Основные требования к проведению антропометрического исследования

Для оценки физического развития используют главным образом данные антропометрических измерений (рост, вес, размеры отдельных частей тела и др.).

Измерение роста детей на первом году жизни. Измерение производят специальным ростомером в виде широкой доски длиной 80 см и шириной 40 см. С одной стороны доски нанесены деления в сантиметрах. У ее начала имеется неподвижная поперечная планка. В конце шкалы находится подвижная поперечная планка, легко передвигающаяся по сантиметровой шкале.

Ноги должны быть выпрямлены легким надавливанием левой руки на колени; правой рукой подводят подвижную планку ростомера плотно к подошвам выпрямленных ног.

Расстояние между подвижной и неподвижной планками соответствуют росту ребенка. Точность таких измерений ± 0,5 см.

Измерение роста детей старшего возраста. Измерение производят ростомером, который представляет собой деревянную доску длиной 2 м 10 см, шириной 8 - 10 см и толщиной 50х75 см. На вертикальной доске нанесены 2 шкалы деления (в см): одна (справа) для роста стоя, другая (слева) для измерения длины тела сидя. По ней скользит планка длиной 20 см. На уровне 40 см от пола к вертикальной доске прикреплена откидная скамейка для измерения роста сидя.



Взвешивают детей с момента рождения до 2-3 лет на чашечных весах с максимально допустимой нагрузкой до 20 кг (рис. 23.3). Весы состоят из лотка и коромысла весов с двумя шкалами делений: нижняя – в килограммах, верхняя - в сотых долях килограмма. У коромысла весов есть противовес. В случае, если весы не уравновешены, следует осторожно повернуть шайбу (микровинт) на противовес к себе или от себя, ориентируясь на указатели равновесия.

Техника взвешивания : сначала взвешивают пеленку. Ребенка укладывают на широкую часть лотка головой и плечевым поясом, ножки – на узкую часть лотка. Если ребенка можно посадить, то его сажают ягодицами на широкую часть лотка, ноги – на узкой части. Класть ребенка на весы и снимать с них можно только при закрытых коромыслах весов, стоя лицом к шкале весов. Показатели весов снимаются с той стороны гири, где имеются насечки или вырезки. После записи веса гири ставят на ноль, а коромысло весов – на предохранитель. Для определения веса ребенка необходимо из показаний весов вычесть вес пеленки. Точность взвешивания ±10 мг.

Окружность головы измеряют сантиметровой лентой, которую проводят сзади через наиболее выдающуюся точку затылочного бугра, а спереди – по надбровным дугам (рис.23.5).

Размеры большого родничка у грудных детей определяют, измеряя расстояние от середины одной из четырех сторон его к другой, противоположной, но не по диагоналям (от угла к углу).

Для измерения высоты головы применяют антропометр или специальный циркуль, один конец которого устанавливают на макушке головы, а другой – на наиболее выдающейся части подбородка.

Для характеристики физического развития ребенка большое значение имеет оценка особенностей его грудной клетки и живота, а также соотношение окружностей.

Окружность грудной клетки измеряют в состоянии покоя (рис 23.6). Ленту накладывают сзади под углами лопаток, а спереди – по околососковым кружкам. У девочек пубертатного возраста спереди ленту проводят по четвертому ребру. Измерение у детей первого года жизни проводят в положении лежа, а у детей старшего возраста – стоя (руки опущены, дыхание спокойное).

Измерение груди проводят на высоте вдоха, при полном выдохе и при спокойном дыхании.

Для того чтобы измерить переднезадний и поперечный диаметры грудной клетки, пользуются особым циркулем. При измерении переднезаднего диаметра одну ножку циркуля помещают у нижнего конца тела грудины, а другую – на этом же уровне у остистого отростка позвоночника. Для определения поперечного диаметра ножки циркуля устанавливают по средней подмышечной линии на уровне нижнего края грудины.

Окружность живота измеряют на уровне пупка. Если живот значительно увеличен, измерительную ленту проводят в области наибольшего его выпячивания. Окружность живота у здорового ребенка должна измеряться до еды (большого значения для оценки состояния физического развития ребенка измерение живота не имеет). У больного ребенка такое неоднократное измерение бывает необходимо при наличии заболеваний, при которых происходят изменения в объеме живота (асцит, опухоли, метеоризм и пр.)

Длину туловища определяют по расстоянию от остистого отростка седьмого шейного позвонка до кончика копчиковой кости. У маленьких детей измерение туловища проводят в положении лежа на боку, у старших – в положении стоя: сантиметровая лента при измерении должна быть плотно приложена к поверхности спины.

Измерение конечностей . Длину конечностей измеряют антропометром Мартина, а при его отсутствии – обычной сантиметровой лентой.

Длину руки измеряют от акромиона до конца третьего пальца; длину плеча – от акромиона до верхушки локтевого сустава; длину предплечья – от локтевого сустава до середины запястья.

Окружность плеча определяют по области наибольшего развития двуглавой мышцы (верхней трети плеча). Измерение проводят два раза: сначала при свободно опущенной руке и расслабленных мышцах и затем – при напряженном состоянии мышц. Ребенка просят поднять руку до уровня плеча, и, согнув ее в локте, насколько возможно напрячь мышцы.

Длину ноги измеряют от большого вертела бедра до уровня подошвы; длину бедра – от большого вертела до коленного сустава; длину голени – от коленного сустава до лодыжки. Окружность бедра измеряют приблизительно на уровне промежности в наиболее широкой части бедра; измерительную ленту проводят горизонтально непосредственно под ягодичной складкой.

Окружность голени определяют на икроножных мышцах, на уровне их наибольшего объема.

23.2.Оценка физического развития детей разного возраста.

Физическое развитие ребенка Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) определяет как суммарный индикатор состояния здоровья отдельного ребенка и популяции, а показатели физического развития детей раннего возраста как критерий оценки социально-экономического развития отдельного региона, страны. Мониторинг физического развития детей раннего возраста ВОЗ считает одним из наиболее эффективных мероприятий, осуществляемых медицинскими работниками по снижению уровня смертности и заболеваемости детей раннего возраста. Оценка физического развития ребенка до 3 лет проводится на основании «Норм роста», которые разработаны ВОЗ в 2006 году и рекомендованы, как международный стандарт физического развития ребенка во всех странах независимо от этнической принадлежности, социально-экономического статуса и вида питания. Данные нормы (стандарты) физического развития детей раннего возраста необходимо использовать:

Медицинским работникам: как эффективный инструмент скрининговой оценки физического развития детей раннего возраста для своевременного выявления отклонений от нормы и заболеваний, консультирование родителей, назначения в случае необходимости необходимого обследования и лечения;

Организаторам здравоохранения: как инструмент для обоснования необходимости разработки государственных и региональных программ, направленных на реализацию права ребенка на нормальное физическое развитие, поддержку грудного вскармливания, обеспечение рационального питания, повышение доступности и качества медицинской помощи детям и матерям;

Родителям: как инструмент, который позволяет семье вместе с медицинскими работниками более эффективно осуществлять мониторинг физического развития ребенка, понимать важность и необходимость выполнения рекомендаций по вскармливанию и питанию, своевременно обращаться за медицинской помощью.

Оценка физического развития проводится при каждом обязательном медицинском профилактическом осмотре ребенка. Медицинской сестрой выполняются антропометрические измерения (взвешивание, измерение длины / роста и окружности головы). Полученные данные наносятся на соответствующие графики физического развития, которые заполняются отдельно для мальчиков и девочек. Это дает возможность увидеть тенденцию физического развития ребенка за определенный период времени и выявить проблемы физического развития. Также необходимо обратить внимание на динамику показателей за период наблюдения за ребенком.

Оценка физического развития детей старшего возраста также проводится на основании результатов антропометрических исследований, путем сравнения индивидуальных показателей ребенка с нормативными. Для этого используют метод ориентировочных расчетов по эмпирическим формулам и метод антропометрических стандартов. Метод ориентировочных расчетов по эмпирическим формулам базируется на знании основных закономерностей увеличения массы и роста, окружностей головы и грудной клетки. Следует отметить, что этот метод дает лишь приблизительную картину физического развития ребенка и редко используется педиатрами.

Метод антропометрических стандартов точный, поскольку индивидуальные антропометрические величины сравниваются с нормативными соответственно возрасту и полу ребенка. Существуют регионарные таблицы стандартов двух типов: сигмальных (параметрического) и центильных (непараметрического).

Метод сигмальных стандартов . Суть данного метода заключается в сравнении полученных показателей по каждому признаку со средними (стандартными) данными, разработанными на основе проведения массовых антропометрических обследований детей разного возраста. Результаты сопоставления антропометрических данных со стандартными позволяют оценить каждый признак в отдельности.

Существенным недостатком данного метода является то, что каждый признак оценивается отдельно, без взаимосвязи с другими показателями.

Метод центильных стандартов . Суть метода заключается в следующем: все результаты измерений одного признака располагаются в восходящей градации в виде упорядоченного ряда. Этот упорядоченный ряд, охватывающий весь диапазон колебаний признака, делят на 100 интервалов. Попадания в них имеют равные вероятности, но диапазоны таких центильных интервалов в абсолютных единицах измерений неодинаковы. Центральной тенденцией упорядоченного ряда является пятидесятый центиль - медиана. Обычно для характеристики распределения приводят не все 100, а лишь 7 фиксированных центилей: 3-й, 10-й, 25-й, 50-й, 75-й, 90-й, 97-й.

Промежутки между центильным вероятностями называют центильным интервалами (коридорами). Этот метод не математический и поэтому лучше характеризует вариационные ряды в биологии и в частности в медицине. Он достаточно прост в использовании, не требует расчетов, в полной мере позволяет оценить взаимосвязь между различными антропометрическими показателями и потому широко используется в мире. В подавляющем большинстве случаев отклонения от стандартных темпов роста массы тела и длины/роста свидетельствуют о нарушениях в состоянии здоровья и требуют тщательного анализа ситуации с применением соответствующих мер.

Контрольные вопросы

1. Антропометрические измерения и особенности их проведения у детей разного возраста.

2. Особенности проведения оценки физического развития детей разного возраста.

АНТРОПОМЕТРИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ - измерение роста, массы тела.

  • Определение роста стоя проводят с помощью ростомера. Пациент должен быть без обуви.
  • У женщин с высокой прической при измерении роста волосы должны быть распущены.
  • Пациент должен стоять без напряжения.

АЛГОРИТМ действия медсестры при измерении роста (стоя):

  1. Поставьте пациента на площадку ростомера спиной к стойке со шкалой так, чтобы он касался ростомера тремя точками (пятками, ягодицами и межлопаточным пространством);
  2. Голову слегка наклонить, чтобы верхний край наружного слухового прохода и нижний край глазницы расположились на одной линии, параллельно полу;
  3. Медсестре встать сбоку от пациента;
  4. Опустить на голову пациента планшетку;
  5. Отсчет проводите по нижнему краю планшетки;
  6. Запишите данные роста пациента в температурный лист.

АЛГОРИТМ действия медсестры при измерении роста (сидя):

1. Пациента посадить на скамейку, спиной к стойке ростомера так, чтобы он

касался ростомера крестцом и межлопаточным пространством;

2. Голову слегка наклонить так, чтобы наружный край глазницы и козелки

ушных раковин были на одной горизонтали;

3. Медсестре встать сбоку от пациента;

4. Опустите планшетку на голову пациента;

5. Отсчет проводите по нижнему краю планшетки;

6. Запишите данные роста пациента в температурный лист.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ МАССЫ ТЕЛА (ВЗВЕШИВАНИЕ).

Массу тела пациента определяют на медицинских весах, которые перед взвешиванием должны быть выверены и отрегулированы.

Следует соблюдать правила взвешивания пациента: проводить взвешивание натощак, в одной и той же одежде, после опорожнения мочевого пузыря и кишечника, без обуви.

ВНИМАНИЕ! На весах две гири: большая - десятки, маленькая - в пределах одного десятка килограммов и граммы.

АЛГОРИТМ действия медсестры при определении массы тела пациента:

  1. Отрегулируйте весы;
  2. Поставьте пациента на середину площадки весов;
  3. Откройте затвор весов;
  4. Продвигайте гири на весах влево до тех пор, пока уровень коромысла весов не совпадет с контрольным;
  5. Закройте затвор;
  6. Посмотрите и запишите данные в температурный лист;

Масса тела в норме в среднем определяется по формуле: РОСТ - 100.

НАПРИМЕР: Рост человека 163 см, таким образом нормальный вес его должен составлять 63кг.

ИЗМЕРЕНИЕ ОКРУЖНОСТИ ГРУДНОЙ КЛЕТКИ.

Необходимые принадлежности:

Сантиметровая лента, 0,5% раствор хлорамина.

Алгоритм действий м/с:

  1. Попросите пациента развести руки в стороны.
  2. Сантиметровую ленту наложите сзади под нижним углом лопатки, спереди - у мужчин и у детей по нижнему краю около-сосковых кружков, у женщин - под молочными железами по месту прикрепления 4 ребра к грудине.
  3. После наложения ленты руки пациента опустите.
  4. Измерение проводят в трех положениях:

а) в состоянии покоя

б) при полном вдохе;

в) при максимальном выдохе.

  1. Данные измерения занесите в историю болезни. Разница между показателями на вдохе и выдохе называется экскурсией грудной клетки
  2. Продезинфицируйте сантиметровую ленту.

АЛГОРИТМ ПОДСЧЕТА ДЫХАТЕЛЬНЫХ ДВИЖЕНИЙ.

  1. Возьмите пациента за руку так же как для исследования Рs на лучевой артерии, тем самым отвлеките его внимание).
  2. Другую руку положите на грудную клетку (при грудном типе дыхания) или на эпигастральную область (при брюшном типе дыхания).
  3. Подсчитайте число вдохов в 1 минуту.

Число дыхательных движений (частота) регистрируется в температурном листе графическим способом.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ АРТЕРИАЛЬНОГО ПУЛЬСА.

Пульс (Рs) - это колебания стенки артерии, обусловленные выбросом крови в артериальную систему.

Характер пульса зависит от:

  1. величины и скорости выброса крови сердцем;
  2. состояния стенки артерии (эластичность).

Артериальный пульс ОБЫЧНО определяют на лучевой артерии.

АЛГОРИТМ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПУЛЬСА НА ЛУЧЕВОЙ АРТЕРИИ.

  1. Пальцами правой руки охватите кисть пациента в области лучезапястного сустава.
  2. Первый палец расположите на тыльной стороне предплечья.
  3. II - IY пальцами нащупайте пульсирующую лучевую артерию и прижмите ее к лучевой кости.
  4. Определяйте характеристики пульсовых волн в течение 1 минуты.
  5. Необходимо определять пульс одновременно на правой и левой лучевых артериях, сравнивая их характеристики, которые в норме должны быть одинаковыми.
  6. Данные, полученные при исследовании пульса на лучевой артерии, записывают в историю болезни или амбулаторную карту, отмечают ежедневно красным карандашом в температурном листе. В графе «П» (пульс) представлены значения частоты пульса от 50 до 160 в минуту.

АЛГОРИТМ ИЗМЕРЕНИЯ АД:

Измеряют АД обычно 2 - 3 раза с промежутками 5 минут, при этом воздух из манжетки надо выпускать каждый раз полностью.

  1. Наложите манжетку тонометра на обнаженное плечо пациента на 2 - 3 см выше локтевого сгиба. Одежда не должна сдавливать плечо выше манжетки.

Закрепите манжетку так плотно, чтобы между ней и плечом входил только один палец.

  1. Положите правильно руку пациента в разогнутом положении, ладонью вверх, мышцы расслаблены.
  2. Соедините манометр с манжеткой. Стрелки манометра должны быть на нулевой отметке шкалы.
  3. Нащупайте пульс на плечевой артерии в области локтевой ямки и поставьте на это место фонендоскоп.
  4. Закройте вентиль на груше и накачайте в манжетку воздух. Воздух нагнетайте до тех пор, пока давление в манжетке по показаниям монометра не превысит примерно 30 мм рт.ст. тот уровень, при котором перестает определяться пульсация лучевой артерии.
  5. Откройте вентиль и медленно, со скоростью не более 20 мм рт.ст. в секунду, выпускайте воздух из манжетки. Одновременно фонендоскопом выслушайте тоны на плечевой артерии и следите за показателями шкалы манометра.
  6. При появлении над плечевой артерией первых звуков отметьте уровень систолического давления.
  7. Отметьте величину диастолического давления, которая соответствует моменту полного исчезновения тонов на плечевой артерии.
  8. Данные измерения АД запишите в виде дроби (в числителе - систолическое давление, а в знаменателе - диастолическое).

Подчеркиваем еще раз! АД нужно измерять 3 раза в день. За достоверный - брать средний результат, так как учитывается реакция сосудов на сжатие (может быть спазм, в таком случае АД выше).

АЛГОРИТМ ИЗМЕРЕНИЯ ТЕМПЕРАТУРЫ ТЕЛА ПАЦИЕНТУ:

  1. Убедитесь в целостности термометра.
  2. Встряхните термометр, чтобы столбик ртути был ниже отметки 35 градусов.
  3. Осмотрите подмышечную впадину на предмет воспалительных явлений и повреждений кожи.
  4. Протрите кожу в подмышечной впадине сухим полотенцем.
  5. Поставьте термометр так, чтобы резервуар с ртутью полностью был окружен складками кожи.
  6. Измеряйте температуру тела в течение 10 минут.

Антропометрия - это измерение ряда соматометрических параметров человеческого тела: массы тела, роста, ширины плеч, окружности грудной клетки и некоторых функциональных показателей: жизненной емкости легких (ЖЕЛ) и силы мышц. При исследовании на пациенте должен быть минимум одежды.

Соматометрические показатели включают в себя массу тела, рост, окружность груди, живота, конечностей.

Масса тела. Взвешивание должно проводиться на десятичных медицинских весах с точностью до 50 г. Весы перед проведением исследований должны быть выверены. Взвешивание желательно проводить в утренние часы, натощак.

Рост стоя измеряют с помощью ростомера или антропометра. Обследуемый стоит к ростомеру спиной, касаясь пятками, ягодицами и межлопаточной областью вертикальной стойки прибора. Голова располагается так, чтобы наружный угол глаза и верхний край слухового прохода (козелок уха) находятся на одной прямой параллельной полу, и не касается затылком стойки ростомера. Рост ребенка до 2 лет измеряют в положении лежа.

Рост сидя измеряется при аналогичном положении туловища и головы, а ноги согнуты в коленях и стопами опираются о пол. При вычитании величины роста сидя из величины роста стоя определяют длину ног.

Окружность груди измеряют в трех состояниях: в моменты максимального вдоха, полного выдоха и в покое. Сантиметровую ленту накладывают сзади под нижними углами лопаток и спереди: у детей и мужчин по нижней сосковой линии, у женщин над грудной железой на уровне верхнего края IV ребра. Разность между величинами вдоха и выдоха отражает подвижность (размах) грудной клетки. Этот показатель у мужчин равняется 6-8 см, у женщин 4-6 см, у спортсменов достигает 10-14 см, у лиц, перенесших заболевания легких этот показатель может быть сниженным до 1-2 см или равен 0.

Окружность живота измеряют в положении лежа на боку, на уровне наибольшей его выпуклости, а талию — в положении стоя на уровне наименьшей выпуклости живота.

Окружность плеча определяется путем наложения сантиметровой ленты в области наиболее выступающей части двуглавой мышцы плеча вначале в расслабленном состоянии при опущенной вниз руке, а затем при максимальном напряжении мышц плеча и предплечья в положении приподнятой до уровня надплечья и согнутой в локте руки.

Окружность бедра определяют под ягодичной складкой, а голени - в области наибольшей выпуклости икроножной мышцы.

Ширину плеч измеряют тазомером, устанавливая ножки его на выдающемся крае акромиона. При измерении ширины таза ножки тазомера ставят между точками гребней подвздошных костей.

Жизненную емкость легких определяют с помощью спирометра. Обследуемый в положении стоя выполняет предварительно два-три раза обычный вдох и выдох, а затем, после непродолжительного отдыха производит глубокий вдох и, взяв в рот мундштук трубки спирометра, выполняет равномерный выдох до отказа. Измерение повторяют 2-3 раза и учитывают наибольший результат. Средние показатели ЖЕЛ для взрослых мужчин составляют 35004000 мл, а для женщин - 2500-3000 мл. У спортсменов в зависимости от вида спорта и уровня квалификации этот показатель варьирует в широком диапазоне.

Мышечная сила измеряется с помощью динамометров. Сила мышц кисти определятся путем максимального сжатия ручного динамометра кистью, отведенной вперед или в сторону прямой руки. Средние показатели силы правой кисти для мужчин составляют 45-50 кг, для женщин соответственно 35-40 кг, левой на 5-7 кг меньше. Величина этого показателя у спортсменов выше и также зависит от спортивной специализации.

Сила мышц разгибателей спины измеряется с помощью станового динамометра. Он присоединен сверху к рукоятке, снизу к нему крепиться цепь.

Соответствующее звено цепи надевается на крюк, укрепленный на специальной площадке, так чтобы рукоятка при натянутой цепи бала на уровне коленей. Обследуемый становится на опорную площадку так чтобы, крюк находился на середине между стопами и плавно тянет рукоятку вверх. При измерении ноги и руки должны быть прямыми. Нельзя отклоняться назад и делать рывки. Измерение производится 2-3 раза и учитывается наибольший показатель. Становая сила у мужчин в среднем равна 130-150 кг, у женщин - 8090 кг.

Сакрут В.Н., Казаков В.Н.

При проведении антропометрических исследований необходима методическая безупречность и тщательность при сборе и обработке антропометрического материала, использование унифицированных методик, что делает результаты отдельных наблюдений, полученные разными авторами, сравнимыми между собой, и позволяет широко использовать полученные данные.

При накоплении материала исследователь формирует выборку, соблюдая несколько обязательных условий, предъявляемых к выборке:

Группа обследованных должна создаваться по принципу случайности, без предварительного отбора.

Контингент должен быть однородным, т.е. состоять из людей одного возраста, пола, этнической принадлежности.

Все люди, составляющие выборку, должны быть обследованы с применением одних и тех же инструментов.

При многодневных исследованиях все измерения должны проводить с учетом циклических изменений морфофункциональных признаков организма (месячной, сезонной и суточной ритмики).

Организация и техническое оснащение антропометрии

Проведение антропометрических исследований требует определенных организационных и технических мероприятий (Бунак В. В., 1941; Тегако Л.И., Марфина О.В., 2003; Николаев В.Г. и др., 2007). В помещении, где будет производиться исследование, должна поддерживаться комнатная, по возможности ровная температура. Недопустимо делать измерения в холодном помещении. Место в комнате, где планируется проводить исследование, должно иметь ровное и достаточное естествнное освещение. Следует избегать прямых солнечных лучей. Пол должен быть покрыт ковриком или плотной бумагой. Измеряемый не должен становиться босыми ногами на пол или линолеум. Пол должен быть ровным.

Известно, что длина тела в течение дня претерпевает изменения (и притом неравномерные) в зависимости от дневного режима. Продолжительное стояние на ногах увеличивает изгибы позвоночника, уменьшает длину тела, а лежачее положение, наоборот, увеличивает. Поэтому наилучшее время для исследования - утренние часы. При массовых исследованиях необходимо стремиться к тому, чтобы измерение каждого индивидуума отнимало наименьшее количество времени (не более 3-х минут). Это требование диктуется интересами не только обследуемого, но и интересами исследователя, так как продолжительное измерение вызывает утомление и изменение позы, а изменение позы может отразиться на точности измерительных параметров.

Опыт показывает, что при массовых исследованиях целесообразна совместная работа нескольких исследователей, т.е. система конвейера с распределением исследователей по инструментам (измеряемый переходит от одного исследователя к другому). Другое условие интенсивности работы - это наличие помощника, который вносит полученные данные в специально разработанную «Антропометрическую карту», поэтому помощнику предварительно необходимо тщательно изучить карту и расположение в ней отдельных граф. После работы обязательно необходимо проверять записи.

Общее время проведения массовых антропометрических исследований не должно превышать 3 часа, так как усталость самих исследователей тоже влияет на точность измерений. Полученные данные возможно заносить сразу же в компьютер, однако дубликат исследования в виде «Антропометрической карты» необходимо иметь, так как в случае сомнения в правильности исследования и необходимости повторного измерения, легче работать с картой.

В антропологии наибольшее значение при измерениях имеют прямые и проекционные линейные размеры, так как они более других соответствуют скелетным размерам и не зависят от особенностей развития жирового и мышечного компонентов. Измеряемые параметры в сагиттальной или горизонтальной плоскостях называются диаметрами. Размеры тела дают заметное различие в зависимости от положения измеряемого: стоит он, сидит или лежит, поэтому при антропометрическом измерении большое значение имеет поза. В то же время при измерениях головы или дистальных диаметров конечностей поза исследуемого не оказывает существенного влияния на результаты.

Для получения достоверных результатов исследуемый должен быть полностью обнажен (лишь опытный исследователь может разрешить измерение в плавках и тонких носочках), поэтому недопустимо заставлять измеряемого ждать в обнаженном виде. От исследователя также требуется чрезвычайный такт в обращении с обследуемым, необходимо соблюдать уважение к чувству стыдливости и индивидуальности характера измеряемого. Измеряемый должен находиться в выпрямленном положении, но не в состоянии крайнего неестественного вытягивания. Выпрямленная поза означает такое положение, когда измеряемый ровно упирается ногами, сближенными в пятках, на покрытие пола, колени выпрямлены, живот несколько подобран, руки слегка прижаты к телу и свободно свисают, плечи находятся на одном уровне и хорошо фиксированы. Эта поза должна сохраняться в продолжение всего исследования. Голова фиксируется в плоскости, которая проходит через козелок и нижний край глазницы. При работе необходимо наблюдать за дыханием измеряемого, измерения, особенно параметров грудной клетки, следует проводить в момент дыхательной паузы. Для того чтобы обеспечить сохранение неизменной позы измеряемого, исследователь должен достичь определенного навыка в работе с инструментами (Николаев В.Г. и др., 2007).

Показания: оценка физического развития, определение антропометрических показателей при различных состояниях и заболеваниях (например, физиологической убыли первоначальной массы тела, потере массы при обезвоживании), для расчета дозы лекарственных средств.

Измерение массы тела

Измерение массы тела проводится в утренние часы до приема пищи, предпочтительно, чтобы ребенок был обнажен. Ослабленных детей рекомендуется взвешивать вместе с одеждой, вычитая затем из полученной величины ее вес.

Для оценки физического развития ребенка, полученные данные сопоставляются с расчетными долженствующими величинами. Более точную оценку проводят, используя центильные таблицы.

Массу тела у детей до двух лет измеряют на весах для взвешивания грудных детей (электронных или чашечных). Электронные медицинские весы состоят из основания, боковых стенок, кожуха и грузоподъемной платформы. На передней части кожуха находится цифровой индикатор, справа от него кнопка «Т» (тара). На правой стенке весов расположены клемма заземления и выход шнура питания.

Чашечные медицинские весы состоят из корпуса, лотка, затвора, подвижного коромысла с гирьками и двумя шкалами делений: нижняя в килограммах, верхняя в граммах.

Измерение массы тела в различные возрастные периоды имеет некоторые особенности. Так, у детей в возрасте до 6 месяцев массу тела определяют в положении лежа на спине, после 6 месяцев – сидя. Масса тела у детей старше двух лет измеряется на рычажных медицинских весах.

Измерение массы тела на электронных медицинских весах

Материальное оснащение:

Весы медицинские;

Пеленка;

Кукла-фантом.

Подготовительный этап

1) Установить весы на неподвижной поверхности (обычно на тумбочку возле пеленального стола).

2) Включить вилку сетевого провода в сеть, при этом на цифровом индикаторе засветится рамка. Через 35-40 сек. на табло появятся цифры (нули). Оставить весы включенными на 10 мин.

3) Проверить весы: нажать рукой с небольшим усилием в центр лотка – на индикаторе высветятся показания соответствующие усилию руки; отпустить грузоподъемную платформу – на индикаторе появятся нули.

4) Обработать поверхность весов дезинфицирующим раствором. Вымыть и просушить руки.

5) Положить на грузоподъемную платформу пеленку – на индикаторе высветится ее вес. Сбросить вес пеленки в память машины, нажав кнопку «Т» – на индикаторе появятся нули.

Основной этап

6) Раздеть ребенка.

7) Осторожно уложить на платформу сначала ягодичками, затем плечиками и головой. Ножки следует придерживать. Через некоторое время на индикаторе высветится значение массы ребенка, слева от значения массы значок «0», обозначающий, что взвешивание закончено. При перегрузке весов на табло высветится надпись «END». Спустя 5-6 с можно сбросить полученный результат. Значение массы фиксируется 35-40 с, затем, если не нажать кнопку «Т», показания весов автоматически сбрасываются на «0».


8) Снять с весов пеленку. Весы автоматически устанавливаются на «0».

Заключительный этап

9) Обеззаразить рабочую поверхность весов.

10) Вымыть и просушить руки.

Измерение массы тела на чашечных медицинских весах

Материальное обеспечение см. «Измерение массы тела на электронных медицинских весах».

Алгоритм выполнения манипуляции:

Подготовительный этап

1) Установить весы на неподвижной поверхности.

2) Обработать лоточную часть весов дезинфицирующим раствором. Вымыть и просушить руки.

3) Уравновесить весы, предварительно передвинув обе гири на нулевое деление. Уравновешивание достигается вращением противовеса. Если стреловидный отросток коромысла поднят вверх, противовес вращается вправо, если вниз – влево. При уравновешенных весах стреловидный отросток будет находиться на одном уровне с отростком, неподвижно закрепленным на корпусе.

4) Закрыть затвор.

5) Постелить на весы сложенную в несколько раз пеленку. Ее меняют после каждого взвешивания и не используют для пеленания.

Основной этап

6) Уложить ребенка на весы. Голова и плечи должны располагаться на широкой части чашки весов, ноги – на узкой.

7) Открыть затвор, передвинуть гирю на нижней штанге до момента ее падения вниз. После этого сместить гирю на одно деление влево. Затем начать плавно передвигать гирьку на верхней штанге до положения равновесия. Результат взвешивания определить по шкале слева от края гири.

8) Закрыть затвор и снять ребенка с весов. Обе гири установить на нулевое деление, сместив их максимально влево.

9) Взвесить использованную пеленку (одежду, если ребенок был одет). Вычесть их массу из первоначальной общей массы.

Заключительный этап

10) Обеззаразить рабочую поверхность весов.

11) Вымыть и просушить руки.


Измерение длины тела

Измерение длины тела у детей раннего возраста

Длина тела у детей до 1 года измеряется горизонтальным ростомером. Он имеет два вертикальных ограничителя: неподвижную стенку и подвижную планку. Подвижная планка легко передвигается по сантиметровой шкале, нанесенной с левой стороны доски ростомера. При измерении длины тела обнажать ребенка необязательно, достаточно снять шапочку, пинетки, верхнюю одежду.

Длина тела у детей старшего возраста измеряется вертикальным ростомером. На вертикальной доске имеются две шкалы делений в сантиметрах: справа – для измерения роста в положении стоя, слева – для измерения роста в положении сидя. По доске скользит планка. На уровне 40 см от пола к вертикальной доске прикреплена откидная скамейка для измерения роста в положении сидя.

Длину тела у детей от 1 года до 3 лет измеряют при помощи вертикального ростомера, но вместо нижней площадки используют откидную скамейку и отсчет длины тела ведут по шкале слева.

Материальное оснащение:

Ростомер горизонтальный;

Пеленка;

Емкость с дезинфицирующим раствором для обеззараживания поверхностей;

Кукла-фантом.

Алгоритм выполнения манипуляции:

Подготовительный этап

1) Установить горизонтальный ростомер на стол шкалой к себе.

2) Обработать ростомер дезинфицирующим раствором. Вымыть и просушить руки. Постелить на ростомер пеленку.

Основной этап

3) Ребенка уложить на ростомер так, чтобы голова плотно прикасалась теменем к неподвижной планке, верхний край козелка уха и нижнее веко находились в одной вертикальной плоскости. Ноги ребенка должны быть выпрямлены легким нажатием на колени и прижаты к доске ростомера.

4) Придвинуть к стопам, согнутым под прямым углом по отношению к голени, подвижную планку ростомера.

5) Определить по шкале длину тела ребенка. Длина тела равна расстоянию между неподвижной и подвижной планками ростомера.

Заключительный этап

6) Обеззаразить рабочую поверхность ростомера.

7) Вымыть и просушить руки.

Особенности измерения длины тела у детей старшего возраста

Измерение выполняют на вертикальном ростомере. Ребенка ставят на площадку ростомера спиной к вертикальной стойке так, чтобы он касался ее пятками, ягодицами, спиной и теменной областью. Руки должны быть опущены вдоль тела, пятки вместе, носки врозь. Голова устанавливается в положении, при котором нижнее веко и верхний край козелка уха находятся в горизонтальной плоскости.

Затем без надавливания опускается к голове подвижная планка и от ее нижнего края определяется по шкале длина тела.

Измерение окружности головы и грудной клетки

Измерение окружности головы и грудной клетки проводится сантиметровой лентой. Окружность грудной клетки у детей раннего возраста определяют только в состоянии покоя, у старших – в покое, при вдохе и выдохе.

Материальное оснащение:

Сантиметровая лента;

Емкость с дезинфицирующим раствором для обеззараживания ленты;

Кукла-фантом.

Алгоритм выполнения манипуляции:

Подготовительный этап

1) Уложить (усадить) ребенка.

Основной этап измерения окружности головы

2) Провести сантиметровую ленту через затылочный бугор сзади и по надбровным дугам спереди.

3) Определить по ленте величину окружности головы.

Основной этап измерения окружности грудной клетки

4) Наложить сантиметровую ленту сзади под нижним углом лопаток, спереди – по нижнему краю околососковых кружков.

5) Определить по ленте величину окружности грудной клетки. При этом рекомендуется натянуть ленту и слегка прижать мягкие ткани.

Заключительный этап измерения окружностей головы и грудной клетки

6) Обеззаразить сантиметровую ленту, промыть под проточной водой с мылом, просушить.

Особенности измерения окружности грудной клетки
у девочек пубертатного возраста

У девочек с развитыми грудными железами ленту проводят спереди на уровне верхнего края 4-го ребра над молочными железами. Руки должны быть свободно опущены вдоль тела. Необходимо контролировать, чтобы ребенок не поднимал плечи, не отводил руки вперед или в сторону.

Антропометрия новорожденных

Антропометрия новорожденных в родзале имеет некоторые особенности. После обработки кожи новорожденного заворачивают в стерильную пеленку и взвешивают. Из полученных данных вычитают массу пеленки. Длину тела измеряют на горизонтальном ростомере. Окружности головы и груди определяют по обычной методике стерильной сантиметровой лентой или тесьмой из медицинской клеенки, вложенной в индивидуальный комплект новорожденного. Если для измерений пользовались тесьмой, ее сопоставляют с делениями сантиметровой линейки на бортике пеленального стола. Касаться лентой бортика запрещается.