Рассказ Выскочка — Михаил Пришвин

Наша охотничья собака, лайка, приехала к нам с берегов Бии, и в честь этой сибирской реки так и назвали мы ее Бией. Но скоро эта Бия почему-то у нас превратилась в Бьюшку, Бьюшку все стали звать Вьюшкой.

Мы с ней мало охотились, но она прекрасно служила у нас сторожем. Уйдешь на охоту, и будь уверен: Вьюшка не пустит чужого.

Веселая собачка эта Вьюшка, всем нравится: ушки, как рожки, хвостик колечком, зубки беленькие, как чеснок. Достались ей от обеда две косточки. Получая подарок, Вьюшка развернула колечко своего хвоста и опустила его вниз поленом. Это у нее означало тревогу и начало бдительности, необходимой для защиты, – известно, что в природе на кости есть много охотников. С опущенным хвостом Вьюшка вышла на траву-мураву и занялась одной косточкой, другую же положила рядом с собой.

Тогда, откуда ни возьмись, сороки: скок, скок! – и к самому носу собаки. Когда же Вьюшка повернула голову к одной – хвать! другая сорока с другой стороны хвать! – и унесла косточку.

Дело было поздней осенью, и сороки вывода этого лета были совсем взрослые. Держались они тут всем выводком, в семь штук, и от своих родителей постигли все тайны воровства. Очень быстро они оклевали украденную косточку и, недолго думая, собрались отнять у собаки вторую.

Говорят, что в семье не без урода, то же оказалось и в сорочьей семье. Из семи сорок одна вышла не то чтобы совсем глупенькая, а как-то с заскоком и с пыльцой в голове. Вот сейчас то же было: все шесть сорок повели правильное наступление, большим полукругом, поглядывая друг на друга, и только одна Выскочка поскакала дуром.

– Тра-та-та-та-та! – застрекотали все сороки.

Это у них значило:

– Скачи назад, скачи как надо, как всему сорочьему обществу надо!

– Тра-ля-ля-ля-ля! – ответила Выскочка.

Это у нее значило:

– Скачите как надо, а я – как мне самой хочется.

Так за свой страх и риск Выскочка подскакала к самой Вьюшке в том расчете, что Вьюшка, глупая, бросится на нее, выбросит кость, она же изловчится и кость унесет.

Вьюшка, однако, замысел Выскочки хорошо поняла и не только не бросилась на нее, но, заметив Выскочку косым глазом, освободила кость и поглядела в противоположную сторону, где правильным полукругом, как бы нехотя – скок! и подумают – наступали шесть умных сорок.

Вот это мгновение, когда Вьюшка отвернула голову, Выскочка улучила для своего нападения. Она схватила кость и даже успела повернуться в другую сторону, успела ударить по земле крыльями, поднять пыль из-под травы-муравы.

И только бы еще одно мгновение, чтобы подняться на воздух, только бы одно мгновеньишко! Вот только, только бы подняться сороке, как Вьюшка схватила за хвост и кость выпала.

Выскочка вырвалась, но весь радужный длинный сорочий хвост остался у Вьюшки в зубах и торчал из пасти ее длинным острым кинжалом.

Видел ли кто-нибудь сороку без хвоста? Трудно даже вообразить, во что превращается эта блестящая пестрая и проворная воровка яиц, если ей оборвать хвост. Бывает, деревенские озорные мальчишки поймают слепня, воткнут соломинку и пустят эту крупную сильную муху лететь с таким длинным хвостом, – гадость ужасная! Ну, так вот, это муха с хвостом, а тут – сорока без хвоста; кто удивился мухе с хвостом, еще больше удивится сороке без хвоста. Ничего сорочьего не остается тогда в этой птице, и ни за что в ней не узнаешь не только сороку, а и какую-нибудь птицу: это просто шарик пестрый с головкой.

Бесхвостая Выскочка села на ближайшее дерево, все другие шесть сорок прилетели к ней. И было видно по всему сорочьему стрекотанию, по всей суете, что нет в сорочьем быту большего сраму, как лишиться сороке хвоста.

Наша охотничья собака, лайка, приехала к нам с берегов Бии, и в честь этой сибирской реки так и назвали мы ее Бией. Но скоро эта Бия почему-то у нас превратилась в Бьюшку, Бьюшку все стали звать Вьюшкой.

Мы с ней мало охотились, но она прекрасно служила у нас сторожем. Уйдешь на охоту, и будь уверен: Вьюшка не пустит чужого.

Веселая собачка эта Вьюшка, всем нравится: ушки, как рожки, хвостик колечком, зубки беленькие, как чеснок. Достались ей от обеда две косточки. Получая подарок, Вьюшка развернула колечко своего хвоста и опустила его вниз поленом. Это у нее означало тревогу и начало бдительности, необходимой для защиты, – известно, что в природе на кости есть много охотников. С опущенным хвостом Вьюшка вышла на траву-мураву и занялась одной косточкой, другую же положила рядом с собой.

Тогда, откуда ни возьмись, сороки: скок, скок! – и к самому носу собаки. Когда же Вьюшка повернула голову к одной – хвать! другая сорока с другой стороны хвать! – и унесла косточку.

Дело было поздней осенью, и сороки вывода этого лета были совсем взрослые. Держались они тут всем выводком, в семь штук, и от своих родителей постигли все тайны воровства. Очень быстро они оклевали украденную косточку и, недолго думая, собрались отнять у собаки вторую.

Говорят, что в семье не без урода, то же оказалось и в сорочьей семье. Из семи сорок одна вышла не то чтобы совсем глупенькая, а как-то с заскоком и с пыльцой в голове. Вот сейчас то же было: все шесть сорок повели правильное наступление, большим полукругом, поглядывая друг на друга, и только одна Выскочка поскакала дуром.

– Тра-та-та-та-та! – застрекотали все сороки.

Это у них значило:

– Скачи назад, скачи как надо, как всему сорочьему обществу надо!

– Тра-ля-ля-ля-ля! – ответила Выскочка.

Это у нее значило:

– Скачите как надо, а я – как мне самой хочется.

Так за свой страх и риск Выскочка подскакала к самой Вьюшке в том расчете, что Вьюшка, глупая, бросится на нее, выбросит кость, она же изловчится и кость унесет.

Вьюшка, однако, замысел Выскочки хорошо поняла и не только не бросилась на нее, но, заметив Выскочку косым глазом, освободила кость и поглядела в противоположную сторону, где правильным полукругом, как бы нехотя – скок! и подумают – наступали шесть умных сорок.

Вот это мгновение, когда Вьюшка отвернула голову, Выскочка улучила для своего нападения. Она схватила кость и даже успела повернуться в другую сторону, успела ударить по земле крыльями, поднять пыль из-под травы-муравы.

И только бы еще одно мгновение, чтобы подняться на воздух, только бы одно мгновеньишко! Вот только, только бы подняться сороке, как Вьюшка схватила за хвост и кость выпала.

Выскочка вырвалась, но весь радужный длинный сорочий хвост остался у Вьюшки в зубах и торчал из пасти ее длинным острым кинжалом.

Видел ли кто-нибудь сороку без хвоста? Трудно даже вообразить, во что превращается эта блестящая пестрая и проворная воровка яиц, если ей оборвать хвост. Бывает, деревенские озорные мальчишки поймают слепня, воткнут соломинку и пустят эту крупную сильную муху лететь с таким длинным хвостом, – гадость ужасная! Ну, так вот, это муха с хвостом, а тут – сорока без хвоста; кто удивился мухе с хвостом, еще больше удивится сороке без хвоста. Ничего сорочьего не остается тогда в этой птице, и ни за что в ней не узнаешь не только сороку, а и какую-нибудь птицу: это просто шарик пестрый с головкой.

Бесхвостая Выскочка села на ближайшее дерево, все другие шесть сорок прилетели к ней. И было видно по всему сорочьему стрекотанию, по всей суете, что нет в сорочьем быту большего сраму, как лишиться сороке хвоста.

Ответы к школьным учебникам

Рассказ Пришвина называется «Выскочка», потому что в ней рассказывается о сороке-выскочке, которая поступала так, как ей хочется. «Из семи сорок одна вышла не то чтобы совсем глупенькая, а как-то с заскоком и с пыльцой в голове».

Вьюшка - охотничья собака, лайка, с реки Бии, в честь которой ее и назвали Бией. Но скоро Бия превратилась в Бьюшку, а потом ее стали звать Вьюшкой. В основном, она служила сторожем. «Веселая собачка эта Вьюшка, всем нравится: ушки как рожки, хвостик колечком, зубки беленькие, как чеснок». Вьюшка иногда разворачивала колечко своего хвоста и опускала вниз поленом - «это у нее означало тревогу и начало бдительности».

3. Что произошло с Вьюшкой? Как она проявила себя в ситуации с сорокой?

Вороватые сороки отвлекли внимание Вьюшки, утащили у нее косточку. Одна из сорок Выскочка подскакала к Вьюшке за второй косточкой, но собака поняла сорочий замысел. Выскочка схватила кость, но ей не хватило одного мгновения, чтобы подняться. Вьюшка схватила ее за хвост.

4. Что ты узнал о Выскочке? Какое чувство вызвала у тебя сорока? Случайно ли писатель так назвал её?

Сорока Выскочка вызывает смешанные чувства иронии и сострадания. Она глупо повела себя, вплотную приблизившись к собаке, но она отличается от других и действует на свой страх и риск. И Пришвин пишет, что она «не то чтобы совсем глупенькая, но с заскоком...» Выскочка в итоге лишилась длинного радужного хвоста, и остальные шесть сорок-воровок осудили ее.

5. На что рассчитывала Выскочка, приближаясь к собаке? Какой момент в рассказе самый напряжённый? Почему ты так считаешь?

«На свой страх и риск Выскочка подскакала к самой Вьюшке в расчете, что Вьюшка, глупая, бросится на нее, выбросит кость, она же изловчится и кость унесет». Самый напряженный момент в рассказе тот, когда Вьюшка украла кость, но ей не хватило совсем немного времени, чтобы улететь. «Вот только-только бы подняться сороке, как Вьюшка схватила ее за хвост и кость выпала».

6. Как расказчик относится к Вьюшке и Выскочке: с любовью, юмором, насмешкой, нежностью, состраданием? Объясни.

Автор относится к Вьюшке с любовью и юмором, так как она прекрасно служила сторожем, была веселой и всем нравилась. «Уйдешь на охоту, и будь уверен: Вьюшка не пустит врага». К Выскочке же Пришвин относится с насмешкой и состраданием. «Говорят, что в семье не без урода». Потерявшей хвост сороке рассказчик сострадает: «Видел ли кто-нибудь сороку без хвоста? Трудно даже вообразить, во что превращается эта блестящая пестрая и проворная воровка яиц. Ничего сорочьего не остается тогда в ней, и не за что в ней не узнаешь какую-нибудь птицу: это просто шарик пестрый с головкой».

7. Почему история, которую рассказал Пришвин, закончилась таким образом? Придумай другой конец. Запиши план рассказа в «Рабочую тетрадь».

Выскочка осрамилась и осталась без хвоста, потому что действовала не так, как надо всему сорочьему обществу, а как ей самой хотелось.

Наша охотничья собака, лайка, приехала к нам с берегов Бии, и в честь этой сибирской реки так и назвали мы ее Бией. Но скоро эта Бия почему-то у нас превратилась в Бьюшку, Бьюшку все стали звать Вьюшкой.
Мы с ней мало охотились, но она прекрасно служила у нас сторожем. Уйдешь на охоту, и будь уверен: Вьюшка не пустит чужого.
Веселая собачка эта Вьюшка, всем нравится: ушки, как рожки, хвостик колечком, зубки беленькие, как чеснок. Достались ей от обеда две косточки. Получая подарок, Вьюшка развернула колечко своего хвоста и опустила его вниз поленом. Это у нее означало тревогу и начало бдительности, необходимой для защиты, - известно, что в природе на кости есть много охотников. С опущенным хвостом Вьюшка вышла на траву-мураву и занялась одной косточкой, другую же положила рядом с собой.
Тогда, откуда ни возьмись, сороки: скок, скок! - и к самому носу собаки. Когда же Вьюшка повернула голову к одной - хвать! другая сорока с другой стороны хвать! - и унесла косточку.
Дело было поздней осенью, и сороки вывода этого лета были совсем взрослые. Держались они тут всем выводком, в семь штук, и от своих родителей постигли все тайны воровства. Очень быстро они оклевали украденную косточку и, недолго думая, собрались отнять у собаки вторую.
Говорят, что в семье не без урода, то же оказалось и в сорочьей семье. Из семи сорок одна вышла не то чтобы совсем глупенькая, а как-то с заскоком и с пыльцой в голове. Вот сейчас то же было: все шесть сорок повели правильное наступление, большим полукругом, поглядывая друг на друга, и только одна Выскочка поскакала дуром.
- Тра-та-та-та-та! - застрекотали все сороки.
Это у них значило:
- Скачи назад, скачи как надо, как всему сорочьему обществу надо!
- Тра-ля-ля-ля-ля! - ответила Выскочка.
Это у нее значило:
- Скачите как надо, а я - как мне самой хочется.
Так за свой страх и риск Выскочка подскакала к самой Вьюшке в том расчете, что Вьюшка, глупая, бросится на нее, выбросит кость, она же изловчится и кость унесет.
Вьюшка, однако, замысел Выскочки хорошо поняла и не только не бросилась на нее, но, заметив Выскочку косым глазом, освободила кость и поглядела в противоположную сторону, где правильным полукругом, как бы нехотя - скок! и подумают - наступали шесть умных сорок.
Вот это мгновение, когда Вьюшка отвернула голову, Выскочка улучила для своего нападения. Она схватила кость и даже успела повернуться в другую сторону, успела ударить по земле крыльями, поднять пыль из-под травы-муравы.
И только бы еще одно мгновение, чтобы подняться на воздух, только бы одно мгновеньишко! Вот только, только бы подняться сороке, как Вьюшка схватила за хвост и кость выпала…
Выскочка вырвалась, но весь радужный длинный сорочий хвост остался у Вьюшки в зубах и торчал из пасти ее длинным острым кинжалом.
Видел ли кто-нибудь сороку без хвоста? Трудно даже вообразить, во что превращается эта блестящая пестрая и проворная воровка яиц, если ей оборвать хвост. Бывает, деревенские озорные мальчишки поймают слепня, воткнут соломинку и пустят эту крупную сильную муху лететь с таким длинным хвостом, - гадость ужасная! Ну, так вот, это муха с хвостом, а тут - сорока без хвоста; кто удивился мухе с хвостом, еще больше удивится сороке без хвоста. Ничего сорочьего не остается тогда в этой птице, и ни за что в ней не узнаешь не только сороку, а и какую-нибудь птицу: это просто шарик пестрый с головкой.

Бесхвостая Выскочка села на ближайшее дерево, все другие шесть сорок прилетели к ней. И было видно по всему сорочьему стрекотанию, по всей суете, что нет в сорочьем быту большего сраму, как лишиться сороке хвоста.

19.04.2017

Тема: Произведения о природе М.Пришвина. М.М.Пришвин «Выскочка».

Форма проведения: урок- проект.

Цель: Формирование УУД через технологию РКМЧП (учебная стратегия «Пирамида критика») у обучащихся 4 класс в предметной области литературное чтение по теме: М.М.Пришвин «Выскочка»

Задачи:

познакомить учащихся с рассказом М.Пришвина «Выскочка», создать условия для формирования умений анализировать содержание произведения, учить определять главную мысль произведения, развивать внимание к авторскому слову, расширить знания о творчестве М Пришвина; отрабатывать навык беглого выразительного чтения;

умение выделять главное, обобщать, систематизировать, делать выводы; развивать речь, память, внимание, воображение;

развивать коммуникативные навыки, высказывать свои суждения по предлагаемым вопросам, оценивать поступки героев и свои поступки, создать условия для сотрудничества, воспитывать любовь к природе, Родине.

Оборудование: презентация к уроку, выставка книг М.М. Пришвина, мультимедийное обеспечение, раздаточный материал (карточки для групповой работы)

Ход урока.

1. Организационный момент. Эмоциональный настрой.

- Мысленно пожелайте добра и удачи друг другу. С хорошим настроением мы и начинаем наш урок.
- Ребята, когда вы сегодня шли в школу, кто из вас обратил внимание на погоду? Какое сегодня небо? Какие стояли деревья? Как вели себя птицы? Что изменилось в природе за ночь? (Ученики отвечают)

Вот видите, каждый человек по-своему воспринимает окружающую нас природу. Кругом полно чудес, а мы не всегда замечаем этого, проходим равнодушно. Однако был такой удивительный человек, писатель, который умел видеть красоту в неприметных оврагах, неглубоких вертких речках, тонком кружеве весенних лесов, в нитях осенней паутины, повисших на кленовых листьях. Он был страстным охотником, очень любил бродить по лесам, лугам, полям. А журавли посылали ему прощальную песню, еловая чаща расступалась перед ним, открывая свои тайны, одуванчики тянулись к нему навстречу своими желтыми ладошками. И всем им - солнцу, облакам, деревьям, травам и цветам он говорил: «Здравствуйте!». А главным героем его произведений, была природа.

2. Актуализация знаний учащихся. Самоопределение к деятельности.

Как называется раздел,который мы изучаем? (Природа и мы)

И сегодня продолжим знакомство с произведением, которое входит в раздел «Природа и мы».

- Сегодняшний урок -самый обычный, а его форма - проект. (Слайд 2) Что это?

(Щелчок). (Проект - это план действий, планировка, цепочка действий и обязательно какой-то результат (продукт).)

1) Определение темы проекта.

От чего отталкиваются при работе над любым проектом? (Определяют тему проекта, т.е. то, над чем будут работать.)

1) В местах, открытых для глаз человека, лисицы и ястреба, мать шла позади, чтобы не выпускать утят ни на минуту из вида. И около кузницы, при переходе через дорогу, она конечно пустила их вперед. («Ребята и утята», М.Пришвин)

2) Мы жили в деревне, перед окном у нас был луг, весь золотой от множества одуванчиков. Это было очень красиво. («Золотой луг» М.Пришвин)

3) А Зиночка, когда увидела у меня под заячьей капустой черный хлеб, так и обомлела:

Откуда же это в лесу взялся хлеб? («Лисичкин хлеб», М.Пришвин)

4) И часто-часто я думаю: что,если бы мы так для работы своей поднимались с солнцем! Сколько бы тогда у людей прибыло здоровья, радости, жизни и счастья! («Моя родина», М. Пришвин)

Что объединяет все эти произведения? (Автор М.Пришвин).

О чем все прочитанные вами отрывки? (О природе).

Сформулируйте тему урока-проекта.

Обсуждение. Дети в проектных группах формулируют тему проекта и записывают её на картах.

(Слайд 3) Тема проекта: Произведения о природе М.Пришвина.

Вы определили тему урока на основе отрывков из произведений М. М. Пришвина.

(Слайд 4)

(Учащиеся зачитыват свои отзывы о прочитанных рассказах).

(Слайд 5)

- Посмотрите внимательно на портрет писателя. Что можно сказать об этом человеке с первого взгляда? (Добрый, ласковый, внимательный взгляд). Михаил Михайлович прожил длинную жизнь, 81 год. Наблюдать, понимать, любить природу учился с ранних лет. Он заметил, что у птиц и зверей, деревьев и трав, есть свой язык, могут разговаривать они, совсем, как люди.Любил Михаил Михайлович лес. Шел он туда за открытиями: (Щелчок).

«Нужно было найти в природе такое, чего я еще не видел, и может быть, и никто еще в своей жизни с этим не встречался» - писал Пришвин. Возьмём эти слова эпиграфом нашего урока.

2). Постановка целей и задач урока в сотворчестве с детьми.

Мы уже прочитали достаточное количество произведений М. Пришвина. Поняли тему его произведений.Может быть, этого и достаточно? Нужно ли продолжать работу по этой теме и читать произведения писателя? Ведь и так всё ясно?! (Ответы детей)

Сегодня мы прочитаем один из рассказов Михаила Пришвина, который называется «Выскочка».

На доске тема М.М.Пришвин «Выскочка»

Сформулируйте цель своего проекта, т.е. (учитель помогает) закончите мою мысль:

(Слайд 6,7)

Совершенствовать знания о…..(творчестве М.М. Пришвина)

Проверка. Обсуждение.

А теперь определите план действий по заданной теме и задачи проекта по наводящим глаголам:

-Продолжить знакомство с…(творчеством М.Пришвина)

-Проанализировать …. (характеры главных героев).

-Понять…(главную мысль произведения)

3) Выдвижение гипотезы: (Слайд 9)

А к какому выводу мы обязательно должны прийти?

4) Конечный результат ( учебная стратегия «Пирамида критика»)

Показателем всей работы на уроке по литературному чтению что может быть?

Конечный результат сегодняшнего проекта вы запишете в конце урока в специально отведённом месте на карте. Это и будет результат и показатель вашей работы в группе.

3. Деятельностная стадия.

1).Биография писателя.

Вы лучше поймёте произведения М.М. Пришвина, сюжет его книг, прочитав выдержки из биографии об этом писателе. (Работа по группам.)

Текст для 1 группы:

(Слайд 10)

Пришвин родился в имении Хрущево Елецкого уезда Орловской губернии и провел здесь свое детство. Среди громадного сада с тополевой, ясеневой, березовой, еловой и липовой аллеями стоял старинный деревянный дом. Это было настоящее дворянское гнездо. Жилось в семье трудно - мать осталась вдовой с 5 детьми. Семья была вынуждена уехать в Германию. Там он окончил университет, стал агрономом. Он собирался заниматься наукой, но к 30 годам решил стать писателем.

Что узнали о жизни Пришвина?

Текст для 2 группы:

(Слайд 11)

Очень часто в произведениях Пришвина читатели встречаются с собаками. Все собаки, о которых рассказывает писатель, были «лично известны» автору - принадлежали ему самому или его друзьям. Он очень любил этих животных и даже немного завидовал их «нюхательному аппарату»: «Вот если бы мне такой аппарат, вот побежал бы я на ветерок по цветущей красной вырубке и ловил бы и ловил интересные мне запахи».

Каких животных особенно любил автор, и чему завидовал Пришвин?

Текст для 3 группы

(Слайд 12)

Неутомимый путешественник, он исходил и изъездил многие места нашей огромной страны, прекрасно знал ее север, Дальний Восток, Среднюю Азию, Сибирь. С наступлением ранней весны писатель отправлялся в леса, на речки и озера. Он умел видеть обыкновенное, волшебное в самом простом.

Михаил Михайлович так любил лес и так умел его понимать, что даже в обыкновенной заячьей капустке видел интересное: под жарким солнцем она закрывалась, а к дождю раскрывалась, чтобы ей больше дождинок перепало. Как будто она живое, разумное существо.

Где побывал Пришвин М.?

Текст для 4 группы

(Слайд 13)

Его первая книга вышла в 1905 году и называлась «В краю непуганых птиц». Из названия ясно, что Пришвин решил писать книги о природе. Он внимательно наблюдал за всем, что происходило вокруг него, и не только наблюдал, но и исследовал. Михаил Михайлович с детства любил охоту, но его охота была особенной: чаще всего не за птицей или зверем, а за открытиями. Вот как он вспоминал об этом.

«После чаю я уходил на охоту за перепелками, скворцами, соловьями, кузнечиками, горлинками, бабочками. Ружья тогда у меня еще не было, да и теперь ружье в моей охоте необязательно.

Моя охота была и тогда, и теперь - в находках. Нужно было найти в природе такое, чего я еще не видел, и, может быть, никто еще в своей жизни с этим не встречался.

Чем любил заниматься Пришвин?

2). Чтение и анализ рассказа «Выскочка».

Кого в жизни люди называют выскочкой? (человек, который стремиться показать себя лучше, чем он есть на самом деле и что он лучше других; человек, который все время перебивает; человек, который не даёт высказаться или сказать что-то другим; хочет, чтобы всегда и везде слушали только его)

Давайте обратимся к «Толковому словарю» Ожегова. Как там раскрыто значение этого слова?

Выскочка - это человек, который выдвинулся(отличился, стал заметным, известным) слишком быстро или занял видное общественное положение не по заслугам («Толковый словарь», Ожегов)

Открываем учебники с.92 и приступаем к чтению рассказа по цепочке, делая остановки по моему сигналу. (с карандашом в руке)

Чтение 1 части с.92 - до слов «Тогда, откуда ни возьмись, сороки: скок, скок! - и к самому носу собаки»

Вопросы после 1 остановки.

- Кто является героем рассказа?

Какой породы была Вьюшка?

Как можно было узнать, что она проявляет встревоженность, бдительность?

Чтение 2 части до слов с.93 «- наступали шесть умных сорок»

Вопросы после 2 остановки.

Ребята, ведь это была охотничья собака. Как так могло произойти, что сороки у неё утащили кость?

Чем же отличалась одна из сорок?

Как вы думаете нравилось ли это сородичам сороки?(они были недовольны, возмущены, им было досадно)

А как ответила им сорока, с каким настроением? (Задиристо, хвастливо).

Как про таких говорят?

Как вы думаете, удастся ли Выскочке обхитрить Вьюшку?

Чтение 3 части до конца.

Вопросы после прочтения всего текста.

Что же произошло между героями?

За что сороки осуждали Выскочку?

Почему же Пришвин назвал свой рассказ «Выскочка»?

Обратимся к тексту.

- Прочитайте, как у собаки появилась такая кличка? Бия - Бьюшка - Вьюшка, почему так менялась кличка? (любили, ловкая)

Найдите описание собаки. Какой литературный приём использует автор при описании Вьюшки? (сравнение)

Рассмотрите иллюстрацию учебника и найдите в тексте отрывок, который ей соответствует .(с. 94. И только бы ещё одно мгновение …)

С каким чувством рассказывает писатель о Выскочке в этом эпизоде (с сожалением, юмором, иронией, смеётся на дней)

Здесь М. Пришвин использует художественный прием - иронию.

Какая сорока была до схватки?(заносчивая, гордая, храбрая, легкомысленная, вертлявая, неосторожная).

После схватки? - жалкая, общипанная, без хвоста.

А какое чувство испытала Выскочка в конце рассказа?(стыда).

Можно ли сравнивать поведение птицы с поведением человека? А в жизни людей такое случается? Пожалуйста, обсудите в группах.

Подумайте каждый про себя: похож ли я на Выскочку и хорошо ли, быть таким?

3) Составление отзыва о прочитанном (работа в группах).

Предлагаю поработать в группах и каждой группе составить свою пирамиду критика.

Чтобы легче было организовать свою деятельность, предлагается инструкционная карта.

Презентация «пирамид». (Пирамида критика, одна из форм написания отзыва о рассказе, книге.)

4. Рефлексия.

- Определим главную мысль рассказа? О чем хотел сказать автор? (Не надо быть выскочкой)

Чему мы научились, прочитав это произведение (не надо гордиться, зазнаваться, а то можно попасть впросак, не надо быть выскочкой).

Какие задачи мы решали, двигаясь к цели.

Гипотеза нашего проекта подтвердилась? (Обращение к эпиграфу урока)

Давайте прочитаем, как об этом сказал Пришвин : (Слайд 15)

«Мы - хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Рыбе - вода, птице воздух, зверю лес, степи, горы. А человеку нужна родина. И охранять природу - значит охранять Родину».

Как вы понимаете смысл этих слов?

Природа наша очень богата и каждому живому существу на земле своё место предназначено. Если мы будем охранять природу, значит, наша Родина будет ещё богаче.

Что такое природа для вас?

Предлагаю оценить работу своей группы по шкале: «Интересно», «Трудно».

5. Итог урока.

- С творчеством какого писателя мы познакомились?

Как называется рассказ?

Какие рассказы M.M Пришвина вы посоветовали бы прочитать своим друзьям. Почему?

Почему человеку надо знать и понимать жизнь природы?

(Слайд 16)

Мне понравилось…

Мне было трудно…

Мне было интересно…

6. Домашнее задание.

1) Подготовить подробный пересказ рассказа.

2) Обычную сороку Пришвин описал в рассказе так, что она кажется необыкновенной.Попробуйте и вы описать любое животное, любой эпизод из его жизни так же умно - умно, хитро - хитро, просто - просто, как это делал М.М.Пришвин.

Идёт один из весенних дней.

Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь друг другу, мне и гостям и подумайте: как хорошо, что мы сегодня были здесь вместе!