Возрастные особенности сердечно-сосудистой системы. Возрастные особенности сердечно - сосудистой системы и иммунной защиты организма

Сердце у детей относительно больше, чем у взрослых. У новорожденного его масса составляет 0,6- 0,8% от массы тела (примерно 23,6 г), а у взрослых - 0,48-0,52% (масса его 220-300 г у мужчин, 180-220 –у женщин). К 8 месяцам жизни масса сердца увеличивается вдвое, к 2-3 годам – в 3 раза, к 5 годам – в 4 раза, а в 16 лет – в 11 раз. От 7 до 12 лет рост сердца замедляется и несколько отстает от роста тела. В 14-15 лет – в период полового созревания - снова наступает усиленный рост сердца. Масса сердца у мальчиков больше, чем у девочек. Но в 11 лет у девочек наступает период усиленного роста сердца (у мальчиков он начинается в 12 лет), и к 13-14 годам его масса становится больше, чем у мальчиков. К 16 годам сердце у мальчиков снова становится тяжелее, чем у девочек.

Сердце новорожденного ребенка имеет округлую форму, что связано с недостаточным развитием желудочков и сравнительно большими размерами предсердий. К 6 годам форма сердца приближается к овальной, свойственной сердцу взрослого.

Положение сердца зависит от возраста ребенка. Из-за высокого стояния диафрагмы, сердце новорожденного находиться в более высоком положении. Ось сердца лежит почти горизонтально. К концу первого года жизни в связи с опусканием диафрагмы и переходом ребенка к вертикальному положению (ребенок сидит, стоит) сердце занимает косое положение. К 2-3 годам его верхушка доходит до 5-го левого ребра, к 5 годам она смещается к пятому левому межреберью. У 10-летних детей границы сердца почти такие же, как и у взрослых.

К моменту рождения сердце имеет уже 4-х-камерное строение, однако между двумя предсердиями еще имеется отверстие, характерное для кровообращения плода, которое зарастает в первые месяцы жизни. Правый и левый желудочки при рождении имеют примерно одинаковую толщину, но с возрастом это соотношение меняется: нагрузка на левый желудочек возрастает после рождения, поскольку он прогоняет кровь по большому кругу кровообращения и совершает значительно большую работу, чем правый, стенки его постепенно становятся в полтора-два раза толще, чем у правого. В связи с этим к шести месяцам жизни соотношение стенки правого и левого желудочков становится таким же, как и у взрослого. Рост предсердий в течение первого года жизни опережает рост желудочков, затем они растут почти одинаково, и только после 10 лет рост желудочков начинает обгонять рост предсердий.

Сосуды у детей раннего возраста относительно широкие. Просвет вен приблизительно равен просвету артерий. Вены растут более интенсивно и к 15-16 годам становятся в 2 раза шире артерий. Аорта до 10 лет уже легочной артерии, постепенно их диаметры становятся одинаковыми, в период полового созревания аорта по ширине превосходят легочный ствол. Капилляры хорошо развиты, их проницаемость значительно выше, чем у взрослых. Ширина, изобилие капилляров предрасполагают к застою крови, что является одной из причин более частого развития у детей первого года жизни некоторых заболеваний, например пневмоний и остеомиелитов.

Частота пульса у новорожденных детей (120-160 ударов в минуту) значительно выше, чем у взрослых (60-80 ударов в минуту). Это связано с тем, что у новорожденных гораздо выше потребность тканей в кислороде, а также с тем, что нагнетательная способность сердца у них значительно ниже. Поэтому сердечно-сосудистая система компенсирует высокие потребности в кислороде за счет увеличения числа сердечных сокращений. При любом неблагополучии в состоянии новорожденного частота сердечных сокращений увеличивается. Это может произойти при перегревании, при обезвоживании, при патологии со стороны нервной системы, системы дыхания и, разумеется, системы кровообращения. С возрастом частота сердечных сокращений постепенно уменьшается: к году составляет 110-120 раз в 1 мин, к 5 годам-100 раз, к 10 годам-90, к 12-13 годам -80-70 ударов в 1 мин.

Кровяное давление у детей значительно ниже, чем у взрослых, однако с возрастом систолическое и диастолическое давления постепенно увеличиваются. У новорожденного ребенка средняя величина систолического кровяного давления составляет 76 мм рт. ст., к 1 году равно 100 мм рт. ст., к 5-8 годам – 104 мм рт. ст., к 11-13 годам – 127 мм рт. ст., к 15-16 годам – 134 мм рт. ст. Минимальное давление, соответ­ственно, равно: 49, 68, 83 и 88 мм рт. ст. Величина артериального давления у детей одного возраста зна­чительно колеблется. Более высокое давление отмечено у детей, имеющих больший рост и массу.

Чем меньше ребенок, тем у него больше капиллярная сеть и шире просвет кровеносных сосудов, а следовательно, и ниже давление крови. В последующие периоды, особенно в период полового созревания рост сердца опережает рост кровеносных сосудов. Это отражается на величине кровяного давления, иногда наблюдается так называемая юношеская гипертония, поскольку нагнетательная сила сердца встречает сопротивление со стороны относительно узких кровеносных сосудов, а масса тела в этот период значительно увеличивается. Такое повышение давления, как правило, носит временный характер. После 50 лет максимальное давление обычно повышается до 130-145 мм рт. ст.

Скорости движения крови с возрастом замедляется, что связанно с возрастными изменениями судов, прежде всего, с увеличением их длины в связи с ростом ребенка.У новорожденных кровь совершает полный кругооборот за 12 сек, у 3-летних – за 15 сек, у детей 7-8 лет – за 7-8 сек, у 14-летних – за 18,5 сек, у взрослых – за 22 сек. Замедление скорости движения крови связано с возрастными изменениями судов, прежде всего, с увеличением их длины в связи с ростом ребенка. На скорость движения крови влияет и изменение частоты сердечных сокращений: уменьшение числа сердечных сокращений с возрастом приводит к замедлению скорости движения крови.

Литература:

1. Хрипкова А.Г., Антропова М.В., Фарбер Д.А. Возрастная физиология и школьная гигиена: пособие для студентов пед. институтов. ─ М.: Просвещение, 1990.─С. 224-231.

2. Ежова Н.В., Русакова Е.М., Кащеева Г.И. Педиатрия. ─ Минск: Вышэйшая школа, 2003.─С. 296-299.

3. http://9months.ru/razvitie_malysh/3026

4. http://neonatus.info/serdce.php

5. http://www.cardiogenes.dp.ua/zhedenov/10.php

6. http://www.traktat.ru/tr/referats/id.6248.html

Начиная с внутриутробного развития и до самой старости наблюдаются возрастные особенности сердечно-сосудистой системы. С каждым годом появляются все новые изменения, обеспечивающие нормальную жизнедеятельность организма.

Программа старения заложена в генетическом аппарате человека, именно поэтому этот процесс является неизменным биологическим законом. Согласно мнениям геронтологов реальный срок продолжительности жизни составляет 110-120 лет, однако этот момент зависит лишь от 25-30% наследуемых генов, все остальное это влияние окружающей среды, которая воздействует на плод еще в утробе матери. После рождения можно приплюсовывать экологические и социальные условия, состояние здоровья и др.

Если сложить все в сумме, прожить более века может не каждый и на то существуют свои причины. Сегодня мы рассмотрим возрастные особенности сердечно-сосудистой системы, т. к. сердце с многочисленными сосудами является «двигателем» человека и без его сокращений жизнь просто невозможна.

Как развивается сердечно-сосудистая система плода в утробе матери

Беременность является физиологическим периодом, при котором в организме женщины начинает формироваться новая жизнь.

Все внутриутробное развитие можно разделить на два периода:

  • эмбриональный – до 8 недель (эмбрион);
  • фетальный – с 9 недель и до родов (плод).

Сердце будущего человечка начинает развиваться уже на второй недели после оплодотворения сперматозоидом яйцеклетки в виде двух самостоятельных сердечных зачатка, которые постепенно сливаются в одну, образуя подобие сердца рыбы. Эта трубка растет быстро и постепенно смещается вниз в грудную полость, где сужается и изгибается, принимая известную форму.

На 4 неделе образуется перетяжка, которая разделяет орган на два отдела:

  • артериальный;
  • венозный.

На 5 неделе появляется перегородка, при помощи которой появляется правое и левое предсердие. Именно в это время начинается первая пульсация однокамерного сердечка. На 6 неделе сердечные сокращения становятся интенсивнее и четче.

А к 9 неделе развития ребеночек имеет полноценное четырехкамерное человеческое сердце, клапаны и сосуды для продвижения крови в двух направлениях. Полное формирование сердца заканчивается на 22 неделе, далее нарастает лишь мышечный объем и разрастается сосудистая сеть.

Нужно понимать, что такое строение сердечно-сосудистой системы предполагает и некоторые отличительные особенности:

  1. Для внутриутробного развития характерно функционирование системы «мать-плацента-ребенок». Через пуповинные сосуды поступает кислород, питательные элементы, а также и токсичные вещества (лекарственные препараты, продукты распада алкоголя и т. д.).
  2. Работают лишь 3 канала – открытое овальное кольцо, боталлов (артериальный) и аранциев (венозный) проток. Такая анатомия создает параллельный кровоток, когда кровь из правого и левого желудочка поступает в аорту, а далее по большому кругу кровообращения.
  3. Кровь артериальная от матери к плоду идет по пупочной вене, а насыщенная углекислым газом и продуктами обмена возвращается к плаценте через 2 пупочные артерии. Таким образом можно сделать вывод, что плод кровоснабжается смешанной кровью, когда как после рождения артериальная кровь течет строго по артериям, а венозная по венам.
  4. Малый круг кровообращения открыт, но особенностью кроветворения является и то, что кислород не тратится на легкие, которые во внутриутробном развитии не выполняют функции газообмена. Хоть и принимается небольшое количество крови, но связано это с высоким сопротивлением, создаваемым нефункционирующими альвеолами (дыхательными структурами).
  5. Печень получает около половины всего объема крови, доставляемой ребенку. Только этот орган может похвастаться максимально насыщенной кислородом кровью (около 80%), другие же питаются смешанной кровью.
  6. Также особенностью является и то, что в составе крови имеется фетальный гемоглобин, отличающийся лучшей способностью связываться с кислородом. Связан такой факт с особой чувствительностью плода к гипоксии.

Именно такое строение позволяет малышу получать от матери жизненно-необходимый кислород с питательными элементами. От того насколько правильно питается беременная женщина и ведет здоровый образ жизни, зависит развитие малыша и цена, заметьте, очень высокая.

Жизнь после рождения: особенности у новорожденных

Прекращение связи плода с матерью начинается сразу же с рождением малыша и как только врач перевяжет пуповину.

  1. С первым криком малыша раскрываются легкие и начинают функционировать альвеолы, обеспечивая снижения сопротивления в малом кругу кровообращения почти в 5 раз. В связи с этим прекращается надобность в артериальном протоке, как это было необходимо раньше.
  2. Сердце у новорожденного малыша относительно велико и равняется приблизительно 0,8% от массы тела.
  3. Масса левого желудочка больше массы правого.
  4. Полный круг кровообращения осуществляется за 12 секунд, а артериальное давление в среднем составляет 75 мм. рт. ст.
  5. Миокард родившегося малыша представлен в виде недифференцированного синцития. Мышечные волокна тонкие, не имеют поперечной исчерченности и содержат большое количество ядер. Эластичная и соединительная ткань не развита.
  6. С момента запуска легочного круга кровообращения высвобождаются активные вещества, которые обеспечивают расширение сосудов. Аортальное давление существенно превышает по сравнению с легочным стволом. Также особенности сердечно-сосудистой системы новорожденных включают закрытие обходных шунтов и зарастание овального кольца.
  7. После рождения хорошо развиты и расположены поверхностно субпапиллярные венозные сплетения. Стенки сосудов тонкие, в них слабо развиты эластичные и мышечные волокна.

Внимание: сердечно-сосудистая система совершенствуется на протяжении длительного времени и заканчивает полное свое формирование в подростковом периоде.

Какие изменения характерны для детей и подростков

Важнейшей функцией органов кровообращения является поддержание постоянства среды организма, доставка кислорода и питательных веществ ко всем тканям и органам, выведение и удаление продуктов обмена.

Все это происходит в тесном взаимодействии с органами пищеварения, дыхания, мочевыведения, вегетативной, центральной, эндокринной системы и т. д. Рост и структурное изменения сердечно-сосудистой системы особенно активны в первый год жизни.

Если говорить об особенностях в детский, дошкольный и подростковый период, то можно выделить следующие отличительные черты:

  1. К 6 месяцем масса сердца составляет 0,4%, а к 3 годам и далее около 0,5%. Наиболее интенсивно объем и масса сердца увеличивается в первые годы жизни, а также в подростковое время. Кроме того, происходит это неравномерно. До двух лет интенсивнее растут предсердия, с 2 до 10 лет весь мышечный орган в целом.
  2. После 10 лет увеличиваются желудочки. Левый все также растет быстрее правого. Говоря о процентном соотношении стенок левого и правого желудочка, можно отметить такие цифры: у новорожденного – 1,4:1, в 4 месяца жизни – 2:1, в 15 лет – 2,76:1.
  3. Все периоды взросления у мальчиков размеры сердца больше, за исключением с 13 до 15 лет, когда девочки начинают расти быстрее.
  4. До 6 лет форма сердца более округлая, а после 6 приобретает овальную, свойственную взрослым людям.
  5. До 2-3 лет сердце располагается в горизонтальном положении на приподнятой диафрагме. К 3-4 годам из-за увеличения диафрагмы и более ее низким стоянии, сердечная мышца приобретает косое положение с одновременным переворотом вокруг длинной оси и расположением левого желудочка вперед.
  6. До 2 лет коронарные сосуды располагаются по рассыпному типу, с 2 лет до 6 они распределяются по смешанному, а после 6 лет тип уже магистральный, свойственный взрослым людям. Толщина и просвет основных сосудов увеличивается, а периферические ветви редуцируются.
  7. В первые два года жизни малыша происходит дифференцирование и интенсивный рост миокарда. Появляется поперечная исчерченность, мышечные волокна начинают утолщаться, образуется субэндокардиальный слой и септальные перегородки. С 6 до 10 лет продолжается постепенное усовершенствование миокарда и в итоге гистологическая структура становится идентичной взрослым.
  8. До 3-4 лет инструкция регуляции сердечной деятельности предполагает иннервацию нервной симпатической системой, с чем и связана физиологическая тахикардия у малышей первых лет жизни. К 14-15 годам заканчивается развитие проводниковой системы.
  9. Дети раннего возраста имеют относительно широкий просвет сосудов (у взрослых 2 раза уже). Артериальные стенки эластичнее и именно поэтому скорость кровообращения, периферическое сопротивление и АД меньше. Вены и артерии растут неравномерно и не соответствуют росту сердца.
  10. Капилляры у детей хорошо развиты, форма неправильная, извитая и короткая. С возрастом они располагаются глубже, удлиняются и принимают шпилькообразную форму. Проницаемость стенок значительно выше.
  11. К 14 годам полный круг кровообращения составляет 18,5 секунд.

Частота сердечных сокращений в состоянии покоя будет равняться таким цифрам:

Частота сердечных сокращений в зависимости от возраста. Узнать больше о возрастных особенностях сердечно-сосудистой системы у детей можно из видео в этой статье.

Сердечно-сосудистая система у взрослых и пожилых людей

Классификация возраста согласно ВОЗ равняется таким данным:

  1. Молодой возраст с 18 до 29 лет.
  2. Зрелый возраст с 30 до 44 лет.
  3. Средний возраст с 45 до 59 лет.
  4. Пожилой возраст с 60 до 74 лет.
  5. Старческий возраст с 75 до 89 лет.
  6. Долгожители с 90 лет и старше.

Все это время сердечно-сосудистая работа претерпевает изменения и имеет некоторые особенности:

  1. За сутки сердце взрослого человека перекачивает более 6000 литров крови. Его размеры равняются 1/200 части тела (у мужчин масса органа равна около 300 г, а у женщин около 220 г). Общий объем крови у человека массой тела 70 кг составляет 5-6 литров.
  2. Частота сердечных сокращений у взрослого людей равняется 66-72 уд. в мин.
  3. В 20-25 лет створки клапанов уплотняются, становятся неровными, а в пожилом и старческом возрасте происходит частичная мышечная атрофия.
  4. С 40 лет начинаются отложения кальция, в это же время прогрессируют атеросклеротические изменения в сосудах (см. ), что ведет к потери эластичности кровеносных стенок.
  5. Подобные изменения влекут за собой рост артериального давления, особенно такая тенденция наблюдается с 35-летнего возраста.
  6. По мере старения уменьшается количество эритроцитов, а, следовательно, и гемоглобина. В связи с этим может ощущаться сонливость, быстрая утомляемость, головокружения.
  7. Изменения в капиллярах делают их проницаемыми, что ведет к ухудшению питания тканей организма.
  8. С возрастом меняется и сократительная способность миокарда. У взрослых и пожилых людей кардиомиоциты не делятся, поэтому их количество может постепенно снижаться, а на месте их гибели образуется соединительная ткань.
  9. Количество клеток проводящей системы начинает уменьшаться с 20-летнего возраста, а в старости их количество будет составлять всего 10% от исходного числа. Все это создает предпосылки к нарушению ритмичности сердца в старческом возрасте.
  10. Начиная с 40 лет снижается работоспособность сердечно-сосудистой системы. Нарастает эндотелиальная дисфункция, как в крупных, так и в малых сосудах. Это оказывает влияние на изменения внутрисосудистого гемостаза, повышая тромбогенный потенциал крови.
  11. Из-за потери эластичности крупных артериальных сосудов, сердечная деятельность становится все менее экономной.

Особенности сердечно-сосудистой системы у пожилых связаны со снижением приспособительных возможностей сердца и сосудов, что сопровождается уменьшением устойчивости к неблагоприятным факторам. Обеспечить максимальную продолжительность жизни можно при помощи профилактики возникновения патологических изменений.

Если верить кардиологам, то в ближайшие 20 лет заболевания сердечно-сосудистой системы будут определять почти половину смертности населения.

Внимание: за 70 лет жизни сердце перекачивает около 165 млн. литров крови.

Как мы видим, особенности развития сердечно-сосудистой системы действительно удивительны. Поразительно, с какой четкостью природа распланировала все изменения для обеспечения нормальной жизнедеятельности человека.

Чтобы продлить свою жизнь и обеспечить счастливую старость, нужно придерживаться всех рекомендаций по здоровому образу жизни и сохранению здоровья сердца.

Кровообращение играет важную роль в жизнедеятельности организма. Кровь доставляет клеткам питательные вещества и забирает продукты обмена, которые должны быть выведены из организма. Система кровообращения состоит из сердца и сосудов.

Сердце — это полый мышечный орган . Мышца сердца имеет способность сокращаться и расслабляться — растягиваться. Сердце разделено мышечной перегородкой на правую и левую половину, из которых каждая делится, в свою очередь, на предсердие и желудочек. Основным отделом сердца является желудочки, благодаря сокращению которых кровь движется по артериям. Мускулатура левого желудочка большей толщины, чем правого, который нагнетает кровь только в сосуды легких.

Внутренняя поверхность сердца выстлана тонкой оболочкой — эндокардом. Внешняя его поверхность покрыта двумя листками околосердечной сумки — перикарда.

Сердце расположено в центре грудной клетки между третьим ребром и нижним концом грудины, 2/3 его содержатся в левой половине грудной клетки. Справа и слева от сердца размещаются легкие. Нижней частью сердце прилегает к диафрагме, передней поверхностью — к грудной стенке, а задней — к пищеводу, аорты и в других крупных сосудов и нервов (органов средостения).

На протяжении всей жизни человека сердце, действует подобно насосу, проталкивает кровь по сосудистой системе. При одном сокращении каждый желудочек выбрасывает примерно 70-80 мл крови. Это ударный объем сердца. В течении 1 мин сердце человека сокращается примерно 70 раз. Количество крови, выбрасываемой желудочками за 1 мин, называется минутным объемом сердца. У взрослого человека он составляет около 5 л, а у семилетнего ребенка — чуть больше 2 литров.

Сердце человека, который прожил 70 лет (средняя продолжительность жизни), перекачивает за все эти годы 155 000 000 л крови. Такую большую работу оно может выполнять благодаря тому, что за время диастолы отделов сердца и общей паузы в каждом цикле сердечную мышцу успевает восстанавливать работоспособность. Это связано с тем, что сердце снабжается кровью.

Сердечная мышца ребенка потребляет большое количество кислорода: ребенок грудного возраста использует на 1 кг массы тела в два-три раза больше кислорода, чем взрослый человек. Вот почему для ребенка любого возраста важно длительное пребывание на свежем воздухе. Даже у ребенка, сидит спокойно, наблюдается аритмия: сначала кратковременное ускорение сердцебиения, затем одиночные редкие удары, которые совпадают с выдохом. Это так называемая дыхательная аритмия. Она исчезает до 13-15 лет и вновь проявляется в возрасте 16-18 лет, после чего у здорового человека больше не наблюдается.

Ритм сердечных сокращений у детей несколько иной, чем у взрослых. У детей сердечный цикл короче: у семилетнего ребенка он длится 0,63 с, а у взрослого человека — 0,8 секунды. Сравнительная характеристика сердечной деятельности детей и взрослых приведены в табл.

100 р бонус за первый заказ

Выберите тип работы Дипломная работа Курсовая работа Реферат Магистерская диссертация Отчёт по практике Статья Доклад Рецензия Контрольная работа Монография Решение задач Бизнес-план Ответы на вопросы Творческая работа Эссе Чертёж Сочинения Перевод Презентации Набор текста Другое Повышение уникальности текста Кандидатская диссертация Лабораторная работа Помощь on-line

Узнать цену

Сердечно-сосудистая система (система кровообращения) состоит из сердца и кровеносных сосудов: артерий, вен и капилляров.

Сердце - полый мышечный орган, имеющий вид конуса, расположено в грудной полости позади грудины. Оно свободно подвешено на сосудах и может несколько смещаться. Масса сердца зависит от возраста, пола, размеров тела и физического развития, у взрослого человека масса составляет 250-300 г.

Сердце размещается в околосердечной сумке, которая имеет два листка: наружный (перикард) - сращен с грудиной, ребрами, диафрагмой; внутренний (эпикард) - покрывает сердце и срастается с его мышцей. Между листками есть щель, заполненная жидкостью, которая облегчает скольжение сердца при сокращении и снижает трение.

Сердце сплошной перегородкой разделено на две половины: правую и левую. Каждая половина состоит из двух камер: предсердия и желудочка, которые в свою очередь разделены между собой створчатыми клапанами. В правое предсердие впадают верхняя и нижняя полые вены, а в левое - четыре легочные вены. Из правого желудочка выходит легочный ствол (легочная артерия), а из левого - аорта. В том месте, где выходят сосуды, располагаются полулунные клапаны.

Основная функция сердца - обеспечение непрерывного движения крови по сосудам. Сердце сокращается ритмично благодаря попеременным сокращениям предсердий и желудочков. Сокращение сердца называется систолой, расслабление - диастолой. Во время сокращения предсердий происходит расслабление желудочков и наоборот. Различают три фазы сердечной деятельности:

1. Систола предсердий - 0,1 с.

2. Систола желудочков - 0,3 с.

3. Диастола предсердий и желудочков (общая пауза) - 0,4 с.

Частота сердечных сокращений (ЧСС), или пульс, у взрослого в покое составляет 60-80 ударов в мин. Сердце имеет собственную проводящую систему, которая обеспечивает свойство автоматии (способность органа возбуждаться без участия внешнего стимула под влиянием импульсов, возникающих в них самих).

Кровь движется по сосудам, образующим большой и малый круги кровообращения.

Большой круг кровообращения начинается из левого желудочка аортой, от которой отходят артерии более мелкого диаметра, несущие артериальную (богатую кислородом) кровь к голове, шее, конечностям, органам брюшной и грудной полостей, таза. По мере удаления от аорты артерии разветвляются на более мелкие сосуды - артериолы, а затем капилляры, через стенку которых происходит обмен между кровью и тканевой жидкостью. Кровь отдает кислород и питательные вещества, а забирает углекислый газ и продукты метаболизма клеток. В результате кровь становится венозной (насыщенной углекислым газом). Капилляры соединяются в венулы, затем в вены. Венозная кровь от головы и шеи собирается в верхнюю полую вену, а от нижних конечностей, органов таза, грудной и брюшной полостей - в нижнюю полую вену. Вены впадают в правое предсердие. Таким образом, большой круг кровообращения начинается от левого желудочка и закачивается в правом предсердии.

Малый круг кровообращения начинается легочной артерией от правого желудочка, которая несет венозную (бедную кислородом) кровь. Разветвляясь на две ветви, идущие к правому и левому легким, артерия делится на более мелкие артерии, артериолы и капилляры, из которых в альвеолах удаляется углекислый газ и происходит обогащение кислородом, поступившим с воздухом при вдохе.

Легочные капилляры переходят в венулы, затем образуют вены. По четырем легочным венам богатая кислородом артериальная кровь поступает в левое предсердие. Таким образом, малый круг кровообращения начинается от правого желудочка и заканчивается в левом предсердии.

Внешними проявлениями работы сердца являются не только сердечный толчок и пульс, но и кровяное давление. Кровяное давление - давление, которое оказывает кровь на стенки кровеносных сосудов, по которым она движется. В артериальной части кровеносной системы это давление называется артериальным. Величина кровяного давления определяется силой сердечных сокращений, количеством крови и сопротивлением и эластичностью сосудов, вязкостью крови. Самое высокое давление наблюдается в момент выброса крови в аорту; минимальное - в момент, когда кровь достигает полых вен.

Различают верхнее (систолическое) давление и нижнее (диастолическое) давление. Систолическое выше диастолического. СД в основном определяется работой сердца, а ДД зависит от состояния сосудов, их сопротивления току жидкости. Разница между СД и ДД - пульсовое давление. Чем меньше его величина, тем меньше поступает крови в аорту во время систолы. Кровяное давление может меняться в зависимости от влияния внешних и внутренних факторов. Так, оно повышается при мышечной деятельности, эмоциональном волнении, напряжении и др. У здорового человека давление поддерживается на постоянном уровне (120/70 мм рт. ст.) за счет функционирования регуляторных механизмов.

Онтогенетические особенности кровообращения у человека

Возрастные особенности функционирования ССС растущего организма обусловлены повышенной в 2 раза по сравнению с взрослым потребностью тканей в кислороде.

С возрастом продолжительность сердечного цикла увеличивается за счет диастолы. Это позволяет растущим желудочкам наполняться большим количеством крови.

Плотность капилляров к зрелому возрасту увеличивается, а затем снижается, их объем и поверхность в каждой последующей возрастной группе уменьшаются. Происходит и некоторое ухудшение проницаемости капилляров, возрастает межкапиллярное расстояние.

На протяжении жизни толщина стенки артерий и ее строение медленно изменяются. Утолщение стенки артерий определяется в основном утолщением и разрастанием эластических пластин. Этот процесс заканчивается с наступлением зрелости.

Развитие сосудов сердца и их регуляция отражается на многих функциях. Например, у детей из-за незрелости сосудосуживающих механизмов и расширенных сосудов кожи повышена теплоотдача, поэтому переохлаждение организма может произойти очень быстро.

Отличительная особенность строения сердца плода - наличие овального отверстия между правым и левым предсердиями. Большая часть крови из правого предсердия поступает через ОО в левое предсердие. Сюда же попадает и небольшое количество венозной крови из легочных вен. Из левого предсердия кровь поступает в левый желудочек, из него в аорту и движется по сосудам БКК, от артерий которого ответвляются пупочные артерии, идущие к плаценте.

В момент рождения система кровообращения плода приобретает все черты ее строения у взрослых. После рождения сердце ребенка растет и увеличивается, в нем происходят процессы формообразования. Сердце новорожденного имеет поперечное положение и шаровидную форму, это объясняется тем, что относительно большая печень делает высоким свод диафрагмы, поэтому сердце новорожденного находится на уровне 4 левого межреберья.

С момента разобщения большого и малого кругов кровообращения левый желудочек выполняет значительно большую работу, чем правый, в связи с чем усиленна развивается мышца левого желудочка.

С возрастом масса сердца возрастает, особенно масса левого желудочка. К 2-3 годам масса сердца увеличивается в 3 раза, к 6 - в 11 раз. От 7 до 12 лет рост сердца замедляется и несколько отстает от роста тела. В 14-15 лет снова наступает усиленный рост сердца. Масса сердца у мальчиков больше, чем у девочек.

Малые масса и систолический объем (10 мл) сердца новорожденного при повышенной потребности в снабжении организма кислородом компенсируются ЧСС. У новорожденного ЧСС 120-140 ударов в минуту. Однако более эластичные сосуды ребенка облегчают работу сердца, и у ребенка первого года жизни максимальное кровяное давление низкое - 70-80 мм рт. Ст., время кругооборота 12 с, что в 2 раза быстрее, чем у взрослого. С возрастом нервная регуляция сердечной деятельности совершенствуется и к 14 годам ЧСС достигает 80 ударов в минуту, а АД105/60 мм рт. ст., масса сердца увеличивается, однако сила его сокращения еще недостаточна.

В период полового созревания наблюдается диспропорция в развитии тела, сердца и сосудов. При увеличении роста тела сосуды удлиняются и становятся узкими, что ведет к увеличению сопротивления току крови, повышению нагрузки на сердце и ухудшению кровоснабжения тканей. В этот период при поступлении в кровь половых гормонов дополнительно возникают спазмы сосудов различных областей тела, в том числе сосудов головного мозга и сердца. При чрезмерных нагрузках у подростков могут быть обморочные состояния, приступы учащения и нарушения сердечных ритмов и других расстройств ССС курение и употребление наркотиков и алкоголя могут усиливать эти расстройства.

К 18-21 годам показатели ССС приближаются к показателям взрослых людей.

Введение……………………………………………………………… 2

Глава 1. Обзор литературы…………………………………………. 4

1.1. Сердечно сосудистая система и ее характеристика………… 4

1.2. Возрастные особенности сердечно -сосудистой системы у

детей младшего школьного возраста………………………… 11

1.3. Оценка влияния физических упражнений на детей

младшего школьного возраста…………………………….. 12

Глава 2. Задачи, методы и организация исследования…………… 14

2.1. Задачи исследования……………………………………… 14

2.2. Методы и организация исследования…………………. 14

Глава 3. Результаты исследования ……………………………… 16

Выводы……………………………………………………………… 18

Список литературы……………………………………………………. 20

Введение

Актуальность – физическое развитие детей и подростков является одним из важных показателей здоровья и благополучия.

Изучение реакции физической работоспособности детей занимающихся и не занимающихся спортом, по ЧСС, дает нам возможность понять насколько они быстро устают, и восстанавливаются после нагрузки. Сравнивая младший школьный возраст мы можем увидеть, как с изменяется ЧСС, в частности связанная с гормональными изменениями организма, а также с образом жизни (распорядком дня).

Сердечнососудистая система может рассматриваться как чувствительный индикатор адаптационных реакций целостного организма, а вариабельность сердечного ритма хорошо отражает степень напряжения регуляторных систем, обусловленную возникающей в ответ на любое стрессорное воздействие активацией системы гипофиз-надпочечники. Анализ вариабельности сердечного ритма является методом оценки состояния механизмов регуляции физиологических функций в организме человека в частности. На сегодняшний день одним наиболее из информативных методов изучения функционального состояния организма является метод вариационной пульсометрии – анализа сердечного ритма. Сердце реагирует на любые изменения гомеостаза, а его физиологические показатели могут объективно отражать состояние организма.

Цель исследования: Выявить особенности реакции ЧСС на нагрузку у детей младшего школьного возраста, состоящих в основной группе здоровья по физической культуре и занимающихся спортом.

Гипотеза: предполагалось, что изменения между полученными показателями функционального состояния сердечнососудистой системы по данным пульсометрии у тренированных и нетренированных детей младшего школьного возраста позволят выявить различия, связанные с изменениями организма, а также образом жизни.

Предполагается, что благодаря нашему исследованию и полученным результатам, мы можем определить работоспособность детей, исходя из этого дозировать нагрузку на уроках физической культуры.

Задачи исследования

1. Изучить научно-методическую литературу по физиологическим свойствам сердечно-сосудистой системы по данному возрасту

2. Исследовать изменения ЧСС у младших школьников при физической работе.

Структура и объем курсовой работы

Работа выполнена в объеме 22 страницы компьютерного текста. Включает введение, три главы, вывод. В работе использовано 20 литературных источников.

Глава 1. Обзор литературы

Система кровообращения включает в себя сердце и сосуды. При изучении функционального состояния сердечно-сосудистой системы наибольшее значение имеет фиксация и оценка внешних проявлений деятельности сердца, а именно: регистрация биоэлектрических явлений в сердечной мышце, анализ звуковых особенностей работы сердца, регистрация механического движения сердца при систоле и диастоле, наблюдение за движением крови по полостям сердца и сосудам.

1.1. Сердце и его физиологические свойства

Сердце – это полый мышечный орган, разделенный продольной перегородкой на правую и левую половины.(Сологуб Е.Б.,2010г)

Сердце у человека четырехкамерное и представляет собой биологический насос, перемещающий кровь по артериям и создающий в них относительно высокое давление. То есть сердце является источником энергии, необходимой для продвижения крови по сосудам.

Правая и левая половины сердца состоят из предсердия и желудочка, отделенных фиброзными перегородками. (Аулик И.В., 1990г)

Работа, которую производит сердце, огромна. Ученые подсчитали, что сердце 7-летнего ребенка при объеме его менее 1/2 стакана выбрасывает в аорту за сутки около 3,5 тонны крови, а в возрасте 13-14 лет, когда объем сердца увеличивается до 2/з стакана,- около 5 тонн. Расслабляясь после каждого сокращения, сердце «отдыхает».

Односторонний ток крови из предсердий в желудочки и оттуда в аорту и легочные артерии обеспечиваются соответствующими клапанами, открытие и закрытие которых зависит от градиента давлений по обе их стороны.

Каждый отдел сердца имеет разную толщину стенок, в зависимости от их функциональной деятельности. Так у левого желудочка она составляет 10-15 мм, у правого 5-8 мм, у предсердий – 2-3 мм. Масса сердца обычного человека равна 250-300 г, а объем желудочков – 250-300 мл. Снабжается сердце кровью через коронарные артерии, начинающиеся у места выхода аорты. Кровь через них поступает только во время расслабления миокарда, ее объем в покое составляет 200-300 мл/мин, а при напряженной физической нагрузке может достигать 1000 мл/мин.

Выделяют ряд свойств сердечной мышцы: автоматия, возбудимость, проводимость, сократимость. (Сологуб Е.Б.,2010г)

Автоматия сердца . Автоматией сердца называется его способность к ритмическому сокращению без внешних раздражителей по влиянием импульсов, возникающих в самом организме.(Н.В. Кудрявцева, 210г)

Возбуждение в сердце возникает в месте впадения полых вен в правое предсердие, где находится синоатриальный узел (узел Кис-Фляка), являющимся главным водителем ритма сердца. Далее возбуждение по предсердиям распространяется до атриовентрикулярного узла (узел Ашоф-Тавара), расположенного в межпредсердной перегородке правого предсердия, затем по пучку Гисса, его ножкам и волокнам Пуркинье оно проводится к мускулатуре желудочков.

Автоматия обусловлена изменением мембранных потенциалов и водителе ритма, что связано со сдвигом концентрации ионов калия и натрия по обе стороны деполяризованных клеточных мембран. На характер проявления автоматии влияет содержание солей кальция в миокарде, рH внутренней среды и ее температура, некоторые гормоны (адреналин, норадреналин и ацетилхолин).

Возбудимость сердца . Проявляется в возникновении возбуждения при действии на него электрических, химических, термических и других раздражителей. В основе процесса возбуждения лежит проявление отрицательного электрического потенциала в первоначально возбужденном участке, при этом сила раздражителя должна быть не менее пороговой.

Сердце реагирует на раздражитель по закону «Все или ничего». (Солодков А.С., 2005). Получается, что сердце либо совсем не отвечает на раздражение, либо все-таки отвечает, но с сокращением максимальной силы. Однако этот закон проявляется не всегда. Степень сокращения сердечной мышцы зависит не только от силы раздражителя. Но и от величины ее предварительного растяжения, а также от температуры и состава питающей ее крови.

Возбудимость миокарда непостоянно. В начальном периоде возбуждения сердечная мышца рефрактерна к повторным раздражителям, что составляет фазу абсолютной рефрактерности, равную по времени систоле сердца (0,2-0,3 с). Вследствие достаточно длительного периода абсолютной рефрактерности сердечная мышца не может сокращаться по типу тетануса, что имеет исключительно важное значение для координации работы предсердий и желудочков.

С началом расслабления возбудимость сердца начинает восстанавливаться и наступает фаза относительной рефракторности. Поступление в этот момент дополнительного импульса способно вызвать внеочередное сокращение сердца – экстрасистолу. При этом период, следующий за экстрасистолой, длится больше времени, чем обычно, и называется компенсаторной паузой. После фазы относительной рефрактерности наступает период повышенной возбудимости. По времени он совпадает с диастолическим расслаблением и характеризуется тем, что импульсы даже небольшой силы могут вызывать сокращение сердца.

Проводимость сердца . Обеспечивает распространение возбуждения от клеток водителей ритма по всему миокарду(рис). Проведение возбуждения по сердцу осуществляется электрическим путем. Потенциал действия, возникающий в одной мышечной клетке, является раздражителем для других. Проводимость в разных участках сердца неодинакова и зависит от структурных особенностей миокарда и проводящей системы, толщины миокарда, а также от температуры, уровня гликогена, кислорода и микроэлементов в сердечной мышце.

Сократимость сердца . Обуславливает увеличение напряжения или укорочение ее мышечных волокон при возбуждении. Возбуждение и сокращение являются функциями разных структурных элементов мышечного волокна. Возбуждение – функция поверхностной клеточной мембраны, а сокращение – функция миофибрилл. (В. В. Селивёрстова, 2010 г). Связь между возбуждением и сокращением, сопряжение их деятельности достигается при участии особого образования внутримышечного волокна – саркоплазматического ретикулума.

Сила сокращения сердца прямо пропорциональна длине его мышечных волокон, т. е. степени их растяжения при изменении величины потока венозной крови. Иными словами, чем больше сердце растянуто во время диастолы, тем оно сильнее сокращается во время систолы. Эта особенностей сердечной мышцы получила название закона сердца Франка-Старлинга. (Сологуб Е.Б.,2010г)

Поставщиками энергии для сокращения сердца служат АТФ и КрФ, восстановление которых осуществляется окислительным и гликолитическим фосфорилированием. При этом предпочтительными являются аэробные реакции.

Кровообращение – физиологический процесс непрерывного направленного движения крови в организме в результате деятельности сердца и сосудов. Благодаря кровообращению осуществляется газообмен между организмом и внешней средой, обмен веществ между органами и тканями, гуморальная регуляция различных функций организма, перераспределение образующегося в организме тепла от ядра тела к поверхностным его частям. (Солодков А.С., 2005)

В сосудистой системе различают несколько видов сосудов: распределительные, объемные, собирательные.

Распределительные сосуды – это аорта и наиболее крупные артерии, в которых ритмически пульсирующий, изменчивый кровоток трансформируется в более равномерный и плавный. К этой группе также относятся более мелкие артерии и артериолы, которые, подобно кранам, регулируют кровоток в капиллярах. (Солодков А.С., 2005)

Обменные сосуды – это сеть мельчайших капилляров, через тонкие стенки которых происходит обмен между кровью тканями. (Солодков А.С., 2005)

Собирательные (емкостные) сосуды представляют собой венозный отдел сердечно-сосудистой системы, вмещающий от 60 до 80 % всей крови. (Солодков А.С., 2005)

Кроме того, существуют шунтирующие сосуды, которые представлены в виде артериовенозных анастомозов, обеспечивающих прямую связь между мелкими артериями и венами в обход капиллярного ложа.

Движение крови по сосудам происходит в соответствиями с законами гидродинамики и определяется главным образом двумя факторами: градиентом давления в начале и в конце сосуда в артериальном и венозном русле, что способствует продвижению крови по сосуду, а также сопротивлением, обусловленным трением частиц крови о стенки сосудов, препятствующим ее току.

Силой, создающей давление в сосудистой системе, является работа сердца, его сократительная способность. Сопротивление кровотоку зависит от диаметра сосудов, их длины и тонуса, а также от объема циркулирующей крови и ее вязкости. При уменьшении диаметра сосуда в два раза сопротивление в нем возрастает в 16 раз. Сопротивление кровотоку в артериях в 10 6 раз превышает сопротивление ему в аорте.

Различают объемную и линейную скорости движения крови.

Объемной скоростью кровотока называют количество крови, которое протекает за минуту через всю кровеносную систему. Эта величина соответствует МОК и измеряется в миллилитрах в минуту. Как общая, так и местная объемные скорости кровотока непостоянны и существенно меняются при физических нагрузках.

Линейной скоростью кровотока называют скорость движения частиц крови вдоль сосудов. Эта величина, измеренная в см в 1 с, прямо пропорциональна объемной скорости кровотока и обратно пропорциональна площади сечения кровеносного русла. Линейная скорость неодинакова: она больше в центре сосуда и меньше около его стенок, выше в аорте и крупных артериях и ниже в венах. Самая низкая скорость кровотока – в капиллярах, общая площадь сечения которых в 600-800 раз больше площади сечения аорты. О средней линейной скорости кровотока можно судить по времени полного кругооборота крови. В состоянии покоя оно составляет 21-23 с, при тяжелой работе снижается до 8-10 с.

При каждом сокращении сердца кровь выбрасывается в артерии под большим давлением. Вследствие сопротивления кровеносных сосудов ее передвижению в них создается давление, которое называется кровяным давлением. (Шансков М.А.,2011г).

Величина кровяного давления неодинакова в разных отделах сосудистого русла. Наибольшее давление – в аорте и крупных артериях. В мелких артериях, артериолах, капиллярах и венах оно постепенно снижается; в полых венах давление крови меньше атмосферного.

На протяжении сердечного цикла давление в артериях неодинаково: оно выше в момент систолы и ниже при диастоле. Наибольшее давление называют систолическим, а наименьшее – диостолическим. Колебания кровяного давления при систоле и диастоле сердца происходят в аорте и артериях; в артериолах и венах давление крови постоянно на всем протяжении сердечного цикла.

Среднее артериальное давление представляет собой ту величину давления, которое могло бы обеспечить течение крови в артериях без колебаний давления при систоле и диастоле. Это давление выражает энергию непрерывного течения крови, показатели которого близки к уровню диастолического давления.

Величина артериального давления зависит от силы миокарда, величины МОК, длины, емкости и тонуса сосудов, вязкости крови. Уровень систолического давления зависит от силы сокращения миокарда. Отток крови из артерий связан с сопротивлением в периферических сосудах. Их тонусом, что в существенной мере определяет уровень диастолического давления.

Давление в артериях будет тем выше, чем сильнее сокращение сердца и чем больше периферическое сопротивление.(Сологуб Е.Б.,2010г)

У человека артериальное давление может быть измерено двумя способами: прямым и косвенным. Прямой способ – создает неприятные ощущения для испытуемого. При прямом способ в артерию вводится полая игла, соединенная с манометром. Это наиболее точный способ. Косвенный способ – наиболее популярный среди всех жителей Земного шара, называется он манжеточный. Этот способ в 1896 году был предложен Рива-Роччи и основан на определении величины давления, необходимой для полного сжатия артерии манжетой, и прекращения в ней тока крови. Этим методом можно определить лишь величину систолического давления.

В состоянии покоя у взрослого здорового человека систолическое давление в плечевой артерии составляет 110-120 мм рт. ст., диастолическое – 60-80 мм рт. ст.. По данным Всемирной организации здравоохранения, артериальное давление до 140/90 мм рт. ст. является норматическим, выше этих величин – гипертоническим, а ниже 160/60 мм рт. ст. – гипотоническим. Разница между систолическим и диастолическим давлениями называется пульсовым давлением, или пульсовой амплитудой; ее величина в среднем равна 40-50 мм рт. ст. У людей пожилого возраста кровяное давление выше, чем у молодых; у детей оно ниже, чем у взрослых.

В капиллярах происходит обмен веществ между кровью и тканями. В организме человека количество капилляров немало. Их больше там, где интенсивнее метаболизм. Например, на единицу площади сердечной мышцы капилляров приходится в два раза больше, чем скелетной. Кровяное давление в разных капиллярах колеблется от 8 до 40 мм рт. ст.; скорость кровотока в них небольшая – 0,3-0,5 мм/с.

Кровоснабжение сердца осуществляется коронарными, или венечными, сосудами. В сосудах сердца кровоток происходит преимущественно во время диастолы. В период систолы желудочков сокращение миокарда настолько сдавливает расположенные в нем артерии. Что кровоток в них резко снижается.

В покое через коронарные сосуды протекает в минуту 200-250 мл крови, а это около 5% МОК. Во время физической работы коронарный кровоток может возрасти до3-4 мл/мин. Кровоснабжение миокарда в 10-15 раз интенсивнее, чем тканей других органов. Через левую венечную артерию осуществляются 85% коронарного кровотока, через правую – 15%. Венечные артерии являются концевыми и имеют мало анастомозов, поэтому их резкий спазм или закупорка приводят к тяжелым последствиям.

1.2.Возрастные особенности сердечно сосудистой системы у младших школьников.

Особенности крови, кровообращения у детей школьного возраста

В школьном возрасте полностью формируется система кровообращения. Растут масса и объем сердца. Вес сердца по сравнению с новорожденными увеличивается к 10 годам в 6 раз, а к 16 годам – в 11раз. За исключением 12 – 13 лет, масса сердца у мальчиков превышает аналогичные показатели у девочек. Объем сердца достигает 130 – 150 мл, а минутный объем крови – 3-4 л/мин. Минутный объем крови увеличивается за счет возросшего систолического объема, который за период от 10лет до 17 лет нарастает от 46 мл до 60 – 70мл. За счет увеличения систолического объема крови и повышения тонуса парасимпатического отдела нервной системы происходит дальнейшее снижение ЧСС: в среднем школьном возрасте ЧСС в покое около 80 уд./мин, а в старшем школьном возрасте (16 – 18) соответствует взрослому уровню – 70 уд./мин. У подростков до 14 лет еще значительно выражена дыхательная аритмия, которая после 15-16 лет практически исчезает.

В результате урежения ЧСС и увеличения длины сосудов, особенно у высокорослых подростков и юношей, происходит замедление кругооборота крови. В целом, происходящие в сердечно – сосудистой системе изменения (урежение ЧСС, удлинение периода общей диастолы, повышение АД, замедление кругооборота крови) свидетельствует об экономизации функций сердца.

Сердечно-сосудистая система у данного возраста детей находятся в процессе дальнейшего развития.
Не завершено развитие мышечных волокон сердца и его собственной сосудистой сети.
Наблюдается высокая интенсивность кровотока при низком уровне артериального давления.
При постепенном увеличении физической нагрузки сердечно-сосудистая система успевает к ней адаптироваться, однако при воздействии чрезмерных нагрузок и частом их повторении могут возникать различные патологические явления как в самой сердечной мышце, так и в клапанах сердца или в сосудах.

Регуляция сердечно-сосудистой системы у младших школьников .

Кровоток регулируется нервными и гуморальными факторами. Благодаря эластичности сосудистой стенки просвет сосудов способен в значительной мере изменяться в зависимости от потребностей тканей организма. Из-за наличия регулирующих влияний, исходящих из сосудодвигательного центра, стенки сосудов постоянно находятся в тонусе. Рефлекторные изменения кровообращения возникают при раздражении баро- и хеморецепторов, сконцентрированных в рефлекторных зонах сосудистого русла, а также вследствии раздражения хемо- и механорецепторов внутренних органов, эктерорецепторов при воздействии на них факторов внешней среды. Главным регулирующим органом является сосудодвигательный центр., расположенный в продолговатом мозге на дне IV желудочка.

Работа сердца усиливается при увеличении венозного притока крови. Мышца сердца при этом сильнее растягивается во время диастолы, что способствует более мощному последующему ее сокращению. При большом притоке крови сердце не успевает полностью освободить свои полости, сокращения ег не только не усиливаются, но даже ослабевают.

Главную роль в регуляции деятельности сердца играют нервные и гуморальные влияния. Сердце сокращается благодаря импульсам, поступающим от главного водителя ритма, деятельность которого контролируется ЦНС.

В рефлекторной регуляции работы сердца участвуют центры продолговатого и спинного мозга, гипоталамуса, мозжечка и коры больших полушарий, а также рецепторы некоторых сенсорных систем. Большое значение в регуляции сердца и кровеносных сосудов имеют импульсы от сосудистых рецепторов, расположенных в рефлексогенных зонах. Такие же рецепторы находятся в самом сердце. Часть этих рецепторов воспринимает изменение давления в сосудах. На деятельность сердечно-сосудистой системы влияют импульсы от рецепторов легких, кишечника, раздражение тепловых и болевых рецепторов, эмоциональных и условно-рефлекторных воздействий. (Аулик И.В., 1990г)

Пульс у детей всех возрастов более частый, чем у взрослых. Это объясняется более быстрой сокращаемостью сердечной мышцы в связи с меньшим влиянием блуждающего нерва и более интенсивным обменом веществ. Повышенные потребности тканей растущего организма в крови удовлетворяются относительным увеличением минутного объема сердца. Частота пульса у детей с возрастом постепенно уменьшается. Крик, беспокойство, повышение температуры тела всегда вызывают у детей учащение пульса

1.3 Оценка влияния физических упражнений на организм младших школьников

У детей данного возраста максимальная частота пульса при напряженной мышечной работе может достигать 220 уд./мин. Артериальное давление высоких величин не достигает, так как у детей этого возраста небольшой объем сердца, слабая сердечная мышца и широкий просвет сосудов.
К 11-12 годам высшая нервная деятельность достигает высокой степени развития, усиливается регулирующий контроль головного мозга за функционированием всего организма. Рост сердца несколько замедляется. В состоянии покоя за одно сокращение оно выбрасывает в среднем 31 мл крови, т.е. только половину УО взрослых людей. Величина минутного объема крови (МОК) в этом возрасте составляет 2650 мл/мин (у взрослых - 4000 мл/мин). Но ЧСС в покое у детей выше. Это связывают с более быстрой сокращаемостью сердечной мышцы и повышенной потребностью тканей растущего организма в кислороде. В этом возрасте частота пульса в покое достигает 38-90 уд./мин.

Классификация физической нагрузки

Чтобы оценить воздействие и влияние физической нагрузки на организм школьника, можно пользоваться следующей ее классификацией.

1. Зона низкой интенсивности. Упражнения в этой зоне выполняются с малой интенсивностью и скоростью, ЧСС не превышает 100–120 уд./мин.

2. Зона умеренной интенсивности. Это примерно 50% от максимальной нагрузки. При работе в этой зоне деятельность всех органов и мышц происходит за счет использования кислорода, величина ЧСС достигает 130–160 уд./мин. Предельное время работы в этой зоне составляет для детей младшего школьного возраста – 15–16 мин., среднего школьного возраста – 20–30 мин., старшего школьного возраста – 30–60 мин. Учителю физической культуры надо учитывать эти данные при планировании нагрузки на уроках, дополнительных занятиях и при организации самостоятельных занятий по физической культуре. В старших классах для развития выносливости надо включать в урок бег продолжительностью от 10 до 15 мин., на уроках во втором полугодии время работы в этой зоне возрастает до 20–30 мин. (кроссы, лыжная подготовка и т.п.).

3. Зона большой интенсивности. Это около 70% от максимальной нагрузки. Упражнения в этой зоне интенсивности вызывают наибольшее напряжение организма. Время работы в этой зоне не должно превышать 4–7 мин. у младших школьников и 10 мин. – у старших.

4. Зона высокой интенсивности. Это примерно 80% от максимальной нагрузки. Предельная продолжительность выполнения циклических нагрузок в этой зоне составляет у младших школьников порядка 50 сек. (бег на 30 м, ускорения по 20 м, бег на 15–20 м), а у старших школьников – 1 мин.

Глава 2. Цель, задачи, методы и организация исследования.

2.1. Цели и задачи исследования

Цель исследования заключается в том, чтобы выявить особенности реакции ССС по скорости восстановления ЧСС с помощью у детей младшего школьного возраста, занимающихся и не занимающихся спортом, сравнить получившиеся показатели.

2.1. Задачи исследования

Целью данной работы является исследование динамики изменения у группы детей, занимающихся спортом и не занимающихся спортом.

Для достижения поставленной цели были сформулированы следующие задачи:

Изучить научно-методическую литературу по физиологическим свойствам сердечно-сосудистой системы данного возраста.

Провести функциональные пробы с регистрацией ЧСС до и после нагрузки у детей младшего школьного возраста занимающихся спортом.

Провести функциональные пробы с регистрацией ЧСС до и после нагрузки у детей младшего школьного возраста не занимающихся спортом.

Сравнить полученные результаты ЧСС до, и после нагрузки.

План выполнения исследования:
1.Подготовить испытуемых к замеру ЧСС.

2. Регистрация ЧСС в покое.

3. Регистрация ЧСС во время физической нагрузки через 1 и 3 минуты.

2.2. Методы исследования .

Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования:

Теоретический анализ и обобщение литературных источников

Тестирование по определению общей физической подготовленности

Педагогическое наблюдение

Оборудование: Секундомер.

Ход работы: перед исследованием у школьников младшего (4 класс – 10-11 лет) в положении сидя подсчитывается пульс за 15 секунд до нагрузки после 5-минутного спокойного состояния. Затем под счет испытуемый приседает 30 раз за 1 минуту. Сразу после приседаний подсчитывается пульс за первые 15 сек. Затем испытуемый приседает 30 раз через 3 минуты отдыха. И снова подсчитывается пульс за первые 15 сек. Результаты заносятся в таблицу.

Глава 3. .Результаты исследования .

Первая группа испытуемых дети 10-11 лет. (3 года занятий в ДСЮШОР № 2 Невского р. г. Санкт-Петербург).

Таблица №1

Имя испытуемого

Показатели ЧСС в покое

Вид спорта

Владислав

Находим среднюю величину

V 1 +V 2 +V 3 +…+V 10 = Σ V;

Σ V 1 =758; Σ V 2 =1123; Σ V 3 =1745

М 1 = 76 ; М 2 = 113 М 3 =175

Вторая группа испытуемых – школьники 4 ого класса (10-11 лет) ГБОУ № 284, занимающиеся общей физической подготовкой на уроках физической культуры.(таб. №2).

Таблица № 2

Имя испытуемого

Показатели ЧСС в покое

Показатели ЧСС при физической нагрузке

Занятия на уроках физической культуры

Владик П.

Находим среднюю величину

1) суммировать варианты в покое, за 1и за 3 мин.:

V 1 +V 2 +V 3 +…+V 10 = Σ V;

Σ V 1 =810; Σ V 2 =1225; Σ V 3 =1955

2) сумму вариант разделить на общее число наблюдений: М = Σ V / n

М 1 = 81 ; М 2 = 123 М 3 =196

После проведения функциональных проб с регистрацией ЧСС до и после нагрузки у детей младшего школьного возраста занимающихся и не занимающихся спортом, было установлено – ЧСС у занимающихся спортом ниже, чем у нетренирующихся детей.

После сравнения полученных результатов, я выявила, что у занимающихся спортом восстановление проходит быстрее, следовательно реакция ССС лучше.

Для укрепления мышцы сердца необходима регулярная тренировка его в виде посильной физической нагрузки (спорт, игры, трудовые процессы). Во время физической нагрузки количество выбрасываемой сердцем крови возрастает. Тренированное сердце увеличивает количество выбрасываемой им крови главным образом за счет усиления сердечных сокращений, а нетренированное - за счет учащения их. Ясно, что при учащении сокращений сердца создаются худшие условия для отдыха его, быстрее наступает утомление сердечной мышц.

Физическая нагрузка вызывает большое напряжение деятельности сердечно-сосудистой и дыхательной систем и неэкономичное расходование энергетических ресурсов. Поэтому детям этого возраста рекомендуются физические нагрузки умеренной интенсивности, а к выполнению интенсивной кратковременной работы следует относиться с большой осторожностью.

Список литературы

1. Абрамов В.В., Дзяк В.В., Демьянюк В.М. Морфофункциональные параметры адаптации сердца к физической нагрузке у школьников, занимающихся спортом // Медицинские проблемы физической культуры. Киев, 1984. – Вып. 9. -С. 22-24.2. Агаджанян H.A. Адаптация и резервы организма. М.: Физкультура и спорт, 1983. – 176 с.

2. Аулик И.В. Определение физиологической работоспособности в клинике и спорте. – М.:Медицина, 1990.-192с.
3 . Бахрах И.И., Дорохов Р.Н. Акселерация и детский спорт // Детская спортивная медицина / Под ред. С.Б.Тихвинского и С.В.Хрущева. М., 1980. С. 271-278.

4. Беленков Ю.И., Серегин К.Е. Проблемы сердечно-сосудистой патологии у подростков // Кардиология. 1987. – № 9. – С. 115-118.

5. Безаппаратурные методики для определения функционального состояния организма: Учебно- методическое пособие. / Н.В. Кудрявцева, Д.С. Мельников, М.А.Шансков; Национальный гос. ун-т физ. культуры, спорта и здоровья им. П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург. – СПб.: [б.и.], 2010. – 50с.

6. Бухарин В. А., В. Г. Панов, Д. С. Мельников. Подготовка курсовой работы по физиологии: Методические указания / Под ред. А. С. Солодкова // СПбГАФК им. П. Ф. Лесгафта.-СПб.,204.-23с.
7. Гандельсман А.Б., Смирнов K.M. Физическое воспитание детей школьного возраста. М.: Физкультура и спорт, 1960. – 78 с.

8. Герасимов И.Г., Зайцев И.А., Тадеева Т.А. Индивидуальные реакции сердечно-сосудистой системы в ответ на физическое воздействие // Физиология человека. 1997. – № 3, Т. 23. – С. 53-57.

9. Гандельсман А.Б., Смирнов K.M. Физическое воспитание детей школьного возраста. М.: Физкультура и спорт, 1960. – 78 с.

10. Гуморальная регуляция мышечной деятельности: учебное пособие. / В.В. Селиверстова; Национальный гос. ун-т физ. культуры, спорта и здоровья им. П.Ф.Лесгафта, Санкт-Петербург. –Спб.: [б.и.], 2010. – 153 с

11. Диагностика функционального состояния: учебно-методическое пособие/ В. В. Селивёрстова, Д. С. Мельников; Национальный гос. ун-т физ. культуры, спорта и здоровья им. П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург. -СПб.: [б.и.],2012.-93 с.

12. Каменская В.Г., Мельникова И.Е. Возрастная анатомия, физиология и гигиена: Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения.- СПб.: Питер, 2013. 272с. :ил.

13. Руководство к практическим занятиям по физиологии человека: уч. пособие (под общей редакцией Солодкова А.С.). М.: Советский спорт. 2006. – 192с.

14. Руководство к практическим занятиям по физиологии человека [Текст] : учеб. Пособие для вузов физической культуры / под общ. ред. А. С. Солодкова; НГУ им. П. Ф. Лесгафта.-2-е изд., испр. и доп.-М.: Советский спорт, 2011.-200с. :ил.

15. Руководство к практическим занятиям по общей физиологии / СПб.:СПбГАФК им. П. Ф. Лесгафта. 2004.-86 с.

10. Руководство к практическим занятиям по спортивной и возрастной физиологии / Под общ.ред. А.С. Солодкова; СПб ГАФК им. П.Ф. Лесгафта. – Спб.: СПбГАФК им. П.Ф. Лесгафта, 2005. – 81 с.

16. Сальникова Г.П. Физическое развитие современных школьников. М.: Физкультура и спорт, 1977. – 178 с.

17. Сауткин М.Ф. О новых тенденциях в физическом развитии школьников и студентов // Педиатрия. 1989. – № 9. – 108 с.

18. Солодков А.С., Сологуб Е.Б. Физиология человека. Общая, спортивная, возрастная. Учебник. Издание 4-е. Испр. и доп. М.: Советский спорт. 2010. –19.Сухарев А.Г. Здоровье и физическое воспитание детей и подростков. -М.: Медицина, 1991.-27

20. Хрущев C.B. Методы исследования сердечно-сосудистой системы юных спортсменов / Под ред. С.Б.Тихвинского, С.В.Хрущева. Руководство для врачей. – 2-е изд. перераб. и доп. – М.: Медицина, 1991.- 551 с.

21. Шансков М. А., Селиверстова В. В. Работоспособность в особых условиях внешней среды. СПб. : Национальный государственный университет физической культуры, cпорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта, 2011.