Заместитель директора департамента здравоохранения. История создания

Первые достоверные известия о лечебных учреждениях в России относятся ко второй половине XVI столетия. В 1551 г. Стоглавый собор, созванный по инициативе царя и митрополита Московского, вынес решение об устройстве в государстве богаделен. При Иване IV распространение получает практика приглашения на русскую службу врачей- иноземцев, главным образом англичан. В 1581 г. ими в Кремле была учреждена первая аптека (т.н. царева) для обслуживания монарха и членов его семьи. К этому же времени относится образование в Москве Аптекарского приказа, с которого и начинается организация медицинской части в России. Первоначально приказ был дворцовым, однако, уже в XVII в. он приобрел характер общегосударственного учреждения. В его ведении наводились все медики (доктора, лекари, аптекари и пр.), среди которых со временем появляется все больше русских уроженцев. К компетенции приказа, наряду с медицинским обеспечением царского семейства и чинов Государева двора, относилась также противоэпидемическая деятельность, определение годности служилых людей, проведение экзаменов для иностранных врачей приезжавших в Россию и т.д.

В XVII в. в Москве открылось несколько аптек со свободной продажей лекарств населению и появились первые больницы. К 1682 г. относится указ царя Федора Алексеевича об организации, в ведении Аптекарского приказа, двух гражданских госпиталей в Москве: в Знаменском монастыре и на Гранатном дворе у Никитских ворот.

В этот же период начинается подготовка собственных медицинских кадров. В 1654 г. при Аптекарском приказе в Москве была открыта первая медицинская школа, существовавшая несколько десятилетий. В конце XVII века за границу для получения специального образования было отправлены несколько молодых людей. В следующем столетии русские врачи, наряду с иностранцами, составили основу отечественного медицинского корпуса, формировавшегося на новых государственных началах.

МЕДИЦИНСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ В МОСКВЕ И В РОССИИ С НАЧАЛА XVIII века до 1775 года

Реформы всего государственного строя, проводившиеся Петром I, не могли не затронуть и медицинскую часть. Прежде всего это проявилось в приеме на русскую службу врачей- иноземцев, в невиданных до этого масштабах, и появлении новых лечебных учреждений. В 1701 году было указано устроить 8 новых аптек в Москве, а несколько позже, на Красной площади возникла Главная аптека. 25 мая 1706 г. Петр подписал указ об организации госпиталя за Яузой, против Немецкой слободы (в настоящее время Главный военный госпиталь имени Н. Н. Бурденко). Госпиталь, открытый в следующем году, и учрежденная при нем школа (с 1798 г.- Медико-хирургическая академия), на долгое время стали не только крупнейшим военно-медицинским центром, но и «опорным пунктом московского здравоохранения».

Была проведена и административная реформа управления медицинской частью. В 1707 г. в Петербурге учреждена Аптекарская канцелярия, которая вместе с Аптекарским приказом в Москве, осуществляла руководство всей медициной в России. В 1716 году в Москве, как отделение находившейся в Петербурге Медицинской канцелярии, была учреждена Медицинская контора (с 1763 г. в ведении Медицинской коллегии, с 1808 г.- Медицинского департамента Министерства внутренних дел, в 1876 г.- переименована в Московское врачебное управление). Контора (а позже управление) осуществляла медицинский надзор за аптеками, выдавала разрешения на открытие больниц и лечебниц, проводила испытания аптекарских и лекарских учеников и т.д.

Несколько позже, в столицах были созданы первые административные органы управления городской медициной- физикаты.

В 1763 г. в Москве была учреждена первая в России больница гражданского ведомства, получившая по имени своего основателя-цесаревича Павла Петровича, название Павловской (в настоящее время 4-я городская клиническая больница).

Местом для больницы цесаревич выбрал дом генерал- прокурора Глебова, близ Данилова монастыря.

Первоначально в больнице было 25 кроватей, но число их постоянно увеличивалось. В начале XIX в. для больницы, по проекту Казакова, было построено новое поместительное каменное здание. Через 100 лет, после основания Павловской больницы, число штатных кроватей достигло 177.

Павловская больница, в числе некоторых других заведений, была принята под высочайшее «непосредственное и особое покровительство». Управлялась она назначаемыми императором главными директорами, а с 1859 г.- почетными опекунами.

Появление Павловской больницы непосредственно предшествовало учреждению других больниц гражданского ведомства после реформ последней четверти XVIII в. Большую роль в подготовке врачей для этих больниц сыграл открытый в 1764 г. медицинский факультет Московского университета.

МЕДИЦИНА МОСКВЫ С 1775 г. ДО ЭПОХИ «ВЕЛИКИХ РЕФОРМ»

Преобразования императрицы Екатерины II почти на целое столетие определили состав и структуру губернских и городских учреждений. Изданное в 1775 году «Учреждение для управления губерний», в числе прочих органов власти на местах, вводило в штат каждой губернии приказ общественного призрения. Среди его функций были и непосредственно касавшиеся медицинской части:

Учреждение для управления губерний" давало и рекомендации по устройству больниц.

В Москве приказ общественного призрения был открыт в 1782 г. и первой больницей поступившей в его ведение оказалась Екатерининская, основанная несколькими годами ранее, Еще в 1775 г. императрица распорядилась учредить в Москве "под ведомством здешней полиции" больницу и богадельню для неимущих горожан. В следующем году" больница на 150 кроватей была торжественно открыта. Первоначально она размещалась в здании бывшего карантинного двора, но в 1833 г. была переведена в дом князя Гагарина у Петровских ворот (вскоре получила название Новоекатерининской).

С открытием Екатерининской больницы, в которой было выделено 26 кроватей для умалишенных, началось медицинское наблюдение за душевнобольными в Москве. В 1808 г. в селе Преображенском было построено здание Дома для умалишенных, который с 1833 г. находился в ведении Попечительного совета заведений общественного призрения в Москве и в 1838 г. был переименован в Преображенскую психиатрическую больницу (в настоящее время - психиатрическая больница № 3 им. В А. Гиляровского).

В 1843 году в ведении приказа общественного призрения была учреждена больница для чернорабочего класса людей на 500 кроватей (по образцу подобной больницы в Петербурге). Позднее, в трех частях города были открыты ее отделения, ставшие со временем самостоятельными больницами(Яузская, Басманная и Мясницкая), а сама больница для чернорабочих получила название Староекатерининской (в 1923 г. на ее базе основан Московский областной научно- исследовательский клинический институт им. М.Ф. Владимирского).

Две московские больницы, открытые в первой половине XIX века, находились в управлении Ведомства (до 1828 г.- канцелярии) учреждений императрицы Марии: Мариинская больница для бедных (основанная в 1806 г.) и т.н. Градская больница. Больница была рассчитана на 450 кроватей и принимала людей «всех званий свободного и крепостного состояния, за исключением служащих военных чинов». В начале ХX века она именовалась 1-ой городской больницей имени Н.И. Пирогова, а в советское время стала базой 2- го Московского медицинского института.

Еще две крупных московских больницы были основаны и содержались на пожертвования частных лиц: больница при Странноприимном доме графа Шереметева (открыта в 1810 г., в 1923 г. на ее базе создан НИИ скорой помощи им. Н.В. Склифосовского) и Голицынская больница (в 1919 г. объединена с 1-ой городской).

ВРАЧЕБНО-САНИТАРНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ МОСКВЫ ОТ ГОРОДОВЫХ ПОЛОЖЕНИЙ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX в. ДО 1917г.

Реформы второй половины прошлого столетия в значительной мере изменили систему власти в городах, построив ее на началах общественного самоуправления. Вместе с тем, городовые положения 1870, 1892 гг. (и отчасти 1862 г.) возложили на местные власти заботу о медицинском обеспечении обывателей и санитарном благоустройстве городов.

Сложившаяся в этот период врачебно- санитарная организация Москвы представляла следующую систему: все вопросы касавшиеся финансирования, учреждения новых лечебниц и т.п. разрешались Городской думой, по докладам Городской управы, с заключения Комиссии общественного здравия при Городской думе. В Городской управе "все дела, касающиеся здравоохранения, были сосредоточены в IX отделении, В 1896 г. для обсуждения и разработки вопросов по врачебно- санитарной части, сосредоточенных в IX отделении, был учрежден особый Врачебный совет и, в разное время, несколько совещательных врачебных комиссий.

В санитарном отношении город был разделен на 20 районов, каждый из которых находился в ведении особого врача. Помимо этого, в Москве существовал торгово- санитарный и школьно- санитарный надзор. Стали открываться и больницы собственно городского подчинения: 2- я городская больница им. князя АА. Щербатова (1866 г.) и детская больница Святого. Владимира (1876 г.).

В 1887 г. в ведение городского управления были переданы многие московские больницы: из Ведомства учреждений императрицы Марии - 1-я городская больница и из ведения Попечительного совета приказа общественного призрения- Преображенская, Староекатерининская, Яузская, Басманная и Мясницкая. В конце XIX- начале XX вв. широкое распространение получили пожертвования частных лиц (прежде всего представителей московского купеческого общества) на учреждение лечебных заведений, которые переходили в городское управление. Так были открыты больницы: Бахрушинская (1887 г.), глазная Алексеевская (1900 г.), детская Морозовская (1902 г.), Медведниковская (1903 г.) и др.

В 1894 году на Канатчиковой даче была открыта новая городская психиатрическая больница (что стало весьма актуальным учитывая переполнение и нехватку мест в Преображенской больнице). Крупные суммы на строительство внесли Боткины, Третьяковы и др. Сбор средств проходил по инициативе городского главы Н. А. Алексеева и новое лечебное заведение получило его имя (с 1922 года - Московская клиническая психиатрическая больница имени П.П. Кащенко).

В 1910 г. открылась еще одна больница (более чем на 500 кроватей), получившая со временем широкую известность среди москвичей. Средства на ее строительство были завещаны коммерции советником К.Т. Солдатенковым, причем средства очень значительные (около 2 миллионов рублей), что позволило оборудовать ее новейшей аппаратурой (в 1920 г. постановлением Моссовета больнице присвоено имя С.П. Боткина).

Всего к 1911 году на средства городского управления содержалось и находилось в его ведении 19 больниц на 6130 штатных кроватей (7- общих, 2-детских, 2- психиатрических, 1- глазная, 1- для больных венерическими болезнями, 1- для послеродовых больных, 3- для неизлечимых и хронических больных и 2- временных общих). Кроме того, в ведении города находилась сеть амбулаторий для приходящих больных и сеть родовспомогательных учреждений. Расходы на врачебно- санитарную часть в 1910 г. составили более 5 миллионов рублей (14,7 % всего городского бюджета).

Продолжали функционировать и лечебные учреждения, находившиеся в ведении правительства, различных филантропических обществ и принадлежавшие частным лицам. Общее число кроватей в московских больницах к 1917 г. достигало 9 тысяч. В конце XIX - начале XX вв. возникают новые направления в развитии медицины: служба скорой помощи и социальное страхование. Первые станции скорой помощи были открыты в Москве в 1898 году при полицейских домах. Через десять лет возникло Добровольное общество скорой помощи, создавшее собственную станцию на Долгоруковской улице и имевшее специальный автомобиль. Однако, с началом войны все станции были закрыты.

Органами социального страхования явились больничные кассы, создававшиеся на отдельных предприятиях или принадлежавшие целой отрасли. Но широкого распространения страхование не имело и, также как и служба скорой помощи, получило развитие только после революции.

СТАНОВЛЕНИЕ СОВЕТСКОГО ЗДРАВООХРАНЕНИЯВ МОСКВЕ С 1917 ПО 1931 г.

Фактически сразу после Октябрьской революции началось создание новой государственной системы здравоохранения. После победы вооруженного восстания в Москве заведование городским хозяйством перешло в ведение Совета районных дум, созданного Московским комитетом РКП (б). В числе структурных подразделений Совета было врачебно- санитарное IX отделение, которое возглавил Н.А. Семашко.

В декабре 1917 г. при Совете районных дум образуется Временное совещание по вопросам организации лечебно- санитарного дела в городе, а через три месяца-Санитарный совет.

11 марта 1918 года. Москва была объявлена столицей и вопросы организации здравоохранения в городе стали приобретать общереспубликанское значение. Вскоре в Москву был переведен Совет врачебных коллегий (высший медицинский орган в республике, замененный 11 июля 1918 года Народным комиссариатом здравоохранения).

В мае 1918 г. Президиум Моссовета принял в свое ведение лечебно-санитарное дело в городе. Врачебно- санитарное IX отделение было заменено Врачебно медико-санитарным отделом Моссовета. Во главе отдела был поставлен Н.А. Семашко (вскоре назначенный наркомом здравоохранения) и коллегия из трех человек, с октября 1919 года Врачебно- санитарный отдел был переименован в Городской отдел здравоохранения Московского Совета РиКД, а в 1920 г. слит с Московским губернским отделом здравоохранения (единое руководство Врачебно- санитарным делом в Москве и губернии (области) сохранялось до 1931 г.). С 1919 г. в течении десяти лет отдел здравоохранения в Москве возглавлял известный партийный деятель, один из лечащих врачей В.И. Ленина и его семьи - В А. Обух.

В первые годы после революции деятельность Мосздравотдела была направлена в первую очередь на борьбу с эпидемиями, санитарную очистку Москвы, установление полного контроля над всеми лечебными учреждениями столицы и губернии. этому не мало способствовали созданные в 1921г. секции здравоохранения при районных советах.

К 1924-1925 гг. в целом была восстановлена сеть и продуктивность медицинских учреждений существовавших до 1-ой мировой войны. В городе функционировали 30 соматических больниц (оказывавших помощь по всем специальностям), 2 туберкулезных больницы, 7 психиатрических больниц, 16 родильных домов и более 60 амбулаторий.

В 1919 г. было решено организовать станцию скорой помощи в Шереметевской больнице. С созданием в 1923 году НИИ имени Н. В. Склифосовского, призванного разрабатывать методические проблемы скорой медицинской помощи, городская станция стала его отделением (с 30-х годов вновь самостоятельное учреждение с сетью подстанций). Основными принципами государственной медицины в этот период стали: строгая централизация, бесплатность, общедоступность и профилактическая направленность. Эти принципы в целом определили развитие здравоохранения и в последующие годы.

ЗДРАВООХРАНЕНИЕ МОСКВЫ С 1931 ПО 1990 г.

В 1931 город Москва была выделена из области в самостоятельную административно-хозяйственную единицу. В том же году было принято постановление ЦК ВКП (б) «О московском городском хозяйстве и развитии городского хозяйства в СССР». Образованный городской совет (Моссовет) включал управления и отделы, ведавшие различными вопросами жизнедеятельности столицы. Вся медицинская часть (за исключением аптечного и ветеринарного дела) была отнесена к компетенции Мосгорздравотдела (в 1968 году решением Исполкома Моссовета преобразован в Главное управление здравоохранения).

К началу войны система медицинских учреждений столицы была полностью сформирована. В 1940 году в ведении Мосгорздравотдела находилось 138 больниц рассчитанных на прием 29,7 тысяч человек. Была создана сеть поликлиник (по несколько на район), диспансеров, консультаций, санитарно- эпидемиологических станций

В ходе Великой Отечественной войны многие московские больницы были преобразованы в военные госпитали, открывались дополнительные медико-санитарные пункты па предприятиях, значительно был усилен санитарный контроль за состоянием города. В послевоенный период приоритетными направлениями развития здравоохранения в Москве стали: расширение лечебно-профилактической сети, развитие службы скорой помощи и помощи на дому, аптечного дела и т.д. К 1947 году количество лечебных учреждений не только достигло, но и превзошло довоенный уровень. В том же году амбулаторно- поликлинические организации были объединены с больницами, что по мнению специалистов позволило существенно улучшить диагностическую и лечебную работу в восстановительный период.

Были разработаны и стали внедряться единые комплексные планы санитарно- технических и лечебных мероприятий. Широкое распространение получило профилактическое обследование учащихся; работники предприятий были охвачены участковым медицинским обслуживанием; больные гипертонией и сахарным диабетом ставились под постоянное диспансерное наблюдение. Большое внимание уделялось подготовке медицинских кадров. В ведении Мосгорздравотдела находились школы обучения среднего медицинского персонала. В 1954 г. было принято решение о дополнительном создании медицинских училищ для подготовки квалифицированных специалистов. К концу 60-х годов медицинские училища города ежегодно выпускали около 4 тысяч человек.

Развитие здравоохранения Москвы в 60-80 гг. во многом определялось включением в состав города новых территории и возникновением новых жилых районов. Для обеспечения медицинского обслуживания населения здесь создавались крупные больнично- поликлинические комплексы, увеличивалось число поликлиник, диспансеров, подстанций скорой помощи, санитарно- эпидемиологических станций, В 1989 году в подчинении Главного управления здравоохранения Мосгорисполкома находилось 995 амбулаторно- поликлинических и 168 больничных учреждений более чем на 100 тысяч мест. Среди крупнейших московских больниц (более чем на 1,5 тысяч мест каждая): городская клиническая ордена Ленина больница имени С.П. Боткина, городская ордена Трудового Красного Знамени клиническая больница № 1 имени Н.И. Пирогова, 67-я, 7-я, 52-я, 15-я городские клинические больницы.

СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ МОСКВЫ В 90-е годы

Произошли радикальные изменения в государственном устройстве страны. Ликвидация СССР и образование новых государств сопровождались переменами в административной, экономической и социальных сферах. Была проведена и реформа городского управления. В Москве, получившей статус субъекта Федерации, законодательная власть представлена Городской думой (сменившей Моссовет), а исполнительная - Мэром города и Правительством Москвы, к компетенции которых относятся все вопросы управления городским хозяйством, образованием, здравоохранением и т.д.

Главное управление здравоохранения еще в ноябре 1990 г. было реорганизовано в Главное медицинское управление Мосгорисполкома (а с образованием Правительства Москвы в Главное медицинское управление г. Москвы). В сентябре 1994 года Управление было преобразовано в Департамент здравоохранения г. Москвы, а последний, в свою очередь, 22 июля 1996 года был, распоряжением Мэра, преобразован в Комитет здравоохранения, затем в 2003 году снова в Департамент здравоохранения города Москвы. Основной его функцией остается «организация на территории Москвы оказания всех видов лечебно-профилактической помощи и фармацевтического обеспечения, осуществление исполнительно-распорядительных функций в отношении органов, учреждений, организаций и предприятий здравоохранения, аптечных предприятий, подведомственных Правительству Москвы».

March 11th, 2018

Вот такое письмо попало ко мне (пишет блогер опубликовавший данное письмо в facebook). Может и не ушло адресатам. Может и вброс. Но как то похоже на правду:

“Мэру города Москвы С.С. Собянину
Копия: Прокурору города Москвы В.В. Чурикову
Копия: Руководителю ТО Росздравнадзора по г. Москве
и Московской обл. А.Н. Плутницкому

Уважаемый Сергей Семенович!

Направляем Вам наше обращение в связи с неспособностью руководителя Департамента здравоохранения города Москвы Хрипуна А.И. организовать деятельность структурных подразделений и ряда чиновников Департамента в соответствии с действующим законодательством.

Мы предполагаем, что Хрипун А.И. для себя решил, что уже «достаточно поработал» на поприще медицины, практически уже «провозгласил» себя президентом одной из московских больниц (скорее всего Боткинская), и пустил здравоохранение города Москвы в «самостоятельное плавание» на усмотрение далеких от медицины чиновников типа Погонина А.В., Мухтасаровой Т.Р., Старшинина А.В., Максименко Е.В. и др.

В настоящее время вся работа ДЗМ построена на так называемых «откатах» и «подарках». Те главные врачи, которые регулярно пополняют карман чиновников Департамента, считаются хорошими руководителями. Возглавляемые ими учреждения даже при наличии грубых нарушений никогда не фигурируют в докладах с отрицательной стороны. Зато те главные врачи, которые не прониклись финансовыми затруднениями руководства Департамента, всегда в числе «отстающих».

Так, накануне дня рождения Погонина А.В., его «служебно - полевая жена» Значкова Е.А. и начальник управления Максименко Е.В. при любом удобном случае

предупреждали главных врачей о том, чтобы мы не забыли поздравить Погонина А.В. с этим «государственным праздником». При этом дарить лучше деньги, а размер такого подарка должен соответствовать статусу именинника - ведь Погонин А.В., как неоднократно нам говорилось, «зять самого Степашина С.В., и будущий руководитель ДЗМ!».

После празднования дня рождения, на ближайшем совещании стало ясно, что учет прислушавшихся к советам и не прислушавшихся велся очень добросовестно. По озвученным Погониным недостаткам в работе медицинских учреждений было очевидно, что все главные врачи были отсортированы на «поздравивших» и «не поздравивших», а «поздравившие» отсортированы на «поздравивших как нужно» и «просто поздравивших».

Новогодние поздравления чиновников Департамента позволили им окончательно распределить главных врачей города Москвы по категориям в зависимости от размеров «поздравлений», что и определило отношение к каждому из нас.
Таким образом стало ясно как нужно работать - можно вообще ничего не делать, главное вовремя подвозить подарки соответствующего размера Погониным, Старшининам, Масименкам и прочим как бы медикам. Главное - в размере подарка не ошибиться. Это важно.

Еще один способ шантажа главных врачей и, соответственно, источник получения «вознаграждений» - созданный в 2014 году по инициативе Погонина А.В. - ситуационный центр ДЗМ. Руководит им в настоящее время Герасимов С.А. По своей прошлой деятельности этот гражданин - автослесарь. Интеллектом, воспитанием и образованием не обременен совершенно. Порой с трибуны вещает такое, что нам стыдно за нашу ведомственную принадлежность к ДЗМ. Такое ощущение, что необходимо было срочно трудоустроить каких то наркоманов из соседнего притона, что и сделали с помощью вакантных должностей в ДЗМ.

Каждую неделю мы слышим торжественные раппорты о невероятно высоких достигнутых результатах работы ситуационного центра. Может быть в это кто нибудь и верит конечно, но нам то известно истинное лицо этой околомедицинской структуры типа «Рога и копыта». По первоначальному замыслу, главная ее задача - это обеспечение работы единой медицинской информационной автоматизированной системы (ЕМИАС). Одной из функций системы является контроль доступности для записи на прием к врачу. Всем известна очевидная зависимость количества желающих попасть на прием к врачу от времени года и роста заболеваемости в настоящий момент.

Обеспечить постоянно свободную доступность для записи можно только путем увеличением количества врачей. Но количество врачей в результате нескольких волн так называемой «оптимизации» только уменьшилось. И, как результат, возникают ситуации, когда ЕМИАС «красным» сигнализирует о невозможности записи к определенному врачу в определенной поликлинике. Такие ситуации периодически возникают во всех поликлиниках без исключения. На проводимых ДЗМ совещаниях, с главными врачами таких «покрасневших» поликлиник громко разговаривают, строго предупреждают, объявляют взыскания, а некоторых увольняют.

Но ЕМИАС обладает замечательно возможностью силами сотрудников ситуационного центра «озеленять» доступность. То есть можно сделать так, что доступности для записи к врачу как не было, так и нет, но система не сигнализирует «красным» как должна, а отмечает доступность «зеленым», как будто запись свободна. Вот эта "замечательная" функция и используется сотрудниками указанного центра для зарабатывания денег.

Главные врачи поликлиник, у которых доступность «красная», чтобы избежать унижений и оскорблений со стороны руководства ДЗМ, вынуждены платить сотрудникам центра за «озеленение». Как результат - доступности нет, но об этом знают только не попавшие на прием пациенты. Зато довольны все остальные - главного врача не унизили на совещании, а сотрудники центра, ради создания которого сократили несколько сотен врачей и медсестер, получат дополнительный, нигде не учтенный доход.

Цены на такое «озеленение» и порядок расчетов менялись несколько раз. По состоянию на 01 февраля 2018 года в ДЗМ действуют следующие тарифы:

. «Озеленение» текущей ситуации в зависимости от критичности (по определению начальника ситуационного центра Герасимова С.А.) по специалистам первого уровня - от 3 000 до 5 000 руб., по специалистам второго уровня - от 5 000 до 10 000 руб.

Чтобы учреждение не было «взято» в анализ на оперативное совещание (доклады Погонина А.В. или Максименко Е.В.) - от 5 000 руб. Стоимость таких услуг зависит от того, кто готовит материал для доклада и сам доклад. Если сам Герасимов С.А., то тариф 10 000 руб., т.к., по его словам, ему приходится арендовать жильё в Москве, а жизнь в этом городе очень дорогая, да и недавняя поездка в Мексику очень пошатнула его материальное положение.

Если ситуацию «озеленяет» рядовой сотрудник ситуационного центра самостоятельно, цена вопроса от 5 000 руб.
Таким образом, в вопросе работы ситуационного центра нам так же все понятно. Регулярные платежи в адрес соответствующих сотрудников центра позволят каждому руководителю «озеленить» ситуацию с доступностью независимо ни от времени года, ни от наличия в настоящий момент подъема заболеваемости.

А умножив количество совещаний в месяц (3-5) на количество учреждений, которых касается вопрос «цветности» (примерно 100) и на хотя бы 5000 рублей (минимальная стоимость «озеленения), мы можем подсчитать, сколько денег ежемесячно попадает в карманы сотрудников центра только за подтасовку результатов по доступности. На наш взгляд, можно не снимать жилье в Москве, а ездить на работу из Мексики.

Еще один источник наполнения личных карманов денежными купюрами в структуре ДЗМ - это так называемый «тайный пациент». Это изобретение в течение примерно года благополучно поправляло материальное положение работников Департамента и центра, а также изрядно попортило нервную систему руководителям учереждений. «Тайный пациент» - это когда под видом пациента в учреждение отправляется уполномоченный сотрудник Департамента (ну как в тыл к врагу) с заданием наковырять каких нибудь недостатков, о которых можно опять же громко поговорить и строго предупредить на совещании с главными врачами.

У главного врача так же как и в ситуации с «озеленением» нет желания терпеть унижения и, соответственно, ему проще заплатить за информацию о том, что в его учреждение направили таких мнимых пациентов. Тарифы в период использования этого метода взяточничества были следующими:

. «Тайный пациент» посещает учреждение по предварительному информированию - 5.000 руб.

О выезде «тайного пациента» информирует сотрудник ситуационного центра - 7 000 руб.

. «Решение вопроса на месте», с незначительными замечаниями - 3 000 - 5 000 руб.

Если руководитель не желал платить, или он отсутствовал, а дежурный администратор не был в курсе обязательности «благодарности» по отношению к «тайному пациенту», то нарушения создавались самими проверяющими, делались фотографии, а затем представлялись руководству как выявленные нарушения. Так, известны следующие искусственно созданные проверяющими нарушения:

Убирались стаканчики из кулеров;

Убирались бахилы из контейнеров;

К докладам о проверке прикладывались снимки пустых сестринских постов, которые брались из архива и зачастую не соответствовали проверяемому зданию. Порой даже старые фото выдавались за фото новой проверки, хотя в учреждении были перекрашены стены, перенесено расположение сестринского поста, кабинет дежурного врача находился в другом месте и т.д.

Мы эти факты фальсификации неоднократно предъявляли Погонину А.В., Максименко Е.В, выходящим к нам на проверки сотрудникам медицинской инспекции, но в результате получили только увеличение численности сотрудников ситуационного центра, обвинения со стороны Погонина А.В. и полная защита действий Герасимова и других сотрудников центра.

По словам Погонина А.В., ситуационный центр создан нам в помощь. Мы, главные врачи медицинских учреждений города Москвы, в работе этого центра видим только одни проблемы, и вообще никакой помощи. Вместо медицинской помощи населению, мы вынуждены заниматься «решением вопросов» с чиновниками ДЗМ и работниками ситуационного центра. Может, есть смысл больше оптимизировать не врачей с медсестрами, которые реально занимаются оказанием медицинской помощи, а вот такие «созданные в помощь» контролирующе - вымогающие структуры?

Вообще, на протяжение нескольких лет ситуация со здравоохранением в стране вообще и в Москве в частности напоминает описанную в известном произведении ситуацию в психиатрической больнице, где врачи с пациентами поменялись местами. Нами руководят и нашу деятельность контролируют, на наш взгляд, психически нездоровые и умственно неполноценные граждане. В их действиях и поступках усматривается откровенное желание как можно больше получить денег различными путями. Вопросы организации здравоохранения их на самом деле практически не волнуют. Они этого не знают и не умеют.

По перечисленным в письме проблемам мы дважды обращались к руководителю ДЗМ Хрипуну А.И. Результат наших обращений совершенно обратный ожидаемому - нам ограничили доступ в ЕМИАС и практически перестали приглашать в ситуационный центр для разбора возникающих проблем. То есть объяснение от руководителей учреждений по результатам проверок теперь не учитывается совсем. Создана практически идеальная ситуация для вымогательства и взяточничества. И, мы уверены, что такое положение дел в здравоохранении на протяжение еще нескольких лет полностью уничтожит всю медицинскую помощь в Москве.

С уважением, главные врачи учреждений здравоохранения города Москвы.”