Все об иконе петр и павел. Окончание жизненного пути. Молитва перед отправлением в плавание

Святые апостолы Петр и Павел чаще всего изображаются вместе друг с другом, держащими церковь или реже, обнимающимися. Православная икона Петра и Павла пользуется глубоким почтением, ведь изображает первоверховных апостолов, которые имеют особую роль в христианской вере.

Каноническое изображение

Святой апостол Петр на иконе изображен как мудрый старик с короткой бородой, иногда с кудрявыми волосами. Его верхняя одежда всегда золотистая по цвету, нижняя одежда темно-синяя или сине-зеленая. Правой рукой он благословляет или держит ключи Царства Небесного. В левой руке он держит свиток с текстом или евангельскими словами: «Ты Христос, сын Бога живого» (Мф.16: 16).

Святой апостол Павел на иконе изображен с высоким лбом, немного лысым, с темными волосами, с широкой бородой. Обычно он держит свиток, иногда в виде одной книги или как 14 рулонов, связанных друг с другом. Его верхняя одежда имеет коричневый или темно-фиолетовый цвет, а хитон светлый, синий или сине-зеленый.

В чем помогает икона Петра и Павла

Перед апостолами Петром и Павлом на иконе молятся по большей части о делах, связанных с верой, ведь они были активными распространителями и проповедниками христианства. Даже теперь они могут помогать укрепляться в вере и становиться более праведными простым людям. Молитва может выполняться и к каждому святому по отдельности и к двоим сразу, если вы обращаетесь к кому-то одному в этом ничего ужасного, даже есть возможность более грамотно дифференцировать молитвы в зависимости от цели.

Если акцент делается на изображении иконе Петра и молитве этому апостолу, то к нему часто обращаются с просьбами утвердиться в вере, а также к нему обращаются рыбаки, которым святой содействует. В свою очередь святой Павел на иконе служит образом, к которому обращаются для того, чтобы получить благословение и помощь в учебе. Ведь Павел был глубоко образованной личностью и негласно считается помощником в различных делах связанных с учебой и образованием.

Как таковая икона Петра и Павла считается чудодейственной и может даровать исцеление. Искренняя вера способна делать чудеса, именно поэтому не следует чрезмерно строго ограничивать себя. Просить у иконы допустимо практически о чем угодно в рамках православной веры.

История святых

История каждого из этих святых является уникальным рассказом о вере и преданности Христу. Они имели совершенно разный путь к вере, но при этом в итоге стали одними из самых почитаемых святых. Как правило, икона апостолов Петра и Павла есть практически в каждом храме.

Петр на протяжении многих лет был рыбаком и встретил Христа, когда занимался, так сказать, собственной профессиональной деятельностью. Он стал последователем Спасителя и в итоге вошел в число двенадцати апостолов, а после Воскресения проповедовал по разным странам.

Павел в свою очередь на протяжении многих лет был противником Христа и хулил его веру. Тем не менее, после того как Спаситель явился ему чудесным образом, Павел уверовал и стал апостолом. Хотя он не входит в число ни 12, ни 70 апостолов, он считается первоверховным апостолом – таково его особое звание.

В итоге каждого из них казнили в Риме в один день в 67 году. Именно потому часто апостолы Петр и Павел изображаются на иконе в объятиях друг друга. Они приживаются щеками подобно тому как прижимается Христос к собственной Матери на иконе Умиление, где таким образом символизируется стремление души к духовному миру, а не просто взаимосвязь взрослого и ребенка.

Апостолы в свою очередь символизируют собой единство людей в церкви и объединяющую веру

Также они символизируют собой противоположные характеры, ведь Петр был по сути простаком, который искренне уверовал, а Павел был образованным человеком, и он уверовал со всей мощью своего разума. Таково значение иконы Петра и Павла и если смотреть в чем помогает такой образ, то нужно отметить помощь святого образа в возможности наставить другого человека на путь истинный.

Если кто-то из близких отклонился от веры и сбился с пути (в метафорическом смысле) следует обратиться к этому образу, который может помочь вам объединиться с другим человеком на почве общей веры.

Молитвы перед иконой апостолов Петра и Павла

О преславнии апостоли Петре и Павле, души за Христа предавшии и кровию вашею пажить Его удобрившии! Услышите чад ваших молитвы и воздыхания, сердцем сокрушенным ныне приносимыя. Се бо беззаконьми омрачихомся и того ради бедами, якоже тучами, обложихомся, елеа же добраго жития обнищахом зело и не возможем противитися волком хищным, иже расхищати наследие Божие дерзостно тщатся. О сильнии! Понесите немощи наша, не отлучайтеся духом от нас, да не разлучимся в конец от любве Божия, но крепким заступлением вашим нас защитите, да помилует Господь всех нас, молитв ваших ради, да истребит же рукописание безмерных грехов наших и да сподобит со всеми святыми блаженнаго Царствия и Брака Агнца Своего, Емуже честь и слава, и благодарение и поклонение, во веки веков. Аминь.

12 июля Русская Православная Церковь отмечает окончание Петрова поста и день памяти святых славных и всехвальныхпервоверховных апостолов Петра и Павла. «Прихожанин» решил почтить их память рассказом о том, как образы первоверховных апостолов воплощали на своих полотнах великие художники.

В православной иконографии святых апостолов Петра и Павла чаще всего изображали вместе (хотя можно найти немало икон, на которых святые представлены по отдельности). И это вполне объяснимо: при всей поразительной несхожести их судеб, происхождения, характеров они были едины в укреплении общего дела – создании Церкви Христовой на земле. Согласно церковному преданию считается, что святые апостолы Петр и Павел погибли в один день – 29 июня (12 июля по новому стилю) в Риме, в 67 год от Рождества Христова, в 12-й год правления императора Нерона. Возможно, это так, возможно, нет, так как, к сожалению, достоверных данных о дате их гибели не существует. Многие исследователи полагают, что верные ученики Христа Петр и Павел погибли с разницей в несколько лет. Но, наверное, не это главное. Важно то, что они сумели сделать.

Иконографическое изображение Святых апостолов Петра и Павла следует традиционным православным канонам, а потому на многочисленных иконах их образы отличаются лишь отдельными деталями. Скажем, цветом одеяния – туники, далматики (длинного верхнего одеяния, которое носили поверх туники) или гиматия (плаща). Или цветом волос – Петра и Павла рисуют то темноволосыми, то седыми, то лысоватыми. На большинстве икон святые апостолы Петр и Павел обращены ликом к верующим, на некоторых – они смотрят друг на друга или даже обнимаются.

Статичное изображение святых в православной иконографии традиционно и объясняется тем, что в иконе важно передать образ святого, его взор, обращенный к молящемуся. Потому иконописцы, рисуя образы святых, художественные акценты чаще делают не на самих образах, а на деталях: сложенных пальцах, развернутых к верующим ладонях, прижатой к сердцу руке и особенно на том, что у святого в руках.

На большинстве икон святой апостол Петр держит в руках ключ (реже два ключа – серебряный и золотой, которые олицетворяют собой светскую и духовную власть), ибо сказал Христос: «И дам тебе ключи Царства Небесного: и что свяжешь на земле, то будет связано на небесах, и что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах» (Мф. 16, 19). Хотя можно увидеть иконы, на которых в руках любимого ученика Христа свиток с евангельским текстом.

В руках у Святого апостола Павла чаще всего на иконах можно увидеть книгу или свиток, реже – меч. Понятно, что книга и свитки отсылают нас к 14-ти Посланиям, написанным святым апостолом Павлом, а вот образ меча – это символ слова Божия, ибо в своем Послании к Евреям святой апостол Павел писал: «Ибо слово Божие живо и действенно и острее всякого меча обоюдоострого: оно проникает до разделения души и духа, составов и мозгов и судит помышления и намерения сердечные» (Евр. 4, 12).

На некоторых иконах святые апостолы Петр и Павел сообща держат в руках церковь как знак того, что они совместным апостольским трудом укрепляли Христову Церковь на земле.

Совсем иначе рисовали образы святых Петра и Павла западноевропейские художники. Как правило, посредством живописи они стремились рассказать о самых значимых – трагических или драматических – моментах в их жизни. Взять, к примеру, знаменитые картины итальянского художника Караваджо «Обращение Савла» и «Распятие святого Петра». Или, скажем, «Освобождение святого Петра» Бернардо Строцци и «Куда идешь, Господи?» Аннабеле Карраччи.

Каждое из этих знаменитых полотен напоминает верующим главные эпизоды из жизни святых, как в случае с Савлом, будущим апостолом Павлом, который всячески преследовал и убивал христиан, и однажды на пути к Дамаску «внезапно осиял его свет с неба; он упал на землю и услышал голос, говорящий ему: Савл, Савл! Что ты гонишь Меня? Он сказал: кто Ты, Господи? Господь же сказал: Я Иисус, Которого ты гонишь» (Деян. 9, 3–5).

Или взять, к примеру, картину «Куда ты идешь, Господи?» Аннибале Карраччи… 12-й год правления императора Нерона. Страшные гонения на христиан в Риме. Арест святого Петра ожидается со дня на день. Его последователи, понимая, что святого ждет смерть на кресте, умоляют его бежать. Петр уступает их уговорам, ночью он уходит из города по Старой Аппиевой дороге… и за городскими воротами встречает Христа. «Domine, quovadis?» («Господи, куда ты идешь?») – обращается Петр к Спасителю. «Раз ты, Петр, оставляешь народ Мой, Я иду в Рим на новое распятие», – отвечает Христос. У каждого человека свой путь в жизни, свой порой очень нелегкий, выбор. Петр смиренно принимает свой жребий и со словами: «Domine, tecumveniam» («Господи, позволь и мне с Тобой») – поворачивает назад в Рим, где его ждет арест и мученическая смерть на кресте.

Ее, кстати, показывает нам картина Караваджо «Распятие святого Петра». Поскольку Петр не был римским гражданином, его приговорили к мучительной смерти на кресте. Известно, что апостол попросил своих мучителей распять его вниз головой, так как считал, что недостоин быть распятым, как Христос.

Еще одному очень важному эпизоду из жизни святых апостолов Петра и Павла посвятили свои картины известные западноевропейские мастера. Посмотрите на эти полотна!

Они не только напоминают нам о драматическом споре, который случился между апостолами Петром и Павлом, но и в целом отражают важную веху в истории раннего христианства.

Это сегодня вся Европа, разделившись на два лагеря, гудит и обсуждает ситуацию вокруг мигрантов, которые, подобно цунами, захлестнули европейские страны. А тогда, две тысячи лет назад, в Антиохии между святыми апостолами Петром и Павлом возник спор о том, как следует поступать с язычниками, которые принимают христианство и хотят войти в христианскую общину. Этот спор двух первоверховных апостолов в итоге вылился в Апостольский Собор, который состоялся в Иерусалиме (по одним данным, в 49, а по другим – в 51 году).

Суть спора: должны ли крещеные язычники делать себе обрезание по закону Моисееву, устраивать жертвоприношения в Храме и соблюдать ряд других иудейских обрядов и ритуалов? Столкнулись две точки зрения. Одну представлял апостол Петр, другую – апостол Павел. Как известно, в итоге Собор принял точку зрения апостола Павла и отказался от идеи соблюдения крещеными язычниками иудейских обрядов и ритуалов. Но самому спору между Петром и Павлом уделялось много внимания и их современниками, и позже, на протяжении многих последующих веков. Поэтому знаменитую дискуссию святых апостолов Петра и Павла в Антиохии, предшествовавшую Иерусалимскому Собору, так часто отражали на своих полотнах великие европейские художники.

И, наконец, отдельно мне хотелось бы упомянуть еще одного великого живописца. Именно с его картиной чаще всего возникает ассоциация, когда говорят о святых апостолах Петре и Павле. Это знаменитый испанский художник Эль Греко. Кстати, имя Эль Греко – всего лишь прозвище, в переводе означает «Грек». Ибо Доменикос Теотокопулос, взявший себе такой псевдоним, был греком по происхождению, уроженцам острова Крит. Именно его кисти принадлежит знаменитая картина «Апостолы Петр и Павел», которую можно увидеть в Эрмитаже в Санкт-Петербурге.

Картина поразительная, во многом напоминающая икону, ибо в ней удивительным образом соединились художественный стиль, присущий эпохе Ренессанса, и элементы православной иконографии. Впрочем, этому парадоксу перестаешь удивляться, когда узнаешь, что Эль Греко, живя на Крите, учился у православного греческого иконописца Михаила Дамаскиноса. Интересно, что, хотя вся семья Эль Греко принадлежала к Римско-Католической Церкви, сам художником свои полотна рисовал в греческой православной стилистике.

Кстати, в 1597 году, спустя 5 лет после завершения первой картины «Апостолы Петр и Павел», художник нарисует новую картину (в настоящее время она находится в Барселоне в Изобразительном музее Каталонии), но в сравнении с картиной, хранящейся в Эрмитаже, это более слабое полотно.

На ней художник дал апостолу Павлу вместо книги меч и постарался как бы объединить двух самых великих учеников Христа, соединив на картине их руки. Неизвестно, что сподвигло художника практически повторить свою раннюю работу. Возможно, его критики считали, что на полотне 1592 года Эль Греко противопоставил друг другу двух святых апостолов и излишне значительно выделил святого апостола Павла.
Так, кстати, считают и многие современные исследователи творчества Эль Греко, полагающие, что на картине 1592 года доминирует именно святой апостол Павел, который как бы пытается убедить в своей точке зрения и святого апостола Петра, и зрителей.

Мне так не кажется. Напротив, я вижу двух одинаково сильных и мудрых учеников Христа. Только святой апостол Петр на картине Эль Греко погружен во внутреннее молитвенное созерцание, тогда как святой апостол Павел движением руки указывает на книги, лежащие перед ним. Предполагается, что это Святое Евангелие и 14 Посланий самого апостола Павла.

При таком прочтении картины можно предположить, что Эль Греко, великий греко-испанский живописец, создавший множество картин на евангельские сюжеты, хотел через образы святых апостолов Петра и Павла передать свое видение христианской Церкви – соединение знания, которое черпается из Священного Писания, и молитвы, обращенной к Богу.

Петр Селинов

И Павла является одной из самых знакомых всем, кто когда-либо обращался к изображениям христианских святых. Их канонический облик в неизменном виде сохраняется с тех давних времён, когда последователи учения о воскресшем Спасителе собирались для своих служб в глубинах катакомб. Ключ от врат Царствия Божия в руках одного из них и меч ― символ жертвенности - в руках другого ― свидетельство того, что перед нами именно те, кого принято именовать первоверховными апостолами.

Особенности их изображения

Исследователи пришли к выводу, что описание святых, приводимое в ранних преданиях, по всей видимости, соответствует действительности, и на его основе сформировался образ, который передаёт икона. Пётр и Павел жили в ту эпоху, когда составлялись первые хроники их подвижнического служения, авторы которых вполне могли быть с ними знакомы, или, по крайней мере, видеть. Этим, вероятно, и объясняется неизменность, придаваемая их портретным чертам.

Считается, что икона «Пётр и Павел» этим необычайным постоянством обязана традициям римского скульптурного портрета, доведённого к тому времени до совершенства. Авторы первых фресок, обнаруженных на стенах катакомб, несомненно, были знакомы с техникой портретирования, что позволило им придать образам апостолов правдивые и реалистичные черты.

Близость индивидуальных черт

Сравнивая работы мастеров, живших в разные эпохи, в разных концах христианского мира и никогда не видевших творений друг друга, поражаешься схожести изображённых ими ликов. Например, икона «Пётр и Павел», написанная в древней Византии, и её аналог новгородской школы XVI века, без сомнения, передают черты одних и тех же людей. Причём точно известно, что живописцы с берегов Волхова не были знакомы с произведениями своих предшественников.

Особое место в иконографии святых апостолов занимают их совместные изображения. Подобные композиции часто связаны с обстоятельствами жизни святых и мученической кончины, состоявшейся в один день. В качестве сюжетов нередко используется апокрифический текст, повествующий об их последней встрече и прощании незадолго до казни. Обычно икона «Пётр и Павел», написанная на его основе, представляет собой изображение апостолов, братски обнявшихся и целующих друг друга.

Почитание святых апостолов на берегах Днепра и Волхова

Со времён принятия христианства образ первоверховных апостолов считался одним из наиболее почитаемых на Руси. Известно, что по возвращении из Корсуни святым князем Владимиром была привезена в Киев икона «Пётр и Павел», ставшая впоследствии даром До наших дней она не сохранилась, но в древнем храме можно и теперь увидеть фреску XI века, написанную по этому сюжету.

Духовность в основе образа апостолов

В наши дни в иконостасах большинства храмов неотъемлемой частью деисусного ряда является икона Петра и Павла. Значение её со временем неизмеримо возросло. Причина заключается в более полном осмыслении их образов. Они являют собой символы безграничной веры в истинность Христова учения, позволяющего даже простому, не учёному и слабому человеку, каким был прежде Пётр, подняться до вершин святости.

Кроме того, это символ открытости пути к духовному совершенству для тех, кто первоначально не только не принял учение христиан, но и был их яростным гонителем, как апостол Пётр. Безусловно, в наши постатеистические времена подобные образы являются весьма актуальными, тем более что православная церковь ведёт широкую просветительскую работу, направленную на восполнение тех пробелов в религиозном образовании народа, которые возникли в эпоху богоборчества. В целом же любое изображение апостолов - это наглядная проповедь христианской веры, открывающей врата в жизнь вечную.

О празднике читателям "Вестей" рассказал настоятель Киево-Печерской Лавры, митрополит Вышгородский и Чернобыльский Владыка Павел.

Два первоверховных апостола. Две разные судьбы. Две разные жизни. И первенство у них различное - Петр был ближайшим учеником Христа при Его земной жизни, а Павел не был в числе 12 апостолов и начал проповедовать уже после Христова Воскресения. Два разных человека, два разных характера, два разных мировоззрения. Давайте вспомним историю их жизни и трудов и попытаемся объяснить, почему именно эти два апостола названы первоверховными.

Житие Петра

Апостол Петр, который до этого имел имя Симон, родился в Вифсаиде, был простым рыбаком вместе со своим братом Андреем (был учеником Иоанна Крестителя), и женатым человеком. Ловля рыбы происходила, в основном, ночью, днем уже была другая работа, но надо было кормить семью. А доходы рыбака были весьма непредсказуемы - все зависело от удачи. Сложной была жизнь галилейских рыбаков. Андрей, будучи учеником Иоанна Крестителя, услышал от своего учителя слова, что пришел Мессия - Христос. И он приводит к Христу своего брата Симона, которого Господь нарекает Кифа (по-гречески - Петр), что значит камень.

С того момента Петр полностью меняет свою жизнь, он сопровождает повсюду Христа, видит исцеления, совершенные Христом. Одно из первых исцелений Христа - это исцеление тещи апостола, которая страдала горячкой. Петр еще продолжал рыбачить, и однажды Господь вошел в лодку Петра, чтобы проповедовать, поскольку было великое множество народа. По окончанию проповеди Христос увидел, что у рыбаков совсем нет улова, хоть они трудились всю ночь. И Господь приказывает им зайти дальше в море и забросить сети. Они повиновались, и улов был настолько велик, что прорывались сети. Видя могущество Христа, Петр упал на колени перед Ним, а Господь сказал: «Не бойся, отныне будешь ловить человеков!» С этого момента Петр оставляет все - семью, профессию, дом и уже неотступно следует за Христом. И, несмотря на то, что между апостолами не было какого-то первенства власти, Господь за усердие и пламенную любовь открывает Петру, Иоанну и Иакову самые поразительные проявления Божественной природы - Свое Преображение на горе Фавор, воскрешение дочери начальника синагоги Иаира.

И после насыщения пяти тысяч человек пятью хлебами, когда Господь идет по водам к лодке, в которой находились апостолы, именно Петр пошел навстречу Христу тоже по водам, но затем одолеваемый страхом начал тонуть, на что Христос сказал: «Зачем ты усомнился, маловерный?» и подал ему руку.

Петр разительно отличался от остальных безмерной любовью ко Христу, импульсивным и пылким характером. На вопрос Христа к апостолам: «А вы за кого меня почитаете?» Петр первым воскликнул: «Ты Христос, Сын Бога Живого». Видя такое живое исповедание веры, Господь говорит: «Ты Петр, и на сем камне я создам Церковь Свою и врата ада не одолеют ее.» Но, когда Христос рассказывал апостолам о Своих грядущих крестных страданиях, Воскресении из мертвых, то здесь Петр, проявляя человеческую слабость, говорит: «Господи! Да не будет этого». На что Спаситель отвечает: «Отойди от меня, сатана! Ты думаешь не о том, что Божие, а что человеческое!»

Во время Тайной вечери на пылкие заверения Петра, что если кто и предаст Господа, то только не он, Господь с грустью замечает, что в эту же ночь не успеет петух пропеть дважды, как Петр трижды отречется от Него. И, как мы видим с Евангелия, когда взяли Христа под стражу и отвели на судилище, апостол Петр, который шел издали за Христом, когда его спросили: «И ты был с Иисусом?» Он трижды ответил: «Не знаю человека сего» И запел петух. Об этом отречении горько плакал и каялся Петр до конца своей земной жизни. После Воскресения Христова именно Петр первым входит в гроб, где лежали пелены Воскресшего Спасителя. Первым из апостолов увидел Воскресшего Господа именно Петр, троекратно исповедуя Его Господом, как бы в покаянное воспоминание о троекратном отречении. После Вознесения именно Петра апостолы избрали главным в общине. А когда в День Пятидесятницы, на апостолов сошел Дух Святой, то Петр, возвещая перед иудеями о воскресшем Христе, сразу же привел к покаянию и вере в Христа около трех тысяч человек. Апостол Петр, совершая знамения и исцеления больных, объяснял, что все это совершается силою Христа Спасителя, тем самым еще больше людей приводя к вере.

"Апостол Петр", Рубенс

Несмотря на гонения, побои, заключения в темницу, Петр продолжал проповедовать слово Христово и приводить к вере не только иудеев, а и язычников. Проповедь не ограничивалась Иерусалимом. Это и Самария, и Лидда, и Кессария, и Антиохия и многие другие области и города. Апостол Петр пишет послания к христианам, апостольские труды и ставит епископов, ставленников апостолов, на служение Господу в разных странах. Он присутствует в Иерусалиме при Успении Пресвятой Богородицы. Пройдя много стран, он получает откровение от Ангела, что пострадать за Христа, приняв смерть, ему суждено в Риме. И отправляется в Рим.

Согласно предания, Петр продолжает проповедь в Риме, где его арестовывают по приказу императора Нерона, за обращение в христианство двух его жен. И приговаривают к распятию на кресте, на что Петр просит распять его головой вниз, чтобы даже в распятии преклонить главу свою к ногам Христа и глядя в небо, иметь надежду на жизнь вечную в Небесных Обителях Царства Небесного.

Житие Павла

Апостол Павел, который до апостольского служения имел имя Савл, был родом из города Тарсы столице Киликии, из знатной иудейской семьи и благодаря положению своего отца был римским гражданином. Это была редкая по тем временам привилегия, которая давала множество прав. Образование он получил в Иерусалиме, где был учеником знаменитого раввина и авторитетного богослова того времени Гамалиила Старшего. Погрузившись в изучение Закона Моисеева, Савл становится яростным ревнителем Закона, стараясь соблюдать все требования в абсолютной точности. Поэтому ему кажутся полной «ересью» рассказы о учении Воскресшего Христа, он считает таких людей преступниками, которые нарушают Закон. Эта ненависть побуждает его вести активную борьбу с христианами - побивание их камнями, гонения.

И если, когда святого Стефана забивали камнями за проповедь, Савл только сторожил одежды побивающих, то вскоре он уже сам начинает поиски христиан, чтобы засадить их в тюрьмы. Получая от первосвященника письмо-направление в Дамаск, чтобы там продолжать преследовать христиан и засаживать их в тюрьмы, он даже не подозревает, что именно на этом пути произойдет встреча, которая в корне, навсегда изменит его жизнь. Направляясь в Дамаск, в дороге, Савла внезапно озаряет яркий свет с неба. Он падает на колени и слышит голос, обращенный к нему: «Савл, Савл! Что ты гонишь Меня?» В страхе и трепете, Савл спрашивает: «Кто Ты, Господи?» И слышит ответ: «Я Иисус, Которого ты гонишь…» Далее он получает Господнее повеление идти в город Дамаск. Но, поднявшись с колен, Савл понимает, что он ослеп, его глаза ничего не видят. Под руки его приводят в Дамаск, где он пробыл три дня без еды и воды. По повелению Божьему, к нему приходит Анания, извещенный ангелом, чтобы возложить на него руки во имя Христово, чтобы он прозрел и принял святое крещение. Преисполнившись Духа Святого, Павел становится совершенно другим человеком. Он начинает проповедовать в синагогах о Христе, как о Сыне Божием, что вызывает великое удивление у иудеев. Причем, насколько он был яростным противником и гонителем христиан, настолько пылким проповедником Слова Христова он стал.

Предупрежденный вовремя о готовившемся на него покушении, он отправляется в Аравию, где пребывает два года в отшельничестве и молитве, готовя себя к апостольскому служению. Ему принадлежат слова: «Я умер для Закона, чтобы жить для Бога», «Уже не я живу, но живет во мне Христос». Именно ему Господь неоднократно являлся в видениях, что послужило для Павла не поводом для гордости или какого-либо отличия от других, а он еще с большим пылом проповедует Слово Господне и пренебрегает всякой опасностью. Он претерпевал множество искушений, страданий, неудобств - его заключали в тюрьмы, бичевали, били камнями, били палками, трижды он попадал в кораблекрушение. Опасности его подстерегали как от иудеев, так и от язычников, часто претерпевал голод и жажду, жару и холод… Всего было не счесть, но главное для него это была забота о церкви и людях. Все скорби и преследования он переносил с радостью, потому что претерпевал за Самого Христа.

После Аравии, Павел был какое-то время в Дамаске, а затем пришел в Иерусалим. Некоторые апостолы и последователи Христа не верили, что он из гонителя христиан, стал проповедником Слова Христова. Только после того, как св.Варнава, привел его к апостолам Петру и Иакову и засвидетельствовал об истинном служении Павла, то с тех пор апостол Павел начал ходить вместе с апостолами, проповедуя Христа. Не оставаясь долго на одном месте, апостол Павел переходит с города в город обращая в веру Христову не только иудеев, но и язычников.

Проповеди Павла сопровождались многими чудесами, исцелениями и знамениями, что свидетельствовало об истинности учения Господнего. Пройдя с проповедью Сирию, Киликию, Дервию, Македонию, Неаполь, Филиппы, Фессалоники и придя в Афины, Павел был удивлен большим количеством языческих идолов. Получив блестящее образование, прекрасно зная философию, он говорил с язычниками на понятном и доступном для них языке - проводя параллели между близкими к истине Христовой размышлениями языческих философов. И это помогало обратить к вере Христовой заблудшие души. Уйдя в Коринф, чтобы не быть на иждивении у кого-либо, Павел занимается изготовлением палаток, чем и зарабатывает себе на хлеб насущный, а в субботу и воскресенье он проповедует о Христе в синагоге. Не останавливаясь надолго в одном месте, он создает церковные общины и благословляет своим ученикам строить Церкви, а сам идет дальше закладывать основы Благой Вести от Господа в неокрепшие, ищущие спасения души.


Святой Апостол Павел. Андрей Рублев, около 1410 г.

Надо заметить, что он не только проповедует, но и пишет послания к христианам, которые дошли и до наших дней. Его посещение Ефеса, Антиохии, Коринфа, Галатии, Фригии сопровождалось множеством чудес, что вызывало бурное негодование как у иудеев, так и у язычников, которые были обеспокоены таким успехом у народа Слова о Христе, как о Сыне Божием. Апостол Павел пройдет еще много городов, но на два года остановится в Риме, где и будут написаны его Послания к колоссянам, филлиппийцам и ефесянам в которых он раскроет глубину таинства Христа. Будут и тюрьмы, и гонения. Но при последнем аресте его препроведут в Рим, где будут держать в более ужасных условиях чем обычно. В тюрьме он напишет: «Время моего отшествия настало. Подвигом добрым я подвизался, течение совершил, веру сохранил, а теперь готовится мне венец правды, который даст мне Господь…» Учитывая, что он был римским гражданином, его подвергли суду, на котором приговорили к смерти и недалеко от города отсекли голову. Согласно предания, когда голова упала, она трижды ударилась о землю и в этих трех местах забили три святых источника.

Вера Петра и Павла

Два величайших проповедника слова Господнего, и у каждого их них был свой путь ко Христу. У каждого из них был свой переломный момент, который изменил смысл всей жизни - у Павла это была встреча с Господом на пути в Дамаск, а у Петра это отречение от Христа накануне Его распятия. Каждый из них, по-своему, весьма болезненно пережил этот этап в своей жизни. И когда пришло осознание собственного недостоинства, некоего стыда за совершенное, страха за содеянное… пришло чувство глубокого раскаяния и желание быть со Христом всегда. Возникло то великое чувство Любви ко Господу, чувство благодарности за Его великие милости и благодеяния.

Но и Петр, и Павел понимали, что за эту Любовь им придется отказаться от спокойствия, будничного комфорта, домашнего уюта. Претерпевая всевозможные искушения, скорби и напасти, холод и зной, голод и жажду они примут мученическую кончину за Христа, что являлось как бы негласным условием апостольского служения. Практически все апостолы приняли мученическую смерть. Но, эти два апостола - Петр и Павел являются еще и первоверховными потому, что потрудились более всех остальных апостолов. Об этих двух святых можно долго говорить, но лучше предоставить им слово.

Петр: «Пастырей ваших умоляю я, сопастырь и свидетель страданий Христовых и соучастник в славе, которая должна открыться: Пасите Божие стадо, какое у вас, надзирая за ним не принужденно, но охотно и богоугодно, не для гнусной корысти, но из усердия, И не господствуя над наследием Божиим, но подавая пример стаду; И когда явится Пастыреначальник, вы получите неувядающий венец славы» (1 Петр. 5: 1-4).

Павел: «…Я, обрезанный в восьмой день, из рода Израилева, колена Вениаминова, еврей от евреев, по учению фарисей, По ревности — гонитель Церкви Божией, по правде законной — непорочный. Но что для меня было преимуществом, то ради Христа я почел тщетою. Да и все почитаю тщетою ради превосходства познания Христа Иисуса, Господа моего: для Него я от всего отказался, и все почитаю за сор, чтобы приобрести Христа… Говорю так не потому, чтобы я уже достиг, или усовершился; но стремлюсь, не достигну ли я, как достиг меня Христос Иисус» (Флп. 3: 5-8, 12).

Как сказал в своей проповеди митрополит Антоний Сурожский: «Вот два апостола, которых мы вспоминаем. Апостол Петр не был безукоризненным во всех отношениях, так же как и апостол Павел. Все апостолы были настоящими, подлинными людьми, и когда Христос был взят в саду Гефсиманском, когда Его судили, страх их объял и они бежали. Петр даже отказался от Него. Но потом они оказались бесстрашными проповедниками: ни муки, ни крест, ни распятие, ни тюрьма - ничто не могло их отлучить от любви Христовой, и они проповедали, и эта проповедь действительно явилась тем, чем ее называет апостол Павел: вера наша - победившая мир. Вот мы и празднуем их день, ликуя о том, что радикальный гонитель и верующий от начала встретились в одной, единой вере о победе Христовой - Крестом и Воскресением».

Петр и Павел: в чем помогают

Икона Петра и Павла, 11 век

В день праздник Петра и Павла люди идут в церковь ставят свечки и молятся у их иконы:

  • прося помощи в преодолении житейских проблем,
  • за удачу в начинаниях новых дел,
  • те, кто сомневаются в своих решениях, просят подарить надежду.

Очень важно в этот день у иконы поставить свечи, произнести тихо, но с душой слова молитвы. И только после этого у угодников можно просить о содействии решениях абсолютно любых житейских проблемах.

Кроме того, праздник Петра и Павла почитается среди рыбаков, ведь апостол Петр является покровителем рыбаков. И люди говорят, что если в этот день просить об удаче в ловле, то без хорошего улова не останетесь.

Молитва Петру и Павлу

О преславнии апостоли Петре и Павле, души за Христа предавшии и кровию вашею пажить Его удобрившии! Услышите чад ваших молитвы и воздыхания, сердцем сокрушенным ныне приносимыя. Се бо беззаконьми омрачихомся и того ради бедами, якоже тучами, обложихомся, елеа же добраго жития обнищахом зело и не возможем противитися волком хищным, иже расхищати наследие Божие дерзостно тщатся. О сильнии! Понесите немощи наша, не отлучайтеся духом от нас, да не разлучимся в конец от любве Божия, но крепким заступлением вашим нас защитите, да помилует Господь всех нас, молитв ваших ради, да истребит же рукописание безмерных грехов наших и да сподобит со всеми святыми блаженнаго Царствия и Брака Агнца Своего, Емуже честь и слава, и благодарение и поклонение, во веки веков. Аминь.

Праздник Петра и Павла 2017: что нельзя делать и что необходимо успеть

В день Петра и Павла нельзя работать, особенно в поле, чтобы не потревожить хлебные колосья, и чтобы урожай был хорошим. После Петрова дня начиналась пора сенокоса.

В старину говорили, что на день Петра и Павла солнце сияет всеми цветами радуги ("играет"). Считалось, что того, кто увидит, как играет солнце, ожидает счастье. А чтобы увидеть это чудо, молодежь с утра собиралась в поле и поджидала восход солнца.

В Петров день начинались петровские гуляния, которые длились до первого Спаса. Молодежь плела венки, водила хороводы. А молодые девушки в день Петра и Павла гадали на суженого. Например, нужно собрать 12 разных цветков с 12 полей, загадать парня, положить цветы под подушку и ждать вещего сна.

Праздник Петра и Павла осенний

К слову, на Руси праздник Петра и Павла отмечали дважды: помимо дня памяти 12 июля чествуются также так называемые Петр и Павел Рябинники — в дни осеннего равноденствия, 23 сентября.

Праздник Петра и Павла: приметы

  • Петр и Павел день убавил, так как день уже шел на убыль.
  • Дождь на Петров день обещает богатый урожай. Говорили: "Дождь на Петра и Павла - уродится жито".
  • Если хлеба уродились, то ни Петр, ни Павел урожай не отнимут.
  • На Петров день - колос, на Ильин - колоб.
  • На Петро всегда тепло. При этом говорили: "Петр и Павел жару прибавил", так как начинались самые жаркие дни.
  • На Петра и Павла умолкает кукушка. Если птица не кукует за неделю до Петрова дня - зима будет ранней, а если же неделю после дня Петра и Павла - зима будет поздней.

Чудотворцы Петр и Павел - две противоположности друг другу, две опоры веры и праведности. Каждый из апостолов поможет укрепить веру, преодолеть трудности и терзания души.

Жизни Петра и Павла были различны, но их объединило общее — верность и любовь к Спасителю. Первоверховные апостолы приложили огромные усилия для распространения христианского вероисповедания. Они обратили ко Христу многих, за что были канонизированы. Глубоко верующие люди неустанно просят Петра и Павла о помощи подле их иконы. Изображенным на святыне апостолам можно молиться как вместе, так и по отдельности. Каждый из апостолов услышит вас и поможет в любых богоугодных начинаниях.

Путь к вере у Петра и Павла был разный. Но горячая любовь и неподдельная верность Богу возвысили их и соединили вместе. Став неразлучными, главные христианские апостолы уберегли многих от безверья и страшного грехопадения. Учителя среди учителей обратили ко Христу не одну тысячу заблудших душ.

Петр — рыбацкий сын, который впоследствии стал свидетелем всех событий жизни Спасителя. Трижды отрекшийся от учения Господа, он каждый раз в покаянии возвращался обратно, став основоположником христианского вероисповедания.

Павел был злейшим противником Сына Божьего. При жизни он повсеместно преследовал и зверски убивал христиан. Его ораторские способности, грамотность и знатное происхождение разжигали ненависть к Христу среди знати и обычных людей. Столь яростное сопротивление Павла сменилось на пламенную любовь к Богу.

Именно Павла и Петра избрал сам Иисус для продолжения своей миссионерской деятельности. Два апостола, вдохновенный бедняк и оживленный деятель, получили дар нести слово Божие дальше. Первоверховные апостолы приняли мученическую смерть вместе. В четвертом веке в их честь в Риме был воздвигнут храм, а сами праведники стали оплотом веры.

Где находится образ

Петр и Павел — общеизвестные апостолы, почитаемые во всех разновидностях христианства. Конечно же, их изображения, иконы, фрески можно встретить в каждом храме. Во многих городах России есть церкви, выстроенные в честь учеников Христовых. Наиболее распространенные списки иконы можно встретить в следующих соборах:

  • храм Петра и Павла в городе Москве хранит в себе не только образ святых, но и останки первоверховных апостолов, привезенных из Рима;
  • храм Святых апостолов Петра и Павла в городе Сестрорецке, который находится недалеко от Санкт-Петербурга;
  • собор Святых Первоверховных апостолов Петра и Павла в городе Новотроицк;
  • Московский храм Воскресения Христова.

Описание иконы

Петра и Павла в иконописи принято изображать вдвоем. Древние иконописцы пытались передать на данном образе духовное братство, обретенное в вере, которой связаны все приверженцы христианства . По сохранившимся фрескам первоверховных апостолов были заложены основные каноны написания их образов.

В древние века лики святых на иконе изображались лицом к зрителям, позднее их лица стали писать обращенными друг к другу. В левой руке Петра присутствует связка ключей от рая. Павел же держит посох и книгу со своими трудами. Благодаря этим отличительным особенностям святых невозможно перепутать.

В чем помогает икона Петра и Павла

Молитва подле иконы Петра и Павла обращает в прах любые колебания в вере. Святые спасают от маловерия, заблуждений, грехопадения. Каждый из апостолов покровительствует различному, но любые ваши прошения будут услышаны и поддержаны.

Апостол Павел помогает раскаявшимся безбожникам, иноверцам и тем, кто начал утрачивать веру. Молитвы, обращенные к нему, исцеляют от душевных и физических болезней. Также святой покровительствует обучению, в особенности усвоению сложных наук. Апостол Петр поддержит вас в открытии собственного дела, придаст трудолюбия, целеустремленности и финансовой удачи.

Молитва перед иконой Петра и Павла

«О, святые апостолы Петр и Павел, не отрекайтесь от нас, грешных рабов Божьих (имя). Не допустите нашей разлуки с любовью Господа. Станьте крепкими заступниками веры нашей. Умолите Бога о заступничестве и прощении грехов. Да истребит пусть Господь все безмерные грехи его рабов. Аминь».

День почитания иконы

День празднества иконы совпадает с почитанием святых Петра и Павла . Торжество было установлено в четвертом веке, практически сразу после страшной казни угодников Божьих. 12 июля по новому стилю все христиане отмечают день памяти первоверховных апостолов.

Жизнь праведных апостолов Петра и Павла является воплощением христианской веры и единства. Самостоятельно искоренив в себе неверие и злость, встав на путь истинного предназначения, ученики Христа обратили в веру огромное количество людей. Слова покаяния , произнесенные подле иконы Петра и Павла, избавят вас от тяжелого бремени и направят вашу жизнь по верному курсу. Будьте счастливы, крепкой веры, и не забывайте нажимать на кнопки и