Роль гормонов в обмене, росте и развитии организма

Задачи: познакомить с действием гормонов и заболеваниями при гипо- или гиперфункции желез эндокринной системы; показать взаимодействие желез внутренней секреции при росте и развитии организма. Показать особенности нервно-гуморальной регуляции и роль гормонов в обменных протесах организма человека; познакомить с нарушениями нервно-гуморальной регуляции, с мерами предупреждения заболеваний и поддержания нормальной жизнедеятельности людей, имеющих подобные нарушения. Выяснить роль гормона поджелудочной железы – инсулина – в поддержании содержания сахара в крови, причины диабета и рассказать о приемах доврачебной помощи при передозировке препарата инсулина лицам, страдающим диабетом.

Средства обучения: мультимедийная презентация, таблицы “Железы внутренней секреции”, “Головной мозг в продольном разрезе с изображением подбугорья, гипофиза”, “Щитовидная железа”.

Ход урока

I. Проверка знаний.

Фронтальный опрос.

  1. Чем различаются железы внешней, внутренней и смешанной секреции?
  2. Какую функцию выполняют гормоны?
  3. Чем гормоны отличаются от ферментов и витаминов?
  4. Чем различаются понятия “рост” и “развитие”?

Индивидуальный опрос у доски.

Расположение желёз внутренней секреции, их функции.

II. Изучение нового материала.

Рассказ учителя с демонстрацией мультимедийной презентации и заполнением таблицы.

Рост и развитие организма обеспечивает работа ряда желез внутренней секреции. Эндокринная система действует как единое целое, несмотря на то, что в ее работе участвует много звеньев. Заболевание одной железы тут же сказывается на работе всех остальных, вот почему гормональные нарушения приходится лечить комплексно. В медицине сформирована целая отрасль - Эндокринология, которая изучает работу эндокринных желёз и методы лечения заболеваний, связанных с нарушениями их функций.

В процессе изучения темы мы заполним таблицу:

1. Функции гипофиза, его связь с нервной системой. Гипофизарные гиганты и карлики.

Гипофиз важнейшая железа в системе внутренней секреции. Он связан с центральной нервной системой. Он выделяет соматотропные гормоны (гормоны роста), стимулирующий работу рибосом, хотя гипофиз выделяет еще множество других гормонов, регулирующих работу других желёз внутренней секреции. Гипофизарные гиганты и карлики сохраняют нормальные умственные способности, в отличие от кретинов, страдающих с детства недостатком гормонов щитовидной железы (Рассказ учителя с элементами беседы, демонстрацией таблиц, демонстрация мультимедийной презентации).

2. Щитовидная железа и ее гормоны. Функции щитовидной железы. Микседема и слизистый отек. Влияние щитовидной железы на деятельность нервной системы. Кретинизм. Нарушения функций щитовидной железы и заболевания, связанные с этим. Профилактика заболеваний; меры поддержания нормальной жизнедеятельности при нарушениях регуляции щитовидной железы. (Рассказ учителя, демонстрация мультимедийной презентации).

Демонстрация репродукции картины Рубенса “Соломенная шляпка”. На шее красавицы видно зобовидное утолщение. Во времена Рубенса (художник жил в XVII веке) в почве Фландрии (ныне территория Бельгии), очевидно, недоставало йода. Этот элемент необходим для выработки гормона щитовидной железы - тироксина. Недостаток йода вызывает увеличение тканей щитовидной железы, в результате чего и образуется зоб. Эти факты можно связать с экологическими условиями жизни людей. Знание причины болезни позволяет успешно предупреждать ее. Сейчас в состав поваренной соли во многих странах включают йодид калия. Эта простая процедура позволяет уберечь многих людей от заболевания щитовидной железы.

Действие гормонов щитовидной железы многообразно. Они регулируют работу митохондрий, где идут процессы окисления органических веществ с выделением молекул АТФ, богатых доступной энергией. Если гормона вырабатывается недостаточно, страдает энергетический обмен: из-за недостатка энергии содержащихся в химических связях молекул АТФ сердце сокращается слабо и редко. В результате кровь застаивается в нижних конечностях, тело отекает. Недаром это заболевание называют слизистым отек.

При гиперфункции щитовидной железы выделяется избыточное количество энергии. Сердце работает усиленно, давление повышено. Процессы окисления идут настолько быстро, что человек худеет. Истончаются жировые запасы, в частности и жировая подушка, окружающая глазное яблоко. Это приводит к тому, что кожа вокруг глаз втягивается, глаза кажутся большими, а при сильном тироксикозе - выпученными.

Оперативное удаление части щитовидной железы хирургическим путем или радиоактивным йодом, частично разрушающим ее ткани, способствует выздоровлению. Щитовидная железа участвует также в половом развитии детей.

Пониженная функция щитовидной железы в раннем детстве ведет к серьезному расстройству - кретинизму (слайд 17). При этом происходит не только нарушение роста и развития, но и снижение умственной деятельности.

3. Надпочечники и деятельность организма. Гормоны надпочечников. Роль адреналина и норадреналина в приспособлении организма к физическим и эмоциональным нагрузкам. Связь с вегетативной нервной системой. Саморегуляция и аутотренинг. (Рассказ учителя, демонстрация мультимедийной презентации).

4. Поджелудочная железа смешанной секреции. Инсулин - гормон поджелудочной железы. Роль инсулина в регуляции содержания сахара в крови. Сахарный диабет, его причины, лечение; первая помощь при передозировке инсулина. Образ жизни людей, страдающих диабетом. (Рассказ учителя)

Поджелудочная железа - железа смешанной секреции. Важную роль в регуляции обмена веществ играет гормон инсулин. Присутствие инсулина необходимо

для поступления глюкозы в кишечник и в клетки мышц и печени. Без инсулина глюкоза перестает окисляться. Другие органические соединения далеко не всегда могут заменить глюкозу. В результате окисление становится неполным, в крови появляются вредные соединения, которые отравляют организм. Происходит заболевание, известное как “сахарный диабет”. Поскольку сахар не может утилизироваться в организме без инсулина, он выделяется с мочой. Больной теряет много жидкости, ему постоянно хочется пить. Интересна история открытия сахарного диабета: врачи обратили внимание на то, что моча диабетиков привлекает мух. Дальнейшее исследование ее состава выявило содержание глюкозы, которое в норме отсутствует.

5. Половые железы – семенники и яичники.

Вырабатывают: семенники – андрогены, яичники – эстрогены.

Влияют на развитие половых признаков, на подготовку и функционирование репродуктивной системы и обменные процессы.

6. Вывод о взаимосвязи нервной и гуморальной регуляций в поддержании нормального обмена веществ. Подведение итогов заполнения таблицы.

Железы Гормоны Воздействие на организм
норма гиперфункция гипофункция
Гипофиз Ростовые Регулируют рост В молодом возрасте - гигантизм, у взрослых - акромегалия Задерживают рост - карликовость
Регуляторные Регулируют деятельность половых и щитовидной желез, надпочечников Усиливают гормональную активность всех желез Усиливают отделение воды при образовании вторичной мочи
Щитовидная Тироксин Регулирует обмен веществ, повышает возбудимость нервной системы Базедова болезнь (повышается обмен веществ, возбудимость нервной системы, развитие зоба) Микседема (понижается обмен веществ, возбудимость нервной системы, появляется отечность). В молодом возрасте - карликовость и кретинизм
Надпочечники Кортикоиды Регулируют обмен минеральных и органических веществ, выделение половых гормонов Раннее половое созревание с быстрым прекращением роста Бронзовая болезнь (желтый цвет кожи, слабость, похудение)
Адреналин Ускоряет работу сердца, сужает кровеносные сосуды, тормозит пищеварение, расщепляет гликоген Учащенное сердцебиение, повышение кровяного давления, особенно при испуге, страхе, гневе Количество регулируется нервной системой, поэтому его недостатка не бывает
Норадреналин Обратное действие
Поджелудочная железа Инсулин Регулирует содержание глюкозы в крови, синтез гликогена Шок, судороги, потеря сознания Сахарный диабет, повышается уровень глюкозы в крови, сахар в моче
Глюкагон Обратное действие
Половые железы: семенники; яичники Андрогены

Эстрогены

Влияют на развитие половых признаков, на подготовку и функционирование репродуктивной системы и обменные процессы

III. Закрепление знаний.

Заполнение кроссворда. Каждому учащемуся выдается кроссворд и дается время на разгадывание:

По вертикали: 1. Гормон мозгового слоя надпочечников.

По горизонтали: 2. Одно из проявлений недостатка гормона щитовидной железы. 3. Животный крахмал. 4. Гормон щитовидной железы. 5. Нарушение углеводного обмена. 6. Парная железа внутренней секреции. 7. Гормон надпочечников. 8. Избыточная функция железы внутренней секреции. 9. Гормон, регулирующий количество сахара в крови. 10. Болезнь, возникающая при избыточном выделении ростового гормона гипофиза. 11. Болезнь, связанная с нарушением деятельности гипофиза. 12. Железа внутренней секреции, расположенная в основании головного мозга. 13. Недостаточная функция железы внутренней секреции.

Ответы: 1. Норадреналин. 2. Кретинизм. 3. Гликоген. 4. Тироксин. 5. Диабет. 6. Надпочечник. 7. Кортикоид. 8. Гиперфункция. 9. Инсулин. 10. Гигантизм. 11. Акромегалия. 12. Гипофиз. 13. Гипофункция.

Домашнее задание: § 45, конспект.

МБОУ ВЫШКОВСКАЯ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

ОТКРЫТЫЙ УРОК

БИОЛОГИЯ

8 КЛАСС

ТЕМА:

Роль гормонов

в организме человека.

ПОДГОТОВИЛА:

Учитель биологии и химии

Сычёва А.Г.

2015 г.

Тема: Роль гормонов в организме человека.

Цель: Определить значение желез секреции в организме.

Задачи:

образовательные: Повторить и закрепить материал о железах секреции; показать особенности гуморальной регуляции и роль гормонов в обменных процессах организма человека; ввести понятия гипо- и гиперфункция; познакомить с действием гормонов и заболеваниями при гипо- или гиперфункции желез эндокринной системы; показать взаимодействие желез внутренней секреции и их участие росте и развитии организма; ознакомить с мерами предупреждения заболеваний и поддержания нормальной жизнедеятельности людей, имеющих подобные нарушения. Сформировать понятия: мексидема, базедова болезнь, карликовость, гигантизм, акромегалия, кретинизм, инсулин, сахарный диабет.

развивающие: в процессе выполнения заданий с проблемными и другими трудными вопросами развивать интеллектуальные способности, творческое мышление учащихся; умение качественно работать с текстом; выделять главное; составлять схемы и таблицы.

воспитательные: показать успех медицины в лечении таких заболеваний, обратить внимание на зависимость своевременности диагностики заболеваний и успеха лечения; учить учащихся внимательно относится к своему организму; обратить внимание на необходимость прохождения диспансеризаций и своевременного обращения к врачу.

Тип и вид урока: комбинированный

Оборудование: КТ; рабочие листы; барельефы: «Поджелудочная железа», «Щитовидная железа»; «Надпочечники»; «Сагиттальный разрез головного мозга человека»; модель головного мозга человека разборная поперечный срез щитовидной железы.

Ход урока:

Сегодня мне хотелось бы начать урок с высказывания немецкого философа Артура Шопенгауэра (портрет и высказывание на доске)

Фраза дня: « Здоровье до того перевешивает все остальные блага жизни, что поистине здоровый нищий счастливее больного короля»

Артур Шопенгауэр

Какое настроение и какие мысли вызвала у вас эта фраза.

    Актуализация знаний, определение проблемы урока:

Просмотрим видео фрагмент, а затем его обсудим.

    Демонстрация видеофрагмента о цирке лилипутов.

    Обсуждение:

    Цирк лилипутов – уникальный цирк. В чем его уникальность? (там работают люди очень маленького роста)

    Работа в цирке требует от человека хорошей физической подготовки, выносливости, умения работать с публикой. На ваш взгляд, есть ли отклонения в здоровье у артистов этого цирка? Ответ обоснуйте. (да/нет)

    Итак, какие отклонения вы обнаружили? (отклонения в росте – очень маленький рост)

    С работой, какой системы органов или органов они могут быть связаны? (эндокринной или желез внутренней секреции)

    Давайте вспомним, какая система органов в организме человека отвечает за нормальный рост и развитие (гуморальная или эндокринная)

    Следовательно, в работе какой системы возможен сбой в организме маленьких людей?

    Опишите принцип работы гуморальной системы (органы выделяют в кровь гормоны, а гормоны регулируют разнообразные процессы жизнедеятельности)

    Какие органы относятся к эндокринной системе? (печень, поджелудочная железа, щитовидная железа, половые железы, гипофиз)

Для того чтобы, точнее поставить диагноз, давайте выполним следующее задание:

Задание 1:

перед вами перечень понятий: слюнные железы, щитовидная железа; потовые железы; поджелудочная железа; сальные железы; надпочечники; половые железы; печень; гипофиз

    объедините эти понятия одну группу и дайте ей название;

    разделите понятия на три группы, назовите эти группы;

    исходя из пунктов 1 и 2 составьте схему

должны составить следующую схему (учащийся выполняет на доске, остальные в тетради)

Железы секреции

Внешней секреции Внутренней секреции Смешанной секреции

печень гипофиз поджелудочная железа

слюнные железы щитовидная железа половые железы

потовые железы надпочечники

сальные железы

Вернемся к истории о маленьких людях, какие же проблемы со здоровьем у них могут быть?

(нарушена работа желез внутренней секреции)

Поговорим о роли желез внутренней секреции

На доске написаны слова и цифры, схемы попробуем определить, что они означают:

100

«гармао» гормоны

0,0000003100015

маленькие органы большого значения

    Выполним задание 2 : осмыслите несколько фактов.

(читают факты; объясняют записи на доске)

    Постановка проблемы:

Какая железа неправильно работает у маленьких людей?

Давайте проанализируем схему и попробуем определить железу, которая неправильно работает у маленьких людей (какая точно из желез внутренней и смешанной секреции не знают)

Что мы знаем? (это железа должна выделять гормон)

Что нужно узнать? (какие гормоны выделяет каждая из выделенных нами желез, а также роль этих гормонов в организме человека)

    Определение темы и цели урока.

тема: Роль гормонов в организме человека.

цель урока: выявить роль гормонов в организме человека

    Ставим задачи:

    определить

а) гипофиза

б) щитовидной железы

в) надпочечников

г) поджелудочной железы

    познакомиться с заболеваниями, которые возникают при нарушении функций желез внутренней секреции

    выполняем задание 3.

Работа с книгой и рабочим листом:

Задание 3: заполни таблицу, используя материал §45 (стр. 174)

тема: Роль гормонов в обмене веществ, росте и развитии организма.

цель: изучить роль гормонов в обмене веществ, росте и развитии организма.

учащиеся читают самостоятельно текст учебника, изучают презентацию, составляют таблицу:

(заполнение таблицы контролируется пошагово учителем, совместное обсуждение, анализ выбор главного)

Таблица:

Нормальная

функция

Пониженная функция

Повышенная функция

Гипо функция

Гипер функция

Гипофиз

Гормоны роста

Рост и развитие организма

Карликовость

Гигантизм, акромегалия

Щитовидная железа

Тироксин и др.

Регуляция обмена веществ

Микседема

(слизистый отек),

у маленьких детей - кретинизм

Базедова болезнь

Поджелудочная железа

Инсулин

Регуляция углеводного обмена

Сахарный

диабет

Слабость, сонливость, апатия

Надпочечники

Адреналин,

норадреналин

Повышают работоспособность организма при напряженной физической и психической работе.

Бронзовая

болезнь (Аддисонова болезнь).

Высокое давление, частое сердцебиение

Дополнительная информация для учащихся (тематические карты):

акромегалией

Эндемический зоб

Спорадический , или рассеянный, зоб

Поджелудочная железа.

Как демон, коварна и зла.»

Отрывок из рассказа И.С. Тургенева "Живые мощи".

Автор так описал болезнь: "Я приблизился - и остолбенел от удивления. Передо мною лежало живое человеческое существо, но что это было такое?! Голова совершенно высохшая, одноцветная, бронзовая - ни дать, ни взять икона старинного письма, нос узкий, как лезвие ножа; губ почти не видать - только зубы белеют и глаза, да из-под платка выбиваются на лоб жидкие пряди желтых волос".

Это состояние ,известное как аддисонова болезнь ,характеризуется сильной слабостью ,похуданием , низким кровяным давлением ,желудочно- кишечными расстройствами ,повышенной потребностью в соли ипигментацией кожи .Аддисонова болезнь ,описанная в 1855 Т .Аддисоном ,стала первым распознаннымэндокринным заболеванием .

    Обратите внимание на экран, перед вами готовая таблица, сверьте с ней свои таблицы, исправьте недочеты. Выводы по задачам.

значение в организме человека:

а) гипофиза – рост и развитие

б) щитовидной железы – регуляция обмена веществ

в) надпочечников - мобилизация организма в стрессовых ситуациях

г) поджелудочной железы – регуляция углеводного обмена

Заболевания, которые возникают при нарушении функций желез внутренней секреции:

микседема, кретинизм, акромегалия, базедова болезнь, бронзовая болезнь, сахарный диабет, карликовость, гигантизм.

( понятия вывешиваются на магнитную доску )

    Решение проблемы. Ставим диагноз маленьким людям (карликовость- гипофункция гипофиза).

    На данный момент в цирке лилипутов появилась проблема– дефицит артистов. Маленьких людей становиться все меньше и меньше. Как вы думаете, с чем это может быть связано?

( научились лечить )

Действительно проблемы с работой желез внутренней секреции в современной медицине сейчас решаются. Достаточно сдать кровь на определение гормонального фона, если будут обнаружены какие- нибудь отклонения врач предложит план лечения. Для лечения гормональных заболеваний очень важно вовремя поставить диагноз, чем раньше выявлено отклонение, тем выше результат лечения. Поэтому очень важно следить за своим здоровьем, вовремя обращаться за медицинской помощью, а также проходить профилактические обследования. В нашем государстве действует программа по раннему выявлению у новорожденных отклонений в работе щитовидной железы. В течение первых дней жизни, еще в роддоме берут кровь на анализ, при обнаружении отклонений сразу же начинается лечение.

    Решение заданий на закрепление.

    по фотографии поставить диагноз (карликовость, базедова болезнь, акромегалия, мексидема, гигантизм)

    по названию гормона определить железу секреции (гипофиз, поджелудочная железа, надпочечники, щитовидная железа, надпочечники

    выбрать верные суждения:

1.

3 . Инсулин – гормон, вырабатываемый поджелудочной железой.

5. Гуморальная регуляция осуществляется с помощью гормонов.

10. Гормоны поступают в кровь.

Рефлексия.

В организме человека вырабатывается более 50 различных гормонов. Исследуя кровь, можно определить гормональный фон организма. Давайте сегодня, мы определим гормональный фон класса. Представим себе, что на уроке у каждого из вас выработался гормон:

гормон воодушевления

гормон удивления

гормон страха

Каждый из вас выберет себе цвет соответствующего гормона и наклеит его на доску.

Домашнее задание: §45, термины, вопросы. (по желанию) составить кроссворд

ТЕМАТИЧЕСКАЯ КАРТА. Тема: Роль гормонов в организме человека.

Гиперфункция гипофиза. Акромегалия.

Если увеличение секреции гормона роста возникает в зрелом возрасте, когда рост тела закончился, то это приводит к заболеванию, называемому акромегалией . У больных наблюдается общее ожирение, увеличение размеров нижней части лица (нос расширен, губы утолщены, язык не помещается во рту), стоп и кистей рук. Рост при этом остается нормальным, поскольку в этом возрасте кости уже утрачивают способность к росту.

Роль правильного питания в функционировании щитовидной железы.

Гормоны щитовидной железы, тироксин и трийодтиронин, содержат в своем составе йод – элемент, поступление которого в организм ограничено. Эндемический зоб возникает из-за недостатка йода в питьевой воде и пище. В Швейцарии резко снизились заболевания зобом и кретинизмом, когда в обязательном порядке жителям стали прописывать йод, ввели в употребление йодированные соль или хлеб.

Спорадический , или рассеянный, зоб не связан с природными очагами. Он возникает как результат употребления пищевых продуктов или лекарств, которые блокируют усвоение йода. В Тасмании при употреблении молока коров, питавшихся растениями семейства барбариа, которые содержат антийодные вещества, у детей возникает зоб. Некоторые сорта капусты, репы, брюквы содержат естественные тиреостатические компоненты. Бездумное употребление преимущественно этих продуктов в ущерб другим может привести к спорадическому зобу. Питание должно быть разнообразным.

Поджелудочная железа.

Заведующий кафедрой топографической анатомии и оперативной хирургии доцент А.А. Голубев, большой знаток литературы и музыки, всегда очень умело насыщавший свои лекции впечатляющими образами. О поджелудочной железе он с вдохновением говорил:

«Как нежащаяся пантера, уложила она голову в изгиб двенадцатиперстной кишки, распластала тонкое тело на аорте, убаюкивающей ее мерными движениями, а чуть изогнутый хвост беспечно отклонила в ворота селезенки - затаившийся красивый хищник, который неожиданно при болезни может нанести непоправимый вред; так и поджелудочная железа:

Прекрасна, как ангел небесный,

Как демон, коварна и зла.»

Гиперфункция поджелудочной железы

Стоит отметить, что данный недуг является достаточно редким и проявляется, как правило, целым рядом симптомов. Так, первоначально при возникновении гиперфункции появляется общая слабость, быстрая утомляемость, постоянная сонливость, апатия. Если на этом этапе не будет назначено соответствующее лечение, то заболевание продолжит прогрессировать, а состояние организма ухудшаться: появляются сильные и болезненные судороги, нередко появляются потери сознания, резкий набор веса.

Гипофункция надпочечников. Бронзовая болезнь (Аддисонова болезнь).

Отрывок из рассказа И.С. Тургенева "Живые мощи". Автор так описал болезнь: "Я приблизился - и остолбенел от удивления. Передо мною лежало живое человеческое существо, но что это было такое?! Голова совершенно высохшая, одноцветная, бронзовая - ни дать, ни взять икона старинного письма, нос узкий, как лезвие ножа; губ почти не видать - только зубы белеют и глаза, да из-под платка выбиваются на лоб жидкие пряди желтых волос".

Это состояние ,известное как аддисонова болезнь ,характеризуется сильной слабостью ,похуданием , низким кровяным давлением ,желудочно- кишечными расстройствами ,повышенной потребностью в соли ипигментацией кожи .Аддисонова болезнь ,описанная в 1855 Т .Аддисоном ,стала первым распознанным эндокринным заболеванием .

Гипофиз - эндокринный орган, находящийся на внутренней поверхности мозга.

Надпочечники - парные органы, прилегающие к верхушкам почек.

Применяем новые знания!!!

1________________________________ 4__________________________

2__________________________________ 5______________________________

3___________________________________

    По названию гормона определи железу секреции, выделяющую его:

гормон роста -____________________________________

инсулин-_________________________________________

норадреналин-_____________________________________

тироксин- _________________________________________

адреналин-_______________________________________

    Выбери верные суждения:

1. Гормоны – это высокоактивные химические вещества. Большинство гормонов вырабатываются железами внутренней секреции.

2. Поджелудочная железа выполняет только одну функцию – выделение пищеварительного сока.

3. Инсулин – гормон, вырабатываемый поджелудочной железой.

4. Гипофиз –железа внутренней секреции.

5. Гуморальная регуляция осуществляется с помощью гормонов.

6. Железы внутренней секреции имеют выводные протоки.

7. Секрет желёз внешней секреции выделяется в кровь.

8. Поджелудочная железа относятся к железам только внутренней секреции.

9. Щитовидная железа относится к железам смешанной секреции.

10. Гормоны поступают в кровь.

Рабочий лист _______________________________________________________

Задание 1. Перед тобой перечень понятий:

слюнные железы, щитовидная железа; потовые железы; поджелудочная железа;

сальные железы; надпочечники; половые железы; печень; гипофиз

    объедини эти понятия в одну группу и назови её;

    раздели понятия на три группы, назови эти группы;

    исходя из пунктов 1 и 2 составь схему, с использованием всех понятий.

Задание 2 . Осмысли несколько фактов, расшифруй записи на доске.

    Человек может жить без желудка и желчного пузыря, с одним легким, с одной почкой, с половиной печени, но он умрет, если удалить маленькую железу - гипофиз, который весит всего 0,5 г. Всего желез внутренней секреции около десяти, их масса около 100 г.

    Железы внутренней секреции вырабатывают особые вещества – гормоны (от латинского слова «гармао» - возбуждаю) в ничтожно малом количестве; например в сутки человеку требуется 0,0000003 г витамина В, а гормона адреналина – в 1000 раз меньше (15 г его хватило бы с избытком для всех людей земного шара!)

    Гормоны очень активны, они сильно изменяют рост и развитие всего организма, регулируют обмен веществ; нехватка или избыток гормонов вызывает болезненные изменения и пропорций частей тела (известны случаи, когда масса тела некоторых людей достигала 500-600 кг)

Тема урока ______________________________________________________________________

Таблица: «Деятельность эндокринных желез»

Нормальная

функция

Пониженная

функция

Повышенная функция

Гипо функция

Гипер функция

РАБОТА 145

1. У кого из трех субъектов на рисунке гипофиз выделял нормальное количество гормонов, у кого – избыточное, а у кого – недостаточное? (См. учебник, §45).
Субъект А – недостаточное.
Субъект Б – нормальное.
Субъект В – избыточное.

2. В каком возрасте могли возникнуть нарушения у заболевших людей?
В детстве.

3. Повторите по учебнику (см. с. 17) строение клетки. На какие органоиды влияет гормон роста гипофиза? Выберите правильный ответ из предложенных, поставив в квадратике знак «+».


РАБОТА 146

На рисунке слева показана щитовидная железа, справа в овале – ее микростроение.
Ответьте на вопросы.
1. Где накапливаются гормоны щитовидной железы и куда они поступают?
Гормоны щитовидной железы сразу поступают в кровь.

2. Известно, что эти гормоны усиливают процессы окисления. Влияют ли они на рибосомы или митохондрии?

Да, эти гормоны стимулируют работу рибосом и митохондрий.

Проверьте ответы по §45.

РАБОТА 147

Заполните пропуски (см. §45).

При повышенном выделении гормонов щитовидной железы энергетический обмен увеличивается, вследствие этого температура тела увеличивается , сердечная деятельность учащается , раздражительность увеличивается , масса тела снижается .
При недостаточном выделении гормонов щитовидной железы сердце работает медленно , ноги короткие , температура тела низкая , основной обмен уменьшается .

РАБОТА 148

Ответьте на вопросы (см. §45).
1. Какие железы внутренней секреции задерживают преждевременное половое созревание?
Эпифиз, гипофиз, щитовидная железа.
2. Какие железы стимулируют развитие половых желез?
Надпочечники, гипофиз, щитовидная железа.
3. Какие железы влияют на появление вторичных половых признаков?
Половые железы, гипофиз.
4. Какая железа непосредственно связана с мозгом?
Гипофиз.

РАБОТА 149

1. Как происходит поддержание количества глюкозы в крови? Заполните таблицу.


2. Инсулин стимулирует образование гликогена, адреналин – его распад и появление глюкозы, необходимой для энерготрат. Почему инсулин должен выделяться в организме в течение всей жизни?
Потому что организму постоянно нужна энергия, которую высвобождает инсулин.
3. Окисление происходит в митохондриях клеток. Может ли глюкоза проникнуть в клетки без инсулина?
Нет.
4. Окисление других веществ, например жира, белка, может происходить, но это приводит к нарушению обмена, в частности нервных клеток. Почему?
Для нервных клеток глюкоза является единственным источником энергии.
5. Найдите на рисунке к заданию 143 надпочечники. Эти железы внутренней секреции выделяют много гормонов, но мы остановимся только на двух из них: адреналине и норадреналине. Эти гормоны выделяются при повышенной физической, эмоциональной или другой психической нагрузке, когда требуется мобилизация физических и психических сил. Ответьте на вопросы.
В корковом или мозговом слое надпочечников происходит выделение этих гормонов?

Мозговом.
Как адреналин и норадреналин воздействуют на сердце
Сердцебиение учащается.
Артериальное давление крови
Повышается
На превращение гликогена печени в глюкозу
Увеличивается распад гликогена.
Почему длительное выделение этих гормонов при эмоциональном напряжении вредно влияет на состояние организма?
Потому что длительное влияние этих гормонов (учащение сердцебиение, повышение артериального давления) оказывает вред организму.
Как избавиться от избытка таких гормонов, как адреналин и норадреналин, и снизить эмоциональное напряжение?
Физической работой. Когда мышцы напряжены, концентрация адреналина и норадреналина в них снижается.

Текст: Евгения Багма

Роль гормонов в обмене веществ трудно, а, порой, и крайне опасно недооценивать. Ведь и само слово «гормон» произошло от греческого «возбуждать». И в этом названии кроется суть гормонов - они являются катализаторами многих химических процессов человека на клеточном уровне.

Гормональные процессы в организме

Роль гормонов в обмене веществ огромна. Гормоны - вещества, которые, в основном, производятся в железах внутренней секреции, к которым относятся щитовидная и паращитовидная железы, надпочечники, поджелудочная железа, яичники. В основном, регулируют обмен веществ пептидные гормоны - например, гормон роста или инсулин. Первый отвечает за сжигание жира и наращивание мышц, а второй участвует в преобразовании поступающей в организм глюкозы в энергию.

Прежде, чем говорить о роли гормонов в обмене веществе, то есть в метаболизме, следует сказать, что процессов метаболизма существует два - это катаболизм и анаболизм. Катаболизм отвечает за расщепление веществ на строительный материал для организма и необходимую ему энергию. Анаболизм - это созидательный процесс, он использует полученную при катаболизме энергию и обеспечивает сборку новых клеток и тканей. К разрушителям относится глюкагон - он помогает глюкозе поступить в кровь, затем кортизол , который увеличивает концентрацию глюкозы в крови, тем самым улучшая питание клеток, и, наконец, гормон страха адреналин гормон страха адреналин - он снабжает организм кислородом. «Созидательными» гормонами являются инсулин, помогающий клеткам организма эффективно использовать поступающую глюкозу, соматотропин в ответе за рост тела, за наращивание мышц и костных тканей - тестостерон. Так как у мужчин он содержится в большем количестве, чем у женщин, мужчины быстрее худеют - мышцы требуют больше энергии, чем жировые ткани. Созидательным для женщины гормоном является эстроген, он отвечает за прочность костей и хорошую форму груди. Но в то же время именно эстроген является «виновником» жировых отложений на бедрах женщины.

Гормоны-регуляторы

Роль гормонов в обмене веществ можно объяснить на примере действия основных гормональных «регулировщиков» - тироксина и трийодтиронина. Так, лишний вес может быть вызван недостаточной выработкой этих гормонов щитовидной железой, из-за чего метаболизм замедляется, а полученная из глюкозы энергия откладывается в жировые запасы. Но роль гормонов в обмене веществ может быть и противоположная - так, при переизбытке этих гормонов, организм начинает черпать энергию из мышечной ткани. Часто от женщин, безуспешно борющихся с лишним весом, можно услышать, что проблема в их замедленном обмене веществ, вызванном гормональным сбоем. Стоит сказать, что причиной лишнего веса проблемы работа щитовидной железы становится лишь в трех процентах случаев. В ряде других необходимо пересмотреть систему питания и физических нагрузок.

Роль гормонов в обмене веществ, тем не менее, очень высока. Любое серьезное изменение веса - в большую или меньшую сторону - требует своевременного обращения к врачу. Только в этом случае вы сможете выяснить, какие гормоны вас подвели. Для поддержки гормонального баланса важно вести здоровый образ жизни и регулярно наблюдаться у эндокринолога.