Как формируется зрение у новорожденных. Зрение новорождённого: этапы его развития и становления

Время чтения: 7 минут

Малыш рождается с полностью сформированным еще в утробе матери зрительным аппаратом. В течение первых дней после рождения на свет грудничку окружающий его новый мир представляется с расплывчатыми контурами. По мере роста малыша развиваются и зрительные функции. Будущим родителям интересно будет узнать, как видят новорожденные, и с какого возраста младенцы начинают различать отчетливо маму, папу и все, что их окружает.

Когда ребенок начинает видеть

Молодых родителей часто волнует вопрос: «Видят ли новорожденные дети и насколько сформировано их зрение сразу после рождения?». Глаза и зрительная система у детей полностью формируется ближе к 28 неделе беременности. Это значит, что новорожденный появляется на свет с полноценно развитыми глазками. За восприятие зрительных образов отвечает специально предназначенный отдел мозга. Поэтому ребенок начинает видеть с рождения, но сначала размытые очертания людей и предметов.

Что видит новорожденный ребенок в первый месяц

В месячном возрасте ребенку интересны черно-белые фигуры, узоры, картинки или фотографии. Больше всего младенцам нравится рассматривать лицо мамы, а особенно папы, если он имеет брутальный облик с бородой и усами. Кроха отчетливо различает родителей и крупные предметы на близком расстоянии не дальше 60 см от своих глаз. Если взрослые будут находиться приблизительно на этом расстоянии, то их чадо будет реагировать на них мимикой, жестами и издавать звуки.

Перечень того, как видят новорожденные первого месяца жизни:

  • Из размытой картины месячный ребенок выделяет большие яркие предметы. Потому что центр обработки визуальной информации мозгом у грудничка еще не сформирован полностью.
  • Малыш начинает следить за перемещением крупных объектов. Постепенно у ребенка появляется способность фиксировать взгляд, сначала в течение нескольких секунд, а впоследствии дольше.
  • Дитя уже может различать приближающихся к нему либо проходящих поблизости родителей. Чаще он их узнает по звукам и запахам, но очертания лиц месячный кроха тоже запоминает.
  • Новорожденный в месяц видит яркую игрушку и с интересом рассматривает разноцветные погремушки, подвешенные у него над кроваткой или в коляске. Месячный малыш красочные оттенки еще не различает, его привлекает яркий облик предмета, находящегося поблизости.

Наличие или отсутствие света

Учеными доказано как видят свет новорожденные, малыши начинают реагировать на яркое освещение, находясь в утробе матери. В условиях эксперимента исследователи направляли луч света на живот беременной, 8-месячный эмбрион при этом морщился и отворачивался. После появления на свет, вплоть до двухмесячного возраста, яркие световые объекты наряду с крупными предметами, являются единственными зрительными элементами, которые воспринимает младенец.

Очертания предметов

Чтобы понять, как видят новорожденные, необходимо обратить внимание, что дети первых дней жизни не могут фиксировать взгляд. Младенцы различают лишь очертания крупных предметов, но только с расстояния 20–30 см. Им все вокруг представляется нечетким, размытым, лишенным контрастности. В первые недели после рождения острота зрения варьируется в пределах от 0,005 до 0,015 единицы.

Когда ребенок начинает фокусировать взгляд

На 7 месяце беременности зрение плода практически полностью сформировано. Остается дело за развитием мозгового центра, отвечающего за зрительное восприятие, который начинает обрабатывать картинки с 4-месячного возраста после появления на свет ребенка. Поэтому до четырех месяцев малыши могут видеть мир только в двухмерном изображении. С этого возраста карапуз способен фокусировать взгляд на неподвижных и перемещающихся объектах.

О том, как видят предметы новорожденные известно с давних пор, все дети развиваются по стандартному сценарию. После родов из-за сдавливания черепной коробки, отечности и припухлости век, грудничок воспринимает окружающее пространство расплывчато. Ближе к месячному возрасту, малыш видит предметы черно-белыми. По мере роста, арсенал зрительных восприятий пополняется разнообразными цветами, сначала красным и желтым в возрасте около 3 месяцев, позже зеленым, синим и другими тонами.

Как видят дети в 1 месяц

Родителей часто интересует, как видят новорожденные месячного возраста, как понять, что развитие зрительного восприятия формируется нормально? В 1 месяц главными объектами, которые различает малыш, являются источники яркого света и лицо мамы. Младенец блуждает глазками по комнате, потому что ему пока трудно фокусировать взгляд на окружающих объектах.

Какие цвета различает ребенок в 2-3 месяца

В возрасте двух месяцев ребенок, кроме белого и черного, начинает различать красные, оранжевые и желтые цвета. Трехмесячный карапуз уже следит взглядом за движущимися объектами, воспринимает отсутствие и наличие света. Но улавливать зрительную картинку широкоформатно пока не может. Все окружающие предметы грудничок 2-3 месяцев от роду видит в двухмерном пространстве. Ребенок новорожденный начинает видеть нормально примерно с пятимесячного возраста.

Совершенствование зрительной функции с 4 по 6 месяцы

По истечении трех месяцев, начиная с четвертого в палитру цветов, которые различают младенцы, добавляется зеленый и синий. Зрительные отделы мозга и центральная зона сетчатки ребенка в 4–6 месяцев обеспечивает возможность видеть объемное изображение с множеством оттенков цветов. Груднички в этом возрасте активно изучают окружающий их мир, рассматривая предметы. Карапузы поворачивают голову во все стороны и могут фиксировать взгляд как на неподвижных, так и на перемещающихся объектах.

Когда ребенок начинает узнавать родителей

Ребенок новорожденный начинает видеть маму отчетливо приблизительно с 3 месяцев. В этом возрасте у крохи начинает функционировать бинокулярное зрение, то есть способность видеть синхронно обоими глазами. Чтобы малыш мог четко рассматривать черты лица родителей, его лучше держать в вертикальном положении на расстоянии не дальше 30 сантиметров. Можно использовать мимику для общения со своим малышом.

Посещение офтальмолога

В месячном возрасте мама с грудничком впервые может прийти в поликлинику на прием к педиатру. При контрольных осмотрах специалисты проверяют физические и психические показатели формирования ребенка. О правильном развитии месячного малыша свидетельствуют определенные рефлексы. На нормальный речевой прогресс, указывает умение ребенка сообщать о дискомфорте посредством рефлекторного крика. Зрительные навыки в месячном возрасте ограничиваются наблюдением за крупными ярко освещенными объектами.

Рефлексы, соответствующие месячному возрасту ребенка:

  1. Хватательный, ― приложив к ладошке свой палец, карапуз схватится за него.
  2. Поисковый, ― едва коснувшись щечки, кроха повернет голову в поисках «раздражителя».
  3. Сосательный, ― проведя пальцем возле губ, малыш сразу начнет причмокивать ртом.
  4. Защитный, ― положив младенца на животик, он должен сразу повернуть голову в сторону.
  5. Рефлекс Моро, ― хлопнув по поверхности, где лежит грудничок, он тут же раскинет в стороны ручки и ножки.
  6. Рефлекс «автоматической походки», ― если поставить ребенка в вертикальную позицию, придерживая за подмышечные впадины, дитя начинает уверенно передвигать ножками, имитируя шаги.

Анализатор зрения у годовалого дитя, включающий главный орган визуализации (глаза) и воспринимающие участки коры головного мозга, полностью сформирован. Кроме полноценного зрительного восприятия, которое может подтвердить офтальмолог, ребенок в 12 месяцев должен ползать на четвереньках, уверенно сидеть, активно осваивать навыки ходьбы, знать 10–15 слов, удерживать в руках игрушки.

Для чего нужен профессиональный осмотр специалиста в полгода

По прошествии первых шести месяцев жизни малыша обязательно нужно показать опытному офтальмологу. Профессиональный врач проверит глазки ребенка, здоровы ли они, одинаково хорошо видят, остроту зрения, симметричны ли движения глаз. Посещение клиники поможет удостовериться, что формирование глаз идет согласно возрастному периоду, и нет никаких факторов, мешающих развитию зрительного аппарата у крохи.

На какие признаки стоит обращать внимание родителям новорожденного

Ребенок, умеющий говорить, если его что-то тревожит, обязательно сообщит об этом родителям. Но когда дело касается новорожденного, взрослым предстоит внимательно наблюдать за поведением своего чада, только так можно вовремя заметить подозрительные симптомы начинающегося заболевания глаз или нарушения зрительных функций. Патологию можно заподозрить потому, что кроха щурится, трет глазки, часто моргает. Дефекты формирования зрительного аппарата дают о себе знать, когда ребенок натыкается на предметы интерьера, не реагирует на яркие объекты перед глазами и т.д.

Тревожные признаки неправильного развития или заболевания глаз крохи:

  • Размеры глазных яблок должны быть соответствующими возрасту. Любые отклонения от нормы, например, выпирание одного или обоих глаз, требуют незамедлительного обращения к специалисту.
  • Если младенец скашивает глазки, это может грозить серьезными проблемами в будущем. При обнаружении малейших признаков косоглазия, требуется немедленно показать малыша доктору.
  • Несогласованные движения левого и правого глазика свидетельствуют о неправильном развитии зрительных функций или врожденной аномалии.
  • Красные, слезящиеся глазки у крохи могут указывать на аллергию, инфекцию либо иное заболевание. При подобном патологическом состоянии ребенку нужно будет, кроме осмотра офтальмолога, сдать анализы.
  • Радужная оболочка в идеале должна быть одинакового цвета. В природе бывают случаи, когда правый глаз одного цвета, а левый другого, и при этом человек прекрасно видит. Если у ребенка отличаются по цвету глаза, такой случай лучше обсудить с врачом.
  • Зрачки обязаны быть идеально круглой формы и диаметра. При направлении света на глазки малыша, нормальной реакцией будет сужение зениц.
  • В обязательном порядке надо с первых недель жизни наблюдать за тем, как видят предметы новорожденные, могут ли фокусировать взгляд на неподвижных и перемещающихся объектах.

Видео

Что видят малыши

Со дня появления на свет зрение помогает ребенку постепенно развиваться физически, умственно и эмоционально, позволяя ему получать визуальную информацию. Пусть сначала он видит совсем немного, затем он постепенно расширяет поле зрения и изучает мир вокруг.

Когда развивается зрение

Хотя глаза физически способны видеть сразу же после рождения, мозг новорожденного еще не готов обрабатывать всю поступающую визуальную информацию. Постепенно его мозг развивается, и с ним вместе – способность четко видеть, которая помогает понимать и узнавать окружающий мир. В самом начале жизни малыш может разглядеть лишь ваше лицо, склоненное над ним, но месяц за месяцем дальность его зрения растет.

Как развивается зрение

В самом начале новорожденный малыш может сфокусироваться только на объекте на расстоянии 20-30 см от себя – то есть различить ваше лицо, когда вы держите его на руках. Кроме этого, младенец может заметить свет, очертания и движения, но все это выглядит для него размыто. В этот период самое интересное для него – ваше лицо (чуть позже его начнут интересовать контрастные узоры).

При рождении ребенок еще не знает, как использовать оба глаза одновременно, поэтому его зрачки могут иногда блуждать независимо или сходиться к переносице. На первом или втором месяце жизни младенец научится фокусироваться и следить глазами за движущимся объектом. Погремушка, которую вы двигаете перед его лицом, будет завораживать его – он открывает в себе новую способность. Также малыша может радовать такая простая игра с вами – поднесите малыша к лицу, посмотрите ему прямо в глаза и медленно переводите взгляд из стороны в сторону, а он будет следить за вашими глазами.

Даже новорожденный ребенок видит цвета, но ему сложно различать похожие тона, например, красный и оранжевый. Поэтому совсем маленьким детям нравятся черно-белые или контрастные узоры. В следующие несколько месяцев мозг младенца учится различать цвета. Он начнет предпочитать яркие простые цвета и более сложные узоры. Помогайте развитию малыша, показывая ему картинки, фотографии, книги и игрушки. Также в этот период он будет развивать навыки слежения за предметами.

Ребенок развивает восприятие глубины. Раньше ему было сложно понять, где находится предмет, какого он размера или формы, чтобы протянуть руку и взять его. К 4 месяцам развитие моторики и частей мозга, отвечающих за зрение, позволяют ему координировать свои движения и схватить видимый объект. Помогайте ему практиковаться в этом, предлагая игрушки, которые легко взять в руку, вроде погремушек (иначе он будет хватать другие объекты, до которых ему легко дотянуться – например, ваши волосы, серьги или очки).

5 месяцев

Ребенку лучше удается различать небольшие объекты и движущиеся предметы. Он даже сможет понимать, что за объект перед ним, когда видит только его часть. Свидетельство того, что он начинает осознавать постоянство предметов (понимать, что вещи существуют и тогда, когда он их не видит) – то, с каким удовольствием дети играют в прятки («ку-ку»). Также младенец начинает различать похожие оттенки.

8 месяцев

Если при рождении зрение ребенка было примерно 20/200 или 20/400, то к 8 месяцам оно вполне сформировалось и имеет такую же глубину и остроту, как у взрослых. Хотя его больше интересуют близкие объекты, он вполне может различать людей и предметы в дальнем конце комнаты. Кстати, к этому возрасту глаза обычно приобретают свой постоянный цвет (в дальнейшем он может лишь немного измениться).

Ваша роль

Проследите, чтобы при каждом осмотре ребенка врач обращал внимание на глаза. Врач может проверить, нормально ли выглядят глаза малыша и насколько хорошо они двигаются, нет ли признаков проблем со зрением. Если у вас или вашего партнера в семье были случаи проблем со зрением или заболеваний глаз, расскажите об этом врачу. Обследование остроты зрения с помощью таблиц с символами или буквами впервые проводят в 3-4 года. Если у ребенка обнаружатся какие-либо проблемы, педиатр может направить его к детскому офтальмологу. Очень важно диагностировать и начать лечить глазные болезни как можно раньше, ведь в более позднем возрасте это будет сложно или вовсе невозможно сделать.

Исследования показывают, что младенцам больше всего нравятся человеческие лица, а не узоры или картинки. Поэтому дайте ребенку возможность разглядывать свое лицо вблизи (особенно новорожденному). Примерно в один месяц малышу начинают нравиться любые объекты, которые движутся у него перед глазами. В магазинах для детей полно специальных развивающих игрушек, но точно так же младенцев радуют простые игрушки или любые объекты из домашнего обихода.

Пронесите погремушку (или любой другой яркий предмет) перед лицом малыша из стороны в сторону, затем попробуйте двигать его вверх и вниз. Это привлечет его внимание, хотя следить глазами за вертикальным движением малыш научится только в 3-4 месяца. Обращайте внимание и на другие вещи, которые привлекают ребенка – например, птиц или листья на прогулке.

Развивайте у ребенка интерес к цветам – сначала основным, потом более сложным оттенкам. Для этого отлично подходят яркие мобили, цветные постеры (повесьте такой рядом с пеленальным столиком) и разноцветные детские книжки.

Когда стоит беспокоиться

Врач проверит зрение ребенка во время обычного визита, но если что-то кажется вам ненормальным, расскажите об этом. Например, это могут быть такие признаки.Ребенок не следит за объектом двумя глазами, хотя ему уже 3 или 4 месяца.
Глаза малыша недостаточно свободно двигаются в разных направлениях.
Ребенок все время двигает глазами и не может остановить взгляд на одной точке.
Ребенок постоянно косит, один или оба глаза закатываются.
Один из зрачков кажется белым.
Ребенок слишком чувствителен к свету, глаза постоянно слезятся.

Если ваш ребенок родился недоношенным, у него выше риск проблем со зрением, таких как астигматизм (размытое зрение), миопия (близорукость), ретинопатия (ненормальное развитие сосудов глаз, которое может привести к слепоте) или страбизм (косоглазие). Сообщите врачу о том, что ребенок родился недоношенным.

Формирование зрительного анализатора начинается уже с 3 недели внутриутробного развития и продолжается в течение всей беременности. К моменту родов глаз анатомически сформирован, но некоторые структуры еще до конца не созрели.

Зрение новорожденного ребенка обусловлено следующими состояниями:

  • незрелостью сетчатки;
  • незрелостью нейронных связей зрительного нерва с головным мозгом;
  • незрелостью зрительных центров коры головного мозга;
  • слабостью цилиарной мышцы;
  • незавершенным развитием глазодвигательных нервов.

Учитывая незрелость многих структур, отвечающих за зрение, новорожденный видит только свет и тень, то есть его зрение на уровне светоощущения. По мере роста и развития происходит формирование зрительного анализатора, что приводит к улучшению зрительных функций.

Развитие зрения у новорожденных по месяцам

Острота зрения и зрительные функции

новорожденный

  • различает только свет и тень - светоощущение;
  • зрачки реагируют на свет;
  • возможно наличие периодического содружественного косоглазия.
  • ребенок видит предметы на расстоянии примерно 30 см;
  • возможна кратковременная задержка взгляда на источнике света;
  • периодически может появляться косоглазие.
  • ребенок видит ближнее пространство, то есть предметы, располагающиеся на расстоянии до 80 см;
  • предметы двухмерные (ширина и высота);
  • начинает распознавать контрастные рисунки (черно-белые полосы или круги);
  • начинает распознавать цвета: сначала красный;
  • длительно задерживает взгляд на игрушке;
  • пытается следить за движущейся игрушкой;
  • начинает формироваться бинокулярное зрение;
  • может сохраняться периодическое косоглазие.
  • ребенок продолжает осваивать ближнее пространство;
  • изображения становятся трехмерными (ширина, высота, глубина);
  • начинает распознавать разные цвета;
  • задерживает взгляд на игрушке и следит за движущимися предметами;
  • узнает родителей, видит себя в зеркале;
  • к 6 месяцам формируется бинокулярное зрение.
  • ребенок осваивает дальнее пространство - до 7-8 метров;
  • увеличивается острота зрения, ребенок видит мелкие предметы;
  • ориентируется в пространстве;
  • малыш способен оценивать расстояние до предметов;
  • видит предмет, дотягивается до него или подходит к нему и хватает;
  • не должно быть эпизодов косоглазия.

По мере роста и развития ребенка происходит совершенствование зрительных функций. Острота зрения новорожденного достигнет уровня взрослого только к школьному возрасту, примерно к 7 годам.

Важно! Если после того, как у новорожденного сформировалась фокусировка зрения, наблюдается отклонение глаз в какую-либо сторону нужно обратиться к врачу для определения причины косоглазия.

Существует мнение, что у новорожденного перевернутое зрение. Но это не так - зрительный центр коры головного мозга, обрабатывая информацию от сетчатки, переворачивает изображение в то положение, которое нужно.

Как проверяют зрение у новорожденного?

Здоровый ребенок впервые осматривается врачом-офтальмологом в возрасте 1 месяц, если же в роддоме у неонатолога появляются какие-либо сомнения по поводу состояния глаз, то он назначает консультацию специалиста.

Существуют различные методы определения зрительных функций у детей, возможность их применения зависит от возраста ребенка.

Определить остроту зрения у новорожденного в роддоме и в 1 или 2 месяца невозможно из-за возраста. Для оценки состояния зрительного анализатора проводят внешний осмотр и офтальмоскопическое исследование. При офтальмологическом осмотре обращают внимание на следующие особенности:

  • форма и подвижность век;
  • расположение глазного яблока в полости глазницы;
  • симметричность расположения глаз;
  • оценка движения глазных яблок. До того как ребенок научится следить за предметом, движения глаз определяются путем изменения положения головы ребенка (повернуть голову вправо, влево);
  • определяют наличие косоглазия;
  • оценивают размер зрачков, их реакцию на свет;
  • проверяют прозрачность сред глаза: роговицы, влаги передней камеры, хрусталика, стекловидного тела;
  • оценивают состояние сетчатки, ретинальных сосудов и диска зрительного нерва.

После того, как ребенок научится задерживать взгляд на предмете, то можно определить величину рефракции. Рефракцию определяют следующими способами:

  • скиаскопическое исследование;
  • с помощью педиатрического авторефрактометра PlusOptix.

Очень важно вовремя выявлять наличие патологии глаз у детей. Поэтому родители должны знать, как проверить зрение новорожденного в домашних условиях. Для этого нужно пристально следить за развитием малыша:

  • смотреть реагирует ли ребенок на свет, обращает ли внимание на маму, какого размера зрачки, есть ли косоглазие;
  • у детей старше 1 месяца дополнительно нужно обращать внимание на то, как следит малыш за игрушками, видит ли мелкие детали.

Для проверки зрения дома можно провести следующий тест: прикрыть ладонью сначала один глаз ребенка, затем другой и показывать игрушку. Если ребенок смотрит и следит за игрушкой и не пытается убрать вашу руку, то значит что зрение нормальное.

Зрение у недоношенных новорожденных

Глаз недоношенного ребенка отличается не только своей функциональной незрелостью, но и незавершенным анатомическим строением. Именно недоразвитие сосудов сетчатки играет важную роль в развитии такого грозного заболевания как ретинопатия недоношенных.

Дети с ретинопатией недоношенных входят в группу риска по развитию слабовидения и слепоты среди детского населения. Недоношенный ребенок, рожденный на сроке менее 35 недель гестации и/или массой менее 2000 г, должен быть осмотрен офтальмологом не позднее 4 недели жизни. При осмотре внимание уделяется прозрачности сред глаза, состоянию сетчатки и ретинальных сосудов.

Формирование сетчатки и зрения у недоношенных детей происходит по мере роста и развития, но возможно некоторое отставание в развитии зрительных функций по отношению к доношенным деткам.

Тренировка зрения у новорожденных

Основной стимул для развития зрения - это наличие солнечного света. Поэтому детская комната обязательно должна быть с окном, чтобы пропускать солнечный свет.

Для зрения важно наличие зрительных стимулов - ярких игрушек, на которые ребенок мог бы обратить внимание, а по мере роста - дотянуться до них. С 2-3 месяцев можно показывать картинки для тренировки зрения для новорожденных - контрастные черно-белые рисунки.

Юлия Чернова, врач-офтальмолог, специально для сайт

Полезное видео

Зрение – один из важнейших органов человека. Наряду с обонянием, осязанием, слухом, вкусом, вестибулярным аппаратом, зрение позволяет получать, анализировать поступающую информацию и адаптироваться в окружающем мире. Зрение человека начинает формироваться на третьей неделе во время внутриутробного развития, но при рождении оно еще не позволяет увидеть и сотой доли того, что видит взрослый.

Зрение новорожденного, в частности, зрительные центры, сетчатка глаза ребенка полностью не сформированы. Его мир окрашен в серый цвет с оттенками светлого и темного. Маму он еще смутно видит, но знает ее запах и голос. Поэтому рекомендуется ближе подносить лицо к малышу, чтобы он мог разглядеть его во всех подробностях.

Не нужно отодвигаться дальше, чем на 40 см. Проведенные исследования, целью которых было зрение у новорожденных и его развитие, показали, что при выборе, на что смотреть, – на лицо или картинку, – ребенок всегда выбирает лицо, особенно лицо мамы.

После выписки из роддома родители и все взрослые внимательно рассматривают нового члена семьи. Какие у него ручки-ножки, ротик-носик, а вот глазки интересуют всех в первую очередь. Малыш смотрит, а взгляд его блуждает, останавливается только на маме, да и то, если она близко. Его глазки могут смотреть в разные стороны, и это нередко пугает родителей. Однако беспокоиться не о чем. В роддоме зрение новорожденного уже проверил офтальмолог.

Врачебный осмотр

Врачебный осмотр состоит из проверки зрачков, их размера, симметричности, реакции на свет.

Врач должен проверить зрение, обследовать глазное дно, состояние зрительных функций, слезных каналов. Если бы он обнаружил отклонения от нормы, он принял бы соответствующие меры.

На осмотре врач проверяет зрачки ребенка, их размер и симметричность, а также реакцию на свет.

Во время визита врач может обнаружить дефекты, которые легко устраняются. Например, недоразвились слезовыводящие пути или родовая травма вызвала косоглазие. Но могут быть и серьезные патологии, которые нужно устранить как можно раньше. Врожденные глаукома, катаракта или ретинопатия у недоношенных малышей могут серьезно сказаться на этапах развития зрения и всего организма.

Чтобы точно знать, что с малышом все в порядке, главврач офтальмологической клиники "Сфера" профессор Э. Н. Эскина рекомендует в первый год жизни трижды показать малыша окулисту: на первом месяце, в шесть месяцев и в годик.

Домашнее наблюдение

Доктор проконсультирует родителей, как в домашних условиях наблюдать за зрением детей. Внимательные родители ежедневно отмечают новое в облике и поведении своего ребенка, примечают его реакции на определенные раздражители. Острота зрения приблизительно определяется по фиксации на предмете, слежению за яркими игрушками на светлом фоне, видению на расстоянии и широте поля зрения.

Этапы развития зрения

Давайте рассмотрим этапы развития зрения малыша.


Если глазки гноятся, «закисают», слезятся, проявляется косоглазие, то необходимо срочно проконсультироваться со специалистом.

Необходимость консультации специалиста

Если вы заметили какие-то отклонения развития не только зрения, но и других функций организма новорожденного, скажите о своих опасениях участковому педиатру, а он даст направление к нужному специалисту.

Понаблюдайте за ребенком, легко ли он следит за движущимся предметом в первые месяцы жизни или это затруднительно для малыша. Иногда белки глаз краснеют, в уголках глаз появляются выделения, они «закисают», слезки капают из одного или обоих глазиков, в глазках проявляется косоглазие. Все эти признаки требуют немедленной консультации специалиста.

Нужно предупредить взволнованных родителей, а особенно бабушек и дедушек, что почти все проблемы решаются, и зрение восстанавливается. Не забывайте также, что множество проблем со зрением младенцев возникает по психологическим причинам. Если в семье малыша постоянные крики и скандалы, зрение ребенка может испортиться, чтобы "не видеть" плохой обстановки, нелюбви, неуважения друг к другу. Взаимная любовь и уважение взрослых в семье становятся для ребенка опорой на всю жизнь.

Орган зрения играет исключительную роль в развитии ребёнка первого года жизни. Глаза поставляют в головной мозг более 90% информации об окружающем мире. Нервная система младенца находится в тесной связи с органами чувств. Первый год жизни - самый интенсивный период развития зрительной функции. Родителям необходимо знать об основных этапах развития глаз грудного ребёнка и возможных проблемах для своевременного обращения к специалисту.

Общий план строения органа зрения

Орган зрения - уникальная по сложности структура человеческого организма. Глазное яблоко и нервные пути передачи зрительной информации в головной мозг развиваются ещё долгое время после окончания внутриутробного периода и появления ребёнка на свет.

Глазное яблоко состоит из трёх основных компонентов:

Для формирования изображения световой пучок преломляется в следующих анатомических структурах глаза:


На сетчатке после прохождения светом всех оптических структур глазного яблока формируется перевёрнутое изображение. Оба глаза воспринимают предмет по-разному. Информация в виде электрического сигнала от клеток сетчатки по зрительному нерву отправляется в специализированный отдел головного мозга, в котором различные перевёрнутые изображения с обоих глаз формируются в единый образ предмета.

Перевёрнутое изображение предмета на сетчатке преобразует в правильное головной мозг

Острота зрения напрямую зависит от прозрачности и силы преломления оптических сред и длины глазного яблока.

Развитие зрения в первый месяц жизни

Все описанные выше анатомические структуры глазного яблока, как и острота зрения, продолжают своё развитие и после рождения ребёнка.

Ошибкой было бы полагать, что новорождённый ничего не видит и не слышит. Это утверждение весьма далеко от истины. Слуховые ощущения у плода возникают ещё в период внутриутробной жизни. Зрительные формируются только после его появления на свет.

Острота зрения новорождённого составляет приблизительно одну десятую от таковой взрослого человека. Ребёнок в этот период способен различать контуры крупных предметов с небольшого расстояния.

Цветовое восприятие в первые дни жизни снижено. Строение сетчатки новорождённого подразумевает наличие палочек и колбочек на периферии. В центральной же зоне (жёлтом пятне), на которой строится изображение предмета, при рождении их очень мало. В течение первого месяца жизни палочки и колбочки постепенно перемещаются к центру, вследствие чего ребёнок начинает различать яркие красные и оранжевые цвета.

Палочки и колбочки - специализированные светочувствительные клетки сетчатки

Формирования единого образа предмета на основе изображений на обеих сетчатках (бинокулярного зрения) при рождении ещё нет. Полноценная картина мира в виде пространственных образов у ребёнка в течение первого месяца отсутствует. В это время мозг только привыкает к поступлению разных сигналов с двух сетчаток.

Размер глазного яблока при рождении меньше, чем у взрослого. В первый месяц жизни отмечается особенно бурный рост анатомических структур: хрусталика, стекловидного тела.

Роговица новорождённого имеет более выпуклую форму, нежели у взрослого. В связи с этим несколько изменено преломление света в разных её участках. У новорождённых может наблюдаться размытое изображение предмета на сетчатке глаза. Причина в этом случае - разная кривизна роговицы, или астигматизм.

Рост роговицы может приводить к транзиторному астигматизму

Зрительный нерв - проводник информации от сетчатки в головной мозг - также меняется в этом возрасте. Основной процесс - формирование миелиновой оболочки нервных волокон.

В возрасте одного месяца новорождённый может следить за движущимся предметом и фиксировать взгляд на неподвижном. В этот период у ребёнка можно заметить явление косоглазия - отклонение зрачка от центральной оси. Однако до шести месяцев специалисты считают его вариантом нормы.

Кровоснабжение сетчатки в этот период имеет одну важную особенность: у новорождённого сосуды сильнее развиты в носовой части, чем в височной.

Сосуды сетчатки у новорождённого сильнее развиты в носовой части

Зрение двухмесячного малыша

В два месяца острота зрения ребёнка приблизительно достигает одной пятой от таковой у взрослого. В этом возрасте малыш уже способен различать черты лица матери и даже узнавать их. Видеть контуры предметов глаз теперь умеет на расстоянии около полуметра.

Бинокулярное зрение появляется к концу второго месяца жизни. Мозг уже научился формировать единый образ предмета. Теперь ребёнку доступна пространственная картина мира.

Бинокулярное зрение позволяет видеть предмет объёмным

Жёлтое пятно сетчатки постепенно всё больше заполняется колбочками. Теперь ребёнок способен различать основные яркие цвета: красный, синий, жёлтый, зелёный. Однако переходные оттенки ему всё ещё не доступны. В первые два месяца малышу лучше всего покупать яркие игрушки.

Продолжается рост глазного яблока, хрусталика и стекловидного тела. Роговица приобретает более привычную форму.

Волокна зрительного нерва ещё в утробе матери заложены природой в избыточном количестве. Часть их за первые два месяца погибнет. Это запрограммированный процесс. Качество зрения при этом страдать не будет.

Информация от обеих половин сетчаток поступает в головной мозг по определённым волокнам зрительного нерва

Сосудистая сеть заканчивает развиваться в височном отделе сетчатки глаза.

В этом возрасте родители уже могут заметить, что ребёнок способен длительно фиксировать взгляд на неподвижном предмете. А также малыш уже умеет довольно долго следить за движущимися объектами.

Доктор Комаровский о зрении младенца - видео

Основные достижения третьего и последующих месяцев жизни

Процесс становления остроты зрения (клинической рефракции) происходит довольно долго, вплоть до школьного возраста. Однако ребёнок к концу своего первого года способен чётко различать близкорасположенные и отдалённые предметы. Длина глазного яблока станет такой, как у взрослого, только к двум годам.

Цветовосприятие у ребёнка за год достигнет пика развития. К 10 месяцам малыш способен различать фактически все многообразие цветов и оттенков окружающего мира.

Осознанный взгляд и координированное действие глазных мышц доступны ребёнку в возрасте шести месяцев. К этому времени явление косоглазия, если оно было, должно ликвидироваться.

Косоглазие - результат нескоординированной работы глазных мышц

Формирование миелиновой оболочки зрительного нерва в первый год происходит наиболее интенсивно, однако заканчивается оно не ранее двухлетнего возраста.

Миелиновая оболочка обеспечивает высокую скорость передачи нервного импульса

К трём месяцам ребёнок способен фиксировать взгляд на предметах, находясь в вертикальном положении на руках у родителей. По истечении шестнадцати недель после появления на свет малыш чётко узнаёт свою мать, что сопровождается эмоциональным выражением радости. К пяти месяцам ребёнок отличает лица близких родственников. К концу первого года жизни малыш узнаёт людей на фотографии.

Косоглазие у детей первого года жизни - видео

Особенности зрения недоношенного новорождённого

Недоношенность - состояние не только внутренних органов. Зрение ребёнка, рождённого до срока сорок недель, сильно отличается от такового у доношенного.

Родившийся ранее 28 недель внутриутробного развития младенец не способен реагировать на свет. В более поздние сроки отмечается зажмуривание и общая двигательная реакция.

Фиксация взгляда в первый месяц жизни у таких детей отсутствует. При сроке рождения после 30 недель подобная зрительная функция появится только к трём месяцам жизни. 32–34 недели развития в утробе матери обеспечат новорождённому фиксацию взгляда в возрасте 1,5–2 месяцев. Диаметр роговицы у ребёнка увеличивается пропорционально продолжительности внутриутробной жизни.

У недоношенного ребёнка слабо развито кровоснабжение сетчатки. Чем меньше гестационный (внутриутробный) возраст, тем более вероятно появление отёка пигментной оболочки глаза и последующего нарушения её структуры в виде ретинопатии. Часто при осмотре сетчатки выявляются очаги кровоизлияний, локализованные в основном в области жёлтого пятна.

Основная проблема органа зрения недоношенного ребёнка - риск отслойки сетчатки

На сетчатке глаза у глубоко недоношенных детей выявляется зона, совсем не содержащая сосудов (аваскулярная). В 34 недели она практически не наблюдается.

Область вхождения зрительного нерва в сетчатку (диск) имеет размытые края. Чёткая очерченность вместе с розовой окраской появляется только на сроке сорок недель.

Область жёлтого пятна как скопление колбочек у детей, появившихся на свет до 30-й недели беременности, вообще отсутствует. На её развитие уйдёт около трёх месяцев. У малышей, рождённых на 34-й неделе гестации, этот процесс занимает около полутора месяцев.

Проблемы органа зрения на первом году жизни

Основными предрасполагающими факторами развития патологий органа зрения у ребёнка первого года жизни являются:


Наиболее актуальными проблемами зрительной функции у детей первого года жизни являются патологии сетчатки глаза, хрусталика, клинической рефракции, нерва, слёзных каналов.

Проблемы органа зрения грудных детей - таблица

Вид патологии Локализация процесса Суть проблемы Возможный исход заболевания
Ретинопатия недоношенных Сетчатка глаза
  • нарушение формирования сосудов сетчатки;
  • прорастание сосудов в стекловидное тело;
  • отслойка сетчатки.
Полная потеря зрения
Частичная атрофия зрительного нерва Волокна зрительного нерва Отмирание части нервных волокон
  • изменение светового и цветового восприятия;
  • полная потеря зрения.
Глаукома Структуры передней камеры глаза
  • повышение внутриглазного давления;
  • частая связь с ретинопатией недоношенных.
Полная потеря зрения
Врождённая миопия Глазное яблоко
  • значительно удлиняется глазное яблоко;
  • миопия достигает 15–30 диоптрий.
  • ухудшение остроты зрения;
  • полная потеря зрения.
Врождённая катаракта Хрусталик Помутнение хрусталика
  • ухудшение остроты зрения;
  • полная потеря зрения.
Врождённая микрофтальмия Глазное яблоко Уменьшение размеров глазного яблока
  • ухудшение остроты зрения;
  • полная потеря зрения.
Дакриоцистит Слёзный мешок
  • непроходимость носослёзного канала;
  • инфекционное воспаление слёзного мешка.
  • гнойное воспаление глазной орбиты;
  • тромбоз кавернозного синуса.

Патологии глаз у ребёнка первого года жизни - фотогалерея

Полная атрофия диска зрительного нерва ведёт к необратимой слепоте Глаукома может привести к отслойке сетчатки, атрофии зрительного нерва и полной потере зрения Катаракта - следствие перенесённой в утробе матери краснушной инфекции Микрофтальм - частое явление при внутриутробном инфицировании вирусом краснухи Дакриоцистит - инфекционное воспаление слёзного мешка на фоне непроходимости носослёзного канала Отслойка сетчатки на фоне ретинопатии может привести к пожизненной слепоте

Ретинопатия недоношенных - видео

Как обнаружить у грудничка проблемы со зрением

Анатомические отклонения в строении глазного яблока (микрофтальмию) увидит врач-неонатолог сразу после рождения.

Остроту зрения у ребёнка первого года жизни точно определить фактически невозможно. Отклонения в показателях клинической рефракции выявляются не ранее двухлетнего возраста. Родителям ребёнка первых месяцев жизни необходимо ориентироваться по реакции малыша на свет, фиксации взгляда на неподвижном объекте, слежению за движущимся предметом.

Отсутствие розового свечения сетчатки (так называемого эффекта красных глаз) говорит о помутнении хрусталика (катаракте).

Постоянное слезотечение сигнализирует о непроходимости носослёзного канала. Припухлость, покраснение области под глазным яблоком является следствием инфекционного воспаления слёзного мешка (дакриоцистита).

Явление косоглазия, не исчезнувшее по истечении шести месяцев жизни, требует внимания специалиста.

Роль родителей в развитии органа зрения у ребёнка

Развитие органа зрения у ребёнка первого года жизни - чрезвычайно важная задача воспитания. Рекомендуется использовать следующие мероприятия в зависимости от возраста малыша.

Мероприятия по развитию органа зрения у грудничка - таблица

1 месяц 2–3 месяца 4 месяца 5–6 месяцев 7–8 месяцев 10–12 месяцев
  • показывать ребёнку яркую погремушку;
  • использовать предметы ярких контрастных цветов и различных форм.
  • показывать картинки, игрушки;
  • подвешивать игрушки в стороне или возле ног.
Давать ребёнку игрушку в руку
  • играть в прятки;
  • давать игрушки в руки как можно чаще;
  • выкладывать игрушки вблизи ребёнка.
Побуждать ребёнка ползти к интересным игрушкам
  • показывать фотографии родных;
  • показывать яркие иллюстрации в детских книжках.

Развивающие картинки для грудничка - фотогалерея

Изучение ярких картинок развивает цветовое восприятие ребёнка Малышу полезно изучать цветные картинки Яркие цвета картинки привлекают внимание малыша

Зрение - важнейшее средство познания ребёнком первого года жизни окружающего мира. Развитие зрительной функции во многом зависит от деятельного участия в этом процессе родителей. Возникновение проблем с глазами - повод запланировать визит к детскому офтальмологу.