Истории преодоления: инвалиды, которые строят карьеру. Сценарий проведения Открытого фестиваля творчества людей с ограниченными возможностями «Душа всегда свободна

Врачи давно пришли к выводу, что творчество – один из эффективнейших видов реабилитации людей с инвалидностью. При этом работы их нередко имеют и серьезную художественную ценность. О творческой деятельности подопечных Дома дневного пребывания для детей-инвалидов и достигнутых с помощью творчества успехах в реабилитации, социализации в обществе рассказала корреспонденту РИА «Дагестан» председатель Дагестанской региональной общественной организации помощи инвалидам «Жизнь без слез» Айшат Гамзаева.

Поощряется любой положительный результат

На сегодняшний день в Доме дневного пребывания для детей-инвалидов занимается 48 детей – инвалиды с множественными нарушениями, в основном неговорящие – около 80% детей неречевые, неконтактные. В основном это дети с расстройством аутистического спектра и синдромом Дауна, социально не адаптированные. По словам Айшат Гамзаевой, с начала функционирования центра – 2009 года, дети кардинально изменились.

«За все время, что они сюда ходят, а это с 2009 года, нам удалось научить говорить этих детей. Многие пришли к нам поздно, им уже было по 12-14 лет, а чем раньше начинается реабилитация, тем она эффективнее. Если бы эти дети поступили к нам хотя бы в 3-годовалом возрасте, мы бы больше смогли для них сделать и они, возможно, уже смогли бы ходить в обычные школы. Они все социально адаптированы, мы их можем выводить, например, в театр. Они могут вести себя в социуме, ярким тому подтверждением является участие в межрегиональном фестивале творчества детей-инвалидов, они могут выходить на сцену, участвовать в представлениях, а это была для них большая проблема – увидеть большое количество людей и не растеряться», – сказала собеседница.

Еще в 2010 году сотрудники центра не могли до конца реализовать эту идею, вплоть до недавнего времени. Но уже предыдущий год показал, что для детей никаких проблем в контактировании нет, уже нет комплексов. И даже если у них возникает какая-то проблема, они могут легче ее перенести. «Они освободились от этих оков, которые их держали. После фестивалей дети пребывают в эйфории, им это нравится, они видят, что на них смотрит много людей, что их ценят, понимают, любят – это очень много значит для наших детей. Наш центр основан больше на любви, чем на всем остальном. Ты отдаешь и получаешь одинаково», – подчеркнула она.

Айшат Гамзаева отметила, что методы работы с детьми в центре очень отличаются от стандартных общеобразовательных, которыми пользуются школы, и имеются особенности во взаимодействии с детьми-инвалидами. «Если у нас рабочий день длится около 8 часов, то из них 2 часа уделяются академической программе, к которой мы привыкли в обычных школах для детей. У нас дети в этом плане тяжелые, и больше 15 минут их внимание сконцентрировать бывает очень сложно, практически невозможно. Поэтому учеба перемежается с занятиями по интересам, периодически даются физические нагрузки, прививаются социальные навыки – и это все идет в одном сплошном колесе и переходит из одного класса в другой», – пояснила она.

В Центре действует немного другая система разделения детей по группам — не по классам, а ступеням развития. Переход на следующую ступень зависит от того, насколько ребенок социально адаптирован, насколько хорошо он начинает усваивать азы социальной адаптации. Классов, как таковых, нет. И подход здесь индивидуальный к каждому ребенку.

«У каждого ребенка имеются свои особенности заболевания, они проявляются по-разному: кому-то легче удается преодолеть барьеры, кому-то тяжелее что-то дается, поэтому приходится подстраиваться под каждого ребенка. Поощряется любой положительный результат, потому что если у ребенка что-то не получается и он это видит, у него начинает снижаться самооценка, он умственно понимает, что хуже других справляется, и начинает комплексовать, у него проявляется самоагрессия, неадекватное поведение. Мы не заставляем детей делать то, что у них не получается. Делаем определенные попытки, пробуем подходы найти, но если это не получается, используем только то, что у них получается. Когда ребенок получает похвалу за успешно проделанную работу, он старается еще больше и совершенствует свое умение. Это мы давно заметили: методом поощрения, повышая самооценку, мы поднимаем детей», – говорит Гамзаева.

Специалисты Центра учат детей жизненной компетенции, жить в обществе. Как утверждает Айшат Гамзаева, иметь диплом или аттестат – это не столь важно для таких людей.

«Главное – уметь жить в обществе, поэтому наши методы больше настроены на то, чтобы научить человека жизненной компетенции, чтобы он мог жить самостоятельно, сам себя обслуживать, делать то, что у него получается, чтобы обязательно находился в обществе. Думаю, остальное не столь важно. Есть, конечно, и гениальные дети: мальчик с синдромом Аспергера, который считает быстрее калькулятора, но социальных навыков у него настолько недостаточно, что он не может находиться в обычной школе. У него наблюдается неустойчивое эмоциональное состояние: он может заплакать в любой момент из-за того, что не понравилось поведение рядом сидящего или что-нибудь в помещении. Когда мы перестали требовать от него того, что он не хочет делать, он развился настолько, что мы были удивлены. Один ребенок поступил в музыкальную школу и имеет определенные успехи, и это при том, что он страдает эхолалией (автоматическое повторение слов или фраз собеседника). Сейчас он уже научился читать и писать», – рассказала собеседница.

Специалистам поначалу бывает сложно работать с подопечными, но потом дети раскрываются, идут на контакт. Навыки взаимодействия нарабатываются, специалисты уже знают, как общаться с ними, быстро раскрывают. «После долгой работы с детьми уже понимаешь, как с ними взаимодействовать. Я бы не назвала это трудностями, мы уже привыкли к этому. Наверное, это происходит так же, как и с обычными детьми. Ведь, когда человек начинает заниматься чем-то новым, у него первоначально возникают какие-то трудности. В процессе деятельности они стираются и исчезают», – сказала Гамзаева.

Она также сообщила, что мэрия Ольденбурга пригласила в гости 4 специалистов Центра для ознакомления с их методами работы и взаимного обмена опытом.

Ограниченное здоровье и неограниченные способности

Специалисты утверждают: чем раньше диагностировать аутизм, тем легче скорректировать поведение ребенка, развить коммуникативные навыки и социальное взаимодействие. Для этого в Центре проводят музыкальные уроки, занятия по физкультуре, тренинги, как вести себя в обществе, играют в групповые настольные игры, учат основам кулинарии, лепки из глины и даже азам театрального искусства. В Центре учатся изготавливать открытки и блокноты на оборудованной мини типографии.

Начинали реабилитацию детей с лепки теста: готовили крутое тесто, лепили различные фигуры. Это развивает у детей творческие способности и мелкую моторику. Через работу с глиной, через общение специалисты выводили детей из внутреннего мира, в котором они замкнуты, и раскрывали их. Далее начали заниматься художеством, рисовать. В Доме дневного пребывания работал специалист, с чьей помощью дети рисовали на стекле витражными красками. Каждому ребенку был отведен определенный кусочек картины, который он должен был дорисовать, конечно же, тоже при помощи специалиста.

Еще одно направление на развитие мелкой моторики – бисероплетение. Все до единого дети плетут бисером – это одно из излюбленных занятий. Также дети вполне успешно занимаются квиллингом – изготовлением аппликаций из скрученных в спиральки длинных и узких полосок бумаги. Определенная программа задается каждому ребенку, и он ее выполняет.

Более взрослые дети – 14-15 лет занимаются деревообработкой. Специалист Центра делает заготовки, привозит, потом уже дети занимаются шлифовкой, доводят до кондиции, собирают. «Конечно, более глубокой переработкой мы заниматься пока не можем, в том числе и по причине отсутствия условий и станков, предназначенных для этого. Наших детей мы будем и к этому готовить», – сообщила Гамзаева.

Также воспитанники Дома дневного пребывания занимаются брошюрованием, оформлением блокнотов, изготовлением открыток. «Открытки готовят в каждой группе, тут уже кто во что горазд, у кого какая фантазия. У ребят получаются очень красивые открытки, и мы их реализуем», – сказала собеседница.

Помимо перечисленного, дети занимаются вязанием, ковроткачеством. Ткацкий станок был подарен Дому представителями Табасаранского района. Айшат Гамзаева сообщила, что в будущем, когда в распоряжение Центра будут предоставлены дополнительные площади, на территории Дома дневного пребывания будут развивать растениеводство и животноводство, чтобы дети сажали овощи, цветы, ухаживали за ними.

«На небольшом участке, который у нас имеется, дети с весны копают, сажают, облагораживают участок. Дети очень любят заниматься растениеводством. Постепенно мы их этому учим. Планируется и внедрение животноводства, ведь оно в Дагестане очень развито. Будем следить за потребностями ребенка, основная наша деятельность зависит от этого. Посмотрим, что у кого лучше получается: тянется ребенок к деревообработке, будет заниматься этим, если земледелием, то создадим и переведем его в эту группу. Главное, чтобы ребенок все время был занят и востребован. Если бы было больше площади, мы смогли бы реализовывать больше проектов, методик», – сказала она.

Совместно с министерством по делам молодежи республики Дагестанской региональной общественной организации помощи инвалидам «Жизнь без слез» удалось провести летний совместный интеграционный творческий лагерь. Несколько лет подряд работники Центра вместе детьми отправляются в лагерь и проводят совместный отдых. Специалистами Центра и работниками лагеря проводились мастер-классы, совместные спартакиады со здоровыми детьми. «Представьте себе, мы воспитываем не только своих детей, мы воспитываем и здоровых детей. Мероприятия реализовывались с большим успехом, сотрудники лагеря отпускать нас не хотели, приглашали посетить их еще. Получилось очень хорошее взаимодействие», – отметила Гамзаева.

Подопечные Дома дневного пребывания для детей-инвалидов ежегодно побеждают в различных конкурсах, в том числе в конкурсе «Добрый волшебник», организованном министерством по делам молодежи Дагестана. Также в рамках Фестиваля творчества инвалидов организовываются выставки работ детей, поделки постоянно выставляются на продажу в ЦУМе и других магазинах. На работах приклеены специальные эмблемы ДРООПИ «Жизнь без слез».

«Я часто говорю: “У наших детей ограниченное здоровье, но неограниченные способности”. Если найти правильный подход и развить ребенка, то он сможет.

С нашими детьми, конечно, труднее, потому что с ними сложно наладить контакт, зато они более эмоциональные, теплые, в них нет фальши. Но многие педагоги говорят, что с такими детьми даже легче работать, чем с полноценными. Потому что обычный ребенок может где-то схитрить, попытаться обмануть, напакостить, а у этих детей такого нет. Они ждут твоей помощи, и когда видишь радость в этих глазах, педагогу больше ничего и не нужно», – рассказала о своих воспитанниках Айшат Гамзаева.

Руководитель ДРООПИ «Жизнь без слез» также сообщила о намерении совместно с немецкими друзьями открыть в Махачкале кафе, в котором работали бы люди с ограниченными возможностями здоровья. «Это кафе будет с несложным ассортиментом блюд, главное – чтобы был контакт. Клиент при выборе блюда нажимает на кнопку, на табло у работающего персонала загорается соответствующая лампа, и человек уже будет знать, что у него заказали. Во-первых, это будет способствовать интеграции людей, во-вторых, человек с ограниченными возможностями здоровья, получается, при деле. Это один из проектов, которые мы хотим реализовать», – рассказала она.

Многие уже слышали об Олеге Еремине - это его в апреле этого года попросили покинуть московский ресторан RoseBar , едва он туда вошёл, после чего история о предвзятом отношении к клиенту с двусторонней лучевой косорукостью облетела все СМИ. Но мы решили узнать карьерную историю конкурентоспособного специалиста, который сейчас работает аналитиком в отделе маркетинга крупной российской компании. На это место работы он пришёл недавно, потому что хотел чего-то нового после годового обучения за границей в бизнес-школе Insead (первое место среди бизнес-школ мира в 2016 году в рейтинге Financial Times). Свою поездку он профинансировал сам, взяв кредит на обучение.

- У школы Insead два кампуса - во Франции и в Сингапуре. И можно чередовать пребывание в них во время учёбы, но я весь год провёл в Сингапуре. Программа подразумевает обучение и летнюю стажировку, однако я вместо стажировки работал в одном стартапе c индийцами. Теперь у меня есть диплом MBA. Вообще степень МВА стоит своих денег, и в теории она должна стать основой для нового рывка в развитии карьеры.

Помимо этого диплома у Олега Еремина есть ещё дипломы бакалавра и магистра Московского физико-технического института (факультет прикладной математики) и два диплома Российской экономической школы - российского и международного образца.

За шесть лет карьеры Еремин поработал в трёх компаниях, в том числе в Unilever Russia. При этом он никогда заранее не мониторил организации, которые берут людей с инвалидностью. Поскольку в особых условиях работы он не нуждается, то выбирал компании с подходящими ему вакансиями, отправлял резюме, приходил на собеседования и уже там "продавал" себя.

- Мне никогда прямо не отказывали из-за инвалидности - разумеется, это запрещено законом и всегда можно спекулировать, говорить, что человек не подходит по профессиональным качествам. И ты не знаешь, что же на самом деле послужило причиной отказа. Я предпочитаю думать, что были кандидаты лучше, а не потому что кто-то не хотел со мной связываться. Хотя я знаком с одним человеком из "Перспективы", и он объяснил мне, что иногда нашему трудоустройству мешает законодательство. От работодателей требуется создание особых условий, и их это пугает. Например, как я понимаю, мой рабочий день должен быть на час короче, чем у всех. Один раз меня спросили на собеседовании, буду ли я на час меньше работать. Я сказал, что я про это правило даже не знал, меня это не беспокоит.

Выходит, что если компания соблюдает все законы, то для неё найм человека с инвалидностью - дело очень хлопотное. Законодательство часто требует того, что сложно или невозможно. Например, если сотрудник-инвалид работает в офисе, то на случай пожара для него должен быть оборудован специальный выход. Если его нет, то сотрудник не имеет права работать. И часто получается, что либо компания нарушает закон, когда нанимает человека с инвалидностью (даже если самому сотруднику с особенностями здоровья ничего не нужно и он может со всем справиться самостоятельно, как в случае Еремина), либо просто не нанимает из-за отсутствия подходящих условий.

Чтобы испытать себя, Олег Еремин часто принимает участие в различных спортивных мероприятиях, например в благотворительных марафонах, а однажды даже забрался на гору Кинобалу в Индонезии (больше 4000 метров).

- Мы собирались со знакомыми взойти на эту гору, но произошло землетрясение. И когда к подъёму можно было приступить, все уже разъехались в отпуска кто куда, а я отправился совершать подъём один. А однажды я прошёл пешком 40 километров, чтобы испытать себя. Мне нравится достигать новых высот. Кроме спорта я занимаюсь ещё некоторой общественной деятельностью, например помогаю РЭШ, проводя там различные тренинги, а ещё я состою в избирательной комиссии и работаю наблюдателем на выборах.

Кулапин Сергей, главный специалист отдела развития и сопровождения страховых систем департамента информационных технологий в компании "Согласие"

Сергей Кулапин лишился кисти правой руки в 19 лет в результате несчастного случая. Окончил МИФИ в 1998 году, работал в разных компаниях. Кроме того, параллельно преподавал компьютерную графику в школе IBM. С поиском работы, по его словам, проблем никогда не испытывал - только почему-то отказали в пяти компаниях подряд, когда на собеседованиях он говорил, что они с женой ожидают рождения второго ребёнка. Почему это смущало работодателей, до сих пор не понимает, причины назывались такие: "Вам нужна обстановка поспокойнее", "Вы как-то сомневаетесь в том, нужна ли эта работа вам" и прочее. Потому теперь он советует о личной жизни на собеседованиях не говорить. Чаще всего устраивался на работу по знакомству, но другим советует, если возможно, искать работодателя самостоятельно: "Когда ты чей-то брат-сват, ты всегда будешь испытывать дискомфорт, отношение к тебе будет другое".

- Когда я устраивался на работу в разные периоды своей жизни - я никогда заранее не предупреждал рекрутеров о своей инвалидности, не делал никаких намёков. Зачем это? Человека нужно оценивать по профессиональным качествам. И другим я тоже не советовал бы указывать в резюме или в письме о каких-то своих особенностях. Потому что я бы на месте работодателя задумался: если вы отводите "отдельную строку" описанию своей болезни, акцентируете на этом своё внимание, значит, в первую очередь это для вас самого проблема и помеха. А я всегда такой, какой я есть, мне нечего стесняться. И мне никто никогда ничего обидного не говорил, по крайней мере, в лицо. Общались спокойно, как это было бы с любым другим кандидатом.

Сейчас Сергей работает программистом в страховой компании "Согласие", там он уже 4,5 года. Сначала пришёл на должность ведущего специалиста отдела, через полтора года повысили до главного специалиста. Его обязанности почти не изменились - это скорее "статусное" повышение, которое отражает его опыт и заслуги. На этом месте работы Кулапин чувствует себя очень комфортно и в плане зарплаты, и в плане атмосферы на работе.

- С годами я понял, что особая забота - это как раз то, что делает тебя инвалидом. Не нужно опекать людей с особенностями, если они в состоянии выполнить действие самостоятельно. Не надо отодвигать стул, подвигать стол, резать хлеб, стричь ногти за человека. Отношение должно быть ровное, в положительной мере - безразличным. Я помню, первое время мне люди в метро место уступали. Сначала я очень злился, объяснял, что я весь день сидел на работе, что ноги у меня работают и т.д. Но потом понял, что люди просто растеряны, им хочется сделать что-то хорошее, но они не знают как, - и я просто даю им повод совершить доброе дело, чтобы они же сами себя почувствовали лучше.

Рабочее место у Сергея Кулапина совершенно обычное - только мышь находится слева. Причём никакими специальными возможностями Windows он не пользуется, хотя можно настроить мышь зеркально для левой руки, сделать залипание клавиш и т.д. По его словам, гораздо труднее тем, у кого нет обеих ног, слуха, зрения, например. А он только "чуть медленнее шлёпает по клавиатуре - не десятью, а пятью пальцами". Не велика беда, на работе это не сказывается.

- Да, я знаю, что на Западе "модно", когда всё обустроено для инвалидов, но я бы на это не равнялся. У них своя модель общества, а у нас своя. Чисто по-человечески отношение в России к инвалидам хорошее, мне нравятся люди, которые меня окружают. Да, весь мир для правшей и мне неудобно иногда открывать дверь и другие вещи делать, но я-то ладно. А вот как колясочники выживают - я не знаю. Вот я работаю на девятом этаже, а лифт ходит только до восьмого. Конечно, если бы у нас появился такой сотрудник, то я уверен, что придумали бы что-то, сделали пандус. Я вообще когда пришёл сюда устраиваться, отдел кадров чуть ли не от радости плясал (в хорошем смысле этого слова): у них была какая-то квота для приёма сотрудника с инвалидностью, какой-то балл себе заработали дополнительный. Меня такие вещи не смущают, я рад, что кому-то полезен, порадовал их. Но в большинстве компаний, наверное, скажут: "Да ну, зачем нам эти проблемы?"

При этом Сергей Кулапин считает, что не надо "терять голову". Когда человек без ног отправляется в экспедицию на Эльбрус - он должен в первую очередь здраво оценить свои возможности. Потому что если из-за него сорвётся в пропасть вся экспедиция - кому от этого легче? Так и в карьере: не надо доводить ситуацию до абсурда. Работа с удалённым доступом - это отличный вариант, и не надо чувствовать себя при этом ущемлённым. Полностью здоровые люди тоже часто работают из дома, если им это удобно, компьютер с интернетом у всех есть. Да, доказать самому себе, что ты способен на какие-то подвиги, - можно, но так, чтобы другие от этого никак не пострадали.

Максим Ефремов, эксперт отдела сопровождения работы с просроченной задолженностью "Юникредит банка"

Максим Ефремов по образованию экономист-финансист. Сейчас в его обязанность в основном входит взаимодействие с людьми - с клиентами, которые попали в трудные жизненные обстоятельства, в т.ч. и финансовые, и вместе с ними он пытается найти способы разрешения ситуации. Несколько лет назад он получил инвалидность, попав в аварию на мотоцикле. Сейчас он прихрамывает, поэтому ходит, опираясь на трость. Но проблем в работе это не создаёт, т.к. офис находится недалеко от метро.

- Когда я устраивался в банк, то рекрутер знал о моей особенности благодаря РООИ "Перспектива" и конкурсу для молодых специалистов с инвалидностью "Путь к карьере", в котором я участвовал. Но вообще говорить потенциальному работодателю заранее об инвалидности или нет - дело каждого, всё зависит от обстоятельств. Разные рекрутеры и соискатели бывают, человеческий фактор никто не отменял. На собеседовании единственным вопросом, имеющим отношение к этой особенности, было уточнение по поводу того, как я буду добираться до работы. В остальном весь диалог вёлся на профессиональные темы.

По словам Ефремова, в коллектив он влился быстро: люди очень доброжелательны, что называется, с большой буквы. В разных отделениях банка работает ещё несколько людей с особенностями здоровья.

- Касаемо ситуации с трудоустройством инвалидов в России я скажу вам так: некоторые вещи просто не сразу приходят. Зарубежные компании часто более лояльны к человеческим особенностям, многие российские компании в этом отношении менее пластичны, но, как говорится, вода камень точит. Так и мы общими усилиями будем двигаться в нужном направлении.

Белек Намчыл-Оол, специалист департамента по работе с персоналом "Юникредит банка"

Белек Намчыл-Оол имеет диагноз ДЦП, шаткая походка. Так же как и его коллега Максим Ефремов, он попал в банк через центр "Перспектива". В отделе по работе с персоналом есть ещё несколько человек с особенностями здоровья, поэтому процесс вливания в коллектив происходил легко.

- Я окончил факультет прикладной математики и информатики. По специальности начал работать ещё на втором курсе, и опыт четырёх лет лишь подтвердил мои мысли о том, что хочу сменить ИТ-сферу на что-то другое. Диплом - это основание, но не пожизненное бремя. В будущем я планирую получить ещё одно образование. Я хорошо владею английским, мой второй иностранный язык - это французский, а на итальянском и испанском я могу читать.

Сейчас в обязанности Белека входит полный менеджмент процессов обучения всех сотрудников банка и поддержка отдела обучения и развития персонала. Его р абочее место абсолютно ничем не отличается от других. Правда, однажды возникала мысль попросить кресло с ортопедической спинкой, но она осталась неозвученной.

- Излишней опеки со стороны начальства я не ощущаю. В самом начале работы директор департамента по работе с персоналом Джанлука Тотаро спросил, есть ли у меня особые требования, в каком ключе со мной лучше работать. Я попросил не уделять внимания моим особенностям, так как мой функционал не подразумевает того, чего я не могу физически сделать, поэтому проблем быть не должно. Весь коллектив и руководитель пошли навстречу, и с первого дня я понял, что мне будет комфортно. Но вообще банк - это место работы, а не реабилитационный центр.

По мнению Намчын-Оола, картина трудоустройства инвалидов в стране очень далека от идеальной или даже приемлемой. К сожалению, зачастую работодатель даже не доходит до этапа оценки компетенций. Возможно, что в столице обстоятельства немного радужнее, чем в регионах. Но тем не менее, как отмечает Белек, осознанно трудоустройством людей с инвалидностью в той или иной степени занимаются только крупные компании.

Елена Лиенко, ассистент по кадровому администрированию Unilever

По профессии Елена Лиенко - журналист, долгое время работала редактором на радиостанции. После получения инвалидности (у неё хроническая обструктивная болезнь лёгких с астматическим компонентом), работу искала по-разному, в основном просматривала объявления и записывалась на собеседования. Поначалу не предупреждала работодателей о своём состоянии здоровья. И часто уже на собеседовании получала или отказ, или формулировку "Мы вам перезвоним".

- В Unilever я устраивалась через центр "Перспектива", который занимается трудоустройством инвалидов. Я посчитала, что агентство лучше справится с поиском подходящей для меня работы. Теперь я работаю в должности ассистента по кадровому администрированию. В мои обязанности входит работа с кадровой документацией в части, которую может взять на себя ассистент. Мне нравится это занятие, и мне не трудно заниматься этой работой.

Работодатель пошёл на компромисс, и Елена Лиенко смогла работать по удобному ей графику. В коллектив она влилась не сразу, но это особенность характера девушки - ей проще выполнять работу самостоятельно, чем работать в команде. Со временем ситуация поменялась, и благодаря коллегам она смогла привыкнуть к командному взаимодействию.

- Я теперь меньше трачу времени на ненужные эмоциональные переживания по поводу моих физических недостатков и полностью могу окунуться в рабочий процесс. К тому же в нашей компании есть люди с таким статусом, и они все достойно работают на своих местах. Начальство относится к нам без предвзятости, нет лишнего внимания к нашим особенностям здоровья.

По мнению Лиенко, в России есть проблема с трудоустройством инвалидов. Даже в Москве, куда многие приезжают из других регионов, чтобы получить подходящую работу, устроиться со статусом инвалидности очень сложно. Тем более на тех условиях, которые удобны для такого сотрудника. Девушке повезло: её работодатель осознанно привлекает сотрудников с инвалидностью.

- Наша компания делает благое дело, так как поднимает самооценку людей с особенностями здоровья и даёт им возможность развиваться профессионально, а это очень важно для морального состояния человека с таким статусом.

Проблемы семей, имеющих детей с инвалидностью, связаны не только со здоровьем и лечением детей. Сложно жить в обществе с высокими требованиями и при этом чувствовать себя комфортно семьям, имеющим детей с ОВЗ. Поэтому перед нами стоит задача социализации таких семей. Одно из направлений - реабилитация через общение и творчество. Данная услуга направлена на социализацию семей, имеющих детей с особыми потребностями, проживающих на территории Уярского района, нацелена на повышение социальной активности данной категории населения, улучшение психологического климата в семьях, развитие коммуникативных навыков и интеграцию детей с инвалидностью в социальную среду.

Главная цель: творческая реабилитация ребенка, формирование и становление ребенка как творческой личности.

Путь к этой цели лежит через:

Преодоление одиночества,
- Постижение механизма творческого процесса;
- Ощущение равенства с окружающим миром;
- Воспитание социального оптимизма.

1) Первая, которая достигается методом творческой реабилитации, - это преодоление ребенком своего одиночества. По нашим наблюдениям, любой ребенок-инвалид, даже окруженный любовью и заботой семьи, из-за отсутствия полноценного контакта с окружающим миром своих сверстников и жизненного опыта, замененного специфическим способом существования в условиях болезни, оставаясь наедине с самим собой, начинает испытывать чувство одиночества, ощущение своей "неполноценности", следствием чего возникает подавленность, депрессия или агрессивность. Время такого ребенка не структурировано, он не знает, каким образом занять свое свободное время, реализовать свои возможности, о которых, впрочем, он и сам не подозревает, а его физические возможности ограничены, в то время как для развития интеллекта имеются неограниченные возможности.

Вторая - изучение механизмов детского творчества.

Вот кажется - у детей такие ограниченные физические возможности - и, вроде бы, чем проще будет их психика, тем лучше, тем меньше они будут задумываться о своих страданиях. Но всё ведь получается наоборот. Задумываться о своих страданиях они всё равно будут, даже если они будут не развиты, потому что для этого не нужно высокого развития. Но, когда перед ним открывается возможность творчества, возможность творческого постижения мира, возможность восприятия чужого и собственного творчества - это и есть настоящая реабилитация. Когда у ребенка есть сохранные зоны, и эти сохранные зоны как раз целесообразно и очень плодотворно нужно развивать, - что мы и пытаемся делать. И тогда такому ребёнку есть куда уйти от своей, в общем-то, неприглядной, нерадостной (сколько ни убеждай его, что он такой же, как и все), ограниченной жизни, которая неизбежна для инвалида.

Смысл наших занятий в том, чтобы дать этим детям психическую защиту. Таким образом, у детей достигается положительная динамика общего эмоционального настроя - от настороженности и апатии к радостному желанию творить, общаться, делиться своими достижениями со сверстниками и родителями, расширяются социальные контакты, преодолевается социокультурная и психологическая изоляция, повышается самооценка, расширяются возможности взаимопонимания между детьми и между детьми и родителями. Мы стараемся превратить родителей в своих союзников, привлекая их к различным видам деятельности, приглашая в качестве зрителей и участников на праздники, развлечения и прочие досуговые мероприятия. Ведь родители, как и их дети, зачастую испытывают вакуум в общении и важно вовлекать их в досуговую деятельность.

Организация массовых досуговых мероприятий является одной из важных форм деятельности. Чтобы эти дети не были обделены впечатлениями, общением, необходимо посещать театры, музеи города Красноярск, организовывать праздники, развлечения. Общение с другими людьми дает толчок к постоянному творческому поиску, обогащает детей впечатлениями и дружескими связями.

2) Продвижение проекта:

Творческая деятельность позволяет избежать монотонности, однообразия в осуществлении соответствующих реабилитационных упражнений. Дети и подростки с ограниченными возможностями, имеющие частные проблемы с движением, слухом, зрением, дикцией с помощью занятий творчеством как бы "приближаются" к нам, более здоровым людям. Это - вполне приемлемый путь, ведущий к реабилитации и социальной адаптации.

Главное: сфокусировать внимание детей не на лечебных, а на творческих задачах; привлечь родителей к творческой деятельности; использовать возможности совместной художественной деятельности детей с различной тяжестью заболевания; создать и максимально использовать экспозицию детских работ.

3) Взаимоотношения детей - инвалидов и здоровых детей - мощнейший фактор социальной адаптации. А у нормально развивающихся детей формируется толерантное отношение к детям с ограниченными возможностями здоровья. Мы не делаем мероприятий для детей с ОВЗ, а наоборот, привлекаем всех.

4) участие в массовых городских и районных мероприятиях (мастер-классы, мультиспортивные соревнования, выставки, Акции)

5) привлечение СМИ (на все мероприятия приглашаем корреспондентов общественно-политической газеты Уярского района «Вперёд»)

«Старые» и «новые» герои с инвалидностью в детской и взрослой литературе.

Меня передергивает от «Форреста Гампа», «Рождественской песни в прозе», «О мышах и людях». Звучит как признание еретички или ненавистницы инвалидов.

В целом, я изо всех сил избегаю книг и фильмов, в которых фигурируют герои с инвалидностью. Меня передергивает от «Форреста Гампа», «Рождественской песни в прозе», «О мышах и людях». Звучит как признание еретички или ненавистницы инвалидов. И совершенно точно нахалки. Но мое отношение хорошо обдумано и обосновано. Потому что я люблю пьесы, книги и фильмы, и еще потому что я инвалид.

Инвалиды изображаются в искусстве по одной причине - из-за своей инвалидности. Неужели люди действительно верят в то, что реальные инвалиды целыми днями мечтают об исцелении? Или обдумывают способы самоубийства? На самом деле, мы вообще редко задумываемся о собственной инвалидности. Мы вспоминаем о ней, только когда сталкиваемся с системным угнетением (например, с дискриминацией при приеме на работу). Так почему бы не ввести персонажа-инвалида в книгу или фильм просто так? Чтобы вопрос его инвалидности вообще не поднимался? Про героя-инвалида можно сочинить множество интересных историй, в которых его проблемы со здоровьем даже не будут упоминаться. Ну прямо как про настоящих людей.

Большинство авторов, которые писали и пишут о героях с инвалидностью, - не инвалиды. Из-за того, что на протяжении веков инвалиды были вытеснены на периферию, у нас не было возможности сказать свое слово в искусстве. В результате герои с инвалидностью, которые представляют нас, настоящих инвалидов, в искусстве, чаще всего исполняют одну из стереотипных ролей: жертвы, злодея, вдохновляющего примера или монстра (урода). Сюжетные линии героев-инвалидов стандартно оканчиваются исцелением, смертью или госпитализацией (изоляцией). Эта избитая формула может видоизменяться, но обычно выглядит следующим образом:

Инвалид-жертва + самовлюбленный протагонист без инвалидности = Жертва излечивается + Протагонист без инвалидности избавляется от нарциссизма.

Смотрим «Рождественскую песнь в прозе»:

Малютка Тим (жертва) + Мистер Скрудж (протагонист без инвалидности) = Тим излечивается + Мистер Скрудж перевоспитывается.

Иногда, конечно, формула бывает сложнее. Например, в фильме «Аватар» инвалид (паралитик) «излечивается» только в инопланетном теле аватара. Поэтому его история (как героя-инвалида) оканчивается, когда он навсегда переселяется в здоровое тело. Этот фильм также повторяет миф о том, что инвалиды не могут быть сексуальными. Только в теле аватара Джейк, герой с инвалидностью, может по-настоящему пробудить свою чувственность. Миф о несексуальности инвалидов переходит за героями-инвалидами от произведения к произведению. Исключением являются только персонажи со слепотой. В кинематографе зачастую слепых героинь играют очень привлекательные женщины (которых по сюжету мучают хищные мужчины). А героев - привлекательные мужчины, и как минимум в одной сцене фильма они показаны за рулем автомобиля.

Ниже я привела еще несколько примеров изображения писателями и сценаристами героев-инвалидов. Этот список - пик огромного айсберга. Напротив каждого заголовка я написала стереотипную роль, которую играет персонаж, и окончание его сюжетной линии. Я знаю, что многие из приведенных мной примеров считаются шедеврами, и, совершенно точно, некоторые из них таковыми являются. Но когда дело касается инвалидности, даже лучшие авторы не всегда знают, о чем говорят.

Романы:

«Горбун из Нотр-Дама», «Собор Парижской Богоматери». Жертва, но также и урод. Покончил с собой (или был убит, зависит от того, о книге или о фильме мы говорим).

The Heart is a Lonely Hunter . Герой с интеллектуальной инвалидностью: жертва. Умер (из-за институционального игнорирования). Глухой: жертва. Покончил с собой.

«Моби Дик». Ахав: злодей. Убит.

«Цветы для Элджернона». Жертва. Волшебным образом исцеляется, но потом болезнь возвращается и прогрессирует. Героя госпитализируют.

«Полуночный ковбой». Жертва. Умирает.

«Питер Пен». Капитан Хук: злодей. Проглочен крокодилом.

«Я - Сэм». Вдохновляющий пример.

«Убить пересмешника». Том Робинсон: жертва. Убит. Страшила Рэдли: жертва. Ему позволили жить.

«Пролетая над гнездом кукушки». Жертва/мученик. Убит.

«Форест Гамп». Вдохновляющий пример. Излечивается (в одной из сцен он волшебным образом освобождается от ножных скоб).

Сценарии:

«Дождись темноты». Жертва (Этот фильм вдохновил немало режиссеров повторить сцену, в которой под взглядом наблюдателя голая и невероятно красивая слепая героиня принимает ванну).

«Запах женщины». Жертва, вдохновляющий пример, герой совершает попытку самоубийства, но благодаря молодой ассистентке возвращает желание жить.

Да, в роли ослепшего подполковника Аль Пачино.

«Whose life is it anyway». Жертва. Покончил с собой.

«Малышка на миллион». Ж ертва. Покончила с собой (умоляла об эвтаназии).

«Фрэнсис». Жертва. Госпитализирована.

«Доктор Ноу». Злодей. Убит (погребен под лавиной дерьма летучих мышей)

«Эта прекрасная жизнь». Мистер Поттер: злодей. Хорошие ребята расстроили его планы.

«Отточенное лезвие». Жертва, но также и злодей. Госпитализирован.

«Зеленая миля». Жертва. Убит (также персонаж наделен волшебной силой исцеления).

«Гаттака». Жертва. Покончил с собой (принес себя в жертву).

Когда об афроамериканцах писали только белые писатели, о представителях ЛГБТ - в большинстве гетеросексуальные, и о женщинах - в основном мужчины, культура в Америке была во многом отражением представлений привилегированной группы людей. Я не утверждаю, что авторы должны ограничить себя рамками собственного гендерного и расового опыта. Я сама часто писала о героях, жизнь которых была далека от моей собственной. Но авторы, которые испытали угнетение на себе, создают правдивых персонажей, и достоверность может разрушить старые мифы.

Только в последние 60 лет у инвалидов появилась возможность выйти из тени. Но они уже начали создавать произведения искусства, и переносить в культуру свой жизненный опыт. Может быть, пришло время для новых историй.

Susan Nussbaum

Мы решили проверить, повторяются ли стереотипные формулы в детской литературе. Напомним, что по классификации Сьюзан герои-инвалиды могут играть 4 роли: злодея, жертвы, вдохновляющего примера или монстра (урода). И их история может окончиться либо смертью, либо исцелением, либо госпитализацией (изоляцией). Мы решили, что начать следует с классики детской литературы. В своей статье Сьюзан уже упомянула несколько известных детских произведения («Питер Пен», «Рождественская песнь в прозе»), а мы продолжили список.

Элинор Портер « ». Жертва, вдохновляющий пример. Исцеляется.

Френсис Элиза Бёрнетт «Таинственный сад». Жертва и немного злодей (из-за своего дурного характера). Исцеляется.

Кулидж Сьюзан «Что Кэти делала». Вдохновляющий пример, жертва. Исцеление.

Йоханна Спири «Волшебная долина» (В многочисленных экранизациях «Хейди»). Жертва и немного злодей. Исцеляется.

Софи де Сегюр. «Маленький Горбун». Жертва. Исцеление (противоречащее медицине и анатомии).

В.П. Катаев «Цветик-семицветик» . Мальчика жалко до слез, но жертвой он не является. Но его в конце все равно ждет волшебное исцеление. (Да что было в голове у этого писателя?)

Б.Н. Полевой «Повесть о настоящем человеке». Вдохновляющий пример. «Исцеление» путем упорства и большой работы. Эта книга очень показательна с точки зрения отношения к инвалидам в советскую эпоху. Именно в советское время инвалиды исчезли с глаз - перестали появляться на улицах. Они не соответствовали идеалу здорового, молодого и сильного советского «нового» человека. Именно в это время были созданы закрытые учреждения для детей и взрослых-инвалидов. В это время инвалидов стали высылать из Москвы. После войны осталось огромное количество покалеченных людей, но символом их всех был Мересьев - красивый, белозубый, терпящий постоянную боль, как андерсеновская Русалочка, только чтобы не показывать свою инвалидность. Само название повести нечестно по отношению к тем, кто после потери ног, так и не начал снова ходить (и тем более водить самолет).

ВИДЕО
Показательный эпизод, в котором Мересьев виртуозно пляшет русскую на протезах.

Л.А. Чарская «Записки маленькой гимназистки». Горбунья – злодей и жертва. В конце перевоспитывается, но не исцеляется (ну, хоть кто-то!).

А.С. Пушкин «Руслан и Людмила». Карла – злодей. Убит Русланом.

В.А. Каверин «Два капитана». Мальчик - жертва. Исцеляется.

В.Г. Короленко «Слепой музыкант». Вдохновляющий пример.

Как мы видим, эти классические книги прекрасно подходят под формулу изображения инвалидов. К сожалению, стереотип изображения героев-инвалидов перешел из классической литературы в современную. Мы встречаем его в романтических и приключенческих книгах:

В.П. Крапивин «Та сторона, где ветер».

В.П. Крапивин «Самолет по имени Сережа». Вдохновляющий пример. Исцеление.

С. Сухинов «Фея Изумрудного города» (Да, есть такое, довольно бесталанное, продолжение). Жертва, злодей. Исцеление (Не только получил здоровые ноги, но и стал красавцем).

Альберт Лиханов «Солнечное затмение». Жертва. Госпитализация.

Тамара Крюкова «Костя+Ника» (В кино «Костяника. Время лета»). Жертва, вдохновляющий пример. Исцеление.

Книги, адресованные детям, чаще имеют счастливый конец. Это вселяет в детей веру в торжество справедливости. Но в случаях с героями-инвалидами это правило сослужило плохую службу. Смерть и госпитализация в детских книгах встречаются очень редко. И бедным героям-инвалидам остается только одно - исцеление, притом иногда противоречащее медицине и здравому смыслу. Что касается героев, которые не могут ходить, то в детской литературе их недугу есть только одно, совершенно несправедливое объяснение - они недостаточно стараются. Да и сама идея о том, что герои с инвалидностью могут обрести счастья только выздоровев, неприемлема. Тем более что в реальности чудеса встречаются не так уж часто. К сожалению, наша выборка показала, что классический взгляд на инвалидность был невероятно далек от реальности, и в литературе дети зачастую видели стереотипное и лицемерное изображение инвалидов.

К счастью, прямо сейчас на наших глазах эта ситуация меняется. Во-первых, авторы, которые пишут о героях-инвалидах для детей, - это часто родители детей-инвалидов или педагоги и психологи, которые работают с особыми детьми. Также не приходится говорить об окончательном завершении жизненной истории детей-инвалидов, потому что все чаще не-сказочные книги повествуют не обо всей жизни героев, а только об одном эпизоде, и о том, что их ждет впереди, нам остается только догадываться.

Нам бы хотелось подробно остановиться на книгах из списка « ». Но прежде мы не можем не упомянуть самый замечательный пример новой литературы об инвалидах - книгу Мариам Петросян «Дом, в котором» . Герои книги не вызывают у нас стереотипных сентиментальных чувств - жалости и сострадания. Нет, эта книга о другом. Она о личностях, разносторонних, глубоких. И инвалидность персонажей вообще не играет значимой роли. С этой точки зрения это практически идеальная книга об инвалидах.

Центр поддержки и социально-творческой реабилитации инвалидов

Архангельское региональное отделение общественной организации

Всероссийского общества глухих

РЕАБИЛИТАЦИЯ

ЧЕРЕЗ ТВОРЧЕСТВО

Методическое пособие по организации массовых мероприятий для людей

с ограниченными возможностями

«Профинансировано в рамках конкурса «Новые перспективы». Средства для проведения конкурса предоставлены Попечительским советом Центра «Гарант» и мэрией г. Архангельска.

Архангельск

, главный библиотекарь центральной муниципального учреждения культуры «Центральная библиотечная система им. », руководитель Центра чтения.

, художественный руководитель муниципального учреждения культуры «Ломоносовский Дворец культуры».

, методист государственного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования «Архангельский областной центр повышения квалификации специалистов культуры».

Директор Центра поддержки и социально-творческой реабилитации инвалидов Архангельского регионального отделения общественной организации «Всероссийского общества глухих».

Художественный руководитель муниципального учреждения культуры «Архангельский городской культурный центр ».

, начальник отдела государственного учреждения культуры «Поморская филармония»

, методист государственного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования «Архангельский областной центр повышения квалификации специалистов культуры».

Рецензент:

Начальник отдела по делам инвалидов и ветеранов управления социальной защиты населения администрации Архангельской области.

ВВЕДЕНИЕ

Настоящее пособие выпущено в рамках реализации проекта «Реабилитация через творчество», целью которого является содействие развитию процесса реабилитации и социальной адаптации детей, имеющих инвалидность, средствами искусства, а также реализации «Стандартных правил обеспечения равных возможностей для инвалидов», принятых Генеральной Ассамблей ООН 20 декабря 1993 года.

В соответствии с этими правилами, государствам рекомендовано содействовать доступности и возможности использования таких культурно–просветительских учреждений, как театры, музеи, кинотеатры и библиотеки, использовать специальные технические средства в целях расширения доступа инвалидов к литературным произведениям, фильмам и театральным спектаклям.

Настоящее издание предназначено, прежде всего, для социальных работников, работников сферы культуры для помощи в организации мероприятий по реабилитации инвалидов средствами культуры и искусства.

При подготовке брошюры «Реабилитация через творчество» использованы материалы из методических рекомендаций по социокультурной реабилитации инвалидов, разработанные Министерством труда и социального развития Российской Федерации и Российским институтом культурологии Министерства культуры Российской Федерации.

Наибольшее значение в разработке технологий, направленных на оказание помощи инвалидам в процессе преодоления недуга и социальной адаптации, имеет ее содержательная сторона и те средства коррекции, с помощью которых происходит восстановление, выравнивание возможностей инвалидов в их социальном самоутверждении.

Известно, что в процессах адаптации у человека должна быть сформирована главная установка - принятие им социальной роли. При этом эффективность адаптации зависит от того, насколько адекватно инвалид воспринимает себя и свои социальные связи. У инвалида часто из-за социальной депривации (ограничение, лишение активного социального развития) наблюдается недостаточное или искаженное развитие представлений о себе, что ведет к нарушению адаптации.

Программы психокоррекционной помощи, внедренные в творческие сферы жизни, особенно эффективны, так как позволяют органически увязать в единый процесс успешную творческую самореализацию и преодолеть те болезненные убеждения, которые так часто сопровождают инвалидность: «Я ущербный и не стану нормальным», «Я несчастлив и жду помощи от других», «За что мне такая жизнь», «Все обязаны мне помогать» и др.

Изменения в социальной ориентации, обновление видения своей роли в обществе у инвалида успешно решается в процессе целесообразной творческой деятельности, при введении его в разные формы общения, самовыражения, самоанализа, самопроявления и самоутверждения. Творчество помогает преодолеть депрессию и пересилить болезнь, вселяет уверенность в своих силах, приносит удовлетворение. Каждый человек чем-то одарен природой, и важно помочь ему разглядеть в себе скрытые потенциальные возможности, на которые он, будучи здоровым, не обращал внимания. Это поможет победить недуг, заставит радоваться жизни.

Важным условием успеха реабилитации является поэтапное, иногда пооперационное, оперативное введение инвалида в социокультурные технологии. Для этого необходимо знать достаточно полно проблемы инвалида и выстроить программу коррекционной помощи.

Использование специальных технологических средств, приспособлений, приборов, облегчающих ориентацию, мобильность, общение, передачу информации, является основным требованием к организации коррекционной помощи. Самостоятельный доступ к информации для инвалида является социально важным фактором реабилитации. Информация должна подаваться с учетом состояния его зрения, слуха, мобильности. При этом каждому инвалиду следует обеспечить свой источник доступной информации (тифлотехнические средства для слепых, сурдопереводчик для глухих, близость к информации инвалидов–опорников, адаптация интеллектуальной информации для умственно отсталых и др.).

Зная о снижении работоспособности инвалидов, необходимо регламентировать длительность занятий, количество пауз и перерывов для разминок с учетом их физических, когнитивных и психоэмоциональных ресурсов.

Особого внимания требует методика оценки результатов деятельности инвалидов. Не завышая и не занижая их, следует подчеркивать те стороны, которые ведут к успеху. Если же делать скидки на инвалидность, то чаще всего инвалид подумает: "От меня не ждут большего", а иногда наоборот: "Я уже все умею", "Это же так просто", "Мне это легко удалось". При этом инвалид может не учитывать роль коррекционных условий, меры помощи специалиста-реабилитолога и степень своей самодеятельности.

Оценка должна подвигать инвалида к саморазвитию, а это часто проходит при "полетном разборе" каждого шага и каждого этапа. Проявляя заинтересованную поддержку, иной раз необходимо в требовательной форме подчеркнуть проявленные инвалидом небрежность и недостаточность усилий.

Под влиянием творческой реабилитации болезненные проявления инвалидов будут все более сглаживаться и растворяться в процессе активного взаимодействия его с окружающей средой, а социально-адаптивные навыки общения уравновесят отношения с людьми, перед которыми ранее он испытывал неуверенность, робость, скованность. Прошлое с травмирующим опытом общения отступит, придет состояние равных возможностей и уверенности в своих силах, а это – уже состояния человека, адекватно взаимодействующего с миром.

Мотивы участия инвалида в творческой реабилитации

Существенное значение для практического использования как базовых, так и прикладных технологий творческой реабилитации, имеет психологическая мотивация участников реабилитационного процесса. Под мотивами подразумевается то, что побуждает инвалида и работающего с ним специалиста по реабилитации к конкретному взаимодействию в условиях творческой мастерской, студии, спортивного зала, на репетиции, во время прогулок, экскурсий и т. д.

Мотивация к деятельности может быть сформирована у инвалидов любой категории и возраста. Их желание и готовность активно участвовать в процессе реабилитации является непременным условием успеха. Активность проявляется не только за счет изменений в самом человеке, но и за счет изменений в окружающей среде, способствующей развитию личности и желанию активно в ней существовать.

Говоря о мотивации культурно-досуговой деятельности, нельзя забывать и о пассивной группе инвалидов – зрителях, присутствующих на концертах, выставках, встречах, киносеансах. К активному участию в мероприятиях, проводимых культурно-досуговым учреждениями, их могут подтолкнуть желание завязать новые знакомства, иногда с целью создания семьи; получить определенную информацию; восстановить психологическое равновесие; любопытство; поиск единомышленников и др.

Мотивация деятельности инвалида (его интересы, влечения, психологические установки, эмоции и т. д.) видоизменяется в процессе овладения той или иной технологией, конкретным видом художественного, технического или декоративно-прикладного творчества. По оценкам реабилитологов, эти мотивы для их подопечных могут быть постоянными или временными, неустойчивыми; выраженными крайне слабо или, наоборот, достаточно интенсивно; положительными или отрицательными.

Динамика изменения мотивации служить основанием для оценки реабилитирующего воздействия технологии, которую осваивает человек с ограниченными возможностями. Динамика развития мотивации инвалида может представлять собой наглядную картину изменения его психологической установки. Например, у инвалида, на протяжении ряда лет занимающегося в творческой мастерской (студии) художественно-прикладного профиля, последовательно изменялись такие важные качественные характеристики, как психологическая позиция студийца, статусная самооценка, отношение к своему ближайшему окружению, психологическая мотивация своего продвижения к профессионализму в творчестве.

Психологическая установка «ученик». Ожидание, переходящее в стремление овладеть новыми знаниями, умениями, навыками. Степень осознания необходимости в получении знаний зависит от предшествующего опыта. Творческое начало незначительно, преобладает копирование «кумиров». Основное содержание позиции – « я только учусь, а значит, не должен высовываться».

Психологическая установка «ремесленник». Обладает достаточным объемом знаний и навыков, хорошо исполняет их, которым руководствуется принципом «Мне сказали, и я сделал. Скажут, что не так, переделаю».

Со временем, когда с опытом ремесло приобретает оттенок творчества, а иногда становится и настоящим творчеством, психологическая мотивация претерпевает эволюцию. Основное содержание позиции – «Я знаю всё, что мне говорят, советуют, рекомендуют. Делаю так, как говорят. Я работаю с настроением, я хороший работник».

Психологическая установка «мастер». Не ждет советов и рекомендаций. Не любит их, относится к ним скептически. Не всегда может выработать и высказать свои рекомендации, но всегда ищет и находит собственный стиль в творчестве. Основное содержание позиции – «Я не хочу, как он (или она). То, что рекомендуют – сомнительно. Я подумаю над этим».

Параллельно с изменениями в мотивации своей творческой деятельности, у инвалида происходит эволюция в представлении и отношении к своему собственному статусу в коллективе творческой мастерской (студии).

Психологическая установка «рядовой». Я – член нашего объединения. Я – как все, у меня нет особых прав, особой ответственности.

Психологическая установка «активист». Я – рядом и чуть впереди основной массы наших ребят. Они сами меня избрали, и я стараюсь оправдать их доверие.

Психологическая установка «лидер». Я – главное действующее лицо в мастерской (студии) со всеми вытекающими отсюда последствиями. И ребята должны понимать это и за это меня уважать. Хотя могут и не любить, это их право.

Разумеется, названные выше психологические позиции в чистом виде могут встречаться не часто, возможны промежуточные варианты. Например, уже не ученик, но еще не подмастерье. Уже не ремесленник, но еще не мастер и т. д. Важно другое – специалист по реабилитации, анализируя изменения в мотивации творчества и статусе своего ученика, вправе зафиксировать их в качестве весомого показателя результативности его занятий в мастерской (студии), влияния творческого процесса на его реабилитацию.

ОЦЕНКА ЛЮБИТЕЛЬСКОГО ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТВОРЧЕСТВА

– ЭТО ОТВЕТСТВЕННО И СЛОЖНО.

Ирина Иевлева, председатель жюри конкурсов людей с ограниченными возможностями «Полярное сияние», «Поющие руки», «Крылья души», «Умка», Заслуженный работник культуры Российской Федерации

Преодоление,

Преодоление,

Преодоление.

Творчество людей с ограниченными возможностями – яркая, своеобразная страница культуры российского сообщества. Встречаясь с инвалидами на сцене, знакомясь с их авторским творчеством, не перестаёшь восхищаться, прежде всего, жажде познания и преодоления. Преодоления во всём: начиная от выбора репертуара, поиска сценического имиджа, да собственно и самого выхода на сцену.

Людьми с ограниченными возможностями, но желающими познать всю прелесть наслаждения искусством, созданы два новых жанра: жестовое пение для людей, физически лишенных дара слышать и говорить, и танцы на колясках для людей, прикованных к инвалидным креслам. Но и во всех других, классических художественных и прикладных жанрах любительского творчества, людьми с ограниченными возможностями создается своя стилистика, исполнительские приемы, выбирается репертуар, удобный для их исполнительских возможностей. Главным оценочным критерием для тех, кто взял на себя миссию экспертов, должен стать фактор преодоления.

В различных конкурсах и фестивалях районного, городского, областного и регионального показов за прошедшее время люди с ограниченными возможностями продемонстрировали свои художественные навыки практически во всех жанрах.

Вокально-хоровой жанр.

В этом жанре принимают участие люди практически со всеми видами заболеваний: болезней, скрытых от постороннего взгляда, и явных физических и психических недугов. Главным оценочным критерием здесь является чистота вокальной интонации , т. е. наличие музыкального слуха. Чаще всего большинство исполнителей обладают хорошими музыкальными данными. Практика показала, что порой абсолютным музыкальным слухом обладают люди с заболеваниями органов зрения.

Вокальный жанр даёт возможность душевного самовыражения, и поэтому вторым определяющим критерием в оценке является художественно-выразительное мастерство . Отрицательным проявлением артистизма здесь может быть искусственная, часто чрезмерная наигранность, некая «расхристанность, разухабистость» выразительности, или чрезмерно жалостливо-слезливые интонации. (Особенно это проявляется тогда, когда звучат авторские произведения, или произведения, рассказывающие о себе подобных).

Особое внимание следует обратить на репертуар . Вспоминая историю, отмечаешь, что в первых конкурсах инвалидов доминировал жесткий, подчеркнуто суровый драматизм. Вероятно, это было созвучно душевному состоянию певцов. Но в том то и заключается работа по подготовке участников к конкурсу, чтобы «вытащить» из них лучшие светлые чувства, подбирая мажорный репертуар по музыкальной и литературно-содержательной окраске. Ведь со сцены они будут делиться чувствами и эмоциями со своими собратьями. А каждый конкурс – это дорога к взаимоподдержке, дружбе, взаимопониманию . Душевным откровением стал IV областной конкурс инвалидов «Крылья души», прошедший в ноябре 2004 года, когда практически все певцы выбрали себе образы и во время исполнения не находились в своём, личном болезненном мире, а естественно и органично пели об общечеловеческих думах, проблемах, радостях. (Из личного опыта хочу отметить, что занятия вокалом очень благотворно сказываются на людях, страдающих психическими заболеваниями, – ведь пение снимает агрессию, активизирует память, организует телодвижения. Пение под собственный гитарный аккомпанемент даже физически укрепляет инвалидов-колясочников. Для того чтобы качественнее петь и играть, исполнителю необходимо держать осанку. А это дополнительная физическая нагрузка и, естественно, - тренировка. Исполнение светлых песен-зарисовок позитивно влияет на людей, лишенных зрения, и в процессе пения, игрой собственной фантазии, пытающихся, может быть, по-своему видеть мир).

Следующим критерием является рост исполнительского мастерства. Многие годы организаторы досуга инвалидов и люди, оценивающие их творчество в конкурсах, остаются неизменными. Поэтому педагогично сравнивать исполнительское мастерство одного и того же исполнителя в разные периоды творчества и в соответствии с этим делать выводы. Самым негативным в этом случае является «топтание на месте», т. е. когда исполнитель на протяжении нескольких лет, как вокалист, не меняется, оставаясь однообразным. Негативным фактором является и повторяющийся из года в год репертуар.

Особого внимания заслуживает аккомпанемент исполнителя. Исполнитель должен иметь или своего аккомпаниатора, или фонограмму минус один. Качество аккомпанемента в целом значительно сказывается на общем представлении исполнителя. Хорошее музыкальное сопровождение дополняет плюсов к оценке, плохое – с точностью наоборот.

Инструментальный жанр.

Игра на музыкальных инструментах – жанр, практически доступный каждому. Основным оценочным критерием здесь является чистота интонационного и ритмического ансамбля. Детские коллективы чаще всего показывают мастерство игры на ударных и шумовых инструментах. При оценке таких выступлений стоит обратить внимание не только на исполнительскую технику артистов, но и на оркестровки, сделанные руководителями. Безусловно, здесь главный критерий – доступность, но порой руководители умышленно облегчают и так достаточно простую оркестровку, делая представление очень упрощенными.

Наряду с ансамблевым исполнением очень часто представляется жанр игры на гармони. Учитывая, что гармонисты-любители, как правило, подготавливают своё выступление сами, достаточно сложно оценивать выступления. Здесь главный ориентир – техника игры на гармони, грамотность гармонизации мелодий, выдержанные по форме музыкальные произведения. Часто сами гармонисты себе аккомпанируют, исполняя песни, частушки и т. д. В данном случае необходимо уточнить с самим исполнителем, к какому жанру его отнести: к вокалистам или исполнителям на народных инструментах.

В инструментальном конкурсе применимы оценочные критерии из вокального жанра.

Жестовое пение.

Это художественный жанр, а точнее вид искусства, создан самими инвалидами. Зрелище это необычное, очень яркое и эмоциональное. Звучат записи лучших отечественных исполнителей, а в это время люди, слабо или вообще не слышащие и не говорящие, посредством языка жестов, пластики и мимики доносят художественно-музыкальное содержание песни до слушателя. И вот здесь встает вопрос: как оценить слышащим и говорящим людям выступление. Главным оценочным критерием здесь становится жест. Не случайно подобные конкурсы имеют общее название «Поющие руки». Лучше всего такие выступления может оценить музыкант-дирижер и сурдопереводчик. Последний, один или несколько, следит за тем, насколько точно переведен песенный текст на язык жестов. А дирижер следит за тем, насколько «руки поют». Здесь важны музыкальная фразировка, динамика, певучесть мелодии, переданная руками, окончание фраз и т. д., общая драматургия песни. Рост исполнительского мастерства певцов-жестовиков обусловлен выбором репертуара. Первоначально, в первые годы становления жанра исполнители брали в основном танцевальные эстрадные шлягеры. (Для несведущих хочу уточнить, что исполнители-жестовики, выступая, ориентируются на физико-аккустическую вибрацию от звуковых колонок. Поэтому в жестовом пении всегда так громко звучат фонограммы). Сейчас им под силу исполнение лирических песен, кстати, именно в лирических произведениях возможен наиболее выразительный показ певучего жеста; бардовских песен, песен героико-гражданской тематики; дуэтное и ансамблевое исполнение. Пока что за пределами возможностей остаётся жестовый показ forte и piano (тихо и громко). Представителям этого жанра, вероятно, ещё сложно осознать эти оттенки человеческой речи.

Хореографический жанр.

Один из популярных массовых жанров. Главным оценочным критерием здесь является пластическое мастерство и хореографическая постановка (рисунок танца). В конкурсах творчества людей с ограниченными возможностями занятия хореографией представляются как художественно-реабилитационный жанр, прежде всего для людей с нарушением опорно-двигательного аппарата. Поэтому этот фактор с лечебным эффектом должен не игнорироваться, а, наоборот, учитываться, как основной. (Блестящим примером являются хореографические номера в исполнении детей из Архангельского реабилитационного центра). Занятия хореографией, создание художественного образа посредством пластики одухотворяют, организуют, синхронизируют действия группы детей (хореографией в основном занимаются дети и юношество), создают общую художественную ауру, заставляют переключать сознание с личных внутренних мыслей на образный ряд танца или пластического номера. Сложность или простоту хореографического номера обязательно следует сопоставлять с физическими и эмоциональными возможностями исполнителей того или иного вида заболеваний.

Танцы на колясках.

Вплотную к хореографии примыкает жанр «Танцы на колясках». Этот жанр создан самими инвалидами и имеет сравнительно небольшую историю. Несмотря на это, уже проводятся мировые чемпионаты по бальным танцам среди колясочников, в России существует клуб для инвалидов «Танец на колясках». Здесь существуют тоже свои оценочные критерии. Танцевать на колясках может и один человек, и пара колясочников, и дуэт «Комби», где один из партнеров – колясочник, другой – здоровый человек. В данном жанре, прежде всего, оцениваются хореографическая композиция, и обязательно – пластика самого исполнителя , ведь в этом жанре, несмотря на необычные исполнительские возможности, всё-таки танцует человек, а не коляска.

Театральный жанр, художественное чтение.

Всё более становится популярным разыгрывание сценок и некая игра в театр. Исполнителям любого возраста нравится перевоплощаться в некий образ, одеваться в сценические костюмы. Но главное в оценке выступления театральных коллективов - режиссерское решение представления. Это не должно быть унылым прочтением текста. Это должно быть зрелище с завязкой, развитием и кульминацией сюжетной линии. Точно так же как в песенном жанре, здесь важна драматургия представления. Оценочным критерием является доступность репертуара, соответствие возрасту исполнителей.

Жанр художественного чтения, на взгляд непросвещенного зрителя, кажется простым. Стихотворение, по мнению многих, прочесть очень просто. Но это не так. Большое значение в этом жанре имеет речевая интонация исполнителя, сформированный «чтецкий» голос. Умение владения голосом – один из главных оценочных критериев. Патетика не должна перерастать в крикливость, напевность – в плаксивость и т. д. Эти исполнительские задачи доступны большинству, за исключением людей с заболеваниями речевого аппарата. В данном случае на первый план выходит сам факт поэтического чтения, когда человек преодолевает барьер невозможности разговора и ЧИТАЕТ СТИХИ. Вопрос репертуара достаточно проблематичен в чтецком конкурсе. С учетом исполнительского мастерства следует поддерживать незачитанный, оригинальный репертуар. Особого внимания заслуживает чтение прозы. Здесь применимы оценочные критерии театрального жанра вместе с чтецким. В жанре художественного чтения используются те же самые критерии, что и в других номинациях, указанных выше.

Сценический костюм, сценическая культура.

Общее впечатление от выступления участника конкурса во многом зависит от того, как он одет. Многие надевают на сцену свою нарядную одежду, и в этом нет ничего плохого. Но иногда, стараясь подражать профессиональным артистам, самодеятельные артисты для выступлений надевают сценические костюмы, совсем им не подходящие. Например: пожилые люди наряжаются в кичливые молодежные яркие сарафаны и короны. Хотя хороший сценический костюм всегда украшает артиста. Подчас, в таких случаях слышишь оправдательные реплики: «У нас есть только такие». Но лучше выти на сцену в своей, подходящей по торжественному случаю и облику одежде, чем в нелепом «сценическом» наряде. Сцена не терпит безвкусицы.

В любом конкурсе на общее впечатление от выступления влияет момент выхода и ухода со сцены. Исполнитель должен точно знать, откуда он выходит и куда, в какую кулису ему нужно уйти. Для многих людей с ограниченными возможностями нужны помощники на выход и уход. Они должны делать это достаточно смело и в то же время деликатно, чтобы не поставить в неловкое положение исполнителей. Незрячих исполнителей помощники должны сориентировать на микрофоны и зрительный зал, чтобы исполнитель во время номера не стоял вполоборота к зрителям. Исполнителей-колясочников не стоит выводить на самый край авансцены (тем более, если сцена небольшая). Лучше определить им точку выступления чуть глубже, чтобы дать возможность смотреть не на колёса коляски, а на лицо исполнителя. Во всех конкурсных выступлениях очень важно держать центр сцены. Бывали случаи, когда сами исполнители от робости старались быть ближе к кулисам, за которыми были их товарищи и педагоги. Режиссерам-постановщикам конкурсов следует очень тщательно продумать, как наиболее выразительно представить и текстово и визуально каждого участника конкурса.

Организация работы жюри.

Для того чтобы жюри работало грамотно и объективно, необходимо, прежде всего, познакомить всех его членов с положением о конкурсе, где сформулированы идейно-тематическая направленность конкурса, основные цели и задачи данного мероприятия, общие оценочные критерии. Если оценочные критерии не прописаны, их необходимо сформулировать составом жюри перед началом конкурса. Для этого надо выработать систему оценки. Опыт показал, что наиболее продуктивной и объективной является 5-бальная система. Это не система школьных оценок в обычном понимании. Наряду с баллами от 1 до 5, существует и десятые доли балла : например 2,1 или 4,9 и проч. Баллы с десятыми дают возможность наиболее детально оценивать выступления, отмечая самые тонкие отличия между выступлениями. Обязательным условием работы жюри должно стать наличие таблицы конкурсной программы для каждого члена жюри. Проставление оценок-баллов – работа очень ответственная, и каждый член жюри должен отнестись к ней со всей серьезностью.

Название жанра

Ф. И.О. члена жюри

Ф. И.О. исполнителя, возраст, вид заболевания

Какую территорию и учреждение представляет

Примечания

Техника исполнения

Художественная выразительность

Образное решение номера

Сценический костюм

Общий балл

В составе жюри должна быть счетная комиссия, подводящая арифметические итоги конкурса. После этого происходит обсуждение соответствия баллов качеству выступления того или иного исполнителя. По итогам обсуждения присуждаются награды: звания лауреатов, дипломы различных степеней. Если есть возможность, не плохо было бы поощрить благодарностями наиболее активных организаторов конкурса и педагогов. Наряду со степенными и лауреатскими дипломами обязательно иметь резерв дипломом со специальными формулировками: например «За волю к победе», «За оригинальность трактовки…», «За сохранение традиций…», «За лучший репертуар….» и т. д.

Оценка творчества людей с ограниченными возможностями – задача очень сложная, деликатная, когда постоянное ощущение сострадания не должно мешаться с профессиональными требованиями к исполнителям. Важно точно знать, что доступно человеку с конкретным заболеванием и что этот человек преодолел, готовясь к участию и выступая в конкурсе.

Основная функция занятий художественным творчеством людей с ограниченными возможностями – дать возможность художественными средствами адаптироваться в современной жизни, преодолеть барьер замкнутости и отчужденности, развить коммуникабельность в каждом человеке, ликвидировать грань между людьми разных физических и умственных способностей. А главное - с помощью искусства способствовать укреплению если не физических, то духовных способностей каждого человека, веры в себя и неугасающей жажды жизни.

КАК ОРГАНИЗОВАТЬ И ПРОВЕСТИ МАССОВОЕ МЕРОПРИЯТИЕ ДЛЯ ЛЮДЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ…

* третий этап ­- основной (проведение мероприятий).

I этап – предварительный (идея - разработка проекта).

Первый этап - самый ответственный при организации любого мероприятия, который претендует на будущий успех.

На этом этапе организаторам очень важно правильно определить проблему той целевой группы, для которой данное мероприятие будет проводиться.

Определив проблему целевой группы, нужно ставить цель и определять методы, при помощи которых данную цель можно достичь.

Любой проект - это комплекс взаимосвязанных работ, для выполнения которых выделяются соответствующие ресурсы и устанавливаются определенные сроки.

Проект - это разовая деятельность, которая:

Имеет конечную цель и промежуточные задачи;

Выходит на определенный конечный результат, который может быть оценен;

Состоит из последовательности взаимосвязанных работ;

Имеет обозначенные временные рамки, т. е. дату начала и окончания;

Использует ограниченное количество ресурсов: финансовых, временных, информационных и человеческих;

Пример логической таблицы для составления проекта

Компоненты проекта

Объективные свидетельства (показатели, обоснования)

Внешние условия (факторы, предпосылки, допущения)

Постановка проблемы
1. Почему возникла необходимость в выполнении проекта?
2. Почему решение данной проблемы - приоритетная задача?

Какие источники информации, помимо самого заявителя, свидетельствуют о том, что проблема существует и ее важно решить?

1. Какие события, условия или решения, находящиеся вне контроля проекта, необходимы для того, чтобы:

Цель
1. Какова цель, на движение к которой направлена деятельность в рамках проекта? Как она связана с решением поставленной проблемы?
2. Кто выиграет в результате продвижения к цели? Как действия, предусмотренные проектом, изменяют существующую ситуацию?

1. Каковы средства проверки движения к цели?
2. Каким образом проверяющие организации/лица смогут убедиться, что проект вносит ожидаемый вклад в продвижение к цели?
3. Предусматривается ли проектом сбор данных, позволяющих измерять степень продвижения к цели?

Задачи и ожидаемые результаты
1. Какой конкретный эффект должен быть достигнут во время выполнения проекта, т. е. если проект будет завершен, то какого конкретно улучшения, или изменения следует ожидать в окружающей среде, положении данной группы населения и т. д.?
2. Как выполнение поставленных задач приближает ситуацию к достижению заявленных целей?
3. Какие результаты (их характер и количественное измерение) необходимо получить для выполнения поставленных задач?

1. Какие свидетельства, данные и показатели подтверждают, что проект выполнил поставленную задачу?
2. Каковы конкретные количественные методы измерения результатов, позволяющие проверяющему судить о степени выполнения работ по проекту?
3. Предусматривается ли проектом сбор данных, позволяющих контролировать и корректировать ход выполнения работ?

Выполнение поставленных задач способствовало продвижению к поставленной цели;
- достижение запланированных результатов приводило бы к выполнению задач;

Методы (мероприятия, проводимые в ходе проекта)
Какие мероприятия необходимо осуществить исполнителям проекта для получения указанных в проекте результатов?

Почему выбраны именно эти методы?

Применение указанных в проекте методов (проведение мероприятий) гарантировало бы получение ожидаемых результатов;

Ресурсы
1. Какие ресурсы, кадры, товары, услуги - должны быть использованы для проведения мероприятий, намеченных в проекте?
2. Из каких источников поступят эти ресурсы (исполнитель, сотрудничающие и поддерживающие организации, правительство, фонды, и т. д.)?

1. На основании чего планируются: уровень зарплаты, стоимость оборудования, уровень расходов на транспорт и другие услуги?
2. Какие показатели позволяют оценить эффективность использования средств?

Выделение необходимых ресурсов приводило бы к проведению мероприятий (применению указанных методов).
2. Каковы возможные препятствия в каждом из этих "переходов"?

К примеру , при разработке проекта по проведению фестиваля творчества детей с ограниченными возможностями «Полярное Сияние», было установлено, что у таких детей ранее практически не было возможностей участвовать в творческих мероприятиях, проводимых в учреждениях культуры города.

Данная проблема нашла отражение при определении целей разрабатываемого Положения о фестивале «Полярное Сияние» и методах достижения этих целей путем проведения фестиваля-праздника и фестиваля-конкурса.

Вторая задача на предварительном этапе – привлечь к реализации идей, проекта значительное количество заинтересованных и значимых организаций для проведения массового мероприятия. При этом с представителями заинтересованных или значимых организаций проводятся переговоры, и предварительно согласуется проект массового мероприятия.

При организации фестиваля «Полярное Сияние» в число учредителей вошли общественные организации инвалидов, которые были непосредственно заинтересованы в проведении подобных культурных акций.