Роль медицины в жизни человека - копирайтинг. Роль и значение врача для развития людей Понятие о профилактике. Основные ее принципы и виды

План урока

Дата:

Класс: 9

Тема: Роль медицины в нашей жизни

Цель: Создание языковой среды способствующей повторению лексического материала по теме “Health ” и грамматического материала, развитию речевых способностей, воспитанию у учащихся интерес к здоровому образу жизни

Тип урока: комбинированный

Оборудование: учебник, наглядный материал

Организационная часть (приветствие, сообщение цели урока).

T : Good morning children .

S : Good morning teacher .

T : Sit down please.

S: Thank you.

T: Today at the lesson we are going to revise grammar and lexical material we have learned within the theme “Medicine”. To do it we will listen to some dialogues, read texts and do crosswords. Can you tell me what material was new for you?

S: Modal verbs and present perfect tense.

T: You are quite right. Let’s begin then.

Look at the screen. I have a monster. Describe it . Be careful and don’t forget about plural forms.

S: The monster has got …

T : Well done . Our next task is listening . You will hear the conversation twice and decide if the statements on the screen are TRUE or FALSE.

Statements on the screen :

The boy has got the flu.

The boy’s back hurts.

The boy’s temperature is normal.

He must take tablets.

He should drink hot tea with lemon.

Давайте, прежде всего, повторим некоторые слова, которые могут вам понадобиться: (translate into Russian )

What’s the matter?

How are you?

The flu

I have got the flu.

Back

Hurt

Temperature

Take tablets

You should

Tea with lemon

После первого прослушивания можно выяснить, что поняли дети, какие слова не поняли.

После второго прослушивания идет работа с утверждениями. Сильных учащихся можно попросить исправить утверждения согласно тексту.

T: Great. Let’s continue. Our next task is in AB. Оpen your AB, page 79, ex. 6. Look through the GRAMMAR HINT. What is the difference between the modal verbs must and should.

T: Good. What do you think, can we do without doctors?

S: Yes, sometimes we can.

T: I agree with you. In these cases we can use home medicine. What are these cases?

S: headache, a cold, a cut, a burn (not serious).

T: Yes. Do you use home medicine&

S: Yes, I do.

T: What home medicine do you use?

S: tea with lemon, warm compress and so on.

T: I offer you to read a text and learn about some other home medicine.

Read the text and match illnesses and advice. Be attentive . (соедините болезни и способы их лечения).

T : Super . Are you tired ? Let’s play to have a rest. Tell us about your problem. And your friends will give you advice. You can also mime your problem.

Попытайтесьупотреблятьмодальныеглаголы, повелительноенаклонениеиотрицательныепредложения.

S: I’ve got a cold. – Consult a doctor. (or You should consult a doctor).

T: You are so artistic. Have you ever had an appendicitis?

S: Yes, I have.

T: And you?

S: No, I haven’t.

T: What tense do we use to tell about what we have had?

S: Present perfect.

T: right. How is it formed?

S: have/has+the third form of the verb

T: Yes, quite right. Tell me about health problems you have ever had.

S: I have had a cold this month.

T: Do the exercise 7 on the page 79 in your Activity Books. Well done. I think you have been working well today and so you deserve a prize. I know you like crosswords. I have a crossword for you. Do it, please.

КАЗАХСТАНСКО-РОССИЙСКИЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Кафедра пропедевтики внутренних болезней и сестринского дела


Реферат

на тему: Роль и ответственность врача в обществе.

по дисциплине : Коммуникативные навыки


Выполнила: Естаева А.А.


Алматы 2012


План


Введение

.Роль врача в обществе

.Ответственность врача в ятрогении

.Врачебная ошибка

Заключение

Литература


Введение


Врач - лицо, посвящающее свои знания и умения предупреждению и лечению заболеваний, сохранению и укреплению здоровья человека. Врач - также лицо, получившее высшее медицинское образование по соответствующей специальности.

Практикующий врач занимается предотвращением (профилактикой), распознанием (диагностикой) и лечением (терапией) заболеваний и травм. Это достигается путем постоянного совершенствования медицинских познаний и врачебного мастерства, как то: исследование ряда взаимосвязанных фундаментальных, общих врачебных и специальных клинических дисциплин, опыт непосредственного общения с пациентом, его нуждами и страданиями. Успешное лечение, даже при использовании последних достижений медицинской науки, в большой степени является искусством.

Профессия врача была всегда востребована и уважаема. Очень много людей стремятся получить медицинское образование, именно поэтому конкурс в медицинские ВУЗы очень высок. При этом обучаться медицине не так уж легко, а количество лет, затрачиваемых на полную подготовку врача, больше, нежели у других профессий. Но это не останавливает современных студентов, и толпы абитуриентов снова и снова покоряют двери приемных комиссий.


1. Роль врача в обществе


Профессия медика наряду с некоторыми другими - например учителя или ученого - в коллективном сознании связана в первую очередь с общественным служением: так, врачи стремятся оказать помощь своим пациентам, учителя - дать знания и привить социальные навыки ученикам, ученые - развивать науку. Представители таких профессий противопоставляются, скажем, деловым людям, озабоченным прежде всего получением выгоды.

Медицина зачастую воспринимается как профессия для альтруистов и осмысливается с позиций социальной миссии, врач инициируется в своем статусе, подтверждая, что клянется:

·"честно исполнять свой врачебный долг, посвятить свои знания и умения предупреждению и лечению заболеваний, сохранению и укреплению здоровья человека;

·быть всегда готовым оказать медицинскую помощь, хранить врачебную тайну, внимательно и заботливо относиться к больному, действовать исключительно в его интересах независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств;

·проявлять высочайшее уважение к жизни человека, никогда не прибегать к осуществлению эвтаназии;

·хранить благодарность и уважение к своим учителям, быть требовательным и справедливым к своим ученикам, способствовать их профессиональному росту;

·доброжелательно относиться к коллегам, обращаться к ним за помощью и советом, если этого требуют интересы больного, и самому никогда не отказывать коллегам в помощи и совете;

·постоянно совершенствовать свое профессиональное мастерство, беречь и развивать благородные традиции медицины".

В этой клятве можно обнаружить три критерия профессионализма, которые выделил Талкотт Парсонс в своей работе "Профессии".

Профессия медика в коллективном сознании связана в первую очередь с общественным служением. Представители таких профессий противопоставляются, скажем, деловым людям, озабоченным прежде всего получением выгодных индивидов. Во-вторых, наличие навыков реализации полученных профессиональных знаний. И в-третьих, самое главное - наличие у свободных профессионалов уверенности, что они работают в интересах всей социальной системы (что проявляется в зафиксированных в клятве готовности действовать в интересах любого больного и утверждении ценности человеческой жизни).

Врач встречает человека при рождении, всегда рядом в часы болезни и провожает его в конце жизненного пути. Это определяет и особую ответственность этой профессии, и пристрастное отношение к ней и обывателей, и представителей средств массовой информации. Обратите внимание, с какой нетерпимостью, и с какой злобой осуждают промахи и ошибки врачей наши папарацци. Эти представители демократической прессы легко прощают подлость и предательство своих покровителей и свои собственные, но призывают посадить, лишить, наказать огромным штрафом врачей, «виновных» по их мнению, в гибели или инвалидизации своих пациентов.

Позицию обывателя хорошо иллюстрирует следующий пример. Автокатастрофа. Несчастные искалеченные люди и зеваки, которые стыдливо прячутся неподалеку. Никто не торопится помочь пострадавшим. Приезжает «скорая», толпа плотным кольцо окружают место происшествия, их активность резко возрастает, они советуют, возмущаются, пытаются помочь. Некоторые не выдерживаю вида крови, падают в обморок. Теперь помощь нужна уже им… В итоге формируется «общественное мнение» в случае смертельного исхода - виноваты врачи. Заметьте, не роковые стечения обстоятельств автокатастрофы, не отсутствие своевременной помощи очевидцами, не плохие дороги, а именно врачи конкретной бригады медицинской помощи.

Часто встречается такая реакция: «Бедный Б. Вот ему досталось… Эти коновалы не хотят признавать ничего нового, вот и у нас был случай…».

Конечно, среди врачей есть безответственные, черствые, избыточно корыстные люди, но страдают от народного гнева почему-то как раз те, кто честно выполняет свой долг.

Еще в 1898 году В.В.Вересаев в записках врача писал: «В обществе к медицине и врачам распространено сильное недоверие. Врачи издавна служат излюбленным предметом карикатур, эпиграмм и анекдотов. Здоровые люди говорят о медицине и врачах с усмешкою, больные, которым медицина не помогла, говорят о ней с ярою ненавистью».

С чем это связано? Да с тем, что человек смертен, продолжительность жизни его ограничена, организм его далеко не совершенен и подвержен болезням. Это многих огорчает и побуждает к иллюзиям с завышением возможностей медицинской науки.

Мало кто говорит: «У меня болит нога, потому что я был неосторожен и травмировал ее». Чаще скажут так: «Врач назначил неправильное лечение, которое мне не помогает». Или в случае смерти близкого человека, скорее всего, скажут «Его не смогли спасти, «скорая» приехала слишком поздно», а не «Мы не были к нему внимательны и часто создавали ему проблемы, доводя его до сердечных приступов».

Искусство врача это не только уровень его профессиональной подготовки, это и его умение правильно построить взаимоотношения с пациентом, который является имманентно (по определению) человеком капризным, зависимым, с набором всяких предрассудков, которые он получил из жизненного опыта, по слухам, из медицинской рекламы…

Профессия врача - особая специальность, в ее основе - любовь. Любовь к человеку, любовь к больному человеку. Понятны слова Сократа, который говорил, что лечить, учить и судить - самое трудное занятие в жизни. Правильно говорят - медицина это профессия от бога.


2. Ответственность и обязанности врача


Обязанности

·удовлетворение необходимым требованиям для осуществления медицинской деятельности (с диплом, звание, лицензия);

·добросовестное исполнение своих служебных обязанностей (оказание пациентам медицинской помощи соответствующего объёма и качества);

·соблюдение врачебной тайны (конфиденциальности информации о факте обращения за медицинской помощью, состоянии здоровья гражданина, диагнозе его заболевания и иных сведений, полученных врачом при обследовании и лечении пациента).

Ответственность

Неисполнение или ненадлежащее исполнение своих служебных обязанностей влечёт для врача в зависимости от тяжести последствий и степени вины:

·дисциплинарную,

·административную,

·уголовную ответственность.

Дополнительно для лица может устанавливаться гражданско-правовая ответственность (например, возмещение расходов пациента при оказании медицинской помощи ненадлежащего качества: расходов, понесённых на восстановление нарушенного здоровья; расходов по утрате заработка в связи с временной потерей трудоспособности; возмещение морального вреда).


3. Ответственность врача в ятрогении


С проблемой врачебной ошибки и несчастного случая, недобросовестности и ответственности медика, следует связать и моральный аспект такого явления как ятрогении, под которыми большинство современных авторов понимает ущерб здоровью пациента или прямо по вине медиков, или под воздействием медицинских факторов, ставших враждебными данному человеку. Причем зачастую ятрогении открывают перед нами не просто ошибки отдельных врачей, но и теневые стороны врачевания в современных условиях в целом.

В последнее время появились принципиально новые моменты в постановке этой древней проблемы, принявшей сегодня, образно говоря, характер ятрогенной эпидемии.

До недавнего времени в публицистике и специальной литературе имели место сообщения лишь о ятрогениях в западных странах. Широко известна была так называемая талидомидная трагедия, когда в результате приема талидомида беременными женщинами в Европе и США родилось более 10 тыс. детей с врожденными пороками. Едва ли не более масштабной ятрогенией явилось применение эстрогена для предотвращения самопроизвольных абортов, в результате чего были отмечены десятки тысяч случаев рака влагалища, аномалий развития половых органов и способности к зачатию у девочек, родившихся от матерей, принимавших эстроген. В последние годы стало доступным знание и об отечественных ятрогениях, до того закрытое. Первым известным нам трагическим фактом стало инфицирование вирусом СПИД 150 новорожденных в одной из больниц г. Шымкента. Стали широко известны и другие случаи ятрогений.

Многие ятрогении слабо изучены или малоизвестны. Так, в 1986 г. было доказано, что многократная флюорография ведет к увеличению частоты заболевания раком молочной железы на 60%, но до сих пор ежегодное флюорографическое обследование остается принудительным в наших лечебных учреждениях. Безусловно, медики должны осознавать всю меру ответственности за опасность распространения заболеваний, причинами которых являются медицинские вмешательства.

Иными словами, в процессе углубления наших знаний о живой материи ценностный статус свободы в биомедицинских исследованиях, имеющих дело с уникальными единичными объектами (человеческий геном, здоровье конкретного индивида), предполагает необходимость самоограничений со стороны исследователей и формирование концепции коллективной ответственности за результаты научного поиска. Из плоскости индивидуальной понятие ответственности трансформируется в ранг коллективной ответственности за ущерб, наносимый человеку.

Правомерно поставить также вопрос о соотношении ятрогений и врачебных ошибок. Большинство авторов считают, что врачебные ошибки - это часть ятрогений, где имеет место профессиональная ответственность, моральная виновность врача. Некоторые жестко разграничивают их, полагая, что ятрогении - это болезни, непосредственной причиной которых являются действия врача, а врачебные ошибки - это случаи осложнений лечения, когда непосредственную вину врача трудно установить. С точки зрения А.Я. Иванюшкина, термины врачебные ошибки и ятрогении иногда обозначают отдельные разновидности неправильного лечения.

В иных случаях бездействие врача, приводящее к неблагоприятному исходу болезни у пациента, является врачебной ошибкой, но вряд ли целесообразно называть такие случаи ятрогениями. Прогнозируемое врачом побочное действие лекарства является ятрогенией, но не врачебной ошибкой. Подавляющее же большинство случаев неправильного лечения является ятрогениями, которые одновременно следует считать врачебными ошибками.

Понятие ятрогении отражает преимущественно объективные стороны (клиническую, патогенетическую) неправильного лечения, поэтому ятрогении часто так и называют: болезни от лечения, болезни прогресса медицины, болезни медицинской агрессии и т.д. В обобщенном виде ятрогении - как психогенная, так и соматогенная - есть следствие профессиональной деятельности (нередко гиперактивности) врачей, медиков, когда их действия в какой-то момент утрачивают клинически-рациональное оправдание, когда некоторые терапевтические (диагностические, профилактические) медицинские акции становятся вредными и даже опасными для здоровья и жизни пациентов.

В понятии врачебные ошибки подчеркивается больше субъективная сторона - умение (точнее, неумение) врача применить общие положения медицинской науки к отдельным случаям заболеваний, оценка неправильного лечения под углом зрения ответственности врача. Большинство случаев ятрогений, когда они рассматриваются как судьбы конкретных больных, должны восприниматься и переживаться лечащими врачами как врачебные ошибки, что соответствует традиции медицинской этики, ее пониманию свободы и ответственности врача.


. Врачебная ошибка


Врачебная ошибка - незлоумышленное заблуждение врача (или любого другого медицинского работника) в ходе его профессиональной деятельности, если при этом исключается халатность и недобросовестность.

Правовая сторона

Законодательству термин «врачебная ошибка» неизвестен, поэтому юристы его как правило не употребляют. Он имеет распространение преимущественно в медицинской литературе, но и здесь не существует общепринятого понятия этого термина.

Врачебной ошибке можно дать несколько определений:

·«Врачебная ошибка - ошибка врача в профессиональной деятельности, вследствие добросовестного заблуждения при отсутствии небрежности, халатности или невежества»

·«Врачебная ошибка - ошибка врача при исполнении своих профессиональных обязанностей, являющиеся следствием добросовестного заблуждения и не содержащие состава преступления или признаков проступков»

·«Врачебная ошибка - неправильное определение болезни врачом (диагностическая ошибка) или неправильное врачебное мероприятие (операция, назначение лекарства и др.), обусловленные добросовестным заблуждением врача»

·«Врачебная ошибка - неправильное действие (или бездействие) врача, имеющее в своей основе несовершенство современной науки, незнание или неспособность использовать имеющиеся знания на практике»

Разрабатываемые медиками концепции (в частности, представление об уголовной ненаказуемости «врачебной ошибки» по причине добросовестности заблуждения врача) противоречили положениям уголовно-правовой науки и потому фактически оказались вне сферы практического применения.

Судебно-медицинский эксперт и учёный Израиль Гамшеевич Вермель называл три условия, при наличии которых (всех одновременно), с его точки зрения, должна наступать уголовная ответственность медицинских работников за ненадлежащее лечение:

Действия медицинского работника в конкретном случае были объективно неправильными, находящимися в противоречии с общепризнанными и общепринятыми правилами медицины.

Медицинский работник в силу полученного образования и занимаемой должности должен был сознавать, что действия его являются неправильными и потому могут причинить вред больному.

Эти объективно неправильные действия способствовали наступлению неблагоприятных последствий - смерти больного или причинение существенного вреда его здоровью.

Но с точки зрения закона единственное основание для уголовной ответственности - состав преступления, предусмотренного Уголовным кодексом. В каждом случае, который называют «врачебной ошибкой» (с юридической точки зрения это очень широкое понятие), необходимо определить наличие или отсутствие состава преступления.

Медицинский работник не подлежит уголовной ответственности, если он в своей работе руководствовался обычаями медицинской практики (проверенными практикой непреложными истинами медицинской профессии, общепризнанными и общепринятыми правилами медицины, изложенными в источниках информации либо передаваемыми устно или наглядно между коллег по профессии).

При отступлении от обычаев медицинской практики, в случае пренебрежения канонами медицины всегда следует ответственность по закону.

Медицинская сторона

В медицинской среде считается, что врачебная ошибка вне зависимости от тяжести последствий не наказуема юридически; она является не уголовно-правовой проблемой, а медицинской (организационно-методической). Подмена понятия «врачебная ошибка» на «врачебное преступление» недопустима, так как приводит к деструктивному конфликту интересов пациентов и медработников.

Говорить об ошибках вообще трудно, особенно медицинских. Это связано с тем, что последствия в работе врача особенно серьёзны: это и недееспособность, и инвалидность, и даже смерть. Рассматривая проблему врачебных ошибок, хотелось бы выделить некоторые основные положения:

В мире не существует единого общепринятого определения врачебной ошибки. А оно, по нашему мнению, должно быть, потому что медицина - не математика, ошибки в ней случаются.

В уголовных кодексах государств отсутствует данное определение. Врачебная ошибка, как таковая, вне зависимости от последствий не наказуема.

Юридически наиболее ответственным моментом является дифференциация ошибки от элементарного невежества (отсутствие знаний, безграмотность), халатности, преступления.

В медицине, хотя и редко, имеет место фактор случайности, который бывает трудно прогнозировать и который может обусловить непредсказуемые последствия.

Проблему врачебных ошибок нельзя сводить только к вопросам диагностики и лечения. Почему-то чаще всего обсуждаются эти вопросы, что суживает проблему и само по себе является ошибкой.

В мире нет государства, где бы врачи не допускали ошибок.

Опыт работы врачей с участием в многочисленных клинических и патологоанатомических конференциях свидетельствует, что бездействие является наиболее частой причиной претензий к врачам, чем те или иные не совсем правильные действия.

Причины возникновения

Историки продолжают спорить до сих пор, кому принадлежит выражение, ставшее впоследствии крылатым: «Errare humanum еst» - «Человеку свойственно ошибаться».

Причины ошибок могут быть объективными и субъективными. Первые чаще всего связаны с изменением взглядов на лечение определенного заболевания. Комплекс лечебных мероприятий, который ещё совсем недавно считался наиболее рациональным, с позиций новейших достижений науки может быть квалифицирован как ошибочный. Сюда же относятся ошибки, допущенные врачами в процессе их общения с пациентами вследствие несоблюдения основных деонтологических принципов, невежества. Субъективные причины: переоценка лабораторных и инструментальных данных, нелогичное их осмысление, предвзятое отношение к больному, особенности психики врача. Согласно данным литературы на долю субъективных причин врачебных ошибок приходится 60 % от общего их количества. Любой врач не свободен от профессиональных ошибок, также как и представитель любой специальности. Однако из-за особенности профессии они приобретают общественное значение.

С целью предотвращения врачебной ошибки, медперсонал всё чаще использует методы оборонительной медицины.

Врачи о врачебных ошибках

·Людские нужды заставляют нас решать и действовать. Но если мы будем требовательны к себе, то не только успехи, но и ошибки станут источником знания. Гиппократ

·Я считал… своим священным долгом откровенно рассказать читателям о своей врачебной деятельности и её результатах, так как каждый добросовестный человек, особенно преподаватель, должен иметь своего рода внутреннюю потребность возможно скорее обнародовать свои ошибки, чтобы предостеречь от них других людей, менее сведущих. Н. И. Пирогов.

·Только слабые духом, хвастливые болтуны боятся открыто высказываться о совершенных ими ошибках. Кто чувствует в себе силу сделать лучше, тот не испытывает страха перед осознанием своей ошибки. Т. Бильрот.

·Надо называть вещи своими именами. Я много думал и передумал снова и снова. Тысячи сложных и сложнейших операций и … довольно много смертей. Среди них много таких, в которых я прямо виноват, нет, нет, это не убийства! Все во мне содрогается и протестует. Ведь я сознательно шёл на риск для спасения жизни. Н. М. Амосов

·Ошибки - неизбежные и печальные издержки лечебной работы, ошибки - это всегда плохо, и единственное оптимальное, что вытекает из трагедии врачебных ошибок, это то, что они по диалектике вещей учат и помогают тому, чтобы их не было. Они несут в существе своем науку о том, как не ошибаться. И виновен не тот врач, кто допустил ошибку, а тот, кто не свободен от трусости отстаивать её. И. А. Кассирский.

·Врачевание связано с риском, даже у выдающихся врачей встречаются профессиональные ошибки. Особого внимания общества заслуживает возрастание вероятности профессиональных ошибок у начинающих молодых врачей. Прогресс медицинской науки неизбежно связан с повышенным риском; успехи медицины в известном смысле зиждутся на врачебных ошибках. Ошибки врачей - одна из важнейших причин падения доверия населения к медицине. В. В. Вересаев.

·Если общество возложит всю полноту ответственности на врача, то кто же будет лечить больных? Какой хирург отважится оперировать без стопроцентной гарантии успеха, если за спиной у него будет стоять судья? Законы нужно соблюдать, но все же… О. Е. Бобров.


Заключение

врачебный ошибка ответственность больной

Репутация уважаемого врача складывается из профессионализма, отношения к больному, полной самоотдачи, компетентности, владения теоретическими знаниями и практическими навыками, повышения профессионального уровня и мастерства. Врачами она описывается как «знание своей профессии, специальности, своего дела», «профессиональная мудрость», «хорошая интуиция, чутье».

Профессия врача предполагает широкий кругозор, интеллектуальный потенциал, признание и поддержку коллег, постоянное повышение квалификации, внедрение передового опыта. Уважаемого врача характеризуют доверительное отношение с больным, владение психологическими навыками и приемами, наличие личностных качеств: доброта, гуманность, чуткость, сострадание, выдержка, терпение, эмоциональная адекватность.


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

РЕФЕРАТ

« Роль медицины в обеспечении

здор о вья »

ВВЕДЕНИЕ 3

1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ПРИНЦИПЫ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ 4

1.1 Основные теоретические и организационные принципы современного здравоохранения 4

1.2 Социальная медицина и управление здравоохранением как врачебная специальность и наука о здоровье населения 5

1.3 Современные теории медицины и здравоохранения 5

2. Роль медицины в обеспечении здоровья 7

2.1 Социальные и биологические факторы здоровья 7

2.2 Понятие о профилактике. Основные ее принципы и виды 7

2.3 Образ жизни как медико-социальный фактор здоровья 8

2.4 Понятие о медицинской активности и здоровом образе жизни 9

2.5 Здоровье как показатель эффективности медико-профилактической деятельности 10

2.6 Определение здоровья. Основные методы его изучения 11

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 12

Список использованных источников 13

ВВЕДЕНИЕ

Процессы социально-экономического реформирования, охватившие все сферы жизнедеятельности населения Республики Беларусь в значительной степени изменяют медико-социальную ситуацию, формы медико-санитарного обеспечения, критерии и показатели работы медицинских учреждений. Появляются новые данные о показателях общественного здоровья, факторах риска окружающей среды и образа жизни. Входят в повседневную деятельность медицинских работников новые формы хозяйственного механизма, экономических отношений, программно-целевого планирования. Новую интерпретацию получают изданные ранее законодательные и нормативные документы. Происходят изменения в структуре и формах первичной медицинской помощи и обеспечении санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

В настоящее время система здравоохранения, показатели и нормативы медико-социального обеспечения все еще не стабильны. Новую информацию о современных проблемах здоровья и здравоохранения можно получить только при непосредственном общении со специалистами. Как правило, материал, содержащийся в литературе, достаточно обширен, разбросан, что усложняет рассмотрение обязательных положений, методов, показателей.

Целью данного реферата является рассмотрение роли медицины в обеспечении здоровья.

1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ПРИНЦИПЫ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

1.1 Основные теоретические и организационные принципы современн о го здравоохранения

Понятие «здравоохранение» означает деятельность по сохранению, улучшению, обеспечению и укреплению здоровья различных групп населения. Основными законодательными актами закреплено право человека на охрану и укрепление здоровья. Оптимизация системы здравоохранения является важнейшей частью социально-экономической политики государства. Здравоохранение рассматривается как государственная система с единством целей, взаимодействия и преемственностью служб (лечебных и профилактических), всеобщей доступностью квалифицированной медицинской помощи, реальной гуманистической направленностью.

Приоритетным структурным элементом системы здравоохранения является профилактическая деятельность медицинских работников, развитие медико-социальной активности и установок на здоровый образ жизни среди различных групп населения.

Главное направление в развитии и совершенствовании здравоохранения на современном этапе - охрана материнства и детства, создание оптимальных социально-экономических, правовых и медико-социальных условий для укрепления здоровья женщин и детей, планирование семьи, решение медико-демографических проблем.

Государственный характер здравоохранения обеспечивает финансирование, подготовку и усовершенствование кадров. Деятельность органов и учреждений осуществляется на основе государственного законодательства и нормативно-правовых документов. Принцип единства медицинской науки и практики реализуется в виде совместной деятельности и внедрения научных разработок в учреждениях здравоохранения.

К числу важнейших теоретических проблем здравоохранения относятся: социальная обусловленность общественного здоровья, болезнь как биосоциальный феномен, основные категории здравоохранения (общественное здоровье, материально-экономическая база, кадры и т. д.), формы и пути развития здравоохранения при различных социально-экономических условиях и др.

Всемирной организацией здравоохранения определены 4 категории обобщенных показателей, которые характеризуют состояние здравоохранения в стране Лучкевич В.С. Основы социальной медицины и управления здравоохранением. - С-Пб., 1997, стр. 37:

1) показатели, относящиеся к политике в области здравоохранения;

2) социальные и экономические показатели;

3) показатели обеспеченности медико-социальной помощью;

4) показатели состояния здоровья населения.

1.2 Социальная медицина и управление здравоохранением как враче б ная специальность и наука о здоровье населения

Основатели отечественной социальной медицины определяли социальную медицину как науку об общественном здоровье и здравоохранении. Основной ее задачей являются изучение влияния медико-социальных факторов, условий и образа жизни на здоровье различных групп населения, разработка научно обоснованных рекомендаций по предупреждению и устранению неблагоприятных социальных условий и факторов, а также оздоровительных мероприятий для повышения уровня здоровья населения. Основное назначение социальной медицины и управления здравоохранением как науки и учебной дисциплины - оценка критериев общественного здоровья и качества медицинской помощи, их оптимизация.

Методы медико-социальных исследований:

1) исторический;

2) динамического наблюдения и описания;

3) санитарно-статистический;

4) медико-социологического анализа;

5) экспертных оценок;

6) системного анализа и моделирования;

7) организационного эксперимента;

8) планово-нормативный и др.

Социальная медицина - это наука о стратегии и тактике здравоохранения.

Объектами медико-социальных исследований являются:

1) группы лиц, население административной территории;

2) отдельные учреждения (поликлиники, стационары, диагностические центры, специализированные службы);

3) органы здравоохранения;

4) объекты окружающей среды;

5) общие и специфические факторы риска различных заболеваний и др.

1.3 Современные теории медицины и здравоохранения

Знание современных теорий медицины и здравоохранения позволяет избегать ошибочных положений при оценке воздействия факторов окружающей и социальной среды на здоровье человека. Отдельные теории условно могут быть распределены на 2 группы.

1. Теории народонаселения и здравоохранения (преимущественно социологизаторские, натуралистические): мальтузианство, неомальтузианство, теория «оптимума населения», расизм, патернализм, евгеника (расовая гигиена); социал-дарвинизм, органическая теория Г. Спенсера, социальная экология; теория «болезней цивилизации» и социальной дизадаптации; теория конвергенции в здравоохранении; теория факторов; теория «порочного круга», нищеты и болезней.

Эта группа включает теории народонаселения и здравоохранения, которые сопряжены с такими понятиями, как сущность демографических явлений, особенно воспроизводства населения, политика здравоохранения, развитие общественного здравоохранения.

2. Теории медицины: патологии (медико-биологические, психологизаторские), теория «стресса» и общего адаптационного синдрома Г. Селье; фрейдизм, неофрейдизм; психоаналитическая психосоматика; неогиппократизм; биотипология.

Эта группа объединяет теории о сущности патологических процессов, медико-биологических и социально-психологических состояний.

2. Роль медицины в обеспечении здоровья

2.1 Социальные и биологические факторы здоровья

Показатели здоровья и заболеваемости используются применительно к конкретным группам здоровых и больных людей. Это обязывает подходить к оценке образа жизни человека не только с биологических, но и с медико-социальных позиций. Социальные факторы обусловлены социально-экономической структурой общества, уровнем образования, культуры, производственными отношениями между людьми, традициями, обычаями, социальными установками в семье и личностными характеристиками. Большая часть этих факторов вместе с гигиеническими характеристиками жизнедеятельности входит в обобщенное понятие «образ жизни», доля влияния которого на здоровье составляет более 50% среди всех факторов.

Биологические характеристики человека (пол, возраст, наследственность, конституция, темперамент, адаптационные возможности и др.) составляют в общей доле воздействия факторов на здоровье не более 20%. Как социальные, так и биологические факторы воздействуют на человека в определенных условиях окружающей среды, доля влияния которых составляет от 18 до 22%. Только незначительная часть (8-10%) показателей здоровья определяется уровнем деятельности медицинских учреждений и усилиями медицинских работников. Поэтому здоровье человека - это гармоническое единство биологических и социальных качеств, обусловленных врожденными и приобретенными биологическими и социальными свойствами, а болезнь - нарушение этой гармонии.

2.2 Понятие о профилактике. Основные ее принципы и виды

Профилактика - составная часть медицины. Социально-профилактическое направление в деле охраны и укрепления здоровья народа включает в себя медицинские, санитарно-технические, гигиенические и социально-экономические мероприятия. Создание системы предупреждения заболеваний и устранения факторов риска является важнейшей социально-экономической и медицинской задачей государства. Выделяют индивидуальную и общественную профилактику. В зависимости от состояния здоровья, наличия факторов риска заболевания или выраженной патологии у человека рассматривают 3 вида профилактики Чмиленко В.И. Валеология: Учеб. пособие. - М., 1999, стр. 89 .

Первичная профилактика - это система мер предупреждения возникновения и воздействия факторов риска развития заболеваний (вакцинация, рациональный режим труда и отдыха, рациональное качественное питание, физическая активность, оздоровление окружающей среды и др.). К первичной профилактике относят социально-экономические мероприятия государства по оздоровлению образа жизни, окружающей среды, воспитанию и др. Профилактическая деятельность обязательна для всех медицинских работников. Не случайно поликлиники, больницы, диспансеры, родильные дома называются лечебно-профилактическими учреждениями.

Вторичная профилактика - это комплекс мероприятий по устранению выраженных факторов риска, которые при определенных условиях (снижение иммунного статуса, перенапряжение, адаптационный срыв) могут привести к возникновению, обострению или рецидиву заболевания. Наиболее эффективным методом вторичной профилактики является диспансеризация как комплексный метод раннего выявления заболеваний, динамического наблюдения, направленного лечения, рационального последовательного оздоровления.

Ряд специалистов предлагают термин «третичная профилактика» как комплекс мероприятий по реабилитации больных, утративших возможность полноценной жизнедеятельности. Третичная профилактика имеет целью социальную (формирование уверенности в собственной социальной пригодности), трудовую (возможность восстановления трудовых навыков), психологическую (восстановление поведенческой активности личности) и медицинскую (восстановление функций органов и систем) реабилитацию.

Важнейшей составной частью всех профилактических мероприятий является формирование у населения медико-социальной активности и установок на здоровый образ жизни.

2.3 Образ жизни как медико-социальный фактор здоровья

Образ жизни - ведущий обобщенный фактор, определяющий основные тенденции в изменении здоровья, рассматривается как вид активной жизнедеятельности человека. В структуру образа жизни с его медико-социальной характеристикой входят:

1) трудовая деятельность и условия труда;

2) хозяйственно-бытовая деятельность (вид жилища, жилая площадь, бытовые условия, затраты времени на бытовую деятельность и др.);

3) рекреационная деятельность, направленная на восстановление физических сил и взаимодействие с окружающей средой;

4) социолизаторская деятельность в семье (уход за детьми, престарелыми родственниками); 5) планирование семьи и взаимоотношения членов семьи;

6) формирование поведенческих характеристик и социально-психологического статуса;

7) медико-социальная активность (отношение к здоровью, медицине, установка на здоровый образ жизни).

С образом жизни связывают такие понятия, как уровень жизни (структура доходов на человека), качество жизни (измеряемые параметры, характеризующие степень материальной обеспеченности человека), стиль жизни (психологические индивидуальные особенности поведения), уклад жизни (национально-общественный порядок жизни, быт, культура).

2.4 Понятие о медицинской активности и здоровом образе жизни

Под медицинской активностью понимают деятельность людей в области охраны, улучшения индивидуального и общественного здоровья в определенных социально-экономических условиях. Медицинская (медико-социальная) активность включает: наличие гигиенических навыков, выполнение медицинских рекомендаций, участие в оздоровлении образа жизни и окружающей среды, умение оказывать первую доврачебную помощь себе и родственникам, использовать средства народной, традиционной медицины и др.

Повышение уровня медицинской активности и грамотности населения - важнейшая задача участкового врача-терапевта и педиатра (особенно семейного врача). Важной составной частью медико-социальной активности является установка на здоровый образ жизни (ЗОЖ).

ЗОЖ - это гигиеническое поведение, базирующееся на научно обоснованных санитарно-гигиенических нормативах, направленных на укрепление и сохранение здоровья, активизацию защитных сил организма, обеспечение высокого уровня трудоспособности, достижение активного долголетия.

Таким образом, ЗОЖ можно рассматривать как основу профилактики заболеваний. Он направлен на устранение факторов риска (низкий уровень трудовой активности, неудовлетворенность трудом, пассивность, психоэмоциональная напряженность, невысокая социальная активность и низкий культурный уровень, экологическая безграмотность, гиподинамия, нерациональное, несбалансированное питание, курение, употребление алкоголя, наркотических и токсических веществ, напряженные семейные отношения, нездоровый быт, генетический риск и др.). ЗОЖ является важным фактором здоровья (повышает трудовую активность, создает физический и душевный комфорт, активизирует жизненную позицию, защитные силы организма, укрепляет общее состояние, снижает частоту заболеваний и обострений хронических заболеваний).

Формирование здорового образа жизни - это создание системы преодоления факторов риска в форме активной жизнедеятельности людей, направленной на сохранение и укрепление здоровья. ЗОЖ включает следующие компоненты:

1) сознательное создание условий труда, способствующих сохранению здоровья и повышению работоспособности;

2) активное участие в культурных мероприятиях, занятиях физкультурой и спортом, отказ от пассивных форм отдыха, тренировка психических способностей, аутотренинг, отказ от вредных привычек (употребления алкоголя, курения), рациональное, сбалансированное питание, соблюдение правил личной гигиены, создание нормальных условий в семье;

3) формирование межличностных отношений в трудовых коллективах, семьях, отношения к больным и инвалидам;

4) бережное отношение к окружающей среде, природе, высокую культуру поведения на работе, в общественных местах и транспорте;

5) сознательное участие в профилактических мероприятиях, проводимых медицинскими учреждениями, выполнение врачебных предписаний, умение оказывать первую медицинскую помощь, чтение популярной медицинской литературы и др.

2.5 Здоровье как показатель эффективности медико-профилактической де я тельности

Любой вид врачебной деятельности, комплекс оздоровительных, гигиенических и профилактических мероприятий в отдельных коллективах и на административной территории должен оцениваться с точки зрения социальной, медицинской и экономической их эффективности. Ведущим критерием оценки эффективности могут быть только показатели здоровья в динамике (снижение заболеваемости, смертности, инвалидизации, увеличение продолжительности периода трудовой деятельности и др.). Эффективность оценивается как отношение полученного результата к произведенным затратам.

В здравоохранении не может преследоваться цель экономии средств на здоровье человека или экономии за счет здоровья. Экономическое обоснование лечебно-профилактических мероприятий, анализ использования средств в здравоохранении необходимы для выбора наиболее оптимальных вариантов ассигнования, достижения наилучших результатов в охране здоровья населения. Основные слагаемые экономической эффективности (или предотвращенного ущерба) следующие:

Прирост продукции за счет уменьшения времени, потерянного трудящимися из-за временной нетрудоспособности, инвалидности, преждевременной смерти;

Уменьшение потерь от снижения производительности труда работников, ослабленных болезнью;

Сокращение дополнительных затрат на оздоровление и технику безопасности на участках с вредными и тяжелыми условиями труда;

Уменьшение затрат на дополнительную подготовку работников, замещающих заболевших и инвалидов;

Сокращение расходов на медицинскую помощь в учреждениях здравоохранения в связи с уменьшением численности пациентов;

Уменьшение затрат на социальное страхование временной нетрудоспособности.

2.6 Определение здоровья. Основные методы его изучения

Здоровье - это такое состояние, которое обеспечивает оптимальное взаимоотношение организма с окружающей средой и способствует активизации всех видов жизнедеятельности человека (трудовой, хозяйственной, бытовой, рекреационной, социолизаторской, планирования семьи, медико-социальной и др.). Всемирная организация здравоохранения определяет здоровье как «состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезни или физических дефектов». Имеются другие определения, среди которых здоровье индивидуума рассматривается как динамическое состояние сохранения и развития его биологических, физиологических и психических функций, оптимальной трудоспособности и социальной активности при максимально продолжительной и активной жизни.

Основными критериями, характеризующими общественное здоровье, являются Юрьев В.К. Здоровье населения и методы его изучения: Учебное пособие. - С-Пб, 1993, стр. 51:

Медико-демографические (рождаемость, смертность, естественный прирост, младенческая смертность, частота рождения недоношенных детей, ожидаемая средняя продолжительность жизни);

Заболеваемость (общая, инфекционная, с временной утратой трудоспособности, по данным медицинских осмотров, основными неэпидемическими заболеваниями, госпитализированная);

Первичная инвалидность;

Показатели физического развития;

Показатели психического здоровья.

Все критерии оцениваются в динамике. Важным критерием оценки здоровья населения следует считать индекс здоровья, то есть долю не болевших на момент исследования (в течение года и т. д.). Можно учитывать долю лиц с хроническими формами заболеваний, часто и длительно болеющих и др.

Сведения о состоянии здоровья (заболеваемости) можно получить на основании проведенных медицинских осмотров, обращаемости населения за медицинской помощью, результатов специальных выборочных исследований, данных о причинах смерти и др.

При оценке здоровья население распределяется по группам здоровья:

1-я группа (здоровые) - это лица, которые не имеют жалоб, хронических заболеваний в анамнезе, функциональных отклонений и органических изменений;

2-я группа (практически здоровые) - лица, у которых имеются хронические заболевания в стадии стойкой ремиссии, функциональные изменения в органах и системах, не влияющие на их деятельность и трудоспособность;

3-я группа - больные хроническими заболеваниями в стадии компенсации, субкомпенсации или декомпенсации.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В настоящее время проблема анализа качества жизни населения в целом и состояние его здоровья приобретает достаточно четко выраженный прикладной акцент. Благодаря тому, что современная медицина опирается в своем развитии на другие отрасли естествознания и, в частности, на биологию, физиологию, биохимию, генетику, физику, электронику и инженерное дело, она с каждым годом делается все могущественнее и постепенно обретает полную власть над человеческим организмом.

В этом содружестве медицины с другими отраслями знания и состоит важнейшая сторона современного этапа ее развития. Медицинская наука так разрослась, она настолько раздвинула свои возможности, что теперь ни одна отрасль промышленности, сельского хозяйства, строительства, транспорта, связи, космических исследований, воспитания детей и многое другое не может обходиться без ее советов и непосредственного участия.

Список использованных источников

1. Агаджанян Н.А., Алексеев С.В. Валеология человека: здоровье - любовь - красота. - С-Пб., 1998

2. Билич Г.Л., Назарова Л.В. Основы валеологии: Учебник. - С-Пб.: Водолей, 1998

3. Дубровский В.И. Валеология. Здоровый образ жизни: Учеб. пособие. - М.: ФЛИНТА, 1999

4. Кузьменко В.Г., Баранов В.В. Здравоохранение в условиях рыночной экономики. - М., 1994

5. Лучкевич В.С. Основы социальной медицины и управления здравоохранением. - С-Пб., 1997

6. Пименов Ю.С., Ларионов Ю.К. Здоровье и медицина сегодня и в будущем. - М., 1999

7. Чмиленко В.И. Валеология: Учеб. пособие. - М., 1999

8. Юрьев В.К. Здоровье населения и методы его изучения: Учебное пособие. - С-Пб, 1993

Подобные документы

    Организационные принципы и современные теории медицины и здравоохранения. Социальные и биологические факторы здоровья. Понятие о здоровом образе жизни. Сущность и методы изучения здоровья. Организационно-правовые основы медицинской деятельности.

    реферат , добавлен 27.01.2011

    Натуралистические медико-биологические теории народонаселения и здравоохранения. Формирование здорового образа жизни и охрана здоровья здоровых людей. Теория болезней цивилизации и социальной дезадаптации. Общие механизмы нервно-психических заболеваний.

    презентация , добавлен 01.03.2016

    Рассмотрение общих закономерностей преодоления болезней и охраны, укрепления, воспроизводства здоровья. Изучение основных теорий народонаселения, медицины и здравоохранения. Описание взаимосвязи болезней и нищеты, цивилизации и социальной дезадаптации.

    презентация , добавлен 12.11.2015

    Проблемы и достижения современного здравоохранения и педиатрии. Причины ухудшения состояния здравоохранения. Пути преодоления кризиса семейного здоровья. Экология и здоровый образ жизни. Влияние экологии на здоровье человека: профилактика заболеваний.

    реферат , добавлен 04.01.2009

    Сущность здоровья, влияние на него социальных и природных условий. Классификация факторов риска здоровья. Актуальные аспекты формирования здорового образа жизни. Модели и программа улучшения здоровья населения. Профилактика стоматологических заболеваний.

    курсовая работа , добавлен 12.01.2014

    Исследование истории развития медицины в Беларуси от времен первобытно-общинного строя до современного этапа. Особенности организации врачебно-санитарного дела в эпоху капитализма. Основные принципы становления отрасли здравоохранения в Советском Союзе.

    реферат , добавлен 30.11.2010

    Понятие здоровья как состояния полного физического, душевного и социального благополучия. Факторы, способствующие укреплению здоровья. Особенности правильного питания. Основные принципы закаливания. Физическая активность, отказ от вредных привычек.

    презентация , добавлен 27.10.2015

    Правовые основы обеспечения охраны здоровья граждан и организации здравоохранения. Кодекс РК "О здоровье народа и системе здравоохранения", статистическая документация. Принципы и формы медицинской помощи населению. Права граждан в сфере охраны здоровья.

    презентация , добавлен 27.04.2014

    Предмет и задачи экономики здравоохранения. Экономика и управление охраной здоровья как отрасль общественного здоровья. Цель экономики здравоохранения в современных условиях. Воздействие рынка на изменение экономических процессов в здравоохранении.

    контрольная работа , добавлен 16.06.2010

    Современные подходы к пониманию здоровья. Влияние факторов жизни на здоровье человека. Стиль жизни студенческой молодежи. Факторы обучения, отражающиеся на ее психофизиологическом состоянии. Роль культуры в обеспечении здоровья. Валеология как наука.

На взаимоотношения медицины и общества существуют две противоположные точки зрения. Сторонники первой считают, что косное общественное мнение тормозит прогресс медицины. Сторонники второй убеждены, что развитие медицины нарушает гармоничное единство природы и человека, является основной причиной ослабления человечества в целом и даже может привести его к вырождению. В самом деле, с одной стороны, люди стали здоровее - увеличилась продолжительность жизни, современный человек по сравнению с древними предками крупнее, крепче. А с другой - лекарства и вакцины «отучили» организм самостоятельно бороться с болезнями. Однако медицина и общество не противостоят друг другу, находясь в сложном взаимодействии. Медицина вольно или невольно влияет на общество, изменяя его. От соблюдения медицинских норм в разных сферах деятельности людей зависят жизнь и здоровье каждого, и общество заинтересованно их учитывать. Нужно сказать и о гуманизирующем влиянии медицины. Достаточно вспомнить, сколько усилий понадобилось приложить врачам, чтобы объяснить обществу, казалось бы, очевидные вещи: ВИЧ-инфицированные люди не должны быть изгоями, психические расстройства - болезни, а не пороки, и они требуют лечения, а не наказания. Однако и общество диктует медицине свои требования. Они тормозят ее развитие, но в разумных пределах - ведь результат любого процесса, если он протекает бесконтрольно, непредсказуем, а порой трагичен. Развитие гинекологии поставило задачу ограничения абортов. Успехи реаниматологии поставили перед обществом и врачами вопрос, до каких пор нужно продолжать оживление уже неспособного к жизни организма. Достижения генетической медицины вызвали споры о той грани, которую не должны переступать ученые в экспериментах с клонированием. Под давлением общественности врачи уже в XX в. начали с особой строгостью подходить к внедрению в лечебную практику новых лекарственных препаратов. В результате появились законы «медицины доказательств», которым теперь следуют медики всего мира. Повышение ценности человеческой жизни повлияло на современную медицинскую этику, привело к законодательному закреплению прав пациента. На протяжении долгого времени на ряд важнейших видов медицинских занятий накладывались религиозные и светские запреты. Такие запреты прежде всего относились к изучению внутреннего строения человеческого тела - анатомии. Долгие века врачам не разрешали проводить вскрытие трупов. Герофила (Древняя Греция, конец IV- первая половина III в. до н.э.), который нарушал это табу, сограждане презирали, окрестили «мясником» и не раз хотели изгнать из города. А ведь именно Герафилу принадлежат серьезные открытия в области анатомии, он изобрел немало способов хирургического лечения болезней. Многие ученые пострадали, пытаясь преодолеть непонимание общества. Запрет на вскрытие тела человека остался в средневековом прошлом. Но есть много других примеров, когда врачам приходилось (и до сих пор приходится) сталкиваться с боязнью нового, непониманием их идей. Под обстрел общественного мнения попали первые попытки переливать кровь, пересаживать органы, делать профилактические прививки и операции на головном мозге, осуществлять искусственное оплодотворение. Медицина продолжит свое развитие, и, как сотни лет назад, каждый ее новый шаг будет давать повод скептикам сомневаться в правильности выбранного пути. Однако стратегия разумного сдерживания во многих отношениях полезна для любой науки, а для медицины - особенно. В современном мире таким тормозом служат законы, которые устанавливают правила использования достижений науки. Государственные законы сегодня помогают разрешить многие споры между обществом и Церковью, с одной стороны, и медициной - с другой. Общество сомневается в моральной допустимости абортов. Создается закон, где сказано, кому и когда аборт разрешен, а когда его делать категорически нельзя. Людей волнует проблема эвтаназии. Законодательство Нидерландов оговаривает условия, при которых эвтаназия возможна. В России и многих других странах «добровольная смерть» запрещена законом. Общество вновь разделилось: оно не в силах однозначно решить эти и многие другие проблемы этики. Да и сами врачи часто не знают точно «что такое хоро-шо и что такое плохо». Развитие медицинских технологий ставит перед медициной все новые этические проблемы, которые нелегко разрешить. Поиск правильных решений, выработка новых критериев этичности - большая постоянная работа, и ее необходимо делать, потому что иначе научный прогресс может незаметно для нас самих обернуться регрессом человечности.

Перед социологией медицины, организацией и экономикой здравоохранения как научной дисциплиной и практикой, для научного обоснования и внедрения форм, методов, путей и мех-мов реформ здравоохранения стоят сложные задачи, охватывающие 2 уровня социально-экономических и правовых ориентиров: 1)Макроуровень, предполагающий универсальные законы политического и социально-экономического устройства общества, генеральные принципы осуществления уставной деятельности мед предприятий, фирм, АО в существующей экономической системе. Указанный уровень отражает способы и методы влияния на экономическую ситуацию, регламентирует организационно-правовой каркас системы здравоохранения и его межсекторальные связи, сегментирует внутренние и внешние регуляторы, движущие силы рынка мед услуг, его субъектов и объектов; 2) Микроуровень (практический), на котором реализуются конкретные закономерности, связанные с осуществлением мед деятельности; финансирование работодателей, работников, вопросы собственности, основы заработной платы, инвестиционной и инноваци-онной политике предприятия, особенности мед труда и пр.

Ф-и медицины:

Медико-социальная (увеличения прод-ти жизни)

Научно-исследовательская (научные технологии, нов методы лечения)

Аксиологическая (формирование ценностных ориентаций в обществе)

Прогностическая (моделирование структуры заболеваний, предупреждение эпидемий и пандемий)

Просветительская и педагогическая (просвещение населения о болезнях, ЗОЖ)

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

1. Медицина в современном обществе

Всё убыстряющийся темп развития современного общества актуализирует проблему сохранения человека как вида. Решение этой проблемы во многом зависит от развития сверх адаптационных возможностей человека. Для этого необходимо не столько лечение болезней, сколько их предупреждение, т. е. профилактика заболеваний. Успешная профилактическая деятельность во многом зависит от отношения к здоровью населения, человека, заинтересованности государства в сохранении здоровья граждан как человеческого ресурса своего существования.

Таким образом, разрешения проблемы сохранения здоровья зависит от формирования отношения к здоровью как ценности, на индивидуальном, общественном и государственном уровнях.

Однако этого недостаточно. Активное взаимодействие природы и общества влияет на появление новых заболеваний, изменяет течения уже известных. Это обстоятельство ставит перед современной медициной ряд серьезных задач, которые относятся к системе медицинского знания.

Во-первых, современная медицина должна развивать фундаментальное знание о взаимосвязи человека, природы и общества, которая отражается на здоровье человека. Это знание необходимо для поддержания сверх адаптации человека в условиях его активного изменения среды обитания. Решая эту задачу, медицина столкнулась с проблемой интеграцией знания в условиях роста его дифференциации.

Вторая задача, которая стоит перед западной медициной это необходимость дополнить систему деятельности в экстремальной ситуации системой профилактики заболеваний и системы восстановления здоровья. Западная медицина прекрасно справляется в экстремальных ситуациях. По сути это институт быстрого реагирования. Но в человеческой жизни таких ситуаций бывает немного. Здоровье человека складывается из мелочей его обыденной жизни: что он есть, как он спит, как относится к себе, другим. По-этому не случайно такое пристальное отношение к профилактике здоровья. В связи с этим здоровье рассматривается как ресурс жизни человека, существования популяции. Такое отношение характерно для восточной медицины, которая преимущественно занимается корректировкой качества здоровья человека. Этим обусловлено внимание и изучение западными медиками восточных технологий, принципов врачевания. Отсюда проистекает и третья задача западной медицины.

Третья задача относится к развитию фундаментальной науки о здоровье человека. Такой фундаментальной науки, которая бы выстраивая систему знания о человеческом здоровье, осуществляла синтез разнообразных систем медицинского по принципу их практического эффекта. Для выполнения этой задачи необходимо актуализировать внимание общества к проблемам здоровья популяции, адаптировать различные принципы рассмотрения устройства мира и его взаимосвязей, отраженные в представлениях о человеке. Это необходимо для понимания разнообразных стратегий медицинской деятельности, которые осуществляются в разных медицинских системах. И только затем наступает период интеграции медицинского знания, как организации отношения между различными системами. В основе такого отношения в начале лежит принцип практической эффективности в оказании медицинской помощи. По мере развития интеграции систем медицинского знания всё больше уделяется внимание структуре знания и его связи с практической деятельностью в результате будет создана новая система знания о человеке.

Нельзя сказать, что эти задачи новы для медицины. И в древности перед врачом стояли те же задачи, решая которые он сохранял здоровье человека, населения.

Особенность решения данных задач в современном обществе заключается в том, что медики, особенно в России, лишены привилегированного отношения.

Кризис медицины отразился на качестве медицинских услуг, на развитие медицинского знания и в конечном итоге на уровне подготовки специалиста. Это отразилось на отношении населения к медицинскому сообществу в целом.

В связи с этим современная медицина, решая проблему сохранения и развития здоровья населения, человека организовывает профилактические меры по предупреждению заболеваний, развивает медицинское знание. Эффективная работа в этом направлении отразится на изменении отношения к современной западной медицине.

2. Способы и средства предотвращени я болезней и повышения здоровья

Любую болезнь легче предупредить, чем лечить. Думаю, что для людей, заботящихся о своем здоровье, этот тезис не нуждается в доказательствах.

Методы профилактики различных заболеваний можно разделить на две основные группы. Первая - это методы, направленные на общее укрепление организма, повышение иммунитета; сюда же можно отнести элементарные правила личной гигиены, соблюдение которых само по себе уже является способом профилактики очень многих болезней. Вторая - это методы, направленные на предотвращение конкретных заболеваний (на медицинском языке - специфические методы профилактики).

Специфическая профилактика, как правило, проводится по назначению и под контролем врача. В первую очередь это профилактические прививки, которые нам начинают ставить с первых дней жизни. Именно благодаря прививкам жители цивилизованных стран давно забыли о страшных эпидемиях оспы и чумы, выкашивавших в средние века целые города. Во взрослом возрасте можно делать прививки от гриппа, столбняка, клещевого энцефалита и многих других болезней.

Впрочем, в сферу компетенции врачей мы вторгаться не будем, а поговорим о тех профилактических методах, которые можно и нужно применять самостоятельно. Это соблюдение правил личной гигиены и неспецифические методы укрепления иммунной системы, повышения защитных способностей организма. Рассмотрим также "общедоступные" методы профилактики некоторых распространенных конкретных заболеваний.

Соблюдение правил личной гигиены само по себе уже является важнейшей профилактической мерой. Наверняка вы слышали выражения: "Чистота - залог здоровья" или "Дизентерия - болезнь грязных рук". Это не пустые слова. Соблюдение всем с детства известных гигиенических правил позволяет предотвратить появление многих и многих заболеваний.

Укрепление иммунитета - задача более сложная. Иммунная система защищает наш организм от различных чужеродных "вторжений", как внешних (вирусы, бактерии), так и внутренних (переродившиеся собственные клетки). Сильная, полноценно функционирующая иммунная система способна вовремя "заметить" почти любые неблагоприятные изменения в организме и справиться с ним. И человек остается здоровым даже в самой сложной обстановке, например, во время эпидемии. К сожалению, людей с действительно сильной иммунной системой, способной справиться с любыми "врагами", сейчас совсем немного, особенно среди жителей крупных городов.

Существуют различные методы стимулирования защитных сил организма, укрепления иммунной системы. Основными из них можно считать:

устранение неблагоприятных факторов, нарушающих работу иммунной системы;

правильное питание. Правильному питанию, как одной из важнейших составляющих здорового образа жизни, посвящен отдельный раздел на нашем сайте. Здесь же мы отдельно остановимся на правилах питания, особенно важных для укрепления иммунной системы;

закаливание;

психологический комфорт;

медикаментозные методы стимулирования иммунной системы. Несмотря на то, что огромное количество иммуностимулирующих препаратов продается в аптеках без рецепта, настоятельно рекомендуется применять их только по назначению и под контролем врача.

3. В чем состоит деятельность социальных работников, направленная на с охранение и укрепление здоровья

Социальный работник должен обладать высокой эрудицией и использовать обширные междисциплинарные знания -- медицинские, правовые, психологические, философские, экономические, социальные и др.

К задачам социальной работы в системе здравоохранения относятся: содействие пациенту в повышении его адаптационных ресурсов в обществе, более полном использовании его физиологического потенциала с учетом состояния здоровья; содействие в трудоустройстве, организации доврачебной медицинской помощи и ухода за больными; оказание необходимой социальной помощи умирающим; санитарно-гигиенические мероприятия; санитарное просвещение населения; санитарная помощь инвалидам в обеспечении их санитарным транспортом, различными приспособлениями для выполнения элементарных жизненных навыков.

Специфика социальной работы определяется состоянием здоровья (физического, психического) конкретного пациента, степенью нарушения его адаптационных ресурсов в обществе и возможностью их частичного или полного восстановления.

Социальная работа в медицине многообразна, что определяется многочисленностью социальных групп населения и различных патологических состояний, выраженностью нарушений функций организма, степенью утраты трудоспособности и работоспособности, а также ролью тех или иных социальных факторов в развитии заболеваний.

Социальная работа в медицине предназначена для создания и укрепления общественного и индивидуального здоровья, что объединяет ее с медицинской деятельностью. Однако методы, используемые ими, различны.

Так же как медицинская деятельность, направленная на профилактику заболевания, разделяется на первичную и вторичную, так и медико-социальную работу нередко разделяют на первичную и вторичную.

Первичная социальная работа подразумевает восстановление у населения необходимости соблюдения здорового образа жизни, решение целого ряда социальных проблем общества, семьи, индивидуума, достижение определенного уровня экономического развития общества.

Вторичная социальная работа предусматривает создание определенных социальных условий, позволяющих больному человеку без ущерба для здоровья лучше адаптироваться в социальной среде, быть полезным обществу, почувствовать себя личностью, а также решение целого ряда других социальных проблем (обеспеченность необходимыми жилищными условиями, транспортом, питанием, профессией, соответствующей состоянию здоровья, устранение вредных привычек -- курение, злоупотребление алкоголем и т.п.).

4. О сновные тенденции в сфере отношения человека к своему здоровью

Отношение к здоровью, по сути, интегрирует все психологические категории, в рамках которых анализируется понятие внутренней картины здоровья. Это и знания о здоровье, осознание и понимание роли здоровья в процессе жизнедеятельности человека, его влияния на социальные функции, эмоциональные и поведенческие реакции. Кроме того, категория «отношения» имеет богатую историю разработки, относительно четко определенное содержание, структуру, диктует известную логику анализа. Возможно использование опыта, накопленного при изучении самоотношений, а также отношений к другим объектам окружающей действительности.

Отношение к здоровью - один из центральных, но пока еще очень слабо разработанных вопросов психологии здоровья. Поиск ответа на него сводится, в сущности, к одному: как добиться того, чтобы здоровье стало ведущей, органичной потребностью человека на всем протяжении его жизненного пути, как помочь людям сформировать адекватное отношение к своему здоровью - glavsovet.ru. При этом точнее говорить о степени адекватности или неадекватности, так как в реальной жизни выделение диаметрально противоположных типов отношения к здоровью - адекватного и неадекватного - практически невозможно.

Эмпирически фиксируемыми критериями степени адекватности/неадекватности отношения к здоровью могут служить:

На когнитивном уровне - степень осведомленности или компетентности человека в области здоровья, знание основных факторов риска и антириска, понимание роли здоровья в обеспечении эффективности жизнедеятельности и долголетия;

На эмоциональном уровне - оптимальный уровень тревожности по отношению к здоровью, умение наслаждаться состоянием здоровья и радоваться ему;

На мотивационно-поведенческом уровне - высокая значимость здоровья в индивидуальной иерархии ценностей, степень сформированности мотивации на сохранение и укрепление здоровья, степень соответствия действий и поступков человека требованиям здорового образа жизни, а также нормативно предписанным требованиям медицины, санитарии и гигиены;

Соответствие самооценки индивида физическому, психическому и социальному состоянию своего здоровья.

Обобщая результаты экспериментальных исследований, следует отметить парадоксальный характер отношения к здоровью современного человека, т.е. несоответствие между потребностью человека в хорошем здоровье, с одной стороны, и его усилиями, направленными на сохранение и укрепление своего физического и психологического благополучия - с другой. По-видимому, истоки несоответствия кроются в том, что формированию адекватного отношения человека к собственному здоровью препятствует целый ряд уже обозначивших себя причин. На следующих вебстраницах мы попытаемся раскрыть их содержание.

5 . О сновные направления социальной политики государства в с охранении и укреплении здоровья

Сохранение и укрепление здоровья трудящихся - одна из важнейших функций государства, составляющих основу государственной социальной политики. Государственная социальная политика по охране и восстановлению здоровья работающего населения - система мер,

направленных на создание благоприятных условий жизнедеятельности, минимизацию воздействия вредных и неблагоприятных факторов, сохранение и укрепление физического и психического здоровья работников, профилактику заболеваний, увеличение продолжительности активной жизни и трудоспособности, достижение оптимального качества жизни, эффективности производственной деятельности.

Реализация государственной социальной политики по охране и восстановлению здоровья работающего населения предполагает осуществление комплекса мер:

политических, экономических, технологических, правовых, организационных, социальных, научных, медицинских, санитарно-гигиенических и противоэпидемических

Основные задачи

совершенствование профилактической направленности

совершенствование лечебно-диагностического процесса и реабилитации

совершенствование правового и организационно-управленческого аспекта

совершенствование информационного обеспечения и подготовки кадров

совершенствование научно-методического обеспечения всех субъектов, участвующих в процессе охраны здоровья работающих.

здоровье социальный политика

6 . Понятия генотип и мутация

Наследственная основа организма, совокупность всех его генов, всех наследственных факторов организма.

Изменение наследственных свойств организма.

7. Факторы, влияющие на физическое развитие человека

Физическое развитие человека - это процесс формирования личности, который происходит под влиянием различных факторов. Они делятся, на: эндогенные (относятся к внутренней среде) и экзогенные (к среде обитания).

К эндогенным факторам относят: генетические факторы, которые могут являться носителями наследственных заболеваний и иметь влияние на процесс роста, развития.

К экзогенным факторам относятся: климатические показатели, природные факторы, район проживания, водные ресурсы, экология.

К социальным факторам относят: факторы питания, уровень образования, положение ребёнка в семье, доступность медицинской помощи.

Под двигательной активностью понимается сумма всех движений, производимых человеком в процессе своей жизнедеятельности. Это эффективное средство сохранения и укрепления здоровья, гармонического развития личности, профилактики заболеваний. Непременной составляющей двигательной активности являются регулярные занятия физической культурой и спортом.

Двигательная активность благотворно влияет на становление и развитие всех функций центральной нервной системы: силу, подвижность и уравновешенность нервных процессов. Систематические тренировки делают мышцы более сильными, а организм в целом более приспособленным к условиям внешней среды. Под влиянием мышечных нагрузок увеличивается частота сердцебиений, мышца сердца сокращается сильнее, повышается артериальное давление. Это ведет к функциональному совершенствованию системы кровообращения. Во время мышечной работы увеличивается частота дыхания, углубляется вдох, усиливается выдох, улучшается вентиляционная способность легких. Интенсивное полное расправление легких ликвидирует в них застойные явления и служит профилактикой возможных заболеваний. Умение четко, грамотно и экономно выполнять движения позволяет организму хорошо приспосабливаться к любому виду трудовой деятельное ти. Постоянные физические упражнения способствуют увеличению массы скелетной мускулатуры, укреплению суставов, связок, росту и развитию костей. У крепкого, закаленного человека увеличиваются умственная и физическая работоспособность и сопротивляемость к различным заболеваниям. Любая работа мышц тренирует и эндокринную систему, что способствует более гармоничному и полноценному развитию организма. Люди, выполняющие необходимый объем двигательной активности, лучше выглядят, здоровее психически, менее подвержены стрессу и напряжению, лучше спят, у них меньше проблем со здоровьем.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Определение здоровья. Социальная медицина и управление здравоохранением как врачебная специальность и наука о здоровье населения. Социальные и биологические факторы здоровья. Здоровье как показатель эффективности медико-профилактической деятельности.

    реферат , добавлен 30.01.2008

    Социальная политика – деятельность государства для ослабления дифференциации доходов, смягчения противоречий между участниками рыночной экономики, предотвращения социальных конфликтов на экономической основе. Социальная ситуация в Томской области.

    реферат , добавлен 30.03.2008

    Социальная политика как целенаправленная деятельность государства по реализации решений, непосредственно касающихся человека, его положения в обществе и предоставления ему социальных гарантий. Основные механизмы социальной политики Санкт-Петербурга.

    курсовая работа , добавлен 12.07.2012

    Понятие ресурсов, потенциала и баланса здоровья. Система социальных показателей здоровья. Оценка численности населения Белгородской области. Анализ демографических, социальных, психологических факторов и факторов образа жизни, влияющих на здоровье людей.

    курсовая работа , добавлен 30.11.2015

    Исторические и методологические предпосылки возникновения социологии здоровья. Сохранение репродуктивного здоровья девушки – будущей матери. Теоретические подходы к вопросу социологии здоровья. Факторы, влияющие на репродуктивное здоровье молодёжи.

    курсовая работа , добавлен 28.07.2010

    Конституционное провозглашение равенства мужчин и женщин. Влияние гендерных стереотипов на роль женской части населения в современном обществе. Характеристика важнейших функций женщин в семье. Основные факторы, влияющие на состояние здоровья женщины.

    реферат , добавлен 13.03.2012

    Основные направления и задачи социальной политики в Российской Федерации. Создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Правовая защита социальных интересов различных групп населения. Политика государства в сфере труда.

    контрольная работа , добавлен 23.11.2014

    Состояние здоровья населения России, его оценка по демографическим, социально-экономическим, медицинским аспектам и по специальным опросам. Понятие здоровья как системы, его виды. Государственный и федеральный уровень поддержки здоровья населения.

    реферат , добавлен 22.01.2012

    Основные задачи и цели социальной политики. Социальная защита в сфере занятости населения. Социальная политика в области заработной платы, в сфере образования, здравоохранения. Жилищная политика. Совершенствование социальной политики государства.

    курсовая работа , добавлен 16.01.2009

    Роль Министерства здравоохранения Российской Федерации в формировании системы охраны здоровья. Характеристика организации медицинского обслуживания населения в Ставропольском крае. Социальная защищенность граждан государства: возможности и потребности.