Нужно ли верить снам православному человеку. Надо ли верить снам

Душевная жизнь человека не прекращается и во сне. Да она и не может прекратиться, поскольку душа бессмертна. Только во сне отнята наша воля по отношению к телу, и вместо обычного сознания появляется так называемое подсознание. Что жизнь души никогда не прекращается, доказывается снами. Следует заметить, что в течение сна нет момента, когда человек не видел бы внутренним взором каких-либо образов и не переживал бы тех или иных мысленных ощущений.

Кто хочет проверить это, пусть поставит себе целью – в момент прекращения сна захватить умом конец сна. При некотором волевом усилии это удается. Итак, и во сне не прекращается душевная жизнь, только она приобретает другие формы. Сонная жизнь души своеобразна: так воспринятые нами слова во сне – это не слова, а мысли, которые приходят к нам откуда-то.

Чем можно объяснить нелепость снов и надо ли придавать снам значение?

Св. Симеон Новый Богослов пишет: “Чем душа занята и о чем говорит наяву, о том мечтает или философствует она и во сне: проводит весь день в заботах о делах человеческих, об них же суетится она и в сновидениях; если же она все время поучается в вещах божественных и небесных, то и во время сна она входит в них же и умудряется видениями”. О том же так пишет и глубокий психолог о. Александр Ельчанинов:

“Во сне, когда гаснет наше нормальное сознание, исчезает контроль над собой; когда мы вполне искренни и ничего не стыдимся – тогда всплывают из глубин подсознательные первичные основы нашего существа, обнажаются самые глубокие пласты души, и мы больше, чем когда-либо, являемся самими собой. Типичные для наших снов образы, видения и душевные состояния – есть самые верные, ничем не скрытые проявления нашей настоящей личности.

Конечно, тут нужно различать и чисто психологические феномены (как молитвы и песнопения после длинных церковных служб), а также – просто влияние нашей физиологии, которой мы так подвластны, например, кошмарные видения при болезни печени. Но при достаточно объективной и умелой оценке характер и сущность наших сновидений могут много помочь в познании себя и на многое в себе открыть глаза”.
Таким образом, сны в известной степени могут характеризовать чистоту нашей души. Мы можем заметить, что наяву нам может претить нечистота и какой-либо грех. Но вот мы с удивлением замечаем, что во сне мы можем грешить такими грехами, которых не может быть наяву. Это показатель того, что очищение нашей души еще поверхностно, а в глубине ее еще таится грех. Св. отцы говорят, что лишь при совершенном очищении сердца и сновидения будут всегда чистыми и светлыми.

Итак, характер снов отвечает духовному состоянию человека наяву.
Если человек не живет Богом и не имеет в себе Его Духа, то он наяву находится во власти страстей, пристрастий, беспокойства и суеты. Иначе говоря, он находится во власти или под влиянием лукавого духа, который непрерывно всевает в него мысли и чувствования.

То же продолжает делать злой дух с человеком и во сне. Здесь ему еще легче владеть душой, потому что воля человека ослаблена. Как бы насмехаясь над бедной, порабощенной ему душой, злой дух заставляет ее переживать нелепые, иногда грязные положения, в соответствии с той нечистотой мыслей и чувствований, которые допускала душа наяву.

Вот почему св. отцы в качестве общего правила запрещают придавать снам какое-либо значение и тем более рассказывать их другим, считая их за откровения из потустороннего мира.
Но не то значение будут иметь сны для людей, живущих живой верой и в бодрствовании стремящихся всегда удержать в себе Духа Святого Божия.

Когда ап. Петр говорил свою первую общенародную проповедь о Христе в день сошествия Святого Духа, то он характеризовал духовное состояние уверовавших во Христа следующими словами из книги пророка Иоиля:
“Излию от Духа Моего на всякую плоть, и будут пророчествовать сыны ваши и дочери ваши; и юноши ваши будут видеть видения, и старцы ваши сновидениями вразумляемы будут” (Деян. 2, 17; Иоил. 2, 28-32).
Поэтому Симеон Новый Богослов приравнивает сновидения духоносных людей к истинным видениям и Божественным откровениям.

Св. Никита Стифат (ученик преп. Симеона Нового Богослова) разделяет сны на: 1) простые сны, 2) “зрения” и 3) “откровения”.
Простые сны бывают у людей обыкновенных, подверженных страстям; как говорилось уже выше, в этих снах много нечистого и обманчивого. Эти сны надо презирать.
Вот как говорит архиепископ Иоанн про сны невозрожденного “внешнего” человека:
“Через свои сны человек может убедиться, какая пустота и никчемность живет в его душе. Этой же суетностью (иногда и большей) заполняется явь людей… Люди не подозревают всей безблагодатности многих своих желаний, настроений, проектов и мыслительных комбинаций”.
“Зрения” бывают людям, стремящимся к очищению своих душевных качеств. Этим людям Господь посылает сны для того, чтобы через зримое в сновидении они лучше постигали Божественную волю и стремились к духовному восхождению.
“Откровения” бывают людям совершенным, исполненным Св. Духа, которые крайним воздержанием достигли степени пророков Божиих.

При этом следует заметить, что у таких христиан сон не похож уже на наш обычный сон. Так преп. Варсонуфий Великий и Иоанн пишут: “Кто хранит стадо свое подобно Иакову, т.е. внимателен к своим чувствам и мыслям, от того отступает сон (Быт. 31, 40 – “сон мой убегал от глаз моих”).
Когда же он и уснет немного, сон его бывает как у иного бодрствование; ибо огонь сердечного горения не допускает его погрузиться в сон, и он воспевает с Давидом: “Просвети очи мои, да не усну я сном смертным” (Пс. 12, 4). Кто достиг такой веры и вкусил уже сладость ее, тот разумеет сказанное; такой человек не упояется чувственным сном, а только пользуется естественным”.

Для нас же, находящихся в значительной мере еще под влиянием лукавого духа, имеет приложение вышеупомянутое правило св. отцов – не придавать значения обычным снам. Однако поскольку, по милости Божией, мы часто видим и чувствуем Божие вразумление себе наяву, то и над некоторыми снами следует, может быть, задумываться и попробовать их уяснить себе: не обличает ли Господь меня в этом сне в каком-либо грехе, пристрастии или слабости; не хочет ли Он в чем-либо вразумить меня или предостеречь от чего-либо?

Конечно, все свои сны мы должны сохранять в тайне. Лишь духовному отцу или старцу, или опытному в духовной жизни лицу, можно рассказывать сны для того, чтобы получить разъяснение тех из них, за которыми мы почувствуем особое значение. Так некогда запрашивали значение своих снов: у праведного Иосифа – Египетский фараон, а у пророка Даниила – царь Навуходоносор (Быт. 41, Дан. 4).

Как в отношении суждения о снах – являются ли они благодатными или от лукавого, так и в отношении вообще всех сверхъестественных явлений, у иноков Старого Афона есть правило: “Не принимай и не отвергай”.
Это мудрое правило спасает человека от гордости и превозношения, если такие явления он будет приписывать благодати; а также спасет и от хулы на благодать, если действительно имело место проявление благодати.

Н.Е. Пестов

Можно ли верить снам

Вы спрашиваете, можно ли верить снам? Лучше не верить, потому что враг и наяву много пустяков навевает в голову, а во сне это ему еще удобнее. Если какие сны сбываются, то по сбытии благодарите Господа за милость. И за приятные и назидательные сны благодарите. От снов соблазнительных скорее очищайте по пробуждении душу свою и память. Самое хорошее к тому средство – молитва и приведение на память добрых событий, особенно из евангельской истории. Печатлейте тогда посильнее эти события в голове и глаз умственных с них не спускайте. Держите на них все внимание. Дурные мысли тотчас начнут ослабевать и уйдут.

Опасно и грешно верить всяким снам

В некоторой обители был инок, украшенный всеми добродетелями и за то уважаемый братиею. К несчастию, он всегда верил всякого рода сновидениям. Дух-искуситель весьма радуется, когда в человеке узнает слабую сторону, с которой легко может побеждать его: враг нашего спасения всею адскою силою вооружился на инока. Каждую ночь, как скоро инок после обыкновенных молитв вздремлет, демон начал показывать ему сновидения сначала безвредные, чтобы тем более обольстить несчастного. В какую сторону старец ни толковал их, каждый сон оправдывался событием наяву. Наконец, увидев, что заблудший старец всему верил, дух тьмы в одну злополучную ночь представил пред ним жизнь будущую: изобразил, что апостолы, мученики, преподобные и все христиане сидят в ужасной тьме, терзаемые отчаянием; а в другой стороне вместе с пророками и древними патриархами ликует народ еврейский, и Бог Отец, указывая на них перстом, вещает: “Се чада Мои!”. Старец от ужаса пробудился, и, ни о чем не рассуждая, ушел в Палестину, в жилища иудейские. Там принял обрезание и стал ревностным защитником убийц Христовых. Но Бог сколько долготерпелив, столько и правосуден: чрез три года Он послал на него болезнь столь лютую, что сгнили даже кости его; отступник в ужасных мучениях испустил дух свой (“Прол.”, февр. 26 дня).

Свт. Феофан Затворник

Как христианин должен относиться к сновидениям?

Еще языческие мудрецы различно судили о снах. Один языческий мудрец (Протагор) говорил: “Каждый сон имеет свое значение, свой смысл, и для человеческой жизни полезно обращать на сны внимание”. Другой же языческий мудрец (Ксенофан) объяснял, что все сны пусты и обманчивы и что заблуждается тот, кто обращает на них внимание и устрояет по ним свои дела. Истины нужно искать в средине; т.е. во-первых, не на все сны надобно обращать внимание, но, во-вторых, не все сны надобно презирать, считать их пустыми.

Во-первых – говорим – не на все сны надобно обращать внимание. Сам Бог увещевает людей чрез Моисея “не гадать по снам” (Лев. 19, 26). “Безрассудные люди, – говорит Сирах, – обманывают самих себя пустыми и ложными надеждами: кто верит снам, тот подобен обнимающему тень или гоняющемуся за ветром; сновидения совершенно то же, что отображение лица в зеркале” (34, 1-3). Большая часть снов суть только естественное следствие возбужденного воображения человека. О чем человек днем думает, чем он сильно заинтересован, чего он страстно желает или не желает, это и снится ему. Св. Григорий рассказывает об одном человеке, который безрассудно верил снам и которому во сне обещалась долгая жизнь. Он собрал много денег, чтобы иметь чем благополучно прожить долгую жизнь свою, но вдруг заболел и вскоре умер – и таким образом не мог сделать никакого употребления из своего богатства, и в то же время не мог взять с собою в вечность никаких добрых дел. Следовательно, есть много снов пустых и обманчивых, которые ничего не значат и на которые не надо обращать внимания.

Но, во-вторых, есть и такие сны, которые имеют значение для нас и на которые надо обращать внимание. Укажем для примера на сон Иосифа, одного из двенадцати сыновей патриарха Иакова. Иосифу снилось, что он с отцом и братьями жнет в поле пшеницу: сноп Иосифа стоял прямо, а снопы отца и братьев окружили его и поклонились ему. Этот сон точно исполнился: по истечении некоторого времени Иосиф, проданный братьями в Египет, сделался правителем Египта, и приехавшие в Египет отец и братья его должны были кланяться ему и почитать его. Точно так же сбылся пророческий сон фараона, царя египетского. Если бы фараон не обратил внимания на этот сон и не сделал больших запасов хлеба в урожайные годы для годов неурожайных. то он горько раскаивался бы: жители Египта, а также отец и братья Иосифовы, умерли бы голодною смертию.

И многие из людей, а может быть, и из находящихся среди нас, имеют причину раскаиваться в том, что не обратили внимания на некоторые сны свои. Вот для примера один рассказ. Один беспутный юноша, не слушавший увещаний своих лучших друзей, направлявших его на другую, лучшую дорогу, увидел однажды во сне своего отца, который строго повелевал ему оставить беспутную и безбожную жизнь и жить лучше; но, согласно изречению Иисуса Христа: “Если не слушают закона, то не послушают и того, кто бы воскрес из мертвых”, юноша не обратил никакого внимания на свой сон. Тогда он снова видит такой же сон: ему снова снится отец, который заявляет сыну, что если он не переменит своей жизни, то в такой-то день его застигнет , и он предстанет на суд Божий. Юноша рассказал шуточно о сне своем подобным же ему товарищам и не только не думал об исправлении жизни, но даже как бы хотел посмеяться над угрозою, полученною во сне. Именно: на тот день, в который во сне отец угрожал сыну смертию, он назначил большую пирушку с товарищами. И что же? Среди винопития сына поражает внезапно апоплексический удар, и он чрез несколько минут умирает! Из приведенных здесь рассказов “мы видим, что не все сны обманчивы и пусты: есть сны, которые действительно исполняются в жизни.

Несколько советов о том, как нужно относиться к сновидениям
1) Если сны побуждают нас к добру и удерживают от зла, то считайте эти сны перстом Божиим, указывающим вам на небо и отклоняющим вас от дороги к аду.
“Бог говорит однажды, и, если того не заметят, в другой раз: во сне, в ночном видении, когда сон находит на людей, во время дремоты на ложе. Тогда Он открывает у человека ухо и запечатлевает Свое наставление, чтобы отвести человека от какого-либо предприятия и удалить от него гордость, чтобы отвесть душу его от пропасти и жизнь его от поражения мечом” (Иов. 33, 14-18).
“Когда увидишь во сне образ креста, учит преп. Варсануфий, знай, что этот сон истинен и от Бога; но постарайся от святых получить истолкование значения его и не верь своему помыслу” (“Руковод. к дух. жизни” Варсануфия и Иоанна, стр. 368).

2) Если же вы не уверены или не имеете разумной причины думать, что сон происходит от Бога, в особенности если сон касается не важных, безразличных предметов, тогда нет надобности обращать внимание на сны и устроять по ним свои действия; будьте осторожны, дабы, обращая внимание на каждый сон, не сделаться суеверными и не подпасть опасности согрешить.

3) Если, наконец, сон соблазняет человека на грех, то он есть следствие нашего испорченного, расстроенного воображения, нашей фантазии, или же он происходит от того, от кого да сохранит нас Бог Своею благодатию, т.е. от диавола.

Свящ. Григорий Дьяченко

О недоверии сновидениям

Демоны употребляют для возмущения и повреждения душ человеческих сновидения; также и сами неопытные иноки, обращая внимание на свои сны, вредят себе. По этой причине необходимо сделать здесь определение значения сновидений в человеке, которого естество еще не обновлено Святым Духом..

Во время сна человеческого состояние спящего человека устроено Богом так, что весь человек находится в полном отдохновении. Это отдохновение так полно, что человек во время его теряет сознание своего существования, приходит в самозабвение. Во время сна всякая деятельность, сопряженная с трудом и производимая произвольно под управлением разума и воли, прекращается: пребывает та деятельность, которая необходима для существования и не может быть отделена от него. В теле кровь продолжает свое движение, желудок варит пищу, легкие отправляют дыхание, кожа пропускает испарину; в душе продолжают плодиться мысли, мечтания и чувствования, но не в зависимости от разума и произвола, а по действию бессознательному естества. Из таких мечтаний, сопровождаемых свойственным мышлением и ощущениями, составляется сновидение. Оно часто бывает странным, как не принадлежащее к системе произвольных и намеренных мечтаний и размышлении человека, но являющееся самопроизвольно и самонравно по закону и требованию естества. Иногда сновидение носит на себе несвязный отпечаток произвольных размышлений и мечтаний, а иногда оно бывает последствием нравственного настроения. Таким образом сновидение, само по себе, не может и не должно иметь никакого значения. Смешно же и вполне нелогично желание некоторых видеть в бреднях сновидений своих предсказание своей будущности или будущности других или какое-нибудь другое значение. Как быть тому, на существование чего нет никакой причины?

Демоны, имея доступ к душам нашим во время бодрствования нашего, имеют его и во время сна. И во время сна они искушают нас грехом, примешивая к нашему мечтанию свое мечтание. Также, усмотрев в нас внимание ко снам, они стараются придать нашим снам занимательность, а в нас возбудить к этим бредням большее внимание, ввести нас мало-помалу в доверие к ним. Такое доверие всегда сопряжено с самомнением, а самомнение делает наш умственный взгляд на нас самих ложным, отчего вся деятельность наша лишается правильности; это-то демонам и надо. Преуспевшим в самомнении демоны начинают являться в виде ангелов света, в виде мучеников и преподобных, даже в виде Божией Матери и Самого Христа, ублажают их жительство, обещают им венцы небесные, этим возводят на высоту самомнения и гордыни. Такая высота есть вместе и погибельная пропасть. Нам надо знать и знать, что в нашем состоянии, еще не обновленном благодатию, мы неспособны видеть иных сновидений, кроме составляемых бредом души и наветом демонов. Как во время состояния бодрости постоянно и непрестанно возникают в нас помыслы и мечтания из падшего естества или приносятся демонами, так и во время сна мы видим только мечты по действию падшего естества и по действию демонов. Как утешение наше во время бодрствования нашего состоит из умиления, рождающегося от сознания грехов своих, от воспоминания о смерти и о суде Божием – только эти помыслы возникают в нас от живущей в нас благодати Божией, насажденной святым крещением, и приносятся нам Ангелами Божиими, сообразно нашему состоянию кающихся, так и во сне, весьма редко, при крайней нужде, представляют нам Ангелы Божий или кончину нашу, или адскую муку, или грозный присмертный и загробный суд. От таких сновидений мы приходим к страху Божию, к умилению, к плачу о себе. Но такие сновидения даются весьма редко подвижнику или даже и явному и лютому грешнику по особенному неведомому смотрению Божию; даются весьма редко не по скупости к нам Божественной благодати – нет! По той причине, что все случающееся с нами вне общего порядка приводит нас в самомнение и колеблет в нас смирение, столько необходимое для нашего спасения.

Воля Божия, в исполнении которой заключается спасение человека, изображена в Священном Писании так ясно, так сильно, так подробно, что содействие спасению человеков нарушением общего порядка делается наиболее излишним и ненужным. Просившему воскрешения мертвецу и послания его к братиям для увещания их к переходу с широкого пути на тесный сказано: Имут Mоисеа и Пророки: да послушают их. Когда же просивший возразил: ни!.. но аще кто из мертвых идет к ним, покаются, – то получил в ответ: аще Mоисеа и Пророков не послушают, и аще кто из мертвых воскреснет, не имут веры (Лк. 16, 29-31).

Опыт показал, что многие, сподобившиеся во сне видения мытарств, Страшного суда и других загробных ужасов, были потрясены видением на краткое время, потом рассеялись, забыли о виденном и вели жизнь беспечную; напротив того, не имевшие никаких видений, но поучавшиеся тщательно в законе Божием, постепенно пришли в страх Божий, достигли духовного преуспеяния и в радости, рождаемой извещением спасения, перешли из земной юдоли скорбей в блаженную вечность.

Святой Иоанн Лествичник рассуждает об участии демонов в иноческих сновидениях нижеследующим образом: “Когда мы, оставив ради Господа дом и домашних, предадим себя по любви к Богу странничеству, тогда бесы, мстя за это, – покушаются возмущать нас сновидениями, представляя нам родственников наших или рыдающими, или умирающими, или держимыми в заключении и подвергающимися за нас напасти. Верующий снам подобен гонящемуся за своей тенью и покушающемуся поймать её. Бесы тщеславия соделываются в сновидениях пророками, предугадывая по пронырству своему будущее и его предвозвещая нам, чтобы мы по исполнении видений пришли в недоумение и, как уже близкие к дару предуведения, возвысились помыслом. Для тех, которые верят демону, он часто бывает пророком, а для тех, которые уничижают его, он всегда бывает лжецом. Будучи духом, он видит совершающееся в воздушном пространстве и, уразумев, что кто-нибудь умирает, возвещает о том во сне легкомысленным. Демоны ничьего будущего не знают по предуведению, в противном случае и чародеи могли бы предсказывать нам смерть. Преобразуются демоны в ангелов света, принимают на себя часто образ мучеников и в сновидениях показывают нам общение наше с ними, а пробудившихся погружают в радость и возношение. Это да будет тебе признаком прелести (бесовского обольщения). Святые Ангелы показывают муку, суть смерть, от чего мы, проснувшись, исполняемся трепета и сетования. Если начнем покоряться бесам в сновидениях, то они начнут издеваться над нами и в бодрственном состоянии. Верующий сновидениям вполне неискусен, а неверующий никакому сну – истинно любомудр. Доверяй только тем снам, которые возвещают тебе муку и суд, если же по причине их зачнет тебя тревожить отчаяние, то и такие сны от бесов” (Святой Иоанн Лествичник. Прибавление к Слову 3-му). Преподобный Кассиан Римлянин повествует о некотором иноке, уроженце Месопотамском, что он проводил самую уединенную и постническую жизнь, но погиб от обольщения бесовскими сновидениями. Демоны, усмотрев, что инок обращал мало внимания на свое развитие духовное, а устремил все внимание на телесный подвиг и дал ему, а следовательно и себе, цену, начали представлять ему сновидения, которые по злохитрости бесовской сбывались на самом деле. Когда инок утвердился в доверенности к своим сновидениям и к себе, то диавол представил ему в великолепном сновидении иудеев, наслаждающимися небесным блаженством, а христиан томимыми в адских муках. При этом демон – разумеется, в образе ангела или какого ветхозаветного праведника – дал совет иноку принять иудейство для получения возможности принять участие в блаженстве иудеев, что инок без малейшего промедления и исполнил (Слово о рассуждении. Добротолюбие, ч. VI).

Достаточно сказанного для объяснения возлюбленным братиям нашим, современным инокам, сколько безрассудно внимать, тем более доверять снам, и какой страшный вред может родиться от доверия к ним. От внимания к сновидениям непременно вкрадывается в душу доверие к ним, и потому самое внимание строго воспрещается.

Естество, обновленное Святым Духом, управляется совершенно иными законами, нежели естество падшее и коснящее в своем падении. Правитель человека обновленного – Святый Дух. “На них же осияла Божественного Духа благодать, – сказал преподобный Макарий Великий, – и во глубине ума их водворилася: сим Господь яко душа есть” (Слово 7, гл. 12). И в бодрствовании и во сне они пребывают в Господе, вне греха, вне земных и плотских помышлений и мечтаний. Помышления и мечтания их, находящиеся во время сна вне управления разумом и волею человеческими, действующие в прочих человеках бессознательно, по требованию естества, действуют в них под водительством Духа, и сновидения таких людей имеют духовное значение. Так праведный Иосиф во сне был научен таинству вочеловечения Бога-Слова; во сне повелено ему бежать в Египет и возвратиться из него (Мф., гл. 1 и 2). Сновидения, посылаемые Богом, носят в самих себе неотразимое убеждение. Это убеждение понятно для святых Божиих и непостижимо для находящихся еще в борьбе со страстями.

Свт. Игнатий Брянчанинов

Пророческие сны

Целую треть своей жизни человек пребывает во сне. В младенческий период свой он спит гораздо больше половины жизни. Сон – образ смерти, пробуждение воскресения. “Уснул, успокоился”, – говорят об умершем. И молятся люди о своей непостыдной, мирной кончине, уходе из земной жизни в полной умиротворенности, молитвенной богопреданности.

Наука пытается расшифровать природу сна, но она далека от объяснения этого феномена. Естественная наука может сказать лишь о некоторых происходящих во время сна физиологических изменениях или химических процессах в теле, психиатрия и психотерапия стараются проникнуть в психические законы сновидений… Но все тут остается шатким, неясным.

Опыт духоведения – религиозный опыт – различает три рода сновидений, вернее, три подоплеки сновидческих. Первый род сновидений, наиболее распространенный, – суетные, пустые, как бы никчемные сны, ничего не значащие ни нравственно, ни умозрительно. Они являются, по-видимому, отражением в мозгу человека его повседневных тревог и забот. Но бывают сны и определенно духовно окрашенные либо некоей беспокойной, нехорошей духовной силой, либо умиротворяющей душу. Есть устрашающие сны, лишающие душу мира, отягощающие нас или нехорошо возбуждающие. И есть сны утешающие, нечто предвозвещающие – “с неба”, от Бога, от светлых сил. Исторически засвидетельствованы пророческие сны. О них неоднократно говорит Библия; эти сны чудесно предупреждают человека, вдохновляют, просвещают, поучают и утешают. Реальность их совершенно бесспорна.

Пророк Иоиль сказал за несколько столетий до Рождества Христова о таких пророческих снах: “…и будут пророчествовать сыны ваши и дочери ваши; старцам вашим будут сниться сны, и юноши ваши будут видеть видения” (гл. II, стих 28).

Примеры пророческих светлых снов мы видим и в первой главе Евангелия от Матфея. Иосиф, “будучи праведен и не желая огласить обручейной ему Марии, хотел тайно отпустить Её”. И вот, как только он “помыслил это” (небу открыты наши мысли), “Ангел Господень явился ему во сне и сказал: Иосиф сын Давидов! не бойся принять Марию, жену твою, ибо родившееся в Ней есть от Духа Святого. Родит же Сына и наречешь Ему имя: Иисус; ибо Он спасет людей Своих от грехов их”… Далее Евангелие говорит, что чрез сон было возвещено Иосифу, как и мудрецам Востока, что они должны были сделать. И они послушались этих ярких откровений во сне. В Книге Деяний Апостолов, в 10-й главе, мы читаем об очень важном для понимания христианства символическом полусне-полувидении апостола Петра. Когда посланные от римского сотника Корнилия шли к апостолу Петру в Иоппию и уже приблизились к тому городу, где был апостол, сам апостол Петр – “около шестого часа”, взойдя на верх дома помолиться, – “видит отверстое небо и сходящий к нему некоторый сосуд, как бы большое полотно, привязанное за четыре угла и опускаемое на землю; в нем находились всякие четвероногие земные звери, пресмыкающиеся и птицы небесные”… Из этого (и из дальнейшего) апостол Петр ясно понял, что язычники-римляне, его искавшие, были посланы к нему от Бога, и он принял их без сомнения. После разговора с посланными от Корнилия апостол Петр сказал знаменательные слова: “Истинно познаю, что Бог нелицеприятен, но во всяком народе боящийся Его и поступающий по правде приятен Ему”. Здесь открылась чрезвычайно важная для спасения всего человечества воля Божия об апостолах, о том, что им надо идти с проповедью ко всем народам мира.

Человек может подняться над своей первичной физической и психической реальностью к реальности высшей, к опыту пророческих видений и сновидений.

В автобиографии своей, опубликованной в Париже, известный ученый, хирург, архиепископ Симферопольский Лука Войно-Ясенецкий рассказывает, как после призвания своего на служение Церкви и посвящения во епископы он был приведен в город Енисейск и служил там. Вот что он сообщает: “Все священники этого города, сверкавшего множеством церквей, и все священники областного центра Красноярска уже были живоцерковниками и обновленцами. Богослужения я должен был поэтому совершать с тремя сопровождавшими меня священниками в своей квартире. И вот однажды, когда я вошел в зал, чтобы начать Литургию, я увидел стоявшего у входной двери пожилого монаха. Глядя на меня, он точно остолбенел и даже не поклонился мне. Вот почему это с ним случилось: православные люди города Красноярска, не хотевшие молиться со своими неверными священниками, избрали этого монаха и послали в город Минусинск, к югу от Красноярска, к жившему там православному епископу для рукоположения в иеромонахи. Но какая-то неведомая сила привлекла его не на юг, но на север, в Енисейск, где жил я. Он рассказал, почему так остолбенел, увидев меня: десять лет тому назад, когда я еще жил в Средней России, он видел сон: ему снилось, что неведомый ему архиерей рукоположил его в сан иеромонаха. Увидев меня, он узнал этого архиерея. Итак, уж десять лет тому назад, когда я был только хирургом Переславль-Залесской больницы, я уже числился архиереем у Бога”.

Таких примеров личных откровений человеку во сне можно было бы привести много. Доктор медицины Поль Турнье, современный швейцарский мыслитель, автор книги “Медицина и Личность”, говорит о природе этих феноменов в связи с учением психологов Цюрихской школы К. Юнга и Мэдера: “Фрейд и его ученики, следуя чисто механическому и причинному пониманию души, видят в снах лишь “пульсирование инстинкта” и выражение “подавленного желания”. Для школы Мэдера, наоборот, сон является “выражением состояния живой личности того, кто видит сны”. Усвоив это разделение, Карл Юнг в своих многочисленных работах показывает, что именно этот подход ведет нас к истинному пониманию образа души”. “Работы Цюрихской школы открыли науке новые горизонты, и взгляды фрейдистов нам кажутся односторонними, – говорит Турнье. – Любой сон можно рассматривать как по теории Фрейда, так и по теории Юнга”. Доктор Турнье приводит такой пример: “Некоторые автомобили движутся мотором чрез посредство передних колес, другие – колес задних”. “Влияние на личность наших животных инстинктов, по теории Фрейда, это есть движение “задних колес” нашей души; а духовные стремления, возникающие по теории Карла Юнга, – это движение человеческой души посредством “передних колес”.

Душа человека является тем мотором, который приводит в движение все четыре колеса одновременно, – душой приводятся в движение и низшие инстинкты, замеченные Фрейдом, и высшие силы духа, на которые указывает Юнг. Действующий в природе нашей инстинкт может перейти в духовную интуицию и передать человеку высший нравственный зов, научить человека воле Божией, призванию бессмертия.

Архиепископ Иоанн (Шаховской)

Чем на самом деле являются наши сновидения: загадочными знаками из потустороннего мира или больными фантазиями нашего ума? Разъясняет кандидат богословия Ярослав Хижняк.

Сальвадор Дали, Сон ІІ, 1931 год

Современный мир разнообразен в своих формах. У него множество развлечений и… грехов. Он активно отстаивает социальную справедливость и право на улучшение уровня жизни. Во все времена люди порой доходили до безумства в поисках эффективных средств достижения земных благ. Но мы знаем, что быть счастливым - не значит оправдываться: дескать, мы призваны в этот мир для того, чтобы наслаждаться его благами, и неважно, каким путем мы этого достигнем.

Все виды благочестия (общественного, религиозного) настолько уменьшили свое влияние на общество, что, кажется, совсем исчезли. И человек, воодушевленный мифами о красивой жизни, готов идти на любые авантюры. Да, вполне естественно, что человек хочет жить, как все нормальные люди, иметь комфортное жилье, отмечать праздники. Но плохо, когда человек, привыкший говорить «хочу», начинает жить по принципу «хочу быть начальником, а все чтобы были моими подчинёнными; хочу, чтобы всё в мире было только для меня». Для достижения этой цели человек прибегает к самым изощрённым средствам, в том числе таким, как колдовство и гадание по снам. Наделяя сны таинственностью и сакральностью, он часто даже не задумывается над их происхождением.

Встречаются суеверные люди, которые вроде бы и в церковь ходят по праздникам, никого не убили и не обокрали, которые считают себя православными, но на самом деле таковыми не являются. Такие люди свято верят предписаниям всякого рода экстрасенсов и «бабок», которые говорят, что хотят помочь им, а на самом деле тянут за собою в пропасть.

Наши сны: знаки или больное воображение

Чем на самом деле являются наши сновидения: загадочными знаками из потустороннего мира или больными фантазиями нашего ума?

Во время сна, когда ослабевает наше самосознание, мы теряем контроль над собой, мы становимся искренни, и нам совсем нечего стыдиться - с нашего лица спадает маска, осуществляются все наши несбывшиеся желания, и мы становимся самими собой. Характерные для наших снов образы и душевные состояния есть самые верные, ничем не скрытые проявления нашей настоящей личности. Трезвая и умелая оценка сновидений может помочь в познании себя и на многое открыть глаза. Сны в какой-то степени могут быть индикатором чистоты души.

Иногда во сне мы можем грешить такими грехами, которых не может быть наяву. Это показатель того, что очищение души - лишь поверхностное, в её недрах ещё таится грех. Святые отцы утверждают, что только при совершенном очищении сердца и сновидения будут всегда чистыми и светлыми. Характер снов отвечает духовному состоянию человека. Враг рода человеческого, имея доступ к нашим душам во время нашего бодрствования, имеет его и во время сна. И во время сна он соблазняет нас грехами, примешивая к нашему мечтанию своё мечтание. Также, заметив в нас внимание ко снам, он придаёт им привлекательность и возбуждает к этим бредням большее внимание, и мы постепенно начинаем доверять им. Такое доверие всегда связано с гордостью, которая делает наш внутренний взгляд на нас самих помрачённым.

Не на всех снах можно акцентировать своё внимание. Сам Господь повелевает богоизбранному народу через Моисея: “Не ворожите и не гадайте” (Лев. 19:26). Каждый человек вправе решать, как ему жить. “Безрассудные люди, - говорит премудрый Сирах, - обманывают самих себя пустыми и ложными надеждами: кто верит снам, тот подобен обнимающему тень или гоняющемуся за ветром; сновидения совершенно то же, что отображение лица в зеркале” (34:1–3).

Сны довольно часто вводят нас в заблуждение и противоречат реалиям жизни. Преподобный Кассиан Римлянин рассказывает историю об одном человеке, которому во сне падшие ангелы внушили, что он проживёт долгую жизнь. Он собрал достаточно сбережений, чтобы беззаботно прожить до старости, но вдруг заболел и вскоре умер - и таким образом не мог получить никакой пользы от своего богатства, и в то же время не мог взять с собою в вечность никаких добрых дел.

Не принимай и не отвергай

Как в отношении рассуждения о снах - являются ли они благодатными или от лукавого, так и в отношении вообще всех сверхъестественных явлений у святых отцов есть правило: не принимать и не отвергать. Это разумное правило спасёт человека от гордости и превозношения, если такие явления он будет приписывать Божественной благодати, а также спасёт от хулы на благодать, если действительно имело место её проявление.

К сожалению, не все люди хотят задуматься над этим. Им невыгодно назвать свои ошибки грехом, а не добродетелью. Они не только не хотят каяться, они хотят превозноситься, представляя свои греховные действия как образец для окружающих, и в конце концов падшее человеческое естество берёт своё. Множество людей, в том числе высокообразованных специалистов, в случае неудач прибегают к гаданию по снам. И хорошее светское образование здесь не помогает, и религиозный скептицизм куда-то исчезает. Даже те, кто идут в ногу со временем, продвигают прогресс вперёд, вплоть до выращивания отдельно взятых органов, всё же остаются суеверными, всё так же боятся рассказать кому-то свой плохой сон, чтобы он не сбылся, или наоборот, рассказывают хороший в надежде на то, что он непременно сбудется. Человек боится поменять что-то в своей жизни, ему проще сказать, что так делают все. Это очень плохо, потому что, не имея истинной веры в Бога, человек неизбежно освобождает в своей душе место для веры ложной, суетной и мелкой.

«Мне сегодня такое приснилось... Надо в Интернете почитать, что это значит», — типичная для нашего времени реакция. Но верить ли снам? Почему православие очень осторожно относится к таким «картинкам» и призывает не придавать им большого значения?

Человек во сне — беззащитный воин

Приблизительно треть своей жизни человек проводит в спящем состоянии. Его тело расслабляется, все утихает, но органы продолжают работать: перекачивается кровь, не прекращается дыхание, желудок переваривает пищу. Рассудок тоже пребывает в дреме, поэтому на первый план выходит подсознание. В таком особом состоянии человек не защищен.

Низостью у воинов считалось нападать на дремлющего противника. Но бесы не останавливаются 24 часа в сутки. Наоборот, человек во сне — это прекрасная мишень для искушения. Если днем человек может ограждать себя молитвой и крестным знамением, то чем защищаться ночью? Поэтому лукавые духи пытаются насылать человеку разные образы.

Они запугивают кошмарами, оскверняют страстными сценами, тем самым приближая человека к принятию греха. Иногда даже являются в образе святых и якобы открывают будущее. На какие только уловки не пойдут духи злобы, чтобы прельстить человека!

Если же человек расположен к позитивному ответу на вопрос «Верить ли снам?», пытается растолковать образы, то потакает бесам, давая сигнал: «Хорошо работаете! Я уже заинтересовался, продолжайте». После такой «похвалы» лукавые духи и рады стараться с еще большим усердием.

Об искушении инока

Часто как пример приводят рассказ об одном монахе. Он вел очень праведную жизнь, но имел один порок: верил снам, тем самым открывая настежь дверь своего сердца. Поэтому бесы посылали ему соответствующие мысли и образы.

Сначала они были безвредными. Инок придавал им много внимания, толковал. Потом лукавый посылал сны «поинтереснее», пока однажды не открыл для него якобы будущую жизнь: Христос с учениками пребывает во тьме, а Бог-Отец — в Свете. Он указывает на евреев со словами «Се чада Мои».

Монах в ужасе проснулся и ни с кем не посоветовавшись, ушел к иудеям, чтобы тоже стать «избранным». Через три года на него напала какая-то ужасная болезнь, от которой он в муках скончался.

Не беремся оценивать достоверность этой истории и правильность всех фактов. Можно точно согласиться с очень ценной мыслью: не нужно придавать снам особого внимания и пытаться их растолковать.

А можно ли защититься от ночных искушений дьявола? Все ли сны бывают от лукавого? Есть же и от Бога? Как их распознать? И вообще: можно ли получить пользу от снов? Разберемся со всем этим по порядку.

Исключения из правила «не верить снам»

Бесспорно бывают и сны от Бога. Различают два вида:

  1. с особой символикой;
  2. так называемые видения.

Иногда еще говорят о назидательных снах.

В чем особенность видений? Хоть тело и отдыхает, но сознание в это время становится очень ясным. Человеку открывается какая-то тайна. Даже не возникает сомнения, что это от Господа.

Но такого удостаиваются лишь немногие. В Ветхом и Новом Заветах можно найти примеры великих праведников, которые получали особое знамение с небес либо сны с особым толкованием.

Примером второго есть события в жизни всем известного праведного Иосифа. Однажды ему приснился сон: он вместе с 11-ю братьями вязали снопы, но потом почему-то его снопу поклонились все остальные.

Потом была картинка и поинтереснее. Ему поклонились солнце, луна и 11 звезд. Братья обиделись на Иосифа за такие «оскорбительные» рассказы, а однажды и вовсе продали в рабство в Египет.

Бог устроил так, что Иосиф через несколько лет разгадал сон правителя о семи коровах худых и тучных (символизировали урожайные и голодные года). Когда закончился хлеб, братья Иосифа прибыли в Египет и поклонились заместителю правителя, а потом привезли и своего отца — Авраама. Перед Иосифом даже не возникало сомнения, верить ли снам, потому что это было явное указание с небес.

В Библии есть много разных примеров обращения Бога к человеку. Вспомним историю еще одного Иосифа, правда, уже новозаветного персонажа. В Православной Церкви его называют Обручником, потому что он обручился с Девой Марией, зная, что она дала обет служить Богу. Но когда увидел, что Мария ждет ребенка, то усомнился и решил просто отпустить ее. Но во сне ему явился Архангел Гавриил и сказал: « Иосиф, сын Давидов! Не бойся принять Марию, жену твою, ибо родившееся в Ней есть от Духа Святаго; родит же Сына, и наречешь Ему имя Иисус, ибо Он спасет людей Своих от грехов их». (Мф. 1:18-21)

После рождения Иисуса этот же ангел во сне предупреждал Иосифа, что надо бежать в Египет, потому что Ирод дал приказ убить всех младенцев в их земле. Когда опасность миновала, Архангел Гавриил снова во сне известил Иосифа Обручника, что пора возвращаться домой.

Благодаря таким примерам сны в православии не воспринимаются как нечто однозначное. Их можно найти не только в Священном Писании, но и в историях многих праведников. Например, в житии преподобного Серафима Саровского есть указание на то, что Он 12 раз видел Богоматерь. Но благодаря чему он удосужился такой благодати? 15 лет прожил в пустыне. Питался травой, один раз в неделю вкушая хлеб, 1000 (!) дней и ночей молился так, что на камне остались следы его колен.

Это свидетельствует о том, что такие видения открываются за особые заслуги. Людей, только становящихся на путь духовной жизни и дерзающих поскорее стать «святыми», поджидает много опасностей. Бесы с радостью придут к ним в образах Пресвятой Богородицы или святых. Поэтому нужно быть особо внимательными, чтобы не впасть в духовную прелесть.

Как живем, такие сны и получаем

В любом случае сны — проекция нашей духовной жизни. Если человек не сможет грамотно к этому подойти, то лучше ему и не верить снам. Не толкования по сонникам или беседы с друзьями помогут определить диагноз человека, а разве что разговор с опытным духовником. По ночной «картинке» можно определить, какие духовные недуги имеет человек, за какую веревочку пытаются потянуть падшие духи.

Если человек суетится, куда-то спешит, в постоянном круговороте мыслей, то и сновидения будут лишь продолжением этого. Если забывает о Боге, много грешит, то бесы подступают к нему совсем близко и прокручивают соответствующие «фильмы». Кто не удерживается от блудных помыслов, даже во сне страдает от этой страсти.

Иногда приходят и назидательные сны: человек наблюдает за собой и понимает, насколько он погряз в пороках. За такое вразумление надо благодарить Бога.

Если человек, стремясь совершенствоваться в вопросах веры, в самом деле только возрастает в самомнении («Какой я праведный!»), то бесы готовы прийти к нему в виде святых. Поэтому сны в православии часто воспринимаются в контексте прелести. Но что же делать? Как ограждаться?

Духовная защита

Подвижники благочестия советуют вечером подводить итог прошедшего дня, каяться в том, чем нагрешил, если есть возможность, примиряться с обидчиком. Также желательно читать вечернее правило и благодарить Господа за все события в течение дня. Если есть возможность, можно окропить комнату святой водой и прочитать молитву Животворящему Кресту, также перекрестить жилье с четырех сторон, пол, потолок и свою подушку. Почему? Потому что бесы боятся креста, так что вы просто закрываете им вход в свое жилище.

И не забывайте: сны от Бога люди получают очень редко и за особые заслуги. Либо по великому Божьему милосердию. Поэтому лучше вообще не пытаться расшифровать, к чему это было. Пытайтесь почаще молиться, каяться в грехах, причащаться. Перед тем как ложиться спать, подготовьте свои тело, дух и... жилище.

Из «Духовного дневника» епископа Арсения (Жадановского)

Каждый из нас испытывает сновидения. Одни спокойно переносят их, не тревожатся, другие же придают им большое значение или, как говорится, верят снам; отсюда у многих беспокойство, уныние, гадательные предположения и даже желание удовлетворять, исполнять то, что снится. Интересно установить поэтому истинный взгляд на сновидения, и в этом могут хорошо помочь нам богомудрые отцы, хорошо знавшие человеческую природу со всеми ее хорошими и дурными сторонами и проникавшие духовным опытом в высокие тайны духовных явлений. Можно различать три рода сновидений: 1) сны естественные, 2) сны от врага рода человеческого и 3) сны от смотрения Божия.


Сны обыкновенные, естественные. Во время сна деятельность нашего тела и души не прекращается, сном парализуется только рассудок или та часть нашего духа, которая заправляет всем нашим внутренним существом. И вот мы, во время сна оставшись без руководителя, предаемся необузданному течению своих мыслей и мечтаний, необузданному, как кони без седока; отсюда сновидения часто носят на себе печать несвязных мечтаний, хотя материал для этих ночных наших грез заимствуется из нашей же собственной жизни; потому-то у богача бывают свои сны, каких не видит бедняк; у бедняка — свои, каких не видит богач; у женщин — свои, у детей свои и т.д. Если материал для обыкновенных наших сновидений заимствуется из нашей же жизни, то сновидения могут до некоторой степени быть показателями нашего душевного состояния, нашего вообще настроения и, если хотите, нашего нравственного роста. Не оттого ли один обладает мирным, спокойным, тихим сном, другой мятется и во сне. У нас берется как образец сон дитяти — мирный, безмятежный, и это, конечно, потому, что и жизнь его такова. «Кто хранит себя чистым, — читаем мы у аввы Дорофея, — у того огнь сердечного горения не допускает погрузиться в сон чувственный, а такой пользуется только естественным».

Второй род сновидений — это от наветов врага рода человеческого, который пользуется всеми средствами, лишь бы только повредить человеку. И в этих сновидениях ухищрения врага часто бывают весьма тонки; при этом он, прежде всего, ополчается на тех, которые верят снам, а таких людей немало, даже среди верующих, по-видимому, христиан. Демоны могут являться в виде ангелов света, в виде мучеников и преподобных, даже в виде Божией Матери и Самого Христа, ублажать их жительство, обещать венцы небесные. Цель демонов смущать такими сновидениями может быть двоякая: или возвести человека на высоту сомнения и гордыни, каковая высота, конечно, вместе с тем есть и погибельная пропасть, или же вообще сбить человека с пути истины, как, например, случилось это с иноком, о котором повествует преподобный Кассиан Римлянин . Демоны, усмотрев, что один инок дал цену себе, то есть впал в самомнение, начали представлять ему сновидения, что будто бы на одной стороне святые апостолы, мученики и все христиане находятся во тьме — в аду и терпят страшные мучения, а на другой иудеи во свете наслаждаются блаженством. При этом демон, разумеется, во образе ангела, дал совет иноку принять иудейство для получения возможности принять участие в блаженстве иудеев, что инок без малейшего промедления и исполнил на деле. Он пошел к евреям и не только принял их веру, а еще и женился на еврейке...

Помимо обольщений видениями, почитать надо сновидениями, навеянными врагом, и то, если грезится что-либо во сне противное вере, либо Церкви Святой, либо жизни благочестивой, а между тем пред сном и вообще в бодрственном состоянии ничего подобного у тебя и в голове не было. Как же нам отревать от себя злые сновидения врага? Что касается, прежде всего, видений во сне Ангелов и т.п., то по пробуждении нужно смириться, нужно так себе сказать: грешный я человек, я недостоин таких видений! И вот, если эти видения были обольстительные, они бесследно для нас пройдут; сразу о них произойдет забвение. Как предохранять себя от вражьих сновидений, это нам указывает Святая наша Церковь, которая точно нежная мать в этом отношении все предусмотрела. Она велит каждому из нас, пред тем как лечь в постель, сначала поцеловать святой крест свой на груди, потом перекрестить постель свою от ног до головы и во все стороны и в то же время читать молитву: «Да воскреснет Бог и расточатся врази Его...» Вся эта молитва направлена против демонской силы, например: «...да погибнут беси от лица любящих Бога...», — «Радуйся, пречестный и животворящий Кресте Господень, прогоняяй беси» и проч.

И нужно сказать, ничего так не боится диавол, как крестного знамения. В книге преподобного Иоанна и Варсонофия мы читаем: «Святого Креста диавол показать нам в сновидении не может, ибо не находит средства изобразить его другим, превратным образом, чем как он есть. Он может показать нам якобы ангелов, Самого Христа под видом простых людей, может нам показать Святое Причастие под видом простого хлеба, но Креста — нет, ибо уже самый вид, самое знамение, образ Креста диаволом нетерпим, ибо на Кресте разрушена сила его, Крестом нанесена ему смертоносная язва» (Руководство к духовной жизни...). Поэтому мы, крестом ограждаемы, всегда можем противодействовать наветам диавола. Однажды явился демон святому Симеону Столпнику , который спасался на столпе, и явился ему в виде светлого ангела, да еще с огненными конями и с огненною колесницею и, искушая его, завел с ним такую речь: «Вот, Симеон, ты угодил Богу так, как Илия пророк, и потому я послан сюда на землю, чтобы восхитить тебя, как Илию, на этой колеснице на небо...» Святой поверил было, да как только перекрестился и сказал: «Господи, благослови (то есть перейти со столпа на колесницу)!» — как вдруг не стало ни ангела, ни копей, ни колесницы, — все исчезло. Так крестное знамение спасло преподобного. Хорошо поэтому делают те, которые часто ограждают себя крестным знамением. Случился ли наплыв дурных мыслей, произошло ли затруднение, препятствие в деле, подверглись ли мы искушению, соблазну пред сном и после, — при каждом пробуждении, если сотворим крестное знамение, этим мы заграждаем доступ к себе вражьей силы, разрушаем все вражий козни и наветы.

Есть, наконец, третий род сновидений истинных, посылаемых Божиим Промыслом. Здесь может иметь значение общение душ наших, человеческое предчувствие, влияние Ангелов, и особенно Ангела хранителя, воздействие на нас святых. История и опыт свидетельствуют о возможности подобных сновидений. Как же распознавать эти сновидения и как нам относиться к ним? Прежде всего, праведные сны свойственны людям святым, а не нам грешным. У нас часто за множеством грехов и несовершенств отсутствует или, лучше, притуплена способность различения духовных явлений, и если наяву это постоянно проявляется относительно всего, вокруг нас и в нас самих совершающегося, то тем более мы можем неправильно понять, что с нами было в сновидениях. А поэтому лучше всего ко всякого рода снам относиться с осторожностью, не задумываться над ними: не беспокоиться и не стараться их разгадывать. «Верующий сновидениям — вполне неискусен, а неверующий никакому сну — истинно любомудр»,— говорит преподобный Иоанн Лествичник. А премудрый сын Сирахов относительно людей, верующих в сны, сказал: «Верить снам то же, что хвататься за тень и гнаться за ветром. Многие обольстились сновидениями и погибли, потому что верили им» (Ср.: Сир.34:2-7). Преосвященный Феофан Затворник на вопрос: «Верить ли снам?» — писал: «Лучше не верить. И если какие сны сбываются, то по сбытии — нужно благодарить Господа за милость, а также за приятные и назидательные сны благодари Господа» (472 письмо). И святые угодники Божии, действительно, относились с осторожностию даже к истинным сновидениям. Они по нескольку раз проверяли их. Нужно поэтому так представлять дело. Если Промыслу Божию угодно что-либо посредством сновидения внушить человеку, то тот же Промысл Божий поможет человеку и его разъяснить. Лучше всего какое-либо чрезвычайное сновидение не самим разгадывать, а поведать его духовно-опытным людям, духовникам, старцам, которые, зная все ухищрения врага, скорее могут разобраться в этих сновидениях; во-вторых, не стараться во что бы то ни стало разъяснить сон, а предоставить спокойно времени, ибо Сам Господь, Промыслитель наш, приведет его к исполнению. И не дай Бог за разъяснением снов обращаться к гадальщикам и знахарям — это значит еще более запутывать дело и отдаваться в руки врага. Пусть же дурные сны служат для нас побуждением к трезвению, молитве и исправлению нашей жизни; за хорошие, добрые, приятные — станем благодарить Господа и нашего Ангела хранителя, а в чрезвычайных сновидениях, которые, кстати сказать, бывают весьма редки, будем предоставлять себя Промыслу Божию.

Мы все видим сновидения. Но стоит ли верить снам?

Даже те люди, которым кажется, что они крайне редко видят сновидения, в действительности просматривают их.

Просто запоминают лишь их малую долю. Способность людей запоминать сновидения вызвана временем пробуждения в короткую фазу и психоэмоциональным состоянием.

От чего зависят сновидения?

Частота снов повышается, если наяву человек испытывает или сильные эмоции. В результате сон становится беспокойным, а сновидения более частыми.

Именно перед важными событиями человек чаще всего сомневается, стоит ли им верить. Особенно если в них дается определенное указание на развитие событий. Даже в обычные дни редко кто не внимает увиденному ночью. И может проскальзывать мысль: «К чему мне такое приснилось?».

И здесь неважно, верите ли вы сновидениям, либо Вы просто удивлены ярким ночным “кино”. Часто бывает, что люди задумываются об увиденном и оно не оставляет их.

Они смотрят толкование сновидения, но в большинстве случаев различные сонники могут противоречить друг другу. В результате непонятно, верить ли увиденному.

Стоит ли доверять?

Каждый человек индивидуален, у каждого имеется свой характер и темперамент, именно поэтому толковать сны и доверять сонникам одинаково всем людям не следует.

Также как не стоит брать на веру все, что вы видите, когда спите.

Ведь сон — отдых мозга от конкретного логического мышления и погружение в море эмоций и образов, которые являются частью нашей личности.

Мысля только логически и рационально, нами игнорируется наша интуитивная скрытая часть. Она, вытесненная в бессознательное, способна замечать знаки и вещи окружающего мира, на которые зачастую закрывает глаза логическая часть мозга.

И ночные грезы являются местом, где можно полностью раскрыть себя, обратив внимание на информацию, зашифрованную в символах. Сны у всех разные. Тем не менее, можно расшифровать общие характеристики определенных ночных видений человека, составив общую схему.

Что нам часто снится и что это значит?

Еще Зигмунд Фрейд говорил, что у человека в период сна работают бессознательные желания. Поэтому определенное внимание им нужно оказывать.

Сновидения могут говорить о следующем:

  • Полеты . Психологи имеют мнение, что если человек видит, как он летает, то он желает жить с самим собой в гармонии и стремится освободиться от ограничений.
    Человек, летая во сне, чувствует себя счастливым, именно поэтому подобные видения свойственны влюбленным и детям, которые меньше всего зависят от жизненных проблем.
  • Нагота в общественном месте. Это может свидетельствовать о том, что в реальной жизни у вас имеется страх быть обсмеянным и разоблаченным. Возможно, вы не любите себя или стыдитесь вашего тела.
  • Кошмары . Если вам снится существо, пугающее вас или любое несоответствие норме, то это признак, что психика ваша перенапряжена, у вас состояние стресса, которое может перерасти в депрессию. И чем монстр будет страшнее, тем ближе опасность. Человек может и не осознавать собственного эмоционального состояния, тем самым загоняя беспокойство и тревогу внутрь себя. Психика, таким образом, пытается перебороть душевную травму и заставить стереть ее из сознания.
  • Экзамены . Такие видения говорят о неуверенности в себе, неожиданности и сюрпризы внушают опасность.
  • Падения . Страх падения может говорить об утере интереса к жизни, вере в удачу.

Верить или нет?

Так, стоит ли верить запомнившимся снам? В первую очередь нужно понять, каким было сновидение. Абсурдное, размытое либо с ярким сюжетом о предстоящих событиях.

  • Если видение было «ни о чем», где запомнилось лишь несколько предметов, то его можно просто забыть.
  • Если яркий, который имеет четкую сюжетную линию, то его можно и нужно проанализировать.

Анализируя такие сновидения, можно научиться бороться с трудностями и менять свое текущее отношение к жизни. Автор: Екатерина Волкова