"ленивый" мозг не настроен на достижения. Ленивый мозг


Вы заметили, что чем старше вы становитесь, тем с меньшей охотой берётесь за ту работу, которая для вас непривычна или связана с большой концентрацией внимания и освоением незнакомых навыков? Открою вам небольшой секрет. Чтение любимых газет (авторов), работа по хорошо знакомой специальности, использование родного языка и общение с друзьями, которые вас хорошо понимают, посещение любимого ресторана, просмотр любимого сериала… - всё это, так всеми нами любимое, приводит к деградации мозга.

Ваш мозг — ленивая сволочь (как и вы), и поэтому стремится снизить затраты энергии на ту или иную деятельность путём создания своеобразных «макросов» — программ, которые вы выполняете по шаблонам.

Биолог Ричард Симон в начале позапрошлого века назвал эти программы «энграммами» — физической привычкой или следом памяти, оставленным повторным воздействием раздражителя. Энграммы можно представить в виде тропинок, которые нейроны «протаптывают» в вашем мозгу, выполняя одно и то же действие. Чем дольше мы выполняем его, тем меньше энергии затрачивает на это наш мозг.

Иногда эти тропинки превращаются в дороги, а затем и вовсе в автобаны, как например, у этого китайца, собирающего колоду карт быстрее робота:

С одной стороны, это отличная суперспособность — действительно, зачем тратить лишнюю энергию для осуществления однотипных действий? Однако обратная сторона этой способности — снижение пластичности нашего мозга.

Дело в том, что чем дольше мы пользуемся энграммами, тем меньше работают базальные ганглии в нашем мозгу. Их основная функция — вырабатывать нейромедиатор ацетилхолин, помогающий нейронам «прорубать» новые тропинки среди информационного шума нашего мозга (примерно это у вас происходит сейчас, после прочтения данного предложения).

Вспомните свою дорогу на работу или в институт. Если вы ездите по одному и тому же маршруту больше полугода, то ваши действия становятся настолько автоматическими, что параллельно вы можете выполнять и другие действия — читать, слушать музыку, отвечать на почту. В любимом ресторане вам не придётся выжимать из себя ацетилхолин и думать над тем, что вам взять на обед, вы уже знаете наизусть всё меню. За фальшивой улыбкой друга вы сразу же узнаете тревогу, и вам не нужно будет напрягаться для того, чтобы расшифровать эти коммуникативные сигналы.

Казалось бы, зачем всё это менять? А затем, что наша жизнь — непрерывный источник изменений, не поддающихся нашему контролю. К большей части из них нам приходится приспосабливаться, и в этой «гонке хамелеонов» выживает тот, кто быстрее остальных поменяет свой цвет под цвет окружающей среды и сможет поближе подкрасться к насекомому (которых во время кризиса всё меньше и меньше).

Вас могут сократить (как, например, это сделали совсем недавно с тысячами врачей); задачи вашего отдела могут измениться и от вас потребуется овладеть новыми навыками (и если вы не справитесь, вас, опять же, сократят); вы влюбитесь в китаянку и захотите выучить дунганский язык, на котором говорит её родня, и так далее.

Поэтому пластичность мозга надо постоянно поддерживать и тренировать. Представьте, что ваш мозг — это бетон, который через какое-то время застынет.

Образ «затвердевших» мозгов вам станет понятней, если вы посмотрите на большинство 70-летних стариков, не способных освоить таймер на микроволновке, воспринимающих в штыки всё новое, выполняющих годами однотипные действия (или воспроизводя шаблоны мышления). Эти «тропинки» в их головах превратились в норы и тоннели в скальных породах, и «прорыть» проход в соседнюю пещеру практически невозможно.

Ваша задача — постоянно перемешивать эту «мыслительную смесь», не дать ей затвердеть. Как только мы расслабляемся и начинаем использовать энграммы, какая-то часть нашего мозга затвердевает и мы даже не замечаем этого.

Что делать для того, чтобы остановить деградацию мозга

Я выделил десятку самых простых, но вполне эффективных, приёмов:

Следите за собой. Если вы вдруг почувствовали дискомфорт от того, что что-то не так (к примеру, ваш любимый сайт поменял дизайн или в магазине исчез любимый йогурт) уцепите это чувство за хвост и начните его «раскручивать». Почему бы не перепробовать все йогурты или вовсе не начать делать свой?

Не перечитывайте уже прочитанные книги. Не пересматривайте уже просмотренные фильмы. Да, это очень приятное психологически чувство — окунуться в тот уютный мирок, в жизни уже знакомых персонажей, никаких сюрпризов, уже знаешь конец и можешь наслаждаться мелочами, которые в первый раз не заметил, проглотив книгу за час (или просмотрев сезон за выходные). Но в то же время вы забираете у новых книг и фильмов шанс открыть вам что-то принципиально новое, лишаете свой мозг образования альтернативных нейронных связей.

Ищите новые маршруты. Постарайтесь искать новые маршруты для привычной дороги домой и обратно, найти альтернативные магазины, кинотеатры и другие инфраструктурные точки на карте вашей жизни. Это может занять дополнительное время, но может принести и приятные бонусы — к примеру, более низкие цены в магазинах или меньше народа в кинотеатре.

Ищите новую музыку. Если вы меломан, в вашем iPod десятки тысяч композиций, и вам кажется, что ваш вкус весьма богат и разнообразен, то спешу вас разочаровать — чаще всего мы слушаем 50-100 знакомых треков, приятных нам всё по тем же причинам — мы адаптировались к ним, и нашему мозгу не нужно тратить дополнительные ресурсы для их обработки и осмысления.

В мире несколько сот тысяч интернет-радиостанций, и даже если каждый день переключаться на новую, все равно нашей жизни не хватит для того, чтобы переслушать их все.

Ищите новых друзей и знакомых. Да, это, конечно же, здорово, когда есть друзья, с которыми приятно собираться каждую пятницу и обсуждать футбол или новое платье Бейонсе. Психологически комфортнее.

Но ведь большинство из нас живут в мегаполисах, зачем ограничивать свой круг 4-5 людьми, причём чаще всего выбранных не нами, а «навязанных» обстоятельствами — школой, институтом, работой?

Социальные инструменты, заложенные в нас, очень сильно влияют на наш образ мышления, и иногда бывает так, что мы, под влиянием тех или иных друзей, меняем точку зрения, набор интересов, а иногда и вовсе род деятельности.

Заведите детей. Дети являются перманентным источником хаоса и неопределённости в вашей жизни. Они — живые «бетономешалки» в вашей голове, рушащие все шаблоны и перекраивающие ваши устоявшиеся маршруты по-новому.

У меня три сына разных возрастов, которые каждый день вносят что-то новое своими вопросами, поведением, пытливостью ума и непрерывными экспериментами со всем вокруг. Вы сами не заметите, как ваше мышление раскрепостится и вы начнёте думать по-другому.

Если завести детей у вас пока не получается, то можно начать с собаки. Она, во-первых, требует прогулки (а свежий воздух полезен для мозга). Во-вторых, вовлекает вас в невольное общение с другими собачниками. И в-третьих, тоже может стать источником хаоса (моя, например, когда бегает за мухами, не обращает особого внимания на препятствия, возникающие на её пути).

Перестаньте критиковать. «Какой ужасный дизайн!», «Как отвратительно они сделали развязку!», «Как неудобно сидеть в этих новых креслах!», — эти и миллионы других сообщений в Facebook, из уст ваших коллег и ваших собственных являются индикаторами сопротивления изменениям, неожиданно наступившим в жизни. Изменениям, которые, чаще всего, вы не можете изменить. Или можете, но приложив множество усилий, которые того не стоят. Согласитесь, есть ведь более интересные занятия, чем требовать в ресторане книгу жалоб и писать кляузу на хамоватого официанта?

Гораздо полезнее для вашего собственного развития будет принять эти изменения и мотивировать мозг продолжить жить в новой реальности.

Ваши диалоги должны выглядеть примерно так: «Новое меню? Отлично, а то старые блюда уже приелись!», «Новый ремонт дороги, нужно искать объезд? Отлично, значит через месяц тут не будет таких колдобин, а пока идёт ремонт, я узнаю об этом районе что-то новое!», «Новая операционная система? Супер! У меня теперь появился новый занимательный квест — найди панель управления!»

Перестаньте вешать на людей «ярлыки» . Это очень удобно – вместо того, чтобы разбираться в человеке, размышлять о том, почему он так поступил – поддаться слабости и просто «заклеймить» его, присоединив к тому или иному психотипу. Изменила мужу? Шлюха! Выпивает с друзьями? Алкоголик! Смотрит «Дождь»? Белоленточник!

Каждый из нас находится под действием, может быть, ещё большего давления жизненных обстоятельств, чем тот же Родион Раскольников, однако многие находят его размышления, описанные Достоевским, интересными, а соседки-разведёнки с двумя детьми – чем-то вульгарным и не заслуживающим внимания.

Экспериментируйте с ароматами. Несмотря на то, что эволюция вытеснила на второй план наши рецепторы обоняния, запахи всё еще имеют на нас огромное влияние. И если у вас есть любимая туалетная вода, которую вы не меняете уже годами, то самое время её поменять. И делать это с некоторой периодичностью.

Учите иностранные языки. И для этого не обязательно влюбляться в китаянку, можно найти другую мотивацию, связанную, к примеру, с профессиональными интересами, или хобби. Иностранные слова и связанные с ними семантические поля зачастую отличаются от вашего родного языка, и их изучение является, пожалуй, самым эффективным инструментом для тренировки пластичности мозга (особенно, если отходить дальше от туристического лексикона и углубляться в культурные особенности).

Не следует также забывать, что наш мозг устроен гораздо сложнее, чем многим кажется. Энграммы, связанные с прослушиванием одной и той же музыки, влияют на то, как мы общаемся с друзьями. Неожиданные ощущения от запаха блюд в новом ресторане могут разбудить в вас желание переоценить слова и поступки любимого человека (понять и простить). А прогулка после работы по незнакомой улице натолкнуть на мысль о том, как найти подходящее решение в проблеме, возникшей на работе. Поэтому вышеперечисленные лайфхаки лучше всего комбинировать.

И, может быть, в один прекрасный день, лет эдак через 30, когда ваш внук принесёт вам свой новый гаджет, представляющий из себя облако нано-роботов, вы не скажете «О боже, уберите от меня эту жужжащую хрень!», а окунёте в него руку со словами «Вау!» и сразу же спросите «А как оно работает и где такое можно купить?».

За нашу леность нас карают не только наши неудачи, но и удачи других.
Жак Ренар

Недавно в «Бизнес журнале» была опубликована статья А. Кочетковой о ленивом мозге. Что это? Это ситуация, когда у ребенка в процессе воспитания в среде жестких границ и правил («Туда не ходи – плохо, потому что…», «Так не ходи – нельзя…», «Надо поступать только так, и никак иначе, потому что…»), происходит резкое развитие левого, логического полушария. А правое, креативное, не достигает должного уровня развития.

«Результатом такой «программы» развития становится соотношение левого полушария к правому на уровне 2:1 (а то и более), а должно быть 1:2, как минимум» – пишет Кочеткова. Меня эта статья, говоря откровенно, потрясла, поскольку я увидел огрехи воспитания, и понял, почему у людей так много проблем.

К нам с коллегами на консультации приходят с желанием разрешить свои проблемы. И мы в работе как раз сталкиваемся с сопротивлениями, которые являются следствием вот такой «программы развития».

Ленивому всегда некогда.
Народная поговорка

Что происходит с человеком с подавленным правым полушарием?

1 этап. Человеку все задачи кажутся стандартными

Он прекращает видеть различия между обычной задачей и нестандартной. Становится трудно улавливать нюансы, «полутона», отличия. Наверняка вы встречали человека, который настолько прямолинеен и ограничен в суждениях, что у него оценка действий либо «черная», либо «белая».

Однозначно. «Друг» или «Враг». Нет компромиссов, он их не может найти. Сопутствующие качества этого человека – невнимательность, лень и постоянное декларирование изречений с умным видом.

2 этап. Увеличивается количество штампов или стереотипов

Человек, как губка, впитывает и моделирует четкие границы поведения других, примеряет их на свой опыт. Левое полушарие мощно развивается.

3 этап. Левое полушарие начинает отсекать всю информацию

Которая не вписывается в границы уже имеющихся «штампов», при этом еще и искажая факты, данные, подтасовывая их под «штампы». Все несущественное – отбрасывается. Все недопустимое – забывается или пропускается.

4 этап. Превращение нормального человека в человека с ленивым мозгом

Не развитым правым полушарием, а именно – человека с негибким поведением. Любая задача, проблема или трудность, выходящая за рамки существующих в копилке стереотипов, отсекается словами: «Это невозможно», «Это не так», «Мне не нужно». Возможны и более истеричные сценарии реагирования: «Оставьте меня в покое!!!», «Я все сказал!!!», «Все, закрыли тему!!!».

Мальчик был настолько ленив, что просыпался пораньше, чтобы побольше ничего не делать.

5 этап. Включение психосоматических реакций

При увеличении смысловой или креативной нагрузки болит голова, повышается давление, начинаются колики в животе.

Как только нужно что-то решать за рамками привычной зоны, тут же возникают, непонятно откуда, отвлечения: звонок другу, визитеры, «у вас жарко», «мне холодно», «а можно в туалет», «я водички хочу». Причем всегда с манипуляцией «обиженного человека» – ведь мы же условия не создали для креативного процесса. Со стороны взрослый человек ведет себя, как маленький капризный ребенок. Так он защищает свой ленивый мозг.

Что делать?

Банально просто – решать креативные задачи. Но левое полушарие так просто не сдаст бразды правления над нашей жизнью и будет сопротивляться. Многое зависит от воли, усидчивости, непрерывного давления на самого себя, особенно на стартовом этапе, где вы создаете рефлекс креативной работы.

…Еще и ожирение

Шотландские ученые из Абердинского университета сообщают, что причиной набора веса в среднем возрасте может быть «ленивый» мозг. Специалисты говорят, что клетки головного мозга, регулирующие аппетит, снижают свою активность по мере старения организма.

В результате человеку требуется гораздо больше времени, чтобы почувствовать себя сытым после трапезы. Это означает, что люди начинают есть больше, чем должны, в связи с чем вес начинает увеличиваться примерно на 500 г каждый год.

– Когда люди приближаются к среднему возрасту, у них обычно наблюдается прогрессирующее увеличение веса вокруг области живота, - рассказывает исследователь Лора Хейслер. – Одна из причин этого может быть связана с небольшой группой клеток в области мозга, где контролируется аппетит. Эти клетки вырабатывают важные гормоны, которые называются пептиды проопиомеланокортина (РОМС) и отвечают за регулирование нашего аппетита и массы тела. Проблема усугубляется, когда люди ведут сидячий образ жизни, поскольку с возрастом они нуждаются в меньшем количестве пищи, чем раньше, чтобы оставаться в прежнем весе.

Еще больше о мышлении и инструментах для достижения любых целей ты сможешь узнать на 7-недельном онлайн тренинге Ицхака Пинтосевича " ".

Прокачивать большую грудную мышцу или трицепс так увлекательно, что можно забыть о главном. Нет, не о том главном. Сегодня постарайся подумать о том, как можно недорого и максимально эффективно поапгрейдить свой мозг. При этом даже не надо будет напрягаться - упражнения для подкачки памяти и логики до смешного просты.

Подточи свою память

С плохой памятью тебе трудновато будет читать, размышлять о вечном и даже решать в уме задачки из учебника по математике для третьего класса. Наш мозг оперирует сразу двумя типами памяти - оперативным и долговременным. И тренировка каждого из них - занятие не такое уж и сложное.

Что делать:

  • Слушай слова незнакомых песен и старайся их запоминать. От этого в организме повышается уровень ацетилхолина - вещества, участвующего в процессе построения мозга.
  • Попробуй одеваться в темноте или чистить зубы левой рукой. Эти нехитрые приемы, если пользоваться ими регулярно, помогут различным нервным соединениям мозга строить новые связи.

Тренируй внимательность

Чтобы не быть рассеянным во время важного совещания и не перепутать номер одной красивой девушки с номером другой, достаточно просто немного трансформировать ход своей жизни.

Что делать:

  • Измени маршрут прогулки до работы или переставь вещи на рабочем столе. Так мозг научится быстрее приспосабливаться к переменам.
  • Совмещай разные виды деятельности. Например, слушай аудиокниги во время бега или разгадывай кроссворды, когда варишь картошку. Это научит твой мозг многозадачности.

Учи слова

Чтобы не делать ошибки в предлогах и междометиях, а также узнать, что это вообще такое, не забывай тренировать свои языковые навыки и учить новые слова.

Что делать:

  • Читай тексты на незнакомую тематику. Например, если в газетах ты обычно просматриваешь только спортивную колонку, попробуй покопаться в биржевых котировках и хоть во что-нибудь врубиться. Новые слова запомнятся даже на подсознательном уровне. К тому же, не исключено, что ты поймешь, когда же закончится этот долбаный кризис.

Зри в корень

Ты еще не забыл, что мы живем в трехмерном и полноцветном мире? А анализировать полученную зрительную информацию и тренировать одноименную память пробовал? Это может сделать тебя успешнее и интереснее.

Что делать:

  • Зайди в комнату и попробуй запомнить любые пять предметов, их цвет, размер и местонахождение. Элементарно? А теперь подожди пару часов и попытайся сохранить в памяти эти данные. Само собой, никуда их не записывая.

Играй в логику

Без них ты не смог бы делать сложных умозаключений, строить заумных гипотез и просто стал бы женщиной. Чтобы полагаться не на чувства, а на холодный здравый рассудок, тренируй свои способности анализировать все подряд. А упражняться в логике, ко всему прочему, просто приятно.

Что делать:

  • Чаще общайся с людьми. Поиск нужных выражений, тем для разговора и ответов на каверзные вопросы отлично развивает способности просчитывать и анализировать.
  • Играй в компьютерные игры. Они требуют разработки стратегии и принятия решений в сжатые сроки. Да и вообще, представляешь, как здорово сказать: «Дорогая, я не просто тупо шпилю в Battlefield, а реально активирую исполнительные функции своего мозга».

Был на одном семинаре и ведущая задела за больные точки.

Кошки– Мышки. Точнее, «Мышки» – «Кошки».

Начнем, как исстари водится: «Здравствуй, мой дорогой друг! Нет-нет, это не забавная детская игра, читатель! И не добрая поучительная сказка… Ну, может быть и сказка. И в определенной степени – поучительная. Но вот уж никак не добрая. Скорее страшная… » Здесь надо перейти к пионерскому фольклору: «В черной – черной комнате, в черной-черной коробочке жила маленькая-премаленькая мышь. И каждый день у нее был черный-пречерный…!» Вот о мышах-то и пойдет разговор. Ну и немножечко – о кошках.

Согласно старинной поговорке – «Дурная голова ногам покоя не дает». Это справедливо касательно метаний, в большинстве своем бесплодных. Но в реальной жизни поговорка работает ровно наоборот: дурная голова как раз сковывает ноги, душу, дух и ломает жизнь своему обладателю–хозяину, не давая ему действовать. Кроме того, она постоянно генерирует страх; липкий и вонючий страх бытия. Так человек постепенно превращается в «мышь». Ну, а теперь – обо всем поподробнее.

Мышление человека бывает ПРОДУКТИВНОЕ и НЕПРОДУКТИВНОЕ (как раз та самая «дурная» голова). Эти две модели мышления – «головы» – порождают две четко наблюдаемые модели поведения. Нормальная РАЗУМНАЯ (не тупая) голова вызывает к жизни модель «Человека-кошка», а «дурная» – «Человек-мышь». Давайте знакомиться с ними – с нами – ближе. Так близко, чтобы стало неуютно и больно, и родился вопрос: «А я-то кто? Неужели «мышь»?!»

ДВЕ ГОЛОВЫ. Рассматриваются попарно с байками, прибаутками и жуткими вопросами. Сначала теория, ниже – сказочка.

1.

Скорость мышления определяет и скорость принятия решений человеком, и скорость его дальнейших действий. Кроме того, она же определяет количество альтернатив решений, которые создает мышление в каждый момент времени. Поэтому именно скорость мышления – главный параметр оценки продуктивности мышления и его эффективности (так же, как и у процессора в компе). Абсолютное измерение скорости пока невозможно. Да и не нужно - зачем людей смущать каким-то мыслительным идеалом.

Важно другое: медленный мыслительно человек ВСЕ делает медленно.Ставит задачу и формирует цель; собирает и обрабатывает информацию; сортирует и систематизирует ее; оценивает альтернативы и меняет их в зависимости от «подходящести» к решению задачи и так далее. Проблем бы не было, если бы человек медленно «схватывал» проблему, но быстро ее решал (что характерно, например, для темперамента флегматика). Нет, он вообще сильно тормозит. Но это еще не все.

Вторая проблема в том, что по мере усиления давления задачи медленный человек вообще застопоривается (или заступоривается) и мышление его парализуется тем, что решений все меньше и они никак не подходят. Он, бедный, старается, а все никак не может решить задачу. Далее нарастает растерянность и паника, НО РЕШЕНИЯ ВСЕ РАВНО НЕТ. Мало того, прализованное мышление создает все более НЕКАЧЕСТВЕННЫЕ решения (все дурнее и дурнее).

У скоростного мышлением человека все части мыслительного процесса протекают быстро, и альтернатив моделируется много. Поэтому для него практически нет нерешаемых задач – пусть с усилием, но решения находятся всегда. Под давлением задачи (когда ситуация ухудшается) скорость мышления ВОЗРАСТАЕТ, это нормальный природный механизм выживания. Чем тяжелее ситуация – тем быстрее разум действует. Так и до гениальности недалеко – если альтернативы постоянно отвергаются, их КАЧЕСТВО РАСТЕТ. Поэтому, мой любознательный друг, первое, что надо развивать в себе – именно скорость мышления. Сначала на стандартных задачах, потом – на нестандартных (на сообразительность).

А теперь зададимся традиционными вопросами: Какая же скорость мышления нужна современному человеку в жизни и бизнесе? А у каждого из нас - какая скорость мышления? Или проще не заморачиваться вообще - тогда ни скорость не нужна, ни мышление?…


2.

Продуктивность мышления (количество решений за единицу времени)


Продуктивность мышления в человеке заложена бесконечная. Это – нормальная функция правополушарной мыслительной машины, которая отвечает за выживание человека в любой ситуации. Поэтому ЛЮБОЙ ЧЕЛОВЕК ОТ ПРИРОДЫ И ТАЛАНТЛИВ, И СООБРАЗИТЕЛЕН. Если мы рассмотрим развитие продуктивного ребенка с точки зрения мышления поближе, то получим следующую схему:

  1. Каждый ребенок рождается правополушарным. Левополушарное мышление невозможно от природы, так как формально-логическое мышление, которое формирует штампы и оперирует ими – искусственное создание рук человеческих, и оно внедряется в мышление человека только воспитанием и обучением.
  2. Будучи правополушарным – ЛЮБОЙ ЧЕЛОВЕК ГЕНИАЛЕН, так как талант – суть функция от колоссальной мощности выживания суперсложного объекта, которым является человек. Эта мощность заложена в правом полушарии.
  3. Если родители и все воспитатели ребенка изначально поддерживают в нем созидательные способности с помощью раннего развития, определенных игр и восприятия малыша как мыслящего ОТ РОЖДЕНИЯ человека, то штампы в его мышлении (библиотека левого полушария) формируются медленно . Исключение должны составлять этические и моральные штампы, которые навязываются в обязательном порядке для формирования социализированной личности.
  4. Далее к воспитаниюнормального креативного и ПРОДУКТИВНОГО человека подключаются созидательный спорт, искусства. Формируя необходимые штампы, воспитатели не подавляют креативной мощности ребенка, и тем самым поддерживают продуктивность на высоком уровне. Ребенок творит там, где это можно и нужно ему для развития.
  5. Детский садик или центр развития выбираются таким же образом – чтобы поддерживалась креативность и продуктивность мышления ребенка. Потом также выбирается школа, где высокие науки подхватывают развитие ребенка и помогают родителям. Затем также выбирается институт.
  6. Таким образом, к 21 году формируется человек, у которого правополушарное мышление доминирует, а левополушарное – поддерживает. У человека сохраняется мощная продуктивность и креативность, при хорошей образовательной базе. Мало того, у человека развиты и ОБУЧАЕМОСТЬ, и АДАПТИВНОСТЬ, которые являются основой потенциала человека.

С ребенком (а потом и человеком) непродуктивным – другая история.

  1. Он также рождается правополушарным и талантливым. Однако, под давлением воспитания и образования, базирующегося на штампах (часто вместе с насилием и руганью «Делай, скот, как я сказал(а), а не то!…», «Правильно так, как сказали тебе мы!» и так далее) человек начинает скрывать свой внутренний мир и игры. Он тяготеет к творчеству исподтишка, а сам старается казаться стандартным, отвечающим требованиям взрослых. В этом уже возрасте (с 2-х лет) малыш уже может проявлять сопртивление воле взрослых. Не слушаясь их, он сражается за СЕБЯ КАК ТВОРЦА И ЛИЧНОСТЬ. Взрослые начинают давить.
  2. Соответствующим образом выбирается спорт – «чтобы человека сделать». Потом такой же садик и школа.
  3. И вот в школе на его пути возникает Главный Танк и Бульдозер в одном флаконе – либо «Учительница первая моя», либо учительница русского языка и литературы. Эти два предмета характерны тем, что русский язык сам по себе активно формирует штампы у ребенка, в то время, как литература должны была бы научить ребенка ВЛАДЕТЬ СЛОВОМ (ТВОРИТЬ СЛОВОМ) – писать сочинения. Вторая операция (писать) относится к высшей творческой деятельности. Но этого обучения в большинстве случае не происходит . С точки зрения изучения языка на ребенка давят и предмет, и педагог (чаще всего, горе-педагог, серость, отучившаяся в институте по остаточному принципу – куда без проблем троечников брали). Часто учителя еще и агрессивно обращаются с малышами, уже НЕ НАСТРОЕННЫМИ УЧИТЬСЯ, так как У НИХ ОТБИЛИ ОХОТУ ТВОРИТЬ. А в других предметах творчества не хватает, или вообще нет.
  4. Сюда же надо добавитьотвратительную черту современного общества потребления – разрешение маленьким детям играть в компьютерные игры с самого раннего детства, что вообще оболванивает ребенка, превращая его в тупицу, с детства. ОБУЧАЕМОСТЬ у таких детей или подавлена, или неразвита.
  5. Очень быстро (к средней школе) ребенок понимает, что главное в его школьной жизниприспособиться к требованиям взрослых. Для этого надо быть стандартным - ребенок начинает активно следовать штампам, потом творить их. Его продуктивность стремительно падать, он превращается в звукозаписывающее устройство, «высиживающее» оценки и зарабатывающее похвалу педагога. И он ее обязательно получит, ведь куда удобнее «педагогам» работать с серостью, чем развивать в детях таланты и работать с неформатными, яркими и сильными личностями , не воспринимающими на веру, тот бред, который несут эти «педагоги» в массы. Педагагигу-то мы уже давно порастеряли…. Все в порядке – новая серость родилась (это первое объяснение, откуда квазитермин «мыши»), тупой создан. УР- Р-Р-Р-ЯЯЯЯЯ! Всем радоваться – у России великое будущее с такими людьми!

Формируется явление, которое называется «Ленивый Мозг». Сначала все задачи рассматриваются как стандартные (нестандартные уже давно неинтересны); потом все штампы сворачиваются в один, самый действенный («Бабло побеждает зло»); потом задачам присваиваются ярлыки «ненужное для решения» и «невозможное для решения» вне зависимости от сложности задачи; затем человек просто не может включить свой мыслительный процесс вовремя; и, в конце концов, мозн формирует психосоматическую реакцию на мыслительную деятельность – подъем давления, рост температуры тела, рвоту, понос и другие веселые защитные реакции.

Нарастающая тупость и склонность к рождению «ленивого мозга» - чудесные плоды родительской заботы типа «Не надо лишать ребенка ДЕТСТВА!!!»

А какие способы развития детей с самого раннего возраста вы знаете? Ибо, если даже Ваши дети уже взрослые, так впереди еще и внуки…

потом выложу ещё, если заинтересовало.

Насколько наш мозг ленивый? Когда мозг развивается, а когда нет? Как правильно организовать жизнь так, чтобы мозг развивался, а не тупел? Полезно знать, что приводит его к лени.

Что приводит мозг к лени?

Знакомые действия – это первое.

Что такое знакомые действия? Когда-то вы научились ходить. С тех пор много потренировавшись, ходите «на автомате». Что произошло? Информация о постоянно выполняемых определённых действиях переходит в долговременную память: действия автоматизируются и совершаются с минимумом энергетических затрат. Действия становятся знакомыми, привычными. Для выживания это нормально. Любое живое существо стремится сэкономить энергию. Человеческий мозг – самый энергозатратный орган, – не исключение.

Как реагирует на знакомые, автоматизированные действия наш мозг? То, что мы делаем какие-то действия постоянно, никак не изменяем их и не «разбавляем» другими, приводит к тому, что мозг уже даже не включается. Это плюс, если ставится цель автоматизации действия, но огромнейший минус, если стоит задача развития ленивого мозга.

Ещё нюанс. Не всегда долговременная память играет на пользу преодоления лени мозга. У человека формируются очень устойчивые нейронные связи. Постоянно выполняемые знакомые действия меняют даже химическую структуру нашего мозга. Поэтому если мы хотим, чтобы наш мозг не ленился, полезно уходить от многократных повторений. Почему вредна, например, зубрёжка. Вроде зубрим – зубрим, а в результате мозг уже не воспринимает информацию. Например, когда вы читаете текст первый раз, это ещё интересно, а когда 3-4-й – понимаете, что в голову ничего не лезет.

Вывод. Мозг развивается только тогда, когда в жизни происходят какие-то изменения. К сожалению, наше тело работает так: не используемое атрофируется. То же самое происходит с нашим мозгом, и поэтому полезно почаще уходить от знакомых действий. Это раз.

Негативные эмоции – это второе.

За ленью стоят фобии (боязнь чего-то). Когда мы боимся что-то делать, то всячески это оттягиваем. Находим 1000 аргументов, почему этого не надо делать. Фобии проявляются в эмоциональном настрое. Полезно следить за своим эмоциональным настроем и учить этому детей.

Мозг настроен больше на негативные эмоции. Так уж случилось, что мы все выходцы из природы, где человеку чаще всего приходилось выживать. Всё новое воспринималось с опаской, мозг привык настраиваться на негатив. Специалисты по позитивному мышлению призывают-призывают мыслить позитивно, но мысли, что всё плохо, вылезают постоянно.

Как избавляться от отрицательных эмоций? Предлагается спорт. Полезно уточнить: не спорт, а физические упражнения. В чём разница?

Спорт и ленивый мозг.

Спорт нацелен на достижение, и обычно спортсмен работает на грани своих возможностей. Поэтому любые спортивные достижения – это часто негатив, это достижения через боль и негатив. «Победил» – негативная эмоция. Если ставить по шкале стрессогенности, то радость от победы для человека не менее стрессовая, чем поражение. Проводили исследования и выяснили, что тяжелее всего переживают негативные эмоции спортсмены, занявшие второе место, а больше всего радуются победе не победители, а занявшие третье место.

Физические упражнения и ленивый мозг.

Физические упражнения для нашего ленивого мозга очень-очень полезны. Любое напряжение, стресс провоцирует выработку гормонов стресса, у которых есть способность блокировать наше тело, скапливаясь в мышцах. Организму надо от них избавляться, что трудно. Например, адреналин сжигается только физически. Есть три варианта избавиться от негатива:

  1. аэробная физкультура (обратите внимание - аэробная),
  2. прогулка бодрым шагом на свежем воздухе,
  3. массаж.

Но массаж уступает первым двум, являясь пассивным методом. Активные движения сжигают гормоны быстрее. Удивительно ли, что занимающиеся физическими упражнениями люди чувствуют себя более счастливыми.

О негативных эмоциях можно говорить много. Вот последнее время популярна тема «эмоциональный интеллект». Но правильнее начинать не с интеллекта, а с эмоциональной памяти. Потому что у человека в памяти хранятся все воспоминания о пережитых событиях и влияют на развитие мозга. Это так называемые энграммы

Энграммы и ленивый мозг.

Имеется такое понятие: энграммы. С греческого переводится как «всё записано». То есть в мозгу записаны все действия, как поступать в определённой ситуации. Самое интересное, что опираемся мы иногда не на свой опыт. Например, попадая в стрессовую ситуацию, вы ведёте себя как ваши родители, неосознанно выдавая фразы, действия как у них. Почему так происходит? Мозг как губка максимально воспринимает информацию до 5 лет. В это время формируются представления и в отношении себя, и к семье, каким-то ситуациям жизненным, например, к деньгам и т. п. А не всегда предыдущий опыт (свой – чужой – неважно) хорош и полезен в настоящем.

Что делать, чтобы не жить на автопилоте, с ленивым мозгом?