Основные периоды развития организма человека. Знаменитые дети, достигшие успеха в раннем возрасте Начинает развиваться в возрасте

Возрастное развитие человека рассматривается по-разному, что определяет особенности периодизации возрастного развития:

  • Порядок жизненных событий;
  • Биологические процессы человека;
  • Развитие в социуме;
  • Онтогенез психологии.

Возрастная периодизация человека объединяет период от зачатия до физиологической смерти.

На сегодняшний день не существует единой классификации возрастной периодизации жизни человека, так как она постоянно менялась в зависимости от времени и культурного развития.

Распределение возрастных периодов происходит тогда, когда в организме человека наступают определенные важные изменения.

Этапы возрастной периодизации – это периоды между границами определенного возраста в системе развития человека.

Давая определение возрастной периодизации кратко, можно выделить следующие этапы:

  • Рождение человека;
  • Взросление, а также становление определенных физических и социальных функций;
  • Развитие этих функций;
  • Старость и угнетение функционирования организма;
  • Физическая смерть.

Каждый человек после рождения проходит все жизненные этапы последовательно. Из них состоит жизненный цикл.

Следует отметить, что не всегда наблюдается совпадение «паспортного» возраста с социальным, биологическим и психологическим.

Что же такое возрастная периодизация?

Рассмотрим основные периоды жизни здорового человека, которые выделяет возрастная периодизация в психологии. Характеристика возрастных периодов основывается на психологическом онтогенезе.

Периодизация возрастная с психологической точки зрения

1. Пренатальный отрезок, в котором выделяют 3 этапа:

  • Предзародышевый. Продолжительность определяется двумя неделями, когда в яйцеклетке происходит оплодотворение;
  • Эмбриональный. Длительность периода – до начала третьего месяца беременности. Период характеризуется активным развитием внутренних органов.
  • Стадия плода. Длится с трех месяцев беременности до рождения ребенка. Формируются все жизненно важные органы, которые должны четко функционировать и позволить плоду выжить после родов.

2. Детство.

  • От нуля месяцев до года;
  • Раннее детство, которое проходит с одного года до трех лет. Характеризуется проявлением самостоятельности и независимости; интенсивным развитием речевых навыков.
  • Дошкольная пора с трех до шести лет.

В этот период происходит интенсивное развитие ребенка, начинается этап социальных проявлений;

  • Школьный возраст младшей группы. С шести до одиннадцати лет малыш активно включается в социальную жизнь; происходит интенсивное интеллектуальное развитие.

3. Отрочество.

  • Подростковый период.

Время интенсивного полового созревания, который длится до пятнадцати лет. Происходят значительные изменения в функционировании систем организма. Под их влиянием меняется взгляд на собственное «я» и представления об окружающей действительности.

  • Юношеская пора.

Продолжительность периода – с шестнадцати до двадцати трех лет. С точки зрения биологии организм стал взрослым. Однако, исходя из социального развития, так сказать нельзя. Присутствует желание стать самостоятельным и независимым при отсутствии социальной ответственности.

Все важные решения, связанные с дальнейшей жизнью, принимаются в это время: выбор жизненного пути, профессии, самоопределения, формирование самосознания и отношения к саморазвитию.

Переход из одного возрастного периода в другой предусматривает возникновение кризисов, тех моментов, которые принято считать переломными. Они наступают из-за изменений в физиологии и психологии растущего человека. Кризисы – сложнейшие этапы жизненного пути, которые вызывают определенные трудности у самого растущего человека, а также людей, которые его окружают. Существует два вида переломных моментов: малые и большие.

Кризисы малые (1 и 7 лет, юношеский кризис) появляются с возникновением и развитием умений и навыков, которых не было раньше, возрастающей роли самостоятельности.

Большие кризисы (рождение, трех лет, подростковый) характеризуются полной перестройкой социальных и психологических отношений. Это время больших перемен, которое сопровождается эмоциональными всплесками, агрессией, непослушанием.

4. Зрелость.

  • Молодость. Длится до 33 лет. Период активных личных отношений, связанных с построением семьи и рождением детей. Развитие профессиональной деятельности. Время утверждения себя во всех жизненных направлениях: сексе, любви, карьере.
  • Кризис тридцати. К этому времени многие достигают того, к чему так стремились. Наступает переломный момент в жизни, когда человек начинает искать смысл жизни. Часто разочаровывается в том, что имеет. Стремится сменить место работы, образование, круг знакомых и друзей. По статистике, в этот период происходит большинство разводов.
  • Период стабилизации. С 35 до 45 лет, как правило, люди довольны тем, чего достигли. Им уже не хочется перемен, они хотят стабильности. Приходит уверенность в собственных силах, устраивают успехи в карьере. Чаще всего состояние здоровья стабильно хорошее. Семейные отношения стабилизируются.
  • Десятилетие кризиса (45 -55 лет).

Начинают проявляться первые признаки приближающейся старости: уходит былая красота, ухудшается самочувствие и здоровье в целом.

В семье появляется холодность. Дети, став взрослыми, ведут самостоятельную жизнь, в отношениях с ними происходит отчуждение. Усталость и депрессивные настроения – частые спутники этого возраста. Одни пытаются найти спасение в мечтах о новой яркой любви (или воплощают мечту в жизнь). Другие «горят» на работе, обеспечивая головокружительный взлет карьеры.

  • Период равновесия. Возраст от 55 до 65 лет характеризуется постепенным отстранением от социальной жизни и трудовой деятельности. Это период относительного покоя во всех сферах жизни.

5. Старость.

Происходит переосмысление всей жизни, размышление о духовности и переоценка поступков. Обзор прожитых лет с точки зрения философии: прошла ли жизнь зря или была насыщенной и неповторимой.

В это время проявляются кризисные периоды, связанные с переосмыслением прожитой жизни.

  • Оценка личности, которая не затрагивает профессиональной сферы;
  • Отношение к старению и появлению признаков явного ухудшения здоровья и внешнего вида;
  • Осмысление и принятие смерти.

1) Думая о ее неизбежности, человек вначале ощущает ужас от беспомощности, так как предотвратить это событие он не может.

2) Гнев, который изливается на всех молодых и здоровых, находящихся рядом. Он приходит с осознанием, что человеческая жизнь подходит к концу и поделать с этим ничего нельзя.

3) Попытка совершения сделки: с врачами или путем покаяния. Человек «выпрашивает» годы жизни, выполняя все предписания врача, занимаясь самолечением или активно посещая церковь.

4) Депрессия. Осознание неминуемой смерти не покидает человека. Он замыкается в себе, часто плачет, думая о родных и близких людях, которых ему предстоит покинуть. Наступает полное отсутствие социальных контактов.

5) Принятие смерти. Смиренное ожидание неминуемого конца. Состояние, когда человек психологически уже мертв.

6) Наступление клинической смерти характеризуется полной остановкой сердца и прекращением дыхания. В течение 15-20 минут человека еще можно вернуть к жизни.

7) Физиологическая смерть связана с прекращением работы всех функций организма.

Определение данной возрастной периодизации связано с физиологическими особенностями организма, уровнем развития психики, а также основными поведенческими особенностями человека.

Философское понятие о возрастной периодизации

Начиная с древности, в разных странах ученые имели свое представление о понятии возрастных особенностей. Современная возрастная периодизация с успехом использует предложенные модели.

Например, в Китае считали, что человеческая жизнь делится на 7 периодов, причем лучшим считался возраст с 60 до 70 лет. Это время называли духовным расцветом человека и проявлением его высшей мудрости.

Гиппократ разделял человеческую жизнь на 10 этапов, каждый из которых длился 7 лет. Отчет времени начинался с рождения.

Весьма интересно разделение этапов жизненного пути по Пифагору. Он считал, что возрастная периодизация – это подобие времен года.

  • Весна.

Начало жизни. Период становление и развития личности. Проходит от рождения до 20 лет.

  • Лето. Молодые годы от 20 до 40 лет.

  • Осень. Лучшие годы человека, расцвет творческого потенциала. Длится от 40 до 60 лет.
  • Зима – это старость, которая наступает с 60 лет.

Пифагор считал, что все в человеческой жизни характеризуется числами, которые обладают магическими свойствами.

Ученый предполагал, что возрастная периодизация развития – это изменяющиеся «сезоны» жизни, а человек является частью природной жизни.

В основе его возрастной периодизации и характеристики периодов лежит идея вечной жизни через перевоплощение и изменение.

Так ли важен возраст?

Каждый из нас сам волен определять, по каким критериям определять возрастной период, в котором он живет. Ведь понятие «возраст» весьма относительно.

Кто-то считает себя молодым до тех пор, пока сохраняется внешняя привлекательность и крепкое здоровье. Часто люди пытаются всеми доступными средствами продлить это внешнее проявление молодости. А кто-то и 80 ведет активный образ жизни, привлекая окружающих своим оптимизмом. Как правило, такие люди очень мало болеют, сохраняя активность до глубокой старости.

Помните, что возраст определяется состоянием души, а не цифрами в паспорте.

На протяжении всего юношеского возраста — 15 — 20 лет — личностью достигается высокий уровень интеллектуального развития, обогащается ментальный опыт, впервые значительно рассматривается своя индивидуальность, собственный внутренний мир, формируется целостный Я-образ, осуществляется самоопределение в профессиональных и жизненных планах, осознанно направляется собственный взгляд в будущее, что указывает о ее переходе к этапу взрослости.

Многообразные как индивидуальной демографической, социально-психологической группы, присущей язык и нормы поведения, особые ценности, решительность в реализации замыслов, досуг, стиль, решительность, является ознаменованием свойственной лишь ему психологической, социальной ситуации развития.

В период юности, личность выходит на рубеж относительной зрелости, в данный период завершаются ее первая социализация, безудержное развитие и рост организма.

Самоопределяясь и утверждаясь в мировоззрении, стремясь к индивидуальной неповторимости, девушки и юноши проявляют более высокий, в сравнении с подростковым возрастом, уровень коммуникативности, учебной деятельности, в своем видении будущего согласовывают отдаленную и близкую перспективы, зачастую испытывая кризис идентичности.

В юношеском возрасте, характерность психического развития в большинстве случаев связана со специфичностью социальной ситуации развития, основа которой — постановка обществом перед молодыми людьми жизненно важной, настоятельной задачи — принять, непосредственно в данный период, профессиональное самоопределение, при этом именно в плане реального выбора.

В период данного возраста активно осуществляется изменение иерархии потребностей, процесс усложнения, формирования личности. Юношеский возраст имеет особую важность при решении задач выбора жизненного пути, самореализации и самоопределения, связанные с выбором профессии.

Когнитивные изменения

В старших классах школы обучение связано со внушительным усложнением и изменениями содержания и структуры учебного материала, увеличением его объема, в результате к учащимся повышается уровень требований. Ожидают от них четкости, универсальности, самостоятельности в решении когнитивных задач, гибкости, производительности познавательной деятельности.

Ориентирование на будущее, постановка задач личностного и профессионального самоопределения отражается на всем процессе психического развития, включая и развитие познавательных процессов. Учебно-профессиональная деятельность становится основной.

У старшеклассников, в сравнении с подростками, значительно повышается интерес к учению и школе, так как обучение накапливает, связанный с будущим, непосредственный жизненный смысл. В свою очередь, возникает значительный интерес к разным информационным источникам — книги, телевидение, кино. Отмечается усиление потребности в индивидуальном приобретении знаний, растет осознанное отношение к обучению и труду, познавательные интересы получают широкий, действенный и устойчивый характер. Личностная избирательность и направленность интересов связана с жизненными планами.

В данный период отмечается повышение качества памяти школьников — увеличивается объем памяти, изменяются способы запоминания. Одновременно с непроизвольным запоминанием наблюдается обширное использование целесообразных приемов произвольного запоминания материала. Учащиеся старших классов приобретают метакогнитивные умения — саморегуляция и самоконтроль, влияющие на действенность их познавательных стратегий.

Когнитивному развитию в юности характерны — формально-операциональное, формально-логическое мышление. Это теоретическое, гипотетико-дедуктивное, абстрактное мышление, имеющее связь с определенными условиями окружающей среды, существующее в настоящий момент.

В период юношеского возраста значимое новообразование интеллектуальной сферы — теоретическое мышление, процесс его развития. Старшеклассников и студентов младших курсов чаще волнует вопрос «почему?» Самостоятельнее и активнее умственная деятельность, отмечается критичное отношение к содержанию приобретаемых знаний, преподавателям. Изменилось представление об интересе к предмету — подростки ценят увлечение предметом, его описательную и фактологическую стороны, старшеклассников интересует неизученное, неоднозначное, что-либо требующее рассуждения. В ценности нестандартная форма подачи материала, эрудиция преподавателя.

Еще одна характерность интеллектуальной сферы данного возраста — выраженное рвение к поиску единых принципов и закономерностей, которые стоят за определенными истинами, тяга к обобщениям. Так, как старшеклассники, никто не тяготеет к «космическим», глобальным обобщениям, не любит «больших» теорий. Вместе с тем, в юношеском возрасте существует сочетание широты интересов с отсутствием метода и системы в приобретении навыков и знаний — интеллектуальный дилетантизм.

Третья особенность — это известная юношеская предрасположенность к преувеличению собственных умственных способностей и силы своего интеллекта, самостоятельности и уровня знаний, тяга к вымышленной, показной интеллектуальности. Практически в каждом старшем классе есть некоторое количество скучающих, равнодушных школьников — обучение для них примитивно и обыденно, подаваемый материал учителем аксиоматический, скучный, давно всем известный, ненужный и не имеющий ничего общего с интеллектом, реальной наукой. Старшеклассники обожают задавать учителям каверзные вопросы, а при получении ответа разводят руками, пожимают плечами.

В период юношества отмечается также увеличение показателя индивидуализации в способностях и интересах, при этом зачастую осуществляется дополнение разницы, компенсирование негативными поведенческими реакциями. Потому учитель старших классов с легкостью может выделить группу безалаберных, но способных учеников, группу хронических троечников, интеллектуалов-отличников.

Интеллектуальное развитие в данный период — это и накопление навыков и знаний, изменение структуры и свойств интеллекта, становление особой линии интеллектуальной деятельности — своеобразно-индивидуальной системы психологических средств, использующиеся человеком, стихийно или сознательно, с целью лучшей уравновешенности собственной индивидуальности с внешними, предметными условиями деятельности.

Улучшается владение сложными умственными операциями синтеза и анализа, теоретического абстрагирования и обобщения, доведения и аргументации. Для девушек и юношей свойственны систематичность, самостоятельная творческая деятельность, установки причинно-следственных связей, критичность и устойчивость мышления. Образуется тенденция к абсолютной и целостной оценке различных явлений действительности, к обобщенному пониманию мира. Ж. Пиаже считал, что логика юношеского возраста — это глубокомысленная коррелированная система, отличающаяся от детской логики, она являет собой суть взрослой логики и источник элементарных форм научного мышления.

Наблюдается активное развитие специальных способностей, в большинстве случаев связанные с избранной профессиональной сферой — педагогические, технические, математические. В конечном итоге, в юности, когнитивные структуры обретают сложнейшее строение и индивидуальное своеобразие.

Варьирование когнитивных структур служит условием образования способности к рефлексии, интроспекции. Поступки, чувства, мысли юношей и девушек являются предметом их мыслительного анализа и рассмотрения. Еще одна значимая сторона интроспекции связана с умением различать несогласованность меж словами, поступками и мыслями, пользоваться идеальными обстоятельствами и ситуациями. Появляется возможность для создания идеалов — человека или морали, семьи, общества, для попыток их реализации, для сравнения их с реальной действительностью.

Зачастую, без знания предпосылок, на ограниченном фактическом материале, юноши и девушки имеют склонность к теоретизированию выдвигаемых гипотез, к формулированию обширных философских обобщений.

В будущем, в молодости, интеллектуальная сфера предполагает более высокое и качественное развитие, связанное с формированием творческих способностей, а также усвоение информации, проявление умственной инициативы, создание чего-то нового — способность обнаружить проблему, переформулировать и поставить вопрос, находить оригинальные решения.

Самосознание — процесс становления в возрасте от 15 до 20 лет

Одним из значимых психологических процессов в период юношества является формирование устойчивого образа «Я», самосознания.

Психологов долгое время волновало, почему непосредственно в данном возрасте осуществляется развитие самосознания. По итогам многочисленных изучений они сделали вывод, что данному явлению предрасполагают следующие обстоятельства.

  1. Интеллект продолжает свое развитие. Возникновение абстрактно-логического мышления способствует проявлению острого желания к теоретизированию и абстракции. Молодые люди часами говорят и спорят на различные темы, по сути, не зная о них ничего. Они сильно увлечены этим, так как абстрактная возможность — явление без ограничений, за исключением логических возможностей.
  2. На раннем этапе юношества осуществляется открытие внутреннего мира. Молодые люди погружаются в себя, наслаждаются собственными переживаниями, меняется взгляд на мир, познаются новые чувства, звуки музыки, красота природы, ощущения собственного тела. Юношеский возраст чувствителен к проблемам внутренним, психологическим, потому в данном возрасте молодых людей интересует не всего лишь событийный момент произведения, внешний, а в большей степени психологический аспект.
  3. Образ воспринимаемого человека со временем изменяется. Принятие его осуществляется с позиции умственных способностей, волевых качеств, кругозора, отношения к труду и иным людям, эмоций. Укрепляется способность к точному и убедительному изложению материала, анализировать и объяснять человеческое поведение.
  4. Проявление драматичных переживаний и тревожности в связи с открытием внутреннего мира. Одновременно с осознанием собственной неповторимости, несхожести с другими, уникальности возникает чувство одиночества или же страха одиночества. «Я» молодых людей пока неустойчиво, неопределенно, расплывчато, потому наблюдается возникновение ощущения внутреннего беспокойства и пустоты, от которых, как и от чувства одиночества, нужно избавиться. Они восполняют эту пустоту благодаря общению, являющемуся избирательным в данном возрасте. Однако, вопреки потребности в общении, остается необходимость в уединении, больше того, она жизненно необходима.
  5. Юности характерно преувеличение собственной уникальности, однако это проходит, с возрастом человек становится более развитым, находит больше различий меж сверстниками и собой. В свою очередь, это приводит к образованию необходимости в психологической интимности, позволяющей человеку раскрыться, проникнуть во внутренний мир других людей, благодаря чему он приходит к осознанию собственной непохожести на других, пониманию единства с окружающими людьми, осмыслению собственного внутреннего мира.
  6. Возникает ощущение устойчивости во времени. Развитие временных перспектив обусловлено с умственным развитием и изменением жизненной перспективы.

Из всех временных измерений для ребенка важнейшим является «сейчас» — у него нет чувства течения времени, все его значимые переживания осуществляются в настоящем, прошлое и будущее для него расплывчаты. Восприятие времени в подростковом возрасте охватывает прошлое и настоящее, будущее воспринимается как продолжение настоящего. В период юности временная перспектива расширяется, как вглубь, включая прошлое и будущее, так и вширь, охватывая социальные и личные перспективы. Наиболее значимым измерением времени для молодых людей становится будущее.

Благодаря данным временным изменениям возрастает необходимость в достижении целей, ориентация сознания на внешний контроль сменяется внутренним самоконтролем. Возникает осознание необратимости, текучести времени и собственного существования. Мысль о неминуемости смерти у одних вызывает чувство ужаса и страха, у других стремление к повседневным занятиям, деятельности. Существует мнение, что молодым людям лучше не думать о печальных вещах. Однако, это ошибочное мнение — именно осознание неминуемости смерти подталкивает человека серьезно задуматься о смысле жизни.

Развитие личности включает в себя формирование устойчивого образа «Я» — всеобщего представления о себе. Молодые люди начинают осознавать собственные качества и совокупность самооценок, размышлять о том, кем они могут стать, каковы их перспективы и возможности, что сделали и смогут сделать в жизни.

Внешность, и для девушек, и для юношей имеет важное значение — рост, состояние кожи — появление угрей, прыщей воспринимается остро. Значимой проблемой является вес — зачастую девушки, реже юноши, прибегают к разным диетам, решительно противопоказанные в юности, потому как наносят значительный вред формирующемуся организму. Активно занимаясь спортом юноши наращивают мускулы, а девушки, стремясь обладать изящной фигурой, «подгоняют» ее под эталон красоты, который усиленно навязывают СМИ и реклама.

Свойства человека как индивида осознаются и формируются ранее личностных, потому соотношение морально-психологических компонентов «Я» и «телесных» различается в юности. Внешность, строение собственного тела молодые люди сравнивают с особенностями развития сверстников, переживают по поводу собственной «неполноценности», обнаружив у себя недостатки. В большинстве случаев, в юности, эталон красоты нереалистичен и завышен, потому данные переживания зачастую беспочвенны.

С возрастом, озабоченность собственной внешностью исчезает, человек приобретает большую уверенность в себе. Важность приобретают моральные и волевые качества, отношения с окружающими, умственные способности.

В период юношеского возраста осуществляются изменения во всеобщем восприятии образа «Я», что находит свое отражение в следующих обстоятельствах.

  1. Со временем изменяются когнитивная сложность, разделение элементов образа «Я».
  2. Активизируется интегральная тенденциозность, которой обусловлены целостность образа «Я», внутренняя последовательность.
  3. Со временем изменяется устойчивость образа «Я». Описывая себя, взрослые последовательнее, чем дети, подростки, юноши.
  4. Осуществляются изменения в отчетливости, конкретизации, степени значимости образа «Я».

Психические процессы, связанные с определением будущей профессиональной деятельности

В период юношеского возраста осуществляется профессиональное, личностное самоопределение. Сообразно понятию И.С. Кона, самоопределение профессиональное подразделяют на некоторое количество ступеней.

  1. Детская игра. Примеряя на себя игровую роль представителя разнообразных профессий, ребенок «проигрывает» какие-либо элементы поведения, связанного с ними.
  2. Фантазия подростковая. Ребенок подросткового возраста воображает себя в роли заинтересовавшей его профессии.
  3. Ориентировочный выбор профессии. При рассматривании специальностей молодежь руководствуется на первых порах своими интересами — «Мне интересна математика. Буду учителем математики», потом способностями — «Я хорошо осваиваю иностранный язык. Стану переводчиком», а затем системой ценностей — «Хочу творческую работу».
  4. Практическое принятие решения. Осуществляется конкретно выбор специальности, включающий в себя составляющие: выбор определенной профессии и определение уровня квалификации труда, продолжительности и объема подготовки к нему.

Выбор профессии обусловлен социальными и психологическими условиями. К социальным условиям относят образовательный уровень родителей — наличие у них высшего образования повышает вероятность появления у детей стремления учиться в высшем учебном заведении.

Компоненты психологической готовности к самоопределению:

  • развитость на значительном уровне психологических структур — основ гражданского и научного мировоззрения, теоретического мышления, развитой рефлексии, самосознания;
  • сформированность потребностей, способствующих содержательной наполненности личности — потребность в труде, общении, занять внутреннюю позицию члена общества, временные перспективы, ценностные ориентации, нравственные установки;
  • возникновение предпосылок индивидуальности, чему способствуют осознание и развитие собственных интересов, способностей и критического к ним отношения.

Профессиональное самоопределение проходит крайне сложно и обусловлен несколькими факторами: возрастом; уровнем притязаний и уровнем информированности.

Для возрастной психологии имеют существенное значение социальные аспекты. По большей части, личные качества очень неоднозначны и детерминированы социальными средовыми обстоятельствами. Таким образом, для характеристики возраста нужно учитывать, и социальные, и психологические данные.

В период юношеского возраста, в паттерне самосознания в резкой форме происходит усиление процесса рефлексии — стремление к самопознанию собственной личности, к оценке её способностей и возможностей — это условие есть требуемое условие самореализации. Предметом внимания и тщательного изучения становятся собственные мысли, стремления и желания, переживания. В юности образуется сильно выраженная тенденциозность к личностному самоутверждению — желание проявить собственную оригинальность, непохожесть на других, выделиться чем-либо из общей массы старших и сверстников.

При выборе специальности важное значение имеет уровень информированности молодежи о себе, будущей профессии. В большинстве случаев, молодые люди слабо информированы о трудовом рынке, содержании, характере и условиях труда, профессиональных, личностных, деловых качествах, которые требуются при работе по какой-либо специальности — это ведет к негативному влиянию на правильность выбора.

Важную значимость при выборе профессии приобретает уровень личностных притязаний, включающий в себя оценку способностей, объективных возможностей — что в действительности может делать человек.

Профессиональная ориентация есть часть социального самоопределения, в следствие этого, удачным выбор профессии будет тогда, когда молодые люди сочетают социально-нравственный выбор с размышлениями о природе своего «Я» и смысле жизни.

Особенностями когнитивной сферы, важными при принятии решений в ходе профессиональной карьеры, являются релятивизм, децентризм, открытость личности к изменениям. А также, способность к планированию, отсутствие догматизма и ригидности, чувство деятеля, скрытость информации, интегрированность и дифференцированность, креативность, чувство альтернативности. Данные отдельные качества, сообразно профессиональной деятельности, находят свое проявление в следующих личностных особенностях:

  • способность анализировать информацию из профессиональной сферы;
  • способность анализировать информацию о себе, на языке профессиональной деятельности;
  • способность выстраивать профессиональные планы, годные для реализации.

Неотъемлемым условием профессионального планирования для молодежи является осознание и установление жизненных ценностей.

Таким образом, профессиональный проект являет собой единство аффективного и когнитивного компонентов, единство непрерывности и прерывности в ходе личностного развития.

Заключение

Юношество – это этап определения жизненного пути — учеба в вузе, создание семьи, работа по выбранной специальности, служба в армии — для юношей. Данному возрасту характерны самоанализ и рефлексия. Юношескому периоду свойственна повышенная эмоциональная возбудимость. Также, с возрастом возрастает волевая регуляция, наблюдается яркое проявление улучшения общего эмоционального фона, потребность систематизировать и склонность к самоанализу, обобщение собственных знаний о себе.

Демонстрируется стремление к самоутверждению, происходит самооценка внешности. Самоуважение является одной из значимых психологических характеристик юношества. Юность – это ключевой этап становления мировоззрения. Мировоззренческий поиск — это социальная ориентация личности, признание себя как часть социального общества, определение собственного предстоящего социального положения и способов его достижения.

При выборе профессии, способность к целеустремленному, сознательному поведению, в большей мере зависит от зрелости личности. Для профессионального самоопределения, социальное созревание молодежи обусловлено ситуацией подготовки к выбору профессии и приобщения к общественно полезному труду. Возраст ограничивает социальное созревание — сознательное самоопределение невозможно ранее определенного возраста. Следовательно, готовность к сознательному выбору профессии детерминирована индивидуальностью и образуется в ходе развития личности.

Список литературы

  1. Хельмут Ремшидт, Подростковый и юношеский возраст. Проблемы становления личности / Пер. с нем. М.: Мир, 1994. –320 с.
  2. Н.А. Тренькаева, Социальная адаптация в юношеском возрасте: возможности и перспективы изучения // Сибирский психологический журнал. Вып. № 23. – Томск, 2006. – 63- 66 с.
  3. А.В. Мудрик, Социализация человека: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Академия, 2004. — 304 с.
  4. Е.А. Климов, Психология профессионального самоопределения. – Ростов – на – Дону, 1996. — 203 с.
  5. И.С. Кон, Психология ранней юности [Текст] / И.С.Кон — М.: Просвещение, 1989.– 212с.
  6. О.Б. Дарвиш, Возрастная психология [Текст] / О.Б.Дарвиш — М.: Владос, – 264с.

В детстве каждый ребёнок много времени размышляет о том, кем он станет, когда вырастет. Кому-то по душе профессия космонавта, кто-то хочет быть знаменитым музыкантом. Но некоторые юные мечтатели предпочитают не ждать наступления взрослой жизни и начинают делать шаги к осуществлению задуманного ещё в раннем детстве. И к тому моменту, когда их ровесники только начинают делать первые самостоятельные шаги в жизни, они уже могут похвастаться впечатляющими достижениями.

Брайан Циммерман - самый молодой мэр в истории США

В 1983 году одиннадцатилетний мальчик Брайан Циммерман решил баллотироваться на пост мэра крошечного городка Крэбб (штат Техас). В Крэббе на тот момент жило немногим больше 200 человек, так что почти каждого потенциального избирателя Брайан знал в лицо. Циммерман провёл блестящую предвыборную кампанию, девиз которой выглядел так: «Настоящий мэр – не тот человек, который постоянно сидит в кабинете и боится утратить своё кресло. Настоящий мэр – человек, который стремится улучшить качество жизни простых людей». Одиннадцатилетний мальчик одержал лёгкую победу на выборах, набрав более 75% голосов избирателей.
К сожалению, Циммерману не удалось выполнить главное предвыборное обещание. Он говорил, что не допустит «поглощения» Крэбба более крупными населёнными пунктами, расположенными вблизи от него.

Самый юный мэр в истории Соединённых Штатов (а может быть – и всего мира) стал известным во всей Америке. О нём с завидной регулярностью писали в газетах, а режиссёр Рон Ховард в 1986 году положил историю Брайана в основу сюжета кинофильма «Одинокий звёздный ребёнок». В этой картине снялся Джеймс Эрл Джонс – лауреат премии «Оскар» за выдающиеся заслуги в области кинематографа.

Саугат Биста - семилетний режиссёр

В декабре 2014 года в городе Катманду (столица Непала) состоялась премьера кинофильма «Люблю тебя, папа». И это событие стало бы банальным и непримечательным, если бы не личность режиссёра – Саугата Биста, которому на момент премьеры было всего 7 лет. Саугат стал самым юным режиссёром за всю историю мирового кинематографа. Этот статус подтверждён Книгой рекордов Гиннеса.

Бюджет картины «Люблю тебя, папа» был достаточно большим по азиатским меркам. Интересно, что промо-кампания фильма основывалась только на том факте, что её снял 7-летний ребёнок. Несмотря на это, отзывы о дебютной работе Саугата были положительными. А журналисты сайта Cinema Times, присутствовавшие на премьере, утверждают, что некоторые критики при его просмотре даже не смогли сдержать слёз.

Томас Грегори в 11 лет переплыл Ла-Манш за 12 часов

С того дня, как капитан Мэттью Уэбб в 1875 году сумел без посторонней помощи переплыть пролив Ла-Манш (за 21 час 45 минут), преодоление 34-километрового расстояния между Великобританией и Францией стало для пловцов лучшим, пускай и очень опасным способом доказать свои выдающиеся атлетические способности.
6 сентября 1988 года 11-летний английский мальчик Томас Грегори совершил, казалось бы, невообразимое – переплыл Ла-Манш менее чем за 12 часов. Через 2 недели 20-летний профессиональный пловец, пытаясь побить его рекорд, погиб.

Это интересно: Спортсмены преодолевают самую узкую часть Ла-Манша в очень непростых условиях. Температура воды даже летом редко поднимается выше +17°C, поверхность моря никогда не бывает спокойной. А быстрые течения то и дело норовят утащить пловцов на дно. Начиная с 1875 года переплыть через Ла-Манш смогли не более 1 тысячи человек. Даже Эверест покорило намного больше людей.

Когда Грегори триумфально вернулся в родной Дувр, он сказал, что больше всего мечтает хорошенько выспаться.

Сухас Гопинат основал фирму уже в 14 лет

Индийский мальчик Сухас Гопинат прославился на весь мир, когда в четырнадцатилетнем возрасте основал собственную фирму. А через 3 года он стал самым молодым в истории генеральным директором межнациональной компании.
Гопинат родился и вырос в Бангалоре – одном из самых динамично развивающихся регионов Азии. Бангалор – крупнейший в Индии научный и промышленный центр. Его часто называют «индийской Кремниевой долиной», так как в городе открыто множество крупных компаний, работающих в сфере информационных технологий.

Сухасу не очень нравилось ходить в школу, и в после нескольких лет мучений он её бросил. Вместо получения общего образования мальчик начал ходить в местный интернет-клуб. Здесь он освоил базовые навыки пользования компьютером и принципы работы в интернете. Правда, тогда доступ к неограниченным информационным ресурсам глобальной паутины стоил в Индии достаточно дорого, поэтому Сухасу пришлось зарабатывать деньги на своё увлечение.
Мальчику повезло устроиться на работу в компьютерный магазин. Он отказался от зарплаты в обмен на право бесплатного доступа к интернету. Постепенно Гопинат начал самостоятельно постигать азы программирования.

В конце концов, в голове Сухаса родилась идея предложить местной автомобильной компании создать сайт для более эффективного продвижения своего бизнеса. Боссы фирмы согласились, и юный программист начал работу. Свои первые сайты он оценивал в 500 долларов (750 долларов, если ресурс нужно было создать в срочном порядке). В начале 2000 года Гопинат основал собственную IT-компанию «Globals Inc». В 2003 году её филиалы открылись в других странах.

Это интересно: Забавно, но мать Сухаса настояла на том, чтобы он окончил школу, невзирая на то, что он уже был успешным бизнесменом. Такие уж они, родители!


Луи Брайль ещё в детстве создал самую удобную систему чтения для слепых людей

Луи Брайль родился в бедной французской семье. Его отец работал сапожником, и мальчик с раннего детства пытался ему помогать. К сожалению, в 3 года он поранился шилом в отцовской мастерской. Началось сильное воспаление глаз, в результате которого к 5 годам Брайль полностью ослеп.
В 10 лет Луи отправили учиться в парижский Королевский институт для слепых детей. Он был очень смышлёным и одарённым ребёнком, и сам директор специализированного учебного заведения даровал ему стипендию.
Тринадцатилетнему Луи Брайлю не очень нравился рельефно-линейный шрифт Валентина Гаюи, использовавшийся в те времена в Королевском институте. Как-то он узнал, что отставной капитан артиллерии Шарль Барбье создал «ночной шрифт», позволявший солдатам читать и писать сообщения во тьме. Система Шарля была очень простой, но достаточно громоздкой: на одной странице можно было вместить не более 8-10 символов. Помимо этого, во французском языке было слишком много символов, которые Барбье не сумел эффективно перевести, поэтому его идею армия не оценила.
Но Луи Брайль вдохновился изобретением отставного капитана и захотел создать альтернативу общепринятой системе Гаюи. Следующие 2 или 3 года он посвящал этому делу всё свободное от учёбы время, пока не остался довольным результатом.
После этого, Луи с гордостью представил разработанный им шрифт для слепых людей сначала своим одноклассникам, потом – директору Королевского института, Себастьяну Гуилли, и, наконец, – всему обществу. Людям она приглянулась, а одним из самых ярых поклонников системы Брайля стал сам французский король Луи-Филипп I.

Киерон Уильямсон - гениальный художник, ставший миллионером в 12 лет

В 2009 году 7-летний вундеркинд из Норфолка (Англия) Киерон Уильямсон на второй в своей жизни художественной выставке смог менее чем за 15 минут продать 16 картин, самая дешёвая из которых стоила 900 фунтов стерлингов. Следующая выставка прошла в июле 2010 года. На ней 33 картины Киерона были проданы за полчаса, они принесли юному художнику 150 тысяч фунтов стерлингов. В начале 2014 года Уильямсон, благодаря своему таланту и огромному трудолюбию, стал миллионером.

Это интересно: Даже самые известные художественные критики называют работы юного гения шедеврами. А техниками перспективы и оттенения Уильямсон, по их словам, владеет в совершенстве.

Киерон предпочитает писать картины, связанные с деревенской тематикой: старенькие парусники, ухоженные газоны, гуси, уютные домики, окружённые деревьям с золотистой листвой. Они идеально стилизованы, выполнены в приятных пастельных тонах и гармонично вписываются в интерьер любого помещения.

Уилли Джонсон получил самую ценную военную награду в США

Война – по умолчанию страшная вещь. Но она становится ещё более ужасной, когда в ней принимают участие дети. В эпоху Гражданской войны в Соединённых Штатах детей подвергали опасности достаточно часто. Например, сотням ребятишек пришлось стать военными барабанщиками. Многие из них справлялись со своими задачами великолепно. Самым отличившимся позднее вручили Медаль Почёта – высшую военную награду США.
Одиннадцатилетнему Уилли Джонсону пришлось служить барабанщиком в третьем вермонтском пехотном полку. Зимой 1862 года произошло одно из самых масштабных сражений за время Гражданской войны. Враждующие стороны конфликта практически без перерывов палили друг в друга на протяжении семи дней. Джонсон держался как опытный боец, его силе духа позавидовали бы многие солдаты.

В конце концов, подразделение Уилли было вынуждено отступить – силы Армии Конфедеративных Штатов были явно превосходящими. Отступал юный барабанщик, кстати, самым последним. В 1864 году тогдашний президент Соединённых Штатов Авраам Линкольн лично вручил парню Медаль Почёта. Он стал одним из 48 солдат младше 18 лет, которые получили эту награду.
К счастью, в начале ХХ века руководство страны официально запретило принимать лиц, не достигших совершеннолетия, в ряды американской армии. Так что, смеем надеяться, больше ни один ребёнок никогда не будет рисковать своей жизнью, подставляя спину под вражеские пули.

Виктор де Леон III к 7-летнему возрасту победил во многих турнирах по видеоиграм

В феврале 2005 года 7-летнему Виктору де Леону III из Нью-Йорка покорилось уникальное достижение. Мальчик стал самым юным профессиональным игроком в лиге «Major League Gaming», проводящей соревнования по всемирно популярным компьютерным играм – Counter Strike, Dota 2 и т.д. Этот случай позднее вдохновил один из телеканалов снять о Викторе документальный кинофильм. В мае Виктор был приглашён на популярное общественно-политическое телевизионное шоу «60 минут». В итоге за 2005 год семилетний мальчик заработал деньги на оплату своего будущего обучения в престижном колледже.

Это интересно: Виктор пристрастился к видеоиграм в двухлетнем возрасте. А в 4 года он уже принял участие в первом турнире. На счету самого юного профессионального игрока в истории – десятки побед в престижных соревнованиях. В конце 2005 года он занял второе место во всеамериканском первенстве, опередив более 200 участников. А знаете кому досталась победа? Родному дяде Виктора! Уникальная семейка, согласитесь.

Джейк Марционетте написал бестселлер в 13 лет

В феврале 2012 года двенадцатилетний американский мальчишка Джейк Марционетте захотел стать писателем. Он взял в руки телефон и начал звонить всем агентам, номера которых ему удалось найти (взрослые поступили бы иначе и просто отправили бы им запросы), чтобы предложить сотрудничество. Настойчивость и решительность мальчика были вознаграждены по достоинству. Через несколько он уже имел своего агента, который помог Джейку начать плодотворное сотрудничество с крупным издательством «Penguin Books».
Через год вышла первая книга Марционетте с незамысловатым названием «Просто Джейк». Автор утверждает, что она будет лишь первой в серии. «Просто Джейк» – комичная, частично автобиографичная иллюстрированная книга, ставшая бестселлером через несколько месяцев после выпуска. Так что у юного летнего писателя дела сегодня идут просто великолепно.

Марджори Джестринг завоевала ‘золото’ Олимпиады в 13 лет

Летом 2008 года в интернете и печатных средствах массовой информации бурно обсуждалась китайская олимпийская сборная по гимнастике. Например, сообщалось, что Хэ Кесинь на момент начала соревнований было всего лишь 14 лет. Возможно, вы удивитесь, узнав, что в Олимпийских играх участвовали спортсмены и более юного возраста. Например, американка Марджори Джестринг в далёком 1936 году отправилась в Берлин, чтобы принять участие в Олимпиаде. Ей было только 13 лет.
Джестринг сумела побороть волнение и великолепно справилась с поставленной тренерами задачей. Зрелищное выступление этой девочки на трамплине для прыжков в воду сделало её самой молодой в истории спортсменкой, завоевавшей «золото» на Олимпийских играх. Более яркого начала карьеры и представить нельзя! Но к сожалению, это достижение так и осталось самым знаковым в её жизни. Марджори Джестринг, несмотря на все старания, больше не смогла попасть в состав олимпийской сборной Соединённых Штатов.

Если у ребёнка появляется какая-то мечта, он, как правило, сразу предпринимает какие-то шаги для её воплощения в жизнь – пускай даже наивные и несерьёзные. И этим дети выгодно отличаются от большинства взрослых. Вспомните, сколько раз за последний год вам хотелось изменить свою жизнь к лучшему, начав, например, бегать по утрам или учить иностранный язык? Но, скорее всего, намерения так и оставались только намерениями. Самая пагубная привычка взрослых – жить в зоне комфорта и откладывать самое важное «на завтра». А жизнь тем временем проходит. Учитесь реализовывать задуманное у детей!

Мнение о том, до сколько лет растёт мужчина, разнится очень сильно. Учёные выяснили, что рост человека идёт неравномерно, в разные годы жизни в разном темпе. Нелинейный темп роста объясняется тем, что в процессе развития вырабатываются в разном объёме гормоны, ответственные за рост.h

Большое влияние оказывает на рост работа щитовидной железы. При её неправильном функционировании человек может как остаться низким, так и вырасти очень высоким, и это будет сопровождаться проблемами, связанными с внутренними органами и сердечно-сосудистой системой

В данной статье мы расскажем о том, до какого возраста растут мужчины. Также здесь вы найдёте информацию о том, как увеличить свой рост, и по каким причинам увеличение роста может задерживаться или остановиться.

Почему мы растем?

  • Расти человеку помогает специальный соматотропный гормон (иначе «гормон роста»). Это вещество позволяет организму вытягиваться линейно, т.е. расти в высоту.
  • Под его влиянием трубчатые кости конечностей удлиняются, отчего мы и становимся выше.
  • Наибольшая концентрация гормона роста наблюдается в организме человека в переходном возрасте, а затем уровень этого вещества постепенно снижается.

Периоды роста человека

Самый главный период интенсивного роста – это внутриутробное развитие. В утробе матери человечек от крошечной капельки вырастает за 9 месяцев до длины в 51-52 см.

В первый год жизни ребенок в среднем вырастает на 24 см, затем рост несколько замедляется. С каждым годом малыш прибавляет все меньше сантиметров.

Активный ростовой всплеск наступает у девочек в 11-13 лет, а у мальчиков в 12-14 лет. Это возраст, когда происходит половое созревание и гормон роста активно начинает «работать». В этот период подростки за лето могут прибавить до 12 сантиметров.

К 15 годам девочки практически достигают своего пика и больше не прибавляют сантиметров высоты, юноши же наоборот, после 15 лет начинают активно догонять подросших сверстниц. Активный рост мальчиков завершается к 18-19 годам. Однако некоторые люди все же продолжают расти и после 20-летнего рубежа. Ростовая прибавка обычно небольшая и окончательно прекращается к 27 годам.

От чего зависит рост человека?

Учеными доказано, что на рост человека напрямую влияет несколько важнейших факторов:

  • Наследственность (если в нескольких поколениях члены семьи были высокими, то их потомки, скорее всего, будут немаленького роста).
  • Расово-этническая группа (так, некоторые азиатские народы в своей массе не отличаются высоким ростом, а африканцы нередко бывают очень рослыми и крепкими).
  • Высота человека может меняться в течение дня. Утром все мы на 1-2 сантиметра выше, а к вечеру ниже. Объясняется это тем, что за ночь позвоночник вытягивается, а за день межпозвоночные диски оседают, и к вечеру человек становится немного ниже.

Годы тоже отнимают у людей сантиметры роста. Начиная с возраста 50 лет, человек каждое десятилетие теряет по 1 см высоты. Такое уменьшение связано с утратой позвоночником эластичности и постепенным его искривлением.

Можно ли изменить свой рост?

Влияние на рост человека может быть 2 видов: хирургическое и физиологическое.

Хирургический метод – радикальный способ увеличения роста. В ходе операции производится удлинение костей при помощи специальных аппаратов. Метод дает видимый результат, но требует долгой реабилитации.

Физиологические способы увеличения роста – это применение специальных тренажеров, ежедневные физические упражнения на вытягивание позвоночника. Также добавить нужные миллиметры роста поможет сбалансированное питание, и употребление в пищу биологических добавок.

Все наше человечество постепенно «растет». За 200 лет средний мужчина на нашей планете вырос на 10 см, а женщина на 9,4 см.


sovetok.com

Вы заметили, что стали немного выше? Вполне возможно, и совсем не важно то, что вы не подросток. Человеческий организм продолжает нас удивлять! Оказывает, он растет даже во взрослом возрасте. Например, Филипп Киркоров подрос на несколько сантиметров после 30-ти лет.

  1. В каждом случае все индивидуально – это зависит от генетики, гормонального баланса, образа жизни. Поэтому нельзя точно сказать, вырастет тот или другой мужчина, или нет. В каком возрасте можно ожидать увеличение роста?
  2. У большинства мужчин этот период приходится на возраст от 20-ти до 25-ти лет, в некоторых случаях – до 28-ти. Ну конечно же, сейчас мы не говорим о детстве и подростковом возрасте, это не в счет.
  3. Рост может увеличиваться не постепенно, а резко. Например, один год вы не заметили никаких изменений, а в следующем вы стали выше на 2-3 см. Это также индивидуально и нельзя предвидеть, когда и на сколько вы станете выше (если конечно станете).
  4. Почему представители мужского пола растут практически до 30-летнего возраста?Это связано с гормональными изменениями. Женщины взрослеют на несколько лет раньше, а вот парни продолжают развиваться. В этом возрасте их фигура постоянно меняется, что вполне нормально и естественно.

Наследственность – главный фактор. Как бы вы не надеялись на улучшения, но если у вас родители невысокого роста, вряд ли вы будете выше их. Конечно же, вы можете выполнять специальные упражнения, есть продукты, способствующие роста, но результат будет незначительный – не более парочки сантиметров.

До какого возраста растут мужчины?

Как мы уже сказали, этот процесс может продолжаться до 30-ти лет, в некоторых случаях рост увеличивается даже после этого возраста. Вы можете помочь себе и ускорить рост благодаря нескольким хитростям:

  • Турник. Висите как можно чаще на турнике, это упражнение действительно работает. Уделяйте на это 10-15 минут в день, выполнять его просто – вам нужно повиснуть на вытянутых руках. Такое упражнение положительно влияет на позвоночник, растягивает его.
  • Растяжка. Существует множество упражнений на улучшение растяжки и гибкости, выполняйте их ежедневно. Такая зарядка не только ускорит рост, но и улучшит гибкость.
  • Правильное питание. Уберите из рациона все вредные продукты, забудьте о курении и алкоголе. Ешьте как можно больше бобовых, орехи и семена, крупы, овощи и фрукты, нежирное мясо и рыбу.
  • Витаминный комплекс.Возможно, в вашем рационе слишком мало нужных витаминов и минералов. Рекомендуем регулярно пить витаминный комплекс, его можно купить в любом магазине спортивного питания.
  • Повышение тестостерона – занимайтесь силовыми тренировками два раза в неделю, забудьте о пиве и другом алкоголе. Также советуем включить в рацион продукты, способствующие увеличению тестостерона – рыбий жир, орехи, рыба и морепродукты, свежая зелень, овощи и фрукты зеленого и красного цвета.

Не стоит ожидать мгновенный результат, правильное питание и упражнения могут жать эффект даже через полгода. Именно поэтому важно не сдаваться и соблюдать режим на протяжении нескольких лет, он должен стать вашим образом жизни. В конце-концов, физические упражнения и качественная еда в любом случае полезны для мужского организма.

Если вы все-таки не смогли добиться увеличения роста, советуем обратиться к врачу. Он поможет подобрать препараты, которые не нанесут ущерб здоровью и помогут немного подрасти. Удачи!

mensweekly.ru

О размерах мужчин

Интересным является тот факт, что размеры человека, в том числе и рост, зависят от многих факторов и даже от места проживания. Наверное, многим известно, что жители Китая существенно ниже, нежели европейцы. А американцы больше в объеме.

Размеры человека также могут зависеть и от наследственного фактора: если в семье все щуплые и низкорослые, не стоит ожидать иных результатов. Наследник, скорее всего, будет таким же по телосложению.

  • Влияют на размеры также и режим, и рацион питания, и психоэмоциональное состояние.
  • Ну и, наверное, самым важным фактором считается наличие в организме гормона роста.
  • Интересным является то, что ученые доказали, что он на 80% выделяется ночью, поэтому мальчики, которые не высыпаются, могут быть существенно мельче своих сверстников.

О возрасте

Точных цифр, указывающих, до скольки лет растут мужчины, ученые не могут выделить, ведь каждый организм индивидуален. Но вот существуют усредненные показатели. Если девочки растут примерно до 20 лет, то у мальчиков есть еще пара лет в запасе. Согласно данным ученых, мужчины растут примерно до 23-летнего возраста. Пик роста у мальчиков приходится на возраст 13 лет.

В это время годовая прибавка может составлять до 10 см! Рост мужчины также может уменьшаться с годами, это сопряжено с процессами старения организма.

  • Так, примерно с возраста 60 лет представители сильного пола понемногу могут уменьшаться.
  • В сумме рост может стать меньше примерно на 2-3 см.
  • Но зацикливаться на информации о том, до скольки лет растут мужчины, не стоит, ведь в мире известны факты, когда человек прекращал расти в 17 лет, а также такие, когда изменения в росте происходили и до 40-летнего возраста!

О спорте

Разбираясь, до скольки лет растут мальчики, стоит отметить, что на размеры собственного тела можно повлиять, пока для этого есть возможность.

Так, до 20-летнего возраста парень может самостоятельно «вытянуться» благодаря одному только «висению» на турнике. До этого же времени также легко увеличить объемы мышц, ведь в старшем возрасте сделать это довольно сложно.

О самом важном

Разбираясь в информации о том, до скольки лет растут мужчины, парней может интересовать и такая щекотливая тема, как рост собственного достоинства – пениса. На какие сроки стоит ориентироваться и можно ли повлиять на данный показатель? Стоит отметить, что мужской половой орган растет вместе с мальчиком примерно до 23 лет.

На его размеры могут влиять различные факторы, но вот самые важные из них – это наследственный фактор, уровень тестостерона (специфического гормона) в организме, качество питания.

Выводы

Интересуясь информацией о том, до скольки растут мужчины, стоит учитывать множество различных факторов, которые влияют на рост. Но не стоит расстраиваться, если цифры чем-то не понравились, ведь в жизни не это главное.

fb.ru

Периоды развития человека и рост

Человеческое тело растет неравномерно. Скачки бурного роста чередуются с периодами затишья. Самые быстрые темпы роста происходят во время внутриутробного развития, ведь в течение девяти месяцев из пары клеток, которые можно разглядеть только при помощи мощного микроскопа, формируется младенец. На первом году жизни человек также растеточень быстро: в это время рост увеличивается примерно на 20 сантиметров. Далее наступает период снижения темпов увеличения тела. Конечно, ребенок продолжает расти, однако происходит это не так динамично.

Следующий скачок наблюдается в подростковом возрасте: в 13 -15 лет у девушек и в 14-16 у мальчиков.

  • Это легко заметить на примере учеников средних школ: часто, возвращаясь с каникул, одноклассники с удивлением отмечают, что за лето почти все девочки «перегнали» мальчиков.
  • При этом в течение всего одного учебного года мальчики могут «перерасти» девочек, ведь прибавка в росте в этот период развития может составить до 10-12 сантиметров!
  • Скачок роста в пубертатном периоде связан с перестройкой гормональной системы. Когда гормональный фон стабилизируется, рост приостанавливается.

Дальше происходят довольно интересные вещи. Девушки продолжают медленно расти до 21-22 лет. Как правило, у представительниц женского пола рост после 15 лет практически приостанавливается и прибавка может составить максимум 2-3 сантиметра. У юношей же рост может продлится до 30 лет.

Конечно, в редких случаях люди продолжают расти до 40-50 лет, а при некоторых заболеваниях рост продолжается в течение всей жизни. Однако последнее считается патологией и сопряжено со множественными расстройствами различных систем организма.

От чего зависит рост

Рост человека зависит от целого ряда факторов. Важнейшим из них является наследственность: у высоких родителей обычно рождаются высокие дети и наоборот, если мама и папа низкие, то и ребенок не будет рослым. Конечно, существуют исключения из этого правила, например, у родителей среднего роста сын или дочь могут на голову «перерасти» окружающих.

Однако в большинстве случаев причины все же кроются в генетике и ребенок просто унаследовал «ген роста» от бабушки или дедушки.

На рост человека влияет и экологическая обстановка, качество питания, наличие внутриутробных пороков развития и ряд других факторов. Рост может стать меньше из-за наличия генетического заболевания, например, карликовости или синдрома Дауна. Также, задержки роста могут быть связаны с заболеваниями эндокринной системы: при синдроме Шерешевского-Тернера у девочек не вырабатываются женские половые гормоны, которые отвечают не только за формирование половой системы, но и за рост, поэтому обычно у людей с данным заболеванием длина тела редко превышает 145 сантиметров.

Расовый фактор

На темпы роста тела влияет не только наследственность, но и расовые особенности. Вероятно, это связано с тем, что в каждой расе отбор шел по уникальным критериям. Например, доказано, что в южных странах люди созревают и вырастают до своих «окончательных размеров» в возрасте 13-14 лет. Возможно, с этим и связана традиция ранних браков, например, в Индии девушка считается невестой, а юноша - женихом уже в 14 лет.

Действительно, жители этой страны в подростковом возрасте уже зачастую полностью сформированы и достигли предельного роста. В Европе, России и других северных странах в 14 лет человек еще считается ребенком и продолжает расти.

Какие части тела растут всю жизнь

Большинство тканей и органов человека перестают расти после окончания гормонального взрыва, который происходит в подростковом возрасте. Однако, есть некоторые органы, которые могут увеличиваться в размерах на протяжении всей жизни. Причем касается это и мужчин, и женщин.

  • Всю жизнь растут носы и уши. Можно заметить, что у пожилых людей носы становятся длинными, мясистыми и «крючковатыми», а уши гораздо больше, чем у молодых. Причем растет обычно только мочка уха.
  • Способность к росту не теряют кисти и стопы. Однако заметить увеличение их размеров могут только люди, которые интенсивно занимаются спортом или физической тяжелой работой.
  • Увеличиваются и отдельные кости черепа. У мужчин черты лица меняются под воздействием тестостерона, а у представительниц прекрасной половины человечества облик может слегка поменяться во время вынашивания ребенка.

Иногда, рост органов может быть связан с болезнью. Например, при потере одной почки вторая увеличивается в размерах. То же самое происходит при удалении одного яичка у мужчин. Связан процесс с тем, что одному органу приходится выполнять двойную нагрузку.

Как можно увеличить рост

При желании человек может немногоувеличить свой рост. Правда, придется постараться и приложить массу усилий.

Стать немного выше помогут следующие приемы:

  • занимайтесь физическими упражнениями. Особенно важно растягивать позвоночник. За год систематических занятий можно стать выше на пару сантиметров. Правда, больше увеличить длину тела не удастся;
  • повесьте дома турник. Чем чаще вы будете висеть на нем, расслабившись, тем лучше растянется позвоночный столб;
  • употребляйте в пищу больше продуктов, способствующих укреплению костной и хрящевой ткани. Следует ввести в свой рацион больше творога, молочных продуктов, мяса и бобовых;
  • принимайте витаминные комплексы, способствующие укреплению скелета;
  • прибавке роста у мужчин способствует мужской гормон тестостерон. Увеличению тестостерона способствуют рыбий жир, орехи, рыба, а также плоды зеленого и красного цвета. Не стоит принимать синтетический гормон в виде таблеток: это может привести к непредсказуемым последствиям для мужского здоровья. Например, избыточное употребление тестостерона может стать причиной онкологического заболевания.

Когда ждать результат

От приведенных выше рекомендаций не следует ждать быстрого эффекта: заметить прибавку в росте можно будет через год регулярных занятий, приема витаминов и употребления здоровой пищи. Правда, можно немного схитрить и попробовать стать выше визуально, воспользовавшись следующими способами:

  • перестаньте горбиться. Искривленная осанка может «украсть» до пяти сантиметров роста;
  • носите одежду с вертикальными полосами, которые зрительно «вытягивают» силуэт;
  • купите обувь с толстой подошвой;
  • девушки могут попросить парикмахера сделать им высокую стрижку. Пышная прическа позволяет стать немного выше.

Конечно, общество диктует определенные стандарты красоты. И мужчины, и женщины мечтают стать выше: «модельные параметры» и «эталоны внешности» заставляют искать способы прибавить хотя бы пару сантиметров. Однако лучше не гнаться за идеалом и не пытаться сломать собственную природу, а научиться любить себя таким, как есть. Ведь любой человек, и высокий, и низкий, прекрасен по-своему!
4bro.club

До скольки лет растет мужчина?

Его рост ввысь продолжается в среднем вплоть до двадцати, а у некоторых юношей он происходит и дальше – до 25 и даже до тридцати лет. В 20-25 лет происходит последний период стремительного роста, когда человек может прибавить полсантиметра в год.

  • Это знаменует то, что внутренние органы закончили формироваться, укрепились, уплотнились, а остаток ресурсов увеличения тела был брошен на удлинение костяка.
  • После этого «золотого возраста», когда о мужчине говорят, что он в самом расцвете сил, а о женщине – что она «в самом соку», развитие организма в этом плане прекращается.
  • В вопросе о том, до скольки лет растет человек, ключевую роль играет расовая принадлежность и генетическая наследственность. Период полового созревания и общего формирования организма у негроидной расы людей, который живут на юге Азии, проходит несколько раньше.

Если европейские мальчики (особенно в северных странах) в 14 лет – еще сущие дети, то в Индии и на африканском континенте – это уже вполне сформировавшиеся молодые мужчины. Еще больше это касается девочек, с чем и связана традиция ранних браков. На европейском континенте также подмечено более раннее прекращение роста у южных народов и более растянутый период взросления у северных.

Наследственность

– также решающий фактор в том, до скольки растет человек. Если оба родителя высоки и стройны, то есть 90 % вероятности, что и их дети будут иметь рост выше среднего. И, наоборот, у низкорослых людей и дети вырастают маленькими. Конечно, остается еще 10 %. Что же это за факторы? Можем ли мы каким-либо образом повлиять на них и, следовательно, подкорректировать свой рост?

  1. Да, потому что если правильно питаться и вести соответствующий образ жизни, то это, хоть и незначительно, может повлиять на длину тела.
  2. Зная, до скольки лет растет человек, можно прибавить себе дополнительный, не отведенный природой сантиметр или два.
  3. Употребляя определенные продукты питания, помогающие укрепить кости позвоночника и увеличить эластичность межпозвонковых дисков (творог, жирная рыба, заливное или холодец), вы можете усилить рост тела.

Также помогают прибавить в метрических характеристиках специальные физические упражнения, растягивающие позвоночник. А вот влияние морковки на устремление нашего тела ввысь оказалось слишком преувеличенным. Морковь оказывает лишь укрепляющее воздействие, как и прочие фрукты-овощи.

fb.ru

Гормоны роста

Нужно сделать рентген кисти. Если на снимках будут видны просветы (т. н. зоны роста) - хрящевые прослойки, из которых идёт рост костей в длину, увеличение роста возможно; если прослойки окостенели - зоны роста закрыты, и стимулировать их бессмысленно.

Повышение показателя роста мужчины на этом возрастном шаге связано с тем, что завершилось формирование и укрепление внутренних органов и систем, и организм может кинуть все усилия на «вытягивание» тела.

По истечению этого возраста ни один орган тела человека, и дамского, и мужского, в длину не возрастает (кроме ушей и носа).

От чего зависит рост мужчины

В период интенсивного полового созревания у подростков возникает ряд глубоких изменений соматического и психического характера. Начало этого периода характеризуется появлением выраженных вторичных половых признаков, в том числе увеличением полового члена, яичек.

Одновременно с этим начинают появляться непродолжительные, слабо выраженные эрекции и поллюции. Предстательная железа и семенные пузырьки, постепенно начиная функционировать, увеличиваются в размерах.

  • К вторичным половым признакам у мужчин относится также и появление растительности на лице, в подмышечных впадинах и на лобке, характер которой имеет свои особенности. На лобке растительность представляется в виде длинного острого клина, идущего по направлению к пупку.
  • Существует 3 этапа интенсивного роста человека: 1-й год жизни, 4-5 лет, период полового дозревания (пубертатный).
  • В эти периоды все системы организма работают на полную силу, поэтому адаптационные возможности ребенка в это время снижены — он чаще болеет, появляются функциональные нарушения разных органов и систем.

Итог — до какого возраста растет мужчина

Подростковый период у мальчиков наступает позже, чем у
девочек, лет в 13-14. Они очень быстро прибавляют в росте в среднем около 10 см. и продолжают расти лет
до двадцати.

Но бывает, что юноши достигают своего предельного роста только к
30 годам. То, что особенно волнует мужчин в подростковый период, достигает
своей максимальной длины в 17 лет.

Ну и, конечно, влияет уровень продукции гормона роста (соматотропина) . Без него никакие эпифизы не спасут:))

Рост Мужчина Женщина
Карликовый Ниже 150см Ниже 140см
Очень низкий 150-159см 140-149см
Низкий 160-169см 150-159см
Ниже среднего 170-174см 160-164см
Средний 175-177см 165-167см
Выше среднего 178-183см 168-173см
Высокий 184-189см 174-179см
Очень высокий 190-199см 180-189см
Гигантский Выше 200см Выше 190см

Средний рост человека в России

За последний век средний рост россиян увеличился. В настоящее время средний рост мужчины в России 176см, а женщины - 165см. . Для сравнения, по данным Всемирной организации здравоохранения, в 60-е годы средний рост мужчин в СССР составлял 168 см, женщин - 157 см .

То, до какого возраста растет человек, неизбежно зависит еще и от наследственности. На этот фактор повлиять нельзя, он заложен у каждого в программе роста. Наследственность определяет рост в целом на 90%, и лишь оставшиеся 10% составляют внешние факторы, такие как питание, экология и пр. Если у ребенка мама и папа высокие, то и он будет, скорее всего, высоким. И наоборот. Вообще же люди продолжают расти вплоть до 40 лет. Только внешне такие изменения уже почти незаметны.

ypcity.ru

Когда прекращается рост

Почему человек растет и когда прекращается рост? Два фактора, влияющие на рост, известны всем — это генетический потенциал и питание в раннем детстве.

  • У рослых родителей дети обычно имеют более высокий рост, чем у низкорослых. Это, однако, наблюдается при условии, что дети питаются в целом достаточно правильно.
  • Многие ученые и врачи,изучающие рост и развитие человека пришли к выводу что в каждом человеке природой заложены определенные программы, в том числе «Программа роста»,
  • но,как показывают многочисленные наблюдения, преимущественно у взрослых, рост которых ниже среднего, упомянутая программа оказалась не выполненной. Малейшее изменение в ДНК может привести к увеличению или уменьшению роста.

По сообщению британских и американских ученых, обнаружен ген, способный объяснить различия в росте людей. Обнаруженный ген называется HMGA2. Согласно теории ученых, человек вырастает на 1 см, если одна из базовых «букв» гена изменена.

При этом нельзя утверждать, что HMGA2 полностью отвечает за рост человека: есть шанс, что и другие гены имеют свое влияние, но их ученые еще не обнаружили. При этом известно, что наш рост определяется наследственностью на 90 процентов, и только на 10 процентов его определяют экология, питания и другие внешние факторы.

Внутриутробные факторы

Представляются также необычайно важными, так как наиболее интенсивный рост происходит как раз во время беременности. Если в течение этого периода имеются повреждения плаценты и тем самым нарушается питание плода, ребенок может родиться с дефицитом роста и низкой массой тела.

  • Начиная с первого года жизни и до прекращения роста ведущую роль в регуляции роста играет эндокринная система.
  • Рост скелета и других органов находится под воздействием гормона роста, выделяемого гипофизом — небольшой железой внутренней секреции, расположенной в основании мозга. Выделение гормона роста стимулируется центрами гипоталамической области мозга.
  • Долгое время было неясно, каким образом гормон роста влияет на клетки скелета, стимулируя их рост. Оказалось, что на этом пути есть посредник — вырабатываемый печенью и рядом других тканей инсулиноподобный фактор роста-1, имеющий много общего в строении с инсулином.

Этот фактор выделяется под влиянием гормона роста и циркулирует в связи с определенным белком; недостаток того или другого влияет на темп роста.

Но гормон роста не единственный регулятор роста. В организме выделяется и антагонист гормона роста — соматостатин. Нормальный рост поддерживается благодаря равновесию в выделении этих двух гормонов.

Щитовидная железа

Помимо гормона роста, являющимся основным фактором, влияющим на рост, важное значение имеют также гормоны щитовидной железы и половые гормоны. Важны первые годы жизни ребенка, когда высок уровень гормонов щитовидной железы. Именно на этом этапе гормоны обеспечивают созревание, дифференцировку костной ткани, центральной нервной системы. Ребенок рождается с большой по размеру вилочковой железой.

  1. В период детства она продолжает увеличиваться, а в 13 или 14 лет начинает сжиматься. Вилочковая железа имеет связь с половыми железами. Она работает пока половые железы малы. Как только они начинают развиваться, вилочковая железа прекращает совою работу.
  2. Вот почему, когда человек окончательно созревает в половом отношении (примерно в возрасте 22 лет), он практически перестает расти.
  3. Половые гормоны ускоряют рост, но при их избытке в детском возрасте может произойти раннее закрытие зон роста. Ребенок может остаться маленьким. А недостаток половых гормонов в периоде полового созревания ведет к задержке роста.

В более старшем возрасте замедление роста может спровоцировать любое хроническое заболевание — например, нарушения кишечного всасывания, частые бронхолегочные инфекции, пороки сердца, нарушения функции печени, заболевания почек, анемия и др. Поэтому можно сказать, что рост является очень чувствительным индексатором здоровья ребенка. Задержка роста при большинстве этих заболеваний является обратимой — при устранении причины заболевания темпы нормализуются.

Невзирая на то, что общепринятыми схемами и графиками предусматривается стабильный постепенный прогресс в росте тела, большинство детей растут совсем по-другому — будто скачками, которые чередуются с паузами.

Типы роста

Существует 3 этапа интенсивного роста человека: 1-й год жизни, 4-5 лет, период полового дозревания (пубертатный). В эти периоды все системы организма работают на полную силу, поэтому адаптационные возможности ребенка в это время снижены — он чаще болеет, появляются функциональные нарушения разных органов и систем.

  • В случае снижения темпов роста, организм будто успокаивается, происходит постепенный рост и развитие внутренних органов.
  • Во время полового созревания происходит скачок роста. У девочек он наблюдается в 11-12 лет, прибавка в росте бывает от 6 до 11 см (в среднем 8 см в год). У мальчиков половое созревание происходит позже, в 13-14 лет, и прибавка в росте в этот период составляет от 7 до 12 см (в среднем 9,5 см).
  • Девочки обычно к 15 годам практически уже имеют свой конечный рост, т. е. перестают расти, а мальчики в этом возрасте растут очень интенсивно и конечного роста достигают лишь к 19-20 годам.

В действительности, человек продолжает немного расти даже после 25 лет и достигает своего максимального роста примерно в возрасте 35-40 лет. После этого он уменьшаемся приблизительно на 12 мм каждые десять лет. Причина этого — обезвоживание хрящей в суставах и позвоночнике по мере старения.

В индивидуальном развитии человека различают два периода: внутриутробный и внеутробный. Внутриутробный период - это время, когда происходит формирование органов и частей тела, свойственных человеку. Данный период делится на эмбриональную фазу (первые 8 недель), где происходит начальное развитие зародыша и закладка органов, и фетальную фазу (3-9 месяцев), в течение которой идет дальнейшее развитие плода. Внеутробный период - это период, когда новая особь продолжает свое развитие вне тела матери. Он длится от момента рождения до смерти.

После рождения жизнь человека делится по возрастам с учетом морфологических и функциональных особенностей:


1. новорожденный - от момента рождения до 10 дней;


2. грудной возраст - от 10 дней до 1 года;


3. раннее детство - 1-3 года;


4. первое детство - 4-7 лет;


5. второе детство - 8-12 лет - мальчики, 8-11 лет - девочки;


6. подростковый возраст - 13-16 лет - мальчики, 12-15 лет - девочки;


7. юношеский возраст - 17-21 г - юноши, 16-20 лет - девушки;


8. зрелый возраст (1 период) - 22-35 лет - мужчины, 21-35 лет женщины;


9. зрелый возраст (2 период) - 36-60 лет - мужчины, 36-55 лет женщины;


10. пожилой возраст - 61-74 - мужчины, 56- 74 - женщины;


11. старческий возраст - 75-90 лет - мужчины и женщины;


12. долгожители - 90 лет и более.


Каждый возрастной период характеризуется морфофункциональными особенностями. Так, у новорожденного ребенка голова округлая, большая (1/4 всей длины тела, у взрослого - 1/8), и окружность ее составляет 34-36 см. Шея и грудь короткие, живот длинный, ноги короткие, руки длинные. Мускулатура развита слабо.


Грудной период характеризуется усиленным ростом и развитием органов и систем. За год длина тела ребенка увеличивается в среднем на 25 см, вес достигает 10-11 кг.


В период раннего детства рост замедляется: увеличение массы и длины тела происходит гораздо медленнее, чем на первом году. Все органы ребенка в этом периоде несколько укрепляются, увеличивается их работоспособность, развиваются и крепнут мышцы и скелет.


В период первого детства рост в длину превалирует над увеличением массы тела. Рост детей на 4-м и 5-м году жизни несколько замедляется и равен в среднем 4-6 см в год; на 6-м и 7-м году жизни прибавка в росте значительно возрастает - до 8-10 см. Это первый период вытягивания, который связан с функциональными изменениями в эндокринной системе. К 5-му году значительно развивается мускулатура, особенно на ногах, мышцы становятся сильнее, работоспособность их увеличивается.


В периоде второго детства преобладает рост в ширину, однако в это время начинается половое созревание, а к концу периода усиливается рост тела в длину, темпы которого больше у девочек. В 10 лет происходит первый перекрест - длина и масса тела девочек превышает таковую мальчиков. Усиленно развивается мышечная система, однако у детей этого возраста мышцы спины еще слабы и не могут долго поддерживать тело в правильном положении, что может привести к плохой осанке и искривлению позвоночника. Начинает возрастать функция половых желез, которая обеспечивает соответствующие анатомо-физиологические отличия в развитии мальчиков и девочек.


В подростковом периоде происходит половое созревание, сопровождающееся ускоренным физическим развитием. В подростковом возрасте выделяют собственно подростковый возраст (у девочек с 12 до 16 и у мальчиков с 13 до 17 лет) и юношеский (у девочек от 16, у мальчиков от 17 лет).


В физиологическом отношении подростковый возраст обусловлен увеличением выработки гормонов, основные из которых - гормон роста, половые гормоны, гормоны щитовидной железы, инсулин. Только их одновременное и взаимодополняющее действие обеспечивает своевременное и правильное развитие ребенка. Половое созревание начинается с проявления вторичных половых признаков: пигментация наружных половых органов, оволосение на лобке и в подмышечных впадинах. Половое созревание девочек наступает примерно на 2 года раньше, чем у мальчиков, и в дальнейшем они созревают тоже быстрее. Этот период у них начинается в 10-12 лет. В 8-10 лет отмечается округление бедер и ягодиц, расширение таза. В 9-10 лет околососковый кружок выступает над кожей груди. В 10-11 лет появляются единичные волосы на лобке и в подмышечных впадинах, отмечается дальнейшее развитие молочных желез. В 11-12 лет может быть первая менструация. В 15-16 лет устанавливаются регулярные менструации, наблюдается дальнейшее оволосение на лобке и в подмышечных впадинах, увеличиваются молочные железы. Параллельно с половым созреванием происходит интенсивный рост в длину, пик скорости роста в среднем приходится на 12 лет и достигает 9 см в год. В 15-16 лет наступает постепенная остановка роста.


У мальчиков сроки начала и темпы развития полового созревания колеблются в очень широких пределах. Чаще начало полового созревания отмечается в 12-14 лет. В 10-11 лет отмечается увеличение размеров яичек и полового члена. В 11-12 лет - пигментация мошонки, начало оволосения на лобке, дальнейшее увеличение полового члена и яичек. В 13-14 лет - начало изменения голоса, появление оволосения в подмышечной области, на верхней губе, развитие мускулатуры. В 14-15 лет - дальнейшее прогрессирование полового созревания, первые поллюции. В 18-20 лет - завершение полового созревания, оволосение по мужскому типу. Пик скорости роста приходится на 14 лет и достигает 10-12 см в год. В 18-20 лет отмечается постепенная остановка роста.


Как у мальчиков, так и у девочек одновременно с увеличением роста нарастает вес тела, в среднем до 3-5 кг в год. У подростков быстро растут и развиваются все части тела, ткани и органы. Темпы роста неодинаковы. Неравномерность роста отдельных частей тела вызывает временное нарушение координации движений - появляются неуклюжесть, неповоротливость, угловатость. В этот период нужно внимательно следить за осанкой подростка.


Зрелый возраст разделяют на два периода. Первый период (у мужчин 22-35 лет, у женщин 21-35 лет) отмечается прекращением роста и устойчивостью функциональных отправлений, достигающих оптимального развития. Форма и строение тела изменяются мало, отмечается некоторое возрастание массы скелета за счет отложения новых слоев костного вещества на поверхностях костей. Завершается морфофункциональное развитие организма. Максимум проявления большинства функций приходится обычно на возраст 20-25 лет, после чего начинается постепенное снижение интенсивности их проявления. В 20-25 лет наблюдается идеальная и должная для этого человека масса тела.


Во втором периоде (у мужчин 36-60 лет, у женщин 36-55 лет), происходит постепенная нейроэндокринная перестройка, угасает функция половых желез (климакс). Климакс сопровождается значительными изменениями физиологических функций (уменьшается концентрация в крови гормонов половых желез, снижаются функции щитовидной железы, тимуса, надпочечников). По мере старения эти первичные изменения ведут к вторичным: атрофия покровов, вялость, дряблость, морщинистость кожи, поседение и выпадение волос, сокращение объема и тонуса мускулатуры, ограничение подвижности в суставах. Появляются первые признаки клинических заболеваний, присущих более старшему возрасту. Пропорции тела остаются постоянными, но к концу этого периода начинают уменьшаться.


Пожилой и старческий возраст характеризуется изменением энергетических процессов в клетке и уменьшением активности дыхательных ферментов. Значительно изменяется регуляция функций органов и систем. С возрастом значительно изменяются приспособительные возможности сердца. У пожилых и старых людей снижается частота сердечного ритма в состоянии покоя.


Таким образом, рост и развитие человека имеет ряд закономерностей:


· рост и развитие зависят от генотипа человека, однако взаимодействие совокупности генов друг с другом и с различными факторами внешней среды может в той или иной мере влиять на фенотип;


· рост и развитие индивидуума протекают стадийно. В каждой стадии в организме происходят количественные и качественные изменения, что обусловливает необратимость процесса;


· каждый период онтогенеза человека проявляется характерными морфофизиологическими особенностями.