, а также недостаточное расстояние от глаз до объекта.




У недоношенных детей, родившихся раньше назначенного акушерского срока, риск развития близорукости в несколько раз выше, поскольку зрение малыша не успевает «дозреть» внутриутробно. Если же при этом есть генетическая предрасположенность к слабому зрению, миопия практически неизбежна. Врожденная патология может сочетаться со слабыми способностями склеры и повышенным внутриглазным давлением. Без генетического фактора такое заболевание довольно редко прогрессирует, но исключать такой вероятности полностью нельзя.

В подавляющем большинстве случаев миопия развивается к школьному возрасту, и на возникновение отклонений по зрению влияют не только наследственность и неблагоприятные внешние факторы, но и недостаточность питания, богатого кальцием, магнием, цинком.


Сопутствующие заболевания могут также повлиять на развитие близорукости. К таким недугам относят сахарный диабет, синдром Дауна, частые острые респираторные заболевания, сколиоз, рахит, травмы позвоночника, туберкулез, скарлатина и корь, пиелонефрит и многие другие.


Симптомы

Обратить внимание на то, что ребенок стал хуже видеть, родители должны как можно раньше.Ведь ранняя коррекция приносит положительные результаты. Жалоб у ребенка не будет, даже если его зрительная функция ухудшилась, а сформулировать проблему словами для малышей практически невозможно. Однако мама и папа могут обратить внимание на некоторые особенности поведения ребенка, ведь при нарушении функции зрительного анализатора, который дает львиную долю представлений о мире, поведение разительно меняется.

Малыш может часто жаловаться на головную боль, на усталость. Он не может долго рисовать, лепить или собирать конструктор, поскольку испытывает усталость от необходимости постоянно концентрировать зрение. Если ребенок видит что-то интересное для себя, он может начинать прищуриваться. Это основной признак близорукости. Дети постарше, чтобы облегчить себе задачу, начинают оттягивать руками внешний уголок глаза в сторону или вниз.



Малыши, которые стали видеть хуже, очень низко наклоняются над книгой или альбомом для рисования, стараясь «приблизить» к себе изображение или текст.

Ребенок до года перестает интересоваться беззвучными игрушками, которые от них удаляют на метр и более. Поскольку кроха не может их нормально разглядеть, а мотивации в этом возрасте еще не достаточно. Любые подозрения родителей достойны того, чтобы быть проверенными специалистом-офтальмологом на внеплановом осмотре.


Диагностика

Первично глазки ребенка осматривают еще в родильном доме. Такой осмотр позволяет установить факт грубых врожденных пороков развития органов зрения, таких, как врожденная катаракта или глаукома. Но установить предрасположенность к близорукости или сам ее факт на этом первом осмотре возможным не представляется.

Близорукости, если она не связана со врожденными пороками зрительного анализатора, свойственно постепенное развитие, а потому так важно обязательно показывать ребенка окулисту в отведенные сроки. Плановые посещения должны осуществляться в 1 месяц, в полгода и год. Недоношенным карапузам рекомендуется посетить офтальмолога еще и в 3 месяца.


Выявить близорукость можно начиная с полугода, поскольку в это время врач получает возможность более полно оценивать способность детских органов зрения к нормальной рефракции.

Визуальная и тестовая проверка

Диагностика начинается с внешнего осмотра. И у грудничка, и у ребенка постарше доктор оценивает положение и размерные параметры глазных яблок, их форму. После этого врач устанавливает способность малыша внимательно следить за фиксированным и движущимся предметом, фиксировать взгляд на яркой игрушке, постепенно удаляясь от карапуза, и оценивая, с какого расстояния малыш перестает воспринимать игрушку.

Для детей от полутора лет используют таблицу Орловой . В ней нет букв, которые ребенок дошкольного возраста еще не знает, нет сложных изображений. Она состоит из знакомых и простых символов - слоника, лошадки, уточки, машинки, самолета, грибка, звездочки.



Всего в таблице 12 рядов, в каждом последующем сверху вниз размер картинок уменьшается. Слева в каждом ряду латинской «D» отмечается расстояние, с которого малыш в норме должен видеть картинки, а справа латинской «V» обозначена острота зрения в условных единицах.

Нормальным зрением считается, если ребенок видит с расстояния 5 метров картинки в десятой сверху строке. О близорукости может говорить уменьшение этого расстояния. Чем меньше расстояние от глаз ребенка до листа с таблицей, при котором он видит и называет картинки, тем сильнее и выраженней миопия.

Проверить зрение с помощью таблицы Орловой можно и в домашних условиях, для этого достаточно распечатать ее на листе формата А 4 и повесить на уровне глаз малыша в комнате с хорошим освещением. Перед тем как проводить тестирование или отправляться на прием к окулисту, обязательно следует показать ребенку эту таблицу и рассказать, как называются все предметы на ней изображенные, чтобы малыш без затруднений смог назвать словами то, что видит.

Если ребенок слишком мал, чтобы можно было проверить его зрение с помощью таблиц, или при тестировании обнаружились некоторые отклонения от нормы, врач обязательно обследует органы зрения ребенка с помощью офтальмоскопа.

Он внимательно рассмотрит состояние роговицы и передней камеры глазного яблока, а также хрусталика, стекловидного тела, глазного дна. Многим формам близорукости свойственны определенные визуальные изменения в анатомии глаза, доктор обязательно их заметит.

Отдельно нужно сказать о косоглазии . Близорукости часто сопутствует такая хорошо различимая патология, как расходящееся косоглазие. Небольшое косоглазие может быть вариантом физиологической нормы у детей раннего возраста, но если к полугоду симптомы не прошли, ребенка обязательно следует обследовать у глазного врача на предмет миопии.


Пробы и ультразвук

Скиаскопия или теневая проба проводится при помощи главного орудия окулиста - офтальмоскопа. Доктор размещается на расстоянии одного метра от маленького пациента и при помощи прибора освещает ему зрачок красным лучом. Во время движений офтальмоскопа на освещенном красным светом зрачке появляется тень. При переборе линз с различными оптическими свойствами врач с большой точностью устанавливает наличие, характер и степень выраженности близорукости.



Ультразвуковая диагностика (УЗИ) позволяет сделать все необходимые замеры - длину глазного яблока, переднезадний размер, а также установить, нет ли отслоек сетчатки и других осложняющих патологий.

Лечение

Лечение при миопии должно быть назначено как можно скорее, поскольку заболеванию свойственно прогрессировать. Само по себе нарушение зрения не проходит, ситуация обязательно должна находиться под контролем врачей и родителей. Миопия незначительной легкой степени хорошо корректируется даже при лечении в домашних условиях, которое представляет собой лишь комплекс рекомендаций - массаж, гимнастика для глаз, ношение медицинских очков.

Более сложные формы и стадии близорукости нуждаются в дополнительной терапии. Прогнозы врачей довольно оптимистичные - даже серьезные формы миопии можно откорректировать, падение зрения удается остановить и даже вернуть ребенку нормальную способность видеть. Правда, такое становится возможным только в том случае, если лечение началось как можно раньше, пока структуры глаза не претерпели необратимых изменений.


Выбор терапевтической меры - дело врача, тем более что есть, из чего выбирать - на сегодняшний день существует несколько способов коррекции близорукости.

Редко врачи останавливаются только на одном способе, поскольку наилучшие результаты показывает только комплексное лечение. Восстановить зрение, исправить нарушение можно при ношении очков и контактных линз, методами лазерной коррекции. В некоторых случаях врачам приходится прибегать к рефракционной замене хрусталика и имплантации факичных линз , выравниванию роговицы глаза хирургическим путем (операция кератотомия) и замене части пораженной роговицы на трансплант (кератопластика). Эффективно также лечение на специальных тренажерах.



Аппаратное лечение

Аппаратное лечение в некоторых случаях позволяет избежать хирургического вмешательства. Оно окутано ореолом слухов и различных мнений: от восторженных до скептических. Отзывы о таких методиках тоже весьма различны. Однако вред такого способа коррекции никем официально не доказан, а о пользе все чаще говорят даже сами врачи-офтальмологи.

Суть аппаратного лечения заключается в том, чтобы активизировать собственные возможности организма и восстановить утраченное зрение через воздействие на пораженные части глаза.



Аппаратная терапия не доставляет маленьким пациентам болевых ощущений. Она является допустимой, с точки зрения безопасности. Это комплекс физиопроцедур, которые малыш с близорукостью будет проходить в несколько курсов на специальных приборах. При этом воздействие будет различным:

  • магнитостимуляция;
  • стимуляция электрическими импульсами;
  • стимуляция лазерными лучами;
  • фотостимуляция;
  • оптические тренировки аккомодации;
  • тренировки глазных мышц и зрительного нерва;
  • массаж и рефлексотерапия.


Понятно, что грубые пороки развития органов зрения, серьезные заболевания, такие, как катаракта или глаукома, аппаратным методом не лечат, поскольку требуется обязательная хирургическая операция. Но близорукость, дальнозоркость и астигматизм хорошо поддаются коррекции таким способом. Причем именно лечение близорукости считается наиболее успешным с применением специальных аппаратов.

Для терапии используют несколько основных видов аппаратов. Это макулостимуляторы, вакуумные массажеры для глаз, линейка по Коваленко, аппарат «Синоптофор», приборы для стимуляции цветовыми фотопятнами и лазером.

Многочисленные отзывы об аппаратном лечении касаются в основном стоимости таких процедур и длительности эффекта. О том, что сеансы - удовольствие недешевое, твердят все родители, как и о том, что стойкий эффект от аппаратного лечения достигается только при систематических повторениях курсов лечения.


После одного-двух курсов появившийся эффект улучшения может исчезнуть уже через пару месяцев.

Медикаментозное лечение

Лечение близорукости медикаментами назначается тогда, когда ребенок находится в послеоперационном периоде после хирургического вмешательства на глазах, а также для устранения ложной или транзиторной миопии. Обычно используются глазные капли «Тропикамид » или «Скополамин ». Эти препараты действуют на ресничную мышцу, практически парализуя ее. За счет этого снижается спазм аккомодации, глаз расслабляется.

Пока идет лечение, ребенок еще хуже начинает видеть вблизи, читать, писать, работать за компьютером ему будет довольно сложно. Но курс обычно длится около недели, не больше.



Есть у этих препаратов и еще одно малоприятное действие - они увеличивают внутриглазное давление, что нежелательно для детей с глаукомой. А потому самостоятельное использование таких капель недопустимо, обязательно требуется назначение лечащего врача-окулиста.

Для улучшения питания сред глаза в составе комплексного лечения нередко назначается препарат «Тауфон ». Несмотря на то что производители указывают минимальный возраст для применения - 18 лет, эти глазные капли получили достаточно широкое распространение в педиатрической практике. Почти всем деткам с близорукостью доктора назначают препараты кальция (обычно «Глюконат кальция »), средства, улучшающие микроциркуляцию в тканях («Трентал »), а также витамины, особенно витамины А, В 1, В 2, С, РР .



Очки и линзы при миопии

Очки при миопии помогают нормализовать рефракцию. Но выписывают их деткам только при слабой и средней степенях заболевания. На высокой стадии миопии очки неэффективны. Стекла очков при близорукости обозначаются числом со знаком «-».

Подбором очков занимается врач-окулист. Он будет подносить ребенку различные стекла до тех пор, пока малыш не увидит десятую строчку тестовой таблицы с расстояния 5 метров. В зависимости от степени выраженности недуга, врач рекомендует носить очки в определенное время. Если у ребенка слабая степень, то очки нужно носить только тогда, когда нужно рассмотреть предметы и объекты, расположенные вдалеке. В остальное время очки не носят. Если пренебречь этим правилом, близорукость будет лишь прогрессировать.



При средней степени близорукости очки предписывается носить во время обучения, чтения, рисования. Достаточно часто, чтобы не усугубить потерю зрения от постоянного использования медицинских очков, врачи рекомендуют таким детям носить бифокальные очки, верхняя часть линз которых на несколько диоптрий выше, чем нижняя. Таким образом, при взгляде вверх и вдаль ребенок смотрит через «лечебные» диоптрии, а читает и рисует через линзы, которые имеют меньшие числовые значения.


Контактные линзы

Контактные линзы более удобны, чем очки. Психологически их ношение более легко воспринимается детками, чем ношение очков. С помощью линз можно корректировать не только легкую и среднюю степень нарушения зрения, но и высокую миопию. Линзы более плотно прилегают к роговице, это уменьшает возможные погрешности в преломлении света, которые возникают при ношении очков, когда глазки ребенка могут отдаляться от линзы-стеклышка.

Часто родители озадачиваются вопросом, с какого возраста можно носить линзы детям. Обычно это рекомендуется делать по достижении ребенком возраста 8 лет. Мягкие дневные или жесткие ночные линзы должен назначить врач. Лучше всего для детского возраста подходят линзы одноразовые, которые не нуждаются в тщательной гигиенической обработке перед повторным использованием.


При выборе многоразовых линз родители должны быть готовы к тому, что за ними потребуется очень пристальный уход, чтобы не инфицировать органы зрения малыша.

Жесткие ночные линзы днем не носят, их применяют только в ночное время, когда ребенок спит. При этом утром их снимают. Механическое давление на роговицу, которое линзы оказывают за ночь, помогает роговице «выпрямляться», и днем ребенок видит почти нормально или нормально. У ночных линз довольно много противопоказаний, и врачи до сих пор не сошлись в едином мнении, полезны ли такие средства коррекции для детского организма.


По данным НИИ офтальмологии имени Гельмгольца, близорукость среди школьников (70–80-х годов) составляла от 7,4 до 8,4 процента. Но если в 1-х классах это было 2,1, то в 10-х классах - от 16,2 до 32,2 процента.

Если близорукость возникла, нельзя допускать ее усиления. Осложненная близорукость - это следствие близорукости прогрессирующей. Она грозит осложнениями, приводящими к инвалидности.

Одна из причин близорукости раннее обучение письму и чтению в неправильных условиях, когда дети читают и пишут на более близком расстоянии, чем того требует еще не созревшая аккомодация (приспособление зрения к работе на близком расстоянии).

Особое значение приобретает эта проблема в связи со школьной реформой и охраной зрения у шестилеток. Занятия с ними должны вестись так, чтобы не провоцировать развитие близорукости.

На пороге 60-х годов близорукость была характерна для возраста от 10 до 18 лет. Сейчас она возникает у младше школьников и даже воспитанников детских садов. Это связано с очень ранней зрительной нагрузкой детей. Многие родители с гордостью говорят о том, что их дети читать начинают в ясельном возрасте. А это опасно, поскольку аккомодация еще не созрела.

Там, где дети «кабинетные» (этим грешат специальные школы), близоруких больше. А вот деревенские дети, много времени проводящие на свежем воздухе, активнее занимающиеся физическим трудом (и не меньше, кстати, читающие и смотрящие телевизор), имеют лучшее зрение.
Уже давно замечено, что подростки, плохо развитые физически, часто бывают и близоруки.

Школьники не должны забывать и о том, что существует немало профессий, где близорукость недопустима.
С близорукостью никто не хочет мириться. Близорукость - массовый дефект зрения, который способен превратиться в болезнь. В течение многих лет близорукость занимает одно из первых мест по инвалидности. Специалисты многих стран - а среди них не только врачи, но и инженеры, физики, химики, механики - неутомимо постигают механизмы близорукости, создавая различные способы ее предотвращения.
Даже одно перечисление гипотез и методов лечения глазных болезней займет уйму времени. Сегодня мы уже знаем немало. В течение последних двадцати лет многое изучено, и главный вклад в достижение мировой офтальмологии внесли советские ученые.

Отличное зрение - важная составная часть здоровья.
Всем надлежит заботиться о нем. А тем, кто собирается овладеть специальностью, требующей безукоризненного зрения, надо особо внимательно относиться к глазам. И не следует ждать, когда ослабление зрения заставит идти к врачу. Очень огорчительно выбрать профессию, а потом отказаться от нее по состоянию зрения. Пожалуйста не забывайте об этом. Любое понижение остроты зрения должно вызывать законный вопрос: что это, с чем связано? Как приостановить возможный процесс близорукости?
Основное направление профилактики близорукости - укрепление физического состояния. Исключительно важно это для учащихся городских школ, особенно специальных - с преподаванием иностранных языков, физико-математических и других дисциплин, где порой физкультуре уделяется мало времени.

Доказано, что у тех, кто с самых ранних лет много и разнообразно двигается, хорошо закален, реже возникает близорукость даже при наследственной предрасположенности.

Разумный режим дня, двигательная активность, правильное питание должны занять важное место в комплексе мер по профилактике близорукости и ее прогрессирования, поскольку физическая культура способствует как общему укреплению организма и активизации его функций, так и повышению работоспособности глазных мышц и укреплению склеры глаза.

Изучение влияния систематических занятий циклическими физическими упражнениями (бег, плавание, ходьба на лыжах) умеренной интенсивности в сочетании с гимнастикой для глаз показало, что у людей с близорукостью средней степени не только повышается общая выносливость, но и значительно улучшается зрение.

Занятия специальными упражнениями, рекомендуемыми близоруким, можно проводить самостоятельно (детям - под наблюдением взрослых) в домашних условиях, на природе, во время отдыха. Очень важно, чтобы упражнения были подобраны правильно: с учетом возраста, пола, физической подготовленности, степени близорукости, состояния глазного дна. Упражнения общеразвивающего характера надо обязательно сочетать с гимнастикой для глаз.

Близорукость у школьников возникает и развивается чаще после 3-го класса.
Как правило, дети с невыявленной близорукостью невнимательны на уроках, часто отвлекаются, спрашивают соседей по парте. Постепенно они становятся менее активными в учебе и играх. Если своевременно не показать ребенка окулисту, то могут наступить и такие явления, как утомляемость глаз, головные боли. Поэтому следует ежегодно проверять остроту зрения у школьников.

В детском возрасте капсула глаза (склера и роговица) эластична и легко растяжима. Если ребенок мало бывает на свежем воздухе, подолгу сидит у телевизора, играет в мелкие и неяркие игрушки, неправильно питается, часто болеет, то склера под влиянием зрительной нагрузки растягивается, вызывая дефект глаза. Обнаружив у дошкольника хотя бы малую степень близорукости, необходимо максимально ограничить его зрительную работу (чтение, кино, телевизор), увеличить длительность прогулок, игры на улице, заняться закаливанием. Полезны такому ребенку и занятия спортом.

Соблюдение гигиенических условий работы - очень важный фактор в школьном возрасте. Условия зрительной работы должны исключать возможность быстрого утомления глаз и необходимость чрезмерного приближения их к игрушкам, книге или тетради. Это прежде всего правильное и достаточное освещение рабочего и игрового места ребенка.

Книга или тетрадь должны отстоять от глаз не менее чем на 30 - 35 см- это примерно длина руки от локтя до кончиков пальцев. Такое расстояние не требует сильного напряжения зрения и позволяет сидеть не наклоняясь.

Плохое освещение, нарушение осанки вызывают утомление мышц шеи и спины, которые поддерживают голову. К тому же приводит и неправильная посадка за столом. При правильной позе вся ступня должна стоять на полу, а бедро почти полностью находиться на стуле. Угол между туловищем и бедром, а также между бедром и голенью должен быть прямой. Спина поддерживается спинкой стула, при этом тяжесть головы, находящейся почти в прямом положении, приходится в основном на позвоночник.

Дома место для занятий должно быть светлое, у окна. В вечернее время нужно пользоваться настольной лампой 60 Вт с непрозрачным колпаком. Ставить ее следует так, чтобы свет падал с левой стороны только на рабочую поверхность, а глаза оставались в тени. Свет всегда должен быть мягким, равномерно освещать место занятий.

Не рекомендуется читать и играть лежа, особенно на боку, так как в этом положении нарушается правильная освещенность, а при лежании на боку, кроме того, глаза располагаются на разном расстоянии от рассматриваемого предмета, что приводит к зрительной утомляемости и головной боли.

Высота стола и стульев должна соответствовать росту ребенка. При необходимости надо на стул подложить твердый предмет нужной высоты, а под ноги поставить скамеечку. Передний край стула на 3 - 5 см задвигается под стол. Книгу во время чтения лучше держать на столе в наклонном положении, для чего существуют специальные подставки. Можно просто подложить под верхний край книги какой-либо предмет.
Домашние занятия учащихся 1- 2-х классов должны продолжаться не более 1,5 - 2 ч, учащихся 3 - 4-х классов - 2 ч, старших школьников - не более 3 - 4 ч. При этом через каждые 30 - 40 мин занятий делается 10-минутный перерыв.

Желательно, чтобы летние каникулы дети проводили за городом, среди зелени. На этот период следует до минимума сократить работу, связанную с напряжением глаз.

Детям вредно долго смотреть телепередачи.
Для них достаточно специальных детских программ. При этом надо сидеть от экрана на расстоянии не менее 2,5 м. Комната в это время должна быть освещена. К сожалению, не все придерживаются этих рекомендаций, в результате зрение детей страдает.

Очень плохо влияет на зрение чтение в трамвае, троллейбусе, автобусе. Плохое освещение, неустойчивое положение книги или газеты во время движения транспорта утомляют глаза.

Повышенная зрительная нагрузка при малой физической активности - самый серьезный фактор, способствующий снижению остроты зрения.
Наряду с оптическими средствами коррекции близорукости разработаны и успешно применяются специальные упражнения для улучшения состояния наружных и внутренних мышц глаз, которые особенно эффективны на начальном этапе развития близорукости. Эта своеобразная гимнастика для глаз проста и легко выполнима в домашних условиях.

Упражнения для тренировки наружных мышц глаз

1. Сидя, медленно переводить взгляд с пола на потолок и обратно. 8 - 12 раз (голова неподвижна).
2. Медленно переводить взгляд справа налево и обратно. 8 - 10 раз.
3. Круговые движения глазами в одном и затем в другом направлении. 4 - 6 раз.
4. Частые моргания в течение 15 - 30 с.

Тренировка внутренних, цилиарных, мышц глаза производится по методу, называемому «метка на стекле» (Э. С. Аветисов).

Упражнения «метка на стекле»

Занимающийся в очках становится на расстоянии 30 - 35 см от оконного стекла, на котором на уровне его глаз крепится круглая метка диаметром 3 - 5 мм.
Вдали от линии взора, проходящей через эту метку, намечается какой-либо предмет для фиксации. Надо поочередно переводить взгляд то на метку на стекле, то на предмет. Упражнение выполнять 2 раза в день в течение 25 - 30 дней. Если за это время не наступит стойкой нормализации аккомодационной способности, то упражнение выполнять систематически с перерывом 10 - 15 дней.
Первые два дня продолжительность занятия 3 мин, последующие два дня - 5 мин, а в остальные дни - 7 мин.

Физкультура для близоруких школьников.

Родители должны помочь детям проводить самостоятельные занятия. Это ежедневная утренняя гимнастика, физкульт- паузы по 15 - 20 мин во время приготовления уроков, игры в помещении и на воздухе, специальная гимнастика для глаз. Перед началом занятий физкультурой дома желательно проконсультироваться с глазным врачом. Школьникам, имеющим близорукость до 3 диоптрий без хронических воспалительных и дегенеративных заболеваний глаз, можно выполнять почти без ограничений физические упражнения и заниматься спортом. Однако им необходимо строго соблюдать режим зрительной работы, ежедневно тренировать наружные и внутренние мышцы глаз, правильно питаться, принимать витамины (особенно А, С, В), систематически проводить закаливающие процедуры.

Школьникам, у которых диагностируется неосложненная близорукость средней степени (3 - 6 диоптрий), участвовать в соревнованиях не рекомендуется. В самостоятельные занятия можно включать общеразвивающие, дыхательные и корригирующие упражнения, элементы волейбола (особенно отработка верхней и нижней передач мяча с партнером), ведение баскетбольного мяча и броски его в кольцо, штрафные броски мяча в кольцо; игру в бадминтон, настольный теннис и большой, броски теннисного мяча в мишень; удары по футбольному мячу в ворота, игру футбольным мячом у стены; ходьбу, медленный бег, плавание в медленном и среднем темпе, катание на велосипеде и коньках, лыжные прогулки, туризм без переноски тяжелого рюкзака, а также танцы. Все названные упражнения выполняются в среднем темпе, нагрузка средняя.

Помимо разнообразных физических упражнений необходимо ежедневно выполнять специальную гимнастику продолжительностью не менее 10 - 15 мин. Для детей старшего возраста время выполнения упражнений и нагрузки могут быть увеличены. При возникновении непредвиденных обстоятельств или каких-либо сомнениях обязательно обратитесь за советом к врачу и методисту лечебной физкультуры. Их рекомендации помогут выбрать необходимые упражнения, правильно построить занятия. Это значительно увеличит эффективность гимнастики.
Комплекс основной гимнастики для девочек 12 - 14 лет с близорукостью 3 - 6 диоптрий

1. Ходьба на месте и с передвижением на носках, на пятках. 30 - 60 с. Дыхание ритмичное.

2. Упражнения в потягивании. Обращать внимание на глубокий вдох при поднимании рук и продолжительный выдох при их опускании. При вдохе глаза поднимать, при выдохе - опускать. 4 - 6 раз.

3. И. п. (исходное положение) - стоя ноги вместе, руки опущены - о. с. (основная стойка). Соединяя кисти тыльной стороной, поднять руки вверх и потянуться всем телом вверх за руками- выдох. Повторите 8 - 10 раз, Разъединить руки, опустить, и. п. выдох. Повторить 8 - 10 раз, с движением глаз 4 - 5 раз.

4. И. п. - стоя, руки на поясе (варианты - за голову, вперед, в стороны). Наклоны вперед с прогнутой спиной и возвращение в и. п. То же, но с пружинистыми покачиваниями. При наклоне - выдох. 5 - б раз.

5 И п стоя руки на поясе. В стойке на одной ноге забрасывать голень назад, стремясь достать пяткой ягодицу. По 7 - 8 раз каждой ногой.

6. Приседания (полуприседания) на носках или всей стопе, ноги вместе или врозь, с различным положением рук. 10 - 12 раз.

7. И. п. - о. с. Поочередные выпады в стороны с прямым туловищем. 5 - 6 раз.

8. Упражнения для мышц живота: а) и. п. - лежа на спине, руки в стороны. Разведение ног и сведение их скрестно. Следить за кончиками большого пальца одной, затем другой ноги. 6 - 8 раз;
б) и. п. - то же. Подтянуть согнутые ноги к груди - выдох, вернуться в и. п. - вдох. Смотреть на колени. б раз;
в) и. п. - то же. Броски резинового мяча прямыми ногами через себя. Следить за мячом. 10 - 12 раз.

9. Броски мяча (теннисного, волейбольного) партнеру, о стенку, в цель и т. д. в течение 3 - 5 мин.

10. Игра в настольный теннис, бадминтон или волейбол в течение 10-15 мин.

11. Упражнения для мышц глаз:
а) и. п. - сидя. Зажмуриваться. б - 8 раз;
б) и. п. - то же. Часто моргать 30 - 40 с;
в) и. п. - то же. Самомассаж глаз тремя пальцами, надавливая на верхнее веко, не вызывая боли. 30 - 40 с.

12. Дыхательные упражнения.

В выходные дни к комплексу добавить бег в лесу, плавание, игры на воздухе.
Для девочек младшего возраста нагрузка меньше и соответственно больше для старшего возраста.
В конце каждого занятия желательно сосчитать пульс. Учащение его до 110 - 120 уд/мин говорит о малой нагрузке, до 140 - 150 - о средней, до 150 - 170 - о большой.

Комплекс основной гимнастики для мальчиков 12 - 14 лет с близорукостью 3 - 6 диоптрий (можно выполнять с набивным мячом или гантелями весом 1 - 2 кг)

1. Ходьба на месте с высоким подниманием бедра. Одновременно круговые движения глазами в течение 1 мин.

2. Бег в медленном, затем среднем темпе в течение 2 - 3 мин (можно на месте). Дыхание ритмичное.

3 И п. - сидя руки в упоре сзади, ноги согнуты. Прогибание туловища. Дыхание не задерживать. 8 - 10 раз.

4. И. п. - стоя ноги врозь, мяч в поднятых руках. Круговые движения туловищем. Следить за мячом. По 3 - 4 раза в каждую сторону.

5. И. п. - то же. Наклон вперед, прогнувшись, мяч за головой. Поднимание мяча вверх и возвращение в и. п. 8 - 10 раз. Следить за мячом. При наклоне - выдох.

6. И. п. - лежа на животе, мяч вверху. Прогибаясь, перенести мяч за голову, затем поднять вверх и вернуться в и. п. Следить за мячом. 6 - 8 раз.

7. И. п. - лежа на спине, одна рука вверху. Поочередные движения руками вверх и вниз. Следить за кистью сначала одной, затем другой руки. 8 - 10 раз.

8. И. п. - упор лежа (на руки).
Сгибание и разгибание рук. 8 - 10 раз.

9. И. п. - стоя, руки за голову. Поочередные приседания на одной ноге. 5 - б раз.

10. И. п. - стоя, руки на поясе. Маховые движения ногой в сторону и внутрь (перед опорной ногой, за ней) . 8 - 10 раз.

11. И. п. - стоя, за спиной набивной мяч. Приседая с мячом за спиной, голову и туловище держать прямо. 8 - 10 раз. Сочетать с дыханием: приседая - вдох, при возвращении в и. п.- выдох.

12. Броски мяча в стену, цель, партнеру и т. д. 2 - 3 мин.