Значение сна для сохранения здоровья. В чем состоит польза сна для здоровья

Сложно переоценить значение сна для ребенка. Спокойный сон - показатель здоровья малышей, он нормализует нервную систему, укрепляет иммунитет, помогает усвоить все то новое, что ребенок познал в течение дня.

Беспокойный ночной сон отражается не только на состоянии здоровья ребенка, но и на самочувствии его родителей. Согласно проведенным в Европе исследованиям, там от неполноценного ночного сна страдает очень большое количество семей - около 44 %.

В семьях, где есть грудные дети, средняя продолжительность непрерывного сна взрослого равна всего 5.45 ч.

Также доказано, что недостаток сна не только негативно отражается на здоровье родителей, но и зачастую влияет на отношения между ними. По статистике, у одной из 4-х пар, с появлением ребенка начинаются неурядицы в семейной жизни.

Оказалось, что одной из главных причин является нежелание малыша спать отдельно. Только 55% детишек приучены спать в своей кроватке или отдельной комнате. Остальные же спят в кровати вместе с родителями.

Получается, что отнюдь не все, знают, как уложить малыша спать, и, соответственно высыпаться самим. Как же это сделать? И почему детям так не нравится ложиться спать?

Уложить малыша спать не так-то просто! Ребенок может отказываться ложиться в то время, которые определено родителями. Часто это происходит из-за того, что ему интересно происходящее вокруг. Все дело в том, что он сейчас активно познает мир, и поэтому не воспринимает сон как возможность отдохнуть и набраться сил, напротив, ему кажется, что его разлучают со всем тем, что ему так дорого и интересно.

Ребенок настолько впечатлен своими новыми открытиями, что готов на что угодно, только бы не спать. Малыш может использовать разные способы, чтобы не ложиться в кроватку, например, плакать и тянуть ручки к Вам. Тем не менее важно соблюдать режим, и Вы сделаете ребенку только лучше, если не будете поддаваться его капризам.

Если у Вас есть время, попробуйте в первые месяцы жизни ребенка вести дневник и записывать все привычки малыша. Это поможет составить его индивидуальный график сна. Записывайте, в какое время ребенок просыпается и засыпает, когда и после чего он особенно устает. Затем постарайтесь, чтобы именно в это определенное время ребенок каждый день ложился спать. Вскоре он сам к этому привыкнет, и вам обоим будет намного легче.

Часто, когда ребенок никак не засыпает, хочется взять его на руки и убаюкать, но это желание никогда себя не оправдает! Помните: чем раньше ребенок научится засыпать сам, тем легче будет и ему, и Вам.

Поцелуйте малютку, ласково пожелайте спокойной ночи и немного постойте около кроватки. Через минуту потихоньку отойдите на шаг. Через какое-то время - еще на шаг, и постепенно выходите из комнаты. Малыш спокойно уснет, чувствуя, что Вы рядом.

Некоторые родители волнуются, что если малыш долго проспит днем, то мало будет спать ночью.

Это не так. По мнению педиатров, дети, хорошо отдохнувшие днем, легче укладываются спать и вечером. Дело в том, что ребенок, который плохо спал днем, к вечеру окажется слишком переутомившимся, что не позволит ему быстро и легко заснуть.

Постарайтесь научиться распознавать сигналы, показывающие, когда Вашему малышу пора в кроватку. Исследования показали, что нередко ребенок, который хочет спать, ведет себя более энергично и бодро, чем обычно. Иногда, напротив, он начинает тереть глазки, или играть со своими волосами, или плакать без видимых на то причин.

Вечер подходит к концу, и вы начинаете тревожно поглядывать на стрелки: пора укладывать малыша спать. Но у него вдруг, откуда ни возьмись, появляются силы и желание поиграть. Что делать в этом случае? Помогите своему ребенку быстро заснуть.

Для малыша лучше поесть перед сном, чтобы не было необходимости просыпаться и есть среди ночи. Исследования свидетельствуют, что ребенок лучше спит, если сосет непосредственно грудное молоко. А вот от молока из бутылочки такого же эффекта не наблюдается.

После кормления разрешите малышу 10-15 минут поиграть без подгузника, пока Вы расстилаете кроватку. Эта обычная процедура поможет ребенку понять, что день подходит к концу. Ваша главная задача состоит в том, чтобы малыш все время был около его кроватки. Это поможет ему понять, что это место для отдыха и сна. Убедитесь, что все необходимое уже в комнате, и слегка приглушив свет, поиграйте с малышом в спокойные игры, почитайте сказку. Можно покачивая на руках, поубаюкивать ребенка, поговорить о чем-нибудь, при этом поглаживая его по спинке, делая легкие расслабляющие массажные движения, хорошим фоном будет звучать нежная колыбельная или приятную музыка.

Лучше класть малыша в кроватку, пока он ещё не уснул – так он будет спать дольше. Когда ребенок во время сна просыпается и открывает глазки, он быстрее снова уснет, если увидит себя в привычной обстановке, в какой он и уснул.

И не в коем случае не применяйте давление: "Быстро спать!" только расстроит малыша. Лучше косвенно, через прибаутки, детские потешки предложить малышу присоединиться к уже уснувшим мышкам, кискам, рыбкам.

Характер сна малыша меняется со временем. В возрасте около восьми недель, ребенок ведет себя уже не так, как в первый месяц после рождения. Если раньше он почти целый день спал, то сейчас ему хватает 14-16 часов сна в день.

Продолжительность сна у маленьких детей:

Новорожденные - 16-18 часов в день

Три недели - 15-18 часов в день

Шесть недель - 15-16 часов в день

Четыре месяца - 10-12 часов ночного сна + 2 коротких сна днем (примерно по 2 часа каждый)

Шесть месяцев - 10-11 часов ночного сна + 2 коротких сна днем (по 2 часа каждый)

Девять - восемнадцать месяцев - 10-11 часов ночного сна + 2 коротких сна днем (по 1-2 часа каждый)

От 1,5 до 2 лет ребенок спит 1 раз днем 2,5-3 часа, ночной сон длится 10-11 часов;

От 2 до 3 лет ребенок спит 1 раз днем 2-2,5 часа, ночной сон длится 10-11 часов;

От 3 до 7 лет ребенок спит 1 раз днем около 2 часов, ночной сон длится 10 часов;

После 7 лет ребенку не обязательно спать днем, ночью ребенок в этом возрасте должен спать не менее 8-9 часов.

Какое положение во время сна наиболее полезно для малыша?

Относительно сна ребенка на животике больше всего споров. Все врачи сходятся в положительных сторонах такой позы. Сон на животике или на боку рекомендован детям, склонным к срыгиваниям или рвоте, так как при таком положении во время сна нет угрозы что ребенок захлебнется рвотными массами.

Практически все дети проходят через период газиков, которые пучат животики и не дают спокойно спать ни малышам, ни их родителям. Сон на животике может помочь в этот период, так как, двигаясь, ребенок производит самостоятельный массаж животика, что облегчает отхождение газов. Ещё есть мнение, что сон в положении на животе способствует укреплению мышц спины ребенка, формированию правильного положения тазобедренных суставов, а также что дети, спящие на животе, раньше начинают держать головку.

Но в 90-х годах были опубликованы результаты исследования, которые выявили взаимосвязь между синдромом внезапной детской смерти (СВДС) и положением ребенка во время сна: этот синдром чаще поражает детей, которые спят на животике. По данным статистики за рубежом от синдрома внезапной смерти умирает от 20 до 30% всех детей, умирающих в возрасте от 1 недели до 1 года. Причем ни патологоанатомические исследования, ни подробное изучение истории болезни ребенка не дали ответ о причинах смерти. Поэтому среди некоторых врачей распространилось мнение об опасности сна ребенка на животе.

Но реальной причиной этой статистики может быть скорее не само положение ребенка во время сна, у постель и окружающие условия. Хочется процитировать доктора Комаровского: "Следует знать, что в ответ на сжимание ноздрей очень многие малыши, особенно в первые 3 месяца жизни, не пытаются освободиться и у них возникает остановка дыхания на 10-15 секунд. Неудивительно, что сжиманию ноздрей могут способствовать подушка и мягкий матрац. Кроме этого, самый незначительный насморк в сочетании с температурой в комнате выше 23 C приводит к образованию плотных корочек слизи, которые, в свою очередь, перекрывают носовые ходы и приводят к остановке дыхания. Убедить людей в том, что недопустимы подушки, недопустимы мягкие матрацы, очень сложно. Убедить людей в том, что ребенку нельзя спать в комнате с теплым и сухим воздухом - еще сложнее. Проще написать в средствах массовой информации о том, что сон на животе увеличивает вероятность синдрома внезапной смерти".

Если вы все же боитесь укладывать ребенка спать на животе из-за синдрома внезапной смерти и боитесь укладывать спать на спине из-за возможного срыгивания или рвоты, попробуйте положение на боку. Некоторые мамы подкладывают малышу под бочок сложенную в несколько раз пеленку или одеяло - это удобно, причем можно изменять угол наклона ребенка, изменяя толщину пеленку или одеяла - тем самым варьируя положение от "на животе" до "на боку".

Все любят поспать. Треть жизни человек проводит во сне. Все знают, что сон нам жизненно необходим. Но мало, кто знает, что такое сон. Даже ученые не могут дать однозначного ответа на вопросы: почему мы спим, почему мы не спим, почему человек не может жить без сна. Создано много теорий, которые нам пытаются дать ответы на эти вопросы, и в каждой есть лишь доля истины.

Во время сна понижается обмен веществ, частота сокращений сердца падает, дыхание становится поверхностным и редким. Температура тела снижается. Во время сна во всех частях, органах и системах организма совершаются активные жизненно важные процессы. Ведь только благодаря сну мы можем каждый день с новыми силами успешно работать, заниматься спортом, посещать театры и кино, читать.

Утомление, истощение, психическое перенапряжение, перенесенное тяжелое заболевание снижают работоспособность клеток головного мозга и повышают потребность организма во сне. Этому нельзя препятствовать. В процессе сна клетки мозга восстанавливают работоспособность, они активно усваивают питательные вещества, накапливают энергию. Сон восстанавливает умственную работоспособность, создавая чувство свежести, бодрости, прилив энергии.

б) Возрастные нормы продолжительности сна.

Потребность в сне зависит от возраста и индивидуальных особенностей организма человека. Дети от рождения до 2-4 лет спят около 16 часов в сутки, школьники 7-10 лет – 10 11 часов, 12-16 лет – 9 часов, а взрослые обычно спят около 8 часов в сутки.

Ежедневная потребность человека в сне в зависимости от возраста

Сон относится к важнейшему виду ежедневного отдыха. Без достаточного, нормального сна немыслимо здоровье. Недосыпание, особенно систематическое, ведет к переутомлению, к истощению нервной системы, к заболеванию организма. Сон ничем заменить нельзя, он ничем не компенсируется. Народ давно подметил очень важную роль сна для здоровья человека, для восстановления его физических и психических сил.

Русские поговорки гласят:

1. Утро вечера мудренее.

2. Сон - лучшее лекарство.

3. Выспишься - помолодеешь.

4. Сон лучше всякого богатства.

5. Подушка - лучшая подружка.

6. Нет такого силача, которого сон не поборет.

7. Силен слон, да посильнее его сон.

В одном из стихотворений русского поэта Федора Ивановича Тютчева сказано: «Дневные раны сном лечи. » Александр Сергеевич Пушкин назвал сон «волшебным исцелителем душевных мук».

в) Проведение эксперимента.

Мы провели эксперимент под контролем врача-педиатра Тамбулатовой В. В. и фельдшера школы Казаковой Т. В. Для этого взяли двух девочек: Тархову Алину и Афанасьеву Алину. У Тарховой Алины, которая вошла в контрольную группу, был обычный ежедневный процесс, а у Афанасьевой Алины, которая вошла в экспериментальную группу, проводились необходимые измерения в соответствии с темой экспериментальной работы.

Продолжительность эксперимента 10 дней. Афанасьева Алина, не соблюдала режим дня, поздно (в 23 часа) ложилась спать, смотрела перед сном страшные фильмы или читала волнующие книги, ела на ночь, не гуляла перед сном. Она долго ворочалась в постели, о чем-то думала, плохо засыпала. В результате сон намного сокращался. Ее сон нельзя было назвать здоровым. Алина вздрагивала во сне, часто ворочалась, утром тяжело просыпалась.

г)Результаты эксперимента.

После 3 дней эксперимента эмоциональное состояние Алины Афанасьевой заметно ухудшилось. Она не высыпалась, на уроках была рассеянной, несобранной. Все чаще жаловалась на головную боль. После 7 дней эксперимента она стала капризной и раздражительной. У девочки не только ухудшилось самочувствие, но и снизилась успеваемость. Алина гораздо хуже, чем обычно, отвечала на вопросы учителя и выполняла задания.

Ход эксперимента фиксировался в протоколах, на основе которых были составлены таблицы, в которых показаны результаты обследования девочек из контрольной и экспериментальной групп.

Контрольная группа Экспериментальная группа Контрольная группа Экспериментальная группа

16. 11 36,6о 36,6о 90/60 90/60

17. 11 36,6о 36,6о 90/60 90/60

18. 11 36,7о 36,7о 93/62 98/65

19. 11 36,6о 36,8о 90/60 82/42

20. 11 36,6о 36,7о 90/60 101/73

21. 11 36,6о 36,9о 89/60 99/65

22. 11 36,7о 37,0о 90/60 95/70

23. 11 36,6о 37,1о 90/63 100/68

24. 11 36,5о 37,2о 90/60 82/40

25. 11 36,6о 37,1о 92/60 80/40

26. 11 36,6о 37,1о 90/60 100/70

Контрольные замеры на конец эксперимента:

Температура тела Артериальное давление Симптомы хронических заболеваний

Афанасьева Алина 37,1о 100/70 – 80/40 ДЖВП – обострение (тошнота, снижение аппетита, боли в области живота)

Тархова Алина 36,6о 90/60 Панкреатит – ремиссия

Диаграмма состояния здоровья ученицы, входящей в экспериментальную группу:

Афанасьева Алина На начало эксперимента На конец эксперимента

Температура тела 36,6о 37,1о

Артериальное давление 90/60 100/70 – 80/40

Симптомы хронических заболеваний ДЖВП – ремиссия ДЖВП – обострение (тошнота, снижение аппетита, боли в области живота)

Анализируя результаты, пришли к следующему выводу: при несоблюдении режима сна и отдыха происходит сбой в работе всего организма, обостряются хронические заболевания, повышается температура тела, скачет артериальное давление. Всем органам сон полезен, и для всех органов вредно, если человек регулярно недосыпает. Именно это было доказано в ходе эксперимента.

Теперь мы знаем точно, что, если не выспишься, то на уроке бываешь рассеянным и соображаешь гораздо хуже, чем обычно. Ведь детям нужно много спать, чтобы восполнить ту энергию, которую они затратили за день, бегая и играя. После активно проведенного дня устают не только мышцы, но и многие важные органы: сердце, легкие, печень. Особенно нужен отдых мозгу, чтобы на следующий день он мог быстро и хорошо соображать.

Афанасьева Алина: «Я вспоминаю, как трудно было делать уроки, читать книгу и даже играть в увлекательную игру, ведь я очень уставала. А мне еще приходилось посещать ДМШ и студию, т. к. я занимаюсь музыкой и пением. Порой я могла, сама того не желая, задремать во время чтения или в транспорте. Это происходило потому, что мой мозг утомлялся и хотел отдохнуть».

Реабилитационный период прошел за 4 дня. Все функции нормализовались. Артериальное давление пришло в норму.

Дата Температура тела Артериальное давление

Экспериментальная группа Экспериментальная группа

16. 11 36,6о 90/60

17. 11 36,6о 90/60

18. 11 36,7о 98/65

19. 11 36,8о 82/42

20. 11 36,7о 101/73

21. 11 36,9о 99/65

22. 11 37,0о 95/70

23. 11 37,1о 100/68

24. 11 37,2о 82/40

25. 11 37,1о 80/40

26. 11 37,1о 100/70

27. 11 37. 0 о 97/68

28. 11 36,9о 93/62

29. 11 36,7о 90/60

30. 11 36,6о 90/60

Когда мы спим, отдыхают также и наши кости, благодаря этому они лучше растут. Не зря говорится, что дети растут во сне. Всем органам сон полезен, и для всех органов вредно, если человек регулярно недосыпает. От недосыпания даже желудок начинает плохо работать: уставший ребенок теряет аппетит, потому что его желудок нуждается в отдыхе и не вырабатывает достаточно желудочного сока.

Наша гипотеза подтвердилась: создание благоприятных условий для сна положительно влияет на здоровье ребенка.

Исходя из данного эксперимента, мы пришли к выводу, что для качественного, полноценного сна необходимо соблюдать следующие правила:

1. Обязательно ложиться спать и вставать в одно и то же время. Дети от 5 до 7 лет должны спать ночью 10 часов, а от 8 до 10 лет - не менее 9 часов. За это время в вашем организме происходит возрождение клеток и выделение вредных веществ.

2. Перед сном надо совершить прогулку, принять теплый душ. Если нет душа - умыться, вымыть ноги, обязательно почистить зубы.

3. Нельзя перед сном смотреть страшные фильмы, слушать захватывающие радиопередачи, читать волнующие книги. Все это так будоражит мозг, что ему потом очень трудно успокоиться. И как ему, бедняжке, заснуть, если его переполняют страшные картины: стрельба, убийства, визг тормозов, вой сирен.

5. Спать нужно в полной темноте. В темноте спать намного спокойнее, чем при свете. Только в темноте и в тишине можно быстро заснуть.

6. Спать в хорошо проветренном помещении, при открытой форточке. Идеальная температура в спальне + 20оС.

7. Спать на ровной постели. Кровать должна быть ровная: высокие подушки и слишком мягкие матрасы приводят к искривлению позвоночника.

8. Спать лучше на спине или на правом боку. Не рекомендуется спать на левом боку, особенно свернувшись калачиком.

Счастлив тот человек, кому сон неизменно является в определенное время, на определенный срок и уходит так же тихо и незаметно, как и пришел. Во многом сон является регулятором настроения. В одних случаях он снижает чрезмерное напряжение, и мы просыпаемся в хорошем настроении. В других случаях, наоборот, встаем с постели с головной болью и дурным состоянием духа.

Сон – это наше здоровье, поэтому ни в коем случае нельзя допускать нарушения сна.

С данной темой мы выступили на классных часах в начальных классах нашей школы. Каждый ученик получил от нас рекомендации для здорового сна.

На протяжении всей жизни полноценный сонважное условие для физического и психического здоровья. А для детей – еще и залог гармоничного развития. Что значит спокойный сон для ребенка, как обеспечить его малышу?

Фазы сна

Здоровый сон имеет два цикла. Первая фаза называется быстрой . Во время нее мозг активно работает, пульс учащается, мышцы расслаблены. Именно на этой стадии снятся запоминающиеся и яркие сновидения. Одновременно полученная за период бодрствования информация активно анализируется. То есть фаза быстрого сна определяет способность ребенка к обучению.

Вторая фаза носит название медленной , во время которой человек погружается в состояние глубокого сна. В этот период кровоснабжение мышц усиливается, происходит накопление энергии, восстановление и рост тканей, вырабатываются гормоны, нужные для здорового роста и развития. Мозг отдыхает, а переработанная информация откладывается «на полочки» долгосрочной памяти. Значит, без полноценной фазы медленного сна организм человека быстро истощается, изнашивается, и невозможно накопление жизненного опыта.

Продолжительность сна

Чем старше человек, тем меньше периодов и часов сна в сутки ему требуется. Новорожденный бодрствует всего до 6 часов, причем просыпается в основном для кормлений. Детям необходим отдых в течение 12-14 часов, дошкольники спят по 11-13 часов в сутки. А далее — до 12 лет — время, отводимое на сон, постепенно снижается до 10-11 часов.

Сон и физическое развитие

По наблюдениям педиатров, дети, которые не спят в течение необходимого для их возрастной группы времени, могут отставать в физическом развитии. Почему? Потому что естественный гормон роста выделяется во время сна. И продолжительные периоды недосыпания ведут к подавлению его синтеза.

Последствия недостаточного сна:

  1. Требуется долгое время, чтобы вспомнить то, чему научили за день в школе, что приводит к некачественному выполнению домашнего задания.
  2. Ребенок склонен к плохому настроению и быстро раздражается по мелочам.
  3. Не хочется заниматься спортом и участвовать в подвижных играх из-за ослабленной координации движений и концентрации внимания.
  4. Появляются нотки раздражения при общении с семьей, друзьями и домашними любимцами.
  5. Возникают сложности в принятии быстрого решения.
  6. Трудно сконцентрировать внимание.
  7. Тяжело слушать и понять, что объясняют другие люди.
  8. Быстро забывается то, что только что узнал.
  9. Отказ детей от сотрудничества с членами семьи и с учителями.

Исследователи изучили 866 детей 2-13 лет, и обнаружили, что подростки, которые часто храпят или страдают расстройствами сна, почти в два раза чаще в поведении имеют признаки, связанные с синдромом дефицита внимания, чем дети, которые спокойно спят.

Поддерживайте регулярный и последовательный график сна в течение всей недели. Придумайте и строго соблюдайте определенный приятный ритуал подготовки ко сну. Выключайте компьютер и телевизор за час перед сном. Избегайте давать ребенку напитки, содержащие кофеин, за 2 часа до сна.

Позаботьтесь о том, чтобы обои в спальне, расцветка постельного белья и цвет текстиля в комнате (штор, ковра, декора) настраивали на расслабление. Желательно преобладание нежных, нейтральных оттенков зелени, розового, небесной голубизны, кремового с рисунком, стимулирующим добрые фантазии без агрессивных и возбуждающих образов.

Для того чтобы сон у ребенка прошел спокойно, можно дать ему послушать на ночь умиротворяющую музыку или почитать книгу. Держа за руку, можно поговорить с ним о хороших событиях, которые произошли за день. Обязательно обнимите малыша и пожелайте ему спокойной ночи.

Елена Чулкова
Сон. Физиологическое значение сна. Фазы детского сна. Требования к организации сна детей

Введение…. …3

1. Природа сна…. 4

2. Физиологическое значение сна… . 6

3. Требования к организации сна детей… . 13

3.1. Причины необходимости дневного сна для ребенка….13

3.2. Гигиенические и педагогические условия организации сна детей… .14

3.3. Фазы детского сна…16

Заключение….18

Приложение…19

Список использованной литературы…20

Введение

Как много мы спим! Сну мы отдаем треть нашей жизни. Сколько можно было бы успеть за это время, которого всем так не хватает! А что если спать меньше или вообще не спать? Вдруг в сокращении времени сна кроется один из резервов?

Так что же такое сон? Зачем он нужен организму ? Что происходит с организмом во время сна ? Почему нам снятся сны и что такое сновидения?

Начало научного подхода к изучению сновидений относится к концу 18 века. Одно из первых более или менее серьезных сочинений по этому вопросу - «Опыт построения теории сна» доктора Г. Нудова - появилось в 1791 г.

Однако, по-настоящему профессиональный интерес к сновидениям начался с появлением работы З. Фрейда* «Толкование сновидений» (1900г.) .

«Для нас, молодых психиатров, она стала лучом света, для наших пожилых коллег - предметом насмешек» - писал К. Г. Юнг.

1. Природа сна

Сон - это периодическое физиологическое состояние организма человека и высших животных, внешне характеризующееся значительной обездвиженностью от раздражителей внешнего мира. Согласно современным научным данным, сон представляет собой разлитое торможение коры больших полушарий, возникающее по мере расходования нервными клетками своего биоэнергетического потенциала в течение периода бодрствования и снижения их возбудимости. Распространение торможения на более глубокие отделы мозга - средний мозг, подкорковые образования - обусловливает углубление сна. При этом в состоянии торможения, частично функционального покоя нервные клетки не только полностью восстанавливают свой биоэнергетический уровень, но и обмениваются информацией, необходимой для предстоящей деятельности. К моменту пробуждения, если сон был достаточно полноценным, они снова готовы к активной работе.

Сон - жизненно необходимая потребность организма , не менее важная, чем пища. Физиологи экспериментально доказали, что, например, собака может жить без пищи около месяца. Если же лишить ее сна, она погибает через 10-12 дней. Человек, попавший в исключительные условия, может голодать около двух месяцев, а без сна он не проживет больше двух недель.

Еще совсем недавно сон представлялся простым отдыхом мозга после дневного периода напряженной работы, торможением его деятельности. Но положение радикально изменилось, когда в 1953 году были опубликованы первые результаты исследований двух ученых из Чикагского университета - Е. Азеринского и Н. Клейтмана. Проводя непрерывные наблюдения за человеком во время его сна, включающие электроэнцефалографию, запись движения глазных яблок, состояние тонуса мышц и т. д., они обнаружили, что в течение ночи попеременно сменяются две фазы сна , которые они обозначили как медленный и быстрый сон.

2. Физиологическое значение сна

Сон крайне важен для нашего организма . Во время него происходит множество жизненно-важных процессов. Рассмотрим главные функции сна.

Сон играет важную роль в процессах метаболизма. Во время медленного сна высвобождается гормон роста. Во время быстрого сна происходит восстановление пластичности нейронов и обогащение их кислородом.

Антитела, которые борются с инфекцией, вырабатываются во время сна в больших количествах. Когда мы отдыхаем, организм может сосредоточиться на восстановительных процессах, и именно поэтому лучшее предписание во время болезни - это вдоволь выспаться.

Сон помогает восполнить наш уровень энергии, таким образом, увеличивая и поддерживая общий уровень активности и внимательности. Достаточное количество сна также связано с уменьшением риска заболевания хроническими болезнями, включая болезнь сердца и диабет 2-й степени.

Ночью у человека растут волосы и ногти.

Важным также является то, что во время сна в организме вырабатывается такой гормон как мелатонин. Мелатонин синтезируется из серотонина в эпифизе. Секреция мелатонина подчинена суточному ритму. Синтез и секреция мелатонина зависят от освещённости - избыток света тормозит его образование, а снижение освещённости повышает синтез и секрецию гормона. У человека на ночные часы приходится 70 % суточной продукции мелатонина.

Мелатонин способен быстро восстановить жизненные силы. Способствует омоложению, защищает клетки от канцерогенов, радиации, гербицидов и пестицидов, помогает бороться с опухолями, замедляет процессы старения, укрепляет иммунную систему, помогает справиться со стрессом, увеличивает способность переживать радость, удовольствие, уменьшает количество холестерина в крови, снижает кровяное давление, помогает справиться с аритмией сердца, уменьшает риск остеопороза.

Сон - жизненная необходимость. Он обладает волшебным свойством продлевать жизнь, увеличивать работоспособность, лечить от болезней. Экономия времени за счет сна никогда не окупится.

6. Требования к организации сна детей

6.1. Причины необходимости дневного сна для ребенка

Одним из важнейших факторов гармоничного развития ребенка является дневной сон. Результаты исследований показали, что дети в возрасте 3-4 лет, которых не укладывали на дневной отдых, проявляли более высокие уровни гиперактивности, тревожности и депрессии, чем дети, продолжавшие ежедневно спать I- 2 ч в обеденное время. Ученые пришли к выводу, что дневной сон не только отлично замещает возможные недочеты ночного сна, но и важен сам по себе в качестве передышки для организма энергичного ребенка . Дневной сон - чудесная возможность восстановить силы и провести остаток дня в хорошем расположении духа.

Удовлетворение этой естественной потребности способствует хорошему самочувствию и нормальной работоспособности. Для детей раннего и дошкольного возраста физиологически полноценный сон составляет основу крепкого здоровья и правильного развития.

Потребность во сне в значительной мере связана с условиями окружающей среды с функциональным состоянием организма и зависит от множества других факторов.

Выдающийся физиолог И . П. Павлов установит что сон - это тормозное состояние нервных клеток, возникающее вслед за их активной деятельностью (он восстанавливает нормальную деятельность организма функции нервных клеток коры больших полушарии головного мозга). Поэтому так велика роль полноценного сна для ребенка дошкольного возраста организм , которого требует не только восстановления затраченной энергии, но и со здания благоприятной основы для его дальнейшего нормального роста и развития.

Нервная система ребенка еще недостаточно сформирована, она не обладает большой выносливостью и подвержена сравнительно Быстрому истощению. Особенно неблагоприятно отражается на ее состоянии и состоянии организма в целом частое недосыпание, которое определяется не только недостаточной продолжительностью сна, но и плохим качеством сна, когда он неспокоен и часто прерывается.

Исследования показали, что при недостатке сна у дошкольника в пределах 1,5 ч в сутки выносливость нервных клеток коры головного мозга значительно снижается . А это влечет за собой снижение активной деятельности и работоспособности. Часто нарушается поведение. У ребенка могут появиться неправильные неадекватные реакции на те или иные воздействия окружающих его сверстников и взрослых. Он может расплакаться из-за пустяка, делать все наоборот и т. п. Длительное недосыпание нередко бывает причиной невротических состояний, характеризующихся появлением у ребенка раздражительности, плаксивости, ослаблением внимания памяти. В одних случаях дети становятся возбужденными, драчливыми, в других, наоборот, вялыми и безучастными к окружающему. Невротические состояния могут сопровождаться и головными болями, снижением аппетита, сопротивляемости организма к заболеваниям , так как недостаточный сон отрицательно влияет на состояние всех физиологических систем и функций организма , тесно связанных с регулирующей деятельностью нервной системы.

6.2. Гигиенические и педагогические условия организации сна детей

Для формирования полноценного сна у детей важно на всех возрастных этапах создавать необходимые для него гигиенические и педагогические условия, устранять причины, мешающие его наступлению. Мы должны обязательно учитывать индивидуальные особенности каждого воспитанника. Чем моложе ребенок, тем большее количество часов он спит и меньше бодрствует. Дети дошкольного возраста должны спать в сутки не менее 11-12 ч. Дневной сон в зависимости от возраста длится до 2-2,5 ч. Он обязателен, так как нервная система ребенка быстро реагирует на внешние раздражители, относительно легкоранима и менее вынослива по сравнению с нервной системой взрослого. Именно поэтому активное непрерывное бодрствование дошкольников ограничено. Если ребенок в детском саду не спит , то мы должны выяснить причину этого, поговорить с родителями, врачом или медсестрой детского сада .

Создавая условия для хорошего сна ребенка, следует помнить о том, что свежий воздух является лучшим «усыпляющим» и оздоровительным средством. Поэтому перед сном следует проветрить комнату 15-20 минут.

Одежда для сна в помещении должна быть свободной, сшитой из мягких хлопчатобумажных тканей. Наиболее удобными для этой цели будут длинная рубашка или пижама без карманов с небольшим числом пуговиц. В жаркое время года дети могут спать в одних трусах, предназначенных специально для сна . Важно постоянно следить за тем, чтобы во время сна дети не переохлаждались и не перегревались. Поза, в которой спит ребенок, существенно влияет на качество сна. Лучше, если он будет засыпать лежа на правом боку или на спине. При таких положениях тела внутренние органы испытывают наименьшее давление веса тела.

Укладывание наиболее сложный и ответственный момент в организации сна , имеющий большое значение для его нормального протекания; необходимо доброжелательно и в тоже время настойчиво укладывать спать ребенка. Только так можно добиться быстрого засыпания. При организации сна в первую очередь я укладываю ослабленных детей , детей , быстро засыпающих, тех, кто спокойно ведет себя перед сном. Детей возбудимых , беспокойных при засыпании я укладываю в последнюю очередь, с тем, чтобы уделить им больше внимания (посидеть около них, погладить и т. д.) .

Спокойная обстановка создаст общий положительный настрой перед сном, а тишина в спальне будет способствовать глубокому сну. В это время недопустимы разговоры, шум. Я дольше бываю около трудно засыпающего ребенка, не позволяя ему разговаривать, вертеться. Все дети в той или иной степени нуждаются при засыпании в определенных педагогических воздействиях. Хорошо, если для ребенка потребуется в среднем от 5 до 20 минут для засыпания. Если же оно затягивается на 30-40 минут, то сон окажется недостаточным по длительности, а, следовательно, не обеспечит восстановление работоспособности, необходимой для продолжения активного бодрствования.

6.3. Фазы детского сна

По данным физиологических исследований , сон на всем своем протяжении проходит разные фазы : после засыпания обычно сразу наступает глубокий сон, затем он сменяется более поверхностным и вновь глубоким. Во время ночного сна такая цикличная смена фаз может происходить до 8-10 раз, если он не прерывается. Общая длительность одного цикла, включающего фазы глубокого и неглубокого сна, равна примерно 1 ч. Днем полноценный сон ребенка обеспечивается 2-3 периодами глубокого сна, т е. в течение 1,5-2 ч периоды глубокого сна повторяются 2 раза; при 2-2,5-часовом сне - 3 раза. У возбудимых детей периоды глубокого сна продолжаются лишь 30-45 мин; неглубокий сон протекает у них, как правило, с большим числом двигательных и эмоциональных реакций. У большинства детей с уравновешенной нервной системой фазы неглубокого сна протекают без каких-либо особенностей и по длительности составляют не более 10-15 мин. Однако в это время дети легче пробуждаются от различных внешних раздражителей, шума, поэтому в период неглубокого сна, наступающего примерно через час после засыпания, важно не допустить пробуждения ребенка. Исследованиями показано, что во время дневного сна у многих детей полное торможение наступает только во второй, а иногда и в третий период глубокого сна, т. е. спустя достаточно длительное время после укладывания. Вот почему так необходимо охранять сон детей на всем его протяжении.

Сон детей старшего дошкольного возраста по своему характеру приближается ко сну взрослых, хотя и имеет свои особенности.

Заключение

В результате многочисленных исследований были сделаны окончательные выводы :

Сон совершенно необходим для здоровья человека. Для нормального функционирования человеку ежедневно нужен продолжительный и качественный сон.

Недосыпание негативно сказывается как на физическом , так и на психическом состоянии организма .

Состояние человека при пробуждении зависит от нескольких факторов сна :

1. От продолжительности сна;

2. От качества сна;

3. От того, как согласуется режим сна и бодрствования человека с биоритмами природы.

Необходимо жить в соответствии с биоритмами природы.

Наиболее благоприятен для организма тип активности «голубь» .

Для хорошего самочувствия необходимо соблюдать гигиену сна.

Для здоровья организма необходим не только здоровый режим сна, но и режим питания, физическая деятельность и т . п.

Приложение

(ВЫПИСКА ИЗ СанПиНов)

2.12. Требования к организации режима дня и учебных занятий

2.12.4. Общая продолжительность суточного сна для детей дошкольного возраста 12 - 12,5 часов, из которых 2,0 - 2,5 отводится дневному сну. Для детей от 1 года до 1 ,5 лет дневной сон организуют дважды в первую и вторую половину дня общей продолжительностью до 3,5 часов. Оптимальным является организация дневного сна на воздухе (веранды) . Для детей от 1 ,5 до 3 лет дневной сон организуют однократно продолжительностью не менее 3 часов. Перед сном не рекомендуется проведение подвижных эмоциональных игр.

Детей с трудным засыпанием и чутким сном рекомендуется укладывать первыми и поднимать последними. В разновозрастных группах более старших детей после сна поднимают раньше. Во время сна детей присутствие воспитателя (или его помощника) в спальне обязательно.

Список использованной литературы

1. Вейн А. М. «Патология мозга и структура ночного сна» , 1971.

2. Дильман В. М. «Большие биологические часы» , 1981

3. Дроздова И. В. «Удивительная биология» , 2005.

4. Куприянович Л. И. «Биологические ритмы и сон» , 1976.

5. Хомутов А. Е. «Анатомия центральной нервной системы» , 2005.

6. Хомутов А. Е. «Физиология центральной нервной системы» , 2006.

Гостевой пост.


Сон – одна из важнейших составляющих компонентов режима дня ребенка. Если дети плохо спят, от этого страдают и они сами, и все окружающие. Но сколько нужно спать ребенку, чтобы он был здоровым и бодрым, не страдало его здоровье? Самым правильным ответом будет следующий – столько, сколько ребенку нужно, чтобы он мог восстановить силы, и нервная система могла отдохнуть.

Однако не все дети чувствуют утомление и готовы идти спать, и поэтому родителям нужно следить за режимом дня крохи и вовремя отправлять ребенка в постель. Правильный режим сна и полноценный отдых обеспечивается с самого детства строгим соблюдением режима дня. Если этого придерживаться, ребенок вполне нормально будет укладываться и пробуждаться как в ночное время, так и днем.

Зачем же ребенку нужен сон? Прежде всего, чтобы избежать переутомления и усталости, чтобы активно развивался мозг, происходил рост тела и отдых всех органов и систем. Кроме того, полноценный сон улучшает настроение ребенка, аппетит и его интеллектуальные способности. Чем меньше возраст ребенка, тем больше времени он должен проводить во сне. Так, новорожденные дети спят практически 20 часов в сутки, остальное время проводя у груди мамы и бодрствуя, в год нужно примерно 14 часов сна, в возрасте от 3 до пяти лет нужно не менее 12 часов сна в сутки, а дошкольникам не менее 10-11 часов. При этом детям до семи лет обязательно нужно спать днем, хотя бы 1-2 часа, их организм еще не готов к отказу от дневного сна, хотя бывают и исключения из этого правила, тогда ребенку нужно больше спать ночью. Приведенные нормы усредненные, от них возможны колебания в большую и меньшую стороны, но главным критерием достаточности сна служит хорошее самочувствие, аппетит и развитие ребенка. Качество и количество сна зависят от темперамента и активности ребенка, его здоровья и многих внешних факторов – температуры, влажности воздуха, событий прошедшего дня и т.д. По мере взросления ребенка его режим сна меняется и нужно вовремя переходить на новое расписание, чтобы не страдало самочувствие.

Детям раннего возраста сон обычно сочетают с , и . Это делает сон более продолжительным и спокойным, так как ребенок ощущает присутствие рядом родного человека и в любой момент может приложиться к груди, даже полностью не пробуждаясь.

На что обратить внимание?

Если ваш малыш отказывается спать днем, поздно ложится и встает рано, не стоит сразу приписывать его к мало спящим детишкам, обосновывая его капризы особенностями характера или меняющейся погодой. Стоит подумать о том, не слишком ли мало спит ваш ребенок и всегда ли он пробуждается в прекрасном настроении? Стоит попробовать его укладывать пораньше, пересматривать его режим и продлить его дневной сон. Продолжительность детского сна должна быть достаточна для того, чтобы такой сон обеспечивал ребенку возможность полноценного отдыха. Ребенку крайне вредно постоянно недосыпать положенные часы. Достаточно быстро это может привести к синдрому хронического переутомления и к разного рода расстройствам нервной системы, вплоть до . Учеными в разных странах было доказано, что те дети, чья продолжительность сна была ограничена, имели повышенные риски проблем с послушанием и поведением, у них выявляется гиперактивность с .

Стоит быть внимательными к ребенку, так как если малыш в три-четыре года ложится в десять вечера, а встает в семь, потому, что нужно собираться в детский садик, вы вынуждены его будить и днем в садике он не спит, тогда его продолжительность сна составляет девять часов, вместо положенных 11-12 в таком возрасте. Дети этого возраста могут несколько дней или даже несколько недель вполне адекватно вести себя, но по мере того, как будет накапливаться усталость, могут начаться проблемы с поведением, капризы и плохое поведение на пустом месте и даже настоящие . Ребенок может проявлять повышенную возбудимость, будет прикладываться спать после пяти часов по нескольку раз в неделю. Родители же зачастую не понимают, что это проблемы хронического недосыпа, думая, что это такой активный и мало спящий ребенок, что у него проявляется