Вячеслав комаринфекционные болезни и сестринское дело. Основы эпидемиологии Основы эпидемиологии инфекционных болезней
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Размещено на http://www.allbest.ru/
1. Эпидемиология. Определение и ее разделы
Эпидемиология - это общемедицинская наука, изучающая процессы возникновения, развития и распространения любых патологических состояний в человеческой популяции и разрабатывания меры борьбы и профилактики с ними.
Предметом изучения в эпидемиологии является эпидемический процесс.
Разделы эпидемиологии:
1-учение об эпидемиологическом процессе
2-противоэпидемич.средства и мероприятия (вакцины, дез.средства)
3-организация противоэпид. обслуживания населения (ЛПУ, госпитали, центры гигиены и эпидемиологии и др.)
4-частная эпидемиология (напр. эпидемиология туберкулеза и т.п.)
5-эпидемиологическая диагностика
2. Формирование и развитие эпидемиологии
Термин эпидемия - Гиппократ. Эпидемия («полюдие»).
Древний или «догиппократовский» -- XII--V в.в. до н.э. -- период эмпирических догадок и накопления некоторых фактов.
1. Гиппократовский -- V--IV в.в. до н.э. до XV--XVI в.в. -- впервые задумались над причиной (этиологией) массовых болезней, учение о конституции мест и лет.
2. Добактериологический -- XV--XVI в.в. до второй половины XIX в. -- Д. Фракосторо, Т. Сиденгейм, Д.С. Самойлович, Э. Дженнер и др.
3. Бактериологический -- 2-я половина XIX в. до 1-й четверти XX в. -- Л. Пастер, Р. Кох, И.И. Мечников, Н.Ф. Гамалея, Д.И. Ивановский и др.
4. Современный или научной эпидемиологии -- с 1-й четверти XX в. до настоящего времени - становление эпидемиологии как науки (Д.К. Заболотный, Л.В. Громашевский, И.И. Елкин, В.Д. Беляков и др.).
1 этап - добактериальный (до посл. четверти 19 века): 3 признака эпидемий (приуроченность к определенной местности, сезонность заболеваний, неравномерное поражение людей).
Самойлович - внедрение нового метода изучения заболеваний (статистический метод)-1837г. 1870 г.-эпидемиологический листок.
2 этап-бактериологический - период открытия вакцин и сывороток (1-е десятилетие и до начала 20 века):
Луи Пастер-иммунопрофилактика - метод атенуации (ослабление микробов на модели бешенства)
Дженнер - вакцина против кори
Роберт Кох - метод выделения чистых культур, метод окраски культур, микобактериальные поражения (туберкулез)
И.И. Мечников - фагоцитоз
3 этап-спад эпидемиологии и формирование микробиологии возр-ие и развитие эпидемиол. на новой научной основе 2 четв.20 века; теоретическое обоснование эпидемиологии как науки.
4 этап- Возрождение эпидемиологии как общей медицинской науки.
5 этап-50е годы
Исторический период учения об эпидемиях начинается с Гиппократа (460 -377 гг. до н. э.). В трудах под общим названием "Семь книг об эпидемиях" Гиппократ обосновал гипотезу "эпидемической конституции". Предполагалось, что при определенной "конституции местности и времени" возникают миазмы - некие вещества, проникающие в организм из воздуха и обусловливающие заболевания людей.
итальянский врач Джироламо Фракасторо (1478-1553 гг.) создал цельное учение о причинах и способах распространения эпидемических болезней. Фракасторо установил, что существуют заразные болезни, обусловленные зародышами (контагиями), которые размножаются. Болезни передаются контактом (прикосновением) - прямым и непрямым и на расстоянии. Ученый считал, что контагии способны воспроизводить себе подобных. Основоположником отечественной эпидемиологии является Данила Самойлович (1724-1810 гг.), который был последовательным сторонником представления о контагиозной природе эпидемий. Данила Самойлович принимал личное участие в борьбе с эпидемией чумы в Москве в 1771-1772 гг., организовывал карантинную и противоэпидемическую службу, Д. Самойлович одним из первых сделал попытку применить микроскоп для обнаружения живых возбудителей инфекционных болезней, существование которых он твердо защищал. Благодаря работам Л.Пастера, Р. Коха, И. Мечникова и многих других ученых, в 70-90-х годах прошлого века инфекционная природа эпидемических болезней стала уже не гипотезой, а фактом. Появилась новая наука - бактериология. Д.К. Заболотный выполнил многочисленные классические исследования по микробиологии и эпидемиологии холеры, сыпного тифа. Он совместно с Л.М. Исаевым установил в 1911 году роль тарбаганов в качестве источника чумной инфекции в Восточной Азии. Д.К. Заболотный является автором первой отечественной книги "Основы эпидемиологии". Ему же принадлежит заслуга организации в 1922 году первой кафедры эпидемиологии на медицинском факультете в г. Одессе.
Особое значение имеют исследования выдающегося ученого, одного из основателей советской школы эпидемиологов Л.В. Громашевского (1887-1980 гг.). Л.В. Громашевским создано учение об эпидемическом процессе, разработано классическое учение о механизмах передачи возбудителей инфекционных заболеваний, предложена классификация инфекционных болезней.
3. Место эпидемиологии в системе медицинских наук
Эпидемиология - комплексная наука, интегрирующая достижения целого ряда отраслей знаний. «Клиническая медицина, патология, бактериология, иммунология - все несут помол на мельницу эпидемиологии», - эпидемиолог К. Сталлибрасс.
за последние годы эпидемиология, как и многие другие науки, становится целой системой взаимосвязанных дисциплин. В ней все более выделяется ряд сравнительно самостоятельных областей и направлений исследований, среди которых наиболее очерчены следующие разделы.
Количественная эпидемиология - включает специфические приемы и методы исследования, начиная от обычных статистических оценок и кончая математическим моделированием с применением электронной вычислительной техники.
Географическая эпидемиология - изучает закономерности и особенности территориального распространения и распределения инфекционных болезней.
Историческая эпидемиология - исследует эпидемиологические особенности заразных болезней в том или ином периоде исторического развития общества.
Эпидемиологическая микробиология - предполагает выяснение источников инфекции и путей циркуляции возбудителей инфекционных болезней.
Эпидемиологическая иммунология - изучает иммунологические сдвиги у населения и иммунологические факторы в развитии и угасании эпидемий.
Эпидемиологическая генетика - изучает механизмы формирования естественного иммунитета (который во многом генетически детерминирован), а также генетику патогенных микробов, изменчивость которых сказывается на течении эпидемического процесса. Экологическая эпидемиология - включает изучение комплексного воздействия факторов социальной и природной среды на развитие эпидемического процесса в различных временных и социальных условиях. Таким образом, эпидемиология как наука представлена целым комплексом взаимосвязанных направлений, включающих микробиологические, иммунологические, кибернетические, экологические и другие области знаний.
4. Механизмы развития эпидемического процесса
Эпидемический процесс является сложным социально-биологическим явлением. Биологическую основу его составляет взаимодействие трех составных звеньев ("триада Громашевского"):
Источника возбудителя инфекции,
Механизма передачи возбудителя и
Восприимчивого организма (коллектива)
Эпидемический процесс
Источник инфекции (1-е звено)
Зараженные люди, зараженные животные
Бактерионосители
Механизм передачи (2-е звено)
I фаза -- выделение возбудителя из организма
II фаза -- пребывание возбудителя во внешней среде
III фаза -- внедрение возбудителя в новый организм
Восприимчивый организм или коллектив (3-е звено)
В рамках данного раздела учения об эпидемическом процессе выделяют три теории:
1) теория саморегуляции эпидемического процесса;
2) теория механизма передачи возбудителей инфекционных болезней;
3) теория природной очаговости инфекционных болезней.
5. Влияние биологических факторов на эпидемический процесс
6. Учение об эпидпроцессе, его разделы
Современное учение об эпидемическом процессе включает три раздела: атенуация вакцина эпидемиология
Факторы эпидемического процесса;
Механизм развития эпидемического процесса;
Проявления эпидемического процесса.
7. Эпидемический процесс. Факторы и формы проявления эпидпроцесса.
Факторы эпидемического процесса:
Различают спорадическую заболеваемость (единичные, как бы не связанные между собой случаи болезни) и эпидемическую (групповую) заболеваемость
Эндемические инфекционные болезни (эндемия) -- постоянно существующие на данной территории в силу ряда природных, бытовых или социальных условий.
Экзотические инфекционные болезни -- это болезни, несвойственные данной территории. Они могут быть следствием завоза возбудителя инфицированными людьми или животными, с пищевыми продуктами или различными изделиями. При появлении экзотических болезней даже небольшое число больных дает основание для употребления термина "вспышка" или "эпидемия", например при холере.
8. Учение о природной очаговости. Основные положения теории Павловского Е.Н.
Природная очаговость (Павловский)- эпидемия - явление, при котором возбудитель инфекции, специфический его живой переносчик (кровососущее, членистоногие) животные-резервуар возбудителя инфекции в природе в течение смены своих поколений неограниченно долгое время существует в природных условиях в составе различных биоценозов вне зависимости от человека как походу прошедшей эволюции, так и в настоящее время.
Павловским для некоторых инфекционных болезней человека (так называемых трансмиссивных болезней). Характерной чертой этой группы болезней является то, что они имеют природные резервуары возбудителей среди диких животных (преимущественно грызунов) и птиц, среди которых постоянно существуют эпизоотии. Распространение же болезни происходит при посредстве кровососущих членистоногих. Так, клещи, зараженные от больных животных, нападая на здоровых, передают им инфекцию. Таким образом, возбудитель заболевания циркулирует в природе по цепи: животное -- переносчик -- животное.
9. Влияние социального фактора на эпидпроцесс
а) с позиции влияния социальных условий на эволюцию возбудителей, историческое формирование инфекционных болезней человека, становление эпидемического процесса;
б) с позиции влияния социальных условий на распространение инфекционных болезней на различных этапах развития человеческого общества, а также при различных социальных потрясениях (войны, голод и т.д.);
в) с позиции влияния социальных условий на распространение инфекционных болезней в современных условиях.
10. Проявление эпидемического процесса
1) термины, отражающие проявления эпидемического процесса на качественной основе;
2) термины, отражающие проявления эпидемического процесса на количественной основе.
11. Факторы эпидемического процесса
Колебания интенсивности эпидемического процесса в пространстве и во времени соответствует 4 фазам его развития:
Резервации;
Эпидемического становления возбудителя инфекции (предэпидемическую);
Эпидемическую;
Резервационного становления возбудителя инфекции (предрезервационную), переходящая затем в первую фазу.
Положение о фазности развития эпидемического процесса имеет наряду с теоретическим, большое практическое значение, конретизируя мероприятия по борьбе с инфекционными заболеваниями на различных этапах - фазах развития эпидемического процесса.
Основные положения теории саморегуляции эпидемического процесса следующие:
5. Формирование эпидемического штамма начинается при достижении определенного порога восприимчивых лиц в цепи циркуляции возбудителя.
6. Переход к фазе резервации наступает при достижении определенного порога иммунных лиц в цепи циркуляции возбудителя.
7. Качественные и количественные изменения в развитиии эпидемического процесса являются результатом саморегуляции эпидемического процесса под воздействием как меняющихся социальных и природных условий, внутренних механизмов функционирования системы.
8. Механизм саморегуляции эпидемического процесса при отдельных нозологических формах и диапазон необходимых и достаточных природных и социальных условий его развития определяют направление его профилактики.
Теория саморегуляции эпидемического процесса применима к тем инфекциям, механизм передачи которых формирует иммунитет, т.е. обеспечивает постоянное массовое распространение возбудителя.
Теория саморегуляции эпидемического процесса открыла новые подходы к:
Группировке противоэпидемических мероприятий - соотвественно фазам развития эпидемического процесса;
Создала предпосылки к развитию раздела эпидемиологии - эпидемиологическая диагностика;
Обосновала систему оценки качества и эффективности противоэпидемических мероприятий, как обязательного компонента в управленческой деятельности в системе противоэпидемического обслуживания и дальнейшего развития эпидемиологического надзора.
Размещено на Allbest.ru
...Подобные документы
Характеристика эпидемиологии - науки о закономерностях возникновения и распространения заразных болезней в человеческом обществе, методах их профилактики и ликвидации. Анализ признаков эпидемии, природных и социальных факторов эпидемического процесса.
презентация , добавлен 23.01.2010
Ознакомление с биографией Роберта Коха. Изучение основных работ данного немецкого врача в области бактериологии и эпидемиологии. Рассмотрение роли открытия бациллы сибирской язвы, холерного вибриона и туберкулезной палочки для общего развития медицины.
реферат , добавлен 06.12.2015
Место вакцинопрофилактики в борьбе с инфекционными болезнями. Общие сведения о вакцинах, история их появления, определение и классификация. Свойства и получение вакцин, применение сывороток в биотехнологии, их общая характеристика и способы получения.
реферат , добавлен 21.01.2010
Патологическая анатомия является составной частью патологии - науки, изучающей закономерности возникновения и развития болезней, отдельных патологических процессов и состояний человека. Четыре основных периода в истории развития патологической анатомии.
учебное пособие , добавлен 24.05.2009
Определение понятия, предмета и методов эпидемиологии как одной из современных медицинских наук. Изучение закономерностей возникновения и распространения неинфекционных заболеваний. Рассмотрение основных вопросов профилактики заболеваемости населения.
реферат , добавлен 15.10.2015
История возникновения клинической эпидемиологии. Цели, основные положения, принципы и значение науки для медицинского персонала при принятии правильных решений в лечении больных. Примеры возможных систематических ошибок. Клинические вопросы и исходы.
презентация , добавлен 28.05.2014
Определение эпидемиологии неинфекционных заболеваний. Области исследования науки. Организменный уровень формирования патологии. Эпидемиология неинфекционных заболеваний, показатели и характеристики заболеваемости. Профилактика соматических болезней.
реферат , добавлен 13.10.2015
Изучение причин воздействия и развития эпидемий. Выявление факторов риска возникновения заболевания. Информированное согласие пациентов в клинических испытаниях и медицинской практике. Значение Хельсинской декларации Всемирной медицинской ассоциации.
презентация , добавлен 25.12.2014
Понятие и история изучения инфекционных болезней, главные причины их возникновения, источники и пути заражения человека. Эпидемический процесс, его основные этапы и анализ возможных последствий, пути и принципы профилактики, оценка ее эффективности.
презентация , добавлен 03.09.2014
Характерные особенности внутрибольничной инфекции, природа ее возникновения, классификация и факторы эпидемиологии, отличающие ее от классических инфекций. Источники внутрибольничной инфекции в хирургических стационарах. Классификация хирургических ран.
Эпидемиология - это часть медицинской науки, которая изучает объективные закономерности возникновения, распространения, прекращения инфекционных заболеваний в человеческом обществе и разрабатывает мероприятия, направленные на ликвидацию этих заболеваний (И. И. Елкин).
Основным объектом изучения эпидемиологии является эпидемический процесс и многочисленные факторы, влияющие на него. Эпидемический процесс - это непрерывная цепь последовательно развивающихся, взаимосвязанных эпидемических очагов, которые возникают в коллективе людей при определенных природных и особенно социальных условиях.
Наряду с этим в эпидемиологии применяется экспериментальный метод, позволяющий путем постановки различных опытов решать вопросы об эффективности тех или иных мер борьбы с заразными болезнями. Он дает возможность изучать отдельные элементы эпидемического процесса, более детально охарактеризовать свойства возбудителя, определить сроки выживания его в различных условиях, проверить эффективность средств и методов профилактики и лечения (вакцины, сыворотки, антибиотики и т. д.).
Правильная оценка результатов, полученных как в эпидемиологическом эксперименте, так и при эпидемиологическом обследовании, возможна только при условии тщательной статистической обработки полученных результатов. Поэтому эпидемиологи широко используют статистический метод. С помощью этого метода можно не только проанализировать и сравнить данный эпидемический процесс с аналогичным процессом, наблюдавшимся ранее, но и проследить его распространение по возрасту, полу, профессиям и т. д. Статистический метод необходим для того, чтобы определить изменение интенсивности течения эпидемического процесса по периодам года (сезонность), установить характер его движения (угасание, нарастание).
Эпидемиологию принято делить на два раздела:
а) общую эпидемиологию, изучающую общие закономерности эпидемического процесса и разрабатывающую общие мероприятия по борьбе и профилактике инфекционных заболеваний;
б) частную эпидемиологию, изучающую все эти проблемы более детально, применительно к отдельным инфекционным заболеваниям.
Эпидемический процесс - это процесс возникновения и распространения среди населения специфических инфекционных состояний от бессимптомного носительства до манифестных заболеваний, вызванных циркулирующим в коллективе возбудителем.
Эпидемический процесс обусловлен непрерывностью взаимодействия трех его элементов:
1) источника инфекции;
2) механизмов, путей и факторов передачи;
3) восприимчивости коллектива.
Отсутствие любого из этих звеньев приводит к прерыванию эпидемического процесса. На развитие эпидемического процесса большое влияние оказывают также социальные факторы окружающей среды.
1) Источник инфекции или «источник возбудителя инфекции» означает живой или абиотический объект, являющийся местом естественной жизнедеятельности и размножения патогенных микробов, из которого происходит заражение людей или животных. Источником инфекции могут быть организмы человека и животного (больного или носителя), а также абиотические объекты окружающей среды (вода, пища и др.). Инфекции, при которых источником инфекции служит только человек, называются антропонозными , а инфекции, при которых источником являются больные животные, но может болеть и человек - зоонозными . Кроме того, выделяют группу сапронозов , при которых источником инфекции служат объекты окружающей среды. К сапронозам, например, относятся легионеллезы, иерсиниозы.
2) Подмеханизмом передачи (табл.) понимают способ перемещения возбудителя инфекционных и инвазивных заболеваний из зараженного организма в восприимчивый. Этот механизм включает последовательную смену трех фаз (стадий):
1) выведение возбудителя из организма хозяина в окружающую среду;
2) пребывание возбудителя в объектах окружающей среды (биотических или абиотических);
3) внедрение возбудителя в восприимчивый организм.
Различают фекалъно-оралъный, аэрогенный (респираторный), кровяной (трансмиссивный), контактный и вертикальный (от одного поколения к другому, т.е. от матери плоду трансплацентарно) механизмы передачи.
Факторы передачи - элементы внешней среды, обеспечивающие перенос микробов из одного организма в другой. К ним относятся вода, воздух, почва, пища, живые членистоногие, предметы окружающей обстановки.
Таблица 1 - Механизмы, пути и факторы передачи инфекции для различных групп инфекционных болезней (по Л.В.Громашевскому)
Л №1: Тема: Основы эпидемиологии и дезинфекционного дела. Устройство и режим инфекционных больниц и отделений. Лечение и уход за инфекционными больными.
« Инфекция » переводится с латинского как «заражение».
« Инфекционные болезни » - это обширная группа заболеваний человека, вызванных патогенными вирусами, бактериями и простейшими.
Сущность ИБ состоит в том, что они развиваются вследствие взаимодействия макроорганизма и микроорганизма. Но это взаимодействие не всегда приводит к болезни.
« Инфекционный процесс » - это совокупность физиологических защитных и патологических реакций, возникающих в определенных условиях внешней среды в ответ на воздействие возбудителя.
В инфекционном процессе (ИП) имеются 3 участника :
1 микроорганизм
2 макроорганизм
3 окружающая среда
Роль микроорганизма:
Способность микроорганизмов вызывать ИП обусловлена 2-мя основными характеристиками:
1. Патогенность (болезнетворность) - характеризует способность микроорганизма проникать в организм человека или животного и использовать его как среду своей жизнедеятельности, размножения и вызывать патологические изменения в органах и тканях.
2. Вирулентность - степень (мера) патогенности конкретного штамма микроорганизма.
По степени патогенности микроорганизмы разделяют на 3 группы :
Не патогенные
Условно-патогенные
Патогенные
Роль макроорганизма:
Форма проявления ИП, длительность, тяжесть и исход зависят от состояния защитных механизмов макроорганизма.
К защитным механизмам относятся :
Наружные барьеры
Внутренние барьеры
Клеточные механизмы
Роль окружающей среды:
Важное значение имеют неполноценное питание, физические воздействия, интоксикации и другие.
Формы ИП:
Носительство
Инфекционная болезнь (ИБ)
1 Носительство
Возбудитель размножается, развивается в организме, выделяется, но клинические проявления отсутствуют.
2 Латентная инфекция
Это длительное бессимптомное взаимодействие организма с инфекционным агентом, который находится в неактивной форме. Но при воздействии различных факторов может наступить заболевание.
Повторное заражение и развитие инфекции, вызванной тем же возбудителем называется реинфекцией.
Одновременное возникновение 2-х ИП-ов называется микст-инфекцией .
Возникновение ИП, вызванного активизацией нормальной флоры, населяющей кожу и слизистые оболочки, называется аутоинфекцией .
Суперинфекция - дополнительное заболевание, развивающееся на фоне не излеченной первичной болезни от возбудителя другого вида.
Особенности ИБ.
В отличие от соматических болезней для ИБ характерны следующие особенности:
1. заразительность
2. специфичность
3. реакции инфицированного организма на микроорганизм
4. формирование специфического иммунитета.
5. цикличность.
Периоды развития болезни:
1. инкубационный (скрытый)
Начинается с момента проникновения возбудителя в организм и до клинического проявления симптомов болезни. Продолжительность его различна.
2. продромальный (начальный)
Начинается с появления первых клинических признаков болезни. Его симптомы свойственны многим ИБ. Продолжительность периода 1-3 дня.
3. основные проявления болезни (период разгара)
Ярко проявляются характерные симптомы данной болезни.
4. угасание симптомов болезни (ранний период реконвалесценции)
5. выздоровление (реконвалесценция)
Выздоровление может быть полным и неполным.
В течение ИБ могут развиваться осложнения, они бывают ранние и поздние.
В зависимости от особенностей выделяют различные формы ИБ:
1. течение ИБ по продолжительности:
Острое
Подострое
Хроническое
Затяжное
2. по тяжести течения:
Лёгкое
Тяжёлое
Очень тяжёлое
3. по выраженности характерных симптомов:
Типичное
Атипичное
Классификация ИБ
по Л. В. Громошевскому
Критерии: механизм передачи возбудителя и его локализация в организме хозяина.
2 Капельные инфекции
3 Кровяные инфекции
4 Инфекции наружных покровов
Интенсивность эпидемического процесса (ЭП) бывает различной:
спорадическая заболеваемость
эпидемия
пандемия
Для развития ЭП необходимо наличие 3-х основных факторов:
1. источник инфекции
2. механизм передачи
3 .восприимчивый организм
1. Источник инфекции – это среда обитания микроорганизма.
Болезни, при которых человек является источником инфекции, называют антропонозами.
Бактерионосителями могут быть практически здоровые люди. Реконвалесцентное носительство оно по длительности подразделяется на острое (до 3-х месяцев) и хроническое (от 3-х месяцев до нескольких десятков лет или пожизненно).
Транзиторные носители.
Болезни, при которых источником возбудителя инфекции является животное, называются зоонозами.
При зоонозах различают основные и дополнительные источники инфекции.
В настоящее время с появлением «новых» инфекций, выделена группа сапронозов.
Сапронозы – болезни, при которых источником инфекции являются абиотические факторы окружающей среды.
2 Механизм передачи – процесс перехода возбудителя из зараженного организма в не зараженный.
В механизме передачи возбудителя можно выделить 3 фазы:
1 Выделение возбудителя из зараженного организма
2 Пребывание возбудителя на объектах внешней среды.
3 Внедрение возбудителя в восприимчивый организм.
Механизмы передачи: - фекально-оральный
Аэрогенный
Контактный
Трансмиссивный
Вертикальный
Конкретные элементы внешней среды, которые обеспечивают перенос возбудителя, называются путями передачи .
Выделяют: - пищевой
Контактно-бытовой
Воздушно-капельный
Парентеральный и другие
Передача возбудителя от больного организма к здоровому происходит с помощью факторов передачи .
3 Восприимчивый организм – способность организма отвечать на внедрение возбудителя развитием ИП.
Определённое место, в котором существуют все 3 фактора ЭП, называется эпидемическим очагом .
Профилактика ИБ.
1.Мероприятия, направленные на устранение источника инфекции.
2. Мероприятия, направленные на разрыв путей передачи.
Дезинфекция (профилактическая, очаговая)
Дератизация
Дезинсекция
3. Мероприятия, направленные на повышение невосприимчивости к возбудителям инфекции.
Устройство и режим инфекционных больниц и стационаров.
Специализированная медицинская помощь инфекционным больным оказывается в инфекционных кабинетах поликлиник и в инфекционных стационарах.
Инфекционные больницы отличаются от других стационаров тем, что в них поддерживается специальный противоэпидемический режим. Работа инфекционной больницы основана по принципу поточно-пропускной системы, обеспечивающей разобщение больных при их поступлении и размещении в стационаре в зависимости от вида возбудителя.
В отделениях должен строго соблюдаться противоэпидемический режим.
Уход за больными составляет важную часть лечебных мероприятий, способствующих выздоровлению пациентов. Правильный уход за больными способствует физической и психологической поддержке больных, а также предотвращению развития осложнений.
Для лечения больных назначают лечебные столы:
- № 2
- № 4
- № 5
- № 7
- № 13
- № 15
Лечение инфекционных больных.
1. Э тиотропная терапия направлена на устранение причины, вызвавшей заболевание.
Правила назначения антимикробных препаратов.
Следует учитывать чувствительность микроба-возбудителя к применяемому препарату.
Доза должна быть достаточной для подавления роста и размножения патогенных микробов и не оказывать токсического действия на организм человека.
Строго учитывать особенности фармакокинетики препарата.
Строго соблюдать кратность введения препарата в организм в течение суток.
3 группы осложнений :
1. Токсические реакции
нейротоксическое действие
нефротоксическое действие
гепатотоксическое действие.
тератогенное действие
токсическая реакция Яриша - Герксгеймера
внезапное массовое разрушение (лизис) возбудителей ИБ с образованием большого количества эндотоксина .
2. Дисбактериоз .
3. Токсико- аллергические и иммунные реакции организма.
2. П атогенетическая терапия направлена на основные действия патогенеза и устраняет нарушенные функции органов и систем и усиливает защитные механизмы организма.
3. Симптоматическая терапия п рименяется для устранения болезненных симптомов.
4. И ммунотерапия. Используют в целях профилактики, лечения и диагностики ИБ.
Бактериофаги – вирусные частицы, которые вызывают разрушение живых, активно размножающихся форм бактерий.
Сыворотки или извлеченные из них специфические фракции иммуноглобулины используют для экстренной профилактики и лечения. Они способны взаимодействовать только со свободно циркулирующими в крови возбудителями. П репараты содержат уже готовые антитела и их введение создает пассивный иммунитет.
Вакцины используют для создания активного приобретённого иммунитета.
Эпидемиология– наука, которая изучает источники инфекционных заболеваний, пути их распространения, восприимчивость и меры предотвращения развития инфекции.
Распространение инфекции происходит по эпидемиологической цепочке:
источник инфекции – механизмы передачи – восприимчивость
Возбудители: бактерии, вирусы.
Источник инфекции – организм, в котором возбудитель инфекции живёт, размножается, выделяется жизнеспособным: больной человек, животное, бациллоноситель.
Механизм передачи – способ, при котором происходит передача возбудителя из заражённого организма в восприимчивый:
- воздушно-капельный
Слизистые оболочки, верхние дыхательные пути, кашель, чихание, разговор. Пути передачи: воздух и предметы обихода.
- фекально-оральный
Пути передачи: водный, пищевой, грязные руки, мухи.
- трансмиссивный
Пути передачи: естественный (насекомые) и искусственный (переливание).
- контактно-бытовой
Пути передачи: кожа, слизистые оболочки.
Индекс контагиозности (восприимчивости) =число заболевших/на общее число человек *100 %
Профилактика ИЗ
Карантин – система мероприятий, направленных на предупреждение возникновения и распространения ИЗ через контактных лиц.
Дезинфекция – уничтожение возбудителя болезни. Используется:
- физический способ (температура, облучение)
- химический способ (мыло, хлор)
Дезинсекция – уничтожение насекомых – переносчиков ИБ. Выделяются два направления:
- профилактическое (отпугивание)
- истребительное (уничтожение насекомых во всех местах на всех стадиях развития)
Дератизация – уничтожение грызунов – переносчиков ИБ. Выделяются два направления:
- профилактическое (защита жилища)
- истребительное
· механический (ловушки)
· химический (отравленные приманки)
· биологический (естественные враги)
Иммунитет – комплекс реакций, направленных на защиту организма от чужеродных веществ и инфекционных агентов.
Основной механизм – способность организма вырабатывать антитела.
Антигены – вещества, вызывающие в организме выработку антител и способности специфически реагировать с этими антителами.
Антитела – особые белки имунноглобулина, продуцирующиеся лимфоцитами под действием антигенов.
Виды иммунитета:
- видовой
· абсолютный
· относительный
· приобретенный
· естественный (активный и пассивный)
· искусственный (активный и пассивный)
Видовой иммунитет – наследственный признак данного вида.
Абсолютный иммунитет – иммунитет, возникающий с рождения.
Относительный иммунитет – менее прочный, зависит от воздействия внешней среды.
Естественный активный иммунитет – возникает после перенесённого заболевания.
Естественный пассивный иммунитет – обусловлен переходом антител из плаценты матери в кровь ребёнка.
Искусственный активный иммунитет вырабатывается при вакцинации здоровых людей.
Искусственный пассивный иммунитет возникает после введения человеку сыворотки, содержащей антитела против данного микроба.
Вакцины – препараты из убитых или ослабленных живых микроорганизмов, токсинов, которые вырабатывают искусственно активный иммунитет к данному заболеванию.
Вакцины вводят только здоровым людям!!!
Сыворотки и гаммоглобулины содержат готовые антитела против конкретного возбудителя, и после их введения создается кратковременный иммунитет. Их получают из крови переболевших или искусственно имевших иммунитет животных и человека.
Сыворотки и гаммоглобулины вводят заболевшим или бывшим в контакте с больным!!!
Кишечные инфекции
Брюшной тиф – острое инфекционное заболевание, характеризующееся лихорадкой, поражением кишечника, кожными высыпаниями, увеличением печени и селезёнки.
Возбудитель: палочка брюшного тифа
Источник: больной человек, бактерионоситель
Пути передачи: пищевой, водный, контактно-бытовой; локализуется на слизистых оболочках
Инкубационный период: 7-21 дн.
Симптомы: Внезапного проявления нет. Сначала температура 39-40 ° C. Головная боль, слабость, бессонница, к концу первой недели увеличивается печень и селезёнка. Через неделю на фоне повышения температуры появляется сыпь на коже. Изменяется стул (гороховый суп).
Осложнения: кишечные и кровяные кровотечения, образование язв в кишечнике и их перфорация с развитием перитонита.
Профилактика: изоляция больного, соблюдение правил личной гигиены, контроль над качеством воды, предметами общественного питания, борьба с мухами, вакцинация.
Дизентерия – острое инфекционное заболевание. Поражает слизистые оболочки толстой кишки.
Возбудитель: дизентерийная палочка
Источник: больной человек и бациллоноситель
Пути передачи: пищевой, водный, контактно-бытовой
Инкубационный период: 2-7 дн.
Симптомы: повышается температура, снижается аппетит, головная боль, слабость, боль в животе (внизу слева) носит схваткообразный характер, усиливается перед актом дефекации, жидкий стул с примесью крови.
Осложнения: при недолеченной острой формы может развиться хроническая.
Профилактика: см. выше, нет вакцинации
Холера относится к группе особо опасных инфекций, характеризуется поражением тонкого кишечника с развитием обезвоживания. Отмечается сезонность: летне-осенний период.
Возбудитель: холерный вибрион