Дрессировка собак - команда "посмотри на меня". Концентрация внимания у собаки

Если вы бывали на выставках собак, то наверняка обращали внимание на некоторых хэндлеров, собаки которых ни на секунду не отрывали от них взгляда во время работы в ринге. Наверняка вы думали о тесной взаимосвязи между собакой и хэндлером и о том, как здорово иметь подобный контакт с собакой. Действительно ли все так?

Когда я впервые столкнулась с обучением послушанию в условиях постоянных отвлекающих факторов, я была очень разочарована, когда узнала каким способом, была достигнута подобная концентрация внимания.

Наиболее часто практикуемый способ обучения подобным навыкам - силовой. Во время тренировки вы стоите со своей собакой, подавая ей команду «Смотри на меня!» В это время помощники пытаются всеми возможными способами отвлечь вашу собаку: свистят, хлопают в ладоши, предлагают колбасу и сыр. Если собака отвлекается на раздражители, вы должны сказать «Смотри на меня!» после чего следует резкий рывок поводка (на собаку в это время одет строгий ошейник). Собаки очень скоро начинают понимать, что цена, которую им приходится платить за взгляд в сторону, чересчур высока и вот ее глаза уже приклеены к лицу хозяина из страха перед болью в случае поступи она иначе.

Следующий способ отработки команды «Смотри на меня» называется «горячим» и доставляет больше удовольствия обеим сторонам. Он заключается в том, что вы набиваете полный рот теплой (так она вкуснее!) измельченной сосиской и даете время от времени кусочек вашей собаке. Вы можете при этом плавно перемещаться или поворачиваться вокруг своей оси. Суть в том, что собака не знает, в какой момент выдадите ей очередной кусочек, и она ей приходится постоянно контролировать вас, и ее взгляд постоянно устремлен на ваше лицо. Конечно, она больше смотрит на ваш рот, чем в глаза, однако когда собака пищевик и вы занимаетесь с ней регулярно, этот метод позволяет достичь успехов в концентрации внимания в условиях среды полной отвлекающих факторов.

Я предпочитаю второй способ как более позитивный, и мои собаки работают, но при условии большого количества отвлекающих факторов, приобретенные этим методом навыки, дают иногда сбой.

Оба описанных выше способа стары как мир, в то время как изучение собачьей психологии не стоит на месте, и сейчас практикуются более современные концепции обучения.

Современные методы дрессировки

Современные тренеры, практикующие позитивные технологии дрессировки, имеют более сложный подход к обучению команды «Смотри на меня» Смысл тренировки в том, чтобы убедить собаку в том, что глядя на нее тренер (владелец) всегда делает что-то хорошее, независимо от того, где он с собакой в данный момент находится.

На первое занятие владельцы приходят без своих собак, и тренер объясняет, что во время следующего занятия, когда они уже придут со своими собаками, они будут стоять спокойно, не будут дергать поводки, пытаясь привлечь внимание своего питомца. Как только пес хотя бы на секунду посмотрит на своего владельца - он нажмет кликер* и даст собаке угощение. Дрессировщик (которым для своей собаки являетесь Вы) должен продолжать нажимать кликер и давать собаке угощение пока она смотрит на него. Если собака смотрит в сторону, кликер не нажимается, угощение не дается. Целью этого упражнения является обучение собаки тому, что любое произвольное внимание является хорошо поощряемым.

Подобное упражнение не должно занимать более пяти минут, так как собаке трудно быть сосредоточенной на чем-то в течение более продолжительного периода времени. Когда провалы внимания слишком велики, время от времени можно звать свою собаку, называя ее кличку, но в идеале желательно находить возможность кликнуть и вознаграждать собаку за непроизвольное внимание.

Как только собака достигает определенного прогресса, необходимо добавить несколько отвлекающих факторов. Но вместо того, чтобы наказывать собаку в моменты, когда она отвлекается, необходимо продолжать нажимать на кликер и поощрять ее в момент когда она обратит внимание на дрессировщика. Они должны знать, что сохранение внимания на владельце в таких ситуациях хорошо вознаграждается.

«Она просто смотрит на еду!»

В течение 6ти недель после начала дрессировки, некоторые владельцы начинают отмечать, что собака ориентируется не на лицо, а на место, где хранится лакомство - мешочек на поясе, карман или руки или руки с кусочком лакомства. Это не совсем то, чего мы добиваемся. Что делать?

Владелец при дрессировке начинает акцентировать внимание именно на зрительном контакте с собакой. Как только собака смотрит ему в глаза, дрессировщик нажимает на кликер и поощряет собаку. После чего он может повернуться чуть в сторону и ждать. Рано или поздно собака, которая внимательно смотрит, допустим, на карман, заглянет в лицо владельца, как бы спрашивая, почему же он не кликает. В этот момент тренер жмет на кликер и угощает внимательного пса. Он повторяет эти действия до тех пор, пока собака смотрит ему в глаза.

Затем можно отойти от собаки на пару шагов подальше и продолжить игру. В этот момент добавляется команда «Смотри» или «Внимание». Важно говорить эту команду одновременно нажимая на кликер и поддерживая в этот момент визуальный контакт. Важно успеть произнести команду и кликнуть до того как собака отведет взгляд, постепенно удлиняя время визуального контакта, пока собака не начнет понимать, что «Смотри» означает «поддерживать визуальный контакт до тех пор пока не будет дан отбой».

В конце концов, поощрение может быть где угодно, в то время как взгляд любимца остается прикован к лицу владельца в течение длительного периода времени. Вуаля! Теперь эта собака и ее владелец могут прийти на выставку, где их совместная работа в ринге станет предметом восхищения и зависти зрителей и участников шоу. И это будет не потому, что собака ждет сосиску или из страха быть наказанной, это произойдет потому, что собаки действительно понимают и с удовольствием выполняют желательное и поощряемое поведение поддержания зрительного контакта и внимания.

Для обычных собак это тоже работает!

Лакомство не должно быть единственной наградой за внимание. Если ваш шарпей одержим теннисным мячом, научите его, что как только он смотрит вам в глаза (а не прыгает на вас), это как раз то, что заставляет бросить вас мяч. Вы также можете научить собаку, что сидя спокойно рядом с вами и смотря на вас, она заработает шанс пойти на прогулку или поиграть с вами.

Хотя этот навык имеет решающее значение для достойной конкуренции в шоу ринге, это не менее ценное поведение для «обычных» собак и их владельцев.

Хорошо помогает отработанная команда «Смотри (внимание, смотри на меня)» на улице, если у вас очень активная собака и в этот момент другие собаки (или другие раздражители) проходят неподалеку. Применение отработанной команды привлечения внимания очень широко в повседневной жизни. Считается, что социализация собаки с другими собаками - это воспитание такой собаки, которая сможет играть с любой собакой, которую она встретит, без всякой агрессии. Но не всегда это реально, очень многое зависит от врожденного темперамента животного, особенно после наступления половой зрелости. И в этих случаях умение обращать внимание собаки на вас и концентрироваться на этом поможет избежать неприятных ситуаций в тот момент, когда вокруг находятся другие собаки или иные раздражители.

*Кликер это небольшая металлическая или пластиковая коробочка, при надавливании на которую раздаётся тихий щелчок. Продается во многих зоомагазинах. Суть метода дрессировки посредством кликера состоит в условном поощрении: давая команду, вы наблюдаете за собакой и, если последовала правильная реакция на команду, быстро нажимаете на кликер и даёте лакомство. Таким образом, у собаки вырабатывается условный рефлекс. Как только рефлекс выработан, кликер становится не нужен.

Настает момент, когда хозяин успешно закончил обучение своего четвероногого питомца. Но, это не означает, что он не столкнется с игнорированием с его стороны.

Правильно расставленные приоритеты в отношениях - залог успешной жизни с собакой

Каждый может столкнуться с ситуацией, когда собака перестала слушаться. В таком случае возникает определенная нервозность и растерянность, ведь обучению было посвящено столько времени. Необходимо сразу взять себя в руки, вспомнив, что приходится иметь дело с живым существом, способным допускать ошибки, отвлекаться на сильные раздражители, тонко чувствовать настроение хозяина. Каждая собака обладает своим характером, перемены настроения ей также не чужды.

Причинами игнорирования могут быть как человеческий фактор, так и попытка домашнего любимца проявить свой характер. Необходимо правильно оценить происходящее событие, чтобы сделать правильную корректировку в его поведении. Иногда, исправление ситуации может начаться с изменения каких-либо действий владельца пса.

Наиболее распространенные ситуации, когда собака игнорирует команды

Настроение хозяина может зависеть от различных факторов. Да мало ли, что случилось дома, на работе, в общении с родственниками. Человек может быть излишне раздражен, что легко передается его голосу. Питомец хорошо слышит команду, выполнял ее ранее весьма успешно, но воспринимает напряженность интонации как угрозу. В связи с этим, он явно не торопится выполнять команду «Ко мне!», например. Он может находиться в непосредственной близости, но будет стараться избегать контакта с человеком. Следует следить за интонациями в голосе, стараться сохранять ровный тон и не допускать угроз.

Несвоевременное и неточное выполнение команды, не следует воспринимать как повод для немедленного наказания. Ведь собака команду все-таки выполнила. Возможно, при обучении были допущены ошибки, когда подопечному пришлось выполнять ее с какими-либо отклонениями, которые не пресекались на месте. Он прекрасно запомнил именно этот алгоритм действий и делает все что от него требуется, но с некоторым запозданием. Это нужно поправлять в ходе дополнительных занятий и упражнений , а не подвергать четвероногого друга различным «санкциям». Если проблема не преодолевается самостоятельно, то лучше воспользоваться услугами инструктора. Любое наказание может породить дальнейшее полное игнорирование команды (ведь оно следует сразу за ее выполнением).

Периодические тренировки освежают в памяти собаки порядок различных действий

Иногда, собака может сильно отвлечься. Ей многое интересно, в том числе, кроме хозяина. Сильным раздражителем может быть присутствие суки, в период ее течки. В такие моменты следует быть очень внимательным и не отпускать пса слишком далеко от себя. Иначе есть перспектива не дозваться его в ближайшее время, ломая голову почему же собака не слушается на улице. Есть вещи, которые заложены природой и на самотек их пускать не надо. Лучше при приближении представительницы собачьего слабого пола, заблаговременно взять своего питомца на короткий поводок.

Это один из ярких случаев, большинство происходят в более привычной обстановке - собака что-либо унюхала и не реагирует на команды. Тогда нужно привлечь ее внимание подачей команды громким голосом, хлопаньем в ладоши, свистом. Не следует пытаться ходить или бегать за питомцем. Нужно помнить, кто является хозяином и вожаком. И своему подопечному напоминать, в случае необходимости. Как правило, начинают медленно уходить в противоположную сторону, приглядывая за собакой, на что та реагирует должным образом. Если питомец проявляет характер, то необходимо продолжать движение, соблюдая меры предосторожности. Его нельзя оставлять в одиночестве, особенно в новом месте, а также вблизи объектов (например, проезжей части).

Бывает, что владелец умнейшей на свете собаки игнорирует элементарные вещи, за что она отплатит ему тем же. Перед тем как требовать выполнения команд, нужно просто хорошо выгулять питомца. У него есть естественные надобности, о которых он, возможно, думал в предыдущее время. Его активность не позволяет проводить бесконечное количество времени в четырех стенах. Порядка 30 минут, ему нужно отдать на откуп, иногда дать немного пробежаться, поиграть с ним.

Наиболее негативный вариант развития событий, когда питомец не выполняет команд, по причине страха перед хозяином. Возможно, имел место какой-либо перегиб при наказании собаки ранее. Молодые псы бывают непослушны в период своего взросления, что иногда невозможно оставить без реакции в виде наказания. Делать это нужно осторожно и правильно, чтобы не травмировать излишне психику подрастающей собаки. При успешном выполнении команды, обязательно и незамедлительно хвалить своего подопечного, можно закреплять подачей лакомства. Для установления с ним надежного контакта, необходимо проводить больше времени вместе, уделять внимание потребностям и всегда помнить, кто из вас двоих является лидером.

Что делать если собака не слушается хозяина, несмотря на все принимаемые меры?

Необходимо обратить внимание на здоровье питомца. Возможно, что он игнорирует хозяина, по причине плохого самочувствия. Чтобы убедиться в своих подозрениях или опровергнуть их, необходимо по возвращении домой (либо перед прогулкой) обратить внимание на признаки ухудшения здоровья. Нужно осмотреть нос собаки, глаза, при необходимости измерить температуру. После этого, многое встанет на свои места, появится осознание того, нужно ли продолжать добиваться от нее нужных действий или наступил момент для обращения в клинику.

Служебная собака [Руководство по подготовке специалистов служебного собаководства] Крушинский Леонид Викторович

5. Ошибки дрессировщика при дрессировке собак

В процессе дрессировки собак дрессировщики допускают ошибки, задерживающие и затрудняющие дрессировку. Особенно часты ошибки у начинающих, слабо теоретически подготовленных и практически малоопытных дрессировщиков. Ошибки возможны и у опытных дрессировщиков из-за недостаточного внимания и отсутствия должного анализа своих действий при дрессировке.

Каждая ошибка, даже незначительная на первый взгляд, приводит нередко к снижению эффективности дрессировки, а иногда и к непоправимой порче собаки. Поэтому каждый дрессировщик должен знать основные ошибки, возможные при дрессировке, их причины, последствия, меры предупреждения и исправления.

Приводим наиболее часто допускаемые ошибки.

Субъективное понимание поведения собаки. Грубейшей ошибкой в дрессировке является субъективное понимание поведения собаки, «очеловечивание» ее.

Некоторые дрессировщики, особенно теоретически мало подготовленные, при дрессировке собаки обращаются с ней, как с животным, которое якобы наделено, как и человек, способностью мыслить, сознательно действовать и т. д. В частности, по аналогии с человеком, они приписывают собаке способность понимать человеческую речь, способность руководствоваться в своих действиях различными «впечатлениями», «представлением», «желанием» или «нежеланием» и т. д.

Такое «очеловечивание» собаки приводит к тому, что дрессировщик начинает предъявлять к собаке требования, не выполнимые для нее, происходит срыв в работе по выработке навыка и даже порча собаки.

Приводим один пример.

Допустим, что собака при выгуливании погналась за кошкой. Дрессировщик подзывает собаку к себе по команде «ко мне» и «наказывает» ее ударами поводка. В результате этого собака при команде «ко мне» начнет убегать от дрессировщика, так как дрессировщик («очеловечивая» собаку), считая, что собака понимает, за что ее наказывают, удары поводком связал не с броском за кошкой, а с выполнением собакой команды «ко мне». Условный раздражитель команды «ко мне» и вид поводка в руках дрессировщика подкрепились в этом случае безусловным болевым раздражителем. Следовательно, дрессировщик совершил две ошибки: «очеловечил» собаку и неправильно использовал поводок.

У некоторых начинающих дрессировщиков, в особенности у малоопытных любителей, «очеловечивание» собаки проявляется и в том, что команду они сопровождают разговором с собакой. Это, во-первых, затрудняет выработку условных рефлексов на определенные звуковые раздражители - команды, так как звуки команды смешиваются с другими звуками (словами), и, во-вторых, лишние слова, как новые для собаки звуковые раздражители, вызывая у нее ориентировочную реакцию, затормаживают выполнение приемов дрессировки по команде.

Дрессировщик должен не «очеловечивать» собаку, а повседневно изучая ее поведение, выяснять условия, которые влияют на ее поведение и нарушают выполнение приемов.

Отсутствие индивидуального подхода при дрессировке собак. Большой ошибкой при дрессировке является отсутствие учета особенностей поведения дрессируемых собак, в результате чего игнорируется индивидуальный подход к собакам при дрессировке. При этом ко всем дрессируемым собакам, независимо от особенностей их поведения, возраста, надрессированности, применяется один и тот же метод дрессировки.

Например, отработка навыка подачи предмета производится механическим методом дрессировки или только на вкусопоощрение и т. д.

Эти ошибки происходят от слабого изучения поведения дрессируемой собаки, недостаточного инструктажа молодых дрессировщиков.

Особенно большое значение имеет индивидуальный подход при специальной дрессировке. Нельзя применять одни и те же методы дрессировки как к возбудимым, смелым и злобным собакам, так и к спокойным, флегматичным, так как, обладая разным темпераментом и особенностями поведения, они будут различно реагировать и воспринимать один и тот же метод воздействия. Без индивидуального подхода к собакам при дрессировке не только нельзя добиться эффекта в работе, но можно привести собак в полную негодность.

Отсутствие необходимой последовательности в проработке приемов дрессировки и организации занятий по дрессировке. Нередко дрессировщики, в стремлении во что бы то ни стало отработать в короткий срок побольше навыков или скорее перейти к специальной дрессировке, отработку отдельных навыков производят небрежно. Это ведет к тому, что навыки при дрессировке закрепляются недостаточно прочно, стойкие условные рефлексы на команды и жесты не вырабатываются, в результате оказывается, что дрессировщик не в состоянии управлять поведением собаки в усложненных условиях и вести успешно дальнейшую дрессировку.

Одним из основных положений при отработке навыков при дрессировке служит принцип - «от простого к сложному». Навыки должны отрабатываться в определенной последовательности, так как отработка одного облегчает отработку последующего, более сложного. Например, не отработав «посадки», не следует отрабатывать «укладки»; «выборка вещи» должен отрабатываться после Подачи вещи, а к следовой работе можно переходить лишь после хорошего закрепления «выборка вещи по запаху». Переходить к отработке усложненных навыков при дрессировке, следует лишь после того, как у собаки образуются прочные условные рефлексы на действия дрессировщика, что облегчает последующее усложнение навыков. Так, например, высоту барьера следует увеличивать лишь после четкого преодоления собакой барьера меньшей высоты.

При организации занятий по дрессировке и проведении их необходимо учитывать строгую последовательность ввода отвлечений. Занятия, проводимые без учета условий окружающей среды, ведут к грубейшим ошибкам, особенно это относится к первым занятиям. Если первые занятия по дрессировке проводят в обстановке, где имеется значительное количество отвлекающих раздражителей, это весьма затрудняет быстроту выработки необходимых условных рефлексов на сигналы дрессировщика.

Недопустимо изо дня в день ставить собаке одни и те же задачи. В этом случае дрессировщик не совершенствует работу собаки, а довольствуется примитивным выполнением сигналов, упуская из виду обязательность постоянного усложнения работы.

Вот характерные примеры таких ошибок: во время занятий по общей дрессировке дрессировщик, воспитывая выдержку, отходит всегда на одно и то же расстояние, и собака находится в положении посадки или укладки всегда небольшой отрезок времени (одну-две минуты); при хождении рядом дрессировщик ограничивается небольшими расстояниями (100–200 м). При таких методах дрессировки собака будет способна выполнять только облегченные задания.

Такой метод совершенно недопустим в работе по чутью. Прокладка следов на одно и то же расстояние (причем небольшое - 1–2 километра) в облегченных условиях: по следу небольшой давности (до двух часов) и несложной конфигурации, при благоприятных атмосферных условиях и т. п., приводит к тому, что собака становится работоспособной только в облегченных условиях.

Дрессировщик должен последовательно и постоянно усложнять тренировку собаки, совершенствуя ее служебные качества.

При поиске собаки по чутью усложнять обстановку можно, как правило, путем ввода не более одного отвлекающего фактора, с одновременным облегчением в необходимых случаях остальных условий. Так, запланировав проработку давнего следа, надо предусмотреть уменьшение длины его, исключить различные отвлекающие факторы, заниматься в безветренную погоду и т. д.

Передрессировка собаки. Передрессировка возникает в результате переутомления нервной системы вследствие излишне длительного повторения собакой одних и тех же действий.

Ошибкой малоопытных дрессировщиков является их стремление во что бы то ни стало скорее отшлифовать служебные качества собак, что зачастую вызывает у собак отказ от работы.

Передрессировать собаку можно на любом приеме, но чаще всего при занятиях по преодолению препятствий, подаче голоса, посадке, укладке, подаче брошенных предметов, задержанию убегающего.

Опытные дрессировщики знают, что излишне частые занятия одним и тем же приемом отрицательно сказываются на результатах дрессировки. Поэтому, например, готовясь к состязаниям, они на 3–4 дня до состязания предоставляют собакам отдых. Отдохнувшие собаки более четко выполняют привычные для них навыки.

Добившись от собаки четкого выполнения какого-либо навыка, в этот день заниматься этим приемом больше не следует. Если хотят у собаки выработать условный рефлекс на какую-нибудь команду, не рекомендуется заставлять ее более 2–3 раз выполнять одно и то же действие, чтобы сохранить заинтересованность к нему у собаки.

Для предотвращения ошибок (по передрессировке) надо четко планировать занятия, чередовать упражнения, поддерживать постоянную заинтересованность собаки в работе.

Если собака отказывается от работы в результате передрессировки, можно рекомендовать, как метод исправления, перерыв в занятиях на 2–3 недели, с постепенным вводом упражнений после отдыха 2–3 раза в неделю по несколько минут (в течение 1-lVa месяцев).

Неправильное использование раздражителей. Непродуманное использование раздражителей относится к наиболее часто допускаемым ошибкам.

Неправильное сочетание условных и безусловных раздражителей. Начинающие дрессировщики при воспитании условных рефлексов часто неправильно пользуются условными и безусловными раздражителями. Как уже было сказано выше, при воспитании условного рефлекса раздражители (команды, жесты), на которые вырабатываются условные рефлексы, должны подкрепляться действием безусловных раздражителей механического пли пищевого порядка. Если же условный раздражитель применяют после безусловного, то обычно условный рефлекс не вырабатывается.

Например, если рывок поводка при отработке движения собаки у ноги дрессировщика применить раньше подачи команды «рядом», условный рефлекс на команду «рядом» не выработается. То же самое наблюдается и при выработке у собаки условных рефлексов на различные жесты.

Например, если команду «сидеть» подавать ранее соответствующего жеста, то условный рефлекс на жест не вырабатывается. Начинающие дрессировщики в результате излишней поспешности часто совершают эту ошибку.

Неправильное пользование интонацией голоса. Большой ошибкой будет также неправильное пользование интонацией голоса, например подача команды всегда в одной и той же интонации, без учета поведения собаки, злоупотребление подачей команды в угрожающей интонации и т. д. В результате интонация голоса в командах теряет свое значение как вспомогательный раздражитель, усиливающий действие команды. Чтобы не допустить этого, дрессировщик должен внимательно наблюдать за поведением собаки и умело сочетать интонацию голоса с непосредственным воздействием на собаку (безусловным раздражителем).

Неправильное использование команды «фу». Неопытные дрессировщики часто применяют команду «фу» по всякому поводу. Это приводит к тому, что собака перестает на нее реагировать. Чтобы команда запрещения была действенной, ее не следует подавать часто.

Вместо команды «фу» во многих случаях с успехом можно подать другую команду, например:

1) при занятиях по укладке собака самостоятельно пытается встать; неопытный дрессировщик применяет в таких случаях команду «фу». Это неверно. Надо произносить команду данного приема с угрожающей интонацией. То же самое относится и к случаям, когда собака, сидя перед препятствием, срывается с места;

2) прорабатывая след, собака отвлеклась. В данном случае команда «фу» может затормозить стремление к поиску. Правильна будет только команда «след» с угрожающей интонацией.

При контрольной выборке вещей неопытные дрессировщики по невнимательности часто путают искомый предмет с другим и при попытке собаки взять требуемую вещь подают команду запрещения. Такие действия тормозят стремление собаки к правильной выборке.

Аналогичные ошибки допускают и при проработке контрольных следов, когда проводник, перепутав, срывает собаку с правильного направления. Такие оплошности портят собаку.

Команду «фу» целесообразно подавать только при попытках собаки схватить лежащую на земле пищу, при набрасывании на прохожих, животных и в других аналогичных случаях.

Неправильное пользование командой. У молодых дрессировщиков часто встречается вредная привычка при подачз команды по нескольку раз повторять ее. Незаметно для себя такой дрессировщик воспитывает у собаки навык выполнения приема только после неоднократных команд. Так, например, дрессировщик дает собаке команду «лежать», но она не выполняет приема, будучи чем-то отвлечепа, а повторную команду «лежать» дрессировщик не связывает с принуждением. Такой метод не может воспитать у собаки безотказность, четкость выполнения действий и внимательность к командам.

Неуместное пользование парфорсом (строгий ошейник). Многие дрессировщики имеют привычку постоянно водить собаку на парфорсе, забывая, что пользование парфорсом - одна из крайних мер принуждения, сочетающегося обязательно с соответствующей командой и интонацией.

Постоянные ощущения парфорса притупляют степень воспри ятия его собакой, и роль парфорса как принудительного фактора снижается.

Злоупотребление дачей «лакомства». В дрессировке служебных собак лакомство не является единственным средством поощрения собаки и не всегда самым правильным. Не следует в период дрессировки длительное время давать лакомство при исполнении навыка. Когда с помощью этого безусловного раздражителя образуется новый условный рефлекс на поощряющую интонацию, следует больше пользоваться последней.

Дачу собаке лакомства, а также пищи всякий раз следует сопровождать поощряющей интонацией и командой «хорошо». Это вырабатывает вспомогательный условный рефлекс на интонацию и ускоряет прекращение дачи лакомства, уже мешающего работе.

Сталкивание процессов возбуждения и торможения. Сталкивание одинаковых по силе процессов возбуждения и торможения может вызвать у собаки расстройство условно-рефлекторной деятельности, обычно называемой срывом.

Отрабатывая «задержание убегающего», дрессировщик, желая отшлифовать навык, чтобы собака не трогала спокойно стоящего человека, при хватке собакой помощника дает команду запрещения «фу», сопровождая ее резким принуждением, а затем сразу же снова натравливает собаку, подавая команду «фасс». Резкая смена возбуждения и торможения, особенно у животных со слабыми и малоподвижными раздражительными и тормозными процессами, ведет к нарушению их нервной деятельности.

Дача собаке сложной задачи по дифереыцировке запахов на выборке с применением сильных средств принуждения при ошибках; злоупотребление выдержкой на брошенный предмет при ярко выраженном стремлении собаки в аппортировке; дача невыполнимых заданий по преодолеванию препятствий и другие подобные ошибки нервируют собаку и могут привести к срыву в сторону возбуждения или торможения нервной деятельности собаки в зависимости от типа.

Недооценка значения прочих раздражителей. Обстановка, и которой дрессируют собак, должна быть близка к той, в которой будет использована собака.

Однако еще часты случаи, когда дрессировщик, например, дает задание прокладчику следа на глазах у собаки. На конечной точке, после проработки следа, сразу же собаку привязывают, а дрессировщик и помощник весело беседуют, хлопая друг друга по плечу. Помощник протягивает дрессировщику папиросу, собака рычит, лает, расценивая эти жесты, как нападение на ее хозяина, но тут звучит запрещающая команда дрессировщика, а за ней иногда и рывок поводка.

Отрицательно действует на собаку и то, когда дрессировщик обращается с обнаруженным собакой помощником по-приятельски, задержанного не сдает третьему лицу, а отпускает на глазах собаки.

Разговоры, смех, шутки при дрессировке, натравливание собаки на своих товарищей недопустимы. Вялость, неповоротливость дрессировщиков, подача неправильных команд и жестов, неумелое пользование контрастными интонациями, скупость в поощрениях, неумелое управление поводком и другие лишние раздражители тормозят успех дрессировки.

Нежелательные связи у дрессируемой собаки. Наиболее частое последствие перечисленных выше ошибок дрессировщиков - появление у собак так называемых «нежелательных связей». Внешним показателем ошибочных действий дрессировщика является неожиданное изменение поведения собаки. Собака начинает проявлять какую-либо нежелательную связь или же совсем отказывается от выполнения команд или жестов, проявляя при этом слишком возбужденное или, наоборот, тормозное состояние. Нежелательные связи - это условные рефлексы, возникшие у собаки помимо желания дрессировщика в результате допущенных им ошибок. Их, как и вообще условных рефлексов, может быть множество. Такие нежелательные связи для работы очень вредны. Дрессировщик должен уметь предотвратить образование нежелательных связей и знать методы их устранения.

Наиболее часто встречаются следующие нежелательные связи.

Нежелательные связи при постоянной последовательности приемов. Если дрессировщик несколько дней подряд во время занятия, усадив собаку, потребует от нее «голос», затем уложит ее, а потом усадит, то примерно на 3–5 день, услышав команду «голос», собака подаст его, затем сядет, потом самостоятельно, без команды, ляжет. Если дрессировщик каждое занятие с собакой будет проводить в одной и той же последовательности, у собаки прочно закрепится постоянная последовательность выполнения отдельных действий, т. е. образуется «стереотип». Услышав первую команду, собака начнет выполнять все действия в одном и том же порядке, даже вые зависимости от подаваемых в дальнейшем команд и жестов.

Часто встречаются дрессировщики, которые, желая уложить собаку, обязательно дают ей сначала команду «сидеть», а затем уже «лежать», воспитывая этим самым связь на определенный порядок выполнения действий.

Надо приучить собак и требовать от них выполнения команд в разной последовательности. Укладывая из положения «стоять» или заставляя ползти из положения «стоять» или «сидеть», надо делать паузы (выдержки) между приемами. Это будет шлифовать четкость выполнения действий.

В дрессировке не должно быть места шаблону. Нельзя занятия превращать в ежедневное однообразное повторение одних и тех же действий и в неизменно установленной очередности.

Приходится иногда наблюдать, как дрессировщик, подзывая к себе собаку командой «ко мне», не опускает руку к бедру, а поднимает ее на высоту плеча. То же и при приеме укладки - звуковая команда «лежать» сопровождается подъемом руки, а не опусканием ее. В результате часто собака, только увидев поднятие руки проводником, не сделав выдержку, садится, ложится или подбегает к нему.

При обучении преодолению препятствий возникает нежелательная связь на обязательность прыжка при одном приближении к барьеру.

Иногда приходится наблюдать, как собака по команде проводника «вперед» преодолевает барьер, затем самостоятельно, в силу воспитавшейся нежелательной связи на последовательность приемов, перебегает по горизонтальному столбу, прыгает через плетень, взбирается по лестнице и т. д.

При следовой работе обычно всегда к ошейнику собаки пристегивают длинный поводок, затем усаживают ее перед исходной точкой, а после этого следует осмотр дрессировщиком места; все это, повторяемое неоднократно, воспитывает у собаки нежелательные связи - уже к моменту пуска собака находится в возбужденном состоянии, что вредно для работы по следу.

Чтобы предотвратить возможность возникновения таких нежелательных связей, необходимо приучать собаку к выдержке в течение 2–3 минут перед взятием препятствия (в положении усадки или укладки), следует изменять последовательность действий. Например, собака ждет команды «барьер», но звучит спокойный голос дрессировщика «рядом», и собаку отводят для дрессировки другим приемам.

Таким же путем надо устранять нежелательную связь на навык взбираться на лестницу и на обратный прыжок при преодолении препятствия. После нескольких подобных упражнений нежелательный условный рефлекс угаснет, и собака будет четко выполнять требования той команды, которая ей подана.

Умелое сочетание и чередование последовательности приемов, воспитание у собак выдержки предотвратит образование указанных нежелательных связей.

Нежелательные связи на обстановку. Если собака при обыске одного и того же участка местности будет постоянно обнаруживать на дереве, в яме, либо в других местах укрывшегося помощника или спрятанные вещи, то она в последующем, не производя обыска, начнет подбегать именно к знакомым ей местам.

Нежелательные связи на ориентиры возникают также при постоянной прокладке следов в одной и той же местности или при прокладке следов с конечной точкой у отдельно стоящего дома, дерева, куста, тропинок или дорог.

Если помощник конечную точку следа будет постоянно устанавливать у дерева, куста или другого какого-либо выделяющегося укрытия, у собаки обязательно возникнет нежелательная связь на вид этих предметов. Вид дерева, куста приобретет для собаки значение определенных условных раздражителей, и собака будет стремиться искать помощника за определенными укрытиями, не прорабатывая след.

При прокладке следов по снежной целине в зимнее время собаки увязывают обонятельные раздражители (запахи) со зрительными и через несколько занятий, совершенно не принюхиваясь, бегут по отпечаткам ног помощника.

Чтобы предотвратить такую нежелательную связь, надо в зимнее время проводить занятия по контрольным следам в населенных пунктах ночью, чаще практикуя угловую и веерную выборку следов.

Для собак со стойкой нежелательной связью па отпечатки ног рекомендуется прокладывать контрольные следы небольшой давности на территории, где имеются отпечатки ног большой давности и запахи слабой концентрации.

Занятия в таких условиях восстановят способность к работе по следу с помощью чутья.

Малоопытные дрессировщики часто заставляют помощников при прокладке контрольных следов оставлять ясно видимые условные знаки в виде воткнутых в землю палочек, флажков, взрыхленной ногами земли и т. д. Это также создает нежелательную связь на ориентиры, собака идет не по следу, а по видимым ориентирам.

Лучший способ устранения нежелательной на обстановку связи - постоянная смена участков занятий, мест укрытия помощников, прокладка следов в разных направлениях, параллельно и перпендикулярно дорогам и пешеходным тропинкам.

Нежелательные связи на команды. У некоторых дрессировщиков имеется вредная привычка часто повторять во время работы команду «след». При частом повторении команда «след» по существу превращается в сигнал «вперед» даже при утере разыскиваемого запаха.

При выборке вещей и человека частое повторение команды «нюхай» служит сигналом для движения вдоль разложенных вещей или стоящей группы людей. Собака воспринимает это, как «брать нельзя, иди дальше».

Пуская собаку на выборку, надо подавать команду один раз. Правильность выборки следует подкреплять командой «хорошо».

Нежелательная связь на поведение дрессировщика. При проработке углов иа контрольных следах часто возникает нежелательная связь на замедление темпа движения дрессировщика, натягивающего поводок перед поворотом. Собака при малейшем натяжении поводка, не принюхиваясь к следу, поворачивает в сторону. Для устранения этого рекомендуется при приближении к углу предоставлять собаке, как правило, свободу поиска и самостоятельного определения направления следа. Полезно при проработке следа между углами время от времени то ослаблять, то натягивать поводок, увеличивая и уменьшая темп движения.

Необходимо обращать внимание и на то, чтобы у собаки не образовалась при работе по следу нежелательная связь обязательного поворота на углу в одну какую-либо сторону. Форму углов (прямой, тупой, острый) и направление их (вправо, влево) надо постоянно изменять в различных вариантах.

Нежелательная связь на время суток. Занятия в одни и те же часы, как это часто практикуется, воспитывают у собак условные рефлексы на время: к началу обычного выхода на занятия, еще до появления дрессировщика, собаки приходят в суетливо-возбужденное состояние. К проработке следа или обыску местности в необычное для них время они проявляют меньшую активность. Для поддержания у собак постоянной заинтересованности в работе следует проводить занятия в разное время суток.

Нежелательные связи при выборке. Причинами часто встречающихся нежелательных связей при всех видах выборки являются: одинаковая последовательность в порядке выборки или построения группы людей; постоянство формы предметов, места и выбираемого помощника; ослабление натянутого поводка при приближении собаки к разыскиваемому человеку (вещи); напряженный наклон туловища, а затем выпрямление его с облегченным вздохом при правильном результате; щелкание пальцами, приставление ноги и пр.

Нежелательная связь на дрессировочный костюм. Она возникает в том случае, если, например, помощник воздействует на собаку в одном и том же дрессировочном костюме. У собаки вырабатывается прочный условный рефлекс на вид этого костюма, и она проявляет оборонительную реакцию на него. Поэтому необходимо часто менять одежду у помощников.

Нежелательная связь на постоянного помощника. Когда один и тот же человек привлекается в качестве помощника при прокладке следов, выборке, обыске местности, вызове злобы у собаки, задержании, конвоировании, то у собаки устанавливается связь с запахом, внешним видом, голосом, фигурой именно этого человека. Раздражители данного человека собака привыкает четко диференцировать, отличая их от других, похожих раздражителей. В любой обстановке она ищет только постоянного помощника, и становится неспособной находить других людей.

Дрессировщик во всех случаях должен тщательно анализировать поведение собаки, а также свои действия, правильно определяя причины изменения поведения собаки. Убедившись, что основная причина изменения поведения собаки - результат его ошибок, необходимо найти и устранить такие ошибки.

Чтобы восстановить обычное поведение собаки, целесообразно:

1) изменить обстановку занятий, при которых возникла нежелательная связь. Это исключит внешние раздражители, вызывающие или содействующие проявлению нежелательной связи,

2) временно прекратить практические занятия с собакой по определенным приемам, до угашения условного рефлекса на нежелательную связь.

Это - основные способы исправления результатов ошибочных действий. Однако в каждом случае при применении того или другого способа воздействия следует учитывать причину возникновения ошибки и особенности поведения дрессируемой собаки. Главная и основная задача дрессировщика - не допускать ошибочных действий. Поэтому каждый способ воздействия на собаку, намечаемый дрессировщиком, должен быть тщательно и всесторонне им продуман и только после этого проведен на практике.

Из книги Собаки. Новый взгляд на происхождение, поведение и эволюцию собак автора Коппингер Лорна

Изучение собак Почему нужно изучать собак? Биологический вид, к которому принадлежат домашние собаки, Canis familiaris, можно смело назвать успешным, даже чрезвычайно успешным. Это означает, что, трансформировавшись по сравнению со своими предками, волками, они и теперь

Из книги Расширенный фенотип [Дальнее влияние гена] автора Докинз Клинтон Ричард

Ошибки вследствие непредсказуемости или «недоброжелательности» окружающей среды Хотя животное может быть хорошо приспособлено к условиям внешней среды, но эти условия нужно расценивать как нечто среднее. Обычно невозможно подстроиться под каждое мелкое

Из книги Проверка поведения, ее теоретические основы и ее практическое выполнение автора Менцель Рудольф

III РАЗДЕЛ: Направленность положений по дрессировке и испытаниям на требования целевого разведения (Wesenszucht) и практического применения В вышеизложенном мы пытались разработать основные понятия для анализа поведения и дать приблизительные рекомендации для практического

Из книги Ступени эволюции интеллекта автора Сергеев Борис Федорович

Ошибки епископа Беркли Говорят, что лучше один раз увидеть, чем семь раз услышать. Действительно, лучше. Люди – зрительные существа. Однако как часто нас подводят ошибки зрения и зрительные иллюзии. Обман зрения можно вызвать специально, чем профессиональные фокусники

Из книги Собаки и их разведение [Разведение собак] автора Хармар Хиллери

Как разводить собак? Это колоссальный вопрос! Разведение собак - это игра, игра со своими правилами, с шансами на выигрыш и возможностью поражения, и может быть, поэтому оно так привлекательно. Постоянное стремление к совершенству - это предназначение собаковода, и нужно

Из книги Служебная собака [Руководство по подготовке специалистов служебного собаководства] автора Крушинский Леонид Викторович

2. Раздражители, применяемые при дрессировке собак В процессе дрессировки дрессировщик воздействует на нервную систему собаки безусловными и условными раздражителями.Для правильного использования этих раздражителей необходимо знать, какие безусловные и условные

Из книги Вдохновенные искатели автора Поповский Александр Данилович

6. Индивидуальный подход при дрессировке Изложить все возможные способы индивидуального подхода к собакам при дрессировке совершенно невозможно, так как здесь наибольшее значение должна иметь творческая инициатива самого дрессировщика применительно к особенностям

Из книги Фармацевтическая и продовольственная мафия автора Броуэр Луи

7. Основная ошибка дрессировщика Основной и главнейшей ошибкой большинства начинающих дрессировщиков является субъективный подход к собаке.Субъективный подход, ведущий к «очеловечиванию» собаки, игнорирует качественное различие между высшей нервной деятельностью у

Из книги Читая между строк ДНК [Второй код нашей жизни, или Книга, которую нужно прочитать всем] автора Шпорк Петер

Часть третья Основы мичуринской биологии. Вопросы содержания, ухода, кормления, разведения и выращивания собак. Краткие сведения о болезнях

Из книги Эволюция [Классические идеи в свете новых открытий] автора Марков Александр Владимирович

Из книги Биофизика познает рак автора Акоев Инал Георгиевич

Ошибки при изучении рынка сбыта Большинство врачей, направляясь на работу в перенасыщенные больными регионы, по наивности надеются на быстрый успех, не учитывая реальной обстановки. Речь же идёт о большом разочаровании с серьезными и чаще всего болезненными

Из книги Yerba Mate: Мате. Матэ. Мати. 9000 лет парагвайского чая автора Колина Аугусто

Ошибки прошлого: отмена процентных норм За 25 лет количество врачей утроилось, увеличившись на 40 % в промежутке между 1980 и 1985 гг. И это не предел! В начале 1988 г. ситуация складывалась следующим образом: плотность врачей: один врач на 405 жителей; терапевтов - 55 тыс.;

"Он меня не слушается!", " Я для него ничего не значу!", "Дома он такой ласковый, а на улице не слышит меня даже!" - узнаете? Почти каждый владелец собаки сталкивался с этой проблемой, жаловался такими или похожими словами на "безобразное" поведение своего любимца. "Ему интересны только собаки!" - из той же оперы.

И начинается этот кошмар любого владельца собаки, когда щенку исполняется 5-6 месяцев (хотя бывают вундеркинды, которые ведут себя так сразу, как их вывели погулять в первый раз). Так что же происходит с вашим любимым щенком? Неужели он действительно про вас полностью забывает и вы ему не нужны? Или может он вредничает? А может он вас даже и не любит?
Спокойно! Если дома ваш щенок лезет к вам на руки, хочет играть с вами, с удовольствием вылизывает вам лицо и не избегает вас, когда вам хочется его приласкать - все у вас с щенком в порядке. Он привязан к вам, вы ему дороги - но одно дело дома, в скучной, привычной и знакомой до последней пылинки на полу обстановке, а совсем другое, когда щенок видит большой, огромный, интересный и прекрасный мир во время прогулки.

Для начала вспомним, что наш щенок еще очень мал - психологически он не старше 6-8ми летнего ребенка, от которого мы почему то не ждем идеального послушания без воспитания. Нервная система щенка еще развивается, мозг растет - поэтому любое яркое впечатление захватывает его с головой и он просто не может переключиться на ваш голос. К сожалению, чем больше вы кричите, зовете щенка, тем больше учите его не обращать внимания на вас вообще... Как же так, спросите вы? Он же должен меня слышать!

Ну давайте разберемся.

Вариант номер один. Представьте, что вы читаете очень интересную книгу или играете в очень интересную игру. И тут вас зовут пить чай. Одно дело - если вы ждали этого чаепития, а человек который вас зовет два раза звать не будет. И другое, когда чай вас зовут пить по нескольку раз в день. Это называется "отсутствие мотивации". То есть значимость чаепития (заметьте, чаепития, а не человека!) в данной ситуации для вас невелика.

Вариант номер два. А теперь представьте, что вы смотрите очень захватывающий фильм, который подходит к самому напряженному моменту, вы полностью ушли с головой в просмотр... И тут вас зовут пить чай. И вроде вы слышите... А вроде и нет. Словно мимо ушей пролетает. И когда вас возмущенно встряхнут за плечо и спросят "Ты что, не слышишь?" - вы еще и удивитесь. Ведь не слышали же! А человек утверждает, что стоял у вас за спиной и звал вас не один раз на повышенных тонах. Врет? Вряд ли. Просто вы не могли переключиться - и это называется "доминантой поведения". То есть, вы были с головой погружены в какое то очень важное на данный момент дело и мозг просто игнорировал любые другие раздражители.

Ну что, узнали вашу собаку? В первом случае собака кидает взгляд на зовущего ее хозяина и продолжает заниматься своими делами. Во втором - она просто не реагирует, хоть на голове пляши.

Что же делать?
Если у вас вариант номер один - собака вроде и посматривает на вас, но не подходит - подумайте, а зачем ей к вам подходить? Неужели вы ей можете предложить что то интереснее, например, игры с другими собаками? Кусочек корма/печеньки? Ну так дома будет полная миска, да и вообще - ну неужто вы ей потом этих кусочков не дадите?
Это тот случай, когда надо просто подумать - что может быть для вашей собаке достаточно ценным, чтобы прерваться ради подбегания к вам.
Еда? Возможно. Но только если вы перестанете дома наваливать полную миску корма и начнете активно и часто подкармливать собаку на улице. А то и полностью переведете все кормление на такую основу - на улице, за команды, за подзыв. Собаке, кстати, такой вариант кормления намного интереснее обычной еды из миски - ведь она почти охотится, зарабатывает себе еду, это интересно и весело!

Вкусняшки? Тоже возможно. Но тогда уж вкусняшки должны быть такими, какие собака получает очень редко и ОЧЕНЬ ценит. Сыр, мясо, сосиски - главное, чтобы собаке не было плохо от этих лакомств. А уж если вы наварите собаке говяжьей печени и порежете ее на маааленькие кусочки... Не забывайте - еда важна и интересна, пока ее мало. Если кормить собаку здоровыми кусками колбасы за команды - она очень быстро наестся.

Одна женщина учила команду "место" со своей собакой - и очень долго билась над ней. Собака игнорировала обычную еду. Тогда отчаявшаяся хозяйка принесла на занятия шкурку от курицы гриль (которую собаке не давали, но от которой она всегда пускала слюни при одном запахе) и как следует натерла ей сумку, обозначающую место. Команда была выучена за одно занятие и очень полюбилась собаке))

Что может еще быть настолько важным для вашей собаки?
Игрушка? Да, очень даже может, если у вашей собаки если любимая игрушка. Достаточно будет играть с собакой только после ее подбегания на команду "ко мне", чтобы эта команда стала любимой.
Ласка, похвала? Если для вашей собаки это действительно важно - то и это поможет, но только придется несколько уменьшить ваши нежности к собаке в другое время, чтобы не обесценивать похвалу как награду за подход. А уж хвалить за подход по команде надо будет так, чтобы к вам сбегались собаки со всего парка. И стесняться никого не надо - что эти люди понимают в вашей любви к вашей собаке?))

Страх потерять хозяина? Отличная мотивация, кстати! Большинство собак боятся потерять хозяев и если окликнуть собаку, дождаться, что она на вас посмотрит, и тут же припустить со всех ног от нее - она кинется следом за вами. Главное не останавливайтесь и не тормозите, пусть догоняет, пусть поверит, что вы всерьез!
А иногда помогает несколько раз спрятаться от собаки (обязательно подглядывая за ней) и когда она заволнуется, что не видит вас, окликнуть ее. Пусть найдет вас по редким окликам, пусть обрадуется (и вы радуйтесь, как будто потерялись!). Зато будет намного активнее следить за вами в будущем!))

От Ярика я пряталась часто - и это отлично сработало, он очень следит за мной в лесу. Но взрослея, Ярик понял, что не так уж сложно меня найти - надо всего лишь очень внимательно оглядеться, а если не видно - то пробежаться по следам немного назад и как следует прислушаться. Я уж и дыхание затаивала, и чуть не в листья закапывалась - находит и без труда. Да еще на морде у него обычно написано что то вроде " Ну ты опять?". Но однажды я залезла в развилку дерева.... Вот тут то Ярик офигел. Он с высоко поднятым хвостом оглядел лес, пробежался по следу, послушал, еще раз огляделся... Нет меня! Тогда он, ни капли не пугаясь, побежал к площадке, откуда мы и ушли в лес. И там меня нет! (а я удобно устроившись отлично видела все эти метания). И когда Ярик слегка опустив хвост решительно ломанулся в лес - я его окликнула. Нашел он меня не сразу - пару раз пронесся мимо, пришлось окликать. Но зато какое офигевшее было у него выражение на морде, когда он медленно поднял голову и увидел меня на дереве!!!))

И запомните - запомните как самую важную заповедь любого хорошего хозяина - НИКОГДА, никогда не наказывайте собаку, если она все таки к вам подошла. Не важно, чем она занималась, не важно, что вы о ней думаете в этот момент и что чувствуете. Как бы вам не было это тяжело, - если вы только не хотите научить собаку убегать от вас по команде "ко мне" - обязательно похвалите, искренне и эмоционально, вашу собаку за то, что она все таки подошла к вам.
А если вам это очень сложно сделать - вспомните детство. Как не хотелось возвращаться домой, зная, что мама будет ругаться за опоздание. Как вы оттягивали этот момент возвращения. Ведь вы же не хотите, чтобы ваша собака боялась подходить к вам, вы же не хотите потерять ее доверие?
Так что придется брать себя в руки и хвалить))

Хорошо, с недостаточной мотивацией мы разобрались. Но что делать, если собака просто вас игнорирует? Проносится мимо, играя, бегает за птицами, лает на прохожих - и вы можете голос сорвать, уйти домой, бегать за ней с руганью до посинения....
Во первых, давайте разберемся - а чем вообще можно отвлечь собаку ли, человека ли, когда он ОЧЕНЬ увлечен. Кричать бесполезно - мы уже выяснили. Зато как отлично действует прикосновение! И не просто прикосновение - а хлопок. Резкий, четкий, а лучше всего двойной или тройной. Именно так мы привлекаем внимание других людей, когда они нас не слышат. И точно так же собака тыкает носом или шлепает лапой другую собаку, если та не замечает приглашения к игре. Это прикосновение должно быть неожиданным, резким и ровно той силы, чтобы отвлечь, но не напугать! (вы же не хотите сделать так, чтобы собака наоборот - боялась к вам подойти?). Проще всего сделать это с помощью поводка - дернуть его так, чтобы ошейник на шее собаки слегка хлопнул ее по шее. А чтобы рывочек поводком был резким и неожиданным - собака должна забыть, что она на поводке, то есть поводок до рывка должен быть абсолютно провисшим (иначе вся затея заранее обречена на провал).

Взрослым собакам чаще всего достаточно короткого, очень резкого, но слабого рывочка поводком, чтобы отвлечься. Но щенки, особенно подростки 6-10 месяцев, порой увлекаются настолько, что не чувствуют таких рывочков. Поэтому нужно осторожно, по нарастающей, произвести целую серию коротких рывков, наращавая их силу постепенно. И как только щенок на мгновение прервал свою бурную деятельность и обернулся к вам - не стойте столбом! Отбегайте! Станьте самым интересным объектом на свете для щенка - доставайте игрушку, вкусняшку, зовите радостным и веселым голосом, не замолкайте и хвалите щенка, пока он бежит к вам!
Если щенок очень-очень не хочет уходить от приятелей по игре и даже не оборачивается к вам - добейтесь хотя бы того, что он приостановился на секунду. И сразу отбегайте, слегка поддергивая провисший поводок на себя. Это очень важный момент - ведь у щенка уже есть доминирующая потребность в виде игры с другими собаками, и он в любой момент может развернуться снова к ним и опять "забудет" про вас. Такие легкие рывочки называют "мотивирующими" - они не причиняют собаке дискомфорта, но поддерживают внимание собаки к вам, пока она не добежала до ваших ног. Точно так же мы быстро касаемся собеседника, если он отвлекается в процессе разговора))
И самое важное - щенку, даже когда он добежал до вас, чаще всего не до вкусняшек и не до игрушек. Ему нужны собаки - и вы ничего не можете предложить ему более важного и классного в этот момент, вот хоть на изнанку вывернетесь. Но ведь если вы не подкрепите подход собаки к вам - она так и не научится отвлекаться и прибегать на ваш зов. Что же делать? Все просто - если щенок хочет играть с собаками, пусть бежит к ним. Это и будет вашим поощрением! Но чтобы щенок поверил, что это вы даете ему такую классную возможность снова вернуться к игре, важно сразу, как щенок оказался рядом с вами, громко и весело крикнуть ему "Гуляй!" и вместе с ним побежать обратно к собакам.
И делать так нужно несколько раз подряд - с перерывами в 2-3 минуты. Потому что если вы будете это делать слишком часто - щенок впадет в истерику от конфликта мотиваций. А если вы будете это делать редко - щенок быстро поймет, когда вы подзываете его, чтобы увести от этих классных веселых собак. И именно тогда, когда вы будете опаздывать на работу - он не подойдет))
И кстати, никогда не забывайте, что собаку надо отпустить с команды "ко мне" - иначе она быстро смекнет, что можно пролетая мимо вас, выхватить вкусняшку и снова "убежать в закат" (по сути команда выполнена, только вряд ли вас такой вариант подхода устроит)))

Я не обещаю вам, что щенок через десять повторений все поймет. Ведь это еще подросток - у него же семья пятниц на неделе, гормоны в голове и бананы в ушах. Чтобы выработать у подростка стойкую привычку - надо быть очень, очень упрямым. И ни в коем случае не злиться и не опускать руки!

Вы уже поняли - я описываю работу с поводком, потому что без поводка вы не можете щенка коснуться, пока он бегает вдали от вас. И если уж вы спустили щенка с поводка и знаете, что он к вам не подойдет - не надо кричать "ко мне!" (есть куча других слов от "иди сюда" до "на" и "да твою же мать!" - вы сами лучше меня знаете, на что лучше всего реагирует ваша собака)).. Либо просто поймайте щенка, пристегните на поводок, пустите его опять в игру и отзовите несколько раз подряд. Потому что если вы будете надеяться на "авось да небось" - мол, а может и подойдет, вы сами своими же руками научите собаку тому, что команда "ко мне" вовсе не обязательна, ведь после нее ничего не происходит.

Когда (именно когда, а не если!) у вас начнет все получаться на поводке - начинайте отпускать собаку с волочащимся за ней поводком, чтобы в любой момент перехватить его и привлечь внимание заигравшегося питомца. И только когда у вас все снова начнет получаться - только тогда можно пробовать отработку команды "ко мне" без поводка!

Как только вы добьетесь от собаки стопроцентного подхода к вам - учите ее задерживаться у ваших ног в любой удобной ей позе (самый простой вариант - сидя), постепенно увеличивая время, которое ей нужно просидеть, чтобы получить поощрение. А потом давайте ей поощрение не каждый раз, когда ей этого хочется - это повысит ценность поощрения и радость от его получения.

Ваша задача (и, я знаю, ваше огромное желание) - научить вашу собаку всегда и в любой ситуации слышать вас и сразу реагировать, а для этого надо сделать ваш голос, произносящий кличку или команду, самым важным и значимым событием в мире. Без сильной мотивации и без работы с отвлечением - вы никогда этого не добьетесь.
Но если вы будете упорны, последовательны и полны любви к вашему питомцу - у вас все обязательно получится. Помните - не бывает необучаемых собак, бывают только необучаемые хозяева))))

И небольшой фото урок - как НЕ надо и как НАДО звать собаку языком тела (за фото отдельное спасибо lindal ):

Вот так делать НЕ НАДО!
Что происходит? Человек стоит на месте, широко разведя руки или направив их в сторону собаки (словно хочет схватить ее). Для собаки ситуация мало понятна - если ты хочешь, чтобы я к тебе подошел, то почему ты стоишь на месте (а то и движешься на меня?!)? Неуверенные в себе собаки попытаются подойти очень медленно, а то и обойти кругом своего странного хозяина. А большинство - просто не подойдет, начнет нюхать землю, отвернутся и попытаются всеми возможными способаки, которые им достыпны сказать хозяину "УСПОКОЙСЯ УЖЕ!!!".

Даже Ярик, прекрасно знающий команду "ко мне", уверенный в себе и доверяющий мне - показывает языком тела, что он маааленький щеночек и идет очень-очень медленно, пытаясь меня успокоить и сообщить о своем непонимании и дискомфорте.

А вот так делать ВООБЩЕ НЕЛЬЗЯ!
Что происходит? Хозяин встал в угрожающую позу, а то и еще указывает на землю рядом с собой и говорит угрожающим тоном. Пугливые и недоверчивые собаки просто отбегут подальше на такое. Те, что поувереннее, начнут ходит кругами, почти ползти к хозяину. А собаки имеющие опыт наказания за команду "ко мне" - вообще не подойдут и могут убежать в ужасе от хозяина!

И даже если собака вас любит и доверяет вам, она будет как Ярик на фото идти медленно, сгорбившись, стараясь казаться меньше и безобиднее.

А подойдя к хозяину собака скорее всего ляжет...

И перевернется кверху пузом. И это будет не просьба почесать пузико, а испуганное "Я щеночек, я маленький щеночек - не убивай меня!!!". Мне лично было очень неприятно позировать и показывать на камеру это вот - потому что мне было очень жаль мою любимую собаку, которая ничем не заслужила такого(((

А вот так НАДО звать собаку!
Что происходит? Хозяин радостно зовет собаку и сразу, как она посмотрит на него, отбегает назад, хлопая в ладоши, хлопая по коленям и любыми другими способами (включая громкую и радостную похвалу) привлекая внимание собаки.

Когда собака начинает движение - если он идет медленно - хозяин ускоряется, в се быстрее отступая от собаки.

Когда собака подбегает близко - хозяин раворачивает корпус полубоком к собаке - тогда ей будет проще подойти к нему вплотную. Иначе с точки зрения собаки это будет хамством - такое беспардонное вторжение в личное пространство хозяина. (да, среди собак бывают и хамы, вы правы, но вот Ярик не такой)))

И если уж мы хотим похвалить собаку - не надо хватать ее за морду, ятнуть ее к себе, нависать сверху и всячески доминировать (как бы вам не хотелось этого!). Намного проще и приятнее для собаки самой подойти к вам для объятий - тогда и вы вволю наобнимаетесь, и собака не будет шарахаться от ваших поцелуйчиков после выполнения команды)))

Если вы вроде все сделали правильно, но неуверены, что собаке все понравилось - просто поросите ее прыгнуть к вам передними лапами на руки - и посмотрите в каком положении у нее хвост. Если поднят - то все в порядке, собака вам доверяет по прежнему, ей все понравилось и она с удовольствием прибежит к вам в следующий раз (если вы сможете ее отвлечь от других занятий)). Если опущен или поджат и собака старается поскорее спрыгнуть вниз (при том что обычно она так не делает) - подумайте, что вы все таки сделали неправильно. Например, не кипели ли вы от злости, пока собака бежала к вам, судорожно пытаясь при этом сделать голос ласковым? А то ведь собаки такие эмоции считывают легко и непринужденно и не очень то в восторге от хозяина, который зовет лоского, а сам в таком напряжении, как будто сейчас прибьет на месте))))
Учитесь отпускать эмоции - если собака бежит к вам, это счастье! И собака должна это счастье увидеть, тогда она будет счастлива снова, снова и снова прибегать на ваш зов!))

Всем привет!
Как же начать урок, когда ученик не готов слушать? А когда он высматривает ворон, думает о мячиках или побуркивает на всех прохожих? Без чего будет очень трудно и почти невозможно начать объяснять вашему хвостатому другу новый трюк или обучать новой команде - так это без внимания и заинтересованности (с обеих сторон, кстати).
Сегодня мы расскажем об упражнении «Глазки». Оно поможет вам наладить контакт с вашим хвостатым другом и разнообразит ваше времяпровождение! Упражнение просто-интересное для вас и сложно-вкусное для вашей собаки!
Важно! Во время выполнения этого упражнения не давайте собаке никаких команд, не привлекайте ее внимание (а, поверьте, будет очень хотеться!) и следите за тем, в каком положении находится ваше тело, не наклоняйтесь к собаке, не чмокайте губами и громко не моргайте!
Итак, приступим к упражнению! Посадите собаку с помощью кусочка перед собой (конечно, ваша собака знает команду «сидеть», но сейчас мы не отрабатываем ее, поэтому все будем делать без слов). Возьмите лакомство так, чтобы собака это видела, и спрячьте его за спину. При любых попытках собаки достать вкусняшку, просто игнорируйте собаку, не давайте никаких запрещающих команд, не злитесь. На крайний случай, если ваш друг сильно перевозбудится, дайте ему тайм-аут, выйдя из комнаты на минуту, затем вернитесь и начните заново.

Как только собака посмотрит на вас, успейте подловить этот момент с помощью слова похвалы "молодец" или клика (если используете кликер) или слова маркера «да» (или YES!) или звука (например, вау!) до того, как ваша собака опять начнет смотреть на лакомство, и сразу же поощрите собаку. Повторите это упражнение 2-3 раза. Сильно легко? Ну, что ж - пора чуть-чуть усложнить задачу.
Посадите собаку перед собой, возьмите вкусняшку и протяните руку в сторону. В этот раз вашей собаке, скорее всего, потребуется больше времени. Запаситесь терпением и помните о своей супер-миссии - быть очень-очень тихим и не привлекать внимание собаки! Получилось? А теперь проделайте то же самое, взяв лакомство в другую руку. Повторите 2-3 раза.
Готовы еще чуть-чуть повысить уровень сложности? Придерживая собаку за поводок, возьмите лакомство и положите его на пол (или на землю) так, чтобы собака видела его, но не могла дотянуться. И помните – никакого привлечения внимания к себе! Как только вы получили «глазки» - клик/похвала – и радостно разрешите собаке заполучить желанное угощение!
Это упражнение не научит вашу собаку подбирать с земли, так как собака:
1) видит, что ВЫ положили лакомство на землю
2) получает к нему доступ только после вашего разрешения.

Просите «глазки» в разных ситуациях:
* Перед кормлением. Возьмите в руки миску и дождавшись «глазок», щелкните кликером или скажите «да!». Пожелайте приятного аппетита
* Перед тем, как начнете любую игру. Возьмите игрушку в руку и ждите «глазок». Получили? Сразу кликайте (или говорите слов и начинайте играть! Делать это нужно без подачи какой-либо команды голосом. Ваша собака после нескольких тренировок поймет, что вы от нее требуете.
* Перед выходом на прогулку. Только дождавшись «глазок» открывайте дверь и отправляйтесь гулять. А на прогулке перед тем, как отстегнуть поводок, дождитесь глазок, не забудьте сообщить собаке звуком кликера или своим «да», что она сделала, что вы хотели от нее, отстегните поводок и радостно скажите «Гулять!». В данном случае, поощрение едой не требуется, так как разрешение гулять уже БОЛЬШАЯ радость!

Играя в эту игру, со временем вы заметите, что собака к вам более внимательна и больше заинтересована в вас. Значит, настало самое время работать над продолжительностью «глазок». Словите «глазки», посчитайте про себя до 2, кликните (или скажите "да", "молодец", "вау!") и поощрите собаку. Не стремитесь сразу к сильно долгому удержанию взгляда на себе. Всегда ставьте разумные и выполнимые задачи перед собакой! Начните с 2 секунд и к концу месяца при постоянных занятиях вы сможете увеличить время до 10 секунд.
Ввести голосовую команду «глазки» вы можете при условии, что собака справляется с выше описанными упражнениями на «отлично».
Как и при обучении любому трюку, начните свои занятия дома или в таком месте, где вероятность успеха выполнения для вашей собаки 99%! Затем постепенно переносите упражнение в условия с большим числом раздражителей!
Прекрасного дня вам и вашим хвостатым друзьям! И помните, что собака – ваше отражение.