Занимательные факты на тему: Животные и музыка. Тематическое занятие «Музыка рассказывает о животных и птицах» (старшая группа) Музыкальные пьесы посвященные животным

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

Образы животных, птиц, рыб в музыке Презентацию подготовила преподаватель теоретических дисциплин МБОУДО ДШИ с. Восток Гольдштейн Анна Анатольевна

2 слайд

Описание слайда:

Несколько слов о музыке… В жизни человека музыка бывает и другом, и утешительницей, и мечтой. Но некоторые люди (часто по незнанию) отводят ей второстепенную роль, даже не подозревая о том, что она – богиня, способная возвысить человеческую душу, затронуть в ней добрые, благородные струны. Наш великий соотечественник писатель Михаил Афанасьевич Булгаков высказал о музыке важную мысль: «Музыку нельзя не любить. Где музыка, там нет злого». Даже слушая незнакомую музыку, вы вдруг понимаете, что в ней выражены именно ваши чувства, настроения: то грусть, то бурная радость, то такой оттенок настроения, какой и словами не определить... Оказывается, что все эти эмоции также пережил другой человек – композитор, а затем сумел выразить в звуках музыки огромное разнообразие взволновавших его чувств и настроений. И неважно, в каком веке жил композитор – в XVIII или ХХ, для музыки не существует границ: она переходит от сердца к сердцу. Вот в этом свойстве музыки – выразительности – кроется её главная сила. Феномен музыки состоит в том, что не имея кистей и красок она может нарисовать любой образ: будь то чувства, переживания, картины природы или образы животных, птиц, рыб и т.д.

3 слайд

Описание слайда:

В творчестве многих композиторов зарубежной и русской музыки встречаются образы, характеризующих животных, насекомых. Примером тому могут служить следующие музыкальные произведения: К. Сен-Санс. Персонажи из симфонической сюиты «Карнавал животных»; С.С. Прокофьев. Кошка, Волк из симфонической сюиты «Петя и Волк»; Ю. Левитин. Персонажи из симфонической сюиты «На лесной тропинке»; А. Онеггер. «Крыса и смерть» из «Сказания об играх мира»; М. Красев. Детская опера «Муха-цокотуха»; Д.Б. Кабалевский. «Ёжик», «Танец молодого бегемота»; Н.А. Римский-Корсаков. «Полет шмеля»; В. Ребиков. «Лягушка»; Э. Григ. «Бабочка»; В. Гаврилин. «Медведь» и др. Образы животных, насекомых

4 слайд

Описание слайда:

Образы птиц особенно любимы композиторами разных эпох и стран. Примером тому могут служить следующие музыкальные произведения: К. Сен-Санс. Персонажи из симфонической сюиты «Карнавал животных»; С.С. Прокофьев. Птичка, Утка из симфонической сюиты «Петя и Волк»; Н.А. Римский-Корсаков. «Песни и пляски птиц» из оперы «Снегурочка»; М. П. Мусоргский. «Балет невылупившихся птенцов» из фортепианного цикла «Картинки с выставки»; П.И. Чайковский. Балет «Лебединое озеро»; А. Лядов. «Сорока», «Петушок»; В. Ребиков. «Воробушек»; Р. Шуман. «Совёнок»; Э. Григ «Птичка» и др. Образы птиц

5 слайд

Описание слайда:

Образы рыб, морской стихии Образы рыб в творчестве композиторов отражено не так широко, как образы птиц или животных, но образы вод ной стихии представлены в полном объеме. Примерами тому могут служить такие музыкальные произведения: Н.А. Римский-Корсаков. Оперы «Сказка о царе Салтане», «Садко» (вступление к опере, пляска золотых рыбок); П.И.Чайковский. «Баркарола» из фортепианного цикла «Времена года», Балет "Лебединое озеро" ; К. Дебюсси. Симфоническая сюита «Море» («От зари до полудня на море», «Игры волн», «Диалог ветра и моря»), «Отражения в воде», «Затонувший собор» и др.; К. Сен-Санс. Персонажи из симфонической сюиты «Карнавал животных»; И.Штраус. «На прекрасном голубом Дунае»; М.Равель «Игра воды», «Лодка в океане» ; А. Глазунов. Симфоническая фантазия «Море»; А. Гендель. "Музыка на воде" А.Даргомыжский. Опера «Русалка»; М.К.Чюрлёнис. «Море»; А.Г.Рубинштейн. Симфония №2 «Океан» и др.

6 слайд

Описание слайда:

Картины смены времён года, шелест листвы, птичьи голоса, плеск волн, журчание ручья, грозовые раскаты – всё это можно передать в музыке. Многие знаменитые композиторы умели делать это блестяще: их музыкальные произведения о природе стали классикой музыкального пейзажа.

Природные явления, музыкальные зарисовки растительного и животного мира предстают в инструментальных и фортепианных произведениях, вокальных и хоровых сочинениях, а иногда даже в виде программных циклов.

Четыре трёхчастных скрипичных концерта Вивальди, посвящённые временам года, – без сомнения, самые известные музыкальные произведения о природе эпохи барокко. Стихотворные сонеты к концертам написаны, как считается, самим композитором и выражают музыкальный смысл каждой части.

Вивальди передаёт своей музыкой и громовые раскаты, и шум дождя, и шелест листьев, и птичьи трели, и собачий лай, и завывание ветра, и даже тишину осенней ночи. Многие ремарки композитора в партитуре прямо указывают на то или иное явление природы, которое должно быть изображено.

Монументальная оратория «Времена года» явилась своеобразным итогом творческой деятельности композитора и стала подлинным шедевром классицизма в музыке.

Четыре сезона последовательно предстают перед слушателем в 44-х картинах. Герои оратории – сельские жители (крестьяне, охотники). Они умеют и работать, и веселиться, им некогда предаваться унынию. Люди здесь – часть природы, они вовлечены в её годичный цикл.

Гайдн, как и его предшественник, широко использует возможности разных инструментов для передачи звуков природы, например летней грозы, стрекотания кузнечиков и лягушачьего хора.

У Гайдна музыкальные произведения о природе связываются с жизнью людей – они почти всегда присутствуют на его «картинах». Так, например, в финале 103-ей симфонии мы словно находимся в лесу и слышим сигналы охотников, для изображения которых композитор прибегает к известному средству – золотому ходу валторн. Послушайте:

Композитор избрал для своих двенадцати месяцев жанр фортепианных миниатюр. Но и одно лишь фортепиано способно передать краски природы не хуже хора и оркестра.

Здесь и весеннее ликование жаворонка, и радостное пробуждение подснежника, и мечтательная романтика белых ночей, и песнь лодочника, покачивающегося на речных волнах, и полевые работы крестьян, и псовая охота, и тревожно-печальное осеннее замирание природы.

Среди музыкальных произведений о природе особняком стоит «большая зоологическая фантазия» Сен-Санса для камерного ансамбля. Несерьёзность замысла определила судьбу произведения: «Карнавал», партитуру которого Сен-Санс даже запретил публиковать при жизни, полностью исполнялся только в кругу друзей композитора.

Оригинален инструментальный состав: помимо струнных и нескольких духовых сюда входят два фортепиано, челеста и такой редкий в наше время инструмент, как стеклянная гармоника.

В цикле 13 частей, описывающих разных животных, и финальная часть, объединяющая все номера в цельное произведение. Забавно, что к числу животных композитор отнёс и начинающих пианистов, усердно разыгрывающих гаммы.

Комичность «Карнавала» подчёркивают многочисленные музыкальные аллюзии и цитаты. Например, «Черепахи» исполняют оффенбаховский канкан, только в несколько раз замедленный, а контрабас в «Слоне» развивает тему берлиозовского «Балета сильфов».

Русский композитор знал о море не понаслышке. Гардемарином, а потом мичманом на клипере «Алмаз» он проделал далёкий путь к североамериканскому побережью. Любимые им морские образы возникают во многих его творениях.

Такова, например, тема «океана-моря синего» в опере «Садко». Буквально в нескольких звуках автор передаёт скрытую мощь океана, и этот мотив пронизывает всю оперу.

Море царствует и в симфонической музыкальной картине «Садко», и в первой части сюиты «Шехеразада» – «Море и Синдбадов корабль», в которой штиль сменяется бурей.

Ещё одна любимая тема музыкальных произведений о природе – восход солнца. Тут сразу приходят на ум две самые известные утренние темы, чем-то перекликающиеся между собой. Каждая по-своему точно передаёт пробуждение природы. Это романтическое «Утро» Э. Грига и торжественный «Рассвет на Москве-реке» М. П. Мусоргского.

У Грига имитация пастушьего рожка подхватывается струнными инструментами, а затем и всем оркестром: солнце восходит над суровыми фьордами, и явственно слышится в музыке журчание ручья и пение птиц.

Рассвет Мусоргского тоже начинается с пастушьей мелодии, в крепнущее оркестровое звучание словно вплетается звон колоколов, и над рекой всё выше поднимается солнце, покрывая воду золотой рябью.

Перечислить все известные классические музыкальные произведения, в которых развивается тема природы, практически невозможно – слишком длинным получится этот список. Сюда можно включить концерты Вивальди («Соловей», «Кукушка», «Ночь»), «птичье трио» из шестой симфонии Бетховена, «Полёт шмеля» Римского-Корсакова, «Золотых рыбок» Дебюсси, «Весну и осень» и «Зимнюю дорогу» Свиридова и многие другие музыкальные картины природы.

Яна Иванова
Тематическое занятие «Музыка рассказывает о животных и птицах» (старшая группа)

Форма занятия : встреча в музыкальной гостиной .

Цель занятия . Закрепить представление детей о богатстве и разнообразии музыкального языка .

Задачи :

1. Углублять восприятие детьми музыки изобразительного характера. Учить детей чувствовать характер музыки , высказываться об эмоционально-образном содержании. Учить передавать в танцевальных движениях характерные черты образов персонажей.

2. Развивать звуковысотный слух, творческие способности в д/игре «На птичьем дворе» , развивать певческие навыки : петь выразительно, непринужденно. Совершенствовать музыкальную память через узнавание мелодий по отдельным фрагментам произведения.

3. Воспитывать музыкальный вкус на произведениях классиков, любовь к животным .

Предварительная работа : Прослушивание произведений К. Сен-Санса «Куры и петухи» , «Слон» ; беседа о произведениях, о балете, разучивание танца «Цыплята» , распевки «На птичьем дворе» И. Рыбкной, песни «Бычок» И. Бодраченко.

Словарная работа : неуклюжий, неповоротливый, грузно, переполох.

Оборудование : мультимедиа-установка, презентация по теме, магнитофон, а/записи, магнитная доска, металлофон, д/игра «На птичьем дворе» , костюмы цыплят.

М. р. Ребята, мы сегодня вновь встречаемся с вами в нашей музыкальной гостиной , а это значит, что мы вновь попадем в удивительный мир музыкальных звуков . Ребята, вы знаете, что музыка всегда передает какие-то настроения, она может изобразить портрет человека, может рассказать о душевных переживаниях, нарисовать красоту природы. А сегодня я хочу вам показать, что музыка может передать и образы животных , птиц , их повадки.

Сейчас я загадаю вам музыкальные загадки , если вы их отгадаете правильно, то ответ появится на экране.

/Звучит фрагмент пьесы «Слон» К. Сен-Санса/

Дети. Эта пьеса называется «Слон» .

М. р. А почему вы так решили?

Ребенок. Слон большой, тяжелый, неуклюжий, и музыка , изображающая его, звучит низко, тяжело, неповоротливо.

М. р. Правильно, ребята. /На большом экране появляется картинка «Слон» / Как вы думаете, в этой пьесе музыка рассказывает нам о слоне , который спокойно стоит, или он шагает, или быть может, он пытается танцевать?

Дети. Слон танцует вальс. Наш слон очень старается танцевать красиво , но он большой и неповоротливый, двигается медленно, грузно. Мелодия звучит низко.

М. р. Молодцы, ребята. А теперь слушаем следующий фрагмент. Вам опять нужно отгадать название и рассказать о знакомой пьесе .

/Звучит отрывок из пьесы «Куры и петухи» К. Сен-Санса/

Дети. Эта пьеса называется «Куры и петухи» . Музыка изображает настоящий переполох в курятнике : громкое кудахтанье кур и кукареканье петуха. /На большом экране изображение курятника/

М. р. Вы опять справились с заданием.

М. р. А теперь назовите имя композитора, который сочинил эти замечательные пьесы.

Дети. Это Камиль Сен-Санс. /На экране появляется портрет Сен-Санса. /

М. р. Сегодня я хочу вас познакомить еще с одной пьесой. Она называется . Написал её композитор Модест Петрович Мусоргский/На экране портрет Мусоргского. / А кто знает, что такое балет?

Дети. Балет – это музыкальный спектакль , в котором артисты на сцене только танцуют.

М. р. Правильно. В пьесе «Балет невылупившихся птенцов» музыка рассказывает , как птенцы появляются на свет. Они вылупляются из яиц, разламывают своими клювиками и крылышками скорлупу и выкарабкиваются из неё. Забавные, смешные, они делают неловкие движения, толкаются. Птенчики такие маленькие, беззащитные, слабенькие, но очень любопытные. Им хочется поскорее выбраться на свет из скор-лупки и осмотреться. И сейчас я предлагаю вам посмотреть мультипликационный фильм, созданный на музыку М . П. Мусоргского. /Дети смотрят мультфильм «Картинки с выставки» / /

М. р. Ребята, а давайте тоже превратимся в маленьких цыплят и станцуем весёлый танец. /Дети надевают шапочки цыплят и танцуют «Польку цыплят» /.

М. р. А теперь шапочки снимаем, и снова становимся ребятами. /На фоне – заставка – птичий двор/.

Ребята, посмотрите, перед нами двор бабушки Натальи. А кто живет в её дворе?

Дети. Гуси, куры, утки.

М. р. У бабушки Натальи много домашней птицы . Наступило утро и все вышли на птичий двор. Уточки плескались в лужице, гуси важно прогуливались, чистили свои перышки, а куры хлопотливо суетились в поисках еды. Надоело гусям ходить просто так и они решили сочинить мелодию, чтобы всем стало веселей. Для себя гуси выбрали нижнюю линеечку и важно уселись на нее, уточкам предложили сесть на среднюю линейку, а курочкам – на высокую. Давайте все вместе сочиним для них ме-лодию.

/Проводится д/игра «На птичьем дворе» . Дети выкладывают мелодию, затем проигрывают её на металлофоне. /

М. р. Давайте с вами вспомним распевку «На птичьем дворе» . Распеваться будем «Эхом» . /Ребенок начинает, остальные повторяют/.

/Исп. распевка «На птичьем дворе» /

М. р. Ребята, у бабушки Натальи живут не только домашние птицы , но и животные . Послушайте вступление к песне и угадайте, кто же сейчас появится на птичьем дворе?

/М. р. играет вступление к песне «Бычок» , дети отгадывают, бычок появляется на экране/

М. р. Давайте споем про него нашу любимую песенку.

/Дети исп. песню «Бычок» /

М. р. Дело шло к вечеру, все уже стали расходиться по своим домам, как вдруг раздался странный звук, похожий на шорох и фырканье. Все животные и птицы испуганно насторожились и вдруг… кого же они увидели?

Дети. Это ёжик!

М. р. Совершенно верно. Ёж долго стеснялся, не решался зайти на птичий двор. А теперь он нашел здесь себе много новых друзей.

М. р. Ребята, давайте сядем на места и посмотрим, что же принес нам ежик. /Звучит песенка «Ежик» с показом на экране/

М. р. Вам, ребята, он подарил не только свою чудесную песню, которую мы с вами обязательно разучим, но и передал гостинцы – вкусные яблоки. Ёжик сам собирал их в осеннем саду. Ребята, о чем же музыка нам сегодня рассказала ?

Дети. Сегодня музыка рассказала нам о животных , птицах .

М. р. О каких животных ?

Дети. (ответы детей) .

М. р. На этом наша встреча в музыкальной гостиной закончена . До новых встреч.

Людмила Нестеренкова
Цикл занятий по слушанию музыки «Камиль Сен-Санс «Карнавал животных»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Детский сад «Солнышко»

Краснинского района Смоленской области

Цикл занятий по слушанию музыки

Тема : Камиль Сен – Санс «Карнавал животных »

Музыкальный руководитель .

Аннотация

Издавна музыка признавалась важным средством формирования личностных качеств человека, его духовного мира. Современные научные исследования свидетельствуют о том, что музыкальное развитие оказывает ничем незаменимое воздействие на общее развитие : формируется эмоциональная сфера, совершенствуется мышление, ребенок становится чутким к красоте в искусстве и жизни.

Важно уже в раннем возрасте раскрыть перед ребенком красоту музыки , дать возможность ее прочувствовать.

Программа О. П. Радыновой «Музыкальные шедевры » , которую я использую на своих музыкальных занятиях для слушания музыки детьми в полном объеме дает детям весь спектр различных музыкальных произведений , являющихся шедеврами мировой классической музыкальной культуры .

«Карнавал животных » , предлагаемый программой О. П. Радыновой - это сюита для фортепиано, струнных, флейты, кларнета и ксилофона. Сюите автор, французский композитор Камиль Сен - Санс дал подзаголовок «Большая зоологическая фантазия» . Композитор средствами музыкальной выразительности изображает разных животных . Это нашло отображение в названиях пьес : «Слон» , «Куры и петухи» , «Кукушка в чаще леса» , «Королевский марш льва» , «Антилопа» , «Черепаха» , «» Кенгуру», «Аквариум» , «Осел» , «Лебедь» .

Слушание сюиты входит в большую тему под названием «Музыка о животных и птицах » . Она направлена на решение следующих задач художественно-эстетического развития ребенка дошкольного возраста :

1. Дать представления об изобразительных возможностях музыки ;

2. Побуждать сравнивать произведения, изображающие животных и птиц , находя в музыке характерные черты образа, опираясь на различие наиболее ярких средств музыкальной выразительности (характер звуковедения, темп, динамику, регистр, интонации звукоподражания);

3. Развивать умение сравнивать произведения с одинаковыми названиями, различая оттенки настроений, характер (зайчик трусливый, смелый, веселый) :

4. Учить передавать в танцевальных, образных движениях, пантомиме характерные черты персонажей, изображаемых в музыке ; развивать творчество в музыкально - ритмических движениях, умения находить тембры музыкальных инструментов , близкие по характеру музыкальным образам , и оркестровывать произведения;

5. Развивать образную речь, умение находить слова, характеризующие тот или иной персонаж, опираясь на различие средств музыкальной выразительности , интонации.

Разработка представляет собой фрагменты музыкальных занятий , посвященных только этапу слушания музыки . На занятиях используются четыре произведения К. Сен – Санса : «Слон» , «Куры и петухи» , «Марш королевских львов» , «Кукушка в глубине леса» .

Цикл занятий для детей от 4 до 6 лет проводится в форме бесед, рассказа педагога, активного слушания музыки (оркестровка произведения с помощью детских шумовых инструментов, образных движений.)

Тема : ПОРТРЕТЫ ЖИВОТНЫХ В МУЗЫКЕ (3 занятия )

Занятие 1

Цель : рассказать о том, что музыка может изображать животных , птиц, их повадки.

Педагог. Вы знаете, что музыка всегда передает какие-то настроения, может похоже изобразить портрет человека, например, злюку или плаксу. Муз может передать и образы животных , птиц, их повадки. Сейчас я загадаю вам загадки, а вы скажете, кто перед нами : слон или ежик. (Играет пьесы «Д. Б. Кабалевского и «Слон» К. Сен-Санса .) Про кого я сыграла сначала? (Исполняет фрагмент пьесы «Ежик» .)

Дети. Про ежика.

Педагог. А кто появился потом? (Играет фрагмент пьесы К. Сен-Санса .) Дети. Слон.

Педагог. Вы правильно отгадали мои музыкальные загадки . Ведь ежик ленький, пугливый, колючий, и музыка , рассказывающая о нем, осторожная, о вистая, колючая. (Играет фрагент.)

А слон большой, тяжелый, неуклюжий, и музыка , изображающая его, зъу низко, тяжело, неповоротливо. (Играет фрагмент, затем исполняет обе пьесы вторно.)

Занятие 2

Цель : формировать представления о языке музыки , средствах музыкальной выразительности (регистре, динамике, темпе, характере звучания) .

Педагог. Отгадайте, кто пришел к вам в гости? (Звучит фрагмент пьес К. Сен – Санса и Д. Б. Кабалевского, дети называют пьесы). Молодцы, вы не перепутали названия пьес : ежик колючий, пугливый, и «его» музыка остренькая , отрывистая, тихая.

Давайте постучим пальчик о пальчик, самыми кончиками – отрывисто , легко и изобразим боязливые маленькие шажки ежика, его колючки. (Звучит пьеса, дети передают движениями пальцев характер музыки .)

А чтобы передать как тяжело шагает слон, нам придется стучать не кончиками пальцев друг о друга, а кулачками – увесисто , неторопливо, медленно. (Исполняется пьеса, дети стучат кулачками .)

Нарисуйте дома слона, ежика так, чтобы они были похожи на изображенного в пьесе.

Занятие 3

Цель : учить различать средства музыкальной выразительности , передавать характер музыки в движениях .

Педагог. Все вы, наверное, видели настоящего, живого слона - в зоопарке или в цирке. Вы слушали и пьесу «Слон» . Ее написал композитор К. Сен-Санс . Как вы думаете, в этой пьесе музыка рассказывает нам о слоне, который спокой-но СТОИТ, или он шагает, или, быть может, он пытается танцевать? (Играет фрагмент.)

Дети. Слон танцует.

Педагог. Да, наш слон танцует вальс. Вальс - это танец, который танцует кружась : раз, два, три; раз, два, три. Наш слон очень старается танцевать красиво и легко, но он такой большой и тяжелый, что двигается довольно медленно, неповоротливо и грузно. (Исполняет фрагмент.) Мелодия звучит низко, а аккорды, которые ее сопровождают, - тяжело, громко. (Играет фрагмент мелодии и аккомпанемента.)

Но наш слон так старается, ему так нравится танцевать, что мы невольно любуемся его танцем, правда? (Исполняет пьесу.) Кто из вас хочет показать, как танцует слон?

Дети двигаются под музыку .

В пьесе «Ежик» композитор Д. Кабалевский очень похоже передал осторожные движения маленького ежика - пугливые шажки и остановки. (Играет фраг-мент.)

Сначала музыка звучит тихо , ежик часто боязливо останавливается, озираясь вокруг, нет ли чего поблизости страшного. (Играет 1-4-й такты.) Потом он немного осмелел и пробежал подольше. (Играет 5-8-й такты.) А в конце пьесы он будто вспомнил, что может защищаться от врагов своими колючими иголочками . Три последние нотки в пьесе звучат громко, смело, решительно, как будто ежик говорит : «Уколю!» (Играет фрагмент)

Кто хочет изобразить ежика?

Дети двигаются под музыку .

Занятие 4

Тема : Птицы

Цель

Педагог. Сегодня вы послушаете песню «Курочка - рябушечка» Г. Лобачева. В этой песне курочку все время о чем-то расспрашивают, а она отвечает. Музыка здесь очень тонко передает то, о чем рассказывается в тексте песни. (Исполняется песня.)

В самом начале, прислушайтесь , музыка напоминает кудахтанье курочки (исполняет фрагмент) .

Когда курочка отвечает, что пошла за водой, в музыке слышны брызги водички (исполняет фрагмент) . Когда курочка рассказывает, что вода нужна цыпляткам, слышен тоненький, беззащитный писк цыпляток. (Исполняет фрагмент.)

А в конце песни, когда курочка говорит, что ее цыплятки пить хотят и на всю улицу кричат, они и впрямь не на шутку раскричались все вместе - громко, требовательно. (Исполняет фрагмент, потом всю песню.)

А сейчас послушайте , как музыка расскажет нам о петухах и курах без слов. Композитор К. Сен-Санс написал пьесу , которая называется «Куры и петухи» . Музыка изображает настоящий переполох в курятнике : громкое кудахтанье и кукареканье петушка. В конце слышно, как одна курица всех перекричала. (Звучит запись.)

Вот как по-разному музыка может рассказать о курочке - передать спокойный разговор с ней (звучит фрагмент песни) или изобразить целый переполох, громкое кудахтанье, суету. (Пьеса звучит повторно.)

Занятие 5

Тема : Кукушка

Цель : учить сравнивать произведения с похожими названиями.

Педагог. Сегодня мы будем слушать и сравнивать два музыкальных произведения про кукушку. Первое произведение – это песня Д. Б. Кабалевского «Артистка» , а второе – называется «Кукушка в чаще леса» французского композитора К. Сен – Санса. Это не песня, а инструментальная пьеса из цикла «Карнавал животных » , написанного для оркестра и двух фортепиано. Какая по характеру пьеса «Кукушка в чаще леса» ? (Исполняется фрагмент)

Дети. Тихая, таинственная.

Педагог. Да, музыка изображает картину сказочного дремучего леса, звучит настороженно, затаенно, загадочно, таинственно. Кукование кукушки доносится до нас из самой чащи – тихо, осторожно, волшебно. В таком дремучем лесу и темно и страшно. (Исполняет пьесу.)

Второе произведение, которое сейчас прозвучит, - песня Д. Б. Кабалевского «Артистка» . В ней поется о том, что все звери в лесу собрались вместе, чтобы послушать , как поет для них на концерте кукушка.

Концерт начать

Давно пора,

Прочитаны афиши…

Вот включены прожектора!

Вниманье!

Тише…Тише…

(Исолняет песню «Артистка» ) Как поет кукушка?

Дети. Весело, задорно.

Педагог. Да. В первом куплете кукушка поет игриво, весело, празднично, задорно. А во втором? (Исполняет второй куплет.)

Дети. Скучно.

Педагог. Да, кукушкино пение всем слушателям надоело , потому что она поет одно и то же : Все ку – ку да все ку – ку нагнала на всех тоску». Из – за монотонного, однообразного пения все звери разбежались с концерта.

Песня написана с юмором, смешная, шутливая. Вот сколько разных настроений можно передать в музыке , рассказывая о кукушке.

Занятие 6

Тема : ПОХОДКА, ХАРАКТЕР ДВИЖЕНИЙ В ОБРАЗАХ ЖИВОТНЫХ

Цель : учить различать средства музыкальной выразительности , создающие образы персонажей с различным характером движений, и передавать настроение музыки в двигательных импровизациях.

Педагог. Сегодня вы услышите пьесу французского композитора К. Сен-Санса , которая называется «Королевский марш льва» . Какой характер этой музыки ? (Звучит пьеса.)

Дети. Музыка грозная , страшноватая.

Педагог. Да, царь зверей торжественно вышагивает под звуки марша. Его поступь горделива, он держится с достоинством и время от времени путает всех своим рычанием. (Исполняется пьеса.) Кто хочет прошагать под музыку , передавая торжественное шествие льва?

Дети выполняют задание.

А сейчас вы услышите очень остроумную, шутливую пьесу Д. Кабалевского, которая называется - «Хромой козлик» . Вы, наверное, все слышали песенку «Жил – был у бабушки серенький козлик» ? Знаете, чем заканчивается эта песенка – сказка : «Напали на козлика серые волки, остались от козлика рожки да ножки…»

Д. Кабалевскому, видимо, было очень жаль козлика, и он сочинил сказку про козлика по-своему, с другим концом. Его козлик, наверное, смог как-то удрать от волков : они не съели его, а только повредили ему ножку, и он стал прихрамывать. (Исполняет пьесу.)

Музыка , передающая поступь льва, - торжественная и ровная, а хромого козлика, припадающего на одну ножку, - жалобная, неровная. Под нее можно просчитать так : раз-два-три, раз-два; раз-два-три, раз-два. (Исполняет фрагмент.) А под «Королевский марш» мы можем просчитать : раз-два, раз-два. Давайте движениями рук покажем, как шагает хромой козлик и как идет лев.

Дети выполняют задание под музыку .

Заключение

Цикл занятий по слушанию музыки о животных способствуют эмоциональному, интеллектуальному и творческому становлению, формированию основ музыкальной и общей культуры детей. У ребят короткие пьесы К. Сен – Санса вызвали яркие, эмоциональные проявления, желание повторного слушания , побудили к интересным высказываниям о характере музыкальных образов .

Приложение

1. Диск «Карнавал животных » , музыка К . Сен – Санса.

Используемая литература и источники :

1. Музыкальные шедевры : Музыка о животных и птицах . – 2-е изд., перераб. – М.: ТЦ Сфера, 2014. – 128 с. (3)

2. Музыкальные шедевры : Настроение, чувства в музыке . – М.: ТЦ Сфера, 2010. – 208 с. (1)