Возмущение ветра. Лечение болезней ветра

1. Общие причины возникновения болезней.

2. «Три виновника»:
- «Ветер»
- « Желчь»
- «Слизь»

3. Пятнадцать видов «трех виновников»:
- пять видов «Ветра»
- пять видов «Желчи»
- пять видов «Слизи»

4. Частные причины возникновения болезней:
- условия возникновения болезней «Ветра»
- условия возникновения болезней «Желчи»
- условия возникновения болезней «Слизи»

5. Признаки болезней:
- признаки болезней «Ветра»
- признаки болезней «Желчи»
- признаки болезней «Слизи»

6. Общие способы лечения болезней:
- способы лечения болезней «Ветра»
- способы лечения болезней «Желчи»
- способы лечения болезней «Слизи»

7. О качествах лекаря

1.Общие причины возникновения болезней.

Согласно тибетской медицине причиной всех болезней и страданий является неведение .

Неведение - это незнание об отсутствии индивидуального (независимого) существования. Вся Вселенная, все Мироздание рассматривается как единый организм. Вселенная представлена в виде огромного Будды (Просветленного существа) пребывающего в непрерывном созерцании, различные виды живых существ являются клетками этого организма, выполняющими определенные функции. Таким образом, все мы взаимосвязаны и взаимозависимы друг от друга, все мы составляем Единое целое. Незнание и неосознавание этого, неосознование своей истинной природы и того, что мы изначально обладаем природой Будды и являемся Просветленными сущностями Единого целого - порождает собой неведение . Из неведения возникает привязанность (страсть ), страсть в свою очередь порождает гнев , в результате чего возникает омраченность (невежество ). Страсть, гнев и невежество являются источниками «трех жизненных начал» (или «трех виновников болезней» ): «ветра», «желчи» и «слизи» соответственно.

Болезнь присуща нашему организму с момента рождения и еще задолго до того. Болезнь проникла в нас вместе с появлением в нашем сознании неведения .

Из страсти возникает «ветер», его место локализации - низ тела. Из гнева возникает «желчь», она локализуется в средней части тела. Невежество порождает «слизь», она занимает верхнюю часть нашего тела. До тех пор, пока «ветер», «желчь» и «слизь» находятся в равном соотношении друг с другом, без изменений и в своих местах локализации - болезнь не проявляет себя, но как только один из «трех виновников» начинает преобладать или менять свое местонахождения, сразу же возникает соответствующая болезнь, с соответствующими признаками.

Теперь, рассмотрим «трех виновников» подробнее.

2. «Три виновника»

Характеристики «Маслянистая», «прохладная», «тяжелая», «мягкая», «устойчивая», «липкая» и «притупляющая».
Функции Преумножает и укрепляет тело и ум, способствует засыпанию, увлажняет кожу, ткани, волосы, соединяет суставы и придает им прочность, обеспечивает белизну и мягкость частей тела и внутренних органов, придает телу устойчивость, а уму терпеливость.
Тип человека Тело крупное, мясистое, склонность к полноте, суставы и кости имеют округлые формы и нигде не выпирают, светлый или бледный цвет кожи, легко переносит голод и жажду, ум спокойный, медлительный, но добрый и терпеливый, сон глубокий и долгий, жизнь долгая и в достатке, предпочитает острую, кислую и вяжущую пищу, по повадкам похож на льва или буйвола.

Далее, каждый из «трех виновников», в свою очередь, подразделяется на пять видов, при помощи которых мы можем более тонко понять характеристики, функции и дополнительные особенности каждого из них как при диагностировании болезни, так и при ее лечении.

3. Пятнадцать видов «трех виновников»

Пять видов «ветра»:

«Держатель Жизни» Находится на макушке и в голове, циркулируя через горло в грудь, осуществляет дыхание и проглатывание пищи, выводит слюну, мокроту, чихание и отрыжку. Отвечает за работу органов чувств и памяти. Из него возникают четыре оставшихся видов «Ветра».
«Бегущий вверх» Находится в груди. Циркулируя через нос, язык и горло, осуществляет функции речи, телу дает силу и делает человека храбрым, поддерживает блеск и цвет тела, поддерживает ясность мышления и усиливает память.
«Всепроникающий» Находится в сердце. Циркулирует по всему телу. Отвечает за работу мышечной ткани и суставов (поднятие - опускание, сжатие - разжатие, открывание - закрывание и т.п.), с его помощью осуществляется ходьба и любое движение конечностей.
«Подобный огню» Находится в желудке. Циркулируя по внутренним органам, отделяет «прозрачный сок» от осадка, способствует пищеварению и усвоению питательных веществ.
«Вниз очищающий» Находится в области таза. Циркулируя по толстой кишке, мочевому пузырю, половым органам и внутренней части бедер, выводит или задерживает кал, мочу, сперму, кровь и содержимое матки.

Пять видов «желчи»:

«Переваривающая» Находится в желудке между зонами непереваренной и переваренной пищи. Способствует пищеварению и отделению «прозрачного сока» пищи от осадка. Дает тепло и силу оставшимся четырем видам «желчи».
«Изменяющая цвет» Находится в печени. Отвечает за цвет крови, внутренних органов, мышечной ткани и выделенных нечистот.
«Действия осуществляющая» Находится в сердце. Побуждает к осуществлению каких-либо действий, дает человеку гордость, страстность и усердие в достижении желаемого, а так же чувство удовлетворения от совершенных действий.
«Видение осуществляющая» Находится в глазах. Отвечает за зрение, способствует восприятию и различению формы и цвета.
«Проясняющая цвет» Находится в коже. Отвечает за цвет кожи, делает его чистым и приятным.

Пять видов «слизи»:

«Поддерживающая» Находится в груди. Выполняет роль воды, отвечает за выделение желудочного сока, слюны и других жидкостей тела.
«Расщепляющая» Находится в верхней части желудка. Готовит пищу к усвоению, разлагает и измельчает поступившую пищу, преобразует твердую пищу в полужидкое состояние.
«Вкушающая» Находится в языке. Дает вкусовые ощущения и способность различать шесть вкусов.
«Удовлетворяющая» Находится в голове. Отвечает за удовлетворение, исходящее от органов чувств, позволяет переключать внимание с одних ощущений на другие.
«Соединяющая» Находится во всех суставах. Соединяет суставы, придает суставам гибкость и подвижность при сгибании, разгибании, круговых движениях и т. п.

Таким образом, выяснив нарушения и изменения определенных функций и органов в затронутом болезнью организме, мы можем точно определить - в каком именно из пятнадцати видов «трех виновников» произошли изменения, и что послужило причиной возникновения соответствующего расстройства.

Для каждого из «трех виновников» существуют определенные условия болезни. Это условия, при которых нарушается равновесие жизненных начал, энергия одного из «трех виновников» увеличивается, уменьшается, меняет направление своего движения или занимает несвойственное ему место локализации.

4. Частные причины возникновения болезней.

Условия возникновения болезней «ветра»:

Возраст: у людей преклонного возраста (после 70 лет) естественным образом возникают (или обостряются) болезни «ветра».
Период: сезон роста растений - в организме происходит накопление энергии «ветра», летом - подъем или активизация движения энергии «ветра», осенью - убывание или успокоение энергии (и соответственно болезней) «ветра».
Местность: проживание в местности с холодным и ветреным климатом способствует возникновению болезней «ветра».
Образ жизни: половые излишества, голод, недосыпание, чрезмерный труд, разговоры на пустой желудок, многословие, грусть, тревога, излишняя озабоченность, избыток горькой, грубой и легкой пищи в питании - создают условия и толчок для болезней «ветра».

Условия возникновения болезней «желчи»:

Условия возникновения болезней «слизи»:

При наличии сразу нескольких условий может возникнуть болезнь смешанного типа, как то: ветер-желчь, ветер - слизь, желчь - слизь или же сразу с признаками расстройства всех «трех виновников» ветер-желчь-слизь.

Ветер, желчь и слизь служат опорой друг для друга и любые изменения в одном из них сразу же сказываются на оставшихся двух.

5. Признаки болезней

Признаки проявления болезней ветра, желчи и слизи подразделяются на признаки: накопления, истощения и возбуждения.

Первая причина накопления, истощения и возбуждения трех виновников - это неправильное питание и неправильный образ жизни.

Вторая причина - это активность (усиление или ослабление) «огненной теплоты», имеющей в организме свое определенное место локализации.

Признаки накопления :

Признаки накопления ветра: тело сохнет, темнеет, не может согреться, пучит живот, появляется дрожь, запоры, многословие, головокружение, общая слабость, бессонница, слабость органов чувств.

Признаки накопления желчи: желтеют кал, моча, кожа, белки глаз, появляются чувство голода и жажды, понос, ощущение жара в теле, короткий сон.

Признаки накопления слизи: слабеет «огненная теплота», пища не переваривается, появляется чувство тяжести в теле, бледность кожных покровов, неприятный привкус во рту, слабость конечностей, увеличение слюны и мокроты, сонливость, отдышка.

Признаки истощения :

Признаки истощения ветра: общая слабость, нежелание разговаривать, неприятное чувство в теле, слабеет память, появляются признаки увеличения слизи.

Признаки истощения желчи: ослабевает тепло тела и бледнеет цвет кожных покровов, появляется зябкость.

Признаки истощения слизи: исчезновение слизи в местах ее нахождения, появляется головокружение, сердцебиение, слабость в сочленениях суставов.

Признаки возбуждения :

Признаки возбуждения ветра : пульс полый (т. е. при нажатии не ощущается), плавающий (т. е. ощущается лишь на поверхности в месте ощупывания). Моча похожа на воду, прозрачная, после остывания жидкая. Язык сухой, красный, шершавый, во рту вяжущий привкус. При охлаждении тело охватывает дрожь и покрывается «гусиной кожей». Больному хочется ходить, сознание «легкое» и «возбужденное», головокружение как у пьяного, шум и клокотание в ушах, боли приступообразного характера без четкой локализации. В теле чувство: сжатия, разрывания, ломания, вытягивания, обертывания. Появляется бессонница, зевота, дрожь, гневливость, желание потянуться. В области всех суставов и костей поясницы и таза боль как после побоев. Острые боли в затылке, груди и челюстях. Тайные точки ветра «раскрыты» и при нажатии болезненны. Ранним утром кашель с пенистой мокротой, тошнота, вздутие и урчание во внутренностях. Боли в вечерние сумерки (до и во время заката), ранним утром (до и во время рассвета), после переваривания пищи (на голодный желудок).

Коротко о признаках возбуждения 5-ти видов ветра :

«Держатель жизни»: головокружение, сердцебиение, отдышка с затрудненным вдохом, трудно проглатывать пищу и питье, боли в центре головного мозга, обмороки.

«Бегущий вверх»: заикание или неразборчивая речь, уменьшаются силы тела, перекашивание рта, ухудшается память. Чувство «поступающего комка к горлу».

«Всепроникающий»: чувство «перекручивания сердца», иногда падает в обмороки, многословие, желание двигаться, выраженное чувство страха, легко возбудим, дрожь в теле, потеря аппетита, задержка кала и мочи или недержание.

«Подобный огню»: отвращение пищи до рвоты, вздутие,постоянная отрыжка воздухом, после еды облегчение.

«Вниз очищающий»: перемежающиеся боли в тазовых костях, суставах нижней части тела, хромота, задержка кала, газов и мочи.

Если при возбуждении Ветра присоединится Желчь, то появятся признаки жара, пожелтеют белки глаз, моча и т. д.

Если присоединится Слизь, то будет тяжесть и охлаждение тела, умственная тупость.

Признаки возбуждения Желчи : пульс широкий, тонкий, скрученный, быстрый. Моча красно-желтого цвета, горячая, с сильным запахом и испарением. На языке толстый налет, во рту горький или кислый привкусы. Головная боль, чувство жара в теле, сохнет в ноздрях, глазные яблоки становятся красными или желтыми. Сон короткий, днем спать также не может. Мокрота при кашле красноватая, желтоватая с соленым привкусом, сильная жажда, понос и рвота с кровью или желчью, сильная потливость с неприятным запахом, цвет кожных покровов красноватый или желтоватый. Боли в полдень и полночь, а также во время начала переваривания пищи.

Коротко о признаках возбуждения 5-ти видов желчи :

«Переваривающая»: язык желтеет, сильная жажда, пища не переваривается, пропадает аппетит.

«Изменяющая цвет»: желтеют моча, слабость и чувство тяжести.

«Действия осуществляющая»: чувство скручивания в сердце, отдышка, жажда, неустойчивый аппетит, дрожь и жжение в сердце.

«Видение осуществляющая»: болит голова, глаза желтеют и различают лишь в близи.

«Проясняющая цвет»: тело становится горячим, кожный покров грубеет и становится темно-зеленым.

Признаки возбуждения Слизи : пульс слабый, глубинный и медленный; моча белесая, со слабым запахом и испарением; язык и десна белесые, неприятный привкус во рту; глаза белесые, отекшие, обильные сопли и мокрота, чувство тупости в голове, тяжесть в теле и на душе, отсутствие аппетита и тепла в теле, слабое пищеварение, боли в области поясницы и почек, тело распухает, увеличивается зоб, рвота и понос со слизью, нечеткая память, сонливость, леность, зуд в теле, тугоподвижность суставов, разрастается мясо. Признаки усиливаются в «сезон дождей», утром и вечером, во время переваривания пищи.

Коротко о признаках возбуждения 5-ти видов Слизи :

«Поддерживающая»: неприятное ощущение в желудке, постоянная изжога, отрыжка кислой жидкостью, потеря аппетита.

«Расщепляющая»: ухудшается переваривание любой пищи, появляется отрыжка, при пальпации желудок ощущается твердым.

«Вкушающая»: любая пища кажется безвкусной, незначительная жажда, болят губы, хрипота, отвращение к пище.

«Удовлетворяющая»: головокружение, помутнение в глазах, заложенность носа, чихание, чувство простуженности, тяжесть в области темени.

«Соединяющая»: затрудняется сгибание и вытягивание конечностей, сочленения суставов распухают, становятся болезненными и «полыми».

При расстройстве двух или сразу трех виновников признаки болезней будут смешанными. Например: при объединении ветра и желчи будут проявлены как некоторые признаки ветра, так и некоторые признаки желчи.

6. Средства лечения

При лечении любой болезни используется четыре средства лечения: диета, образ жизни, лекарства и процедуры. Лекарства делятся на успокаивающие и очищающие средства.

Лечение болезней Ветра : в диете следует придерживаться продуктов с «маслянистым», «тяжелым» и «мягким» свойствами; а также со вкусами, в которых отсутствует первоэлемент «ветер» - это сладкий, кислый и соленый.

Рекомендуемая пища при болезнях Ветра: конина, ослятина, медвежатина, сушеное, годичной давности мясо, растительное (неочищенное) масло, масло годичной давности, свекольная или тростниковая патока, чеснок, лук, молоко, брага на зерновых, брага на патоке.

Успокаивающие средства при болезнях Ветра: бульоны из 4-х питательных костей и черепов; масла на мускатном орехе, чесноке, «3-х плодах» «пяти корнях» и борце.

Очищающим средством при болезнях Ветра является клизма «джям ци», в зависимости от силы болезни она бывает 3-х видов: увлажняющая (слабая), промывающая или вымывающая.

Процедурами при болезнях Ветра являются: массаж и монгольское («мягкое», через войлок) прижигание.

Лечение болезней Желчи : продукты питания должны иметь «прохладные», «жидкие», «тупящие» (противодействие «острому») свойства, сладкий, горький и терпкий вкусы.

Рекомендуемая пища при болезнях Желчи: кисломолочные продукты из коровьего и козьего молока, свежее масло, мясо крупных диких животных (например - оленина), сушеная козлятина, свежее мясо, ячмень грубого помола, холодная вода и охлажденный кипяток.

Успокаивающие средства при болезнях Желчи: отвары с девясилом высоким, тиноспорой, сверцией (ее заменителем на территории России считается горечавка разных видов); порошки с камфорой, сандалом, шафраном (его заменителем на территории России является сафлор красильный или календула), бамбуковая манна.

Очищающие средства при болезнях Желчи - это слабительные составы, которые в зависимости от тяжести болезни могут быть 4-х видов: общие, особые, сильные или мягкие.

Процедурами при болезнях Желчи являются: потение, кровопускание и водные процедуры.

Лечение болезней Слизи : продукты питания с «острым», «грубым» (противоположность «мягкому») и «легким» свойствами; жгучим, кислым и терпким вкусами (т. е. те, в которых отсутствует первоэлемент «вода»).

Успокаивающие средства при болезнях Слизи: пилюли из борца и различных видов солей, а так же - зольные лекарства из граната, рододендрона, понгамии, жженых солей и кальцита.

Очищающие средства при болезнях Слизи - это рвотные составы, которые в зависимости от тяжести болезни могут быть сильными или слабыми.

Процедурами при болезнях Слизи являются: компрессы и прижигания.

К тому же, в зависимости от силы болезни, сначала больному рекомендуют соответствующее питание, затем - образ жизни, после этого - назначают лекарства и только в том случае, если все вышеперечисленное не приводит к желаемому результату - применяют процедуры. Если заболевание хроническое и врачу ясно, что питанием и образом жизни болезнь не уничтожить, применяют все 4-ре средства лечения одновременно.

7. О качествах лекаря.

Личности врача в тибетской медицине уделяется особое внимание. Кроме его умственных способностей и профессиональной пригодности он должен жить в соответствии с законами исповедываемого Учения.

Что же означает слово «лекарь»? «Лекарь» - это тот, кто лечит болезни, принося пользу телу, тот, кто отвечает за жизнь, кто знает многие источники врачебной науки, не теряется в практической ситуации и на основе опыта приходит к истинному Знанию.

К этической стороне относятся: общение с больным, отношение к наставникам, источникам, другим врачам, лекарству и медицинским инструментам.

Встретив больного, врач решает помочь - не разделяя больных на хороших или плохих людей, не испытывая ни к кому ни любви, ни отвращения, проявляя только милосердие, сострадание, радость и равностность, постоянно практикуя устремленность к Просветлению.

В процессе лечения - врач очень внимателен.

Расставаясь с больным - не испытывает к нему привязанности, равностно принимая от него похвалу или оскорбления.

Такой лекарь легко излечивает любую болезнь и даже приобретает способность спасать от смерти других живых существ. К медицинским инструментам должен относиться как к атрибутам божеств-хранителей, к лекарствам - как к драгоценности.

Наивысшим среди врачей считается тот, кто врачует как плоды болезни тела, так и их причины - 3 яда (страсть, гнев и неведение). Лекарей еще можно разделить на «друзей живых существ» и «врагов жизни». «Враги жизни» - это те, кто ради наживы приобрел кое-какие врачебные навыки.

Кратко о хорошем лекаре можно сказать, что это: имеющий благородное происхождение, умен, хранит взятые на себя обеты, сведущ в текстах, получил устные наставления, приобрел опыт, живет в соответствии с Учением, бесстрастен, бескорыстен, сострадателен, о чужих делах заботится как о своих, знает все, что касается лечения.

Плохой лекарь всего этого не имеет. Он похож на демона в облике врача, такой погубит больного.

В светских делах - врач должен поступать согласно общепринятым законам и обычаям. В поступках - избегать греховных, воздерживаться от безумств, распутства, болтовни, злобы, творить подаяния, быть терпеливым, прилежным и выполнять обещанное.

Нельзя не сказать о плодах, пожинаемых лекарем. Они бывают преходящими и вечными. Первые - это счастье в этой жизни, влиятельность, богатство, радость и покой.

Вечные - это достижение страны Высшего Будды теми, кто без корысти, хитрости и жадности лечил живых существ.

Александр Хосмо
Алексей Сумцов

1793 дней назад

Возмущение Ветра

Недостаток, избыток или аномалия в сезонных явлениях, в восприимчивости органов чувств, а также в деятельности, составляющей образ жизни, порождают все болезни.

«Чжуд-Ши», тантра Объяснений

Признаки возмущения Ветра разделяются на общие и частные. Первые связаны с системным поражением всего организма, вторые – с проникновением Ветра в различные органы и развитием патологии той или иной локализации.

Возмущение конституции Ветер может происходить в виде Ян-возбуждения и последующего Инь-упадка, который наступает вследствие истощения жизненных сил организма.

Прежде чем прийти в возбуждение, Ветер накапливается в организме. Затем при наличии условий, дающих толчок развитию болезней, он приходит в движение и распространяется по органам и тканям, вызывая болезни. Накопление Ветра зависит от питания и образа жизни, сезона года, времени суток и возраста человека.

О питании и образе жизни, а также возрасте, способствующих накоплению и возбуждению Ветра, мы говорили ранее. Сезон накопления Ветра – весна и начало лета, период роста растений. Время суток – начало вечерних сумерек и на рассвете. «Болезни Ветра приходят в движение летом, а также вечерами и на рассвете» («Чжуд-Ши», тантра Основ).

Признаки накопления Ветра: тело усыхает, появляются головокружение, зябкость, дрожь, живот пучит, происходит задержка кала, человек становится многословным, нарушается сон, наступает общая слабость.

В дальнейшем при накоплении Ян-возмущения конституции Ветер появляются шум в ушах, головокружения, как у пьяного; человек излишне возбужден, не может уснуть, дрожит всем телом, при охлаждении покрывается «гусиной кожей», его знобит, одолевают зевота, зуд в теле, все время хочется потянуться; возникает желание много ходить. В пояснице, крестце, бедрах, суставах ощущается боль как от побоев; колющие боли в груди, челюстях и затылке; при движении колющие боли неопределенной локализации; быстрые и короткие прострелы то тут, то там – в шейном отделе позвоночника, суставах, костях, мышцах, легких, печени, почках, по сосудам. Точки Ветра болезненны при нажатии. В животе урчит, после переваривания пищи возникают боли. Появляются тошнота, слабость, ломота, судороги, учащенное сердцебиение, одышка, затрудненное глотание, вздутие живота и отрыжка воздухом, чувство страха. Ухудшается память, пропадает аппетит, нарушается стул. Речь становится неразборчивой, наблюдаются косноязычие, дизартрия, затруднение при речи, проглатывание слов или их окончаний. В теле чувство сжатия, растягивания, скручивания. На рассвете может быть сильный кашель с мутной мокротой до рвоты. Язык становится красным, сухим и шершавым, во рту появляется вяжущий привкус. Моча прозрачная, как вода, и после отстаивания остается чистой. Пульс при нажатии почти не ощущается (полый), поверхностный.

В первую очередь следует обратить внимание на нарушение сна – один из первых признаков возмущения нервной системы, которое влечет за собой такие явления, как тахикардия, хаотичность мыслей, раздражительность, быструю смену настроений, неуправляемую эмоциональность. Человек не может сосредоточиться, хватается и за то, и за это, но ни одно дело не может довести до конца. Суетливость мыслей порождает беспорядочность движений, неусидчивость, беспокойство, многословие. Нервная система все более истощается, начинаются обмороки – потеря сознания на короткое время, от долей секунды до нескольких секунд. Например, если человек в течение дня много говорил натощак, нервничал на работе, то, возвращаясь вечером домой в душном метро, он может потерять сознание.

Характерным общим признаком при самых разных формах возмущения Ветра является одышка. Другой признак – одеревенение и стягивание конечностей и всего тела. При этом подвижность позвоночника теряется, спина, поясница, руки и ноги становятся тугоподвижными, стягиваются сухожилия ног и рук. Поражение двигательных нервов вызывает искривление и перекос тела, лица, осанки; спина становится вогнутой или выгнутой. Из-за слабости и отвисания челюсти происходит искривление рта в ту или иную сторону, при этом человек может даже не замечать, что у него искривлен рот.

Возмущение конституции Ветер происходит как на своей, так и на чужой основе у людей конституции Желчь и Слизь или смешанных типов. Если это человек Слизи, дородный, полный, то на почве нервного стресса он может потерять аппетит. От нервного расстройства у него появляется отвращение к еде, затрудняется глотание. В результате недополучения организмом питательных веществ человек теряет вес, усыхает. А усыхание тела, в свою очередь, яркий внешний признак возмущения конституции Ветер, так же, как избыточный вес – характерный признак возмущения Слизи.

Если расстройство Ветра (нервной системы) происходит у человека Желчи, он усыхает из-за душевного надлома. Люди Желчи отличаются амбициозностью, решительностью, целеустремленностью, волевыми качествами. Крушение амбиций, тяжелые неудачи они переживают остро и болезненно, и при отсутствии душевной стойкости это приводит к усыханию тела (потере веса).

Если же человек принадлежит к конституции Ветер – худой, эмоциональный, подвижный, – то нервный стресс может привести к еще большему похудению – мышцы сохнут и как будто прилипают к костям. В этом случае, когда возмущение Ветра происходит на своей основе, человек не только усыхает, но и выгибается телом, наружу или внутрь – либо сгибается дугой, либо выгибается в виде лука: голова запрокидывается назад, спина вогнута, грудная клетка выпирает вперед колесом.

Нередко усыхание, как и одеревенение, охватывает только одну часть тела, например, руку, которая становится тоньше другой, или ногу (при этом появляется хромота).

Буддизм учит, что лучше развивать стойкость духа, чем телесную силу. Духовная сила позволяет человеку противостоять любому стрессу, а ее недостаток приводит к психологическому надлому и, как следствие, усыханию тела и физической немощи.

Помимо усыхания тела возможно и его опухание. В отличие от опухания всего тела на основе возмущения Слизи, опухание на нервной почве происходит всегда локально: например, может опухнуть сустав, веко или произойти отек мошонки. Так же локально может происходить и онемение в некоторых частях тела: немеют язык, кончик носа, отдельные участки тела на бедрах и т. д. Например, человек перенес нервный стресс и через месяц-другой стал чувствовать, что язык у него онемел. В каждом случае нужно тщательно выяснить предысторию и обстоятельства возникновения симптомов, особенно если речь идет о возмущении конституции Ветер.

Перенесенный стресс или развитие синдрома хронической усталости может вызвать онемение пальцев рук: мизинца и безымянного или большого, указательного и среднего (двух или трех одновременно), что связано с особенностью иннервации пальцев. При этом происходит спазм мышц шейно-воротниковой зоны, человек просыпается по ночам, растирает онемевшие пальцы рук.

Онемение может быть также следствием перенесенного инсульта с нарушением нормальной иннервации тела. В этом случае часть тела, правая или левая, или все тело в целом утрачивает подвижность и чувствительность.

При онемении кожи некоторые ее участки теряют восприимчивость к внешним раздражителям: температуре, шероховатости предметов и т. д. Вследствие поражения нервных окончаний, которые распространены по всему телу, теряется болевая, тактильная и температурная чувствительность.

Поражение и паралич лицевого нерва вызывают онемение части лица, которое сопровождается его искривлением. Из опущенного края рта непрерывно течет слюна, но человек этого не чувствует.

Как мы уже сказали, характерная особенность болей при возмущении Ветра – их колющий характер и неопределенность локализации. Это могут быть прострелы или колики в желудке, пояснице, в глазах, ушах или за ушами – в любом месте. В молодые годы эти боли, как правило, быстро забываются. Например, человек поссорился с кем-то на работе или дома, понервничал – и вот у него стрельнуло в шее. Такие симптомы легко проходят от простого массажа. Иногда, для того чтобы успокоить нервную систему, бывает достаточно попить горячего чая, поставить грелку или полежать на аппликаторе. С годами длительное возмущение приводит уже к болезням, которые требуют основательного лечения. В этом случае необходимо как можно быстрее принять нужные меры, иначе можно упустить болезнь и она станет хронической. Все может начаться с признаков, на которые человек даже не обратит внимания: он скрипит зубами и разговаривает во сне, в дневное время его одолевает зевота, особенно после приема пищи, хочется потянуться. При этом нужно отличать естественное желание потянуться, которое время от времени возникает у каждого, от постоянного и назойливого желания это сделать.

Если в норме люди Ветра склонны к головокружениям и обморокам от жары и духоты, к запорам, летучим колющим болям, то со временем, при прогрессирующем возмущении конституции Ветер (нервной системы), эти симптомы усугубляются, к ним добавляются новые: паралич, стягивание и одеревенение тела, усыхание, онемение и другие признаки, – человек становится серьезно болен. И если всех этих симптомов нет сегодня, то это вовсе не значит, что они не появятся через десять, двадцать или тридцать лет.

На основе возмущения конституции Ветер развиваются такие заболевания, как остеохондроз, различные невралгии, нервные и психические расстройства, болезни Альцгеймера и Паркинсона. Для старшего возраста характерны парезы и параличи тела с потерей двигательной активности всем телом или частью тела, а также системное поражение спинного мозга: рассеянный склероз, полиневрит.

Следствием застарелого остеохондроза может стать радикулит – воспаление корешков спинномозговых нервов, которое может произойти из-за стресса и вызванного им мышечного спазма, поднятия тяжести или воздействия на организм внешнего холода, сквозняка. Заболевание характеризуется сильной болью и вынужденной ограниченностью движений. В зависимости от локализации различают радикулиты: шейно-плечевой, шейно-грудной и пояснично-крестцовой зоны (ишиас). Последний связан с воспалением седалищного нерва и проявляется такой сильной болью, что человек лишается сна и не может выполнять обычные движения. При обострении остеохондроза шейного и грудного отделов происходят стягивание

сухожилий ладоней и пальцев рук, онемение пальцев рук, затруднение при сгибании рук, скованность в суставах, что может привести к параличу рук.

Когда я еще жила в Бурятии, по соседству с нами проживала большая семья. Старшим в семье был дедушка Бадма, как мы его звали. Это был пожилой, высокий и худощавый мужчина с большими, ясными глазами. Весь его облик был исполнен доброты, интеллигентности и благородства. Уважение, которое он мне внушал в детстве, заставляло меня держаться от него на почтительном расстоянии. Мне казалось, что даже для того, чтобы заговорить с ним, нужно особое право, которое дано далеко не каждому. Пройдя Гражданскую и Великую Отечественную войны, он был глубоко набожным человеком. В его доме я впервые увидела буддийскую божницу (маленькую иконку), перед которой он зажигал лампаду и которая мирно соседствовала на стене с портретом Сталина. Дедушка Бадма, ветеран и орденоносец, был буддистом, и это сочеталось в нем самым естественным и гармоничным образом. Его жена, такая же старенькая, как и он, была в противоположность ему желчной женщиной со скверным характером. Помню, что она никогда не расставалась с костылем и вечно гоняла детей во дворе и ссорилась с соседями. У дедушки Бадмы был единственный сын, который с женой и шестью детьми – четырьмя мальчиками и двумя девочками – жил под одной крышей с родителями. Когда внуки подросли и пошли в школу, их отношение к деду стало на глазах меняться. Было ли тому причиной влияние школьных приятелей или такой была обстановка в семье, но вели они себя откровенно возмутительно. Они не только не уважали пожилого, заслуженного человека, но даже издевались и глумились над ним, придумывая каждый раз, как обидеть его больнее. И никто из взрослых ни разу не заступился за старика, не попытался урезонить и пристыдить их. Все делали вид, что ничего не происходит или это в порядке вещей. Однажды, придя к нам в гости, дедушка Бадма не смог сдержать слезы. «Это все очень печально, – сказал он. – Мои внуки ведут себя так, как не должны себя вести. Я не могу повлиять на них. Но вы будете свидетелями тому, что произойдет с этой семьей в будущем». После этого прошел год, и дедушка слег. Он весь сгорбился и одеревенел так, что не мог больше ходить. При этом он испытывал постоянный, мучительный кожный зуд, как будто миллионы иголочек вонзались в его тело. Он расчесывал кожу в кровь, не зная покоя ни днем, ни ночью. Это была не чесотка – кожа зудела на нервной почве. Наконец, его руки стянуло настолько, что он не мог даже почесаться. Он лежал в постели и был не в состоянии подняться или хотя бы пошевелиться, и никто из его семьи не сделал ничего, чтобы хоть как-то облегчить его страдания. Проведя месяц без движения, дедушка Бадма умер. После его смерти на семью одно за другим стали обрушиваться несчастья. Сначала утонул сын. Жена сына спилась и вскоре умерла. Старший из внуков попал в тюрьму, другой внук сошел с ума и оказался в психиатрической больнице, третьего убили в драке. Старшая внучка спилась вслед за матерью. Наконец, умерла и бабушка. Семья разрушилась полностью, и сегодня от нее никого не осталось. Такова карма, или возмездие, – та самая карма, которую люди создают сами своими помыслами и поступками.

Комплекс таких симптомов, как онемение и одеревенение, стягивание, колющие боли и ощущение холода в ногах, называется в тибетской медицине болезнью «жалких ног». Если же нервное расстройство легло на основу возмущенной Желчи и имеет место «увеличение плохой крови», то может наблюдаться противоположное ощущение жара в ногах, икрах или бедрах. Этому нередко сопутствуют пожелтение кожных покровов, усиление цвета мочи и другие признаки возмущения конституции Желчь. В каждом случае подход к лечению должен быть индивидуальным, с учетом предыстории заболевания – как непосредственной, так и давней. То, как человек себя чувствует, всегда обусловлено тем, как он живет и как он до этого жил.

Ни один пережитый стресс не проходит бесследно, и по мере накопления стрессовых состояний накапливаются болезненные проявления. Постепенно формируется деформация грудной клетки. Стрессы вызывают непроизвольное сокращение мышц, человек опускает плечи, старается быть незаметным. Со временем эта поза становится постоянной, привычной, что приводит к сутулости и даже горбатости в пожилом возрасте, к необходимости пользоваться клюкой при ходьбе. Мало кто в преклонные годы сохраняет стройность осанки. Так последовательно и незаметно люди готовят себя к «плохой старости», начиная этот путь в самом раннем детстве.

Расстройство нервной системы может происходить уже в первые дни жизни у новорожденных в виде перевозбуждения. В прежние времена было принято не показывать ребенка чужим людям в первые недели после его рождения. Это связано с тем, что биополе новорожденного еще очень слабое – в семь раз слабее, чем у взрослого человека. Вот почему новорожденные особенно чувствительны к чужим взглядам, мыслям или так называемым мыслеформам, которые разрушают энергетическую оболочку ребенка и вторгаются в его ауру. После этого ребенок не может заснуть, кричит и плачет без видимой причины, отказывается от еды, у него могут появиться отрыжка, запор и т. д. В старину о таких случаях говорили: «Сглазили». И наоборот, человек с позитивной энергетикой, например, человек духовного сана, может повлиять благотворно на чуткое и податливое биополе ребенка. Дети чувствуют это и органически тянутся к добрым людям, улыбаются им, в то же время контакт с человеком недобрым, затаившим дурные мысли и обладающим негативной энергетикой, вызывает у них плач и испуг.

«Сглазить» можно и взрослого человека, если у него слабое биополе, нет мощной энергетической защиты, слабовольный характер, причем не только открытым пожеланием зла, но также и похвалой, произнесенной неискренне, с тайным недоброжелательством, завистью, злобой.

Проблема психологического здоровья детей приобретает в последнее время особую остроту в связи с ростом количества психосоматических заболеваний, т. е. таких заболеваний, причина которых кроется в психике, не контролируемой сознанием. К ним относятся, в частности, сахарный диабет, нейродермиты, заболевания сердечно-сосудистой системы, желудочно-кишечного тракта, мочевыводящих путей, аутизм, неврозы и др.

Развитию психосоматических заболеваний способствуют как общие особенности современной жизни, ее темп, напряженность, конфликтность, так и психологический климат в семье и неправильное воспитание. Чем больше нервничают родители, тем больше нервничают их дети. Семейные скандалы приводят к неизбежным психоэмоциональным травмам ребенка, при этом он максимально уязвим и беззащитен, так как полностью зависит от родителей и несвободен в своих поступках. Если для взрослых развод может оказаться выходом из ситуации, то для ребенка он в любом случае послужит источником сильного стресса.

Мир взрослых все более агрессивно вторгается в мир детей, вовлекая их в жесткую конкурентную борьбу и навязывая господствующую систему общественных отношений. Учебные перегрузки в школе приводят к хронической усталости и различным нервным расстройствам. При этом далеко не всегда учитываются индивидуальные особенности ребенка, его природные склонности, характер. Общая система стандартов зачастую не позволяет ребенку творчески развивать свою индивидуальность, заставляет его безоговорочно подчиняться общим правилам, нормам и требованиям. Детей очень рано разделяют на «успешных» и «неуспешных», «перспективных» и «бесперспективных», провоцируя негативные эмоции: «звездную болезнь» – у одних, чувства стыда, озлобленности и зависти – у других. Среди детей все чаще наблюдаются ожесточение, агрессивность, депрессии, хроническое чувство вины и даже попытки самоубийства.

В связи с этим значительно возрастает ответственность родителей за психическое состояние детей, которое напрямую влияет на их физическое здоровье. Воспитание должно быть направлено на формирование духовной силы, стойкости, способности адекватно реагировать на реалии жизни. Но как могут взрослые воспитать и направить ребенка, если сами пребывают во власти неведения, страстей и привязанностей?

За Ян-возмущением нервной системы неизбежно следует истощение Ветра и переход конституции в состояние Инь-упадка с такими признаками, как апатия, ухудшение памяти, отупение, нежелание ни с кем разговаривать, уход в себя, скрючивание, неуютное ощущение в теле, общая физическая слабость. Недостаточная мотивация речи проявляется в том, что человек, начиная говорить, вдруг умолкает, обрывая фразу на полуслове. Им овладевают безразличие, равнодушие и чувство безысходности.

Пульс становится более слабым, иньским, сосуды почти не прощупываются. На передней поверхности стопы находится артерия, соответствующая «пульсу смерти» – так он называется в тибетской медицине. Если в этом месте пульс не пальпируется, это свидетельствует о близкой смерти. О таком состоянии говорится, что больной «уже пойман арканом Хозяина смерти» («Чжуд-Ши», тантра Наставления).

При сильном Инь-упадке возможна полная потеря способности понимать и анализировать происходящее, развивается слабоумие, возможны галлюцинации. Прогрессирующее слабоумие означает не только снижение умственных способностей, но и комплексное изменение личности (в пожилом возрасте – так называемое старческое изменение личности), которое характеризуется отсутствием интересов, привязанностей, сужением кругозора, преобладанием негативных эмоций, душевной черствостью, частичной или полной потерей памяти; при этом в большей степени страдает память на относительно недавние события. Случается, что дети престарелых родителей пользуются этим как поводом избавиться от них, поместив их в психиатрическую больницу и тем самым улучшив свои жилищные условия или материальное положение.

Такова перспектива «плохой старости», предотвратить которую, однако, во власти человека, если он правильно воспитан в детстве и на протяжении всей своей жизни последовательно избавляется от неведения, ведя образ жизни, соответствующий его конституции, и правильно питаясь.

В питании людям Ветра следует избегать злоупотребления горьким вкусом и отдавать предпочтение сладкому, кислому, соленому, острому (жгучему). Полезны такие продукты, как крупяные каши на молоке или на воде (рисовая, овсяная, манная) со сливочным маслом, медом или вареньем, блины и оладьи, макаронные и хлебобулочные изделия. Из мяса рекомендуются говядина, баранина и конина, мясо курицы, индейки, утки. Свинины, оленины, козлятины и крольчатины, напротив, следует избегать. Не повредят рыба и морепродукты, сдобренные перцем, имбирем или приправами типа васаби (японский хрен).

Овощи и фрукты перед употреблением обязательно должны быть подвергнуты термической обработке. Предпочтение следует отдавать горячим супам и бульонам, а не вторым блюдам. Особенно хороши густые, наваристые супы или бульоны из баранины, такие как «ламский суп».

В кипящую воду (400–500 мл) добавляют мелко нарезанные кусочки баранины (2–3 ст. ложки), 1–2 зубчика чеснока, лук, перец по вкусу (можно другие приправы), кипятят бульон в течение 3–4 минут, снимают с огня, слегка остужают и подают в горячем виде.

В целом пища должна быть горячей, питательной, маслянистой. Недопустимо торопливое питание бутербродами, употребление продуктов и напитков из холодильника, питье холодной воды натощак, злоупотребление таким напитком, как кофе, особенно черным. Из напитков предпочтительнее зеленый чай с молоком, кисель, имбирный напиток, горячий чай с медом. Полезны также орехи (кедровые, грецкие, кешью, фундук, миндаль, арахис), семена тыквы, подсолнуха и кунжута.

Пища должна содержать приправы и специи: перец (черный или стручковый), лук, чеснок, мускатный орех, имбирь, куркума, корица, кардамон, гвоздика, шафран, тмин, базилик, кориандр. «Все приправы улучшают вкус пищи, усиливают аппетит» («Чжуд-Ши», тантра Объяснений).

Люди конституции Ветер должны жить в теплом помещении, достаточно светлом, но защищенном от попадания прямых солнечных лучей, желательно в местности с теплым умеренным климатом. Нужно избегать пребывания на ветру, сквозняках, любых форм внешнего охлаждения организма, одеваться всегда по погоде, ноги и поясницу обязательно держать в тепле. Следует по мере возможности избегать неприятных разговоров и общаться только с теми людьми, которые доставляют положительные эмоции и действуют умиротворяюще.

Необходимо быть особенно осторожным в том, чтобы не стать жертвой какой-либо страсти или страстей, привязанностей, а для этого нужно неустанно расширять кругозор, развиваться духовно и интеллектуально.

В повседневной жизни важно придерживаться строгого распорядка, не разбрасываться и не растрачивать себя попусту, избегать суеты, торопливости, беспорядочных действий и хаотичных движений. Лучше планировать свои дела заранее, не спешить с выводами и принятием решений.

Очень важно избегать переутомления, следить, чтобы не накапливалась усталость, а за время сна организм успевал полностью восстановиться. Людям конституции Ветер спать нужно вдоволь, вовремя и в достаточной мере отдыхать. «Укрепляющий образ жизни – сон, покой, хорошее настроение» («Чжуд-Ши», тантра Объяснений).

Пожилым людям полезно в течение дня прилечь и если не спать, то хотя бы просто полежать полчаса, дав мозгу отдохнуть от тревог, забот и мыслей. Можно также помедитировать, глядя на произведение живописи или прекрасную скульптуру.

В ежедневной суете и заботах человек должен знать, что помимо той работы, которую он выполняет на службе, и той пользы, которую он приносит своей фирме, семье, государству, он должен подумать и о своем духовном начале, а значит, и о духовной пище.

Духовная пища – это и общение с приятными людьми, и созерцание красивых видов природы. Можно прогуляться по парку и лесу, чтобы послушать пение птиц, или пойти в кинотеатр и посмотреть хороший фильм, без убийств и кровопролития, а такой, от которого на душе станет светлее. Вкус, аромат и привлекательный вид пищи делают процесс еды радостным и улучшают пищеварение. Шум листвы, цвет неба и формы облаков, журчание воды, вид костра или горящей свечи, аромат цветов, запахи луга, леса или цветущей степи, прохлада свежего ветра, приятные прикосновения, ощущение теплой и удобной одежды, красивая музыка или звук любимого голоса – все это духовная пища, которая улучшает настроение и делает человека более здоровым духовно и телесно. Позитивная энергия есть всюду, нужно только использовать для ее восприятия все органы чувств: зрение, слух, обоняние, вкус и осязание.

Нужно найти время, чтобы заглянуть вглубь себя, оценить свой образ жизни, задать самому себе вопрос: «Что со мной происходит? Почему у меня плохое настроение? Что я делаю не так и правильно ли я поступаю?» Уединение и самоуглубление помогут вовремя остановиться, верно оценить ситуацию и найти выход – достаточно какое-то время побыть наедине с самим собой, отрешившись от суеты и тревог, сиюминутных желаний, страхов, страстей. После такого уединения человек заново открывает светлое восприятие жизни, по-новому слышит, видит и ощущает, по-новому радуется небу, солнцу, мелодиям, запахам, вкусу пищи. Чтобы быть счастливым, не надо искать причины. У несчастья всегда есть причина, а чтобы быть счастливым, нужно просто родиться на свет.

Основной принцип тибетской медицины состоит в том, что нельзя лечить по отдельности душу, ум и тело – лечение всегда включает все три составляющие. Человеческий организм – единое целое, и это означает не только взаимосвязь всех органов, тканей и систем организма, но и неразрывную связь между физическим и духовным – здоровьем тела, здоровьем ума и здоровьем души человека.

«„Днем и ночью я буду вести правильный образ жизни” – мысль эту держи всегда в голове, и страдание тебя не коснется» («Чжуд-Ши», тантра Объяснений).

Патогенный ветер в китайской медицине ассоциируется с печенью, элементом Дерево, весной, Ян.

Внешний патогенный ветер может проникнуть в организм в любое время года, однако наиболее часто это происходит весной. Легче всего он проникает в организм при потении или во время сна.

В каноне «Су вэнь» говорится: «Ветер - это начальник ста болезней». Ветер является основным внешним патогенным фактором, в то время как остальные патогенные факторы очень часто проникают в организм вместе с ветром. В этом случае причиной болезни становятся ветер-холод, ветер-жар, ветер-сырость, ветер-сухость. Ветер может сочетаться не только с остальными пятью внешними патогенными факторами, но и с патогенной флегмой, образуя «ветер-флегму».

Ветер в китайской медицине относится к патогенным факторам типа Ян. Особенностью Ян является движение вверх и наружу, поэтому патогенный ветер чаще всего проникает в верхние части тела (прежде всего в голову и лицо), в Ян-каналы, а также на поверхность тела, что приводит к нарушению «открытия» и «закрытия» пор кожи. Основными клиническими проявлениями восприятия патогенного ветра являются головная боль, заложенность носа, зуд или боль в горле, отечность лица, непереносимость ветра, выделение пота.

Свойствами ветра являются быстрота и изменчивость направления, поэтому болезни, вызванные патогенным ветром, характеризуются резким возникновением (внезапная потеря сознания), быстрым течением (лихорадки), изменением локализации (боль в суставах без четкой локализации).

Ветру свойственно постоянное движение, поэтому проникновение патогенного ветра часто сопровождается головокружением, дрожью, судорогами.

Болезни из-за внешнего ветра связаны с восприятием внешнего патогенного ветра, обычно в комбинации с другим патогенным фактором. Болезни из-за внутреннего ветра возникают при нарушении функций печени.

К основным синдромам внешнего ветра китайская медицина относит:

  • Ветер-холод . Возникает при сочетании внешнего патогенного ветра с патогенным холодом. Характеризуется сильным ознобом, незначительным повышением температуры тела, отсутствием пота, болью в затылочной области головы, усиливающейся в ветреную и холодную погоду, болью в теле, болью в суставах, заложенностью носа, кашлем, одышкой, светлым языком с тонким белым налетом, поверхностным напряженным пульсом.
  • Ветер-жар . Возникает при сочетании внешнего патогенного ветра с патогенным жаром. Сопровождается высокой лихорадкой, небольшим ознобом, кашлем, воспалением горла, жаждой с предпочтением холодных напитков, головной болью распирающего характера в лобной или височной областях, болью, отеком и покраснением глаз, покраснением кончика и краев языка, слегка желтым налетом на языке, поверхностным частым пульсом. В тяжелых случаях могут наблюдаться сухость во рту и носовое кровотечение.
  • Ветер-тепло . Является острой лихорадочной разновидностью заболевания, возникающего при восприятии внешнего патогенного ветра-жара, как правило, зимой и весной. Сопровождается высокой лихорадкой, кашлем, сильной жаждой.
  • Ветер-сухость . Возникает при сочетании внешнего патогенного ветра с патогенной сухостью. Обычно наблюдается сухой осенью. Характеризуется головной болью, ознобом, отсутствием пота, заложенностью носа, сухостью во рту, сухостью губ, сухим кашлем, болью в грудной клетке и подреберье, сухостью и зудом кожи, тонким белым сухим налетом на языке, поверхностным вязким пульсом.
  • Ветер-сырость . Возникает при сочетании внешнего патогенного жара с патогенной сыростью, обычно в сырую и холодную погоду. Характеризуется повышением температуры тела, особенно во второй половине дня, непереносимостью ветра, сильными болями в теле, ломотой в конечностях, ощущением тяжести в теле и голове, приступами головной боли распирающего, колющего или пульсирующего характера в одной половине головы, возникающими в ветреную и холодную погоду, ощущением сдавленности грудной клетки, вздутием живота, тошнотой, рвотой, сухостью во рту без жажды, насморком, заложенностью носа, жирным налетом на языке, мягким или поверхностным редким пульс.
  • Ревматизм со свойствами ветра-холода-сырости . Имеется в виду боль в суставах, тяжесть и боль в теле из-за застоя Ци и крови, вызванных проникновением патогенных ветра, холода и сырости в суставы и мышцы, каналы и коллатерали.
    Обычно ветер, холод и сырость проникают в организм одновременно. Однако чаще всего превалирует один из патогенных факторов. Так, в каноне «Су вэнь» говорится: «Слияние ветра, холода и сырости вызывает ревматизм. Когда преобладает Ци ветра, возникает блуждающий ревматизм. Когда преобладает Ци холода, возникает болевой ревматизм. Когда преобладает Ци сырости, возникает локализованный ревматизм. Когда они проникают во внутренности, наступает смерть; когда задерживаются в костях и сухожилиях, возникает длительная боль; когда задерживаются в коже, болезнь вскоре прекратится».
  • Ветер-вода . Обычно возникает при проникновении внешнего патогенного ветра в кожу, нарушении функций легких по распространению Ци и жидкостей по организму, опусканию и регуляции движения в водных путях, скоплении жидкости-сырости на поверхности тела. Характеризуется внезапным началом болезни, повышением температуры тела, непереносимостью ветра, отечностью лица и конечностей, болью в суставах, затрудненным мочеиспусканием, отекшим языком с жирным налетом, поверхностным пульсом.
  • Ветер-флегма . Возникает при изначальном заболевании со свойствами флегмы с последующим восприятием внешнего патогенного ветра или при застое ветра-жара. Сопровождается головной болью, головокружением, затуманиванием зрения, склонностью закрывать глаза и нежеланием открывать их, сонливостью, нежеланием разговаривать, тяжестью в теле, вялостью, ощущением сдавленности грудной клетки, тошнотой, сердцебиением, а также желтушно-синюшным цветом щек, или отхаркиванием пенистой мокроты. Ветер-флегма может стать причиной эпилепсии и апоплексии.

Внутренний ветер возникает при нарушении функций печени, которая, как и ветер, относится к элементу Дерево. В отличие от синдрома внешнего ветра, обычно носит хронический характер, характеризуется дрожью, судорогами и нехарактерными положениями тела.

Синдромы внутреннего ветра объединены в китайской медицине термином «внутренняя активация ветра печени ». Они делятся на три категории:

  • Трансформация Ян печени в ветер. Возникает при врожденном недостатке Инь и избытке Ян, провоцируется эмоциональными нарушениями, переутомлением, алкоголем, что приводит к опусканию Инь, активации Ян и ее трансформации в ветер. Сопровождается головокружением, дрожанием головы, головной болью, онемением или тремором конечностей, расстройствами речи, красным дрожащим языком, струнным частым пульс. В тяжелых случаях возможны внезапная потеря сознания, скованность языка, паралич мышц одной половины лица, гемиплегия.
  • Образование ветра при сильном жаре. Возникает при болезнях, вызванных восприятием внешнего патогенного жара. Сопровождается высокой лихорадкой, судорогами, ригидностью затылочных мышц, закатыванием глаз, красным или темно-красным языком, струнным частым пульсом. В тяжелых случаях возможны опистотонус или кома со стискиванием челюстей.
  • Образование ветра при недостатке крови. Возникает при недостатке крови печени. Сопровождается бледностью, головокружением, снижением остроты зрения, сухостью глаз, нарушением сумеречного зрения, чувством онемения в конечностях, подергиванием мышц, скудными менструальными выделениями или аменореей, светлым языком, тонким пульсом. В тяжелых случаях возможны судороги и нарушение двигательной функции конечностей.

Из книги: Белоусов П. В. «Теоретические основы китайской медицины»
Серия «Китайская чжэньцзю-терапия»
Алматы, 2004

Назад Вперед

Ветер – стихия «переменчивого холода», связанная с недостатком энергии и беспокойством человека по этому поводу. Эта ньепа – жизненное начало человека – отвечает за физиологические и энергетические процессы, связанные с нервной системой, а также с сердцем, толстым кишечником, ушами, суставами и кожными покровами. Ветер обеспечивает движение, дыхание, функции органов чувств, управляет всем телом, равновесием между двумя другими ньепами.

Это тип человека с преобладающей холодной энергией Инь. В классификации темпераментов Гиппократа-Галена Ветру соответствует тип «сангвиник». Время наибольшей активности Ветра наступает в старости, когда общая жизненная энергия идет на спад, все жизненные функции постепенно угасают и дают о себе знать накопленные в течение жизни болезни. Благодаря Ветру энергия перемещается по телу, появляются силы для движения и работы.

Внешность и физиология

Люди конституции Ветер обычно невысокого роста и худощавы, часто сутулятся. У них холодные руки и ноги, сухая, иногда шелушащаяся, кожа и сухие волосы. Лицо бледное, при волнении покрывается легким румянцем. Язык сухой, красного цвета, с вяжущим привкусом во рту. Моча с едва заметным зеленоватым или голубоватым оттенком, прозрачная и без запаха. Функция пищеварения ослаблена, поэтому людей этого типа нередко мучают газообразование в кишечнике с вздутием и урчанием в животе и запоры.

Люди конституции Ветер редко испытывают проблему лишнего веса, им легче похудеть, чем набрать вес. Поступающая с пищей энергия расходуется на движение, слова и эмоции, поэтому Ветер с годами не становится более грузным и тучным и продолжает носить одежду одного и того же размера.

Такие люди отличаются стремительностью, легкой походкой, говорливостью, мимической активностью и, бывает, суетливостью.

Характер

Ветры быстро устают, но так же быстро набирают силы после недолгого отдыха. Им свойственна раздражительность, хотя по характеру они обычно веселые, возбудимые, многословные, деятельные, открытые, общительные. Их настроение переменчиво, как ветер, может меняться по нескольку раз на дню. Подвижный ум и энтузиазм проявляется в том, что такие люди одержимы идеями, быстро вспыхивают, но так быстро угасают, стараются завладеть вниманием окружающих, но часто сами попадают под влияние других людей.

Люди типа Ветер с трудом переносят монотонные действия и рутину. Предпочитают творческую и динамичную работу, прекрасно умеют на нее мобилизоваться, но быстро устают, а закончив дело, нуждаются в расслаблении.

Ветры не терпят однообразия и статичности, поэтому часто выбирают свободные профессии: Ветров много среди артистов, коммивояжеров, журналистов, художников.

Их отличает тяга к шумным компаниям, страстность, в молодости – склонность к сексуальным излишествам, что парадоксально сочетается с нерешительностью, склонностью к сомнениям, частым переменам уже принятого решения.

Особенности самочувствия

Ветер не любит воду: меньше всего Ветров можно встретить на пляже и в бассейне. Зато в походах, на площадках для спортивных игр они завсегдатаи. Любители простора и свежего воздуха, они не выносят тесноты и духоты, где возможны головокружения и обмороки.

Люди конституции Ветер испытывают часто зябкость, любят кутаться, даже когда другие еще не ощущают прохлады. Любят лето, солнце и теплые дни и впадают в уныние в пасмурную погоду, не выносят сырости и слякоти. Общее отличие Ветра – метеочувствительность, прямая зависимость настроения от погоды.

У них нередко мерзнут руки и ноги. Они склонны к простудам, насморку, бронхитам. На холод реагируют дрожанием и клацаньем зубов. Характерны невралгии, судороги, ломота в суставах. Сон у людей типа Ветер чуткий и прерывистый.

Частые заболевания людей типа Ветер связаны с поражением нервной системы, прежде всего с радикулитом. Переживания или стресс вызывают прострелы в пояснице, потом боль может распространиться на суставы.

Закономерное следствие повышенной нервной возбудимости – бессонница, перемежающаяся чутким, поверхностным сном с тревожными сновидениями и кошмарами. Тревожное ощущение может сохраняться и днем. Повышенная возбудимость поначалу стимулирует активность: энергия Ян выплескивается наружу, но вскоре иссякает, сменяется фазой Инь, упадком сил и нередкой депрессией. В молодости эти перепады энергии сглаживаются, но с годами периоды бессилия затягиваются и все реже сменяются фазами активности. Стрессы и перепады эмоций с возрастом все чаще провоцируют заболевания – от внезапного отравления до неврозов. Такие люди не умеют выдерживать режим питания и соблюдать определенный образ жизни, что лишь усиливает раскачку нервной системы и срывы в болезни. Такая эмоциональная «кардиограмма» быстро истощает нервную систему и в старости приводит к болезням Паркинсона и Альцгеймера.

Правила жизни

Рядом желательно присутствие заботливого человека, способного внести порядок в сумбурное существование Ветра, помочь ему организовать рациональный распорядок, регулярно питаться, разумно расходовать силы, фокусировать внимание на позитивном.

Людям типа Ветер необходимо одеваться по погоде, не допускать переохлаждения, следить за тем, чтобы одежда была теплой, а обувь непромокаемой. Обязательные условия хорошего самочувствия – теплая ванна и душ, русская баня, масляные согревающие массажи.

Ветер, преобладающий в стареющем организме, сообщает ему холодную энергию Инь. Конец земного бытия человека обычно связан как раз с Иньскими болезнями: раком, гипертонией, атеросклерозом, инфарктом, инсультом, диабетом. Совсем избежать их прихода, естественно, невозможно, но чтобы отодвинуть, насколько возможно, следует повышать горячую энергию Ян в плотных органах: сердце, почках, печени, легких и селезенке – поджелудочной железе (в тибетской медицине два этих органа рассматриваются как один). С возрастом человека плотные органы ослабевают, хотя для слаженной работы организма они должны быть энергетически наполненными.

Значит, чтобы добиться продления жизни, необходимо пополнять их энергией Ян. Вот как это делают в Китае и Тибете.

Перед вами авторский сборник рассказов от Клиффорда Саймака – мастера жанра "гуманитарной" НФ! На сей раз речь пойдет о странных и таинственных событиях, загадках истории, инопланетных гостях и путешествиях во времени…

Клиффорд Саймак
Фото битвы при Марафоне
(сборник рассказов и повестей)

Цилиндр

Когда Бронсон повернул машину на ведущую к ступеням Крамден-Холла петляющую дорогу, я ощутил в окрестном пейзаже перемены, хотя и не сразу понял, какие именно.

– Глядите-ка, пагода исчезла! – наконец догадался я.

– Да, снесло как-то ночью ураганом несколько лет назад, – сообщил Бронсон. – Уж больно она была хлипкая.

В остальном все осталось по-прежнему. Енотов Ручей ничуть не переменился. Он спокойно располагался на своем месте и, хотя несколько обветшал, изо всех сил старался выглядеть как ни в чем не бывало.

Машина подкатила к колоннаде и остановилась.

– Заходите, – сказал Бронсон. – Старик Пратер вас ждет. А я поставлю машину и принесу ваши чемоданы.

– Спасибо, что встретили. Давненько мы не виделись, Бронсон.

– Лет пятнадцать, – уточнил он, – а то и все двадцать. Года нас не балуют. А вы не заглянули к нам ни разу.

– Да, – согласился я, – не довелось.

Машина отъехала, и, как только она скрылась из виду, я увидел, что был не прав. Пагода никуда не пропала; залитая закатным светом, она по-прежнему стояла на своем месте – точь-в-точь такая, какой запомнилась. Примостилась на опоясанной изгибом дороги лужайке. Возле угла пагоды тянулась к небу сосна, а под стеной шелестел листьями тис.

– Чарльз, – донеслось сзади, – Чарльз, как я рад тебя видеть.

Я обернулся и увидел ковыляющего вниз по лестнице Старика Пратера.

Я быстро пошел навстречу, и мы немного постояли, глядя друг на друга в угасающих лучах заката. Старик Пратер почти не изменился. Пожалуй, чуточку постарел и поистрепался, но пока не горбился и держался молодцом, демонстрируя чуть ли не армейскую выправку. От него все так же исходил воображаемый запах мела. "Величественный, как и прежде, разве что с годами все черты чуточку смягчились", – подумал я, глядя на него.

– Тут все как раньше, – сказал я, – только плохо, что пагода…

– Эта набившая всем оскомину штука рухнула. Мы замучились разгребать обломки.

Мы поднялись по лестнице.

– Хорошо, что ты приехал. Вероятно, догадываешься, что у нас проблемы. Видишь ли, по телефону я не мог вдаваться в подробности.

– Я ухватился за возможность приехать сюда. Разумеется, я сидел без дела с тех самых пор, как меня вышвырнули из Института времени.

– Но это было два года назад. И никто тебя не вышвыривал.

– Уже три, – возразил я. – И вышвырнули, причем довольно явно.

– По-моему, обед давно готов. Лучше поторопимся к столу, а то старик Эмиль…

– Мы еще держимся. – Старик Пратер тихонько хихикнул. – Бронсон, я и Эмиль. Приходят и молодые, но у них не та школа. А мы стали сварливыми. Временами даже въедливыми, особенно Эмиль. Он придирчив сверх всякой меры и может отругать, если опоздаешь к обеду или съешь меньше положенного – считает это оскорблением для своей стряпни.

Мы добрались до двери и ступили в холл.

– А теперь, – предложил я, – может, будете любезны изложить мне суть этого розыгрыша с пагодой?

– А, так ты ее видел?

– Ну конечно же видел. Уже после того, как Бронсон объявил, что она рухнула. Она была там в то самое время, когда вы говорили, что она развалилась. Если это замысловатая шутка, каким-то образом относящаяся к моей работе в Институте времени…

– Это не трюк, а одна из причин твоего приезда. Поговорим об этом позже, а сейчас надо поспешить к столу, не то Эмиль будет в ярости. Кстати, я не упоминал, что парочка твоих однокашников будет обедать с нами? Леонард Эсбери – ты, разумеется, не забыл его.

– Доктор Пратер, все эти годы я пытался не вспоминать об этом хамоватом типчике. Кто еще из выпускников попал в избранный круг участников дела о пагоде?

– Только один человек – Мэри Холланд, – ответил он, нимало не смутившись.

– Та, что разбила ваше сердце, занявшись музыкой?

– Чарльз, если ты думаешь, что она разбила мое сердце, то заблуждаешься и насчет моих занятий, и насчет целей института. Мир не может позволить себе лишиться музыки, которую творит эта девочка.

– Итак, – провозгласил я, – знаменитый математик, талантливый композитор и разиня – исследователь времени. Когда речь заходит о подборе команды, вы проявляете чудеса изобретательности.

В его глазах запрыгали веселые чертики.

– Пойдем-ка за стол, – усмехнулся он, – а то Эмиль всех собак на нас спустит.

Обед был хороший, простой и обильный: суп-пюре из курятины, салат и отличные ребрышки с жареным картофелем; было и неплохое вино.

Старик Пратер довольно часто пускался в непоследовательные и помпезные рассуждения; хозяином он был хорошим, в этом ему не откажешь. Мы же почти не прерывали молчания, перекинувшись лишь несколькими словами, которые принято произносить после долгой разлуки с давними знакомыми.

Я пристально разглядывал тех двоих, и они отвечали мне тем же, наверняка гадая, с какой это стати Старик Пратер решил пригласить и Чарльза. Что ж, вопрос вполне законный, и винить их тут не за что.

Как я понял, Леонард Эсбери остался все тем же хамоватым типом. Его жидкие черные волосы были плотно прилизаны, на лице застыло холодное хитроватое выражение. Говорил он, почти не разжимая тонких губ. Этот ублюдок нравился мне ничуть не больше, чем прежде.

А вот Мэри совсем другое дело. Она была симпатичной девчушкой, у нас даже было несколько свиданий – но и только, ни к чему серьезному это не привело. Зато теперь красота покинула ее, и Мэри превратилась в этакую солидную матрону. У меня даже возникло подозрение, что за написанным на ее лице умиротворением скрывается обыкновенная пустота.

Оба они совершенно сбили меня с толку. Я забеспокоился и начал жалеть, что приехал.

Он вытер губы салфеткой, скомкал ее, бросил на стол и продолжил:

– По-моему, Чарльз уже кое о чем догадывается. Едва прибыв, он заметил нечто такое, что вы оба упустили.

Леонард и Мэри одновременно воззрились на меня. Я не промолвил ни слова: представление затеял Старик Пратер, вот пусть он и расхлебывает.

– Весьма вероятно, что у нас есть машина времени.

Мгновение все хранили молчание, а потом Леонард наклонился вперед и спросил:

– Вы хотите сказать, что кто-то изобрел…

– Прошу прощения, – отвечал Старик Пратер, – этого я сказать отнюдь не хочу. Машина времени свалилась в березовую рощицу у небольшого пруда позади мастерских.

– Как это – свалилась?

– Ну, может, и не свалилась. Вероятно, слово "объявилась" более уместно. Ее нашел Колченогий, наш садовник. Очень недалекий парень. Вы его, наверно, не знаете: он пришел всего несколько лет назад.

– То есть вы предполагаете, что она стала видна? – уточнила Мэри.

– Ну да, просто стала видна. Ее можно там увидеть, хотя и не совсем отчетливо, потому что частенько она кажется несколько расплывчатой. Иногда около нее оказываются какие-то объекты, потом исчезают – мы считаем, что они просто блуждают во времени. Вокруг университетского городка появляются довольно странные миражи – пагода, к примеру. – Он обернулся ко мне: – Похоже, эта конструкция питает слабость к пагоде.

– Тут нашим экспертом будет Чарльз, – с плохо скрываемой издевкой заявил Леонард. – Это ж он у нас исследователь времени.

Я не ответил, и в течение долгих минут вообще не было сказано ни слова. Наконец молчание стало невыносимым, и Старик Пратер попытался его нарушить.

– Разумеется, все понимают, что нынче вечером они приглашены сюда не без причины. Мы должны как-то овладеть ситуацией, и я убежден, что каждый из вас внесет свой вклад в дело.

– Но, доктор Пратер, – возразила Мэри, – об этом предмете я знаю меньше чем ничего. О времени я даже не задумывалась – разве что как об отвлеченном понятии. Я даже не ученый. Вся моя жизнь посвящена музыке, и все другие понятия меня не интересовали.

– Именно это я и имел в виду, – отвечал Старик Пратер, – именно потому-то ты и здесь. Нам нужно незапятнанное, непредубежденное – я бы сказал, девственное – сознание, чтобы рассмотреть этот феномен. Нам нужен разум человека, подобного тебе, который ни разу не подумал о времени, кроме как, по твоим словам, "об отвлеченном понятии". И у Леонарда, и у Чарльза здесь имеется некоторая предубежденность.

– Конечно, я благодарна за приглашение и, вполне естественно, заинтригована тем, что вы называете "феноменом". Но вы должны понять, что в отношении времени у меня крайне посредственные представления и возможность моей помощи в работе весьма и весьма сомнительна.